Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

4.Журнал-главная форма бухгалтерского учёта. В какой форме бухгалтерского учета применяется журнал главная


Формы бухгалтерского учета: виды, упрощенные способы ведения

Чтобы систематизировать и структурировать всю поступающую бухгалтерскую информацию о проведённых финансово-хозяйственных операциях предприятия, используются некоторые формы бухгалтерского учёта. Для выбора конкретной формы ведения бухгалтерии стоит учесть несколько моментов: объёмы производства и товарооборота, квалификацию работников и отраслевую специализацию организации.

Ведение бухучета

Форма бухгалтерского учёта – это формирование и систематизация бухгалтерской информации, обладающую комплексом учётных регистров, приёмов и методов регистрации бухгалтерских данных и схем документооборота. Каждая из форм предусматривает сбор и группировку информации о совершённых операциях.

Сейчас на российских предприятиях для ведения бухгалтерии используются пять форм:

  • мемориально-ордерная;
  • журнально-ордерная;
  • простая;
  • упрощённая;
  • автоматизированная.

О каждой из разновидностей ведения бухгалтерии подробно описано ниже.

Содержание статьи

Мемориально-ордерная

Мемориально-ордернаяТакая форма бухгалтерского учёта подразумевает комплекс из мемориальных ордеров, где каждый ордер представляет собой несколько проводок по однородным операциям за отчётный месяц.

У каждого ордера есть:

  • свой уникальный номер;
  • дата совершения хозяйственной операции;
  • краткое описание проведённой операции;
  • сумма;
  • счёт по дебету и по кредиту.

Проводки при такой форме ведения бухгалтерии оформляются мемориальными ордерами в специальный журнал, основываясь на первичной документации. Затем все данные из этого журнала переносятся в Главную книгу – регистр синтетического учёта. В эту книгу в течение всего отчётного года вносятся изменения по всем счетам.

Аналитический учёт регистрируется на карточках, которые составляются на базе первичной или сводной документации. После окончания отчётного месяца, базируясь на данных счетов аналитического и синтетического учёта, оформляется оборотно-сальдовые ведомость.

Отличительные черты:

  • чёткое последовательное отражение совершённых финансово-хозяйственных операций;
  • несложная техника ведения учёта;
  • копировальный способ регистрации операций.

При мемориально-ордерной форме бухгалтерам могут встретиться некоторые несовершенства:

  • дублирование записей, за счёт чего процесс ведения бухгалтерии становится трудоёмким и громоздким;
  • используя данные учётных регистров, невозможно составить отчётность без предоставления дополнительной выборки и расчётов;
  • ведение бухгалтерии осуществляется вручную или с помощью мелким механически средствам;
  • несоответствие аналитического и синтетического учёта.

Одной из вариаций мемориально-ордерной формы является «Журнал-Главная». Чаще всего он применяется в мелких организациях с незначительным объёмом капитала и производства. Разница со стандартной мемориально-ордерной формой заключается в том, что ведомости по синтетическим счетам не оформляются, а заносятся сразу в Журнал.

В настоящий момент такая форма встречается крайне редко, в основном, при ведении бухгалтерии на мелких предприятиях.

Журнально-ордерная

Журнально-ордерная формаЖурнально-ордерная форма основывается на правиле накопления и структуризации данных первичной документации, позволяющей реализовать аналитический и синтетический учёт денежных средств и контроль совершённых операций. Данный способ исключает потребность в создании мемориальных ордеров.

Формируются исключительно накопительные ведомости, а похожие операции, относящиеся к единому счёту, отмечаются в специальном журнале в хронологической последовательности согласно корреспондирующим счетам. Подобные журналы называют «Журнал-Ордера». Они формируются по счёту кредита, то есть записи о совершённых операций происходят по кредиту конкретного счёта в совокупности с дебетом различных счетов.

По окончанию отчётного месяца данные из журнал-ордеров отмечаются в Главную книгу, на базе которой формируется оборотно-сальдовая ведомость. Главная книга – это обобщение данных журнал-ордеров и проверка точности записей как по отдельным счетам, так и в итоговой оборотно-сальдовой ведомости.

Записи в Журнале осуществляются по схеме:

  • документ;
  • регистр;
  • итоговая ведомость.

Достоинства журнально-ордерной формы:

  • операции в журналах-ордерах отмечаются лишь по кредиту;
  • совпадение данных аналитического и синтетического учёта;
  • учёт операций, требуемых для месячной и годовой отчётностей;
  • отсутствие потребности дублировать записи.

Минусы журнально-ордерной формы:

  • трудность и громоздкость создания журнал-ордеров;
  • приспособленность к заполнению информации вручную.

До недавнего времени журнально-ордерная форма оставалась наиболее распространённой для бухгалтерии на предприятии, однако, с каждым годом всё меньше хозяйственников её используют.

Простая

Простая формаПодобная форма учёта пользуется особой популярностью у небольших предприятий с незначительным количеством операций, а также несвязанных с производственным процессом и крупными денежными затратами.

Простая форма учитывает ведение учёта всех совершённых операций исключительно в Книге (журнале). Книга, как при других формах, является регистром аналитического и синтетического учёта, где отслеживается перемещение всех средств предприятия, а также составление отчётности.

Небольшие предприятия могут вести такую Книгу вместо ежемесячных или ежегодных ведомостей. При этом данные должны быть подробно расписаны для возможности формирования и предоставления бухгалтерского баланса и необходимых ведомостей за период.

Если Книга открывается на один год, то на первой странице должны отражаться остатки на начало нового периода по каждому счёту. Книга должна быть пронумерована и прошнурована, помимо этого, на последней странице отмечается общее число страниц в учётной Книге, ставится подпись управляющего предприятием и лица, ответственного за ведение бухгалтерии на предприятии. Всё это дополняется печатью организации.

Графы при составлении учётной Книги:

  • порядковый номер документа;
  • дата и номер документа, на основании которого совершена операция;
  • краткое содержание операции;
  • сумма операции.

В остальных графах сумма из графы 4 записывается по дебету и кредиту в соответствии с методом двойной записи.

Упрощённая

Упрощённая форма также используется на мелких предприятиях, имеющих немного основных средств и ведущих расчёты с последующей или предварительной оплатой. Вместо учётных регистров на таких предприятиях используются ведомости, формирующиеся на основе первичной документации по одной группе бухгалтерских счетов.

На основе учётных регистров формируются ведомости девяти форм для:

  1. Учёта основных средств, начисленных амортизационных отчислений (форма №В-1).
  2. Учёта производственных запасов и товаров, а также НДС, уплаченного по ценностям (№В-2).
  3. Учёта затрат на производство (№В-3).
  4. Учёта денежных средств и фондов (№В-4).
  5. Учёта расчетов и прочих операций (№В-5).
  6. Учёта реализации и учёта расчетов и прочих операций (№В-6).
  7. Учёта расчетов с поставщиками (№В-7).
  8. Учёта оплаты труда (№В-8).
  9. Оборотно-сальдовая ведомость (№В-9).

В таких ведомостях регистрируются остатки на начало периода, все совершённые финансово-хозяйственные операции отмечаются по дебету и по кредиту. По окончанию месяца ведомости по формам №В1-В8 объединяются в итоговую оборотно-сальдовую ведомость формы №В-9.

Автоматизированная

Автоматизированная формаВнедрение в бухгалтерию вычислительной техники сделало возможным создать новую форму для ведения учёта на различных предприятиях – автоматизированную. Сейчас создано немало различных программ, позволяющих вести бухгалтерию, наиболее популярными считаются разнообразные программы от компании 1С.

В такие программы уже встроены планы счетов, проводок, формы для электронной первичной документации, журналы, отчёты, ведомости.

Помимо этого, каждый пользователь имеет возможность подстроить программу «под себя», под свои задачи и запросы.

Подобные программы для ведения бухгалтерии способны:

  • регистрировать и сохранять данные;
  • выполнять расчёты;
  • формировать различные ведомости.

В последние годы автоматизированная форма получила большое распространение как среди крупных фирм, так и среди небольших предприятий.

Достоинства автоматизированной формы:

  1. Простота регистрации совершённых операций.
  2. Введение всей бухгалтерской информации о проведённых операциях происходит единожды с одновременным её повторением в регистрах аналитического и синтетического учёта и различных формах отчётности.
  3. Возможность при необходимости получения всей требующейся бухгалтерской информации для анализа и осуществления управленческих решений.

Автоматизированная форма не считается отдельной разновидностью бухгалтерского учёта, а на самом деле является лишь механизированной разновидностью журнально-ордерной формы. Однако, в отличие от использования классических журнал-ордеров, она удобна и проста в использовании.

Документы для скачивания (бесплатно)

znaybiz.ru

4.Журнал-главная форма бухгалтерского учёта

Форма журнал-главная ведется в организациях с небольшим объёмом производства, в учреждениях, в некоторых финансовых органах.

Схематично эту форму можно изобразить следующим образом (рисунок 9).

Первичные документы

Регистры аналитического учёта

Группировочные и накопительные ведомости

Кассовая книга

Журнал-главная

Оборотные ведомости по аналитическим счетам

Баланс

Запись операций

Сверка записей

Рисунок 9 – Схема формы бухгалтерского учёта журнал-главная

Особенность этой формы заключается в том, что регистры для хронологической и систематической записи по счетам синтетического учёта объединены в одной книге Журнал-главная (рисунок 10).

Журнал-главная

Номер мемориального ордера

Дата

Сумма оборота

Шифр и наименование счёта

10 «Материалы»

50 «Касса»

И т.д.

Дт

Кт

Дт

Кт

Сальдо на 1-е

………..

Итого

Сальдо на 1-е

Рисунок 10 – Журнал-главная

В первых трех графах записываются номер мемориального ордера или другого документа, дата, сумма оборота. Эта часть называется журналом хронологической записи документов. Вторая часть, т.е. все последующие графы, называется главной книгой. В этой части расположены все счета синтетического учёта где систематически записываются хозяйственные операции.

При этой форме учёта учет кассовых операций ведется аналогично как при простой форме. На основании первичных документов производятся записи в регистры аналитического учета. К ним относят: ведомости, книги, которые открываются отдельно на каждый синтетический счет или субсчет, карточки, которые открываются на каждый аналитический счёт. На основании регистров аналитического учёта составляются оборотные ведомости по аналитическим счетам.

Также на основании первичных документов, или группировочных или накопительных ведомостях, или на основании мемориальных ордеров производятся записи в книгу журнал-главная. Форма журнал-главная открывается на каждый месяц. В начале месяца в журнал-главную переносятся остатки по синтетическим счетам с конца предыдущего месяца. Затем записывают операции, подписывают обороты по дебету и кредиту счетов и выводят сальдо на конец месяца. На основании данных остатков составляется бухгалтерский баланс.

Остатки кассовой книги сверяются с остатком по счету 50 «Касса» в книге журнал-главная. Оборотные ведомости по аналитическим счетам сверяются с данными синтетического учёта также в книге журнал-главная.

5.Мемориально-ордерная форма бухгалтерского учёта

Мемориально-ордерная форма использовалась во всех остальных организациях, которые не были перечислены выше, до введения в учет журнально-ордерной формы. В настоящее время встречаются организации торговли, сельскохозяйственные предприятия (преимущественно бывшие колхозы) где сохранилась данная форма учёта. Схематично эту форму можно изобразить следующим образом (рисунок 11).

При этой форме учёта учет кассовых операций ведется аналогично как при простой форме. На основании первичных документов или группировочных и накопительных ведомостей производятся записи в регистры аналитического учета. К ним относят: ведомости, книги, которые открываются отдельно на каждый синтетический счет или субсчет, карточки, которые открываются на каждый аналитический счёт. На основании регистров аналитического учёта составляются оборотные ведомости по аналитическим счетам.

При использовании этой формы учёта поступающие в бухгалтерию первичные документы накапливаются и регистрируются в группировочных и накопительных ведомостях по группам однородных хозяйственных операций. На основании сгруппированных документов каждая бухгалтерская проводка оформляется отдельным мемориальным ордером, к которому прикрепляются все относящиеся к данной проводке документы.

Первичные документы

Кассовая книга

Группировочные и накопительные ведомости

Мемориальные ордера

Регистры аналитического учёта

Регистрационный журнал

Главная книга

Оборотные ведомости по аналитическим счетам

Оборотно-сальдовая ведомость по синтетическим счетам

Баланс

Запись операций

Сверка записей

Рисунок 11 – Схема мемориально-ордерной формы бухгалтерского учёта

Мемориальный ордер (рисунок 12) составляется отдельно по банковским, кассовым операциям, по расчету заработной платы и т.д.

Мемориальный ордер за______________20___г.

Основание (ссылка на документы или содержание записи

По дебету счета (шифр)

По кредиту счета (шифр)

Сумма

частная

общая

1

2

3

4

5

Рисунок 12 – Мемориальный ордер

В мемориальном ордере указывается: ссылка на документ или краткое содержание операции, дебет, кредит счёта, сумма.

Синтетический учет при мемориально-ордерной форме ведут в двух регистрах: в регистрационном журнале (рисунок 13), главной книге (рисунок 13).

Регистрационный журнал за _____________ 20___г.

Порядковые номера мемориальных ордеров

Дата ордера

Сумма

1

2

3

Рисунок 13 – Регистрационный журнал

Регистрационный журнал применяется для регистрации бухгалтерских проводок (мемориальных ордеров) в хронологическом порядке с указанием номера, даты, суммы. В этом журнале каждому мемориальному ордеру присваивается постоянный порядковый номер. Нумерация производится отдельно за каждый месяц.

Затем мемориальные ордера записывают в главную книгу.

Счет 51 «Расчётные счета»

Дата

Номера мемориальных ордеров

Кредит счетов

Итого по дебету

Дата

Номера мемориальных ордеров

Дебет счетов

Итого по кредиту

Счет 75 «Расчеты с учредителями»

Счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами

Счет 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам»

и т.д.

Счет 50 «Касса»

Счет 58 «Финансовые вложения»

Счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

и т.д.

Сальдо на 1-е

Итого

Сальдо на 1-е

Рисунок 14 – Бланк листа главной книги по счёту 51 «Расчетные счета» при мемориально-ордерной форме учёта

Главная книга имеет развернутую двустороннюю форму. Для каждого синтетического счёта отводится отдельный разворот двух страниц. В этой книге записи мемориальных ордеров производят по каждому счёту с указанием корреспондирующих счетов, что дает возможность обобщать показатели за тот или иной период. По окончании каждого месяца в главной книге подсчитывают итоги оборотов по дебету и кредиту. Выводят сальдо на первое число следующего месяца.

Далее составляется оборотно-сальдовая ведомость по синтетическим счетам (рисунок 8).

В этой ведомости на каждый счет отводится отдельная строка. Начальное сальдо переносится из графы «конечное сальдо» оборотно-сальдовой ведомости за прошлый месяц. На основании главной книги производятся записи в графы «обороты за период». Далее рассчитывается конечное сальдо по каждому счету. Затем подсчитывают итоговые обороты за месяц. На основании данной ведомости составляется баланс.

С этой ведомостью производится сверка кассовой книги и итоговых сумм оборотных ведомостей по аналитическим счетам.

Мемориально-ордерная форма учета требует большого количества ручного труда.

studfiles.net

Лекция 10. Формы бухгалтерского учета

17

  1. Понятие и виды форм бухгалтерского учёта

  2. Простая форма бухгалтерского учёта

  3. Упрощенная форма бухгалтерского учёта

  4. Журнал-главная форма бухгалтерского учёта

  5. Мемориально-ордерная форма бухгалтерского учёта

  6. Журнально-ордерная форма бухгалтерского учёта

  7. Автоматизированная форма бухгалтерского учёта

1.Понятие и виды форм бухгалтерского учёта

Бухгалтерский учёт ведется в многочисленных регистрах.

Форма учёта – это бухгалтерская запись данных из первичных документов в учётные регистры.

При различных формах учёта по-разному сочетаются учетные регистры, последовательность, способы учётных записей, организация учётного процесса.

Различают следующие формы бухгалтерского учета:

  1. Простая форма бухгалтерского учёта.

  2. Упрощенная форма бухгалтерского учёта.

  3. Журнал-главная форма бухгалтерского учёта.

  4. Мемориально-ордерная форма бухгалтерского учёта.

  5. Журнально-ордерная форма бухгалтерского учёта.

  6. Автоматизированная форма учёта бухгалтерского учёта.

Формы бухгалтерского учёта постоянно развиваются и совершенствуются. Однако в течение отчетного года должна использоваться только одна выбранная форма. В настоящее время основными формами бухгалтерского учёта являются журнально-ордерная и автоматизированная. При выборе формы бухгалтерского учёта принимают во внимание следующие факторы:

  1. Размер предприятия.

  2. Структура управления.

  3. Особенности технологии производства.

  4. Внутренние и внешние информационные потоки.

  5. Профессиональная подготовка бухгалтеров.

  6. Уровень автоматизации бухгалтерского учёта.

2.Простая форма бухгалтерского учёта

Простая форма бухгалтерского учёта применяется в организациях малого предпринимательства не осуществляющих производство продукции, связанного с большими затратами материальных ресурсов. Эта форма для данных типов хозяйствующих субъектов рекомендована Министерством финансов РФ. Схематично эту форму можно изобразить следующим образом (рисунок 1).

Кассовая книга (форма КО-4)

Первичные документы

Ведомость учета зарплаты

(форма №В-8)

Книга учёта хозяйственных операций

Баланс

Запись операций

Сверка записей

Рисунок 1 – Схема простой формы бухгалтерского учёта

При данной форме учёта из первичных документов по учету наличных денежных средств (приходный кассовый ордер (форма № КО-1), расходный кассовый ордер (форма №КО-2)) записи производятся в кассовую книгу (форма КО-4) (рисунок 2).Эта книга открывается на 1 год. Она пронумеровывается, прошнуровывается. На последней странице записывается число страниц, заверяется подписью руководителя организации, главного бухгалтера и оттиском печати.

Рисунок 2 – Кассовая книга (отчёт кассира)

Из первичных документов по учёту заработной платы записи производятся в ведомость учета зарплаты (форма №В-8). На каждый месяц заполняется отдельная ведомость. Форма данной ведомости может быть аналогична расчетной ведомости (рисунок 3).

Рисунок 3 – Примерная форма ведомости учёта зарплаты

При ведении этой формы мемориальные ордера не составляются, а журнал регистрации операции и главная книга объединяются в один регистр под названием «Книга учёта хозяйственных операций» (форма №К-1) (рисунок 4). В этой книге учитываются все хозяйственные операции, в том числе и операции отраженные в кассовой книге. Сюда же переносятся и итоговые суммы в разрезе носителей затрат из ведомости учёта заработной платы.

Регистрация операций

Наличие и движение средств организации

№п/п

Дата и № документа

Содержание операции

Сумма

01 «Основные средства»

10 «Материалы»

И т.д.

99 «Прибыли и убытки»

Дт

Кт

Дт

Кт

Дт

Кт

Дт

Кт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Рисунок 4 – Книга учёта хозяйственных операций

Книга открывается на месяц или год. Это зависит от количества хозяйственных операций (фактов хозяйственной жизни). Если книга открывается на год, то она пронумеровывается, прошнуровывается. На последней странице записывается число страниц, заверяется подписью руководителя организации, главного бухгалтера и оттиском печати. Открывается книга учёта хозяйственных операций записями сумм остатков на начало года (месяца). В графе 1 указывается номер по порядку, в графе 2 записывается дата и номер документа, на основании которого производится запись, в графе 3 на основании первичных документов отражаются хозяйственные операции. В следующих графах сумма отражается на соответствующих счетах одновременно по дебету и кредиту методом двойной записи. В течении месяца хозяйственные операции отражаются в книге учёта хозяйственных операций, а по окончании его выявляется финансовый результат. Затем подсчитываются итоговые суммы оборотов по дебету и кредиту всех счетов и выводится сальдо по каждому счёту на первое число следующего месяца. На основании данных сальдо составляется баланс организации. Остатки кассовой книги сверяются с остатком по счету 50 «Касса» в книге учёта хозяйственных операций.

studfiles.net

28. Формы бухгалтерского учета

Под формой бух.учета понимается совокупность учетных регистров синтетического и аналитического учета, методику и технику регистрации х/о, технологию и организацию учетного процесса.

Мемориально-ордерная форма учета.

Сущность формы – на основе первичных документов составляются мемориальные ордера, которые представляют собой указания, подписанные главным бухгалтером о том, в какие синтетические и аналитические счета следует провести записи по х/о. Синтетический учет ведут в двух регистрах:

  1. Регистрационный журнал

  2. Главная книга

Мемориальный учет ведется на карточках или одновременно на карточках и книгах. В конце месяца составляется оборотная ведомость, затем баланс и отчетность. Достоинства:

  1. Наглядность

  2. Удачное сочетание книг и карточек

  3. Разделение труда счетных работников

Недостатки:

  1. Раздельное ведение синтетических и аналитических счетов

  2. Многократная запись одной и той же операции в разных регистрах

  3. Большой объем учетной работы в конце месяца

  4. Неприспособленность к автоматизации.

Форма учета Журнал – Главная.

Эта форма является карточно-книжной формой. Особенность – записи по счетам синтетического учета ведутся в одной комбинированной книге Журнал – Главная. Первые три графы представляют собой журнал хронологической записи документов. В следующих графах представлены все счета синтетического учета. Операции в Журнал-Главную записываются непосредственно с первичных документов. При регистрации каждой бухгалтерской проводки относится одна строка. В конце месяца подсчитываются обороты и выводится Ск. Аналитический учет ведется в книгах или карточках. Достоинство:

  1. Наглядность записи

  2. Вместо двух регистров (Журнал регистрации, Главная книга) ведется один комбинированный

  3. Бух.баланс составляется непосредственно на основании записей в Журнал-Главная (оборотная ведомость не составляется)

  4. Простота учетной работы позволяет использовать работников с менее высокой квалификацией

Недостатки:

  1. Применяется только на предприятиях с небольшим кол-вом синтетических счетов

  2. Операции отражаются только на синтетических счетах, необходимых для составления баланса

  3. Затрудняется контроль за правильностью записи на аналитическом учете.

Автоматизированная форма бухгалтерского учета.

Форма представляет собой компьютерные программы на основе Журнально-Ордерной формы. Программы представляют собой совокупность регистров (таблиц). Бухгалтер работает с первичными документами, с первичными данными, вводит исходные данные, все остальное делает программа (1С: Предприятие, Парус). Достоинства:

  1. Облегчает работу бухгалтера

  2. Экономит время

  3. Исключает ошибки

  4. Сохраняет бух.данные

Журнально-ордерная форма учета.

Операции из первичных документов попадают в Журнал-ордер и Ведомость. После этого составляется оборотная ведомость, затем баланс. х/о записываются в журналах-ордерах и различного рода накопительных ведомостях. Журналы-ордера построены по кредитовому признаку. При этой форме учета хронологическая регистрация всех операций не ведется. В конце месяца регистры подписываются лицами, которые их заполняли. Все журналы-ордера подписываются глав.бухом. В конце месяца составляется оборотная ведомость и баланс. На основе этой формы составлены бух.программы.

Упрощенная форма бухгалтерского учета для малых предприятий.

I. Простая форма учета. Регистрация первичной документации, распределение сумм свершенных операций по счетам, определение с/с продукции и финансового результата производится в одном регистре, который называется Книги учета х/о. Форма книги по объему применяемых счетов не фиксирована, каждое МП само определяет кол-во счетов, необходимых для работы. Для учета расчетов труда с работниками по подоходному налогу с бюджетом ведется Ведомость учета з/п. В конце месяца составляется баланс и другие формы отчетности. МП может применять простую форму учета, если:

  1. Отсутствуют собственные основные средства

  2. Поступление материалов незначительно и они полностью потребляются в отчетном периоде

  3. Расчеты с покупателями и поставщиками ведутся по факту совершения х/о

  4. Имеет место простое производство с ежемесячной продажей продукции без наличия незавершенного производства

  5. Не совершается авансирование поставщиков

  6. Возможен учет доходов и расходов на основе полученных и уплаченных наличных денежных средств

II. Форма бух.учета с использованием регистров бух.учета имущества МП.

В качестве учетных регистров используются 8 ведомостей для учета имущества. В конце месяца данные из этих ведомостей переносятся в шахматную ведомость, на основании которой составляется оборотная ведомость, затем баланс и другие формы отчетности.

studfiles.net

Форма бухгалтерского учета: что нужно знать?

Бухгалтерская деятельность юридических лиц регламентируется Федеральным законом «О бухгалтерском учете», где сформулированы основы ее правильного ведения. Согласно закону, форма бухгалтерского учета – это обработка учетной информации с отражением хозяйственных операций.

Формы бухгалтерского учета и их виды

Ведем бухучет

Существует четыре основных формы бухучета, которые отличаются между собой видами используемых учетных регистров, последовательностью и методами их обработки.

Основные формы бухучета:

  1. мемориально-ордерная – занесение информации в главную книгу из мемориальных ордеров;
  2. журнально-ордерная – занесение информации в главную книгу из журналов-ордеров;
  3. упрощенная – ведение книги учета хозяйственных операций;
  4. электронная/автоматизированная – ведение бухгалтерии посредством использования электронных программ.

В список можно также внести и форму бухучета «журнал-главная». Ведут ее только маленькие фирмы узкой специализации с минимальным набором хозяйственных операций. Особенность формы заключается в том, что все регистры, независимо от их типа, объединены в одну книгу. Информация в нее вносятся непосредственно из первичной документации.

Основные отличия форм бухучета:

  • типы используемых регистров,
  • хронология и систематизация записей,
  • последовательность произведения записей,
  • степень использования автоматизации.

Бухгалтерский учет

Все данные, заносимые в формы бухучета, берутся из бухгалтерских регистров, сгруппированные по отдельным счетам. В целях недопущения ошибок в регистрах обязательно должны содержаться следующие реквизиты:

  • наименование регистра,
  • название юр. лица,
  • денежная единица,
  • тип группировки объектов бухучета,
  • имена должностных лиц, отвечающих за ведение регистров,
  • подписи должностных лиц.

Если в форме бухучета была замечена ошибка, допускается возможность ее исправления ответственными должностными лицами. Для этого неправильные сведения перечеркиваются и возле вписываются правильные. Рядом с исправлением ставится ФИО ответственных лиц за их подписью/печатью.

Мемориально-ордерная и журнально-ордерная формы

Мемориально-ордерная форма является самой трудоемкой из всех существующих. Ее суть заключается в раздельном ведении каждой бухгалтерской операции посредством внесения записей в мемориальные ордера. Далее ордера с соблюдением хронологии регистрируются в журналах учета и уже оттуда вносятся в главную книгу или заменяющую ее ведомость.

Минусы мемориально-ордерной формы:

  • раздельное ведение синтетического и аналитического учета,
  • затруднения со сводкой отчетности ввиду недостаточности изначальной информации,
  • трудоемкость процесса.

Аналитический учет в этом случае ведется посредством составления множества регистров и вспомогательных ведомостей, которые сверяются с ведомостями по синтетическим счетам. В результате каждая запись делается неоднократно.

Единственный весомый минус журнально-ордерной формы — ручное осуществление необходимых записей.

Более простой признано журнально-ордерную форму. Ее суть состоит в заполнении журналов-ордеров прямо из первичной документации.

Если требуется обработка множества однородных документов, для упрощения задачи их группируют по нескольким ведомостям. В конце месячного периода итоги по ним подводят и вносят в общий журнал-ордер, затем – в главную книгу.

Положительным моментом в ведении такой формы учета является отсутствие необходимости в шахматно-контрольных ведомостях, так как все записи в журналах-ордерах ведутся только по кредиту.

Так, кредитовые обороты вносятся единой суммой из журналов-ордеров, а дебетовые берутся из разных журналов по записям, корреспондирующим с кредитуемыми счетами.

Упрощенная форма

Упрощенная форма

Небольшим фирмам с простой организацией технологического процесса рекомендуется использовать упрощенную форму бухучета. Все записи при данной форме осуществляются на основании специально разработанного рабочего плана счетов.

Способы ведения упрощенного бухгалтерского учета:

  • простая форма без применения учетных регистров,
  • упрощенная форма c ведением учетных регистров.

Первый тип упрощенной формы подходит юр. лицам с малым количеством производимых операций (около тридцати в рассматриваемом периоде) и с небольшими затратами используемых ресурсов.

Результаты производственной деятельности фирмы отражаются в книге учета или соответствующих ведомостях. Количество используемых счетов законодательными актами не фиксировано – руководство фирмы вправе само решать, по каким счетам будет осуществляться бухучет.

Все записи в книге учета, как правило, осуществляются на основе первичной документации. Но бухгалтера имеют право пользоваться и вспомогательными регистрами: лицевые счета, журналы регистрации ПКО и РКО, кассовая книга.

Если юридическое лицо имеет на своем балансе ОС, запасы и материалы, а также пользуется системой авансового расчета с контрагентами, законодательство рекомендует вести соответствующие регистры по их учету. Так, первичная информация переносятся вначале в шахматную ведомость, оттуда – в оборотную, а уже на ее основании формируется книга учета.

Ежемесячно сверяется сальдо по дебету и кредиту посредством подведения конечных сумм – они должны соответствовать. Если остатки по активу и пасиву сходятся, по ним составляется бухгалтерский баланс, который и подается в контролирующие органы.

Электронная/автоматизированная форма

Особенности электронной формы ведения бухучета

Принцип такой формы учета заключается в использовании персональных компьютеров и специализированных программ. По своей сути она мало отличается от ручного учета, но все же имеет некоторые специфические особенности.

Отличия электронной формы учета от ручной:

  • Внесение первичной информации осуществляется только один раз, далее за счет автоматизированной системы программа сама группирует и преобразует полученные данные самостоятельно.
  • Унификация информации. Отпадает необходимость одновременного составления множества регистров путем ручного переноса данных.
  • Программа автоматически формирует необходимые учетные регистры с учетом хронологии и систематизации аналитичность учета. Автоматическая обработка данных позволяет получить аналитическую информацию по любым типам запросов независимо от хронологии и степени обобщения.
  • Встроенные знания. Каждая организация (предприятие, фирма) имеет возможность формирования необходимых проводок путем постановления конкретных задач с учетом различных хозяйских ситуаций. Таким образом, программа начинает работать в соответствии с политикой предприятия, в нужном ракурсе отражая все хозяйственные ситуации.
  • Автоматизация закрытия отчетного периода. Бухгалтер получает возможность по запросу закрывать финансовый период путем расчета итогов оборотов и формированием внешних отчетов.
  • Высокая достоверность данных. Использование электронных программ исключает возможность допущения арифметических ошибок. Это возможно только в случае неправильного введения первичной информации. Однако, процесс исправления ошибок несложный – достаточно перепроверить исходную информацию и внести в нее соответствующие исправления, все остальные операции будут проведены программой автоматически.

Форму бухучета юр. лицо выбирает самостоятельно. Выбор этот зависит от потребностей ведения хозяйственной деятельности, численности работников и особенностей управления. На основе официально утвержденных форм можно разрабатывать свои формы или совершенствовать существующие. Главное, соблюдать основные принципы и методологию обработки информации.

pravodeneg.net

Форма учета «Журнал-Главная».

Данная форма является разновидностью мемориально-ордерной формы. Используется в бюджетных организациях и в небольших организациях.

При ней мемориальные ордера с приложенными к ним документами являются основанием для записей по счетам синтетического и аналитического учета. Синтетический учет ведут в книге Журнал-Главная. В ней совмещаются хронологическая и систематическая регистрация мемориальных ордеров (рисунок 5).

 

Книга Журнал-Главная.

Число месяца № мемори-ального ордера Документ и содержание операции   Сумма по ордеру Обороты по синтетическим счетам
Счет Счет И т.д.
Дебет Кредит Дебет Кредит  
01.01                
Итого                

Рис. 5 Форма книги Журнал-Главная

 

В Журнал-Главную первоначально вносят остатки по счетам на начало отчетного периода, затем все операции по документам с разбивкой по дебету и кредиту корреспондирующих счетов, после чего определяется оборот и остатки по счетам на конец отчетного периода. При этом производится проверка правильности записи: сумма оборотов за месяц по дебету всех счетов должна быть равна сумме оборотов за месяц по кредиту всех счетов.

Содержание этой формы учета позволяет исключить составление оборотной ведомости по синтетическим счетам.

По данным остатков на счетах составляется заключительный баланс.

Аналитический учет ведут в книгах или карточках аналитического учета, открываемых в развитие каждого синтетического счета. По счетам аналитического учета составляют оборотные ведомости, итоги которых сверяют с данными счетов синтетического учета в книге Журнал-Главная.

Простая форма бухгалтерского учета.

Книга (журнал) учета хозяйственных операций (форма К-1) является регистром аналитического и синтетического учета, на основании которого можно определить наличие имущества и денежных средств, а также их источников у малого предприятия на определенную дату и составить бухгалтерскую отчетность.

Книга (журнал) учета хозяйственных операций является комбинированным регистром бухгалтерского учета, который содержит все применяемые малым предприятием бухгалтерские счета и позволяет вести учет хозяйственных операций на каждом из них. При этом она должна быть достаточно детальной для обоснования содержания соответствующих статей бухгалтерского баланса.

Журнально – ордерная форма

Особенности журнально-ордерной формы учета:

- применение для учета хозяйственных операций журналов-ордеров, запись в которых ведется только по кредитовому признаку;

- совмещение в ряде журналов-ордеров синтетического и аналитического учета;

- объединение в журналах-ордерах систематической записи с хронологической;

- отражение в журналах-ордерах хозяйственных операций в разрезе показателей, необходимых для контроля и составления отчетности;

- сокращение количества записей благодаря рациональному построению журналов-ордеров и Главной книги.

Журналы-ордера заполняются по определенным принципам с учетом систематизации по каждому интересующему счету. Открываются они на месяц на отдельный синтетический счет или группу синтетических счетов. Каждому журналу-ордеру присваивают определенный постоянный номер (например, касса - № 1, расчетный счет - № 2). Как правило, журналы-ордера имеют различную форму. Все журналы-ордера заполняются по кредитовому принципу данного счета, к некоторым из них могут открываться ведомости, которые составляются по дебету данного счета.

В журнале-ордере каждой дате должна соответствовать определенная строка.

Все журналы-ордера составляются по принципу шахматной ведомости: сумма по строкам должна быть равна сумме по столбцам. (рисунок 6)

Журнал-ордер № ____по кредиту счета ______за ______200 г.

 

Дата   В дебет счетов:
№ счета № счета И т. д. Итого
         
Итого        

Рис. 6 Форма Журнал-ордера

 

Все журналы-ордера составляются на конец месяца на основании первичных документов или накопительных ведомостей (вспомогательных).

В ряде журналов-ордеров синтетический учет совмещают с аналитическим. Самостоятельный аналитический учет ведут при данной форме учета лишь по тем синтетическим счетам, в дополнение к которым открывается большое количество аналитических счетов (учет материалов, основных средств, готовой продукции).

Месячные итоги каждого журнала-ордера показывают общую сумму кредитового оборота счета, операции которого учитываются в данном журнале, и суммы дебетовых оборотов каждого корреспондирующего с ним счета.

Заполненные журналы-ордера являются основанием для заполнения Главной книги, которая заполняется по принципу дебета каждого счета с кредита счетов журналов-ордеров.

Кредитовый оборот переносят в Главную книгу с соответствующего журнала-ордера, а обороты по дебету записывают в книгу из разных журналов-ордеров по корреспондирующим счетам.

Заполнение журнала-ордера по кредитовому принципу, а Главной книги - по дебетовому - позволяет исключить дублирование оборотов по корреспондирующим счетам.

Главная книга заполняется по всем счетам ежемесячно, ведется в течение года и на новый финансовый год заводится новая книга.

Каждому счету в Главной книге отводится 1 лист.

В Главной книге в конце месяца обязательно выводят обороты (по дебету и кредиту) за месяц и показывают сальдо на начало и на конец месяца.

Составленная Главная книга является основанием для заполнения бухгалтерского баланса.

Главная книга является основным регистром учета, так как при проверке сверяют остатки в Главной книге с остатками в балансе.

Применение журнально-ордерной формы бухгалтерского учета позволяет значительно уменьшить трудоемкость учета за счет совмещения в одном регистре синтетического и аналитического учета, систематических и хронологических записей, отмены ряда регистров. Данная форма учета повышает контрольное значение учета, облегчает составление отчетов.

К недостаткам следует отнести сложность и громоздкость построения журналов-ордеров, ориентированных на заполнение в ручную и затрудняющих механизацию учета.

Автоматизированная форма учета основана на использовании ЭВМ. Она представляет собой комплексную автоматизацию учетного процесса, начиная от сбора первичных учетных данных до получения бухгалтерской отчетности.

Информация справочного характера вводится в ЭВМ в начале работы, текущая учетная информация – с первичных документов, либо со специальных регистров учетных данных производится по специальным программам, в соответствии с которыми полученная учетная информация может храниться, поступать в обработку, выдаваться на экран или печать по запросу.

Программы регистрации и обработки бухгалтерской информации должны быть адаптированы к правилам ведения бухгалтерского учета. Это относится к представлению бухгалтерских регистров в удобном для чтении виде, невозможности несанкционированных исправлений в записях и др.

Учетным регистром, получаемым с ЭВМ, может быть любой документ, содержащий систематическую или хронологическую запись.

Одной из важнейших задач автоматизированной системы бухгалтерского учета является, наряду с выпуском полного комплекта бухгалтерской и налоговой отчетности, максимальная автоматизация расчетных процедур, решающих возникающие проблемы.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Что представляет собой бухгалтерский документ и документация?

2. Какие требования предъявляются к оформлению бухгалтерских документов?

3. На какие виды классифицируются бухгалтерские документы, и в чем заключается особенность каждого вида?

4. Какие способы исправления ошибочных записей приняты в бухгалтерском учете?

5. Что представляют собой учетные регистры и на какие виды они делятся?

6. В чем заключается особенность журнально-ордерной, мемориально-ордерной и автоматизированной формы бухгалтерского учета?

 

 

Тема 1.8. Организация бухгалтерского учета в Республике Казахстан

 

1. Правовое регулирование организации бухгалтерского учетав РК

2. Учетная политика хозяйствующего субъекта

3. Организация бухгалтерского учета на предприятии.

 

1.Правовое регулирование организации бухгалтерского учета в РК

 

В настоящее время все предприятия независимо от их вида, форм собственности и подчиненности ведут бухгалтерский учет имущества и хозяйственных операций согласно действующему законодательству.

Бухгалтерской учет представляет собой упорядоченную и регламентированную информационную систему, отражающую состояние и движение имущества, расчетов и обязательств, собственных финансовых результатов хозяйствующего субъекта.

Бухгалтерский учет фиксирует количественную сторону хозяйственных явлений в неразрывной связи с их качественной стороной путем сплошной, непрерывной, документально обоснованной и взаимосвязанной регистрации всех хозяйственных операций, как в натуральных показателях, так и в денежном выражении.

Законодательно устанавливаются порядок государственного регулирования бухгалтерского учета, правила публикации отчетности и меры, обеспечивающие достоверность бухгалтерской информации.

Основными документами, регламентирующими бухгалтерский учет в нашей стране, являются Закон Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» от 28 февраля 2007 года N 234, Национальные стандарты финансовой отчетности, Международные стандарты финансовой отчетности, действующий план счетов бухгалтерского учета и другие законодательные и нормативные акты , имеющие отношение к организации бухгалтерского учета.

Приведенными выше законодательными и нормативными документами определены основные принципы теории, методологии и организации ведения бухгалтерского учета, финансовой отчетности в Республике Казахстан, права, обязанности и ответственность хозяйствующих субъектов.

В соответствии со статьей 4 Закона РК «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» целью бухгалтерского учета и финансовой отчетности является обеспечение заинтересованных лиц полной и достоверной информацией о финансовом положении, результатах деятельности и изменениях в финансовом положении индивидуальных предпринимателей и организаций.

Государственное регулирование системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности в Республике Казахстан осуществляется уполномоченным органом – Департаментом методологии бухгалтерского учета и Министерства финансов РК.

Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации об операциях и событиях индивидуальных предпринимателей и организаций, регламентированную законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, а также учетной политикой.

 

lektsia.com

Формы бухгалтерского учета

 

Для систематизации информации о проводимых финансово-хозяйственных операциях предприятием либо организацией в денежном выражении применяются различные формы бухгалтерского учета. В бухгалтерии форма учета – это систематизация и обработка необходимых сведений с применением аналитических и синтетических регистров. Информация проходит обработку обязательно с учетом систематичности, последовательности записей и взаимосвязи регистрируемого материала.

Формы учета в бухгалтерии

На сегодняшний день законодательными актами РФ разрешены следующие формы ведения бухгалтерского учета:

1. С использованием мемориальных ордеров. Учет аналитического характера ведется в карточках, затем информация синтезируется в книжном регистре. Для каждой хозяйственной операции, подтвержденной первичным документом, должен быть составлен мемориальный ордер. Мемориально-ордерная запись может быть составлена и на группу первичных документов на основании накопительной ведомости. Например, на несколько однотипных накладных, предварительно вписанных в ведомость, делается одна запись, отражающая итоговую сумму, со ссылкой на документ. Накладные, чеки, квитанции обязательно прилагаются.

2. С использованием журнала «Главная книга». Это разновидность ордерно-мемориальной формы бухгалтерского учета. В этом случае записи хозяйственных операций производятся в комбинированном регистре в виде журнала «Главная книга». Здесь в хронологическом порядке регистрируются мемориально-ордерные записи в совмещении с систематической информацией по синтетическим счетам. В данном регистре отражается синтетический бухучет хозяйственно-финансовых операций по кредиту и дебету всех счетов. В данной «Главной книге» вписываются на начало каждого месяца остатки по синтетическим счетам. В конце каждого месяца остатки также подсчитываются и записываются. Данные, содержащиеся в этом регистре, служат основой для составления баланса предприятия.

3. С использованием журналов-ордеров. Регистром такой формы бухгалтерского учета являются журналы-ордеры, представляющие из себя листы с вычерченной сеткой, где систематически ведутся основные записи хозяйственно-финансовых операций непосредственно из первичных документов. Движение по каждому аналитическому либо синтетическому счету отражается в отдельном журнале-ордере. Часто учет в таких регистрах сочетают с регистрацией данных в накопительных ведомостях. Итоговые числовые результаты по кредиту и дебету из всех имеющихся журналов-ордеров после переносятся в «Главную книгу».

4. С использованием автоматизированных таблиц бухгалтерских программ. Регистрами в этом случае являются таблицы, в которые вносятся числовые данные. Программа автоматически просчитывает и выдает результат.

5. При помощи упрощенного метода учета. Законодательством РФ предусмотрена такая форма для ведения учета хозяйственно-финансовой деятельности индивидуальных предприятий. Регистром будет являться журнал для учета имеющегося у фирмы имущества. Все текущие записи последовательно заносятся в него.

    Выбор формы учета

    Решение о том, какую форму учета лучше выбрать, какая будет наиболее удобной для учета хозяйственно-финансовых процессов деятельности вашего предприятия либо организации, зависит от разных факторов. Если предприятие является крупным и осуществляет регулярно в больших масштабах финансовые операции, то целесообразнее, конечно, будет выбрать и закрепить в учетной политике предприятия автоматизированную форму учета.

    Техника и формы бухгалтерского учета определяются руководителем фирмы в зависимости от имеющегося объема работы по учету. У маленького индивидуального предприятия, где подчас имеется всего один работник (сам предприниматель), и объем операций или товарооборот небольшой, совсем не выгодно нанимать еще одну штатную единицу. Поэтому сам учредитель ведет учет по упрощенной схеме.

     

    fb.ru


KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта