Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

Интеллектуальная игра "Биография и творчество И.С. Тургенева". Бумаги письма толстые номера русских журналов


Женские образы в романе Тургенева Отцы и дети

Произведения И. С. Тургенева — одни из самых лиричных и поэтичных произведений в русской литературе. Особенное очарование им придают женские образы. “Тургеневская женщина” — это какое-то особое измерение, некий идеал, воплощающий в себе красоту как внешнюю, так и внутреннюю. “Тургеневским женщинам” присущи и поэтичность, и цельность натуры, и невероятная сила духа. И.С.Тургенев в отношении к женщинам раскрывает все хорошее или плохое, что есть в его героях.

Часто именно героини в его произведениях вынуждены принимать решения, делать нравственный выбор, определять свою судьбу.

В романе “Отцы и дети” представлена целая галерея женских образов — от простой крестьянки Фенечки до великосветской дамы Анны Сергеевны Одинцовой.

Мне хочется начать свое сочинение именно с рассказа о Фенечке. Первое же появление Фенечки оставляет в душе ощущение чего-то мягкого, теплого и очень естественного: “Это была молодая женщина лет двадцати трех, вся беленькая и мягкая, с темными волосами и глазами, с красными, детски пухлявыми губками и нежными ручками. На ней было опрятное ситцевое платье, голубая новая косынка легко лежала на ее круглых плечах”.

Надо отметить, что Фенечка появилась перед Аркадием и Базаровым не в первый день их приезда. В тот день она сказалась больной, хотя, конечно, была здорова. Причина же очень проста: она страшно стеснялась.

Двойственность ее положения очевидна: крестьянка, которой барин разрешил жить в доме, и сам же этого стеснялся. Николай Петрович совершил поступок, казалось бы, благородный. Он поселил у себя женщину, родившую от него ребенка, то есть, как бы признал определенные ее права и не скрывал, что Митя — его сын. Но вел он себя при этом так, что Фенечка не могла чувствовать себя свободно и справлялась со своим положением только благодаря природной естественности и достоинству.

Вот как Николай Петрович говорит о ней Аркадию: ”Не называй ее, пожалуйста, громко... Ну да... она теперь живет у меня. Я поместил ее в доме... там были две небольшие комнатки. Впрочем, это все можно переменить”. Про маленького сына он и вовсе не сказал — до того ему было неловко.

Но вот Фенечка появилась перед гостями: “Она опустила глаза и остановилась у стола, слегка опираясь на самые кончики пальцев. Казалось, ей и совестно было, что она пришла, и в то же время она как будто чувствовала, что имела право прийти”.

Мне кажется, что Тургенев сочувствует Фенечке и любуется ею. Он как будто хочет защитить ее и показать, что она в своем материнстве не только прекрасна, но еще и выше всяких толков и предрассудков: “И в самом деле, есть ли на свете что-нибудь пленительнее молодой красивой матери со здоровым ребенком на руках?”

Базаров, живя у Кирсановых, с удовольствием общался только с Фенечкой: “Даже лицо его изменялось, когда он с ней разговаривал. Оно принимало выражение ясное, почти доброе, и к обычной его небрежности примешивалась какая-то шутливая внимательность”. Я думаю, дело тут не только в красоте Фенечки, а именно в ее естественности, отсутствии, какого бы то ни было жеманства и попыток строить из себя барыню.

Базарову понравилась Фенечка, он однажды крепко поцеловал ее в раскрытые губы, чем и нарушил все права гостеприимства и все правила нравственности. Фенечке то же понравился Базаров, но она бы едва ли отдалась ему.

Павел Петрович даже был влюблен в Фенечку, несколько раз приходил в ее комнату «ни за чем», несколько раз оставался с ней наедине, но он не был настолько низок, чтобы поцеловать ее. Напротив, из-за поцелуя он подрался с Базаровым на дуэли и чтобы дальше не соблазняться Фенечкой, он уехал за границу.

Образ Фенечки подобен нежному цветку, имеющему, однако, необычайно крепкие корни. Мне кажется, что из всех героинь романа она наиболее близка к “тургеневским женщинам”.

Прямой противоположностью Фенечки является Евдоксия, а точнее Авдотья Никитична Кукшина. Образ достаточно интересный и, скорее, карикатурный, но не случайный. Вероятно, в середине XIX века эмансипированные женщины появлялись все чаще, и это явление не просто раздражало Тургенева, но вызывало у него жгучую ненависть. Подтверждением тому является описание быта Кукшиной: “Бумаги, письма, толстые номера русских журналов, большей частью неразрезанные, валялись по запыленный столам. Везде белели разбросанные окурки папирос”, а также ее внешности и манер: “В маленькой и невзрачной фигурке эмансипированной женщины не было ничего безобразного, но выражение ее лица неприятно действовало на зрителя”, ходит она ”несколько растрепанная, в шелковом, не совсем опрятном платье, бархатная шубка ее на пожелтелом горностаевом меху”. В то же время почитывает кое-что из физики и химии, читает статьи о женщинах, хоть с грехом пополам, а все-таки рассуждает о физиологии, эмбриологии, о браке и прочих вещах. Все ее мысли обращены на предметы более серьезные, чем галстуки, воротнички, снадобья и ванны. Она выписывает журналы, за границей общается со студентами. И чтобы подчеркнуть полную ее противоположность Фенечке, я приведу следующую цитату: “...что бы она ни делала, вам постоянно казалось, что именно это-то она и не хотела сделать. Все у ней выходило, как дети говорят — нарочно, то есть не просто, не естественно”.

На образе Кукшиной мы видим женское молодое поколение того времени, эмансипированное, с прогрессивными стремлениями. Хотя Тургенев осмеивает ее стремления, которые бы заслуживали поощрения и одобрения со стороны всякого благомыслящего человека.

Реакция Базарова на Кукшину тоже была совершенно иной, нежели на Фенечку, увидев ее, он поморщился. Околесица, которую несла Кукшина, вполне соответствовала ее внешнему облику и манерам. Пожалуй, встреча Базарова с Кукшиной знаменательна лишь тем, что в их разговоре впервые прозвучало имя Анны Сергеевны Одинцовой — женщины, которая впоследствии ввергла Базарова в пучину страстей и терзаний.

Они встретились с Базаровым на балу у губернатора, и Одинцова сразу произвела на него неизгладимое впечатление: “Это что за фигура? — проговорил он. — На остальных баб не похожа”. Надо сказать, что в устах Базарова (то есть этого человека, каким он был на момент их встречи) это высшая похвала. Базаров в разговоре с хозяйкой имения сконфужен, смущен, зажат, пытается побороть в себе чувство любви, начинающее зарождаться в его сердце. Анна не решилась на любовь к Базарову, человеку неординарному, который вряд ли сделал бы её жизнь спокойной.

Каждый штрих в портрете Одинцовой указывает на то, что это дама из высшего общества. Анна Сергеевна Одинцова поражала достоинством осанки, плавными движениями, умными и спокойно глядящим глазами. От ее лица веяло мягкой и ласковой силой. Спокойными были не только ее движения и взгляд. Жизнь в ее имении отличалась роскошью, спокойствием, холодностью, отсутствием интересных людей. Размеренность и постоянство – главные черты уклада в имении Одинцовой.

Когда Базаров с Аркадием приехали к ней в усадьбу, они увидели, насколько размеренной и однообразной была вся ее жизнь. Все здесь оказалось “поставлено на рельсы”. Комфорт и безмятежность составляли основу существования Одинцовой. Она достаточно перенесла в жизни (“тертый калач”) и теперь как будто хотела только отдыхать от своего прошлого. Не раз в разговоре с Базаровым она называла себя старой.

Когда я читал роман, то сначала думал, что она, таким образом, кокетничает - ведь ей всего 28 лет! Но потом я понял: у этой молодой женщины душа старухи. Иначе как объяснить ее стремление всеми силами заглушить в себе возникшую влюбленность, только чтобы она не помешала размеренному образу жизни.

Автор пишет о ней: ’’Её ум был пытлив и равнодушен в одно и тоже время. Её сомнения не утихали никогда до забывчивости и никогда не дорастали до тревоги. Не будь она и независима, она, быть может, бросилась бы в битву, узнала бы страсть…’’ Одинцова и сама хорошо знает это свойство своей натуры, она говорит Базарову: ’’Я люблю то, что вы называете комфортом.’’

Но в то же время Анна Сергеевна способна на благородные поступки, сочувствие, высокую печаль. Она приезжает проститься с умирающим Евгением, хотя он лишь просил отца сообщить о том, что заболел и умирает.

В конце романа мы узнаем, что Анна Одинцова вышла замуж “не по любви, а по убеждению, за одного из будущих русских деятелей…” Холодность рассудка в ней сочетаются, к сожаления, и с некоторой холодностью душевной.

У Одинцовой сильный характер, и она даже в чем-то подавила свою младшую сестру Катю.

Катя — славная девушка, и, хотя в первый момент она воспринимается как бледная тень Одинцовой, у нее все-таки тоже есть характер. Темная брюнетка с большими чертами лица и небольшими задумчивыми глазами. В детстве была очень дурна собой, к 16 годам стала поправляться и сделалась интересной. Кроткая, тихая, поэтическая и стыдливая. Мило краснеет и вздыхает, боится говорить, всё вокруг замечает. Музыкантша. Любит цветы и составляет из них букеты. В комнате у неё удивительный порядок. Терпелива, нетребовательна, но в то же время упряма. Постепенно раскрывается ее индивидуальность, и становится ясно, что в союзе с Аркадием она будет главной.

Образ Одинцовой интересен как раз своей неоднозначностью. Её нельзя назвать ни положительной, ни отрицательной героиней, не погрешив при этом против истины. Анна Сергеевна – живой и яркий человек, со своими достоинствами и недостатками.

Мне трудно однозначно ответить на вопрос: как Тургенев относится к Одинцовой? Может быть, мне мешает мое личное восприятие — Одинцова мне не очень симпатична. Но одно очевидно: Тургенев нигде не допускает иронии в отношении этой героини. Он считает ее достаточно умной женщиной (“Баба с мозгом”, — по словам Базарова), но я не думаю, что он сильно чарован ею.

“Тургеневские женщины” — сильные женщины. Пожалуй, они гораздо сильнее духом окружающих их мужчин. Может быть, заслуга Одинцовой заключается в том, что она, сама того не желая, помогла Базарову сбросить маску, которая так мешала ему, и способствовала становлению личности этого незаурядного человека. Кто же из этих женщин оказывается милее и ближе сердцу писателя? Конечно, Фенечка. Именно ее Тургенев одарил счастьем любви и материнства. А эмансипированные женщины, в их худших проявлениях, ему глубоко несимпатичны. Одинцова отталкивает своей холодностью и эгоизмом. Тургеневский же идеал женщины заключается в умении любить и жертвовать собой ради любимого. Все эти героини, конечно, очень разные, у каждой из них своя жизнь, свои переживания, но всех их объединяют любовь и желание быть счастливыми.

mirznanii.com

Об идейной моде и убеждениях в «Отцах и детях» И. С. Тургенева

Иван Сергеевич Тургенев — художник-реалист, один из наиболее замечатель­ных русских писателей XIX века. Образо­ваннейший человек своей эпохи, гума­нист, враг рабства и произвола, он многое видел и понимал, чувствуя назре­вающие большие перемены в России. Его позиция в условиях обострившейся классовой борьбы 60—70-х годов была сложна и во многом противоречива. Кри­тически расценивая людей своего соци­ального круга, отмечая ряд слабостей и недостатков дворянской интеллиген­ции, Тургенев не разделял революцион­ных убеждений нового поколения; он по­нимал, что они в чем-то правы, но они были чужды ему по духу. Он не мог при­нять идей о необходимости революции, насильственной, коренной ломке суще­ствующих отношений, ему «претил му­жицкий демократизм Чернышевского и Добролюбова». В этом причина разры­ва с «Современником». Однако Тургенев до конца жизни сохранил глубокий инте­рес к деятельности революционной мо­лодежи, он внимательно следил за все­ми проявлениями передовой общест­венной мысли. Характеризуя творчество Тургенева, Добролюбов писал, что он «быстро угадывал новые потребности, новые идеи, вносимые в общественное сознание».

В 1862 году Тургенев написал роман «Отцы и дети» — один из своих лучших романов как по художественному мас­терству, так и по глубине, широте и акту­альности основной темы. Это не было данью идейной моде, Тургенев честно в романе попытался показать две силы: либеральное дворянство в лице братьев Кирсановых и лагерь революционеров-демократов, представленный пока оди­ночкой Базаровым. Тургенев писал: «Вся моя повесть направлена против аристо­кратии как передового класса».

Представители прошлого — «отцы» — изображены с беспощадной верностью. Они хорошие люди, но о них не пожалеет Россия. Тургенева не удовлетворяют ни «отцы», ни «дети», писатель не полюбил Базарова, но признал его силу, его пере­вес над окружающими людьми, отдает ему дань уважения. В трактовке Базаро­ва сказалась классовая ограниченность Тургенева. Человек с такими качествами, как  Евгений,   мог  бы  сделать  многое, но он умирает, не сделав ничего. В этом сказались неверие Тургенева в силу раз­ночинцев, в идеал революционной демо­кратии. Писарев в статье «Базаров» уви­дел в тургеневском герое типичные чер­ты молодого поколения и приветствовал автора романа. В разгоревшемся споре между демократическими журналами из-за понимания образа статья Писарева сыграла роль усиления критического от­ношения к Базарову на страницах журна­ла «Современник». Во второй статье Пи­сарев изменил свой взгляд на Базарова и поставил его в одном ряду с героем ро­мана Чернышевского «Что делать?» — Рахметовым. Сам Тургенев говорил, что Базаров — его «враг», к которому он чув­ствует невольное влечение.

Тургенев считал, что революционная деятельность в России не найдет отклика и поддержки в народе. Этим же сознани­ем он наделил и своего героя. Базаров говорит перед смертью: «Я нужен Рос­сии... Нет, видно, не нужен». В этом идейное заблуждение Тургенева.

Что сказать об идейной моде и убеж­дениях? Если сравнить Павла Петрови­ча с Базаровым, то видно, что второй убежден в своих позициях, а Кирсанов больше рисуется, отдавая дань моде. При всех своих «либеральных выходках» и заявлениях о «любви к прогрессу» Па­вел Петрович консервативен, нетерпим и классово ограничен в своих взглядах. Одна деталь: он нюхает одеколон, когда разговаривает с мужиком, потому что от того «плохо пахнет». Разве это любовь к ближнему? Слова Кирсанова расхо­дятся с делом, он прогрессивен, потому что модно быть либералом. А что же ли­берального в нем? Один раз в месяц из­бавляет мужика от экзекуции? Но «если сливки таковы, то каково же молоко», то есть необразованное дворянство? Базаров спрашивает у Аркадия, увидев надушенного, безупречно одетого по последней моде (и это в деревне) Кир­санова: «Что это за архаическое явле­ние?» Павел Петрович отпускает пре­зрительную фразу: «Кто этот волоса­тый?» Перед вами совершенно разные люди по воспитанию, убеждению, про­исхождению.

Базаров критикует безделье дворянст­ва: «Вы уважаете себя, а сидите сложа руки, какая же от этого польза?» База­ров — это «человек дела, а не фразы», он обладает не только большим умом, но и огромной силой воли. У Евгения есть важный принцип — делать то, что по­лезно.

Тургенев в романе показывает и карика­турных героев — это Ситников и Кукшина. Если для аристократов дань моде — ка­заться прогрессивными либералами, то для Ситникова и Кукшиной дань моде — считать себя нигилистами. Они ухвати­лись за нигилизм, потому что он моден, потому что выглядеть прогрессивным человеком очень престижно. Но весь их нигилизм мелкий и показной. Ситников кричит: «Долой авторитеты!» Но кричит в присутствии человека, перед которым раболепствует. Базарову не надо много ума, чтобы понять, что Ситников завтра может кричать обратное. Кукшина считает себя передовой, эмансипированной. Но Тургенев одной фразой дает понять, что она всего лишь глупая, несчастная женщи­на, у которой нет детей и мужа, и ей ничего не остается как быть «эмансипе». В ее комнате «бумаги, письма, толстые номера русских журналов, большей частью нераз­резанные, валялись по запыленным сто­лам». В общем, это пустые болтуны, кото­рые «держат нос по ветру», и если раньше они были просто болваны, то теперь они вдруг стали нигилистами. У них нет опре­деленных взглядов, своих убеждений, и когда нигилизм выйдет из моды, они, бе­зусловно, отступятся от него.

У Базарова есть свои принципы, и он строго следует им. «Я ничьих мнений не разделяю: я имею свои», — говорит он. Кирсанов в Базарове сразу почувствовал противника, потому что тот перечерки­вал всю его «деятельную» жизнь. База­ров ясно дал понять, что «отцы» не спо­собны решить основные проблемы эпо­хи. Проблема «отцов» и «детей», поиски идеала и смысла жизни во все времена стояла довольно остро. Сейчас не утиха­ют споры о романе и не пропадает инте­рес к нему, потому что общество разде­лилось по убеждениям: лагерь демокра­тов, которые готовы идти по новому пути, и лагерь приверженцев идеи соци­ализма, которая не оправдала себя. За кем будущее страны? Мне кажется, пока человек духовно не возродится, не суме­ют ни демократы, ни консерваторы выта­щить Россию из пропасти. В споре с До­бролюбовым и Чернышевским правы были Тургенев, Лев Толстой. Ни одна на­сильственная революция не изменит жизнь народа, пока не будет морального совершенства. И жизнь это неоспоримо доказала.

lit-helper.com

Кукшина как пародия на эмансипацию - Женские образы в романе



Прямой противоположностью Фенечки является Евдоксия, а точнее Авдотья Никитична Кукшина. Образ достаточно интересный и, скорее, карикатурный, но не случайный. Кукшина мало встречается в рассказе. Характер ее напоминает характер Базарова. Ее взгляды на жизнь скопированы со взглядов Базарова, но получилась карикатура на нигилизм, у нее слабый характер, нет своих взглядов на жизнь, а копировать с кого-то могут слабые и безвольные люди.

Вероятно, в середине XIX века эмансипированные женщины появлялись все чаще, и это явление не просто раздражало Тургенева, но вызывало у него жгучую ненависть. Подтверждением тому является описание быта Кукшиной: “Бумаги, письма, толстые номера русских журналов, большей частью неразрезанные, валялись по запыленный столам. Везде белели разбросанные окурки папирос”, а также ее внешности и манер: “В маленькой и невзрачной фигурке эмансипированной женщины не было ничего безобразного, но выражение ее лица неприятно действовало на зрителя”, ходит она ”несколько растрепанная, в шелковом, не совсем опрятном платье, бархатная шубка ее на пожелтелом горностаевом меху”. В то же время почитывает кое-что из физики и химии, читает статьи о женщинах, хоть с грехом пополам, а все-таки рассуждает о физиологии, эмбриологии, о браке и прочих вещах. Все ее мысли обращены на предметы более серьезные, чем галстуки, воротнички, снадобья и ванны. Она выписывает журналы, за границей общается со студентами. И чтобы подчеркнуть полную ее противоположность Фенечке, я приведу следующую цитату: “...что бы она ни делала, вам постоянно казалось, что именно это-то она и не хотела сделать. Все у ней выходило, как дети говорят — нарочно, то есть не просто, не естественно”. То есть в ней нет того, чем Тургенев любуется в Фенечке, - естественности и достоинства.

В образе Кукшиной мы видим женское молодое поколение того времени, эмансипированное, с прогрессивными стремлениями. В новом направлении взглядов наиболее близким им оказался отказ от нравственных правил. Она «разъехалась с мужем», живет «растрепанно… не совсем опрятно», говорит «очень развязно». Она смешна и жалка. Тургенев осмеивает ее стремления, которые заслуживали бы поощрения и одобрения со стороны всякого благомыслящего человека.

Реакция Базарова на Кукшину тоже была совершенно иной, нежели на Фенечку, увидев ее, он поморщился. Околесица, которую несла Кукшина, вполне соответствовала ее внешнему облику и манерам. «Нельзя сказать, чтобы она была хорошенькой, но в её «фигурке…не было ничего безобразного». И все же её разговор и поведение «неприятно действовали» на собеседников. Пожалуй, встреча Базарова с Кукшиной знаменательна лишь тем, что в их разговоре впервые прозвучало имя Анны Сергеевны Одинцовой — женщины, которая впоследствии ввергла Базарова в пучину страстей и терзаний.

Итак, образ Евдоксии Кукшиной – это пародия на эмансипированную женщину середины 50-х г. XIX в. Тургенев не был сторонником эмансипации, поэтому Кукшина так неприглядна.

gumfak.ru

Толстые журналы. 100 знаменитых символов советской эпохи

Толстые журналы

«Журнал (франц. journal, первонач. — дневник), печатное периодическое издание. Первым журналом считается „Журналь де саван“ („Journal des scavants“, Франция, 1665)». Так определяется слово «журнал» в Советском энциклопедическом словаре. Наверное, подобное объяснение даётся этому слову в энциклопедиях и словарях других стран мира. Но что такое «толстый журнал»? Как может перевести, например, англичанин, словосочетание «fat magazine» или «fat journal»? Естественно, без знания советских реалий такое выражение для иностранца выглядело полной бессмыслицей. Между тем каждый советский интеллигентный человек (или причислявший себя к таковым) прекрасно понимал, что такое «толстый журнал». «Новый мир», «Знамя», «Дружба народов», «Иностранная литература» — это были не просто журналы с определённым набором текстов, не только источник информации, это был особый пласт культуры, некая прерогатива свободы в несвободной стране.

В Российской империи первый журнал появился в 1728 году. Из печати вышло приложение к газете «Санкт-Петербургские ведомости» — «Месячные исторические, генеалогические и географические примечания в Ведомостях». А в XIX веке появились первые литературные журналы — «Вестник Европы», «Русское богатство», «Отечественные записки», «Современник», «Русская мысль».

В те времена существовал особый культ литературного журнала, ритуал подготовки к чтению и непосредственно чтения. Начиналось священнодействие с того, что лакей на шикарном подносе приносил в читальную комнату пахнущий краской журнал. Специальным ножичком для резки бумаги барин сам разрезал края страниц. Эту процедуру нельзя было доверять даже самому верному слуге, её следовало выполнять только самому; многие, кроме этого ножичка и столовых приборов, никакого другого инструмента за свою жизнь в руках и не держали. А дальше начиналось погружение в чтение. И главным-то было не само чтение, не содержание того или иного романа или поэмы и даже не удовольствие от прочитанного. Ощущение своей причастности к культуре и политике, осознание того, что Россия, со всеми её недостатками, крепостным правом и глухой безграмотностью большей части населения, всё-таки находится в пределах культурной просвёщенной Европы, а не вне их. «Что там Пушкин, что этот сукин сын написал? Хорош, хорош, браво! Можем ведь мы, русские, — когда захотим!». Хотя зачастую барин, живущий в самом центре России, в Рязанской или Владимирской губернии, по-русски читал и писал с трудом, предпочитая «языку черни» благородный французский.

Во второй половине XIX века литературные журналы стали менее элитарными. Изменился и контингент читателей. Часть помещиков была озабочена устройством своего быта после крестьянской реформы, а другая часть занята проматыванием состояний и имений. На первый план в культурной жизни Российской империи вышла разночинная интеллигенция — новая буржуазия, адвокаты, студенты и преподаватели университетов. И хотя цензура работала не покладая рук, именно литературные журналы, наряду с некоторыми газетами, были единственным источником свободного слова и мысли в стране.

После революции казалось, что «толстые» журналы обречены как «чуждое пролетариату явление». Но нет, как только страна пришла в себя после Гражданской войны и начала налаживать нормальную жизнь, один за другим стали появляться и новые литературные журналы. В мае 1924 года вышел в свет первый номер журнала «Октябрь», печатного органа Московской ассоциации пролетарских писателей (МАПП). В создании «Октября» принимали участие А. Фадеев, А. Серафимович, Д. Фурманов, М. Шолохов, М. Светлов. Несмотря на «пролетарскую» направленность, в журнале печатались самые разные авторы: В. Маяковский, А. Платонов, С. Есенин, Ю. Олеша, М. Зощенко, М. Пришвин, А. Гайдар, К. Паустовский. Помимо отечественных писателей, «Октябрь» публиковал и произведения иностранных писателей: Л. Фейхтвангера, В. Бределя, Р. Роллана, А. Барбюса, Т. Драйзера, М. Андерсена-Нексё, Г. Манна. До определённого момента «Октябрь» считался журналом лояльным или, по крайней мере, не конфликтующим с властью. Однако в середине 70-х ситуация изменилась — в «Октябре» были напечатаны остросоциальная повесть «Печальный детектив» В. Астафьева и роман А. Рыбакова «Тяжёлый песок». Это, понятное дело, вызвало критику со стороны партийных идеологов, однако «Октябрь» и в дальнейшем продолжал публиковать на своих страницах «нелюбимых» властью писателей, таких как А. Адамович, Б. Ахмадулина, Г. Бакланов, Б. Васильев, А. Вознесенский, Ф. Искандер, Ю. Мориц, Ю. Нагибин. В начале перестройки журнал одним из первых напечатал публицистические работы А. Сахарова, нашумевшие документальные повести Д. Волкогонова «Триумф и трагедия. Политический портрет И. В. Сталина» и «Лев Троцкий. Политический портрет», ранее запрещённый советской цензурой «Реквием» А. Ахматовой. В конце 80-х годов «Октябрь» стал первым в СССР журналом, вышедшим из ведомственного подчинения и зарегистрированным как независимое издание.

В 1931 году появился ещё один лидер среди советских литературных журналов — «Знамя» (до 1933 года он был известен как «Литературное объединение Красной Армии и Флота» (ЛОКАФ)). Журнал изначально ориентировался на военно-историческую проблематику, и не случайно именно в «Знамени» были впервые опубликованы такие вещи, как «Падение Парижа» И. Эренбурга, «Зоя» М. Алигер, «Сын» П. Антокольского, «Молодая гвардия» А. Фадеева, «В окопах Сталинграда» В. Некрасова, военная проза В. Гроссмана, Э. Казакевича. В середине 50-х «Знамя» начинает публикацию поэтических произведений Б. Пастернака, А. Ахматовой, А. Вознесенского. В первые перестроечные годы, когда «Знамя» возглавил писатель-фронтовик и общественный деятель Григорий Яковлевич Бакланов, журнал стал одним из самых передовых органов либерализма в СССР. «Знамя» вернуло читателю забытые и запрещённые произведения М. Булгакова, Е. Замятина, А. Платонова, напечатало «Воспоминания» А. Сахарова.

«Толстый журнал был особым журналом для интеллигенции. То, что было напечатано в толстом журнале, обладало знаком качества. Если это выходило не сразу и задерживалось цензурой, то качество увеличивалось во много раз, — сказал однажды Эдвард Радзинский. — …Для меня был особняком „Новый мир“, потому что он был самый бунтующий». Действительно, известный писатель и телеведущий не одинок в своём мнении. Журнал «Новый мир» в 50–60-х годах стал символом если и не бунта, то, по крайней мере, сопротивления официальному догматизму в литературе, оставшемуся со сталинских времён; журнал был, как говорили тогда, «цитаделью оттепели и либерализма в СССР».

История «Нового мира» началась в 1924 году, когда главный редактор газеты «Известия» Ю. М. Стеклов предложил создать ежемесячный литературно-художественный и общественно-политический журнал на базе издательства «Известия». Руководили «Новым миром» нарком просвещения СССР А. Луначарский и Ю. Стеклов. В 1926 году пост главного редактора занял литературный критик В. Полонский, а в 1931 году руководство перешло к главному редактору «Известий» И. М. Гронскому. Вскоре «Новый мир» впервые пошёл наперекор власти, опубликовав несколько произведений опального писателя Бориса Пильняка. В 30-е годы власть такого вольнодумства не прощала — в 1937 году Гронский был смещён с поста главного редактора «Известий» и «Нового мира», а вскоре был арестован. Его должность занял В. П. Ставский, которого в 1941 году сменил В. Р. Щербина.

После войны журнал возглавил известный писатель Константин Симонов. А в 1950 году в «Новый мир» пришёл человек, которого можно самого смело назвать символом эпохи и под руководством которого «Новый мир» стал самым популярным литературным журналом в СССР, — Александр Твардовский, четырежды награждённый (в 1941, 1946, 1947, 1971 годах) Государственной премией СССР. Но не в званиях дело, не этим был знаменит Александр Трифонович. Василий Тёркин, персонаж одноимённой поэмы Твардовского, стал, по сути, народным героем. Илья Муромец боролся с Соловьём-разбойником, Александр Невский разбивал ливонцев и тевтонцев на льду Чудского озера, а Тёркин в огне не горел, в воде не тонул и бил фашистов и едким словом, и пулей. Однажды великий Борис Пастернак на одном из редакционных заседаний взял без особого интереса поэму молодого автора Александра Твардовского «Страна Муравия». И вдруг замер, вчитался, а затем встал и со словами «Да о чём говорить? Это же гений!» ушёл, взяв с собой рукопись. А Иван Бунин, на дух не переносивший всё советское, а особенно советскую литературу, дал восторженную рецензию на «Книгу про бойца». В общем, Александр Трифонович пользовался уважением коллег по писательскому цеху, был любим читателями и при этом, до определённого момента, обласкан властью.

В последнем номере «Нового мира» за 1953 год появилась статья Владимира Померанцева «Об искренности в литературе», в которой автор «впервые подверг критическому разбору недостатки советской литературы послевоенного периода». Эту публикацию можно назвать началом «золотого века» советских «толстых» журналов. Как «Аврора» дала свой знаменитый залп, так и «Новый мир» впервые напечатал то, о чём раньше говорить и размышлять было запрещено. И власть тотчас забыла о былых заслугах и званиях Александра Твардовского. Сталин уже умер, Берия был осуждён, но дух несвободы был ещё очень крепок. В «Новом мире» были напечатаны ещё несколько острых работ Ф. Абрамова, М. Щеглова, М. Лифшица, после чего Твардовского уволили с поста главного редактора.

Через четыре года после свой отставки Александр Твардовский вернулся в «Новый мир» (в период его отсутствия журналом руководил Константин Симонов). И начался самый известный и бурный период в истории журнала, период, когда выражения «Новый мир» и «журнал Твардовского» становятся синонимами. Каждый номер «Нового мира» читатели ждали с нетерпением — все знали, что в журнале обязательно будет что-то новое, свежее, остросоциальное и интересное. И «Новый мир» периода Твардовского всегда оправдывал эти надежды.

Эпохальной в истории журнала стала публикация в 1962 году повести «Один день Ивана Денисовича» и трёх рассказов «Матрёнин двор», «Случай на станции Кречетовка», «Для пользы дела» известного ранее только по самиздатовским публикациям учителя из Рязани Александра Солженицына. После выхода номера с прозой Солженицына название журнала стало известно всей стране, даже тем, кто никогда в жизни не держал в руках «Новый мир», настолько острая полемика развернулась в обществе. В 1966 году Твардовский решился на публикацию ещё одного рассказа А. Солженицына «Захар Калита». Между тем оттепель постепенно заканчивалась. Твардовскому и его коллегам-редакторам из других журналов приходилось буквально с боем отстаивать право публиковать произведения «неугодных» власти авторов. С каждым разом это становилось всё труднее и труднее. В 1970 году Александр Твардовский был уволен из «Нового мира» и вскоре умер.

70-е и первая половина 80-х годов — время жёсткой цензуры и «закручивания гаек». И тем не менее, иногда удавалось пробиваться сквозь стену запретов и публиковать произведения, становившиеся событием в литературной жизни. Новый всплеск интереса к «толстым» журналам возник с началом перестройки. В советское время тираж «толстых» журналов достигал миллиона экземпляров, а в 1991 году «Новый мир» вышел рекордным тиражом в два миллиона семьсот тысяч экземпляров. Тираж «Знамени» достигал полутора миллионов. И при этом оформить подписку либо купить «Новый мир» или «Знамя» в свободной продаже считалось неслыханной удачей. Журналы доставали «по блату», в библиотеках записывались в очереди, растягивавшиеся на месяцы. Как югославская мебель, австрийские сапоги и отечественные автомобили, право на честную и правдивую литературу было в Советском Союзе дефицитом.

Как и в дореволюционное время, в чтении журналов соблюдался определённый ритуал. «У читателей толстых литературных журналов ещё совсем недавно было удовольствие пойти к почтовому ящику, вынуть номер журнала, прийти домой, раскрыть и тут же узнать, где же проходит сегодня литературный мейнстрим и о чём можно поговорить вечером в гостях с кем-то или какое стихотворение прочитать милой девушке, если ты молод, — рассказывал в одном из интервью „Радио Свобода“ нынешний главный редактор „Знамени“ Сергей Чупринин. — Увы, к сожалению, к почтовым ящикам ходят всё меньше и меньше людей». Да, после 1991 года тиражи «толстых» журналов стали синхронно и с катастрофической скоростью падать. Если раньше счёт шёл на миллионы экземпляров, то в 90-е — на десятки тысяч, и это в лучшем случае. Многие полагали, что «толстые» журналы исчезнут как явление. Этого, к счастью, не произошло, однако вместе с падением тиражей упала и значимость «толстых» журналов в культурной жизни общества.

Выживут ли «толстые» журналы, станут ли популярными, как раньше, или они так и останутся культурным реликтом тех времён, когда Советский Союз считался (и вполне обоснованно) самой читающей страной в мире?

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

info.wikireading.ru

Интеллектуальная игра "Биография и творчество И.С. Тургенева"

Разделы: Внеклассная работа

Инструкция по проведению игры

Игра проходит в три тура: “Биография”, “Ася”, “Отцы и дети”. Задания командам выдают ассистенты, они же заполняют зачетные листы , вклеивают дополнительные очки - звезды. Конверт с заданиями вскрывается заранее, так учителю, ведущему игру, необходимо познакомиться с ходом игры и размножить задания. Конверт с ответами вскрывается перед учащимися и учителями, жюри в самом начале игры и передается в жюри.

В каждом туре проводится конкурс – блиц в письменной форме. Для этого необходимо размножить задания блица для каждой команды. После проверки результатов задания жюри оглашает количество баллов, которые вносятся в зачетный лист команд ассистентами (ученик или учитель)

Конкурс “Кто быстрее” требует от команды развернутого ответа, поэтому его нужно провести в устной форме. Если версия команды, первой подавшей сигнал к ответу, окажется неверной, то остальные команды могут дать свои ответы.

Во втором туре “Ася” в творческом конкурсе (защита автографа) выслушивается версия каждой команды. Жюри оценивает доказательность, полноту и эмоциональность ответа команды. Результатом этого конкурса будет несколько версий, наиболее полно раскрытых и поясненных командами.

В конкурсе “Домашнее задание” оценивается форма и креативность заданного вопроса. (от 3-5б). Лучшие вопросы отбираются для разминки на финальную игру, поэтому учителю-ведущему необходимо представить их организаторам перед финалом.

По окончании игры жюри заполняет протокол и объявляет победителя отборочного тура.

Игра может проводиться как на итоговом уроке по творчеству И.С.Тургенева, так и на предметной неделе русского языка и литературы. Данная игра проводилась в рамках юбилея И.С.Тургенева 2008–2009 уч.г.

Цель: создать условия для развития интеллектуальных способностей учащихся.

Задачи:

  • Развивать познавательный интерес учащихся
  • Формировать потребность в чтении
  • Формировать информационную культуру учащихся 9-11 классов
  • Воспитывать чувство уважения к достоянию русской литературы
  • Воспитание толерантности, умения слушать мнения других

Ход игры

Домашнее задание

Команды вручают жюри заготовленные вопросы. Вопрос должен быть напечатан на отдельной карточке, содержать полный, подробный ответ и ссылки на литературу. Критерии оценки: форма (загадка, стихотворение, шарада и т.д) , креативность. Лучшие вопросы прозвучат в финале игры.

1 тур “Биография ИС Тургенева”

В 1 туре командам ассистентами раздаются карточки для лаконичного ответа на вопросы блица (распечатанный вариант для каждой команды).

БЛИЦ (по 1 баллу за правильный ответ- 8 мин)

  1. Где обучался ИС Тургенев?
  2. Лучший друг ИС Тургенева.
  3. Назовите имена и отчества родителей Тургенева.
  4. За что был арестован Тургенев в 1852 году?
  5. Труды какого немецкого философа изучал молодой Тургенев , по его словам, “с особым рвением” и знал почти наизусть?
  6. Какое стихотворение Тургенева стало уже в его время широко известно (даже без имени автора) как песня и как романс?
  7. Как назывался первый напечатанный Тургеневым рассказ из серии рассказов, вошедших в книгу “Записки охотника”?
  8. Какая награда присуждена Тургеневу в 1879 году?
  9. За что она была присуждена?
  10. Кто автор бронзового бюста на могиле ИС Тургенева и где он был установлен?

Пока жюри оценивает результаты блица, командам задается следующий вопрос:

“Однажды в юности Тургенев дал аннибалову клятву. В чем суть этой клятвы?” (ответ дать письменно – 3 б) Дополнительное количество баллов вы получите, если в течение 2 минут дадите подобную клятву от лица участника нашей игры. (+ 3 б “звезда”)

Жюри оглашает результаты блица. Ассистенты наклеивают звезды на зачетные листы команд.

“Кто быстрее?” (по 2 балла)

Ответ засчитывается по сигналу, данному командой, опередившей своих соперников, либо ответы на вопросы даются в письменной форме. В последнем случае каждой команде представляется распечатанный вариант заданий.

  1. В чем причина “третейского суда” между Тургеневым и Гончаровым?
  2. Вспомните героя рассказа Тургенева “Муму”. Всем известно, что у Герасима был прототип – дворник Андрей. В чем главное отличие поступка Андрея от поступка Герасима?
  3. 18 сентября 1858 года умерла любимая собака Тургенева – Диана. “Моя бедная Диана умерла позавчера – и вчера утром мы ее похоронили. Я плакал – и не стыжусь в этом признаться; это ведь друг покидал меня – а они так редки, на двух ногах или на четырех”. На страницах какого рассказа Тургенева Дианка сопровождает его в охотничьих странствиях?

Учитель, ведущий игру, присуждает (или не присуждает) очки команде сразу же после ответа. Ассистенты вносят их в зачетные листы команд.

“Творческий. Географическая карта ” (по 0,5 б за каждый топоним – 5 мин)

Напротив каждого события укажите соответствующий топоним

  • На протяжении 5 месяцев, в течение которых создавалась повесть “Ася” (1857г) Тургенев успел побывать в нескольких европейских городах. Назовите их.
  • Место, где Тургенев провел свое детство.
  • Город, в котором родился Тургенев.
  • 1838г. Тургенев заканчивал в этом городе свое образование.
  • В каких российских городах оно(образование) было начато?
  • В каком городе Европы Тургенева застала весть о Французской революции?
  • С какими городами Франции связана работа над романом “Накануне”?
  • Место, где Тургенев построил для себя небольшой дом, чтобы не разлучаться с Полиной Виардо.
  • 1879г. В каком городе Тургеневу была присуждена докторская степень?.
  • В каком городе России перезахоронен прах Тургенева?

Жюри оглашает результаты домашнего задания. Команда(ы) получают 3б-звезду за лучший вопрос.

2 тур “Ася”

БЛИЦ (по 1 баллу за правильный ответ – 2 мин)

  1. Повесть “Ася” была начата летом 1857г. в немецком городке Зинциге. Где и когда она была закончена?
  2. На какую героиню АС Пушкина хотела быть похожей Ася?
  3. Кто послужил прототипом Аси?

Жюри оглашает результаты творческого конкурса 1 тура.

“Творческий”

Жюри оценивает ответы команд от 3 до 5б, в зависимости от полноты, эмоциональности, убедительности ответа – 5 мин)

Выберите эпиграф , который бы раскрыл основную мысль повести “Ася”. Поясните свой выбор

(Эпиграфы записаны на доске или проецируются через проектор.)

  1. “Какое это счастье - любить и быть любимым” (А.П. Чехов)
  2. “Любовь – единственная страсть, не признающая ни прошлого, ни будущего” (О. Бальзак)
  3. “Любовь несовместима со страхом” (Публий Сир)
  4. “Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь” (И.С. Тургенев)
  5. “Любовь – восхитительный цветок, но требуется отвага, чтобы подойти и сорвать его на краю ужасной пропасти” (Стендаль)

Жюри перед выступлением команд оглашает результаты блица 2 тура.

3 тур “Отцы и дети”

БЛИЦ (по 1 баллу за правильный ответ)

  1. В каком году напечатан роман “Отцы и дети”?
  2. О каком временном промежутке идет в нем речь?
  3. Сколько глав в романе?
  4. Кто мог являться прототипом Базарова?
  5. Какая болезнь привела Базарова к гибели?

“Узнай героя”

  1. “…барин лет сорока с небольшим, в запыленном пальто и клетчатых панталонах… мы видим его в мае месяце 1859 года, уже совсем седого, пухленького и немного сгорбленного, он ждет сына, получившего, как некогда и сам, звание кандидата”.
  2. “…человек высокого роста в длинном балахоне с кистями… обнаженная красная рука… ленивый, но мужественный голос”, лицо “длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвета, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум…”
  3. “…человек среднего роста, одетый в темный английский сьют, модный низенький галстук и лаковые полусапожки… На вид ему было лет 45: его коротко остриженные седые волосы отливали темным блеском, как новое серебро; лицо его желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и легким резцом, являло следы красоты замечательной…”
  4. “Это была молодая женщина лет 23, вся беленькая и мягкая, с темными волосами и глазами, с красными, детски-пухлявыми губками и нежными ручками. На ней было простое, опрятное ситцевое платье; голубая новая косынка лежала на ее круглых плечах…”
  5. “Аркадий обернулся и увидел женщину высокого роста в черном платье, остановившуюся в дверях залы. Она поразила его достоинством своей осанки. Обнаженные ее руки красиво лежали вдоль стройного стана; спокойно и умно глядели светлые глаза из-под немного нависшего лба, и губы улыбались едва заметной улыбкой. Какой-то ласковой и мягкой силой веяло от ее лица”.

“В гостях у….”

  1. “Комната, в которой они очутились, подходила скорее на рабочий кабинет, чем на гостиную. Бумаги, письма, толстые номера русских журналов, большей частью неразрезанные, валялись по запыленным столам; везде белели разбросанные окурки папирос”.
  2. “За церковью тянулось в два ряда длинное село с кое-где мелькающими трубами над соломенными крышами. Господский дом был построен в одном стиле, который известен у нас под именем Александровского; дом этот также был выкрашен желтою краской, и крышу имел зеленую, и белые колонны, и фонтан с гербом”.
  3. “…изящный кабинет, оклеенный по стенам красивыми обоями дикого цвета, с развешанным оружием на пестром персидском ковре, с ореховой мебелью, обитой темно-зеленым трипом, с библиотекой renaissance из старого черного дуба, с бронзовыми статуэтками на великолепном письменном столе, с камином…”.

“Кто быстрее?” (по 2 балла )

  1. Как представился базаров Николаю Петровичу Кирсанову? О чем это свидетельствует?
  2. Критик МА Антонович назвал Базарова “Асмодеем нашего времени”. Как вы понимаете слово “асмодей”?

Учитель, ведущий игру, присуждает (или не присуждает) очки команде сразу же после ответа. Ассистенты вносят их в зачетные листы команд. Жюри оглашает результаты блица 3 тура

“Творческий”

Вспомните условия дуэли. Какие из них были нарушены в дуэли Павла Петровича Кирсанова и Базарова? Команда, которая первая сдает вариант ответа, получает право на инсценирование дуэли и дополнительные 3б-звезду.

Конкурс капитанов “Подарок” < Рисунок 1, См. Приложение 4 >(3 мин)

Капитаны вызываются к столу жюри, где им вручается карточка с изображением кольца, платка и ветки гераниума. В течение 2 минут они должны подписать под каждым изображением имя тургеневского героя , которому был вручен данный подарок, и указать имя дарителя и произведение. За верный ответ капитан получает 3б-звезду

В это время команд без капитана приступает к выполнению заключительного задания.

“Архитектор” (5–7 мин).

Выдается лист А4, на котором команда должна спроектировать имение: каждая деталь – название произведения Тургенева. необходимо на заготовках надписать названия 6 романов и повестей Тургенева, 5 рассказов, 3 стихотворений в прозе, 2 критические статьи (либо самого Тургенева, либо о его произведениях) и 1 романс.

Ответы на вопросы игры смотри Приложение 1

Раздаточный материал для команд Приложение 2

Оценочный лист команд и жюри Приложение 3

Литература:

  1. Богословский Н.В. И.С. Тургенев М: 1991
  2. Бялый Г.А. Роман Тургенева “Отцы и дети” М: 1983
  3. Романичева Е.А. Общие слова или роман Тургенева “Отцы и дети” М: Литература №16-2001
  4. Якушкин Н.И. И.С. Тургенев в жизни и творчестве. М.1998
Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

"Толстые" литературные журналы, История, Тиражи

...они и по сей день живы

…они и по сей день живы

«Толстые» журналы — это литературные ежемесячники, в которых перед выходом в свет отдельными томами публиковались новинки литературы.

В СССР к «толстым» журналам относились «Новый мир», «Октябрь», «Знамя», «Нева», «Москва», «Наш современник», «Дружба народов», «Иностранная литература», «Сибирские огни», «Урал», «Звезда», «Дон», «Волга» в какой-то степени «Юность», хотя она была тоньше остальных. Эти журналы выходили форматом А1. Были и малоформатные «толстые» журналы «Аврора», «Молодая гвардия», «Смена».

«Толстые» журналы не следует путать с остальными. Их в Советском Союзе тоже было не мало: «Работница», «Крестьянка», «Крокодил», «Огонек», «Советский Союз». Выходили они по-разному: раз в месяц или еженедельно.

Существовали журналы по интересам и для разных возрастов: «Вокруг света»,«Юный техник», «Юный натуралист», «Костёр», «Пионер», «Наука и религия», «Наука и жизнь», «Техника молодёжи», «Знание — сила», «Химия и жизнь», «Здоровье», «Спортивные игры», «За рулем», «Журналист».

«Толстые» журналы в Советском Союзе

Самыми авторитетными среди советских «толстых» журналов были, пожалуй,

  • «Новый мир»
  • «Нева»
  • «Знамя»
  • «Москва»
  • «Октябрь»
  • «Иностранная литература»
  • «Юность»
Новый мир

Новый мир

«Новый мир» под редакцией Твардовского напечатал в 1962 году повесть «Один день Ивана Денисовича» и три рассказа «Матрёнин двор», «Случай на станции Кречетовка», «Для пользы дела» А. Солженицына

В «Октябре» были напечатаны повесть «Печальный детектив» В. Астафьева и роман А. Рыбакова «Тяжёлый песок». Появлялись произведения А. Адамовича, Б. Ахмадулиной, Г. Бакланова, Б. Васильева, А. Вознесенского, Ф. Искандера, Ю. Мориц, Ю. Нагибина, В. Маяковского, А. Платонова, С. Есенина, Ю. Олеши, М. Зощенко, М. Пришвина, А. Гайдара, К. Паустовского. Л. Фейхтвангера, В. Бределя, Р. Роллана, А. Барбюса, Т. Драйзера, М. Андерсена-Нексё, Г. Манна.

В «Знамени» были опубликованы «Падение Парижа» И. Эренбурга, «Зоя» М. Алигер, «Сын» П. Антокольского, «Молодая гвардия» А. Фадеева, «В окопах Сталинграда» В. Некрасова, военная проза Гроссмана, Казакевича. В поэтические произведения Б. Пастернака, А. Ахматовой, А. Вознесенского. В первые перестроечные годы «Знамя» вернуло читателю забытые и запрещённые произведения М. Булгакова, Е. Замятина, А. Платонова, напечатало «Воспоминания» А. Сахарова.

Нева

Нева

В «Неве» печатались по информации Википедии Д. Гранин, братья Стругацкие, Л. Гумилев, Л. Чуковская, В. Конецкий, В. Каверин, В. Дудинцев, В. Быков. «Нева» познакомила читателей с «Большим террором» Роберта Конквеста и романом Артура Кестлера «Слепящая тьма».

В журнале «Москва» был опубликован роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» (декабрь 1966 — январь 1967). В 1989–1990 годы впервые после революции опубликована «История государства Российского» Н.М. Карамзина.

В «Юности» печатались В. Аксенов, Д. Рубина, А. Алексин, А. Гладилин, В. Розов, А. Яшин, Н. Тихонов, А. Вознесенский, Б. Окуджава, Б. Ахмадулина.А. Кузнецов опубликовал свой роман «Бабий яр».

Современные тиражи «Толстых» журналов

«Толстые» журналы в Советском Союзе достать было очень сложно. Подписка на них осуществлялась только по блату (хотя тираж «Юности» превышал три миллиона штук), в киоски «Союзпечати» они если и поступали то в минимальном количестве. В библиотеках имелись лишь в читальных залах. Нынче в России читай — не хочу, подписаться можно на любой, однако тиражи у всех мизерные: в «Новом мире» 7200 экземпляров, у «Октября» и «Знамени» меньше 5000, у «Дружбы народов» – 3000.

chtooznachaet.ru

Об идейной моде и убеждениях в произведении И. С. Тургенева «Отцы и дети»

Иван Сергеевич Тургенев — один из наибо­лее замечательных русских писателей-реа­листов XIX века.

Образованнейший человек своей эпохи, гу­манист, враг рабства и произвола, Тургенев многое видел и понимал, чувствуя назреваю­щие большие перемены в России. Его пози­ция в условиях обострившейся классовой борьбы 60—70-х годов- XIX века была сложна и во многом противоречива. Критически рас­ценивая представителей своего социального круга, отмечая ряд слабостей и недостатков дворянской интеллигенции, Тургенев не раз­делял революционных убеждений нового по­коления. Новые веяния были чужды ему по ду­ху. Он не мог принять идеи о необходимости революции, насильственной, коренной ломки существующих отношений. Ему «претил му­жицкий демократизм Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова». В этом причина его раз­рыва с «Современником» Некрасова. Однако Тургенев до конца жизни сохранил глубокий интерес к деятельности революционной мо­лодежи, внимательно следил за всеми прояв­лениями передовой общественной мысли. Характеризуя творчество Тургенева, Добро­любов писал, что он «быстро угадывал новые потребности, новые идеи, вносимые в обще­ственное сознание».

В 1862 году Тургенев написал роман «Отцы и дети» — одно из своих лучших произведе­ний, как по художественному мастерству, так и по глубине, широте и актуальности основ­ной темы. Роман не был данью идейной мо­де, Тургенев честно попытался показать две силы: либеральное дворянство в лице брать­ев Кирсановых и лагерь революционеров-демократов, представленный пока одиноч­кой Базаровым. Тургенев писал: «Вся моя повесть направлена против аристократии как передового класса».

Представители прошлого — «отцы» — изоб­ражены с беспощадной верностью. Они хоро­шие люди, но об этих хороших людях не пожа­леет Россия. Тургенева не удовлетворяют ни «отцы», ни «дети». Писатель не полюбил База­рова, но признавал его силу, выражал ему дань уважения. В трактовке Базарова сказа­лась классовая ограниченность Тургенева. Человек с такими качествами, как Базаров, мог бы сделать многое, но он умирает, не сде­лав ничего. В этом выразилось неверие Тур­генева в силу разночинцев, в идеал револю­ционной демократии.

Д. И. Писарев в статье «Базаров» увидел в тургеневском герое типичные черты моло­дого поколения и приветствовал автора ро­мана. В разгоревшемся споре между де­мократическими журналами по поводу трак­товки образа Базарова статья Писарева сыграла роль детонатора критического отно­шения к Базарову на страницах «Современ­ника». Во второй статье Писарев изменил свой взгляд на Базарова и поставил его в од­ном ряду с героем романа Чернышевского «Что делать?» — Рахметовым. Сам Тургенев говорил, что Базаров — его «враг», к которо­му он чувствует невольное влечение.

Базаров близок к народу, любит его любо­вью революционера, тоскующего от недо­статка сознания в забитых и темных кресть­янских массах. Он уверен в своих силах, ве­рит в науку, надеется обрести общий язык с мужиками, отличается склонностью к ана­лизу и мощным общественным темперамен­том. Эти обаятельные черты революционно­го разночинца Тургенев воочию наблюдал в редакции «Современника» в пору своего сотрудничества там. Но в «Отцах и детях» пи­сатель предупреждает и о культурных поте­рях, которые принесет в будущем этот тип. Тургенев воспроизводит парадоксы в пове­дении нигилиста: порка вора-крестьянина, клевета на Пушкина, вульгаризация матери­ализма, обильный бытовой цинизм.

Тургенев считал, что революционная дея­тельность в России не найдет отклика и под­держки в народе. Этим же мнением он наде­лил и своего героя. Базаров говорит перед смертью: «Я нужен России... Нет, видно, не нужен».

Смерть Базарова, по выражению Герце­на, — исторически закономерная случай­ность: такие незаурядные люди обычно об­речены погибать первыми. Есть в базаровской смерти и еще один смысл — научный. Ученый-естественник, Базаров гибнет ради «чистой» науки, помогая людям, — ведь во­круг него темнота, грязь, болезни, т. е. его наука оказывается родственной его револю­ционным деяниям, тоже направленным на улучшение жизни. «Ведь он не на меди­цинском поприще собирается прославить­ся?» — риторически спрашивает Базаров-отец его молодого друга Аркадия. Но и здесь трагедия, ибо Базаров все же больше рево­люционер, нежели врач. Его смерть похожа на смерть Рудина, который, умирая, выпол­няет не свою главную историческую задачу, и Инсарова из романа «Накануне», который умирает накануне революционного дела. Трагичен конец Базарова и потому, что он умирает одиноким, не оставив последовате­лей. Показателен тот факт, что в четырех из шести своих романов, посвященных раскры­тию личности и деятельности передового, революционно направленного человека, стремящегося изменить общественное бы­тие, Тургенев в финалах «убивает» героев такого типа.

Что сказать об идейной моде и убеждениях общества того времени? Если сравнить Пав­ла Петровича Кирсанова с Базаровым, то видно, что второй герой убежден в своих по­зициях, а первый больше рисуется, отдавая дань моде. Несмотря на либеральные выход­ки и заявления о «любви к прогрессу», Павел Петрович консервативен, нетерпим и клас­сово ограничен в своих взглядах. Одна де­таль: он нюхает одеколон, когда разговари­вает с мужиком, потому что от того «плохо пахнет». Разве это любовь к ближнему? Сло­ва Кирсанова расходятся с делом, он либе­рал, потому что модно быть либералом. А что же либерального в нем? Один раз в месяц избавляет мужика от экзекуции? Но  «если сливки таковы, то каково же молоко», т. е. необразованное дворянство? Базаров спра­шивает у Аркадия, увидев надушенного, безупречно одетого по последней моде (и это в деревне!) Кирсанова: «Что это за архаическое явление?» Павел Петрович от­пускает презрительную фразу: «Кто этот волосатый?» Перед нами совершенно раз­ные люди по воспитанию, убеждению, про­исхождению.

Базаров критикует бездеятельность дво­рянства: «Вы уважаете себя, а сидите сложа руки, какая же от этого польза?» Базаров — это «человек дела, а не фразы». Он обладает не только большим умом, но и огромной си­лой воли. У Базарова есть важный принцип — делать то, что полезно.

Тургенев в романе вывел и героев-карика­туры — это Ситников и Кукшина. Если для аристократов казаться прогрессивными ли­бералами — дань моде, то для Ситникова и Кукшиной дань моде — считать себя нигили­стами. Кукшина и Ситников ухватились за ни­гилизм, потому что он моден, потому что вы­глядеть прогрессивным человеком очень престижно. Но весь их нигилизм мелкий и показной. Ситников кричит: «Долой авто­ритеты!» Но перед кем кричит? Да еще в при­сутствии человека, перед которым рабо­лепствует! Базаров понимает, что Ситников завтра может кричать обратное. Кукшина считает себя передовой, эмансипированной женщиной. Но Тургенев одной фразой дает понять, что она просто глупая, несчастная женщина, у которой нет детей и мужа, и ей ничего не остается делать как быть «эмансипе». В ее комнате «бумаги, письма, толстые номера русских журналов, большей частью неразрезанные, валялись по запыленным столам». Это пустые болтуны, которые «дер­жат нос по ветру», пустые люди, только те­перь они вдруг стали «нигилистами». У них нет определенных взглядов, своих убежде­ний, и когда нигилизм выйдет из моды, они, безусловно, отступятся от него.

У Базарова есть свои принципы, и он стро­го следует им. «Я ничьих мнений не разде­ляю: я имею свои», — говорит он. Проблема «отцов» и «детей», поиски идеала и смысла жизни во все времена стояла довольно ост­ро. Кирсанов в Базарове сразу почувствовал противника, потому что тот перечеркивал всю его «деятельную» жизнь. Базаров ясно дал понять, что «отцы» не способны решить основные проблемы эпохи.

И сейчас, в наше время, не утихают споры о романе и не пропадает интерес к нему. И сейчас общество разделилось по убежде­ниям на две силы: лагерь демократов, кото­рые готовы идти по новому пути, и лагерь приверженцев идеи государственного соци­ализма, которая не оправдала себя. За кем будущее страны? Вопрос трудный. Но можно сказать, что пока человек духовно не возро­дится, не сумеют ни демократы, ни консер­ваторы вытащить страну из пропасти. В спо­ре с Добролюбовым и Чернышевским правы были Тургенев, Лев Толстой. Ни одна насиль­ственная революция не изменит жизнь наро­да. И жизнь это неоспоримо доказала.

lit-helper.com


KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта