Содержание
«Коллаборанты в панике». Жизнь на освобожденных территориях
Украина практически полностью освободила от российской оккупации Харьковскую область страны. С возвращением этой территории под украинский контроль сюда возвращаются мирные жители, покинувшие ее после начала войны – даже когда возвращаться приходится на руины.
Вместе с ними в освобожденные города и села приезжают журналисты и фотографы. В их числе – супруги Влада и Константин Либеровы. До начала полномасштабного российского вторжения они жили в Одессе, были свадебными фотографами и преподавали фотомастерство. Сейчас их фотографии публикует у себя в соцсетях президент Украины Владимир Зеленский.
Эти снимки не всегда похожи на другие фотографии военных корреспондентов: на них война предстает не только ужасной, но и по-своему красивой, как будто фотограф не захотел отказываться от приемов, привычных для создания «лав-стори» в инстаграме. Константин и Влада соглашаются с этим: они считают, что так могут донести свое послание до большего числа людей, в первую очередь – в социальных сетях. Такой подход вовсе не делает работу фотографов менее рискованной: супружеская пара не раз попадала под обстрелы и рисковала жизнью, побывав практически во всех «горячих точках» этой войны.
Украинский солдат обнимает свою невесту, фото Влады и Константина Либеровых
В интервью Радио Свобода Влада и Константин Либеровы рассказали о том, что они увидели и услышали на освобожденных территориях Харьковской области, как война порой порождает ощущение абсурдности происходящего и почему оба они, живя всю жизнь в русскоязычной среде, теперь даже друг с другом говорят только по-украински.
«Мягкая жесткая фильтрация»
– Расскажите вкратце, чем вы занимались до войны?
Константин: До войны мы занимались тем, что снимали свадьбы и занимались преподаванием фотографии.
Влада: Да, мы были достаточно известны в сфере свадебной фотографии, обучали, очень хорошо зарабатывали, как по украинским, так и не только по украинским меркам, хорошо жили. А потом началась война и нас, как говорят, жмыкнуло так, что мы поняли: всё…
Константин: Мы больше не можем заниматься тем, чем занимались до этого. Сейчас мы посвящаем себя исключительно тому, что не даем забыть про войну в Украине.
Влада: Да, мы решили, что это будет наш фронт, и мы на нем решили отдаваться до конца.
Освобожденная Харьковская область, Купянский район, «Уазик» с тактическим знаком «Y», который, по словам украинских военных, используют «кадыровцы». Фото Влады и Константина Либеровых
– Судя по вашим снимкам, вы уже успели побывать на освобожденных территориях Харьковской области. Где вы были, что увидели, и отличается ли картинка от той, что была в апреле в освобожденных городах и селах Киевщины?
– Мы были в Изюме, в Шевченково, в Новой Камышевахе, будем завтра в Балаклее. Да, картинка отличается, конечно. Нет таких разрушений.
Константин: Видно, что были бои, но бои были достаточно локальными.
Влада: Да, и в целом по разговору с местными можно сказать, что оккупация прошла для них терпимо. Они все очень рады видеть, что их земли вернулись в родную страну, они все очень рады видеть украинцев, слышать украинскую речь, они действительно, мы видели это сами, со слезами на глазах встречают украинских солдат. Но при этом я могу сказать, что в этот раз у меня сложилось такое мнение: естественно, и жертвы у этой оккупации есть, и были преследования людей, у которых есть в истории военная служба или какая-то связь с украинскими властными структурами…
Шевченково, Харьковская область Украины. Сын впервые за 6 месяцев обнимает отца, который провел все это время в оккупации. Фото Влады и Константина Либеровых
Константин: То есть репрессии были однозначно.
Влада: Да, репрессии и жесткая фильтрация – это все было.
Константин: «Мягкая жесткая фильтрация», понимайте как знаете.
Влада: Ну, как вам сказать: в Балаклее, насколько я знаю, у них даже находили комнаты пыток. То есть это все присутствовало, но относилось только к людям, которые были или с явной гражданской позицией, или…
Константин: Или высказались против России, против оккупации.
Влада: То есть в целом, если ты был тише воды ниже травы, это могло тебя обойти.
Константин: Почти так же было в Балаклее. У них там была большая проблема с магазинами, с поставками, с коммунальными службами, с полицией, то есть это все просто не работало все это время.
Влада: Ну, не только, и Изюм – та же история, да.
Шевченково, Харьковская область. Пожилой мужчина показывает разрушения в своем доме. Фото Влады и Константина Либеровых
«Здравствуйте! Это коллаборант!»
– Люди верят, что деоккупация навсегда? Пришла Россия, людям, которые, может быть, ее поддерживали, сказала: «Это навсегда», – но вот не получилось навсегда, ушла. А украинцы, которые ждали освобождения, боятся, что что-то опять поменяется?
Константин: Нет, они уже абсолютно уверены, что ничего не поменяется. Они видели, как уходила российская армия, они радовались тому, что уходила российская армия, плюс у нас очень много историй о том, что происходит с коллаборантами. Про них местные же просто говорят: «Здравствуйте! Это коллаборант». Кроме того, коллаборантов… сейчас, даже если человек в Украине получил российский паспорт, со слов местных жителей и полицейских из Шевченково, Россия просто не пускает его на свою территорию.
Влада: С этим же паспортом, да. То есть ты с российским паспортом, полученным на территории Украины, пытаешься бежать, потому что ты сторонник России, ты коллаборант, ты пытаешься бежать в свою обитель, но она тебя не пускает и разворачивает тебя обратно.
Константин: Поэтому, скажем так, абсолютно все коллаборанты на всех территориях сейчас в легком…
Влада: В легкой панике, да, потому что «своих не бросаем», оказывается, немножко не так работает.
Российский флаг на бигборде в одном из городов Харьковской области, освобожденных ВСУ. Фото Влады и Константина Либеровых
«Прогремел взрыв, а в соседнем квартале люди кофе пьют»
– Вы сейчас базируетесь в Харькове. Харьков тоже далеко не самое спокойное место, обстрелы с территории России продолжаются. Как выглядит жизнь в городе, насколько это опасно? Насколько это страшно?
Константин: Вы должны понимать, что та же оккупация, работа артиллерии и ракетные обстрелы – это совершенно разные вещи. Харьков сейчас подвергается именно ракетным и артиллерийским обстрелам.
Влада: Тяжелее всего приходится тем городам, у которых вплотную артиллерия, так называемые прифронтовые города, потому что этих городов физически нет, там невозможно жить, потому что тебя рано или поздно там убьет. Такую картину можно сейчас наблюдать, например, в городе Бахмут Донецкой области, в городе Соледар, в городе Северск. Ты туда приезжаешь и понимаешь, что тебя там убьет, если ты задержишься хотя бы на час или на два. Если брать сейчас Харьковскую область, действительно, артиллерийские обстрелы происходят реже, хотя все еще иногда достает. Нужно понимать, что эта война, она очень «контрастная». Допустим, только что прогремел взрыв, паника, едут машины, «скорая», пожар, а в соседнем квартале люди как пили кофе, так и пьют.
11 сентября, пожар на Харьковской ТЭЦ-5 в результате российского обстрела. Фото Влады и Константина Либеровых
Константин: Они даже не открывают новости, чтобы узнать, что случилось.
Влада: Да, адаптация произошла очень быстро, и люди хватаются за жизнь, хватаются за цивилизацию, пытаются это все поддерживать.
Константин: Допустим, утром ударило по какому-то дому, мы с Владой – там ужас, разрушения, мы это сфотографировали, и при этом мы пошли в центре в кофейню обрабатывать эти фотографии. Это настолько абсурдный контраст, что, когда ты начинаешь об этом задумываться, тебе становится немножко не по себе.
Николаев, 31 июля, спасатели в квартире жилого дома, разрушенного в результате российского обстрела. Фото Влады и Константина Либеровых
«У всех позиция, что нет ничего страшнее оккупации»
Влада: Вы спросили, считают ли украинцы в Харьковской области, что их освободили навсегда. Мы были в селе Вернополье. Это село не было оккупировано, но это село было линией фронта. Его фактически стерли с лица земли.
Константин: Буквально, то есть нет ни одного целого дома, ни одной целой крыши, ни одной целой стены.
Влада: Это маленькое село, и там на протяжении последних трех месяцев были очень активные бои. Камня на камне не осталось. Позавчера мы там были и, к своему удивлению, застали просто удивительную картину: туда возвращаются местные.
Константин: Дороги нет, ничего нет, ты едешь по полю…
Влада: И туда возвращаются люди. Мы говорили с такими людьми. Они выходят из полуразрушенного дома, и они счастливы, что все закончилось, они очень поддерживают украинскую армию, они благодарны им за то, что те отстояли село. Потому что у всех позиция такая: нет ничего страшнее оккупации. У всех позиция: ну, что, мы здесь, мы будем отстраивать, мы будем делать. А еще неделю назад село страшно крыли артиллерией.
Константин: Люди не могли ходить по улице. И танки работали, тоже очень страшная вещь.
Влада: Танки, да. Неделю назад еще было вот так, а сейчас туда возвращаются местные, чтобы отстраивать село, чтобы вернуться домой и жить дальше.
Вернополье, украинский военный смотрит на автомобиль, в котором при российском обстреле погиб его сослуживец. Фото Влады и Константина Либеровых
«Украинцы не дают забыть о себе»
– Вы сказали, как вы после съемок в том же Харькове возвращаетесь в кафе в центре города, спокойно обрабатываете фотографии. Видите ли вы сами свою задачу в том, чтобы напоминать: война здесь, война рядом?
Константин: Да, это сейчас наша главная задача – сделать так, чтобы про войну не забыли. Может быть, это звучит странно, но мы хотим показывать все эти ужасы красиво.
– Когда я смотрел ваши фотографии, мне вспомнилась наделавшая шуму фотосессия, которую устроила Елене Зеленской знаменитая Энн Лейбовиц. Ее критиковали за то, что фотографии вышли для военного времени слишком красивыми, слишком гламурными, что ли. Глядя на ваши снимки с войны, мне кажется, кто-то мог бы сказать то же самое. Вам говорили это?
– Нам не говорили, что гламурно. Мы понимаем, что мы отличаемся от классической документальной фотографии, но мы ничего не будем в этом менять. Потому что, как правильно сказал Костя, сегодня одним из наших фронтов работы являются социальные сети. В принципе, если проанализировать современную войну, ее называют одной из самых задокументированных, потому что у каждого есть телефон, у каждого есть социальные сети и каждый имеет возможность выложить пост в инстаграме, в фейсбуке, в твиттере и прокричать о своей собственной боли. Наша фотография – это та фотография, которую берут блогеры, которую берут большие медиа. С помощью нее очень часто люди могут говорить о своей боли, даже если они не видели ее своими глазами. И это хорошо, потому что если, допустим, сегодняшняя публикация набирает от 10 до 100 тысяч репостов, мы понимаем, что сегодня от 10 до 100 тысяч человек напомнили с помощью наших фотографий и себе, и миру о том, что в Украине война. А так бы они, возможно, не сделали этот репост, не сделали это напоминание. Я всерьез считаю, что сегодня одна из причин, по которой Украина стоит, по которой Украина держится, это то, что о нас не забывают. Не забывают в том числе и наши западные партнеры, но и мы не даем о себе забыть сами.
Украинский военный держит арбуз на фоне ракетной установки, ведущей огонь по позициям противника. Фото Влады и Константина Либеровых
Константин: Потому что мы об этом постоянно кричим.
Влада: Знаете, мы недавно смотрели с Костей документалку о военных преступлениях России в Сирии. Сначала понимаешь, что там было все то же самое…
Константин: А потом, к своему ужасу, ты понимаешь, что ты об этом даже не знал. Это просто ужасное осознание того, что, оказывается, Россия там делала все то же самое: стертые города, когда ты видишь, что нет просто целого дома на улице, все это уже было, а я об этом даже не знаю.
Влада: Да, так и есть. Но я не к тому это говорю. Мы видим сюжет о том, как Россия использовала химическое оружие, и вот ты видишь картинку, ты видишь, что лежит бедный маленький мальчик, рядом его мама, мальчик погиб. Этот сюжет наверняка разлетелся по средствам массовой информации, то есть журналисты уделили этому время. Но когда сюжет «отыграл», то об этом мальчике, об этой женщине все забыли, потому что в тех краях на тот момент по крайней мере, не было этой вот культуры и умения – взять телефон и самостоятельно прокричать о собственной боли. В этом смысле украинцы молодцы, потому что мы постоянно напоминаем о себе сами. И мы с Костей, я считаю, помогаем этому.
Мама и дети на вокзале в ожидании эвакуации. Фото Влады и Константина Либеровых
«Видишь очередное мертвое тело, и просто не понимаешь»
– Война – это смерть. Были ли вы шокированы смертями, когда она началась? Смогли ли привыкнуть видеть смерть? Что вообще было самым страшным, что вы увидели и смогли запечатлеть за эти полгода?
Константин: Мы столько всего видели…
Влада: Привыкнуть к этому нельзя.
Константин: Я думал, что привыкнешь, но ты видишь очередное мертвое тело, и ты не понимаешь, на самом деле ты просто не понимаешь.
Влада: Когда началась война, меня не покидала мысль, что это не может быть правдой, не может быть всерьез, потому что я не верила, отказывалась осознавать, что сегодня, завтра чей-то отец, сын, муж пойдет на войну и не вернется. Ну, как же так?
Константин: Да, что такого не бывает.
Влада: Я не могла себе представить, потому что я сама чья-то дочь, у меня есть муж, есть отец, и представить, что вчера еще все было хорошо, у нас была жизнь, у нас были планы, а завтра мой муж пошел и не вернулся – для меня это равносильно краху всего, это страшно представить. И тем не менее, тысячи и тысячи украинских семей сейчас проходят через это… Мне очень страшно, что это становится в каком-то смысле статистикой. Одна из причин, почему мы с Костей делаем то, что мы делаем, заключается в том, что мы хотим увековечить глаза наших бойцов, глаза наших героев, которые нас защищают, чтобы они не превратились со временем в статистику. Поэтому до конца к этому ты никогда не привыкнешь, мне кажется. А если привыкнешь, значит, нужно срочно менять сферу деятельности. Потому что ничего искреннего ты уже не сможешь сделать, для тебя это стало рутиной.
29 июля, Николаев, окровавленная женская обувь рядом с остановкой транспорта, в результате удара по которой погибли пять мирных жителей. Фото Влады и Константина Либеровых
«Стараемся быть как можно ближе»
– Оказывались ли вы сами в ситуации, когда рисковали своей жизнью, когда вас накрывал обстрел во время съемок?
Константин: Конечно. Это происходит постоянно. Мы ездим вдоль всей линии фронта. Нас часто спрашивают, все удивляются: «Как это вы были там-то или там-то?» Как бы у нас получалось снимать то, что мы снимаем, если бы мы не бывали там, где стреляют?
Влада: Для нас есть хороший ориентир в этом смысле – фраза Роберта Капы, что если твои снимки недостаточно хорошо, значит, ты был недостаточно близко. Поэтому с первых дней войны мы стараемся быть как можно ближе. Да, это влечет последствия в виде обстрелов, в виде опасности для жизни. Это часть работы, это издержки профессии.
Константин: И мы это прекрасно понимаем.
Влада: Мы прекрасно отдаем себе в этом отчет. Мы это обсуждали не раз, что что-то может произойти с каждым из нас. Мы стараемся быть осторожными.
Константин: Да, мы осторожны.
Влада: Мы осторожны, но мы прекрасно понимаем, что, да, это повышенный риск.
Июль 2022 года, Украина, пшеничное поле, загоревшееся в результате российского обстрела. Фото Влады и Константина Либеровых
«Тщеславие нас оставило»
– Ваши фотографии, как вы сами сказали, публикуют и большие СМИ, и известные блогеры, но их публикуют и украинские официальные ведомства, например, Государственная служба по чрезвычайным ситуациям, даже сам Владимир Зеленский. Встречались ли вы с ним, хотели бы? Помогает ли признание со стороны властей попасть туда, куда другим фотографам вход закрыт?
Константин: Я бы не сказал, что сейчас есть какое-то признание. Мы надеемся, что оно все-таки будет, но все эти фотографии мы им даем сами, для того чтобы у них был контент. Та же спасательная служба – мы что-то отсняли, я знаю их пресс-службу, я отправляю ей эти фотографии. И так у нас со всем.
Влада: Я постараюсь объяснить, чтобы вы меня правильно поняли. У нас сейчас сложилась такая ситуация, что представители властных структур – это приятные люди. Для меня это удивительно, честно, потому что мне 30 лет, и я очень долгое время была полностью аполитична, мне это все было совершенно неинтересно. Сейчас, когда ты в госструктурах встречаешь адекватных людей, часто наших ровесников… Знаете, как приятно, когда ты понимаешь, что Украина – страна молодых? Это здорово. Это, я считаю, суперздорово, потому что именно поэтому мы развиваемся, именно поэтому мы победим. С ними приятно и сотрудничать, и общаться. Нет, мы не встречались лично с президентом. Я надеюсь, однажды это может случиться, нам очень приятно, что пресс-служба президента берет наши работы, для нас это…
Константин: Достаточно часто берет наши работы.
Влада: Да. И для нас, когда это произошло впервые, это было сродни празднику. Мы действительно почувствовали какое-то признание. Но вообще, если касаться признания – странная штука, но если раньше в профессии мы были очень тщеславны, то сейчас поняли, что тщеславие нас как-то так оставило. Мы, например, даже не присутствовали на открытии собственной персональной выставки в Киеве.
Константин: Мы отменили прямой эфир на канале «1+1», куда нас пригласили.
Влада: Мы отменили телевидение, мы отменили какую-то встречу в министерстве. То есть все эти штуки, которые греют твое тщеславие, твое эго, мы очень легко от них отказываемся, часто не замечаем их, потому что мы сейчас увлечены тем, что мы делаем.
Украинский военный летчик на крыле своего самолета, фото Влады и Константина Либеровых
– Кто для вас главный герой этой войны?
Влада: Я думаю, у нее много героев.
Константин: Нельзя выделить какую-то одну касту. Сейчас вся Украина как никогда максимально слаженна на уровне любого ведомства, на уровне от простого солдата до командира бригады, все работает. Мы сказали, что у нас нет тщеславия – это, наверное, присутствует в нашей армии, во всех наших службах, сейчас абсолютно все работают в первую очередь на победу, а не на личные достижения. Столько этих историй про каких-то наших героических солдат, что ты не можешь выделить какую-то одну.
Влада: Я бы сказала, что главный герой этой войны – это украинский народ. И в народ мы будем включать всех, от рядового солдата до президента, до [главнокомандующего ВСУ Валерия] Залужного. Все, кто сегодня делают что-то, это главные герои.
Дмитрий Марченко, генерал-майор ВСУ, начальник Главного управления разведки и сопровождения материального обеспечения армии, командующий обороной Николаева. Фото Константина и Влады Либеровых
«У нас в семье тоже смеялись над украинским языком»
– Вы сами из Одессы, в общем-то, русскоязычного города, и первый пост в инстаграме после войны вы написали по-русски. Сейчас пишете только по-украински. Когда и почему это поменялось? И какие чувства вы сейчас испытываете к России и к русскому языку?
Влада: Мы перешли на украинский язык и в общении друг с другом, и во всем, что связано с нашим публичным пространством. Это наш блог, мы перешли на украинский. Хотя это было непросто, потому что мы…
Константин: Мы русскоговорящие.
Влада: Да, мы русскоговорящие. То есть мы сейчас говорим с вами по-русски, потому что вы говорите по-русски с нами.
Константин: Стал ли для нас русский язык символом чего-то плохого? Однозначно. В первые дни войны я четко почувствовал, что, если бы мы все говорили на украинском языке, если бы у нас не было этих русскоговорящих регионов и прочего, всего, что сейчас случилось, не было бы. Одна из первых вещей, которую я сделал [после начала войны], я поменял язык на своем телефоне, и на своем компьютере, и во всех приложениях браузера.
Влада: Понимаете, нам очень грустно, больно осознавать, что, несмотря на все то, что сейчас происходит, многие до конца не осознают причинно-следственную связь. Связь очень простая. Сотни лет, поколение за поколением нас русифицировали. Я прекрасно помню, как в школе, когда я туда пошла, нам ввели украинский язык. Мои родители сегодня – это суперпатриотичные люди, это люди, которые поддерживают нас с Костей, это люди, которые болеют душой за страну и тоже переходят на украинский язык, и тем не менее, тогда, 23 года назад, когда мне было 8 лет, у нас в семье тоже смеялись над украинским языком, «телячья мова», вот это все. Это было несознательно. Мои родители говорили это, потому что до этого то же самое говорили им, и так далее. Нам понадобились все годы независимости, нам понадобились все эти революции, чтобы осознать себя как нацию и понять, что, вообще-то, это ненормально – в стране Украина «подкалывать» украинский язык. Если говорить о притеснениях, то всю жизнь были притеснения только украинского языка, русский язык никто никогда не притеснял. Да и сейчас никто не притесняет русский язык, потому что даже сейчас находятся люди, и мы, кстати, с Костей в числе этих людей, которые отдают себе отчет, что не время, давайте эту тему отложим. Я считаю, что мы выиграем эту войну, но, к сожалению, все это останется у нас под боком, и мы ничего не сделаем с этим, у нас останется под боком этот сосед. Для того чтобы вся эта история не повторилась через пять, через десять лет, через двадцать лет, чтобы все эти смерти и пролитая кровь за нашу свободу не были напрасными, мы физическую стену, как в «Игре престолов», к сожалению, не построим. Мы должны выстроить культурную стену, а культурная стена – это прежде всего язык. По крайней мере, в публичном пространстве на сегодняшний день, я считаю, мы должны везде переходить на украинский язык.
Освобожденная Харьковская область, Свято-Троицкий храм в Малой Камышевахе, где российские войска устроили госпиталь для раненых. Фото Влады и Константина Либеровых
«Вернуться к тому, чем занимались до войны, мы не сможем»
– Хотите ли вы вернуться быстрее в Одессу и забыть обо всем этом, как о страшном сне? И сможете ли вы вообще вернуться к тому, чем занимались до войны?
Константин: Мы однозначно можем сказать, что мы не сможем вернуться к тому, чем мы занимались до войны, потому что мы узнали, что такое настоящая фотография и что наша фотография может быть действительно полезна и нужна большому количеству людей. А что до возвращения в Одессу, конечно, хотим вернуться.
Влада: Конечно, хотим. Мы скучаем, у нас в Одессе не только родители. Одна из наших собак…
Константин: Да, я постоянно хочу потискать своего мопса.
Чихуахуа Влады Либеровой
Влада: У нас две собаки, одна из них – чихуахуа, которую мне подарили родители 10 июня. Видимо, они думали, что это меня оставит дома. Но, к сожалению, вместо этого чихуахуа катается по позициям, он уже был и в окопах, и где он только не был, это бедный героический песик. Он катается с нами, а мопс остался с родителями. И конечно, мы очень скучаем по дому, скучаем по отдыху без чувства вины. Потому что сейчас всегда, когда мы приезжаем в Одессу, нас хватает на два дня максимум, а дальше включается чувство вины – что мы делаем недостаточно, мы делаем мало и нужно ехать дальше.
|
ИСПАНСКИЙ ОПЫТ | ||||||||||
Хьюстонский институт культуры | ||||||||||
КОРЕННЫЕ ЧИХУАУА: ИСТОРИЯ ВОЙНЫ И АССИМИЛЯЦИИ Джон П. Шмаль Несколько миллионов американцев считают северный мексиканский штат Чиуауа родиной своих предков. Чихуахуа — всего 245,945 квадратных километров в его границах — это самый большой штат Мексиканской Республики, занимающий 12,6 % территории страны. Напротив, население Чиуауа — 3 052 907 жителей по переписи 2000 года — составляет всего 3,13% населения страны.
Понимание коренных жителей чихуахуа от доиспанской эпохи до девятнадцатого века требует воображения, которое освобождается от национальных границ. Граница современного штата Чиуауа с соседними мексиканскими штатами и американскими штатами на севере представляет собой создание политических образований. Эти границы могут заставить читателя поверить в то, что коренные группы Чиуауа были уникальными для своей области и отличались от коренных жителей Нью-Мексико, Техаса, Коауилы, Соноры или Дуранго. Однако нет ничего более далекого от истины. Хотя международная граница отделяет Чиуауа от Техаса и Нью-Мексико, коренные жители Чиуауа действительно имели обширные культурные, языковые, экономические и духовные связи с коренными народами этих двух американских штатов. В течение нескольких тысяч лет группы коренных народов, проживающие в Чиуауа, поддерживали торговые отношения с группами коренных народов, проживающими в других районах. И многие американские индейцы чихуахуа на самом деле имеют общие корни с коренными американцами Нью-Мексико и Техаса. И вплоть до последней половины девятнадцатого века граница Чиуауа и Соединенных Штатов представляла собой бессмысленную линию на песке, по которой свободно проходили апачи, команчи и другие группы. Если вы родом из чихуахуа, вполне вероятно, что у вас есть как коренные, так и европейские предки, потому что этот пограничный регион представлял собой плавильный котел и поле битвы для многих людей, населявших его в течение последних пяти столетий. Испанские исследователи начали исследовать регион Чиуауа (который был частью испанской провинции Нуэва-Бискайя) в середине шестнадцатого века, особенно после открытия рудников Санта-Барбары в 1567 году. В высокогорье Мадре и пустынях Больсон-де-Мапими испанские исследователи обнаружили множество кочевых и полукочевых групп коренных народов. Некоторые группы коренных народов были названы разными исследователями в разное время и в результате носили два или три имени. Любой, кто изучает местные группы чихуахуа, может сначала найти это несколько запутанным. Индейцы кончо жили недалеко от слияния рек Рио-Кончо и Рио-Гранде в северной части штата Чиуауа. Этот регион, известный как Ла-Хунта-де-лос-Риос, представляет собой историческую сельскохозяйственную и торговую зону. Современные города Президио (Техас) и Охинага (Чиуауа) лежат в центре этого региона. Кончос был назван в честь испанского слова «раковины», скорее всего, из-за множества моллюсков, которые они нашли в реке Кончос. Кончо — в ранний период — сотрудничали с испанцами и вступали в союз с ними, хотя в некоторых случаях они также воевали против них. Индейцы тобосо жили в районе Больсон-де-Мапими. Живя в некоторых частях Коауилы и Чиуауа, тобосо часто совершали набеги на испанские поселения и создавали серьезную проблему в семнадцатом веке. Джумано, населявшие район Ла-Хунта вдоль реки Ро-Гранде над Биг-Бенд, занимались сельским хозяйством, выращивая широкий спектр культур, включая кукурузу, кабачки, инжир, бобы, тыквы и дыни. Индейцы Сума жили в окрестностях современного Эль-Пасо и в некоторых частях северо-западного Чиуауа и северо-восточного Соноры. Индейцы Сума присоединились к некоторым миссиям, созданным испанскими миссионерами в семнадцатом и восемнадцатом веках. Сума в конечном итоге пришли в упадок и исчезли, в основном в результате ассимиляции и метисов, которые имели место в спонсируемых испанцами поселениях в Чиуауа. Индейцы Пескадо, названные в честь испанского слова, обозначающего рыбу, жили вдоль реки Рио-Гранде вдоль северной границы Чиуауа и в некоторых частях Техаса. В какой-то момент они были поглощены другими индейскими группами и испанскими поселенцами, которые двинулись на север, в земли своих племен. Индейцы мансо также жили недалеко от современного Эль-Пасо в приграничной зоне Рио-Гранде. В 1659 году испанские миссионеры основали миссию Нуэстра-Сеньора-де-Гуадалупе для индейцев мансо, живущих недалеко от современного Сьюдад-Хуареса. Племена коауильтеков бродили по частям Чиуауа, Коауилы, Нуэво-Леона и большей части Техаса к западу от реки Сан-Антонио и ручья Сиболо. Эти индейцы состояли из бесчисленных небольших кочевых групп, каждой из которых разные исследователи давали разные имена. Мало что известно о языковом родстве или культурах индейцев коауильтекан, потому что они в конце концов исчезли, будучи уничтожены войной, болезнями или ассимиляцией, от рук европейцев, команчей и апачей. Индейцы тараумара, населявшие южную часть штата Чиуауа, принадлежали к уто-ацтекской лингвистической семье и первоначально занимали более 28 000 квадратных миль гористой местности, что даже больше, чем штат Западная Вирджиния. Сегодня тараумара — это народ, чья богатая духовная идеология и сильная культурная самобытность сохранились, несмотря на вторжение иностранных обычаев. Первоначально испанцы столкнулись с тараумара по всему Чиуауа по прибытии в 1500-х годах, но по мере того, как испанцы вторгались в их цивилизацию, застенчивые и частные тараумара постепенно отступали в менее доступные каньоны и долины в Сьерра-Тараумара. Индейцы тепеуанес, как и их двоюродные братья, тараумара, принадлежат к уто-ацтекской лингвистической группе. В то время как их самое сильное присутствие было в штате Дуранго и некоторых западных точках Сакатекаса, тепехуаны также жили и охотились на юге Чиуауа. Тепехуаны наиболее известны своим дерзким восстанием против испанского владычества в 1616-1619 годах. Историк, доктор Шарлотта М. Грейди, очень подробно обсудила это восстание в своей недавно опубликованной работе «Тепехуанское восстание 1616 года: милитаризм, евангелизм и колониализм в семнадцатом веке в Новой Бискайе» (The University of Utah Press). , 2000). Индейцы варохио (или гуарихио) тесно связаны с тараумара и говорят на языке, очень похожем на тараумара. Они населяли западные горы Сьерра-Мадре вдоль истоков Рио-Майо в Соноре и Чиуауа. Индейцы гуасапар, также связанные с тараумара, населяли земли вдоль рек Чиниап и Урике в Чиуауа. Апачи — как опоздавшие в Чиуауа — вероятно, впервые прибыли в район Чиуауа в семнадцатом веке. Они были лингвистически связаны с говорящими на атапасках Аляски и западной Канады и на протяжении столетий продвигались на юг. К середине восемнадцатого века грабежи апачей во всем приграничном регионе, включая Чиуауа, нанесли ущерб как испанцам, так и индейцам. История коренных народов Чиуауа — это история сопротивления вторжению южных сил, испанцев, французских эмигрантов и индийских рабочих, которые поселились в Чиуауа, чтобы работать в качестве рабочих (и избегать чрезмерного налогообложения центральной Мексики). Изучая историю чихуахуа на протяжении столетий, можно найти упоминания об одной войне за другой, в каждой из которых участвовали различные группы коренных народов и по разным причинам. Восстание Тепеуанес 1616-1619 гг.воспалился западный и северо-западный Дуранго и южный чихуахуа. Считается, что катализатором этого восстания стали эпидемии, поразившие население тепеуанес в 1594, 1601-02, 1606-07 и 1612-1615 годах. Голод и болезни, как пишет Шарлотта М. Грейди, автор книги «Тепеуанское восстание 1616 года: милитаризм, евангелизм и колониализм в семнадцатом веке в Нуэва-Бискайя», привели к тому, что культура тепеуанес подверглась «огромному стрессу из-за различных факторов, связанных с испанским населением». завоевание и колонизация». Этот стресс убедил тепеуанцев вернуться к своему традиционному образу жизни до прихода испанцев. Однако, нанеся большой ущерб границе, восстание было подавлено испанскими военными. После провала восстания тепехуанов тараумарес западного и восточного Дуранго и южного Чиуауа также восстали в 1621 и 1622 годах. Это восстание также потерпело поражение. Еще в 1567 году на территории индейцев кончо были открыты серебряные рудники в Санта-Барбаре. Однако в 1631 году в Паррале на территории нынешнего южного Чиуауа была произведена новая крупная добыча серебра. Забастовка в Паррале привела к большому притоку испанцев и индийских рабочих в этот район страны тараумара к северу от Санта-Барбары. Однако неуклонно растущая потребность в рабочей силе на рудниках Парраля, по словам профессора Спайсера, привела к «насильственной вербовке или порабощению индейцев-нехристиан». Когда Чиуауа стал центром торговли серебром, огромное давление на местных жителей вызвало шквал восстаний. С 1644 по 1652 год тобосо, салинеро и кончос восстали в северном Дуранго и южном Чиуауа. В «Индийской ассимиляции во францисканском районе Нуэва-Бискайя» антрополог профессор Уильям Б. Гриффен, комментируя создание серебряных рудников в Паррале в 1631 году, отмечает, что «приток новых людей и последующее развитие испанского общества не сомнение оказало повышенное давление на коренное население региона». Гриффен также ссылается на «пятилетний период засухи, сопровождавшийся чумой», который произошел непосредственно перед восстанием, как фактор, способствовавший этому. Большая территория южного Чиуауа, населенная индейцами кончо, включала шоссе между горнодобывающими районами Паррал, Кусихуиачик и Чиуауа. Внезапно, в 1644 году, почти вся территория к северу и востоку от округа Паррал в Чиуауа охватила пламя восстания индейцев, когда восстали тобосо, кабесас и салинеро. Весной 1645 г. конхо — давние союзники испанцев — также ополчились против европейцев, объединившись с юлимами, ксисимолями, токонами и холомами. Хотя это восстание закончилось поражением в 1645 году, новое восстание тараумара произошло между 1648 и 1652 годами. Затем, между 1666 и 1680 годами, салинеро, кончос, тобосос и тараумарес подняли восстание после засухи, голода и эпидемии. Тем временем на севере францисканские миссионеры успешно усмирили Нью-Мексико, приняв около 34 000 новообращенных индейцев. К 1630 году колония в Санта-Фе насчитывала 250 испанцев и 750 человек, смешанных с индейцами и испанцами. Примерно с 1660 года засуха и неурожаи стали все чаще преследовать Нью-Мексико. От голода погибли сотни индейцев. Возрастание напряженности между индейским населением и испанцами привело к серьезному восстанию в 1680 г. Когда в 1680 году в Нью-Мексико произошло Великое северное восстание, оно затронуло не только индейцев пуэбло Нью-Мексико, как многие считают. На самом деле это было массовое восстание, охватившее все Чиуауа и Дуранго. Испанцы были вытеснены из Нью-Мексико вниз по реке Рио-Гранде до современного Эль-Пасо. Однако в 1684 году, когда они залечивали свои раны в Эль-Пасо, на большей части территории Чиуауа вспыхнули новые восстания. От Касас-Грандес до Эль-Пасо Кончос, Сумас, Чинаррас, Мансос, Янош и апачи Джокомес — все взялись за оружие. Тараумары также снова восстали в 169 г.0 и не были побеждены до 1698 года. В восемнадцатом веке в Чиуауа появилась новая угроза. Индейцы апачи, начиная с 1751 года, стали постоянным и непримиримым врагом испанской администрации. Поскольку апачи атаковали поселения по всему северу Чиуауа, испанцы были вынуждены создать ряд президиумов, чтобы сдержать угрозу. Однако шаги, предпринятые для сдерживания грабежей апачей, имели ограниченный эффект, и к 1737 году капитан Хуан Матео Манге сообщил, что «многие шахты были уничтожены, 15 больших эстансий вдоль границы были полностью разрушены, потеряно двести голов крупного рогатого скота, мулов и лошадей; несколько миссий были сожжены, и двести христиан погибли из-за врага апачей, который поддерживает себя только луком и стрелами, убивая и угоняя скот. Все это оставило нас в руинах». К 1760 году Испания учредила двадцать три пресидио в приграничных регионах. Но апачи, реагируя на эти гарнизоны, приспособились к своему способу ведения войны. Апачи стали такими искусными наездниками, что эффективно обходили президиумы и постоянно ускользали от испанских вооруженных сил. Профессор Роберт Салмон, автор книги «Восстания индейцев в Северной Новой Испании: синтез сопротивления (1680–1786)», пишет, что к концу восемнадцатого века «индейские воины взимали большие потери в торговле, домашнем скоте и жизнях. » Профессор Гриффен объяснил, что набеги апачей сыграли значительную роль в ассимиляции коренных групп чихуахуа, заявив, что набеги апачей «вытеснили или ассимилировали другие группы охотников-собирателей, известных как Сума, Мансо, Чинаррас, Суманос, Джокомес и Янош». В восемнадцатом веке индейцы команчи также начали совершать набеги на испанские поселения по всему Техасу и северному Чиуауа. Т. Р. Ференбах, автор книги «Команчи: уничтожение народа», пишет, что «долгий террор охватил всю границу, потому что испанские организации и институты были совершенно неспособны справиться с военными отрядами давно бастующих, быстро движущихся команчей. » Проводя длительные кампании на территории Испании, команчи избегали фортов и армий. Т. Р. Ференбах утверждает, что эти индейцы были «вечно готовы к войне». Они преодолевали огромные расстояния и поражали своих жертв с огромной скоростью. «Они буйствовали по горам и пустыням, — пишет г-н Ференбах, — рассеиваясь, чтобы избежать обнаружения, окружая мирные крестьянские деревни для утренних набегов. Они подстерегали путешественников, разоряли изолированные ранчо, уничтожали целые деревни вместе с их жителями». В 1786 году вице-король Новой Испании Бернардо де Гальвес провел ряд реформ для умиротворения границы. Он построил мирные учреждения (establecimientos de paz) для апачей, желающих осесть и стать мирными. Благодаря этой политике несколько банд апачей были вынуждены отказаться от своих набегов и военных привычек в обмен на сельскохозяйственные угодья, еду, одежду, сельскохозяйственные орудия и охотничье оружие. Хотя испанская администрация вела переговоры как с апачами, так и с команчами, пытаясь установить мир в пограничную эпоху, создание Мексиканской республики в 1822 году привело к возобновлению войн между команчами и апачами. Между 1836 и 1852 годами апачи чирикауа вели постоянные бои против американских и мексиканских федеральных сил. Апачи продолжали бросать вызов Мексике и Соединенным Штатам в течение многих лет до 1886 года, когда Джеронимо, известный лидер чирикауа, сдался в Сьерра-Мадрес американским войскам, которые пересекли границу со специальной целью захвата Джеронимо. Хотя многие люди, жившие в Чиуауа в девятнадцатом веке, были индейского происхождения, большинство первоначальных групп коренных народов были либо перемещены, либо уничтожены, либо ассимилированы. По данным федеральной переписи населения Мексики 1895 года, только 19 270 жителей чихуахуа в возрасте пяти лет и старше заявили, что говорят на языке коренных народов. Эта цифра увеличилась до 22 025 в 1900 году и 33 237 в 1910 году. Значительный процент этих коренных жителей составляли индейцы тараумара и тепеуанес, которым удалось сохранить свою уникальную культурную и языковую самобытность. В ходе необычной переписи населения Мексики 1921 года жителям каждого штата было предложено классифицировать себя по нескольким категориям, в том числе «indígena pura» (чисто коренные жители), «indígena mezclada con blanca» (коренные, смешанные с белыми) и «blanca» (белые ). Из общей численности населения штата, составлявшей 401 622 человека, 51 228 человек (или 12,8%) заявили, что принадлежат к коренным народам. Еще 201 182 человека, или 50,1%, назвали себя смешанными, а 145 926 жителей чихуахуа (36,3%) заявили, что они белые. Стоит отметить, что классификации для всей Мексиканской Республики значительно отличались от чихуахуа. Из общей численности населения Мексиканской Республики в 14 334 780 человек 4 179 449 человек, или 29,2%, утверждали, что имеют чисто коренное происхождение, а 8 504 561 человек, или 59,3%, — имели смешанное происхождение. Общее количество людей, отнесших себя к категории blanca, составило всего 1 404 718 человек, или 9,8% населения, что далеко от цифры Чиуауа, равной 36,3%. Среди чихуахуа на территории современной Мексики тараумара и тепехуане продолжают представлять крупнейшие сохранившиеся группы американских индейцев. По данным переписи 2000 года, численность лиц от пяти лет и старше, владеющих языками коренных народов, составила 84 086 человек. Самыми крупными группами коренных народов, представленными в Чиуауа, были: тараумара (70 842 человека), тепехун (6 178 человек), науатль (1 011 человек), гуарихио (9 человек). 17), Мазауа (740), Микстеко (603), Сапотеко (477), Пима (346), Чинантеко (301) и Отом (220). Из этих групп только носители языка тараумара, тепеуан, гуарихио и пима являются коренными жителями Чиуауа и прилегающих штатов. Другие группы представляют мигрантов из южных мексиканских штатов, таких как Герреро, Пуэбла и Оахака. Местизажи и ассимиляция коренного народа чихуахуа были широко распространены, и сегодня большая часть штата является истинно мексиканской по своему составу. Большинство жителей чихуахуа сегодня не говорят на индийских языках и не соблюдают индийские обычаи. Однако ассимиляция народа чихуахуа была процессом, который длился несколько столетий, и земля чихуахуа — теперь мирная — была опасным полем битвы для многих поколений. Авторские права принадлежат Джону П. Шмалю, 2004 г. Все права защищены. Читайте другие статьи Джона Шмаля. Источники: Ференбах, Т. Р. «Команчи: уничтожение народа» (Нью-Йорк: Da Capo Press, 1994). Грейди, Шарлотта М. «Тепехуанское восстание 1616 года: милитаризм, евангелизм и колониализм в Нуэва-Бискайя семнадцатого века» (Солт-Лейк-Сити: University of Utah Press, 2000). Гриффен, Уильям Б. «Ассимиляция индейцев во францисканском районе Нуэва-Бискайя» (Тусон, Аризона: University of Arizona Press, 1979). Хэтфилд, Шелли Боуэн. «В погоне за тенями: индейцы вдоль границы США и Мексики, 1876–1911» (Альбукерке: University of New Mexico Press, 1998). Раддинг, Синтия. «Колониальный пакт и изменение этнических границ в Хайленд-Соноре, 1740-1840 гг.», Донна Дж. Гай и Томас Э. Шеридан (ред.), «Спорная территория: сравнительные границы на северной и южной окраинах Испанской империи». стр. 52–66 (Тусон: Издательство Аризонского университета, 1998). Лосось, Роберт Марио. «Индийские восстания в северной части Новой Испании: синтез сопротивления (1680–1786)» (Лэнхэм, Мэриленд: University Press of America, 19).91). Джон Шмаль — историк, генеалог и лектор. Вместе со своей подругой Донной Моралес он стал соавтором книги «Мексиканско-американские генеалогические исследования: по бумажному следу в Мексику» (Heritage Books, 2002). Он имеет ученые степени в области истории (Университет Лойола-Мэримаунт) и географии (Университет штата Сент-Клауд) и является членом правления Общества латиноамериканских исторических исследований предков (SHHAR). Он является помощником редактора ежемесячного онлайн-бюллетеня SHHAR, www.somosprimos.com. В настоящее время Джон сотрудничает с иллюстратором Эдди Мартинесом над рукописью под названием «Коренная Мексика: прошлое и настоящее». | ||||||||||
ХЬЮСТОНСКИЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ ИСПАНСКИЙ ОПЫТ ПОИСК [email protected] |
Водная война на американо-мексиканской границе только началась
Добро пожаловать, пока вы не смотрели, Еженедельная сводка Foreign Policy о новых мировых событиях.
Вот что мы наблюдаем на этой неделе: блокада фермеров в Чиуауа может предвещать грядущие войны за воду на границе США и Мексики , почему Кыргызстан имеет нового двойного президента-премьер-министра, а десятки тысяч таиландских продемократических протестующих нарушают запрет на массовые собрания в столице.
Если вы хотите получать рассылку «Пока вы не искали» по понедельникам, зарегистрируйтесь здесь.
Добро пожаловать в еженедельный бюллетень Foreign Policy , посвященный глобальным событиям, пока вы не искали.
Вот что мы наблюдаем на этой неделе: блокада фермеров в Чиуауа может предварить грядущие водные войны на границе США и Мексики , почему Кыргызстан имеет нового двойного президента-премьер-министра, и десятки тысяч таиландских продемократических протестующих нарушают запрет на массовые собрания в столице.
Если вы хотите получать рассылку «Пока вы не искали» по понедельникам, зарегистрируйтесь здесь.
Столкновение с Мексикой сигнализирует о будущем водном конфликте Крайний срок для Мексики 24, чтобы погасить свой годовой долг за воду перед Соединенными Штатами.
Две страны делят воды трансграничных рек Колорадо и Рио-Гранде в рамках знаменательного договора, подписанного в 1944 году. Мексика получает в четыре раза больше воды из Колорадо, чем дает Соединенным Штатам через Рио-Гранде. В рамках соглашения Мексика отплачивает Соединенным Штатам, ежегодно сбрасывая 512 миллионов кубометров воды из плотин на севере страны.
Но Мексика не выполнила свои обязательства по отправке определенного количества воды на север в рамках пятилетнего цикла, который заканчивается в конце этого месяца. Поскольку возросший спрос и повышение температуры истощили водные ресурсы, фермеры опасаются, что отправка воды на север сейчас может лишить их средств к существованию. В течение года фермеры периодически вступали в столкновения с мексиканскими военными у плотин в Чиуауа, и по крайней мере один протестующий был убит Национальной гвардией Мексики.
Сражения за использование воды уже давно преследуют засушливые штаты американского Запада. Но трансграничное столкновение с Мексикой, вероятно, является предвестником грядущих конфликтов из-за воды, поскольку рост населения и изменение климата усиливают конкуренцию за жизненно важный ресурс. Наибольшему риску подвержены засушливые регионы, где масса пресной воды пересекает международные границы, например, граница между США и Мексикой.
Стремясь избежать втягивания в спорные президентские выборы в США, президент Мексики Андрес Мануэль Лопес Обрадор в прошлом месяце пообещал выплатить долг страны за воду Соединенным Штатам и заявил, что он обратится к президенту США Дональду Трампу за «пониманием», если Мексика не укладывается в срок.
В сентябре губернатор Техаса Грег Эббот написал письмо госсекретарю Майку Помпео, призвав его обеспечить соблюдение обязательств Мексики по международному договору и предупредив, что это может нарушить сельскохозяйственные операции в техасской долине Рио-Гранде. Договор не предусматривает каких-либо правоприменительных механизмов или санкций за несоблюдение, и неясно, какие шаги могут предпринять Соединенные Штаты, если вода не будет спущена.
Предстоящая неделя
Ультиматум Лукашенко. Светлана Тихановская, лидер белорусской оппозиции, поставила перед президентом Александром Лукашенко крайний срок: уйти в отставку до воскресенья, 25 октября, или столкнуться с парализующей всеобщей забастовкой.
Этот шаг был предпринят после того, как 11 октября полиция по охране общественного порядка расправилась с мирными протестующими с жестокостью, невиданной со времен сразу после фальсификации президентских выборов 9 августа. На прошлой неделе заместитель министра внутренних дел Геннадий Казакевич заявил, что полиция готова применить против протестующих оружие на поражение. Спустя более двух месяцев после голосования казалось, что наступает патовая ситуация, но ультиматум Тихановской может еще раз обострить ситуацию.
«Тихановская, с одной стороны, должна предотвратить насильственную эскалацию, но, с другой стороны, она должна дать людям надежду и задание, инструкцию к действию», — сказал мне на прошлой неделе ее советник по международным отношениям Франак Вякорка.
Конституционный референдум в Чили. Чилийцы идут на избирательные участки в воскресенье, 25 октября, чтобы проголосовать за пересмотр конституции страны, впервые разработанной в 1980 году во время диктатуры Аугусто Пиночета, хотя с тех пор, как страна вернулась к демократии, она часто менялась.
Референдум стал результатом массовых уличных протестов против неравенства в прошлом году, в результате которых погибло более 30 человек. Считается, что неолиберальные реформы Пиночета в 1970-х годах, которые были закреплены в конституции страны, превратили Чили в экономический центр, но они также сделали ее одной из самых неравноправных стран в группе богатых стран ОЭСР. Опросы общественного мнения показывают, что более трех четвертей чилийцев поддерживают новую конституцию.
За чем мы следим
Познакомьтесь с новым президентом-премьер-министром Кыргызстана. В начале октября кыргызский политик Садыр Жапаров отбывал 11-летний срок тюремного заключения за похищение губернатора провинции в 2013 году. Жапаров стал президентом и премьер-министром, поскольку оспаривались парламентские выборы в октябре 2013 года. .4 погрузили страну в хаос. После голосования протестующие освободили Жапарова и еще нескольких политических деятелей, находящихся в заключении. Жапаров был назначен премьер-министром на прошлой неделе, и его головокружительный путь от тюрьмы к власти сбил с толку наблюдателей.
В пятницу кыргызские законодатели также назначили его временным президентом после того, как президент Сооронбай Жээнбеков подал в отставку в четверг, когда сторонники Жапарова пригрозили штурмом президентской резиденции. Главный дипломат Европейского Союза Жозеп Боррель заявил, что двойная роль Жапарова «вызывает серьезные вопросы» относительно приверженности страны верховенству закона и правам человека. Жапаров пообещал, что в ближайшие месяцы состоятся новые выборы.
Продемократические протесты в Таиланде. Десятки тысяч сторонников демократии вышли на улицы Бангкока и Таиланда в минувшие выходные, когда правительство активизировало свои усилия по подавлению движения. В столице уже запрещены собрания более чем горстки людей, остановлен общественный транспорт и применены водометы для разгона демонстраций выходного дня.
Протесты потрясли Таиланд в последние месяцы, призывая к реформам, ограничивающим власть монархии, новой конституции и новым выборам. В стране действуют одни из самых строгих в мире законов об оскорблении величества, предусматривающих наказание за критику монархии длительными тюремными сроками, однако это не остановило некоторых протестующих.
Будьте в курсе
Социалисты снова в Боливии. Экзит-полы после воскресных президентских выборов в Боливии показывают, что Луис Арсе, левый кандидат от партии «Движение за социализм» бывшего президента Эво Моралеса, имеет двузначное преимущество. Моралес, пришедший к власти в 2006 году, бежал из Боливии после прошлогодних президентских выборов, когда оппозиция, протестующие и наблюдатели обвинили его в фальсификации результатов голосования.
Сторонники Моралеса назвали его свержение правым переворотом. Если воскресные результаты подтвердятся, это станет замечательным возвращением партии Моралеса и может поддержать левые движения в Латинской Америке, пишет Хайме Апарисио-Отеро в Внешняя политика.
Насилие на выборах в Кот-д’Ивуаре. Дом бывшего премьер-министра Берега Слоновой Кости Паскаля Аффи Н’Гессана сгорел во время столкновений в его родном городе Бонгуану в субботу из-за эскалации напряженности в преддверии президентских выборов 31 октября. Н’Гессан и бывший президент Анри Конан Бедье, два основных кандидата от оппозиции призвали к бойкоту голосования, обвинив президента Алассана Уаттару в подготовке «электорального переворота». Растут опасения, что выборы могут перерасти в насилие, как в 2010 году, когда оспариваемое голосование спровоцировало гражданскую войну, в результате которой погибло более 3000 человек.
Выборы погрязли в полемике после того, как Уаттара объявил, что будет баллотироваться на третий срок после того, как его предпочтительный преемник неожиданно скончался в июле. Хотя конституция устанавливает ограничение на два срока, Уаттара утверждает, что его первые два срока пребывания в должности не учитываются, потому что Кот-д’Ивуар принял новую конституцию в 2016 году.
Следующая пандемия? Вырубка тропических лесов Амазонки может открыть путь для новых болезней, которые могут перерасти в эпидемии, сообщает фонд Thomson Reuters. По мере того, как насекомые и дикие животные вытесняются, а люди все глубже уходят в леса, болезни могут легче переходить от животных к людям.
Бразильский институт Эвандро Шагаса, занимающийся вопросами общественного здравоохранения, уже выявил в Амазонии 37 вирусов, которые могут вызывать заболевания у людей, 15 из которых могут вызывать эпидемии.
Разное
Соглашение о переименовании. Суд в Тунисе в среду постановил, что 81-летний мужчина может изменить свое имя, чтобы удалить слово, означающее, что он является потомком рабов. Слово atig , что означает «освобожденный», было добавлено к именам бывших порабощенных людей, но знаменательное решение суда может проложить путь для многих семей, чтобы исключить это слово из своих имен.