Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

«Журнал наблюдения и оценки развития детей» как инструмент педагогической диагностики. Журнал комплексного динамического наблюдения за ребенком


Дневник динамического наблюдения как методика индивидуальной работы специалистов ПМПк ДОУ с ребенком с особыми образовательными потребностями

ДНЕВНИК ДИНАМИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ

Ф.И. _____________________________________________ группа ________________________ Воспитатели группы _____________________________________

1. Социально-бытовое развитие

(заполняется воспитателями группы)

Показатели развития

Дата/возраст

Общение со взрослыми

1

- легко адаптируется в новой обстановке

- легко идет на контакт, проявляет инициативу

- откликается на инициативу взрослого

- избегает

Общение со сверстниками

1

- легко устанавливает дружеские взаимоотношения

- откликается на инициативу сверстника

- избегает взаимодействия

2

- проявляет качества лидера

- предпочитает подчиняться другим

3

- успешно разрешает конфликты со сверстниками

- в ситуации конфликта просит помощи взрослого

- не умеет разрешать конфликты

Игра

1

- успешно участвует в коллективной игре

- предпочитает играть один

2

- умеет организовать игру, занять других детей

- откликается на инициативу других детей

- не умеет организовать игру,

3

- в игре ориентируется на правила

- может выполнять правила с помощью взрослого и других детей

- правила не принимает

Самообслуживание и хозяйственный труд

1

- инициативен, самостоятелен в самообслуживании,

- самостоятелен в самообслуживании, требуется незначительная помощь

- снижен интерес к самообслуживанию, требуется помощь

2

- хороший организатор повседневной трудовой деятельности

- труд результативен при небольшой помощи взрослого или сверстников

- результативность трудовой деятельности низкая, требуются указания, прямая помощь при выполнении

Моторика

1

- общая моторика развита хорошо, скоординирован, ловок

- общая моторика развита недостаточно

2

- развитие мелкой моторики соответствует возрастной норме

- развитие мелкой моторики ниже возрастной нормы

Особенности деятельности

1.

- в основном проявляет самостоятельность

- постоянно нуждается в помощи взрослого, несамостоятелен

2.

- работоспособен, энергичен

- работоспособность неустойчивая, зависит от настроения и интереса

- быстро утомляется

Особенности усвоения содержания программы

-имеет запас представлений о себе и своей семье, умеет им пользоваться

-имеет запас сведений об окружающем мире, умеет ими пользоваться

-количественные отношения

-счетные операции

-цвет, форма предметов

Изобразительная деятельность и конструирование

-

1

- проявляет творчество, фантазию, отображает в поделках личностные наклонности, в случае необходимости обращается с вопросами

- требуется помощь, с вопросами обращается редко, стандартность изображения, шаблонность

- необходима поддержка и стимуляция деятельности, сам с вопросами к взрослому не обращается, не инициативен, не стремится к полному раскрытию замысла.

2

- изображение синтетическое, с большим количеством деталей

- предметы детализированы, детали условны, форма, величина не имеют значения

- в непроизвольных линиях, формах находит сходство с реальными предметами

3

- владеет навыками действия изобразительными материалами

– испытывает затруднения при действиях с изобразительными материалами

- действует однотипно, материал использует неосознанно.

УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ:

+

выбранный показатель

!

сформированы достаточно

?

сформированы недостаточно

-

не сформированы

2. Особенности речевого развития

Учитель-логопед _______________________________________

Ранее речевое развитие:1. первые слова (возраст) ____________________________________________________

2. первые фразы (возраст) ____________________________________________________

Показатели развития

Дата/возраст

1.

понимание речи не нарушено

понимание речи затруднено

понимание речи ограничено

2.

артикуляционная моторика развита достаточно

недоразвитие артикуляционной моторики

грубое недоразвитие артикуляционной моторики

3.

звукопроизношение не нарушено

звукопроизношение смазано

грубые нарушения произношения

4.

фонематическое восприятие сформировано

фонематическое восприятие не сформировано

5.

слоговая структура слов не нарушена

слоговая структура слов незначительно нарушена

слоговая структура слов грубо нарушена

6.

словарный запас достаточный

словарный запас в пределах обихода

словарный запас беден

словарный запас резко ограничен

7.

грамматический строй развит достаточно

незначительные аграмматизмы в речи

грубые аграмматизмы в речи

8.

связная речь развита в соответствии с возрастом

связная речь развита недостаточно, аграмматична

связная речь не развита

9.

-звуковой анализ и синтез

10.

-выделение слов из предложения

11.

речевое развитие соответствует возрасту

речевое развитие не соответствует возрасту

УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ:

!

сформированы достаточно

?

сформированы недостаточно

-

не сформированы

+

выбранный показатель

3. Психическое развитие

Педагог-психолог _______________________________________

Показатели развития

Дата / возраст

Особенности познавательного развития

восприятие соответствует возрасту

трудности процесса восприятия

восприятие затруднено

Эталоны сенсорного восприятия

цвет

форма

размер

Операции восприятия:

выделяет объект,

может выделить признак объекта

классифицирует,

находит часть от целого,

конструирует по образцу,

ориентируется в пространстве

сравнивает по величине

Модальность памяти

- преобладает слуховая память,

преобладает зрительная память,

преобладает моторная память

Оперативная память

- быстро запоминает, произвольно

- запоминание затруднено

непроизвольное запоминание

Тип памяти

- преобладает механическая

- преобладает ассоциативная

- преобладает логическая

концентрация внимание

устойчивое

неустойчивое

непроизвольное

переключаемость внимания

- не затруднена

- затруднена

тип мышления

словесно-логическое

наглядно-образное

наглядно-действенное

предм.-манипулятивное

манипулятивно-сенсорное

операциональный компонент мышления

операции анализа и синтеза

операции обобщения

операции классификации

операции сравнения

операции серриации

Особенности эмоционально-личностной сферы

1.

Контактность

-позитивная (+),

-нейтральная (0),

-негативная (-)

2.

Уровень сформированности мотивации

- учебный, познавательный (П)

- трудовой, социальной (Т)

- достижений (Д)

-коммуникативный (К)

-игровой (И)

-внешний (В)

3.

Полоролевая идентификация

- адекватная (а)

-неадекватная (н/а)

- несформированная (н/ф)

4.

Уровень самооценки

- адекватная (а)

- неадекватная завышенная (н/а ↑)

- неадекватная заниженная (н/а ↓)

- недифференцированная (н/д)

- несформированная (н/ф)

5.

Уровень тревожности

- адекватный, низкий (А)

- ситуативный (С)

- личностный (Л)

6.

Навыки самопознания и самооценки

Сформированы (+)

- саморегуляция (С/Р)

- рефлексия (Р)

- эмпатия (Э)

не сформированы (-)

- эгоцентризм (э/ц)

Особенности поведения и деятельности

1.

Поведение:

- адекватное (+)- неадекватное (-):

агрессивное (аг)обидчивое (о)неуверенное (н/у)недоверчивое (н/д)чзамкнутое (з/к)навязчивое (н/в)зависимое (з/в)

2.

Саморегуляция поведения: - сформирована (+)- сформирована недостаточно (0)- не сформирована (-):двигательная расторможенность (д/р)эмоциональная незрелость (э/н)импульсивность (имп)

полезависимость (п/з)астенизация (аст)ригидность (рг)

3.

Нарушения в поведении:- уход от деятельности (у/д)- негативистическая демонстративность (нг)- низкая социальная нормативность (н/н)- истеричность (ист)- депрессивность (депр)

Навыки необходимые для учебной деятельности

1.

Внутренняя позиция будущего ученика

- сформирована (+)

- недостаточно сформирована (0)

- не сформирована (-)

2.

Познавательная активность

- ребенок может поощрять других (↑+)

- проявляет самостоятельно (++)

- проявляет при внешней стимуляции (+)

- незначительная (0)

- отсутствует (-)

3.

Ориентировочная деятельность

- самостоятельная (+)

- с помощью (0)

- не сформирована (-)

4.

Восприимчивость к помощи

- адекватное использование помощи (+)

- помощь использует частично (0)

- помощь не используется (-)

5.

Перенос в новые условия

- выполняет логический перенос (+)

- выполняет механический перенос (0)

- не выполняет (-)

6.

Регулирующая функция речи

- речевое опосредование деятельностивнутренняя речь (+)внешняя речь (0)

- достаточно внешней стимуляции (в/с)

- внешний вербальный контроль (в/к)

- не сформирована (-)

infourok.ru

психолого-медико -педагогическая комиссия в ДОУ

Принято:

На педагогическом совете

Протокол № 4 от  24.03.2016 г.

УТВЕРЖДЕНО:

 Руководитель СПМДОУ д/с №8

______________Е.А.Дарвина

Приказ № 50 от  28.03.2016 г.

             

 

ПОЛОЖЕНИЕ

О ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОНСИЛИУМЕ

МОУ-СОШ №3 Г. МАРКСА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ИМ.Л.Г.ВЕНЕДИКТОВОЙ

«СТРУКТУРНОГО  ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ  МДОУ ДЕТСКИЙ САД № 8»

Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме

1. Общие положения

1.1. Консилиум является формой методической работы педагогического коллектива и взаимодействия специалистов, объединяющихся для психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников с отклонениями в развитии в условиях дошкольного образовательного учреждения (далее – ДОУ). Это систематически действующее совещание лиц, участвующих в учебно-воспитательной работе ДОУ, наделенное правом давать рекомендации.

1.2. Консилиум осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", письмом Минобразования России от 27.03.2000 № 27/901-6 "О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПК) образовательного учреждения", Уставом.

1.3. Консилиум создается на базе ДОУ приказом заведующего ДОУ.

1.4. Консилиум осуществляет свою деятельность, взаимодействуя с педсоветом, медицинской, логопедической и психологической службами ДОУ и всеми звеньями учебно-воспитательного процесса.

2. Основные направления консилиума

2.1. Целью деятельности консилиума является обеспечение диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников, исходя из реальных возможностей ДОУ и в соответствии с возрастом, индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья воспитанников.

2.2. Консилиум собирается для установления педагогического диагноза и выработки коллективного решения о мерах коррекционного воздействия, контролирует родителей, воспитателей, специалистов по вопросам профилактики, лечения, воспитания, обучения, педагогической поддержки детей с особыми возможностями здоровья, готовит документы на районную комиссию в случае неясного диагноза или при отсутствии положительной динамики в развитии и воспитании ребенка.

2.3. Диагностическая функция консилиума предусматривает разработку рекомендаций и программ индивидуальной коррекционной работы с детьми.

2.4. Реабилитирующая функция предполагает защиту интересов ребенка, попавшего в неблагоприятные семейные или учебно-воспитательные условия.

2.5. Основными направлениями деятельности консилиума являются:

– выработка коллективных рекомендаций по психолого-педагогической работе;

– комплексное воздействие на личность ребенка;

– консультативная помощь семье в вопросах коррекционно-развивающего воспитания и обучения;

– социальная защита ребенка в случаях неблагоприятных условий жизни или психотравмирующих обстоятельств;

– охрана и укрепление соматического и психологического здоровья с учетом индивидуальных потребностей и возможностей ребенка.

3. Задачи консилиума

3.1. Главная задача консилиума – определение основных направлений, форм и сроков коррекционно-развивающего процесса.

3.2. В задачи консилиума входят:

– организация и проведение комплексного изучения личности ребенка с использованием диагностических методик психолого-педагогического обследования;

– выявление уровня и особенностей развития познавательной деятельности, психической и физической подготовленности воспитанников;

– определение характера и продолжительности специальной (коррекционной) помощи в рамках имеющихся в образовательном учреждении возможностей;

– выбор оптимальных для развития ребенка образовательных программ, соответствующих уровню его подготовки к обучению;

– согласование планов работы различных специалистов;

– профилактика физических, интеллектуальных и психологических перегрузок, эмоциональных срывов; организация оздоровительных мероприятий;

– подготовка и ведение документации, отражающей развитие ребенка, динамику его состояния;

– составление подробного заключения о состоянии здоровья и развития ребенка на районную психолого-медико-педагогическую комиссию.

4. Организация работы консилиума и документация

4.1. Обследование ребенка специалистами консилиума осуществляется по инициативе сотрудников ДОУ или родителей (законных представителей).

Заседания консилиума разделяются на плановые, которые проводятся один раз в квартал, и внеплановые. Совещание специалистов может быть также созвано экстренно, в связи с острой необходимостью.

4.2. Организация заседаний проводится в два этапа:

– подготовительный этап предусматривает сбор предварительных диагностических данных, которые необходимо уточнить и дифференцировать на заседании;

– на основном этапе проводится заседание консилиума, на которое приглашаются ребенок и его родители.

4.3. На период подготовки заседания консилиума и реализации рекомендаций назначается ведущий специалист – логопед (или психолог), проводящий коррекционно-развивающее обучение. Он отслеживает динамику развития ребенка и эффективность оказываемой помощи, выступает с инициативой повторных направлений на психолого-медико-педагогическую комиссию.

4.4. На заседании консилиума каждый специалист, участвовавший в коррекционной работе с детьми, представляет составленные на основе обследования заключение (представление) и рекомендации (медицинские, психологические, логопедические, педагогические).

4.5. Схема заседания предусматривает:

– организационный момент;

– заслушивание заключений (представлений) специалистов, их дополнение ведущим специалистом, врачом и другими членами консилиума;

– собеседование с родителями;

– собеседование с ребенком;

– постановку психолого-педагогического диагноза;

– обмен мнениями и предложениями по коррекции развития;

– выработку рекомендаций;

– разработку программы индивидуальной коррекционной работы с ребенком.

4.6. Логопедом ведется журнал комплексного динамического наблюдения за ребенком, составной частью которого являются протокол первичного обследования, представления (заключения) и рекомендации специалистов, коллегиальное заключение и программа специальной коррекционной помощи.

5. Состав консилиума

5.1. В заседаниях консилиума принимают участие постоянные и временные члены.

Постоянными членами консилиума по приказу руководителя ДОУ являются:

– старший воспитатель;

– логопеды;

– педагог-психолог;

– медицинская сестра

Они присутствуют на каждом заседании консилиума, участвуют в его подготовке и контролируют выполнение рекомендаций.

5.2. Председателем консилиума является руководитель Структурного подразделения МДОУ д/с №8 .

5.3. Заместителем председателя назначается старший воспитатель, который организует работу консилиума в соответствии с Положением о деятельности консилиума.

5.4. Председатель ставит в известность родителей и специалистов о необходимости обсуждения проблемы ребенка и организует подготовку и проведение заседания консилиума.

5.5. Обследование ребенка проводится каждым специалистом консилиума индивидуально с учетом реальной возрастно-психофизической нагрузки.

5.6. Врач информирует родителей (законных представителей) о состоянии здоровья ребенка и его возможностях, по рекомендации консилиума направляет его на консультацию к специалистам, дает советы по режиму.

5.7. В обязанности логопеда входят информирование специалистов консилиума об особенностях речевого развития воспитанника; разработка программ коррекционно-развивающей работы; ведение журнала комплексного динамического наблюдения за ребенком.

5.8. Обязанности практического психолога:

– углубленное изучение особенностей интеллектуального развития детей, их личностных и поведенческих реакций;

– оказание методической помощи логопедам и воспитателям в оценке интеллектуального развития ребенка, основных качеств его личности, мотивации, эмоциональной сферы;

– разработка коррекционной программы индивидуального развития ребенка и построение программы совместных действий с другими специалистами.

5.9. Воспитатель дает ребенку характеристику с описанием трудностей в его воспитании и обучении, участвует в собеседовании с родителями, планирует индивидуальную работу с детьми.

5.10. Временные члены консилиума приглашаются по мере необходимости.

nsportal.ru

5.4.Диспансерное наблюдение за ребенком на первом году жизни

I.Наблюдение участкового педиатра

  1. Первый совместный врачебно-сестринский патронаж новорожденного на 3-й день после выписки из роддома.

  2. Второй врачебный патронаж на 14-й день жизни.

  3. Третий врачебный патронаж (по приказу - второй) на 21-й день жизни.

  4. От 28-ого дня жизни до 1 месяца первое посещение здоровым ребенком поликлиники.

  5. На втором месяце жизни здоровый ребенок дважды посещает поликлинику - в 1,5 и 2 месяца.

  6. Если ребенок здоров, то со второго месяца жизни до года он посещает поликлинику ежемесячно (±5 дней относительно даты рождения).

  7. Текущие эпикризы пишутся в 1, 3, 6, 9 и 12 месяцев.

  1. Патронаж медицинской сестры.

  1. На первой неделе жизни - совместный первый врачебно-сестринский патронаж, далее активно, через один - два дня.

  2. На первом месяце жизни - еженедельно (всего 5-6 посещений в течение первого месяца жизни).

  1. Наблюдение специалистами.

  1. Невропатолог - в первые три месяца жизни.

  2. Хирург - ортопед - в 2-3 месяца жизни и в 10-12 месяцев.

  3. Офтальмолог - после 10 месяцев жизни.

  1. Лабораторные исследования.

  1. В 1 месяц - анализ ногтевых пластинок на хлориды.

  2. В 3 месяца: а) кровь на Hb, лейкоциты, эритроциты, СОЭ;

б) скрининг-тест мочи на сахар, пировиноградную кислоту, проба Сулковича на кальций.

  1. В 12 месяцев: общий анализ мочи, клинический анализ крови, кал на яйца глист.

Схема диспансерного наблюдения за здоровыми детьми

С 2 до 14 лет 11 месяцев 29 дней (приказ №770 от 30.05.1986)

Возраст

Пед.

Хир.-орт

Офт.

Нев.

ЛОР

Стом.

Лог.

Псих.

Кровь

Моча

Я/г

АД

2 года

+

+

+

3 года

+

+

+

+

+

+

+

+

4 года

+

+

+

+

+

5 лет

+

+

+

+

+

+

+

+

Перед школой

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

1-2 класс

+

+

+

+

+

+

3 класс

+

+

+

+

+

+

+

+

+

4-5 класс

+

+

+

+

+

+

6 класс

+

+

+

+

+

+

+

+

+

7 класс

+

+

+

+

+

+

8 класс

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Примечания.

а) с 7 лет ежегодно измеряется артериальное давление;

б) с 13 лет - флюорография;

в) с 8 класса - определение группы крови и Rh.

г) с 1 года до 2 лет включительно здоровый ребенок осматривается участковым педиатром ежеквартально; с 2 до 3 лет - один раз в полгода; старше 3 лет - один раз в год.

5.5.Наблюдение за детьми с хроническими заболеваниями (хз)

Диспансеризации подлежат дети из группы риска по развитию хронических заболеваний из семей с отягощающей наследственностью. Выявление болезней на ранних стадиях и своевременно начатое лечение являются фактором, способствующим повышению его эффективности и профилактике развития тяжелых форм.

Активное диспансерное наблюдение за детьми с хроническими заболеваниями (ХЗ) в условиях диспансерных кабинетов и/или дневных стационаров (ДС) позволяет не только повысить, но и уменьшить число госпитализаций.

Диспансерное наблюдение за детьми с ХЗ предусматривает проведение комплексного и этапного лечения, а также дифференцированного ведения больных в зависимости от формы, тяжести и особенностей заболевания в каждом конкретном случае. Составной частью комплекса профилактических мероприятий является обязательный осмотр специалистами перед проведением профилактических прививок.

Индивидуальный план лечебно-реабилитационных мероприятий может полностью выполняться на педиатрическом участке или частично в детском учреждении и/или дневном стационаре (диспансере).

В конце календарного года составляется годовой эпикриз, отражающий динамику болезни, эффективность лечения и профилактики, выполнение лечебно-реабилитационных мероприятий, план следующего этапа лечения и график повторных визитов. Критерии оценки эффективности, как правило, разрабатываются самими диспансерными учреждениями и отдельными специалистами

Важным является обеспечение четкого контроля эффективности этапного лечения. Так, оптимальной системой является следующая: кабинет врача-педиатра и/или специалиста в поликлинике - обследование в дневном стационаре - постоянная связь с пациентом посредством информационно-образовательных программ - реабилитационные и профилактические мероприятия в детском учреждении, а летом в санатории и/или санаторном лагере.

Кратность диспансерных осмотров, выбор тактики лечения и реабилитационных мероприятий основываются на состоянии и особенностях течения болезни. Кратность осмотра детей с тяжелыми формами ХЗ, имеющих инвалидность, детей с частыми обострениями заболеваний, как правило, составляет 1 раз в 2 месяца, при среднетяжелом течении болезни - 1 раз в 3-4 месяца, при легком течении, стойкой ремиссии, отсутствии клинической симптоматике - 1 раз в 6 месяцев.

studfiles.net

«Журнал наблюдения и оценки развития детей» как инструмент педагогической диагностики

детский сад

Автор — Л. С. Вакуленко

В 2013 году издательство «ДЕТ­СТВО-ПРЕСС» опубликовало учебно-методическое посо­бие  Педагогическое наблюдение как метод мониторинга в дошкольном образовании» [3]. За несколько лет в образовании произошли существенные изменения, в частности, вступил в силу новый документ — Федеральный государственный стандарт дошкольного образования, в котором выделены 5 образовательных областей. В данной статье описывается содержание «Жур­нала наблюдения и оценки развития детей» для детей от 1,5 до 3 лет и от 3 до 8 лет в новой редакции и опыт его использования в детском саду.Переработка содержания «Журнала наблюдения…» потребовала объеди­ненных усилий педагогов, чьи дошкольные образовательные учреждения включили в свои образовательные программы технологию «Сообщество».

В частности, большой вклад внесли педагоги ГБДОУ ЦРР № 60 Приморс­кого района Санкт-Петербурга. «Жур­нал наблюдения…», переработанный с учетом ФГОС, прошел апробацию во многих ДОУ Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В распечатанном виде «Журнал наблюдения…» для детей 1,5—3 лет занимает четыре страницы, для детей 3—8 лет — три страницы формата А4. С точки зрения экономии важно, что «Журнал наблюдения…» на каждого ребенка распечатывается два раза за весь период его пребывания в детском саду.

Концепция ФГОС дошкольного образования относительно педагоги­ческой диагностики состоит в том, что она необходима для индивидуализации образования — поддержки ребен­ка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции его развития, а также оп­тимизации работы с группой детей.

Для того чтобы добиться эффектив­ного баланса между индивидуальными интересами и потребностями детей, с одной стороны, и образовательными задачами, которые ставит перед собой педагог, с другой стороны, нужно, как минимум, знать, каковы эти интересы и потребности и как они изменяются со временем. У педагогов, работа­ющих с детьми, должны быть ясные представления об индивидуальных особенностях каждого ребенка. Индивидуализация достигается за счет учета имеющегося уровня разви­тия каждого ребенка и планирования соответствующих видов деятельности, которые гарантировали бы каждому ребенку возможность добиться успеха. Для этого требуется всесторонняя информация о развитии ребенка, включая состояние его здоровья, уровень физического, эмоционального и когнитивного развития. Работа вос­питателя представляет собой процесс принятия решений, в ходе которого он наблюдает за ребенком, опреде­ляет, на какой стадии тот находится в наиболее существенных областях развития, и в соответствии с этим осу­ществляет педагогические действия. Полученная информация позволяет выработать индивидуальные цели развития детей, создать наиболее благоприятные условия для развития ребенка в детском саду, оказать ему поддержку на основе его индивиду­альных интересов, возможностей и особенностей.

Современные образовательные программы ставят своей целью ин­дивидуальный подход к развитию ребенка, уважение к его личности, учет его интересов, потребностей и уровня развития, заботу об эмо­циональном комфорте, стремление к созданию условий для свобод­ного творческого самовыражения. Соответственно, сбор информации для оценки развития ребенка, как правило, основан на неформаль­ных методах, ориентированных на понимание ребенка, стремление проникнуть в его внутренний мир и поддержать его. Систематическое структурирован­ное наблюдение является основным методом сбора информации для педагогической оценки развития и актуального состояния ребенка.

Известно, что многие воспитатели негативно настроены к педагогической диагностике, поскольку не понимают ее цели, пользы для своей профес­сиональной деятельности. Изменение их мнения в лучшую сторону требует определенного времени и система­тической разъяснительной работы. Как и в любом непростом деле, важно двигаться «маленькими шага­ми». Так, можно сначала сократить количество документов (например, использовать только сжатый вариант «Журнала наблюдения…»), оформлять итоги педагогического наблюдения два раза в год — в сентябре и апреле — мае.

Организационная роль принадле­жит старшему воспитателю, который в начале года выдает на группы «Журналы наблюдения…» в соот­ветствии с количеством детей, таб­лицу фиксации результатов, бланки индивидуальных образовательных маршрутов, сопровождает диагности­ческую деятельность на протяжении учебного года, а в конце года на педагогическом совете организует обсуждение достижений групп. Каждый из перечисленных выше документов нужно осветить в ходе индивидуальных и групповых кон­сультаций.

Методические рекомендации для воспитателей к проведению педагогической диагностики

Наблюдение — это «процесс сбо­ра точной и объективной информации о поведении и обучении ребенка в то время, когда он работает или играет один или вместе с другими детьми» [5, с.15].

Наблюдение должно быть сис­тематичным и регулярным. Как пра­вило, оно планируется ежедневно и проводится в течение 10—15 минут. Педагог выбирает момент кульминации погружения детей в деятельность. На время ведения наблюдения помощник воспитателя (или ассистент) активно включается в педагогический процесс.

В начале учебного года (ориентиро­вочно в течение сентября) проводится первичная диагностика: выявляют­ся стартовые возможности каждого ребенка (исходный, актуальный на данный момент уровень развития), определяются достижения ребенка к этому времени, а также слабые стороны (проблемы) в развитии, для решения которых требуется помощь воспитателя. На основе этой диагнос­тики воспитатель в сотрудничестве с педагогом-психологом и другими специалистами (учителем-логопедом, инструктором по физической культуре и др.) выделяют достижения и инди­видуальные проявления дошкольника, требующие педагогической поддержки, определяют слабые стороны (про­блемы) освоения малышом образо­вательных областей в соответствии с критериями «Журнала наблюдения…», намечают задачи работы и проектиру­ют индивидуальный образовательный маршрут ребенка.

В конце учебного года (обычно в мае) проводится итоговая диа­гностика, по результатам которой оценивается степень решения сотруд­никами детского сада поставленных задач и определяются перспективы дальнейшего проектирования педа­гогического процесса с учетом но­вых задач развития данного ребенка. Таким образом, в течение учебного года каждый ребенок может продви­нуться по-разному и решить разное количество задач развития, с учетом собственного уровня развития.

Использование «Журнала на­блюдения…» в работе воспитателей позволяет эффективно отслеживать динамику развития детей на этапах первичной и итоговой педагогической диагностики (при необходимости — промежуточной).

В «Журнале наблюдения…» пропи­саны критерии и подкритерии по всем областям. Педагог должен оценить ребенка согласно критериям развития, подкритерии служат только источником дополнительной информации, не оце­ниваются по отдельности и приведены по принципу «от простого к сложному» (например, критерий «Демонстрирует координированные движения» приме­нительно к ребенку 3—4 лет раскры­вается через возможность «ловить мяч двумя руками» (первый подкритерий), а для ребенка-выпускника важны и другие подкритерии — «Бегает и перепрыгивает, не теряя равновесия» и «Прыгает через скакалку»).

Предлагается следующая система оценки критериев развития в баллах, основывающаяся на концепции Л. С. Выготского [2] о зонах «ближайшего» и «актуального» развития:1 — начальная стадия;2 — в развитии;3 — при умеренной поддержке;4 — самостоятельно;5 — устойчиво.

Перечисленные понятия примени­тельно к каждому рассматриваемому аспекту в ходе наблюдения раскрываются следующим образом:

  • Начальная стадия. Данное ка­чество или умение у ребенка только начинает проявляться. Знания поданному параметру отсутствуют.
  • В развитии. Данное качество или умение у ребенка проявляется редко. Требуется помощь взросло­го. Знания по данному параметру неустойчивые.
  • При умеренной поддержке. Дан­ное качество или умение у ребенка проявляется иногда, при небольшой поддержке взрослого. Знания по дан­ному параметру имеются, но не всегда уверенно проявляются.
  • Самостоятельно. Данное ка­чество или умение ребенок проявляет часто, самостоятельно, но требуется напоминание взрослого. Знания по данному параметру имеются, но не всегда применяются на практике.
  • Устойчиво. Данное качество или умение ребенок проявляет всегда, самостоятельно, без дополнительных вопросов и напоминаний, уверен в сво­их знаниях, использует их на практике.

Количественный анализ осущест­вляется согласно рекомендациям Н. В. Верещагиной [1]. Подсчет результатов опирается на среднее значение, кото­рое в таблицах обозначается: «Всего» (для каждой из 5 образовательных областей) и «Итого» (по всем областям в совокупности).

Нормативными вариантами разви­тия можно считать средние значения по каждому ребенку или общегрупповому параметру развития больше 3,8 (ус­ловно — высокий уровень развития).

™Эти же параметры в интервале средних значений от 2,3 до 3,7 мож­но считать показателями проблем в развитии ребенка социального и/или органического генеза (условно — средний уровень развития).

Средние значения менее 2,2 будут свидетельствовать о выражен­ном несоответствии развития ребенка возрасту (условно — низкий уровень развития).

Указанные интервалы средних зна­чений носят рекомендательный ха­рактер, так как получены с помощью применяемых в психолого-педагогичес­ких исследованиях психометрических процедур, и будут уточняться по мере поступления результатов диагностики детей данного возраста.

Технология количественной и качественной обработки данных педагогической диагностики

Этап 1. В «Журнале наблюдения…» в колонке по вертикали, соответству­ющей группе ребенка, проставляются баллы по каждому параметру оценки, затем считается итоговый показатель (среднее значение: все баллы сложить (по вертикали) и разделить на количес­тво параметров; округлять до десятых долей). В результате можно оценить уровень развития в соответствии с пятью образовательными областями (социально-коммуникативное, позна­вательное, речевое, художественноэстетическое, физическое развитие), а также общий уровень развития.

Этап 2. Когда все дети прошли диагностику, тогда подсчитывается итоговый показатель по группе, для чего создается таблица (рассчитана на учебный год). По каждому из оцениваемых пяти областей, а также по итоговому ре­зультату вычисляется среднее значение (все баллы сложить (по столбцу) и разделить на количество воспитанни­ков; округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для описания общегрупповых тенденций. При анализе результатов диагности­ки можно выделить подгруппу детей со сходными индивидуальными задачами развития. Это поможет оптимизировать педагогический процесс.

Пример заполнения таблицы по итогам первого этапа (графа I) сен­тябрьской диагностики.

журнал

Из таблицы видно, что по гори­зонтали можно проследить за инди­видуальными достижениями каждого ребенка, а по вертикали — проана­лизировать общегрупповые результаты диагностики.

Результаты диагностики должны быть точными, объективными и кон­кретными. На основе диагностики воспитатели в сотрудничестве с пси­хологом и иными специалистами оп­ределяют задачи работы. Затем для каждого ребенка заполняется «Индивидуальный образовательный маршрут» (план индивидуальной работы с ребенком), где наряду с задачами отмечаются сильные стороны ребенка и прописываются стратегии решения актуальных задач развития в той или иной области на уровне планирования работы в группе и вза­имодействия с родителями.

Бланк индивидуального образо­вательного маршрута представлен в формате А4 и имеет следующую структуру:

  • ™ Фамилия, имя ребенка.
  • Возраст ребенка.
  • Дата.
  • Основные достижения за пре­дыдущий период.
  • Задачи развития
  • Стратегии (в группе, дома).
  • Подпись родителя.

Заполнение бланка требует слажен­ной работы педагогического коллек­тива, медицинского персонала. Пер­вично бланк находится у воспитателя, который, выявив особенности развития каждого конкретного ребенка, обра­щается далее к «узким» специалистам. Индивидуальный образовательный маршрут охватывает самые актуальные задачи развития для данного ребенка, при их успешном решении следует заполнить новый бланк и отразить в нем иные задачи. По времени данный процесс жестко не регламентирован. В конце учебного года проводится второй этап диагностики, что позволя­ет выявить динамику развития детей согласно образовательным областям.

На итоговом педагогическом со­вете воспитателям каждой группы предоставляется возможность осветитьитоги работы в течение учебного года, предварительно подготовив ответы на следующие вопросы:

— В какой области дети продви­нулись в наибольшей степени?— В какой области дети продви­нулись в наименьшей степени?— Сколько детей «группы риска» было в начале учебного года?— Все ли дети показали динамику развития?

Информация может быть дополнена мнением узких специалистов. Такой анализ позволяет в дальней­шем расставить определенные акценты в «Рабочей программе».

В учебно-методическом пособии «Педагогическое наблюдение как метод мониторинга в дошкольном образовании» [3] подробно описаны психологические особенности детей раннего и дошкольного возраста, представлены примеры конкретных ситуаций, иллюстрирующих содержа­ние «Журнала наблюдения и оценки развития детей», приведен словарь терминов и понятий, которые сущест­венно дополнят знания педагогов-прак­тиков о педагогическом наблюдении. Использование «Журнала наблю­дения…» возможно в любом детском саду, вне зависимости от того, на основе какой примерной основной образовательной программы построена программа конкретного ДОУ.

Литература:

1. Верещагина Н. В. Результаты итогового мониторинга детского раз­вития (уровни развития интегративных качеств). Подготовительная группа. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011.2. Выготский Л. С. Психология. — М.: Эксмо-Пресс, 2000.3. Педагогическое наблюдение как метод мониторинга в дошкольном образовании: Учебно-методическое пособие / под ред. Л. С. Вакуленко, А. К. Золотовой. — СПб.: ДЕТСТВОПРЕСС, 2013.4. Педагогическое наблюдение как метод мониторинга достижений воспитанников раннего возраста в условиях ДОУ: Учебно-методическое пособие / под ред. Л. С. Вакуленко, М. Б. Знак. — СПб.: Свое издатель­ство, 2013.5. Свирская Л. В. Методика веде­ния педагогических наблюдений. — СПб. — М.: Линка-Пресс, 2010.

Журнал наблюдения и оценки развития детей от 1,5 до 3 лет

Ребенок __________ группа __________ пол __________Воспитатели:Уровни показателей (баллы): 1 — начальная стадия; 2 — в развитии; 3 — при умеренной поддержке; 4 — самостоятельно;5 — устойчиво.

диагностика

 

диагностика

 

диагностика

Журнал наблюдения и оценки развития детей от 3 до 8 лет

Ребенок __________________________________ группа __________________ пол __________Воспитатели:_________________________________________________________________Уровни показателей (баллы): 1 — начальная стадия; 2 — в развитии; 3 — при умеренной поддержке; 4 — самостоятельно;5 — устойчиво.

диагностика

Материал предоставлен журналом ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА за декабрь 2015 года.

deti-club.ru

МБУ Школа №14, Тольятти

Документальный фильм «Урок на всю жизнь»

Фильм состоит из новелл о простых учителях и воспитателях, чей ежедневный, порой малозаметный труд является основой будущего нации. Отдельное место в фильме посвящено важности инклюзивного образования.

СЕМЬЯ. Там, где живет счастье.
Тематическое фото к новости 'МАООУ «Пансионат «Радуга» оздоровительный заезды'
МАООУ «Пансионат «Радуга» оздоровительный заезды

в период с 25.06.18 по 06.08.2018 предлагает для детей школьного возраста оздоровительный заезды по программам: «Твой след на Планете» и «Автостопом по России» в рамках оказания платных оздоровительных услуг.

Тематическое фото к новости 'Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение «Международный детский центр «Артек» приглашает.'
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение «Международный детский центр «Артек» приглашает.
Тематическое фото к новости 'Научная смена'
Научная смена

При поддержке компании "Сибур" в городе Тольятти проводится образовательная программа "Научные программы" для школьников 9-13 лет.

Тематическое фото к новости 'Внимание! Международный молодежный конкурс социальной антикоррупционной рекламы на тему «Вместе против коррупции!»'
Внимание! Международный молодежный конкурс социальной антикоррупционной рекламы на тему «Вместе против коррупции!»
Тематическое фото к новости 'Прием в кадетские корпуса Приволжского Федерального округа.'
Прием в кадетские корпуса Приволжского Федерального округа.
Тематическое фото к новости 'Электробезопасность'
Электробезопасность

Информация в целях предупреждения детского травматизма от поражения электрическим током.

Тематическое фото к новости 'Неделя безопасного интернета'
Неделя безопасного интернета

С 15 мая по 1 июня 2018 года в школе проходит "Неделя безопасного интернета".

Тематическое фото к новости 'Акция «Губернаторский дневник»'
Акция «Губернаторский дневник»

Газета «Комсомольская правда» при поддержке министерства образования и науки Самарской области в четвертой четверти учебного года проводит акцию «Губернаторский дневник».

Тематическое фото к новости 'В Тольятти подарят «Весну детям»!'
В Тольятти подарят «Весну детям»!

26 мая в 12 часов на Площади Свободы пройдет уникальный семейный благотворительный фестиваль «Весна детям». Праздник детства и праздник семьи состоится в Тольятти уже в пятый раз!

Тематическое фото к новости 'Внимание – дети!'
Внимание – дети!

с 1 мая по 1 июня 2018 года проводится месячник «Внимание – дети!».

www.school14tlt.com.ru

Тема 11 Психолого-медико-педагогический консилиум в системе помощи детям с зпр

ПМПк как одна из форм взаимодействия специалистов образовательного учреждения, объединяющихся для психолого-медико-педагогического сопровождения детей с проблемами в развитии.

Обеспечение детей с ЗПР диагностико-коррекционным, психолого-медико-педагогическим сопровождением в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными, индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья.

Типовое положение об образовательных учреждениях для обучения и воспитания детей со специальными потребностями – центры для детей от 3 до 18 лет с разной спецификой деятельности.

Коррекционно-развивающее обучение может осуществляться во всех видах общеобразовательных учреждений, которые располагают специально подготовленными для этой работы кадрами, необходимым программно-методическим обеспечением, соответствующей материальной базой для организации учебно-воспитательного процесса и лечебно-профилактической помощи детям и подросткам данной категории.

Классы коррекционно-развивающего обучения открываются приказом директора школы на основании заключения на каждого ребенка психолого-медико-педагогического консилиума школы, психолого-медико-педагогической консультации муниципалитета, округа о необходимости данного типа обучения.

В классы коррекционно-развивающего обучения принимают детей, испытывающих трудности в обучении и школьной адаптации вследствие различных биологических и социальных причин (проявления легких остаточных нарушений функций головного мозга, функциональная незрелость центральной нервной системы, незрелость эмоционально-волевой сферы по типу психофизического инфантилизма, соматическая ослабленность, церебрастенические состояния, а также педагогическая запущенность вследствие неблагоприятных социальных условий предшествующего развития ребенка).

Трудности, которые испытывают дети, могут быть обусловлены как недостатками внимания, эмоционально-волевой регуляции, самоконтроля, низким уровнем учебной мотивации и общей познавательной пассивностью (слабость регуляционных компонентов учебно-познавательной деятельности), так и недоразвитием отдельных психических процессов — восприятия, памяти, мышления, а также негрубыми недостатками речи, нарушениями моторики в виде недостаточной координации движений, двигательной расторможенностью, низкой работоспособностью, ограниченным запасом знаний и представлений об окружающем мире, несформированностью операциональных компонентов учебно-познавательной деятельности.

Приему в указанные классы не подлежат дети с выраженными отклонениями в развитии (умственная отсталость, грубые нарушения речи, зрения, слуха, двигательной сферы, выраженные нарушения общения в форме раннего детского аутизма).

При положительной динамике развития, успешном усвоении учебной программы на основе решения психолого-медико-педагогического консилиума ученики с их собственного согласия и разрешения их родителей (лиц, их заменяющих) могут быть переведены в обычные классы.

Школьники, которые проявляют особые склонности и способности к отдельным учебным дисциплинам, могут посещать уроки в общеобразовательном классе, а также факультативные занятия.

Необходимое звено этой системы — школьные психолого-медико-педагогические консилиумы, которые осуществляют диагностику учащихся и консультирование родителей и педагогов. В состав консилиума по приказу директора учреждения вводится заместитель директора по учебно-воспитательной работе, логопед, учитель-дефектолог, практический психолог, врач, учитель начальных классов, имеющий опыт работы в коррекционном классе. Психолого-медико-педагогический консилиум консультирует родителей и учителей по вопросам профилактики, лечения, а также организации помощи и педагогической поддержки детям с трудностями в обучении, готовит документы на МПК или городскую ПМПК в случае неясного диагноза или при отсутствии положительной динамики в обучении и воспитании ребенка.

В задачи консилиума входят:

  • организация и проведение комплексного изучения личности ребенка с использованием диагностических методик психологического, педагогического, клинического обследования;

  • выявление уровня и особенностей развития познавательной деятельности, памяти, внимания, работоспособности, эмоционально-личностной зрелости, уровня общего развития речи детей;

  • выявление потенциальных (резервных) возможностей ребенка, разработка рекомендаций для учителя в целях обеспечения индивидуального подхода в обучении и воспитании;

  • выбор дифференцированных педагогических условий, необходимых для коррекции недостатков развития и для организации коррекционно-развивающего процесса;

  • выбор оптимальных для развития ученика образовательных программ, соответствующих готовности ребенка к обучению в зависимости от состояния его здоровья, индивидуальных особенностей развития, адаптивности к ближайшему окружению;

  • обеспечение общей коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса, которая включает активизацию познавательной деятельности детей, повышение уровня их умственного и речевого развития, нормализацию учебной деятельности, коррекцию недостатков эмоционально-личностного развития;

  • определение путей интеграции детей в соответствующие классы, которые работают по основным образовательным программам, при положительной динамике и компенсации недостатков развития;

  • профилактика физических, интеллектуальных и психологических нагрузок, эмоциональных срывов, организация лечебно-оздоровительных мероприятий;

  • подготовка подробного заключения о состоянии развития и здоровья обучаемого для представления в психолого-медико-педагогическую консультацию.

Основные направления деятельности консилиума:

  • выработка коллективных обоснованных рекомендаций по главным направлениям работы с учащимися;

  • формирование у обучающих (работники образовательных учреждений) адекватной оценки педагогических явлений в целом и школьных проблем детей и подростков;

  • комплексное воздействие на личность ребенка;

  • консультативная помощь семье в вопросах коррекционно-развивающего воспитания и обучения;

  • социальная защита ребенка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах — жестоком обращении родителей, их пьянстве.

Особая роль принадлежит работе по охране и укреплению соматического и психоневрологического здоровья школьников, в связи с чем проводятся их профилактическое лечение и физическое закаливание в соответствии с индивидуальными потребностями и возможностями каждого.

В функции специалистов консилиума входит предупреждение психофизиологических перегрузок, эмоциональных срывов, создание климата психологического комфорта для всех участников педагогического процесса (педагоги и учащиеся).

Среди факторов, которые обусловливают возникновение трудностей при обучении в начальной школе, наиболее распространены такие: отягощенность раннего периода развития, задержка в формировании познавательных процессов (мышление, речь), недостаточное развитие моторных функций, зрительного восприятия, незрелость эмоционально-личностной сферы, нарушения соматического и нервно-психического здоровья, характерные для детей с ЗПР. Вот почему необходим комплексный подход к выявлению трудностей в обучении.

Важна не только квалификация состояния ребенка. Главное — определение формы и сроков коррекционно-развивающего обучения.

Выбор первоочередных коррекционных задач и оптимальных путей их решения осуществляется специалистами консилиума и фиксируется в журнале комплексного динамического наблюдения за ребенком.

Психологическое, логопедическое, медицинское обследование проводят специалисты, так как именно психолог, врач, дефектолог, логопед могут аргументированно подобрать комплекс лечебных, профилактических, коррекционных (логокоррекция, психокоррекция) мер, которые обеспечат организацию коррекционно-развивающего обучения и воспитания в соответствии с диагностикой. Протокол первичного обследования и представления специалистов являются составной частью журнала комплексного динамического наблюдения за ребенком (ведет дефектолог — член консилиума). По результатам первичного комплексного обследования ребенка специалистами — членами консилиума — вырабатываются рекомендации и программа индивидуальной коррекционной работы. Обсуждение результатов динамического наблюдения и коррекционной работы проводится специалистами консилиума не менее одного раза в четверть на малых педсоветах или заседаниях консилиума. В конце учебного года на заседании консилиума рассматриваются результаты коррекционной работы; психолог и логопед составляют заключения, а педагоги (учитель и воспитатель) готовят психолого-педагогическую характеристику на каждого учащегося. Эти документы также фиксируются в журнале комплексного динамического наблюдения за ребенком и учитываются при решении вопроса о дальнейшей работе с данным учеником.

Специалисты школьного консилиума должны иметь возможность для получения необходимой консультативной помощи (у врача-психоневролога, старшего логопеда, физиолога).

Поэтому в округе, в городе должна действовать консультативно-диагностическая служба. Если школьный консилиум решает задачи динамического наблюдения за ребенком в отдельном образовательном учреждении, то ПМПК собирает данные для квалифицированного планирования развития сети дошкольных и школьных учреждений в зависимости от количества детей с проблемами в развитии.

Литература

  1. Бадалян Л.О., Заваденко Н.Н., Успенская Т.Ю. Синдромы дефицита внимания у детей//Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М.Бехтерева. - СПб., 1993. - № 3. - С.74-90.

  2. Власова Т.А., Певзнер М.С. Дети с отклонениями в развитии. М.: Просвещение, 1973.

  3. Вострокнутов Н.В. Школьная дезадаптация: ключевые проблемы диагностики и реабилитации //Школьная дезадаптация. Эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков.- М., 1995. - С. 8-11.

  4. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т.А.Власовой, В.И.Лубовского, Н.А.Цыпиной. – М.,1984. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. - М., 1995.

  5. Малофеев Н.Н., Шевченко С.Г. Методические рекомендации по организации и содержанию коррекционно-развивающего обучения в условиях общеобразовательных учреждений //Первое сентября.- 1997. - № 29.

  6. Организация обучения и воспитания детей с задержкой психического развития. Сборник документов, регламентирующих работу по обучению и воспитанию детей с ЗПР дошкольного и школьного возраста. – М, 1993.

  7. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: организационно-педагогические аспекты: Метод. Пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения. – М, 1999.

  8. Шевченко С.Г. Особенности знаний и представлений о ближайшем окружении у первоклассника с задержкой психического развития.//Дефектология, 1974. № 1.

studfiles.net


KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта