Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

Игорь Маринин: Наша космонавтика очень сильная, даже на теперешнем уровне. Главный редактор журнала новости космонавтики игорь маринин


Колонка главного редактора «Новостей космонавтики»: alien3

Уважаемые наши читатели!

Прежде всего, поздравляю вас с наступившим новым 2016 годом и с Рождеством Христовым! Желаю здоровья, семейного счастья и, конечно, мира на Земле, а также успехов нашей многострадальной космонавтике, которая объединила нас с вами и собрала вокруг «Новостей космонавтики». Второе: приношу извинения за ухудшение качества журнала. Вы видите, что он стал тоньше на 16 полос. Кроме того, мы были вынуждены использовать менее плотную бумагу, появилась скрепка вместо склейки, а на обложке лак вместо ламината.

Разумеется, на эти меры мы пошли не от хорошей жизни. Из-за международных санкций против России, падения цен на нефть и сокращения продажи газа, вызвавших общее падение производства в стране, а также во многом из-за недопустимо затянувшейся реформы космической отрасли, редакция журнала перестала получать какую-либо финансовую поддержку не только от владельцев журнала, но и от предприятий отрасли. В связи с сокращением бюджета ФКП 2016 – 2025 годов практически в два раза предприятия вынуждены экономить на всём, и прежде всего – на поддержке нашего журнала путем отказа от покупки тиражей, заказа статей и размещения рекламы. Деньги, полученные от вас, уважаемые подписчики, даже при таких высоких ценах на журнал, включая электронную версию, составляют не более 15% от общего расхода на его выпуск.

Надо сказать, наши неоднократные обращения и письма встречают понимание у нынешнего руководства отрасли И. А. Комарова и А. Н. Иванова, а также у их помощников и заместителей. В то же время вся помощь в течение вот уже более года сводится к словам: «Всё решим, надо потерпеть…» И мы терпим. За счёт различных организационных действий месячный расход на редакцию сократили почти вдвое. Тем не менее в январе 2015 г. были вынуждены перестать платить гонорары внештатным корреспондентам и фотографам, а с марта гонорары перестали получать и штатные авторы. Последняя выплаченная зарплата сотрудникам редакции – только за сентябрь… А мы всё терпим и ждём...У нас была «подушка безопасности»: договор с ЦЭНКИ, который по выполненным работам 2014 г. и купленным журналам в 2015 г. должен выплатить 1450 тыс руб, и вклад в банке «Западный», где хранились на депозите 3500 тыс руб. Однако ЦЭНКИ, несмотря на все наши усилия, долг не выплачивает, а банк «Западный» лишён лицензии. Мы использовали последнюю возможность и разослали письма с просьбой о помощи вице-премьеру Д. О. Рогозину, депутатам Госдумы, космонавтам, руководителям всех космических предприятий, А. Н. Шохину – президенту Российского союза промышленников и предпринимателей. Но воз и ныне там. Д. О. Рогозин переслал письмо И. А. Комарову. Депутаты Думы ушли на новогодние каникулы. Подавляющее большинство руководителей предприятий не откликнулись либо сообщили, что на PR-компании денег у них не заложено. Федерация космонавтики во главе с дважды Героем Советского Союза, лётчиком-космонавтом СССР, генерал-полковником в отставке В. В. Ковалёнком направила письмо И. А. Комарову с просьбой сохранить журнал для страны. Многие ветераны-космонавты звонили, пытались помочь советом, а один из них (он просил не называть его фамилию) предложил подарить редакции миллион рублей из собственных сбережений.

Мы благодарны всем, кто откликнулся, но, к сожалению, один миллион рублей вопрос спасения журнала не решает. А вот на Союз предпринимателей надежда была большая, но, как выяснилось, даже среди российских миллионеров – промышленников и предпринимателей – не нашлось ни одного патриота, который взял бы на себя ответственность за сохранение в кризисной ситуации единственного в России и лучшего в мире новостного некоммерческого космического журнала, которому в августе 2016 г. исполнится 25 лет. В этой критической ситуации владельцы журнала, чтобы сохранить «Новости космонавтики» для страны, готовы уступить все права на него за 1 рубль. Где вы, патриоты России?

Ваши предложения, пожелания, советы по способам спасения журнала (возможно, путем перевода его в электронную версию) прошу направлять непосредственно в Госкорпорацию «Роскосмос» или на адрес главного редактора [email protected]

Ваши письма мы ждём по адресу: 119049, Москва, ул. Б.Якиманка, дом 40, стр. 7. Редакция журнала «Новости космонавтики».

Ещё раз приношу вам свои извинения.

Главный редактор НК Игорь Маринин

С форума НК.

This entry was originally posted at http://alien3.dreamwidth.org/663150.html. Please comment there using OpenID.

alien3.livejournal.com

Мнения российских пиар-экспертов о выступлении Илона Маска, indicator.ru: jr0

https://indicator.ru/article/2016/09/29/mars-osvoit-letyashij/

Обращу внимание, что это мнения журналистов, профессионалов PR, а не иных специалистов космонавтики.

Во-вторых, обратите внимание на новый сайт о науке.

[Вступление Indicator.ru, по-журналистски вольное с фактами]Выступление Илона Маска, руководителя компании SpaceX, на конгрессе Международной астронавтической федерации в Гвадалахаре стало ещё одной сенсацией. Этот self-made man, любимец миллионов людей во всём мире предложил проект создания межпланетной транспортной системы, главной задачей которой станет доставка жителей Земли для колонизации Марса. На Красную планету земляне смогут добраться на специально созданных космических кораблях, каждый из которых сможет вместить до 200 человек. По словам Маска, потребуется всего несколько десятилетий, чтобы создать на Марсе цивилизацию: там будут цвести города-сады с населением в миллион жителей. На государственном уровне, по крайней мере пока, данный проект не поддерживается.

Илон МаскСейчас стать первыми путешественниками до Марса стоит $10 млрд, однако предполагается падение цен до $200 тыс. Отважным землянам стоит иметь в виду: они приобретут билет только в один конец.

К Маску невозможно относиться равнодушно: им можно либо восхищаться, либо отчаянно спорить с ним. Indicator.Ru собрал мнения о сенсационном заявлении Маска.

[Редактор журнала Новости космонавтики Маринин]

Игорь Маринин, главный редактор журнала «Новости космонавтики»: «Маск – эффективный менеджер»

«С моей точки зрения, Маск — гениальный менеджер, которому удаётся очень многое, что не получается у наших, то есть организация производства довольно дешёвой космической техники. Но его заявления по поводу полёта на Марс, тяжёлой ракеты-носителя с использованием 42 двигателей — это пиар-компания, которая ни на чём не основана. То, что он сейчас предлагает, технически нереализуемо и нерационально. Он просто набирает себе очки. Но я боюсь, что на таких необдуманных заявлениях, он потеряет к себе доверие. Тем более его Falcon 9 потерпела сейчас довольно серьёзную аварию, и практически на полгода, а то и больше, он выбыл из космической деятельности.

Строить «суперракету» на слабых двигателях (мощных двигателей у них нет) нереально. Не так мало людей, которые разбираются в нереальности таких обещаний и планов, но многие ему верят, поэтому он получит дополнительные контракты и договоры. Я думаю, Falcon 9 и Heavy он всё-таки сделает, хотя там тоже вопросов возникло очень много. Просто увеличить размеры и получить за счёт этого бОльшую грузоподъёмность не получается. Но он очень здорово вписался в космическую элиту и притянул к себе достаточно много контрактов, в том числе и с наших «Протонов» и будущей «Ангары». Так просто он не уйдёт и не даст о себе забыть, но если он не будет реализовывать свои планы — а он их выполнить, разумеется, не сможет — если он не будет подтверждать хотя бы небольшими шагами свои успехи, то его престиж упадёт. Сейчас он пока является лидером среди менеджеров во всей мировой космонавтике. Самым эффективным».

[Известный пиар-работник ГЛОНАСС Ионин]

Андрей Ионин, главный аналитик ГЛОНАСС: «Маск, мы с тобой!»

«Его заявление — это действительно масштабное событие. В Советском Союзе ему не было аналогов, в человеческой истории сопоставимо с тем, когда Джон Кеннеди в 1961 году объявил о том, что американцы полетят на Луну. Сейчас мы дошли до такой жизни, я в хорошем смысле говорю, когда не государство, а отдельный человек заявляет о таком проекте.

Почему я верю Маску. Во-первых, сегодня он доказал, что у него есть право на то, чтобы говорить такие слова, и очень хорошо, что он их сказал. Это звучит очень весомо. Он, безусловно, является креативным лидером мировой космонавтики, не только американской и не только частной, он действительно основной драйвер её развития. Если бы об этом заявил другой человек или Маск трёх-четырёхлетней давности, эти слова можно было бы действительно воспринимать как пиар. Я, кстати, ожидал это заявление. Я был уверен, что до выборов в США он объявит об этом проекте, как раз остался месяц.

Во-вторых, это говорит человек, которому всего 40 с небольшим лет, дай бог ему ещё десятилетия жизни. Это не проект американской лунной программы, которую можно осуществить лет за восемь, это проект на десятилетия. Он достаточно молод и ещё увидит и первые полеты на Марс, и город. Это будет проект его жизни.

В-третьих, теперь стали увязаны многие вещи, которые казались экспертам непонятными. Одни принимали всё за чистую монету, например посадку на реактивной струе на платформу или наземную площадку. Теперь всё понятно. Маск всё делал не для снижения стоимости, потому что это был вторичный момент, на самом деле он репетировал посадку кораблей на Марс, там она является единственно возможной.

И последнее: проект Маска самофинансируемый. Почему я не верю в государственные проекты США, России или Китая по освоению Луны, Марса, астероидов? Потому что в этих проектах основные затраты пойдут на создание сверхтяжёлых ракет и огромных кораблей. Они никогда никак не окупятся, кроме как на политическом поле, что абсолютно не факт — сейчас не 1961 год. Эти проекты, с точки зрения государства, просто пустая трата денег.

Маск предлагает создать колонию на Марсе, которая будет не просто существовать (как Мэтт Деймон в фильме «Марсианин» ждал, когда за ним прилетят), а развиваться. Для того чтобы эта колония жила и развивалась, нужен целый набор технологий, которых ещё пока нет, но которые будут для неё созданы: производство пищи, воды и энергии из всего что можно, строительство роботами зданий и заводов, потому что людей будет мало, переработка отходов. Получается, что те проекты, о которых заявляет Маск, те технологии, которые будут создаваться для марсианского поселения, будут иметь достаточно большой коммерческий потенциал на Земле. И вот это будет обеспечивать финансирование проекта. Проект может развиваться при поддержке государства, но при минимальном финансировании с его стороны, а на финальных стадиях будет самофинансироваться за счёт создания огромного числа очень востребованных на Земле технологий.

Это абсолютно новый подход к космонавтике и новая модель её развития за счёт создания проектов и технологий, которые могут быть коммерциализированы на Земле. Если бы Маск сказал: «Я хочу на Марс, но дайте мне, США, Россия, Китай, $100 млрд», я бы сказал, что в этот проект я не верю. А Маск ни у кого денег не попросил. Думаю, сейчас к нему многие подтянутся: более вдохновляющего для всего человечества проекта не было последние 50 лет.

Абсолютно неважно, когда это будет реализовано, для меня этот вопрос вообще вторичен. Тут главное начать и идти вперёд. «Дорогу осилит идущий». Есть очень мудрая китайская пословица: «Путь даже в тысячу ли начинается с первого шага». Маск сделал этот самый важный первый шаг. Маск, мы с тобой!»

[Редактор Популярной механики Лисов]

Игорь Лисов, главный редактор журнала «Популярная астрономия»: «Очередь к нему была длиннее, чем в Лувр»

«Слово «наука» тут ни о чем. Цель товарища Маска — облагодетельствовать человечество, это не про науку. Законам физики его планы не противоречат, это не вечный двигатель, а вот техническая реализуемость неочевидна. Масштабировать в четыре раза ракету Н-1 — удовольствие не для слабонервных. Если говорить честно, Марс колонизировать нужно, в главном он прав. Годится ли его система, сказать гораздо труднее, к ней есть серьёзные технические вопросы. Есть многие вещи, которые нужно доказать, что они реализуемы до того, как люди отправятся на Марс.

Мы упираемся в вопрос философии и целеполагания. Вы заплатите $200 тыс., чтобы навсегда отправиться на Марс и там умереть? Я не вижу, как он мотивирует людей на этот поступок. Наверное, из шести миллиардов людей можно найти миллион безумцев, но они должны заплатить немалые деньги, чтобы окупился каждый пуск. Это не государственная программа. Он собирается строить вторую Землю, отросток земной цивилизации на идеологических условиях, которые абсолютно непонятны. Это гораздо хуже, чем отправка каторжников в Австралию.

По слухам, очередь к нему была длиннее, чем в Лувр. Маску нужно сначала преодолеть проблемы в частном бизнесе: его ракеты два раза упали за последние два года, а машины за год принесли ущерб почти в миллиард долларов. Как человек и двигатель прогресса он мне очень симпатичен, но то, к чему он призывает, мне не очень нравится».

[Самый влиятельный блогер космонавтики Зеленый кот]

Виталий Егоров, редактор научно-популярного блога «Открытый космос Зеленого кота»: «Конкуренты SpaceX идеологически уже вчистую проиграли Маску»

«В заявлении Маска науки нет. Исследование Марса или космоса практически не затронуто в его выступлении. То, что мы видели, это реклама его межпланетной транспортной системы. Технически опубликованный проект имеет ещё много вопросов, но в целом не противоречит современным возможностям человечества. Современная техника способна реализовать предложенную схему. Единственная причина, почему никто такого не сделал, — отсутствие практической потребности. Маском движет идея заселения Марса, её можно поддерживать или оспаривать, но, по крайней мере, он заслуживает уважения за её провозглашение перед всем миром и готовность следовать ей.

Конечно для реализации поставленной цели потребуется немало времени, усилий и огромных средств. Поставленные сроки наверняка будут провалены, даже если средства найдутся. Но развитие авиации на Земле показывает, что развитие новой транспортной системы за 100 лет возможно, когда есть люди, готовые платить.

Следует учитывать, что опубликованный проект рассчитан на далёкое будущее, но положительный эффект для бизнеса Илона Маска он принесёт уже сейчас. Ведь рабочие его завода знают, что они не просто делают ракеты, а приближают межпланетное будущее человечества. О том же думают и коммерческие заказчики ракет: они не просто покупают услуги, но и помогают строить дорогу на Марс. Конкуренты SpaceX могут играть только на ценах, тогда как идеологически уже вчистую проиграли Маску».

-----------------Отрадно, что в России могут обсуждать содержание слов Маска, а не использовать их только как повод нести свое. Мне нравится мнение Маринина тем, что он видит повод самозабвенно подставиться.

Я почти разделяю мнение господина Ионина, несмотря даже на его членство в поддельной академии...

Подоспело еще одно мнение. Оно несет скорее эстетические оценки журналиста (ну не нравится, чтобы красиво):

http://lozga.livejournal.com/124397.html

jr0.livejournal.com

«Роскосмос» ответил Рогозину. Кто прав? — Рамблер/новости

Полетное задание для запуска ракеты-носителя «Союз» с разгонным блоком «Фрегат», стартовавшей 28 ноября с Восточного, разрабатывалось специально под этот космодром.

Оно прошло проверку именно для космодрома Восточный, заявили в госкорпорации. Там отметили, что в ходе работы аварийной комиссии, а также комиссии, специально назначенной самим вице-премьером Дмитрием Рогозиным, вопросов по этому направлению не выявлено. Днем Рогозин заявил, что ракета, из-за аварийного старта которой был потерян метеоспутник «Метеор-М», была настроена на старт с космодрома Байконур. Кто прав: «Роскосмос» или вице-премьер? Александр Железняков академик Российской академии космонавтики имени Циолковского«Если так разобраться, то в принципе они могут друг другу не противоречить, потому что «Роскосмос» говорит об исходных данных, которые вводились в полетное задание, а Рогозин уже более популярно конкретизирует, в чем это расхождение этих исходных данных было. Хотя, мне кажется, все-таки Рогозин выразился немного образно, потому что в полетном задании не прописывается, какой космодром по названию — прописываются координаты, другие параметры. И все-таки, когда готовили полетное задание для ноябрьского пуска, там и предполагали запуск именно с Восточного, но то, что там остальные данные оказались некорректными, приходится признать. Поэтому, по большому счету, никто друг другу не противоречит. Рогозин говорит образно, ну а «Роскосмос» — более или менее оперируя фактами. Хотя их объяснение относительно совпадения ряда факторов, которые привели к аварии, мне кажется, абсурдно, все-таки это просто говорит о низкой квалификации специалистов, которые все это готовили, не должны были предусмотреть, и то, что пуск происходит в северном направлении и все остальные параметры, иначе зачем они хлеб едят». Что стало причиной аварийного пуска с космодрома «Восточный»? Объясняет главный редактор журнала «Новости космонавтики» Игорь Маринин:

Игорь Маринин

главный редактор журнала «Новости космонавтики» «Две системы управления на «Союзе» и на «Фрегате», каждая в отдельности, получили свое полетное задание. К несчастью, так сложилось, что оказались они в разных направлениях. Я приблизительные цифры буду называть, не совсем точные, но чтобы вы понимали. У одной, грубо говоря, 175 градусов угол разворота был заложен, а у другого — 185, и от этого все пошло. Проблема не в том, куда закладывали, что закладывали, проблема, что физически на Восточном надо было развернуться на старте на 175 градусов, и ни на каком космодроме раньше такой большой угол не был, как говорили тогда, по горячим следам. Если бы запускали в другое время года, если бы договорились с Якутией об использовании районов более удобных, то вот этого ужасного сочетания, когда один угол чуть-чуть больше 180 градусов, а другой чуть-чуть меньше, не случилось бы. Если бы 20 лет назад разработчики системы управления «Фрегат» предусмотрели такой дикий вариант, который не был заложен ни в какие их требования к ним в тот момент, потому что никто тогда не знал ничего про Восточный, про Куру и так далее, это уже, что называется, хороший специалист при отсутствии технического задания, прописанного досконально, заложит свои резервы. Но тут не заложили, сделали ровно так, как просили». Кремль анализирует, нужны ли изменения в «Роскосмосе» после череды ЧП. Об этом заявил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, отвечая на вопросы журналистов.

Читайте также

news.rambler.ru

Игорь Маринин: Наша космонавтика очень сильная, даже на теперешнем уровне | Программы | ОТР

Марина Калинина: Здравствуйте. Это программа "Де-факто". В этой студии мы обсуждаем различные темы с экспертами. И сегодня – в преддверии Дня космонавтики, который отмечается 12 апреля, – конечно же, будем говорить именно об этом. В студии сегодня наш гость – Игорь Маринин, главный редактор журнала "Новости космонавтики". Здравствуйте, Игорь.

Игорь Маринин: Здравствуйте.

М.К.: Ну что, поехали, как говорил Юрий Гагарин?

И.М.: Поехали!

М.К.: Вы основали этот журнал в 1991 году и по сей день остаетесь его руководителем. Это что – детская мечта, именно заниматься космонавтикой, или как?

И.М.: Это дальний вопрос, конечно. В мое время многие хотели быть космонавтами. У меня не получилось по разным причинам, но увлечение осталось. И я стал работать с телевидением и консультировать ребят, которые проводили съемки по космической тематике. А потом выделились в отдельное предприятие, стали выпускать журнал. И вот уже 24 года его удается поддерживать на довольно хорошем уровне.

М.К.: Я не зря задала этот вопрос, вы меня правильно поняли. Кстати, я посмотрела в Интернете данные: в конце 60-х годов большинство мальчишек хотели стать космонавтами, а потом уже шли военные и врачи. А сейчас профессия космонавта вообще не называется. Если еще в 12 лет мальчишки и девчонки хотят стать врачами, полицейскими, дизайнерами, балеринами, еще кем-то, то уже к окончанию школы они хотят быть финансистами, госслужащими и бизнесменами. Что произошло?

И.М.: Все очень просто. Если отмотать еще дальше, то в 30-40-е годы все хотели стать летчиками. Прогресс меняется, востребованность разных профессий меняется, романтика или появляется, или исчезает – и в зависимости от этого меняются и вкусы, и требования, и желания, в том числе и у молодежи, не только у взрослых. А тем более профессия – космонавт.

М.К.: Но ведь это так здорово!

И.М.: В 60-е годы она была, во-первых, засекречена, никто не знал обстоятельств и условий работы, то есть она была романтичной. В 60-е годы думали, что развитие космонавтики будет происходить очень быстрыми темпами. Даже Королев мечтал о полете не только на Луну, но и на Марс, и делал лунную ракету для высадки на Луну (хотя он умер в 1966 году). Считали, что космонавтика будет осваиваться семимильными шагами, что мы освоим всю галактику через 20 лет, а через 100 лет мы освоим вообще всю Вселенную. А оказалось, это – неправда. Техника не так быстро развивается, и поэтому мы перешли от освоения околоземного пространства… Неправильно я выразился.

М.К.: К использованию, наверное.

И.М.: От исследования космического пространства к использованию для нужд человечества. У нас с 1970 года летают различные орбитальные станции. К далеким планетам летают только межпланетные станции, и то их достаточно мало. Но зато для землян у нас сейчас все развивается: дистанционное зондирование Земли, связь, навигация, разведка – все что угодно для нужд Земли. Вот это основное сейчас направление.

М.К.: Что сейчас происходит именно в российской космонавтике? Не секрет, что за последние несколько лет очень много было неудачных запусков – это, конечно, во-первых, огромные деньги, а во-вторых, это многолетний труд, который ничем не закончился. Из последнего – это проблемы с "Прогрессом", с "Протоном". В общем, все что угодно. Что вообще происходит? В чем причины?

И.М.: Во-первых, я бы не сказал, что аварий стало значительно больше или было в последние годы значительно больше, чем их было в советское время. Ничего подобного. Просто в советское время все аварии скрывались, никогда не афишировались. Я как историк космоса могу сказать, что очень много сил потратили, и даже сейчас выяснили не все аварийные запуски космических ракет. Есть еще разнотыки между разными документами даже.

Что касается теперешнего состояния космонавтики. Она сейчас находится как бы на переломном этапе. Изменения в государственной структуре, в финансировании, в объемах финансирования – они вынудили перестраивать всю систему нашей космической отрасли.

М.К.: А есть кому перестраивать? Кадры есть?

И.М.: Это следующий вопрос. Эта перестройка назрела еще несколько лет назад, и разные руководители пытаются это делать. Был Перминов, потом Поповкин, потом Остапенко, сейчас Комаров. И все они начинали эту перестройку: одни – активно, другие – пассивно, третьи – экстремально, и т.д. И все получалось не то, с точки зрения правительства.

Год назад было принято решение – всю отрасль разделить на две части: Объединенная ракетно-космическая корпорация, куда бы вошли все производственные предприятия, и Роскосмос, который был бы заказчиком, формирователем космической программы, контроллером и управленцем, то есть использовал бы все это дело. А в начале этого года был принят указ президента для того, чтобы опять их объединить в единую государственную корпорацию – Роскосмос. И сейчас документы ждут, а реформа никак не идет.

М.К.: Получается, что объединяют, разъединяют, организовывают какие-то новые комитеты, подкомитеты, организации и т.д. Но фактически делается что-нибудь или нет?

И.М.: Внутри предприятий идут очень большие реформы, в том числе и по улучшению контроля качества продукции, по замене производственной базы на более современную, по привлечению молодых специалистов. Это очень большая работа.

М.К.: Молодые специалисты есть? Меня этот вопрос интересует. Если люди не хотят идти в эту отрасль…

И.М.: Нет, есть. Они хотят и идут. Конечно, не валом, как в советские времена, когда, кстати, на всех космических предприятиях на 10-20 рублей зарплата была больше, чем на остальных гражданских предприятиях, потому что они были закрытые, с секретностью и т.д. Сейчас ничего этого нет.

Интересно, что удается привлекать молодых специалистов в периферийные космические организации. Например, в Железногорске очень хорошее состояние, потому что им идти некуда, и они вынуждены там работать, и их там заинтересовывают. А у нас, в московском регионе, например, выбор рабочих мест очень большой. И даже та заинтересованность, которую может себе позволить предприятие на данном этапе экономического состояния, не привлекает людей. Там привлекает – а здесь не привлекает. И здесь у них большой выбор работы. Поэтому здесь проблема более серьезная – причем как на инженерном уровне, так и на уровне руководителей, в том числе и высших руководителей. Это очень большая проблема.

Сейчас в отрасль, например, привлекаются уже просто менеджеры, которые с космосом никогда не были связаны, но которые экономическое управление предприятием знают хорошо и пытаются это дело организовать. За производство и за разработку техники отвечают одни люди с большим опытом, которые там давно работают, а за организацию предприятия, за финансирование этих работ, за распределение работ отвечают уже внешние менеджеры. Игорь Комаров, который сейчас возглавляет Роскосмос, пришел после "АвтоВАЗа", поднявши эту организацию практически из небытия – от закрытия до вполне рентабельного предприятия.

М.К.: Но он все-таки управленец больше.

И.М.: Управленец, да. Главные конструктора там не меняются, они свои. И их неоткуда взять, они только внутри предприятия (может быть, их там меняют, пересаживают, переводят). А вот управленцев сейчас берут практически во все предприятия со стороны.

М.К.: А крупный бизнес готов вкладываться в космические проекты?

И.М.: Крупный бизнес у нас практически отсутствует. Десяток, два десятка миллиардеров, которые в списке числятся – их космос практически не интересует, они занимаются бизнесом в совершенно других направлениях.

М.К.: Они в своем космосе пребывают.

И.М.: В отличие от американских, которые формируют целые космические направления и уже делают частные космические корабли.

М.К.: Если вы уж затронули американцев, то у них же нет такой проблемы – непопулярность космонавтики. У них очень даже много молодых людей мечтают полететь в космос, мечтают стать астронавтами. И у них NASA – это очень привлекательно.

И.М.: Это тоже очень хорошо все объясняется, потому что на пиаре в NASA задействованы сотни людей.

М.К.: Может быть, это правильно?

И.М.: Конечно, правильно! А у нас – меньше десятка. Вот яркий пример, о котором мало кто знает. На Международной космической станции экипаж совместный. Все фотографируют и сбрасывают фотографии по американским каналам связи. Где они оседают? В NASA. В "Энергию" они тоже попадают, в Роскосмос тоже попадают, но они там недоступны. Но зато для всех журналистов…

М.К.: А почему они недоступны?

И.М.: А вот вопрос. Потому что нет людей, которые бы организовывали, потому что нет приказа по распространению. Мы получаем аккредитацию в NASA – и получаем бесплатно картинки. Для иллюстрации американской космонавтики в журнале мы берем бесплатно все иллюстрации там с очень хорошим разрешением.

М.К.: Это же так просто, с одной стороны.

И.М.: У нас это просто не поставлено, мы не можем получать. Или можно, но пишешь письмо, ждешь неделями, все сроки проходят – нас это не устраивает. Вот такая проблема.

М.К.: Значит, это такая закрытая отрасль. И получается, туда не пускают людей для того, чтобы это развивать в качестве пиара.

И.М.: Нет, это только одно направление.

М.К.: Но даже в этом направлении ничего не происходит.

И.М.: Немножко происходит. Разрешение дают легко. Например, фотографы на космодромах имеют разрешение давать в СМИ (во всяком случае, в наши) свои фотографии. Мы этим пользуемся. Но это не широкий пиар. А широким пиаром занимаются в Войсках воздушно-космической обороны два человека, и то они еще на другое ориентированы, их отвлекают. То есть, весь космический военный космос - на двух людях. В Роскосмосе немножко больше людей. В ракетно-космической корпорации "Энергия" – еще немножко больше, но сейчас не больше десятка. Понимаете, это мизер. И направлений очень много для подъема пиара. Там Буренков возглавляет это общее дело, он пришел со свежими взглядами. У него все это, мне кажется, начинает получаться.

М.К.: Есть такой Вадим Лукашевич, кандидат технических наук, независимый эксперт космического кластера Фонда "Сколково". Может быть, вы его знаете?

И.М.: Конечно. Наш частый автор в журнале.

М.К.: Он написал в своем блоге огромную статью по поводу космонавтики вообще. Вот что он написал: "Главная проблема российской космонавтики заключается в том, что некоторые думают, будто бы она есть". Вы с этим согласны?

И.М.: Мне кажется, Вадим сказки рассказывает. Безусловно, наша космонавтика есть. Безусловно, она очень сильная, хотя бы даже на теперешнем уровне. Ну, как я могу доказать?

М.К.: Есть какие-то вещи, которыми можно было бы похвастаться? "Мы сделали это и это. И мы лучшие в этом!"

И.М.: Давайте уже российское время брать, да?

М.К.: Естественно. Мы о советском времени уже не говорим.

И.М.: Не совсем так. Паровозы долго ездят. Так же и ракеты долго эксплуатируются, даже советские разработки.

М.К.: Я так понимаю, что и все наши космонавты летают, и спутники запускают еще на тех ракетах-носителях?

И.М.: Как раз нет.

М.К.: Нет? Рассказывайте тогда.

И.М.: Нет. Только космонавты летают на ракете-носителе "Союз-ФГ", которая сделана на базе "Союз-У", которая, по-моему, еще сделана в советское время (хотя эта модификация уже, по-моему, российская). Но дело не в этом. Смотрите, Международная космическая станция с чего началась? С нашего первого модуля, который сделали мы. По заказу американцев, проплачено американцами, но сделали-то мы. И без нас эта станция не завязывалась у американцев. Они 10 лет ее пытались сконструировать – у них ничего не получалось.

М.К.: Но это все было тогда.

И.М.: Нет. Ну как? 15 лет назад – это российское время. Это наша станция, уже российские инженеры делали. Дальше. Следующие модули, "Звезда" и т.д. – тоже. Сейчас примерно 30% этой станции принадлежит нам, и в то же время мы имеем половину экипажа. То есть у нас более привилегированное там положение, чем у американцев и у всех остальных. У нас три члена экипажа постоянно. А на всех остальных – американцев, японцев, канадцев, европейцев – приходится еще три члена экипажа. У нас привилегированное положение. Мы этим гордимся.

Дальше. Практически все коррекции орбиты выполняются нами, нашей двигательной установкой, которая на нашем модуле расположена.

Дальше. Когда у американцев перестали летать "Шаттлы", экипажи доставлялись только на "Союзах". И они доставляются на "Союзах" до сих пор, другой альтернативы нет. Это самый надежный корабль. Да, он тесный, не прогрессивный, но в то же время он выполняет свою функцию. И можно его не трогать – он будет ее выполнять. То есть, ничего больше не надо. И этим нужно гордиться.

Дальше, если перейти к ракетостроению. У нас "ЦСКБ-Прогресс" в Самаре делает эти "Союзы" с королевского времени – с 1960 года они там серийную ракету Р-7 начали выпускать. Сейчас они делают российскую модификацию, в которой нет, например, украинской системы управления, "Хартрон" раньше ставил. Сейчас все наше. Двигатели все наши, целиком из наших комплектующих. Это ракета "Союз-2" в вариантах "а" и "б". И вариант "в" недавно отлетал – тоже нормально, легкая ракета на базе этого "Союза". То есть, от старого "Союза" там остались только внешние обводы, размеры, потому что для станков это более привычно. Вся остальная начинка изменяется. Ну и двигатели, кстати, тоже усовершенствованы.

Более того, в запусках, в коммерческих запусках мы сейчас лидируем. Практически половина всех запусков в мире делается нашими ракетами или американскими ракетами с нашими двигателями, или с европейского космодрома нашей ракетой и нашими специалистами. Здесь есть чем гордиться.

Есть передовые разработки и в других направлениях, но это два основных – ракетостроение и пилотируемая космонавтика, где у нас еще много приоритетов. Остальные направления мы сейчас подтягиваем до уровня всего мира, потому что мы очень отстали, и главное – мы отстали в межпланетных станциях.

М.К.: Сейчас строится новый космодром "Восточный", строится он уже много лет. Что сейчас там происходит? Какая там ситуация? Когда он будет готов?

И.М.: Сейчас ситуация такая. Во-первых, почему его строят? Прежде всего, это была инициатива военных: не должны наши военные космические программы зависеть от другого государства. "Байконур" находится на территории Казахстана. Сейчас мы с ними дружим, а вдруг какие-то сложности – значит, получается, что мы не можем вывести определенные военные нагрузки.

Коммерческая составляющая. У нас половина пусков "Протонов" с коммерческими нагрузками, которые приносят нам кое-какую прибыль. Казахстан очень часто не согласовывает вовремя нам поля падения, куда падают обломки, раньше отключал электроэнергию, были осложнения какие-то.

М.К.: Безобразие.

И.М.: Даже пилотируемые полеты отключали в 90-е годы. От этого тоже зависит наша прибыль. Мы платили убытки и т.д. От этого тоже нужно отказаться. Правильно? Поэтому выбрали место, которое было бы на такой же широте, примерно как "Байконур". Вот выбрали на Дальнем Востоке.

М.К.: А "Плесецк"?

И.М.: "Плесецк" находится на севере, и там ракета может выводить примерно на 10% меньшую нагрузку, чем та же ракета на "Байконуре". А 10% – это достаточно много. Космический аппарат 10 или 11 тонн – это большая разница. Поэтому решили строить там, несмотря на то, что так далеко. На сегодняшний момент завершается строительство стартового комплекса для комплекса ракет (модификации "Союз-2.1а", "Союз-2.1б" и "Союз-2.1в"), для трех модификаций – двух средних и одной легкой. Он завершается.

По задачам должны были первый пуск сделать оттуда в декабре месяце. Сейчас по некоторым работам отставание – 3 месяца. Рогозин и все его подчиненные делают все возможное, чтобы это отставание нагнать. Роскосмос как принимающая сторона начинает принимать объекты под свое управление. Это Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры, который будет производить оттуда запуски. Он сейчас в процессе приема работа у строителей. У строителей большие проблемы по финансированию, по документации, по работам, по нехватке рабочих – там очень много проблем. Рогозин этим занимается вплотную, ездит туда чуть ли не каждую неделю.

Уже принято решение строить там стартовый комплекс для "Ангары" – для этой же "Ангары", которая в декабре слетала в "Плесецке". Там будет строиться стартовый комплекс.

М.К.: При тех проблемах, которые были в последнее время, все-таки как-то все это двигается. Вы считаете, государство достаточно финансирует эту отрасль?

И.М.: По финансированию. К 2013 году государство вышло на нормальное финансирование. Все, что планировал Роскосмос и включал в 10-летнюю Федеральную космическую программу, которая заканчивается в 2015 году… Они вышли на нормальный уровень финансирования. Все проекты финансировались бы так, как нужно, если бы промышленность могла это дело освоить. Сейчас столкнулись уже с тем, что промышленность не может освоить все деньги, которые дают, потому что не хватает персонала, поставщики подводят, запретили комплектующие поставлять – это все временные задержки, срывы графика и, естественно, неиспользование всего финансирования.

Сейчас Федеральную космическую программу на следующее десятилетие (2015-2026 гг.) разработали, отдали в правительство – там ее заморозили, потом вернули на переработку с условием сокращения финансирования в условиях кризиса. И сейчас ее перерабатывают уже под условия кризисного финансирования. Насколько она будет урезана финансово и по проектам, сейчас никто пока не знает. В смысле, я не знаю. Те, кто ее формируют, наверное, знают, чего хотят.

М.К.: Но держат в тайне.

И.М.: А как она будет утверждена, не будет ли еще порезана – никто этого не знает.

М.К.: В начале нашей беседы вы рассказали о том, что раньше были планы грандиозные – и Марс, и Луна, и Юпитер, и масса всего. Сейчас все свелось к тому, что мы используем то, что мы имеем, для личных целей, то есть мы немножко приземленные стали: спутники связи, какие-то локации и т.д. Все-таки полеты куда-нибудь подальше в перспективе как-то разрабатываются?

И.М.: Приоритет "Космонавтика – для народа!" поставил Путин где-то около двух лет назад. И как бы мы ни мечтали летать куда-нибудь, а задача такая поставлена. Причем в космической программе (которую, как я только что сказал, отдали в правительство, и ее там заморозили) были не длительные полеты, но хотя бы было освоение Луны и строительство на Луне базы для ее исследования и для использования исследований космического пространства с Луны, а не со спутников. Такая программа там была. Скорее всего, она оттуда исчезнет. Она достаточно финансово емкая, поэтому ее, скорее всего, оттуда уберут.

М.К.: То есть, мы этого не увидим?

И.М.: Мы даже на Луну в ближайшие десятилетия не полетим.

М.К.: Жаль.

И.М.: А проработки, планы, наработки, конечно, идут. Это научно-исследовательские работы, которые готовят принятие таких программ. Они идут, например, по линии Минздрава, который отрабатывает воздействие невесомости. Химики изобретают, исследуют материалы для защиты от радиации при длительных полетах и т.д. Вся эта работа ведется, но на уровне НИР пока.

М.К.: Игорь, вы же часто общаетесь с космонавтами, которые побывали в космосе, видели сверху нашу Землю.

И.М.: Каждый день.

М.К.: Наверняка они рассказывают какие-то забавные истории, какие-то байки, которые ходят среди них. Расскажите что-нибудь такое.

И.М.: Вообще, такие интересные байки характерны больше первым космонавтам, потому что тогда было удивительно все. Сейчас, когда перешли от исследования, от эмоционального освоения космоса к эксплуатации, когда полугодовые полеты на станции стали обычной рутинной работой, и когда люди там просто живут, – романтика у них остается только в душе. Когда они смотрят в иллюминатор на Землю, тогда у них романтические чувства возникают. А все остальное – это обычная рутинная ежедневная работа в течение полугода, поэтому у них таких особых приколов нет.

Если вспомнить старых, то, например, Павел Романович рассказывал. Тогда месячный полет был достаточно…

М.К.: Павел Романович – это кто?

И.М.: Павел Романович Попович – четвертый российский космонавт, летал два раза, один из них – на военной станции "Алмаз" (в открытой печати она называлась "Салют-3"). И там был один из экспериментов – исследование поведения жидкости в невесомости. Наверное, вы знаете, что на всех станциях и кораблях баллоны для топлива шарообразные.

М.К.: Мы этого не знали. Теперь знаем.

И.М.: Они выдерживают большее давление, и площадь поверхности… Короче, чего я вас гружу?

М.К.: Хорошо, не надо.

И.М.: Там сделаны из плексигласа прозрачные шары, и туда накачан спирт. Они придавали разное движение этим штукам и снимали на видео, смотрели, как там пузырьки распределяются, завихрения и т.д. А потом им дают команду – отстрелить через шлюзовую камеру. Эксперимент провели, они говорят: "Отстрелили". А сами, конечно, не отстрелили. Просверлили там дырочку и через соломинку оттуда эту жидкость потягивали вечером для хорошего настроения.

М.К.: Видите, везде наш человек найдет, чем заняться.

И.М.: Кстати, чем наши космонавты очень сильно отличались раньше от американцев? Нас учили быть универсальными. Когда человек прилетал на станцию, он был и токарем, и слесарем, и сварщиком, и сантехником – мастером на все руки. Причем, в связи с тем, что у нас были очень короткие сеансы связи, их учили работать автономно и принимать быстро решения самостоятельно – в отличие от американцев, которых учили жить по инструкции.

М.К.: Все по схеме.

И.М.: Они видят неисправность – докладывают на Землю – ждут инструкцию – точно по инструкции делают. Получилось, не получилось – им все равно.

М.К.: Я все-таки надеюсь, что романтика в космической отрасли никуда не делась, и она обязательно как-нибудь проявится. Спасибо вам большое, что вы к нам пришли. У нас в гостях был Игорь Маринин, главный редактор журнала "Новости космонавтики". 

otr-online.ru

Марс освоит летящий : indicator

Выступление Илона Маска, руководителя компании SpaceX, на конгрессе Международной астронавтической федерации в Гвадалахаре стало еще одной сенсацией. Этот self-made man, любимец миллионов людей во всем мире предложил проект создания межпланетной транспортной системы, главной задачей которой станет доставка жителей Земли для колонизации Марса. На Красную планету земляне смогут добраться на специально созданных космических кораблях, каждый из которых сможет вместить до 200 человек. По словам Маска, потребуется всего несколько десятилетий, чтобы создать на Марсе цивилизацию: там будут цвести города-сады с населением в миллион жителей. На государственном уровне, по крайней мере пока, данный проект не поддерживается.

Сейчас стать первыми путешественниками до Марса стоит $10 млрд, однако предполагаются скидки до $200 тыс. Отважным землянам стоит иметь в виду: они приобретут билет только в один конец.

К Маску невозможно относиться равнодушно: им можно либо восхищаться, либо отчаянно спорить с ним. Indicator.Ru собрал мнения о сенсационном заявлении Маска.

Игорь Маринин,главный редактор журнала «Новости космонавтики»: «Маск – эффективный менеджер»

«С моей точки зрения, Маск – гениальный менеджер, которому удается очень многое, что не получается у наших, то есть организация производства довольно дешевой космической техники. Но его заявления по поводу полета на Марс, тяжелой ракеты-носителя с использованием 42 двигателей – это пиар-компания, которая ни на чем не основана. То, что он сейчас предлагает, технически нереализуемо и нерационально. Он просто набирает себе очки. Но я боюсь, что на таких необдуманных заявлениях, он потеряет к себе доверие. Тем более его Falcon 9 потерпела сейчас довольно серьезную аварию, и практически на полгода, а то и больше, он выбыл из космической деятельности.

Строить «суперракету» на слабых двигателях (мощных двигателей у них нет) нереально. Не так мало людей, которые разбираются в нереальности таких обещаний и планов, но многие ему верят, поэтому он получит дополнительные контракты и договоры. Я думаю, Falcon 9 и Heavy он все-таки сделает, хотя там тоже вопросов возникло очень много. Просто увеличить размеры и получить за счет этого бОльшую грузоподъемность не получается. Но он очень здорово вписался в космическую элиту и притянул к себе достаточно много контрактов, в том числе и с наших «Протонов» и будущей «Ангары». Так просто он не уйдет и не даст о себе забыть, но если он не будет реализовывать свои планы – а он их выполнить, конечно, не сможет – если он не будет подтверждать хотя бы небольшими шагами свои успехи, то его престиж упадет. Сейчас он пока является лидером среди менеджеров во всей мировой космонавтике. Самым эффективным».

Андрей Ионин,главный аналитик ГЛОНАСС:«Маск, мы с тобой!»

«Его заявление – это действительно масштабное событие. В Советском Союзе ему не было аналогов, в человеческой истории сопоставимо с тем, когда Джон Кеннеди в 1961 году объявил о том, что американцы полетят на Луну. Сейчас мы дошли до такой жизни, я в хорошем смысле говорю, когда не государство, а отдельный человек заявляет о таком проекте. Почему я верю Маску. Во-первых, сегодня он доказал, что у него есть право на то, чтобы говорить такие слова, и очень хорошо, что он их сказал. Это звучит очень весомо. Он, безусловно, является креативным лидером мировой космонавтики, не только американской и не только частной, он действительно основной драйвер ее развития. Если бы об этом заявил другой человек или Маск трех-четырехлетней давности, эти слова можно было бы действительно воспринимать как пиар. Я, кстати, ожидал это заявление. Я был уверен, что до выборов в США он объявит об этом проекте, как раз остался месяц.

Во-вторых, это говорит человек, которому всего 40 с небольшим лет, дай бог ему еще десятилетия жизни. Это не проект американской лунной программы, которую можно осуществить лет за восемь, это проект на десятилетия. Он достаточно молод и еще увидит и первые полеты на Марс, и город. Это будет проект его жизни.

В-третьих, теперь стали увязаны многие вещи, которые казались экспертам непонятными. Одни принимали все за чистую монету, например, посадку на реактивной струе на платформу или наземную площадку. Теперь все понятно. Маск все делал не для снижения стоимости, потому что это был вторичный момент, на самом деле он репетировал посадку кораблей на Марс, там она является единственно возможной.

И последнее: проект Маска самофинансируемый. Почему я не верю в государственные проекты США, России или Китая по освоению Луны, Марса, астероидов? Потому что в этих проектах основные затраты пойдут на создание сверхтяжелых ракет и огромных кораблей. Они никогда никак не окупятся, кроме как на политическом поле, что абсолютно не факт – сейчас не 1961 год. Эти проекты, с точки зрения государства, просто пустая трата денег.

Маск предлагает создать колонию на Марсе, которая будет не просто существовать (как Мэтт Деймон в фильме «Марсианин» ждал, когда за ним прилетят), а развиваться. Для того чтобы эта колония жила и развивалась, нужен целый набор технологий, которых еще пока нет, но которые будут созданы для нее созданы: производство, пищи, воды и энергии из всего что можно, строительство роботами зданий и заводов, потому что людей будет мало, переработка отходов. Получается, что те проекты, о которых заявляет Маск, те технологии, которые будут создаваться для марсианского поселения, будут иметь достаточно большой коммерческий потенциал на Земле. И вот это будет обеспечивать финансирование проекта. Проект может развиваться при поддержке государства, но при минимальном финансировании с его стороны, а на финальных стадиях будет самофинансироваться за счет создания огромного числа очень востребованных на Земле технологий.

Это абсолютно новый подход к космонавтике и новая модель ее развития за счет создания проектов и технологий, которые могут быть коммерциализированы на Земле. Если бы Маск сказал: «Я хочу на Марс, но дайте мне, США, Россия, Китай $100 млрд», я бы сказал, что в этот проект я не верю. А Маск ни у кого денег не попросил. Думаю, сейчас к нему многие подтянуться: более вдохновляющего для всего человечества проекта не было последние 50 лет.

Абсолютно неважно, когда это будет реализовано, для меня этот вопрос вообще вторичен. Тут главное начинать и идти вперед. «Дорогу осилит идущий». Есть очень мудрая китайская пословица: «Путь даже в тысячу ли начинается с первого шага». Маск сделал этот самый важный первый шаг. Маск, мы с тобой!»

Игорь Лисов, главный редактор журнала «Популярная астрономия»: «Очередь к нему была длиннее, чем в Лувр»

«Слово «наука» тут ни о чем. Цель товарища Маска – облагодетельствовать человечество, это не про науку. Законам физики его планы не противоречат, это не вечный двигатель, а вот техническая реализуемость неочевидна. Масштабировать в четыре раза ракету Н-1 – удовольствие не для слабонервных. Если говорить честно, Марс колонизировать нужно, в главном он прав. Годится ли его система, сказать гораздо труднее, к ней есть серьезные технические вопросы. Есть многие вещи, которые нужно доказать, что они реализуемы до того, как люди отправятся на Марс.

Мы упираемся в вопрос философии и целеполагания. Вы заплатите $200 тыс., чтобы навсегда отправиться на Марс и там умереть? Я не вижу, как он мотивирует людей на этот поступок. Наверно, из шести млрд людей можно найти миллион безумцев, но они должны заплатить немалые деньги, чтобы окупился каждый пуск. Это не государственная программа. Он собирается строить вторую Землю, отросток земной цивилизации на идеологических условиях, которые абсолютно непонятны. Это гораздо хуже, чем отправка каторжников в Австралию.

По слухам, очередь к нему была длиннее, чем в Лувр. Маску нужно в первую очередь преодолеть проблемы в частном бизнесе: его ракеты два раза упали за последние два года, а машины за год принесли ущерб почти в миллиард долларов. Как человек и двигатель прогресса он мне очень симпатичен, но то, к чему он призывает, мне не очень нравится».

Виталий Егоров,редактор научно-популярного блога «Открытый космос Зеленого кота»:«Конкуренты SpaceX идеологически уже вчистую проиграли Маску»

В заявлении Маска науки нет. Исследование Марса или космоса практически не затронуто в его выступлении. То, что мы видели, это реклама его межпланетной транспортной системы.Технически опубликованный проект имеет еще много вопросов, но в целом не противоречит современным возможностям человечества. Современная техника способна реализовать предложенную схему. Единственная причина, почему никто такого не сделал, отсутствие практической потребности. Маском движет идея заселения Марса, ее можно поддерживать или оспаривать, но, по крайней мере, он заслуживает уважения за ее провозглашение перед всем миром и готовность следовать ей.

Конечно, для реализации поставленной цели потребуется немало времени, усилий и огромных средств. Поставленные сроки наверняка будут провалены, даже если средства найдутся. Но развитие авиации на Земле показывает, что развитие новой транспортной системы за 100 лет возможно, когда есть люди, готовые платить.

Следует учитывать, что опубликованный проект рассчитан на далекое будущее, но положительный эффект для бизнеса Илона Маска он принесет уже сейчас. Ведь рабочие его завода знают, что они не просто делают ракеты, а приближают межпланетное будущее человечества. О том же думают и коммерческие заказчики ракет: они не просто покупают услуги, но и помогают строить дорогу на Марс. Конкуренты SpaceX могут играть только на ценах, тогда как идеологически уже вчистую проиграли Маску».

Автор - Дарья Сапрыкина

indicator.livejournal.com

«В России не создают таких маразматических проектов»: российские специалисты раскритиковали Илона Маска

Глава частной космической компании SpaceX Илон Маск представил ракету для колонизации Марса и Луны BFR во время своего выступления на Международном конгрессе астронавтов в Австралии. Предприниматель заявил, что новый летательный аппарат можно будет использовать для сверхскоростного перемещения из одной точки Земли в другую. РБК опросил российских специалистов и узнал их мнение об амбициозном проекте Маска.

Научный руководитель проекта Aerospace Rally System и разработчик ракетопланов Геннадий Малышев считает, что ракету, возможно, построят, но спроса на на перевозки с ее помощью не будет. По мнению эксперта, люди продолжат пользоваться привычным транспортом. Кроме того, на подготовку к полету на BFR пассажиры, возможно, должны будут тратить по 8 часов. Малышев объясняет это тем, что местность вокруг начальных участков полета должна быть безлюдной: этого требуют правила безопасности.

Геннадий малышев

научный руководитель Aerospace Rally System

«Технически это реализовать можно, но зачем? Есть ли реально люди, которым позарез за час нужно долететь от Нью-Йорка до Шанхая? Сейчас люди могут работать в поездах и самолетах, не теряя времени».

С Малышевым согласен руководитель ассоциации «Институт космической политики» Иван Моисеев: он напоминает, что вокруг стартовой площадки для ракеты придется создать зоны отчуждения без людей и построек. Кроме того, пассажирам придется проходить медкомиссию перед полетом, а это скажется на цене билета и времени подготовки.

Вице-президент Федерации космонавтики России Олег Мухин указал на нерентабельность проекта. «Почему прекратили летать американские шаттлы? Чтобы быть рентабельным, шаттл должен был летать минимум восемь раз в день, а он летал максимум два раза», — объясняет специалист. Потенциально слишком дорогим проект считает и проектный менеджер кластера космических технологий фонда «Сколково» и специалист по космическому праву Иван Косенков.

Более категоричен главный редактор журнала «Новости космонавтики» Игорь Маринин (журнал издается госкопорацией «Роскосмос» с 1991 года). Он уверен, что ракете не хватит мощности двигателей.

игорь маринин

главный редактор журнала «Новости космонавтики»

«В ракете слишком много членов экипажа и пассажиров, мощности двигателей не хватит. В России не создают таких маразматических с точки зрения реализации проектов».

​По прогнозам Маска, полет в любую точку Земли на ракете не займет больше 60 минут, а стоимость перелета будет сопоставима с ценой билета на авиарейс в эконом-классе. Так, перелет на 11,9 тысяч километров из Нью-Йорка в Шанхай займет 39 минут. Максимальная скорость ракеты составит 27 тысяч км/ч. Стоимость билета, по его словам, не будет превышать стоимость полета в эконом-классе самолета.

Есть новость? Присылайте на [email protected]

incrussia.ru

Российские эксперты раскритиковали проект суперракеты Илона Маска :: Общество :: РБК

Проект ракеты BFR, представленный основателем компании Space X Илоном Маском, большинство опрошенных РБК специалистов считают слишком дорогим, поэтому и строить ракету, по их мнению, не нужно

Выступление Илона Маска на Международном конгрессе астронавтов (Фото: Susana Gonzalez / Bloomberg)

Маск представил проект новой ракеты-носителя ​BFR ​(Big Falcon Rocket) во время своего выступления на Международном конгрессе астронавтов в Австралии. По его словам, новая ракета позволит доставлять людей и грузы как на Марс, так и в любую точку Земли, поскольку приземляться она сможет, как и первая ступень ракеты Falcon 9, на хвост.

BFR, согласно заявлению Маска, будет оснащена 31 двигателем и сможет перевозить до 4400 т, в том числе 120 человек, которые смогут разместиться по трое в сорока каютах.

Осуществимый, нерентабельный

Новый проект Маска технически можно реализовать, но спроса на перевозки с помощью новой ракеты не будет, считает научный руководитель проекта Aerospace Rally System, разработчик ракетопланов Геннадий Малышев.

«Технически это реализовать можно, но зачем? Есть ли реально люди, которым позарез за час нужно долететь от Нью-Йорка до Шанхая? Сейчас люди могут работать в поездах и самолетах, не теряя времени», — сказал он в разговоре с РБК.

Эксперт также отметил, что подготовка вместе с полетом займут около восьми часов. «Сначала нужно доехать до космодрома, а начальные участки полета опасны, поэтому местность вокруг них должна быть безлюдной», — указывает Малышев.

На то, что космодромы нельзя строить рядом с крупными городами, указал и руководитель ассоциации «Институт космической политики» Иван Моисеев. Он напомнил, что помимо строительства самой стартовой площадки необходимо создавать зоны отчуждения, где запрещены постройки и пребывание людей, и обратил внимание на то, что перед космическим полетом пассажирам необходимо будет пройти медицинскую комиссию, что скажется как на времени подготовки к полету, так и на окончательной стоимости билета.

Маск опубликовал видео неудачных приземлений ракеты Falcon 9 Технологии и медиа

На то, что новая транспортная система компании SpaceX — «вполне реалистичный», но изначально нерентабельный проект, указал в разговоре с РБК и вице-президент Федерации космонавтики России Олег Мухин. «Почему прекратили летать американские шаттлы? Чтобы быть рентабельным, шаттл должен был летать минимум восемь раз в год, а он летал максимум два раза», — пояснил он.

Мухин также напомнил, что в России уже испытывался похожий на ракету Маска проект — орбитальный корабль-ракетоплан «Буран», «который взлетает как ракета, а приземляется как самолет». «Буран» должен был возить людей и грузы на орбиту, однако этот проект оказался экономически неэффективным, — добавил эксперт.

Идея организовать перевозку грузов и людей с помощью космических ракет ранее уже неоднократно обсуждалась, согласен проектный менеджер кластера космических технологий фонда «Сколково» и специалист по космическому праву Иван Косенков.

​«Такие компании, как Airbus, думали о суборбитальных ракетных перевозках при помощи ракетопланов через космос, об этом же говорил Ричард Брэнсон со своим проектом Virgin Galactic», — пояснил Косенков. Он также отметил потенциально высокую стоимость таких перевозок.

Молчание «Роскосмоса»

Проект Маска был создан, чтобы привлечь внимание СМИ и дополнительное финансирование, заявил РБК главный редактор журнала «Новости космонавтики» Игорь Маринин (иллюстрированное информационно-аналитическое издание «Новости космонавтики» издается госкопорацией «Роскосмос» с 1991 года).

​«В ракете слишком много членов экипажа и пассажиров, мощности двигателей не хватит, — считает Маринин. — В России не создают таких маразматических с точки зрения реализации проектов».

В самой госкорпорации «Роскосмос» отказались ответить на вопрос РБК. «Мы не комментируем эту ситуацию», — ответили в «Роскосмосе» в ответ на просьбу прокомментировать представленный сегодня проект основателя Space X.

www.rbc.ru


KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта