Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

ПР16 Средства графического представления статистических данных (деловая графика). Для наглядного представления данных журнала продаж нескольких торговых точек


Онлайн-тест МФПУ Информатика |

SFX – это …
  • Аббревиатура самораскрывающегося архива
  • Название программы-архиватора
  • формат архивного файла
  • формат сжатого файла
Алгоритм – это …
  • ориентированный граф, указывающий порядок исполнения некоторого набора команд
  • протокол вычислительной сети
  • точное предписание (инструкция), определяющая порядок операций вычислительного процесса, ведущий от варьируемых начальных данных к искомому результату
  • набор команд для компьютера
  • правила выполнения определенных действий
Анализ «что, если» MS Excel 2007 позволяет сравнивать различные …, изменяя данные в определенных ячейках
Архиваторы могут …
  • проверять ошибки в исходных файлах
  • редактировать файлы, содержащиеся в архиве
  • шифровать содержимое архива
  • восстанавливать поврежденный архив
Архивные файлы имеют меньший размер, чем оригиналы – такой эффект достигается путем удаления из файлов … информации
  • резервной
  • избыточной
  • служебной
Архивный файл может иметь расширение …
  • .zip
  • .arj
  • .rar
  • .pdf
  • .djvu
В Microsoft Visio 2007 чтобы создать … связь, необходимо начертить линию и закончить ее на соединительной точке, которая подсвечена красным прямоугольником
В MS Excel 2007 выделен диапазон ячеек A1:B3 – это выделение содержит … ячеек
В MS Excel 2007 команда, заменяющая стиль ссылок на ячейки, находится …
  • на ленте Параметры страницы (Page Layout)
  • на ленте Формулы (Formulas)
  • на вкладке «Параметры Excel» кнопки Офис (Office)
  • на Главной ленте (Home)
В MS Excel 2007 проверить правописание текстовых ячеек …
  • невозможно, такая возможность в этой программе не реализована
  • возможно, такая команда находится во вкладке «Опции Excel» (Option Excel) меню Файл (File)
  • возможно, такая команда находится на ленте «Рецензирование» (Review)
  • возможно, такая команда находится на Главной ленте (Home)
В MS Office Word 2007 при выборе команды Преобразовать в меню, раскрывающемся при нажатии кнопки «Microsoft Office», …
  • документ будет открыт в безопасном режиме Только для чтения, в котором можно его просмотреть в новом формате
  • существующий файл будет преобразован в новый формат, и будут включены все новые возможности новой версии приложения Word
  • существующий файл будет преобразован в новый формат и переименован из «документ.doc» в «Обновлен: документ.doc»
  • возможности приложения Word будут ограничены в соответствии с форматом файла документа
В программе MS Office Word 2007 элемент для изменения масштаба просмотра документа расположен в … углу окна
  • левом нижнем
  • правом верхнем
  • правом нижнем
  • левом верхнем
В терминах Microsoft Office Visio 2007 под понятием «набор элементов» понимается …
  • вырезанная форма, которую можно окрашивать в любой требуемый цвет
  • файл, который можно открыть в Visio и который содержит уже созданный документ, а все, что необходимо сделать, это заполнить пустые поля
  • коллекция фигур, доступных в окне «Фигуры»
  • предварительно созданная фигура, которую можно перетащить с помощью мыши на страницу
Все переменные, используемые в программе, написанной на языке Паскаль, должны быть описаны в разделе переменных, например, так: …
  • PROGRAMM <имя программы>[(список файлов)]
  • TYPE <идентификатор типа> = <тип>
  • PROGRAMM <идентификатор> :<тип>;…
  • VAR <идентификатор> [<идентификатор >,…]: <тип>;<идентификатор> [<идентификатор >,…]:<тип>;…
Все типы переменных, используемые в программе, написанной на языке Паскаль, должны быть описаны в разделе типов, например, так: …
  • TYPE <идентификатор типа> = <тип>;
  • PROGRAMM <идентификатор>:<тип>;…
  • TYPE <идентификатор> [<идентификатор >,…]: <тип>;<идентификатор> [<идентификатор >,…]:<тип>;…
  • VAR <имя программы>[(список файлов)]
Для наглядного представления данных журнала продаж нескольких торговых точек (см. рис.) для выбора оптимального ассортимента, места реализации и времени работы магазина в MS Excel 2007 служит …
  • диаграмма
  • круговая диаграмма
  • лепестковая диаграмма
  • график
  • поверхностная диаграмма
Для одинакового форматирования большого числа таблиц, расположенных на разных листах нескольких книг MS Excel 2007, целесообразно создать …
  • шаблон
  • автоформат
  • условное форматирование
  • автозаполнение
Для работы с текстом в программе Microsoft Office PowerPoint 2007 нужно применить команды «Копировать» и «Вставить», расположенные на ленте …
  • на панели быстрого доступа
  • на вкладке Главная
  • на вкладке Вставка
Для того чтобы отобразить на диаграмме зависимость y(x) = sin(2x), нужно использовать …
  • график
  • поверхностную диаграмму
  • точечную диаграмму
  • лепестковую диаграмму
Для того чтобы распознать двухмерную фигуру при работе с редактором диаграмм и блок-схем Microsoft Office Visio 2007, нужно …
  • проверить визуально: если фигура выглядит так, как будто имеет три измерения, тогда это не двухмерная, а трехмерная фигура
  • посмотреть на нее – если фигура имеет два измерения, значит, она двухмерная
  • выделить фигуру и убедиться в наличии восьми зеленых маркеров выделения на сторонах фигуры
  • выделить фигуру и убедиться в наличии шести зеленых маркеров выделения на сторонах фигуры
Для того чтобы файл с расширением .VSS (или .VSX) был доступен программе Microsoft Office Visio 2007, его следует поместить …
  • в папку (директорию диска) «Мои рисунки\Мои фигуры Visio»
  • На рабочий стол
  • в папку (директорию диска) «Мои документы\Мои фигуры»
  • в папку (директорию диска) «Моя музыка»
Для указания параметров печати документа в MS Office Word 2007 нужно нажать кнопку …
  • Печать на ленте
  • Печать на ленте или на панели быстрого доступа
  • Печать на панели быстрого доступа
  • Microsoft Office
Если в ячейку таблицы MS Excel 2007 введен текст «2000 г.», то при автоматическом заполнении столбец В будет заполнен …
  • сообщением об ошибке
  • в зависимости от имеющихся таблиц-списков
  • постоянными значениями (2000 г., 2000 г., …)
  • последовательными значениями (2000 г., 2001 г.,…)

xn--4-7sbqf2d.com

Решение Онлайн тестов - Информатика

SFX – это …

  • Аббревиатура самораскрывающегося архива
  • Название программы-архиватора
  • формат архивного файла
  • формат сжатого файла

Алгоритм – это …

  • ориентированный граф, указывающий порядок исполнения некоторого набора команд
  • протокол вычислительной сети
  • точное предписание (инструкция), определяющая порядок операций вычислительного процесса, ведущий от варьируемых начальных данных к искомому результату
  • набор команд для компьютера
  • правила выполнения определенных действий

Анализ «что, если» MS Excel 2007 позволяет сравнивать различные …, изменяя данные в определенных ячейках …

Архиваторы могут …

  • проверять ошибки в исходных файлах
  • редактировать файлы, содержащиеся в архиве
  • шифровать содержимое архива
  • восстанавливать поврежденный архив

Архивные файлы имеют меньший размер, чем оригиналы – такой эффект достигается путем удаления из файлов … информации

  • резервной
  • избыточной
  • служебной

Архивный файл может иметь расширение …

  • .zip
  • .arj
  • .rar
  • .pdf
  • .djvu

В Microsoft Visio 2007 чтобы создать … связь, необходимо начертить линию и закончить ее на соединительной точке, которая подсвечена красным прямоугольником …В MS Excel 2007 выделен диапазон ячеек A1:B3 – это выделение содержит … ячеек

В MS Excel 2007 команда, заменяющая стиль ссылок на ячейки, находится …

  • на ленте Параметры страницы (Page Layout)
  • на ленте Формулы (Formulas)
  • на вкладке «Параметры Excel» кнопки Офис (Office)
  • на Главной ленте (Home)

В MS Excel 2007 проверить правописание текстовых ячеек …

  • невозможно, такая возможность в этой программе не реализована
  • возможно, такая команда находится во вкладке «Опции Excel» (Option Excel) меню Файл (File)
  • возможно, такая команда находится на ленте «Рецензирование» (Review)
  • возможно, такая команда находится на Главной ленте (Home)

В MS Office Word 2007 при выборе команды Преобразовать в меню, раскрывающемся при нажатии кнопки «Microsoft Office», …

  • документ будет открыт в безопасном режиме Только для чтения, в котором можно его просмотреть в новом формате
  • существующий файл будет преобразован в новый формат, и будут включены все новые возможности новой версии приложения Word
  • существующий файл будет преобразован в новый формат и переименован из «документ.doc» в «Обновлен: документ.doc»
  • возможности приложения Word будут ограничены в соответствии с форматом файла документа

В программе MS Office Word 2007 элемент для изменения масштаба просмотра документа расположен в … углу окна

  • левом нижнем
  • правом верхнем
  • правом нижнем
  • левом верхнем

В терминах Microsoft Office Visio 2007 под понятием «набор элементов» понимается …

  • вырезанная форма, которую можно окрашивать в любой требуемый цвет
  • файл, который можно открыть в Visio и который содержит уже созданный документ, а все, что необходимо сделать, это заполнить пустые поля
  • коллекция фигур, доступных в окне «Фигуры»
  • предварительно созданная фигура, которую можно перетащить с помощью мыши на страницу

Все переменные, используемые в программе, написанной на языке Паскаль, должны быть описаны в разделе переменных, например, так: …

  • PROGRAMM <имя программы>[(список файлов)]
  • TYPE <идентификатор типа> = <тип>
  • PROGRAMM <идентификатор> :<тип>;…
  • VAR <идентификатор> [<идентификатор >,…]: <тип>;<идентификатор> [<идентификатор >,…]:<тип>;…

Все типы переменных, используемые в программе, написанной на языке Паскаль, должны быть описаны в разделе типов, например, так: …

  • TYPE <идентификатор типа> = <тип>;
  • PROGRAMM <идентификатор>:<тип>;…
  • TYPE <идентификатор> [<идентификатор >,…]: <тип>;<идентификатор> [<идентификатор >,…]:<тип>;…
  • VAR <имя программы>[(список файлов)]

Для наглядного представления данных журнала продаж нескольких торговых точек (см. рис.) для выбора оптимального ассортимента, места реализации и времени работы магазина в MS Excel 2007 служит …

  • диаграмма
  • круговая диаграмма
  • лепестковая диаграмма
  • график
  • поверхностная диаграмма

Для одинакового форматирования большого числа таблиц, расположенных на разных листах нескольких книг MS Excel 2007, целесообразно создать …

  • шаблон
  • автоформат
  • условное форматирование
  • автозаполнение

Для работы с текстом в программе Microsoft Office PowerPoint 2007 нужно применить команды «Копировать» и «Вставить», расположенные на ленте …

  • на панели быстрого доступа
  • на вкладке Главная
  • на вкладке Вставка

Для того чтобы отобразить на диаграмме зависимость y(x) = sin(2x), нужно использовать …

  • график
  • поверхностную диаграмму
  • точечную диаграмму
  • лепестковую диаграмму

Для того чтобы распознать двухмерную фигуру при работе с редактором диаграмм и блок-схем Microsoft Office Visio 2007, нужно …

  • проверить визуально: если фигура выглядит так, как будто имеет три измерения, тогда это не двухмерная, а трехмерная фигура
  • посмотреть на нее – если фигура имеет два измерения, значит, она двухмерная
  • выделить фигуру и убедиться в наличии восьми зеленых маркеров выделения на сторонах фигуры
  • выделить фигуру и убедиться в наличии шести зеленых маркеров выделения на сторонах фигуры

Для того чтобы файл с расширением .VSS (или .VSX) был доступен программе Microsoft Office Visio 2007, его следует поместить …

  • в папку (директорию диска) «Мои рисунки\Мои фигуры Visio»
  • На рабочий стол
  • в папку (директорию диска) «Мои документы\Мои фигуры»
  • в папку (директорию диска) «Моя музыка»

Для указания параметров печати документа в MS Office Word 2007 нужно нажать кнопку …

  • Печать на ленте
  • Печать на ленте или на панели быстрого доступа
  • Печать на панели быстрого доступа
  • Microsoft Office

Если в ячейку таблицы MS Excel 2007 введен текст «2000 г.», то при автоматическом заполнении столбец В будет заполнен …

  • сообщением об ошибке
  • в зависимости от имеющихся таблиц-списков
  • постоянными значениями (2000 г., 2000 г., …)
  • последовательными значениями (2000 г., 2001 г.,…)

xn----ctbjb5bwccbc8gf.xn--p1ai

ПР16 Средства графического представления статистических данных (деловая графика).

Методические указания к практическому занятию № 16

Тема: Средства графического представления статистических данных (деловая графика). Представление результатов выполнения расчетных задач средствами деловой графики

Количество часов: 2

Цель: закрепление практических навыков и умений в работе c технологиями работы в MS EXCEL:

- сформировать представления о возможностях деловой графики и ее использовании;

- изучить системы деловой графики;

- рассмотреть возможности Excel для создания деловой графики

Задание: Ознакомиться с теоретическими положениями по данной теме, выполнить задания практического занятия, сформулировать вывод.

Содержание отчета по результатам выполнения практического занятия

Отчет должен содержать:

1.Название работы

2.Цель работы

3.Результаты выполнения задания 1, 2, 3

4.Вывод по работе (необходимо указать виды выполняемых работ, достигнутые цели, какие умения и навыки приобретены в ходе ее выполнения)

Методические указания к выполнению:

1.Краткие теоретические сведения

Под термином деловая графика понимаются графики и диаграммы, наглядно представляющие динамику развития того или иного производства, отрасли и любые другие числовые данные

Объекты, для которых с помощью деловой графики создаются иллюстративные материалы: плановые показатели, отчетная документация, статистические сводки. Программные средства деловой графики включаются в состав электронных таблиц.

Возможности деловой графики преследуют единую цель: улучшить восприятие информации человеком, сделать ее более наглядной и выразительной.

Основной целью деловой графики, является оперативная выдача информации в графической форме в процессе анализа задачи при ее решении средствами электронной таблицы. Главным критерием является быстрота подготовки и отображения графических образов, соответствующих оперативно изменяющейся числовой информации.

В современном мире существует большое количество информации, которую трудно сразу усвоить обычному человеку. А если нужно обработать, проанализировать какие-то данные, то задача становится сложной вдвойне. В настоящее время, с помощью компьютерных технологий, можно хранить и обрабатывать любую информацию.

Деловая графика – это область компьютерной графики. Она предназначена для построения гистограмм, графиков, диаграмм, схем на основе отчетов, различной документации. Обеспечивает возможностью более лаконичного и выразительного представления данных, выполнения более сложных задач, улучшенное восприятие данных, повышение эффективности работы.

Для отображения графической информации используется специальное программное обеспечение, которое называют графическими программами или графическими пакетами.

Применение деловой графики различно и многообразно. Для каждого вида задач используются разные программы. Одни нужны для оперативной обработки цифровых данных, другие для построения чертежей высокого качества. С помощью специальных прикладных средств составляются годовые отчеты фирм, статистические справочники, обрабатываются аналитические данные.

Правильно составленные схемы или графики превращают скучные цифры в наглядные изображения и помогают пользователям сориентироваться в «море» информации и принять нужное решение. Деловая графика позволяет в удобной форме сравнивать различные данные, выявлять закономерности и тенденции развития. Можно также с помощью различных графических программ решать задачи в области информационных технологий, архитектуры и инженерии. В настоящее время деловая графика прочно вошла в нашу жизнь, сейчас невозможно представить никаких сводных документов или презентаций без таблиц, схем, диаграмм, различных изображений.

Компьютерной графикой пользуются административные и технические сотрудники, студенты, а также обычные пользователи персональных компьютеров.

С помощью богатой библиотеки диаграмм Excel можно составлять диаграммы и графики разных видов: гистограммы, круговые диаграммы, столбчатые, графики и др., их можно снабжать заголовками и пояснениями, можно задавать цвет и вид штриховки в диаграммах, печатать их на бумаге, изменяя размеры и расположение на листе, и вставлять диаграммы в нужное место листа.

2.Задание

Задание №1. Создать таблицу продажи акций брокерской фирмы. Произвести расчеты по заданию.

ЗАДАНИЕ 2. Создание и обработка БД в Excel. Связывание листов рабочей книги

1.Создать в новом файле таблицу по образцу (см. рис.1). Знаки ?, указанные в некоторых ячейках, означают, что данные показатели необходимо вычислить.

2.Переименовать Лист1 на Январь.

3.Отформатировать таблицу.

4.Выполнить указанные ниже действия:

3.На листе 4 создать таблицу изображенную на рис4.

3.1.Для добавления Листа необходимо щёлкнуть правой кнопкой мыши на ярлыке Листа и из контекстного меню выбрать команду Вставить. Во вкладке Общие выбрать Лист и нажать Ok.

3.2.В ячейку B2 ввести формулу для суммарного подсчёта проданной продукции за январь, февраль и март месяцы, а именно

=ЛИСТ1!G4+ЛИСТ2!G4+ЛИСТ3!G4, где знак ! означает связь между листами.

Для оптимизации ввода формулы необходимо проделать следующее:

1.Поместить курсор в ячейку B2 и ввести знак =.

2.Щёлкнуть на ярлыке Лист1, щёлкнуть по ячейке G4.

3.Нажать клавишу +

4.Щёлкнуть на ярлыке Лист 2, ячейке G4, нажать +.

5.Щёлкнуть на ярлыке Лист 3, ячейке G4 и нажать Enter

6.Скопировать введённую формулу на остальные ячейки.

3.3.В ячейку С2 ввести формулу для подсчёта суммарной выручки за 1 квартал (т.е. месяцы январь, февраль, март)

=ЛИСТ1!h5 + ЛИСТ2!h5+ЛИСТ3!h5

3.4.Лист 4 переименовать в Итоги продаж (товары).

4.На Листе5 создать таблицу, изображенную на рис5.

.

4.1.Самостоятельно ввести формулы для подсчёта итоговой продажи и итоговой выручки за январь, февраль и март.

4.2.Переименовать Лист5 в Итоги продаж (месяцы).

4.3. Построить диаграммы:

-Наименование продукции и Продано

-Наименование продукции и выручка

3. Контрольные вопросы

1.Что понимается под термином деловая графика?

2.Для чего предназначена деловая графика?

3.Кто пользуется деловой графикой?

4. Литература

1. https://superbotanik.net/referati/referaty-po-informatike/referat-delovaya-grafika

Критерий оценивания выполненных практических заданий

Первое задание оценивается в 2 баллов (максимально), а второе - в 3 балла (максимально)

В общей сумме, выполненная практическая работа может быть оценена от 0 до 100% , и тогда оценка знаний студента будет такова:

«отлично» - 86 – 100%,

«хорошо» - 66 – 85%,

«удовлетворительно» - 45 – 65%,

«неудовлетворительно» - менее 45%.

multiurok.ru

Тема 5. Способы наглядного представления статистических данных

Вам предстоит изучить следующие основные вопросы темы:

• Представление статистических данных в виде таблиц и графиков

• Ряды распределения

• Построение диаграмм

• Использование ЭВМ в обработке статистических данных

Занятие 9. Статистические таблицы

  1. Понятие о статистической таблице

Обычно результаты сводки и группировки материалов статистического наблюдения оформляются в виде таблиц, являющихся наиболее наглядной, рациональной и компактной формой представления статистических данных.

Форма расположения числовой информации, при которой число располагается на пересечении вертикального столбца (графы) и горизонтальной строки, называется табличной.

Статистическая таблица может содержать три вида заголовков: общий, верхние и боковые. Общий заголовок отражает содержание всей таблицы (к какому месту и времени она относится), располагается кал макетом таблицы по центру и является внешним заголовком. Верхние заголовки характеризуют содержание граф, а боковые - строк. Они являются внутренними заголовками. Остов таблицы, заполненный заголовками, образует макет таблицы. При необходимости таблицы сопровождаются примечаниями и пояснениями, методиками расчета некоторых показателей, указанием источников информации и так далее.

В таблицах должны быть указаны единицы измерения именованных показателей, подсчитаны итоги. Заглавие таблицы - это краткое пояснение основного содержания статистической сводки.

Таблицы - это наиболее рациональная форма изложения результатов сводки и группировки. По своему логическому содержанию таблицу можно сравнить со «статистическим предложением», в котором, как в предложении, есть подлежащее и сказуемое. Подлежащее таблицы показывает, о чем идет речь в таблице, оно расположено слева *и представляет собой содержание строк, то есть, это объект, который будет охарактеризован цифрами. Сказуемое таблицы расположено сверху и представляет собой содержание граф; то есть, это система признаков, которыми характеризуется объект изучения.

2. Виды таблиц.

Вид таблицы зависит от её конструктивного построения. Существуют три вида таблиц: перечневые (простые), групповые и комбинационные. Перечневая таблица представляет собой несистематизированное перечисление в подлежащем таблицы изучаемых явлений. Если изучаемые явления систематизированы, т.е. сгруппированы по одному признаку', то полученная статистическая таблица называется групповой. Комбинационными, или комбинированными, называются таблицы, в которых в подлежащем дана группировка единиц совокупности по двум и более признакам, взятым в комбинации. Иногда удобно пользоваться разработанными (вспомогательными) таблицами, если содержащаяся в них информация используется в дальнейшем для углубленного изучения статистической совокупности и создания итоговой отчетности.

Виды таблиц.

Простые перечневые– несистематизированное перечисление в подлежащем таблицы изучаемых явлений.

Групповые– изучаемые явления систематизированные, т.е. сгруппированные по одному признаку.

Комбинационные– изучаемые явления, сгруппированные по двум или более признакам, взятым в комбинации.

Сказуемоепоказывает, какими признаками характеризуется подлежащее, расположено сверху и представляет собой содержание граф. Первая графа после

“Х” обозначается ”f”.

studfiles.net

Урок информатики по теме "Средства деловой графики для наглядного представления данных с диаграммами различных типов"

Разделы: Информатика

Цель курса: формирование ИКТ компетенции.

Тема урока: Средства деловой графики для наглядного представления данных с использованием диаграмм различных типов.

Цель урока предусматривает взаимосвязь воспитательного, обучающего и развивающего компонентов.

Цель занятия: Формирование компетенции, связанной с работой с автоматизированными информационными системами, (приложением МS Excel).

Задачи занятия:

  • Воспитательная (аксеологический компонент компетенции)
    • формировать в процессе обучения ситуацию успеха как механизма восстановления мотивации к образованию и формировать потребность в самообразовании;
    • способствовать развитию умения аргументировать свои убеждения;
    • формировать культуру умственного труда и умение планировать свою работу, рационально её выполнять;
    • способствовать развитию настойчивости и целеустремлённости, творческой активности и самостоятельности, способности аргументировать свои убеждения.
  • Учебная (когнитивный компонент компетенции)
    • познакомить с основными технологиями преобразования информации (из числовой в графическую) с помощью деловой графики программного приложения МS Excel;
  • Практическое и оперативное применение знаний (операциональный компонент компетенции)
    • развивать навыки практического применения знаний к конкретным ситуациям: построение диаграмм по проведённому мониторингу.
    • развивать навыки анализа и сравнения величин,

Методы обучения:

метод решения конкретной ситуации (кейс-метод):

Суть метода довольно проста: для организации обучения используются описания конкретных ситуаций (от английского “case” – случай). Учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений.

словесные:

беседа, характерной чертой беседы является наличие управляющих вопросов, которые задаются учителем по заранее спланированному сценарию, приводящих к цели, намеченной преподавателем,

инструктаж, характеризуется чёткостью изложения, не допускает вольного толкования. Основная дидактическая функция – усвоение стандартных способов действий;

наглядные:

компьютерная демонстрация, обладает динамичностью и наглядностью;

практические:

практические работы на ПК и в рабочих тетрадях способствуют формированию умений пользования компьютером, упорядочению знаний студентов по темам курса, формированию опыта творческой деятельности.

Формы обучения:

фронтальная форма, используется при реализации словесного, наглядного и практического методов, а также в процессе контроля;

групповая форма, используется в группе, участники которой имеют различный уровень подготовки и мотивации;

форма “студент и компьютер” – студент в своём темпе овладевает знаниями, сам выбирает индивидуальный маршрут изучения учебного материала.

Контроль знаний

  • наблюдение за работой на ПК;
  • фронтальный опрос,
  • тестирование;
  • самостоятельная практическая работа,
  • самоконтроль.

Применение здоровьесберегающих технологий на уроке:

  • смена видов деятельности;
  • соблюдение воздушно-теплового режима;
  • выполнение эрг-упражнений;
  • нормирование времени при работе с компьютерной техникой.

Оборудование:

  • компьютерный класс,
  • мультимедийный проектор,
  • экран,
  • программное обеспечение (приложение MS Excel),
  • тесты,
  • карточки-инструкции для дифференцирования заданий
  • презентации к уроку (Приложение 1 и Приложение 2)

Тип урока: урок объяснение нового материала и систематизации знаний. Его логика соответствует структуре урока данного типа.

План урока (Хронометраж)

  1. Организация урока – 1-2 мин
  2. Вступительное слово (сообщение целей и задач урока) – 2 мин
  3. Актуализация опорных знаний и умений
    • Фронтальный опрос: тестирование с помощью презентации (Вопрос-ответ, самопроверка – 14 мин
  1. Объяснение нового материала с применением ПК – 25-30 мин
  2. Физминутка – 2 мин
  3. Формирование и применение знаний, умений и навыков
    • Практическая работа 1– 3 (различные уровни сложности) – 30 мин
  1. Итог урока – 1-2мин
  2. Рефлексия – 5 мин (подведение итогов – подсчет жетонов, построение диаграммы)
  3. Домашнее задание 2-3 мин
  4. Ход урока

    I. Организационный момент.

    – Наш сегодняшний урок мне хочется начать словами В.Г. Белинского: “Человек страшится только того чего не знает, знанием побеждается всякий страх”.

    – Объявление темы и целей урока.

    II. Актуализация опорных знаний.

    а) Фронтальный опрос учащихся по теме “Электронные таблицы” с использованием презентации (Слайд) (Приложение 2)

    1.В электронной таблице основной элемент рабочего листа – это:

    ячейка; строка; столбец; формула.

    2. В электронной таблице ячейкой называют:

    горизонтальную строку; вертикальный столбец; курсор – рамку на экране; пересечение строки и столбца.

    3. В электронной таблице невозможно удалить:

    строку; столбец; содержимое ячейки; имя ячейки.

    4. Выберите верное обозначение строки в электронной таблице:

    18D; К13; 34; АВ.

    5. Выберите верное обозначение столбца в электронной таблице:

    DF; F12; АБ; 113. АВ.

    6. Выберите верный адрес ячейки в электронной таблице:

    11D; F12; АБ3; В1А.

    7. В ячейке электронной таблицы не может находиться:

    число; текст; лист; формула.

    8. Если в ячейке электронной таблицы отображается последовательность символов ######, то это означает, что:

    формула записана с ошибкой; в формуле есть ссылка на пустую клетку; в формуле есть циклическая ссылка; столбец недостаточно широк.

    9. Содержимое текущей (выделенной) ячейки отображается:

    в поле имени; в строке состояния; в строке формул; в пункте “Вид” текстового меню.

    10. Как обычно (то есть по умолчанию) выравниваются числа в ячейках электронной таблицы?

    по центру; по центру выделения; по правому краю; по левому краю.

    11. Сколько ячеек содержит диапазон D4: E5 в электронной таблице:

    4; 8; 9; 10.

    12. В ячейке D7 записана формула: (С3+C5)/D6. Как она изменится при переносе этой формулы E8?

    (С3+C5)/D6; (С3+C5)/E6; (D4+D6)/E7; (С4+C6)/D7.

    13. Дана электронная таблица. В ячейку D2 введена формула: (A2*B1+C1) Какое значение появится в ячейке D2?

      A B C D
    1 5 2 4  
    2 10 1 6  

    14. В ячейке B1 записана формула =2*A1. Какой вид приобретет формула, после того как ячейку B1 скопируют в ячейку C1?

    =2*B1 =2*A2 =3*A2

    б) Письменный опрос

    – Подпишите листочки, ответ выбираете один. (см. Приложение)

    III. Изложение нового материала

    – Практически во всех современных табличных процессорах имеются встроенные средства деловой графики.

    Электронные таблицы позволяют визуализировать данные, размещенные на рабочем листе в виде диаграммы или графика, которые наглядно отображают зависимости между данными.

    Для каждого набора данных важно правильно подобрать тип создаваемой диаграммы.

    – Диаграмма – это средство наглядного графического изображения информации, предназначенное для сравнения нескольких величин или нескольких значений одной величины.

    – Для построения диаграммы с помощью графического процессора следует:

    1) составить таблицу с набором данных;

    2) выделить необходимый диапазон данных, по которым будет строиться диаграмма; б) выбрать наиболее подходящий тип диаграммы: меню Вставка – Диаграмма далее по шагам

    – Сегодня на уроке мы рассмотрим самые распространенные типы диаграммы.

    1. Круговая диаграмма (Слайд) (Приложение 1)

    а) служит для отображения величин от целого; б)служит для сравнения нескольких величин в одной точке.

    Например, 1)Доля цены комплектующих в компьютере,

    2) Незнайка продавец канцтоваров (самостоятельно)

    2. Столбчатая диаграмма (Гистограмма) (Слайд) служит для сравнения нескольких величин в нескольких точках. Высота столбиков определяется значениями сравниваемых величин. Каждый столбик привязан к некоторой опорной точке.

    Например,1) Незнайка торгует газетами. Опорная точка соответствует дню недели. (Слайд)

    2) Теперь рассмотрим более сложную задачу, в которой требуется несколько раз сравнить несколько величин. (Слайд)

    Построим столбчатую диаграмму, на которой будут отображены данные сразу о трех продавцах. По-прежнему высота столбца будет символизировать количество газет. По-прежнему у нас будет 7 опорных точек — по одной для каждого дня недели.

    Копируем таблицу с данными на новый лист. Добавляем данные. Строим диаграмму. Определите разницу с предыдущей диаграммой. (Теперь в каждой опорной точке будут стоять не один столбик, а три — по одному для каждого продавца. Все столбики одного продавца будут закрашены одинаково, нужна ЛЕГЕНДА)

    3.Линейная диаграмма (Слайд) служит для того, чтобы проследить за изменением нескольких величин при переходе от одной точки к другой. Тип диаграммы – График или Точечная. Тип диаграммы График выбирают, когда нужно отобразить изменения данных с течением времени.

    – Например (Слайд),

    1) Построить диаграмму, отображающую динамику цен по годам на разные модели компьютеров.

    2) Построить диаграмму, отображающую изменение количества проданных газет в течении недели. (Слайд)

    ВЫВОД: Электронные таблицы Excel позволяют строить диаграммы различных типов. Построение диаграмм осуществляется с помощью специальной подпрограммы, которая называется Мастер диаграмм.

    Физкультминутка, гимнастика для глаз – 2 мин.

    IV. Закрепление. Практическая работа.

    Цель: сформировать умения выполнять задания: по набору данных строить диаграммы определенного типа.

    Результативность: формирование всех видов компетенций в зависимости от подобранных заданий.

    Практическую работу проведем используя метод разбора конкретной ситуации. Этот метод часто называют кейс – метод.

    (Слайд) Кейс – технология (case study – "разбор конкретных ситуаций”)

    “Родиной” данного метода является Школа бизнеса Гарвардского университета.

    Метод кейс – технологии позволяет заинтересовать обучающихся в изучении предмета, способствует активному усвоению знаний и навыков сбора и обработки информации, характеризующей различные ситуации; учит искать нетривиальные подходы, поскольку не имеет единственно правильного решения, способствует творческому решению проблемы и формированию умения анализа ситуации и принятия решения.

    – У вас было задание во временном промежутке – Одна неделя – Провести мониторинг температурного режима в помещениях колледжа. (Карточки – инструкции: Придложение 2)

    Задание 1: Построить диаграмму, отражающую мониторинг температурного режима в помещениях колледжа.

    Приготовьте ваши материалы. Разберем алгоритм выполнения данного задания:

    1)Составить таблицу данных. (Какие столбцы нужно создать в таблице? Сколько строк? Как озаглавить столбцы?)

    2) Вставить диаграмму. (Какой тип диаграммы нужно выбрать в данном случае?)

    (Слайд с изображением диаграммы)

    Учащиеся получают задание на инструкционных картах. Им необходимо построить по полученным данным диаграммы и проанализировать их.

    Задание 2: Построить диаграмму, отражающую мониторинг температурного режима в кабинетах в сравнении с нормами температур СанПиНа (СанПиН – санитарные нормы и правила, утвержденные главным санитарным врачом РФ ).

    Помещение Температура
    Уч. кабинеты 18-20
    Акт.зал 18-20
    Каб. информатики 19-21
    Спортзал 15-17
    Рекреации 16-18
    Библиотека 17-21
    Гардероб 16-19

    По одному набору данных постройте две диаграммы разного типа.

    Задание 3: Пользуясь данными, приведенными в таблице, построить диаграмму, характеризующую соотношение между неметрическими единицами длины. Какой тип диаграммы целесообразно выбрать?

    Единицы

    Значения, мм

    Сотка

    21,336

    Аршин

    713,200

    Четверть

    177,800

    Вершок

    44,450

    Фут

    304,800

    Дюйм

    25,400

    Линия

    2,540

    V. Итог занятия

    – Какие новые понятия вы сегодня узнали на уроке? (Слайд)

    – На уроке мы познакомились с элементами деловой графики, научились по набору данных выбирать тип диаграммы.

    – Давайте подведем итог занятия: Возьмите каждый конвертик, там три карточки, выберите то, что Вам ближе и положите карточку в коробку. Галя и Наташа (Счетная комиссия) введут результаты вашего выбора в таблицу и мы увидим в % уровень усвоения новой темы. (Слайд)

    VI. Домашнее задание

    1. Составить карточки – инструкции по теме “Построение диаграмм”, включая задания на построение диаграмм всех рассмотренных типов диаграмм (Инструкции прописывать в соответствии с Office 3, 7, 10)
    2. Проиллюстрировать лекционный материал – зарисовать все рассмотренные типы диаграмм
    3. Выставление оценок за урок.

      – Урок окончен. Спасибо за работу.

      xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

      Моделирование в электронных таблицах

      Главная | Информатика и информационно-коммуникационные технологии | Планирование уроков и материалы к урокам | 11 классы | Планирование уроков на учебный год | Моделирование в электронных таблицах

      Моделирование ситуаций

      ЗАДАЧА 3.4. Обои и комната

      I этап. Постановка задачи

      ОПИСАНИЕ ЗАДАЧИ

      В магазине продаются обои. Наименования, длина и ширина рулона известны. Для удобства обслуживания надо составить таблицу, которая позволит определить необходимое количество рулонов для оклейки любой комнаты.

      ЦЕЛЬ МОДЕЛИРОВАНИЯ

      Помочь покупателям быстро определять необходимое количество рулонов обоев.

      ФОРМАЛИЗАЦИЯ ЗАДАЧИ

      Формализуем задачу в виде поиска ответов на вопросы.

      II этап. Разработка модели

      ИНФОРМАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ

      Дополним информационную модель в табличной форме математической моделью.

      При расчете фактической площади рулона, которая пойдет на оклейку помещения, надо отбросить обрезки. Формула имеет вид:

      В прямоугольной комнате две стены площадью ah и две стены площадью bh. При расчете фактической площади стен учитывается неоклеиваемая площадь окон и дверей

      Необходимо также учесть, что количество рулонов должно быть целым числом, но не меньшим, чем значение N.

      Количество рулонов, необходимых для оклейки комнаты, вычисляется по формуле 

      Примечание. Значения, указанные в исходных данных в процентах — Обр и НП, — используются в расчетных формулах в виде числа, получаемого делением процентного значения на 100. При выполнении расчетов в электронных таблицах делить на 100 не надо, так как тип данных Процент воспринимается средой именно как такое число.

      КОМПЬЮТЕРНАЯ МОДЕЛЬ

      Для моделирования выберем среду табличного процессора. В этой среде информационная и математическая модели объединяются в таблицу, которая содержит три области:  ♦ исходные данные; ♦ промежуточные расчеты; ♦ результаты.

      Заполните по образцу расчетную таблицу.

      Введите формулы в расчетные ячейки.

      Примечание. Функция ЦЕЛОЕ() округляет до ближайшего целого числа, меньшего, чем заданное. Но поскольку количество рулонов нельзя округлять в меньшую сторону, то к значению функции прибавляем 1 для округления в большую сторону и получаем 1 запасной рулон.

      III этап. Компьютерный эксперимент

      ПЛАН ЭКСПЕРИМЕНТА

      ТЕСТИРОВАНИЕ

      Провести тестовый расчет компьютерной модели по данным, приведенным в таблице.

      ЭКСПЕРИМЕНТ 1

      Провести расчет количества рулонов обоев для помещений вашей квартиры.

      ЭКСПЕРИМЕНТ 2

      Изменить данные некоторых образцов обоев и проследить за пересчетом результатов.

      ЭКСПЕРИМЕНТ 3

      Добавить строки с образцами и дополнить модель расчетом по новым образцам.

      ПРОВЕДЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

      1. Введите в таблицу тестовые данные и сравните результаты тестового расчета с результатами, приведенными в таблице.

      2. Поочередно введите размеры комнат вашей квартиры и результаты расчетов скопируйте в текстовый редактор.

      3. Составьте отчет.

      4. Проведите другие виды расчетов согласно плану.

      IV этап. Анализ результатов

      По данным таблицы можно определить количество рулонов каждого образца обоев для любой комнаты.

      ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

      ЗАДАЧА 3.5.

      Составить таблицу определения необходимого количества рулонов для типовых размеров комнат.

      РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕШЕНИЮ ЗАДАЧИ

      Для построения требуемой таблицы надо воспользоваться моделью задачи 3.4. Результаты экспериментов для различных параметров комнаты копировать и вставлять на свободное пространство электронной таблицы при помощи команды Специальная вставка|Только значения. Оформить таблицу соответствующими пояснениями.

      ЗАДАЧА 3.6.

      Компьютерный магазин

      I этап. Постановка задачи

      ОПИСАНИЕ ЗАДАЧИ

      Магазин компьютерных аксессуаров продает товары, указанные в прайс-листе. Стоимость указана в долларах. Если стоимость товара превышает некоторую сумму, покупателю предоставляется скидка. Составить таблицу-шаблон, позволяющую быстро рассчитать стоимость произвольной покупки. В расчете учесть текущий курс доллара.

      Примечание. Прайс-лист — список товаров с ценами.

      ЦЕЛЬ МОДЕЛИРОВАНИЯ

      Автоматизировать расчет стоимости покупки.

      Составить шаблон расчетной квитанции для покупателя.

      ФОРМАЛИЗАЦИЯ ЗАДАЧИ

      Проведем формализацию задачи, ответив на вопросы.

      II этап. Разработка модели

      ИНФОРМАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ

      Дополним информационную модель в табличной форме математической моделью.

      Примечание. Значение, указанное в исходных данных в процентах — Ск, — используется в расчетных формулах в виде числа, получаемого делением процентного значения на 100. При выполнении расчетов в электронных таблицах делить на 100 не надо, так как тип данных Процент воспринимается средой именно как такое число.

      КОМПЬЮТЕРНАЯ МОДЕЛЬ

      Поскольку одной из целей моделирования является создание шаблона расчетной квитанции для покупателя, то в компьютерной модели надо помимо данных, необходимых для расчета, поместить информацию о названии магазина, дате покупки.

      Составьте компьютерную модель по приведенному образцу.

      Введите в ячейки исходные данные, расчетные формулы.

      III этап. Компьютерный эксперимент

      ПЛАН ЭКСПЕРИМЕНТА

      ТЕСТИРОВАНИЕ

      Провести тестовый расчет компьютерной модели по данным, приведенным в таблице.

      ЭКСПЕРИМЕНТ 1

      Ввести курс доллара на текущий день, размер скидки и провести расчет покупки со своим количеством товара.

      ЭКСПЕРИМЕНТ 2

      Добавить строки другими видами товаров и дополнить модель расчетом по этим данным.

      ПРОВЕДЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

      1. Введите в таблицу тестовые данные и сравните результаты тестового расчета с результатами, приведенными в таблице.

      2. Подберите тестовый набор исходных данных, чтобы получить сумму со скидкой.

      3. Введите свои исходные данные и проследите за перерасчетом.

      4. Проведите другие виды расчетов согласно плану.

      IV этап. Анализ результатов моделирования

      Полученная модель позволяет автоматически пересчитывать стоимость покупки с любым количеством товара из представленного ассортимента и заполнять расчетную квитанцию.

      ЗАДАЧА 3.7. Сберкасса

      I этап. Постановка задачи

      ОПИСАНИЕ ЗАДАЧИ

      За два часа до обеденного перерыва 40 бабушек встали в очередь за пенсией. Кассирша обслуживает клиента в среднем одну минуту.

      Первая бабушка «мучила» кассиршу вопросами 9 мин 15 с. Каждая следующая бабушка, частично «мотая на ус» ответы, адресованные предыдущим бабушкам, «мучает» кассиршу на 10 с меньше.

      Построить модель ситуации и исследовать ее.

      ЦЕЛЬ МОДЕЛИРОВАНИЯ

      Цель моделирования учебная: исследовать ситуацию с разных углов зрения (задания типа «что будет, если...», «как сделать, чтобы...»), сделать выводы и дать свои рекомендации по улучшению обслуживания.

      ФОРМАЛИЗАЦИЯ ЗАДАЧИ

      Чтобы понять суть задачи, ответим на уточняющие вопросы.

      II этап. Разработка модели

      ИНФОРМАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ

      Объектом моделирования является система, состоящая из кассира и очереди. Очередь тоже может быть разбита на простые элементы и представляет собой множество из 40 бабушек. Каждый из объектов, входящих в систему, имеет свои параметры. Связи между элементами системы можно схематично изобразить так.

      Информационную модель в виде схемы и таблицы дополняет математическая модель ситуации, представленная следующими выражениями.

      КОМПЬЮТЕРНАЯ МОДЕЛЬ

      Объединим информационную и математическую модели, воспользовавшись средой табличного процессора. Для этой задачи промежуточные данные и результаты представляются в виде единого блока, так как в этом блоке содержится вся необходимая информация для анализа и выводов.

      Примечание. В операциях участвуют данные типа Время. Результат выполнения такой операции будет записан в ячейке в числовой форме. Чтобы перевести числовой результат в тип Время, следует использовать опцию Тип данных меню Формат и изменить формат ячейки перед заполнением вниз.

      Заполнить таблицу исходными данными. Ввести в таблицу результатов формулы для расчетов.

      III этап. Компьютерный эксперимент

      ПЛАН ЭКСПЕРИМЕНТА

      ТЕСТИРОВАНИЕ

      Проверить правильность ввода формул. Произвести расчеты.

      ЭКСПЕРИМЕНТ

      Изменяя значения ячеек В5, В7, В8, исследовать влияние этих характеристик на скорость движения очереди.

      ПРОВЕДЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

      1. Введите в таблицу контрольные исходные данные и скопируйте расчетные формулы в две-три строки. Результаты сравните с приведенными в таблице.

      Сравнение с контрольным образцом показывает правильность введения формул. Это самая простая форма тестирования.

      2. Заполните формулами ячейки на 40 строк.

      3. Определите по таблице (столбец С), сколько времени понадобится кассиру, чтобы обслужить всю очередь.

      4. Найдите в таблице строку, которая соответствует наступлению обеденного перерыва.

      IV этап. Анализ результатов моделирования

      По результатам моделирования в электронных таблицах ответить на следующие вопросы:

      1. Как долго будет «мучить» кассиршу сороковая бабушка?

      2. Хватит ли на обслуживание всех бабушек дообеденного времени (2 часа)?

      3. Если не хватит, то какую по счету бабушку успеют обслужить до перерыва?

      4. Хватит ли времени на обслуживание всей очереди до конца рабочего дня, если после перерыва касса будет открыта еще 4 часа?

      5. Как влияет на время обслуживания очереди уменьшение Ткл? Можно ли сильно уменьшить Ткл и к чему это приведет?

      6. Как влияет на время обслуживания очереди уменьшение времени расспросов? Можно ли сокращать это время и к чему это приведет?

      7. Какие из предыдущих вопросов можно отнести к задаче типа: «что будет, если...», а какие — к задаче «как сделать, чтобы...»?

      8. Сформулировать рекомендации символическому кассиру и бабушкам по организации процесса обслуживания. Например, стоит ли выделить отдельного сотрудника, который будет разъяснять возникающие вопросы? Какие другие способы информирования можно использовать? Сколько сотрудников должны работать в кассе, чтобы обслужить клиентов до обеда?

      9. Оформить результаты в виде отчета в текстовом процессоре.

      ЗАДАЧА 3.8. Нерадивый ученик

      I этап. Постановка задачи

      ОПИСАНИЕ ЗАДАЧИ

      Мальчик учит стихотворение из 40 строк. Чтобы запомнить первую строчку, ему понадобилась всего 1 мин. На каждую следующую он тратит на 10% времени больше. Стихотворение держится в памяти нерадивого ученика не дольше 3 часов, а до школы бежать 15 мин. Как организовать заучивание стихотворения?

      ЦЕЛЬ МОДЕЛИРОВАНИЯ

      Предлагается исследовать ситуацию и предложить реальные способы ускорения процесса заучивания стихотворения.

      ФОРМАЛИЗАЦИЯ ЗАДАЧИ

      Ответим на уточняющие вопросы по условию задачи.

      II этап. Разработка модели

      ИНФОРМАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ

      Анализ объекта моделирования показывает, что эта система состоит из двух объектов: мальчика и стихотворения. Стихотворение, в свою очередь, может быть разбито на простые элементы — строки. Каждый из объектов, входящих в систему, имеет свои параметры. Связь между объектами этой системы заключается во времени заучивания стиха нерадивым учеником.

      Схема связей между элементами системы достаточно проста.

      КОМПЬЮТЕРНАЯ МОДЕЛЬ

      Объединим информационную и математическую модели, воспользовавшись средой табличного процессора. Для этой задачи промежуточные данные и результаты представляют собой единый блок, в котором содержится вся необходимая информация для анализа и выводов. Заполнить таблицу исходными данными по приведенному образцу.

      Примечание. Заполняя в таблице исходные данные, обратите внимание, что значение в ячейку В5 вводится по формату Время, а в ячейку В6 — по формату Процент (число со знаком %). При вводе в ячейку значения в формате Процент в самой ячейке записана процентная форма данного, а в строке состояния высвечивается числовая форма данного. 

      Ввести формулы для расчетов:

      III этап. Компьютерный эксперимент

      ПЛАН ЭКСПЕРИМЕНТА

      ТЕСТИРОВАНИЕ

      Проверить правильность ввода формул.

      ЭКСПЕРИМЕНТ 1

      Рассчитать в электронных таблицах время заучивания каждой строки стихотворения и суммарное время заучивания. Исследовать полученные результаты.

      ЭКСПЕРИМЕНТ 2

      Изменяя значения ячеек В5 и В6, исследовать влияние старательности ученика на общее время заучивания стихотворения.

      ПРОВЕДЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

      ТЕСТИРОВАНИЕ

      Сравнение с контрольным образцом показывает правильность ввода формул.

      Ввести в таблицу контрольные исходные данные и скопировать расчетные формулы в две-три строки. Результаты сравнить с приведенными в таблице.

      ЭКСПЕРИМЕНТ 1

      Исследование процесса заучивания стихотворения

      Скопируйте формулы в нижестоящие ячейки, в общей сложности на 40 строк.

      По расчетным данным дайте ответ на следующие вопросы:

      1. Сколько времени понадобилось бы мальчику, чтобы выучить все стихотворение?

      2. Из скольких строк (максимум) должно состоять стихотворение, если учительница мальчика утверждает, что его знаний хватает не более чем на 3 часа, а до школы бежать 15 мин? Каким по счету может быть урок литературы, чтобы знания «не выветрились» из головы?

      3. Сколько строк можно успеть выучить до начала «мультика», если до него осталось 45 мин?

      ЭКСПЕРИМЕНТ 2

      Исследование влияния старательности на время заучивания стихотворения

      Изменяя значения ячеек В5 и В6 в реальных пределах, исследовать их влияние на время заучивания стихотворения.

      По расчетным данным дайте ответ на следующие вопросы:

      1. Как влияет время заучивания 1-й строки на общее время запоминания стихотворения?

      2. Как влияет концентрация внимания (уменьшение D%) на общее время запоминания стихотворения?

      IV этап. Анализ результатов моделирования

      По результатам, рассчитанным в электронных таблицах, ответить на следующие вопросы:

      1. Что нужно изменить в модели заучивания стихов, чтобы просчитать ее для любых других усидчивых и нерадивых учеников? На какой части таблицы это отразится?

      2. Что нужно изменить в модели заучивания стихов, чтобы просчитать ее для стихотворения любой длины?

      3. Какие из заданных в ходе эксперимента вопросов можно отнести к задаче типа «что будет, если...», а какие — к задаче типа «как сделать, чтобы...»?

      4. Предложить реальные способы ускорения процесса заучивания стихотворения.

      ЗАДАЧА 3.9*. Расчет кривой падения электрика

      (* Задача повышенной сложности)

      I этап. Постановка задачи

      ОПИСАНИЕ ЗАДАЧИ

      Электрик Петров приставил к стене лестницу и, поднявшись вверх, остановился на одной из ступенек. В это время концы лестницы начали скользить вдоль стены и пола. Провести исследование, по какой кривой будет падать вниз электрик Петров.

      ЦЕЛИ МОДЕЛИРОВАНИЯ

      Исследовать движение лестницы.

      ФОРМАЛИЗАЦИЯ ЗАДАЧИ

      Проведем формализацию задачи в виде поиска ответов на вопросы.

      Будем считать, что лестница первоначально занимала вертикальное положение. Это не совсем реально, но удобно для дальнейших расчетов.

      II этап. Разработка модели

      ИНФОРМАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ

      Результаты формализации задачи сведем в таблицу.

      Для построения математической модели воспользуемся чертежом. Так как верхний конец А скользит вдоль стены, то у него изменяется только координата у от L до 0, а координата х всегда равна 0, а для конца В, наоборот, — х изменяется от 0 до L, у = 0. У промежуточных точек изменяются обе координаты. 

      Вычислим координаты ступеньки с номером k, которая располагается в точке С.

      КОМПЬЮТЕРНАЯ МОДЕЛЬ

      Для построения компьютерной модели выберем среду табличного процессора. В ней табличная информационная и математическая модели объединяются в таблицу, которая содержит три области:

      ♦ исходные данные; ♦ промежуточные расчеты; ♦ результаты.

      Заполните таблицу по представленному образцу.

      Примечание. При использовании встроенных функций SIN() и COS() важно помнить, что угол должен быть выражен в радианах. Введите в расчетные ячейки формулы:

      Пример заполнения электронной таблицы.

      III этап. Компьютерный эксперимент

      ПЛАН ЭКСПЕРИМЕНТА

      ТЕСТИРОВАНИЕ

      Проверить правильность ввода формул.

      ЭКСПЕРИМЕНТ

      1. Исследовать вид кривой падения электрика в зависимости от номера ступеньки.

      2. Исследовать вид кривой в зависимости от номера ступеньки. ПРОВЕДЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

      ТЕСТИРОВАНИЕ

      1. Сравните результаты, полученные после ввода формул, с результатами, приведенными в примере расчета. Совпадение значений с контрольным образцом показывает правильность введения формул.

      2. По столбцам С и D постройте диаграмму кривой, по которой движется ступенька с электриком.

      ЭКСПЕРИМЕНТ. Исследование вида кривой

      Постройте диаграммы кривых для различных номеров ступенек и скопируйте их в текстовый документ. Для этого:

      ♦ Введите в ячейку Сб номер ступеньки. Проследите за пересчетом значений в таблице и изменениями на диаграмме. ♦ Уравняйте масштабы по осям Ох и Оу. Это очень важно, чтобы потом можно было сравнивать виды кривых. ♦ Скопируйте диаграмму в текстовый документ. ♦ Повторите действия для других номеров ступенек.

      IV этап. Анализ результатов моделирования

      1. Просмотрите диаграммы кривых различных номеров ступенек.

      2. Убедитесь, что кривая похожа на четверть эллипса, сплющенного или к оси ординат (если номер ступеньки больше 5), или к оси абсцисс (если номер ступеньки меньше 5). А на что похожа кривая, если номер ступеньки, на которой стоит электрик, равен 5?

      3. Сформулируйте и запишите выводы по результатам исследования в текстовый документ. 

      ЗАДАЧА 3.10*. Дачник и собака

      * Задача повышенной сложности.

      I этап. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

      ОПИСАНИЕ ЗАДАЧИ

      От железнодорожной станции по направлению к дачному поселку движется пешеход. Одновременно с ним в том же направлении бежит собака. Поскольку собака бежит быстрее, то, добежав до дома и радостно известив о приближении хозяина, она разворачивается и бежит к человеку, а от него обратно к дому...

      Какой суммарный путь пробежит собака за время, пока человек дойдет до дома?

      ЦЕЛЬ МОДЕЛИРОВАНИЯ

      Исследовать процесс движения объектов: человека и собаки. Установить связь между расстояниями, пройденными объектами за одно и то же время. Определить путь, который пробежала собака.

      ФОРМАЛИЗАЦИЯ ЗАДАЧИ

      Проведем формализацию задачи в виде поиска ответов на следующие вопросы.

      II этап. Разработка модели

      ИНФОРМАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ

      На рисунке 3.1 представлены объекты и параметры системы. Рисунок позволяет наглядно представить процесс движения.

      Составим математическую модель, связывающую параметры движения системы.

      Рассмотрим два отрезка движения:

      ♦ собака бежит от человека к даче; ♦ собака бежит от дачи к человеку (первая встреча).

      Параметры движения собаки от человека к даче определяются по формулам:

      Параметры движения собаки от дачи к человеку до их первой встречи определяются по формуле:

      Эта формула получается следующим образом. Расстояние, которое было между человеком и собакой, когда они начинают двигаться навстречу друг другу, равно Sд1 - Рд1. Оно также может быть представлено как сумма расстояний, пройденных каждым участником до встречи Vc х tч1 + Vч1 х tч1. Поскольку собака и человек движутся навстречу друг другу, то время движения до встречи у них одинаковое. Но так как скорости разные, то расстояния, которые они пройдут, тоже разные. Приравняем эти выражения:

      Будем строить модель пути, пройденного собакой, как сумму отрезков, которые она пробегает от человека до дачи и обратно. Обозначим их S1, S2, S3,... Путь, пройденный собакой от момента расставания с человеком у станции до новой встречи с ним: S1 = Sд1 + Sч1.

      КОМПЬЮТЕРНАЯ МОДЕЛЬ

      Для построения компьютерной модели выбираем среду табличного процессора, которая содержит три области:

      ♦ исходные данные; ♦ промежуточные расчеты; ♦ результаты.

      1. Заполните область исходных данных по образцу.

      2. Для суммирования в результирующем столбце G отрезков пути, пройденных собакой, в ячейку G9 введите 0 (ноль) — путь, пройденный собакой в начальный момент времени.

      3. Заполните расчетные ячейки по формулам:

      III этап. Компьютерный эксперимент

      ПЛАН ЭКСПЕРИМЕНТА

      ТЕСТИРОВАНИЕ

      Провести тестовый расчет компьютерной модели.

      ЭКСПЕРИМЕНТ

      Провести расчеты с различными исходными значениями скоростей объектов и расстояния между станцией и дачей.

      ПРОВЕДЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

      1. Введите в таблицу тестовые данные и сравните результаты тестового расчета с результатами, приведенными ниже. 

      2. Измените скорость человека и проследите, как это отразится на результатах.

      3. Измените расстояние между пунктами.

      4. Измените скорость собаки.

      IV этап. Анализ результатов моделирования

      Ответить на вопрос, поставленный в задаче. Оформить выводы и результаты расчетов в текстовом редакторе.

      ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

      3.11. Продукты для похода.

      Для организации похода надо построить модель расчета нормы продуктов для группы туристов. Известна норма каждого продукта на 1 человека на 1 день, количество человек и количество дней похода.

      Рассчитать необходимое количество продуктов на весь поход для 1 человека и для всей группы. Провести расчеты для разных исходных значений количества дней и туристов. Нормы продуктов приведены в таблице. 

      3.12. Концентрация раствора.

      В магазине продается 70%-ный раствор уксусной эссенции. Для домашних нужд обычно используется раствор меньшей концентрации и в разных количествах. Примеры приведены в таблице. Составьте таблицу, по которой можно определить, как изменяется исходная концентрация при добавлении 1, 2, 3 и т. д. частей воды. По таблице определите, сколько надо взять частей воды на 1 часть уксусной эссенции, чтобы получить нужное количество раствора требуемой концентрации, а также подберите вес исходной части раствора (и воды), чтобы получить требуемое количество разбавленного раствора. Исходными данными являются:

      • исходная концентрация раствора; • вес 1 части раствора исходной концентрации (и 1 части воды).

      3.13. Буратино и папа Карло.

      У папы Карло было накоплено 20 золотых, когда Буратино поступил на работу в кукольный театр Карабаса Барабаса. Еженедельно Буратино приносит зарплату 5 золотых, а папа Карло тратит половину (50%) имеющегося на начало недели богатства. Постройте модель изменения капитала в течение нескольких недель. Исследуйте модель и ответьте на вопросы:

      1. Как изменяется капитал, если увеличить (уменьшить) начальный капитал папы Карло? 2. Как изменяется капитал, если увеличить (уменьшить) зарплату Буратино? 3. Как изменяется капитал, если увеличить (уменьшить) процент еженедельной траты капитала?

      3.14. Расписание движения автобуса.

      Маршрут автобуса включает 8 остановок. Время движения между остановками задано массивом. Составить расписание движения автобуса в течение рабочего дня, учитывая следующие условия:

      • время работы маршрута 5:30-24:00; • частота движения автобуса на маршруте зависит от времени дня и составляет в часы «пик» с 6:30 до 8:30 и с 17:30 до 19:00 — 7 мин; в остальное время дня — 15 мин.

      3.15. График тренировки.

      Начав тренировки, спортсмен в первый день пробежал 10 км. Каждый следующий день он пробегал на 10% больше предыдущего. Построить таблицу «График тренировок», в которой имеются следующие столбцы:

      По таблице определить:

      1. Суммарный пробег за 7 дней. 2. Через сколько дней спортсмен будет пробегать в день более 20 км. 3. Через сколько дней суммарный пробег превысит 100 км.

      3.16. Аквариум.

      Мальчик решил почистить аквариум. Начал с переселения рыбок в банку. Семейство рыбок, проживающих в аквариуме, составляло 40 штук. Первую рыбку он поймал быстро, затратив 5 с, и еще 2 с потратил на перекладывание в банку. Но чем меньше становилось в воде рыбок, тем труднее было их поймать. На каждую следующую рыбку он затрачивал времени больше на 5%, чем на предыдущую.

      Сколько минут он затратит на переселение рыбок?

      3.17. Награда.

      Шахматы были изобретены в Индии. Индусский царь Шерам решил наградить изобретателя шахмат, вызвал его к себе и сказал, что исполнит любую его просьбу. Изобретатель удивил царя беспримерной скромностью просьбы:

      — Прикажи выдать мне за первую клетку шахматной доски 1 пшеничное зерно, за вторую — 2, за каждую следующую в два раза больше, чем за предыдущую.

      Сколько килограммов зерен было выдано изобретателю, если 1 зерно весит 0,05 г?

      xn----7sbbfb7a7aej.xn--p1ai

      Кросcворд по информатике - на тему "Excel"

      По горизонтали 2. Прямоугольник, определяющий текущую ячейку 6. Совокупность ячеек 9. Один из видов операторов 10. Как называется основная рабочая поверхность в Excel? 12. Для наглядного представления числовых данных можно использовать 13. Их общее количество более 17 млн 15. Одна из операций с ячейками 17. Край, к которому прижимается вводимый текст 19. Каждый файл Excel является… 20. Структурный элемент таблицы, обозначаемый цифрами 21. Один из типов данных в Excel По вертикали 1. Совокупность ячеек 3. Что является аргументом в формулах на отдельные ячейки? 4. Что можно изменить командой формат-строка-высота 5. Функция если() относится к категории 7. Последовательность символов, в которую входят: цифры, знаки "+" и "-" вначале последовательности или "," , как разделитель целой и дробной части? 8. Последовательность символов, которая не является ни числом, ни формулой и не подвергается каким-либо преобразованием? 11. Это совокупность данных упорядоченных по строкам и столбцам 14. Основной элемент таблицы? 16. Их общее количество более 17 млн 18. Каждая книга систоит из… Открыть кроссворд в MS Word, OpenOffice Writer (*.rtf)

      spisok-literaturi.ru


KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта