Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

Система закаливания в 1 младшей группе. Журнал закаливающих мероприятий в группе раннего возраста


Система закаливания в 1 младшей группе.

Закаливание организма – одно из лучших средств укрепления здоровья, снижения заболеваемости.

Задача закаливания – приучить хрупкий растущий организм ребенка переносить перемены температуры в окружающей среде.

Основными средствами закаливания детей являются естественные факторы природы – воздух, вода, солнце. Закаливающее влияние на организм ребенка оказывают все гигиенические процедуры.

При закаливании детей соблюдаем основной принцип - постепенное расширение зоны воздействия и увеличение времени проведения процедуры.

В своей работе мы используем систему закаливания.

Начну с наиболее доступного вида закаливания - закаливание воздухом.

1. Воздух - это среда, постоянно окружающая человека. Он соприкасается с кожей непосредственно или через ткань одежды и со слизистой оболочкой дыхательных путей. Поэтому следим, чтобы воздух в группе всегда был свежий и чистый. С этой целью проводим сквозное проветривание утром, до прихода детей в детском саду, во время прогулки или сна детей.

В утренние часы, перед приемом, расставляем тарелки с чесноком в раздевалке, в групповой комнате.

Во время сна детей - кварцевание групповой комнаты. Соблюдаем температурный режим в группе.

Основное внимание уделяем одежде детей, так как закаливание оказывает благотворное воздействие в том случае, если одежда детей, как в помещении, так и на прогулке соответствует сезону, температуре воздуха и состоянию здоровья каждого ребенка Прогулки и игровую деятельность детей организовываем так, чтобы дети больше двигались и вовремя сменяли подвижную деятельность на спокойную.

Для оздоровления детей в своей работе мы используем “комплекс оздоровительных мероприятий после сна” под редакцией Л В. Белкиной.

Пробуждение.

Воспитатель звонит в колокольчик:

Колокольчик золотой,Он всегда, везде со мной.“Просыпайтесь!” - говорит,“Закаляйтесь!” - всем велит.

Комплекс закаливающих упражнений.

1). “Киски просыпаются” (предложить детям вытянуться в кроватке, прогнуть спинку, вытянуть вверх руки, перевернутъся с боку на бок.)

На коврике котята спят,Просыпаться не хотят.Вот на спинку все легли,Расшалились тут они.Хорошо нам отдыхать,

Но уже пора вставать.Потянуться, улыбнуться,Всем открыть глаза и встать.

2). Игры с одеялом. (Дети прячутся под одеялом и так 2-3 раза)

Вот вдет лохматый пес,А зовуг его - Барбос!Что за звери здесь шалят?Переловит всех котят.

3). Легкий массаж (“поутюжить” руки, ноги от пальчиков вверх, разгладить спинку, грудь).

4). Ходьба на носочках из спальни в группу.

Потянулись, быстро встали,На носочках побежали…

5). Ходьба по “дорожке здоровья”.

“Зашагали ножки - топ, топ, топ!”.

Закаливание проводим во время физкультурных занятий, утренней гимнастики. В утренние часы планируем и проводим бодрящую гимнастику, артикуляционную гимнастику - способствующую укреплению слизистой оболочки дыхательных путей. Одной из нетрадиционных форм закаливания в раннем возрасте является пальчиковая гимнастика, которая благотворно влияет на координацию движений, способствует развитою мелкой моторики рук, их силы. Игровая форма проведения гимнастики не только развлекает деток, но и способствует формированию их представлений об окружающем мире.

2. Вода - общепризнанное средство закаливания.

Закаливающее влияние на организм ребенка оказывают все гигиенические процедуры: мытье рук, ног, лица, тела ребенка.

3. Закаливание солнцем.

Наиболее широкие возможности для оздоровление и закаливания наших детей солнцем представляется летом. Солнечные лучи оказывают на организм ребенка общее, укрепляющее действие, повышают обмен веществ в организме, лучше становиться самочувствие и сон.

Чтобы добиться хороших результатов по снижению заболеваемости активно проводим с родителями работу по обучению пальчиковым играм детей.

Летом в родительском уголке выставляются консультации по закаливанию детей:

  • “закаливание солнцем - памятка для родителей”

  • “прогулки в лес”

  • “ребенок на даче”

  • “тебе пора купаться”.

Осенью готовим консультацию осенние прогулки – с рекомендациями для родителей, как одевать детей по сезону, какими играми разнообразить прогулки детей.

Вывод. Таким образом закаливание, соблюдение температурного режима, графика проветривания помогло добиться хороших результатов по снижению заболеваемости и укреплению здоровья детей.

Система закаливания в 1 младшей группе.

aberkovae-egords34.edumsko.ru

Закаливание. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях

Закаливание – это система мероприятий, направленных на повышение устойчивости механизмов защиты и приспособления организма ребенка ко многим факторам внешней среды, с тем чтобы суточные и сезонные, периодические и внезапные изменения температуры атмосферного давления, магнитных и электрических полей Земли и др. не вызывали у детей резких отклонений в протекании физиологических процессов, вследствие которых возможны заболевания.

Так как большая часть населения нашей страны проживает в условиях средних и высоких широт, где главным фактором, к действию которого надо приспосабливаться, является холод, основное внимание в дошкольных учреждениях и в семье направлено на закаливание холодом. Однако систематические закаливающие процедуры создают возможность организму легко переносить не только холод, но и жару.

Любые закаливающие мероприятия оказывают эффективное воздействие, если учитываются особенности терморегуляции организма малыша и соблюдаются принципы закаливания.

Напомним основные особенности терморегуляционной системы ребенка раннего возраста:

1. Незрелость нервной системы. Этим объясняется еще недостаточно четкая ее деятельность в регуляции тепла. Например, когда у ребенка при действии одинаковых факторов бывает температура тела выше, чем у взрослого.

2. Кожа ребенка отличается нежностью и незрелостью всех слоев (в частности, мышечного). Вследствие этого до 2,5 лет у детей можно не наблюдать так называемой гусиной кожи, образующейся для уменьшения теплоотдачи и профилактики переохлаждения.

3. По сравнению со взрослым кожа малыша имеет большую поверхность (0,069 кв. м у ребенка и 0,025 кв. м у взрослого на 1 кг массы тела), поэтому детский организм в одних и тех же условиях быстрее охлаждается, чем взрослый.

Рассмотрим некоторые принципы закаливания.

1. Принцип постепенности увеличения закаливающих воздействий, известный еще со времен Гиппократа. При закаливании организма недопустимо форсированное снижение температуры или увеличение продолжительности процедуры. Это особенно важно учитывать в работе с детьми раннего возраста. У них реакция на воздействие закаливающей процедуры может проявиться не сразу, а только через 2–3 дня.

2. Систематичность закаливания – это регулярное повторение закаливающих воздействий (начиная с раннего детства и на протяжении всей жизни). Следует помнить, что закалить ребенка, как говорится, наперед, навсегда невозможно, какие бы усилия к этому ни прилагались. Даже у взрослого прекращение закаливающих процедур снижает устойчивость организма к холоду через 2–3 недели, а у ребенка это происходит в еще более короткие сроки, через 5–7 дней.

Закаливание подготавливает организм малыша к переходу от одного сезона к другому, тренирует его защитные и приспособительные механизмы, чтобы они могли оптимально противостоять колебаниям интенсивности действия факторов внешней среды.

Все мероприятия по закаливанию детей будут эффективными только тогда, когда потребность в закаливающей процедуре станет такой же, как в еде, сне и др.

3. Учет индивидуальных и возрастных особенностей организма ребенка: состояния его здоровья, физического и психического развития, типологических особенностей нервной системы, чувствительности к действиям закаливающих агентов. В соответствии с этими особенностями назначается закаливающая нагрузка.

Дети по состоянию здоровья могут быть отнесены к одной из трех групп закаливания:

I группа – здоровые, ранее закаливаемые;

II группа – ранее не закаливаемые или находящиеся в периоде выздоровления от острых заболеваний, а также дети «группы риска»;

III группа – имеющие отклонения в состоянии здоровья.

Дети III группы принимают процедуры без снижения температуры, а для II группы начальная и конечная температура закаливающего фактора выше на 1–2о, снижение температуры идет медленнее не через 2 дня на 3-й, а через 7–8 дней).

Вопрос о назначении ребенку группы закаливания, а также о ее замене решается врачом. Замена группы возможна только спустя 2 месяца после очередного заболевания

Таблица 10

Примерная схема одежды ребенка раннего возраста в зависимости от температуры окружающего воздуха

Примечание. В помещении нецелесообразно надевать детям раннего возраста носки или гольфы (это можно делать на короткое время с целью закаливания).

При температуре ниже —15 о количество слоев одежды не меняется, меняется только ее качество (шерстяное платье, теплое белье и др.).

Таблица 11

Примерные закаливающие мероприятия

Обязательным закаливающим мероприятием для детей раннего возраста является прогулка. Гулять с ребенком необходимо в любую погоду. Отменить прогулку можно лишь при сильном, пронизывающем ветре и проливном дожде. Если есть место, где ребенок будет защищен от таких воздействий (закрытая веранда), прогулка возможна даже и в плохую погоду. При этом следует помнить: для закаливания необходимо правильно одеть малыша.

Воспитатель, проявляя об этом заботу, беседует с родителями, дает рекомендации, как одевать детей в соответствии с погодными условиями и занятиями в помещении. На музыкальных занятиях и в подвижной игре детям можно облегчать одежду (только на время занятия!), например закатать рукава, снять теплую кофточку, надеть носки и т. п.

Для получения охлаждающего эффекта специалисты рекомендуют проводить занятия физкультурой в помещении при температуре 18–20о, а на улице, на открытом воздухе – в местах, защищенных от ветра; в тени – при температуре выше 18о (в пределах 19–22°).

Сон на воздухе относится к местным процедурам, повышающим устойчивость лица и верхних дыхательных путей к холоду. Особенно он полезен в прохладное время (не ниже -10о) детям со склонностью к заболеваниям органов дыхания. Спальные принадлежности выносят на веранду перед сном.

Закаливание водой. Из всех широко рекомендуемых водных процедур наименее трудоемкими, хорошо контролируемыми и надежными являются контрастные водные процедуры. Благодаря переходам от нагревания к охлаждению осуществляется своеобразная гимнастика периферических кровеносных сосудов. Цикл «нагревание – охлаждение» должен повторяться 3–5 раз и более, в зависимости от наличия времени (табл. 12).

Таблица 12

Схема проведения контрастных водных процедур

Эта схема примерная, важно, чтобы при организации процедур соблюдался принцип: не меняя температуры контраста, увеличивать или уменьшать количество перемен. Зимой – холодная – теплая – холодная; летом: теплая – холодная – теплая. После болезни ребенку обливают ноги только теплой водой, поэтому рефлекс, выработанный ранее, не угасает.

Закаливанию стоп способствует их обмывание – как самостоятельная процедура и в комплексе с хождением босиком по полу, холодному и горячему песку и др.

Хождение босиком начинают при температуре пола не менее 18о: ребенок сначала ходит в носках 35 дней, затем без них по 3–4 мин, далее процедуру увеличивают на 1 мин в день – до 15–20 мин.

После этого проводят обливание стоп в гигиенических и закаливающих целях. Температура воды при этом 37–36о, в процессе закаливающих мероприятий ее постепенно снижают, доводя до 20о.

Полоскание горла прохладной водой – один из методов закаливания. Оно направлено на профилактику ангины. Ребенок после предварительной санации носоглотки начинает полоскать горло водой 36–37о. Далее температуру снижают через каждые 3–4 дня на 1–2о, доводя ее до 8—10о. Детей раннего возраста, еще не умеющих полоскать горло, приучают по схеме полоскания пить прохладную воду (предварительно нужно посоветоваться с врачом).

Закаливание солнцем. Солнечные лучи являются наиболее сильным природным фактором закаливания. Значительная сила воздействия обусловливает некоторые ограничения их использования в условиях общественного воспитания, особенно по отношению к детям первых трех лет жизни.

Детям второго и третьего года жизни рекомендуется кратковременное пребывание на освещенном солнцем участке, в отличие от специальных солнечных ванн, которые проводят в более старших возрастных группах. Для этого используются площадки сплошной тени, светотени («кружевная» тень от деревьев), а также места, освещенные прямыми лучами солнца.

В первые дни дети могут находиться под прямыми лучами солнца не более 5–6 мин, а после появления хорошего загара – 8—10 мин по 2–3 раза в день. Голову от перегревания предохраняет белая шапочка (панамка, кепка).

Перед началом закаливания воспитатель знакомится с характеристикой состояния здоровья малышей группы и с врачебными рекомендациями по закаливанию (вопрос о начале и характере процедур должен решать медицинский работник).

Противопоказаниями (временными) к проведению закаливающих процедур являются все виды лихорадящих состояний, обширные поражения кожных покровов, выраженные травмы, пищевые токсикоинфекции и другие заболевания со значительными нарушениями деятельности нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной и выделительной систем. Как только острое состояние патологического процесса минует, можно приступать к закаливанию сначала с использованием местных процедур, а затем и общих.

Для осуществления контроля за результатами закаливания в группах раннего возраста важно четкое заполнение формы 127, дневника группы; при передаче дежурств в дневнике помещают сведения о характере закаливающих процедур, полученных детьми в течение дня. Если же проводятся специальные водные процедуры, то их записывают в тетради или на отдельном листе и отмечают знаком плюс (+) или минус (-) (чтобы при подведении итогов врач мог знать, сколько и каких процедур получил ребенок). Все это необходимо для врачебного контроля за здоровьем детей в истекшее время. По итогам оздоровительных мероприятий можно судить об их эффективности и влиянии закаливания на здоровье малышей.

Таблица 13

Схема закаливания детей в дошкольном учреждении и дома (водные процедуры без снижения температуры)

Для текущего контроля за проведением закаливающих процедур и влиянием их на здоровье ребенка воспитатель должен знать внешние признаки переохлаждения и перегревания организма.

Различают три фазы действия холодового фактора на организм:

1. Спазм (сужение) кожных сосудов, отлив крови к внутренним органам, кожа становится бледной и холодной.

2. Расширение сосудов, прилив крови из внутренних органов к периферии, наступает ощущение тепла.

3. Застой крови в результате спастического состояния капилляров, появление бледности с цианотическим оттенком, мышечная дрожь, съеживание (поза сохранения тепла).

Если физиологическая реакция проявляется при первой и второй фазах, внешние признаки которых свидетельствуют об эффективности закаливающей процедуры, то третья фаза – патологическая, она сигнализирует о том, что организм переохладился. Эту фазу при закаливании допускать нельзя.

Так же как переохлаждение, недопустимо и перегревание. Если наблюдаются покраснение лица и потоотделение, ребенка нужно увести в тень, напоить чаем или морсом, дать немного отдохнуть, переключив на спокойную игру.

librolife.ru

Закаливающие мероприятия в ДОУ

Закаливающие мероприятия в ДОУФедеральное государственное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 158" Министерства обороны Российской ФедерацииМетодический материал. ОТКРЫТЫЙ ПРОСМОТР ЗАКАЛИВАЮЩИХ ПРОЦЕДУР ПО СЕЗОНУ подготовила воспитатель – Андреева И.В.СТАРШАЯ ГРУППА «ЛУЧИК»Значение закаливания для детского организма.

Закаливание — система мероприятий, повышающих выносливость организма к многообразным влияниям внешней среды и воспитывающих способность организма быстро и без вреда для здоровья приспособиться к неблагоприятным воздействиям средствами самозащиты. Основные виды закаливания: водные процедуры, воздушные, солнечные ванны.Один из главных принципов закаливания – систематичность. Она позволяет нервной системе адекватно реагировать на изменение условий внешней среды. Второй принцип – постепенность. Начинать надо со слабого воздействия на организм, постепенно переходя к процедурам более сильным и длительным. Третий принцип – индивидуальный подход к ребенку. Закаливание обязательно должно проходить на фоне положительных эмоций. Чтобы оно не вызывало у ребенка отторжения, можно проводить его в игровой форме, под веселую, задорную музыку.

Скачать полный конспект

Четвертый, не менее важный принцип - комплексность закаливания. Закаливание обязательно должно проходить в комплексе с другими оздоровительными мероприятиями: коррегирующей, дыхательной гимнастикой, фитотерапией.«Босохождение» - это отличное закаливающие средство для детей, особенно с ослабленным здоровьем. Очень полезно пройтись, пробежаться босиком по полу, по земле, по специально подготовленным дорожкам в физкультурном зале, группе. Босохождение следует начинать в теплое время года, и продолжать в холодное.Солевое закаливание. Хождение босиком по коврику, пропитанному солевым раствором, является очень эффективным. Солевой раствор раздражает хеморецепторы, вызывая расширение периферических сосудов стоп. Рефлекторно усиливается теплообразование, увеличивается прилив крови к нижним конечностям и стопам, длительное время сохраняется тепло. Механические действия возникают в результате раздражения биологических точек на подошве. Солевая дорожка, представляет собой, коврик их холстины длиной 5 метров, пропитанный солевым раствором (на 5 л воды 220 г соли и 5-10 г йода, или 250 г морской йодированной соли). Возможен и другой вариант солевой дорожки: 4 -6 холстяных мешочков шириной 15 см. и длиной 30 см., наполненные морской солью крупного помола, в два слоя, смачивают водой (лучше из пулевилизатора), после использования мешочки необходимо постирать и просушить, по мере таяния соли, мешочки следует пополнять солью.Процедура закаливания начинается с разогрева стопы. Для этого используют массажеры для стоп, по которым дети проходят босиком. Это могут быть ребристые доски, дорожки из горизонтальных палочек, массажные коврики и т.д. Различные виды ходьбы и бега, включаются в  вводную часть занятия. После того, как стопа «разогрета», проводятся упражнения на солевых дорожках, массажных и сухих ковриках, в комплексе с ритмической гимнастикой для мышц плечевого пояса, рук, спины и живота. Для усиления закаливающего эффекта процедура завершается дыхательной гимнастикой и обливанием стоп прохладной водой.Обливание стоп производится так. Ребенок садится на низкий табурет или детский стул, ноги ставит на деревянный брусок, положенный на дно таза. Воду льют из ковша или кувшина на нижнюю треть голеней и стопы. Длительность обливания 20—30 секунд. Температура воды вначале 27—28°, через каждые 10 дней ее снижают на 1—2 градуса. Конечная температура воды не должна быть ниже 18°. После ножной ванны, обливания или обмывания ноги вытирают досуха, затем растирают руками до легкого покраснения. В нашем детском саду принимаются комплексные меры по формированию, сохранению и укреплению здоровья воспитанников, вашему вниманию представлены некоторые виды занятий по закаливанию в ДОУ.СПЕЦИАЛЬНЫЕ МЕРЫ ЗАКАЛИВАНИЯ

 

1. Ежедневно проводить воздушные ванны в сочетании с физическими упражнениями. 2. Полоскать рот кипяченой водой комнатной температуры после каждого приема пищи. 3. Широко использовать для закаливания и оздоровления нетрадиционное физкультурное оборудование. 4. Ежедневно в утренней гимнастике использовать ритмические  движения.                                       5. Использовать в своей работе динамические, статические  дыхательные упражнения.6. После сна выполнять упражнения для пробуждения. 7. Применять точечный массаж. 8. В весенне-зимний период вводить витаминизацию и фитотерапию.

ЗАКАЛИВАНИЕ ВОЗДУХОМ

Первым требованием для проветривания при проведении закаливания детей в детских учреждениях является сочетание гигиенических условий жизни детей. Это, прежде всего обеспечение чистого воздуха и рациональное сочетание температуры окружающего воздуха и одежды детей. Температура на уровне ребенка от 2 лет до 3 лет +19° - +20о. При такой температуре напряжение процессов терморегуляции у ребенка минимально.  Дети должны находиться в 2-слойной одежде: —  у мальчиков: шорты, майка, рубашка; —  у девочек: майка, хлопчатобумажное платье, гольфы; босоножки. Хождение босиком после сна до 5 минут. Проводится сквозное проветривание (5—7 мин) в отсутствии детей, температура не должна снижаться ниже +18 градусов.

Занятия по закаливанию всех групп проводимые в течении дня.

Утренний прием детей на воздухеУтренняя гимнастика на воздухеТочечный массажОблегченная форма одеждыУмывание холодной водой в течение дняПромывание носаСон при открытых форточкахЗанятия физкультурой в носкахОздоровительная и дыхательная гимнастика после снаБосохождение

Комплекс занятий по закаливанию проводимый после дневного сна.ЦЕЛЬ: Продолжаем знакомить детей с оздоровительными процедурами, формировать потребность в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, приучать ценить своё здоровье; развиваем образное мышление и воображение; упражнять в различных видах ходьбы по массажным дорожкам, по мокрой и сухой дорожке; закреплять умение правильно выполнять общеразвивающие упражнения; формировать доброжелательное отношение друг к другу, создать бодрое, весёлое настроение.1. СОН БЕЗ МАЕЧЕК                                                                                                                      м    Проводится круглый год. На случай понижения температуры из-за перебоев в отоплении или установившейся холодной погоды должны быть подготовлены тёплые носочки на ноги и вторые одеяла. Разумеется, температура в спальной комнате не должна быть ниже +14 градусов Цельсия2. ГИМНАСТИКА ПРОБУЖДЕНИЯ                                                                                б                                                                                 1. Спокойно сделайте вдох, выдох — полным дыханием. 2. Пошевелите пальцами рук и ног. 3. Сожмите пальцы в кулаки. 4. Согните руки в локтях и, подняв их над головой, соедините в замок. 5. Хорошо потянитесь всем телом, вызывая искусственный зевок. 6. Опустите руки. 7. Разотрите ладони до появления тепла. 8.  «Умойте» лицо, шею теплыми ладонями. 9. Потяните правую ногу пяткой, носок на себя. 10. Потяните левую ногу пяткой, носок на себя. 11. Потяните две ноги вместе. 12. Прогнитесь. 13. Сели. 14. Соедините руки в замок и потянитесь, вывернув ладони вверх. 15. Мысленно пожелайте всем родным, близким, друзьям здоровья, добра и радости, хорошего настроения.3.    ТОЧЕЧНЫЙ МАССАЖприменяется с целью улучшения протекания нервных процессов путём воздействия на некоторые активные точки                                                                                                                                                Точечный массаж + пальчиковая гимнастика                                                                                       Крылья носа разотри – раз, два, три                                                                                                                             И под носом себе утри – раз, два, три                                                                                                                Брови нужно расчесать – раз, два, три, четыре, пять                                                                                          Вытри пот теперь со лба – раз, два                                                                                                                 Серьги на уши повесь, если есть.                                                                                                                             Заколкой волосы скрепи – раз, два, три                                                                                                                 Сзади пуговку найди и застегни                                                                                                                           Бусы надо примерять, примеряй и надевай.                                                                                                                 А сюда повесим брошку, разноцветную матрёшку.                                                                                              А сюда браслетики, красивые манжетики.                                                                                                  Девочки и мальчики, приготовьте пальчики.                                                                                                      Вот как славно потрудились и красиво нарядились                                                                                      Осталось ноги растереть и не будем мы болеть

4.    ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА  на свежем воздухе так как дыхательная гимнастика обладает превосходным закаливающим и лечебно-профилактическим действием, предупреждается развитие острых респираторных заболеваний в хронические, способствует очищению слизистой дыхательных путей и глоточного лимфоидного кольца от микробной флоры, обеспечивает дренаж бронхов. Дыхательная мускулатура обретает силу и выносливость, что способствует увеличению сопротивляемости организма простудным заболеваниям.ЗАКАЛИВАЮЩЕЕ ДЫХАНИЕ     Проводится 2—З раза в день.                                                                                                                                                                     «Поиграем с носиком» 1. Организационный момент. «Найди и покажи носик». Дети удобно рассаживаются и показывают свой носик взрослому. 2. Основная часть. Игровые упражнения с носиком. «Помоги носику собраться на прогулку». Каждый ребенок берет носовой платок или салфетку и тщательно очищает свой носик самостоятельно или с помощью взрослого. «Носик гуляет». Взрослый предлагает детям крепко закрыть рот, чтобы он не мешал гулять и хорошо дышать носу. Старшим детям можно предложить выключить дыхание ртом, поджав кончик языка к твердому нёбу. В обоих случаях вдох и выдох выполняется через нос. «Носик балуется». На вдохе ребенок оказывает сопротивление воздуху, надавливая большим и указательным пальцами одной руки на крылья носа. «Носик нюхает приятный запах». Ребенок выполняет 10 вдохов-выдохов через правую и - левую ноздрю, поочередно закрывая их указательным пальцем. «Носик поет песенку» На выдохе малыш постукивает указательным пальцем по крыльям носа и поет: «Ба-бо-бу». «Погреем носик». Ребенок располагает на переносице указательные пальцы и выполняет ими движение к крыльям носа, затем вверх и обратно. Таким образом, делается как бы растирание.                                                                                            3. Заключительный этап. «Носик возвращается домой». Дети убирают платки и салфетки. Показывают взрослому, что их носик вернулся.                                                  П р и м е ч а н и е. Игровые упражнения можно сопровождать стихами:ььь       «Поиграем с носиком»Подходи ко мне, дружок,                                                       ьььььь И садись скорей в кружок. Носик ты быстрей найди, Тете _____________ покажи.Надо носик очищать, На прогулку собирать. Ротик ты свой закрывай, Только с носиком гуляй. Вот так носик-баловник! Он шалить у нас привык.                          Тише, тише не спеши, Ароматом подыши. Хорошо гулять в саду И поет нос: «Ба-бо-бу». Надо носик нам погреть, Его немного потереть. Нагулялся носик мой, Возвращается домой.

5.    ХОДЬБА (повышает устойчивость организма к резким колебаниям температуры и к переохлажденю)по массажным дорожкам, босиком (разогревание стоп). Ходьба по мокрой и сухой дорожке.6.  ОБШИРНОЕ УМЫВАНИЕ                                                                                                                  Ребёнок должен:•    открыть кран с водой, намочить правую ладошку и провести ею от кончиков пальцев до локтя левой руки, сказать «раз»; то же проделать левой рукой.•    Намочить обе ладошки, положить их сзади на шею и провести ими одновременно к подбородку, сказать «раз».•    Намочить правую ладошку и сделать круговое движение по верхней части груди, сказать «раз».•    Намочить обе ладошки и умыть лицо.•    Ополоснуть, «отжать» обе руки, вытереться насухо.Примечание.  Через некоторое время длительность процедуры увеличивается, а именно: каждую руку, а так же шею и грудь дети обмывают по два раза, проговаривая «раз, два» и т.д.

надо стремиться к тому, чтобы закаливание вызывало только положительные эмоцииИТОГ: Спросить у детей:- Что мы сейчас делали?- Вам понравилось? - Зачем мы это делаем?

ЗАКАЛЯЙСЯ, ЕСЛИ ХОЧЕШЬ БЫТЬ ЗДОРОВ

Гимнастика пробуждения     

Массаж стоп     Массажные дорожки

Ходьба по мокрой и сухой дорожке     Умывание

< Предыдущая Следующая >
 

doshkolnik.ru

Закаливающие процедуры после сна в ясельной группе

Из опыта работы

«Закаливающие процедуры после сна в ясельной группе»

 

Мосиенко Елена Юрьевна,

воспитатель МКДОУ № 16,

 г. Новосибирск

Воздушное закаливание

С приходом в детский сад у ребёнка начинается новый этап в его жизни. Он попадает в новую обстановку, в которой чувствует себя дискомфортно, что отражается на его настроении и поведении. В первое время пребывания малыша в детском саду осложняется поведенческая реакция, нарушаются сон, питание, коммуникативность, что в конечном счете отрицательно сказывается на его состоянии здоровья. Поэтому нельзя недооценивать важность проведения закаливающих процедур с детьми второго года жизни.

Здесь также не следует стремиться к проведению специальных закаливающих процедур. Важно помнить об их регулярности и игровой форме проведения. Так, например, при мытье рук читают потешку «Водичка, водичка… ». Задача воспитателя – с самого раннего возраста учить малышей самим видеть необходимость выполнения тех или иных действий, в данном случае – гигиенических. Необходимо помнить, что нельзя проводить закаливающие процедуры, которые не нравятся малышу. Они должны доставлять ему радость и удовольствие.

Незаменимое воздействие на укрепление здоровья оказывают физические нагрузки: утренняя гимнастика, физкультурные занятия, подвижные игры. Особо эффективны занятия физкультурой на свежем воздухе. Одной из нетрадиционных форм закаливания является пальчиковая гимнастика, которая благотворно влияет на координацию движений, способствует развитию мелкой моторики рук, их силы. Игровая форма проведения данного вида закаливания не только развлечет малышей, но и будет способствовать формированию их представлений об окружающем мире. Свежий воздух должен постоянно окружать ребёнка, даже если он находится внутри помещения.

Из воздушных процедур в детских садах проводятся следующие меры по закаливанию:

— сон на открытом воздухе;

— прогулки на свежем воздухе;

— воздушные ванны.

 Помещения, в которых находятся дети, должны быть хорошо проветриваемыми, и это тоже входит в программу закаливания. Воздушные ванны — ценные закаливающие мероприятия, которые проводятся при температуре воздуха в помещение 19-22 градуса. Затем путем проветривания понижают до 18 градусов один раз в день. Первоначальная продолжительность воздушных ванн 5 минут, затем увеличивается до 30 минут. Детки одеты в майки и трусики. Воздушные ванны проводятся 1 раз в день. Закаливания начинается с пробуждения. Регулярное закаливание и помогает укрепить повысить иммунитет у детей. Воздушное закаливание наиболее эффективно при движении детей.

— Гимнастика пробуждения «Солнышко проснулось, потянулось». Детки в кроватках делают гимнастику (подтягивание рук и ног, круговые движения).

— Легкий массаж «Веселые ручки, резвые ножки» («Поутюжить» руки, ноги от пальчиков вверх, разгладить спинку, грудь) – (развитие внимания, умение действовать согласованно) .

Дыхательная гимнастика обладает превосходным закаливающим и лечебно- профилактическим действием, предупреждается развитие острых респираторных заболеваний в хронические, способствует очищению слизистой дыхательных путей и глоточного лимфоидного кольца от микробной флоры, обеспечивает дренаж бронхов. Дыхательная мускулатура обретает силу и выносливость, что способствует увеличению сопротивляемости организма простудным заболеваниям.

— Дыхательные упражнения «Ветерок», «Пузыри» (сначала необходимо расслабиться, начинать потихоньку вдыхать воздух, глубокий вдох-задержка-выдох: Струя воздуха идёт через приоткрытый рот — задержка, повторить упражнение несколько раз),

— «Найди свой носик» (дети показывают свой носик взрослому) — «Носик поет песенку» (ребенок выполняет 10 вдохов-выдохов через правую и левую ноздрю, поочередно закрывая их указательным пальцем.)

 — Закаливающие упражнения: дети выходят в группу под музыкальное сопровождение и проходят босиком в обычных условиях, по ребристым и пуговичным дорожкам с произвольными движениями рук (подтягивание рук вверх, в стороны и т.д.), упражнения по профилактике плоскостопия.

— Самомассаж (поглаживание ладошек, коленей, локтей, живота).

После всех мероприятий детки обучаются и проходят в ванную комнату.

 – Обширное умывание. Ребёнок должен:

  • открыть кран с водой, намочить правую ладошку и провести ею от кончиков пальцев до локтя левой руки, сказать «раз»; то же проделать левой рукой.
  • Намочить обе ладошки, положить их сзади на шею и провести ими одновременно к подбородку, сказать «раз».
  • Намочить правую ладошку и сделать круговое движение по верхней части груди, сказать «раз».
  • Намочить обе ладошки и умыть лицо.
  • Ополоснуть, «отжать» обе руки, вытереться насухо.

Игры с водой — одни из любимых детских забав и неудивительно, ведь игры с водой полезны не только для развития тактильных ощущений и для мелкой моторики. Вода развивает различные рецепторы, успокаивает, дарит положительные эмоции. А что может быть лучше, чем счастливое лицо ребенка!

Контроль эффективности закаливания осуществляется по следующим показателям: 1. Снижение возбудимости, быстрое засыпание, глубокий сон. 2. Желание детей выполнять закаливающие процедуры, положительный эмоциональный настрой во время их проведения. 3. Совершенствование вегетососудистой реакции у детей — повышение кожной температуры кистей рук (теплые руки в течение дня). 4. Комплексная оценка здоровья детей и перераспределение по группам здоровья. 5. Динамика заболеваемости у детей: уменьшение числа часто болеющих детей, число случаев заболеваний ОРЗ на одного ребенка, сокращение длительности одного заболевания (в днях), число дней, пропущенных одним ребенком по болезни за год.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

detstvogid.ru

Комплексы закаливающих мероприятий для детей различных возрастных групп

Грудной возраст

Температура воздуха в комнате 20 – 22°С.

Закаливающие процедуры:

  1. Кратковременная воздушная ванна (2 – 4 мин.) при каждой смене белья, пеленании.

  2. Воздушная ванна с массажем и гимнастикой в течение 4 мин. В первые месяцы и 10 – 12 мин.- в конце первого года.

  3. Умывание (температура воды в первые недели 28°С, в течение года ее снижают до 20°С).

  4. Дневной сон на открытом воздухе 2-3 раза в день при температуре воздуха от -12 до +30°С.

  5. Общая ежедневная ванна при температуре воды 36 – 37°С продолжительностью 5 – 6 мин. с последующим обливанием (температура воды 34 – 35°С).

  6. Пребывание в манеже на открытом воздухе (летом) или в хорошо проветренном помещении (зимой).

  7. Летом пребывание 2 – 3 раза в день под рассеянными лучами солнца. Начинают процедуру с 3 – 4 мин. и постепенно доводят до 10 мин.

Возраст 1-3 года.

Температура воздуха в комнате 18 – 19°С.

Закаливающие процедуры:

  1. Воздушная ванна во время утренней гимнастики и умывания.

  2. Умывание (температура воды в начале закаливания 28°С, в дальнейшем ее постепенно снижают до 18 – 16°С). Детям старше 2 лет моют шею, верхнюю часть груди и руки до локтя.

  3. Дневной сон на открытом воздухе при температуре от -15 до +30°С в безветренную погоду.

  4. Прогулки 2 раза в день при температуре воздуха в пределах от -15 до +30°С.

  5. Пребывание под лучами солнца от 5 – 6 до 8 – 10 мин. 2 – 3 раза в день.

  6. Общее закаливание и душ после прогулки (начальная температура воды 34 – 35°С, постепенно ее снижают до 24 – 26°С).

  7. Обливание ног перед дневным сном (начальная температура воды 28°С, постепенно ее снижают до 18°С).

  8. Общая ванна при температуре воды 36°С продолжительностью 5 мин. с последующим обливанием (температура воды 34°С) перед ночным сном 2 раза в неделю.

Дошкольный возраст

Температура воздуха в комнате 16 – 18°С.

Закаливающие процедуры:

  1. Воздушная ванна во время утренней гимнастики и последующего умывания. Продолжительность воздушной ванны 10 – 15 мин., из которых на гимнастику отводят 6-7 мин.

  2. Умывание (температура воды 24°С). Моют шею, верхнюю часть груди и руки выше локтя. Дети старшего возраста обтираются до пояса.

  3. Дневной сон на открытом воздухе при температуре от -15 до +30°С.

  4. Прогулки 2 раза в день при температуре воздуха от -15 до +30°С.

  5. Пребывание под лучами солнца от 5 – 6 до 10 – 15 мин. 2 – 3 раза в день.

  6. После прогулки общее закаливание или душ при температуре воды 34°С в начале закаливания с постепенным ее снижением до 25 – 24°С.

  7. Обливание ног перед дневным сном (начальная температура воды 28°С, постепенно ее снижают до 16°С).

  8. Общая ванна при температуре воды 35 – 36°С с последующим обливанием (температура воды 33°С) перед ночным сном 2 раза в неделю.

Медицинский контроль за проведением закаливающих процедур.

Ответственность за правильную организацию работы по закаливанию детского организма несет заведующая и врач, обслуживающий дошкольное учреждение.

Заведующая

    1. Осуществляет контроль за работой медицинского, педагогического и обслуживающего персонала по закаливанию детей всех возрастных групп детского коллектива и отдельных детей.

    2. Организовывает обучение воспитателей и обслуживающего персонала методике проведения всех мероприятий по закаливанию, регулярно проверяет, как выполняются указания врача.

    3. Устанавливает контакт с родителями, добиваясь согласованной единой системы закаливания детей в дошкольной учреждении и в семье.

    4. Обеспечивает оборудованием и все необходимые условия для осуществления всего комплекса по закаливанию детского организма.

    Врач

    1. Разрабатывает план мероприятий по закаливанию детей в разные сезоны года на основе данных тщательного изучения здоровья каждого ребенка, его физического воспитания в семье и в детском саду.

    2. Дает конкретные указания для медицинского и обслуживающего персонала по организации и методике проведения всех мероприятий по закаливанию детей в каждой возрастной группе данного дошкольного учреждения.

    3. Обучает медицинский, педагогический и обслуживающий персонал методике проведения закаливающих процедур.

    4. Проводят беседы с родителями о значении закаливания для укрепления здоровья детей, обучает их методике проведения разных мероприятий по закаливанию ребенка в семье.

    5. Осуществляет систематический контроль за работой персонала по закаливанию детей в каждой возрастной группе, за соблюдением врачебно-медицинских указаний по отношению к детскому коллективу и каждому ребенку в отдельности.

    6. Посещает, в соответствии с планом работы, все возрастные группы дошкольного учреждения (каждую группу не реже 1 раза в месяц). Регулярно наблюдает за влиянием системы закаливания на состояние здоровья каждого ребенка.

    7. Знакомит воспитателей с результатами влияния закаливающих мероприятий на состояние здоровья детей, и, при необходимости, вносит соответствующую коррекцию (в зависимости от степени закаленности детей, эпидемической обстановки, заболевания ребенка, изменения погодных условий, сезона и т.д.).

    Медицинская сестра

    1. Участвует в организации всей работы по закаливанию детей в соответствии с разработанным врачом планом.

    2. Составляет и контролирует режим проветривания, график проведения специальных процедур.

    3. Помогает воспитателю и няне овладевать методикой намеченных в плане мероприятий.

    4. Ежедневно проверяет четкость и тщательность их проведения, следит за самочувствием и реакцией детей.

    5. Регулярно информирует врача о ходе и результатах закаливания, о своих наблюдениях за детьми.

    Воспитатели.

    1. При помощи няни-уборщицы, руководствуясь назначениями врача, осуществляет весь комплекс мероприятий по закаливанию организма в своей группе.

    2. Продумывает организацию детского коллектива и взрослых при проведении закаливающих процедур.

    3. Следят за самочувствием детей, воспитывая у них положительное отношение к закаливанию.

    4. Следят, чтобы одежда соответствовала температуре воздуха в помещении и на улице.

    5. Ведут учет проведения специальных закаливающих процедур, отмечая в табеле, кто из детей получил их и в какой дозировке.

    Методики определения степени закаленности организма. Закаленность организма можно определить при комплексном использовании ряда методик. Исследуют сдвиги теплоощущения, падение температуры кожи в различных микроклиматических условиях, разницу между температурой кожи груди и большого пальца ноги, изменения сосудистых реакций при охлаждении, определяют термоассиметрию, среднюю взвешенную температуру, иммунологическую реактивность организма и изучают частоту простудных заболеваний. Принимая во внимание, что исходные данные этих показателей зависят от индивидуальных особенностей организма, об их сдвигах можно судить только при динамическом обследовании.

    Исследование теплоощущения

    Одним из показателей закаленности является отношение организма к данным микроклиматическим условиям. Исследования ведутся в заданных температурных режимах воздуха. Требуемые микроклиматические условия в помещении достигаются с помощью широкой аэрации. Первоначальные исследования проводят в комфортных условиях (температура воздуха в помещении +22…+18°С, в зависимости от возраста детей), последующие – с постепенным снижением ее до 15°С (скорость движения воздуха – не более 0,1 м/с, относительная влажность – 40 – 60%). После установления необходимой температуры в помещении дети рассаживаются на некотором расстоянии от источников тепла. Затем на уровне груди сидящих детей вторично определяют температуру воздуха. После этого дети раздеваются до пояса и обнажают левую ногу. Хорошее тепловое состояние ребенка определяется наличием свободной позы, нормальной окраски кожи и слизистой оболочки губ. Понижение теплового состояние различают по степеням.

    1 степень характеризуется побледнением лица, скованностью осанки, ощущением незначительного охлаждения.

    2 степень характеризуется неприятным теплоощущением (прохладно, холодно), посинением губ, появлением «гусиной кожи» и иногда икоты. В случае если наблюдается понижение теплового состояния 1 и 2 степени, отмечают ребенку время и велят одеваться.

    Через 30 минут после начала исследования одеваются все остальные дети. Считается, что температура воздуха, при которой ребенок в течение 30 минут сохраняет хорошее тепловое состояние, являющееся показателем уравновешенного состояния теплообмена на данное время, свидетельствует о степени закаленности организма. С другой стороны, время в течение которого обнаженный ребенок сохраняет хорошее теплоощущение при заданных условиях, также является показателем его закаленности. Теплоощущение ребенка несколько субъективно и не всегда можно уловить 1 стадию понижения его теплового состояния. Объективным показателем теплового состояния является кожная температура. Температура кожи под влиянием охлаждения снижается. В связи с этим целесообразно при описанном выше исследовании произвести измерение кожных температур. С помощью электротермометра измеряют температуру кожи груди по левой сосковой линии на 2 см выше соска и температуру тыльной поверхности фаланги большого пальца левой ноги. Измерения проводятся в самом начале исследования и через 30 минут. У закаленного ребенка при снижении температуры воздуха в помещении до определенного предела температура кожи изменяется незначительно. Так, при хорошем тепловом состоянии температура кожи груди падает на 0,5 – 1,5°С, стопы – на 1 – 2,5°С. У детей с незначительным ухудшением теплового состояние падение температуры кожи груди почти на отличается от падения ее у детей с хорошим тепловым состоянием (снижается на 1 – 1,8°С), но температура кожи большого пальца ноги падает на 3 – 5°С. Большое падение температуры кожи наблюдается у детей со значительным ухудшением теплового состояния: температура кожи груди падает на 2 – 3°С, ноги – на 4 – 8°С. Дополнительным критерием теплового состояния является градиент между температурой кожи груди и большого пальца ноги. При разнице температур до 6°С отмечается удовлетворительное тепловое состояние ребенка, увеличение этой разницы в сторону понижения температуры ноги более чем на 6°С свидетельствует о нарушении теплового состояния – охлаждении, сближение показателей наблюдается при перегреве.

    studfiles.net


    KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта