Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

Что нового в культуре и просвещении появилось в XVII I веке? Какие новые жанры стали популярны с 1760-х годов? Назовите несколько журналов, издававшихся в XVII I веке. Назовите несколько журналов издававшихся в 18 веке


Что нового в культуре и просвещении появилось в XVIII веке?

Во второй половине XVIII века в России широкое распространение получили идеи французских просветителей. Пример увлечения их трудами подавала сама Екатерина II.

Просветители верили в Разум, который только и мог объяснить подлинную связь вещей и событий. Идеи Просвещения были формой выражения исторического оптимизма, открывали путь к наукам.

Выдающимся русским просветителем был Н. И. Новиков, сын небогатого дворянина. Он издавал сатирические журналы, писал антикрепостническую сатиру, углублённо занимался русской историей, стал известен как талантливый литератор и удачливый издатель. В Москве он взял в аренду университетскую типографию с книжной лавкой, привёл её в порядок и за три года напечатал в ней столько книг, сколько вышло за 24 года существования. Типография Новикова удовлетворяла растущий интерес к наукам.

Неожиданно Екатерина приказала арестовать Новикова и сожгла более 18 тысяч изданных им книг. Из заточения Новиков вышел после смерти императрицы.

Образование

В 30-е годы XVIII века начинает складываться система дворянского образования. Создаётся Кадетский корпус (1731), Артиллерийская и Инженерная школы. При Петербургской Академии наук (1725) существовали Гимназия и Университет. В 1755 году был создан Московский университет с двумя гимназиями. В 1764 г. был основан Институт Благородных Девиц (Смольный).

Культура

В XVIII веке в России появляются частные общедоступные театры. Любили театр и при императорском дворе: тут наперебой гастролировали то французские, то итальянские труппы. В 1851 году на представления было разрешено пускать купечество, что было невиданным новшеством в то время. Играли в основном пьесы французских авторов. Первый русский театр организовал Ф. Г. Волков, директором театра был драматург А. П. Сумароков.

Активно развивается архитектура. Знаменитым архитектором становится мастер барокко Бартоломео Растрелли. Позже утверждается эпоха классицизма, яркими представителями которого становятся В. И. Баженов, М. Ф. Казаков, Джакомо Кваренги.

Развивается скульптура. По бюстам работы Ф. И. Шубина можно представить себе государственных мужей екатерининской эпохи. Э. М. Фальконе создаёт знаменитый памятник Петру Великому — «Медный всадник». И. П. Мартос прославился как автор памятника Минину и Пожарскому на Красной площади в Москве.

Расцвет переживает и живопись. Знаменитыми русскими портретистами становятся А. П. Антропов, И. П. Аргунов, Ф. С. Рокотов, Д. Г. Левицкий, В. Л. Боровиковский.

Жанры литературы. Журналы

С 1760-х годов в литературе появляются новые жанры: прозаический роман, повесть, комическая опера и «слёзная драма». Увеличивается роль сатиры, главным образом сатиры нравов, которая господствует в журналах «И то, и сио», «Смесь», «Адская почта», «Ни то, ни сио в стихах и в прозе», «Поденщина». Антикрепостническую направленность имеет сатира в журналах Н. И. Новикова «Трутень» и «Живописец».

ingvarr.net.ru

Русская литература 18 века: 9 класс - Литература - Школьнику - Каталог статей

Литература 18 века стала твердой опорой для дальнейших достижений поэзии и искусства. Произведения русской литературы подготовили фундамент для классики 19 века.

 

· Почему Россия стала стремительно развиваться в XVIII веке?

Реформы Петра I привели к укреплению российского самодержавия, сближению России со странами Европы. В ходе преобразований использовались достижения науки и техники, а также культуры и промышленности.

Новый этап развития получила и русская литература. Особых успехов добились деятели культуры и образования.

Петр I и Екатерина II понимали, что печать и просвещение – основные двигатели развития государства. Поэтому они поддерживали эти направления.

 

 

Литература 18 века: новые тенденции

 

· Что нового в культуре и просвещении появилось в XVIII веке?

В эпоху преобразований были открыты школы и училища, а также Московский университет, Академия наук и Академия художеств. Появился постоянный русский театр. Люди получили возможность высказывать свое мнение.

 

Литература 18 века обогатилась новыми жанрами.

 

Какие новые жанры стали популярны с 1760-х годов?

На первый план в литературе выдвинулась гражданская позиция. Новые жанры, появившиеся в 18 веке:

  • сатира;
  • бытовая комедия нравов;
  • ода;
  • классицизм – его формировал Феофан Прокопович, высший иерарх православной церкви.

С 1760 г появляются и другие жанры:

  • слезная драма;
  • повесть;
  • прозаический роман;
  • комическая опера.

 

Литература 18 века - журналы

 

Назовите несколько журналов, издававшихся в XVIII веке.

В конце 18 века сатира как жанр развивалась достаточно быстро. Возникали социальные противоречия. Для смягчения ситуации Екатерина II учредила сатирический журнал «Всякая всячина», который был призван повысить значение правительственной сатиры. В то время также издавались такие сатирические журналы:

  •  
  •  
  • «И то, и сио»;
  • «Поденщина»;
  • «Адская почта»;
  • «Смесь».

Конкурентами екатерининского журнала «Всякая всячина» были «Живописец» и «Трутень» Новикова Н.И.

 

· Со многими писателями знакомит нас XVIII век — это А. Кантемир, В. Тредиаковский, М. Ломоносов, А. Сумароков, М. Херасков, Д. Фонвизин, И. Дмитриев, И. Крылов, Г. Державин, А. Радищев. С творчеством каких писателей XVIII столетия Вы уже встречались? Расскажите об одном из них.

Я запомнил Карамзина по повести «Бедная Лиза». Он был основоположником сентиментализма в России. Его деятельность распространялась на поэзию и прозу, публицистику и журналистику. У Карамзина много стихотворений, которые принесли ему широкую популярность.

Он хотел сгладить различия между устным, письменным и литературным языком. Карамзин хотел, чтобы мысли русского человека выражались посредством языка так же красиво и понятно, как во французском.

 

Литература 18 века славится попытками найти новое направление развития слова.

 

· Кто автор приведенных текстов?

Случились вместе два астронома … <Ломоносов>

Не умел я притворяться … <Державин>

 

Литература 18 века: классицизм

 

· Какое направление мы называем классицизмом? Когда и где он зародился? Каковы его особенности во Франции и в России?

Классицизм – это не только эстетического направление, но и художественный стиль. Он проявлялся как в искусстве, так и в литературе. Последователи этого направления считали эталоном этетическое направление и художественный стиль античного искусства.

Зародился Классицизм в 17-начале 18 века в Италии. Позднее, в 17 веке она формировалась во Франции. Этичная поэтика Аристотеля и Горация считается для классицистов образцовой.

В этом направлении жанры подвержены строгой иерархии:

  • высокие – трагедия, ода, эпопея;
  • низкие – сатира, басня, комедия.

 

Особой популярностью во Франции пользовались именно басня и сатира. Пьесы Мольера причисляли к жанру «высокой комедии».

Среди российских деятелей литературы классицизм стал популярен во 2-ой половине 18 века. При этом в классицизме преобладала национально-историческая тематика. Особенно популярными стали такие жанры как ода и военно-патриотическая поэзия.

 

 

· Приведите пример произведения, относящегося к классицизму, кратко охарактеризуйте это произведение.

Ода «Вельможа» Державина выражала его гражданский долг перед отечеством. Он видел, как страдает простой народ от беззаконных и неразумных действий чиновников и князей. Когда с поэта сняли обязанности помощника императрицы Екатерины II, он потерял надежду исправить положение с самого верха, через правительницу. Поэтому он решил донести свои мысли до народа через поэзию.

 

 

· Исследователь русской литературы XVIII века В. И. Федоров пишет: …

Сформулируйте ответ на вопрос, в чем заключаются достижения литературы XVIII века, опираясь на суждения В. И. Федорова и статью в учебнике.

Литература 18 века подготовила площадку для достижений искусства 19 века.

Задачей литературы 18 века стало воспитание нравственного и социального начала ее современников.

Благодаря развитию классицизма и сентиментализма литература 18 века стала энциклопедией характеров людей разных сословий. Классицизм описывал мысли, а сентиментализм – чувства людей.

Литература классицизма определила новый этап в развитии русской литературы. Она сформировала образ патриота и гражданина.

 

 

· Подготовьте пересказы статей о русской литературе XVIII века и о классицизме

Полные пересказы статей вы найдете по ссылке:

Русская литература 10 века и классицизм: пересказы

 

decadenz.ru

Классицизм. Ответ на вопрос: 2. Что нового в культуре и просвещении появилось в XVII I веке? Какие новые жанры стали популярны с 1760-х годов? Назовите несколько журналов, издававшихся в XVII I веке.

Во второй половине XVIII века в России широкое распространение получили идеи французских просветителей. Пример увлечения их трудами подавала сама Екатерина II.

Просветители верили в Разум, который только и мог объяснить подлинную связь вещей и событий. Идеи Просвещения были формой выражения исторического оптимизма, открывали путь к наукам.

Выдающимся русским просветителем был Н. И. Новиков, сын небогатого дворянина. Он издавал сатирические журналы, писал антикрепостническую сатиру, углублённо занимался русской историей, стал известен как талантливый литератор и удачливый издатель. В Москве он взял в аренду университетскую типографию с книжной лавкой, привёл её в порядок и за три года напечатал в ней столько книг, сколько вышло за 24 года существования. Типография Новикова удовлетворяла растущий интерес к наукам.

Неожиданно Екатерина приказала арестовать Новикова и сожгла более 18 тысяч изданных им книг. Из заточения Новиков вышел после смерти императрицы.

Образование

В 30-е годы XVIII века начинает складываться система дворянского образования. Создаётся Кадетский корпус (1731), Артиллерийская и Инженерная школы. При Петербургской Академии наук (1725) существовали Гимназия и Университет. В 1755 году был создан Московский университет с двумя гимназиями. В 1764 г. был основан Институт Благородных Девиц (Смольный).

Культура

В XVIII веке в России появляются частные общедоступные театры. Любили театр и при императорском дворе: тут наперебой гастролировали то французские, то итальянские труппы. В 1851 году на представления было разрешено пускать купечество, что было невиданным новшеством в то время. Играли в основном пьесы французских авторов. Первый русский театр организовал Ф. Г. Волков, директором театра был драматург А.  П. Сумароков.

Активно развивается архитектура. Знаменитым архитектором становится мастер барокко Бартоломео Растрелли. Позже утверждается эпоха классицизма, яркими представителями которого становятся В. И. Баженов, М. Ф. Казаков, Джакомо Кваренги.

Развивается скульптура. По бюстам работы Ф. И. Шубина можно представить себе государственных мужей екатерининской эпохи. Э. М. Фальконе создаёт знаменитый памятник Петру Великому — «Медный всадник». И. П. Мартос прославился как автор памятника Минину и Пожарскому на Красной площади в Москве.

Расцвет переживает и живопись. Знаменитыми русскими портретистами становятся А. П. Антропов, И. П. Аргунов, Ф. С. Рокотов, Д. Г. Левицкий, В. Л. Боровиковский.

Жанры литературы. Журналы

С 1760-х годов в литературе появляются новые жанры: прозаический роман, повесть, комическая опера и «слёзная драма». Увеличивается роль сатиры, главным образом сатиры нравов, которая господствует в журналах «И то, и сио», «Смесь», «Адская почта», «Ни то, ни сио в стихах и в прозе», «Поденщина». Антикрепостническую направленность имеет сатира в журналах Н. И. Новикова «Трутень» и «Живописец».

gdz.expert

Что нового в культуре и просвещении появилось в XVII I веке? Какие новые жанры стали популярны с 1760-х годов? Назовите несколько журналов, издававшихся в XVII I веке

Во второй половине XVIII века в России широкое распространение получили идеи французских просветителей. Пример увлечения их трудами подавала сама Екатерина II.Просветители верили в Разум, который только и мог объяснить подлинную связь вещей и событий. Идеи Просвещения были формой выражения исторического оптимизма, открывали путь к наукам.Выдающимся русским просветителем был Н. И. Новиков, сын небогатого дворянина. Он издавал сатирические журналы, писал антикрепостническую сатиру, углублённо занимался русской историей, стал известен как талантливый литератор и удачливый издатель. В Москве он взял в аренду университетскую типографию с книжной лавкой, привёл её в порядок и за три года напечатал в ней столько книг, сколько вышло за 24 года существования. Типография Новикова удовлетворяла растущий интерес к наукам.Неожиданно Екатерина приказала арестовать Новикова и сожгла более 18 тысяч изданных им книг. Из заточения Новиков вышел после смерти императрицы.ОбразованиеВ 30-е годы XVIII века начинает складываться система дворянского образования. Создаётся Кадетский корпус (1731), Артиллерийская и Инженерная школы. При Петербургской Академии наук (1725) существовали Гимназия и Университет. В 1755 году был создан Московский университет с двумя гимназиями. В 1764 г. был основан Институт Благородных Девиц (Смольный).КультураВ XVIII веке в России появляются частные общедоступные театры. Любили театр и при императорском дворе: тут наперебой гастролировали то французские, то итальянские труппы. В 1851 году на представления было разрешено пускать купечество, что было невиданным новшеством в то время. Играли в основном пьесы французских авторов. Первый русский театр организовал Ф. Г. Волков, директором театра был драматург А.  П. Сумароков.Активно развивается архитектура. Знаменитым архитектором становится мастер барокко Бартоломео Растрелли. Позже утверждается эпоха классицизма, яркими представителями которого становятся В. И. Баженов, М. Ф. Казаков, Джакомо Кваренги.Развивается скульптура. По бюстам работы Ф. И. Шубина можно представить себе государственных мужей екатерининской эпохи. Э. М. Фальконе создаёт знаменитый памятник Петру Великому — «Медный всадник». И. П. Мартос прославился как автор памятника Минину и Пожарскому на Красной площади в Москве.Расцвет переживает и живопись. Знаменитыми русскими портретистами становятся А. П. Антропов, И. П. Аргунов, Ф. С. Рокотов, Д. Г. Левицкий, В. Л. Боровиковский.Жанры литературы. ЖурналыС 1760-х годов в литературе появляются новые жанры: прозаический роман, повесть, комическая опера и «слёзная драма». Увеличивается роль сатиры, главным образом сатиры нравов, которая господствует в журналах «И то, и сио», «Смесь», «Адская почта», «Ни то, ни сио в стихах и в прозе», «Поденщина». Антикрепостническую направленность имеет сатира в журналах Н. И. Новикова «Трутень» и «Живописец».

www.soloby.ru

Массовое чтение в XVIII веке

Массовое чтение в XVIII веке • Arzamas

Историк литературы Андрей Костин — о том, что больше всего любила читать широкая публика в XVIII веке: о масонской литературе, любовных романах, немецких моралистах, стихах Державина на иврите и богатом рынке переводов популярных романов

Записала Ирина Калитеевская

Сказание о Дракуле воеводе («Бысть Мунтьянской земли греческыя веры христианин...»). Книгописец — иеромонах Ефросин. Сборник Кирилло-Белозерского монастыря. 1491 год © Российская национальная библиотека

О романах, нравоучениях и домоводстве

Взглянув на любой развал книг у метро, вы увидите там дамские романы, книги по домоводству и душеспасительную литературу. Это — структура массового чтения, которая с веками не меняется: человеку всегда нужно что-то для души, что-то для развлечения и что-то для тела. В России книжный рынок начал складываться в XVIII веке, и эту структуру можно увидеть уже тогда.

Славный витязь Бова Королевич. Лубок, XIX век © The New York Public Library

Из всего, что мы склонны называть литературой сегодня, в XVIII веке (как и сейчас) больше всего читали литературу повествовательную (беллетристику), развлекательную. Решающим для вычленения этого рода литературы было то, что она состояла из «вымыслов», то есть описывала события, которых не было в действительности. При этом надо понимать, что представление о подлинности в XVIII веке было совсем иным, чем сегодня: скажем, для Ломоносова ключевое различие между лубочной повестью о Бове  Бова Королевич — богатырь, герой русского фольклора, видимо, пришедший из французского рыцарского романа. Очень популярной была «Повесть о Бове» — сочинение, известное в сотне рукописей и множестве лубочных изданий. и «Илиадой» не в их художественных достоинствах даже, а в том, что «Бова» повествует о событиях совершенно баснословных, а Гомер, по сути, рассказывает подлинную историю. Собственно, поэтому мы говорим, что повесть «Сказание о Дракуле» (написанная в конце XV века) — это начало русской беллетристики: в ней содержатся описания событий, которых могло не быть на самом деле, правдивость которых заведомо казалась сомнительной, в том числе для автора.

Помимо проблемы подлинности для читателей XVIII века существовала проблема моральности: считается, что истории о любви развращают нравы. Это касается далеко не только порнографических романов (хотя в XVIII веке в большом количестве появляются и они) — просто сюжет, который крутится вокруг любовной коллизии, представлялся не вполне моральным.

© knigafund.ru

Несмотря на это, в XVIII веке роман развивается и постепенно все выше и выше поднимается в иерархии жанров. Мы точно знаем, что люди читали романы на протяжении всего XVIII века, хотя какие именно романы читали больше, а какие меньше, сказать сложно. Так, для Радищева словосочетание «солнышкин рыцарь» (романы о Рыцаре Солнца — это тип рыцарского романа, из которого вырос «Дон Кихот» и вообще испанский роман) так же нарицательно, как имя Бова. Исходя из этого, мы можем предположить, что в России старые рыцарские романы ходили довольно широко. Было очень много современной переводной повествовательной литературы — скажем, романы аббата Прево  Антуан Франсуа Прево (1697–1763) — французский писатель, беглый бенедиктинский монах, автор многочисленных романов, из которых самый знаменитый — «История кавалера де Гриё и Манон Леско».. В 1760–70-е годы у нас уже существует собственная, отечественная литература, хотя ее все еще гораздо меньше, чем переводной: совсем лубочный Матвей Комаров, несколько менее лубочный Михаил Чулков. В 1766 году вышли «Письма Эрнеста и Доравры» Федора Эмина. И в 1790-е годы начинает писать Карамзин — после чего многие люди, которые раньше читали преимущественно иностранную литературу, обращаются к русской прозе.

Платон Левшин. Портрет Алексея Антропова. XVIII век © Wikimedia Commons

Яркий образец литературы для души — появившаяся в 1780-е годы так называемая масонская литература (она связывается обычно с именем Николая Ивановича Новикова). На самом деле по большей части это литература не масонская, ничего герметичного в ней нет; это переводы моралистских сочинений, которые читал европейский обыватель, думая о душе. Новиков отбирал действительно качественную литературу из этого ряда, печатал ее большими тиражами, и она находила широкий отклик. Это были книги в основном немецкие и английские: нужно понимать, что нравоучительная литература в большой степени религиозная, а католицизм воспринимался в России значительно более настороженно, чем протестантские течения в Англии, Германии и Швейцарии. Русских светских моралистов было немного — зато были церковные писатели, и, например, проповеди митрополита Платона Левшина были чрезвычайно ходовым товаром и продавались практически во всех губернских городах сотнями.

Наконец, выходило огромное количество книг по домоводству и воспитанию детей. Всегда интересно, как зимой сохранить холод в погребе, как сделать водку, как что-то приготовить, как правильно посеять — и об этом во всякое время пишут очень активно (и в том числе писали в России). Кроме того, тако­го рода литературу тоже переводили с самых разных языков, кто с какого мог.

О драме и стихах

С 1750-х годов в России очень активно развивалась драматургия — как переводная, так и собственная. И вот через 30 лет после создания регулярного русского театра, в 1786 году, начинает издаваться сборник «Российский феатр», который к концу века имел уже несколько десятков томов — только оригинальных сочинений, а ведь были и переводы, которые печатались уже с 1730-х. Сказать, зачем нужны были эти книги, довольно сложно. С одной стороны, посетителям итальянских опер раздавались переводы либретто — такие книги появлялись в большом количестве. Зачем были нужны издания иностранной драматургии, которая ставилась в переводе, — вопрос более сложный. Поскольку очень часто эти переводы, как и оригинальные русские пьесы, выходили в книгах значительно позже, чем театральные постановки, можно предположить, что люди хотели перечитывать то, что им понравилось, но не исключено, что издания могли использоваться и для домашних постановок. История домашнего театра в XVIII веке нам известна плохо: мы знаем о театре аристократов, а о том, что происходило в дворянских усадьбах, не знаем почти ничего. Но судя по тому, что известно, к 1780-м годам дворянский домашний театр — это явление уже очень распространенное.

1 / 4

© Российская государственная библиотека

2 / 4

© Российская государственная библиотека

3 / 4

© Российская государственная библиотека

4 / 4

© Российская государственная библиотека

Наконец, к 1760-м годам поэты повсеместно переходят с силлабики на силлаботонику, и во всех слоях общества начинают в большом количестве читать стихи. Так, хорошо известно, что когда Державин, будучи губернатором Олонецкой губернии (это 1784–1786 годы), посещал Выговскую пустынь, основанную в конце XVII века старообрядцами, и, по-видимому, не вполне представлял, что находится в очень важном центре книжности и культуры, то для выговцев это посещение было событием знаковым; они очень хорошо знали, что представляет собой Державин как поэт. То есть светскую литературу читали даже старообрядцы. Очень ходовым товаром были собрания сочинений Ломоносова, вокруг имени которого уже к 1780-м годам сложился определенный культ. О том, насколько широко в конце XVIII века была распространена русская светская поэзия, можно судить по тому, что когда в 1830–1850-х годах появляются первые переводы русской поэзии на иврит, то переводят (религиозно окрашенные) сочинения Державина и Хераскова. К концу XVIII века русская литература выработала настолько прочный канон, что он продолжал влиять на столь, казалось бы, изолированную социальную группу, как иудеи, и полвека спустя.

О переводах и переводчиках

Сегодня нам точно известно, что в XVIII веке процент людей, которые владели иностранными языками, был не слишком большой. Это касается всех слоев, в том числе самых образованных — духовенства и дворянства: к 1760-м годам в дворянской среде умели читать и писать по-русски всего 70–80 %, и далеко не каждый дворянин имел возможность и считал необходимым обучать детей иностранным языкам. Так что даже к концу века большинство дворян, скорее всего, не умели свободно читать ни по-немецки, ни по-французски. Это видно и по книжной торговле. Радищев, сидя в Калуге, в конце 1790-х годов заказывает французские книги в Москве; до этого и в Тобольск, и в Илимск из Петербурга их ему присылал Александр Романович Воронцов: иностранная торговля базируется в столицах.

Поэтому спрос на переводы был довольно большим. Больше всего читалась и переводилась, конечно, повествовательная литература. Есть такое издание — «История русской переводной художественной литературы. Древняя Русь. XVIII век». Оно состоит из двух томов, и первый том (потолще) посвящен прозе, а второй (значительно тоньше) описывает поэзию и драматургию. И это вполне отражает реальное положение дел.

Немецкий и французский языки были распространены примерно в равной степени; кроме того, в России, особенно в столицах, было много выходцев из остзейских семей, для которых немецкий язык был родным. Из-за этого в некоторых учебных заведениях — Сухопутном кадетском корпусе, гимназии Академии наук и так далее — обучались дети с разными mother tongues; их учили, соответственно, говорить на языке друг друга, и они сами друг у друга учились. В первой семье Александра Сумарокова — который был воспитанником кадетского корпуса и жена которого была немкой — домашним языком, судя по всему был, немецкий.

С появлением рынка и частных издателей, естественно, появляется спрос и на поденное переводчество. Оно часто довольно низкопробное, но переводят эти люди в огромных количествах, потому что роман XVIII века может быть чрезвычайно объемным.

Николай Новиков. Портрет Дмитрия Левицкого. 1797 год © Wikimedia Foundation

Известно довольно много случаев, когда люди, впав в бедственное положение, принимаются за переводы романов. Например, некий Алексей Маслов, за которого в 1775 году Державин поручился в Дворянском банке, принялся за перевод Прево, после того как Державин отсудил у него крепостных. Известен случай о Михаиле Цветихине: это был московский семинарист, который начал с переводов очень высокодуховных латинских сочинений (в предисловиях к которым он писал, что романов не переносит). Потом он попал в Академию наук, некоторое время поработал в ней, потом решил поступить на гражданскую службу, но это сразу ему не удалось, и примерно год он был без содержания. И тогда он принялся переводить совсем примитивный роман, с плоской структурой, и сделал там несколько удивительных вещей. Во-первых, всем персонажам он дал немецкие имена, потому что немецкий был для него ученым языком. Эти имена он объяснял, толкуя как якобы арабские. Потом в предисловии он написал такое оправдание: вы, конечно, можете счесть, что это роман, но здесь нет никаких выдумок, нет фантастических существ, это просто люди, которые путешествуют, и что-то с ними происходит. То есть он явно стыдился этого романа, но переводил, потому что ему были нужны деньги. И таких случаев довольно много.

В 1770-е годы в России появились коммерческие издатели, которые заказывали переводы поденщикам. В таких случаях имя переводчика часто даже не ставилось на титул. Бывали случаи, когда человек сам приходил к издателю с готовым переводом: так, например, было с Карамзиным, который сделал перевод «Разговора австрийской Марии Терезии с нашей императрицею Елисаветою в Елисейских полях» и принес издателю, но тот его так и не издал, текст нам не известен. Новиков платил нескольким людям за переводы одного и того же сочинения, а затем выбирал и печатал из них один.

Довольно часто переводить принимались довольно быстро после выхода оригинала на Западе. И в 1780-е годы в газетах начинают появляться объявления о том, что такой-то роман уже взялись переводить и просим других себя в этом больше не утруждать. И такие объявления не единичные, их набирается где-то десяток в год. 

arzamas.academy

Журналистика 18 века

Большим событием в истории отечественной журналистики стало появление первых частных изданий. Это произошло в самом конце 1750-х годов. "Трудолюбивая пчела" известного литератора А.П.Сумарокова, еженедельный журнал, явно ориентировался на опальную супругу наследника престола Петра Федоровича, будущую императрицу Екатерину Алексеевну. И хотя здесь печатались очень многие литераторы, журнал все же оставался изданием А.П.Сумарокова, - настолько сильно было влияние на других его незаурядной личности. Просуществовав год, "Трудолюбивая пчела" закрылась.

В начале 1760-х годов при Московском университете возникают литературные журналы "Полезное увеселение", "Свободные часы", "Невинное упражнение", "Доброе намерение" и "Собрание лучших сочинений". Это развернул деятельность М.М.Херасков. Вокруг него создалась многочисленная группа молодых литераторов, произведениями которых и заполнялись страницы этих изданий. М.М.Херасков показал себя горячим сторонником, новой императрицы Екатерины Второй.

Впрочем и сама императрица была не чужда журналистики: ее перу принадлежит не один материал еженедельного журнала "Всякая всячина". Издание сразу же предупредило своих читателей, что стоит за сатиру в "улыбательном духе" и не собирается затрагивать конкретные недостатки государственно-политического строя. Все, что Екатерина делала в стране, было замечательным, совершенным и не подлежащим критике.

С этим оказался не согласен "Трутень". Журнал, который стал издавать Н.И.Новиков, сразу же внес дух боевой полемики в русскую журналистику той поры. Бездельник, изображенный во "Всякой всячине", по мнению Н.И.Новикова, и есть тот самый трутень, что пользуется трудом других. А настоящий гражданин Отечества должен быть полезным обществу. "Трутень" спорил с "бабушкой" русской журналистики - "Всякой всячиной" по всем вопросам. Он даже упрекал автора журнала в плохом знании русского языка, делая вид, что не знает, с кем переписывается и спорит. Дерзость эта не имела еще себе равной. Тем более, что другие журналы того времени, сделав вид, что тоже не знают, кто скрывается под псевдонимом, поддержали Н.И.Новикова, заявив: "бабушка" выжила из ума.

И "Трутень" закрылся. Но Н.И.Новиков почти тут же выпускает книжку нового журнала "Пустомеля". Второй номер "Пустомели" стал последним. Немного переждав, Н.И.Новиков приступает к изданию еженедельного сатирического журнала "Живописец". Восхищаясь анонимным драматургом, он приписывал ему борьбу с пороками общества злоупотреблениями власти и развратными поступками. Анонимным автором разбираемых пьес была Екатерина, вовсе и не помышлявшая о борьбе с общественными недостатками. Но нельзя же ей было во всеуслышанье заявить, что Н.И.Новиков не верно ее понял, что ее совершенно не волнуют нравы россиян. На втором году издания "Живописи" заметно сник, - издателю дали понять, что осторожность ему не помешает, - и вскоре совсем прекратил свое существование.

То, что сделали "Трутень" и "Живописец" для развития журналистики, с первого раза даже трудно понять. Во-первых, публицистика превращается в оружие против власти. Вряд ли Петр, создавший первую русскую газету для поднятия авторитета самодержавия, предполагал, что созданное им оружие обернется против его потомства. Во-вторых, в литературу введены факты быта, реалистические подробности, которые придают достоверность изображаемому. В-третьих, в журналах Н.И.Новикова - чрезвычайное разнообразие жанров: от миниатюрной повести до пародий на газетную рекламу. Этого еще никогда никто не использовал в журналистике до него.

Не дремало и правительство Екатерины. Журнал "Собеседник любителей российского слова, содержащий разные сочинения в прозе и стихах некоторых российских писателей", выпускавшийся Академией наук в 1783 году, попытался объединить лучшие литературные силы разных направлений. Скажем, здесь печатались М.М.Херасков, будучи представителем официальной журналистики, и Д.И.Фонвизин, выступавший с резкой сатирой, направленной против правительства Екатерины. В этом журнале Д.И.Фонвизин напечатал "Опыт российского сословника", то есть словаря синонимов. Разъясняя смысл слов, он приводил примеры такого рода: "проманивать - обманывать, проводить, - есть больших бояр искусство. Стряпчие обыкновенно проводят челобитчиков. Не действуют законы тамо, где обиженный притесняется". А в другом номере он задавал "Вопросы", адресованные анонимному сочинителю "Былей и небылиц", то есть опять же к императрице Екатерине. Прочитав их, она распорядилась все же напечатать их, но в сопровождении своих ответов, надеясь этим снизить критическую остроту произведения.

Судьба Д.И.Фонвизина была уже предрешена: все последующие его сочинения не увидели света при жизни автора. Правда, сам Д.И.Фонвизин поначалу этого не понял. В 1788 году он хлопочет об издании журнала "Друг честных людей, или Стародум". Ему было отказано...

Несколько удачливее оказался И.А.Крылов. В 1789 году он предпринял, попытку издавать журнал "Почта духов". Это было, по определению издателя, "ежемесячное издание, или ученая, нравственная и критическая переписка арабского философа Маликульмулька с водяными, воздушными и подземными духами". Корреспонденты волшебника сообщали ему обо всем, что удалось увидеть и услышать. Это давало И.А.Крылову возможность представить широкую панораму жизни. И всюду творилось беззаконие.

"Почта духов" не собрала большого числа подписчиков. К тому же И.А.Крылову дали понять, что тон его критики неугоден правительству. Журнал был вынужден закрыться.

Но уже в 1792 году И.А.Крылов вместе с друзьями И.А.Дмитревским, А.И.Клушиным и П.А.Плавильщиковым взялся за издание ежемесячного журнала "Зритель". Издатели задались целью показать творческую мощь русского народа, прославив М.В.Ломоносова, И.П.Кулибина, К.М.Минина, - всех тех, кто создавал Россию. Сам И.А.Крылов напечатал в "Зрителе" несколько сатирических произведений: "Ночи", "Каиб", "Похвальная речь моему дедушке" и другие. Прибегнув к пародическому осмеянию русской крепостнической действительности, он дал своим героям говорящие имена: Звениголов - в "Похвальной речи..." или Дурсан, Ослашид и Грабилей - в "Каибе"…

1792 год был знаменательным в своем роде для российской журналистики. В апреле был арестован Н.И.Новиков, летом прошел обыск в типографии "Зрителя", за И.А.Крыловым установили полицейский надзор. Это свидетельствовало о том, что сатирическая журналистика превратилась в действительно опасную силу, оставлять без присмотра которую правительство боялось.

К полемической публицистике Н.И.Новикова и Д.И.Фонвизина добавилось понимание причин порочности общественных нравов. И.А.Крылов нападает уже не на отдельные недостатки режима: речь идет о борьбе со всей системой феодально-дворянской монархии.

Подводя итоги 18 века, необходимо отметить, что за одно лишь столетие русская журналистика постепенно окрепла, вошла в общественный обиход и заняла заметное место в социальной жизни. От информативных рукописных газет до "Живописца" и "Почты духов" - таков путь русской журналистики 18 века. Основная масса изданий, конечно же, была обречена на кратковременное существование, не было еще достаточного издательского опыта. Но газеты и журналы, выходившие в этот период, позволили определить место публицистики в развитии русской общественной мысли.

По мере роста общественного сознания передовая мысль пришла в конфликт с социальной идеологией, сперва по частным вопросам, а затем по коренным и основным проблемам: протест против самодержавия, борьба за просвещение, патриотизм, развитие национального склада ума и чувств, доходя до революционного решения вопросов.

А.Н.Радищев, опубликовавший в 1789 году в журнале "Беседующий гражданин" статью "Беседа о том, что есть сын Отечества", определил основные ориентиры развития демократической журналистики. Вчитайтесь: писатель характеризует состояние крепостных крестьян, подчеркивая, они - движимые мучителем машины, мертвые трупы, тяглый скот. Но среди представителей правящего сословия нет достойного, чтобы назваться сыном Отечества: вертопрах, развратник, щеголь, жадный корыстолюбец, обжора-чревоугодник, - не в их среде надлежит искать патриотов. Традиции свободолюбия зарождались уже среди публицистов 18 века. Вершиной их и явился А.Н.Радищев.

Поднятый спор о русском национальном характере публицистами 18 века имел огромное воспитательное значение. На произведениях, созданных в это время, формировались как личности все будущие герои 19 и 20 веков.

Периодическая печать, вызванная к жизни петровскими реформами для укрепления влияния самодержавия, за одно столетие превратилась в могущественное орудие против самодержавия. Русская журналистика в 18 веке,

начавшись с хроникальной заметки, выросла в большое и очень разнообразное жанровое наследство, способное сформировать общественное мнение и произвести социально-политические перемены.

studmedia.info

10 интересных фактов о 18 веке

10 интересных фактов о 18 векеКультура

Многие исторические списки охватывают, как правило, достижения, совершенные в тот или иной период. Ниже представленный список – это тоже своего рода достижения, но не такие, какими мы их себе представляем. Это немного иной прогресс, достигнутый людьми в 18 веке.

10. Личная гигиена

Сегодня мы высоко ценим личную гигиену, но вплоть до начала 18 века человек мог за всю свою жизнь ни разу не погрузиться в воду. Многие люди полагали, что купание – это нездоровая вещь, а "замачивание" своего тела в воде, особенно горячей, позволяет различного рода болезням и инфекциям проникать в организм. Даже если человек все же решался принять ванну, то он делал это в одежде! Эта привычка сохранилась вплоть до конца 19 века.

9. Дезодорант

До 1880-х годов люди и не думали о создании дезодоранта, несмотря на то, что большинство из них большую часть времени очень дурно пахли, но никакого чувства дискомфорта они от этого не испытывали. Богатые пытались замаскировать дурной запах большим количеством духов, однако, сегодня каждому известно, что такой метод не работает.

Стоит отметить, что еще в 9 веке эрудит Зиряб (Ziryab) предложил идею создания дезодоранта для подмышек, но она не прижилась. Вплоть до 1888 ничего подобного не существовало. Именно в этом году началось серийное производство первых дезодорантов, которые имели феноменальный успех на западе. Эти дезодоранты доступны и сегодня, они выпускаются под брендом "Мама".

8. Груминг

Женщины не ухаживали за волосами на своем теле. В западном мире удаление волос с тела не было обычной практикой вплоть до 1920-х годов. Существуют, безусловно, некоторые страны, женщины в которых до сих пор не предпринимают ничего со своими волосами на теле. Однако, не стоит говорить сейчас об этом.

7. Туалеты

Дома в тот период времени дурно пахли естественными испражнениями человеческого организма. Тогда не существовало водопровода, а большинство людей облегчались в горшок, который можно было оставить до тех пор, пока кто-либо не решался выкинуть его содержимое в ближайшее окно. Позднее горшки сохранились в некоторых домах, но уже были созданы открытые туалеты. Однако, даже в викторианскую эпоху, горшки использовались в качестве экстренного туалета в ночное время.

6. Туалетная бумага

Туалетная бумага была изобретена в конце 18 века, а до тех пор люди пользовались подручными средствами. Богатые могли себе позволить роскошь вытирать себя лоскутами ткани. Бедные пользовались старыми тряпками, листьями, мхом и … руками! Даже древние римляне жили лучше – они для этих целей использовали намотанную на палку ткань, а после погружали ее в ведро с водой. На картинке изображен портативный туалет 18 века.

5. "Постельные" насекомые

Заражение постельными жуками и насекомыми приняло в 18 веке угрожающие размеры. Они считались нормой жизни. К сожалению, эти насекомые, безусловно, были причиной распространения многочисленных заболеваний. Они оставались постоянной проблемой вплоть до современных времен. В викторианскую эпоху женщинам рекомендовалось протирать низ кроватей керосином, чтобы убить всех нежелательных гостей.

4. Время критических дней

У женщин в тот период было несколько "моделей" поведения. Некоторые пользовались куском ткани, причем неоднократно одним и тем же, более того, эти лоскуты сушили на видном месте одновременно с другими вещами, совершенно ничего не стесняясь. Поэтому лучше было не смотреть через забор к соседям. Однако, были и такие женщины, которые не пользовались ничем, и позволяли силе тяжести "делать свое дело".

3. Навоз, навоз и еще раз навоз

В больших городах на улицах пахло смесью навоза, человеческих экскрементов и гниющих растений. Если вы когда-либо задумывались над тем, откуда взялась джентльменская традиция идти ближе к краю дороги, не копайте глубоко, она появилась также из-за того, чтобы защитить свою даму от брызг проезжающих мимо автомобилей. Когда вы в следующий раз увидите в фильме, когда мужчина галантно бросает свой плащ на землю, чтобы его дама прошла, помните: вполне вероятно, что он прикрывает вовсе не лужу.

2. Гигиена полости рта

Зубная гигиена представляла собой нечто большее, чем пользование зубочисткой и вытирание десен тканью. У женщин, как правило, зубы были в худшем состоянии по сравнению с мужчинами в связи с потерей витаминов во время беременности.

У бедных людей все происходило именно так, но для зажиточных итальянская компания Марвис начала еще в начале 1700-х годов изготавливать свою зубную пасту (они по сей день продолжают ее выпускать). Но, откровенно говоря, люди были больше озадачены покупкой мяса, чем заинтересованы в покупке итальянской зубной пасты. Это было абсолютно несущественно.

1. Ртуть

Абсолютно каждый человек в то время был инфицирован вшами. Но не стоит опасаться, так как они выбрали удивительное лечение от этого: ртуть! В 18 веке у Европы был роман с ртутью. Они ее ели, втирали в кожу, становились сумасшедшими и умирали. Что касается "положительных" сторон, то она сначала убивала вшей!

Перевод: Баландина Е. А.

www.infoniac.ru


KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта