Хаски: «Люди относятся ко мне как к обезьянке или как к гопнику». Хаски интервью
«Люди относятся ко мне как к обезьянке или как к гопнику»
Творчество Дмитрия Кузнецова, более известного как рэпер Хаски, стремительно набирает популярность в Сети. Сам он родился в Улан-Удэ, но вот уже несколько лет живёт и работает в Москве. В ноябре, в преддверии выхода нового альбома, рэп-исполнитель из Бурятии презентовал клип под названием «Пуля-Дура». Над ним работала команда бурятских клипмейкеров «AP production». Съёмки проходили на территории Москвы.
Видео за считанные дни облетело Интернет и собрало множество положительных отзывов – как от поклонников творчества Хаски, так и от его «коллег по цеху» – Басты и Оксимирона. Не оставил без внимания новую работу Хаски и российский писатель Захар Прилепин.
- «Нечеловеческий Хаски. Пронзительно он талантливый. Невозможный просто. Инициирует собственный распад. На предощущении работает. Поэтому так мощно. Главное это методом не делать. А то быстро перестанет получаться». Такую точную смс-ку утром получил, – написал Прилепин в Facebook. – На фоне Хаски 99 % российских рэперков не то, чтоб умерли, а даже не рождались. Тот, кто не слушает рэп, может сразу не высказываться. Это не обязательно, поверьте.
На YouTube клип посмотрели уже более семисот тысяч человек. А в конце декабря рэпер дал большое интервью интернет-газете «The Village». Журналисты встретились с ним в Доме аспирантов и стажёров МГУ (ДАС), где он прожил пять лет, и узнали, каково было подростку из Бурятии вливаться в журналистскую тусовку, как студенты лучшего вуза страны занимаются сексом в общежитии и почему жители Патриарших прудов не должны решать, кому пить в этом районе.
«По той же дороге, но очень по-своему»
Ещё одно интервью с исполнителем из Бурятии появилось в конце февраля на страницах популярного мужского журнала «Gentlemen’s Quarterly» (GQ). Издание отмечает: для феномена Хаски по-прежнему нет приличного определения. Слово «инфлюэнсер», хоть и близко к правде, но кажется просто неприличным, а «новая надежда русского хип-хопа» то ли отдаёт иронией, то ли просто пошлятина.
- Так вышло: всё самое интересное и интригующее в части мейнстримовой музыки происходит именно в хип-хопе. Игнорировать это невозможно. Игру уже перевернул Оксимирон, легализовав в речитативах отсылки к литературе и современному кино, а Дима Хаски вроде бы и идёт по той же дороге, но очень по-своему, – отмечает GQ. – «Дрейк, только мрачный» – так называли его зрители, увидев клип «Черным-черно». Хаски не возражал. Сейчас он в той самой форме, той точке, с которой начинаются большие концерты и коллаборации со спортивными брендами. Хотя 1 апреля у него выходит всего третий релиз – «Любимые песни (воображаемых людей)», в индустрии он будто чувствует себя гораздо увереннее, чем принято думать о подающих надежды дебютантах.
О музыке
Хаски признался: однажды он понял, что надо делать музыку самостоятельно.
- Рэперы работают с битмейкерами в основном. В какой-то момент мы с моим приятелем Толей по прозвищу QT стали делать production самостоятельно, все как-то пошло-поехало по-другому. Я изначально текстовик, а не музыкант. Никогда не думал, что буду заниматься музлом вплотную. Казалось, что достаточно просто текста, а музыка фоном играет. Потом я понял, что это не совсем правильный подход, не самый интересный, – поделился он. – Сейчас мне гораздо интереснее заниматься вещами, связанными с музыкой, со звуком, чем с текстом, но я себя заставляю пописывать. У меня нет угольной доски. Я график не чертил. Захотел так, вот так сделал. До клипа «Черным-черно» я вообще не очень был уверен в том, что мне стоит в кадре появляться. Потом подумал: когда нет других ресурсов для каких-то вещей, нужно использовать то, что есть.
По его мнению, у каждого исполнителя есть какая-то энергетика, харизма.
- Я решил тоже этим поиграть. Мы сняли это видео («Черным-черно» – прим. ред.) за час утром за 500 рублей. Костюм взяли напрокат – на него не было денег. В итоге получилось интересно. Это был эксперимент. Мы вообще в тот день снимали другой клип на другую песню. Но он просто не получился. На студии остался час свободного времени. Сняли этот клип, его и выпустили, – отмечает рэпер.
Хаски уверен: главное – не только слова.
- Мне раньше говорили: «Хороший текст». Меня это сначала радовало, потом дико обижало, потому что там ведь не только текст. До этого я брал музыку у других людей, не контролировал процесс производства. Это нормальная у рэперов история. Условно говоря, тот же Дрейк не пишет себе музыку, – отметил он.
О творчестве
Хаски поделился воспоминаниями и о своей малой родине.
- Я вообще до школы рос в деревне. Улан-Удэ – глушь по здешним меркам, а эта деревня так вообще. Потом переехал в город к матери, чтобы учиться в школе. Вообще, это один из самых удивительных регионов в стране, там удивительное сочетание всяких культур. Помимо коренного населения – бурятов, которые делятся на приверженцев ламаизма-буддизма и шаманизма, там живут потомки русских беглых крестьян, да и не только русских. Каторжники, раскольники, – рассказал он. – Плюс другие народы – эвенки, сойоты. Я этому вообще не придавал значения, пока там жил. Когда я приехал в Москву, надо было себя самоидентифицировать, и я начал более внимательно относиться к тому, что было дома.
Читать рэпер научился в три года.
- Занимался я всем, чем занимаются обычные дети-подростки в таких районах. Мне повезло: года в три тётя научила меня читать, мне постоянно подсовывали книги. Выработалась привычка. Поэтому не хочу покупать себе смартфон – я бы начал там «залипать», например, в метро, а так книжку читаю. Полезно, и я получаю удовольствие. Это существенно повлияло на то, что мне всегда было интересно художественное слово, – подчеркнул Хаски. – Читал то, что было. Русскую классику. Мне просто было интересно, хотя окружение этому никак не способствовало. Единственное, были хорошие учителя всегда в школе, и мама поощряла, хотя никто меня не заставлял.
Недавно Хаски прочитал роман Михаила Гиголашвили «Чёртово колесо».
- Мощная книга. Она меня ни на что не вдохновила, но осела, я был впечатлён. Что меня точно не вдохновляет, так это разного рода внимание к персоне. Всё творчество строится на уединении, нужно собраться с мыслями. А чем больше движухи, которую не ты заказываешь, по сути, тем больше вторжения в личное пространство. Но самое вдохновляющее – это жизнь сама по себе, не культурные объекты, которые можно потреблять, не контент, а какие-то жизненные ситуации, – уверен он.
Хаски вспоминает: у него была куча друзей. Помимо чтения, будущий рэпер увлекался футболом и «много всего гадкого делал», как и другие дети его возраста. По мере взросления пришлось столкнуться со стереотипами.
- Порой я вообще не понимаю, что происходит. Люди относятся ко мне как к обезьянке: сейчас он спляшет. Или как к гопнику. Это смешно, потому что я любого могу раскидать на любую тему – о культуре, о чём угодно. Это забавляет немного. И тусовочка вся – медиа и так далее – склонна ко всякого рода обобщениям. Есть разные люди. Есть такие, которые говорят, что ничего хорошего не будет, если тебя кто-то узнает помимо тех, кто тебя понимает. Есть знакомые, которые считают, что своим поведением в медиа и вообще всей этой ерундой я пытаюсь толкнуть сознательно образ гопника, но огламуренного чуть-чуть, – поделился исполнитель. – Один человек мне так сказал и перестал со мной общаться. В общем, это всё сложно.
Хаски уверен: он сделал не так много, чтобы вызвать к себе интерес.
- Что касается медиатусовки, мне вообще нечего сказать о ней. Тут такая тема: сейчас со мной так возятся, но пройдёт год – и всем будет параллельно. И рэп такая музыка, и музыка вообще такая штука. Тем более в нашем медиапространстве, которое весьма серое, беспонтовое, всё может быть. Я готов к тому, что сейчас вокруг меня пляшут, поют соловьём, а потом всё, – уверен он.
О будущем
Хаски отметил, что планов на будущее не строит и не исключает, что вообще «завяжет» с музыкой.
- Пока я сам получаю удовольствие, мне это интересно. Я отдаю себе отчёт, что это не вторично. А писать альбом, чтобы прокатиться в тур, потому что от тебя его ждут – полная туфта. Может быть, есть музыканты, у которых пять детей и восемь родственников и их нужно обеспечивать. Иждивенцы, для них, наверное, это нормально, – заявил рэпер. – Даже если есть контракт или что-то подобное, мне кажется, всегда есть способ увильнуть ото всех, затеряться просто: сломал телефон, выкинул его – и ищи-свищи. Человек существует так, как хочет. Кому-то удобно быть женой пьющего мужа, потому что она сможет жаловаться соседкам. Она получает удовольствие от этих жалоб. Так часто бывает.
О деньгах
Капитализм, по словам Хаски – неидеальная, несправедливая система устройства общества.
- Она несправедлива просто в корне, но что делать с этим, никто не понимает. Есть рефлексия и больше ничего. Что касается вечеринок, то комично выглядит, когда люди из-за таких вещей переживают. Я был бы смешнее, если бы меня пригласили выступать за какие-то деньги, а я бы не пошёл. Мне деньги не нужны, что ли? Никто ж не знает, для чего они мне нужны. Я скромно живу, не умею по-другому и не хочу уметь, – отметил он. – Если их будет слишком много, возможно, у меня возрастут аппетиты. Деньги нужны ещё и для того, чтобы помогать. У каждого из нас есть люди, которым они хотели бы помочь. Нет в этом ничего плохого.
Хаски также поделился своим мнением о российском рэпе, рассказал о знакомстве с Захаром Прилепиным и другом известном писателе – Эдуарде Лимонове, а также о работе журналистом на Донбассе. С полной версией интервью можно ознакомиться здесь.
Читать далее
www.infpol.ru
8 цитат Хаски из большого интервью для "Афиши"
Синхронно с премьерой горячо ожидаемого альбома на Афише Daily вышло большое интервью с артистом — о политических взглядах, русской литературе и рэпе.
Этой ночью состоялась премьера одного из самых ожидаемых альбомов года — "Любимые песни (воображаемых) людей" рэпера Хаски.
Он дал большое интервью сайту Афиша Daily (текст полностью — здесь), мы цитируем главное.
О ЖЕЛАНИИ УЙТИ В БАТАЛЬОН ПРИЛЕПИНА И ВИЗИТЕ НА ДОНБАСС
Будет концертный тур. Потом хочу поехать домой, в Улан-Удэ. На Донбасс я бы съездил. Я бы с радостью все бросил и уехал в батальон к Прилепину. [Был на Донбассе], когда там все было в разгаре. Я купил билет до Ростова, там пересел на маршрутку и приехал в Донецк. Снимал за двенадцать тысяч рублей трешку в самом центре. Получил в первый же день аккредитацию в штабе как журналист просто по студенческому билету журфака. Бродил везде. В районе аэропорта люди Моторолы меня скрутили, приняли за украинского диверсанта. Повезли к Мотороле, я все объяснил: «Так и так, приехал посмотреть просто». Он такой: «Ну и … [хрен] с тобой, иди». Он — фигура, конечно. Потом я был в Луганске, в Дебальцево.
О СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ ПРОЗЕ
Прилепин, Лимонов. Есть еще Александр Терехов, есть Михаил Гиголашвили, Роман Сенчин, Михаил Елизаров, Иванов. Я хожу в библиотеку неподалеку, беру там книги. У меня была и своя библиотека, небольшая, но крепкая, которую я насобирал, но я ее отдал товарищу, потому что мне было негде жить, я скитался — и она мне была в тягость.
Я многое прочитал благодаря знакомству с Прилепиным, он постоянно пропагандирует современную русскую прозу. Мне как человеку пишущему что-то — хотя бы какую-то … [фигню], но все равно пишущему, — это интересно. Потому что все пишущие люди находятся хотя и в разных эпохах, но в одной комнате. С ними можно поговорить. Не важно, что ты пишешь: песни, … [черт возьми], для группы «Руки вверх!» или философские трактаты. Так или иначе, ты работаешь со словом, с его тайными значениями, с подсознанием, начинкой слова.
О ЛИМОНОВЕ, НЕМЦОВЕ И ТРАНСФОРМАЦИИ ВЛАСТИ
Большую часть своей молодости [Прилепин] выступал с открытой и достаточно жесткой критикой власти, в том числе и Путина. Он говорил о том, что в последние годы неожиданно стало программой власти. Лимонов говорил в 1994 году о том, что нужно возвращать Крым. А сейчас это стало мейнстримом. НБП и Прилепин, в частности, всегда стояли на своем. В какой-то момент их идеи совпали с тем, что считала и считает правильным власть. Они не менялись, власть изменилась. Это самое важное.
Возьмем условного Немцова, которого на иконостас поместили уже некоторые товарищи. Его позиция, скажем, по праворульным машинам — такая острая тема на Дальнем Востоке, даже у нас, в Бурятии, — всегда зависела от его места на политической арене. То есть когда он был чиновником, он защищал точку зрения власти. Когда он оказался в оппозиции — он говорил все с точностью наоборот. Такие люди не вызывают у меня никакой симпатии. Никакой. Это проституция — таких и во власти, и в оппозиции огромное количество. В СМИ огромное количество шлюх работает, опять же. Людям надо что-то есть, нюхать, летать в Испанию — приходится продаваться немножко.
Но вернемся к людям достойным. Понимаешь, сейчас Лимонов и Прилепин нравятся власти, потому что они говорят то, что власти в этот момент выгодно. Но они говорили это давно и будут говорить всегда. А что будет с властью через год — никто не знает.
О ПОЛИТИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДАХ
Все эти политические градации, правые и левые, были придуманы … [ужас] как давно. И все перемешалось, как-то обросло. Когда мы говорим о леваках, это вообще очень сложно, мы в постиндустриальном обществе —какие еще рабочие и профсоюзы? Надо как-то по-другому ставить вопрос.
Мне в чем-то близка позиция Ги Дебора. Леваком я себя назвать не могу, но при этом симпатизирую некоторым левым идеям. Так же, как могу симпатизировать и некоторым либеральным идеям, некоторым правым идеям. А про власть — ну вот есть бюрократический аппарат, огромное количество людей, они нам просто не нужны. Нужно этот жирок растрясти, убрать к чертовой матери. Как можно скорее и жестче. Кто это будет делать, непонятно. К условным немцовым у меня никакого доверия нет. Плюс во власти есть популисты какие-то, Милонов и вот еще женщина, как ее… Мизулина. Мне кажется, это либо клоуны, либо сумасшедшие. Есть законы, которые были приняты по инициативе этих людей, которые вообще не нужны, на мой взгляд. Ну, и коррупция. Вот эти все расследования недавние — это позор, конечно. С другой стороны, если бы все везде было по закону… Если бы всех моих друзей, которых поймали с запрещенными веществами, посадили в тюрьму, то у меня, может, вообще не осталось бы друзей. А так хотя бы можно заплатить.
О ЧЕСТНОСТИ В МУЗЫКЕ
Можно про любовь так петь, что в этой музыке будет самая мощная критика общества потребления. В общем, я стараюсь честно писать тексты, вне зависимости от чьих-то симпатий и антипатий. Я делал треки, когда не был кому-то интересен и даже не пытался быть кому-то интересен. Сейчас, когда есть определенный интерес, я не хотел бы из-за него менять свое поведение.
Мысль о том, что от меня чего-то ждут, где-то на задворках сознания есть. Просто нужно ее … [на фиг] послать. И все. Иначе можно стать ручной обезьянкой для кого-то — критиков, музыкального истеблишмента. Плюс музыка, как и любое другое творчество, оставляет дельту интерпретации. Поэтому если кто-то считает, что я, например, чрезмерно критикую московский истеблишмент, это не моя проблема. Может, я критикую людей, которые критикуют московский истеблишмент. … [кто] знает, я сам не знаю толком.
О КУЛЬТУРНЫХ РЕАЛИЯХ
Я слушаю в основном негров, и когда негр говорит английские слова — это …[зашибись]. А какие еще он должен говорить? Но вот, допустим, для травы в каждом регионе есть пять-шесть названий. А в русском рэпе без конца «Скручу я блант». Ну какой еще блант? Почему бы не говорить об этом нашим языком, когда это гораздо интересней, круче, фактурней? Это немножко унизительно. Чувствуешь себя каким-то таким, … [черт возьми], ряженым.
Вот есть у нас, допустим, русский шансон. По крайней мере это хотя бы работа с нашими реалиями. И за это можно пятюню влепить. А когда ты основываешь все свое творчество на том, что ты видел на ютьюбе, — а такие люди есть, и их …[до фига] Я ведь тоже источники вдохновения беру где-то на Западе. Я рэп не придумал.
ЧТО ОН САМ СЛУШАЕТ
[«4 позиции Бруно»], «Касту», «Многоточие», «25/17», The Chemodan. Вот Рем Дигга очень крутой персонаж. Человек волею судьбы оказался прикован к инвалидному креслу, он большую часть времени проводит у себя в комнате, но его песни звучали по всей стране. Из каждого тазика. Люди тратят бабки, заморачиваются про маркетинг и пиар, пытаются кому-то понравиться и все равно такого результата не достигнут.
О МИТИНГЕ ПРОТИВ КОРРУПЦИИ
Последние несколько недель я так был занят альбомом, что совсем упустил из внимания повестку дня. Несколько моих знакомых ходили погулять по Тверской. Если бы я не выступал в этот день, вполне возможно, сходил бы тоже. К Навальному никаких симпатий нет, просто интересно, что там за люди вышли и зачем.
the-flow.ru
"Собака — это способ уйти от реальности" — Хаски в интервью издания "Сноб"
Тексты04 мая 2018
Фото: Игорь Клепнев
О своем образе, паразите по имени "медиа" и возможном уходе из рэпа.
Хаски дал интервью изданию "Сноб". Читайте его полностью по ссылке, а у нас — несколько избранных цитат.
Об образе собаки в своем творчестве
"Собака — способ уйти от своей личности. Я мог бы быть и человеком-кошкой в конце концов — смысл в том, чтобы выразить себя через нечеловеческий образ. Впрочем, я сам не до конца осознаю, откуда что берется в песнях".
О взаимосвязи между исполнителями и каналами коммуникации
"Oxxxymiron — персонаж из соцсети “ВКонтакте”, рэпер Pharaoh — из Tumblr напополам с инстаграмом. Вот сейчас эпоха телеграма, но я пока не понимаю, как он влияет на музыку. Сначала я подписался на кучу каналов, а потом читал и представлял, как люди всю эту туфту пишут, узнавал по стилю письма своих однокурсников, схематичных квадратноголовых людей. А за двухсотлетним противостоянием славянофильства и западничества тоже уже невыносимо наблюдать, оно поперек горла стоит".
О медиа
"Медиа — паразит, важнейшее из искусств сегодня — умение абстрагироваться от информационного потока, лучшая новость — отсутствие новостей. Потому что помимо них есть много информации, которую мы с тобой не знаем, а надо бы. Я про концептуальные знания о мире. Сначала надо их освоить, а потом уже в информационном потоке разбираться".
О возможном уходе со сцены
"Главный способ избежать повторов — жить, делать разные вещи и глупости. Когда мысли закончатся, я замолчу. Писатели Сорокин, Пелевин сейчас неактуальны, потому что Россия изменилась, а их писательские методы и интонации не изменились. Хотя это важнейшие авторы девяностых. Они выразили все, что можно было выразить. Я считаю, что уходить со сцены — правильно. Кроме рэпа есть еще чем заняться".
the-flow.ru