Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

JSFiddle. Как заполнить журнал группы продленного дня образец


Как заполнить журнал гпд образец

Editor layout

Classic Columns Bottom results Right results Tabs

General

Dark theme

Line numbers

Wrap lines

Indent with tabs

Code hinting (autocomplete) (beta)

Indent size:

2 spaces3 spaces4 spaces

Key map:

DefaultSublime TextVIMEMACS

Font size:

DefaultBigBiggerJabba

Behavior

Auto-run code

Only auto-run code that validates

Auto-save code (bumps the version)

Auto-close HTML tags

Clear console on run

Live code validation

Highlight matching tags

Boilerplates

Show boilerplates bar less often

jsfiddle.net

Документация воспитателя группы продлённого дня

1. Положение о группе продлённого дня общеобразовательного учреждения. 2. Должностная инструкция воспитателя группы продлённого дня. 3. Режим группы продлённого дня, утверждённый руководителем общеобразовательного учреждения. 4. Перспективный план работы воспитателя на учебный год. 5. Календарно-тематический план работы на четверть с выделением каждой учебной недели. 6. Ежедневный план работы. 7. План работы с законными представителями учащихся. 8. Журнал группы продлённого дня. Кроме того, воспитатель группы продлённого должен иметь рабочие материалы для проведения самоподготовки, клубных часов, занятий по интересам, спортивных часов, прогулок.

1. Анализ работы ГПД за прошедший год. 2. Краткая характеристика группы (отдельных учащихся): по составу, по успеваемости, по уровню воспитанности, по уровню развития. 3. Задачи на четверть (ведущая воспитательная задача на данном отрезке времени). 4. Основные виды деятельности. Название периода. Работа с семьёй. 5. Индивидуальная работа с учащимися (преемственность работы воспитателя и учителя – дневник взаимосвязи). 6. Работа с родителями.

1. Ежедневно воспитатель группы продлённого дня готовится к двум занятиям – на воздухе и в помещении. 2. Занятия школьных кружков, секций планируются на то время, когда проводятся внеклассные общеразвивающие занятия в группе. 3. План общешкольных мероприятий предусматривает время на их проведение в промежутке между уроками и самоподготовкой. 4. Расписание общеразвивающих внеклассных занятий группы утверждается руководителем общеобразовательного учреждения. 5. Расписание должно быть стабильным. Внесение изменений в расписание уроков требует пересмотра расписания и занятий с группой.

multiurok.ru

Группа продленного дня в школе

страница 1 страница 2 страница 3 страница 4

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ

ОТДЕЛА ОБРАЗОВАНИЯ

РОССОНСКОГО РАЙИСПОЛКОМА

ВИТЕБСКАЯ ОБЛАСТЬ, РОССОНСКИЙ РАЙОН

Методический вестник

Современный урок ГРУППА ПРОДЛЕННОГО ДНЯ В ШКОЛЕ (методические рекомендации)

Печатается по решению методического совета

Отдала образования Россонского райисполкома Учебно-методический материал - Россоны, 2011 г.- 65с.

В брошюре изложены основные требования к организации работы в группе продленного дня в школе.

Предлагаемые материалы адресованы воспитателям групп продленного дня учреждений образования, заместителям директоров школ по УВР. Составитель: Л.П.Усвайская, методист УМК отдела образования Россонского райисполкома. Рецензенты: О.Н. Спиридонова, зам.начальника отдела образования;

С.Г. Климм, заведующий УМК отдела образования;

Обязанности воспитателя могут быть разделены на две группы: повседневные и эпизодические. К повседневным относятся обязанности по организации и работе в ГПД Воспитатель должен:

1.Проверить посещение учащихся по журналу ГПД.

2. Узнать мнение учителей о самочувствии, поведении, успеваемости детей.

3. Узнать об особенностях домашнего задания.

4. В случае необходимости посещать уроки учителей.

5. При необходимости внести коррективы в план на день.

В начале работы в группе предусмотрены следующие обязанности:

1. Прием сообщения старосты или дежурного.

2. Знакомство с просьбами детей и родителей.

3. Приемка помещения группы.

4. Проверка состояния уголков ГПД.

5. Сообщения детям плана на день.

6. Проведение индивидуальных и групповых бесед с воспитанниками об успехах в учебе. При организации питания воспитателю необходимо:

1.Организовать дежурство в столовой.

2.Проверить чистоту рук и полотенец.

3.Провести двухминутную этическую беседу.

4.Следить за поведением детей в столовой.

5.Оформить расчес в столовой.

6.Проследить за организованным уходом школьников из столовой. Организуя отдых на воздухе, воспитатель обязан:

1. Организовать уборку и проветривание помещения.

2. Проследить за одеванием детей и их одеждой.

3. Сообщить план отдыха.

4. Дать задание и распределить обязанности.

5. Вести наблюдение за самочувствием детей.

6. Проводить индивидуальные и групповые беседы.

7. Подвести итог отдыха.

8. Проследить за порядком возвращения детей в школу.

Обязанности воспитателя при проведении занятий в помещении:

1. Организовать предварительную подготовку мероприятия.

2. Сообщить план работы.

3. Следить за участием детей в проведении мероприятия и направлять их активность.

4. Подвести итог занятия

При подготовке к выполнению домашних заданий воспитатель должен:

1. Организовать проветривание помещения или влажную уборку.

2. Обеспечить группу наглядными пособиями, сигнальными карточками, папкой «Учись учиться».

3. Проследить за готовностью рабочих мест и размещением детей.

Во время самоподготовки необходимо:

1. Провести инструктаж.

2. Определить время работы на каждый предмет.

3. Выбрать консультантов (группа доверия).

4. Проверить записи в дневниках.

5. Организовать самостоятельную работу учащихся.

6. Контролировать слабоуспевающих, своевременно им помочь.

7. Проверка выполнения домашнего задания учащимися.

8. Подвести итог самоподготовки.

9. Своевременно информировать учителей о ходе и результатах самоподготовки.

По завершению работы ГПД воспитателю необходимо:

1. Назначить дежурных на следующий день.

2. Проследить за уборкой класса.

3. Привести в порядок игровой уголок.

4. Повести беседу с родителями.

5. Подвести итог работы.

Помимо вышеизложенных каждодневных обязанностей воспитатель как педагог имеет и другие – эпизодические, выполняемые как в рабочее время, так и в нерабочее

К ним нужно отнести обязанности по планированию:

1. Составление годового календарно-тематического плана.

2. Подготовка расписания общеразвивающих занятий.

3. Подготовка рабочих планов, разработок мероприятий.

Как работник школы воспитатель обязан:

1. Представлять отчеты администрации.

2. Выступать на родительских собраниях, педсоветах, МО.

3. Подавать единовременную информацию.

Воспитатель должен заниматься самообразованием:

1. Постоянно работать над темой по самообразованию.

2. Пополнять свои знания по современной педагогике и психологии.

3. Работать над расширением общеобразовательного кругозора.

4. Регулярно знакомиться с новинками педагогической литературы.

5. Своевременно знакомиться с нормативно-правовой документацией.

6. Периодически проходить курсовую подготовку.

Санитарно-гигиенические требования к распорядку дня

  • Интервалы между приемами пищи должны составлять не более 3,5-4 часов.
  • Рекомендуется следующий режим питания: завтрак дома, второй завтрак на 2 перемене, обед 13.00-13.30 часов и полдник в 16.20-16.30 часов после дневного сна. Обязательно обеспечиваются 3-х разовым питанием.
  • Обязателен дневной сон в первом классе: 1-е полугодие – 2 часа, 2-е полугодие – 1,5 часа.
  • Обязательное пребывание на воздухе 2.5-3 часа.
  • Ежедневное проведение занятия на воздухе «Спортивный час», которое заполняется подвижными и спортивными играми, простейшими соревнованиями.
  • Продолжительность клубных занятий не более 30 минут -1-е классы,
2-4 классы – 40 минут.
  • Просмотр диафильмов и телепередач не следует проводить чаще
2-х раз в неделю. Длительность просмотра диафильмов до 30 минут, телепередач – 30-45 минут.
  • Посещение кинотеатров, выставок, экскурсий проводить не чаще 1-2 раз в месяц.

ВИДЫ ПРОГУЛОК И ИХ ОРГАНИЗАЦИЯ Часто понятие прогулка смешивают с такими понятиями, как экскурсия, игра, занятия спортом и трудом. Это происходит потому, что в обычной жизни прогулка часто сочетается с различными видами занятий на воздухе.

При работе в группе продленного дня предлагаем использовать виды прогулок, которые можно подразделить следующим образом:

  1. ПРОГУЛКА НАБЛЮДЕНИЕ за
  • сезонными изменениями в природе;
  • особенностями растительного мира;
  • жизнью домашних и диких животных;
  • трудом и отдыхом людей.
  1. ПРОГУЛКА- ЗАДАНИЕ, имеющая цель
    • поздравить товарищей или взрослых с праздником;
    • пригласить гостей на классное или школьное мероприятие;
    • известить население, родителей, товарищей о каком-нибудь событии или мероприятии;
    • оказать шефскую помощь.
  2. ПРОГУЛКА-ЗАДАЧА, направленная на решение какой-нибудь практической задачи. Например, предлагается определить:
    • расстояние;
    • величину предмета;
    • высоту предмета;
    • его цвет;
    • крутизну склона;
    • направление и скорость ветра.
  3. ПРОГУЛКА-ПОИСК. Во время этой прогулки учащиеся получают задание отыскать:
    • лекарственные травы;
    • сеянцы;
    • семена деревьев;
    • природный материал для гербария, коллекции и т.д.
  4. ПРОГУЛКА-ПОХОД на:
    • скорость;
    • выносливость;
    • дисциплину;
    • внимание;
    • ориентирование на местности.
  5. ПРОГУЛКА-ФАНТАЗИЯ должна представить возможность:
    • сделать зарисовку;
    • изготовить поделку из природного материала;
    • сплести венок, корзину;
    • составить букет из листьев, цветов, веток;
    • придумать сказку, стихотворение, рассказ.
  6. ПРОГУЛКА-ПОКАЗ, ставит перед воспитателем самые разнообразные задачи. Познакомить и показать:
    • местные достопримечательности;
    • различные предметы и объекты;
    • редкие цветы, деревья, кустарники;
    • разнообразные свойства, признаки предмета.
  7. ПРОГУЛКА-ПРАКТИКУМ, предусматривает закрепление знаний и умений учащихся:
    • по правилам дорожного движения;
    • по технике безопасности;
    • по трудовым навыкам;
    • по ориентированию;
    • по культуре поведения.
  8. КОМБИНИРОВАННАЯ ПРОГУЛКА проводится в сочетании с:
    • играми;
    • спортивными занятиями;
    • трудом;
    • экскурсионной работой.

Прогулка проводится один раз в неделю до самоподготовки.

Ее продолжительность – 1,5 часа. Воспитатель определяет три цели прогулки: познавательную, воспитательную, развивающую.

ПОДГОТОВКА К ПРОГУЛКЕ

  1. Определить вид прогулки.
  2. Установить цель.
  3. Разработать маршрут, ознакомиться с ним.
  4. Выбрать место проведения.
  5. Определить затраты времени на прогулку.
  6. Разработать задание.
  7. Наметить виды деятельности учащихся.
  8. Составить конспект прогулки.

ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ПРОГУЛКИ

  1. Предупредить о прогулке заранее, чтобы одежда и обувь соответствовали погоде.
  2. Сообщить цель прогулки.
  3. Рассказать о маршруте и заданиях.
  4. Указать порядок следования по маршруту.
  5. Назначить ответственных.
  6. Провести инструктаж по ТБ.
Правила ведения журнала ГПД
  1. Журнал ГПД рассчитан на учебный год. Ведение его обязательно для каждого воспитателя.
  2. Нумерация журнала ГПД начинается со страницы «Режим в группе продлённого дня». Все записи в журнале ведутся разборчиво, аккуратно, чернилами или пастой (по решению педагогического совета).
  3. Режим ГПД записывается по четвертям, в соответствии требованиям СанПина, учитывая возрастные особенности младшего школьника.
Страницу «Режим в группе продлённого дня» заполняет воспитатель не позднее первого дня каждой учебной четверти.
  1. В журнал разрешается вносить фамилии только тех учеников (в алфавитном порядке), чьё зачисление в ГПД оформлено приказом директора школы.
Если ученик начал посещать группу в течение учебного года, его фамилия заносится в конец списка.

Зачисление и отчисление учащегося фиксируется на странице «Данные об учениках группы» с указанием даты соответствующего приказа по общеобразовательному учреждению.

  1. Воспитатель ежедневно отмечает отсутствующих учащихся буквой «н».
  2. В графах «Работа воспитателя» делается запись о количестве отработанных в группе часов (6 часов или 3 часа).
Содержание работы с детьми оформляется на двух строках с указанием темы занятия на воздухе (прогулка) и в помещении (клубного часа).
  1. Страницы «Показатели состояния здоровья учеников» заполняет воспитатель согласно «Листку здоровья» классного журнала не позднее 20 сентября (I полугодие) и 20 января (II полугодие).
  2. Страницы «Сведения о занятиях учеников в кружках, секциях, студиях и др.» заполняет воспитатель на каждую учебную четверть.
  3. Страницы «Сведения об учениках группы», «Сведения о родителях учеников» заполняет воспитатель группы в начале учебного года. При необходимости вносятся изменения.
  4. Схема рассадки учащихся выполняется воспитателем согласно «Листку здоровья» на I полугодие до 20 сентября, на II полугодие до 20 января.
  5. Руководитель учреждения образования и его заместители по учебной (учебно-воспитательной) работе обеспечивает сохранность журналов ГПД (1 год) и регулярно осуществляют контроль за правильностью их ведения и выполнения календарно-тематического планирования.

Документация воспитателя

группы продлённого дня

  1. Положение о группе продлённого дня общеобразовательного учреждения.
  2. Должностная инструкция воспитателя группы продлённого дня.
  3. Режим группы продлённого дня, утверждённый руководителем общеобразовательного учреждения.
  4. Перспективный план работы воспитателя на учебный год.
  5. Календарно-тематический план работы на четверть с выделением каждой учебной недели.
  6. Ежедневный план работы.
  7. План работы с законными представителями учащихся.
  8. Журнал группы продлённого дня.
Кроме того, воспитатель группы продлённого должен иметь рабочие материалы для проведения самоподготовки, клубных часов, занятий по интересам, спортивных часов, прогулок

Требования к календарно-тематическому плану

работы воспитателя ГПД

  1. Анализ работы ГПД за прошедший год.
  2. Краткая характеристика группы (отдельных учащихся): по составу, по успеваемости, по уровню воспитанности, по уровню развития.
  3. Задачи на четверть (ведущая воспитательная задача на данном отрезке времени).
  4. Основные виды деятельности. Название периода. Работа с семьёй.
  5. Индивидуальная работа с учащимися (преемственность работы воспитателя и учителя – дневник взаимосвязи).
  6. Работа с родителями.

Правила для составления недельного расписания занятий

  • ежедневно воспитатель группы продлённого дня готовится к двум занятиям – на воздухе и в помещении;
  • занятия школьных кружков, секций планируются на то время, когда проводятся внеклассные общеразвивающие занятия в группе;
  • план общешкольных мероприятий предусматривает время на их проведение в промежутке между уроками и самоподготовкой;
  • расписание общеразвивающих внеклассных занятий группы утверждается руководителем общеобразовательного учреждения;
  • расписание должно быть стабильным. Внесение изменений в расписание уроков требует пересмотра расписания и занятий с группой.

ПРИЛОЖЕНИЕ Азбука безопасности.

1.Не садись в машину к незнакомым людям или к тем, с кем у тебя плохие отношения.

2. Не подходи близко к машине , если тебя зовёт незнакомый человек.

3. Никогда не говори, что ты один дома. Скажи, что родители не могут подойти к телефону и перезвонят.

4. Не оставляй открытыми двери или окна, если ты один дома.

5. Никогда не входи в дом к незнакомым людям.

6. Никогда не бери сладостей от незнакомцев, не пускай в дом незнакомых людей.

7. Не говори никому об отпуске родителей, что дома никого не будет.

8. Никогда не играй и не гуляй поздно вечером. Не ходи по тёмным или плохо освещённым улицам.

9. Никогда не играй один в таких безлюдных районах, как лес, стоянки машин, стройки.

10. Не показывай деньги при людях и не хвастайся, что дома есть дорогие вещи.

11. Никогда не играй с опасными предметами.

12. Всегда говори родителям, куда ты идёшь и когда вернёшься.

Помни, что вне дома, среди незнакомых, следует остерегаться.

Мудрости.

  1. Всегда поступай так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой.

  1. Не бойся предлагать свою помощь другим.
  1. Не мешай окружающим тебя людям работать и отдыхать.
  1. Научись сам замечать, где нужна твоя помощь.
  1. Умей уважать чужое мнение и чужие привычки, будь терпимым к другим людям, но никоим образом не мирись с их недостатками.

Памятки ученику.

Для приготовления устных заданий.

  1. Вспомни, что ты узнал на уроке. Прочти задание по учебнику. То, что не понятно, прочти 2 и 3 раза.
  2. Продумай, что в прочитанном – главное. Составь план рассказа.
  3. При чтении учебника обращай внимание на разбивку текста, на заголовки параграфов. Используй вопросы в конце каждого параграфа учебника.
  4. При чтении учебника пользуйся иллюстрациями. Каждое новое для тебя задание нужно постараться найти в словаре и запомнить.
Для приготовления письменных заданий.
  1. Прежде чем приступить к выполнению задания, нужно исправить ошибки в предыдущих работах.
  2. Повтори по учебнику правило, с которым связано выполнение задания.
  3. Выполни письменное задание. Проверь каждое слово и предложение.
  4. Замеченные ошибки аккуратно исправь. Если в работе много исправлений, то лучше переписать её заново.
Инструкция «Как работать с памяткой»
Не всегда на уроке у учителя найдётся время познакомить Вас с содержанием очередной памятки. Со многими из них Вы впервые встретитесь дома. От того, насколько правильно Вы научитесь работать с памяткой, зависит не только успешное выполнение домашнего задания, но и бюджет Вашего свободного времени. Самостоятельно работать с памяткой лучше так:
  • Прочтите внимательно название памятки и подумайте, почему она так озаглавлена. В названии – суть памятки.
  • Изучите внимательно содержание памятки.
  • Ответьте на вопрос: «Все ли я делаю так, как советуют памятки?»
  • Если Вы что-то делаете по-другому или в иной последовательности, подумайте, почему лучше делать так, как говорится в памятке. В случае затруднений или возникновения сомнений обратитесь за разъяснением к учителю.
  • Теперь постарайтесь выполнить задание так, как советует памятка. Для этого прочтите пункт 1, проговорите его про себя и выполните его. Это будет первый шаг. Обратитесь ко второму пункту памятки и выполните все действия в той же последовательности. И так шаг за шагом.
  • После выполнения упражнения обратитесь к памятке еще раз и проверьте, хорошо ли Вы усвоили ее содержание. Не пренебрегайте этим последним советом: в следующий раз при выполнении подобного упражнения памятки может не оказаться под рукой.
Как работать на уроке в паре
  1. Внимательно прочитайте задание.
  2. Если ты выполняешь задание с товарищем, который приблизительно равен тебе по силам, то старайтесь разделить всю работу поровну. Помогайте друг другу в случае затруднений, тактично исправляйте ошибки друг друга.
  3. Если твой товарищ справляется лучше тебя, не стесняйся обратиться к нему за помощью, попросить что-то объяснить. Но не злоупотребляй этим. Не обижайся на товарища, если он исправит ту или иную ошибку.
  4. Если ты видишь, что твой товарищ справляется хуже тебя, помоги ему, однако старайся делать это так, чтобы он сам работал с полным напряжением сил. Следи за тем, не делает ли он ошибок, если делает, то тактично и доброжелательно исправляй их.
Запомни главное правило: в любом коллективном деле нужна согласованность действий и готовность помочь своему товарищу. Ты в ответе за него. Он – за тебя.
Как работать над параграфом учебника
  1. Внимательно прочитай название параграфа, уясни, и чём в нём говорится.
  2. Прочитай весь параграф. Найди в нём главное. Отметь непонятные места, выражения, слова. Попытайся разобраться в них самостоятельно. В случае необходимости обратись к предыдущим параграфам, к своим товарищам, а если нужно, к учителю.
  3. Проследи, из каких частей состоит правило, какие признаки изучаемого материала в нём отличаются. Найди эти признаки в примерах.
  4. Сопоставь изучаемый параграф с параграфом, в котором излагается похожий материал, изученный ранее. Найди в них сходное и различное.
  5. Установи, что ты узнал из нового параграфа.
  6. Перескажи содержание параграфа.
  7. Попытайся запомнить вывод из параграфа, а правило выучи наизусть.
  8. Будьте терпеливы
  9. Проследи по учебнику, как применяется данное правило. Сделай то же на своем примере. Если ты выполнял задание письменно, проверь написанное.
Самоподготовка
  1. Выполнять домашнюю работу нужно начинать в точно установленное время.
  2. Прежде чем начинать заниматься, проверь готовность рабочего места.
  3. Приступая к работе, сосредоточься, подумай, с чего начнёшь.
  4. Старайся все затруднения разрешить самостоятельно.
  5. О задании узнавай в дневнике или по закладкам в учебнике.
  6. Забыл правило, постарайся вспомнить, проверь себя по учебнику.
  7. Начинай самоподготовку в определённом порядке.
  8. Через каждые 35-40 минут работы, связанной со зрительной нагрузкой, делай перерывы на 5-10 минут для отдыха.
Правило проверки
  1. Наметь порядок выполнения проверки: сначала проверь по смыслу, потом проверь по написанию.
  2. Чтобы проверить предложение по смыслу:
  3. Прочитай предложение вслух.
  4. Проверь, подходят ли слова друг другу.
  5. Нет ли пропуска слов в предложении.
  6. О чем говорится в предложении, бывает ли так.
  7. Чтобы проверить предложение по написанию:
  8. Читай каждое слово по порядку по слогам и выделяй каждый слог.
  9. Проверь, подходят ли буквы к слову.
  10. Нет ли пропуска букв?
Для проверки орфограммы
  1. Какую букву (какие буквы, часть слова) проверяешь?
  2. На какое правило? Определи способ проверки (какое правило следует применить, или проверить по словарям, или другой способ).
  3. Выполни все «шаги» (ступени) проверки, не пропусти! Сделай вывод, как писать правильно.
  4. Напиши правильно.
Как готовить домашнее задание по русскому языку
  1. Работу начинай с работы над ошибками. Повтори правила, которые забыл.
  2. Выучи и повтори заданное правило. Придумай свои примеры на это правило.
  3. Прочитай задания упражнения.
  4. Прочитай всё упражнение. Устно выполни задания к нему.
  5. Выполни упражнение письменно.
  6. Проверь всю работу.
Правила списывания предложения или текста
  1. Прочитай предложение, текст.
  2. Подумай, понимаешь ли ты, что будешь писать.
  3. Прочитай внимательно каждое предложение.
  4. Запомни, как пишутся слова в предложении.
  5. Списывай частями или целыми предложениями.
  6. Проверь, правильно ли ты списал.
Как решать задачи
  1. Прочитай задачу и представь себе, о чем говорится в задаче.
  2. Запиши задачу кратко или выполни чертеж.
  3. Поясни, что показывает каждое число, повтори вопрос задачи.
  4. Подумай, можно ли сразу ответить на вопрос задачи. Если нет, то почему. Что нужно узнать сначала, что потом?
  5. Составь план решения.
  6. Выполни решение.
  7. Проверь решение и ответь на вопрос задачи.

Прогулка «В гости к огородному Подрастаю»

Задачи: познакомить детей с растениями, растущими на школьном дворе.

План прогулки.

  1. Перед прогулкой, воспитатель, представляет детям Огородного Подрастая (его роль играет кто-нибудь из вожатых), который проводит с детьми викторину о культурных растениях, цель которой – выяснить, какие местные культурные растения знают дети. Во время беседы выясняется, выращивают ли их родители овощи и фрукты, помогают ли им дети, как.
  2. Познакомить детей с правилами поведения на школьном дворе и гигиеной питания.
  3. На прогулке Огородный Подрастай в форме загадок рассказывает детям, что растет на огороде:
За кудрявый хохолок

Лису из норки поволок.

На ощупь – очень гладкая,

На вкус – как сахар сладкая. (Морковь).

Вверху зелено,

Внизу красно,

В землю вросло. (Свекла.) Как надела сто рубах,

Захрустела на зубах. (Капуста.)

Неказиста, шишковата,

А придет на стол она,

Скажут весело ребята:

«Ну, рассыпчата, вкусна!» (Картошка.)

Прежде чем его мы съели,

Все наплакаться успели. (Лук.)

Летом – в огороде,

Свежие, зеленые,

А зимою – в бочке,

Желтые, соленые. (Огурцы.)

Велика, тяжела

Золотая голова,

Отдохнуть прилегла.

Голова велика,

Только шея тонка. (Тыква.)

  1. Игра «Цветовые оттенки».Во время прогулки детям предлагается найти листья и цветы разных растений и разных оттенков и составить красивые букеты и компазиции.
  2. Итог прогулки: Что понравилось? Что не понравилось?

« Осенняя пора»

Цель: обратить внимание детей на красоту природы в период золотой осени, учить любоваться ею.

Содержание:

Подготовительная работа.

В тёплые дни « бабьего лета» читаем сказку:

- Когда-то давным-давно злой волшебник превратил маленькую красивую птичку в паучка за то, что она отказалась петь ему весёлые песни, когда все люди и животные плакали. « Ты никогда больше не споёшь ни одной мелодии, ха-ха-ха, гадкая птица! Но это не всё! Ты больше не сможешь летать – твои крылья превратятся в дополнительные пары ног! Так я проучу тебя!» - в ярости кричал волшебник. А бедная птичка горько-горько плакала, ведь все её друзья и подруги осенью опять умчатся в тёплые страны навстречу приключениям, а её суждено отныне зимовать здесь, в холодной коре деревьев или неуютном уголке квартиры…

Долго проплакав, птичка уснула, и во сне её приснилась добрая фея, которая научила маленьким хитростям передвижения по воздуху. С тех пор птичка не боится наступления осени.

- А теперь давайте выйдем на улицу и посмотрим, как же летает необычный паучок.

Этапы путешествия:

1 этап: « Бесстрашные пилоты».

Ребята выходят на улицу и, устроившись под деревом, наблюдают за осенней листвой, летающей паутиной ( « смотрят осень» )

Воспитатель предлагает детям поближе познакомится с паучком и его летательным аппаратом. Для этого они осматривают ближайшие деревья, стены школы.

Воспитатель обращает внимание детей на паучка:

- Дети, наш знакомый паучок только что пел такую песенку:

Я летел, летел, летел,

Приземлится захотел.

Паутинка, помоги,

Ты меня останови!

- Как вы думаете, с помощью каких « тормозов» остановился паучок?

Ребята предлагают свои варианты ответов, а воспитатель обращает внимание на клейкость паутины, на её способность прилипать к твёрдым предметам: листьям и веткам деревьев, прохожим, скамейкам и т. д.

- Ребята, наш паучок (вы помните, что это смелая пташечка, заколдованная злым волшебником?) каждую осень собирается в полет в теплые страны, потому что боится замерзнуть, погибнуть от голода в лютый мороз.

- О чём могут, на ваш взгляд, мечтать другие паучки, отправляясь в полет?

Чтения отрывка из стихотворения «Октябрь – бабье лето».

На прощанье бабье лето

Подарила столько света!

Паутинку ветер рвет-

Паучка зовёт в полет!

Воспитатель предлагает ребятам смелым паучкам пожелать удачи, счастья перед дальнейшей дорогой, ведь доброе слово всегда поможет в трудную минуту. 2 этап «Короткая, но дивная пора».

По заданию воспитателя дети внимательно всматриваются в окружающий мир природы и находят в нем приметы осени. Подводя итоги наблюдений, воспитатель отмечает, что осень не всегда будет такой солнечной, теплой- впереди ненастные дни, обложные дожди, ледяной ветер, и эта пора тоже будет называться осенью.

Детям дается задание: придумать для периода осени с летящей паутиной, золотыми березками свои названия. Выслушав детей, воспитатель сообщает, что этот период осени, в народе называют «бабье лето». И одной из его примет являются летучие странники – пауки и «Пряжа богородицы», как кое-где бабушки называют летучую паутинку.

Многие поэты, прозаики общались в своих произведениях к красоте природы, её разнообразию, мелодичности.

Дети составляют сказки об осени, путешествие паучков.

Рефлексия: «Встреча с осенью»

Цель: показать детям, что природа прекрасна во все времена года, дать возможность детям показать знания, полученные на занятиях; объяснить, что в природе ничего не происходит случайно: опавшие листья нужны растениям зимой и осенью на земле, воспитывать любовь к природе.

Воспитатель:

- Как вы понимаете пословицу: Растенье - земли украшенье?

- Сегодня мы с вами понаблюдаем за одним деревом. За каким вы узнаете, отгадав загадку.

Русская красавица

Стоит на поляне,

В зелёной кофточке,

В белом сарафане.

- По каким признакам догадались, что это берёза?

- Какая кофточка у берёзы осенью?

Предлагаю детям отыскать берёзу на школьном дворе.

- Расскажите всё, что знаете об этом дереве.

- Нравятся ли вам цветные листочки?

- Любите ли вы их собирать?

- Что с ними можно сделать?

- Почему же берёза поменяла зелёную окраску листьев на жёлтую?

Лист зелен, потому, что в нём есть зелёное красящее вещество – хлорофилл. Осенью же это красящее вещество разрушается. Дни убывают. Света становится всё меньше и меньше. Зёрна хлорофилла продолжают разрушаться, а новые образуются медленнее, чем летом и лист бледнеет, становится жёлтым.

А затем деревья сбросят листья, которые укроют землю сплошным ковром и защитят корни деревьев от морозов.

Опавшие листья на земле – это не мусор, они очень нужны почве и растениям.

Игра: « Мы – осенние листочки «.

Мы – листочки, мы – листочки,

Мы – осенние листочки.

Мы на веточках сидели

Ветер дунул – полетели.

Дети стоят кружком с листочками в руках. Разбегаются.

Мы летали, мы летали,

А потом летать устали!

Перестал дуть ветерок –

Мы присели все в кружок.

Дети бегают, помахивая листочками. Приседают на корточки, поднимая листочки над головой.

Ветер снова вдруг подул

И листочки быстро сдул.

Все листочки полетели

И на землю тихо сели.

Разбегаются, помахивая листочками. Подбрасывают листочки вверх и следят, куда они упадут.

Игра: « Узнай дерево по описанию «.

1.Королевой лиственных лесов называют эту зеленокудрую красавицу, вдохновляющую многих писателей, поэтов и художников. Но любят это дерево не только за красоту. Древесина его ценится как материал для фанеры, шкатулок, лыж, полозьев для саней. Цветочные серёжки, листочки, почки используют в медицине, сок считается одним из лучших напитков. (Берёза ).

2.Это дерево называют медовым. Оно цветёт всего 10 – 12 дней, но пчёлы ухитряются собрать за это время с одного дерева такое количество мёда, какое даёт гектар гречихи. ( Липа ).

3.Эта красавица с тонким, стройным стволом, усыпанная алыми гроздьями ягод, воспета народом в песнях, стихах, былинах. Сочными ягодами охотно лакомятся птицы. (Рябина ).

Вопрос для любознательных:

- У какого дерева даже в самый жаркий летний день кора остаётся прохладной? (У берёзы ).

Творческое задание:

1.Собрать листья для аппликации.

2. Придумать сказку « Про осенний листок»

«Осень просим»

Цель: расширять и углублять знания детей о явлениях природы; показать, что осень – пора сбора урожая, воспитывать любовь к родной природе, уважение к людям труда (труженикам полей).

Воспитатель:

- Отгадайте загадку об одном из осенних месяцев.

Опустел наш школьный сад,

Паутинки вдаль летят,

И на каждый край земли

Потянулись журавли.

Распахнулись двери школ,

Что за месяц к нам пришёл?

(Сентябрь.)

Прогулку можно провести в ближайшем саду.

Обращается внимание на то, что золотая осень – это не только пора года, но и время уборки урожая, поэтому её называют в народе «богатая».

Организуется игра «Осень просим» по сюжету стихотворения Е. Благининой.

Игра «Осень просим».

- Здравствуй, Осень!

Здравствуй, Осень!

Хорошо, что ты пришла.

У тебя мы, Осень, спросим,

Что в подарок принесла?

Дети становятся в круг.

Осень.Принесла я вам муки…

Дети. Значит, будут пирожки!

Осень. Принесла вам гречки!

Дети. Каша будет в печке!

Осень.Принесла вам овощей!

Дети. И для супа, и для щей!

Осень.Рады ли вы грушам?

Дети. Мы их впрок насушим!

Осень. А уж яблоки – что мёд!

Дети. На варенье, на компот! Обращается внимание на плодовые деревья, растущие в саду. Дети узнают их, дают описание. Какие дары принесла осень людям?

Загадки осени.

Любопытный красный нос

По макушку в землю врос.

Лишь торчат на грядке

Зелёные пятки.

Кто я?

(Морковь.)

Весной повисло-

Всё лето кисло.

А сладко стало-

На землю пало.

Кто я?

(Яблоко.)

На плетне зелёный крюк,

На крюке висит сундук.

В сундуке пять ребят

Смирно рядышком сидят.

Вдруг раскрылся сундук-

Всё рассыпалось вокруг!

Кто я?

(Горох)

Был зелёным плод-

Не просился в рот.

Положили в лёжку-

Он сменил одёжку:

Красную надел-

Для еды поспел.

Кто я?

(Помидор)

Красна, а не калина;

Горька, а не осина;

Кругла, а не лукошко;

Хвост есть, а не кошка.

Кто я?

(Репа)

Я большой, как мяч футбольный,

Если спелый - все довольны.

Так приятен я на вкус.

Кто я?

(Арбуз)

- Кто занят сбором урожая?

- Много ли работы у тружеников полей?

- Видели ли вы, как убирают картофель на колхозном поле?

- Какие ещё работы по сбору урожая вам доводилось видеть?

- Какие машины помогают человеку в этом нелёгком труде?

- Как вы понимаете пословицы:

1. Осенью и грач – богач.

2. Осенью и воробей сыт.

- Чем может хозяин угостить осенью гостей?

Обобщение.

Прогулка –фантазия

Тема:

«Сказки в лесу»

Цель:

развивать внимание и образное мышление, эмоциональную отзывчивость на окружающую природу;

развивать речь учащихся.

Место проведения: лес

Ход прогулки

  1. Объявление цели прогулки. Вступительное слово:
Все вы любите сказку. Мы много их читали вместе. А скажите, в каких сказках герои живут в лесу? В каких сказках действие происходит в лесу?

Сегодня мы пойдем на прогулку в лес и постараемся найти в нашем лесу свои любимые сказки.

Героев, каких сказок мы могли встретить в зимнем лесу? Снегурочку берендеев, 12 месяцев, Бабу-Ягу, серого волка, хитрую лису, зайца.

  1. Наблюдение за окружающим лесом.
Посмотрите вокруг. Какой лес?

Деревья голы

Ковер зимы

Покрыл холмы,

Луга и долы.

Все цепенеет

Лишь ветер злой

Бушуя воет

И небо кроет

Седою мглой (Баратынский)

Кто может жить здесь?

Посмотрите внимательнее. Сухие сучья на деревьях. Серый куст. Порыжела трава. Кое-где кочки снега. Невеселый пейзаж. А где мы поселим серого волка? Почему?

Тропинка дальше вьется. Что это за зелень в лесу? Но не радует она глаз. Сонные стоят сосны и ели. Пусть сосны и ели

Всю зиму торчат

В снега и метели

Закутавшись спят

Их тощая зелень

Как иглы ежа

Хоть век не желтеет

Но век не свежа.

Что приготовила им зима? Как вы думаете, о чем может думать эта маленькая елочка?

А давайте подумаем, о чем могут рассказать нам сухие опавшие листья, одинокие елочки на поляне?

О чем они вспоминают сейчас? Давайте попробуем сочинить коротенькие сказки. Лучшие сказки мы запишем и нарисуем к ним иллюстрации. У нас получится альбом сказок из нашего леса.

  1. Подвижные игры на лесной поляне.
В сказочном лесу происходят чудеса. Сейчас мы все превращаемся в веселых белочек.

1) Будем играть в игру «Друг – дружок, уступи дубок».

У каждой белки свое дерево – дом. У водящего дома нет. Водящий подходит к любой белке и говорит: «Друг – дружок, уступи дубок». Белка не должна уступать свой дом. Она бежит по кругу вправо, а водящий влево. Она по внешнему кругу обегают все дома, дотрагиваются до каждого дерева. Та из белок, которая первой прибежит к дереву, от которого начинали бег, под ним и остается. Белка, оставшаяся без дома, водит.

2) Игра «Зверь, птица, небылица».

Литература:
  1. Осипова М.П. Методика воспитательской работы – Мн., 1991
  2. Воспитание. Подготовительный класс./ Под ред. Осипова М.П. – Мн., 2000

Слушаем музыку природы.

страница 1 страница 2 страница 3 страница 4

gymnazya.ru


KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта