Дрессировка лабрадора. Дрессировка щенка лабрадора
Дрессировка лабрадора
13 Августа 2013
Автор: Бойко Евгений
Дрессировка лабрадора имеет некоторые основополагающие моменты. Щенков нужно обучать классическим методом: поощрениями в виде еды. Еще нужно связывать определенную ситуацию с самой командой.
Расскажем для примера о команде «Сидеть!». Сперва вы прикосновением к затылку приводите пса в сидячее положение. Одновременно вы произносите команду. Если все сделано правильно, похвалите щенка и дайте ему лакомство. Постепенно уменьшайте воздействие вспомогательного движения рукой. Если щенок выполняет упражнение только по голосовой команде, переставайте давать вознаграждение, но продолжайте хвалить. Аналогично можно обучить командам «Апорт!», «Рядом!» и «Ко мне!». Более профессиональная дрессировка лабрадоров осуществляется специалистами.
Лабрадоры становятся крупными, мощными собаками, производящими впечатление, имеют достаточно добродушный нрав. На владельцах лежит большая ответственность за то, чтобы питомец правильно вел себя, не угрожал и никому не мешал. Воспитанная собака в любой момент должна вести себя предсказуемо и спокойно в городе, в будничной обстановке, в ресторане, в общественном транспорте; должна слушаться своего хозяина. Нежелательно отпускать собаку далеко от себя.
Дрессировка лабрадоров
Хорошо воспитанный лабрадор принесет вам много поводов для радости, да и собаке дрессировка только на пользу, ведь ее можно будет повсюду брать с собой, а это дает больше свободы. Совместные занятия способствуют укреплению привязанности между хозяином и собакой, приносят обоюдную радость.
Лабрадоры считаются легко управляемыми, но ведь сами себя они не могут обучить.
Важнейшие правила дрессировки лабрадоров:
-
будьте всегда последовательными;
сохраняйте спокойствие;
-
усвоение команды происходит только тогда, когда собака выполнила ее с 1-го раза;
-
усвоенное упражнение должно открывать и закрывать дрессировку;
-
заставляйте собаку исполнять команду максимально точно;
-
повышать требования нужно тогда, когда собака уже усвоила предыдущие;
-
произносите только имя и команду;
-
организуйте разнообразные уроки и занятия;
-
не забывайте снять команду.
Новые упражнения начинайте в доме, постепенно расширяя пространство. Если нет возможности обучаться в клубе, найдите вашего единомышленника с питомцем, который хоть иногда будет заниматься с вами, чтобы ваш лабрадор учился повиноваться в присутствии сородичей. Если ваш ученик уже показывает неплохие результаты в дрессировке, попробуйте дать команду в более людном месте.
kotopes.ru
Дрессировка щенка лабрадора.
«Собака - друг человека». Хотя это выражение очень расхожее, но в нем заключена важная мысль. Собака может быть не только домашним любимцем, но и верным и послушным другом. Это обусловлено тем, что собаки очень умные животные и сравнительно легко поддаются дрессировке. Хотя воспитывать лучше начинать конечно со щенячьего возраста, но даже взрослые собаки способны многому научиться.
Важно помнить, что дрессировка лабрадора начинается дома, с отношений, которые вы налаживаете с питомцем. Собаки, как волки, инстинктивно стремятся жить в стае, где есть вожак. Ваша семья – её стая. И необходимо показать, что вожак здесь вы! Например, вожак в волчьей стае должен спать на возвышенном и теплом месте, а также приступать к еде первым. Поэтому не позволяйте собаке (даже щенку) лежать на вашей кровати или кресле и не подкармливайте его с вашего стола. Иначе питомец может почувствовать, что главный здесь он, и начнет вести себя соответственно. Теперь поговорим непосредственно о дрессировке щенка лабрадора. Чтобы обучить собаку основным командам, нужно запомнить несколько важных принципов. Во-первых, занятия лучше делать короткие, но интересные. Во-вторых, не наказывайте собаку физически ( не бейте, не пинайте и т.п.). Вместо этого используйте властный тон голоса. В-третьих, не скупитесь на похвалу. Приятные, ласковые слова могут быть даже лучше вкусного угощения. В-четвертых, используйте кличку только при «положительных» командах. Кличка должна ассоциироваться у собаки с чем-то приятным. В-пятых, помните правило: одна команда – одно слово. Не запутывайте питомца разными императивами на одно действие (например, «фу» и «нельзя»). Но главное, что нужно вам при обучении, это запастись терпением. Ни одна команда не будет принята собакой быстро и безусловно. Возможно, потребуется применение разных методик дрессировки для выработки разных навыков. В зависимости от способов побуждения и поощрения, которые применяет дрессировщик, можно выделить несколько методов дрессировки лабрадора. 1) Механический метод. Наверно, самый простой и распространенный. Подергивания поводком, поглаживания, похлопывания – это все способы механического воздействия, используемые для побуждения и поощрения. Например, чтобы научить собаку команде «сидеть», можно потянуть поводок немного вверх, одновременно нажимая на заднюю часть туловища ладонью. Затем похвалить и погладить. 2) Вкусопоощрительный метод. В данном случае, и в качестве побуждения и в качестве поощрения используется какое-то лакомство. К примеру, при обучении команде «голос» дрессировщик показывает собаке угощение, приподнимая его над её головой, а затем после выполнения команды даёт это лакомство. 3) Контрастный, или комбинированный, метод. Сочетает в себе два первых. Например, при команде «лежать» хозяин дергает вниз за поводок, а затем чем-то угощает в качестве поощрения. 4) Подражательный метод. В качестве побуждающего действия используется инстинкт собаки повторять за своими сородичами. Например, команду «барьер» питомец выполнит охотнее, если перед ним этот же барьер возьмет другая собака. 5) Метод наталкивания. Животное выполнит какую-то команду, если предварительно создать условия, в которых данное действие будет естественным. Например, если разбежаться вместе с собакой перед барьером, то вполне естественным будет для неё перепрыгнуть препятствие. 6) Игровой метод. Выработка навыков в игровой форме. Не очень простой, но достаточно эффективный метод, особенно при дрессировке щенка лабрадора. Как видно, разные методы можно применять для выработки различных навыков. Поэтому полноценное обучение лабрадора будет включать в себя сочетание нескольких методик. Кроме того, способы дрессировки могут варьироваться в зависимости от возраста собаки и стадии развития навыка. И пусть ваш питомец станет верным и послушным другом!
Следующая статья...
xn----7sbhhfsbjgd6agxcna3i.xn--p1ai
методические указания владельцу собак (К.Слижиков)
Дрессировка: методические указания владельцу собак (К.Слижиков)
Методические указания владельцу собаки
Курс послушания
- Общие положения.
- Данный материал ни в коем случае не является инструкцией по обучению. В нем только обозначены основные важнейшие моменты (факторы), которые следует в обязательном порядке учитывать, если Вы хотите быстро и качественно выработать у Вашей собаки способность выполнять Ваши приказы в любой, без исключений, обстановке с первого слова (в пределах проведенной наработки, естественно).
- Следует знать, что процесс воспитания любой собаки вне зависимости от ее породы, возраста, размера должен происходить в точном соответствии с тем, как работает ее мозг, как она видит и воспринимает окружающую ее реальность и воспитателя (дрессировщика), как часть этой реальности.
- Из всего многообразия факторов, которые необходимо учитывать в процессе обучения, важнейшие могут быть выделены (и разделены) на две группы:
- законы (принципы), которые являются фундаментом обучения. Их нарушение ведет к тому, что мозг собаки просто не в состоянии усвоить ту информацию, которую пытается довести до собаки воспитатель. В этом случае процесс воспитания становится тяжелым испытанием для Вас и Вашей собаки и заканчивается полным провалом;
- правила, которые необходимо соблюдать в общем случае. От них иногда, учитывая индивидуальные особенности учебного процесса (а каждая собака воспитывается сугубо индивидуально), возможны кратковременные (тактические) отступления.
- Необходимо знать и учитывать тот факт, что современная собака, в отличие от своих диких сородичей, обладает способностью очень неплохо думать. Иначе говоря, самостоятельно устанавливать связь между различными событиями и явлениями, т.е. может проявлять мышление, аналогичное человеческому. Именно поэтому основной термин, определяющий учебный процесс, в тексте – «воспитание», а не «дрессировка», хотя, конечно, дрессировка – главнейшая составляющая учебного процесса, ведь все-таки мы обучаем животное, а не человека.
- Терминология.
- Дрессировка (далее – Д) – процесс выработки у собаки условных рефлексов.
- Условный рефлекс (У.Р.) – способность собаки совершать определенные действия в ответ на определенные условные раздражители (команды).
- Обучение (О) – формирование у собаки поведения, желательного хозяину.
- Воспитание (В) – (Д+О) – процесс выработки послушания, т.е. способности собаки быстро, безотказно и в любых (в пределах наработки) условиях выполнять приказы воспитателя (дрессировщика), а в отсутствие прямых указаний в виде команд (свободное состояние) демонстрировать поведение, желательное хозяину (воспитателю, дрессировщику).
- Команда (К) – условный раздражитель, с помощью которого дрессировщик воздействует на мозг собаки.
- Механическое воздействие (МВ) – безусловный раздражитель, с помощью которого дрессировщик воздействует на скелетно-мышечную систему собаки, чем заставляет собаку произвести необходимое ему действие.
- Поощрение (П) – безусловный раздражитель, ускоряющий процесс образования У.Р.
Основные законы учебного процесса
- Основа учебного процесса – дрессировка (Д).
- Важнейшая составляющая Д – принуждение.
При отсутствии принуждения процесс Д не происходит.
- каждая К должна сопровождаться принуждение (М.В.)
- дрессировщик не может быть для собаки приятелем, ровней. Он воспитатель, существо, стоящее надо собакой, всегда спокойный, последовательный, требовательный и справедливый, жесткий или мягкий в необходимой степени в каждый отдельный момент учебного процесса.
- Схема образования УР – К –> МВ–>П
Эти три фактора присутствуют всегда, никогда не меняются местами, и от точного подбора каждого их них (особенно – МВ и П), а также сбалансированности МВ и П напрямую зависит успех или провал учебного мероприятия.
- направление МВ должно возможно более точно соответствовать тому действию, которое должна выполнить собака. Особенно важно направление МВ в начале работы – оно подсказывает собаке, какое движение она должна совершить.
- МВ, интенсивность его, должна плавно, но неуклонно увеличиваться по мере наработки УР от минимальной (в начале работы) до максимальной (на стадии доводки).
- МВ на любом этапе Д должно очень четко дозироваться в зависимости от уровня решаемых учебных задач и индивидуальных особенностей данной собаки. Ослабленное МВ приводит к тому, что навык (УР) не вырабатывается никогда. С другой стороны, МВ более сильное, чем необходимо, уже не воспринимается собакой, как принуждение к определенному действию, а просто вызывает у собаки испуг, отвращение к занятиям и недоверие к воспитателю. Зачастую, одной подобной ошибки достаточно для того, чтобы свести к нулю многодневную работу. Более того, в результате такой ошибки, в особенности если объектом Д является молодая собака, часто вообще «обрывается» контакт «хозяин-собака». Восстановить его очень тяжело, а иногда просто невозможно.
- Поощрение (П) также должно очень четко дозироваться (как по интенсивности, так и по разновидности), если воспитатель хочет быстро получить высокие результаты своей работы (собака подчиняется безотказно, в любых условиях и с удовольствием). Ошибки в интенсивности и виде П не приводят к таким тяжелым последствиям, как в случае с МВ, а просто делают процесс Д «тягучим», скучным для собаки и воспитателя и часто – безрезультатным.
- Усложнение учебной задачи на небольшую, явно преодолимую для собаки величину, возможно только после наработки УР на более низком уровне. С запасом. Это дает возможность пройти весь путь наработки УР от минимального до максимального с приемлемым для собаки МВ.
- П меняется по интенсивность от максимального (в начале работы) до нуля (по результатам доводки).
- Рабочий уровень УР задает сам дрессировщик с учетом того, чтобы он перекрывал (по результатам наработки) все реально существующие внешние раздражители (люди, собаки, помойки, кошки, машины и т.п.).
- Желательное поведение собаки всегда должно поощряться, в особенности, если оно проявляется не в результате учебных мероприятий, а в результате того, что собака сама поняла, какое именно поведение Вы хотели бы видеть в той или иной обстановке и сознательно идет навстречу Вашим желаниям. Событие крайне редкое, поэтому не должно проходить неотмеченным.
Основные правила учебного процесса.
- собака не должна знать, когда и в какой форме она получит поощрение. Соответственно, она не должна видеть и чуять лакомство до того момента, пока оно не окажется у нее во рту.
- Подход к хозяину поощряется всегда, вне зависимости от поведения собаки до момента подхода.
- МВ производится с помощью рывков и толчков различной интенсивности, а не путем натяжений и давлений.
- Время принятия решения в свободном положении у собак колеблется от долей секунды до нескольких секунд. Воспитатель должен уметь безошибочно использовать эту особенность для переключения собаки.
- Собака не должна знать, что она, как правило, не слабей дрессировщика. Поэтому Д «с позиции силы» является грубой ошибкой.
- Собака должна быть воспитана возможно быстро. Процесс воспитания конечен. Затяжка его зачастую приводит к тому, что уже собака ставит перед воспитателем учебные задачи. Все необходимые воспитателю УР должны быть выработаны раньше, чем собака поймет, какими способами и методами их вырабатывают.
- Следует следить за своей осанкой и жестикуляцией и, конечно, за всеми звуками, которые Вы издаете в процессе Д.
- Слово команды произносится сразу в интонации приказа – никогда не просьба и никогда не крик. Чем более тихим голосом отдан приказ, тем выше класс дрессировки.
- Д всегда ведут в учебных условиях, а в рабочих используют конечный «продукт» Д – УР. Попытка решить возникшую реальную проблему с помощью «слабой», на учебном уровне, команду, как правило, результатов не дает. А слабую наработку по применяемой команде делает еще слабее, а в ряде случаев сводит к нулю.
- Д – процесс непрерывный, быстрый и динамичный. Любые остановки крайне нежелательны и не только растягивают обучение по времени, но и зачастую отбрасывают собаку назад, к начальной точке.
- Собаку воспитывают «раз и навсегда», ничего не откладывают «на потом». Как показывает практика, этого «потом» не бывает.
- Для работы используют мягкий поводок длиной 1,5 м и мягкий ошейник. Использование на современных «мягких» собаках и, тем более, щенках строгих ошейников, электрошоков, хлыстов и прочих спецсредств в общем случае совершенно недопустимо. Если обучение начинают со строгого ошейника, то можно с уверенностью утверждать, что учебный процесс «с треском» провалится. Спецсредства могут быть применены очень опытным специалистом на отдельных собаках, на отдельных этапах дрессировки, очень кратковременно (в ряде случаев только после очень тщательной подготовки).
- Собака должна адекватно реагировать на поощрение. В том случае, если например, применено лакомство, то собака должна воспринимать его как поощрение именно в тех учебных условиях, в которых его использует воспитатель.
- Любое учебное мероприятие должно проводиться быстро, весело для собаки. Слишком долгие учебные «серии» резко снижают интерес собаки к занятиям.
- Курс послушания не должен прерываться. Раз будучи начат, он должен быть доведен до конца (все УР – на рабочем уровне с небольшим запасом). Любые перерывы отбрасывают собаку назад, а «недоработанная собака» возвращается в исходное состояние (полная необученность), как правило, за несколько дней (недель)
Заключение
Мало кто из владельцев собак представляет себе, какое удовольствие доставляет общение с хорошо воспитанной и отдрессированной собакой. Чем выше класс дрессировки, тем более свободно и уверенно чувствует себя в любой обстановке ее владелец. Такая собака получает максимально возможную в условиях города свободу, так как у нее сформировано желательное хозяину поведение; она не собирает помои, не подходит к посторонним людям, не носится к любой встречной собаке, не гоняет за лыжниками, велосипедами и автомобилями сама по себе, и плюс к этому владелец может отдать любую «стопорную» команду и остановить ее, либо получить немедленный подход и фиксацию около себя. Плохо же обученная собака напротив является для ее владельца постоянным источником неприятностей, напряжений и стрессов. Поэтому во время занятий не следует жалеть свои силы и время. Период работы короток (2-2,5 месяца) и за это время Вы обеспечиваете себе комфортное общение с собакой на протяжении 10-12 лет. Правильно построенный учебный процесс легок и приятен и для собаки и для ее владельца, временные затраты невелики (30~40 минут во время прогулки). Следует также знать, что курс послушания проводят один раз в жизни собаки и проводят его так, что собака слушается до конца своих дней.
Изложенный выше материал обобщает некоторые результаты многолетней успешной практики. Обращаясь к нему в процессе обучения Вашей собаки, Вы обеспечите легкое и приятное протекание учебного процесса и прочные знания своей собаке на всю жизнь.
Слижиков Константин Константинович
- инструктор служебного соб-ва;
- судья-эксперт.
Тел.: 492-5872 (дом.), 8-905-769-4115 (моб.)
labrador.ru
Правильная дрессировка щенка лабрадора: принципы взаимодействия с собакой
Лабрадор – это прекрасная порода, ведь у нее врожденная преданность хозяину и дружелюбие, но вот есть некоторые проблемы с послушанием. Именно поэтому, прежде чем приобрести щенка лабрадора, надо быть готовыми к тому, что придется много заниматься и работать с животным. Но занятия будут приносить только удовольствие, как хозяину, так и животному, ведь лабрадоры очень умные и сообразительные.
Занятия должны быть регулярными и дрессировка щенка будет давать положительные результаты. Очень важно помнить о том, что даже минимальный перерыв между тренировками может потребовать изучения каждой команды заново.
Идеальным вариантом будет дрессировка во время прогулки, тогда занятия щенок будет воспринимать,как веселую игру. Но стоит выбрать спокойное место, где не будет отвлекающих факторов, чтобы была возможность изучить новые команды.
Первое время заниматься надо по пять минут, постепенно время дрессировки должно увеличиваться, при этом важно следить, чтобы животное не уставало, иначе в следующий раз заниматься щенок не захочет.
Зная, как дрессировать щенка лабрадора, хозяин может проводить занятия и самостоятельно.
Каждая команда должна произноситься достаточно громко, спокойным голосом, важно говорить команду только раз, а не повторять ее по десять раз. Команда должна быть четкой, и когда животное выполнит ее, надо малыша похвалить и в качестве поощрения дать какое-то лакомство.
Маленькие щенки, так же как и дети, не могут долго концентрировать внимание на одном занятии, поэтому не стоит заставлять, так как толку от такой дрессировки не будет.
Конечно, дрессировка щенка лабрадора очень длительный и трудоемкий процесс, но результат стоит потраченных сил. Важно помнить, что любая команда должна быть обязательно исполнена и каждую успешно выполненную команду надо поощрять. Первое время в качестве поощрения можно использовать лакомство, но со временем надо чередовать лакомство с похвалой, можно просто погладить щенка и похвалить ласковым голосом.
За невыполненную команду щенка надо наказать резким подергиванием поводка или просто поругать строгим тоном. В том случае, если к концу занятия малыш устал и у него не получается выполнить команду, тогда заканчивать дрессировку надо той командой, которую он уже хорошо освоил.
www.8lap.ru