Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

Вопрос-ответ 1...как быть, если оказалось, что в компании не велась Книга учета движения трудовых книжек? Как закрыть журнал учета движения трудовых книжек


Нужно ли как-то обосновывать то, что организация завела новую книгу учета движения трудовых книжек?

В ходе проверки выяснилось с 2008 по 2009 г. книга учета движения трудовых книжек велась по неустановленной форме. Книга велась в тетрадке, все нужные графы есть, но они расположены в произвольном порядке (не соответствуют Приложению 3 к постановлению Минтруда России от 10 октября 2003 № 69), кроме того книга: не прошита не пронумерована не омломбирована , не заверена подписью руководителя и в ней остались пустые страницы. С 2010 г. организация ведет новую книгу учета движения трудовых книжек (в нее работник отдела кадров переписал всех работников из старой книги). Вопрос: Что делать с первой книгой учета движения трудовых книжек, оформленной по неустановленной форме? Можно ли ее прошить, пронумеровать, сделать опись листов, поставить пломбу, заверить новому руководителю и поставить актуальную дату ? Нужно ли как-то обосновывать то что организация завела новую книгу учета движения трудовых книжек (ведь в первой книге учета остались пустые листы).

Законодательство не содержит требований к порядку замены прежней книги учета и движения трудовых книжек на новую.

Об учете трудовых книжек читайте подробнее здесь.

Однако, если книга, заведенная в организации, некорректна или находится в ветхом состоянии, то ее следует по возможности привести к корректному состоянию, а если это невозможно, то заведенную книгу следует "закрыть", пояснив после последней записи причину прекращения ее ведения, а также указав общее количество зарегистрированных здесь трудовых книжек работающих. Например, "В данной книге учета движения трудовых книжек и вкладышей к ним зарегистрировано 100 (сто) трудовых книжек. Вследствие того, что этот журнал ведется некорректно, то он подлежит закрытию" Дата. Подпись. Печать. На остальных пустых страницах можно ставить букву "z".

Подробнее о книге учёта движения трудовых книжек читайте здесь:

Затем следует начать учет трудовых книжек по установленной форме. При этом, переносить записи из старой книги в новую не нужно, т.к. сотрудники, которые будут увольняться, будут ставить отметки о получении трудовых книжек в старой книге учета.

Также отметим, что книга в ветхом состоянии ни в коем случае не подлежит уничтожению, т. к. в ней содержатся не только сведения о трудовых книжках ранее принятых работников, но и отметки о получении книжек уволившимися работниками. «Закрыть» означает лишь то, что Вы не будете продолжать ее заполнять, пользоваться ею Вы можете.

Все о правилах заполнения кадровых документов вы узнаете, если прочитаете материал по ссылке.

Заполненная книга остается на рабочем месте кадровика и не сдается в архив, т. к. используется при увольнении работников, расписывающихся за полученные ими трудовые книжки.

В дальнейшем (после полного заполнения) книга учета движения трудовых книжек и вкладышей в них в общем порядке (по описи) передается на хранение в архив организации. Срок хранения этой книги установлен п. «в» ст.695 Перечня типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения (утвержден Приказом Минкультуры РФ от 25.08.2010 N 558), и составляет 75 лет.

Книга должна быть пронумерована, прошнурована, заверена подписью руководителя организации, а также скреплена сургучной печатью или опломбирована.

Таким образом, на Ваши вопросы можно ответить:

  1. Что делать с первой книгой учета движения трудовых книжек, оформленной по неустановленной форме?

В связи с тем, что Ваш кадровик перенес данные трудовых книжек всех работников в новую книгу учета движения трудовых книжек, то Вам обязательно нужно сохранить первую книгу, т.к. в ней имеются записи о получении трудовых уволенных работников.

После полного заполнения, книга учета движения трудовых книжек и вкладышей в них в общем порядке (по описи) передается на хранение в архив организации. Срок хранения этой книги установлен п. «в» ст.695 Перечня типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения (утвержден Приказом Минкультуры РФ от 25.08.2010 N 558), и составляет 75 лет.

  1. Можно ли ее прошить, пронумеровать, сделать опись листов, поставить пломбу, заверить новому руководителю и поставить актуальную дату ?

Да, можно.

  1. Нужно ли как-то обосновывать то что организация завела новую книгу учета движения трудовых книжек (ведь в первой книге учета остались пустые листы)

Данную книгу учета, Вам следует "закрыть", пояснив после последней записи причину прекращения ее ведения, а также указав общее количество зарегистрированных здесь трудовых книжек работающих. Например, "В данной книге учета движения трудовых книжек и вкладышей к ним зарегистрировано 100 (сто) трудовых книжек. Вследствие того, что этот журнал ведется некорректно, то он подлежит закрытию" Дата. Подпись. Печать. На остальных пустых страницах можно ставить букву "z".

Подробности в материалах Системы:

  1. Ответ: Как учитывать и хранить трудовые книжки

Учет трудовых книжек

Трудовые книжки являются документами строгой отчетности, поэтому законодательством определен порядок их учета и хранения (раздел VI Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2003 г. № 225).

Каждая организация обязана вести специальные книги по учету трудовых книжек. Первая из них – приходно-расходная книга по учету бланков трудовой книжки и вкладыша в нее (приложение 2 к постановлению Минтруда России от 10 октября 2003 г. № 69). Вторая – книга учета движения трудовых книжек и вкладышей в них (приложение 3 к постановлению Минтруда России от 10 октября 2003 г. № 69).

Приходно-расходная книга по учету бланков трудовой книжки и вкладыша в нее ведется в бухгалтерии организации. Записи в нее вносите сразу после получения бланков от распространителя. В книге обязательно укажите сведения обо всех операциях, связанных с приобретением и расходованием закупленных трудовых книжек и вкладышей в них с указанием серий и номеров. А также внесите информацию о стоимости бланков.

Книгу учета движения трудовых книжек и вкладышей в них должна вести кадровая служба организации. Но если такой службы нет, то эта обязанность обычно возлагается на бухгалтерию. В эту книгу внесите сведения о дате приема сотрудника на работу, его фамилию, имя, отчество, серию и номер трудовой книжки и вкладыша, должность, место работы, а также реквизиты документа, на основании которого оформлен прием сотрудника на работу.

Все листы в обеих книгах должны быть пронумерованы, прошнурованы, заверены подписью руководителя организации, а также скреплены сургучной печатью или опломбированы.

Такой порядок установлен в пункте 41 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2003 г. № 225.

Ситуация: Как правильно завести новую книгу учета движения трудовых книжек и вкладышей в них, если текущая форма не соответствует установленным требованиям

Если книга учета движения трудовых книжек и вкладышей в них, заведенная в организации, не соответствует установленным требованиям, то ее следует по возможности привести в корректное состояние (дополнить графы, внести необходимые сведения и т. п.). Если это невозможно, то заведенную книгу закройте, пояснив после последней записи причину прекращения регистрации сведений о принимаемых книжках, а также укажите общее количество зарегистрированных трудовых книжек сотрудников. Затем начните учет трудовых книжек по установленной (корректной) форме. Переписывать в новую книгу учета движения трудовых книжек и вкладышей в них сведения из прежней книги не нужно. Такой вывод следует из пунктов 40, 41 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2003 г. № 225.

Внимание: прежнюю книгу некорректной формы ни в коем случае не уничтожайте, поскольку в ней содержатся не только сведения о трудовых книжках ранее принятых сотрудников, но и отметки о получении книжек уволившимися сотрудниками. Кроме того, такую книгу необходимо вести и далее для сбора подписей тех сотрудников, трудовые книжки которых зарегистрированы именно в ней.

Иван Шкловец заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости

www.kdelo.ru

В организации более 15 лет некорректно ведется книга учета движения трудовых книжек. Как следует правильно оформить новую книгу учета движения трудовых книжек?

 

Точно можно этим воспользоваться?

 

 

Консультация предоставлена 08.08.2017 года      

 

В организации более 15 лет некорректно ведется книга учета движения трудовых книжек. Неверно были внесены записи, исправить которые не представляется возможным. Как следует правильно оформить новую книгу учета движения трудовых книжек (весь порядок действий), чтобы в случае проведения проверки контролирующих органов не было претензий по этому моменту?

 

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Порядок замены прежней книги учета движения трудовых книжек и вкладышей в них на новый документ законодательством не предусмотрен. Работодатель вправе определить такой порядок в локальном нормативном акте организации.

Во избежание претензий со стороны контролирующих органов ведение указанной книги должно осуществляться по форме, утвержденной постановлением Минтруда РФ от 10.10.2003 N 69. При этом она должна быть пронумерована, прошнурована, заверена подписью руководителя организации, а также скреплена сургучной печатью или опломбирована.

 

Обоснование вывода:

Согласно п.п. 40 и 41 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225 (далее - Правила), с целью учета трудовых книжек, а также бланков трудовой книжки и вкладыша в нее у работодателей ведется, в том числе, книга учета движения трудовых книжек и вкладышей в них (далее - Книга учета), в которой регистрируются все трудовые книжки, принятые от работников при поступлении на работу, а также трудовые книжки и вкладыши в них с указанием серии и номера, выданные работникам вновь*(1). Форма Книги учета утверждена постановлением Минтруда РФ от 10.10.2003 N 69 "Об утверждении Инструкции по заполнению трудовых книжек".

Отметим, что нормами действующего законодательства не установлен порядок замены прежней Книги учета на новую. Как следует из разъяснений Роструда, работодатель вправе самостоятельно закрепить такой порядок в локальном нормативном акте организации (смотрите вопрос-ответ 1, вопрос-ответ 2, вопрос-ответ 3 с информационного портала Роструда "Онлайнинспекция.РФ"). При этом Роструд рекомендует после последней записи в Книге учета указать причину прекращения ее ведения и общее количество зарегистрированных трудовых книжек работающих. Например: "В данной книге учета движения трудовых книжек и вкладышей к ним зарегистрировано 100 трудовых книжек. Вследствие того, что этот журнал ведется некорректно, он подлежит закрытию" Дата. Подпись (смотрите вопрос-ответ 4 с информационного портала Роструда "Онлайнинспекция.РФ").

В заключение отметим, что работодатель и лицо, ответственное за ведение трудовых книжек, могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ, если Книга учета ведется работодателем по неустановленной форме или не отвечает требованиям п. 41 Правил, согласно которому она должна быть пронумерована, прошнурована, заверена подписью руководителя организации, а также скреплена сургучной печатью или опломбирована (смотрите, например, постановление Московского городского суда от 10.09.2012 N 4а-1925/12). Соответственно, чтобы избежать таких негативных последствий, Книгу учета необходимо вести по установленной форме. Кроме этого она должна быть пронумерована, прошнурована, заверена подписью руководителя организации, а также скреплена сургучной печатью или опломбирована.

 

 

  Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

 Наумчик Иван

 Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Воронова Елена

*(1) Рекомендуем также ознакомиться со следующим материалом: Как вести книгу учета трудовых книжек и вкладышей в них? (М.В. Герш, журнал "Отдел кадров коммерческой организации", N 3, март 2016 г.).

 

 

 

garant-victori.ru

Как восстановить утерянную книгу учета движения трудовых книжек?

Вопрос-ответ по теме

Вопрос

Как восстановить утерянную книгу учета движения трудовых книжек?

Ответ

Книга учета движения трудовых книжек является обязательным для заполнения документом в каждой организации (п. 40 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2003 г. № 225). При этом действующее трудовое законодательство не регламентирует порядок действий работодателя в случае, когда книга учета движения трудовых книжек утеряна. Поэтому рекомендуется руководствоваться по аналогии правилами выдачи дубликатов трудовых книжек в случае их массовой утраты работодателем и предпринять следующие действия:

1. Создать комиссию по расследованию утери книги учета трудовых книжек. В состав комиссии рекомендуется включить руководителя организации, сотрудника, ответственного за учет трудовых книжек, и иных заинтересованных сотрудников.

2. В порядке работы комиссии затребовать у сотрудника, ответственного за учет трудовых книжек, и иных причастных к утере сотрудников объяснительные, зафиксировав в них причины утраты книги учета.

3. По результатам работы комиссии составить акт в произвольной форме, указав в нем результаты расследования факта утери книги учета трудовых книжек. Таким результатом может быть:

  • установление виновного лица и меры его ответственности;
  • принятие решения об оформлении новой книги учета трудовых книжек с восстановлением данных по работающим сотрудникам;
  • рекомендации для исключения подобной ситуации в дальнейшем.

4. На основании акта издать приказ о начале ведения новой книги учета трудовых книжек и при необходимости и наличии виновных лиц привлечении их к ответственности.

5. Начать вести новую книгу учета трудовых книжек, восстановив в ней все данные о трудовых книжках уже работающих в организации сотрудников. Записи в книгу рекомендуется вносить с соблюдением хронологического порядка поступления трудовых книжек в организацию. То есть по мере приема сотрудников: начиная от долгожителей организации и заканчивая вновь принятыми сотрудниками.

Внимание: если книга была относительно новой и есть возможность восстановить все записи, в том числе по уже уволенным сотрудникам, имеет смысл это сделать. В противном случае остается риск, что бывший сотрудник обратится с жалобой о несвоевременной выдаче трудовой книжки и у работодателя не будет никаких подтверждающих документов факта выдачи трудовой. Если, конечно, локальными документами организации не предусмотрено каких-то дополнительных внутренних документов для дублирования информации о выдаче трудовых книжек. См. подробнее об ответственности за несвоевременную выдачу трудовой книжки.

Самые важные изменения этого лета!

www.kdelo.ru

Ошибки в журнале учета трудовых книжек

1) по оформлению журнала учета трудовых книжек. В организации велся журнал с 1996 года. Журнал велся с ошибками, очень много нарушений и по форме и по содержанию. Считаю целесообразным завести новый журнал на тех сотрудников, которые работают в настоящее время в организации. Могу ли я это сделать на законном основании? и какова сама процедура? Нужно ли составлять акт о и какого содержания.2) Второй вопрос-продолжение первого. Допустим я завела новый журнал и стала вносить в него всех сотрудников работающих в организации в настоящее время ,но как мне внести запись если часть старых сотрудников организации была принята в 1997 году, в это время наша организация называлась, допустим, ЗАО "Ромашка". В 1998 году ЗАО "Ромашка переименовали в ООО "Ромашка". Возникает непростая ситуация. Журнал учета трудовых книжек оформлен на ООО "Ромашка".(так организация называется сейчас) Как же мне быть? Нужно ли делать запись в журнале о переименовании организации? Как же правильно оформить новый журнал

Ответ

В настоящее время в отношении документов, образующихся в ходе деятельности организации действуют правила и нормы, регламентирующие порядок ведения и хранения документов.Виды документов, подлежащих хранению, порядок и сроки их хранения закреплены в различных нормативных правовых актах, часть которых относится к корпоративному законодательству, часть - к законодательству об архивном деле, часть - к законодательству о бухгалтерском учете.- Основные правила работы архивов организаций одобрены решением Коллегии Росархива от 06.02.2002.При этом в нормативных документах не оговаривается возможность замены кадровых документов ( книг, журналов) с связи с их непригодностью в использовании.Главное требование архивного законодательства заключается в соблюдении полного перечня документов, передаваемых в архив, а также в правильном их ведении.Так как указанный журнал ( Книга учета движения трудовых книжек и вкладышей к ним) велся с нарушениями, то Вы можете оформить ведение нового журнала по учету движения трудовых книжек и вкладышей к ним.Первоначально Вам необходимо предоставить руководителю служебную записку с обоснованием заведения нового журнала по учету движения книжек и вкладышей.Далее необходимо оформить ведение нового журнала в соответствии с требованиями к данному кадровому документу, закрепленными в Постановлении Правительства РФ от 16.04.2003 « О трудовых книжках».В отношении книги по учету движения трудовых книжек и вкладышей» установлены следующие требования ( п.41 Постановления Правительства РФ от 16.04.2003 № 225) «Приходно-расходная книга по учету бланков трудовой книжки и вкладыша в нее и книга учета движения трудовых книжек и вкладышей в них должны быть пронумерованы, прошнурованы, заверены подписью руководителя организации, а также скреплены сургучной печатью или опломбированы».Все сведения о приеме трудовых книжек работников, оформленных до даты оформления нового журнала необходимо перенести из закрытого журнала .При перенесении записи необходимо указать наименование места работы работника , которое действует на данный момент.У Вас нет необходимости вносить запись о переименовании организации, так как данная запись будет дублировать запись о переименовании, внесенную в трудовые книжки работников.Закрытый журнал по учету движения трудовых книжек и вкладышей находится на хранении и подлежит сдаче в архив. Срок хранения книги книги учета движения трудовых книжек и вкладышей к ним составляет 50 лет

Рубрика: 

Ключевые слова: 

Аватар пользователя Hrreader

Опубликовано 2008-12-19 09:39 пользователем Hrreader

hr-portal.ru

Как правильно завести новую книгу учета движения трудовых книжек? | Вопросы подписчиков

Здравствуйте! В организации решили завести новую книгу учета и движения трудовых книжек и вкладышей к ним. В старой книге записи вели не по мере трудоустройства а по алфавиту фамилии. Как организовать хранение старой книги ведь в ней записи о трудовых книжках работников хранящихся в организации? Как прошить новую книгу? В организации сургучной печати нет.

Ответ на вопрос:

Прежнюю книгу ни в коем случае не уничтожайте, поскольку в ней содержатся не только сведения о трудовых книжках ранее принятых сотрудников, но и отметки о получении книжек уволившимися сотрудниками. Кроме того, такую книгу необходимо вести и далее для сбора подписей тех сотрудников, трудовые книжки которых зарегистрированы именно в ней.

Не пропустите: главная статья месяца от эксперта-практика

Как заполнять книгу учета трудовых книжек: пошаговая инструкция.

Читать статью

Хранить книгу учёта движения трудовых книжек и вкладышей в них, следует в течение 75 лет. Это следует из п. 695 Перечня, утверждённого Приказом Минкультуры России от 25 августа 2010 г. № 558 Об утверждении "Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения"

Новую книгу учета движения трудовых книжек оформите в общем порядке.

Требования к оформлению книги учета движения трудовых книжек и вкладышей в них определены в Правилах ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей (утв. постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225 «О трудовых книжках») (далее - Правила). В соответствии с п. 41 Правил книга учета движения трудовых книжек и вкладышей в них должна быть пронумерована, прошнурована, заверена подписью руководителя организации, а также скреплена сургучной печатью или опломбирована.

Если в организации нет сургучной печати, книги учета трудовых книжек можно опломбировать (абз. 4 п. 41 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2003 г. № 225).

Интересная информация о прошивке документов размещена здесь.

Правилами не установлены конкретные требования к пломбе, при опломбировании книг учета необходимо использовать любое из пломбировочных устройств, отвечающих требованиям ГОСТ 31282-2004. Среди видов пломбировочных устройств, перечисленных в ГОСТ 31282-2004, для применения в нашем случае наиболее подходят пленочные пломбы. Часто их именуют пломбами-наклейками или индикаторными пломбами. Их используют на стеклянных, деревянных, пластмассовых, металлических поверхностях, а также там, где по техническим причинам невозможно применение иных типов опечатывающих устройств. Рассмотрим особенности данного вида пломб: - она может быть выполнена на однослойном или многослойном пленочном носителе с нанесенным на одну из сторон клеевым слоем; - на поверхности и в материале пломбы выполнены идентификационные надписи и знаки; - как правило, такие пломбы имеют индивидуальный, неповторяющийся номер; - о вскрытии такой пломбы будет свидетельствовать надпись, которая проявляется на пломбе при попытке ее отклеить; - по желанию работодателя на нее может быть нанесен логотип компании, предусмотрена графа для проставления даты опломбирования и подписи лица, его осуществившего. Но главное преимущество данного вида пломб состоит в том, что она плоская и не будет создавать помех при заполнении книг учета. При этом пленочная пломба более устойчива к повреждениям, в отличие от сургучной печати или свинцовой пломбы.

К сведению. Ранее действовал ГОСТ 18677-73 "Пломбы. Конструкция и размеры", утвержденный Постановлением Госстандарта СССР от 28.04.1973 N 1115. Им устанавливалось 7 типов пломб, один из которых - пломбы бумажные. Именно от этого документа пошло применение бумажных наклеек в виде пломбы. Однако ГОСТ уже не действует! Поэтому одной бумажной наклейки для подтверждения выполнения требований по оформлению книг учета недостаточно.

Подробнее о том, как заполнить книгу учета движения трудовых книжек и вкладышей в них см. п. 2 Подборки в конце ответа.

Подробности в материалах Системы Кадры:

1. Ответ: Как правильно завести новую книгу учета движения трудовых книжек и вкладышей в них, если текущая форма не соответствует установленным требованиям

Если книга учета движения трудовых книжек и вкладышей в них, заведенная в организации, не соответствует установленным требованиям, то ее следует по возможности привести в корректное состояние (дополнить графы, внести необходимые сведения и т. п.). Если это невозможно, то заведенную книгу закройте, пояснив после последней записи причину прекращения регистрации сведений о принимаемых книжках, а также укажите общее количество зарегистрированных трудовых книжек сотрудников. Затем начните учет трудовых книжек по установленной (корректной) форме. Переписывать в новую книгу учета движения трудовых книжек и вкладышей в них сведения из прежней книги не нужно. Такой вывод следует из пунктов 40, 41 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2003 г. № 225.

Внимание: прежнюю книгу некорректной формы ни в коем случае не уничтожайте, поскольку в ней содержатся не только сведения о трудовых книжках ранее принятых сотрудников, но и отметки о получении книжек уволившимися сотрудниками. Кроме того, такую книгу необходимо вести и далее для сбора подписей тех сотрудников, трудовые книжки которых зарегистрированы именно в ней.

Из ответа «Как учитывать и хранить трудовые книжки»

Иван Шкловец,

заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости

2.Ответ: Как заполнить книгу учета движения трудовых книжек и вкладышей в них

Книга учета движения трудовых книжек является обязательным для заполнения документом. Если книга ранее в организации не велась, то ее необходимо оформить. Форма книги приведена в приложении 3, утвержденном постановлением Минтруда России от 10 октября 2003 г. № 69. В первую очередь оформите титульный лист книги. Для этого укажите наименование организации, дату начала ведения книги. Затем пронумеруйте, прошнуруйте, заверьте подписью руководителя организации, а также скрепите сургучной печатью или опломбируйте.

Далее заполните графы в самой книге. При этом необходимо соблюдать следующие правила.

В первой графе книги указывайте порядковые номера вносимых записей о движении трудовых книжек и вкладышей. Нумерацию записей ведите в сквозном порядке.

Во второй, третьей и четвертой графах поставьте дату (число, месяц, год) приема сотрудника на работу, заполнения трудовой книжки или вкладыша в нее. Следует отметить, что фактически упомянуты две даты, чаще всего не совпадающие, это объясняется следующим:

Популярные вопросы

  • в статье 66 Трудового кодекса РФ говорится о ведении трудовых книжек на сотрудников, проработавших в организации свыше пяти дней;
  • в пункте 8 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2003 г. № 225, указано, что оформление трудовой книжки сотруднику, принятому на работу впервые, осуществляется работодателем в присутствии сотрудника не позднее недельного срока со дня приема на работу.

Поскольку в соответствии со статьей 65 Трудового кодекса РФ трудовая книжка предъявляется сотрудником при трудоустройстве, в данной графе укажите дату получения книжки от сотрудника или дату ее оформления, если сотрудник трудоустраивается впервые.

В пятую графу книги впишите фамилию владельца трудовой книжки, а также полностью его имя и отчество.

Серию и номер трудовой книжки или вкладыша в нее занесите в шестую графу.

В седьмой графе отразите должность (профессию, специальность) сотрудника, указанную в трудовом договоре. Вместо должности (профессии, специальности) может быть указана конкретная трудовая функция (ст. 57 ТК РФ).

Наименование структурного подразделения организации, в которое принят сотрудник, внесите в восьмую графу, если оно указано в трудовом договоре. Если организация имеет сложную структуру с разделением структурных подразделений на более мелкие, то во избежание путаницы и ошибок следует указать не только подразделение, куда непосредственно принят сотрудник, но и вышестоящее отделение, в состав которого оно входит, например: «отдел маркетинга, сектор рекламы».

В девятую графу впишите дату и номер документа (приказа, распоряжения, протокола), на основании которого сотрудник принят на работу. Необходимо отметить, что девятая графа заполняется только при приеме на работу. При регистрации вкладышей в трудовые книжки уже работающему в организации сотруднику никаких ссылок на приказы (распоряжения) быть не может, в этом случае в девятой графе можно поставить прочерк.

В десятой графе книги ответственный за ведение трудовых книжек должен поставить личную подпись.

Содержание одиннадцатой графы показывает, какая сумма (в рублях) была уплачена сотрудником за бланк трудовой книжки или вкладыша. В Правилах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2003 г. № 225, эта сумма прямо не установлена. Однако в пункте 47 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2003 г. № 225, указано, что при выдаче сотруднику трудовой книжки или вкладыша в нее работодатель взимает с него плату, размер которой определяется расходами на ее (или его) приобретение. Таким образом, данная графа заполняется только при регистрации трудовых книжек, оформленных впервые, или при регистрации выданных сотрудникам вкладышей. В остальных случаях, то есть при регистрации предъявляемых сотрудниками трудовых книжек, работодатель будет ставить в этой графе прочерк, показывая, что деньги с таких сотрудников не взимались. Если организация считает возможным выдавать своим сотрудникам бланки трудовых книжек и вкладышей в них безвозмездно, закрепив это положение в Правилах трудового распорядка, то в одиннадцатой графе также будет стоять прочерк.

Двенадцатую и тринадцатую графы заполняйте при увольнении сотрудника. В графе 12 сотрудник ставит дату выдачи ему трудовой книжки, по общему правилу она должна совпадать с датой увольнения, а в графе 13 он расписывается в получении книжки.

Такие выводы следуют из пунктов 41, 47 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2003 г. № 225.

Из ответа «Как учитывать и хранить трудовые книжки»

Иван Шкловец,

заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости

01.08.2016

С уважением и пожеланием комфортной работы, Алла Хрипушина,

эксперт Системы Кадры

www.kdelo.ru

Вопрос-ответ 1...как быть, если оказалось, что в компании не велась Книга учета движения трудовых книжек?

В адрес нашего журнала продолжает приходить огромное количество писем. Кто-то из вас просит совета, как лучше поступить в той или иной ситуации, кто-то пытается найти поддержку в споре с руководством, но есть и такие кадровики, кто свои письма начинает со слов: «Я не понимаю...» И пусть для многих ваших коллег эти вопросы кажутся уж слишком простыми, а иногда даже наивными, но вы спрашиваете, мы - отвечаем. В этом номере рубрику ведет Юрий Шматов, юрист, главный специалист по правовым вопросам Центра развития кадровых технологий, опыт руководства кадровой службой 12 лет, эксперт журнала.

Отсутствие Книги учета движения трудовых книжек и вкладышей является нарушением трудового законодательства. В Правилах ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей (далее - Правила), утв. постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225, дается прямое указание на то, что у работодателя ведется Книга учета движения трудовых книжек и вкладышей в них (п. 40) по установленной форме.

В пункте 41 Правил сказано, что Книга учета должна быть пронумерована, прошнурована, заверена подписью руководителя организации, а также скреплена сургучной печатью или опломбирована.

Таким образом, наличие Книги учета движения трудовых книжек и вкладышей в них обязательно для любого работодателя.

В данной ситуации вы не сможете ее восстановить, т. к. наверняка за время существования организации работники принимались на работу, увольнялись, и вам не известны номера и серии трудовых книжек уволенных работников. Вы также не сможете собрать все подписи уволенных работников. В этой ситуации самым правильным, на наш взгляд, будет завести Книгу учета движения трудовых книжек и вкладышей в них на момент начала вашей работы в должности инспектора по кадрам.

Нелишним в этой ситуации будет известить руководителя организации в письменной форме об имеющемся факте нарушения, например составив докладную записку. Скорее всего, по результатам ее рассмотрения руководитель организации издаст приказ об устранении недостатков в ведении кадрового делопроизводства, в частности будет дано указание надлежащим образом оформить и вести Книгу учета движения трудовых книжек и вкладышей в них. Если вы как инспектор по кадрам назначены ответственным за ведение и хранение трудовых книжек, то ответственность за оформление Книги будет возложена именно на вас. В Книгу необходимо будет внести сведения обо всех трудовых книжках работников, которые в настоящее время трудятся в организации.

Таким образом, вы предпримете все необходимые действия для того, чтобы исправить нарушения правил хранения трудовых книжек, допущенные вашим предшественником. Сам факт нарушения вам скрыть не удастся, не стоит даже пытаться это делать. В случае проверки вы сможете объяснить инспектору ГИТ, как все обстоит на самом деле. В данной ситуации важную роль играет тот факт, что руководитель сам (без участия ГИТ) вовремя обнаружил нарушение и сам принял соответствующие меры в пределах своих полномочий. На наш взгляд, это поможет избежать административного наказания за нарушение законодательства о труде в связи с отсутствием состава правонарушения (отсутствие вины).

www.pro-personal.ru

Книга учета движения трудовых книжек

Ведение трудовых книжек является прямой обязанностью, возложенной на работодателей положениями действующего законодательства, и одним из документов, используемых в данном процессе является книга учета движения трудовых книжек или соответствующий журнал. Его ведение строго регламентировано наличествующими нормативными актами с юридической точки зрения, а нарушение установленного порядка действий может повлечь за собой привлечение работодателя к ответственности, если трудовая инспекция, прокуратура или иные контролирующие органы будут проводить проверку. Поэтому о том, как заполнять и вести книгу учета движения трудовых книжек и вкладышей в них необходимо знать всем кадровым специалистам и работодателям.

Что такое книга учета движения трудовых книжек – законы и правовое регулирование

С точки зрения действующего законодательства, работодатель обязан обеспечивать хранение, учет, внесение записей и выдачу трудовых книжек работникам в определенных ситуациях. При этом порядок действий и принципы их исполнения строго регламентированы отдельными нормативными актами, наиболее важными из которых являются:

  • Постановление правительства №225 от 16.04.2003. Это постановление устанавливает основные принципы работы с трудовыми книжками, обязанности работодателя по их ведению, хранению и заполнению.
  • Постановление Минтруда №69 от 10.10.2003. В данном документе устанавливаются используемые формы и бланки документации – как непосредственно самих трудовых книжек, так и подшиваемых в них вкладышей, а также журналов учета трудовых книжек.

Учет трудовых книжек и записи в журнале проводятся непосредственно работодателем. Однако он имеет право назначать сотрудников, ответственных за ведение подобной документации. В частности, наиболее часто ответственность за ведение книги учета трудовых книжек возлагается на сотрудников  кадрового отдела организации, а на небольших предприятиях, где отсутствуют таковые специалисты – на бухгалтерию.

Зачем нужен журнал учета трудовых книжек

В первую очередь, в книге учета производится фиксация всех документов на предприятии, касающихся рассматриваемого вопроса, а именно:

За счет использования книг учета движения трудовых книжек на предприятии обеспечивается контроль наличия, выдачи, оформления данной документации и установление факта трудоустройства работника в случае возникновения спорных вопросов. Книгу учета трудовых книжек работодатель вести обязан в любом случае, вне зависимости от организационно-правовой формы предприятия, а её отсутствие в организации считается нарушением и может повлечь за собой привлечение предпринимателя к ответственности.

Лицо, ответственное за ведение книги учета, должно иметь соответствующие полномочия, подтвержденные должностными инструкциями и приказом работодателя. Оформлять доверенность в данном случае не требуется.

Основные особенности ведения книги учета трудовых книжек

В первую очередь следует помнить, что ведение книги учета трудовых книжек требует соблюдения от работодателя и ответственных лиц ряда нормативов и правил. В частности, ключевыми положениями и особенностями такой документации можно считать следующие требования:

  • Хранение книги возлагается на ответственное за ее ведение лицо соответственно внутренним нормативным актам предприятия.
  • В организации должна вестись только одна книга учета, используемая вплоть до полного заполнения её страниц. В случае крупных предприятий допускается ведение отдельных книг учета для отдельных филиалов или отделений.
  • В процессе использования книги не допускается удаление из неё листов или их замена.
  • Электронное ведение книги учета трудовых книжек на предприятии не допускается – законодательство хоть и не содержит прямого запрета на ведение таковой документации в электронном виде, однако требует наличия в ней подписей ответственного лица и работодателя в письменном виде, что невозможно реализовать в формате электронной документации.
  • Форма журнала учета закреплена законодательно, однако в отличие от самих трудовых книжек или вкладышей, она не выполняется на защищенном от подделок бланке и может быть приобретена работодателем у типографий или распечатана в должном виде самостоятельно.
  • Работодателю следует вести журнал учета движения трудовых книжек вплоть до полного заполнения документа и по исчерпанию свободных страниц в нем – обеспечивать хранение документа в архиве в течение 75 лет с момента его закрытия.
  • Нумерация в журнале проводится в последовательном порядке без пропусков. При этом наличие пропусков строк в журнале допускается, если при этом не имеют место нарушения нумерации записей.
  • Не допускается использование в книге учета трудовых книжек сокращений, нарушение норм делового письма.
  • Ведение книги должно предполагать использование темных чернил, но не обязательно черных.
  • Нумерация книги может проводиться как постранично, так и по листам. При этом пронумерована книга должна быть до момента прошивки, а сами номера страниц и листов проставляются в крайнем правом (и левом в случае со страницами) нижнем углу листа.

Как заполнять книгу учета трудовых книжек – основные принципы

Сама по себе книга учета трудовых, выполненная по закрепленной законодательно форме, должна иметь 13 граф, предназначение которых определяется следующим образом:

  1. Графа 1 служит для фиксации номера записи в книге.
  2. В графах 2-4 указываются сведения о моменте внесения отметок в трудовые книжки или дате трудоустройства. Заполняются данные графы после пяти календарных дней с момента трудоустройства.
  3. Графа 5 используется для фиксации в ней полного ФИО сотрудника.
  4. В графе 6 устанавливаются серия и номер трудовых книжек, дубликатов или вкладышей, а при использовании документов советского образца, не имеющих серии и номера – в данной графе проставляется прочерк.
  5. Графа 7 фиксирует должность сотрудника, каковая должна соответствовать оформленной в трудовой книжке записи, расписанию и трудовому договору либо соглашению к нему.
  6. Графа 8 используется для указания подразделения, в котором трудоустроен работник. При этом она не является обязательной к заполнению, например, в случаях когда отдельных подразделений на предприятии не предусмотрено.
  7. Графа 9 применяется для указания отсылки на номер приказа, в соответствии с которым принимается на работу сотрудник, при этом её можно не заполнять, если выдается дубликат или вкладыш.
  8. Графа 10 предназначается для проставления в ней подписи ответственного за ведение документа лица.
  9. Графа 11 используется для фиксации факта оплаты сотрудником выдачи трудовой книжки или вкладыша, а если таковая с него не взымалась, то в данной графе проставляется прочерк.
  10. Графы 12 и 13 служат для внесения записей об увольнении сотрудника и выдачи ему документации. В них также проставляется дата расторжения договора и подпись работодателя, а если трудовая книжка отправляется по почте – в данных графах фиксируются сведения об отправлении и дата его совершения.

delatdelo.com


KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта