Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

Научный журнал напечатал бессмысленную статью, написанную компьютером. Анна пишет статью в журнал субъект этой деятельности


Субъект деятельности - это что такое? Субъект и объект деятельности

Субъект и объект деятельности - важные категории в познании. Неверное отражение специфики субъект-объектных отношений в конкретной практической области применения может привести к серьезным последствиям для ее участников. В статье разграничены эти понятия на конкретных примерах.

Из истории формирования термина

субъект деятельности это

В истории познания разграничение активных и пассивных ролей для участников заложено в традицию еще с античности. Субъект деятельности - это основание, активное начало любого процесса. Если рассматривать термин в качестве производного от латинского "subjectus" — лежащий в основе, некий принцип, Можно истолковать это понятие в качестве постояного активного начала любой формы бытия: сознания, природы, общества. У Аристотеля понятие субъекта употребляется в смысле первичной субстанции, абсолютного начала любого движения и развития.

Только с семнадцатого века философ Рене Декарт ввел противопоставление двух начал в познании. Субъект - тот, кто познает, объект - то, на что направлена активность. В данном эпистемологическом поле значение термина употребляется и в настоящее время. Это, прежде всего, категории логики.

Логика - наука о непротиворечивости мышления. И стоит заметить, что безобидные, на первый взгляд, ошибки мышления иногда приводят к трагическим последствиям. Непонимание роли и значения субъекта в мировой эволюции, в формах жизнедеятельности общества - великое заблуждение людей.

Что такое субъект деятельности

Попробуем рассмотреть современное значение термина в разных областях его применения.

  • В философском смысле субъект деятельности - это индивид, активно познающий окружающую действительность (объект) и преобразующий его в процессе познания.
  • В социологическом поле субъектом может выступать как человек, группа, общество, так и человечество в целом, то есть любой участник социального взаимодействия.
  • В юридическом значении субъектом является носитель правоотношений, наделенный правами и обязанностями перед другими членами общества. Это может быть конкретное физическое либо юридическое лицо.
  • В психологии субъектом выступает человек, носитель психологических характеристик и свойств.

Сущность же при таком многообразии предметной среды остается единой: субъект - активное начало деятельности, направленное на объект познания и практического освоения окружающей действительности.

что такое субъект деятельности

Объект деятельности: какие у него характеристики?

Если субъект несет в себе активное начало, то объект является предметом его деятельности. В истории познания активная роль признавалась за человеком, пассивная - за окружающим миром. В силу свей способности к мышлению и созиданию именно человеку исконно приписывалось преобразующее начало в природе. С развитием естествознания и пониманием законов физики меняется роль объекта в процессе познания. Сила противодействия со стороны объекта также наделена активностью и влияет, в свою очередь, на субъект познания. Более того, субъект и объект деятельности в процессе взаимодействия могут меняться местами. Поэтому познание должно исходить из принципа взаимодействия не в понимании линейной направленности на объект со стороны человека, а в диалектическом единстве участников процесса познания.

Человек как субъект деятельности

Велико преобразующее влияние в процессе познания природы человеком. И в нем он выступает как субъект деятельности. Пример этому - вся история науки. Результатом активности человека является цивилизация.

С другой стороны, человек в качестве субъекта познания является центральной темой исследования всего цикла гуманитарного знания. И в этом случае он одновременно служит объектом познания. Метаморфозы превращения человека из субъекта в объект повсеместны. И это легко объясняется природой самого человека.

субъект деятельности пример

Он есть часть природы, способ существования высокоорганизованной материи. И в этом смысле, воздействуя на природу, человек сам для себя служит объектом исследования и активного преобразования. Диалектическое единство двух начал - активного, преобразующего и пассивного, непознанного служит великим двигателем прогресса.

Личность в субъект-объектных отношениях

Личность ─ это индивидуальность, осознавшая себя через призму общества. Человек, рождаясь индивидом с неповторимым сочетанием метрических и социально-психологических характеристик, в процессе своего развития проходит несколько стадий, прежде чем станет личностью. Прежде всего, это семья и ближнее окружение, которое дает первое представление о принципах и нормах общества. Затем детский сад, школа, учеба в ВУЗе, работа….

Эти ступени становления в обществе на каждом из этапов позволяют человеку все в большей степени осознать свою индивидуальность и стать активным творцом действительности. Личность как субъект деятельности имеет официальное рождение ─ этап совершеннолетия. В этот момент человек может полностью реализовать свои права, но обязан и нести в полной мере ответственность перед обществом.

Тонкая грань и большая опасность

Неужели так важно понимать, что такое субъект деятельности, для чего нужна такая терминология в реальности, и заслуживает ли внимания эта тема?

Давайте обратимся к действительности. Немного времени прошло с тех пор, кода имела место великая путаница в понятиях, иллюстрацией которой стала история нашего общества «в картинках». Вспомним время, когда человеку по Конституции отводилась роль объекта. человек как субъект деятельности

Главенствующей была Коммунистическая партия, и лозунг «Ум, честь и совесть нашей эпохи» четко определял субъекта деятельности. Приоритеты были расставлены в следующем порядке: государство, общество, человек. То есть человек как субъект деятельности был на последнем месте в списке государственного масштаба. А великие нравственные понятия отчуждались в пользу безликой партии. Проблемы этого периода сохраняются и в настоящее время, когда человек рассматривается как средство для достижения каких-либо целей.

Субъектами не рождаются, ими становятся

Как говорилось выше, только с совершеннолетием человек начинает проявлять себя как субъект деятельности. Пример - выпускник средней школы. Восемнадцать лет - это рубеж, с которого начинается отсчет взрослой и самостоятельной жизни. Это рубеж, который открывает свободу выбора для человека, одну из важнейших социальных характеристик личности. В этот период человек самостоятельно принимает решение о профессиональном самоопределении.

Возрастной порог во взрослую жизнь - только социально принятая условность. Как в любом правиле, здесь существуют исключения, и даже ребенок может влиять на окружающий мир силой своего таланта или гениальности, просто личного обаяния. Бывает, что именно личность ребенка определяет выбор приоритетов в семье и влияет на формирование семейных ценностей. В этом случае ребенок становится активным субъектом, определяющим устои, а иногда и бюджет семьи, и семья в этом случае становится для него не только средой воспитания, но и объектом влияния.

Образовательная среда

Педагогическая система советского общества ─ это яркий пример отношения к ученику как объекту воспитания. субъект и объект деятельностиОбучение в соответствии со стандартом, по единым требованием ─ соответствовать нормам воспитательной системы. В итоге общество стало обезличенным. Проблема нивелирования субъекта познания - личности - стала общей проблемой общества. Для воспитания достойного члена общества важно, чтобы сама система предоставляла свободу мышления, выбора человеком варианта поведения, стиля проявления своей индивидуальности, личностных основ. Субъект данной деятельности - именно сам учащийся. С возможностью активного участия в определении программ и форм обучения, управления детским коллективом. Только в такой среде может быть воспитан и будущий субъект как экономического, так и социального сообщества.

Асоциальное поведение и субъект

Понятие "субъект" употребляется иногда с негативным смыслом. И это естественно. Активность может быть как со знаком «плюс», так и со знаком «минус». В асоциальной сфере субъектом деятельности является преступник. субъект деятельности определениеЛибо член общества, который занимает активную позицию асоциального поведения. И в этом случае человек может активно проявлять энергию, направленную на разрушение общества. В силу убеждений (террористическая деятельность), статуса (криминальный авторитет), психологической зависимости (алкоголизм, наркомания и иные зависимости) и в других формах противоправного поведения. В этом случае также легко стираются грани между субъектом и объектом деятельности. Поскольку сам индивид является органической частью и представляет неразрывное единство с окружающим его миром, то и следствием активного разрушения является самоуничтожение субъекта.

Ответственность субъекта

Поскольку принципом проявления человека в качестве субъекта является его воздействие на окружающую среду и ее преобразование, то он несет ответственность за результаты этих действий. личность как субъект деятельностиСубъект деятельности ─ это человек, который отвечает за ее последствия. По принципу физического закона «Сила действия равна силе противодействия», субъект получает то, что отдает обществу и природе. Потому выбор варианта поведения - это еще и осознание своей успешности в обществе либо отказ от такой попытки.

Человек и природа

Особенную форму ответственности несет человек перед природой, когда проявляет себя как субъект деятельности. Это его отношение к состоянию окружающей среды, оценка последствий от активного преобразования природы в интересах общества.

Часто риск опасности для экологии и последствий от нещадной эксплуатации сырьевых ресурсов уступает место прагматическому расчету и личной выгоде. Именно в таких случаях можно говорить о нерациональном поведении субъекта и несовпадении интересов субъекта и объекта в процессе взаимодействия.

Природа в таком случае сама превращается в форме катаклизм в субъект деятельности. Определение степени свободы и ответственности ─ два основных критерия оценки результатов активности человека в природе. Вот мы и рассмотрели понятия "субъект" и "объект".

fb.ru

«Субъект-объектное» взаимодействие в процессе педагогической деятельности

 

Говоря о школе, мы сначала представляем себе урок, учителя, перемену…Урок мы видим предметно: математика, русский язык, литература. Но процесс построения урока гораздо сложнее и разносторонней, чем нам может показаться на первый взгляд. Он требует от учителя огромных сил, энергии и навыков.

Со времен изобретения классно-урочной системы и до сегодняшнего дня монологическая форма работы является превалирующей в педагогике, как с точки зрения протяженности высказывания, так и с точки зрения социально-психологических аспектов этого понятия, предполагающих принуждение, контроль, управление или умение психологически воздействовать на ученика, используя приемы педагогической манипуляции и суггестивные приемы. Если возводить в абсолют императив и манипуляцию в педагогической деятельности, то можно прийти к непопулярной и ругаемой всеми авторами модели педагогического общения — авторитарной, о которой сказано много в педагогике, психологии, теории и практике общения, в конфликтологии и т. д. [3, с.153]

Мастерство современного учителя как магия: одно движение руки и зритель замирает в ожидании представления. Ученик — это объект педагогического воздействия, который реагирует на то представление, которое дает учитель. Педагогическая деятельность в рамках взаимодействия учитель-ученик несет в себе «субъект-объектный» характер, потому что ученик в процессе деятельности учителя делает новые открытия, получает знания.

Педагогическая деятельность — профессиональная деятельность, направленная на создание в педагогическом процессе оптимальных условий для воспитания, обучения, развития и саморазвития личности воспитанника и выбора возможностей свободного и творческого самовыражения. [1, с. 43]

Говоря об эффективной педагогической деятельности, самым первоочередным и важным становится уровень профессионализма учителей.

Педагогическая деятельность коллектива учителей протекает в тесном взаимодействии с коллективом школьников. Решение педагогических задач зависит от того, в какой степени и как используется воспитательный потенциал ученического коллектива. В категориях науки управления и системного подхода педагогический коллектив является управляющей системой, а ученический коллективы — управляемой. Учительский коллектив в силу имеющегося огромного интеллектуального, воспитательного потенциала безусловно выступает субъектом воспитания не только по отношению к детскому коллективу, но и по отношению к самому себе. [5] Соответственно, ученический коллектив, будучи объектом воздействия, демонстрирует результаты этого воздействия, что лежит в основе оценки результативности педагогической деятельности. Уровень развития ученического коллектива, его показатели и отличительные черты — показатели эффективности профессиональной деятельности.

Главная отличительная особенность педагогического коллектива состоит в специфике профессиональной деятельности, а именно в обучении и воспитании подрастающего поколения. Эффективность профессиональной деятельности педагогического коллектива определяется уровнем педагогической культуры его членов, характером межличностных отношений, пониманием коллективной и индивидуальной ответственности, степенью организованности, сотрудничества. Педагогические, воспитательные по своей сути коллективы учебных заведений дают для учащихся первоначальное представление о коллективе взрослых, о его системе взаимоотношений, совместной деятельности. Данное обстоятельство стимулирует педагогический коллектив к самоорганизации, постоянному самосовершенствованию. [5]

Именно поэтому школьная пора — залог всей дальнейшей жизни человека. В процессе педагогического воздействия ученик формируется как личность, развивается и растет. Меняется его мировоззрение, стабилизуется восприятие окружения и самого себя. И надо отдать должное педагогическому мастерству учителя, в чьих руках формируется несчетное количество судеб, растут писатели и художники, актеры и музыканты, политики и инженеры.

Раскрывая главную особенность педагогического коллектива, необходимо отметить полифункциональность учительской профессии. Современный учитель одновременно выполняет функции учителя-предметника, классного руководителя, руководителя кружка или студии, общественного деятеля. Полифункциональность деятельности отдельных учителей определяет полифункциональность деятельности всего педагогического коллектива. Решая свои профессиональные задачи, педагогический коллектив выходит за пределы школы. Педагогизация окружающей социальной среды — формирование педагогической культуры родителей и общества в целом становится неотъемлемой функцией педагогического коллектива. [5]

Можно с гордостью говорить о том, что педагогическая деятельность имеет глобальные масштабы, не оставляя безучастным никого вокруг.

Существует предположение, что деятельность — это реализация «субъект-объектных» отношений, в то время как общение описывается формулой «субъект-субъект». (Б. Ф. Ломов, В. В. Знаков, А. А. Реан, Я. Л. Коломинский). В первом случае субъект воздействует на человека, исключая его права на изменение планируемого хода событий в процессе общения. Данная форма отношений изучается в рамках социальной психологии и располагается в континууме от императивного типа до манипулятивного в зависимости от степени контроля за поведением и поступками индивида. [3, с.154]

Конечно, напрашивается вывод, что педагогическая деятельность будучи «субъект-объектной» своего рода манипуляция в процессе построения взаимоотношений учитель-ученик. Безусловно, да. Если говорить именно о педагогической деятельности, то здесь уместнее оценивать взаимодействие «субъект-объект», но в рамках, например, педагогического общения эффективнее будет «субъект-субъектное» взаимодействие.

Общение — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера). [4, с.66]

По большому счету в процессе осуществления педагогической деятельности учитель как субъект, воздействуя на своего ученика как объекта восприятия информации, ведет монолог. Но монолог отнюдь не с самим собой, его монолог направлен вовне, он имеет своего зрителя. Поэтому содержательность такого вида деятельности ничуть не умаляется.

Монологическое общение отличается от диалогического в практике педагогической деятельности только формой, а не содержательными компонентами. Способность к диалогическому взаимодействию в школьной практике требует от учителя и ученика высокой когнитивной и эмоциональной сопричастности к исследуемому явлению, развития поведенческо-регулятивных компонентов и коммуникативной культуры. [3, с. 154]

Задача учителя четко понимать всю степень личной ответственности перед тем, что и как он преподает своему ученику, который предстает перед учителем чистым листом, будучи объектом деятельности, он априори находится в позиции ведомого, что не дает права ведущему на ошибку.

Воздействуя на ученика с помощью различных «технологических средств», необходимо помнить, оказывая такое воздействие, учитель стремится организовать его поведение в нужном направлении, найти «слабые точки», выделить «управляющие факторы и избирательно воздействовать на них» [2, с.31]. Реализуя процесс педагогического воздействия, мы обогащаем ученика знаниями, мотивами, принципами, установками, нравственными категориями, для того, чтобы вызвать ответную инициативу. [3, с.156]

Таким образом, педагогическая деятельность выступает как многоплановая тесно связанная между собой многокомпонентная система, для успешного функционирования которой необходима бесперебойная работа всех составляющих, ибо сбой одного приведет к дисфункции весь процесс.

 

Литература:

 

  1.                Коджаспирова Г. М. Словарь психолого-педагогический: Безопасность образовательной среды. — М.: Экон-Информ, 2010. — 208 с.
  2.                Леонтьев А. А. К психологии речевого воздействия//В кн.: Материалы IV Всесоюзного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации. — М., 1972.
  3.                Рассказова А. Л. Проблема «субъект-субъектных» и «субъект-объектных» отношений в педагогической деятельности// Вестник экономической интеграции; под ред. Л. Ф. Колесникова — М. 2014. № 2. — С.153–156.
  4.                Социальная психология. Словарь / Под ред. М. Ю. Кондратьева // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах/Ред.-сост. Л. А. Карпенко. Под общ.ред. А. В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2006. — 176 с.
  5.                http://www.bibliotekar.ru/pedagogika-3–2/159.htm

moluch.ru

О субъекте творчества | Статья в журнале «Молодой ученый»

Библиографическое описание:

Рахматуллин Р. Ю. О субъекте творчества // Молодой ученый. — 2016. — №23. — С. 591-593. — URL https://moluch.ru/archive/127/35224/ (дата обращения: 10.08.2018).



Проблема творчества относится к числу классических тем философии. Тема остается широко обсуждаемой и в современной философии: только в электронной научной библиотеке eLIBRARY.RU мы обнаружили более 13000 статей на эту тему! При этом приходится утверждать, что ясности эти многочисленные публикации не добавляют. При анализе этой проблемы, как правило, возникает вопрос: является ли творчество имманентным свойством всей Вселенной? Этот вопрос связан с более широким вопросом: обладает ли материя свойством саморазвития? Отвечая на второй вопрос, В. Е. Кемеров определяет развитие как «понятие, характеризующее качественные изменения объектов, появление новых форм бытия, существование различных систем, сопряженное с преобразованием их внутренних и внешних связей» [1, 577]. В основном под развитием философы понимают качественный изменения. Но такие изменения мы наблюдаем повсюду: превращение воды в лед, появление цветков на дереве весной, рождение ребенка, строительство нового дома и т. д. Но можно ли все это называть творчеством? Например, появление Солнечной системы из космической пыли (гипотеза И. Канта) несомненно есть развитие, но кто является его творцом, субъектом творения? В соответствии с религиозной онтологией, Бог. Сторонники диалектического материализма говорят, что материя способна саморазвитию, она постоянно порождает новые формы бытия. А по отношению к появлению качественно новых типов поведения, новых типов жилья в органическом мире субъектом творчества нужно признать тогда какую-то особь или вид животного. И такое понимание творчества существует: английский философ науки Альфред Уайтхед прямо указывают, что «организмы могут творить свое окружение» [2, с. 173]. И еще одно его высказывание: «Никакая сущность не может быть отделена от понятия креативности» [1, с. 300].

Есть сторонники такого понимания творчества и субъекта творчества и в России. К ним, например, относятся психологи В. П. Зинченко и Я. А. Пономарёв. Поддерживая Уайтхеда, Зинченко замечает: «А. Н. Уайтхед укорял классическую науку за ее неспособность представить креативность как основное свойство природы, в силу которого реальный мир приобретает присущий ему характер временного перехода к инновации. Он был прав, ведь, строго говоря, любой жизненный акт, в том числе и любая форма активности, независимо от того, бессознательна она или сознательна, должны характеризоваться как творческие. Даже самое элементарное живое движение неповторимо, как отпечаток пальца (Н. А. Бернштейн), неповторимо и произнесение любого слова (А. А. Потебня). Это означает, что в самой организации живого (вещества, существа) имеются природные, если угодно онтологические, основания создания нового» [3, с. 341]. Я. А. Пономарёв же считает творчество человека как одну из множества существующих форм порождения нового, и рассматривает творчество как имманентной свойство всей природы: «Творчество в широком смысле рассматривается здесь как механизм развития, как взаимодействие, ведущее к развитию; творчество человека — как одна из конкретных форм проявления этого механизма» [4, с. 9]. Думается, что такое понимание природы творчества имеет право на существование, но она не может объяснить факт порождения классов объектов, которые обозначаются в логике как родовые понятия: «электрон», «звезда», «бабочка», «человек», «государство».

Мы полагаем, что творчеством все-таки является лишь человеческая способность создавать новое. Понятно, что такая способность имеет онтогенетические основания, на которые указывают сторонники эволюционной эпистемологии Д. Кэмпбелл, К. Лоренц, К. Поппер и др. Но создание периодической системы химических элементов Д. Менделеевым и выработка коровами молока из травы содержат совершенно разные алгоритмы появления нового. Поэтому мы поддерживаем тех, кто считает творчество категорией, характеризующей только человеческую деятельность. В частности, мы встретили именно такое понимание творчества: в одном из лучших отечественных справочных издание по философии: «Творчество — категория философии, психологии и культуры, выражающая собой важнейший смысл человеческой деятельности, состоящий в увеличении многообразия человеческого мира в процессе культурной миграции», — пишут И. А. Бескова и И. Т. Касавин [5, с. 954]. В «Современном философском словаре» творчество также характеризуется В. Е. Кемеровым как: «деятельность человека, созидающая новые объекты и качества, схемы поведения и общения, новые образы и знания» [1, с. 704].

Употребление в дефинициях творчества определяющего слова «новое» порождает при этом еще одну проблему: существует «новое» для индивида, например, новый способ сосать соску у определенного ребенка, и существует «новое» в смысле появления того, что значимо для всех, общества, народа, государства. Именно к второму понимания творчества как созидания нового склонен уфимский философ С. Н. Семенов, который пишет: «Смысл творчества ˂…˃ соучастие человека в развитии природы, общества и себя самого как приобщение к великим силам, движущим миром. В творчестве человек перестает быть продуктом обстоятельств ˂…˃, а становиться субъектом, деятелем, приобретает реальную свободу» [6, с. 67].

Профессор А. И. Столетов предлагает разделять понятия «творчество» и «креативность». В докторской диссертации и ряде других работ он приводит доводы, что креативность является основой и движущей силой творчества, которая реализует себя в творческом процессе. Это определенное психологическое состояние вдохновения, потенции, обладающий особым качеством и направленностью процесс, выступающий «душой» творчества [7; 8; 9]. Если будем исходить из такой интерпретации понятия «творчество», тогда следует признать, что понятия «детское творчество», «творчество народов Древнего Китая», «творчество малых народов» и т. п. имеют совершенно другое содержание и обозначают, видимо, какие-то достижения в области искусства, характерные для определенной демографической культуры или субкультуры, социальной группы.

Таким образом, на вопрос «кто есть субъект творчества?», мы отвечаем: человек. В этом случае под человеком мы имеем в виду как индивида, так и человека, понимаемого как родовое существо.

Что касается процесса появления нового в природе, то мы этого не отрицаем. Но для обозначения этого процесса, думается, нужно употреблять другую терминологию, например, «развитие», «порождение», «формирование», «возникновение», «генезис» и т. п. Эти термины близки по содержанию к понятию «творчество». Если исходить из принципа единства мира, то должны быть онтологические основания творчества [10; 11]. Мы полагаем, что онтологическим основанием творчества являются надматериальные и надпсихические структуры, подобные платоновским идеям. К. Г. Юнг называл их архетипами, в современной науке и философии для их обозначения нередко стали употреблять термин «фрактал» [12; 13; 14]. Скорее всего, именно их проекция на разные уровни существования материального и духовного способна порождать то, что принято называть новым. Однако это не означает, что природа обладает свойством творчества.

Выводы:

  1. Субъектом творчества является индивид, человек как родовое существо и социальная группа.
  2. Онтологическими основаниями творчества являются «порождающие структуры», которые в разное время назывались по-разному — идеи (эйдосы), формы, архетипы, фракталы.
Литература:
  1. Кемеров В. Е. Развитие // Современный философский словарь. М.: Академический проект, 2004. 864 с.
  2. Уайтхед А. Н. Избранные работы по философии. М.: Прогресс 1990. 717 с. С. 173.
  3. Зинченко В. П. Сознание и творческий акт. М.: Языки славянских культур, 2010. 592 с.
  4. Пономарёв Я. А. Психология творчества. М.: Наука, 1976. 304 с.
  5. Бескова И. А., Касавин И. Т. Творчество // Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон» РООИ «Реабилитация», 2009. 1248 с.
  6. Семенов С. Н. Творческое мышление (сущность механизмы и пути оптимизации): Уфа: РИО Баш ГУ, 2005. 144с.
  7. Столетов А. И. Онтология художественного творчества: дис.... д-ра филос. наук. Уфа, 2009.
  8. Столетов А. И. К построению философской концепции креативности // Социально-гуманитарные знания. 2007. № 12. С. 462–472.
  9. Столетов А. И. Сущность креативности и её типы // Международный журнал исследований культуры. 2014. № 4 (17). С. 43–52.
  10. Столетов А. И. Онтология творчества. Уфа: Вагант, 2008. 208 с.
  11. Лукманова Р. Х., Столетов А. И. О даосско-буддийской трактовке сущности творчества // Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2014. Т. 156. № 1. С. 94–105.
  12. Рахматуллин Р. Ю., Семенова Э. Р. Онтологические основания идеи федерализма в свете философии права // Вестник ВЭГУ. 2010. № 4. С. 50–55.
  13. Рахматуллин Р. Ю. Фрактальная концепция творчества // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 7–1 (57). С. 145–147.
  14. Рахматуллин Р. Ю., Миняшева Г. И. О генезисе правовых норм (онтологический аспект) // Вестник ВЭГУ. 2005. № 1. С. 68–71.

Основные термины (генерируются автоматически): понимание творчества, субъект творчества, онтологическое основание творчества, творчество, родовое существо, социальная группа, человеческая деятельность, творчество человека.

moluch.ru

Закономерный характер развития феномена счастья

Необходимость исследования объясняется фрагментарным мировоззренческим измерением социального бытия. Определить закономерные взаимосвязи развития счастья как системного общественно-исторического феномена позволяет раскрытие содержания понятия «счастье». Закономерность развития счастья выступает формой реализации его глубинной субъект-объект-субъектной субстанциональности, где под закономерностью понимаем форму проявления определенной сущности, то есть закона, как объективной, существенной, внутренней, необходимой, устойчивой, повторяющейся связи явлений действительности. Исследовали особенности действия закономерностей счастья в западной и восточной философии. В статье проделан социально-философский анализ онтологических предпосылок достижения счастья. В качестве ведущей закономерной взаимосвязи предложена взаимосвязь общественных потребностей и личных целей, что в совокупности позволило исследовать закономерный характер развития феномена счастья.

Ключевые слова: бытие, закономерность, развитие, счастье, деятельность, интерес, общественные потребности, личные цели, идеалы

 

Исследуемая тема является чрезвычайно актуальной ввиду того, что человеческая деятельность протекает в различных условиях, отсюда рождается многообразие ее форм. Именно этим обусловлена чрезвычайно сложная динамика социального развития, развития того или иного социального организма. На наш взгляд, исследования современных философов, психологов, социологов направлены на экспликацию сущности счастья, где закономерности его достижения сводят к социальным отношениям (семья, любовь, друзья), труду, богатству, социальному статусу, образованию, религии, позитивному настрою, оптимизму, высокой самооценке, благоустройству страны (А. Грицанов, И. Гуляс, И. Джидарьян, И. Івин, Е. Ільин, С. Крылова, Н. Хамитов и др.). Современные философские исследования феномена счастья наполнены палитрой попыток преодолеть классические философские позиции о счастье, где содержанию понятия, в особенности, анализу закономерных взаимосвязей не предоставляется достаточного внимания. На наш взгляд, именно поэтому необходимо исследование закономерностей достижения счастья для изменения неопределенного развития современного общества.

Вместе с этим, понятие «счастье» культурно-специфично. В одних культурах, например, там, где сильно влияние традиционной протестанской этики, потребность в достижении счастья ассоциируется, прежде всего, с идеей труда, с лидерством, где «божественное избрание личности» проявляется в ее деловых успехах, самоуважение — с успехами в предметной деятельности (учебе, работе). Существуют культуры, в которых преимущественной сферой свободы считается игра, а ценности, связанные с групповой принадлежностью (семья, любовь), ставятся выше предметной деятельности. И дело не в том, пишет И. Кон, что одни культуры и индивиды более активны, чем другие, а в том, куда направлена их активность [5, с. 53].

На Западе активно развиваются экспериментальные исследования счастья в рамках социально-психологического подхода. Начиная с 60-х гг. ХХ в. активно изучается общественное мнение о счастье в США и Европе, проводятся социологические и психологические исследования о счастье как удовлетворенности жизнью, о качестве жизни (М. Аргайл, Р. Винховен, Х. Кэнтрил, Н. Брэдберн, А.Кэмпбелл, П. Конверс, С. Любомирски, В. Роджерс и др.). В 1999 г. под руководством Р. Винховен основан журнал Journal of Happiness Studies, в котором публикуются многочисленные исследования счастья в различных аспектах (измерение счастья, распространенность счастья, взаимосвязь счастья и общества, социального статуса, связей, возможностей, предпочтений, действий человека, а также факторы счастья, его последствия). И. Кон поясняет, что новоевропейская модель человека является активистско-предметной. Личность формируется, проявляется и познает себя через свою деятельность. Отсюда — иной тип мировоззрения, а вместе с ним, и счастья.

Напротив, восточная, особенно индийская, философия, не придает значения предметной деятельности, утверждая, что счастье достигается путем творческой активности, составляющей «Я», которая развертывается лишь во внутреннем духовном пространстве и познается не аналитически, а в акте мгновенного озарения («сатори»), который есть одновременно пробуждение от сна, самореализация и погружение в себя [5, c. 55]. В китайской культуре проблемы бытия и сознания обычно ставились и решались безотносительно к личности и ее восприятию. Общий для даосизма и буддизма принцип «недеяния» («у-вей») означает не пассивное праздное бездействие, а стремление не нарушать естественный порядок вещей («дао»). Отказ от внешней, предметной деятельности освобождает мудреца от субъективных пристрастий, позволяя достичь абсолютной гармонии. Вся его активность обращается вовнутрь, становится чисто духовной. Созерцательная философия даосизма и буддизма, подчеркивающая ничтожность и неподлинность всего преходящего, усматривает смысл жизни и утешение во внутренней сосредоточенности. Счастье мыслится здесь как согласование внешней формы жизни с взглядами и оценкой окружающих. Это соответствует и этимологии слова «счастье» в японском языке («счастье» — «сиавасе» — производно от глаголов «суру — «делать» и «авасэру» — «соединять», «приноравливать», «присповабливать»).

Таким образом, закономерности достижения счастья различны в культурах Запада и Востока. Однако существует закономерность, которая выступает формой реализации глубинной субъект-объект-субъектной субстанциональности феномена счастья. В качестве ведущей закономерной взаимосвязи рассмотрим взаимосвязь общественных потребностей и личных целей, предварительно рассмотрев онтологические предпосылки достижения счастья.

В первую очередь, важно выяснить, что есть бытие, так как в самом понятии «счастье» как переживании полноты бытия заключена трудно разрешимая диалектическая коллизия. Она заключается в том, что счастье, с одной стороны отражает полноту бытия, а с другой — сама полнота бытия непременно включает в себя переживание счастья, без этого жизнь никак не может быть полной. Само слово «бытие» имеет множество значений. Философы в учении о бытии выделяют два основных его смысла: применительно к миру в целом и применительно к отдельным конкретным вещам, свойствам и отношениям, но все-таки утверждает оно существование, наличие, присутствие. Различие можно увидеть при постановке вопроса об их отношении к не-бытию, где бытие мира охватывает или пронизывает всю Вселенную, и в этом отношении бытие едино, оно не возникает и не уничтожается, оно вечно, как вечен сам мир. Во втором смысле «бытие» связывается с отдельными системами, чье бытие преходяще. Как утверждают философы П. Алексеев, А. Панин «они обретают бытие, и их существование завершается небытием; здесь само бытие систем проходит стадию становления своего бытия и наличного бытия; «наличным» оказывается и стадия прекращения существования вещи или процесса, и в этом смысле они переходят в небытие. Если в первом случае такого подразделения нет, то во втором случае оно имеется». Между этими двумя аспектами есть связь: бытие в широком смысле включает в себя бытие в узком смысле и реализуется через бесконечное множество конкретных вещей, свойств и отношений, обладающих частичным бытием. В этом отношении имеет силу утверждение, что бытие заключает в себе небытие и что частичное бытие имеет две формы: потенциальную и актуальную [1, с. 422–423].

Человек существует в мире истории природы и общества, в системе общественных отношений, которые в значительной мере означают его отношение к природе. Именно в процессе активной целенаправленной деятельности человек превращает природу в мир своего бытия. В то же время, человек разрушает природу, создает угрозу своему существованию и существованию всего живого, соответственно, порождает несчастье. В случае исчезновения человека, исчезнет и мир, как мир человеческого бытия. Однако это не означает, как утверждает В. Воловик, что исчезнет природа и изменения, которые произошли в ней с помощью человека, «природа потеряет свою качественную определенность как мир человеческого бытия» [7, с. 98].

Таким образом, выяснили, целостность бытия личности разрушается при дегуманизации продуктивной деятельности. Возникает несчастье, что определяет деструкцию целостности социального организма определенной страны, так и всего человечества. На наш взгляд, именно с формированием культуры «сродного труда», и соответствующих ей мировоззренческих ориентиров, возникают предпосылки настоящего счастья социальных субъектов различных уровней. «Сродный» (сродный кому, чему) — свойственный, природный, усвоенный себе, сродный к чему-нибудь. «Сродный труд» способствует реализации сущностных сил человека, проявлению его творческого потенциала, дает ему возможность найти смысл своего бытия, ощутить счастье и радость в наслаждении трудом, а не только его результатами, а также быть свободным. М. Мамардашвили пишет, что свобода — это «сила на реализацию своего собственного понимания, своего «так вижу — и не могу иначе», это — наличие каких-то мускулов, навыков, умения жить в гражданском обществе, умение и силы независимости. Это не просто эмоции и своеволие, это взрослое состояние. Нужно стать взрослым, ибо только взрослый может быт независимым, а не ребенок». К тому же, философ добавляет, что часто в современном мире человек хочет перескочить через «труд свободы», через «бремя развития самого себя», но это невозможно. Согласимся с ученым, что «нужно решиться на труд жизни, ибо только это и есть свобода; решиться в истории, в реальности, и в малых делах, и больших. … Если не будет напряжения труда, то есть напряжения свободы, требующей труда, то ты с этой исторической точки падаешь в бездну, которая окружает все точки…на Земле…Иначе можно выпасть из истории в инертную, злую энтропию, т. е. после некоторых драматических событий, которые мы называем «апокалипсисом», мы можем оказаться в состоянии безразличного косного хаоса, в котором не будет никакого лица, в том числе — национального. А если мало людей в нации способно быть свободными — то лицо нации стирается» [6, с. 209].

Таким образом, счастье исчезает, субъекты разных уровней находятся в несчастье. Задача состоит в том, пишет М. Мамардашвили, «чтобы люди стали способны к современному труду. Не будет этого — нация выродится. Внешне это будет выражаться в: демографическом ослаблении нации, появлении большого числа лиц другой национальности на ее территории, а в действительности эти явления будут просто внешней символикой нашего больного внутреннего состояния» [6, с. 210]. Можно с уверенностью утверждать, что «сродный труд» является формой воспроизведения субъект-объект-субъектного единства, то есть единства личных и общественных интересов, а потому главной онтологической предпосылкой целостности бытия личности, собственно, счастья как субъективной формы осознания этой целостности.

Взаимосвязь потребностей, интересов, ценностей и идеалов выступает генетическим источником закономерного характера развития счастья. Здесь всегда энергия человека направлена на стремление к счастью, проходит становление социального субъекта, который в деятельностный способ осваивает мир. Потребности и ценности человека становятся содержанием общественной деятельности с помощью интереса. Удовлетворения потребностей и реализация ценностей определенного субъекта является одновременно формой реализации потребностей и ценностей всех остальных участников общественных отношений [2].

Общественные потребности выступают ведущей движущей силой социального развития. Потребность является противоречивой связью между субъектом и окружающей средой, и субъекту принадлежит активная, выборочная роль. Именно в процессе труда потребность социального субъекта возникает и удовлетворяется. Можно утверждать, что все человеческие потребности являются социальными (содержат общие признаки биологических потребностей живых существ). Потребность выступает в качестве интегральных составляющих содержания интереса, вызывая его направленность и характер. В свою очередь, счастье опосредуется совокупностью идеальных побуждений, которые не всегда отражают потребности и пути их удовлетворения, содержат в себе что-то такое, чего нет в самых объективных требованиях бытия социального субъекта, но присутствует в его субъективности.

Именно общественные потребности воплощают в себе объективные закономерные императивы воспроизводства деятельностного единства природы, человека и общества. Как указывает Т. Бутченко, общественные потребности, включая внутреннюю активность человека, побуждая ее к превращению себя и окружающего природного и социального миров, «служат выражением диалектического совпадения естественно-исторической возможности и необходимости, являясь фундаментом для общественного выбора возможных путей и средств реализации объективных закономерностей поступательного развития общества» [2, с. 175]

Существенная особенность развития заключается в целенаправленной деятельности. Цели представляют собой особый ряд причин — идеальных причин человеческой деятельности. Но идеал как мысленное представление о будущем совершенстве находится не только в единстве, но и в противоречии с действительностью. Идеал возникает исходя из того, что действительность не совершенна, человек нуждается ее улучшении, отсюда и рождается желание быть счастливым. Идеал является мысленным образцом, согласно которому будет преобразована действительность. Цель воплощается в действительность благодаря целенаправленной деятельности, многообразие форм которой обусловливает чрезвычайно сложную динамику социального развития, развития того или иного социального организма. И результаты, которыми характеризуется та или иная деятельность, также отличаются своим многообразием. Думается, что тут и рождаются те многочисленные представления о понятии «счастье».

Таким образом, многие ценностно-целевые установки человек усваивает в ходе социализации, и наиболее значимые цели для формирования личности — всегда плод ее собственных размышлений и усилий. При этом важно, чтобы цели личности находились в неотъемлемой взаимосвязи с общественно значимыми потребностями. Данная взаимосвязь, по нашему мнению, является закономерной в достижении счастья.

 

Литература:

 

1.                  Алексеев П. В., Панин А. В. Философия: ученик. — 4-е узд., перераб. и доп. — Москва: Проспект, 2013. — 592 с.

2.                  Бутченко Т. І. Соціально-політичне проектування: проблема взаємозв’язку суспільних потреб і державних інтересів. Монографія. — Запоріжжя: КСК-Альянс, 2011. — 280 с.

3.                  Джидарьян И. А. Психология счастья и оптимизма. — М.: Изд-во «Институт психологи РАН», 2013. — 268 с. (Достижения в психологии)

4.                  Додонов Б. И. В мире эмоций. — К.: Политиздат Украины, 1987. — 140 с.

5.                  Кон И. С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. — М.: Политиздат, 1984. — 335 с. С. 5

6.                  Мамардашвили М. Как я понимаю философию / Мераб Мамардашвили; [Сост. и предисл. Ю. П. Сенокосова] — М.: Прогресс, 1990. — 368 c.

7.                  Основи соціальної філософії: Навчальний посібник / Під заг. ред. В. І. Воловика. — Запоріжжя: Просвіта, 2012. — 320 с.

moluch.ru

Научный журнал напечатал бессмысленную статью, написанную компьютером

Статья "Корчеватель: алгоритм типичной унификации точек доступа и избыточности" была написана на английском языке с помощью компьютерной программы-генератора псевдонаучных текстов, а затем переведена на русский язык с помощью другой компьютерной программы.

МОСКВА, 1 окт - РИА Новости. Российский научный журнал, рекомендованный Высшей аттестационной комиссией (ВАК) для публикации материалов к защите научных диссертаций, опубликовал статью, написанную компьютерной программой и содержащую бессмысленный текст, говорится в сообщении газеты ученых и научных журналистов "Троицкий вариант".

Статью послала сама редакция "Троицкого варианта" - это был своеобразный эксперимент по проверке качества работы редакций научных журналов.

"Экспериментаторы" взяли текст, написанный на английском языке с помощью компьютерной программы-генератора псевдонаучных текстов SCIgen, придуманной в Массачусетском технологическом институте. Затем этот текст был переведен на русский язык с помощью другой компьютерной программы, разработанной в России. Полученная "научная" статья была отправлена в один из российских научных журналов - "Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов".

После некоторых правок литературного характера журнал опубликовал статью несуществующего ученого Михаила Жукова под названием "Корчеватель: алгоритм типичной унификации точек доступа и избыточности".

"Публикация в журнале, где напечатали нашу якобы "научную" статью, считается достаточной для защиты диссертации. Журнал рекомендован ВАКом, и это говорит о состоянии научного администрирования", - заявил РИА Новости организатор "эксперимента", доктор биологических наук, замдиректора по научным вопросам Института проблем передачи информации РАН Михаил Гельфанд.

По его словам, это не значит, что российской науке нельзя доверять в целом, так как в России есть вполне достойные научные журналы.

"Тем не менее, этот журнал - не единичный случай. Среди изданий, которые рекомендованы ВАКом, таких много. Мы выбрали этот журнал, потому что он один из самых "выдающихся" в смысле глупостей, которые там печатают", - сказал Гельфанд.

По его словам, из-за того, что процесс публикаций во многих научных изданиях занимает много времени, часть журналов предлагает опубликовать материал за плату в более короткий срок, что снижает общий уровень материалов.

Он также сообщил, что собирается послать похожие статьи с "околонаучной чепухой" в несколько других журналов, которые, с его точки зрения, ведут "подозрительную редакционную политику".

Главный редактор издаваемого в Курске "Журнала научных публикаций аспирантов и докторантов" Владимир Иванов в интервью РИА Новости подтвердил факт публикации статьи о "Корчевателе".

По его словам, материал был принят к публикации из-за ошибочных действий рецензента.

"Журнал заключил соглашение с одним из московских институтов и посылал туда статьи на рецензии. На эту статью мы получили в целом положительную рецензию. Были сделаны замечания, но не было ничего сказано о том, что статья в целом бредовая", - сообщил Иванов.

По его словам, журнал был создан два года назад для того, чтобы аспиранты и докторанты в провинции могли оперативно публиковать свои научные материалы.

"Несмотря на то, что мы полностью оплачивали работу по рецензированию, мы получили результат, который поставил нас в неловкое положение, поэтому мы отказались от услуг этого института, так как он не обеспечивает достаточный уровень профессионализма", - сказал Иванов.

Указать название института, с которым было заключено соглашение, он отказался.

Подобные "эксперименты" с научными публикациями проводятся не впервые. В 1965 году в "Докладах Академии наук СССР" была опубликована псевдонаучная статья Роберто Ороса де Бартини. Сравнительно недавно якобы философская статья была опубликована физиком из Нью-Йоркского университета Аланом Сокалом в журнале Social Text.

ria.ru

К ВОПРОСУ ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ СОСТАВА ПРАВОНАРУШЕНИЯ

Аннотация. В статье рассматриваются признаки правонарушения и различные подходы юридического аспекта состава правонарушения, определяется его признаки и структура.

 

Проблема правонарушений на протяжении всего существования человечества была и остается одной из самых социально значимых для общества и государства [2, c.16]. Можно согласиться с А.Б. Венгеровым, что основным признаком правонарушения является его противоправность.  Он пишет: «Правонарушение – это не просто антисоциальное поведение, а наиболее вредное антиобщественное поведение, запрещенное правом. Общим признаком правонарушений является его свойство порождать юридическую ответственность, то есть различные установленные законом неблагоприятные последствия для правонарушителя» [1, с.463-464].

Начало изучения состава правонарушения как юридического компонента берёт своё начало с XVI века, когда впервые было введено это понятие Corpus delicti (от лат. - Состав преступления).  Наиболее широко данная проблематика освещалась немецкой школой уголовного права (XVIII–XIX в.), которая впоследствии оказала значительное воздействие на формирование отечественной теории правонарушения. Данная проблема не утрачивала своей актуальности ни при каких общественных строях и формациях. Правонарушения существовали всегда, ибо это есть коллизия интересов человека, выражаемая в его деяниях относительно других людей, государства и общества в целом. Неповиновение принципам одной из основополагающей аксиомы права, которая гласит: "Права одного человека заканчиваются там, где начинаются права другого" - являет собой лучший пример, показывающий что же на самом деле есть противоправное деяние. Поэтому нельзя не согласиться с французским социологом Эмилем Дюркгеймом, который считал, что преступления являются элементом любого здорового общества.

С.С. Алексеев отмечает, что правонарушение совершается людьми деликтоспособными, то есть людьми, которые способны контролировать свое поведение и нести ответственность за совершенные правонарушения. В качестве основного признака правонарушения С.С. Алексеев выделяет наличие вреда. Однако сразу следует заметить, что не все авторы разделяют эту точку зрения. Он выделяет причинную связь между противоправным деянием и причинением вреда.

Следует определить категорию «Состав правонарушения». С точки зрения С.С. Алексеева, «Состав правонарушения – это совокупность субъективных и объективных признаков, необходимых и достаточных для характеристики деяния как правонарушения. Состав правонарушения включает в себя объект правонарушения, субъект правонарушения, объективную и субъективную стороны правонарушения» [4, c.465]. М. Н. Марченко в качестве признаков правонарушения выделяет помимо названных выше, также наличие вины. Он пишет: «Не всякое противоправное деяние следует считать правонарушением, а только то, которое совершается умышленно или по неосторожности, иными словами, происходит по вине лица» [3.с.625]. В состав субъективных признаков правонарушения он выделяет умысел, неосторожность, самонадеянность, небрежность.

А.В. Малько рассматривает правонарушение как «общественно опасное. противоправное виновное деяние деликтоспособного субъекта, причиняющее вред общественным отношениям или ставящих их под угрозу причинения вреда» [5, с.263]. В качестве признаков правонарушения ученый выделяет общественную опасность, противоправность, виновность, деяние и предусмотренность юридической ответственности. Следовательно, в теории государства и права нет единой точки зрения на признаки правонарушения, а именно на основе их и вырабатывается понятие «состав правонарушения».

А.В. Малько определяет состав правонарушения как научную абстракцию, отражающую систему наиболее общих, типичных и существенных элементов и признаков отдельных разновидностей правонарушения, необходимых и достаточных для привлечения правонарушителя к юридической ответственности [5.с.264].

С точки зрения автора, состав правонарушения - это комплекс предустановленных законодательством беспристрастных и объективных мер, которые определяют факт деяния субъекта правонарушения, нанесшим вред и предстают основанием для привлечения данного субъекта к юридической ответственности.

Равно как каждая концепция, допускающая целостное единство, состав правонарушения формируется из линии взаимозависимых подсистем и их компонентов. При этом, отсутствие хотя бы элемента приводит к распаду единой концепции, т.е. к отсутствию состава правонарушения. Основными компонентами состава правонарушения можно выделить: объект правонарушения, субъект правонарушения, объективная сторона правонарушения и субъективная сторона правонарушения 

Объект правонарушения — это охраняемые законодательством ценности, интересы и блага, которым может быть причинен ущерб из-за посягательства на них. В иерархии ценностей, оберегаемых законодательством, главную роль занимает защита прав и свобод личности. Помимо этого, предметами правовой охраны от противоправных посягательств считаются все разновидности имущества, социальное устройство, общественная безопасность, окружающая среда и конституционное устройство Российской Федерации.

Объекты правонарушения можно разделить на: общие, родовые непосредственные. Общий объект правонарушения — это совокупность оберегаемых законодательством объектов, предустановленных законодательством (например, в ст. 2 УК РФ).  Родовым объектом считается категория родственных (однородных) объектов охраны (к примеру, в конституционном праве, общественно-политические, социальные, культурные, экономические права).  Непосредственный объект предусмотрен конкретным составом правонарушения. В уголовном праве попадаются ситуации, когда одно и то же преступное деяние посягает не на один, а на несколько непосредственных объектов, один из которых является основным, а иной — дополнительным. Например, непосредственным объектом правонарушения, предусмотренным ст. 26 УК РФ (несоблюдение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств), является безопасность движения и эксплуатация автотранспортных средств. В качестве дополнительного объекта могут представлять такие блага как: жизнь, здоровье, личное имущество.

Статья 2.1 КоАП РФ не устанавливает понятие "объект правонарушения". Но расширительно объясняя эту статью, необходимо выделить, что объектом правонарушения считается комплекс правоотношений, охраняемых федеральным и региональным законодательством об административных правонарушениях. Особенная часть КоАП РФ в наименованиях гл. 5 -11 предписывает на родовые объекты административных правонарушений, т.е. в объекты определенных административных проступков, связанных совокупностью однородных социальных взаимоотношений, которые нарушаются субъектами соответствующего правонарушения - физическими и юридическими лицами.

Субъект правонарушения - деликтоспособное физическое лицо либо организация, выступающая в статусе субъекта права, как составная доля юридического состава правонарушения субъект предусмотрен гипотезами правовой нормы. В частности, субъектом преступления, предусмотренного ст. 276 УК РФ может являться лишь гражданин Российской федерации.

Для признания противоправных деяний правонарушением законодательство предъявляет к их субъекту на определенных условиях. Это, в первую очередь всего, наличие установленного возраста, с достижением которого физические лица становятся деликтоспособными. Таким образом, уголовная ответственность (причиной которой является свершение преступления) начинается — с 16 лет, а за отдельные эпизоды — с 14, административная — с 16, гражданская — с 15 и т.д. В установленных законодательством ситуациях, в качестве субъекта правонарушения выступает субъект — физическое вменяемое лицо, обладающее дополнительными признаками, при наличии которых допустимо привлечение его к ответственности как субъекта правонарушения. Таким образом, субъектами воинских правонарушений могут быть признаны только военнослужащие и военнообязанные в период прохождения ими службы, учебных сборов или военных действий. Субъектами отдельных правонарушений могут выступать только должностные лица (ст. 219 УК РФ — несоблюдение правил пожарной безопасности). Как правило, признаки специального субъекта установлены в нормативно-правовых актах (ст. 270 УК — неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие). В прочих вариантах они устанавливаются толкованием. Например, за несоблюдение законов международных полетов, как следует из ограничительного толкования, может быть привлечён только тот субъект, который непосредственно выполнял международный полет.

Элементом деликтоспособности является психическая зрелость или вменяемость личности. Для ряда правонарушений предусматриваются особые субъекты - должностные лица, военнослужащие, медицинские работники.

Субъектом отдельных правонарушений выступают фирмы, организации, учреждения, СМИ. Но вопрос о признании субъектами правонарушений группы людей считается в достаточной мере трудным. В действующем законодательстве данная проблема решается конкретно - таким является физические лица. В том числе и если преступное деяние содеяно группой лиц, в таком случае каждый его член отвечает только за то, что совершил, и никак не сопряжен солидарной ответственностью со своими соучастниками.

Объективной стороной правонарушения – является комплекс признаков, определяющих наружную сторону состава правонарушения. Обязательные признаки объективной стороны так называемых материальных составов правонарушений: присутствие деяния (социально опасного либо вредоносного), этиологическая связь, последствия (общественно опасные либо вредные) деяния.

Субъективная сторона правонарушения - это внутренняя сторона правонарушения, которая характеризует причинную и психическую активность лица в момент совершения правонарушения. В структуре содержания данной деятельности различают: вину, мотив, цель, эмоциональное состояние. Обязательный признак субъективной стороны: вина, то есть определенное психологическое отношение лица к своему совершённому противоправному деянию и его общественно опасным или вредоносным последствиям (результатам). Следовательно, можно выделить основные признаки правонарушения и на основании их определить состав.

 

Список литературы:

  1. Венгеров А.Б. Теория государства и права: учеб. для юрид. вузов. М.: Юриспруденция, 2009 - 528с.
  2. Кунина А.Н, Рубанцова Т.А. Проблема преодоления правого нигилизма в России / Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Казань, май2016, 2016. – Казань: Бук, - 294с.
  3. Марченко М.Н. Теория государства и права: учебник - М.: ООО «ТК Велби», 2002. – 640с.
  4. Теория государства и права: Учебник для вузов /отв. ред. В.Д. Перевалов – М.: Норма,204 – 496с.
  5. Теория государства и права: учебник / колл. Авт., отв. ред. А.В. Малько – М.: КНОРУС,2006. – 400с.

sibac.info


KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта