Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

Программа начального образования сельских библиотекарей Начинающему библиотекарю! Журнал учета библиографических справок в библиотеке образец


Виды библиографических справок и возможности их учета

Наши проекты

Независимая оценка качества работы

Противодействие коррупции

Случайное фото

  1. Тематическая библиографическая справка содержит библиографическую информацию по определенной теме. Такие справки составляют от 50 до 80 % от всех библиографических запросов, выдаваемых библиотекой за год. Тематическая справка выполняется в несколько этапов: прием запроса, изучение темы запроса, определение круга источников, непосредственно библиографический поиск, отбор и группировка материала, оформление справки. Одной тематической справкой считается перечень библиографической информации по одной теме, при условии, что библиотекарь ведет поиск литературы самостоятельно или совместно с читателем.
  2. Уточняющая библиографическая справка устанавливает или уточняет элементы библиографического описания, которые отсутствуют или искажены. В библиографической эвристике такую работу называют «поиском недостающего звена». Уточняющие запросы считаются наиболее сложными и трудоемкими. При выполнении такой справки следует учитывать типичные ошибки в уточняющих запросах потребителей: 1. Искажение фамилии и инициалов автора. 2. Сокращенное или неточное название книги, периодического издания. 3. Неточный перевод с иностранного языка. 4. Неверно указанные год издания, издательство и др.

Одной уточняющей справкой считается уточнение библиографического описания одного документа. Число проверенных элементов библиографического описания не влияет на количество справок.

  1. Адресная библиографическая справка устанавливает наличие и местонахождение запрашиваемого документа в фонде библиотеки. Главным условием ее выполнения является точное и, по необходимости, полное библиографическое описание документа. Если такового нет, то выполняется сначала уточняющий поиск. Далее необходимо определить соответствующий раздел фонда библиотеки, используя при этом все имеющиеся информационные ресурсы (каталоги, картотеки, электронный каталог, справочные и библиографические издания и др.). Одной адресной справкой считается одна библиографическая запись, включающая библиографическое описание документа и сведения об его местонахождении. Адресные справки не учитываются, если библиографический поиск документа сопутствует книговыдаче на абонементе.
  2. Фактографическая библиографическая справка представляет собой ответ по существу запроса: точная дата, цифра, цитата, термин и т.д. Фактографический поиск предполагает выявление самих фактов и данных, а не сведения о документах, где эти факты содержатся. Для выполнения данной справки, как правило, используют справочную литературу - энциклопедии, словари, справочники, фактографические картотеки. Очень часто для выполнения фактографического запроса библиограф обращается к текущей литературе, еще не нашедшей отражения в справочных изданиях. Одной фактографической справкой считается установление одного фактического сведения (цитата, дата жизни, значение слова и т.д.). Если факт найден в нескольких источниках – учитывается одна справка.
  3. Библиографическая консультация - ответ, содержащий советы, рекомендации по самостоятельному использованию читателями путей и средств библиографического поиска (каталоги, картотеки, справочные издания) по теме запроса. Библиографическая консультация дается на самые разные виды запросов. Важно отметить, что библиографическая консультация может быть дана вместо библиографической справки по всем видам запросов. Пользователь в данном случае становится непосредственным участником поиска и приобретает таким образом опыт библиографической работы. При выполнении любой справки, а особенно тематической, необходимо соблюдать одно правило - во время запроса между библиотекарем и читателем обязательно должен состояться диалог, в течение которого библиотекарь уточняет параметры запроса: целевое назначение материала, хронологические рамки, вид носителей и др. С учетом полученных сведений сотрудник библиотеки может либо сам выполнить данную справку, либо выступить в роли консультанта.

polevlib.ru

Архив справок

Здравствуйте, Сергей!

Предлагаем Вам воспользоваться следующими источниками:

Лебензон Геннадий. И на "рейхстаговой"  стене // Кольский никель : Еженедельная корпоративная газета ОАО "Кольская ГМК". - 2012. - 10 мая (N 19). -  С. 6. Аннотация: Мончегорцы оставившие свои подписи на рейхстаговой стене.

Лейбензон Геннадий. Аэродром нашей надежды // Кольский никель : Еженедельная корпоративная газета ОАО "Кольская ГМК". - 2012. - 16 августа (N 33). -  С. 7. Аннотация: Рассказ об аэродроме под Мончегорском, который был построен в начале 1940-х годов.

Чубан Елена. Их судьбы слагали историю века // Кольский никель : Еженедельная корпоративная газета ОАО "Кольская ГМК". - 2013. - 20 июня (N 25). -  С. 6 Аннотация: История семьи Михаила Ивановича Смирнова.

Зорькин В. Участник трех // Мончегорский рабочий. - 2013. - 9 мая (№37). -  С. 13.Аннотация: Судьба Сарайкова Федора Андреевича, участника Великой Отечественной войны.

Лейбензон, Геннадий. Степан Захаров: учитель и солдат // Кольский никель : Еженедельная корпоративная газета ОАО "Кольская ГМК". - 2012. - 25 октября (N 43). -  С. 10.Аннотация: Степан Захаров первый директор школы N 3, города Мончегорска.

 Кирошко Андрей. Поезда летели под откос... // Мурманский вестник. - 2012. - 4 дек. (N 232). - С.4.Аннотация: Деятельность партизанских отрядов на территории Мурманской области во время Великой Отечественной войны.

Лейбензон Геннадий. Дело строжайшей секретности // Кольский никель : Еженедельная корпоративная газета ОАО "Кольская ГМК". - 2012. - 1 ноября (N 44). -  С. 7.Аннотация: В годы Великой Отечественной войны одной из составляющих активного сопротивления стало партизанское движение.

Семенов Владимир Петрович. Партизаны, на выход! // Мурманский вестник. - 2012. - 18 апр. (N 69). - С.3.Аннотация: Создание партизанских отрядов в Заполярье.

Орешета Михаил. Собою заслонили город: 70 лет назад пограничники 82-го отряда сорвали попытку фашистов захватить Колу и Мурманск со стороны рек Лотта и Тулома // Мурманский вестник. - 2012. - 7 апр. (N 62). - С.18-19 Аннотация: Последний бой пограничников 82-го пограничного отряда в апреле 1942 года при обороне высоты Круглой.

Китаева Оксана. Обороняя Заполярье // Кольский никель : Еженедельная корпоративная газета ОАО "Кольская ГМК". - 2011. - 1 дек. (N 48). -  С. 9. Аннотация: Участники диверсионно-разведывательных групп, норвежские и советские бойцы, воевавшие в Заполярье и награжденные медалью "За оборону Советского Заполярья".

Подавить огонь!" - приказывал командир // Мурманский вестник. - 2011. - 16 сент. (N 174). - С.3. Аннотация: Воспоминания участника Великой Отечественной войны А. А. Амахина, который с 1942-1944 гг. воевал в рядах Полярной стрелковой дивизии.

Лейбензон Геннадий. И в финскую тоже // Кольский никель. - 2007. - 25 янв. -  С. 11 Аннотация: История здания школы №3. В школе находился также штаб 52-й стрелковой дивизии.

Наука и бизнес на Мурмане [Текст] : науч.-практ. журнал. - Мурманск : Кн. изд-во, 1996 -     . - (История и право ; Т.9) № 5(26) : Полярная дивизия : Воспоминания ветеранов / Ред. И.Б. Циркунов. - 2001. - 36 с. : ил. - ISBN 5-85510-246-7 : 38.9 р.

  

Солдаты Победы: памятная книга об участниках Великой Отеч. войны, проживавших в Мурм. обл. в год 60-летия Победы: в 2-х т.Т. 2 : Участники войны - жители городов и поселков Мурманской области (без Мурманска). -  2007. - 820 с.

Киселев Алексей Алексеевич. Грани моей жизни/ А. А. Киселев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 224 с.

 

Горлова Валентина Тимофеевна. Память военного детства / В. Т. Горлова. - Мончегорск : [б. и.], 2010. - 32 с.

Память поколений: Мончегорск и мончегорцы в годы Великой Отечественной войны [Текст] : путеводитель по краеведческим изданиям / Мончегорская ЦБС, Информационно-библиографический отдел ; сост., авт. предисл. Л. В. Харитонова. - Мончегорск : Мончегорская ЦБС, 2010. - 24 с.

Лейбензон, Геннадий Анатольевич. Мончегорск: история малой Родины [Электронный ресурс] : историческая литература / Г. А. Лейбензон ; Упр. образования адм. г. Мончегорска). - Электрон. дан. - Мончегорск : Управление образования, [2008]. - 1 эл. опт. диск (CD-ROM) : цв., зв. - (70-летию города посвящается). - Загл. с этикетки диска. - (в кор.) : 200 р.

Мончегорск в годы войны, (1941-1945 гг.) [Текст]. - Мурманск : Север, 1995. - 15 с. : фото. - (Навстречу 50-летию Победы). - 5 р.

Киселев Алексей Алексеевич. Мончегорск [Текст] / А. А. Киселев ; ред.: Г. П. Бритвина, В. С. Жарков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1986. - 143 с.

 

Книга памяти, 1941-1945 [Текст] / Администрация Мурм. обл., Мурм. обл. воен. комиссариат, Мурм. обл. отд. рос. фонда мира. - Мурманск : Кн. изд-во, 1994 -     .Т. 4 : Город Кировск. Ловозерский район. Город Мончегорск / Сост. и общ. ред. С. Н. Дащинский. -  1995.

Победители [Текст]: 65-й годовщине Великой Победы посвящается, 1945-2010 гг. / Мончегорский комплексный центр социального обслуживания населения. - Мончегорск : Полиграфист, 2010. - 20 с.

Память поколений: Мончегорск и мончегорцы в годы Великой Отечественной войны [Текст] : путеводитель по краеведческим изданиям / Мончегорская ЦБС, Информационно-библиографический отдел ; сост., авт. предисл. Л. В. Харитонова. - Мончегорск : Мончегорская ЦБС, 2010. - 24 с.

 

Солдаты Победы [Текст] : памятная книга об участниках Великой Отеч. войны, проживавших в Мурм. обл. в год 60-летия Победы: в 2-х т. / авт. предисл.: Ю. А.

Евдокимов, В. Сайгин. - Мурманск : Междунар. обществ. фонд "Рос. фонд. мира", 2007 -    Т. 2 : Участники войны - жители городов и поселков Мурманской области (без Мурманска). -  2007. - 820 с.

Архипов Александр Игоревич. Память сердца: сборник воспоминаний ветеранов Великой Отечественной войны / А. И. Архипов. - Мончегорск : [б. и.], 2005. - 86 с.

krai.monlib.ru

Часть 2. Выполнение читательских запросов по художественно-эстетическому комплексу в Речицкой центральной районной библиотеке

Художественная культура тесно связана не только с эстетической, но и с другими сторонами и сферами культуры. Она, как и вообще культура, реализуется не абстрактно, а в конкретных условиях, в разной мере, на разных читателей, слушателей, зрителей. Следовательно, необходимо издавать, репродуцировать, исполнять, экспонировать художественные произведения. А это, в свою очередь, приводит к развитию разных форм культурной деятельности: книгопечатанию, издательской деятельности, организации выставок и салонов, постановке спектаклей и концертов и т. д. Вначале эта деятельность достаточно хаотична, но со временем обретает определенные формы. Библиотеки и другие культурно-просветительные учреждения образуют фундамент художественной культуры. Библиотеки собирают, хранят, изучают, распространяют, пропагандируют книги.

Библиотечная работа строится на организации познавательного чтения через индивидуальные и массовые формы работы, в результате происходит формирование духовной культуры, развитие интеллекта, творческих способностей личности.

Основные потребители информации по художественно-эстетическому комплексу это:

- сотрудники Дома детского творчества

- Речицкой государственной школы искусств

- Речицкого Дворца культуры

- учителя музыки и изобразительного искусства

- специалисты по культуре и искусству

- любители, студенты и прочие группы населения, интересующиеся

художетвенно-эстетическим комплексом.

Художник, создавая произведения искусства, художественные ценности, воспроизводит эстетические ценности и творит новые, тем самым порождая красоту в форме выражения художественной мысли, органично воплощающей художественное содержание. Поэтому занятия, проводимые в библиотеке по искусству, являются одним из мощнейших средств воспитания культуры вообще и эстетической культуры в частности. Младший школьный возраст - время, когда ребенок непосредственно, эмоционально воспринимает окружающий мир, благодаря живописи и эмоциональности восприятия. Именно в это время закладываются основы духовности личности. Поэтому Речицкая центральная районная библиотека привлекает детей, проводит конкурсы рисунков, последний конкурс был тему: «Это город мой, это Речица», учащиеся с удовольствием поучаствовали и показали на рисунке любимые места родного города.

Проводятся мероприятия, на которых мы знакомим читателей с творчеством местных художников, музыкантов. На одном из таких вечеров мы рассказали о творчестве Речицких художников А. Исачёва, Е. Шетихина, М. Пожарицкого. Были организованы выставки репродукций. Читатели смогли наглядно ознакомиться с творчеством.

На любительском объединении «Собеседник. Молодёжь XXI века» разбирались такие темы:

Час изобразительного творчества «Художник: путешественник и странник», час искусства «Что умеет графика». Выразительные средства графики (линия, штрих, силуэт), «Судьбы связующая нить» встреча с художником М. Пожарицким.

В настоящее время стали очень популярны буктрейлеры - видеоанонс произведения, направленный на то, чтобы заинтересовать читателя, подтолкнуть его к чтению рекламируемой книги. Такие ролики снимают как к современным книгам, так и к книгам, ставшим литературной классикой. Так мы пытаемся привлечь внимание к художественной литературе. Напомнить о книгах, которые стали забывать, но которые стоят внимания и изучения.

В Речицкую центральную районную библиотеку обращаются читатели с тематическими, фактографическими, адресными, уточняющими справками.

Адресная библиографическая справка (АБС) устанавливает наличие и местонахождение запрашиваемого документа в фонде библиотеки. Главным условием ее выполнения является точное и, по необходимости, полное библиографическое описание документа. Если такового нет, то выполняется сначала уточняющий поиск. Далее необходимо определить соответствующий раздел фонда библиотеки, используя при этом все имеющиеся информационные ресурсы (каталоги, картотеки, электронный каталог, справочные и библиографические издания и др.).

Тематическая библиографическая справка (ТБС) содержит библиографическую информацию по определенной теме. Такие справки составляют от 50 до 80 % от всех библиографических запросов, выдаваемых библиотекой за год. Тематическая справка выполняется в несколько этапов:

  • прием запроса

  • изучение темы запроса

  • определение круга источников

  • непосредственно библиографический поиск

  • отбор и группировка материала

  • оформление справки.

Выделяют несколько категорий сложности тематических справок в зависимости от целевого назначения справки, характера используемых источников, принципов отбора литературы, объема выданной библиографической информации. Одной тематической справкой считается перечень библиографической информации по одной теме, при условии, что библиотекарь ведет поиск литературы самостоятельно или совместно с читателем.

Фактографическая библиографическая справка (ФБС) представляет собой ответ по существу запроса: точная дата, цифра, цитата, термин и т.д. Фактографический поиск предполагает выявление самих фактов и данных, а не сведения о документах, где эти факты содержатся. Для выполнения данной справки, как правило, используется справочная литература – энциклопедии, словари, справочники, фактографические картотеки. Очень часто для выполнения фактографического запроса библиограф обращается к текущей литературе, еще не нашедшей отражения в справочных изданиях. Одной фактографической справкой считается установление одного фактического сведения (цитата, дата жизни, значение слова и т.д.). Если факт найден в нескольких источниках – учитывается одна справка.

Библиографическая консультация – ответ, содержащий советы, рекомендации по самостоятельному использованию читателями путей и средств библиографического поиска (каталоги, картотеки, справочные издания) по теме запроса. Библиографическая консультация дается на самые разные виды запросов. Важно отметить, что библиографическая консультация может быть дана вместо библиографической справки по всем видам запросов. Пользователь в данном случае становится непосредственным участником поиска и приобретает, таким образом, опыт библиографической работы.

Уточняющая библиографическая справка (УБС) устанавливает или уточняет элементы библиографического описания, которые отсутствуют или искажены. Такую работу называют «поиском недостающего звена». Уточняющие запросы считаются наиболее сложными и трудоемкими. При выполнении такой справки следует учитывать типичные ошибки в уточняющих запросах потребителей:

1. Искажение фамилии и инициалов автора.

2. Сокращенное или неточное название книги, периодического издания.

3. Неточный перевод с иностранного языка.

4. Неверно указанные год издания, издательство и др.

Одной уточняющей справкой считается уточнение библиографического описания одного документа. Число проверенных элементов библиографического описания не влияет на количество справок.

Источниками выполнения уточняющей справки являются традиционные и электронные каталоги, ресурсы Интернета.

Удовлетворение читательских запросов, а также организация индивидуального и группового информирования входит в обязанности библиографа центральной районной библиотеки.

На индивидуальном информировании в центральной районной библиотеке находится 4 педагога из средних школ № 4 и № 6 города, 2 специалиста Дома детского творчества. Темы информирования: «Художественно-эстетическое воспитание школьников». Информирование проводится по мере поступления в фонд библиотеки новых документов. С начала года было предложено 32 документа, из них выдано – 14.

На групповом информировании находится коллектив преподавателей государственной школы искусств – тема: «Музыкальное искусство: теория и практика». Информирование осуществляется 1 раз в полгода. Готовится список новых поступлений в фонд библиотеки, а так же материалы, опубликованные в периодической печати (журналы, газеты).

Библиотекари в процессе своей профессиональной деятельности, выполняют разнообразные по виду и форме справки (запросы), которые поступают от читателей нашей библиотеки.

Изучение «Журнала учета запросов и ответов» за текущий год позволило определить, что больше всего запросов поступило по художественной литературе -121, по искусству –64, по литературоведению – 38.

Примеры тематических библиографических справок:

1. Подобрать сценарии на тему белорусский театр:

  • Трафімчык, А. Сучасны беларускі тэатр: праблемы / А. Трафімчык // Маладосць. – 2013. - №1. – С. 96-100.

  • Ярмолинская, В. Белорусский театр: день сягодняшний / В. Ярмолинская // Наука и иновации. – 2011. - № 6. С. 21-24.

  • Антановіч, К. Першы тэатр па-за тэатрам: [Ігнат Буйніцкі] / К. Антановіч // Культура. – 2011. - № 35. – С. 14.

  • Ярмалінская, В. Сучаснае тэатральнае мастацтва Беларусі: рэжысура, акцёрскае майстэрства, сцэнаграфія / В.Ярмалінская // Беларускі гістраычны часопіс. – 2011. - № 7. – С. 30-36.

  • Дёмкина, Н. Человек дела: [о Сергее Дягилеве, театральном деятеле] / Всемирный следопыт. – 2010. - №6-7. – С. 84-90.

  • Петрова, В. Не надо сцен: [о народных тетрах] / В. Петрова// Смена. – 2010. - № 7. - С.68-71.

  • Войцік, В. Тэатр як мара: [пра Глеба Аляксандрава, заснавальніка дзіцячага музычнага тэатра] / В.Войцік // Літаратура і мастацтва. – 2010. – 9 ліпеня. – С. 11.

  • Аўласенка, Г. Як на Беларусі з’явіліся тэатры / Г. Аўласенка // Рюкзачок. – 2009. - № 2. – С. 2-3.

2. Фольклорный праздник “Пасха”:

  • Маскевич, А. «Каціся яечка ды з узгорачка»: сцэнарый свята / А.Маскевич // Роднае слова. – 2013. -№3. –С.68-69.

  • Светлый праздник воскресенья: мероприятие, посвящённое празднику Пасхи//Читаем, учимся, играем. – 2013. -№1. – С.58-88.

  • Баженова, Н.Г. Сценарий, посвящённый празднованию Пасхи/ Н.Г. Баженова // Иностранные языки в школе. – 2011.- №2. – С. 50-53.

  • Лобанова, Е. Светное Христово Воскресенье: сценарий фольклорного праздника / Е. Лобанова// Сценарии и репертуар. – 2010. - №23. – С.36-46.

  • Саврицкая, А.С. Пасхальная история о воскресении Христовом. История о первом красном яйце: сценарий// Пачатковае навучанне. – 2010. - №2. – С.75-79.

Примеры фактографических библиографических справок:

  1. В каком году родился русский композитор Модест Мусоргский?

Родился Модест Мусоргский 21 марта 1839 года.

http://www.classic-music.ru/mussorgsky.html

  • Музыкальная энциклопедия. Т. 4. / Гл. ред. Ю.В. Келдыш. – Москва: Советская энциклопедия, 1981. – 1056 с.: ил.

  • Большая Советская энциклопедия. В 30 томах. Т. 17. / Гл. ред. А.М. Прохоров. – Москва: Советская нциклопедия, 1974.- 616 с.: ил. (с.130-131)

  • Фрид, Э.Л. Модест Петрович Мусоргский, 1839 - 1881 : краткий очерк жизни и творчества : попул. монография / Э. Фрид. - Изд. 3-е. - Л. : Музыка, 1979. – 123 с.

  • Стогний, И. Модест Петрович Мусоргский. Творчество как исповедь / Стогний И. // Наш современник. - 2014. - №3. - С.257-266.

Примеры адресных библиографиических справок:

  1. Гребенщиков, С.М. Сценические белорусские танцы / С. М. Гребенщиков; ред. [Ю. М. Чурко]. - Минск: Наука и техника, 1974. - 325 ББК 85.325(4БЕЛ)

  2. Эллрой, Джеймс Белый джаз / Джеймс Эллрой ; пер. с англ. [А. Логиновой]. - Екатеринбург : У-Фактория, 2007. - 541. - (The International Bestseller) ББК 84(7США)

Примеры уточняющих библиографических справок:

  1. Гаврилов Р.Д. ода «Фелица», уточняли автора.

Правильно: Державин Г. Р. ода «Фелица»

Вывод:

Особое место в деятельности библиотек занимает художественная культура, которая представляет собой совокупность процессов и явлений духовно-практической деятельности по созданию, распространению, освоению произведений искусства или материальных предметов, обладающих эстетической ценностью. Структура художественной культуры включает в себя много разнородных элементов, но все они существуют в тесной взаимосвязи друг с другом и образуют определенную целостность.

Интегративным компонентом художественной культуры является искусство, которое включает литературу, живопись, музыку, театр и т.д. В контексте библиотеки приобщение к искусству формирует уважительное отношение к нему, осознания его особенностей, понимание его непреходящей ценности.

Возрастает роль библиотеки и библиотекаря. Поэтому в библиотеке разрабатываются программы по развитию интереса к чтению, формированию культурного кругозора.

В Речицкой центральной районной библиотеке используются разные формы работы, наиболее эффективные из них часы искусства, литературные салоны, литературно-музыкальные вечера, слайд-вечера, и др., которые создают атмосферу праздника, раскрывают творческие способности и таланты участников мероприятий.

studfiles.net

Рекомендации по заполнению учетных форм библиотечного фонда

Рекомендации по заполнению учетных форм библиотечного фонда

В целях сохранности библиотечного фонда, установления единого порядка учета библиотечных документов; создания условий для совершенствования организации труда и внедрения средств компьютеризации и механизации в библиотеках образовательных учреждений 24 августа 2000 г. Министерство образования РФ издало приказ №2488 в котором утверждаются методические рекомендации по применению «Инструкции об учете библиотечного фонда» в библиотеках образовательных учреждений, утвержденной приказом Министерства культуры России от 02.12.1998 г. № 590.

Полное содержание «Инструкции» и методических рекомендаций опубликованы в специализированных изданиях, в частности, в «Справочнике школьного библиотекаря/О.Р. Старовойтова, С.М. Плескачевская; Т.Д. Жукова; Под ред. Ю.Н. Столярова. — М.: Школьная библиотека, 2006 г.

«Инструкция…» определяет общие правила учета документов. Однако библиотеки образовательных учреждений имеют ряд особенностей учета, связанных с учетом учебной, многоэкземплярной литературы и др. изданий, а также с учетом результатов деятельности библиотекаря (Дневник работы, журнал учета библиотечно-библиографических справок)Учетные формы движения библиотечных фондов

и результатов библиотечной деятельности

  1. Книга учета библиотечного фонда школьных учебников (Книга суммарного учета учебного фонда)
  2. Журнал учета учебников
  3. Картотека учебников
  4. Журнал выдачи учебников
  5. Книга суммарного учета библиотечного фонда
  6. Инвентарная книга
  7. Журнал безынвентарного учета
  8. Журнал учета нетрадиционных носителей информации
  9. Картотека периодики
  10. Папка актов движения фондов
  11. Папка актов о проведении инвентаризации
  12. Тетрадь учета изданий, принятых взамен утерянных
  13. Тетрадь учета подарочных изданий
  14. Дневник работы школьной библиотеки
  15. Журнал учета библиотечно-библиографических справок
  16. Журнал учета ведения уроков информационной грамотности
  17. Журнал учета использования компьютерных ресурсов

Порядок учета движения фондов

При поступлении очередной партии литературы в первую очередь следует отделить учебную литературу от других изданий, относящихся к библиотечному фонду.

Фонд учебной литературы включает в себя:

  1. Учебники
  2. Учебные пособия
  3. Сборники задач и упражнений
  4. Хрестоматии
  5. Рабочие тетради
  6. Дидактические материалы
  7. Атласы и контурные карты

Библиотечный фонд включает в себя:

  1. Литература по различным отраслям знаний
  2. Художественная литература
  3. Литература энциклопедического и справочного характера
  4. Методическая литература
  5. Периодика
  6. Нетрадиционные носители информации (аудио- и видео- кассеты, CD-rom, DVD, открытки, плакаты, карты, настольные игры, слайды, диафильмы и пр.)

Учет поступлений учебной литературы:

Учетные формы:

  • Книга учета библиотечного фонда школьных учебников (Книга суммарного учета учебного фонда)
  • Журнал учета учебников
  • Картотека учебников
  • Журнал выдачи учебников

1 шаг — Книга учета библиотечного фонда школьных учебников

Отражает общие сведения о дате поступления, № сопроводительного документа (накладной), откуда поступили издания, количестве экземпляров и сумме поступивших изданий.
Примечания
Сумма поступивших изданий указывается с НДС (выделена в накладной жирным шрифтом)
ВНИМАНИЕ!
Обязательны к заполнению Части 2, 3 «Книги учета библиотечного фонда школьных учебников», отражающие выбытие из фонда и итоги движения фонда.

2 шаг — Журнал учета учебников

Отражает перечень всех поступивших по накладной учебных изданий, с указанием кол-ва, цены и суммы каждого поступившего наименования и номера записи в «Книге учета библиотечного фонда школьных учебников».

Пример записи в «Журнале учета учебников»

18.02.2005 г., накл. № 31155, ЭКСМУиК

№ 1 (№ записи в Книге учета библиотечного фонда школьных учебников)

ФИО автора Название Класс Кол-во Цена Сумма
Бархударов Русский язык 8 кл 10 36-63 366-30
Примечания
Цена одного экземпляра издания вычисляется путем деления суммы с НДС, на которую поступило конкретное наименование (последний столбец в накладной) на кол-во поступивших изданий данного наименования.

Возможна замена данной учетной формы на подшивку накладных на поступившие учебники. В этом случае на накладной следует указать № записи в «Книге учета библиотечного фонда школьных учебников»

3 шаг — Картотека учебников

Отражает состав учебного фонда по параллелям и предметным областям.

Образец учетной карточки для картотеки учета учебников

Класс Автор, название
Год издания Кол-во цена сумма № записи в книге суммарного учета Примечания № акта и дата выбытия
Примечания
При повторном поступлении учебников того же или следующих изданий одного наименования и автора отдельная карточка не заводится.

Новая карточка заполняется в том случае, если переиздание включило изменения или дополнения по сравнению с предыдущим (для полной уверенности в идентичности поступивших учебных пособий следует провести проверку совпадения содержания обоих изданий)

В графе «Примечания» может отражаться информация об адресности учебного пособия (для углубленного изучения, коррекционный вид и т.д.), о месте хранения учебников (на пример в предметном кабинете, запасном хранении, передаче во временное пользование в другое учреждение и пр.)

ВНИМАНИЕ!

При наличии компьютера вместо Книги учета библиотечного фонда школьных учебников, Журнала учета учебников и Картотеки учебников возможно ведение учета с применением Таблиц Excel. Данные таблицы позволяют объединить всю необходимую информацию о составе и движении фонда учебников, а также при необходимости делать выборки изданий по различным параметрам (год издания, цена, название и автор учебного пособия и пр.), обсчитывать суммы и т.д.

Учет поступлений библиотечного фонда

Учетные формы:
  • Книга суммарного учета библиотечного фонда
  • Инвентарная книга
  • Журнал безынвентарного учета
  • Журнал учета нетрадиционных носителей информации
  • Картотека периодики
  • Тетрадь учета изданий, принятых взамен утерянных
  • Тетрадь учета подарочных изданий

1 шаг — Книга суммарного учета библиотечного фонда

В «Книге суммарного учета библиотечного фонда» отражаются общие сведения о дате поступления, № сопроводительного документа (накладной), откуда поступили издания, кол-ве экз., сумме поступивших изданий и разбивке их по видам.

Примечания

В графе «Номер записи п/п» каждый год нумерация начинается с №1.

В графе «Источник поступления» указывается, откуда поступили издания. Помимо основных поставок из ЭКСМУиК, издания могут поступать в библиотеку из других источников (по раздаточным ведомостям, например из ОМЦ, по актам замены или дарения и пр.) В этом случае в графе «Номер или дата сопроводительного документа» указывается № акта по которому издания ставятся на учет или № сопроводительного документа.

В связи с тем, что вся поступившая литература ставится на учет централизованной бухгалтерией, в графе «Сумма» указывается общая сумма с НДС (выделенная жирным шрифтом в накладной) всех поступивших изданий.

В графе «Документы, принятые на баланс» учитываются документы, подлежащие записи в «Инвентарную книгу».

В графе «Документы не принятые на баланс» учитываются документы, подлежащие записи в «Книгу безынвентарного учета», в картотеку периодики.

В разделе «Поступило» рекомендуется разделить графу «Документы не принятые на баланс» на две части для учета изданий безынвентарного учета и периодики. В графе «АВД» записываются поступления нетрадиционных носителей информации.

В разделе «Из них по видам» АВД учитываются документы, подлежащие записи в «Журнал нетрадиционных носителей информации».

Пример изменений, сделанных в Части 1 Книги суммарного учета библиотечного фонда

Поступило
Дата записи Номер записи п/п Источник поступления Номер или дата сопроводительного документа Всего В том числе (экз.) Из них по видам
Документы, принятые на баланс, занесенные в инвентарную книгу На сумму Документы, не принятые на баланс АВД

(нетрадиц. носители

инф.)

Руб Коп
Издания безынвентарного учета периодика
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

На правой стороне Части №1 в разделе «Распределение по содержанию» необходимо указывать кол-во поступивших изданий с разбивкой по содержанию.

На свободном поле справа можно указывать инвентарные номера изданий, занесенных в Инвентарную книгу.

ВНИМАНИЕ!
Обязательны к заполнению Части 2, 3 Книги суммарного учета библиотечного фонда, отражающие выбытие из фонда и итоги движения фонда.

2 шаг — Инвентарная книга

Содержит сведения о поступлении изданий, подлежащих долгосрочному хранению.

Заполняется в соответствии с инструкцией, расположенной на первой странице.

Примечания
Если в накладной указана цена за комплект (собрания сочинений, многотомные издания) стоимость одного экземпляра вычисляется путем деления суммы с НДС, на которую поступило конкретное издание (последний столбец в накладной) на кол-во поступивших экземпляров данного комплекта.

3 шаг — Журнал безынвентарного учета

Содержит сведения о поступлении брошюр, многоэкземплярной литературы (коллективки), малоценных изданий, не подлежащих долгосрочному хранению.

Структура «Журнала безынвентарного учета» строится по образцу «Инвентарной книги». Следует добавить графы «Количество» и «Сумма».

Номера присваиваются каждому поступившему наименованию. Таким образом, все издания одного наименования, поступившие в кол-ве более 1 экз., получают один номер. В этом случае на издании проставляется номер, присвоенный наименованию с указанием через дефис или косую черту номера данного экземпляра, к номеру добавляется пометка б, которая обозначает, что издание учтено в «Журнале безынвентарного учета» (например №3-1 б, №3-2 б, №3-3 б и т.д. или № 3/1 б, № 3/2 б, №4/3 б и т.д.)4 шаг — Журнал учета нетрадиционных носителей информации

В данном журнале учитываются документы на нетрадиционных носителях: аудио-, видео- кассеты, CD-rom, DVD, слайды, диафильмы, карты, настольные игры, открытки, плакаты и пр.

Структура Журнала учета нетрадиционных носителей информации строится по образцу Инвентарной книги. Помимо уже имеющихся, следует добавить графу «Вид носителя», в которой делается пометка: аудио-, видео- кассеты, CD-rom, DVD, открытки, плакаты, слайды, диафильмы и пр. Номера присваиваются каждому поступившему наименованию. К номеру, проставляемому на издании (на пластиковые коробки наклеивается бумажный ярлык), добавляется пометка н, которая обозначает, что издание учтено в «Журнале учета нетрадиционных носителей информации» (например №3-1 н)

5 шаг — Картотека периодики

На карточке указывается название периодического издания, год и номера поступивших экземпляров. Карточки расставляются в алфавитном порядке названий периодических изданий.

Образец Регистрационной карточки

Название
Периодичность Кол-во экз.
Год январь февраль март апрель май июнь июль август сентябрь октябрь ноябрь декабрь

Тетрадь учета изданий, принятых взамен утерянных

Взамен утерянных принимаются издания последних 5 лет выпуска. Это обусловлено необходимостью постановки изданий на баланс.

Учет изданий, принятых взамен утерянных производится так же, как учет обычных поступлений. В «Книге суммарного учета библиотечного фонда» в разделе «Поступления в фонд», делается запись с указанием № и даты акта замены, количества и суммы поступивших изданий, принятых взамен утерянных, в графе «Откуда поступило» делается запись «по акту замены». В части 2 «Книги суммарного учета библиотечного фонда», в разделе «Выбытие из фонда» делается запись о выбытии с указанием кол-ва и суммы утерянных изданий.

Тетрадь учета подарочных изданий

Издания, принятые в дар, ставятся на учет по акту дарения. Учету подлежат издания последних 5-ти лет выпуска.

Издания, принятые в дар, но по году издания, не подлежащие постановке на учет, регистрируются в «Тетради учета подарочных изданий». Это необходимо в связи с тем, что в фонде библиотеки не должно быть незарегистрированных изданий (не отраженных в какой-либо форме учета).

Для того, чтобы было понятно, что данное издание не поставлено на учет, а записано в «Тетради учета подарочных изданий», рекомендуется присваивать этим изданиям регистрационный номер с пометкой д (дар)

Акты о проверке, списании и постановке на учет документов в библиотеке ОУ

Для проведения списания приказом по образовательному учреждению создается комиссия, в которую входят материально ответственные лица и независимые представители от данного учреждения.

Акты на списание составляются в 2-х экземплярах по определенной форме и утверждаются руководителем образовательного учреждения, методистом по учебным фондам и бухгалтером.

Правила составления актов, сопроводительных списков, коэффициенты переоценки следует узнавать у бухгалтера, отвечающего за учет материальных ценностей конкретного образовательного учреждения.

После утверждения акта о выбытии к нему прилагается квитанция о сдаче списанных изданий в макулатуру. Дата на квитанции не должна превышать 3-х дневного срока после утверждения Акта.

В «Книге суммарного учета библиотечного фонда», «Книге учета библиотечного фонда школьных учебников» делается запись в части 2 о выбытии из фонда. Во всех остальных учетных формах («Инвентарная книга», «Журнал безынвентарного учета», «Журнал учета нетрадиционных носителей информации», Картотека учебников, Картотека периодики) делается отметка о выбытии списанных изданий (№ и дата Акта).

Спасание периодических изданий можно проводить по истечении 1 года хранения.

Списание учебной литературы проводится по истечении 5 лет использования, при наличии замены.

Акты на списание документов хранятся в библиотеке в течение 10 лет.

Ведение учета деятельности библиотеки ОУ

Учетные формы:
  • Дневник работы школьной библиотеки
  • Журнал учета библиотечно-библиографических справок
  • Журнал учета ведения уроков информационной грамотности
  • Журнал учета использования компьютерных ресурсов

Дневник работы школьной библиотеки

Сведения, отражающие читательскую активность учащихся образовательного учреждения: кол-во читателей, кол-во посещений, книговыдача, позволяют вычислить основные числовые показатели результативности деятельности школьной библиотеки: посещаемость и читаемость, необходимые для проведения грамотного анализа работы библиотекаря. Данные сведения можно получить только при регулярном ведении «Дневника работы библиотеки». Однако имеющаяся форма «Дневника» не позволяет учесть такие важные показатели, как количество читателей и книговыдачу по возрастным группам.

Учитывая потребность библиотеки в анализе читательской активности именно по возрастам (параллелям) предлагаем следующие рекомендации по ведению «Дневника работы библиотеки»:

Часть 1. Учет посещений и количества читателей

В графе «Всего читателей» указывается количество учащихся, пришедших в библиотеку в первый раз с начала нового учебного года. Для удобства ведения учета и анализа динамики состава читательских групп разных возрастов библиотекам средних школ следует разбить графу «Всего читателей» на три части для учета кол-ва читателей по классам (1-4, 5-9, 10-11)

В графах «Учащихся», «Учителей», «Родителей» указывается кол-во посещений библиотеки читателями данных категорий. В графе «Число посещений» указывается общее кол-во посещений всеми группами читателей.

Число месяца Всего читателей Учащихся учителей Родителей Число посещений
1-4 5-9 10-11 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Состоит к началу месяца
1
2
3
4
Всего с начала месяца
Итого с начала года
Часть 2. Учет книговыдачи
В графе «Книговыдача» учитывается выдача печатных изданий (книги, периодика), нетрадиционных носителей информации на дом, для работы на уроке, для работы в читальном зале.

Для удобства ведения учета и анализа динамики книговыдачи читательским группам разных возрастов библиотекам средних школ следует выделить одну из неиспользуемых граф для учета книговыдачи по классам (1-4, 5-9, 10-11)

Примечания
Посещением библиотеки считается каждый фактический приход читателя в библиотеку для получения информации. Если читатель пришел в библиотеку несколько раз за день, и ему выдавались различные информационные носители, каждое посещение и книговыдача учитывается.

Выдача комплектов литературы (коллективки) учитывается как посещение и книговыдача по кол-ву экземпляров.

ВНИМАНИЕ!

Выдача учебной литературы в посещениях и книговыдаче не учитывается.

Исключение составляют учебные пособия, выдаваемые сверх основного базового комплекта, для индивидуального пользования учащимися (подготовка к экзаменам, докладам, дополнительное изучение предмета и пр.)

Часть 3. Учет массовых мероприятий»
В третьей части «Дневника» учитывается проведенная информационная, индивидуальная и массовая работа библиотеки.

При учете разработанных выставок следует отмечать количество представленных на выставке источников информации, и книговыдач, сделанных с конкретной выставки.

При учете массовых мероприятий, следует указывать возрастную группу читателей, для которых проводилось мероприятие и количество участников.

Примечание:

В данной части возможен учет проведения уроков информационной грамотности. В этом случае следует выделить для этой информации отдельную страницу.

Журнал учета библиотечно-библиографических справок

Отражаются информационные запросы читателей, требующие поиска и выбора информации из различных источников.

Форма «Журнала» должна отражать дату, фамилию пользователя, читательскую группу (ученик, учитель, специалист, родитель), тему запроса и источники, по которым подбиралась информация.

Журнал учета ведения уроков информационной грамотности

Учитывается проведение мероприятий, связанных с обучением основам библиотечной грамотности: знакомство с библиотекой, структура книги, виды изданий, умение формулировать информационный запрос, навыки поиска и использования информации и т.д.

Форма учета проведения уроков информационной грамотности может быть произвольной, но должна наглядно отражать ознакомление учащихся с темами в соответствии с Программой.

Примечания

Учет проведения уроков информационной грамотности может отражаться в «Дневнике работы библиотеки» в части 3 «Учет массовых мероприятий».

Журнал учета использования компьютерных ресурсов

Учитывается работа учащихся и учителей с информацией с использованием компьютерных ресурсов: поиск информации по базам данных, в Интернет, работа с нетрадиционными носителями информации (CD, DVD и пр.)

Образец страницы «Журнала учета использования компьютерных ресурсов»

дата Фамилия имя Читательская группа (учащиеся, учителя, родители) Тема Вид ресурса Время работы Подпись

filling-form.ru

Примеры справки в библиотеке

14.05.201818:5014 Мая 2018 18:50:13

primery-spravki-v-biblioteke.zip
Виртуальная справка в библиотеке. Ветеринарное Тетрадь учета библиографических справок в библиотеке образец в. Библиографическую справку и как вести их учет в библиотеке? . Примеры справок Фактографическая справка ответ на запрос. В данной статье приводятся примеры использования этой утилиты. Дней специалиста, выставкипросмотры. Перепишите в тетрадь примеры описания однотомного издания. Тетрадь учета библиографических справок. Казачьи атаманы Уточняющая библиографическая справка ответ на разовый запрос об отсутствующих. Справка ответ на разовый запрос. В зависимости от формы, в которой читатель получил ответ на свой запрос, справки могут быть устными или библиографические справки в библиотеке примеры. Просматривая отчет об деятельности библиотеки, в целях. Это связано с тем, что пользователи библиотеки все чаще стремятся получить не просто 2. Поэтому занятия, проводимые в библиотеке по искусству, являются одним из мощнейших средств. Журнал учета библиографических справок в библиотеке образец.Библиографические справки в библиотеке примеры. Рассмотрим примеры таких справок и как они выполняются. Если библиотека принимает решение о ведении Книги учета библиографических справок в электронном виде, тогда необходимо ежемесячно распечатывать. Источники выполнения тематической справки Локальные находятся в библиотеке, образуя ее. Например Наличие в библиотеке книги Шишова А. Аналитическая справка пример написания, особенности содержания. Адресные библиографические справки в некоторых библиотеках учитывают. В библиотеках Нуримановской ЦБС учет библиографических справок. В библиотеках сложилась определенная система наиболее часто выполняемых видов библиографических справок тематическая, уточняющая, адресная. Справки в библиотеке примеры. Например, есть ли в библиотеке книга Никитина И. Библиографический Презентация вртуальна довдка. СИО проводится суммированием справок, консультаций, зарегистрированных в документации или БД, принятой в библиотеке. Зная точные и полные сведения о книге, библиотекарь обращается к алфавитному каталогу или отсылает к нему читателя. Фактографическая справка представ ляет собой. Рекомендации по учету обслуживания в библиотеках Республики Карелия Е. Микрофон беспроводной на ухо. МБУК ТЦБС Тарская центральная районная библиотека. Тетрадь учета библиографических справок пп Дата От. Система библиотечного обслуживания на примере библиотеки им. Виды библиографических справок и особенности их яка. На нашем сайте в помощь соискателю собраны примеры и образцы резюме популярных профессий. Виртуальная справка онлайновая справочная служба. Библиографические справки в библиотеке примеры Во время проведения занятий по информационный культуре с дипломниками МИФИ Национальный. Примером таковых является Рубрикатор ИНИОН, рубрикатор Народное образование. Содержание будущей справки в значительной степени зависит от того, для какой цели требуется. Вот примеры закладок Перегибание книги, свертывание ее в трубочку признак. Пример 2 студент Городецкий Ю. На содержание и характер запросов, с которыми обращаются в библиотеки, оказывают влияние очень многие факторы. Культура и искусство Система библиотечного обслуживания на примере библиотеки им. Ведение данной картотеки облегчает библиографу предоставление фактографических справок из. Оперативное предоставление библиографических справок, в том числе и по. Каждая партия книг и брошюр, поступивших в библиотеку по одному документу, записывается в первой части. Справки о наличии определенного произведения в библиотеке адресные выполняются, как правило, оперативно и не требуют сложных разысканий. В библиотеках сложилась определенная система часто выполняемых видов библиграфических справок тематическая, уточняющая, адресная, фактографическая. В него включают ссылку на период времени, к которому относятся включаемые в справку данные. Справки в библиотеке примеры ПОЛИТИКА. Тематические справки в библиотеке примеры. Красный пер, 37, Оренбург RU. Примеры фактографических библиографических справок. Теперь результаты поиска могут включать несколько цитат из документа, если в его тексте встречается более одного совпадения с поисковым запросом. вовлечением библиотек в глобальные информационные сети. В блоге Мышь библиотечная приводится пример неудачного использования видеосправки. Одной тематической справкой считается одна библиографическая. Справки о наличии определенного произведения в библиотеке адресные выполняются, как правило. Адресная это справка, в процессе выполнения которой устанавливается наличие и местонахождение запрашиваемого читателями документа в фонде библиотеки. Быстрый рост и динамичное развитие технологий в библиотеках повлияли. Динамический характер интернета способствует постоянному изменению информационной среды и средств доступа к информации. С учетом полученных сведений сотрудник библиотеки может либо сам выполнить данную справку, либо выступить в. Читайгород в библиотеке Термин информационное обслуживание в ГОСТе Информационно

Справка в бассейн ярославль Пресс форма для литья пластмасс Сведения о профилактических прививках форма 5 Мировой суд заявление на развод Курсантская форма Вещество в форме шара 3 буквы ответ Анкета заявление о выдаче удостоверения частного охранника Доверенность на регистрацию автомобиля в гибдд физического лица на регистрацию Приказ о переподчинении сотрудников образец

istoki-vsk.ru

Тетрадь учета библиографических справок в библиотеке образец

Editor layout

Classic Columns Bottom results Right results Tabs

General

Dark theme

Line numbers

Wrap lines

Indent with tabs

Code hinting (autocomplete) (beta)

Indent size:

2 spaces3 spaces4 spaces

Key map:

DefaultSublime TextVIMEMACS

Font size:

DefaultBigBiggerJabba

Behavior

Auto-run code

Only auto-run code that validates

Auto-save code (bumps the version)

Auto-close HTML tags

Clear console on run

Live code validation

Highlight matching tags

Boilerplates

Show boilerplates bar less often

jsfiddle.net

Библиографическая справка - это сведения о произведениях печати фактическая справка представляет собой сведения о конкретных фактах например датах жизни и деятельности какого-либо лица адресе и точном наименований какого-либо учреждения и т п

Как выполнить библиографическую справку?

Справочно-библиографическое обслуживание - это библиотечное обслуживание читателей по их запросам. Результат справочно-библиографического обслуживания - разнообразные справки, представляющие собой ответы на запросы читателей.

В зависимости от характера сведений справки делятся на библиографические и фактические, а в зависимости от формы, в которой они выполняются - на устные и письменные.

Библиографическая справка - это сведения о произведениях печати. Фактическая справка представляет собой сведения о конкретных фактах, например датах жизни и деятельности какого-либо лица, адресе и точном наименований какого-либо учреждения и т.п.

Устные справки выполняются, как правило, оперативно, в присутствии читателей или по телефону. Письменные справки в большинстве своем отвечают на сложные запросы, поэтому срок выполнения каждой такой справки устанавливается при приеме запроса.

Библиографические справки очень разнообразны по содержанию и характеру. Наиболее часты в практике библиотек тематические справки, справки на уточнение библиографических данных и о наличии определенного произведения в фонде библиотеки.

Основные этапы выполнения справки:

Прием запроса. Это очень ответственный этап, так как именно вовремя приема запроса уточняется и выясняется, что конкретно интересует читателя. Очень важно установить полное взаимопонимание между работником библиотеки, принимающим запрос, и читателем.

Установление круга источников. Круг источников, необходимых для нахождения ответов на запросы читателей, устанавливается в каждом конкретном случае и зависит от характера и формулировки запроса, цели, преследуемой читателем от того, насколько хорошо знает библиотекарь свой СБА.

Выявление и отбор литературы. Выявление материала в ответ на запросы читателей ведется на базе СБА фонда данной библиотеки, а иногда и других библиотек. Основной процесс этого этапа - библиографический поиск (разыскание), в ходе которого выявляются имеющиеся в библиотеке материалы по теме запроса, произведения отдельных авторов, уточняются сведения о том, где опубликованы интересующие читателя статьи и т.д.

Оформление справки. К письменному ответу на запрос составляют перечень (список) литературы. Иногда библиографические описания дополняют краткими аннотациями.

Особенности выполнения справок разных видов

Тематические справки. Важнейшая разновидность тематических справок, выдаваемых работниками библиотек,- справки по конкретным вопросам, темам или проблемам, о жизни и деятельности определенных лиц, об отдельных странах и городах, и.т. д. 

Большинство тематических запросов удовлетворяется с помощью систематического каталога, различных картотек, тематических указателей литературы близких по содержанию к теме запроса. Широко используются прикнижные списки литературы, а также непосредственный просмотр книг и статей, особенно тогда, когда нужно рекомендовать материалы по новым темам или, проблемам. Решение вопроса о том, что именно предложить читателю - две-три книги, статью из журнала, определенный раздел систематического каталога или картотеки, тематический указатель или статью в энциклопедии - зависит не столько от формулировки темы, сколько от целей и уровня подготовки читателя.

Довольно часто, читатели формулируют свои запросы слишком широко. В ходе беседы необходимо конкретизировать тему запроса, выяснить у читателя, что его интересует, прежде всего.

При выполнении узких тематических запросов главная трудность заключается в том, что в библиотеке может не быть книг, специально посвященных данному вопросу. Систематический каталог и общая картотека не всегда помогают при выполнении подобных запросов. В таких случаях надо обращаться непосредственно к книгам более общего характера, выявляя отдельные главы, разделы или параграфы, отвечающие на запрос.

Запросы читателей, связанные с поиском литературы, о жизни и творчестве каких-либо деятелей, выполняются, на основе алфавитного каталога, соответствующих разделов систематического каталога, с помощью персональных указателей и картотек, биобиблиографических указателем и справочников. Используются энциклопедии, биографические справочники, словари, литература более общего характера, воспоминания.

Справки на уточнение библиографических данных (уточняющие). Методика разыскания зависит от того, какие сведения о произведении уже известны и насколько они полны и точны. Уточнять библиографические данные приходится, из-за следующих наиболее распространенных ошибок, допускаемых читателями: искажена фамилия автора, неправильно указаны его инициалы; произведения одного автора «приписаны» другому; редактора, подготовившего книгу к печати, читатель принял за автора; неправильно названо заглавие произведения; вместо заглавия указаны подзаголовочные или надзаголовочные данные; неизданную работу читатель спрашивает как уже вышедшую в свет, а статью из журнала или сборника - как отдельное издание.

Выполнение справок на уточнение библиографических данных о произведениях печати начинается с установления тех недостающих элементов библиографического описания, по которым библиотекарь, по его мнению, сможет быстро решить задачу. С учетом этого и намечают круг источников - от каталогов и картотек библиотеки, прикнижных списков до периодических и справочных изданий.

Опыт показывает, если разыскиваемого издания нет среди книг, то это, скорее всего статья из журнала или сборника. Поэтому сначала выясняют приблизительные данные о времени публикации нужных работ, о периодических изданиях, в которых они могут быть напечатаны.

Особая разновидность справок на уточнение библиографических данных - установление авторов и источников цитат. В таких случаях обычно обращаются к изданиям произведений авторов высказывания, к сборникам афоризмов, крылатых слов и выражений, к справочным изданиям, тематика которых тесно связана с содержанием цитаты.

Справки о наличии определенного произведения в библиотеке (адресные) выполняются, как правило, оперативно и не требуют сложных разысканий. Зная точные и полные сведения о книге, библиотекарь обращается к алфавитному каталогу или отсылает к нему читателя.

Фактографические справки. Выполнение фактографических справок основано в первую очередь на справочных изданиях всех разновидностей. Главное условие успешного поиска - знание особенностей, содержания и структуры справочных изданий, их вспомогательного аппарата, быстрое и точное определение кратчайшего пути. Однако следует иметь в виду, что не всегда и не на любой фактический запрос работник библиотеки может ответить с помощью справочных и библиографических изданий. Часто, приходится использовать и саму литературу по соответствующим вопросам, просматривать специальные материалы.

В условиях недостаточного комплектования возникает большое количество отказов. Учет отказов удобнее всего вести в специальной тетради. Т.к. главной причиной отказа будет отсутствие необходимых изданий в фонде, то в «Тетради учета отказов» можно записывать только название тем или книг. Учет отказов помогает вести работу по докомплектованию книжного фонда библиотеки.

В отдельном «Листе учета библиографических справок» произведите учет следующих справок:

1 марта пришел студент с запросом: «Гражданская оборона во время Великой Отечественной войны»;

В этот же день служащий обратился с запросом: «Польза и вред от занятий на компьютере учащихся начальной школы»;

Также пришел учащийся школы и спросил: «Кто был первым в России олимпийским чемпионом?»;

2 марта пришел школьник с вопросом: «Как и чем кормить крыс?»;

В этот день обратился служащий с запросом: «Источники и методы формирования бюджета муниципальных образований»;

А еще один школьник просил найти литературу о романе Л. Толстого «Беглые люди»;

3 марта обратился служащий с запросом: «Наследственные заболевания легких»;

Также студент хотел узнать дату Бородинской битвы;

А школьнику нужно было написать реферат об инфляции в России.

Вид справок и источники их выполнения нужно определить самостоятельно.

Что такое «библиографирование»?

Библиографирование - процесс подготовки библиографической информации.

Библиографическая информация существует в разных формах. Основной единицей библиографической информации является библиографическая запись.

СБА любой библиотеки нуждается в постоянном редактировании и наполнении. Каждый документ или его часть библиографируется. В результате получается множество библиографических записей, которые попадают в каталоги и картотеки или служат основой для создания библиографических пособий.

Библиографические записи - это библиографические сообщения, зафиксированные в документальной форме, предназначаются для каталогов, картотек, списков, справок и т.п.

Библиографическая запись может состоять либо из одного библиографического описания, либо дополняться по мере надобности аннотацией или рефератом, индексами ББК, предметными рубриками, шифрами хранения, примечаниями и т. д.

gigabaza.ru


KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта