Формы и методы контрольных мероприятий. Что указывается в журнале контрольных мероприятий
О введении единого журнала учета контрольных проверок, Распоряжение Главы Республики Башкортостан от 02 августа 2000 года №79
О введении единого журнала учета контрольных проверок
от 2 августа 2000г № 79
____________________Документ утратил силу на основании:Распоряжения Президента РБ от 6 июля 2009 года №РП-70_________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________Внесены изменения: согласно Распоряжения Президента РБ от 12.03.02г_____________________________________________________________________________________________________________
В целях обеспечения соответствия законодательству форм и методов контрольных проверок, проводимых на территории Республики Башкортостан государственными органами:
3. Кабинету Министров Республики Башкортостан обеспечить проведение необходимых организационно-правовых мероприятий, связанных с введением "Журнала учета мероприятий по контролю".
Президент Республики Башкортостан М.Рахимов
Приложение . ФОРМА ЖУРНАЛА УЧЕТА МЕРОПРИЯТИЙ ПО КОНТРОЛЮ
Приложение к распоряжению ПрезидентаРеспублики Башкортостан от 12 марта 2002 года №РП-16
№ записи | Наименование органа государственного контроля (надзора) | Дата, время проведения мероприятия по контролю | Правовые основания, цели, задачи и предмет мероприятия по контролю | Выявленные нарушения | Составленные протоколы об административных правонарушениях, выданные предписания | Фамилия, имя, отчество, должность лица (лиц), осуществившего мероприятие по контролю, и его (их) подпись | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Извлечение из Федерального закона от 8 августа 2001 года №134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора).""…. Статья 9. Порядок оформления результатов мероприятия по контролю …….5. Юридические лица и индивидуальные предприниматели ведут журнал учета мероприятий по контролю.В журнале учета мероприятий по контролю должностным лицом органа государственного контроля (надзора) производится запись о проведении мероприятия по контролю, содержащая сведения о наименовании органа государственного контроля (надзора), дате, времени проведения мероприятия по контролю, о правовых основаниях, целях, задачах и предмете мероприятия по контролю, о выявленных нарушениях, о составленных протоколах об административных правонарушениях и о выданных предписаниях, а также указываются фамилия, имя, отчество, должность лица (лиц), осуществившего мероприятие по контролю, и его (их) подпись.Журнал учета мероприятий по контролю должен быть прошит, пронумерован и удостоверен печатью юридического лица или индивидуального предпринимателя…..".Примечание. В соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года №134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" в журнале учета мероприятий по контролю регистрируются все мероприятия по контролю, за исключением проверок, связанных с проведением:налогового контроля;валютного контроля;бюджетного контроля;банковского и страхового надзора, а также других видов специального государственного контроля за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на финансовом рынке;таможенного контроля;иммиграционного контроля;лицензионного контроля;контроля безопасного при использовании атомной энергии;контроля объектов, признаваемых опасными в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также особо важных объектов перечень которых устанавливается правительством Российской Федерации; оперативно-розыскных мероприятий, дознания, предварительного следствия, прокурорского надзора и правосудия;государственного метрологического контроля (надзора).Документ сверен по:Журнал "Налоги и Платежи" №9
docs.cntd.ru
Формы и методы контрольных мероприятий.
Контрольное мероприятие – это форма организации контрольных действий, осуществляемых в виде проверок в соответствии с утвержденной программой, результаты которых отражаются в отчете.
Целью проведения контрольных мероприятий Счетной палатой является определение законности исполнения областного бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов, использования областной собственности.
Контрольные мероприятия, проводимые Счетной палатой, подразделяются на следующие группы в соответствии с основанием для их проведения:
^ 1. Плановые контрольные мероприятия – контрольные мероприятия, включенные в план работы Счетной палаты;
2. Внеплановые контрольные мероприятия:
- контрольные мероприятия на основании решений Тюменской областной Думы;
- контрольные мероприятия по предложениям Губернатора Тюменской области;
- контрольные мероприятия по решению председателя Счетной палаты.
В зависимости от повторяемости и решения определенных задач
контрольные мероприятия делятся на первичные, повторные и дополнительные.
^ Первичные контрольные мероприятия проводятся в соответствии с первоначальным распоряжением о проведении контрольного мероприятия. Повторные контрольные мероприятия проводятся для проверки полноты выполнения представлений и предписаний Счетной палаты. Дополнительные контрольные мероприятия проводятся в случаях, когда Коллегией Счетной палаты принимается решение о том, что отчет о результатах мероприятия следует считать промежуточным, а мероприятие продолжить.
По информационному обеспечению различают документальный и
фактический контроль.
^ Документальный контроль обеспечивает проверку финансовых и хозяйственных операций по первичным учетным документам, регистрам бухгалтерского учета, отчетности, нормативной и другой документации.
^ Фактический контроль состоит в установлении реального состояния объекта контроля. Фактический контроль обеспечивает проверку итогов выполнения областных целевых программ, положения дел в той или иной организации, содержания её работы, состояния материальных и денежных средств, результатов произведенных работ и оказанных услуг.
Метод (способ) в контроле – это совокупность действий, направленных на изучение и исследование документов и хозяйственных операций.
Фактические методы (способы) контроля подразделяются на приемы. Основными являются следующие приемы документального контроля:
^ Экономический анализ финансовой и хозяйственной деятельности проверяемого объекта начинается до начала контрольного мероприятия. Предварительный экономический анализ позволяет целенаправленно составить план контрольного мероприятия и проводить проверки, предварительно определив необходимые методы контроля и приемы проверок. В ходе контрольного мероприятия проводится более углубленный экономический анализ. При этом данные экономического анализа подкрепляются текущим анализом, состоящим в сопоставлении бухгалтерских и статистических данных, изучении фактов и другой информации для оценки деятельности объектов проверки, результатов проверок первичных документов, регистров бухгалтерского учета и другой экономической информации.
^ Технико-экономические расчеты проводятся в ходе контрольного мероприятия для определения правильности расчета действующих и прогнозируемых показателей и нормативов, сметных ассигнований по отдельным статьям расходов проверяемых объектов.
^ Нормативная проверка проводится для выявления отклонений фактических затрат от нормативных показателей. Нормативной проверкой устанавливаются факты нарушений в финансовой и хозяйственной деятельности. В комплексе с технико-экономическими расчетами этот прием позволяет установить случаи совершенных хищений и перерасходов за счет завышения бюджетных ассигнований по отдельным статьям сметы расходов.
^ Формальная (техническая) проверка документов имеет своей целью выявление дефектов в оформлении документов, установление правильности заполнения реквизитов и наличия несанкционированных исправлений, подчисток, дописок текста и цифр, уточнение подлинности подписей должностных лиц, соответствие документа действующей типовой форме и т.д. Формальной проверкой устанавливается наличие некачественно составленной документации. В такой документации выявляются фиктивные операции, документы.
^ Логическая проверка или проверка по существу позволяет определить объективную возможность и целесообразность в расходовании денежных средств и материальных ресурсов, реальность взаимосвязей между отдельными хозяйственными операциями. Эта процедура состоит из анализа и хронологического сравнения пропорций и расхождений в бухгалтерских документах в целях определения несоответствий, которые указывают на необходимость и вид дальнейших контрольных процедур. Качество логической проверки предопределяется квалификацией проверяющего лица, знанием необходимых нормативных документов, умением анализировать взаимосвязи различных финансовых и хозяйственных операций.
^ Счетно-аналитическая проверка представляет собой эффективный метод финансового контроля и включает в себя элементы формальной (технической) и логической проверки. Главной задачей такой проверки является выявление правильности и полноты отражения в учете и отчетности хозяйственных операций. В этом случае проверка проводится в три этапа:
- проверка согласованности показателей, прямо влияющих на результат хозяйственных операций;
- сличение отдельных отчетных показателей с записями в регистрах бухгалтерского учета;
- проверка обоснованности учетных записей по данным первичных документов.
^ Арифметическая проверка применяется для определения в документах правильности подсчетов и выявления признаков хищений, завуалированных арифметическими действиями.
В результате комплексного применения формальной, логической и арифметической проверок представляется возможным установить и собрать документы, имеющие искажения и недостатки в составлении. Эти документы по существу отраженных в них операций подразделяются на документы: содержащие случайные ошибки; отражающие неправомерные операции; подложные (фиктивные).
К документам, содержащим случайные ошибки, относятся документы, в которых случайно, неумышленно искажены отдельные характеристики реквизитов (номер расчетного счета, название организации, адрес и др.).
К документам, отражающим неправомерные операции, относятся документы, содержащие в себе несоответствие сущности операции действующему законодательству, нормативным актам, положениям, инструкциям.
К подложным (фиктивным) документам относятся документы, в которых умышленно искажаются реквизиты или содержание хозяйственных операций.
^ Встречная проверка - способ, прием проверки, заключающийся в сопоставлении двух экземпляров одного и того же документа или различных документов, связанных между собой единством операции и находящихся в различных организациях или в разных подразделениях одной организации.
Например, этот прием является одним из лучших для установления достоверности сумм, указанных в выписках из лицевых счетов банков. В результате сопоставления банковских выписок из лицевых счетов с приложенными к ним платежными документами, хранящимися в проверяемой организации, с подлинниками лицевых счетов и первых экземпляров платежных документов устанавливаются хищения бюджетных средств или другие злоупотребления.
^ Прием взаимного контроля применяется для сопоставления различных документов, отражающих взаимосвязанные хозяйственные операции. При этом возможно:
- сопоставление документов, отражающих непосредственное совершения хозяйственной операции, с документами, имеющими к первым косвенное отношение;
- сопоставление документов, отражающих хозяйственную операцию, с документами, оформление и содержание которых обусловливается непосредственно первичными документами.
В результате анализа ежедневного или пооперационного изменения остатков товарно-материальных ценностей и денежных средств устанавливаются отклонения от нормального оборота материальных ценностей или денежных средств и искажения данных об остатках, образующихся после совершения каждой операции.
^ Проверка правильности корреспонденции счетов применяется в целях установления фактов ошибочного или умышленного искажения данных взаимной связи синтетических счетов бухгалтерского учета, которые могут быть направлены на сокрытие хищений денежных средств и материальных ценностей, при безукоризненном составлении первичных документов. Наиболее распространенными видами искажений в корреспонденции счетов, которые можно выявить этим приемом проверки, являются следующие:
- несоответствие записей корреспонденции счетов одних и тех же хозяйственных операций в разных регистрах бухгалтерского учета;
- подложные записи по корреспондирующим дебетуемым и кредитуемым счетам;
- неоговоренные исправления корреспонденции счетов;
- уничтожение записей в бухгалтерских регистрах и другое.
^ Проверка регистров бухгалтерского учета при сопоставлении с данными первичных документов позволяет установить наличие в них подложных записей, сделанных с целью сокрытия нарушений. Применение этого приема проверки дает возможность уточнить достоверность и своевременность отражения хозяйственной операции в бухгалтерском учете. Путем проверки регистров бухгалтерского учета можно установить следующие противоречия:
- наличие записей в регистрах бухгалтерского учета, полностью или частично не подтверждаемых документами;
- несоответствие записей во взаимосвязанных регистрах:
- открытие и ведение регистров бухгалтерского учета, не предусмотренных типовой формой;
-несоответствие аналитического учета записям в регистрах бухгалтерского учета;
- необоснованные или неоговоренные исправления в регистрах бухгалтерского учета.
К исследованию не бухгалтерских документов относится анализ переписки, внутренних документов проверяемой организации, протоколов совещаний и другое. Этот анализ позволяет установить наличие «узких мест» в деятельности проверяемого объекта, целенаправленно проводить проверку и исследование документов.
^ Исследование и проверка объяснительных записок (объяснений) сотрудников проверяемого объекта позволяют глубже проанализировать действия должностных и материально ответственных лиц, установить обстоятельства, способствующие злоупотреблениям.
Сопоставлением анализируются взаимосвязи хозяйственных операций с их документальным оформлением.
infopedia.su
Оформление результатов мероприятий по контролю / Энциклопедия / Pozhproekt.ru
Оформление результатов мероприятий по контролю. По результатам мероприятия по контролю государственным инспектором, осуществлявшим проверку, составляется акт в двух экземплярах. В акте отражается краткая характеристика пожарной опасности объекта, а также результаты мероприятия по контролю. К акту прилагаются протоколы (заключения) проведённых исследований (испытаний) и экспертиз, объяснения работников, на которых возлагается ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, другие документы или их копии, подтверждающие результаты мероприятия по контролю. Один экземпляр акта с копиями приложений в 10-дневный срок со дня окончания проверки вручается руководителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, гражданину (или их представителям) под расписку либо направляется посредством почтовой связи с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта, остающемуся в контрольно-наблюдательном деле органа ГПН.
При выявлении в результате мероприятия по контролю административного правонарушения в области пожарной безопасности, в том числе не выполненных в установленные сроки мероприятий, предложенных обязательными для исполнения предписаниями, государственный инспектор в пределах своих полномочий должен принять все меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждением, предотвращением возможной угрозы жизни, причинения вреда здоровью людей, имуществу, а также меры по привлечению лиц, допустивших нарушения, к ответственности.
В случае выявления административного правонарушения государственный инспектор составляет протокол в порядке, установленном законодательством РФ об административных правонарушениях, и даёт предписание об устранении выявленных нарушений (документы оформляются в двух экземплярах). В предписание включаются мероприятия по устранению выявленных нарушений требований пожарной безопасности, установленные для соответствующих стадий жизненного цикла объекта контроля (надзора). На существующие здания и сооружения, запроектированные и построенные в соответствии с нормативными документами, действовавшими на период проектирования и строительства, требования новых нормативных документов не распространяются, за исключением случаев, когда дальнейшая эксплуатация таких зданий и сооружений приводит к недопустимому риску для жизни и здоровья людей. При изменении функционального назначения существующих зданий (сооружений) или отдельных помещений в них, а также в случае изменения объёмно-планировочных и конструктивных решений в предписание могут быть включены мероприятия, обоснованные требованиями нормативных документов, соответствующих новому назначению этих зданий и сооружений. Сроки выполнения предложенных мероприятий устанавливаются государственным инспектором. При этом учитывается степень потенциальной опасности выявленных нарушений для жизни, здоровья людей, а также имущества третьих лиц. Предписание органа ГПН вручается в порядке, установленном для акта проверки.
При обнаружении в ходе проверки не выполненных в установленные сроки мероприятий, предложенных обязательными для исполнения предписаниями, государственный инспектор в пределах своих полномочий должен принять меры по привлечению в установленном порядке лиц, допустивших нарушения, к ответственности. О выполненных мероприятиях в акте производится соответствующая запись, а в предписании делаются отметки о выполнении. При выявлении случаев осуществления без лицензии деятельности (работ, услуг) в области пожарной безопасности, подлежащих лицензированию, орган ГПН вносит представления в прокуратуру, органы внутренних дел, органы государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, а также использует другие права, предоставленные органам ГПН законодательством РФ. При выявлении в ходе проверки юридических лиц — разработчиков нормативных документов по пожарной безопасности — нарушений законодательных и иных НПА РФ, регламентирующих порядок разработки и введения в действие нормативных документов по пожарной безопасности, орган ГПН направляет в организации, утвердившие (подписавшие) такие нормативные документы, представление (представления) о нарушении требований пожарной безопасности. О проведенном мероприятии по контролю государственный инспектор производит запись в журнале учёта мероприятий по контролю, который должен быть у каждого юридического лица или индивидуального предпринимателя и соответствовать установленным требованиям. При отсутствии журнала учёта мероприятий по контролю в акте, составленном по результатам проведённой проверки, делается соответствующая запись. О результатах мероприятия по контролю государственный инспектор докладывает руководителю органа ГПН, отдавшему распоряжение (приказ) о проведении мероприятия по контролю. Акты проверок и предписания после соответствующей регистрации в установленном порядке учитываются в журнале учёта актов проверок и предписаний органа ГПН. О проведении проверок (обследований) делаются соответствующие отметки в журнале профилактической работы. Допускается ведение указанного журнала в электронном виде с обязательным созданием резервной копии журнала. Формы журналов, порядок их ведения и хранения определяются управлением (отделом, отделением) ГПН Главного управления МЧС России по субъекту РФ.
На каждый из закрепленных за государственным инспектором объект контроля (надзора), в том числе на строящиеся объекты, ведётся контрольно-наблюдательное дело, в котором хранятся акты проверок и предписаний органа ГПН, копии протоколов, постановлений, распоряжений, приказов, информация о произошедших пожарах и другие материалы, отражающие пожарную безопасность объекта за последние пять лет. Акт о выборе площадки (трассы) для строительства, материалы по рассмотрению стройгенплана, проектно-техническая документация, материалы по согласованию обоснованных отступлений от требований нормативных документов по пожарной безопасности хранятся в контрольно-наблюдательном деле в течение всего срока эксплуатации предприятия, объекта. Допускается вести одно контрольно-наблюдательное дело на группу зданий (сооружений), расположенных на общей строительной площадке, а также при застройке территории зданиями по типовым или повторно применяемым проектам и на группу организаций, размещённых в одном здании.
Лит.: Приказ МЧС России от 17 марта 2003 г. № 132 «Об утверждении Инструкции по организации и осуществлению государственного пожарного надзора в Российской Федерации» (с изм. от 26 апреля 2005 г.); Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 134-Ф3 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)».
pozhproekt.ru