Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

Александр Трифонович Твардовский: биография, творчество. После великой отечественной войны твардовский возглавлял журнал


Александр Трифонович Твардовский: биография, творчество

Основной темой всего творчества писателей стала Великая Отечественная война. А созданный им герой-солдат Василий Теркин получил такую огромную популярность, что, можно сказать, превзошел самого автора. О жизни и творчестве удивительного советского писателя мы и поговорим в этой статье.

Александр Трифонович Твардовский: биография

александр трифонович твардовский биография

Родился будущий поэт по старому стилю 8 июня (21 июня - по новому) 1910 года в деревеньке Загорье, что находится в Смоленской губернии. Его отец, Трифон Гордеевич, был кузнецом, а мать, Мария Митрофановна, походила из семьи однодворцев (земледельцев, которые жили на окраинах России и должны были охранять ее границы).

Его отец, несмотря на свое крестьянское происхождение, был грамотным человеком и любил читать. В доме даже водились книги. Умела читать и мать будущего писателя.

У Александра был младший брат Иван, рожденный в 1914 году, который впоследствии стал литератором.

Детские годы

Впервые с произведениями русской классики познакомился дома Александр Трифонович Твардовский. Краткая биография писателя рассказывает о том, что в семье Твардовский был обычай – зимними вечерами кто-нибудь из родителей читал вслух Гоголя, Лермонтова, Пушкина. Именно тогда и приобрел любовь к литературе Твардовский и даже начала сочинять первые стихи, еще толком не научившись грамотно писать.

Учился маленький Александр в сельской школе, и уже в четырнадцать лет начал рассылать в местные газеты небольшие заметки для публикации, некоторые из них даже были напечатаны. Вскоре Твардовский отважился отправить и стихи. Редактор местной газеты «Рабочий путь» поддерживал начинание молодого поэта и во многом помог ему преодолеть естественную робость и начать публиковаться.

биография твардовского александра трифоновича

Смоленск-Москва

После окончания школы перебирается в Смоленск Александр Трифонович Твардовский (биография и творчество которого представлены в этой статье). Здесь будущий писатель хотел либо продолжить учиться, либо найти работу, но ни того, ни другого ему сделать не удалось – для этого требовалось хоть какая-нибудь специальность, которой у него не было.

Твардовский жил на гроши, что приносили непостоянные литературные заработки, для получения которых приходилось отбивать пороги редакций. Когда в столичном журнале «Октябрь» были напечатаны стихи поэта, он отправился в Москву, но и здесь удача ему не улыбнулась. В итоге в 1930 году Твардовский был вынужден вернуться в Смоленск, где и провел следующие 6 лет своей жизни. В это время он смог поступить в педагогический институт, который не окончил, и снова отправился в Москву, где в 1936 году был принят в МИФЛИ.

В эти годы Твардовский уже стал активно печататься, а в 1936 году вышла поэма «Страна Муравия», посвященная коллективизации, что и прославила его. В 1939 году вышел первый стихотворный сборник Твардовского «Сельская хроника».

Военные годы

александр трифонович твардовский краткая биография

В 1939 году был призван в Красную Армию Александр Трифонович Твардовский. Биография писателя в этот момент круто меняется – он оказывается в центре военных действий на Западной Беларуси. С 1941 года Твардовский работал в воронежской газете «Красная Армия».

Этот период характеризуется расцветом творчества писателя. Кроме известной поэмы «Василий Теркин», Твардовский создает цикл стихов «Фронтовая хроника» и начинает работу над знаменитой поэмой «Дом у дороги», которая была закончена в 1946 году.

«Василий Теркин»

Биография Твардовского Александра Трифоновича изобилует различными творческими достижениями, но самым большим из них является написание поэмы «Василий Теркин». Произведение писалось на протяжении всей ВОВ, то есть с 1941 по 1945 годы. Публиковалась она небольшими частями в военных газетах, тем самым поднимая боевой дух советской армии.

Произведение отличается точным, понятным и простым слогом, быстрым развитием действий. Каждый эпизод поэмы связан друг с другом только образом главного героя. Сам Твардовский говорил, что это было связано с тем, что он сам и его читатель может погибнуть в любую минуту, поэтому каждая история должна быть окончена в том же номере газеты, в котором была начата.

Эта повесть сделала Твардовского культовым автором военного времени. Кроме того, поэт был награжден за произведение орденами Отечественной войны 1-й и 2-й степеней.

биография твардовского александра трифоновича все самое важное

Послевоенное творчество

Продолжает активную литературную деятельность и после войны Александр Трифонович Твардовский. Биография поэта дополняется написанием новой поэмы «За далью - даль», которая была написана в период с 1950 по 1960 годы.

С 1967 по 1969 год писатель работает над автобиографическим произведением «По праву памяти». В поэме рассказывается правда о судьбе отца Твардовского, который стал жертвой коллективизации и был репрессирован. Это произведение было запрещено к публикации цензурой и читатель смог с ней познакомиться только в 1987 году. Написание этой поэмы серьезно испортило отношения Твардовского с советской властью.

Богата и прозаическими опытами биография Твардовского Александра Трифоновича. Все самое важное, конечно, было написано в стихотворной форме, но и было издано несколько сборников прозаических рассказов. Например, в 1947 году вышла кника «Родина и чужбина», посвященная ВОВ.

александр трифонович твардовский биография и творчество

«Новый мир»

Не стоит забывать и о журналистской деятельности писателя. Долгие годы занимал пост главного редактора литературный журнала «Новый мир» Александр Трифонович Твардовский. Биография этого периода полна всевозможными столкновениями с официальной цензурой – поэту приходилось отстаивать право на публикацию для множества талантливых авторов. Благодаря стараниям Твардовского были напечатаны произведения Солженицына, Залыгина, Ахматовой, Троепольского, Молсаева, Бунина и др.

Постепенно журнал стал серьезной оппозицией советской власти. Здесь печатались писатели-шестидесятники и открыто высказывались антисталинские мысли. Настоящей победой для Твардовского стало разрешение на публикацию рассказа Солженицына.

Однако после снятия Хрущева на редакцию «Нового мира» начали оказывать сильное давление. Это закончилось тем, что Твардовский был вынужден в 1970 году покинуть место главного редактора.

биография александр трифонович твардовский смерть

Последние годы и смерть

Вот и подходит к концу биография. Александр Трифонович Твардовский, смерть которого была датирована 18 декабря 1971 годом, умер от рака легких. Писатель скончался в местечке Красная Пахра, что находится в Московской области. Тело писателя было захоронено на Новодевичьем кладбище.

Александр Твардовский прожил насыщенную и яркую жизнь и оставил после себя агромное литературное наследие. Многие его произведения вошли в школьную программу и остаются популярны по сей день.

fb.ru

Александр Трифонович Твардовский. Биографическая справка

21 июня исполняется 100 лет со дня рождения поэта и писателя Александра Трифоновича Твардовского.

21 июня исполняется 100 лет со дня рождения поэта и писателя Александра Трифоновича Твардовского.

Ваш браузер не поддерживает данный формат видео.

Вконтакте

Facebook

Одноклассники

Twitter

Whatsapp

Viber

Telegram

Из воспоминаний Константина Симонова об Александре Твардовском

Поэт, писатель Александр Трифонович Твардовский родился 21 (08 по старому стилю) июня 1910 г. в деревне Загорье Смоленской губернии (сейчас это Починковский район Смоленской области). Его отец был сельским кузнецом, человеком грамотным и весьма начитанным.

Детство поэта пришлось на первые послереволюционные годы, а в юности ему довелось на своей собственной судьбе познать, как проводилась коллективизация. В 1930-е гг. его отец был "раскулачен" и выслан из родной деревни.

Талант поэта проснулся в Александре Твардовском в раннем детстве. В 1925 г., еще учась в сельской школе, он начал работать в смоленских газетах селькором, для которых писал статьи, очерки, иногда печатал там собственные стихи. Первая публикация будущего поэта ‑ заметка "Как происходят перевыборы кооперативов" была опубликована 15 февраля 1925 г. в газете "Смоленская деревня".

В июле того же года впервые было опубликовано стихотворение Александра Твардовского "Новая изба". В 1926 г. Твардовский начал сотрудничать с городскими газетами. Через год в смоленской газете "Юный товарищ" под заголовком "Творческий путь Александра Твардовского" была  опубликована подборка стихов семнадцатилетнего поэта и размещена заметка о нем.

В 1927 г. Твардовский окончательно перебрался в Смоленск, где работал внештатным корреспондентом. В 1929 году Александр Твардовский послал свои стихи в Москву, в журнал "Октябрь", и они были напечатаны. Окрыленный успехом, он едет в Москву, где, как и в Смоленске, было трудно устроиться на работу, и редкие публикации не спасали положения. Зимой 1930 года Твардовский вернулся в Смоленск и решил серьезно заняться своим образованием. Его приняли в Смоленский педагогический институт без вступительных экзаменов, но с обязательством за год изучить и сдать все предметы за среднюю школу. Он не только выполнил свое обязательство, но и в первый же год догнал своих однокурсников.

Учась в Смоленском педагогическом институте, Твардовский продолжал писать стихи. Среди его известных произведений, вышедших в начале 1930-х гг., такие, как: "Снег стает, отойдет земля", "Братья", "Лес осенью".

В 1931 г. была опубликована его первая поэма "Путь к социализму", в 1932 г. написана повесть "Дневник председателя колхоза", поэма "Вступление". Однако известность к нему пришла только после публикации в 1936 году поэмы "Страна Муравия", посвященной непростой деревенской жизни после революции 1917 года, проблемам коллективизации. После выхода "Страны Муравии" один за другим были изданы сборники стихов Твардовского "Стихи" (1937), "Дорога" (1938), "Сельская хроника" (1939), в 1938 году был издан цикл стихотворений "Про деда Данилу".

Твардовский также занимался переводами белорусских, армянских, украинских поэтов. Теперь Твардовский приезжал в Москву уже как признанный поэт. К этому времени он успел закончить два курса педагогического института в Смоленске и поступил на третий курс Московского института истории, философии и литературы (МИФЛИ). Его стихи и поэмы охотно печатали журналы, их одобрительно воспринимала критика.

В 1939 г. он окончил Московский институт философии, литературы и истории (МИФЛИ) и в том же году его призвали в армию.

За шесть лет своей армейской жизни Твардовский прошел несколько войн. В качестве военного журналиста он принимал участие в Польском походе Красной Армии в Западную Белоруссию, в советско-финской войне 1939-1940 гг. В этот период создал цикл стихов "В снегах Финляндии". Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. поэт работал военным корреспондентом во фронтовых газетах, публикуя в них стихи и очерки. Свою лирику военных лет поэт называл "Фронтовой хроникой".

За годы Великой Отечественной войны, а также в первые послевоенные годы, Твардовский создал ряд произведений, принесших ему подлинную славу и поистине народную любовь. Прежде всего, это относится к его поэме "Василий Теркин", над которой он начал работать в 1941 г. Первые главы поэмы были напечатаны в сентябре 1942 г. в газете "Красноармейская правда", в том же году ранний вариант поэмы вышел отдельной книгой. Окончательный вариант был завершен в 1945 г. Книга пользовалась небывалой популярностью.

Об ужасах войны, о ее бессмысленности и жестокости, рассказано Твардовским в стихотворениях "Две строчки", "Я убит подо Ржевом", в поэме "Дом у дороги", сборнике стихов "Загорье".

После войны Твардовский обращается в своем творчестве к жизни простых людей ‑ как они возрождаются к мирной жизни, восстанавливают то, что было разрушено войной.

В 1950-1960 гг. создается книга "За далью – даль", представляющая как бы дневник путешествия в Сибирь и на Дальний Восток.

В 1967-1969 гг. он работал над поэмой "По праву памяти", в которой описываются ужасы коллективизации на примере, в том числе, собственного отца. При жизни автора произведение не будет издано. Так же, как и поэма "Теркин на том свете" (написана в 1963 г.).

Наряду со стихами Твардовский всегда писал прозу. В 1947 г. опубликовал книгу о минувшей войне под общим заглавием "Родина и чужбина". Он проявил себя и как глубокий, проницательный критик: книги "Статьи и заметки о литературе" (1961), "Поэзия Михаила Исаковского" (1969), пишет статьи о творчестве Александра Блока, Ивана Бунина, Самуила Маршака, статьи-речи об Александре Пушкине.

В 1969 г. были опубликованы очерки, написанные Твардовским еще в советско-финскую кампанию "С Карельского перешейка".

Деятельность Александра Твардовского была отмечена многими государственными наградами: в 1939 г. он был  награжден орденом Ленина, в 1941 г. Твардовский удостаивается Государственной премии СССР (После этого он еще трижды был ее лауреатом: в 1946, 1947, 1971 гг.).

В 1961 г. он стал лауреатом  Ленинской премии за поэму "За далью даль".

Твардовский вел большую общественную работу: с 1950 по 1954 год занимал пост секретаря правления Союза писателей СССР. С 1963 по 1968 год Твардовский был вице-президентом Европейского сообщества писателей.

С 1950 года по 1970 год (с перерывом с 1955 по 1957 гг.) Твардовский был главным редактором журнала "Новый мир". В 1954 году он был уволен с поста главного редактора за "демократические тенденции", появившиеся в журнале, в 1958 г. он  вернулся  в "Новый мир" на ту же должность, пригласив в него своих единомышленников – критиков и редакторов.

После того, как в 1961 г. в журнале публикуется повесть Александра Солженицына "Один день Ивана Денисовича", и попыток опубликовать его роман  "Раковый корпус", Твардовский становится "неофициальным оппозиционером". Ему постоянно приходилось испытывать на себе все усиливающееся давление консервативных сил. В 1970 г. он был в очередной раз снят с должности главного редактора, а сама редакция подверглась фактическому разгрому. После ухода из журнала все больше стала давать о себе знать болезнь, поэт уехал к себе на дачу под Москвой, где и провел последние дни.

18 декабря 1971 г. Александр Трифонович Твардовский скончался  в поселке Красная Пахра в Московской области. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

В 1987 г. состоялась первая публикация поэмы "По праву памяти".

Александр Трифонович был женат. В браке родилось двое детей, дочери Валентина и Ольга.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников.

ria.ru

Творчество Твардовского в годы войны

Начало Великой Отечественной войны застало А. Твар­довского в родной деревне, где он собирался работать над новыми произведениями. Все творческие замыслы и планы, продиктованные мирной жизнью, были отложены на буду­щее. Поэт отправляется на фронт и становится непосред­ственным участником войны. Вместе с героической Со­ветской Армией он проходит воинский путь от Москвы до Берлина, с героями своих произведений делит все тяготы и невзгоды военного лихолетия: пешком проходит тысячи фронтовых дорог, ест из солдатского котелка, скорбит о тех, кому не суждено было дождаться светлого дня победы.

Творчество Твардовского военного времени многогран­но. Он выступает как очеркист, публицист, поэт.

Твардовский определяет войну как народную трагедию и как священный подвиг во имя свободы и независимости своей Родины, во имя будущего грядущих поколений:

Война — жесточе нету слова, Война — печальней нету слова. Война — святее нету слова.

Стихотворения, отражающие события войны и героизм народа, поэт впоследствии объединяет в цикл «Фронтовая хроника». Этот цикл дает возможность представить войну во всех ее грандиозных масштабах, представить страшные бедствия, какие принесла война, и мужество, стойкость и героизм Советской Армии в битвах с захватчиками на фронтах, а также бесстрашные действия партизан в тылу врага.

Поэт пишет о своей любви к советским краям, по­павшим под временную оккупацию фашистов, о горячей любви к Украине, которая осмысляется им как часть любимой Родины («Тебе, Украина»), С болью пишет Твардов­ский о родной Смоленщине, стонущей под пятой гитле­ровцев:

  • Ты, огнем опаленная
  • До великой черты.
  • Ты, за фронтом плененная,
  • Оскорбленная,—
  • Ты
  • Никогда еще ранее
  • Даже мне не была
  • Так больна, так мила —
  • До рыдания…
  • Обращаясь к партизанам, поэт призывает:
  • Бей, семья деревенская,
  • Вора в честном дому,
  • Чтобы жито смоленское
  • Боком вышло ему.
  • Встань, весь край мой поруганный,
  • На врага!

Он твердо верит в несомненную нашу победу, говорит о полном слиянии своей судьбы с судьбой защитников Родины:

  • Я долю свою по-солдатски приемлю,
  • Ведь если бы смерть выбирать нам, друзья,
  • То лучше,
  • Чем смерть за родимую землю,
  • И выбрать нельзя.

Большое место занимают в цикле стихотворения-очер­ки о героях войны. Поэт прославляет героя-мальчика, который помог уничтожить вражескую пушку («Рассказ танкиста»). Сам А. Твардовский признавался, говоря о стихотворениях, составляющих «Фронтовую хронику»: «За каждым из этих стихотворений было памятное, до сих пор для меня живое фронтовое впечатление, факт, встреча».

Поэма «Василий Теркин»

Очерки, публицистика, стихи о войне не удовлетворили Твардовского, и он решил создать произведение более широкого эпического охвата. Таким произведением и стала поэма «Василий Теркин». Впоследствии поэт признавался: «Теркин» был для меня во взаимоотношениях писателя со своим читателем моей лирикой, моей публицистикой, пес­ней и поучением, анекдотом и присказкой, разговором по душам и рекламой к случаю».

Поэма «Василий Теркин» имеет новаторский характер. А. Твардовский отразил в ней события войны во всем их величии и трагизме, показал советский народ, вступив­ший в ожесточенную схватку с врагом, и, наконец, создал образ такого героя войны, в котором воплотились в полную силу и глубину черты народного характера. Именно так воспринимался образ Василия Теркина читателями во­енного времени. И молодое поколение, выросшее после войны, по Василию Теркину представляет подлинного на­родного героя, учится у него патриотизму, мужеству, жизнестойкости и другим высоким человеческим каче­ствам.

Главный конфликт поэмы — столкновение двух миров. Всем содержанием произведения Твардовский утверждает превосходство советского строя над фашизмом, говорит о благородном, справедливом, освободительном характере войны, которую вел советский народ, и в этом поэт видит истоки героизма.

Композиция поэмы была продиктована условиями вой­ны. Об этом так говорил сам поэт: «И первое, что я принял за принцип композиции и стиля,— это стремление к изве­стной законченности каждой отдельной части, главы, а внутри главы — каждого периода, страницы и строчки. Я должен был иметь в виду читателя, который, хотя бы и незнаком был с предыдущими главами, нашел бы в дан­ной, напечатанной сегодня- в газете главе нечто целое, округленное. Кроме того, читатель мог и не дождаться моей следующей главы: он был там, где и герой — на войне». Идейный стержень поэмы, ее цементирующая осно­ва — события войны, которые определяют жизнь, мысли, поступки героев. В произведении два центральных обра­за — образ Василия Теркина и образ автора, сюжетно- образующая роль которого очень велика. Наряду с боль­шим количеством лирических отступлений, четыре главы прямо называются «От автора». Двумя из них начинается и заканчивается поэма.

Автор, который жил одной жизнью со своим героем, мог писать о войне, о походной пыли, о суровом ее быте. Внача­ле он говорит и об особенностях «книги про бойца»:

  • Без начала, без конца.
  • Почему так — без начала?
  • Потому что сроку мало
  • Начинать ее с начала.
  • Почему же без конца?
  • Просто жалко молодца.

О главном герое говорится с нескрываемой симпатией и любовью:

  • С первых дней годины горькой,
  • В тяжкий час земли родной
  • Не шутя, Василий Теркин,
  • Подружились мы с тобой.

Часть глав посвящена событиям войны, которые осмыс­ляются как воинский и трудовой подвиг народа. Об этом говорят и названия глав: «На привале», «Перед боем», «Переправа», «О войне», «Бой в болоте», «В наступлении», «На Днепре», «По дороге на Берлин».

В этих главах одним из центральных героев является Василий Теркин, который участвует в событиях и осмысля­ет их. Поэт так определяет характер своего героя:

Теркин — кто же он такой? Скажем откровенно:

  • Просто парень сам собой
  • Он обыкновенный.
  • Впрочем, парень хоть куда,
  • Парень в этом роде
  • В каждой роте есть всегда,
  • Да и в каждом взводе.

Обыкновенность Теркина — в его типичности, в том, что такие, как Теркин, есть «в каждой роте… да и в каждом взводе».

Созданию образа Теркина способствовало участие са­мого автора в событиях войны, его родственная близость к героям битвы. Не случайно Твардовский утверждает, что конкретного прототипа у Теркина не было: Теркин — образ вымышленный, а черты характера этого героя автор на­блюдал у многих живых людей.

Герой Твардовского, как и весь народ, полон ответ­ственности, сознавая высокий, благородный характер вой­ны. Поэтому рефреном неоднократно повторяются слова:

  • Бой идет святой и правый,
  • Смертный бой не ради славы,
  • Ради жизни на земле.

Поэма полна патриотического пафоса, любви к Родине, к России:

  • Грянул год, пришел черед.
  • Нынче мы в ответе
  • За Россию, за народ
  • И за все на свете.
  • От Ивана до Фомы
  • Мертвые ль, живые,
  • Все мы вместе — это
  • Тот народ. Россия.

Война осмысляется как борьба советского народа не только за свободу и независимость Родины, но и вообще за жизнь на земле, и в этом утверждение мирового значения битвы с фашизмом.

Битва с фашизмом представлена в поэме как трагиче­ское испытание, выпавшее на долю Родины и народа. Твардовский рисует поруганную фашистами родную зем­лю, оскверненный врагами отчий край — Смоленщину, показывает тяжкую участь простых людей, таких, как дед и баба, которые вынесли весь ужас оккупации и сохранили способность к труду, веру в жизнь. Советские сердца всег­да согревала беспредельная любовь к Родине:

  • Мать-земля родная наша,
  • В дни беды и в дни побед
  • Нет тебя светлей и краше
  • И желанней сердцу нет.

Всем содержанием произведения поэт утверждает, что в сердце каждого солдата жило сознание, что можно пере­жить многие потери, но нельзя терять Россию. Отсюда изображение мужества, упорства, героизма и окрыляющее чувство закономерности победы, вера в то, что победа будет наградой за все жертвы, лишения и потери.

Апофеозом героической битвы советского народа с фа­шистскими захватчиками звучит одна из заключительных глав поэмы — «По дороге на Берлин». Путь к Берлину осмысляется Твардовским как подвиг советского солдата, сумевшего выстоять, выдержать, все пережить, чтобы окончательно разгромить врага на его собственной земле и этим самым завоевать долгожданную победу:

  • День и ночь в боях сменяя,
  • В месяц шапки не снимая.
  • Воин твой, защитник-сын
  • Шел, спешил к тебе, родная,
  • По дороге на Берлин…

Полна символики сцена встречи с русской матерью, которая после освобождения возвращается из Германии в родные места.

Поэма «Василий Теркин» стала ярчайшим явлением в литературе о войне. Выдающийся мастер русской прозы И. Бунин назвал поэму «редкой книгой», отметив «не­обыкновенный народный солдатский язык».

Василий Теркин — центральный образ поэмы — явля­ется подлинным художественным открытием Твардовско­го. Он воплотил в себе лучшие черты участников войны. В нем удивительно сочетаются героизм и мужество, стой­кость и простота, оптимизм и сознание высочайшей ответ­ственности перед народом за исход битвы.

Теркин — героический характер. И его героизм не показной, не плакатный, а естественная норма поведения на войне. Он проявляет самоотверженность во время тяг­чайшей переправы через ледяную реку, вступает в поеди­нок с гитлеровцем и побеждает, сбивает фашистский самолет. В то же время ничто человеческое не чуждо Васи­лию Теркину. Он — солдат-пехотинец, способный на под­линную солдатскую дружбу:

  • Свет пройди, нигде не сыщешь,
  • Не случалось видеть мне
  • Дружбы той святей и чище,
  • Что бывает на войне.

Он не мечтает о чинах и высоких наградах и «согласен на медаль», чтобы показать любимой девушке по возвра­щении на Родину, что «человек пришел с войны». Он — прекрасный гармонист, и его игра доставляет великую радость бойцам после тяжелого боя.

В образе Теркина автор подчеркивает мысль о бессмер­тии советского солдата:

Не подвержен Теркин смерти, Коль войне не вышел срок.

В то же время Твардовский нигде не показывает войну как парадное шествие, а говорит о ее трагизме, утратах и свою поэму посвящает «павших памяти священной» и всем, кто прошел через войну. Не случайно Теркину, как лучшему гармонисту, бойцы дарят гармонь убитого ко­мандира. Теркин — действенный оптимист. Он помога­ет бойцам сохранить силу воли, бодрость духа, веру в победу в самых тяжелых испытаниях войны:

  • Все худое он изведал,
  • Он терял родимый край
  • И одну политбеседу
  • Повторял:
  • — Не унывай.

Оптимизм Теркина — это оптимизм русского народа, верным сыном которого он является, отсюда и законо­мерность таких строк:

  • То серьезный, то потешный,
  • Нипочем, что дождь, что снег,—
  • В бой, вперед, в огонь кромешный
  • Он идет, святой и грешный
  • Русский чудо-человек.

При создании образа Теркина поэт не только обобщил современную действительность, но и использовал великие традиции народного творчества.

Теркин — активный участник войны на всех ее этапах. Он испытал все тяготы войны, ее трагизм. Ему близка участь солдата-сироты, который увидел сожженную род­ную деревню и узнал о гибели родных и близких. Но горе не согнуло солдата, он испытывает чувство гордости за то, что враг изгнан и родная земля, «прежде отданная с кровью, кровью вновь возвращена».

«Книга про бойца» стала творческой победой поэта. Она явилась изобретением по форме и открытием по со­держанию.

Поэме свойствен лаконизм, афористичность, филосо­фичность.

Братство народов, признание подвига советского наро­да Твардовский выражает так:

  • И на русского солдата
  • Брат-француз, британец-брат.
  • Брат-поляк и все подряд
  • С дружбой будто виноватой
  • И сердечною глядят.

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Одноклассники

waldorf.in.ua

Мемория. Александр Твардовский - ПОЛИТ.РУ

21 июня 1910 года родился поэт Александр Твардовский.

 

Личное дело

Александр Трифонович Твардовский (1910 – 1971) родился в Смоленской губернии в семье крестьянина. Учился в сельской школе, еще в детстве начал сочинять стихи. С 1924 года Твардовский начал посылать заметки в редакции смоленских газет. Первая заметка, напечатанная в газете «Смоленская деревня» называлась «Как происходят перевыборы кооперативов». Он писал о комсомольских делах, о разных злоупотреблениях, которые допускали местные власти, что создавало ему в глазах сельских жителей ореол защитника. В 1925 году в газете «Смоленская деревня» появилось первое стихотворение Твардовского – «Новая изба». В восемнадцать лет Твардовский стал жить в Смоленске и работать в местных газетах. Часто ездил в качестве корреспондента в колхозы области. В городе он познакомился с Михаилом Исаковским, учился в Смоленском педагогическом институте.

Летом 1929 года Твардовский осмелился послать свои стихи в журнал «Октябрь». Они получили хороший отзыв поэта Михаила Светлова и были напечатаны. В 1930 году отец Твардовского был раскулачен и выслан с семьей из родной деревни. Александр, живший в Смоленске, высылки избежал, но ему долго напоминали о его происхождении, называя «кулацким подголоском».

Первая поэма Твардовского «Путь к социализму» была напечатана в 1931 году, на следующий год появилась вторая поэма «Вступление» и прозаическая повесть «Дневник председателя колхоза».

В 1936 году Твардовский переехал в Москву и поступил в Московский институт философии, литературы и истории. Тогда же вышла в свет его поэма «Страна Муравия», о крестьянине Никите Моргунке, который ищет страну всеобщего счастья. Она принесла Твардовскому широкую известность. Во многом благодаря этому Твардовский смог добиться возвращения родных из ссылки. В последующие годы были напечатаны сборники «Стихи» (1937), «Дорога» (1938), «Сельская хроника» (1939), «Загорье» (1941). В 1939 году Твардовский окончил МИФЛИ и был призван на военную службу. Участвовал в польском походе РККА 1939 года, получил офицерское звание и стал корреспондентом военной газеты во время войны с Финляндией.

На второй день Великой Отечественной войны Твардовский получил направление в штаб Юго-Западного фронта, чтобы работать во фронтовой газете «Красная Армия». Дважды в 1941 году под Киевом и в 1942 под Каневом Твардовский чудом выходил из окружения. С середины 1942 года работал в редакции газеты «Красноармейская правда» Западного (позднее 3-го Белорусского) фронта. За время войны им были написаны поэмы «Василий Теркин», «Дом у дороги», стихотворения «Рассказ танкиста», «Баллада о товарище», «Армейский сапожник», «Баллада об отречении», «Большое лето», «Возмездие». В послевоенные годы появилось еще несколько стихотворений о войне, в том числе знаменитые «Я убит подо Ржевом», «Перед войной, как будто в знак беды...», «В тот день, когда окончилась война» (1948), «Жестокая память», «В те дни за границей», «За озером».

В 1947 году Твардовский выпустил книгу очерков и рассказов «Родина и чужбина». В 1950-е годы им была написана книга «За далью – даль», путевой дневник в стихотворной форме. Там среди описаний встреченных людей и авторских размышлений о судьбе народа появляется тема несправедливо осужденных в годы репрессий. Если «За далью – даль» в годы хрущевской оттепели удалось напечатать, то следующая поэма Твардовского «По праву памяти», написанная в 1966 – 1969 годах, была опубликована лишь в 1987.

В 1950 – 1954 и 1958 – 1970 годах Александр Твардовский был главным редактором журнала «Новый мир». С 1970 года после кампании ожесточенной критики со стороны партийных органов Твардовский ушел с поста главного редактора, состав редакции был полностью сменен.

Умер Александр Твардовский 18 декабря 1971 года.

Чем знаменит

Всенародно знаменитым Александра Твардовского сделала его поэма «Василий Теркин». Начало работы над ней относится еще ко времени финской войны. Первые главы поэмы под названием «Книга про бойца» были напечатаны в сентябре 1942 года в газете «Красноармейская правда». В том же году ранний вариант вышел отдельной книгой. Хотя в 1943 году Твардовский думал закончить поэму, многочисленные письма читателей заставили его продолжить работу. Завершена поэма была уже после окончания войны. «Василий Теркин» заслужил как народную любовь, так и официальное признание (в 1946 году ему была присуждена Сталинская премия первой степени). Однако поначалу цензурные органы не всегда были довольны стихами Твардовского, так как находили в «Василии Теркине» пессимизм и недостаточное внимание к роли партии.

После войны Твардовский думал, что уже не вернется к своему герою. В статье «Ответ читателям "Василия Теркина"» он писал: «Книга, родившаяся в особой, неповторимой атмосфере военных лет, и что,  завершенная в этом своем особом  качестве,  книга  не  может  быть  продолжена  на  ином материале, требующем иного героя, иных мотивов». Однако через три года Твардовский решил вернуться к Василию Теркину, создав сатирико-публицистическую поэму «Теркин на том свете», где описывался советский бюрократический аппарат. Опубликовать ее не удавалось до 1963 года, когда она была напечатана в газете «Известия». Позднее поэма вновь оказалось под запретом. Номер «Известий» с текстом «Теркина на том свете» в некоторых семьях хранился много лет, также поэма распространялась в самиздате.

 

О чем надо знать

 

Александр Твардовский

В первый раз Александр Твардовский возглавил журнал «Новый мир» в 1950 году, но через четыре года - после публикации ряда острых материалов В. Померанцева, Ф. Абрамова, М. Щеглова и М. Лифшица и попытки напечатать поэму «Теркин на том свете», он был снят с должности. Второй раз стал главным редактором уже после XX съезда КПСС. Тогда начался период в истории журнала, в котором Твардовский стал символом литературы эпохи оттепели. Историки литературы теперь говорят о «новомирской прозе» 60-х. Журнал вызывал уважение у одних читателей и раздражение у других, особенно часто – у идеологических работников КПСС и Главлита. В течение нескольких лет продолжалась ожесточенная полемика между «Новым миром» и журналом «Октябрь», который возглавлял Всеволод Кочетов.

Благодаря Твардовскому, в «Новом мире» были напечатаны произведения Василя Быкова, Федора Абрамова, Бориса Можаева, Юрия Трифонова, Юрия Домбровского, Чингиса  Айтматова, Василия Белова, Сергея Залыгина, Фазиля Искандера, Василия Шукшина. В 1962 году была опубликована повесть «Один день Ивана Денисовича» никому неизвестного тогда рязанского учителя Александра Солженицына. Правда, для этого Твардовскому пришлось обратиться лично к Хрущеву.

С каждым годом «Новый мир» и Твардовского все больше обвиняли в «очернительстве», «искажении истории», «критике колхозного строя». Становилось все труднее преодолевать цензурные препятствия. Завершилась история «Нового мира» эпохи Твардовского в 1970 году, когда он был снят с должности.

 

Прямая речь

«По-разному благосклонно и по-разному с тревогой относились мои родители к тому, что я стал сочинять стихи. Отцу это было лестно, но из книг он знал, что писательство не сулит больших выгод, что писатели бывают и не знаменитые, безденежные, живущие на чердаках и голодающие. Мать, видя мою приверженность к таким необычным занятиям, чуяла в ней некую печальную предназначенность моей судьбы и жалела меня», - Александр Твардовский.

«Это поистине редкая книга: какая свобода, какая чудесная удаль, какая меткость, точность во всем и какой необыкновенный народный солдатский язык — ни сучка ни задоринки, ни единого фальшивого, готового, т. е. литературно-пошлого слова!»,  - Иван Бунин о поэме «Василий Теркин».

 

Я убит подо Ржевом,

В безымянном болоте,

В пятой роте,

На левом,

При жестоком налете.

Я не слышал разрыва

И не видел той вспышки, -

Точно в пропасть с обрыва -

И ни дна, ни покрышки.

И во всем этом мире

До конца его дней -

Ни петлички,

Ни лычки

С гимнастерки моей.

Я - где корни слепые

Ищут корма во тьме;

Я - где с облаком пыли

Ходит рожь на холме.

Я - где крик петушиный

На заре по росе;

Я - где ваши машины

Воздух рвут на шоссе.

Где - травинку к травинке -

Речка травы прядет,

Там, куда на поминки

Даже мать не придет.

Александр Твардовский «Я убит подо Ржевом…»

«Тов. Лесючевский (главный редактор издательства «Советский писатель» - прим.ред) говорит о том, что постановление ЦК КПСС небольшое по объему, имеет не меньшее значение, чем постановление 1946 года «О журналах „Звезда“ и „Ленинград“». В нем еще раз подтверждаются те идеи, которые были заложены в постановлении ЦК 1946 года. Оно дает ориентировку писателям в сложной предсъездовской обстановке. Коммунисты-писатели испытывают огромное удовлетворение тем, что ЦК прислушался к их сигналам и поддержал их. ЦК еще раз подчеркнул то большое доверие, которое оказывает партия писателям и их союзу, что ЦК целиком доверяет союзу дело идеологического руководства литературой. Осуждая выступление А. Твардовского и его заявление о том, что поэма «Теркин на том свете» – дорогое для него детище, он советует Твардовскому отнестись к этому детищу так, как у Гоголя Тарас Бульба отнесся к своему изменнику-сыну, т.е. убить его»? - из протокола заседания партийной группы Правления ССП СССР по рассмотрению решения Секретариата ЦК КПСС «Об ошибках журнала „Новый мир“».

«Есть много способов убить поэта. Для Твардовского было избрано: отнять его детище - его страсть - его журнал. Мало было шестнадцатилетних унижений, смиренно сносимых этим богатырем, - только бы продержался журнал, только бы не прервалась литература, только бы печатались люди и читали люди! Мало! - и добавили жжение от разгона, от разгрома, от несправедливости. Это жжение прожгло его полгода, через полгода он уже был смертельно болен и только по привычной выносливости жил до сих пор - до последнего часа в сознании. В страдании. Третий день. Над гробом портрет, где покойному близ сорока, и желанно-горькими тяготами журнала еще не борожден лоб, и во все сиянье – та детски-озаренная доверчивость, которую пронес он черезо всю жизнь, и даже к обреченному она возвращалась к нему»? - Александр Солженицын «Поминальное слово о Твардовском».

 

8 фактов об Александре Твардовском

  • Дед поэта был на военной службе в Польше, где получил прозвище «пан Твардовский». Оно перешло к его сыну, превратившись в фамилию.
  • Первое стихотворение, обличающие детей, которые разоряют птичьи гнезда, Александр Твардовский пытался записать, «еще не зная всех букв алфавита».
  • В тринадцать лет Александр Твардовский показал свои стихи молодому учителю. Тот сказал, что стихи не годятся с точки зрения современной литературы: в них понятно, про что речь, а сейчас надо писать так, чтобы стихи были абсолютно непонятны. Непонятные стихи мальчик писать не смог.
  • Поэма «Путь к социализму» получила название одного из колхозов Смоленской области.
  • Чтобы опубликовать поэму «За далью – даль» без цензурных изъятий, Твардовский подарил на день рождения Никите Хрущеву самые рискованные главы, где касался темы сталинских репрессий.
  • В 1892 году писатель Петр Боборыкин опубликовал роман «Василий Теркин». Твардовский, выбирая имя для своего героя, о существовании романа не знал.
  • Полюбившие «Василия Теркина» читатели, не дождавшись продолжения, сами стали сочинять стихи о его дальнейших приключениях. Твардовский вспоминал: «Вслед за Теркиным - курсантом военного училища появляются: Теркин - зенитчик ПВО; Теркин - демобилизованный, едущий на строительство Братской ГЭС; Теркин в электрокузнечном цехе; Теркин на целине; Теркин - милиционер... Появляются "сыновья" и "племянники" Теркина - годы идут, и даже возраст героя в соответствии с интересами молодых читателей претерпевает такого рода "поправки"».
  • Памятники Твардовскому в Москве установлен на Страстном бульваре, рядом с редакцией «Нового мира». На памятнике в Смоленске изображены как сам Твардовский, так и его герой Василий Теркин. Еде один памятник Теркину поставлен в городе Орехово-Зуево.

 

Материалы об Александре Твардовском

Александр Твардовский в проекте «Хронос»

Произведения Твардовского в библиотеке Мошкова

 Статья об Александре Твардовском в русской Википедии

polit.ru

А.Твардовский

 

О работе Т.А.Твардовского во фронтовых газетах в годы Великой Отечественной войны

Твардовский в годы войныС первых дней Великой Отечественной войны А.Т. Твардовский находился на фронте. 23 июня 1941 года в Главном Политуправлении Красной Армии вместе с группой других писателей и поэтов получил предписание, куда надлежало прибыть и к какому начальнику там обратиться. «А.Т. Твардовский имел звание майора и как старший по званию он становился старшиной нашей маленькой литературной команды, которая направлялась в Киев, в штаб Киевского Особого Военного округа, ставшего уже тыловой базой Юго-Западного направления. А.Т. Твардовский получил назначение в редакцию фронтовой газеты «Красная Армия», - вспоминает Евг. Долматовский. В редакции газеты «Красная Армия» А.Т. Твардовский делал все, что положено делать рядовому журналисту; правил заметки, дежурил по номеру, был на рассвете «свежей головой», вычитывающей первый пробный экземпляр номера газеты, писал передовицы, очерки, стихи, фельетоны, статьи, лозунги. Твардовский был на фронте. Его боевая позиция была в фронтовой газете. Со страниц газеты он «вел огонь по врагу». Когда ему удавалось выезжать в командировки, он спокойно и с достоинством выходил под вражеский огонь, когда этого требовали обстоятельства. Об этом периоде своей работы во фронтовой газете впоследствии поэт писал: «В качестве спецкорреспондента, еще точнее сказать - в качестве именно писателя (была такая штатная должность в системе военной печати), я прибыл на Юго-Западный фронт, в редакцию газеты «Красная Армия» и стал делать то, что делали писатели на фронте» <...> И вспоминая о периоде своей работы на Юго-Западном фронте, он писал: «Чувство неудовлетворенности всеми видами нашей работы в газете постепенно становилось для меня личной бедой. Приходили мысли и о том, что, может быть, не здесь твое настоящее место, а в строю - в полку, в батальоне, в роте, где делается самое главное, что нужно делать для Родины». Стремился туда, где идет настоящая война, живое дело войны. (Шуляков В.А., Ковалева Т.Л. О работе Т.А.Твардовского во фронтовых газетах в годы Великой Отечественной войны) // Творчество М.В.Исаковского, А.Т.Твардовского, Н.И.Рыленкова в контексте русской и мировой культуры: материалы докладов научной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения Исаковского и 90-летию со дня рождения А.Твардовского и Н.Рыленкова. 23-25 мая 1999 года. - Смоленск. - 2000. - C. 262-269.

 ТвардовскомВстречи с Твардовским

Встретились мы с Александром Твардовским на войне, в конце второй мировой. Войска Третьего Белорусского фронта, освободив Литву, штурмовали Восточную Пруссию. Свел нас полковник Баканов. Николай Александрович Баканов принадлежал к той плеяде кадровых военных, которые, независимо от занимаемых постов (в свое время он командовал полком, а в годы войны был заместителем редактора фронтовой газеты «Красноармейская правда»), всегда со всеми оставался «на равной ноге». Тихий, скромный, даже застенчивый человек, в пору, когда он командовал полком, в свободные от службы часы сочинял бесхитростные зарисовки, в которых были живые картины воинской службы. Затем он стал военным журналистом. В начальный период войны - летом 1941 года - корреспонденты центральных газет, аккредитованные при Западном фронте, оказались под заботливой опекой редакции «Красноармейская правда». Жили мы в палаточном городке, упрятанном в молодом березняке в районе Касни. Вместе с сотрудниками фронтовой газеты ездили в дивизии и полки, вместе с ними каждое утро выходили на боевую зарядку, которую неизменно проводил Николай Баканов. Фронтовые дороги разлучили нас на три года. Лишь летом 1944 года, после освобождения Каунаса, я снова разыскал редакцию «Красноармейской правды» и с радостью скрестил объятия с полковником Бакановым. За обедом не обошлось без «трофейной жидкости». Я продекламировал на память что-то из «Василия Теркина». - А Твардовский-то теперь у нас, в нашей редакции, - не без гордости сказал Баканов, - Мы с ним дружим. Хоть он и с трудноватым характером, но человек простой, свойский. Обязательно познакомлю тебя. Не помню, когда и при каких обстоятельствах состоялось это знакомство, в конечном счете, это и не так уж важно, но знаю точно: новый 1945 год Твардовский и я встречали вместе. В Каунасе, в фотостудии, принадлежавшей Карлу Петровичу Баульсу. В воздухе пахло весной - весной Победы. Вполне понятно, что и наше новогоднее застолье было веселым. Как бы главной фигурой новогоднего торжества оказался Александр Твардовский. Он с каким-то упоением читал стихи, отрывки из «Василия Теркина» и пел. Пел со всеми. Пел и один - старинные русские песни, пел тихо, задумчиво, задушевно. А когда пели все или подпевали ему, Твардовский не разрешал врываться в строй песни громовыми и ухарски-раздольными выкриками. Мы расстались на рассвете на улицах Каунаса. Твардовский ушел к себе в редакцию, а я уехал в 5-ю армию, в дивизию генерала Казаряна. Возможно, на этом и закончились бы мои «взаимоотношения» с Александром Твардовским, если бы опять же не Николай Баканов.<…> Мне хочется напомнить об одной особенности характера Александра Твардовского. Если на войне некоторые писатели и журналисты из фронтовых или центральных газет любили наведываться к высшему комсоставу, а потом в своих повествованиях до мельчайших подробностей рассказывать об этих встречах, то Трифонович не только не искал этих встреч, но даже уклонялся от них, если не сказать более - не любил. Он не так уж часто посещал передний край на войне, но уж если шел в подразделение, то надолго, жил с солдатами, вместе с ними ел кашу, пил водку, пел солдатские песни. (Кудреватых Л. Встречи с Твардовским). // Москва. - 1974. - №12. - C. 200-210.

о ТвардовскомРабота А.Твардовского во фронтовой печати в период освобождения Украины

В 1941-1942 годах Твардовский в той же газете «Красная Армия» опубликовал ряд очерков, в которых главным образом говорилось о тяжелых и изнурительных боях Советской Армии на территории Украины в первые годы войны. Очерки писались по свежим следам, чаще всего их основу составляли беседы поэта с бойцами - командирами Действующей Армии. Для писателя эти беседы имели особое значение, поскольку в них раскрывался внутренний мир советского человека, с оружием в руках защищавшего свою Родину от вражеского нашествия. Примечательно, что на том этапе Твардовский отдавал предпочтение в своем творчестве не стихотворениям, а очеркам. Он писал в этой связи: «Внутреннее удовлетворение мне больше доставляла работа в прозе - очерки о героях боев, написанные на основе личных бесед с людьми фронта. Пусть эти короткие, в двести-триста газетных строк, очерки далеко не вмещали всего того, что давало общение с человеком, о котором шла речь, но, во-первых, это было фиксацией живой человеческой деятельности, закреплением реального материала фронтовой жизни, во-вторых, здесь не нужно было шутить во что бы то ни стало, а просто и достоверно излагать на бумаге суть дела, и, наконец, мы все знали, как ценили сами герои эти очерки, делавшие их подвиги известными всему фронту, заносившие их как бы в некую летопись воины». (Скоробогач Т.Л. Работа А.Твардовского во фронтовой печати в период освобождения Украины) // Великая Отечественная война в советской литературе. - М., 1985. - C. 43-49.

КЕНИГСБЕРГ

ТвардовскийДощечки с надписями: «Проезда нет» и «Дорога обстреливается» - еще не убраны, а только отвалены в сторону. Но очевидным опровержением этих надписей, еще вчера имевших полную силу, уже стала сама дорога. Тесно забитая машинами, подводами, встречными колоннами пленных немцев и возвращающихся из немецкой неволи людей, она дышит густой, сухой пылью от необычного для нее движения. Липовые аллеи, прореженные и иссеченные артиллерией, всевозможное полузаваленное и вовсе заваленное траншейное рытье, воронки, нагромождения развалин - привычная картина ближних подступов к рубежам, за которые противник держался с особым упорством. И на повороте свежая, не тронутая еще ни одним дождем, не обветренная дощечка указателя: «В город». В город-крепость, в главный город Восточной Пруссии, в ее столицу - Кенигсберг. Давно уже не в новинку эти стандартно-щеголеватые домики предместий, старинные и новейшей архитектуры здания немецких городов, потрясенные тяжкой стопой войны. Но Кенигсберг прежде всего большой город. Многое из того, что на въезде могло сразу броситься в глаза - башни, шпили, заводские трубы, многоэтажные здания, - повержено в прах и красно-кирпичной пылью красит подошвы солдатских сапог советского образца, мутно-огненными облаками висит в воздухе. И, однако, тяжелая громада города-крепости и в этом своем полуразмолотом виде предстает настолько внушительно, что это несравнимо со всеми другими, уже пройденными городами Восточной Пруссии. И так же, как в зрелище развалин, закопченных огнем, в грудах щебенки, загромождающих улицы и проезды, мы не можем не видеть живого напоминания о разрушенных немцами городах нашей Родины, так же нельзя не видеть во всем этом живого подтверждения всесокрушающей ударной мощи нашего оружия. - Почище Смоленска сработано, - вроде как шутки ради говорят бойцы, вступающие в улицы города. Но в усталом, суровом и прямом взгляде глаз справедливое торжество и горделивое сознание собственной силы. А сила эта во всем вокруг. И прежде всего в этом великом людском потоке, заполнившем узкие улицы чужого города своей слаженной, внутренне деловитой суетой, словами команды, своей родной речью, песнями, музыкой, привезенными невесть из какой глубины России, своим большим воинским праздником победы. Пехота на машинах, на броне танков и самоходных орудий, шоферы, дружелюбно перебранивающиеся из дверцы в дверцу, регулировщицы в форменных белых, немножко великоватых перчатках, мотоциклисты, верховые и пешие, - смотришь и невольно думаешь в простодушном и радостном изумлении: «А и много же, ах как много нас, русских, советских людей! Так много что хватает и на то, чтоб держать в полном рабочем порядке необозримый наш тыл, пахать землю и ковать железо; и на то, чтоб поднимать к жизни столько отвоеванных у врага городов и сел и на то чтоб пройти столько верст, занять столько городов и земель противника; и на то, чтоб в три дня штурмом сломить его сопротивление на таком рубеже, на такой точке, как этот город Кенигсберг; и на то, чтоб в первый же день по взятии города заполнить его такой массой людей и колес. На все хватает!» Грохот боя, откатившийся уже далеко за город, не тревожит разнообразного, делового и праздничного шума и говора на марше по главной улице. Каких только лиц солдатских здесь не увидишь! И усатые, будто бы сонливые, но полные энергичной выразительности лица пожилых, и молодые, но успевшие возмужать на войне, по-мужски загорелые и по-солдатски серьезные, а все-таки юношеские, и белокурые, с чернью копоти на висках, и чернявые, припорошенные серой и ржавой пылью, и иные... И на всех лицах - отражение дня большой и гордой победы. Но город, там и сям горящий, там и сям роняющий с шумом, треском и грохотом сдвинутую огнем стену, там и сям содрогающийся от взрывов, - чужой и враждебный город. Он таит еще в теснинах своих развалин и уцелевших стен, в подвалах и на чердаках злобные души, способные на все в отчаянии поражения. Группа бойцов-автоматчиков полубегом в тесноте уличного движения пробирается к переулку, где из окошек-амбразур полуподвала в безумном упорстве, возможно не знающие о полном поражении, немцы еще ведут пулеметный и винтовочный огонь. Угомонить их снаружи оказывается довольно трудно с помощью одного только пехотного оружия. Тогда с истинно русской щедростью на них отпускается три-четыре снаряда танковой пушки - по числу окошек. (А.Твардовский. Кенигсберг).

Твардовский

… Прошла война, прошла страда, Но боль взывает к людям: Давайте, люди, никогда Об этом не забудем.

Пусть память гордую о ней Хранят, об этой муке, И дети нынешних детей, И наших внуков внуки.

Пускай всегда годину ту На память нам приводит И первый снег, и рожь в цвету, Когда под ветром ходит.

 

И каждый дом и каждый сад В ряду - большой и малый, И дня восход и дня закат Над темный лесом - алый.

Пускай во всем, чем жизнь полна, Во всем, что сердцу мило, Нам будет памятка дана О том, что в мире было.

Затем, чтоб этого забыть Не смели поколенья. Затем, чтоб нам счастливей быть, А счастье - не в забвенье!

Александр Трифонович Твардовский

 

vvkorrespondentvov.shpl.ru

Биография Твардовского :: Litra.RU :: Лучшие биографии

Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

/ Биографии / Твардовский А.Т.

-Вариант 1-Вариант 2-Вариант 3-Вариант 4-Вариант 5-Вариант 6

    8 (21) июня 1910 года в деревне Загорье Смоленской губернии родился Александр Трифонович Твардовский, автор знаменитой поэмы о войне "Василий Теркин", редактор самого "смелого" журнала - "Новый мир".     Александра Твардовского можно, пожалуй, по праву назвать народным поэтом. И не только потому, что детство и юность он провел в деревне. Его поэзия вобрала в себя лучшие черты русского фольклора: искренность чувств и простоту выражения мыслей. Вчитайтесь в эти строки:

     Июньское свежее лето,      Любимая с детства пора,      Как будто я встал до рассвета,      Скотину погнал со двора.

     Я все это явственно помню:      Росы ключевой холодок,      И утро, и ранние полдни -      Пастушеской радости срок:

         С какой нежностью рисует поэт картины родной природы! Так говорить может только тот, кто по-настоящему проникнут любовью к ней.

    Талант поэта проснулся в Александре Твардовском в раннем детстве. Еще учась в сельской школе, в Смоленской области, он в 14 лет стал селькором смоленских газет, а в 1925 году там были опубликованы его стихи. Вскоре выходят его поэмы "Путь к социализму" (1931), "Вступление" (1932), "Страна Муравия" (1934-36), а затем - и сборники стихов "Дорога" (1938), "Сельская хроника" (1939), "Загорье" (1941). Но самой знаменитой стала созданная во время войны поэма "Василий Теркин. Книга про бойца". Здесь суровая правда о войне представлена глазами простого солдата.

     А всего иного пуще      Не прожить наверняка -      Без чего? Без правды сущей,      Правды, прямо в душу бьющей,      Да была б она погуще,      Как бы ни была горька.

         О них, настоящих народных героях, защищавших страну от фашизма, автор знал не понаслышке. В годы Великой Отечественной войны он работал в военных газетах. В поэме талант Твардовского соединил лирическую форму повествования с солдатскими притчами и байками. Бунин так отзывался об этом произведении: "Это поистине редкая книга - какая свобода, какая чудесная удаль, какая меткость, точность во всем и какой необыкновенный, народный солдатский язык - ни сучка, ни задоринки, ни единого фальшивого, готового, то есть литературно-пошлого слова". Да, действительно, в поэме в непритязательной форме воплотились такие лучшие человеческие качества, как подлинный патриотизм, сила духа, героизм.

    Наряду с этим задорным лубочно-частушечным произведением Твардовский создает и другие, в которых война предстает в своем ужасном обличье. С 1942 по 1946 год он пишет поэму "Дом у дороги", в центре которой - судьбы "подвижника-бойца" Андрея Сивцова и его жены, Анны, которую вместе с детьми угнали в Германию. В ней звучат народные мотивы, близкие жанру плача. Поэма - гимн человеческому мужеству, стойкости и самоотверженности.

    Находясь в гуще событий и ежедневно наблюдая фронтовые будни, поэт создает целый ряд стихотворений о войне, в которых воспевает мужество и героизм бойцов. Наверное, самое известное из них - это:

     Я убит подо Ржевом,      В безымянном болоте,      В пятой роте, на левом,      При жестоком налете.

    После войны Твардовский обращается в своем творчестве к жизни простых людей - как они возрождаются к мирной жизни, восстанавливают то, что было разрушено войной. Создается книга "За далью - даль", представляющая как бы дневник путешествия в Сибирь и на Дальний Восток. Книга была в 1961 году удостоена Ленинской премии. Важными вехами в жизни Александра Трифоновича Твардовского была работа в качестве главного редактора журнала "Новый мир". Впервые он возглавлял журнал в 1950-1954 годах. Время тогда было сложное - проходил процесс восстановления народного хозяйства. Твардовский, душой болевший за деревню, сам остро критиковал социально-экономические преобразования и публиковал статьи на эту тему, названные "порочными", авторами которых были В.Померанцев, М.Лившиц, Ф.Абрамов, М.Щеглов и другие. Кроме того, он попытался опубликовать там поэму "Теркин на том свете", где в иносказательной форме подверг критике господствующую тогда бюрократическую систему. Результатом явилось освобождение его от обязанностей главного редактора 23 июля 1954 года. Лишь после знаменитого 20-го съезда партии у него появилась возможность вернуться в журнал.

    При нем "Новый мир" стал действительно новым миром - миром демократии и свободы. Там публиковались произведения Ф. Абрамова, Ч. Айтматова, Г. Бакланова, В. Белова, В. Быкова, В. Войновича, К. Воробьева, В. Дороша, Ю. Домбровского, С. Залыгина, Ф. Искандера, Б. Можаева, В. Овечкина, Ю. Трифонова, Шукшина, А. Яшина и др.. Величайшей заслугой редактора стало опубликование произведения тогда еще никому не известного рязанского учителя Александра Солженицына "Один день Ивана Денисовича" (1962). В это время в литературный обиход вошел термин "новомирская проза" - то есть остро социальная и художественно значимая.

    Однако наступил конец хрущевской оттепели, и для Твардовского вновь настали сложные времена. Журнал стали ругать за "очернительство", "искажение истории", "критику колхозного строя". Твардовского лишили ближайших сотрудников. Его, бывшего депутата Верховного Совета РСФСР нескольких созывов, члена Центральной Ревизионной комиссии КПСС, кандидата в члены ЦК КПСС, больше уже не избирали в подобные органы. В феврале 1970 года условия работы стали невыносимыми, и он вынужден был незадолго до своего шестидесятилетия покинуть журнал. А. И. Солженицын так отозвался об этом событии: "Есть много способов убить поэта. Для Твардовского было избрано: отнять его детище - его страсть - его журнал".

    После ухода из журнала все больше стала давать о себе знать болезнь, поэт уехал к себе на дачу под Москвой, где и провел последние дни. Скончался Александр Трифонович Твардовский 18 декабря 1971 года.

Добавил: svyatovsasha

/ Биографии / Твардовский А.Т.

Смотрите также по Твардовскому:

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

100% гарантии от повторения!

www.litra.ru

Александр Трифонович Твардовский: жизнь и творчество

Александр Трифонович ТвардовскийАлександр Твардовский (1910-1971) — советский поэт, прозаик и журналист, основной темой его творчества стали события Великой Отечественной войны. Самый известный персонаж его одноименной лирико-эпической поэмы, известной как на Родине, так и за рубежом и рассказывающей о судьбе, жизни и личных переживаниях простого человека в условиях войны, — солдат-герой Василий Теркин, простой русский человек, ставший на защиту Родины от завоевателей, проявившей в борьбе храбрость, мужество, смекалку, неиссякаемый оптимизм и здоровый юмор.

Появился на свет Твардовский в 1910 году в крестьянской семье (хутор Загорье, Смоленская губерния), происхождение родителей: папа - кузнец, мама - из семьи так называемых однодворцев (крестьян, живших на окраине России для охраны её граничных пределов). Родители-крестьяне были людьми грамотными, в доме любили читать произведения русских классиков (Пушкина, Гоголя, Лермонтова). Будущий поэт сочинил свои первые поэтические строки, еще даже не умея писать.

Учение Твардовского проходило в обычной школе в селе, к четырнадцати годам он уже несколько раз публиковал свои небольшие стихотворения в местных газетах. Редакторы положительно отзывались о его творчестве и всячески поддерживали юное дарование в его начинаниях и помогали публиковать его поэтические опусы.

Окончив школу, Твардовский переезжает в Смоленск, там он планировал учиться и работать, однако ему пришлось перебиваться случайными и непостоянными литературными заработками. Когда журнал «Октябрь» опубликовал пару его стихотворений, он в 1930 году решил перебраться в Москву, но попытка была не очень удачной и после возвращения, еще 6 лет он живет в Смоленске, поступает в педагогический университет. В 1936 году, не окончив обучение, он уезжает в столицу, поступает в Московский институт истории, философии и литературы. В этом же году он начинает активно печататься, тогда же выходит знаменитая поэма «Страна Муравия», в которой автор поддерживает проходящую в стране коллективизацию (несмотря на то, что его отец был репрессирован, а родной хутор разгромлен односельчанами). В 1939 году появляется его поэтический сборник «Сельская хроника», в тоже время поэта в рядах Красной Армии оказывается на Западно-Белорусском фронте, затем принимает участие в боевых действиях в Финляндии как военный корреспондент.

1941 год - Твардовский корреспондент газеты «Красная Армия» в Воронеже, он приступает к работе над поэмой «Василий Теркин» (одним из самых больших творческих достижений поэта, написанным простым и понятным для обычных людей слогом, которое создавалось на протяжении нескольких лет и было издано в 1945 году), поэтический сборник «Фронтовая хроника», закладывается начало поэмы «Дом у дороги». Каждая часть поэмы «Василий Теркин» периодически печаталась в военных газетах для поднятия морального и боевого духа бойцов Красной Армии.

В послевоенное время Твардовский активно ведет свою литературную деятельность. В 1947 была издана книга рассказов, посвященных военным событиям «Родина и чужбина», в период с 1950 по 1960 год была сочинена новая поэма «За далью даль».

1967-1969 года ознаменовались работой над автобиографической поэмой «По праву памяти», посвященной трагической судьбе отца, Трифона Твардовского, подвергшегося репрессиям со стороны советской власти. Эта книга в значительной мере испортила отношения автора с официальной цензурой, которая не разрешила публиковать данное произведение (читатели могли ознакомиться с ним только в конце 80-х).

Будучи долгое время редактором литературного журнала «Новый мир», Твардовский не раз боролся с представителями советской цензуры, борясь за право публикации в журнале произведений, принадлежащих авторам, не угодным советской власти (Ахматова, Солженицын, Бунин, Троепольский и другие). Таким образом, журнал «Новый Мир», знакомивший читателей с творчеством писателей-шестидесятников, представлял для власти определенную оппозиционную силу, которая высказывала явные антисталинские идеи, что, в конечном счете, привело к снятию Твардовского с занимаемой должности.

Закончил свой земной путь поэт, прозаик и публицист в небольшом городке Красная Пахра (Подмосковье) в декабре 1971 года. Он скончался от тяжелой и продолжительной болезни, рака легких, и погребен на московском Новодевичьем кладбище.

xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai


KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта