Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

Проблемы социально-экономического развития Сибири. Проблемы социально экономического развития сибири журнал


Журнал "Труды Братского государственного университета"

О журнале

 

 

Научный периодический журнал «Проблемы социально-экономического развития Сибири» издается с сентября 2010 г. Издание имеет региональную направленность. В состав редколлегии входят видные ученые Сибирского Федерального округа. Главный редактор журнала – Сергей Владимирович Белокобыльский, ректор ФГБОУ ВО «БрГУ».

В перспективе – вхождение журнала в «Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертации на соискание ученой степени доктора и кандидата наук» Высшей аттестационной комиссии.

В журнале представлены разделы:

  • экономика;
  • история.

Журнал включен в «Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертации на соискание ученой степени доктора и кандидата наук» Высшей аттестационной комиссии (список от 01.12.2015 г.).

Журнал выходит ежеквартально тиражом в 200 экз.

Все статьи, поступающие в редакцию журнала, подлежат обязательному рецензированию в соответствующих экспертных советах. Средний срок публикации – до трех месяцев после поступления бумажного и электронного пакета документов (подробнее смотрите в разделе «Требования к оформлению статьи»).

График выхода номеров

№1 15 февраля – окончание приема работ от авторов 25 марта – выход номера

№2 15 мая – окончание приема работ от авторов 25 июня – выход номера

№3 15 августа – окончание приема работ от авторов 25 сентября – выход номера

№4 15 ноября – окончание приема работ от авторов 25 декабря – выход номера

Журнал зарегистрирован 19 июля 2010 г., свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-37462ISSN 2224-1833

Контакты: Адрес редакции: 665709, г. Братск-9, ул. Макаренко, 40. Тел. 32-54-57, ауд. 208, корп.2.Е-mail: [email protected]

 

brstu.ru

Проблемы социально-экономического развития Сибири. - PDF

Транскрипт

1 Проблемы социально-экономического развития Сибири. 9. О государственном плане экономического и социального развития Иркутской области на 1988 г. // ГАИО. Ф. Р Оп. 6. Д Л Там же. Л Дыльнов Г.В. Советы народных депутатов в условиях перестройки. Саратов, С Москалев А.В. Проблемы перестройки местных Советов на современном этапе. Пермь, С Материалы Иркутского областного Совета народных депутатов и его исполнительного комитета // ГАИО. Ф. Р Оп. 6. Д Л О некоторых итогах экономического и социального развития АПК в 1990 г., прогнозе развития и финансирования АПК на 1991 г. // Там же. Ф. Р Оп. 6. Д Л Там же. Л Там же. Л О ходе земельной реформы // Там же. Ф. Р Оп. 6. Д Л Там же. Л УДК 902 ВЛИЯНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ И ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПРОЦЕСС ВЫБОРОВ КАНДИДАТОВ В НАРОДНЫЕ ДЕПУТАТЫ РСФСР И МЕСТНЫЕ ОРГАНЫ ВЛАСТИ ( гг.) Н.К. Юрченко, аспирант МБОУ «СОШ 2», Братск В статье рассматривается активность населения Красноярского края в период выборов кандидатов в народные депутаты РСФСР и местные органы власти в гг. Работа посвящена раскрытию сущности голосования населения при выдвижении кандидатов в народные депутаты РСФСР и местные органы власти. В работе представлены особенности данной избирательной кампании и итоги выборов 1990 г. Ключевые слова: Красноярский край, избирательная кампания, выборы, кандидаты, избирательный округ. Характерной особенностью периода гг. стало изменение избирательной системы. Изменилась практика выборов: впредь они должны были проводиться на альтернативной основе. Предполагалось создать комитет конституционного надзора, следящий за соблюдением Конституции страны. Первым шагом политической реформы стало учреждение высшего законодательного органа страны Съезда народных депутатов СССР. Выборы, которые теперь можно было назвать демократическими, должны были проводиться по новому избирательному закону. По сравнению с предыдущим периодом, выборы на Съезд народных депутатов должны были отличаться гласностью, состязательностью кандидатов. Верховный Совет СССР принял законы об изменении структуры высших органов государственной власти и избирательной системы. В соответствии с ними учреждался новый орган Съезд народных депутатов СССР, а Верховный Совет реорганизовался в постоянно действующий парламент. Выборы отныне должны были проводиться исключительно на альтернативной основе. «Избирательная кампания гг. проходила в условиях влияния демократического движения: в Сибири под влиянием выборов гг. были созданы клубы избирателей, формировались Народные фронты и другие организации, 64

2 История, политология поддерживающие программу межрегиональной депутатской группы» [1]. Изменилось и само законодательство, касающееся избирательной системы. Разрешено было регистрировать неограниченное количество кандидатов в народные депутаты по одному избирательному округу. При выдвижении кандидатов в народные депутаты РСФСР можно отметить возросшую политическую активность жителей Сибири. Активно проходило выдвижение кандидатов в народные депутаты РСФСР в Красноярском крае и Иркутской области. По-прежнему, самой популярной формой было выдвижение по месту работы, затем от общественных организаций и по месту жительства. На втором месте по количеству баллотирующихся кандидатов шли выборы в областные и краевые Советы. В Красноярском крае при выборах краевого Совета на 290 мест было выдвинуто 1062 человека, что составило 3,7 человека на место. «Среди кандидатов в народные депутаты облсоветов и крайсоветов сокращалось количество рабочих, колхозников, молодежи» [2]. На уровне областных и краевых Советов еще были безальтернативные округа, отсутствующие на выборах народных депутатов РСФСР. С меньшей активностью проходило выдвижение в городские Советы Сибири. В г. Красноярске на 199 мест в городском совете претендовало 518 кандидатов, в среднем 2,6 человека на мандат. Самая низкая активность избирателей наблюдалась при выдвижении кандидатов в депутаты районных, поселковых и сельских Советов. По сравнению с прошлыми годами возросло число представителей интеллигенции, науки, хозяйственных руководителей. Преобладание среди кандидатов в народные депутаты РСФСР и местных Советов представителей интеллигенции во многом объяснялось позицией неформальных организаций, имевших большое влияние на общественное мнение. Большее количество представителей интеллигенции, коммунистов и повышенная активность при выдвижении кандидатов в народные депутаты РСФСР объясняется тем, что в общественном мнении Красноярского края и Иркутской области именно этим выборам придавалось первостепенное значение, так как с депутатским корпусом Верховного Совета РСФСР были связаны надежды на углубление политической реформы в СССР. Кандидатами в народные депутаты РСФСР, как правило, становились наиболее политически активные, образованные люди, готовые к общению с массами, радикально настроенные. Меньшая активность при выдвижении кандидатов в народные депутаты местных Советов объяснялось сложившимся представлением о том, что от состава местных Советов мало что зависит. Поэтому во многом в кандидаты выдвигали по привычке, следуя разнарядкам прошлых лет (определенное количество рабочих, колхозников, женщин). «Популярность и престиж партийных организаций в глазах общественного мнения стремительно падали, в то же время влияние на общественное сознание самодеятельных общественно-политических организаций значительно возросло» [3]. Отличительными чертами избирательной кампании гг. были: активное участие в предвыборной борьбе неформальных движений; выработка различными общественнополитическими движениями предвыборных платформ; создание на основе предвыборных платформ избирательных блоков списков кандидатов в народные депутаты, баллотирующихся от этого блока; проведение во всех политических центрах Сибири предвыборных митингов демократической направленности. Красноярский Народный фронт (НФ) провел в феврале 1990 г. конференцию, на которой обсуждались вопросы тактики действий в период избирательной кампании. На конференции были определены кандидатуры, поддерживаемые НФ, намечены меры по организации агитационной работы за своих кандидатов в де- 65

3 Проблемы социально-экономического развития Сибири. путаты. В воззвании Народного фронта Красноярского края содержался прямой инструктаж избирателей, приводились конкретные фамилии кандидатов, которые настоятельно рекомендовалось вычеркивать из избирательных бюллетеней. Участие в подготовке к выборам 1990 г. приняли практически все неформальные общественно-политические движения. В ходе избирательной кампании гг. свои предвыборные платформы выдвинули и общественные организации, стоящие на позициях защиты социалистических ценностей от нападок неформалов. Эти программы мы можем отнести к консервативным, т. е. направленным на защиту существовавшего общественнополитического строя. Такими были предвыборные платформы областных и краевых организаций КПСС. Платформа красноярской городской партийной организации была направлена на передачу всей полноты власти Советам, на отказ от авторитарнобюрократических методов управления, на демократизацию внутрипартийной жизни, разделение властей, борьбу с бюрократизмом. По сути дела, в ней повторялись популярные лозунги времен перестройки. Большую роль в предвыборной кампании стали играть клубы избирателей, созданные весной 1989 г. При агитации за кандидатов в народные депутаты России и местных Советов широко использовались листовки, бюллетени, которые опускали прямо в почтовые ящики избирателям. На страницах демократической прессы проводилась агитация за кандидатов демократических избирательных блоков. Большое распространение получили листовки. В ходе избирательной кампании 1990 г. появились листовки нового типа листовки-списки кандидатов демократических блоков с агитационными материалами или без таковых. Одной из особенностей общественнополитических движений Сибири была ориентация на исполнение решений, которые принимались на съездах, форумах центральных, общероссийских или московских организаций демократической направленности. Политические организации Сибири подражали центральным движениям, иногда включая в свои программные документы целые положения из документов московских, петербургских и прибалтийских организаций. Перед выборами большое влияние на общественное мнение избирателей оказала волна массовых митингов и манифестаций, прошедшая в Красноярском крае и Иркутской области по рекомендации московских демократических движений. Из всего вышеизложенного мы видим, что крупные города Сибири 25 февраля 1990 г. захлестнула предвыборная митинговая волна, которая, по мнению многих исследователей, стала своеобразным инструментом психологического давления терялась независимость суждений, падала критичность, росла внушаемость, бессознательная агрессивность. Несмотря на то, что, на выборах 1990 г., как и на выборах 1989 г., подавляющее большинство мандатов досталось кандидатам от КПСС, это не стало показателем победы КПСС на выборах, т. к. избиратели, как показали опросы общественного мнения, голосовали за конкретного кандидата, не придавая особого значения его партийной принадлежности. Немаловажное значение играл и тот факт, что депутаты с партийным билетом были далеко не едины в своих взглядах. Избиратель на выборах голосовал за конкретную личность, а не за представителя партии или беспартийного. Как и на выборах 1989 г., на выборах народных депутатов РСФСР и местных Советов большую роль играл личный фактор: широта кругозора кандидата, его способность решать вопросы, самостоятельность его взглядов. «Большую роль при выборе народного депутата играла его принадлежность к политизированному самодеятельному движению» [4]. На выборах 1990 г. проявилась еще одна тенденция, связанная с критикой командно-административной системы, обновление депутатского состава респуб- 66

4 История, политология ликанского и местных Советов. В Красноярске состав местных Советов обновился почти на 80 %. Избиратели не желали голосовать за кандидатов, уже бывших депутатами прошлых созывов, так как они «запятнали» себя связью с командноадминистративной системой. Народными депутатами РСФСР и местных Советов в 1990 г. были в большинстве своем избраны люди, занимающие высокое социальное положение, преимущественно с высшим образованием. Высок процент в депутатском составе представителей интеллигенции, хозяйственного аппарата, служащих. В выборах 1990 г. приняло участие меньшее количество избирателей, чем в 1989 г., здесь во многом сказалось разочарование общественности результатами работы съездов народных депутатов и самим ходом перестройки. В Красноярском крае в голосовании приняли участие 73,5 % избирателей, при повторном голосовании 64,4 %. Низок был процент явки избирателей в Дивногорске, Красноярске, Назарово, в Березовском, Иланском, Северо-Енисейском районах. Например, в Красноярске 4 марта в выборах приняло участие 65,7 % от списочного состава, 18 марта 60,6 %. В Норильске выборы были признаны не состоявшимися, т. к. к урнам голосования пришло менее половины избирателей. Небольшой процент проголосовавших объясняется преобладанием в социальной структуре региона радикально настроенных слоев населения рабочих, интеллигенции, и большим влиянием на общественное сознание политических организаций негативно настроенных к голосованию. Таким образом, можно сделать вывод, что выборы 1990 г. прошли при возросшем влиянии на общественное сознание сибиряков самодеятельных общественнополитических организаций клубов избирателей, народных фронтов, рабочего движения. Новыми отличительными чертами избирательной кампании гг. были активное участие в предвыборной борьбе неформальных общественнополитических движений, выработка ими предвыборных платформ на основе программы межрегиональной депутатской группы, создание на их основе избирательных блоков. Партийные организации на выборах 1990 г. также выступали со своими предвыборными платформами, были разработаны рекомендации по организации выборов, однако большинство положений платформ партийных организаций было чисто декларативным и не привело к сплочению сил коммунистов, а лишь усилило кризис и раскол в рядах КПСС. На выборах 1990 г. на местном уровне в городские, районные и поселковые Советы коммунисты проиграли. Их было избрано меньше половины. На территории Иркутской области в большинстве коллективов цехов и отделов заводов шло выдвижение кандидатов в народные депутаты. На предвыборных собраниях назывались имена тех, кто своим трудом, общественной деятельностью показал себя активным участником перестройки, способным проявлять заботу о своих избирателях. Это руководители общественных организаций, рабочие, служащие, представители образования, инженерно-технические работники. Состав выдвинутых кандидатов давал основание говорить о том, что после выборов депутатский корпус значительно обновится, так как 90 % кандидатов впервые принимали участие в предвыборной борьбе. Особенно важно, что на каждый мандат почти в каждом избирательном округе были выдвинуты 2-3, иногда 4 кандидатуры. Выдвижение кандидатов проходило в духе демократии и широкой гласности. Для этого использовались страницы областных и городских газет, а также многотиражной прессы: «Восточно-Сибирская правда», «Иркутский вестник», «Инженер Севера», «Огни Ангары», «Знамя» и др. На заводах создавались информационнопропагандистские центры. Такие центры действовали на многих избирательных участках в городах Иркутской области. О ходе выдвижения кандидатов рассказыва- 67

5 Проблемы социально-экономического развития Сибири. ли специально выпускаемые оперативные информационные листки. Таким образом, избиратели информировались о ходе выдвижения кандидатов. В 1989 г. также были определены границы избирательных округов, и их описание опубликовано в местных газетах. В январе 1990 г. закончилось выдвижение кандидатов в депутаты местных Советов по всей стране. А 3 января 1990 г. начиналась их регистрация, она завершилась, в соответствии с законом о выборах, 22 января 1990 г. На данном этапе избирательные комиссии работали крайне активно; главной их задачей в этот период являлось проверить правомочность представленных выборных документов, подготовить и провести регистрацию названных кандидатов. «Среди будущих избранников народа значились партийные и медицинские работники, работники образования и культуры, представители сферы обслуживания, ветераны войны и труда, работники правоохранительных и профсоюзных органов, молодежь до 30 лет» [5]. Кроме того, чтобы предоставить избирателям максимально полную информацию по любому вопросу, касающемуся выборов, дать им возможность встретиться с кандидатами в депутаты, в городах и поселках создавались и действовали информационно-пропагандистские пункты. Кроме того, издавались информационные бюллетени и брошюры. Интерес представляет информационный бюллетень «Навстречу выборам». Бюллетень информировал о ходе важнейшей политической кампании, о деятельности избирательной комиссии, в нем также содержались консультации на различные темы, касающиеся предстоящих выборов. В связи с предстоящими выборами была подготовлена и выпущена брошюра «От выборов до выборов», которая представляла собой пособие и для председателей окружных и избирательных комиссий, и для кандидатов в народные депутаты местных Советов. Местная пресса призывала всех избирателей принять участие в предстоящих выборах. Будущие народные избранники встречались с трудящимися на предприятиях, в учебных заведениях и по месту жительства. Если судить по общим встречам, на которых присутствовало по человек, то, как правило, только несколько из них были активными, то есть задавали вопросы. В рабочих коллективах встречи носили иной характер, рабочие много говорили о своих проблемах. Также были открыты консультационные пункты по оказанию помощи кандидатам в формировании программ. Образована группа «быстрого реагирования», которая занималась разбором жалоб, заявлений и предложений граждан. Четвертого марта 1990 г. на территории Иркутской области состоялись выборы в местные Советы. В соответствии со статьей 54 «Закона о выборах народных депутатов РСФСР местных Советов», городская избирательная комиссия подвела итог: в голосовании приняло участие 57 % населения Иркутской области. В некоторых округах были проведены повторные выборы в соответствии со статьей 56 «Закона о выборах народных депутатов местных Советов народных депутатов РСФСР». Повторное голосование предусматривалось в том случае, если по избирательному округу баллотировалось более двух кандидатов в народные депутаты, и ни один из них не был избран. В этом случае проводилось повторное голосование по двум кандидатам в депутаты, получившим наибольшее число голосов. При повторном голосовании в бюллетене было необходимо оставлять одного кандидата или же зачеркивать обе фамилии, если избиратель голосует против обоих кандидатов. Если в бюллетене оставлены оба кандидата, то такой бюллетень признавался недействительным и при подсчете голосов не учитывался. Избранным считался тот кандидат, который получил при повторном голосовании наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании, по отношению к другому кандидату. Рассмотрев протоколы участковых избирательных комиссий о результатах по- 68

6 История, политология вторного голосования по выборам в местные Советы, городская избирательная комиссия сообщала о количестве проголосовавших. Таким образом, в 1990 г. на территории Иркутской области и Красноярского края состоялись первые по-настоящему демократические выборы в органы власти и местного самоуправления. Впервые простые граждане получили возможность влиять на политическую ситуацию, выдвигали свои кандидатуры в органы местного самоуправления, составляли программы, в которых стремились изменить жизнь к лучшему. В этой избирательной кампании впервые использовались новые формы предвыборной агитации. Предвыборная кампания проходила остро, непривычно, вовлекая людей в реальную политическую деятельность. Появились новые формы предвыборной борьбы: теледебаты, массовые митинги, социологические опросы. Альтернативность выдвижения кандидатов в депутаты потребовала проведения нескольких туров повторного голосования. Подчеркивая активность части населения на данном этапе избирательной кампании, необходимо отметить, что при активной предвыборной деятельности некоторые граждане заявляли о своем нежелании принять участие в голосовании. Несмотря на активное выдвижение кандидатов в депутаты в местные органы власти, в некоторых избирательных округах не было альтернативы, что противоречило демократическим принципам. Подобный механизм проведения выборов одновременно противоречил ряду принципов избирательного права, в том числе принципу прямого избирательного права, поскольку сами избиратели, даже входившие в состав соответствующих общественных организаций, были лишены возможности непосредственного участия в выборах, поскольку депутаты от их организаций избирались на конференциях, пленумах и съездах, проводимых в соответствии с уставом данной организации. Тем не менее, эти выборы стали значительным шагом на пути к демократизации общества. Они способствовали политической активности населения, пробудили массовый энтузиазм и повлияли на обновление властных структур местного уровня. Впервые стало возможным открыто излагать свои взгляды. Появилась возможность для создания политических платформ, отличающихся от официальной партийной линии. Стало реальным в ходе избирательной кампании появление клубов избирателей, которые могли создаваться по инициативе городских комитетов партии, но могли быть и такие клубы, которые стремились соединить интересы самодеятельных общественных объединений, партийных органов, депутатов и избирателей. Кроме того, можно было создавать клубы избирателей как инициативные группы в поддержку того или иного кандидата. Происходило формирование новой политической элиты. Главная особенность этих выборов заключалась в том, что они проходили в условиях изменившейся обстановки в нашей стране, и избиратель должен был серьезно задуматься, кому отдать предпочтение. Литература 1. Абрамов В. Ф. Теория местного самоуправления на отечественной почве // Полис С Бирюков Н. И. Генезис государственности в постсоветской России // История государства и права С Вагина Л. Реформа местного самоуправления: кадры решают все! // Свободная мысль С Ершов А. Н., Хайрулина Ю. Р. Качество жизни и местное самоуправление в условиях социальной модернизации // Социс С Кудряшова А. Р. Участие населения северных городов Восточной Сибири в избирательных кампаниях гг. // Парламентаризм в России: исторический опыт и современные проблемы: материалы всерос. науч.-практ. конф. Красноярск, С

docplayer.ru

Проблемы социально-экономического развития Сибири. - PDF

Транскрипт

1 Проблемы социально-экономического развития Сибири. Литература 1. Философия: энцикл. словарь / под ред. А. А. Ивина. М.: Гардарики, с. 2. Большой экономический словарь / под ред. А. Н. Азрилияна. 4-е изд. доп. и перераб. М.: Ин-т новой экономики, с. 3. Иродов М. И. Создание системы управления качеством подготовки специалистов в вузе // Университетское управление: практика и анализ С Goldberg J. C., Cole B. R. Quality Management in Education: Building Excellence and Equity in Student Performance. URL.: http: // www. asq. org. October Vol. 9. Number Ибрагимов Г. И. Принципы управления качеством среднего профессионального образования Педагогика С Долженко О. В. Обеспечение качества высшего образования: российский опыт в международном контексте // Вестн. высшей школы С Качество образования: международный опыт и российские традиции/ [под ред. Т. И. Монастырской]. Новосибирск: НГТУ, с. 8. Управление качеством образования / под ред. М.М. Поташника. М.: Пед. о-во России, с. 9. Шишов С. Е., Кальней В. А. Мониторинг качества образования в школе. М.: Пед. о-во России, с. 10. Салми Д., Швейцер Д., Кузьминов Я. Современное высшее образование: ключ к успеху в мировой экономике // Независимая газ марта. 11. Долженко О. В., Шатуновский В. Л. Современные методы и технологии обучения в техническом вузе. М.: Высшая школа, с. 12. Котовская Л.В. Управление качеством подготовки инженернопедагогических кадров в системе повышения квалификации: дис. канд. пед. наук. Челябинск, с. 13. Куценко Э. Н. Проблемы повышения качества подготовки специалистов в высшей школе Ташкент: Узбекистон, с.. УДК МЕТАЯЗЫК АНАЛИЗА ЯЗЫКОВОЙ И КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ КОНЦЕПТОВ Л.О. Трушкова, БрГУ, Братск Статья посвящена метаязыку исследований, затрагивающих вопросы концептуализации и вербализации эмоций человека. Дается обзор базовых понятий и терминов. Ключевые слова: картина мира, эмоциональная картина мира, концептуализация, категоризация, эмоциональный концепт. В основе метаязыка описания лежит естественный язык, слова которого с некоторыми, иногда очень существенными уточнениями составляют корпус метапонятий, на которых строится описание. Степень точности и разработанности метаязыка является одним из решающих факторов, определяющих степень точности и глубины полученных описаний. Как отмечает О.А. Сулейманова, особое значение разработка понятийного аппарата приобретает в лингвистике как науке, работающей главным образом в системе качественных величин, и поэтому особенно важно, чтобы каждый вновь вводимый термин получал однозначное 114

2 Психология, педагогика, филология определение [1, с. 11]. В целом проблемы терминологии в лингвистике в значительной степени определяются ходом развития самой лингвистики. Как многие другие области гуманитарного знания, лингвистика «все время возвращается к обсуждению одних и тех же проблем, в силу чего нередко можно утверждать, что лингвистика топчется на месте» [2, с. 160]. В ходе своего развития лингвистика постоянно возвращается к пересмотру и уточнению многих своих принципов и постулатов. По мнению Н. Хомского, когнитивная революция с середины 50-х гг. возвращалась на новом витке развития науки к тем проблемам, которые вставали перед учеными на рубеже XVII и XVIII веков [3, с. 154]. Таким образом, накопление лингвистического знания включает возврат, пересмотр и уточнение того, что было установлено на предыдущих этапах лингвистических исследований в рамках предшествующих парадигм. Пути пополнения метаязыкового аппарата различны. Если исследователь вводит какой-либо термин, то этот термин метаязыка описания может заимствоваться из смежных/не-смежных областей, может строиться на уточнении уже имеющего широкое хождение понятия, может вводиться исследователем из естественного языка. При введении термина, означающее которого совпадает со словом общелитературного языка, желательно, чтобы предлагаемое определение не противоречило тому значению, которое развилось у данного слова в общелитературном языке. При этом для терминологического использования слово получает строгое определение и уточнение, значение его «сужается» [1]. К метаязыку научных исследований, затрагивающих вопросы теории и семиотики эмоций, их концептуализации и вербализации, относятся такие метапонятия, как картина мира, эмоциональная картина мира, концептуализация, категоризация, эмоциональный концепт. В результате взаимодействия человека с действительностью складывается его представление о ней. Одним из способов описания бытия человека является картина мира. Понятие картина мира используется весьма активно представителями самых разных наук: философии, психологии, культурологии, гносеологии, когнитологии, лингвистики [4 6]. Среди огромного многообразия существующих точек зрения на проблему определения картины мира наиболее адекватным, на наш взгляд, является ее понимание В.И. Постоваловой как целостного глобального образа мира, который является результатом всей духовной активности человека [4, с. 11]. Картина мира, отображенная в сознании человека, есть вторичное существование объективного мира, закрепленное и реализованное в своеобразной материальной форме. Этой формой является язык. Язык выступает как способ закрепления всей отражательной деятельности мышления деятельности, неразрывно связанной с практической деятельностью человека. Язык выражает мышление, а мышление отображает действительность [7]. Языковая картина мира, являясь продуктом речемыслительной деятельности, вносящей в действительность семантикокогнитивное членение, уникальна для любого языка. Основная особенность языковой картины мира выражается в антропоцентризме: субъект является той точкой отсчета, которая используется в языке. Центром языковой картины мира является человек как вершина мироздания, исходный пункт и цель всех ее составляющих [8]. Точка зрения человека необходима для того, чтобы описать размер, форму, положение в пространстве, функцию и другие свойства предметов, а также чтобы распознать процессы, происходящие внутри него самого: эмоции, чувства, мысли, внутренние ощущения [9, 10]. Под языковой картиной мира, вслед за Е.С. Кубряковой, мы понимаем вербализованную часть концептуальной картины мира [4]. Познание действительности не бывает беспристрастным. Оценочные суждения человека о мире фиксируются в его язы- 115

3 Проблемы социально-экономического развития Сибири. ке. Они лежат в основе эмоциональной картины мира, существование которой в значительной степени обусловлено языком. После проекции эмоциональной картины мира в языковое сознание она репрезентируется в виде совокупности вербализованных концептов, выступающих как отражение внутреннего мира и эмоционально «переработанных» представлений, восприятий, ощущений, в основе которых лежат перцептивные образы [11 13]. Эмоциональные концепты формируют эмоциональную картину мира, отражающую аксиологические приоритеты в национальной картине мира [14]. Посредством эмоций человек получает специфический видовой опыт, который закрепляется в сознании, мышлении и языке, вербально обозначающем объекты мира, явления, ситуации и их эмоциональные оценки. Слова становятся их заместителями в сознании человека и так же переживаются человеком, значимы для него и могут быть носителями этих переживаний, как и те объекты, ситуации, явления, которые словами замещаются. Мы придерживаемся основных положений теории Н.А. Красавского, который определяет эмоциональную языковую картину мира как определенное множество эмоционально «проработанных» человеком представлений, восприятий, ощущений и, как правило, оязыковленных понятий, концептов, являющихся проекцией внутреннего, психического мира. Фундаментальное изучение природы эмоциональной концептосферы, понимаемой как система семантически корреспондирующих друг с другом языковых знаков, кодирующих эмоции и квалификативное отношение к ним человека, непременно предлагает учет ряда культурных факторов, задающих векторы ее развития (психологический, социологический и семиотический) [13]. Таким образом, эмоциональная картина мира отражает аксиологические приоритеты в картине мира и представляет собой определенное множество представлений, восприятий и ощущений, являющихся проекцией внутреннего, психического мира человека. В языковом сознании эмоциональная картина мира репрезентируется в виде совокупности вербализованных эмоциональных концептов. Важнейшим инструментом анализа эмоциональной картины мира является анализ эмоциональных концептов. Воспринимая окружающий мир, человек соотносит явления объективной действительности с индивидуальными и коллективными накопленными знаниями и опытом. На основе приобретенного опыта в сознании в дальнейшем происходят категоризация и концептуализация действительности. Категоризация и концептуализация это базовые понятия когнитивной науки, которые раскрывают принципы познавательного процесса и формирования знаний и того, каким образом они сохраняются в сознании человека [15, 16]. Определение класса предметов, явлений, признаков, процессов на основе общих характерных черт, распределение информации по более объемным блокам в процессе формирования концепта представляет собой акт категоризации. Относительность и субъективность являются важнейшими атрибутами категоризации, которая «связана с членением внешнего и внутреннего мира человека в соответствии с сущностными характеристиками его функционирования и бытия» [3, с. 42]. А.П. Бабушкин подчеркивает важность процесса категоризации в мышлении человека и отмечает, что концепт является ментальной репрезентацией, которая определяет, как вещи связаны между собой и как они категоризуются. Главная роль, которую играют концепты в мышлении, это именно категоризация, позволяющая группировать объекты, имеющие определенные сходства, в соответствующие классы [17, с. 9]. Концептуализация представляет собой один из важнейших процессов познавательной деятельности, заключающийся в осмыслении поступающей информации и приводящий к образованию концептов, 116

4 Психология, педагогика, филология концептуальных структур и всей концептуальной системы в сознании человека [3]. Механизм концептуализации состоит в том, что человек, получая комплексное представление о действительности, в целом недоступное человеческому осознанию, на основе повторяемости выделяет в нем отдельные элементы, выявляет их общие характерные черты, с другой стороны, производя абстрагирование от незначительной, по мнению человека, информации. Для закрепления в сознании сформировавшийся таким образом концепт должен получить знаковое воплощение, фиксированную ассоциативность с некоторым означающим (языковым знаком, жестом, картинкой и т. д.). При исследовании процесса концептуализации необходимо учитывать, что формирование новых концептов происходит, с одной стороны, на основе результатов сенсорного, моторного и эмоционального опыта человека, но с другой стороны, существующая концептуальная система накладывает свои ограничения на создающийся концепт. Таким образом, при широком понимании термина концептуализация в него включается как образование новых концептов, так и взаимодействие их со всей концептуальной системой [16, p. 2]. Изучению концепта в современной лингвистике уделяется большое внимание. Тем не менее, ученым пока не удалось дать четкую и однозначную дефиницию данного понятия из-за абстрактной его природы. Сторонниками лингвокогнитивного подхода концепт понимается как «единица картины мира, отраженная в человеческой психике», «квант знания», содержащий информацию, которая «может включать как сведения об объективном положении дел в мире, так и сведения о воображаемых мирах и возможном положении дел в этих мирах» [3, с. 90]. Это сведения о том, что человек видит, знает, предполагает, думает, воображает об объектах мира [18, с. 102]. Концепт есть совокупность всех значений и понятий, возникающих при произнесении или осмыслении того или иного слова в сознании индивидуальной личности, а также система представлений, образов и ассоциаций, рождающихся при сознательном и бессознательном механизме восприятия вербализованного концепта [19, с. 4]. Концепт, являясь планом содержания языкового знака, закреплен за определенным способом языковой реализации. При этом очевидно, что языковые средства своими значениями передают лишь часть концепта [20]. Данный факт подтверждает существование многочисленных синонимов, дефиниций, определений и описаний одного и того же концепта. Согласно мнению многих ученых, концепты имеют прототипическую организацию, они устроены по принципу «центр периферия» [21, 22 и др.]. Ядро концепта составляют наиболее актуальные для носителей языка ассоциации, тогда как менее значимые находятся на его периферии, по мере удаления от центра происходит постепенное затухание ассоциаций [21]. Концепты это идеальные сущности, формирующиеся в сознании человека на основе непосредственного чувственного опыта, в результате непосредственных операций человека с предметами, экспериментальной и теоретической научной деятельности, взаимодействия путем мыслительной деятельности с другими, уже сформированными концептами, а также на основе вербального и невербального общения [20, с ]. Формирование концепта в онтогенезе идет от образного, чувственного к более абстрактному, рациональному. Чувственный образ сначала выступает как конкретное чувственное содержание, а затем становится средством кодирования «нарастающего на него» объемного, многослойного концепта [23, с ]. В языковой картине мира выделяются две группы концептов. Первая группа представлена абстрактными именами, вербализирующими знания о психических процессах, способностях и феноменах внутреннего мира человека. Вторая группа концептов представлена кон- 117

5 Проблемы социально-экономического развития Сибири. кретными именами, словами с предметным вещественным значением, денотатами которых являются образные представления о реально существующих материальных объектах, воспринимаемых органами чувств [24, c. 296]. Эмоциональные концепты относятся к первой группе. Их ядром являются базовые эмоции, образующие собственные «концептуализированные предметные области» и составляющие эмоциональную картину мира [14]. Лингвисты, предпринимавшие попытки описать концепты эмоций, указывают на их диффузный характер [13, 25 и др.]. Это является следствием того, что диффузность, размытость сегментов чувственной сферы человека обусловливает трудность определения границ отдельных эмоций в языковой картине мира. Как отмечают исследователи, «чистых» эмоций в природе не бывает. Они в действительности тесно переплетены друг с другом; всякая эмоция комплексна, она подобна молекуле, состоящей из множества атомов [26, с ]. Так, А.П. Бабушкин отмечает сложности отнесения эмоциональных лексических концептов (счастье, любовь, ревность и т. п.) к тому или иному конкретному их типу: мыслительным картинкам, схемам, гиперонимам, фреймам, сценариям, инсайтам [27]. Эмоциональные концепты формируются из конкретных фактов деятельности человека, «сценарной» серии поступков, переживаний и чувств. Они оценочны по своей природе. Люди узнают их не путем считывания словарных определений, а в результате личного социального опыта, опыта предшествующих поколений, традиций социума, которому они принадлежат [27, с. 38]. Эмоциональным концептам присуща этноспецифичность, обусловленная «индивидуальным эмоциональным трендом и национальным индексом данной культуры», которые, в свою очередь, предопределяются варьирующимся характером манифестации «многоплановости взаимодействий» культуры, языка и эмоций [28, с. 87]. Этномаркированность эмоциональных концептов предопределяется такими социопсихокультурологическими факторами, как «традиции, обычаи, нравы, особенности быта, стереотипы мышления, модели поведения, исторически сложившиеся на всем протяжении развития, становления этноса» [13, с. 74]. Многие эмоциональные концепты представляют собой ментальные структуры, своеобразно переосмысленные в каждой национальной лингвокультуре и актуализирующиеся в национальном сознании в определенных социальных условиях [14, с. 3]. Мы придерживаемся мнения Н.А. Красавского, который определяет эмоциональный концепт как «этнически, культурно обусловленное, сложное структурно-смысловое, ментальное, как правило, лексически и/или фразеологически вербализованное образование, которое базируется на понятийной основе, включает в себя, помимо понятия, образ, оценку и функционально замещает человеку в процессе рефлексии и коммуникации предметы (в широком смысле) мира, вызывающие пристрастное отношение к ним человека» [14, с. 14]. Учитывая интерес современных исследователей к проблемам изучения внутреннего мира человека, можно с уверенностью утверждать, что изучению и описанию различных концептов, в частности, эмоциональных концептов, их места и роли в концептосфере национального языка, в ближайшие десятилетия будет уделяться немало внимания. Именно поэтому разработка и создание единого метаязыка описания является в настоящее время одной из наиболее актуальных исследовательских задач. Литература 1. Сулейманова О.А. Релевантные типы безличных синтаксических структур и их семантические корреляты: автореф. дис. д-ра филол. наук. М., с. 2. Кубрякова Е.С. Эволюция лингвистических идей во второй половине XX века (опыт парадигмального анализа) // 118

6 Психология, педагогика, филология Язык и наука конца 20 века. М. : Ин-т языкознания РАН, С КСКТ Краткий словарь когнитивных терминов / под ред. Е.С. Кубряковой; МГУ, Филол. фак. М., с. 4. Роль человеческого фактора в языке : Язык и картина мира / Б.А. Серебренников [и др.]. М.: Наука, с. 5. Гуревич А.Я. Исторический синтез и школа «Анналов». М.: Индрик, С Кубрякова Е.С. Языковая картина мира как особый способ репрезентации образа мира в сознании человека // Вестн. ЧГПУ (38). С Колшанский, Г.В. Объективная картина мира в познании и языке / Г. В. Колшанский. 3-е изд., стереотип. М. : КомКнига, с. 8. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность / Ю. Н. Караулов. изд. 4- е, стер. М. : Едиториал УРСС, с. 9. Апресян Ю.Д. Избранные труды. В 2 т. Т. 2. Интегральное описание языка и системная лексикография. М. : Языки русской культуры, с. 10. Зализняк А.А. Многозначность в языке и способы ее представления. М. : Языки славянских культур, с. 11. Шаховский В.И. О лингвистике эмоций // Язык и эмоции : сб. науч. ст. Волгоград: Перемена, С Вежбицкая А. Сопоставление культур через посредство лексики и прагматики. М. : Языки славянской культуры, с. 13. Красавский Н.А. Эмоциональные концепты в немецкой и русской лингвокультурах. Волгоград: Перемена, с. 14. Стефанский Е.Е. Концептуализация негативных эмоций в мифологическом и современном языковом сознании (на материале русского, польского и чешского языков) : автореф. дис. д-ра филол. наук. Волгоград, с. 15. Lakoff G., Johnson M. Metaphors We Live by. Chicago; London: The University of Chicago Press, p. 16. Langacker R. W. Active Zones. Concept, Image and Symbol: The Cognitive Basis of Grammar. Berlin; New York : Mouton de Gruyter, P Бабушкин, А.П. Типы концептов в лексико-фразеологической семантике языка, их личностная и национальная специфика: автореф. дис.... д-ра филол. наук. Воронеж, с. 18. Павиленис Р.И. Проблема смысла: современный логико-философский анализ языка. М.: Мысль, с. 19. Лихачев С.Г. Концептосфера русского языка // Изв. АН СССР. Сер. лит. и яз. М., Т С Болдырев Н.Н. Концепт и значение слова // Методологические проблемы когнитивной лингвистики: сб. ст. Воронеж : Воронеж. ун-т, С Карасик В.И. Лингвокультурный концепт как единица исследования // Там же. С Taylor J. Linguistic Categorization: Prototypes in Linguistic Theory. Oxford : Clarendon Press, p. 23. Болдырев Н.Н. Когнитивная семантика: курс лекций по английской филологии. Тамбов : Изд-во Тамб. ун-та, с. 24. Попова З.Д., Стернин И.А. Когнитивная лингвистика. М.: АСТ Востокзапад, с. 25. ЛЭС Лингвистический энциклопедический словарь / под ред. В. Н. Ярцевой. М. : Совет. энцикл., с. 26. Wierzbicka A. Semantics. Primes and Universals. New York : Oxford University Press, p. 27. Рубинштейн С.Л. Психология эмоций. М.: МГУ, С Бабушкин А.П. Типология концептов в сфере лексико-фразеологической семантики языка // Вестн. ВГУ. Сер.1 : Гуманитар. науки С Шаховский В.И. Эмоциональные культурные концепты: параллели и контрасты // Языковая личность: Культурные концепты: сб. ст. Волгоград; Архангельск: Перемена, С

docplayer.ru


KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта