Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

Родные пенаты. 10 самых известных воспитанников Царскосельского Лицея. Кто из лицеистов однокашников пушкина издавал литературные журналы


Судьбы однокашников Пушкина

 

В 1811 году первыми воспитанниками Царскосельского лицея, одноклассниками юного Александра Пушкина, стали 30 дворянских детей.

После выпуска участники пушкинского кружка и остальные лицеисты ежегодно собирались 19 октября для празднования Дня Лицея, однако с каждым годом на торжество приходило все меньше людей.

НИКОЛАЙ РЖЕВСКИЙ, НИКОЛАЙ КОРСАКОВ, СИЛЬВЕРИЙ БРОГЛИО

Через восемь лет после выпуска, в 1825 году, Александр Пушкин был в ссылке в Михайловском. Оттуда он отправил однокурсникам стихотворение «19 октября». Вспоминая тех, с кем шесть лет делил все радости и горести, поэт с сожалением отметил, что многих лицейских товарищей уже нет в живых.

Увы, наш круг час от часу редеет;

Кто в гробе спит, кто дальный сиротеет,

Судьба глядит, мы вянем; дни бегут;

Невидимо склоняясь и хладея,

Мы близимся к началу своему…

Кому ж из нас под старость день Лицея

Торжествовать придется одному?

К этому моменту не стало уже троих из первого выпуска Царскосельского лицея. Первым ушел Николай Ржевский в 1817 году. В лицее молодой человек имел прозвище «Кис», потому что был слабо развит физически. Николай Ржевский — офицер армии в Изюмском гусарском полку — через несколько месяцев после выпуска из Лицея скончался «от гнилой нервической горячки» — тифа. В 1820 году не стало Николая Корсакова — его унесла чахотка. А офицер армии и итальянец по происхождению Сильверий Броглио погиб в освободительной войне против турецкого ига между 1822 по 1825 годом.

АНТОН ДЕЛЬВИГ

На 33 году жизни от «гнилой горячки» скончался и Антон Дельвиг. Пушкина глубоко потрясла ранняя смерть близкого друга. «Грустно, тоска. Вот первая смерть мною оплаканная… никто на свете не был мне ближе Дельвига», — писал Пушкин поэту Петру Плетневу, получив в Москве печальное известие.

Дельвиг начал писать стихи очень рано и первым из лицеистов опубликовался. Ему же принадлежит и первый печатный отзыв о Пушкине, тогда еще неизвестном молодом поэте. Их дружба продолжалась и после Лицея: Пушкина и Дельвига можно было встретить на заседаниях «Зеленой лампы» — общества дворянской молодежи, на празднованиях Дня Лицея и в литературных салонах столицы. В годы ссылки Пушкина друзья постоянно переписывались, а в апреле 1825 года Антон Дельвиг даже приезжал в Михайловское с визитом.

Дельвиг не только писал стихи, но и выпускал альманах «Северные цветы», был редактором «Литературной газеты». Оба издания объединяли прогрессивных поэтов пушкинского круга. После его конфликта с шефом жандармов Александром Бенкендорфом «Литературную газету» закрыли. А поэт вскоре заболел и скоропостижно скончался.

ВИЛЬГЕЛЬМ КЮХЕЛЬБЕКЕР

Вильгельма Кюхельбекера, или Кюхлю, как его называли, лицейские товарищи любили за добродушие, открытость и порядочность. При этом, по словам его однокашника Модеста Корфа, Кюхельбекер стал «предметом неистощимых наших насмешек в лицее за свои странности, неловкости и смешную оригинальность».

Стихи были страстью Кюхельбекера. На некоторые из них — неудачные с точки зрения лицеистов — Александр Пушкин писал эпиграммы. Обычно Вильгельм Кюхельбекер не обижался, но однажды шпилька Пушкина все-таки попала в цель.

За ужином объелся я,

А Яков запер дверь оплошно –

Так было мне, мои друзья,

И кюхельбекерно, и тошно.

Кюхля взбесился и тут же вызвал Пушкина на дуэль. «Кюхельбекер стрелял первым и дал промах. Пушкин кинул пистолет и хотел обнять своего товарища, но тот неистово кричал: стреляй, стреляй! Пушкин насилу его убедил, что невозможно стрелять, потому что снег набился в ствол. Поединок был отложен, потом они помирились», — вспоминал поединок товарищ дуэлистов Федор Матюшкин.

Спустя шесть лет, в 1825 году, Кюхельбекер примкнул к восстанию декабристов. Он стрелял в великого князя Михаила Павловича на Сенатской площади, но пистолет дважды дал осечку. После подавления восстания Кюхельбекер бежал в Польшу. Там его поймали и приговорили к смертной казни. По просьбе великого князя Михаила Павловича — того самого, которого он чуть не застрелил на Сенатской площади, Кюхельбекера помиловали и осудили на каторжные работы, замененные одиночным заключением в крепости.

14 октября 1827 года Пушкин ехал из села Михайловское в Петербург, и в этот же день, в это же время Кюхельбекера перевозили из Шлиссельбургской крепости в другую, расположенную в Латвии. На глухой почтовой станции Залазы их пути по счастливому стечению обстоятельств пересеклись. Пушкин записал в своем дневнике: «Мы кинулись друг другу в объятия, жандармы нас растащили». Это была последняя встреча двух товарищей.

В 1835 году Кюхельбекера отправили на поселение в город Баргузин Иркутской области. Годы, проведенные в крепости и ссылке, подорвали его здоровье. Он начал болеть, и в 1845 году ослеп. Умер Вильгельм Кюхельбекер в Тобольске 11 августа 1846 года от чахотки. Он пережил Александра Пушкина на девять лет.

ИВАН ПУЩИН

Вторым лицейским товарищем Пушкина, который оказался на Сенатской площади в рядах восставших декабристов, был Иван Пущин. В годы учебы он был одним из лучших друзей поэта. Благоразумный, рассудительный Пущин положительно влиял на вспыльчивого Пушкина. Модест Корф писал о нем: «Со светлым умом, с чистой душой, с самыми благородными намерениями, он был в лицее любимцем всех товарищей», а Пушкин посвящал ему стихи — «К Пущину», «Воспоминание», «Вот здесь лежит больной студент», «В альбом Пущину».

Вскоре после окончания учебы в Лицее Пущин вступил в первое тайное общество «Священная артель», основанное гвардейскими офицерами в 1814 году. Позже был членом тайных политических обществ — Союза спасения и Союза благоденствия.

11 января 1825 года Пущин приехал в Михайловское к ссыльному Пушкину. «Он как дитя был рад нашему свиданию», — позже написал Пущин.

…Поэта дом опальный,

О Пущин мой, ты первый посетил;

Ты усладил изгнанья день печальный,

Ты в день его лицея превратил.

В том же году, незадолго до событий 14 декабря, Иван Пущин вернулся в Петербург, чтобы участвовать в восстании. После его подавления Верховный уголовный суд признал Пущина «виновным в участии в умысле на цареубийство одобрением выбора лица, к тому предназначенного, в участии управлением общества, в принятии членов и в отдаче поручений и, наконец, в том, что лично действовал в мятеже и возбуждал нижних чинов», и приговорил к смерти через повешение, которую заменили пожизненной каторгой.

Через год Пушкин, рискуя попасть в опалу, послал Пущину в сибирские рудники стихотворение «Мой первый друг, мой друг бесценный…»:

Молю святое провиденье:

Да голос мой душе твоей

Дарует то же утешенье,

Да озарит он заточенье

Лучом лицейских ясных дней.

Спустя 20 лет, в 1856 году, Пущин получил амнистию, а через год женился на Наталье Апухтиной, вдове декабриста Михаила Фонвизина. Последние годы жизни он провел в имении жены Марьино в Бронницах, где и умер 3 апреля 1859 года.

ИВАН МАЛИНОВСКИЙ

Дольше всех из лицеистов, вхожих в пушкинский кружок, прожил Иван Малиновский — старший сын директора Лицея. В годы учебы Малиновский был способным учеником, а товарищи любили его за живой, веселый и добрый нрав. При этом он был вспыльчивым и задиристым, за что и получил прозвище Казак. «Приятель задушевный» — так Пушкин называл Малиновского.

Однажды воспитанники, среди которых были Пушкин, Дельвиг, Малиновский и Пущин, решили устроить вечер с алкоголем — приготовить гоголь-моголь. Для этого смешали ром, сахар и яйца, после чего стали очень веселы (ромом подростков снабдил дядька Фома, которого за это потом с треском выгнали из лицея). Все шло хорошо, но на одного из участников пирушки гоголь-моголь подействовал особенно сильно — он начал шуметь, веселье вскрылось. Студентов чуть не исключили из Лицея, но обошлось.

Мы недавно от печали,

Пущин, Пушкин, я, барон,

По бокалу осушали.

И Фому прогнали вон.

Александр Пушкин, 1814 год

Спустя 23 года, уже после роковой дуэли Пушкина с Дантесом, по воспоминаниям секунданта Константина Данзаса, поэт с сожалением произнес: «Как жаль, что нет здесь ни Пущина, ни Малиновского, мне бы легче было умирать».

Малиновский дослужился до чина полковника и в этом звании вышел в отставку. Много лет избирался предводителем уездного дворянства. Скончался 10 февраля 1873 года от воспаления легких.

Поделиться ссылкой:

Похожие записи

nws24.xyz

Родные пенаты. 10 самых известных воспитанников Царскосельского Лицея | Персона | КУЛЬТУРА

SPB.AIF.RU вспомнил, какие известные личности учились в Лицее, а заодно, какими они были в молодые годы, постигая премудрости науки. 

Александр Пушкин

( 1799 – 1837 )

Разумеется, самым известным и почитаемым выпускником Лицея можно назвать Александра Сергеевича Пушкина, которого уже при жизни негласно короновали, назвав гением и «солнцем русской поэзии».

Нужно сказать, что не прояви отец Пушкина родительской сознательности, учился бы будущий великий поэт в Иезуитском коллегиуме в Петербурге. Однако, узнав о том, что Александр I вознамерился открыть в Царском селе учебное заведение, отец незамедлительно решил, что сын должен поступить именно туда и никуда кроме.  

По сути, в Лицее должны были бесплатно жить и учиться дети родовитых дворян, которым предстояло в будущем занимать важные государственные должности по дипломатической и военной части. Невзирая на то, что подающих надежды отпрысков было много, Лицей готов был принять под свою сень всего только тридцать воспитанников. Стоит отметить, что Пушкин не был столь высокого происхождения, чтобы обучаться вместе с великими князьями. Отец его стал хлопотать, искать протекцию и поддержку влиятельных людей и, наконец, добился своего: сыну разрешили держать экзамен.

Летом юный Пушкин выехал вместе с дядюшкой Василием Львовичем из Москвы в Петербург и, выдержав экзамен, был принят.  По приезду в Лицей поэт стал жить в одной комнате с Иваном Пущиным – будущим декабристом. Как вспоминали близкие друзья и преподаватели, Пушкин часто бывал рассеян, переменчив, неусидчив и не проявлял никаких способностей к математике – поговаривали, что поэт даже плакал на задней парте, смотря на доску, где преподаватель писал цифры да примеры. Между тем, он отлично упражнялся в языках, с увлечением изучал историю и, самое главное, именно в Лицее открыл в себе талант к поэзии, который неустанно оберегал поэт Василий Жуковский, а позже –  Гавриил Державин.

Александр Пушкин, портрет работы О. А. Кипренского. 1827 год. Фото: Commons.wikimedia.org

Александр Горчаков

(1798 — 1883) )

Последнего канцлера Российской империи, Александра Михайловича Горчакова, с юношеских лет отличали таланты, необходимые блестящему дипломату. Его кумиром был граф Иоанн Каподистрия, «управляющий азиатскими делами» МИДа в 1815-1822 годах.

«Желал бы я служить под его начальством», - говорил Горчаков.

В Лицее он постигал не только гуманитарные, но также точные и естественные науки. «Тебе рукой Фортуны своенравной указан путь и счастливый и славный», - писал своему другу Александру его теска, Александр Пушкин. Предсказание поэта сбылось – Горчаков стал главой русского внешнеполитического ведомства при Александре II.

Как писал в одной из своих работ доктор исторических наук, профессор Вячеслав Михайлов, «суть «горчаковской» дипломатии состояла в том, что, играя не столько на противоречиях, а главным образом на нюансах европейской дипломатии, без единого выстрела, без какого-либо жесткого прессинга, в течение нескольких лет Россия оказалась свободна от всех унизительных договоров и вновь вошла в ряд ведущих Европейских держав».

Александр Горчаков являлся кавалером ордена Святого апостола Андрея Первозванного. Фото: Commons.wikimedia.org

Иван Пущин

(1798-1859 )

Иван Пущин был одним из первых близких друзей Пушкина, с которым он делил комнату в Лицее. В будущем Иван Иванович стал декабристом и рассказывал своему товарищу о тайных обществах и вышедшей в свет книге «Горе от ума», которая тогда всколыхнула читающую Россию. Однако в четырнадцать лет это был обычный юноша «с весьма хорошими дарованиями, всегда прилежный и ведущий себя благоразумно, который проявляет благородство, воспитанность, добродушие, скромность и чувствительность. 

Став взрослее, Пущин примкнул к «Священной артели», стал членом «Союза спасения», «Союза благоденствия», «Северного общества» и принадлежал к наиболее революционному крылу декабристов. Позже он был приговорен к смертной казни, замененной двадцатилетней сибирской каторгой. В 1856 году, в возрасте 58 лет, он был возвращен из ссылки. Через год он женился на вдове декабриста Михаила Фонвизина - Наталье Апухтиной. Но брак продлился недолго: 3 апреля 1859 года Иван Пущин скончался в имении Марьино.

Иван Пущин был приговорен к смертной казни, замененной двадцатилетней сибирской каторгой.  Фото: Commons.wikimedia.org

Модест Корф

(1800 —1876)

«Дьячок Мордан» - так прозвали в Лицее сына барона Корфа.

Директор Императорского Царскосельского Лицея Василий Малиновский отзывался о 12-летнем воспитаннике в самых лестных выражениях, отмечая прилежность и опрятность юноши. Лишь среди качеств, которые могли мешать юному Корфу, он указывал «осторожность и боязливость, препятствующие ему быть совершенно открытым и свободным».

Однако эти качества не помешали Модесту Андреевичу сделать блестящую карьеру. Он управлял делами комитета министров, являлся руководителем негласного комитета для надзора за книгопечатанием, был директором Санкт-Петербургской публичной библиотеки. К его заслугам можно причислить то, что он основал в библиотеке особый отдел иностранных книг о России, продвинул составление каталогов, а также смог привлечь частные пожертвования к финансированию учреждения.

«Дьячок Мордан» - так прозвали в Лицее сына барона Корфа. Фото: Commons.wikimedia.org

Михаил Салтыков-Щедрин

(1826 — 1889)

Когда будущий писатель обучался в Лицее, он был примечателен, прежде всего, своим мрачным видом.

Мемуаристка и жена Некрасова Авдотья Панаева вспоминала: «Я видела его еще в мундире лицеиста в начале сороковых годов. Он приходил к нему по утрам по праздникам. Юный Салтыков и тогда не отличался веселым выражением лица. Его большие серые глаза сурово смотрели на всех, и он всегда молчал. Помню только раз на лице молчаливого и сумрачного лицеиста улыбку».

Если Пушкин вспоминал лицей с теплотой, то Салтыков-Щедрин сохранил в воспоминаниях образ казённого учебного заведения, в котором он не нашел ни одного близкого друга и где «педагогика была во всех смыслах мрачная: и в смысле физическом, и в смысле умственном». Впрочем, писатель был прав в своём недовольстве: система обучения в Лицее изменилась с пушкинских времён.

«Своеобразное аристократическое приволье и комфорт сменились серым, нивелированным и достаточно суровым режимом полувоенного интерната». В Лицее той поры систематически наказывали воспитанников: заставляли стоять в углу и заключали в карцер. По воспоминаниям писателя, он не был прилежным учеником, но хорошо знал языки, имел глубокие познания в политической экономии, русской истории и юридических науках.

 Если Пушкин вспоминал лицей с теплотой, то Салтыков-Щедрин сохранил в воспоминаниях образ казённого учебного заведения, в котором он не нашел ни одного близкого друга.  Фото:  www.russianlook.com / www.russianlook.com

Лев Мей

(1822 — 1862) 

За прилежание и успехи будущего русского поэта перевели из Московского дворянского института в Царскосельский лицей, несмотря на то, что он был недворянского происхождения и семья жила в большой нужде.

Моментом взлёта его творческой карьеры стоит считать день и час, когда он близко сошёлся с издателем учёно-литературного журнала «Москвитянин» Погодиным, а позже и с самим драматургом Островским. Произведения Мэя, которые сначала не принимались обществом и клеймились как несовременные и камерные, впоследствии стали широко известны, а сюжеты драм в стихах «Царская невеста», «Псковитянка» и «Сервилия» легли в основу оперы композитора Римского-Корсакова.

Мей перевел «Слова о полку Игореве» с древнерусского языка на литературный язык XIX века.  Фото: Commons.wikimedia.org

Фёдор Матюшкин

(1799 — 1872)

Будущий полярный исследователь и адмирал Фёдор Матюшкин закончил Лицей в один год с Александром Пушкиным. Добродушного мальчика, обладающего мягким характером, но твёрдой волей, сразу же полюбили как сокурсники, так и преподаватели. Буквально в первые месяцы обучения он проявил недюжинные способности к географии и истории. Невзирая на то, что он обладал живым характером, всегда оставался скромным, в табеле, в котором писали характеристики по каждому из выпускников, было указано: «Весьма благонравен, при всей пылкости вежлив, искренен, добродушен, чувствителен; иногда гневен, но без грубости».

Сразу же после окончания курса отправился в кругосветное плавание, а ещё позже участвовал в экспедиции Врангеля. Эти путешествия стали грёзами наяву, которые преследовали его во время учёбы в лицее и которые «подпитывал» Пушкин, рисуя перед воображением Фёдора с помощью своей живой речи и поэзии невиданные и чарующие дальние страны. Любопытно, но своей семьи Матюшкин не имел и, встав на последний якорь в Петербурге, он поселился у лицейского товарища Яковлева. Позже он переехал в гостиницу, где прожил больше 15 лет. Только в последние годы жизни он построил дачу неподалёку от Бологого. Пережил Матюшкин почти всех своих однокурсников.

 В 1811 Фёдор Матюшкин поступил в Царскосельский лицей, который закончил вместе с Пушкиным в 1817 году Фото: Commons.wikimedia.org

Михаил Петрашевский

(1821 - 1866)

Царскосельский университет закончил и русский революционер Михаил Петрашевский – организатор собраний «петрашевцев», которых в 1849 году осудили за эти самые сборища, невзирая на то, что хоть и были все члены его в каком-то роде «вольнодумцами», но были неоднородны по своим взглядам и лишь единицы имели замысли революционного характера.

В свои молодые годы на собрания также приходил Фёдор Достоевский. Именно тогда произошёл скандальный случай, получивший название «инсценировка казни», когда на осуждённых оказали психологическое давление, привезя их на эшафот, и держали до последней минуты, ожидали, что кто-то из них выболтает нужные сведения. На тот момент «осуждённые» уже были помилованы. Это была милая «шутка» от Александра II.

Сам же Петрашевский, который держал дома литературу по истории революционных движений, утопическому социализму, материалистической философии, а также выступал за демократизацию политического строя России и освобождение крестьян с землёй, был сослан на вечное поселение в Сибирь.

Михаил Петрашевский одно время служил переводчиком в министерстве иностранных дел.  Фото: Commons.wikimedia.org

Владимир Вольховский

(1798 — 1841)

Будущий генерал-майор Вольховский был лицеистом первого выпуска. Как это часто бывало, за заметные успехи в учёбе, был переведён из Московского университетского пансиона в Царскосельский Лицей, где получил прозвища «Sapientia» (мудрость) за то, что умел оказать влияние даже на самых упёртых и нерадивых однокашников, и «Суворочка» — уменьшительно-ласкательное от фамилии «Суворов».

Роста Вольховский был небольшого, но обладал сильным характером и несгибаемой волей. По окончании Лицея был замечен в организации «Священная артель» — ставшей предтечей сборища декабристов, а также  участвовал в совещаниях у Ивана Пущина и других членов тайного общества. Позже был отмечен в сражениях русско-турецкой войны и даже был консулом в Египте.

Роста Вольховский был небольшого, но обладал сильным характером и несгибаемой волей.  Фото: Commons.wikimedia.org

Николай Данилевский

(1822 — 1885)

Русский социолог, культуролог и основатель цивилизованного подхода к истории, закончил Царскосельский Лицей в 1843 году, выдержал магистерский экзамен, а уже в 1849 был арестован по делу всё того же Петрашевского. Оправдательная записка спасла его от суда, но не от ссылки. Данилевский был определен в канцелярию вологодского, а затем — самарского губернатора.

Нужно сказать, что основания для подозрений в политической неблагонадёжности у власти были: Данилевский увлекался, как и все «петрашевцы», утопической социалистической системой Фурье. Однако судьба сложилась иначе: Данилевский не сложил голову на плахе, а отправился исследовать рыболовство по Волге и Каспийскому морю, а после прославился, написав историко-философский труд «Россия и Европа».

Данилевский одним из первых уделил внимание признакам упадка и прогресса цивилизации, и собрав обширный фактологический материал, доказал неминуемую повторяемость социальных порядков. Эдакая идея вечного возвращения по Ницше, но в зачаточном состоянии. Наряду со Шпенглером, Данилевский считается основателем цивилизационного подхода к истории.

Николай Данилевский Фото: Commons.wikimedia.org

www.spb.aif.ru

Царскосельский лицей: наставники и питомцы

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Эпиграф к уроку: “В начале жизни школу помню я...” (А.С. Пушкин)

Цель: знакомство с уникальным учебным заведением – Императорским Царскосельским Лицеем.

Задачи:

  • совершить виртуальное путешествие в Царскосельский Лицей, познакомить учащихся с историей его возникновения, первыми учителями и воспитанниками, традициями и отличительными особенностями;
  • показать роль Лицея в формировании нравственных и эстетических идеалов Пушкина, в становлении его как поэта;
  • способствовать воспитанию у учащихся чувства уважения к историческому и культурному наследию России.

Тип урока: урок-лекция (2 урока)

Оборудование: компьютер, проектор, презентация

Ход урока

I. Организационный момент, вступительное слово учителя о целях и задачах урока.

II. Заочная экскурсия в Царскосельский Лицей

1) Введение. Слайд №3

Эти строчки А. С. Пушкина известны почти каждому россиянину. Царскосельский Лицей - это мир юности Пушкина, это место рождения его поэтического таланта, это место, где “развился его характер – любящий, пылкий и независимый”, это место рождения большой дружбы, воспоминания о которой не смогли стереть ни время, ни испытания.

19 октября 2011 года исполнилось 200 лет со дня основания уникального учебного заведения России – Императорского Царскосельского Лицея. В наши дни слово “лицей” вновь стало современным и даже модным. Многие школы стали именоваться лицеями. Обаяние пушкинских стихов наделило это слово силой символа, так как каждый знает: Лицей – это школа любимая, воспитавшая многих замечательных людей.

2) История возникновения Царскосельского Лицея. Слайды №4, 5

Прообразом Царскосельского Лицея был древнегреческий Лицей, или Ликей, одна из 3 афинских гимназий, основанных в 335 году до нашей эры Аристотелем. Она была расположена неподалёку от храма Аполлона в пригороде Афин – Ликее, в красивейшем живописном месте. Подобно древней школе, пушкинский Лицей разместился в небольшом городке – Царском Селе, зелёном и нарядном, среди нескольких парков, которые вскоре станут источником поэтического вдохновенья для лицейских воспитанников:

В те дни в таинственных долинах, Весной, при кликах лебединых, Близ вод, сиявших в тишине, Являться муза стала мне. (А.С. Пушкин)

Слайд №6

Создание Лицея было неразрывно связано с широкими планами государственного преобразования России в начале царствования Александра І. Молодой монарх, воспитанный в европейском духе, поощрял любые формыобщественной деятельности, результатом которойстали многочисленные проекты и постановления.В то время Россия как никогда остро испытываланужду в новых политических деятелях, образованных, прогрессивно мыслящих, способных претворить в жизнь намеченные замыслы. В первые

годы своего царствования Александр І стремился“просвещать народ”. Государь понимал, что “болееславы управлять народом просвещённым посредством законов, нежели повелевать толпоюневежд”. Наряду с существовавшими гимназиями и университетами, появляется проект открытия особой школы, в которой за более короткий срок учащиеся получали бы образование, приравненное к университетскому. Это должна быть школа нового типа. Идея создания принадлежала М. Сперанскому, общественному и государственному деятелю, реформатору времён Александра І.

3) О здании, отведённом под нужды нового учебного заведения.

Слайд №7

Для нового учебного заведения был отведён 4-этажный флигель Екатерининского дворца, построенный в конце 18 века архитектором И. Нееловым. Первоначально флигель, соединенный с дворцом перекинутой через улицу галереей, предназначался для внуков Екатерины ІІ. Когда же местопребыванием Лицея было выбрано Царское Село, молодой и талантливый архитектор В. Стасов получил задание подготовить здание по нужды учебного заведения. Стасов во внешнем облике ничего не изменил, но интерьеры переделал значительно.

Слайд №8, 9, 10

В нижнем этаже помещалось хозяйственное управление и квартиры инспектора, гувернёров и других чиновников. На втором – столовая, больница, аптека, конференц-зал, канцелярия. На третьем – Большой рекреационный зал, учебные помещения, комната для газет и журналов. В галерее, соединяющей Лицей с дворцом – библиотека. На четвертом этаже размещались комнаты воспитанников.

4) Первые директора Царскосельского Лицея.

Слайд №11

На должность директора, который по уставу “сверх примерной жизни, должен иметь обширные познания в науках и языках, в Лицее преподаваемых” был назначен чиновник архива коллегии Иностранных дел В. Ф. Малиновский. Все трудности по созданию нового учебного заведения, по подбору педагогических кадров были прекрасно решены первым директором. Блестяще образованный, доброжелательный, справедливый, Малиновский пользовался огромной любовью и уважением всех воспитанников.

Вторым директором в 1816 году был назначен Е. А. Энгельгардт, который до этого был директором Петербургского педагогического института. Назначенный на должность директора Лицея, стремился налаживать быт воспитанников, уделяя большое внимание созданию семейного уюта.С огромным интересом следил он за дальнейшей судьбой своих питомцев, со многими состоял в дружеской переписке на протяжении всей жизни.

5) Чему и как обучали лицеистов?

Перед Лицеем поставили высокую цель – за шесть лет подготовить воспитанников не просто к государственной службе, а к её “важнейшим частям”. Также следует добавить, что большое внимание уделялось не только изучению разных наук, но и воспитанию честного и благородного человека, достойного члена общества, ценящего добро и справедливость выше карьерного роста и личной славы. Как достигалась эта цель?

Учебный год длился 11 месяцев, каникулы были с 1 июля по 1 августа, но даже во время каникул воспитанники оставались в Царском Селе, родным разрешалось посещать Лицей в праздничные и воскресные дни. Известие о безвыездной жизни было встречено мальчиками по-разному, но скоро привыкли. Один из сокурсников Пушкина А. Илличевский выразил общее мнение, когда написал: “Что же касается до нашего Лицея, уверяю тебя, нельзя быть лучше: учимся в день только 7 часов, и то с перерывами, которые по часу продолжаются; уроки, сказать правду, невелики; в праздное время гуляем”.

Слайд №12

Обучение продолжалось 6 лет, оно делилось на 2 курса: начальный (младший) курс – 3 года; основной (старший) – 3 года.

Экзамен 8 января 1815, на котором присутствовал Державин.

При переходе с младшего курса на старший, согласно уставу должны были проходить переводные экзамены. Война 1812 года, смерть директора, безначалие... Все эти события помешали провести экзамены в срок. Лишь зимой 1815 года в Лицее вновь соберутся гости, родные, знакомые на публичные испытания воспитанников. Экзамены станут значительным событием их жизни, а для А. Пушкина – первым публичным поэтическим успехом.

Слайды № 13,14

“Готовиться к переводному экзамену начали заблаговременно. Начальством было приказано, чтобы все было чинно, гладко, заранее подготовлено и отрепетировано. Учителя думали, чем бы удивить высокопоставленных гостей? И было решено, что профессор Галич уговорит воспитанника Пушкина написать к экзамену торжественное стихотворение - лучше оду. Выслушав предложение профессора Галича, Пушкин сначала наотрез отказался. Сочинять к экзамену оду и читать её публично? Вдохновляться по заказу? Он терпеть не может од, а тем более заказных. И о чём писать? О великих деяниях министра Разумовского? Но Пушкин любил Галича, который был красноречив. Пусть Пушкин оглянется вокруг. Здесь на каждом шагу памятники русской славы. Неужели он равнодушен к героическому прошлому русского народа? Неужто оно ничего не говорит его воображению? Если бы Галич попросил его написать стихи о лицейской жизни, тут не пришлось бы задумываться. Можно было бы написать, что весной, зимою, осенью парк принадлежал лицеистам, когда “августейшее семейство” не жило в Царском Селе. Тогда они беспрепятственно носились повсюду... бегали по лужайкам. Гонялись взапуски по мостикам, забирались в беседки и гроты, проникали в самые отдаленные уголки всех трёх парков – Екатерининского, Александровского, Баболовского. Пушкин не отставал от товарищей, но больше любил один, захватив с собой книгу, сидеть где-нибудь в траве на берегу озера, читать, мечтать, сочинять... Пушкин знал, о чём писать. Он напишет оду “Воспоминания в Царском Селе”. Начнёт с прошедшего, памятники которого окружают его здесь, в садах Лицея. А закончит настоящим – подвигами российских воинов внедавней войне с Наполеоном Бонапартом”.[1]

Слайд №15“8 января 1815 года Большой зал Лицея был полон: “стечение народа было соразмерное с нашим городом и расстоянием от столицы. Впрочем, в числе зрителей были Державин, Горчаков... множество профессоров и учёных”, - писал Алексей Илличевский. Во второй день испытаний предстояло отвечать по латинскому языку, математике, физике, российскому языку. В этот же день должен был читать своё стихотворение воспитанник Пушкин в присутствии Державина, патриарха российских поэтов.

Позднее Александр Сергеевич вспоминал: “ Державин был стар. Экзамен наш его очень утомил. Он сидел подперши голову рукою. Он дремал до тех пор, пока не начался экзамен по русской словесности. Тут он оживился, глаза заблестели; он преобразился весь. Разумеется, читаны были его стихи, разбирались его стихи, поминутно хвалили его стихи”. “Ивот наконец вызвали Пушкина. Он стоит посредине зала в двух шагах от Державина в тесноватом, давно сшитом мундирчике, высоких сапожках. Ему радостно и страшно. Он сдаёт экзамен Державину на высокое звание российского поэта... Он читал с необыкновенным воодушевлением... Он был необычный, какой-то особенный, с пылающим лицом и отсутствующим взглядом... “Я не в силах описать состояние души моей; когда дошёл до стиха, где я упоминаю имя Державина, голос мой отрочески зазвенел, а сердце забилось с упоительным восторгом”. ... Державин был в восторге. “Воспоминания в Царском Селе”, присланные ему Пушкиным, он подшил в особую тетрадь вместе с программой лицейских испытаний”.[1]

Режим дня в Лицее. Слайд №16

Как оценивали лицеистов?Слайды №17, 18

Система оценок в Лицее появилась только в 1816 году, до этого преподаватели должны были дать краткую характеристику воспитаннику. Такие характеристики составлялись по предметам и поведению. Представляем фрагмент ТАБЕЛИ, составленной из поданных ведомостей гг. профессоров и учителей об успехах, прилежании, о дарованиях воспитанников Лицея, какие они показали с 19 марта по 19 ноября 1812 года.

Для облегчения труда преподавателей, по предложению директора, была принята более краткая форма ведомостей с оценками, то есть цифрами, которые обозначали:

1 – отлично, 2 – очень хорошо, 3 – хорошо, 4 - посредственно, 0 – худо.

Предлагаем фрагмент одной из текущих ведомостей, составленной за определённый промежуток времени с учётом успеваемости в данный момент.

6)Лицейские наставники.

Малиновский, первый директор Лицея, с особой ответственностью подходил к вопросу о педагогическом штате Лицея. В подборе наставников нельзя было ошибиться, так как Лицей – особое учебное заведение, ему покровительствует сам император. Нравственные качества преподавателей, их знание предмета, умение донести до воспитанников, наличие печатных трудов – всё принималось во внимание. Директор сумел сделать правильный выбор, пригласив не только опытных педагогов (Давида де Будри, Н. Ф. Кошанского), но и молодых (Я. И. Карцева, А. П. Куницына, И. К. Кайданова), для которых Лицей стал делом всей жизни. Познакомимся с некоторыми из них поближе.Слайды № 19,20,21

7) Питомцы Императорского Лицея (первый выпуск)

Слайды № 22,23

Среди первых выпускников будут те, чьи имена впоследствии войдут в историю России. Даже если бы не было Пушкина (а он был!), Царскосельский Лицей остался бы блестящей страницей русской истории. Канцлер Российской империи Александр Горчаков, известный мореплаватель Федор Матюшкин, декабристы Иван Пущин, Вильгельм Кюхельбекер, Владимир Вольховский, поэт Антон Дельвиг, композитор Михаил Яковлев — это только первый, пушкинский выпуск.

Всего же за время существования Лицея в Царском Селе (1811–1844) он дал 12 членов Государственного Совета, или министров, 19 сенаторов, 3 почетных опекуна, 5 дипломатов, более 13 уездных и губернских предводителей дворянства — и это не считая тех, кто оставил значительный след в русской науке или искусстве.

Расскажем о “первых”, лучших учениках выпуска 1817 года, а также лицейских друзьях Александра Пушкина.

Первыми, лучшими учениками в первом выпуске были В. Вольховский и А. Горчаков. Лучшими друзьями А. Пушкина в Лицее стали И. Пущин (сосед по комнате), В. Кюхельбекер, А. Дельвиг, И. Малиновский. У Пушкина было много друзей, верных и милых, но всех верней и милей стали именно лицейские друзья.

Слайды №24, 25, 26, 27, 28, 29

8) “Скажу тебе новость: нам позволили теперь сочинять...” (о творчестве лицеистов)

Слайды № 30, 31

Лицей жил особой для того времени жизнью. Разумное чередование учебных занятий и прогулок, чтение книг в библиотеке, встречи с друзьями, музыкальные и театральные вечера, летние прогулки по парку, зимние поездки на тройках, катание на коньках – всё это делало жизнь лицеистов насыщенной и разнообразной. Одной из особенностей нового учебного заведения было поощрение литературного творчества воспитанников. Сочинение стихов, эпиграмм, домашние спектакли и водевили, издание рукописных литературных журналов, одни из которых прекращали существование на первых номерах, другие “жили” несколько лет, - всё это способствовало тому, что будущие государственные деятели учились свободно и легкоизлагать свои мысли, лучше узнавали друг друга, а также скрашивало досуг.

Сама обстановка Царского Села с его памятниками, дворцами, прекрасными парками, заповедными уголками, тенистыми аллеями, озерами, пишущими преподавателями и директором способствовала творчеству лицеистов.

Только самые одаренные воспитанники завоевывали популярность и известность, их стихотворения печатались в толстых литературных журналах. Надо сказать, что Пушкин не сразу занял первое место среди лицейских поэтов. “Сначала пальму первенства оспаривал Илличевский, который с удивительной легкостью писал эпиграммы, послания, оды. Гладкость, бойкость, умение срифмовать многим казались поэзией.Прошло немного времени, и Илличевский сам понял, что далеко ему до Пушкина. Самые первые лицейские творения не сохранились. Стихи ему давались, он ощущал, как легко и естественно в стихах ему удается выражать свои мысли. Он стал серьезнее, меньше шалил. Юный Пушкин воспевал дружбу, любовь, пирушки и другие радости жизни. Сочинял повсюду. “Не только в часы отдыха от учения в рекреационной зале, на прогулках, но нередко в классах и даже в церкви ему приходили в голову разные поэтические вымыслы, и тогда лицо его то хмурилось необыкновенно, то прояснялось до улыбки, смотря по роду дум, его занимавших”, - вспоминал один из лицеистов.В скором времени слава Пушкина вышла за пределы Царского Села; в Лицей стали приезжать известные литераторы того времени: Державин, Дмитриев, Батюшков, Василий Пушкин, Жуковский. Жуковский скажет о 16-летнем поэте: “молодой чудотворец”, “надежда нашей словесности””.[1]

Слайды № 32, 33 (о “национальных песнях”, карикатурах лицеистов)

9) День окончания Лицея, первые выпускники. Дальнейшая судьба Лицея.

9 июня 1817 года. Вот и пролетело 6 лет, и наступил день окончания Лицея для первых воспитанников. Сколько раз они мечтали об этом дне, строили планы на будущее, считая себя взрослыми, но как-то незаметно приблизилось время выпускных экзаменов. Когда-то лицеисты сравнивали Лицей с тюрьмой, крошечные комнатки с кельями, теперь же предстоящая “разлука с товарищеской семьей была тяжела”, - вспоминал Пущин.

Каждый из первых 29 выпускников сделал свой выбор между военной и гражданской службой. Широкое общее образование позволило выпускникам поступить на службу в Министерство просвещения, Министерство финансов, Министерство юстиции, в Государственную канцелярию, в Коллегию иностранных дел, на военную службу и во флот. Каждого ждала своя дорога: преуспевающего государственного чиновника; полная опасностей и риска жизнь военного или морского офицера; участь государственного преступника, участника восстания; судьба тихого сельского помещика...

Но за делами повседневной жизни они не забывали о своём “отечестве”, Царскосельском Лицее. Они будут отмечать “день рождения” Лицея 19 октября.

Слайд № 34

Покинул Лицей первый выпуск, который позднее будет назван “пушкинским”, но продолжали учёбу младшие воспитанники, принятые зимой 1815 года. Лицей просуществовал в Царском Селе до 1843 года, затем был переведен в Петербург и стал называться Александровским.

III. Домашнее задание.

  • Мини-сообщение “Чем интересен для меня лицейский период жизни А. С. Пушкина?” (вопрос №1 стр. 52 по учебнику Литература. 6 кл. ч.1 [автор-составитель В. Полухина]). – М.: Просвещение, 2006)

или

  • Составить кроссворд на тему “Царскосельский Императорский Лицей”.

Список использованной литературы.

1. Басина М. А. В садах Лицея. На брегах Невы. – Л.: “Детская литература”, 1988

2. Дней Александровых прекрасное начало... Пушкинский Лицей: наставники и питомцы (автор-составитель Михайлова Л.Б.). – Санкт-Петербург, 1996

3. Коровин В. И. А. С. Пушкин в жизни и творчестве. Учебное пособие для школ, гимназий, лицеев и колледжей. – М.: “ТИД “Русское слово – РС”, 2000

4. Литература. 6 кл. Учебник – хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 1 [авт.-сост. В. П. Полухина и др.]. – М.: “Просвещение”, 2006

Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Клятва в вечной дружбе. Интересные факты из истории Царскосельского лицея | События | Город

205 лет назад, 31 октября 1811 года распахнул свои двери Императорский Царскосельский лицей. Торжество началось с молебна. Присутствовал Александр I с супругой и матерью, высшие сановники государства. Ну а прославил это учебное заведение не царь, а поэт. Недаром, Лицей называют «пушкинским». SPB.AIF.RU рассказывает интересные факты из истории Лицея.  

Протекция дяди

По-началу предполагалось, что в Лицее будут учиться младшие братья Александра I, поэтому попасть в привилегированное заведение было непросто. Правда, когда выяснилось, что великие князья не сядут за лицейские парты, конкурс упал: на 30 мест претендовало всего 38 абитуриентов. Юный Александр Пушкин выдержал приёмные испытания с лёгкостью. Возможно, сказалась протекция, ведь его дядя – известный поэт Василий Львович Пушкин был в дружеских отношениях с Государственным секретарём Сперанским, разработавшим программу обучения. Кроме того, мальчик хорошо знал французский язык, который имел в то время первостепенное значение.

Список лицеистов утвердил сам царь. Дворянские дети 10-14 лет обучались и жили на казённый счёт. Курс обучения приравнивался к университетскому.

Лицей на литографии 1820-х годов. Лицей на литографии 1820-х годов. Фото: Public Domain

Под присмотром

Вставали лицеисты в шесть утра, шли на молитву. Евангелие читали по очереди. С семи начинались уроки, и только в девять – чай с белой булкой и прогулка (кстати, гуляли в любую погоду). С десяти до полудня -- снова классы. Затем прогулка и обед (из четырёх блюд), чистописание и рисование. С трёх до пяти – классы. После полдника и прогулки -- повторение уроков. В половине девятого – ужин, в десять – молитва и сон. По средам и субботам – танцы, фехтование. Все посещали занятия по духовному пению. 

В лицее служили: семь профессоров, два адъюнкта, священник, шесть учителей изящных искусств и гимнастики, три надзирателя и три гувернёра. В штате также числились: бухгалтер, два парикмахера, швейцар, пять писцов, сторожа, кухарки, прачки.

Особо внимание уделили подбору профессоров. Пригласили не только известных отечественных, но и зарубежных. Так, французский язык преподавал профессор Де Будри (брат знаменитого революционера Марата!). Лицеистам рекомендовалось читать литературу в подлинниках, обращаться к преподавателям и общаться между собой по-французски. Как известно, за своё знание языка Пушкин получил прозвище «Француз».

К концу обучения ввели верховую езду и плавание.

Верховую езду преподавал полковник –гусар Крекшин. Лошади были полковые. Занимались три раза в неделю. Плаванию обучались в большой купальне в царском саду. Занятия вели матросы. После плавания проводился медицинский контроль.

Каждую субботу лицеистов водили в баню.

Лицей на рисунке XIX века. Лицей на рисунке XIX века. Фото: Public Domain

В лицее была больница, замечательная библиотека. Её основу составили книги, переданные из Александровского дворца (император Александр Первый подарил свою юношескую библиотеку). В Лицей поступали все лучшие отечественные и зарубежные издания. Выписывались газеты и журналы.

Парадный зал лицея украшала дорогая мебель, картины, хрустальные люстры, бархатные шторы. В столовой посуда была английского фаянса, сервизы из Гостиного двора, серебряные столовые приборы, кружевные салфетки. Общие комнаты освещались масляными лампами, что по тогдашнему времени было редкостью.

У каждого лицеиста на четвёртом этаже была своя комната, «келья», как называл Пушкин. Обстановка спартанская: железная кровать (кстати, новинка времени), комод, конторка, стул, стол для умывания. Кстати, этот этаж не отапливался, тепло шло снизу, с третьего этажа, поэтому в «кельях» было прохладно.

Пушкин называл Лицей «монастырем», поскольку воспитанники были под постоянным присмотром учителей и гувернёров, даже на прогулку в сад не выпускали порознь, посещения родственников ограничивались. Более того, летние каникулы – в июле – тоже нужно было провести в Лицее!

Телесных наказаний не было, но за провинность могли ставить на колени. Пушкин отстоял две недели – за утренними и вечерними молитвами.

Задумано всё было идеально, но жизнь вносила коррективы. Молодые люди и ленились, и проказничали, и дрались. А среди обслуживающего персонала оказался даже «душегуб» – некий Сазонов, убивший в окрестностях Царского Села нескольких человек.

«…Заменит Державина»

В лицее стихи сочиняли многие. Пушкин не сразу стал выделялся. Но на публичный экзамен 1815 года приехал Державин. Позже Александр Сергеевич писал: «Я прочёл мои «Воспоминания в Царском селе», стоя в двух шагах от Державина. …Не помню, как я кончил чтение, куда убежал. Державин был в восхищении, он меня требовал, хотел обнять. Меня искали, но не нашли». Сам же Гавриил Романович произнёс: «Вот кто заменит Державина».

Отличительной чертой Лицея был культ чести, товарищества и патриотизма. В 1812 голу лицеисты, со слезами на глазах, провожали полки, уходящие на фронт. Следили по газетам за событиями, приходя то в уныние, то в восторг. В 1814 году здесь же, в Царском селе, встречали победителей.

Выпускной акт в Лицее состоялся 9 июня 1817 года. Александр Первый дал воспитанникам «отеческие наставления». Затем выпускники хором исполнили «Прощальную песнь» на слова Дельвига. Тогда же лицеисты дали клятву в вечной дружбе, и – обязательно собираться вместе 19 октября. Традицию неуклонно соблюдали, к каждой дате Пушкин писал стихи.

А в трагические дни января 1837 года он произнёс: «Как жаль, что нет теперь здесь ни Пущина, ни Малиновского, мне было бы легче умирать». 

«Дело лицеистов»

В Царском селе Лицей существовал до 1843 года, а затем был переведён в Петербург, в здание Александровского сиротского дома на Каменноостровском проспекте, 21. Лицей стал именоваться Императорским Александровским. Кстати, его закончил Салтыков-Щедрин.

Память о Пушкине и других первых воспитанниках здесь бережно хранили. День 19 октября, дни рождения и смерти Пушкина обязательно отмечали. Первый в стране Пушкинский музей был создан в Александровском лицее.

В 1918 году Лицей закрыли. Там разместили Пролетарский политехникум. Уникальную библиотеку передали в Уральский университет, а затем разделили между различными вузами.

В 1925 году ГПУ завело специальное «Дело лицеистов». Арестовали почти 150 человек, многие были расстреляны или погибли в лагерях. Им поставили в вину даже традиционный ежегодный сбор 19 октября.

www.spb.aif.ru


KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта