Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

Творческий путь и биография Фета Афанасия, русского поэта. Почему фет разорвал отношения с журналом современник


Загадочные интересные факты из жизни Фета

Многие школьники с трудом отличают поэзию Фета от тютчевских творений — несомненно в этом вина учителя, несумевшего правильно преподнести шедевры двух метров российской литературы. Уверяю, после этой статьи про интересные факты из жизни Фета, вы слету научитесь отличать поэтику Афанасия Афанасьевича от творчества Федора Ивановича Тютчева, постараюсь очень кратко!

Главные отличия лирики Фета от Тютчева

интересные факты из жизни фета - отличие лирики фета и тютчева

Лирика Ф.И.Тютчева Лирика А.А.Фета
  • Основные темы — человек и природа, любовь, космизм
  • Литературное течение — романтизм
  • Персонификация природы
  • Мотив несчастной любви
  • Основные темы — зарисовки пейзажей, воспевание возлюбленной
  • Импрессионист
  • Трагичность и драматизм в поэзии

В поэзии Тютчева мир представлен космическим, даже силы природы оживают и становятся природными духами, окружающими человека. Мотивы в творчестве Фета более приближены к реальности (приземлены). Пред нами описание настоящих пейзажей, образы реальных людей, любовь Фета — такое же сложное чувство, но земное и доступное.

Тайна фамилии поэта

В детстве А.Фет испытал потрясение — его лишили дворянского титула и отцовской фамилии. Настоящая фамилия писателя Шеншин, его отец — отставной российский ротмистр, а мать — немецкая красавица Шарлотта Фет. Родители познакомились в Германии, где у них моментально закружился бурный роман. Шарлотта была замужем, но совершенно несчастна в браке, муж любил выпить и часто поднимал на нее руку. Встретив благородного российского военного, она отчаянно в него влюбилась, и воссоединению двух сердец не помешали даже материнские чувства — у Шарлотты была дочь. Уже на седьмом месяце беременности Шарлотта сбегает в Россию к Афанасию Шеншину. Позже Шеншин напишет мужу Шарлотты письмо, но в ответ получит телеграмму нецензурного содержания. Ведь влюбленные совершили нехристианский поступок.

Будущий поэт родился в Орловской губернии, в метрической книге был записан Афанасием Шеншиным. Повенчались Шарлотта и Шеншин только через два года после рождения сына. В возрасте 14 лет Афанасий признан незаконнорожденным, ему вернули фамилию Фет и именуют  «иностранцем».  В итоге мальчик теряет свое дворянское происхождение и наследство отца помещика. Позже он восстановит свои права, но через много-много лет.

Фет и Толстой

интересные факты из жизни фета - игра в карты и дружба с Толстым

В работах Лотмана встречается упоминание об одном необычном случае из жизни двух великих литераторов. В карточные игры в те времена играли все, особенно любил поазартничать Н. Некрасов (но сейчас не о нем). Так вот, процесс игр был достаточно эмоциональным, в порыве игроки рвали и бросали карты на пол, вместе с ними падали и деньги. Но поднимать эти деньги считалось неприлично, они оставались лежать на полу до конца игры, а потом их забирали лакеи в виде чаевых.

Однажды светские особы (в том числе Фет и Толстой) играли в карточную игру, и Фет нагнулся, дабы поднять упавшую ассигнацию. Всем было немного странно, но только не Толстому, писатель нагнулся к своему другу, чтобы подсветить свечой. Ничего нет постыдного в этом поступке, ведь Фет играл на свои последние деньги, в отличие от соперников.

Фет писал и прозу

 

В 60-х года 19 века Фет начал работу над прозой, в итоге опубликовано два прозаических сборника, состоящих из очерков и коротких рассказов-зарисовок.

«Нас нельзя разлучать» — история несчастной любви

интересные факты из жизни фета - трагическая любовь

С Марией Лазич поэт познакомился на балу в доме известного офицера Петковича (это случилось в 1848 году, когда безжалостно солнце палило на границе Киевской и Херсонской губерний). Мария Лазич была обворожительная — высокая, стройная, смуглая, с копной темных густых волос. Фет сразу понял, что Мария для него словно Беатриче для Данте. Тогда Фету было 28 лет, а Марии — 24 года, на ней лежала вся ответственность за дом и младших сестер, потому что она была дочерью небогатого сербского генерала. С тех пор вся любовная лирика писателя посвящена именно этой прекрасной барышне.

По словам современников, Мария не отличалась несравненной красотой, но была приятна и соблазнительна. Так Афанасий и Мария начали общаться, писать друг другу письма, проводить совместные вечера в обсуждении искусства. Но однажды перелистывая ее дневник (тогда все девушки имели дневники, в которые переписывали любимые стихи, цитаты, прикрепляли фотографии), Фет заметил нотные знаки, под которыми стояла подпись — Ференц Лист. Ференц известный композитор того времени, который гастролировал в 40-х годах по России, познакомился с Марией и даже посвятил ей музыкальное произведение. Сначала Фет был расстроен, на него нахлынула ревность, но потом когда услышал, как великолепно звучит мелодия для Марии, просил постоянно ее играть.

Но брак между Афанасием и Марией был невозможен, у него нет средств для существования и титула, а Мария хоть из бедной семьи, но из дворянской. Об этом родственники Лазич не знали и совершенно не понимали, почему Фет общается с их дочерью в течение двух лет, но не делает предложения. Естественно по городу пошли слухи и домыслы о самом Фете и безнравственности Марии. Тогда Афанасий сказал своей возлюбленной, что их брак невозможен, а отношения нужно срочно прекратить. Мария попросила Афанасия просто быть рядом без брака и денег.

интересные факты из жизни фета - трагическая любовь и смерть Марии Лазич

Но весной 1850 года случилось страшное. В отчаянии Мария сидела в своей комнате, пыталась собраться с мыслями, как жить дальше, как добиться вечного и нерушимого союза с любимым. Внезапно она резко встала, отчего лампада упала на длинное кисейное платье, в считанные секунды пламя охватило волосы девушки, она успела лишь крикнуть «Спасите письма!». Родственники потушили огонь безумия, но количество ожогов на теле было несовместимо с жизнью, через четыре мучительных дня Мария умерла. Последними ее словами стали «Он не виноват, а я..». Есть предположение, что это было самоубийство, а не просто случайная смерть.

Брак по расчету

интересные факты из жизни фета - отношения с Боткиной

Через годы Фет женится на Марии Боткиной, но уже не из-за сильной любви, а по расчету. В его сердце и стихах навсегда сохранится образ высокой и черноволосой Марии Лазич.

 

Как Фет титул возвращал

Поэту потребовалось несколько лет службы в пехотных войсках, чтобы добиться офицерского чина и получить дворянство. Ему совершенно не нравился армейский уклад жизни, Фет хотел заниматься литературой, а не войной. Но чтобы вернуть себе свой законный статус, он был готов вынести любые трудности. После службы Фету пришлось проработать 11 лет судьей и только тогда литератор стал достоин получить дворянский титул!

интересные факты из жизни фета - возвращение дворянского титула

Попытка самоубийства

После получения дворянского титула и родового поместья, добившийся главной в своей жизни цели Фет под каким-то предлогом попросил жену съездить к кому-нибудь в гости. Сам 21 ноября 1892 года закрылся в кабинете, выпил бокал шампанского, вызывал секретаря, продиктовав последние строчки.

«Не понимаю сознательного приумножения неизбежных страданий. Добровольно иду к неизбежному. 21 ноября, Фет (Шеншин)»

Достал стилет для разрезания бумаги и занес руку над виском,  секретарь успела вырывать стилет из рук писателя. В этот момент Фет выскочил из кабинета в столовую, попытался схватить нож, но тут же упал. Секретарь подбежала к умирающему литератору, который сказал лишь одно слово «добровольно» и умер. Наследников поэт после себя не оставил.

writervall.ru

Афанасий Афанасьевич Фет. Биография

 

Детство

Афанасий Афанасьевич Фет (1820–1892) родился в самом центре России – на Орловщине. С этим краем связаны имена И.С. Тургенева, Л.А. Андреева, И.А. Бунина, Н.С. Лескова. До сих пор исследователи спорят, был ли Фет родным сыном помещика Афанасия Неофитовича Шеншина, в имении которого появился на свет, или его мать Шарлотта Фёт родила ребенка от своего бывшего мужа-немца. В Шарлотту Фёт Шеншин страстно влюбился, находясь на лечении в Германии, и тайком увез ее в Россию, где спустя несколько месяцев родился мальчик, ставший замечательным русским поэтом...

В конце жизни Фет написал воспоминания «Ранние годы моей жизни» (они были опубликованы уже после его смерти, в 1893 году). О детстве он говорит суховато и сдержанно. Это и неудивительно. Отец запомнился ему суровым, скупым на ласку. А именно его характер, его порядки определяли домашнюю атмосферу. Мать поэта была робкой, покорной женщиной. Обделенный родительским теплом, маленький Афанасий целые часы проводил в общении с дворовыми.

Мальчик сначала под руководством матери выучился немецкой грамоте. А когда стал читать по-русски, горячо увлекся поэзией Пушкина.

Отрочество

Школьная жизнь началась для Афанасия в тринадцать лет. Его отдали в пансион немца Крюммера в маленьком городке Веррло (в настоящее время Выру), расположенном на территории нынешней Эстонии. Из школьной братии мальчика выделял дар стихотворства. Поэтический талант прорастал в душе Фета с трудом, но неуклонно. Воспринять и обогреть этот талант вдали от дома было некому. И вот произошло событие, перевернувшее всю жизнь. С рожденья он носил родовую дворянскую фамилию отца – Шеншин. Но через год после начала обучения в пансионе мальчик получил от отца письмо, в котором говорилось, что отныне Афанасий должен носить фамилию матери – Фёт. (Фетом он стал позже и случайно: в типографии, где печатался журнал с его стихами, наборщик забыл поставить две точки над "е".) Для подростка, который любил отца, это было ударом и, кроме того, означало, что он лишался дворянского звания и права быть наследником.

А дело было в том, что мальчик родился прежде, чем брак его отца с Шарлоттой Фёт был освящен церковью. В метрических документах его удалось записать Шеншиным, но в 1834 году подлог каким-то образом всплыл. Покидая пансион семнадцатилетним юношей, Афанасий Фет оставлял в нем досадных свидетелей своей неожиданно разразившейся беды.

Юность

Зимой 1837 года в пансион неожиданно приехал Афанасий Неофитович и повез сына в Москву – готовиться к поступлению в университет. Когда подошла пора экзаменов, Фет сдал их блестяще. Его приняли на юридический факультет. Вскоре юноша перешел на словесное отделение философского факультета. Но прилежным студентом не стал. Вместо того чтобы сидеть в многолюдной аудитории, он искал уединения, а в заветной тетради множились стихи.

Ко второму курсу тетрадка основательно пополнилась. Пришла пора представить ее на суд опытному ценителю. Фет передал тетрадь историку М.П. Погодину, у которого в это время жил Н.В. Гоголь. Через неделю Погодин вернул стихи со словами: «Гоголь сказал, что это несомненное дарование». Фет решил на взятые взаймы триста рублей издать поэтический сборник и назвать его «Лирический пантеон». На титульном листе стояли первые буквы имени и фамилии автора – А.Ф.

Первые публикации

В конце 1840 году Фет уже держал свою первую тоненькую книжку. Преобладали в ней подражательные стихи, которые впоследствии автор не решался перепечатывать. Однако вскоре после выхода «Лирического пантеона» он во многом стал другим – самобытным, оригинальным поэтом.

Журналы охотно печатали его стихи. Среди ценителей поэзии у Фета появилось много поклонников. Но они не могли вернуть ему дворянского звания и фамилии Шеншин. А с этой утратой он смириться не мог. И Афанасий Афанасьевич принял твердое решение – пойти на военную службу. По закону того времени чин офицера должен был возвратить ему принадлежность к дворянству, однако из-за менявшихся на этот счет правил вновь стать Шеншиным ему удалось только в старости. И не благодаря военным заслугам, а по «высочайшему повелению» императора.

Первая любовь

Окончив университет (1844), Фет через год поступил в Кирасирский полк, расквартированный в Херсонской губернии.

Находясь на военной службе, Фет познакомился с умной, обаятельной девушкой Марией Лазич. В Марии Фет нашел знатока поэзии, ценительницу его собственных стихов. Пришла любовь... Но Лазич была бедна. Мечтающий о восстановлении дворянского звания и материальном достатке, Фет не решился жениться на бесприданнице. Влюбленные расстались. Вскоре Мария Лазич трагически погибла. Ее образ всю жизнь приковывал поэтическое чувство Фета. С его пера срывались слова любви, раскаяния и тоски.

Петербург. Сотрудничество с «Современником»

В 1850 году вышел второй сборник Фета. В нем было опубликовано стихотворение «Шепот, робкое дыханье...», ставшее для многих едва ли не символом всей поэзии Фета. В 1853 году Фет стал служить в гвардии и перебрался с юга на север, к месту расположения своего нового полка. Лагерные учения теперь проходили под Петербургом, и поэт получил возможность бывать в столице.

Он возобновляет старые литературные знакомства и завязывает новые. В частности, с редакцией журнала «Современник», которым руководил Н.А. Некрасов, сплотивший вокруг себя много талантливых литераторов.

В «Современнике» Фет пришелся ко двору. Поэт почувствовал искреннее внимание к себе и воспрянул духом. Бумага и карандаш снова поманили его. 50-е гг. стали для поэта «звездным часом», временем наиболее полного признания его таланта. Готовился к выходу третий фетовский сборник. Петербургские товарищи-литераторы бурно обсуждали каждое стихотворение будущей книги. Особенно доверял в то время Фет вкусу И.С. Тургенева.

Стихи Фета были необычны и непривычны. Многое из того, что сегодня представляется новаторскими достижениями, тогдашним читателям казалось языковыми погрешностями. Тургенев исправлял некоторые строки Фета, и до сих пор не решено, как издавать эти стихи: с тургеневскими поправками (многие из них Фет принял) или в первоначальном виде. У Фета слово призвано передавать запахи, звуки, музыкальные тона, световые и цветочные впечатления.

«Бегство» в Степановку. Разрыв с «Современником»

В 1860 году в родной Орловской губернии, и даже в том же Мценском уезде, где Фет родился, он купил хутор Степановку и выстроил дом. Так произошло, по его выражению, «бегство» в Степановку. Какие же причины толкнули поэта на это бегство?

В конце 50-х годов увлечение поэзией сменилось охлаждением к ней – «звездный час» Фета подошел к концу. Накануне крестьянской реформы 1861 года началось размежевание литературных и общественных сил. Все громче звучали голоса, отвергавшие «чистое художество» во имя «практической пользы». Позиция некрасовского «Современника» все больше и больше определялась статьями Чернышевского и Добролюбова. В знак протеста Фет вместе с И.С. Тургеневым и Л.Н. Толстым покинул журнал.

В 1859 году в журнале «Русское слово» Фет опубликовал статью «О стихотворениях Ф.Тютчева», где сознательно бросил вызов общественному мнению. Искусству, писал поэт, не пристало придерживаться каких-то «направлений», оно должно служить «чистой красоте». Тем самым Афанасий Афанасьевич погубил свою репутацию в глазах демократической публики, теперь его считали реакционером, а его лирику – «уходом от жизни». Фет замыкается в имении, словно в крепости, не принимая враждебной современности.

И все-таки деревенское новоселье Фета было вызвано не только этими причинами. Вся его поэзия говорит о том, что поэт любил землю, сельскую природу, немало знал о растениях, птицах, животных. Выйдя как бы в двойную отставку (и по службе, и в литературе), Фет целиком отдался хозяйственным заботам. За семнадцать лет жизни и упорных трудов он превратил Степановку в образцовое доходное имение. Но Фет не перестает писать. В это время он переводит античного поэта Анакреота, восточных (Саади, Гафиз), немецких (Гейне, Гете), французских (Мюссе, Беранже) авторов. Именно Фет впервые перевел на русский язык трактат немецкого философа Шопенгауэра «Мир как воля и представление».

Начиная с 1883 года Фет стал выпускать один за другим сборники стихотворений под общим заглавием «Вечерние огни». Заглавие откровенно символическое: речь идет о вечере жизни. Однако важнее тут, может быть, слово «огни». Поздняя лирика поэта не только сохранила напор сердечного чувства, присущего молодости, но и обрела свойство излучать свет мудрости. В 1890 году, семидесятилетним стариком, Фет провозгласил:

Покуда на груди земнойХотя с трудом дышать я буду, Весь трепет жизни молодойМне будет внятен отовсюду.

Стихотворения для анализа и чтения наизусть

Философская лирика: «Только встречу улыбку твою...», «На стоге сена ночью южной...»;«Греза чувств» (Ап. Григорьев) в поэзии: «Я жду... Соловьиное эхо...»; «Кот поет, глаза прищуря...», «На двойном стекле узоры...», «На кресле отвалясь, гляжу на потолок...», «Нет, не жди ты песни страстной...»;Лирика природы: «Как здесь свежо под липою густой...», «Еще весны душистой нега...», «Над озером лебедь в тростник потянул...»Лирика любви: «Не отходи от меня...», «Улыбка томительной скуки...», «У камина», «В темноте над треножником ярким...», «Сияла ночь Луной был полон сад...»

Литература

Нина Сухова. Афанасий Афанасьевич Фет // Энциклопедии для детей «Аванта+». Том 9. Русская литература. Часть первая. М., 1999Л.М. Лотман. А.А. Фет. // История русской литературы. Том третий. Ленинград: Наука, 1982. С. 427 – 446

 

trassa.narod.ru

Афанасий Фет: биография, факты, даты

Фет Афанасий Афанасьевич (23 ноября 1820 года – 21 ноября 1892), великий русский поэт-лирик, мемуарист, переводчик.

Биография

Детство

Афанасий Фет родился в Новоселках – небольшом имении, расположенном в Мценском уезде Орловской губернии. Его родной отец – Иоганн Петр Вильгельм Фет, асессор городского суда в Дармштадте, мать – Шарлотта Елизавета Беккер. Будучи на седьмом месяце беременности, она оставила мужа и тайно уехала в Россию с 45-летним Афанасием Шеншиным. Когда родился мальчик, его крестили по православному обряду и назвали Афанасием. Он был записан сыном Шеншина. В 1822 году Шарлотта Елизавета Фет приняла православие и обвенчалась с Афанасием Шеншиным.

Образование

Афанасий получил блестящее образование. Способному мальчику легко давалась учеба. В 1837 году он окончил частную немецкую школу-пансионат в городе Верро, в Эстонии. Уже тогда Фет начал писать стихи, проявлял интерес к литературе и классической филологии. После школы, чтобы подготовиться к поступлению в университет, он обучался в пансионате профессора Погодина, писателя, историка и журналиста. В 1838 году Афанасий Фет поступил на юридический, а потом – на философский факультет Московского университета, где учился на историко-филологическом (словесном) отделении.

В университете Афанасий сблизился с одним из студентов – Аполлоном Григорьевым, который тоже увлекался поэзией. Они вместе стали посещать кружок студентов, которые усиленно занимались философией и литературой. При участии Григорьева Фет выпустил свой первый сборник стихов «Лирический пантеон». Творчество молодого студента заслужило одобрение Белинского. А Гоголь отозвался о нем, как о «несомненном даровании». Это стало своего рода «благословением» и вдохновило Афанасия Фета на дальнейшее творчество. В 1842 году его стихи были опубликованы во многих изданиях, в числе которых были популярные журналы «Отечественные записки» и «Москвитянин». В 1844 году Фет окончил университет.

Военная служба

В 1845 году Фет уехал из Москвы и поступил в провинциальный кирасирский полк на юге России. Афанасий считал, что военная служба поможет ему вернуть утраченное дворянское звание. Через год после начала службы Фет получил звание офицера. В 1853 его перевели в гвардейский полк, который был расквартирован недалеко от Петербурга. Он часто бывал в столице, встречался с Тургеневым, Гончаровым, Некрасовым, сблизился с редакцией популярного журнала «Современник». В целом, воинская карьера поэта складывалась не очень удачно. В 1858 году Фет вышел в отставку, дослужившись до чина штаб-ротмистра.

Любовь

В годы службы поэт пережил трагическую любовь, которая оказала влияние на все его дальнейшее творчество. Возлюбленная поэта, Мария Лазич, была из хорошей, но бедной семьи, что послужило препятствием для их брака. Они расстались, а через какое-то время девушка трагически погибла при пожаре. Память о своей несчастной любви поэт хранил до самой смерти.

Семейная жизнь

В возрасте 37 лет Афанасий Фет женился на Марии Боткиной, дочери богатого чаеторговца. Его жена не отличалась молодостью и красотой. Это был брак по расчету. Перед свадьбой поэт открыл невесте правду о своем происхождении, а также о некоем «родовом проклятии», которое могло стать серьезным препятствием для их брака. Но Марию Боткину не испугали эти признания, и в 1857 году они поженились. Через год Фет вышел в отставку. Он поселился в Москве и посвятил себя литературному труду. Его семейная жизнь была довольно благополучной. Фет приумножил состояние, которое принесла ему Мария Боткина. Правда, детей у них не было. В 1867 году Афанасия Фета избрали мировым судьей. Он жил в своем имении и вел образ жизни настоящего помещика. Лишь после возвращения фамилии отчима и всех привилегий, которыми мог пользоваться потомственный дворянин, поэт начал работать с новой силой.

Творчество

Афанасий Фет оставил значительный след в русской литературе. Свой первый сборник стихов «Лирический пантеон» он выпустил, когда учился в университете. Первые стихи Фета были попыткой уйти от действительности. Он воспевал красоту природы, много писал о любви. Уже тогда в его творчестве проявилась характерная черта – он говорил о важных и вечных понятиях намеками, умел передавать тончайшие оттенки настроений, пробуждая у читателей чистые и светлые эмоции.

После трагической гибели Марии Лазич творчество Фета приобрело новое направление. Он посвятил своей возлюбленной поэму «Талисман». Предполагают, что все последующие стихи Фета о любви посвящены ей же. В 1850 году вышел второй сборник его стихов. Он вызвал интерес критиков, которые не скупились на положительные отзывы. Тогда же Фет был признан одним из лучших современных поэтов.

Афанасий Фет был представителем «чистого искусства», он не затрагивал в своих произведениях животрепещущих социальных вопросов и до конца жизни оставался убежденным консерватором и монархистом. В 1856 году Фет выпустил третий сборник стихов. Он воспевал красоту, считая это единственной целью своего творчества.

Тяжелые удары судьбы не прошли для поэта бесследно. Он ожесточился, разорвал отношения с друзьями, почти перестал писать. В 1863 году поэт выпустил двухтомное собрание своих стихотворений, а потом в его творчестве наступил двадцатилетний перерыв.

Лишь после того, как поэту была возвращена фамилия отчима и привилегии потомственного дворянина, он с новыми силами занялся творчеством. К концу жизни стихотворения Афанасия Фета становились все более философскими, в них присутствовал метафизический идеализм. Поэт писал о единстве человека и Вселенной, о высшей реальности, о вечности. В период с 1883 по 1891 годы Фет написал более трехсот стихотворений, которые вошли в сборник «Вечерние огни». Поэт издал четыре выпуска сборника, а пятый вышел уже после его смерти.

Смерть

Умер Афанасий Фет от сердечного приступа. Исследователи жизни и творчества поэта убеждены, что перед смертью он пытался покончить жизнь самоубийством.

Основные достижения

  • Афанасий Фет оставил после себя большое творческое наследие. Фета признавали современники, его стихами восхищались Гоголь, Белинский, Тургенев, Некрасов. В пятидесятых годах своего века он был наиболее значимым представителем поэтов, которые пропагандировали «чистое искусство» и воспевали «вечные ценности» и «абсолютную красоту». Творчество Афанасия Фета ознаменовало завершение поэзии нового классицизма. Фет и сейчас считается одним из самых ярких поэтов своего времени.
  • Большое значение для российской литературы имеют и переводы Афанасия Фета. Он перевел всего «Фауста» Гёте, а также произведения целого ряда латинских поэтов: Горация, Ювенала, Катулла, Овидия, Вергилия, Персия и других.

Важные даты из жизни

  • 1820 год, 23 ноября – родился в имении Новоселки Орловской губернии
  • 1834 год – был лишен всех привилегий потомственного дворянина, фамилии Шеншин и русского подданства
  • 1835-1837 годы – учился в частной немецкой школе-пансионате в городе Верро
  • 1838-1844 годы – учился в университете
  • 1840 год – вышел первый сборник стихов «Лирический пантеон»
  • 1845 год – поступил в провинциальный кирасирский полк на юге России
  • 1846 год – получил офицерский чин
  • 1850 год – вышел второй сборник стихов «Стихотворения»
  • 1853 год – перешел на службу в гвардейский полк
  • 1856 год – вышел третий сборник стихов
  • 1857 год – обвенчался с Марией Боткиной
  • 1858 год – вышел в отставку
  • 1863 год – вышло двухтомное собрание стихотворений
  • 1867 год – избран мировым судьей
  • 1873 год – вернул дворянские привилегии и фамилию Шеншин
  • 1883 – 1891 – работал над пятитомником «Вечерние огни»
  • 1892 год, 21 ноября – умер в Москве от сердечного приступа

Интересные факты из жизни

  • В 1834 году, когда мальчику было 14 лет, выяснилось, что юридически он не является сыном русского помещика Шеншина, и запись была сделана незаконно. Причиной разбирательств стал анонимный донос, автор которого остался неизвестным. Решение духовной консистории прозвучало, как приговор: отныне Афанасий должен был носить фамилию матери, лишался всех привилегий потомственного дворянина и российского подданства. Из богатого наследника он внезапно стал «человеком без имени», незаконнорожденным ребенком сомнительного происхождения. Фет воспринял это событие, как позор, и возвращение утраченного положения стало для него целью, навязчивой идеей, которая во многом определила дальнейший жизненный путь поэта. Только в 1873 году, когда Афанасию Фету было 53 года, сбылась мечта всей его жизни. По указу царя поэту были возвращены дворянские привилегии и фамилия Шеншин. Тем не менее, свои литературные произведения он продолжал подписывать фамилией Фет.
  • В 1847 году, во время военной службы, в небольшом имении Федоровке поэт познакомился с Марией Лазич. Эти отношения начались с легкого, ни к чему не обязывающего флирта, который постепенно перерос в глубокое чувство. Но Мария, красивая, прекрасно образованная девушка из хорошей семьи, все-таки не могла стать хорошей партией для человека, который надеялся вернуть дворянское звание. Поняв, что он по-настоящему любит эту девушку, Фет, тем не менее, принял решение, что никогда на ней не женится. Мария отнеслась к этому спокойно, но через какое-то время решила разорвать отношения с Афанасием. А через некоторое время Фету сообщили о трагедии, которая произошла в Федоровке. В комнате Марии вспыхнул пожар, одежда на ней загорелась. Пытаясь спастись, девушка выбежала на балкон, потом в сад. Но ветер только раздувал пламя. Мария Лазич умирала несколько дней. Ее последние слова были об Афанасии. Поэт тяжело перенес эту потерю. Он до конца жизни сожалел, что не женился на девушке, ведь больше в его жизни не было настоящей любви. Его душа опустела.
  • Поэт нес тяжелое бремя. Дело в том, что у него в роду были сумасшедшие. Два его брата, уже будучи взрослыми, потеряли рассудок. Мать Афанасия Фета под конец жизни тоже страдала безумием и умоляла лишить ее жизни. Незадолго до брака Фета с Марией Боткиной его сестра Надя тоже попала в психиатрическую клинику. Брат навещал ее там, но она его не узнавала. За собой поэт часто замечал приступы тяжелей меланхолии. Фет все время боялся, что в конце концов его постигнет та же участь.

biografix.ru

За что современники "травили" поэта Афанасия Фета — Российская газета

Когда сыны обширной Руси Вкусили волю наяву, И всплакал Фет, что топчут гуси В его владениях траву1.

Для пореформенной эпохи интересны не только теоретики новой жизни, но и практики - те, кто обладал собственным опытом изменения отношений на земле. При этом трактовка идей и поступков человека им самим и его современниками часто не совпадает. Пример тому - публицистика известного поэта Афанасия Фета, которая породила в 1860-е годы большую дискуссию.

Афанасий Афанасьевич до 14 лет воспитывался как обыкновенный русский дворянин - в небогатой усадьбе Новосёлки, с жёстким отцом, мягкосердечной матерью и преданиями столбовых дворян Шеншиных. Всё рухнуло, когда отец отдал подростка на учёбу в строгий немецкий пансион, объявив ему, что отныне он должен носить фамилию Фет. Тогда и открылось, что мальчик родился, когда его мать формально ещё состояла в браке со своим первым мужем Иоганном Фётом. Этот комплекс неполноценности, это чувство украденного статуса будет преследовать поэта всю жизнь - и заставит действовать. Неудачным оказался путь к дворянству через военную службу: один за другим вышли указы, повышавшие планку, которой надо было достичь, чтобы стать дворянином. После долгих лет мытарств и душевных страданий, уже обладая именем в литературе, поэт обратился с прошением на высочайшее имя о получении фамилии Шеншин и вступлении в права "по роду и наследию". Борьба за возвращение потомственного дворянства будет идти около 40 лет, лишь к 1874 году Фет станет дворянином Шеншиным. Фамилия Фет у него вызывала отторжение; везде - в официальных бумагах, в переписке, на столовом серебре - появился Шеншин. Многие не понимали активности Афанасия Афанасьевича в этой области. Известна фраза Ивана Сергеевича Тургенева: "Как Фет, Вы имели имя; как Шеншин, Вы имеете только фамилию"2.

Итак, Фет-Шеншин отстаивал дворянское звание - которое в пореформенную эпоху уже не сулило особых привилегий - сознательно, в долгой и непростой борьбе. Возможно, именно поэтому поэт с энтузиазмом воспринял идею покупки имения как некоей компенсации отсутствовавшего ещё у него дворянского статуса. В 1860 году он купил на юге Мценского уезда 200 десятин пахотной земли и недостроенный хутор Степановку. Некоторые знакомые (среди них тот же Тургенев) скептически восприняли эту затею, считая её самоубийственной. Имея смутные представления о ведении поместного хозяйства, Фет решил тем не менее попробовать реализовать себя. Эксперимент будет длиться 17 лет. Да и момент Афанасий Афанасьевич выбрал, как всегда, "удачный" - когда сама суть поместного хозяйства должна была трансформироваться в нечто новое. Во что именно - этого не знали и опытные хозяева, куда уж новичку.

Главным делом для поэта в 1860-е годы станет налаживание быта и хозяйства в Степановке. Свои чувства и мысли он отразил в циклах очерков "Заметки о вольнонаёмном труде" и "Из деревни" (первоначально называвшемся "Лирическое хозяйство")3. Автор строил широкие планы: "Я буду рассказывать, что я думал, что сделал и что из этого вышло"4. В своих прозаических очерках он, как Лёвин в "Анне Карениной", применил особый, нетипичный для русского дворянства подход. Кстати, Лев Толстой был одним из немногих современников, кто хвалил очерки Фета и интересовался его практической деятельностью: "Приедешь в Москву, думаешь, отстал - Катков, Лонгинов, Чичерин вам всё расскажут новое; а они знают одни новости и тупы так же, как и год и два тому назад, многие тупеют, а Фет сидит, пашет и живёт и загнёт такую штуку, что прелесть"5.

В переписке с Толстым Фет делился своими опасениями и переживаниями. В 1880-е отношения двух литераторов осложнятся, но в 1860-е годы оба ищут новые варианты реализации просвещённого человека на земле: "Я люблю землю, чёрную рассыпчатую землю, ту, которую я теперь рою и в которой я буду лежать"6.

Свою дворянскую миссию в деревне Фет видел скорее в культурном начале, которое может привнести дворянство на народную почву при условии взаимодействия. Именно поэтому он приветствовал действия толстовского Лёвина, который учился у народа: "Владея не блестящим, но независимым состоянием, он ищет, вследствие разрушения прежних экономических отношений, новых здравых основ тому делу, служить которому призван длинным рядом предков"7.

При этом Фет признавал, что дворянское сословие не просто бедствует, а вымирает, причём оно само виновато в своём плачевном состоянии: "У всех у нас потомственная и, так сказать, обязательная кормилица-земля под ногами, но мы не только не хотим трудиться на ней, но не хотим даже хладнокровно обсудить условий, при которых земледельческий труд возможен"8.

Поэт своеобразно формулировал своё отношение к крепостным порядкам. Видел ли он в них идеал? "И да, и нет. В принципе нет, в результате - да. Это заведённый порядок, старинный порядок, которому надо подражать, несмотря на изменившиеся условия… При вольнонаёмном труде стройность ещё впереди"9. Именно дореформенная стабильность привлекала Афанасия Афанасьевича. Порядок, которого не стало и который Фет планомерно, жёстко, иногда педантично пытался навести хотя бы в своём маленьком хозяйстве. Именно за эту ностальгию по крепостной стройности его сочинения будут подвергаться обличительной критике слева. Однако Фет одобрял и достижения нового времени, результаты Великих реформ Александра II: "19 февраля было днём не возрождения, а истинного рождения. Россия, долгое время болезненно носившая зреющий организм свободы, наконец произвела на свет не недоноска, а вполне развитого младенца, вздохнувшего в первый раз"10.

При всём том поэт считал, что в России важна и роль поместного дворянства, и призывал не высмеивать неудачи хозяйствующих дворян, а поддерживать их начинания: "Дело землевладельцев было всегда и везде делом великим. А теперь оно более чем когда-либо важно и значительно для всего государственного организма. Пора и нашей отсталой литературе вспомнить это и отнестись к нему без задора бессмысленной и нелепой вражды"11. Однако призыв остался без ответа; наоборот, эти очерки вызвали враждебную и очень эмоциональную реакцию в печати. О чём же пишет Фет и за что его так невзлюбили? О мелочах. О проблемах хозяйства, о ценах и погоде, о сложностях построения новых отношений с каждым конкретным жителем деревни, об адаптации к новым подходам, фактам и процессам. В сравнении с основным пластом тогдашней "сельскохозяйственной" публицистики - изобилующим отвлечёнными размышлениями - работы Фета весьма выигрывают: они насыщены конкретным, почерпнутым из живой жизни материалом.

Вот, к примеру, вопрос об использовании машин - в "рациональном хозяйстве", которое так мечтали наладить "передовые" землевладельцы, всегда стоявший на первом месте. Одним из открывателей этой темы стал именно Фет. Он показал, что главные причины первых провалов в использовании машин связаны с плохой "совместимостью" последних с русским крестьянином. "Не стану описывать пытки, которую мне пришлось выдержать с неискусными в этом деле деревенскими мастерами; довольно того, что машина наконец была установлена и, худо ли, хорошо ли, стала молоть. Нужно прибавить, что она ломалась почти ежедневно, а когда в конце осени наступила сериозная молотьба, то я уже и сказать не могу, сколько раз отдельные её части пребывали в кузнице и на орловском литейном заводе"12. Однако недостаёт не только знаний, но и соответствующей психологии. Ведь машина "требует усилий равномерных, но постоянных. Пока она идёт, нельзя стоять… Это качество машин, с непривычки, пока очень не нравится нашему крестьянину. Небогатый землевладелец Г. поставил молотилку и нанял молотников… Через три дня рабочие потребовали расчёта…

"Да что, батюшка, невмоготу жить. Сами ходите под машину: ишь она, пусто ей будь, хоть бы запнулась"13. Более подробно тема внедрения машин будет раскрыта в художественной литературе в 1870-е годы, когда отдельные примеры перестанут быть отдельными и наступит время подведения итогов. Но общие контуры проблемы Фет уже обозначил.

Важной темой для очерков стало использование вольнонаёмного труда. По мнению Фета, именно оно и является оптимальным: "Такой труд, где рабочий напрягает свои силы чисто и единственно для себя, есть идеал вольного труда, идеал естественного отношения человека к труду"14. За этим будущее, но настоящее не столь радужно. Сложно было не только заставить помещиков ценить крестьянский труд; выяснилось и то, "как нова и дика была для крестьян мысль о ценности личного труда"15.

Сложно говорить о партнёрских отношениях между землевладельцем и работником, если между ними пропасть взаимного неприятия, столетиями сформированное противостояние. И как бы искренне ни желал Фет решить этот вопрос экономически и рационально, крестьяне продолжали видеть в нём барина, человека, малопонятного с виду и чуждого по сути. Поэтому нормой их взаимоотношений оставался обман: "Просьба мужика была исполнена, а кур он мне не привёз. Приводить новых примеров понимания и исполнения условий и договоров со стороны наших крестьян я более не буду, хотя мог привести их сколько угодно"16.

Усадьба Фета в Степановке / Родина

Вообще, психологическим аспектам новых экономических отношений Афанасий Афанасьевич уделял особое внимание. Он хотел быть новым, разумным хозяином, реализовывать и личным примером пропагандировать передовые экономические взгляды. Однако значительная часть общества (как дворянского, так и крестьянского) просто не готова была принять новые подходы. Именно это противоречие породило знаменитое представление о мелочности Фета-помещика. Вот, например, эпизод с недобросовестным работником Семёном. Он был уволен поэтом после того, как целый месяц отлынивал от работы, вызвав этим недовольство приказчика и других рабочих, да ещё и не вернул необходимой доли задатка. Эти-то деньги и желал получить с него Фет - больше из принципа, чем из хозяйственных соображений. А Семён, нанявшись к соседнему мужику, сразу же попался с украденными хомутами - заработав в итоге дурную славу во всей округе17… И ведь нерадивость Семёна - не фантазия автора, а объективный факт. А стремление, пусть придирчивое, к порядку - не самая плохая черта для хозяина. Вот ещё история с гусями. Фет не хотел отдавать пойманных на его земле чужих гусей даром, он желал получить штраф за потраву - чтобы приучить нерадивых хозяев к порядку. При этом он скрупулёзно вычислял возможные нюансы исчисления таких штрафов. Но ведь как хозяин он и не мог поступать иначе: потрава, учинённая гусями, разнится от потравы, нанесённой, скажем, лошадью.

Фет мечтал, чтобы весь механизм новых отношений был отлажен. Он верил и надеялся на вольнонаёмные отношения, но желал и поддержки со стороны государства - чтобы ему не приходилось заниматься самодеятельностью с гусями и ловить работника Семёна. "Всякая законность потому только и законность, что необходима, что без неё не пойдёт самое дело. Этой-то законности я искал и постоянно ищу в моих отношениях к окружающим меня крестьянам и вполне уверен, что рано или поздно она должна взять верх и вывести нашу сельскую жизнь из тёмного лабиринта на свет Божий"18. Пока же вся тупиковость ситуации выражена в словах посредника, который надеется "как-нибудь уладить это дело". "Со вступлением России в новый период деятельности заветные слова авось, да небось, да как-нибудь должны совершенно выйти из употребления"19.

Ну, как здесь не возникнуть ностальгии по дореформенным временам? Однако взгляды "убеждённого помещика" Фета были неприемлемы для демократического сознания даже если за ними стояло просто стремление упорядочить хозяйство. "Новизну" его взглядов многие вообще не признали: "В г. Фете ещё не остыли старые привычки", он "находится в тесной связи с общим настроением той части общества, которая присваивает себе название "благонамеренной"20.

Критика коснулась и лирики Фета. Так, Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин изрёк: "В семье второстепенных русских поэтов г. Фету, бесспорно, принадлежит одно из видных мест"21. Как публициста Афанасия Афанасьевича упрекали в детализации и мелочности, а как поэта - в уклонении "от практической стороны жизни"22. "Есть и такие стихи, в которых, с одной стороны, кажется, что как будто есть что, а с другой, как будто ничего нет, кроме рифм и размера"23.

А в целом получилось не лирическое хозяйство, а соединение "лирического худосочия"24 с замашками крепостника: "Фет явился бессознательным, наивным певцом крепостного права"25.

Если для самого Афанасия Афанасьевича стремление наладить хоть какой-то порядок в расстроенном хозяйстве было залогом успеха деятельности пореформенного помещика, то для его критиков - возвращением помещичьего произвола. В этом непонимании и кроется известный конфликт между Фетом и демократическими авторами. Сатирик Дмитрий Минаев потешался вволю26:

Этой ночью благовонной, Не смыкая глаз, Я придумал штраф законный Наложить на вас. Если вдруг чужое стадо Забредёт ко мне, Штраф платить вам будет надо… Спите в тишине.

Если в поле встречу гуся, То (и буду прав) Я к закону обращуся И возьму с вас штраф; Буду с каждой я коровы Брать четвертаки, Чтоб стеречь своё добро вы Стали, мужички…

Фет как хозяйствующий субъект стал весьма популярной мишенью. Салтыков-Щедрин вообще практически отождествлял понятия "вести поместное хозяйство" и "человеконенавистничать": "Вместе с людьми, спрятавшимися в земные расселины, и г. Фет скрылся в деревню. Там, на досуге, он отчасти пишет романсы, отчасти человеконенавистничает; сперва напишет романс, потом почеловеконенавистничает, потом опять напишет романс и опять почеловеконенавистничает, и всё это, для тиснения, отправляет в "Русский вестник"27.

Подобный стереотип, плотно утвердившийся в умах современников и потомков, легко было создать именно на контрасте с фигурой "нежного поэта". В итоге читаю щая публика в большинстве своём не поняла и не приняла Фета-помещика, Фета-землевладельца, Фета-практика. Зато был создан миф о Фете-крепостнике.

Конечно же, поэта угнетала подобная реакция. Быть прогрессивным на словах легко, а вот на деле, да ещё успешным - намного сложнее. И Фет писал Толстому: "Тургенев вернулся в Париж, вероятно, с деньгами брата и облагодетельствовав Россию, то есть пустив по миру своих крестьян… порубив леса, вспахав землю, разорив строения и размотав до шерстинки скотину. Этот любит Россию. Другой роет в безводной степи колодец, сажает лес, сохраняет леса и сады, разводит высокие породы животных и растений, даёт народу заработки - этот не любит России и враг прогресса"28. В этих строках сквозит горькая обида; есть в них, очевидно, и немалая доля правды. Характерно, кстати, что резкий критик поэта Салтыков-Щедрин купил под Москвой в Витинёво, усадьбу, но не справился с ней. Михаилу Евграфовичу поучиться бы у Фета, а он заклеймил его как дремучего крепостника…

Тем не менее свой взгляд Фет считал достаточно объективным, а нападки - проявлением слабости критиков: "Наши записки в течение долгих лет служили неистощимой темой свистков и дешёвой карикатуры. Дети, взглянув на барометр и догадываясь, что скоро их не пустят на улицу, готовы были разбить безмятежный инструмент, точно он виновник приближающейся грозы"29.

Идейные противники поэта-публициста не надеялись увидеть в русских дворянах прогрессивных землевладельцев, а вернее, просто не хотели этого. По их априорным суждениям, поместное хозяйство после отмены крепостного права было совершенно бесперспективным. И любой помещичий опыт, удачный или не очень, точно так же априори принимался в штыки. А фигура "поэта-крепостника" для критики была особенно привлекательна.

Фет защищал помещика от нападок литераторов, исходя во многом из реального положения дел: ведь "бóльшая часть производительной почвы находится в руках этого класса, и нельзя никакими риторскими воркованиями зашептать эту жизненную силу"30. И в течение двух десятилетий он личным примером доказывал, насколько сложно было быть хозяином в ту эпоху и что помещик не только хищник, но и жертва.

Заметки были написаны и напечатаны, чтобы поддержать такого же хозяина. Фет и как писатель, и как землевладелец рад был быть полезным: "Мы все Робинзоны, все ищем новых путей и средств к произведению тех самых вещей, которые когда-то так легко производились по рутине"31. Он гордился тем, что, получив пусть незначительный, но результативный практический опыт, мог им поделиться. И пусть "лирическое хозяйство" не всегда встречало радушный приём критиков, его дело не пропало, отразив противоречия эпохи.

Примечания 1. Современник. 1863. № 4. 2. Тургенев И. С. Полное собрание сочинений и писем. Т. 10. М. 1994. С. 339. 3. Кошелев В. А. Лирическое хозяйство в эпоху реформ // Фет А. А. Жизнь Степановки, или Лирическое хозяйство. М. 2001. С. 6; Экштут С. А. Повседневная жизнь русской интеллигенции от эпохи Великих реформ до Серебряного века. М. 2012. С. 261-271. 4. Фет А. А. Указ. соч. С. 173 5. Толстой Л. Н. Переписка с русскими писателями. Т. 1. М. 1978. С. 288, 251, 290. 6. Там же. С. 356. 7. Там же. С. 235. 8. Там же. С. 363. 9. Фет А. А. Указ. соч. С. 76. 10. Там же. С. 274. 11. Там же. С. 131. 12. Там же. С. 109. 13. Там же. С. 76. 14. Там же. С. 74. 15. Там же. С. 89. 16. Там же. С. 91. 17. Там же. С. 134. 18. Там же. С. 89. 19. Там же. С. 76. 20. Современник. 1863. № 4. С. 394. 21. Там же. 1863. № 9. 22. Русское слово. 1863. № 8. С. 62. 23. Там же. 24. Там же. 1863. № 9. С. 21-42. 25. Там же. С. 39. 26. Минаев Д. Д. Лирические песни с гражданским отливом… // Минаев Д. Д. Избранное. Л. 1986. С. 67. 27. Современник. 1863. № 4. 28. Толстой Л. Н. Переписка с русскими писателями. Т. 2. М. 1978. С. 59. 29. Фет А. А. Указ. соч. С. 274. 30. Там же. С. 126. 31. Там же. С. 276.

rg.ru

Творческий путь и биография Фета Афанасия, русского поэта

Афанасий Фет, биография и творчество которого будут рассмотрены ниже, - очень интересный человек. Его судьба, со стороны кажущаяся беззаботной и легкой, на самом деле полна непростых эпизодов. И даже рождение поэта, его происхождение и сыновство было долгое время окутано тайной.

Предыстория

Биография фета

Биография Фета, как странно это бы ни звучало, началась задолго до рождения поэта. В 1818 году в далеком Дармштадте молоденькая немецкая девица Шарлотта-Елизавета Беккер сочеталась законным браком с 29-летним асессором местного суда Иоганном Фётом (Foeth). Спустя год у пары родилась дочь, Каролина. Но супруг влез в долги, стал плохо обращаться с женой. Как познакомилась в Дармштадте Шарлотта с Афанасием Неофитовичем Шеншиным, которому на то время было сорок пять, документы умалчивают. Ясно лишь то, что 18 сентября 1820 года эта пара пересекла границу России. Спустя два месяца, 21 ноября (третьего декабря по новому стилю) у принявшей православие Елизаветы Петровны Фет родился сын Афанасий.

Детство

Что же было дальше? Поэт Фет, биография которого начиналась столь скандально, был записан в церковную метрическую книгу деревни Новоселки (это Мценский уезд Орловской губернии) как сын Афанасия Неофитовича Шеншина. До 14 лет мальчик носил эту фамилию. Судя по письмам его матери, которая писала своему брату Эрнсту в Дармштадт, отчим заботился об Афанасии как о кровном сыне. Фет биография и творчествоУ пары родилось еще трое детей, двое из которых умерли во младенчестве. У Афанасия осталось лишь две сестры: старшая Каролина Фет и младшая Любовь Шеншина. В 1824 году кровный отец Афанасия женился на воспитательнице старшей дочери и полностью вычеркнул сына из своего завещания.

"Пятно" незаконнорожденного

Когда мальчику исполнилось 14 лет, тайна его происхождения раскрылась, и он из русского гражданина превратился в «гессендармштадтского подданного» Афанасия Фета. Поэт очень тяжело пережил это и всю свою жизнь добивался возврата фамилии Шеншин. Ему это удалось лишь в 1873 году. А творческая биография Фета начиналась в частном пансионе для немецких мальчиков "Крюммер" в Выру (современная Эстония). Там он пристрастился к поэзии и написал свои первые стихи.

Пробуждение таланта

Поэт фет биография

Однако творческую стезю Афанасий Фет избрал не сразу. В 1838 году он, по совету родителей, поступает в университет Москвы, дабы сделаться юристом. Но зубрить законы, акты и различные постановления Афанасию оказалось не по зубам, и он перевелся на кафедру истории и филологии. Первый сборник стихов вышел, когда Фет еще сидел на университетской скамье, в 1840 году. Он публиковал свои произведения в нескольких журналах (это и «Москвитянин», и «Отечественные записки», и другие) После непродолжительной военной службы ему было присвоено звание офицера. После гибели возлюбленной Марии Лазич биография Фета А.А. изменилась. Он решил продолжить военную карьеру.

Приход славы

Уже первые сборники стихов были восприняты критикой России благосклонно. Он становится вхож в литературные кружки маститых писателей, знакомится с Гончаровым, Некрасовым, Тургеневым и другими. В 1850-х годах он сблизился с редакцией журнала «Современник». В 1857 году поэт женился на Марии Боткиной, сестре известного врача, вышел в отставку и поселился в Москве. Далее биография Фета А. сделала крутой вираж в сторону угодничества перед императором. Афанасий порвал с журналом «Современник», показавшимся ему слишком политизированным, и посвятил себя воспеванию природы, погоды и женской красоты. За что и был обласкан властью. Скончался маститый лирик и член-корреспондент Петербургской Академии в Москве в ноябре 1892 года, 21 числа.

fb.ru

ФЕТ, Афанасий Афанасьевич - Биография - Писатель - Автор - Зарубежная литература

ФЕТ, Афанасий Афанасьевич - творчество писателя

ФЕТ, Афанасий Афанасьевич (Фет, Афанасий Афанасьевич; автонім: Шеншин, Афанасий Афанасьевич - 29.10.1820, с. Новосьолки поблете. м. Мценска Орловской губернии - 03.12. 1892, Москва) - российский поэт.

Фет происходит из дворянской семьи. Его отец, богатый и родовитый орловский помещик Афанасий Шеншин, тайно привез из Германии бывшую жену дармштадского чиновника Шарлотту. Официальное бракосочетание Шеншина с ней произошло уже после рождения сына Афанасия. Через много лет церковь узнала о внебрачной рождения мальчика, и уже в 15-летнем возрасте его официально признали не русским дворянином Шеншиним, а сыном немецкого чиновника Фета. Вместе с фамилией будущий поэт потерял не только дворянский титул и право на наследство, но и национальность. С 1834 г. Фет учился в частном учебном пансионе Крюмера в г. Верро, что неподалеку от нынешнего Тарту (Эстония). В 1837 г. по решению отца покинул пансион и поехал в Москву.

В течение 1838-1844 гг. учился в Московском университете, сначала на юридическом, а впоследствии перевелся на факультет словесности. За время обучения познакомился с поэтами А. Григорьевым, Я. Полонским, С. Соловьевым, с которыми его объединяла не только крепкая дружба, но и общность эстетических взглядов. После окончания университета в 1845 г. Фет был принят унтер-офицером в кирасирский (кавалерийский) полк, расквартированный в Херсонской губернии. У1848 г. Фет познакомился с дочерью отставного полковника Марией Лазич. Молодые люди влюбились, но на пути их счастью стали материальные проблемы: отец Марии, обедневший многодетный помещик не мог дать дочери приданое. Через несколько месяцев Фет разорвал отношения с Марией Лазич. Вскоре она погибла во время пожара, при этом знакомые девушки и сам Фет склонялись к мысли, что это было самоубийство. Это событие повлекло тяжелую психологическую травму в душе поэта. В 1853 г. Фет перешел в гвардейский лейб-уланский полк, расквартированный близ Петербурга, благодаря чему смог часто бывать в столице, встречаться с ведущими писателями. В том же году он познакомился с И. Тургеневым, а в 1855 г. - с Л. Толстым (1858-1884 гг. Фет активно переписывался с ним; сохранился 171 письмо Толстого и 139 писем Фета) В 1856 г. Фет осуществил поездку за границу (Рим, Неаполь, Генуя, Париж), встречался в Париже с Тургеневым, познакомился с Полиной Виардо. В следующем году Фет женился на М. Боткіною, дочерью богатого торговца чаем, что существенно улучшило материальное состояние Фета. В 1858 г. в чине полковника Фет вышел в отставку с намерением поселиться в Москве. Сблизился с кружком «Современник» («Современник») - М. Некрасовым, Тургеневым, Григоровичем и др. Стихи поэт некоторое время публиковал в «Современнике», но вскоре из-за недоразумения с кругом его идеологов Фет разорвал отношения с журналом. У1860 г. Фет купил поместье в Мценском уезде и подчинил свою деятельность домашним и хозяйственным делам. В последующие годы Фет приобрел еще два имения (1877 г. - в Курской губернии, с. Воробйовка; 1880 г. - в Москве). С 1867 по 1877 г. Фет работал мировым судьей. Последние годы жизни поэт посвятил интенсивной литературной деятельности. Умер он от сердечного приступа, вызванного неудачной попыткой самоубийства.

В историю русской поэзии Фет вошел как один из самых авторитетных представителей т. н. «чистого искусства». Предтеча русских символистов, в своей лирике Фет отразил чувства и переживания человека XIX ст., нарисовал прекрасные картины природы, создал изысканные образцы лирической миниатюры, в которых стихотворение предельно приближен к музыке. Первые поэтические попытки Фета приходится на конец 30-х pp. В 1840 г. вышла в свет первая его сборник стихов «Лирический пантеон» («Лирический пантеон»). Большинство стихотворений книги имела подражательный характер, а в жанровом аспекте доминируют романтическая баллада и произведения, близкие по теме и манере к античным. Уже тогда Фет стал известным в кругу читателей и критиков. В течение 1841-1845 гг. он опубликовал в журналах «Москвитянин» и «Отечественные записки» («Отечественные записки») более 85 стихотворений, среди которых теперь уже хрестоматийный «Я пришел к тебе...» - стихотворение, поднимает тему любви, которой аккомпанирует тема весеннего возрождения природы. На вторую пол. 40-х гг. приходится спад творческой деятельности Фета. За это время он написал около двух десятков стихотворений и перевел тринадцать од Горация.

Особое место в поэтическом наследии Фета занимает цикл стихов, посвященный любви к Марии Лазич. Образ девушки в ореоле чистого чувства и мученической смерти на долгие годы пленил творческое воображение Фета и до последних дней его жизни был источником вдохновенных строк, полных раскаяния, нежности и любви. В цикл входят стихи, написанные в течение 36 лет: «В долгие ночи...» (1851), «Незабываемый образ» (1856), «В урочий день, когда душой стремлюсь...» (1857), «Старые письма» (1859), «Не избегай; я не молю...», «Прости - и все забудь...», «Не упрекай, что я волнуюсь...» и др. В 1850 г. появилась поэтический сборник «Стихи А. Фета» («Стихотворения А. Фета»), куда вошло 182 стихи. В сборнике в полной мере отразилась художественное своеобразие поэзии Фета, определился круг тем, мотивов, образов его лирики. Россия выступает в сборнике как главный поэтический образ, что особенно выделяется на фоне классических форм античной антологии. Тогда же был опубликован и один из самых известных стихотворений Фета, ставший программным для представителей «чистой поэзии» «Шепот... Нежный звук вздох...» («Шепот, робкое дыханье...»). Сюжет произведения - любовное свидание в саду, которое происходит в таинственной атмосфере сумерек. Весь стих - это несколько називних предложений при отсутствии любого глагола. Весь этот самобытный набор художественных средств направлен на то, чтобы подчеркнуть «музыку любви»:

Шепот... Нежный звук вздох...

Соловьиный пение...

Серебряная игра и потрясания

Сонных ручьев...

Ночи блеск... Дрожь теней...

Тени без конца...

Ненасильственные, странные изменения

Милого лица...

В облаках - пурпур розы.

Отблеск янтаря...

И цілунків пал, и слезы,

И заря, заря!

(«Шепот... Нежный звук...», пер. М. Рыльского)

На 1856 г. приходится появление сборника стихов Фета, изданной под редакцией Тургенева, была высоко оценена критикой. Один из критиков даже заметил, что стихами Фета можно испытывать, насколько тонко у ценителей поэзии развитые эстетические вкусы. Преимущественное круг поэтических тем Фета - обычно, то, что обозначают «вечными» темами: природа, красота, любовь, искусство. Отличительной особенностью поэзии Фета является также пафос жизнерадостности. Это основное настроение, которое пронизывает ее. Фет был непревзойденным мастером пейзажа. Он прекрасно воспроизводил краски и звуки, красоту природы. В его лирике присутствуют картины всех времен года и суток: весна, лето, осень, зима, утро, вечер, полдень, ночь. Но характерные для него - картины весны и утра. Фета Пейзаж в основном служит выражением искренности чувств и эмоциональных состояний поэта. Фет подробнее и конкретнее описывает природу, чем это делали его предшественники. Л. Толстой говорил, что стихи Фета о природе научили его понимать ее.

Другая важная тема поэзии Фета - любовь. Его интимная лирика лишена оттенка трагичности. Любовь раскрывает человеку смысл жизни и красоту природы. Композиция стихотворений Фета имеет один центр - одну мысль, одно настроение. Стихотворение Фета фокусирует все впечатления, чувства, мысли и этим усиливает изображения и выражения. Способ поэтического выражения у Фета характеризуется краткостью, немногословностью, об'єктивованістю чувств и переживаний, которые служат основным предметом его стихов.

Двухтомный сборник стихотворений Фета 1863 p., подготовленная в издательстве К. Солдатенкова, была встречена читателями и критикой с прохладой, что заставило поэта надолго замолчать. Возобновление активной творческой деятельности Фета пришлось на начало 80-х pp. В это время он переводил труд А. Шопенгауэра «Мир как воля и представление», которая значительно повлияла и на мировоззрение самого Ф.

Вернувшись к поэтическому творчеству, Фет издал 4 сборника стихов под общим названием «Вечерние огни» («Вечерние огни»; 1883, 1884, 1887, 1890). Первый выпуск «Вечерних огней» был поделен на разделы: «Элегии и думы», «Море», «Снега», «Весна», «Мелодии», «Разные стихотворения», «Послания», «Переводы». В сборнике низкой действительности и жизненной борьбе поэт противопоставляет не искусство, как в раннем творчестве, а разум, познание. Именно они, по мнению Фета, способны возвысить человека над толпой, дать ей внутреннюю свободу. Целый ряд стихотворений сборника посвящен М. Лазич. Сборник Фета, по словам одного из критиков, стала утренней зарей творчества А. Блока, который назвал поэта «великим учителем» и замечал, что описать его «означало бы желать исчерпать неисчерпаемое». Того самого года Фет издал стихотворный перевод всех сочинений Горация. Последняя работа Фета - два тома мемуаров «Мои воспоминания» («Мои воспоминания», 1890). Третий том, «Ранние годы моей жизни» («Ранние годы моей жизни»), был издан посмертно - в 1893 году.

На украинском языке поэзию Фета переводили М. Рыльский, Г. Кочур, Г. Лубкивский, С. Бурлаков и др.

В. Назарец

zarlitra.in.ua

Повторим творчество А. Фета

Повторим творчество Афанасия Фета.

hello_html_m1b56c3a.jpg

1. Какие события юности Фета изменили всю жизнь будущего поэта?

2. Почему А. Фет принял решение поступить на военную службу? hello_html_m3907819f.jpg

3. Какие загадки, связанные с личной жизнью поэта, могли оказать на его мироощущение?

4. В чем суть теории «Чистого искусства», которую исповедовал А. А. Фет?

5. Что поражало современников в характере А. Фета?

6. Что могло, по вашему мнению, дать основания Л.Н. Толстому сказать о Фете: «…чем больше я его узнаю, тем больше люблю и уважаю»? hello_html_70063d16.jpg

hello_html_m1d45aab9.jpg

7. Почему Фет разорвал отношения с журналом «Современник»?

hello_html_25528e1d.jpg

8. Как понимает Фет назначение поэзии?

9. В каком стихотворении ему более всего удалось «выразить невыразимое»?

10. Каковы основные мотивы и темы лирики Фета?

11. Как вы понимаете утверждение, что лирика А.А. Фета субъективна?

12. Что дает право называть Фета поэтом - музыкантом?

13. В чем своеобразие пейзажной лирики Фета?

hello_html_m3e1dcead.jpg

14. Почему поэты Серебряного века считали Фета своим учителем, предтечей символизма?

15. Настоящая поэзия, по Фету, - «божественный вздор». Найдите в лирике поэта подтверждение этой мысли.

16. Проанализируйте стихотворения «Я пришел к тебе с приветом…», «Бабочка», «Старые письма», «Сияла ночь. Луной был полон сад».

17. Напишите сочинения-миниатюры на темы: «Любовь в жизни А. А. Фета», «Поэт А. Фет и помещик А. Шеншин»

18. Сделайте сообщение «Характерные особенности лирики Фета»

infourok.ru


KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта