Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

Чем отличается газета от журнала: особенности и отличия. Чем отличается статья в газете или журнале от заметки


Чем отличается газета от журнала: особенности и отличия

Газеты и журналы наравне с телевидением и интернетом считаются источниками информации, потому всегда популярны у читателей, которые следят за тем, что происходит в стране и общественной жизни. Чем отличаются два печатных издания?

Что такое газета?

Газетой считается информативное печатное периодическое издание, которое выходит не реже, чем раз в месяц, чаще всего каждую неделю. Ей присуща актуальность, то есть в основном в газете можно прочитать новости страны и мира. В газетах можно прочитать политические новости, новости культуры, спорта, кино и музыки.

Много газет

Газеты могут быть общенациональными, региональными, местными и профессиональными (касающимися какой-то определенной профессии). Также они делятся согласно тематике (развлекательные, информационные, отраслевые и деловые), возрастному принципу (детские, молодежные) и стилю оформления. Что касается последнего вида газет, то если ранее в основном они были черно-белые, то сегодня большей популярностью пользуются газеты с цветными иллюстрациями. В связи с популярностью интернета, все больше газет из печатного издания переходят в статус интернет-издания.

Газеты

Что такое журналы?

Журнал – средство массовой информации, которое обычно издается еженедельно или ежемесячно. Его считают печатным изданием, оказывающее влияние на общественное мнение определенных идеологических групп, поскольку в основном журналы адресованы конкретным группам читателей. Журналы всегда имеют конкретную тематику, так, есть издания, посвященные секретам красоты, здоровью, политике, науке и тому подобное. Отличает журнал цветные иллюстрации и наличие рекламы.

Журналы

Они малоинформативны, так как большее внимание в издании уделяется подробному описанию событий и выражению личного мнения автора, его анализу происходящего и прогнозированию его последствий.

Много журналов

Чем похожи газеты и журналы

Два вида печатных изданий относятся к средствам массовой информации. И газеты, и журналы сегодня часто имеют свои сайты в интернете, где их может просматривать любой желающий пользователь. Они влияют на общественное мнение, будучи средством пропаганды, так как в той или иной мере влияют на сознание человека. Так, в газете кроме обозрения нередко публикуются аналитические статьи, в которых автор высказывает свою точку зрения о происходящих событиях.

Так и в журналах каждое событие расписывается во всех подробностях и автор обязательно дает в статье аргументированные комментарии. Газеты, как и журналы классифицируются по тематике, по стилю подачи информации читателю, по формату, по возрастному принципу и периодичности.

Газеты и журналы

Чем отличаются журналы и газеты

Хотя газеты и журналы являются средствами массовой информации и пропаганды, их различает немало существенных отличий.

Периодичность и территориальность

Два вида печатных издания отличает то, что если газеты могут выходить несколько раз на неделю или еженедельно, то журналы чаще всего выходят либо два раза в неделю, либо каждый месяц или каждые два месяца.

В основном публикуемые журналы являются общенациональными и издаются по всей территории государства. Газеты же могут быть региональными, местными и корпоративными, издаваемыми внутри какого-то предприятия. В школах и университетах также издаются газеты, которые рассчитаны на узкую публику.

Информационность и актуальность

Преимущество газет в том, что человек читая издание, узнает множество новостей из всех сфер общественной жизни, будь то новости культуры, политики, спорта, шоу-бизнеса или же мира. Журналы имеют меньшую информативность и оперативность подачи информации.  Если в журнале публикуется новость о каком-то происшествии, в статье расписывается как можно больше его подробностей, автор анализирует происходящее, подводит итоги и делает прогнозы дальнейшего развития событий.

Новости в газете всегда актуальны, поскольку они издаются очень часто и потому с момента события, описываемого в новостях, может пройти всего несколько дней. Так как журналы издаются реже, то в основном происходит обозрение всех событий за месяц, редакторы выделяет основные из них и по ним готовят широкий обзор с комментариями.

Публичность и универсальность

Газеты рассчитаны на широкую публику, тогда как журналы рассчитаны на узкий круг читателей. Так, есть журналы женской тематики, мужские журналы, издания с политическими обозрениями или с новостями о мире спорта. Газеты – универсальны, в них можно прочитать о многом, так как есть разделы о политике, о новостях в мире, о здоровье, о красоте, о шоу-бизнесе, спорте и так далее. То есть независимо от того, кто купил газету бухгалтер или шахтер, интересно будет читать издание обоим, тогда как спортивный журнал будет не интересно читать девушке, которая хочет почитать журнал про светскую хронику.

Газета и журнал

Официальность

Газеты являются тем средством массовой информации, через которое органы государственной и местной власти сообщают населению о принятых законах и других нормативно-правовых актах. Так согласно законодательства, законы вступают в силу только спустя десять дней со дня опубликования их в СМИ. То же правило касается решений органов местного самоуправления, в тексте локальных актов они указывают спустя какое время после опубликования в газете решение вступит в силу. В журналах может опубликовываться аналитическая статья о новопринятом законе, но никакого отношения к процедуре вступления в законную силу нормативно-правовых актов, она не имеет.

vchemraznica.ru

Что такое заметка - виды и правила написания с примерами

Вы узнаете, что такое заметка, а также какими признаками и структурой она обладает в журналистике. Разберем основные ее виды и правила написания. Еще будет много подробных примеров и описаний.

Заметка, как информационный жанр журналистики

Содержание:

Что такое заметка?

Заметка — это информационный жанр журналистики, подразумевающий краткое сообщение, в котором излагается факт или ставится конкретный вопрос. Тут нет ответа на вопрос и оценки данному событию.

Что такое заметка и какие у нее особенности

В отличие от новости заметка содержит меньше подробностей, комментариев и дополнительной информации. Твитнуть

Признаки заметки:

  • Небольшой объем (около 2 000 знаков)
  • Материал подается в виде ответов на вопросы (что, где и когда произошло). Это 3 основных вопроса, на которые нужно ответить в заметке. Обратите внимание, здесь нет вопроса почему это произошло или какие будут последствия.
  • Идет только событие без выводов и оценок. Не важно, что думает сам автор.
  • Более подробно то или иное событие освещается в других жанрах. Например, в репортаже, комментарии или статьи.
  • Достаточно жесткая структура

Структура заметки

Вот как выглядит структура заметки:

  1. Заголовок
  2. Подзаголовок (не всегда может встречаться)
  3. Лид (введение) — первый абзац с кратким содержанием текста
  4. Основной текст

Как написать заметку

Ниже дам советы о том, как написать заметку. Начать стоит с заголовка. В нем может быть от одного до восьми слов. Часто встречается по типу вопроса. Например, «Почему Савельев развелся». Причем в названиях никогда не ставится вопросительный знак на конце.

Как правильно написать заметку в газету или на сайт в интернете

Вы не спрашиваете у читателя!

Да и он сам не хочет, чтобы у него что-то спрашивали. Если человек взялся за вашу заметку, то скорее всего он ищет ответы на свои вопросы. Поэтому вопросительный знак здесь будет не уместен.

Иногда авторы дополнительно могут использовать и подзаголовок. Он более широко освещает тему.

Например, в первом заголовке вы указали узкое направление — «Современная культура». Тогда в подзаголовке можно указать, о чем именно из современной культуры пойдет речь. О каком-то событии, деятеле или о новой картине.

На лид обращайте большое внимание. Он информирует более торопливых читателей, которые может не будут целиком читать вашу заметку. Они смотрят только по первому абзацу и понимают, интересно им это или нет.

Здесь давайте конкретные ответы на вопросы: что, где и когда произошло. Это будет своего рода введением.

Новостные заметки на главной странице ЯндексаЯндекс заметки на главной странице

На главных страницах крупных порталов (Яндекс, к примеру) есть новостные заметки. Но даже прямо в заголовках иногда дают ответы на вопросы.

Если перейти на такую новость, то можно увидеть страницу со всеми источниками этой информации. Дальше просто открываете ту, которая вас заинтересовала.

Список всех источников одной новости в системе ЯндексЛента новостей Яндекса

В ленте новостей Яндекса можно увидеть очень много хороших примеров заголовков и лидов. Обязательно их посмотрите.

Основной текст заметки должен отвечать на вопросы: что, кто, где, когда. В новостных заметках не отвечают на вопросы: как, почему, отчего и так далее.

Здесь мы не расширяем внимание читателя. Мы должны просто кратко донести информацию до человека, который куда-то спешит. Ведь ему нет дела до больших статей.

Если, читая ваш текст можно понять, какая его часть каким блоком заметки является, то данная работа удалась.

Виды заметки

Давайте рассмотрим основные виды заметки:

  1. Информационная заметка — стандартный вид данного жанра, в котором излагаются только факты и сведения о событии. Часто используется в событийном поджанре.
  2. Хроникальная заметка — используется для описания различных историй. В определенной последовательности дается хронология всех событий. К примеру, в поджанре мини-история такой вид часто может использоваться автором.
  3. Расширенная заметка — здесь подается достаточно больше информации, чем в остальных видах. К примеру, если это событийный поджанр, то тут будет достаточно больше фактов и информации по данной новости. Если говорить о других поджанрах, то тут дополнительно может быть какое-то мини-интервью или мини-вывод.

Поджанры

Ниже идут поджанры, которые могут использоваться разными видами заметок. Здесь для каждого я дам описание и некоторые примеры.

Событийная заметка

В событийной (новостной) заметке предметом отображения являются различные события или положения дел. Здесь наблюдается строгий ответ на то, что, где и когда произошло.

Визуальный пример новостной заметки в информационном жанре журналистикеПример новостной заметки в газете

Новостная заметка — это своего рода краткое информационное сообщение. Стандартный объем 4 — 5 предложений. Как правило, пишется в официальном стиле.

Первое предложение топ-лайн должно отвечать на вопрос о чем это. Не стоит перегружать сообщение именами собственными и терминологией. Не используйте более двух цифр в предложении и не округляйте их если это касается жертв.

В конце можно использовать информацию о прошлых и грядущих событиях.

Анонс

Анонс образует простые заметки, представляющие собой превентивные сообщения о будущих всевозможных культурных мероприятиях, выставках, концертах и прочее.

Пример информационной заметки в качества анонса будущих событийПример анонса предстоящих концертов

Указывается время и место будущего события. Далее сжато излагается сама его суть.

Аннотация

Аннотация — это основной и первоначальный источник информации о статье или книге. И чем грамотнее и точнее вы напишите аннотацию, тем больше вероятности, что кто-нибудь захочет прочитать весь текст статьи.

Вы можете потратить много времени на проведение исследований и интерпретацию результатов. Но указав в аннотации 2 — 3 общих предложения, есть риск, что статью так никто и не прочтет.

Предметом отображения в данном жанре журналистики выступает определенное, уже состоявшееся информационное явление. Прежде всего, это книги и статьи.

Цель заключается не столько, чтобы известить аудиторию о существовании какого-либо нового издания, сколько в том, чтобы описать кратко его качества.

Пример аннотации в информационном жанре журналистикиПример заметки в виде аннотации

Аннотация включает в себя характеристику основной темы, проблемы объекта, цели исследования, основные методы, результаты исследования и выводы. Здесь указывают, что нового несет в себе материал по сравнению с другими.

Поэтому информация должна быть информативной, оригинальной, содержательной, структурированной и компактной. Объем как правило, от 150 до 250 слов.

Важно знать, что аннотация готовится уже после написания основного текста статьи или книги.

Удобнее всего писать структурированную аннотацию по структурированной статье. При этом нужно выбирать из каждого раздела статьи только самые важные сведения. Они в совокупности должны составлять полное представление об информации, изложенной в статье.

В аннотацию не включают ссылки на источники из полного текста. Также не желательно использование аббревиатур и сокращений. Но если вам просто необходимо использовать какую-то аббревиатуру, тогда не забудьте раскрыть ее смысл в самой аннотации.

Мини-рецензия

Мини-рецензия представляет собой оценочную, иногда рекламную заметку. Ее предметом выступает какое-то информационное явление (книга, кинофильм, пьеса и так далее).

Цель публикации данного типа заключается в том, чтобы сообщить читателю о впечатлении, полученном ее автором в ходе знакомства с отображаемым предметом. При этом мнение автора не обосновывается какими-то доказательствами, а представляет собой простое изложение эмоций.

Здесь не важен анализ. Здесь важны только отношения автора, его мнение и оценка. Повествование обычно идет от первого лица.

Мини-рецензия в виде небольшой заметки на кинопоискеПример мини-рецензии на кинопоиске

Блиц-портрет

Эта разновидность заметки, где можно найти краткие сведения о человеке. Тут дается первичное представление о личности.

Чаще всего блиц-портрет не является каким-то отдельным жанром. Он сопровождает большой материал, где выдается отдельной отмеченной врезкой. Например, краткая информация о том, где родился человек, чем занимался и так далее.

Мини-обозрение

Здесь сравнивается какая-то совокупность событий. Критерием этого сравнения выступает какой-то общий признак.

Например, эти события могли произойти в одно и тоже время. Или же они могли быть посвящены одной определенной тематике.

Мини-история

В основе мини-истории лежит определенная интрига. Очень часто такие короткие исторические заметки публикуют женские журналы. В них рассказывают о профессиональных, любовных или семейных приключениях.

Мини-совет

Основным содержанием мини-совета является программная информация. Это то, как нужно что-то сделать. Своего рода, алгоритм действий для достижения результата.

Пример заметки в виде мини-совета из журналаПример мини-совета

Пример заметки в газете

Давайте на конкретном примере из газеты посмотрим, как пишется событийная заметка и какова ее структура.

Пример событийной заметке в информационном жанре журналистикиСобытийная заметка в газете

В заголовке мы видим, что уже сообщена главная новость. В лиде (первом абзаце) идет пояснение с ответом на вопросы: что, где и когда.

Что случилось? Путин подписал указ, согласно которому зрители должны регистрироваться. Когда это случилось? 15 ноября 2013 года. Где это случилось? В данном случае это не актуальный вопрос поскольку и так понятно, что в Кремле. Поэтому уточнения тут нет.

Смотрите, если человек пробегается только по заголовку и лиду, то он уже получает достаточную информацию. А если он захочет подробности, то продолжает читать текст дальше.

В основном тексте заметки автор не дает каких-либо оценок данному событию. Он никак это не комментирует. Человек просто дает нам информацию. Значит это информационный вид, выполненный в новостном поджанре.

Единственное, где есть проявление личности и оценки автора, так это самый последний абзац. Но это сделано не навязчиво. Автор просто информирует нас. Никаких оценок тут нет. Только факты.

Плохой пример заметки

Давайте рассмотрим второй простой пример событийной заметки. Здесь есть все типичные ошибки, присущие данному жанру.

Пример неправильной новостной заметки с различными ошибкамиГрубые ошибки в заметке

Заголовок тут не несет ценной информации. Фраза «оштрафовали за дым» не сразу понятна. Можно оштрафовать за пожар в лесу, за дым на кухне или за курение. То есть это не информативный заголовок.

Дальше идет введение (лид).

Тут тоже не понятно, что, где и когда случилось. Во-первых, первая фраза абсолютна банальна. Что ежегодно умирают сотни людей, это не статистика. Это все абстрактно. А нужно более точные цифры. Например, 2 765 человек.

Во-вторых, как это связано с заголовком и нашей новостью тоже не понятно. Только второе предложение лида кое как пытается ввести нас в суть дела. Но это плохо получается. В итоге он не передает главное сообщение. Введение не слишком конкретное.

Дальше в третьем абзаце идет пояснение. Само событие освещено только в этом абзаце. Но опять же не понятно, что это за закон, когда он принят был и так далее.

Дальше идет подзаголовок философского характера — «Не пора ли бросать?»

Чуть ниже за ним идет абсолютно неуместный комментарий специалиста. Такое частенько встречается, когда привлекают непонятно кого, для того чтобы человек прокомментировал.

Во-первых, какое отношение врач аллерголог имеет к данной ситуации? Наверное, никакого.

Во-вторых, даже если это врач по специальности, то кто это. В первом примере заметки это был глава УФМС. То есть то лицо, которое будет отвечать за исполнение закона на территории Сочи.

Если бы во втором примере был хотя бы глава Минздрава Краснодарского края, то другой вопрос. А так это просто частное лицо, которое имеет диплом врача. Его притащили за уши буквально в эту заметку.

Сам комментарий никак не освещает сути события. Он не несет никакой новой информации. Нет никаких фактов.

Конец заметки очень пафосный, не конкретный и не информативный.

В общем, это пример того, как нельзя писать заметку. Запомните, что автор не высказывает свое мнение. Он не пытается показать себя. Здесь мы только информируем.

Мы всегда остаемся за кадром. Да, это обидно. Хочется все же проявить свои таланты и показать себя. Но пусть вас утешит то, что заметки, это очень популярный жанр, который очень часто находит свое применение в интернете. Например, новости на сайтах, посты в социальных сетях, ленты новостей и так далее.

Приемы компоновки информации

Как можно из большой новости или какой-то информации сделать компактную заметку? Для начала, это удаление вводных слов и конструкций.

Также нужно убирать оценочные выражения. Например, авторитетный, новейший, супер качественный и так далее. Помним, что оценка автора в данном жанре никому не интересна.

Еще удаляйте бытовые штампы. Например, на каждом шагу, волшебным образом, в конце концов. Это также не несет в себе никакого смысла и информативности.

Также удаляйте штампы иробюрократизма. Такие слова очень трудны для восприятия. Они никак не сделают вашу заметку более легкой.

Например, если вы скажете: «Осуществляются работы, направленные на специализацию…», то это будет сложно воспринимать. А можно сделать так, «Работники ЖКХ будут собирать налоги по единой системе.»

Формализм не просто враг понимания и легкости текста. Он нарушает заботу о читателе. Например, при отключении воды на подъездах развешивают объявления.

Как формализм портит всю заметку

Какая польза от такого сообщения?

Да никакой! Такой принцип также будет плох и для заметки. Поэтому лучше написать по-другому. Думая о пользе для читателя, мы должны понять, с какой проблемой он столкнулся.

В нашем примере, это отключение горячей воды. Людям приходится туго без нее. Но мы можем сказать читателю в этой же заметке, что ЖКХ наоборот, о нас заботиться.

Во-первых, они выбрали самый удобный период, когда человеку проще прожить без горячей воды. Во-вторых, если летом не будет проведен ремонт, то зимой может случиться авария. Тогда будет намного хуже.

И вот прочитав такое, человек уже понимает, это даже хорошо, что сейчас ему две недели придется пожить без горячей воды. Таким образом, мы сделали пользу и сформировали понимание.

На этом все!

Теперь вы знаете, как правильно сделать заметку. Помните, что можно использовать различные ее виды (простые и более расширенные). Также старайтесь больше обращать внимание на примеры образцов написания. Это потом хорошо помогает на практике.

Сказать спасибо кнопками ниже:

Секреты эффективной рекламы Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и пользовательским соглашением.

alzari.ru

Чем отличается статья от заметки в журнале

Несмотря на то что любую информацию сегодня можно найти в Интернете, периодические печатные издания все же не утрачивают своих позиций. Ведь куда приятнее шуршать свежими страницами, вольготно расположившись на любимом диване, нежели неотрывно сидеть у экрана монитора. Заметки, статьи, анонсы, новости, пресс-релизы, интервью – каждый читатель выбирает то, что вызывает у него неподдельный интерес. В данной статье мы приведем сравнение двух наиболее популярных журналистских жанров.

  • Определения
  • Сравнение

Определения

Статья – аналитический жанр журналистики. Представляет собой небольшое публицистическое произведение, посвященное конкретной тематике, актуальной социологической проблеме. В ходе написания текста автор должен провести анализ общественных ситуаций и процессов с позиции лежащих в их основе закономерностей. Статья характеризуется широтой практических и теоретических обобщений наряду с четкой социальной направленностью. В ней автор формулирует собственную позицию и аргументирует ее через систему фактов. Последняя, в свою очередь, строится на цифрах, статистических данных и прочих сведениях, ярко раскрывающих суть вопроса. По целевому назначению статьи делятся на четыре вида: передовые, теоретико-пропагандистские, проблемные и информационные. Любой материал подобного плана должен иметь вступление, основную часть и заключение. Обязательным требованием также является наличие заголовка.

Статья

Заметка – миниатюрное журналистское произведение, характеризующееся лаконичностью и максимальной информативностью. Представляет собой простейшую форму оперативного, как правило, написанного в «телеграфном» стиле текста. В основе такого сообщения обычно лежит общественно значимый злободневный факт, отражающий социальные отношения. Заметка является наиболее подходящим жанром для передачи новостной информации. Существует универсальная модель подобного текста, применяемая журналистами по всему миру еще с начала XX века. Она состоит из пяти базовых вопросов: «что, где, когда, с кем, как?». Отвечая на них, можно без особого труда написать качественную заметку-хронику. Поскольку рассказ о происшествии должен получиться очень сжатым, многие журналисты стремятся отразить его суть уже в первом предложении текста.

Заметкак содержанию ↑

Сравнение

Пожалуй, самое очевидное отличие текстов заключено в их размере. Статья представляет собой подробный развернутый рассказ, посвященный актуальной тематике. Как правило, минимальный объем текста составляет один лист формата А4. Заметка же всегда имеет небольшой размер и может состоять всего из нескольких предложений. Другими словами, она является сжатым и лаконичным журналистским произведением. Цель такого текста – рассказать о каком-либо факте или значимом общественном событии. В заметке всегда содержится новость. Статья выступает более сложным журналистским жанром. Ее основной задачей является проведение анализа общественных ситуаций. Таким образом, подобный материал строится на исследовании. В тексте автор формулирует собственную позицию и старается убедительно аргументировать ее.

Еще одно отличие статьи от заметки в журнале состоит в том, что первая требует внимательного прочтения для вникания в ее суть. Тогда как вторую можно быстро пробежать глазами и при необходимости принять к сведению полезную для себя информацию. Автор статьи обязан владеть мастерством литературного изложения. Ведь текст должен «цеплять» читателя буквально с первых строк и удерживать его внимание до последней точки. Тогда как с задачей создания заметки с легкостью справится даже неопытный журналист. Такое повествование не всегда имеет четкую структуру. В большинстве случаев оно строится по принципу перевернутой пирамиды. То есть в тексте приводятся последовательные ответы на вопросы: «что, где, когда, с кем, как?». Впрочем, порядок допустимо нарушать, равно как и отбрасывать некоторые части. Зачастую при написании заметки заголовку не придается большого значения, он может быть достаточно сухим и сжатым. Что же касается статьи, то она должна обладать четкой структурой и состоять из вступления, основной части и заключения. Огромное внимание при создании материала следует уделять подбору броского и интересного заголовка.

Подведем итог, в чем разница между статьей и заметкой в журнале.

СтатьяЗаметка
Представляет собой подробный развернутый рассказЯвляется сжатым и лаконичным журналистским произведением
Минимальный объем текста составляет один лист формата А4Может состоять всего из нескольких предложений
Автор формулирует собственную позицию и старается убедительно аргументировать ееЖурналист рассказывает о каком-либо факте или значимом общественном событии
Материал строится на исследованииВ основе лежит новость
Требует внимательного прочтения для вникания в сутьМожно быстро пробежать глазами и выделить полезную для себя информацию
Автор обязан владеть мастерством литературного изложенияС задачей ее создания справится даже неопытный журналист
Состоит из вступления, основной части и заключенияНе имеет четкой структуры
Огромное внимание уделяется подбору броского и интересного заголовкаЗаголовку не придается большого значения, он может быть достаточно сухим и сжатым
Относится к аналитическому жанруОтносится к информационному жанру

thedifference.ru

Поступить на журфак: Будь в жанре!

Будь в жанре!

Проведите эксперимент: попросите знакомых, далеких от журналистики, перечислить известные им газетные жанры. Скорее всего, вы услышите: «заметка», «интервью», «репортаж», «статья». Люди постарше вспомнят еще «фельетон».

Учебные руководства иногда немного иронизируют по поводу подобной «народной» классификации, поскольку теория различает десятки жанров прессы. Но я возьму на себя смелость утверждать, что заметка (новость), интервью, репортаж, статья – как раз те жанры, что мы прошли! – ключевые для современной журналистики. Из них можно вывести многие другие.

Жанр в прессе – это способ подачи информации. Теоретики классифицируют жанры по назначению, объекту изображения (теме), стилистике, выразительным средствам и проч. Мы в эти сложности не полезем, и так любой интуитивно отличит заметку от репортажа, интервью от статьи. Но нам важно правильно выбрать жанр нашей будущей публикации, поскольку жанр: 1) диктует свои законы; 2) помогает писать, «ведет» нас кратчайшим путем к цели.

Первую подсказку дает назначение материала. Газетно-журнальные жанры делят на три большие группы: информационные, аналитические и художественно-публицистические. Назначение их ясно из названий.

Новичкам лучше набить руку на информационных жанрах. Кстати, в ежедневной газете они занимают не меньше половины площади.

Более того, замечена тенденция нездорового доминирования в современной прессе информации над аналитикой. По этому поводу Е. Музалевский приводит признание одного столичного журналиста: «В нашей газете есть лишь три жанра: заметка, большая заметка и очень большая заметка».

Впрочем, этот тренд, если он есть, не относится к журналам, которые не могут состязаться с другими СМИ в оперативности, и их хлеб – аналитика.

За следующей ориентировкой обратимся к упомянутому выше преподавателю Саратовского государственного университета Е. Музалевскому: «Тема дает… подсказку, ибо за ней кроется объект вашего профессионального интереса. Если вы были свидетелем неожиданного события – смело пишите репортаж. Если пытались разобраться в проблеме – статью или корреспонденцию. Если вас заинтересовала человеческая личность – очерк. А хотите (и имеете основания) съязвить в чей-то адрес – фельетон. Побывали на пресс-конференции – отчет, на премьере в театре – рецензию».

Вряд ли нужно ставить себе целю хорошо освоить все жанры. На практике большинство журналистов ограничивает себя обращением к нескольким самым популярным жанрам, а некоторые специализируются на одном-двух.

В течение нескольких десятков лет в отделе информации «Московской правды» работал Лев Колодный, публиковавший только репортажи и только на одну тему – о Москве и москвичах.

Информационные жанры

ЗАМЕТКА. (В рассылке я чаще применял термин «НОВОСТЬ»; нередко говорят «ИНФОРМАЦИЯ».) Оперативное, краткое – 10-30 строк сообщение, отвечающее на известные нам КТО? ЧТО? ГДЕ? КОГДА? КАК? ПОЧЕМУ? Пишется предельно просто и ясно, в ней нет ничего лишнего. Имеет заголовок. Подробнее

ХРОНИКА – хорошо сокращенная заметка. Сообщение из одной-двух фраз, не имеющее заголовка. По сути – голый лид. В газетах, как правило, хроника публикуется подборками, нередко без имени автора. Информационные ленты на интернетовских сайтах – это хроника.

Поступающим на журфак не следует специально писать хронику, пишите заметки. Хронику из ваших текстов может сделать редактор, если у него окажется мало места на полосе или он решит из вашей заметки «отжать воду». Не расстраивайтесь, вырезайте ваш текст и шапку газеты, наклеивайте их на плотную бумагу – редакция заверит авторство. Кстати, и гонорар вам должны начислить, правда, копеечный.

РАСШИРЕННАЯ ИНФОРМАЦИЯ – напротив, увеличенная в объеме заметка. Предполагает более широкое и подробное изложение событий. Возможны: предыстория факта, события или явления, сравнение, характеристика героев и т. д. Содержит 40-150 строк. Заголовок, лид – само собой. Допустим подзаголовок.

ИНТЕРВЬЮ (иногда относят к особой группе диалогических жанров) – изложение фактов от имени того, с кем ведется беседа. Предполагает совместное творчество: журналист предвосхищает вопросы читателей, тщательно готовится к интервью, непременно владеет ситуацией. Необходимо указать, с кем ведется беседа (фамилия, имя, отчество, служебное или общественное положение), тему разговора, каким образом получено интервью (в личной беседе, по телефону, по электронной почте и т.д.) Обязательна фотография собеседника. Подробнее

БЕСЕДА – интервью одновременно с несколькими собеседниками. Ясно, что журналист, ведущий беседу, должен быть неплохим специалистом в теме. Разновидность беседы – «КРУГЛЫЙ СТОЛ».

РЕПОРТАЖ – показ события в его развитии через непосредственное восприятие журналиста-очевидца или действующего лица. Репортаж сочетает в себе элементы многих информационных жанров. Автор репортажа использует яркие эпитеты, красочные сравнения, детали и подробности, его рассказ динамичен и эмоционален. Подробнее

ОТЧЕТ – тот же репортаж, только без «художеств»: без попыток перенести воображение читателя на место, без эмоций… Журналист последовательно излагает полученную на пресс-конференции, презентации, симпозиуме, съезде фактуру, иногда с вкраплением прямой речи главных действующих лиц. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ освещает 1-2 наиболее важных вопроса.

Начинающим журналистам сперва следует научиться писать отчеты. С опытом ваши отчеты постепенно приобретут качества репортажей.

ЗАРИСОВКА – очень маленький репортаж. Запечатлевает момент встречи с человеком, животным или природным явлением. Предмет отображения – участники встречи и ситуация, в которой они оказались. В зарисовке всегда две стороны – сам автор и то, с чем он встретился: другой человек или люди, животные и т.п. Метод отображения: описание, воспроизведение деталей и подробностей. В отличие от репортажа зарисовка одномоментна и локальна, ситуация, в которой оказался автор, всегда ограничена – в пространстве, во времени.

Мастера зарисовки – Василий Песков («Комсомольская правда»), Юрий Рост, опубликовавший в «Московских новостях» под рубрикой «Альбом Юрия Роста» сотни зарисовок в сочетании с фотопортретами их героев.

Способным начинающим авторам зарисовка по силам. Внимательно смотрите вокруг и – пробуйте свое перо.

Аналитические жанры

У них общее назначение: анализ ситуаций, возникающих и развивающихся в различных сферах.

СТАТЬЯ – обобщение фактов и явлений и их анализ. Журналист вскрывает закономерности в развитии явлений, исследует причинно-следственные связи. Для стиля статьи характерны деловитость, насыщенность размышлениями. Автор, опираясь на факты и мнения, формулирует понятия. Подробнее

КОРРЕСПОНДЕНЦИЯ в отличие от статьи берет один факт или узкую группу фактов. Дается описание факта, его анализ и соответствующие выводы. Здесь очень важны примеры, оперативность, конкретность темы.

Корреспонденция – очень коварный жанр, поскольку включает в себя и факт, и его оценку. Корреспонденция была характерна для советской печати, когда журналист считал себя вправе «учить» свою аудиторию. Сегодня редакторы четко разделяют информацию и мнения, и корреспонденция, «сидящая на двух стульях», оказывается не у дел. Между тем, начинающие журналисты очень любят в конце заметки добавить пожелание успеха герою материала или надежду на лучшее будущее. Этого делать не следует. Мало-мальски квалифицированный редактор эту «отсебятину» вычеркнет.

«Бойтесь агитпропа, не опускайтесь до нравоучений. Наша задача – оперативно информировать, компетентно анализировать и иногда комментировать». – Андрей Кобяков, журналист, создатель и ведущий портала www.mediasprut.ru

ОБОЗРЕНИЕ или ОБЗОР (иногда говорят «СВОДКИ», «ИТОГИ») – панорама событий, происходивших в течение определенного периода в очерченной области жизни или на очерченной территории (школе, организации, предприятии, городе). Автор аргументирует, почему именно эти события он включил в свой материал. Различают ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБОЗРЕНИЕ и АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ, особенности которых ясны из определений.

РЕЦЕНЗИЯ – аргументированный критический отзыв, чаще всего, о произведении литературы, искусства. Автор стремится сформировать отношение читателя к рецензируемому произведению, дать практический совет – прочитать книгу, послушать диск или не тратить на них время. От журналиста требуется предельная объективность.

Новичкам кажется, что написать рецензию легко: побывал на концерте и – вперед! На самом деле на рецензию имеет право лишь очень хорошо подготовленный автор, который и самому артисту может поведать нечто дельное о его творчестве. Но если вы знаток, скажем, кино или модной музыки, – можете попробовать.

СОВЕТ – рекомендации о покупке компьютеров, продуктов, садоводстве и т.п. Ясно, что нужно быть спецом в теме и приводить аргументы. Совет сродни рецензии, только объектом внимания журналиста является не искусство, а сфера потребления.

РЕЙТИНГ – ранжирование по разным критериям событий, личностей, песен, групп (top-20 и т. п.) В основе рейтинга лежит опрос большого количества экспертов (информаторов) или обработка статистики. Журнал «Форбс» (Forbes) сделал себе известность своим ежегодным рейтингом самых богатых людей планеты.

Если вы имеет вкус к кропотливому сбору однотипной информации и подсчетам, составление рейтингов может оказаться для Вас нетрудным делом. Например, какие треки были наиболее популярны на дискотеках Вашего города в октябре? Думаю, диджеи поделятся с Вами своими наблюдениями.

МОНИТОРИНГ – систематическое составление рейтингов и комментирование динамики изменений. Самый популярный из публикуемых мониторингов – колебание курсов валют.

ОПРОС – симбиоз журналистики и социологии. Представление коллективного мнения по одному или нескольким специально выбранным проблемам, темам, вопросам.

По-моему, подготовить опрос легко. Добросовестность и трудолюбие здесь важнее литературного мастерства. Маленькие региональные издания иногда совершают ту ошибку, что публикуют мнения всех, кого встретил на улице журналист. Однако читателю интересно мнение двух категорий людей: 1) экспертов; 2) знаменитостей (пусть местного масштаба).

ПРОГНОЗ – попытка предсказать статус явления, развитие события, совершение того или иного факта.

ВЕРСИЯ – моделирование собственного суждения по поводу уже имеющегося хода событий или явления, предположение, основывающееся на их детальном изучении (подкрепленное порой неординарными аргументами).

И прогноз, и версия – на мой взгляд, не для новичков. Надо быть опытным специалистом в теме, чтобы осмеливаться делать их. Хотя, как элемент статьи или комментария, прогноз и версия, возможно, могут украсить текст начинающего.

ЖУРНАЛИСТСКОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ – рассказ о процессе поиска ответов на актуальные вопросы, разбора скандальных событий, криминальных историй, когда журналист собирает и анализирует факты автономно от соответствующих служб и органов или вкупе с другими специалистами.

Расследование – высший пилотаж журналистики. Начинающим браться за этот жанр не стоит – наломаете дров.

КОММЕНТАРИЙ – объяснение, «расшифровка» сложной фактуры, представленной, как правило, в ином материале. Или отношение автора к проблеме или чьему-либо мнению.

Маловероятно, что «взрослая» газета напечатает комментарий новичка. Скорее, журналист, готовящий ваш «экстремальный» материал, сочтет необходимым прокомментировать его.

Художественно-публицистические жанры

Здесь конкретный документальный факт отходит на второй план. Главным становится авторское впечатление от факта, события, авторская мысль. Сам факт типизируется. Дается его образная трактовка.

ОЧЕРК. Объект очерка – все, что представляет интерес для людей: их отношения между собой и с природой, результаты их деятельности и проблемы. Приступая к написанию очерка, журналист обращает внимание на образность своего языка и стиля, его текст во многом сближается с художественным произведением, отличаясь от него, однако, в главном – он строго документален, в нем нет места вымыслу. В центре очерка часто находится человек. Цель очерка – раскрыть характер героя, важнейшие черты его психологии, объясняющие его действия в конкретной жизненной обстановке. Различают ОЧЕРК-ПОРТРЕТ, ПРОБЛЕМНЫЙ ОЧЕРК и другие.

Новичкам браться за очерк не рекомендуется – весьма сложен в написании, требует литературного мастерства.

ПУТЕВОЙ ОЧЕРК – пожалуй, единственный вид очерка, где может себя проявить начинающий. Близок к репортажу. Героем путевого очерка становится не отдельный человек, а множество людей, иногда представляющих целую страну и ее народ. Таковы рассказы вернувшихся из турпоездок.

Путевой очерк – старинная и славная традиция отечественной словесности. «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева, «Путешествие в Арзрум» Пушкина, «Остов Сахалин» Чехова – хотя и принадлежат литературе, по форме и содержанию – путевые очерки.

ФЕЛЬЕТОН – сатирическое описание ситуации, проблемы, факта с активным использованием иносказания, гиперболы. Из современных газет практически исчез.

ПАМФЛЕТ – злободневное публицистическое произведение, цель и пафос которого – конкретное гражданское, преимущественно социально-политическое обличение. Жанр, на мой взгляд, всецело принадлежит истории журналистики.

ПАРОДИЯ – подражание, гиперболизирующее недостатки и имеющее целью либо насмешить читателя, либо плюс к этому раскритиковать объект пародии.

Фельетон требует дара сатирика, которым обладает далеко не каждый. Хотя жанр желанный в любой газете. Ну, а если Вы напишете приличный фельетон, и его напечатают, повышенное внимание к Вашей персоне при собеседовании на журфаке обеспечено! То же всецело относится к пародии.

ПИСЬМО (эпистолярный жанр) – прямое обращение автора к конкретному адресату, имеющее целью либо привлечение внимания к проблеме, либо реактивность (ответное действие). Письмо может быть на абсолютно любую тему. Так, в свое время Анатолий Аграновский опубликовал в «Известиях» свои «Письма из Казанского университета», где поставил острые проблемы подготовки молодых специалистов в вузах страны.

Письмо – едва ли не единственный путь новичку напечататься в федеральной газете, а именно: в разделе писем, на полосе мнений. Только надо, чтобы в вашем письме была неординарная мысль или аргументированная поправка к уже напечатанному кем-либо материалу.

ЭССЕ – полифонический жанр, сочетающий в себе признаки многих других жанров. Эссеист выступает как аналитик и обозреватель, как интервьюер и репортер, очеркист и сатирик. Автор часто излагает результаты своих наблюдений и их анализа в форме свободного потока мысли. Нередко эссе мозаично, состоит из множества мелких главок, скрепляемых главной мыслью, развиваемой в тексте.

Насколько мне известно, по американской традиции в некоторых школах сейчас дают задания написать эссе. Давайте честно признаем, получается обычное школьное сочинение на свободную тему. Для создания хорошего эссе, как и очерка, необходимы и литературное мастерство, и жизненный опыт, которого у молодых по определению нет. Чтение «Опытов» Монтеня – хорошее лекарство против зуда в руке написать эссе.

А если я не умею писать?

Выскажу крамолу, за которую, возможно буду бит профессорами, если им на глаза попадется наша рассылка. Существуют жанры, в которых можно состояться, не умея хорошо писать. Вот они:

ЗАМЕТКА. Ответил на вопросы, расставил материал «перевернутой пирамидой» – заметка (новость, информация, хроника) готова!

ИНТЕРВЬЮ. Важно хорошо изучить тему и будущего собеседника, на основе изучения составить список интересных вопросов и – точно зафиксировать ответы. Все. Особого литературного мастерства не требуется.

ОТЧЕТ. Надо лишь добросовестно изложить ход мероприятия или тезисы доклада. Кстати, текст выступлений старайтесь выпросить у докладчиков – очень помогает не ошибиться в цифрах, фактах, именах.

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБОЗРЕНИЕ(не путать с обзором прессы!) Достаточно быть в теме. Сообщайте о наиболее интересном, что есть, и фактура сама «сделает» материал.

РЕЙТИНГ. Знание арифметики важнее умения писать. Интерес к теме обязателен.

ОПРОС. То же, что интервью, только проще – знай фиксируй, мнения по одному единственному вопросу.

ПИСЬМО. Легко пишется, если наболело или есть железобетонные аргументы. Журналист ошибся, вы знаете, как правильно – пишите письмо.

Состояться как журналист в этих жанрах можно, но уверенность и самоуважение вы почувствуете, когда рука наберет опыта и профессионализма. Так что, даже если вы начинаете с очень низкого старта, – совершенствуйтесь и вы увидите небо в алмазах!

Консультация

Вопрос:Мне нравится Ваша рассылка, с огоньком она такая. У меня странный, может, отчасти самонадеянный вопрос. Я имею экономическое образование. Работаю по специальности. Но мне это не нравится. То есть я, конечно, могу себя превозмочь. Но зачем?Потребность кардинально изменить место работы, сферу деятельности, а значит – будем смотреть глобально – и образ мысли, жизни, ареал пребывания назревала давно. Но не хватало только базового импульса. И вот сегодня этот импульс, этот легкий пинок судьбы докатился до меня (видимо, рассылка – И.Б.) Я хочу быть журналистом. Знаю точно одно: я хочу писать и печататься.С чего начать поиск? Без образования журналиста, скажу больше, без гуманитарного, филологического образования.В какие издания можно направить резюме? Оговорюсь: собираюсь перебраться в Петербург, поэтому интересуют прежде всего питерские издания. А так как в настоящий момент я живу на Северо-Западе страны, то это могут быть питерские деловые издания, освещающие проблематику Северо-Западной части РФ.Игорь Николаевич, не располагаете ли информацией, в какие потенциальные места работы я могу направить резюме?С уважением, Настя

Ответ:Здравствуйте, Анастасия!Пишущих экономистов-профессионалов не так много, так что Ваши шансы не так уж эфемерны. (По этой же причине отвечаю Вам в открытую: маловероятно, что среди читателей рассылки много экономистов, да еще с Северо-Запада.) Найдите каталог питерских изданийВ них Вы можете направлять Ваше резюме.Но пишете ли Вы?Вас могут попросить показать образцы Ваших статей.Если их нет – Вам нужно их написать и напечатать в любом издании, не обязательно питерском.Как это сделать я планирую рассказать в ближайшем выпуске.Америк не открою, но пошаговый план действий Вы получите.

P. S. Правда, я припас и ложку дегтя. Вчера случайно в романе Ильи Стогова «Мачо не плачут» (читаемом моей дочерью) наткнулся на предложение: «Работа в петербургских газетах оплачивается плохо». Но это мнение Стогова.

Дистанционно ваш,Игорь Борисов

voxfree.narod.ru

В чем отличие онлайн-ресурса от газеты? | Блог для копирайтеров

В чем отличие онлайн-ресурса от газеты?14 октября 2011 // Воропаев Сергей

как писать рекламные текстыУверен, что любому копирайтеру или блогеру не один раз приходилось испытывать злость и отчаяние из-за упорного и непонятного невнимания веб-читателя. Мы тут перед ним наизнанку выворачиваемся, ночами не спим, делаем ему красиво, рекламируя товар, сайт или самих себя, а в ответ никакой реакции! И что ему ещё надо, этому непробиваемому пользователю? А что, интересный вопрос!

В нём стоит внимательно разобраться, попытаться представить себе невидимого юзера интернета, который надёжно спрятался от автора за экраном монитора. И попробовать понять его устремления.

Распутывая этот клубок, мы опять сталкиваемся с существенной разницей между традиционной литературой или журналистикой и написанием рекламных текстов для интернет-сайтов. Ещё раз надо вспомнить об отношении читателя к бумажному журналу и материалу в сети. С журналом в руках человек отдыхает, отвлекается от всех забот, не торопясь листает страницы, попивая пиво или кофе. В интернет большинство людей заходит в поисках информации.

И аудитория в массе своей не понимает, ради чего автор растекается мыслью по древу, если в тексте нет самых конкретных советов и рекомендаций.

Замечательный Якоб Нильсен пишет об этом примерно так. Для бумажного издания вы можете написать интересную и забавную статью о том, как неудобно жить в современном мире людям баскетбольного роста. Назовите её «Как преодолевают повседневные трудности высокие люди».

Есть много жизненных ситуаций, связанных с этой темой, о которых можно рассказать с сочувствием и лёгким юмором. Например, о том, что у двухметрового мужчины ноги не помещаются ни в такси, ни в самолёте. Или как высокой женщине приходится наклоняться, чтобы увидеть себя в гостиничном зеркале. Опытному журналисту не составит труда наполнить тему яркими красками жизни. И статья, при минимальном насыщении рекламой, займёт достойное место в журнальном номере.

Но на веб-странице, уверен Нильсен, подобный материал будет смотреться просто нелепо. И Нильсен по пунктам доказывает свою точку зрения.

  • Длинный заголовок с ключевыми словами в конце предложения совершенно не подходит для использования в интернете. Заголовок необходимо сократить, слова «высокие люди» — переместить в начало предложения.
  • В тексте нет никакой конкретики. Праздные рассуждения о сложностях жизни не интересны онлайн-читателю. Он хочет узнать адреса гостиниц, где можно найти кровати для двухметровых постояльцев и номера авиарейсов, самолёты которых оборудованы местами для длинноногих пассажиров.
  • Текст должен быть максимально коротким. Как можно меньше лирики и как можно больше информации. Чем больше ответов найдёт высокорослый человек на свои наболевшие вопросы, тем вернее он станет постоянным гостем сайта.

Якоб Нильсен видит принципиальные различия между бумажными и интернет-изданиями и делится своими наблюдениями с авторами интернета. Главная разница, по мнению Нильсена, в том, что

  • бумажные издания рассчитаны на пассивного читателя, сознание и мировоззрение которого они имеют возможность формировать. И здесь самое место изящной словесности, которой в совершенстве владеют акулы пера. В интернете, напротив, преобладает другой тип читателя.
  • Страницы интернета посещают активные люди, которых, и в первую, и во вторую, и в третью очередь интересует информация. Литературное мастерство автора его интересует лишь в последнюю очередь. Увы, нам, увы!

Психологию активного пользователя надо понимать и использовать в своей работе. Он не любит пространные тексты и не станет тратить на них время. Не верит в прямые рекламные указания и слащавые обещания. Ему невозможно навязать готовое мнение и дать единственно правильный совет. Пользователь прежде сам перероет кучу сайтов, просмотрит массу материалов, сравнит все доступные мнения и советы. Активный человек должен всё посмотреть, «потрогать», сделать выводы и принять собственное решение.

В результате всех рассуждений Якоб Нильсен приходит к выводу, что при написании рекламных текстов автор должен буквально балансировать на лезвии ножа. Конечный результат должен быть кратким и информативным, насыщенным полезной информацией. Ключевыми словами начинаются заголовок и абзацы. Рекламное ядро текста, при этом, должно быть оформлено ненавязчиво и без нажима. Самостоятельным людям свойственно отвергать то, что им стараются насильно подсунуть. Уж такова психология современного интернет-читателя.

Подпишись на рассылку и не пропускай важные мероприятия и семинары, анонсы постов. Получай бесплатные полезные материалы, советы, подборки кейсов и статей за неделю. Будь в курсе!

copyblogger.ru

Как стать колумнистом (ведущим рубрики) в газете или журнале

Главная » Статьи » Как стать колумнистом (ведущим рубрики) в газете или журнале

Спасибо, что нажали кнопку Мне нравится!

Интервью Татьяны Бадя Евгению Романенко, автору проекта TetraSales.ru, продолжает цикл видео на тему «Статьи и книги».

Видео №6. Как стать колумнистом (ведущим рубрики) в газете или журнале

В этом видео Татьяна Бадя рассказала о том, как начать вести свою постоянную авторскую колонку в печатном или электронном издании.

01:20 кому нужно идти в колумнисты и зачем это нужно02:30 разница между колумнистом и автором статей04:20 как запастись материалами для колонок06:40 какие навыки и умения нужны колумнисту10:30 как предложить себя изданию в качестве колумниста

 

Стенограмма видео

– Всем привет, друзья!

Это шестой выпуск подкаста «Статьи и книги». Мы говорим о том, как использовать в маркетинге статьи и книги, даже не имея навыков их написания или времени для этого. Я – Евгений Романенко (сайт TetraSales.ru), и наш постоянный эксперт подкаста – Татьяна Бадя.

Татьяна, здравствуйте!

– Здравствуйте, Евгений! Здравствуйте, друзья!

– Татьяна Бадя – эксперт по эффективной работе с информацией. Бизнес-тренер и профессиональный преподаватель с 11-летним стажем. Автор более 20 книг, методических пособий и мини-книг, свыше 170 публикаций в СМИ, системы «Скорочтение ПЛЮС», признанной на государственном уровне в России, обучающих курсов и цикла передач на телевидении. Хозяйка «Студии продающего контента», редактор более 90 книг известных авторов – Николая Мрочковского, Андрея Парабеллума, Павла Кочкина, Евгения Колотилова, Александра Свияша, Александра Савкина и др. Редактирует книги с той скоростью, с которой обычные люди их читают.

Одной из ступенек путей автора, неочевидной и весьма специфической является бытие в состоянии колумниста (или ведущего рубрики) в газете или журнале. Не многие знают о такой возможности, тем не менее мы ее называли в «Пути автора».

Говорим сегодня о том, как же стать этим самым колумнистом. Насколько это почетная обязанность, к чему нужно быть готовым, и как собственно начать это делать, если вам этого хочется? Для начала, Татьяна, скажите, кому надо вообще становиться колумнистом? Как понять: нужно ли идти автору в колумнисты или сразу книгу писать?

– Конечно же, это зависит и от личного желания человека, потому что «колумнист» – это необязательная ступень. Есть люди, у которых небольшое количество статей, и при этом уже написаны десятки книг. А есть те, кто идут по пути автора – по ступенькам, начиная со статей с публикации у себя на блоге, в СМИ, потом становятся колумнистом, издают мини-книгу, книгу и т.д.

Колумнистом быть почетно, потому что далеко не всех приглашают на эту роль. Колумнист – это эксперт среди экспертов. То есть, тот кто дает очень полезную информацию, кто сумел наладить контакт с редактором, с издателем соответствующего СМИ и тот, у кого практически неограниченное количество полезных знаний, которыми этот человек готов делиться.

– Чем колумнист отличается от обычного автора статей, публикующегося периодически раз в три-четыре издания?

– Для того чтобы опубликовать отдельную статью (одну в квартал или одну в полгода), практически мало что нужно. Нужно написать эту статью и куда-то ее пристроить. А чтобы стать колумнистом необходимо все-таки иметь довольно обширные познания, большой опыт либо умение писать самому.

Потому что без этого не получится выдавать каждый месяц или даже каждую неделю (если речь идет о газете или об электронных СМИ) новый материал. Либо можно пойти другим путем, например, заказать у аутсорсеров, в студиях контента эти статьи.

Но в любом случае это уже задача непростая, и если вы собираетесь идти в колумнисты (то есть, вести свою рубрику в деловом журнале, или может быть колонку в газете, или в каком-нибудь глянцевом журнале), то дважды подумайте: достаточно ли у вас информации. И не окажется ли так, что вы полгода выдаете свежайшие интереснейшие статьи, а дальше уже не знаете, о чем еще написать.

– Как колумнисту запастись тогда темами, материалами для будущих регулярных публикаций? Ведь они действительно могут иссякнуть, и начнут повторяться, и это вообще выглядит как моветон.

– Естественно. И чтобы этого не произошло, имеет смысл изначально написать все темы, на которые вы готовы давать статьи. Это может быть какая-то основная тема. В ней – подтемы, какие-то конкретные кейсы, случаи, нюансы и т.д. Можно идти от своей основной темы в соседние.

Приведу собственный пример, когда мы начинали сотрудничать с журналом «Справочник секретаря и офис-менеджера», я для начала выдала самую-самую-самую актуальную информацию о скорочтении. И довольно быстро мы пришли к тому, что надо расширяться. И я стала добавлять статьи: по памяти, по развитию внимания, по тому, как вообще читать книги и как потом презентовать полученную из них информацию. И это оказалось хорошим ходом.

Где еще можно брать бездонное количество новых тем для своих статей? Можно делать обзоры литературы, новых фильмов или программ на вашу тему. Можно реагировать на законы, нововведения, новые тренды и прочие нюансы, которые связаны с вашей темой.

И еще есть замечательный способ, и я считаю, что он лучший для того чтобы быть интересным автором, ведущим постоянной рубрики – это поддерживать контакт со своими читателями и писать о том, что интересно им. Либо в формате ответов на конкретные вопросы, либо просто, например, на форуме соответствующего издательства или журнала контактировать с читателями, узнавать, о чем бы еще они хотели узнать.

И иногда оказывается, что, то что есть у нас (как у авторов) в голове представление о том, что нужно людям, и то что нужно нашим читателям – это две большие разницы.

– То есть, он должен, как и опытный маркетолог откликаться на запросы и понимать, о чем писать, а не писать то, что хочется. Это банальная проблема всех поставщиков контента, товара, услуг любого бизнеса – работать под спрос.

Какие специфические умения, навыки нужны колумнисту по сравнению с навыками и умениями автора обычных статей? Что ему такого нестандартного приходится делать?

– Помимо того, что писать статьи – делать это увлекательно и желательно не абы как, а в своем собственном стиле. Потому что, когда человек публикуется пару тройку раз в год, у него одна статья может быть в одном стиле, вторая – в другом, и ничего страшного в этом нет.

Однако если он является постоянным ведущим рубрики (то есть колумнистом), то его статьи каждый раз читатели оценивают. То есть, они могут их сравнить друг с другом, что: «В прошлом выпуске статья меня зацепила, а в этом как-то скучновато». Или: «Сейчас получилось очень весело, очень задорно. А в прошлый раз я не смог дочитать эту статью, потому что было слишком много непонятных терминов».

То есть, нужно прийти к определенному авторскому стилю. И либо это идет от практики. То есть, вы садитесь и пишите: одну статью, две, три, четыре, пять. После десятка статей уже начинаете примерно ориентироваться, что: «Да, вот такие фишечки я использую, у других авторов этого нет, у меня оно само получается». Или если оказывается, что все равно нет единого стиля, то добро пожаловать на курсы копирайтеров, авторов статей и прочие курсы.

Либо можно сделать проще. Если вы не чувствуете потребности работать над своим стилем, слогом, придумывать шутки или находить какие-то необычные цитаты, то можно отдать это на аутсорсинг: либо нам с Евгением, либо другим специалистам, которые за вас сформируют ваш стиль, которые будут работать на результат и не будут затягивать сроки.

По поводу сроков это актуально и для авторов единичных статей. А для колумнистов это архиважно. Потому что очень часто бывает, что начинают «за здравие» (то есть, пишут качественные, интересные статьи), а к концу года автор уже иссякает. И материалы присылает в последний момент, менее качественные. И в итоге редактор не хочет продолжать с ним общение.

И раз уж я упомянула редактора. Важно сказать, что для колумниста, помимо умения писать тексты или знаний, где эти тексты получить на основе своих мыслей, очень важное умение – выстраивать отношения с редактором, с конкретным человеком, с которым вы будете работать над выпуском статей. Потому что без этого, без личных отношений, личных контактов хороших с редактором просто невозможно стать хорошим колумнистом. Одну-две статьи вы опубликуете, но в постоянные авторы не позовут.

– Ок, с рекомендацией понятно. Как же технологически влезть на страницу журнала, как пробиться туда, как стать этим самым колумнистом, физически войти в журнал?

– Если вы самый-самый крутой эксперт в своей теме, и широко известны не только среди собственных клиентов и фанатов, то вас будут звать. Будут спрашивать ваше мнение, и тогда вы можете просто сказать о том, что: «Мне было бы интересно вести у вас колонку», и скорее всего редактор откликнется, потому что вы уже мега-звезда.

Если вы пока еще не звезда первого уровня, то есть два варианта, как можно зайти в СМИ и стать постоянным автором. Зайти можно либо через парадный вход с улицы, используя специальную технологию, о которой Евгений написал статью, снял видео (у него на YouTube канале можно это видео найти) о том, как обзванивать редакции, что говорить редакторам, как себя презентовать.

И здесь могу добавить лишь, что начните с публикации одной-двух-трех статей. Покажите класс, покажите, что у вас еще очень много тем. Причем это можно показывать не на словах, а прислав список на несколько страниц для тем ближайших статей, и тогда уже завести разговор о собственной колонке.

Второй вариант – это немного кружной путь, не парадный ход, а «черный». Делается это следующим образом: если первый вариант по какой-то причине не подошел или может быть вам отказали, то найдите редактора в соцсетях или на каких-то форумах (не обязательно связанных с редактурой) и установите с ним обычные человеческие отношения: дружеские, приятельские.

Лайкните то, что он написал, ответьте на его вопрос, задайте ему вопрос, добавьте в друзья, поздравьте с парочкой праздников. И потом плавно, когда этот редактор уже воспринимает вас как человека из своего окружения (пусть и не самого близкого), заведите разговор о публикации, о том, что хотите свою колонку.

Это тоже работает, хотя надо понимать, что не всем этот путь подойдет. И иногда проще воспользоваться помощью зала, то есть помощью посредников, студий, которые уже установили контакты с большим количеством СМИ и просто могут вас за ручку через парадный вход провести туда, куда вам нужно.

– В общем я так понял, что колумнисту нужно обладать талантом отношений – раз, и талантом писательским, большим чем талант автора статей – два. Ну и желанием это делать, поскольку большего разнообразия и желания выражать свои мысли именно письменным слогом здесь должно оно прямо брызгать через край.

Специфическое, конечно, такое положение в иерархии авторов, не каждому оно действительно нужно. Но если нужно и, если вам вдруг нужен поводырь в издании, если вы чувствуете талант колумниста, обратитесь к нам с Татьяной. У нас есть доступ порядка в три десятка федеральных изданий.

Не у всех там конечно есть колонки, но тем не менее в общем формат популярный, и мы сумеем вас помочь, по крайней мере, представить, облегчить путь попадания для дальнейшего дела. А там уж ваш талант отношений пусть проявляется самостоятельно, за вас мы его не сделаем. Ну и с контентом тоже сумеем помочь.

Нужно ли что-то добавить, Татьяна, под финал? Все ли мысли мы сказали по теме «Как стать колумнистом в журнале»?

– Я думаю, что мы все сказали. Еще раз акцентирую внимание наших зрителей, слушателей и читателей на том, что быть колумнистом – это большая ответственность. И здесь требуется действительно высокая самодисциплина, хороший тайм-менеджмент (чтобы не забыть прислать вовремя статью). Ну и конечно же, большое желание стать автором гигантского количества статей.

То есть, если вы публикуетесь как колумнист, хотя бы в одном журнале, то двенадцать публикаций (качественных, которые добавляют вам веса, как эксперту) в год вы уже гарантированно получаете. А сотрудничать с журналами можно много лет: и пять, и десять. Почему бы и нет? И постоянно вы будете прирастать новой аудиторией, новыми поклонниками, новыми клиентами, благодаря вот этим качественным статьям.

– В общем плодовитым вы должны быть автором качественного контента. Спасибо, Татьяна!

Будем завершать наш сегодняшний выпуск подкаста «Статьи и книги», где мы говорим о том, как использовать в маркетинге статьи и книги, даже не имея навыков их написания или времени для этого.

Татьяна Бадя и Евгений Романенко были с вами – лайк, комментарии.  На TetraSales.ru, в YouTube, в podster.fm смотрите нас. #ТатьянаБадя и #tetrasales в помощь вам. В поиске контента становитесь хорошим колумнистом и делайте хорошие статьи. Радуйте читателя. Они по-прежнему хотят читать и любят это делать. Сегодня все. Всем пока, до новых встреч!

– До свидания!

 

Ранее в этой же рубрике:
Для отображения комментариев нужно включить Javascript

best-avtor.ru

Махонина С.Я. История русской журналистики... ГАЗЕТА И ЖУРНАЛ В СИСТЕМЕ ПРЕССЫ НАЧАЛА XX в

ГАЗЕТА И ЖУРНАЛ В СИСТЕМЕ ПРЕССЫ НАЧАЛА XX в.

 

В дооктябрьской журналистике России основными формами периодики были газета и журнал. Соотношение газет и журналов в системе прессы по количеству, их роль в каждый исторический период – эти данные как нельзя лучше иллюстрируют общее состояние прессы конкретного времени.

Русская печать началась с газет, очень быстро они были вытеснены журналами, но к концу XIX в. на первое место снова выходят газеты. Они становятся объектом пристального внимания, русские журналисты пытаются определить основные отличия газеты от журнала, понять причины стремительного роста их влияния на читателей. В то же время журналистов волнует судьба толстого ежемесячника, так долго бывшего флагманом русской журналистики.

 

·        Соотношение газет и журналов в системе журналистики.

·        Что такое газета?

 

Соотношение газет и журналов в системе журналистики является одной из основных характеристик состояния периодики страны или региона в определенный исторический момент.

Россия прошла в этом смысле своеобразный путь развития: первыми периодическими изданиями, возникшими в начале XVIII в., были газеты, потом их практически на целый век вытеснили журналы – «толстое» литературно-публицистическое издание, тип которого, по мнению исследователей, был выработан чисто русскими условиями и запросами читательской аудитории.

Газета и журнал – это не просто два вида периодики, это два способа воздействия на читателя, две разные формы подачи информации. Газета формирует общественное мнение ежедневно, информируя, агитируя читателей; журнал на основе созданного газетой общественного мнения вырабатывает жизненную ориентацию, определенное мировоззрение.

В современных исследованиях подчеркивается, что «предметом журналов выступают прежде всего устойчивые процессы в беспокойном содержании явлений, а газет – изменчивость в этих процессах» (выделено мной. – С.М.).

Это определение при всей его обобщенности все же несколько сужает задачи журналов за всю историю русской журналистики. При недостаточной развитости газет, русские журналы долго вынуждены были описывать изменчивость в процессах. Но если газеты эту изменчивость фиксируют, то журналы пытаются определить самые глубинные причины подобных изменений.

Определяя главное отличие газет от журналов, П.П. Перцов – редактор «Нового пути» писал в 1903 г. в статье, открывающей этот журнал: «В Европе газет даже больше, чем у нас, но их обилие не мешает бытию журналов, имеющих свою специальную задачу обобщающего освещения (выделено мной. – С.М.),.которая для газеты естественно невозможна».

Необходимость «обобщающего освещения», углубленного анализа событий жизни, науки, литературы, т.е. особая роль, диктует журналу свои условия: достаточно большой объем статей, серьезность анализа, широту аргументации, характер аудитории, к которой обращается журнал, требует своего специфического способа изложения и подачи материала, оформления текста на странице, наличия или отсутствия иллюстраций и так далее. Предпочтительный для русского толстого журнала жанр – большая научная или публицистическая статья-обозрение, развернутая комментированная хроника, литературные жанры.

Газета более проста в своих формах, хотя сложнее в верстке. На первый план выходят газетные жанры, компактные по объему, насыщенные злободневной информацией. Известный русский журналист А.В. Амфитеатров писал И.И. Ясинскому – писателю, сотруднику газеты «Биржевые ведомости»: «Журнал – пирожное, газета – вот хлеб, вот – обед», в форме афоризма определяя различия двух главных для русской журналистики видов периодики.

В.М. Дорошевич – «король русского фельетона», согласившись редактировать газету «Русское слово», в одном из писем дал определение того, что такое газета в его понимании. «Газета... Утром вы садитесь за чай. И к вам приходит добрый знакомый. Он занимательный, он интересный человек... Он рассказывает вам, что нового на свете. Рассказывает интересно, рассказывает увлекательно... Но то, что он говорит, должно быть основательно, продуманно, веско... Вот, что такое газета. Газета... Вы сидите у себя дома. К вам приходит человек, для которого не существует расстояний. Он говорит вам: “Бросьте на минутку заниматься своей жизнью. Займемся чужой. Жизнью всего мира”. Он берет вас за руку и ведет туда, где сейчас интересно... И, полчаса поживши мировой жизнью, остаетесь полный мыслей, волнений и чувств. Вот что такое газета».

О газетах и их особенностях писали в начале века не только газетные журналисты, но и сотрудники толстых журналов, известные публицисты, например, А.В. Пешехонов, С.Н. Кривенко, Л.З. Слонимский. Такое внимание к этому виду периодики вызвано было, как уже сказано выше, быстрым ростом количества газет, читать которые начинали все более широкие массы, в том числе и те, кто раньше периодикой совсем не интересовался.

Рост количества газет особенно интенсивно шел в 90-е – начале 900-х годов. В 1860 г. в России издавалось семь ежедневных газет и 98, выходивших от одного до трех раз в неделю. В 1913 г. ежедневных газет стало 417, из них 10 выходили два раза в день.

В конце 90-х годов тиражи отдельных газет достигали 50–70 тыс. экземпляров. «Русские ведомости» и «Новое время» имели тираж 25 тыс., «Свет» – 70 тыс., «Петербургская газета» – 30, «Одесский листок» – 10, «Киевское слово», «Киевлянин», «Южный край», «Волжский вестник» – от 2 до 5 тыс. экземпляров.

После революции 1905–1907 гг. тиражи газет значительно увеличились. «Русское слово» имело 250 тыс., второе издание «Биржевых ведомостей» и «Петербургский листок» – от 80 тыс., самая большая и дорогая газета «Новое время» – около 60 тыс., «Русские ведомости» – 50 тыс. и т.д. Наиболее крупные провинциальные газеты – «Киевская мысль», «Южный край», «Одесские новости», «Одесский листок», «Приазовский край» – от 12 до 40 тыс. в день. Рядовые губернские газеты – 1–3 тыс. Таким образом, по тиражам русская газета достигла уровня западноевропейской.

Деятели русской прессы пытались осмыслить такое стремительное развитие газет, это новое для России явление. Газета «стала приобретать иной облик, чем в былые времена, – писал известный журналист С. Мельгунов. – Ее задача удовлетворять вкусам публики, обслуживать переменчивые интересы толпы падкой на сенсации».

Известный публицист-народник С.Н. Кривенко в 1904 г. с горечью отмечал, что газеты «утрачивают общелитературный интерес, сами превращаются в скучную хронику скучной русской жизни». Кривенко оценивал газеты с точки зрения журналиста старой школы, привыкшего к большому серьезному органу периодики, который являлся фактором общественной, культурной и литературной жизни общества. Но несмотря на то что публицист-народник очень неодобрительно относился к возрастающей роли газет, его пугала появившаяся привычка не читать, а просматривать газетные полосы, он должен был признать тот факт, что «рост читателя несомненен и несомненно также, что газета становится все более и более предметом насущной необходимости не одних только богатых классов и интеллигенции, но и простого народа. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть, с каким нетерпением и какою разнообразною публикою ждутся на железнодорожных станциях поезда с газетами и как эти газеты быстро расхватываются. То же самое происходит и около почтовых контор в глухих городках в стороне от железных дорог. Газеты сплошь и рядом выписываются в складчину и читаются по очереди или вслух целыми группами». Эти причины и диктовали необходимость внимательно проанализировать Деятельность газет и разнообразие их типов. Статья С.Н. Кривенко «Газетное дело и газетные люди» и была попыткой рассмотреть «эволюцию газетного дела», которая «во многих отношениях чрезвычайно интересна и заслуживала бы не такой небольшой статейки общего характера, какую я пишу, а более обстоятельного исследования. Тут представляют интерес: и читатель, приспосабливающийся к газетному чтению и начинающий требовать известного материала, и само издательство с его спешными процессами и значительным материальным риском, и газетные люди с их характерными особенностями и т.д.».

Очень интересно мнение о читателях газет такого парадоксального мыслителя, каким был В.В. Розанов, сам много сотрудничавший в газетах. В книге «Уединенное» он писал: «Газеты, я думаю, так же пройдут, как и “вечные войны” средних веков... и т.д. Их пока поддерживает “всеобщее обучение”, которое собираются сделать даже “обязательным”. Такому с “обязательным” обучением, конечно, интересно прочитать что-нибудь “из Испании”. Начнется, я думаю, с отвычки от газет... Потом станут считать просто неприличием, малодушием... чтение газет».

Подобные оценки роли газеты и особенностей ее читательской аудитории явились следствием привычки внимательно и вдумчиво читать полученный номер периодического издания, приобретенной русской интеллигенцией в период преимущественного влияния толстых журналов, в которых отражался прогресс умственной и духовной жизни эпохи.

Эта привычка мешала восприятию газеты как поставщика сведений, фактов, информации, как периодического органа, рассчитанного на самые широкие круги населения, не всегда подготовленные к чтению серьезной периодики.

В.В. Розанов ошибся в своем прогнозе, что «газеты пройдут», но одно он заметил правильно. Именно распространение грамотности, «всеобщего обучения» стало одной из основных причин роста популярности газет. И именно влияние газеты на широкие массы только-только приобщившихся к общественной жизни слоев русского населения и заставляло публицистов оппозиционного толка (о газетах много писали народники) внимательно приглядеться к этому виду прессы.

 

к содержанию << >> на следующую страницу

evartist.narod.ru


KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта