О зажигалке в Кувуклии - почти официально. Диакон андрей кураев живой журнал
диакон Андрей Кураев
Москва. 9 сентября. ИНТЕРФАКС
Некоторое время назад вышла в свет книга церковного историка, профессора Санкт-Петербургской духовной академии протоиерея Георгия Митрофанова "Трагедия России. "Запретные" темы истории ХХ века". В ней автор среди прочего дает оценку личности и деятельности генерала Андрея Власова. Его точка зрения вызвала острую дискуссию в православной среде.
Новым участником полемики стал Архиерейский Синод Русской зарубежной церкви, который написал отклик на труд священника. Иерархи РПЦЗ назвали А.Власова патриотом и заявили, что он является для русского зарубежья "символом сопротивления безбожному большевизму во имя возрождения исторической России". При этом они отметили, что именование деяний А.Власова предательством - "легкомысленное упрощение тогдашних событий", и в этом смысле поддержали попытку автора "подойти к этому вопросу (а вернее, к целой череде вопросов) с меркой, адекватной сложности проблемы".
Отзыв Синода Зарубежной церкви вызвал ответную реакцию: своим взглядом на заявление РПЦЗ в кратком интервью корреспонденту "Интерфакс-Религия" Алексею Соседову поделился профессор Московской духовной академии протодиакон Андрей Кураев.
- Отец Андрей, поделитесь, пожалуйста, своим мнением о заявлении зарубежного Синода.
- Как известно, Русская зарубежная церковь в течение десятилетий квалифицировала как тяжкий грех то, что она называла "сергианство", то есть чрезмерную, по их мнению, впечатлительность церковного руководства перед лицом светских политических кругов Советского Союза.
Однако надо заметить, что такого рода излишнее послушание тем или иным политическим кругам порой прорезывается и в жизни самой Русской зарубежной церкви. Период ее расцвета был связан с так называемой второй волной эмиграции, то есть именно с "власовцами", перемещенными лицами, советскими военнопленными, которые оказались в западной зоне оккупации Германии. Поэтому вполне понятно, что для многих зарубежных пастырей естественно смотреть на историю Великой Отечественной войны и СССР глазами именно этих людей.
Но все же считать эту несомненно партийную точку зрения хоть сколько-нибудь объективной нет никакой возможности. Наоборот, я полагаю, что у авторов синодального заявления была возможность выразиться более мягко. Неужели они не понимают, какую ответственность берут на себя и на всю Церковь такими, например, своими словами: "Все, что было ими (А.Власовым и его сподвижниками - "ИФ") предпринято, делалось именно для Отечества"!
Это слово "все" - оно слишком обязывающее. Так можно говорить только о безусловно святом подвижнике. Полагаю, что историкам известно немало неприятных страниц из истории генерала Власова, и уж тем более его так называемых сподвижников.
- Вы считаете Власова предателем?
- Авторы заявления категорически утверждают, что ни Власов, ни его сподвижники ни в малейшей степени не могу считаться предателями России. Опять же, это слишком радикальное обеление тех мундиров, которые меняли на себе Власов и его сподвижники. Вообще-то Власов - это человек, который как минимум трижды нарушал армейскую присягу: он присягал царской, Красной, а потом - гитлеровской армии. Все три присяги он нарушил. В заслугу ему можно поставить только последнее из этих предательств.
От имени всего русского зарубежья авторы этого заявления объявляют, что генерал Власов был и остается символом сопротивления безбожному большевизму. Во-первых, даже Синод Русской зарубежной церкви не имеет права говорить от имени всего русского зарубежья по той причине, что оно даже в церковном отношении весьма пестро, и далеко не все православное зарубежье входит в компетенцию Синода РПЦЗ. Во-вторых, в политическом и историческом смысле совершенно точно, что далеко не все русское зарубежье готово героизировать генерала Власова. В-третьих, если уж "Русская Вандея", то есть сопротивление большевизму, и нуждается в символах, то на этот постамент можно было бы воздвигнуть какую-то иную, менее спорную фигуру.
- Например?
- Я убежден, что и среди деятелей белого движения, и среди людей эмиграции, и среди диссидентов, оставшихся в Советском Союзе, можно было бы найти людей, которые совмещали в себе последовательное неприятие большевизма с чистой и нравственной позицией, исключающей перебегание из одного воюющего стана в другой.
Если уж искать такие символы, то, наверное, уместнее было бы их обрести в сонме новомучеников Российских, в том числе и в царственных страстотерпцах.
- Вы читали книгу отца Георгия, на которую откликнулся Синод?
- Нет, саму книгу я не читал, но читал полемику вокруг нее. Я с огромным уважением отношусь к отцу Георгию Митрофанову, полагаю, что это человек, который ничего не пишет безосновательно, в том числе и о генерале Власове. Я полагаю, что вполне уместны научные дискуссии об этой странице трагической русской истории, но все же не могу заранее согласиться с той, по сути говоря, канонизацией, которая сделана от имени Архиерейского Синода Русской зарубежной церкви.
http://www.interfax-religion.ru/?act=interview&div=229
http://news.km.ru/predatelyu_vlasovu_ne_raskolot_rСвоим мнением по поводу скандального заявления Архиерейского синода РПЦЗ в эксклюзивном интервью KM.RU поделился профессор Московской духовной академии протодиакон Андрей Кураев:– К сожалению, данное заявление синода РПЦЗ – это аргумент в пользу правоты марксизма. Потому что именно в марксизме говорится о том, что слишком часто политическая или даже этическая позиция тех или иных людей и групп определяется их социальным опытом и статусом. В этом смысле нередко бывает, что, например, писатель оказывается зависим от своего окружения, среды (и даже, прямо скажем, от своих спонсоров). Позволю себе процитировать личное письмо синода РПЦЗ отцу Георгию Митрофанову, где открытым текстом говорится: «Мы знали многих лично, мы живем в среде верных потомков Белого движения и армии Власова».Собственно говоря, это всегда было секретом Полишинеля. Русское зарубежье в предвоенные годы не было единым – здесь даже существовали разные центры церковного управления. Бурный рост именно этой группы людей был связан с решением американской оккупационной администрации. В 1945 году миллионы бывших граждан СССР оказались далеко за линией фронта и границ – военнопленные и перемещенные лица, которых немцы заставили работать на своих заводах. Многие из них оказались в западной зоне оккупации и были переведены из концлагерей в американские лагеря для перемещенных лиц, в которые американская оккупационная администрация пускала только тех священников, которые занимали откровенно антисоветскую позицию. Это были люди из т. н. Карловацкого синода (то, что называется «Русская православная церковь за рубежом»). А лица, отказавшиеся вернуться на Родину, и составили в 1950-е гг. костяк прихожан РПЦЗ, а в последующие годы – и костяк духовенства.Так что это правда, что авторы заявления РПЦЗ «живут среди верных потомков Белого движения и участников армии Власова». Это, как говорится, факт. И в то же время это не совсем так. Потому что, начиная в 1990-х гг., состав прихожан РПЦЗ значительно изменился. И большинство среди них теперь составляют люди, которые никогда не убегали из России, а если уезжали, то по своей воле и без ненависти к России (их никто из нашей страны не выгонял, а государство им не угрожало). Однако эти люди считаются там новичками, а костяк приходов и духовенства РПЦЗ – все еще власовский. Таким образом, подобным заявлением синод РПЦЗ вносит раскол в свои собственные приходы. Кроме того, он никак не может говорить от имени всего русского зарубежья. Еще раз повторю: таким заявлением синод РПЦЗ продемонстрировал свою собственную несвободу от определенной партии. По сути, речь идет о сектантской ограниченности.Я признаюсь, что моя позиция по отношению к Власову также носит очень личный характер. Я возмущен упомянутым заявлением не потому, что мне Кремль или Патриархия велели возмущаться. Я возмущен от имени моих дедов. Один из них, Иван, сгорел в танке в Польше в 1944 году. А другой дед, Трофим, артиллерист, выжил, но до конца жизни носил осколки разорвавшегося снаряда, оставшиеся у него в ногах, которые не смогли вынуть (иногда они выходили). И я помню ту коробочку, в которую собирали и хранили эти осколки вместе с медалями деда. Поэтому Великая Отечественная война – это и моя семейная война, а моя позиция лично мотивирована.Я, конечно, понимаю, что могут быть разные точки зрения. Но я не понимаю, как можно применять в таких случаях тотальные формулы. Дескать, все (!), что делал Власов и его сподвижники, делалось ради блага России. В таком случае получается, что мои деды сражались против России. А то, что власовские части участвовали в подавлении партизанского движения в Югославии – это тоже делалось ради России?Нужно быть очень аккуратным, чтобы употреблять такого рода «квантор всеобщности» – «всё». Это – просто удивительная историческая и психологическая ошибка, которая была допущена в заявлении синода. Конечно, Власов сложнее, чем советский миф о нем. Понятно, что этот человек сложнее, чем о нем написано в одном абзаце учебника истории. Но зачем же делать его символом русского сопротивления большевизму? Если уж сопротивление большевизму нуждается в символе, то, наверное, лучше было бы подобрать другое знамя.Синод РПЦЗ делает ту же самую ошибку, что и некоторые публицисты. А именно: когда в некоторых статьях появляются заявления об антисемитизме Пушкина, Достоевского, Гоголя, Солженицына и т. д., люди, их написавшие, просто не понимают, что они тем самым реабилитируют слово «антисемитизм». Получается, что, став антисемитом, ты попадаешь в приличную компанию. Вот к чему приводят поиски антисемитизма везде и во всем. Они лишь придают позитивный имидж этому явлению. Хотя, я так понимаю, что это никоим образом не входило в задачу такого рода литераторов.В случае с заявлением синода РПЦЗ происходит нечто подобное. Он хочет возвеличить противостояние большевизму. Но, воздвигая на постамент Власова, они лишь компрометируют то, что хотят освятить. И история Белого движения, и жизнь русского зарубежья, и история диссидентского движения в СССР полны именами, которые гораздо более живые и человечные. С ними связанны действительно и глубокая вера, и глубокая мысль, и искренняя жертвенность. Речь идет о людях, которые не знали предательства. Это, например, может быть Виктор Астафьев, или замечательные мыслители как русского зарубежья, так и оставшиеся в СССР.. Я не могу назвать решение синода РПЦЗ непродуманным. Наверняка оно готовилось в течение достаточно длительного времени. Поэтому приходится называть это движение гораздо более жестко. Это называется «коррумпированность»: зависимость нарвственной позиции от спонсорско-политического давления. К сожалению, наши зарубежные братья поставили нас в такую ситуацию, что мы не можем им не ответить. Поэтому, я думаю, следует ожидать официальной реакции Московской патриархии. Но ни к какому расколу это не приведет.Здесь надо понимать, что не только в вероучительных, но и в нравственных вопросах мы с зарубежным синодом согласны. Например, мы также осуждаем гитлеровский нацизм, большевистские репрессии и предательство как таковое. А вот дальше уже возникает вопрос: как проецировать эти абсолютные нравственные истины на поведение генерала Власова? Некоторые представители РПЦЗ считают, что здесь предательства не было. И он на самом деле не Гитлеру помогал, а боролся со злом № 2. Якобы не будучи при этом запятнан содействием злу № 1 – вот такая версия. Мне, например, все представляется совершенно иначе. Но, тем не менее, некий нравственный консенсус в системе ценностей у нас есть. А вот как проецировать ее на конкретную жизненную ситуацию – здесь могут быть разномыслие и полемика.
***
РЕАКЦИЯ (с третьей но осведомленной стороны):
оскольку оценка личности генерала Власова и судьбы Русского освободительного движения 1941-45 гг. в Советско-нацистскую войну, как называл ее А. И. Солженицын в романе "Архипелаг ГУЛАГ", лежит в стороне от целей нашего комментария, сосредоточимся на заявленной позиции Архиерейского Синода РПЦЗ МП.
Она оказалась столь заметной, что ее критически прокомментировал даже "протодиакон всея Руси" Андрей Кураев, полуофициальный спикер Чистого переулка. "Я не могу назвать решение синода РПЦЗ непродуманным. Наверняка оно готовилось в течение достаточно длительного времени", - считает протодиакон. Далее, он называет синодальную позицию "коррумпированной". Цитата: "Это называется "коррумпированность": зависимость нравственной позиции от спонсорско-политического давления".
Вот тут необходимо важное пояснение. Личности епископов, входящих в сегодняшний синод митрополита Илариона, достаточно хорошо известны. В среде "зарубежников", особенно российских, долго и дотошно обсуждалась позиция каждого отдельного епископа в процессе движения к унии с Московской патриархией. Сторонники единства с Москвой любой ценой шли по головам и приходам, буквально отбрасывая в сторону не просто отдельных людей, но монастыри и целые епархии, например - Южноамериканскую. Подозревать их в бескорыстных порывах души, о чем прекрасно осведомлен протодиакон, очень неосмотрительно.
Очевидно, о. Андрей намекает на позицию основных благотворителей Синода РПЦЗ МП, политически определенным образом ангажированных. К ним относят протоиерея Петра Холодного и семью Йорданов. Отец Петр, который является весьма волевой личностью, закаленной в условиях ведения бизнеса с партнерами из бывшего СССР, является внуком прот. Александра Киселева, духовника РОА и, как утверждают знающие его люди, "не любит, когда говорят что-то плохое про него и его семью".
Впрочем, мы имеем полное право усомниться в столь примитивных трактовках происходящего. Ведь Синод РПЦЗ МП лишь излагает традиционную позицию "эмигрантской" (а во "второй волне" эмиграции власовцы занимали очень большое место) Церкви по ключевому для нее вопросу, даже смягчая ее. Если раньше власовцы и все, кто боролся с коммунизмом с оружием в руках, безусловно считались в Зарубежной Церкви "христолюбивым воинством", то теперь в этом лишь предлагают удостовериться историкам.
Стоит вспомнить, что позиция РПЦЗ в вопросе вооруженного сопротивления большевизму с момента Собора в Сремских Карловцах опиралась на анафему большевикам святого Патриарха Тихона и Всероссийского Собора 1918 года. В этом духе было написано обращение Собора РПЦЗ к Генуэзской мирной конференции 1922 года.
В 1930 году первоиерарх РПЦЗ Митрополит Киевский и Галицкий Антоний (Храповицкий) выпустил послание к русскому народу. Там говорилось: "Православные христиане! Вставайте все против красного Антихриста! Не слушайте ничьих призывов примириться с ним, от кого бы сии призывы не исходили! Нет мира между Христом и Сатаною. Властию, данною мне от Бога, разрешаю и освобождаю всех верующих от присяги, данной советскому самозваному правительству, ибо христиане сатане не подданные. Властию, данной мне от Бога, благословляю всякое оружие против красной сатанинской власти подымаемое, и отпускаю грехи всем, кто в рядах повстанческих дружин или одиноким народным мстителем сложит голову за русское и Христово дело...".
Во Вторую мировую войну получили благословение на свою деятельность от Синода РПЦЗ Русский корпус (РК) на Балканах, РОА и казачьи формирования.
Стоит напомнить, что если бы не части РК, то Синоду РПЦЗ с престарелым Митрополитом Анастасием во главе не удалось бы выбраться из окруженного красными Белграда в Мюнхен. И если бы не РПЦЗ, то многим десяткам тысяч бойцов РОА и остарбайтерам не удалось бы избежать депортации в ГУЛАГ.
Резкий тон протодиакона вполне понятен тем, кто знаком со стилем управления "эфективного церковного менеджера", к которому он так близок. Ведь внутри патриархии, как отмечают эксперты, Патриарх Кирилл подавил любые намеки на соборность и коллегиальность, сосредоточив все аппаратные нити управления в своих руках. Тем более странно было ожидать от пусть и заграничных, но "подчиненных", столь радикальных заявлений, после того, как сам Патриарх назвал Власова и "власовцев" предателями!
Отец Андрей говорит в своем блоге: "К сожалению, наши зарубежные братья поставили нас в такую ситуацию, что мы не можем им не ответить. Поэтому, я думаю, следует ожидать официальной реакции Московской патриархии".
Я лично уверен, что ответ будет в стиле известных "сталинских ударов": мощным и сокрушительным. "Ни к какому расколу это не приведет", - упреждает протодиакон. Думаю, он знает, что говорит. Ведь поводов к "расколу" с РПЦ МП и так предостаточно. А вот к сокращению финансирования и к изменению границ церковных округов - вполне может и привести.
Протоиерей Алексий Лебедев,для "Портала-Credo.Ru"
diak-kuraev.livejournal.com
диакон Андрей Кураев
Москва. 22 октября. ИНТЕРФАКС - Известный миссионер протодиакон Андрей Кураев благодарит тех, кто накануне распространил в Интернете ложные слухи о его кончине."Я по-христиански благодарен тому человеку, который организовал эту рассылку. Я не знаю, какой у него был умысел, добрый ли, злой, посмеяться ли захотел... В любом случае я ему благодарен как христианин, потому что мало кому удается увидеть пусть и небольшие, но искренние некрологи в свою честь или просто сообщения о своей смерти", - сказал отец Андрей в пятницу корреспонденту "Интерфакс-Религия".
Протодиакон также заметил, что "христианская норма жизни предполагает memento mori - память о смерти", и, увидев такого рода сообщения, он провел "очень полезную, очистительную ночь" (вести о собственной кончине дошли до протодиакона ближе к вечеру). "В тот вечер я был большим христианином, чем обычно".
Отец Андрей указал и на то, что во многих странах Европы люди сами покупают себе могильную землю и ставят на ней крест со своим именем и порой даже с фотографией.
"На этом кресте только одна дата - дата рождения, затем тире, и дальше гранит остается необработанным. Человек знает, где он "лежит". Это очень здорово, я для себя мечтал бы так - знать место, где мое тело найдет вечное упокоение", - сказал он.
По этим причинам рассылка с печальными известиями не вызвала у протодиакона "никакого раздражения или зла".
Он выразил особенную благодарность тем людям, которые сопереживали, особенно "тем, кто принял это всерьез".
"Мне даже сообщили, что у 81-летнего протодиакона в Оренбурге в кафедральном местном соборе чуть ли не приступ случился, когда он узнал и принял на веру весть о моей кончине. Были и мне звонки, люди со слезами звонили, были люди искренне переживающие", - рассказывает отец Андрей.
Однако, по замечанию протодиакона, "даже этого короткого времени, пока новость распространялась по Интернету, хватило, чтобы завсегдатаи высказались в своем духе злорадства".
"Стали говорить о том, что, дескать, Кураев сам себе такой пиар и организовал. Но это уже некоторые подробности жизни", - добавляет отец Андрей.
http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=37930
***
ПОСМОТРЕЛ СЕЙЧАС СВОЙ СТАРЫЙ ПОЧТОВЫЙ ЯЩИК (ЕЩЕ СО СТАРОГО ФОРУМА). УВЕДОМЛЕНИЕ О МОЕЙ СМЕРТИ ПРИШЛО И МНЕ. НО ОДНОВРЕМЕННО С НИМ (ОДНОВРЕМЕННО - ТО ЕСТЬ СЕКУНДА В СЕКУНДУ) С ЛИЧНОЙ ПОЧТЫ АДМИНИСТРАТОРА И ХОЗЯИНА ТОГО ФОРУМА ПРИШЛО НЕ МЕНЕЕ СТРАННОЕ ПИСЬМО:
Вы (или кто-то еще;) запросили пароль для участника под номером: 1
Ваш пароль: yanekuraev___________________________________________________________________Бог только Любовь: http://www.bogslovo.ruФорум: http://www.cirota.ru/forumПо всем вопросам обращайтесь к [email protected]
diak-kuraev.livejournal.com
О зажигалке в Кувуклии - почти официально: diak_kuraev
"Портал-Credo.Ru": Заявление митрополита Илариона (Алфеева) о том, что отныне православные не обязаны верить в "чудо схождения Благодатного огня", ставит точку на дискуссии об этом обряде внутри РПЦ МП?("Глава синодального Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион считает обязательной для христианина веру в Воскресение Христово, а не в схождение благодатного огня.
"Совершенно не обязательно веровать в схождение благодатного огня, чтобы быть православным христианином", - сказал он в программе "Церковь и мир" на канале "Россия-24". http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=69617)
Леонид Севастьянов (директор Фонда св. Григория Богослова, помощник председателя ОВЦС):
Тот факт, что о непризнании «чудесности» Благодатного огня, заговорил уже сам председатель ОВЦС МП, позволяет участникам дискуссии немного остановиться и сбавить обороты. Это очень своевременно.
С одной стороны, я уверен, что «чудесное схождение Благодатного огня» - это не просто обычный околорелигиозный, ничего не имеющий общего с Евангельским учением фейк, но и полноценная афера. Ведь Иерусалимские Патриархи только русским православным могли говорить о сверхестественной природе огня. К примеру, от братьев-католиков они никогда не скрывали, что огонь зажигается обычной свечкой. Они также никогда публично не говорят о сверхприроде огня, чтобы не быть обвиненными в мошеннических действиях.
И вот, сами представьте, что будет, если в самый неподходящий момент будут обнародованы записи внутренней камеры, как Патриарх зажигает пучки пасхальных свечей на Гробе Господнем своей обычной свечкой. Что произойдет с нашими верующими? Как это скажется на их отношении к церковной иерархии, на их вере в «истинность» Московского патриархата? Как это скажется вообще на политической стабильности?
- Чем опасна вера в Благодатный огонь?
- Я думаю, наше поколение забыло, как вчерашние верующие отворачивались от Церкви, когда большевики вскрывали раки со святыми мощами и показывали собравшейся толпе, что в них не нетленные тела, а простые косточки святых. Почему мы никогда не учимся на ошибках?! Почему в условиях эскалации со всем внешним миром мы все равно ищем сакральную символику где-то там, вне своей страны? Почему мы так не любим свою страну? Почему мы не исследуем свою культуру, свою историю и не находим идеологической основы в ней, а ищем такую основу в заморских фейках?
В этом смысле старообрядчество, не основывавшее своей веры на Благодатном огне и прочих спецэффектах, всегда было той внутренней церковной силой, которое отрезвляло российское общество. Я и сейчас надеюсь на староверов, что их пусть и ослабший голос отрезвит россиян, засвидетельствовав, что Христос – не в огне, не в отголосках язычества, а в Евангелии, в Евхаристии, в любви и искусстве.http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=130542
Кстати, в этом году кривой репортаж на НТВ обошелся без врезки с патриархом Кириллом. А сам он, принимая дар Якунина, сказал просто "Огонь от Гроба Господня!".
см.http://fap.ru/press-center/news/blagodatnyy-ogon-v-khrame-khrista-spasitelya-video//watch?v=time_continue=77"></iframe></lj-embed>
diak-kuraev.livejournal.com
диакон Андрей Кураев
- Отец Андрей, с каким чувством провожаете 2009-ый? Кстати, это тот редкий случай, когда я знаю ответ на обычно непростой вопрос о самом радостном событии в году. Это избрание патриарха.- Конечно. Новый патриарх - яркая самостоятельная личность. Его мысли и энергии хватит для влияния не только на жизнь церкви, но и на жизнь кремлевских элит и на жизнь страны в целом. Он будет отстаивать не только интересы церкви, но и национальные интересы России.- А какие именно национальные интересы защищает Патриарх? - Мне кажется, что один из важнейших национальных интересов России, который отстаивает Патриарх Кирилл - это борьба с попытками демонизировать образ нашей страны в сознании Запада. Собственно, это одна из традиционных задач церковной политики. Сразу после окончания Северной войны в начале 18 века Синод, назначая посольского священника в Швецию, давал ему наставления о том, как достойно выглядеть в глазах европейцев. В годы холодной войны любителям разрабатывать планы атомной бомбардировки СССР наши церковные дипломаты напоминали, что кроме ненавистных новым "крестоносцам" большевиков в России живут еще и христиане.Вот и сейчас Патриарх Кирилл напоминает Европе о том, что, несмотря ни на какие политические или идеологические трения, Россия вместе с Европой являются частью христианского мира. Об этих общих наших истоках важно помнить и самой России, и жителям и правителям Запада
- Критики РПЦ наверняка сейчас вспомнят, что Россия светское государство и спросят — а имеет ли право Патриарх вообще вмешиваться в политику?- Все зависит от того, какой Патриарх, какая политика, как вмешиваться. Вмешательство в политику противопоказано человеку, чьи политические реакции программируются двумя телевизионными передачами, просмотренными накануне. Для того, чтобы участвовать в высокой политике, надо быть в этом деле профессионалом. У Патриарха Кирилла, несомненно, присутствует высочайшая компетентность. Это человек, который не просто мгновенно усваивает информацию, он ее творчески перерабатывает.Кроме того должно быть желание самих политических деятелей к тому, чтобы со стороны Патриарха прозвучали те или иные советы и оценки. Ведь позиция церкви не партийно-политическая, а морализирующая. Это не вопрос финансовых выгод, распила, отпила, отката... Это вопрос отстаивания правды. Правды не просто узкокорпоративно–церковной, а правды человеческой. Я думаю, что для самих политиков важно, чтобы хоть кто-то видел в них людей, а не просто должностные кресла или мешки с деньгами и полномочиями. Так что говорить о «вмешательстве» Патриарха некорректно. Он скорее откликается на обращенный к нему запрос. Аналогию я вижу в нашей с Вами беседе. Кто кому позвонил с предложением о встрече? И то, что мы беседуем – это мое вмешательство в работу светской газеты или же это просто готовность вести с вами открытый диалог?
- Но звучат опасения, что из-за столь частых выступлений Патриарха, слово его девальвируется.- Если у того или иного человека за душой десять с половиной клише, то, конечно, его быстро надоест слушать. Если при этом он более-менее вменяемый человек, он и сам это поймет и будет больше молчать, чтобы прослыть мудрецом. Но мысль и речь патриарха Кирилла – это не набор клише. Это живое и ежедневное творчество. Ему крайне интересны люди, в том числе нецерковные, ему интересна вся жизнь человека. Например, с самого начала глобального финансового кризиса при встречах с влиятельными богатыми людьми, с экономистами, с банкирами, он спрашивал - откуда взялся финансовый кризис? Почему Патриарх расспрашивал о вещах, казалось бы, бесконечно далеких от духовной жизни? Потому что он знает, что его самого люди и приватно и публично будут просить высказать отношение Церкви к этому кризису. И он, как честный и думающий человек, решил сначала выслушать экспертов и участников событий, потом продумать услышанное и лишь после этого формулировать свою позицию.Патриарх знает, что любое его слово разнесется на весь мир. И при этом он не только наставляет, но и слушает и слышит - это удивительный талант. Поэтому его слово остается живым и непредсказуемым.
- Возвращаюсь к национальным интересам, которые отстаивает патриарх. Любопытно, что многие политологи ставят РПЦ в заслугу и один из самых значимых внешнеполитических проектах года — августовский визит Патриарха на Украину...- У меня нет никакой информации, которая свидетельствовала бы о том, что наш МИД, президентская администрация или правительство как-то поддерживали церковные интересы в жизни той же Украины... Но своеобразие мира людей в том что то, что хочешь видеть, для тебя становится реальностью. Если кто-то считает, что Патриарх Кирилл – это тайное оружие российского министерства обороны...(пожимает плечами). Что ж - кто во что верит, тот то и получает. Заранее считаешь Патриарха травматическим орудием – травму и получишь. В 2008 году, когда я вместе с Юрием Шевчуком и группой ДДТ ездил по Украине, одна тамошняя телестанция сказала, что «Кураев и Шевчук засланы сюда вместо русских танков, чтобы захватить наши земли».
- Но я вовсе не намекаю на на какое министерство. Визит считался пастырским, но все же возбудил бурю политических страстей на Украине…- Кто хотел возбудиться, тот возбудился. Украина вообще страна-подросток, отсюда и гипервозбудимость. Мне показалось, что Патриарх кое-кого испугал своим визитом. В том числе и тех людей, которые публично заявляют, что они наши союзники.
- То есть?- В конце лета активизировались церковно-политические усилия некоторых украинских деятелей в пользу дистанциирования от Москвы. Мне кажется, отчасти это их реакция на визит Патриарха. Точнее на то, что Патриарх ясно дал понять, что время церковной беспризорности для Украины кончилось.
- Но линия внешне-политического фронта с соседями иногда совпадает с «линией» межцерковной конфронтации. Прибалтика, Украина, Молдавия. Эти совпадения случайны?- Церковь не участвует в газовых войнах. А других войн с Украиной у России, слава Богу, нет. К счастью, у церковных людей есть свои темы для размышлений и чувств. И они не совпадают с политической повесткой дня.
- Что вас огорчило в этом году?- Особо выдающихся кратеров, черных отметин я не вижу. Были трагедии в жизни нашей страны, в жизни людей. Но в жизни столь огромной страны разве может быть хоть один год или даже день без трагедий?
- НО ПОЖАР В ПЕРМСКОМ КЛУБЕ «ХРОМАЯ ЛОШАДЬ» РАЗВЕ РЯДОВОЕ НЕСЧАСТЬЕ? - Смерть 150 молодых людей это, конечно, трагедия. Но скажите честно – вы хотели бы, чтобы при виде цифры 2009 у людей на всю жизнь была бы ассоциация: «А, это год «Хромой лошади»…»?!
- А мировой кризис?- Мы легче проходим через этот кризис, чем ожидалось. Даже есть ощущение, что худшее впереди... Хотя мне трудно судить - область моих интересов в этом году сильно сузилась.
- Это, наверное, грустно.- Почему? Радостно! У меня появилось новое и вполне определенное послушание. Патриарх поручил готовить учебник для школы по основам православной культуры. Именно в этом году между государством и Церковью был достигнут компромисс. Мы согласились на то, что вести этот курс будут светские педагоги и что преподавание будет проходить под руководством не епархии, а министерства. Что будет очень большое количество альтернатив – шесть курсов (включая курс светской этики), из которых можно выбирать любой.
- Но все равно в школах могут быть конфликты. - Поэтому необходим множественный контроль со стороны и школы и религиозных общин и прессы. Но в первую очередь - родителей. Я бы своих детей, например, не отдал на уроки православной культуры. Зачем? Я им о православии сам расскажу. Скорее я бы их отправил на уроки исламской или иудейской культуры.
- Но неокрепшие души могут выбрать не тот путь.- Такое опасение означает, что неокрепла моя собственная вера. Неужели мой авторитет отца будет для моего девятилетнего сына меньше, чем авторитет школьной учительницы? Неужели мое знание моей веры (а я как никак профессор богословия) столь ничтожно, что я не смогу обсудить с моим сыном детский учебник, говорящий о другой культуре? Неужели мне совсем ничего не удалось вложить в моего ребенка за 9 лет? Сравнения боятся слабые. Кроме того, защищать детей от любых сквозняков - это путь в больницу. Им предстоит жить в разнообразном и разноязыком мире. Чем быстрее они узнают об этом разнообразии – тем лучше.
- А если этот эксперимент все-таки провалится?- Тогда мы лет через двадцать продолжим наш разговор в студии Би-би-си на передаче «Глядя из Лондона». Цена неудачи очень велика. Если мы не научимся хранить наши разные веры в единой стране – мы потеряем Россию.
- Разочарованием года для вас наверняка стал августовский демарш Зарубежной православной церкви, восславившая генерала Власова. - Да, чувства печальные. В данном случае Синод озвучил позицию одной группы эмиграции, объявив этот взгляд бывших власовцев нормой для православных людей.. Там были слишком сильные слова. Типа «Власов – образец христианина».Епископат зарубежной церкви воспитан в среде военной эмиграции, так называемых перемещенных лиц, военнопленных, власовцев. Понятна инерция их речи и мысли. Но мне очень горько видеть, что законы социальной психологии взяли верх над христианской мудростью.
- В августе это называли чуть ли не первым звоночком нового раскола объединенной Церкви. - Нет, политические и исторические разномыслия все же не повод для церковного раскола… Но вообще теме воссоединения с Зарубежной церковью придавалось незаслуженно много внимания. Это большое событие в их жизни, а не в нашей.
- То есть воссоединение не стало взаимным компромиссом?- Гораздо значительнее жизнь нашей Церкви меняется под влиянием нового Патриарха, а не зарубежной Церкви. К 20 тысячам наших приходов прибавилось 400 зарубежных. Да откровенно говоря — им деваться было некуда. Потому что большинство их прихожан – люди, в 90-годы уехавшие из России. У этих трудовых эмигрантов нет «счетов» к своей Родине. Поэтому, приезжая сюда, прихожане зарубежных приходов спокойно паломничали по нашим монастырям и молились. В то время как их же «зарубежный» священник этого делать не мог… Я рад, что с этим маразмом в своей жизни они покончили. Но молитва, вера и жизнь наших монастырей и приходов от этого никак не изменились.
- Декабрьская история с продлением моратория на смертную казнь, показала, что подавляющее число россиян — за смертную кару. Вас это не опечалило? - Государство – это немножко и я. Государство казнит, значит, оно кого-то убивает и от моего имени. А я никому не поручал кого-то убивать. Думаю, что с христианской точки зрения здесь все очень понятно: если ты смог удержаться от пролития крови твоего врага, то тем твоим родным людям, которые от этого врага пострадали, в Царстве Христа от этой твоей сдержанности станет радостнее. Если же ты веришь в то, что люди идут в царство какого-то мстительного божка, которому нужна кровь убийц — это уже не христианство.
- Уже много лет каждый август для России черный. Это совпадение или знак свыше?- Август – месяц отпусков и разгильдяйства. Поэтому техногенные катастрофы здесь могут происходить чаще, чем в другие времена года. Экономисты уж давно предупреждали, что именно в конце 2000-х годов из-за необратимого износа техники и из-за утраты тысяч технологий на страну обрушится вал техногенных катастроф.
- Какая из утрат в этом году вам больше всего горька?- Лично мне более всего горек уход Виталия Лазаревича Гинзбурга, моего любимого оппонента. Есть хорошая бардовская песня с припевом - «Жизнь прошла, как не было. Не поговорили…». Вот и перед Виталием Лазаревичем я чувствую свою вину – не нашел времени для более частых и длительных бесед с ним...
- Вы понимаете, куда сейчас идет страна? - Я не вхож на капитанский мостик.
- Даже матросы в трюме чувствуют — все ли на корабле в порядке. С мостика, кстати, этого можно и не заметить.- Вообще-то всегда находиться в режиме поиска курса для России естественно. Напротив, страшно становится, когда нам говорят – «верным курсом плывете, товарищи». К счастью, это ощущение стало немножко оттаивать в последний год.
- По вашему россияне с течением времени как-то меняются?- Я сам-то не очень меняюсь. Я заложник меня самого, и поэтому люди, которые откликаются на меня, чем-то схожи. Значит, я вижу вокруг себя в чем-то похожих людей. Оттого мне трудно заметить перемены в людях. Я думаю так же трудно Константину Кинчеву заметить перемены в среде «алисоманов». «Армия Алисы» равна себе самой: если 25 летний Вася из нее ушел, то на его место пришел 15 летний Коля, который мало чем не отличается от Васи, каким тот был в свои 15-ть.Ученый секретарь Московской Духовной Академии отец Павел мне на днях сказал: «Терпите! Через два года у вас будет потрясающий курс». Он с первым курсом работает, я с третьим. Обещает, что через два года ко мне придут «мои» ребята, которые поступили в этом году, и мне будет интересно именно с ними. Так и жду перемен. (улыбается).
- Вся Россия знает, что 2010-ый год очередного животного — Тигра. Вас это не раздражает?- Против этой космо-зоофилии я вижу лишь одно лекарство: признать, что в ней есть своя правда. Просто людям хочется, чтобы каждый год имел имя. Большевики как-то пытались называть дни недели числами, не прижилось... Так, может, и нам стоит называть года по-православному — например, год Богородицы, год Иоанна Крестителя... А еще хорошо бы месяцам вернуть славянские природно-поэтические названия – как в украинском или белорусском языках.
- Что бы вы пожелали читателям КП?- На этот случай у меня припасено несколько банальностей:Не упивайтесь в Новогоднюю ночь — это вредит здоровью. Не обжирайтесь пошлыми юмористическими передачами — это разлагает разум. И, конечно, желаю оставаться людьми при любых, даже кризисных обстоятельствах.
diak-kuraev.livejournal.com
"Целование надушенных лапок". Исповедь священника: diak_kuraev
http://ahilla.ru/ya-nadeyus-na-revolyutsiyu-v-rpts/- Есть ли для тебя разница между Церковью, в которую пришел когда-то, и РПЦ, в которой оказался?
- Какой-то принципиальной, сущностной разницы я не вижу. Церковь другой не стала, я стал другим, и радикальным образом пересмотрел свое отношение как к Церкви в частности, так и к религии вообще.
Период моего воцерковления — середина 90-х годов. Сам знаешь, какое это было время: разброд, шатание, денег нет, жрать нечего, ничего не работает. А Церковь предлагала некую идею в этом хаосе, некий порядок. Я был такой, что пусть без еды и денег, но лишь бы за идею, послужить Богу, человечеству, сделать этот мир лучше и все такое. И получилось так, что, подсев на эту идею, я не смог разглядеть те реальные проблемы Церкви, от которых надо было сразу делать ноги, а они, эти проблемы, маячили у меня перед носом, я с ними сталкивался постоянно, но видеть не хотел… Как говорится: влюбленные безумны.
Давай по аналогии такую историю расскажу: лет в 15 или 16 случилась у меня беда. Влюбился я в одну девчонку. Девочка была необыкновенной красоты, но при этом тупая как пробка и невероятная эгоистка. И так вот мне это ее внешнее благолепие нравилось, что я четыре года за ней бегал и просто не обращал внимания на ее совершенно инфернальный характер. Мне уже и друзья говорили: ну ты посмотри, с кем ты связался, а я им буквально словами из песни Высоцкого «Про Нинку» отвечал. Потом, конечно, разрыв, депрессия. Короче, плохо было…
Вот та же история с Церковью: прекрасная обложка, прекрасные слова о любви, о Боге, о самоотверженном служении, но за всей этой позолотой — абсолютный смердящий свинарник. В этом смысле Церковь от секты не отличается вообще ничем. Да, попы не ходят по улицам, как иеговисты, не пристают, не раздают литературу. Но Церковь поступает еще круче. Она выдает себя за оплот патриотизма, хранителя исторической памяти народа, каких-то там абстрактных скреп и традиций, необычные одежды, необычный язык, даже запах в церкви необычный. Все как не отсюда. Знаешь, многие клюют на такую дешевую пропаганду с полпопытки.
А когда человек попал в оборот, тут уже начинается про послушание, смирение, благоговение перед священноначалием, целование надушенных лапок, ежедневное бубнение непонятных текстов, масоны, весь мир хочет уничтожить Россию, потому что она православная, пусть живем в дерьме, зато с молитвой, и тому подобное. А если один раз ударить как следует бронебойным в голову и суметь пробить самую главную защиту под названием «критическое мышление», то мозг можно уже высосать из головы через трубочку. Этим занимаются секты и, тут у нас не должно быть никаких иллюзий, этим же занимается и Церковь.
По-моему, Кураев как-то сказал нечто вроде: для Церкви канонично то, что ей полезно. {Неправда: это слова В. В. Болотова. Я их часто цитирую со своим добавлением: "Согласен. Но кто устанавливает, что для церкви полезно, а что - нет?" - А.К.} От себя добавлю: есть только две абсолютно полезные вещи — деньги и власть. И церковные иерархи это прекрасно знают, и действую в полном соответствии с этим знанием на протяжении сотен лет.
- Что изменилось для тебя за последние 8 лет власти Патриарха Кирилла?
Неожиданную вещь скажу: Кириллу благодарен как отцу родному. Вот как традиционный такой, патриархальный домостроевский отец выбивает ремнем из отрока всякую дурь, так же Кирилл выбил из меня всю оставшуюся романтику и иллюзии. Он открыл для всех думающих людей церковную систему во все ее «красоте», показав, что власть и деньги — это именно то, для чего живет РПЦ. И за это надо быть ему благодарным, потому что, если бы не существовало таких замечательных вещей как похмелье и ломка, то все поголовно были бы алкоголиками и наркоманами. И все эти «пуськи», невзоровы, протесты против строительства храмов, пляски с бубном вокруг Исаакия, акции православнутых — это и есть тот самый похмельный синдром, который он всем обеспечил.
Он довел власть архиереев до абсолютного абсурда, сделав их неподсудными феодалами, он практически вышвырнул мирян из любых областей, где можно принимать в Церкви хоть какие-то решения, настроил против Церкви интеллигенцию, лишил рядовое духовенство возможности проявлять малейшую инициативу, он превратил проповедь в митинговую речь, рассчитанную только на уши властей и подвластной им толпы с IQ ниже плинтуса.
Надо отдать Кириллу должное — он гениальный демагог. Демагог именно в таком, советском, большевистском смысле слова.
Помнишь, когда судили Алехину и Толоконникову, не было ведь сказано из его уст ни единого слова о милосердии, мол, да отпустите вы этих дурочек, пусть идут себе на все четыре стороны. Нет, он ответил этим ничтожным панкушкам целым молитвенным стоянием, где своей речью о «предателях в рясах» точно провел черту между толпой и последними думающими людьми в Церкви. Дал совершенно четко понять, что Церковь не с людьми, а с властью, и благословит все, что будет делать власть. Именно при нем стало не просто можно, но и нужно называть убийство людей «священной войной», именно он объяснил, что прощение может быть «нецелесообразным», что прощать можно только тех, кто поджимает хвост перед властью. На панк-молебне в ХХС прозвучал самый главный «прокимен»: «Патриарх Гундяй верит в Путина, лучше бы в Бога, с..ка верил». Никогда на Руси скоморохи не отличались особой нравственностью, но правду о царе говорить умели всегда.
По моему глубокому убеждению, Патриарх — совершенно нормальный, ожидаемый проект кремлевской пропаганды и вполне себе атеист, который, имея покровителем не Бога, а власть, прекрасно понимает, что ему ничего не будет, пока эта власть является властью. И поэтому он держится за эту власть, как немощная старуха за сундук с тряпьем.
За последние 8 лет в моей жизни изменилось то, что я очень сильно поумнел, а процесс поумнения всегда сопряжен со страданиями — нравственными, интеллектуальными, ценностными… Но, в конечном счете, это здорово, потому что пройдя через эту ломку, можно посмотреть на Церковь глазами без очков.
- Ощутил ли на себе последствия раздела епархий?
- Да нет практически. Это же все административные проблемы. Это заморочки для архиереев, благочинных и прочей верхушки. Рядовой священник рад уже тому, что на хлеб заработал и что его не пинают с прихода на приход или за штат только потому, что архиерею в очередной раз моча в голову ударила.
Ничего в лучшую сторону не изменилось. Архиереи как были поместными царьками, которым никто не указ, так и остались, как гребли деньги с приходов, так и гребут. Архиерей в РПЦ непререкаем и неподсуден, пока он не пошел поперек патриарха. Славь Кирилла и делай что хочешь, хоть иподьякона своего в алтаре трахай — ничего тебе не будет, если не уклоняешься от общей вертикали. В этом принципе есть что-то очень советское, сталинское. Сталин, как известно, не мешал своим ставленниками обогащаться, пить и развратничать, потому что такие были наименее способны руководствоваться в жизни принципами и представлять потенциальную угрозу для власти.
- Какие проблемы видишь в епархиальной жизни?- Самая главная проблема, на мой взгляд, это абсолютно бесправное положение рядового духовенства. Это все неправда, что попы зажрались и ездят на мерседесах, лезут в школы, и занимаются рейдерством. Всем этим занимается очень тонкая прослойка духовенства, которым по разным причинам можно. Основная масса нормальных, рядовых священников боится лишний раз рот открыть, чтоб произнести что-то, чего нет в Требнике.
У архиереев сильнейший страх перед любой самостоятельностью, перед любым независимым суждением. В большинстве епархиальных управлений (а мне об этом хорошо известно из рассказов тех священников, которые от этого пострадали) есть специальные люди, которые постоянно мониторят все, что священники пишут в социальных сетях, и все эти распечатки кладутся на стол архиерею. И за какой-то невинный комментарий, анекдот, несанкционированное суждение можно потерять место на приходе. Это факт.
Среди духовенства огромное финансовое расслоение: от очень богатых, которые покупают себе машины за несколько миллионов рублей, до очень бедных, которые не могут своему ребенку купить дешевый мобильный телефон. Бедных абсолютное большинство. Жаловаться, просить деньги не имеет никакого смысла. Архиереи в курсе этого положения, и сами его, можно сказать, создают, руководствуясь принципом «сытый голодного не разумеет». Каким бы тираном и самодуром архиерей ни был, священники никогда между собой не договорятся возразить ему по-настоящему, объявить бойкот, коллективно и не анонимно нажаловаться.
- Как живет обычный священник день за днем, без прикрас, без слащавой картинки для православной публики?- Очень по-разному живут. Как я уже сказал, есть очень богатые, есть очень бедные. Богатым мне побывать не довелось, а вот что такое полтора года сидеть вообще без денег, я знаю. Друзья выручали, помогли хоть как-то протянуть это время.
Я знаю одного священника, который, сидя так же без денег, просил благочинного занять ему средства на лекарства для умирающего отца, на что получил ответ: я только что заплатил взносы в епархию и у меня нет ни копейки. Правда ли у него не было ни копейки, я не знаю, но если было, и он врал, то он сволочь, если говорил правду, тогда сволочь — архиерей, который высосал из благочинного все деньги.
Жизнь рядового священника заключается в том, что он не имеет никаких прав. Его могут использовать как угодно, где угодно, могут платить, могут не платить, могут переводить с прихода на приход, отправлять за штат по капризу архиерея, наказывать согласно анонимным доносам. Если учесть, что священники в основной своей массе многодетны, можно представить, с какими это сопряжено проблемами. Рядовой священник живет в страхе, он боится сказать лишнее слово, попасть в немилость, он постоянно ждет какого-то доноса на себя, анонимки, жалобы, которые совсем не зависят от его поведения.
Это жизнь бесправного крепостного, которую пафосно именуют «служением».
- Каковы взаимоотношения с настоятелем, братьями-священниками, архиереем?
- Лично я с начальством был в контрах всегда. Правда, в разной степени. За что немало получил: и по приходам меня пинали, и запретом грозили. Научили быть умнее и не метать бисер. Зато я научился интуитивно за 5 минут определять, можно ли с данным человеком нормально общаться или нет. Это, скажу я тебе, очень полезный навык. Последние года три он меня ни разу не подвел.
Что касается отношений с равными мне, рядовыми священниками, то тут все тоже очень по-разному. Тут надо понимать, что многие священники, чтобы не жить в постоянном когнитивном диссонансе, просто отключают совесть и мозги и плывут по течению, считая, что это все «воля Божья». С ними говорить вообще не о чем. Они, в лучшем случае, ничего не поймут, потому что уже нечем понимать, в худшем — просто донесут на тебя куда надо.
Есть умные, интеллектуально и психологически не деградировавшие священники, которые все давно поняли, с которыми можно поговорить по душам. Но это все не больше разговоров на кухне под коньяк. Я пивал коньячок со многими батюшками из разных епархий. На таких посиделках архиереев не просто ругают, а ругают отборным матом, их не просто не любят, их ненавидят и презирают. Но сделать ничего не могут: у каждого семья, дети, их надо как-то кормить. Большинству таких священников уже за 40 и начинать новую жизнь страшно. У многих воля просто сломлена.
Среди священников довольно много неверующих, иногда, в частном разговоре, откровенных атеистов. Но именно они, по моему мнению, наиболее способны к здравым, независимым суждениям. Я со многими из таких дружу и с ними в разведку пошел бы запросто. По одной простой причине — они в своей жизни руководствуются не какими-то внешними правилами и моральными нормами, скрепами и традициями, а своим умом и опытом, если они что говорят, то не цитируют бездумно священные тексты, а говорят о том, что сами испытали и выстрадали.
- А как же они служат?
- Да, я по молодости задал одному протоиерею такой вопрос: «А как же ты служишь?» Вместо прямого ответа, он предложил мне мысленный эксперимент. Он сказал: «Зайди в интернет на сайт, где объявления проституток с номерами телефонов, позвони какой-нибудь Снежане и спроси ее: „А как же ты занимаешься сексом без любви? Тебя совесть не мучает?“ И все что она скажет — это мой ответ тебе».
Для меня это было исчерпывающим ответом. Да, для значительной части духовенства вся эта православная жизнь это просто позволение использовать себя за деньги или хотя бы за то, чтоб не вышвырнули на улицу. Поэтому за деньги тебе в церкви отпоют хоть сатаниста.
- Как выглядит приходская жизнь глазами священника? Социальная, миссионерская, молодежная деятельность — это реальность или фикция?
- Абсолютно полное, откровенное втирание очков. Для заметки на сайте, для того, чтобы отчитаться. От их просветительской работы градус тупости и абсурда только растет, от всех этих пафосных речей про реабилитацию наркозависимых и алкоголиков самому хочется уколоться и забыться. А чем ты хочешь привлечь в Церковь молодежь? Изучением церковнославянского языка или запретом заниматься сексом до брака. Не, ну можно еще, конечно, пойти сжечь абортарий и набить морду каким-нибудь педикам. Больше молодежи Церковь ничего предложить не может.
- Кстати о «голубизне». Насколько это распространенное явление?
- Слушай, мне всегда так нравились женщины, что я никогда о геях не думал. Так что знакомых гомосексуалов у меня в Церкви нет, и свечку я ни над кем не держал. Но есть целый ряд персон в рясах, в гомо- и бисексальности которых я не сомневаюсь. И это не обязательно монахи, среди которых ситуативный гомосексуализм очень распространен, как в армии и в тюрьмах. Это явление в Церкви существует, как существует оно везде. Проблема в том, что часто это становится политикой и средством давления. И есть такие священники, которые не получили хороший приход только потому, что, будучи семинаристами, попали в немилость, отказавшись сосать кому надо.
- Как выглядит финансовая жизнь обычного прихода, куда распределяются потоки денег? Зарплаты, отпуска, больничные, пенсии, трудовая, полис — как с этим обстоит?
- Зарплаты в основном серые в конвертах (официальная зарплата ничтожна), и их величина прямо пропорциональна наличию совести у настоятеля или благочинного. Проблема еще в том, что епархиальное управление выдаивает приходы досуха, а это уже прямо пропорционально зависит от вменяемости и жадности архиерея. Поэтому в разных епархиях по-разному — от полной невменяемости, до вполне приемлемой ситуации.
- Как себя ощущает священник через 10 лет служения? Есть ли чувство правильного движения, духовного развития или регресс по сравнению с тобой, только что рукоположенным?
- Ощущает себя так же, как ощущает себя мужчина, женившийся на прекрасной целомудренной девушке, а прожив с ней несколько лет, понимает, что она всего лишь рядовая шлюха. А выводы из этого знания можно делать разные. Можно собрать вещи и уйти, а можно терпеть, принимая это как «волю Божью». Первых я искренне уважаю, вторых не осуждаю, потому что отчасти к ним и принадлежу, с той только разницей, что ни в какую «Божью волю» давно не верю. Если меня можно с кем-то сравнить, так это с работником мясокомбината, который никогда в жизни не только не станет есть сосиски, но и кошку свою ими не накормит.
- Если отмотать назад — пошел бы опять в священники?
- Да ни за что. Проблема в том, что дверь на выход открывается очень туго. Светская специальность у меня потеряна, я оброс детьми, в значительно степени десоциализировался. Я пока думаю о том, как выйти из этой ситуации с наименьшими потерями, в том числе и финансовыми.
- Нет ли желания уйти совсем: за штат, снять сан или в альтернативную церковь?
- Постоянно, разве только кроме желания уйти в какую-то другую церковь. Здесь для меня все кошки серы, ну, а если не все кошки серы, то все кошки все равно — кошки. Да, я думаю над тем, чтоб уйти, планирую этот уход, но не хочу пока пороть горячку. Кинуть свой крест на стол митрополиту я еще успею.
- От чего больше всего устаешь?- От глупости, абсурда и самодурства. Религиозность реально отупляет человека, лишает его самостоятельности, терпимости, человечности. Это можно видеть повсеместно. Это утомляет. Поэтому в моем кругу общения с каждым годом все больше людей, которые не имеют к Церкви никакого отношения или отношение негативное.
- Есть ли какая-то разница между тобой настоящим и тобой-священником?- Я бы сказал: нет почти ничего общего. Только очень плохой артист отождествляет свое лицо с гримом и свой ум — с набором реплик из пьесы. А я хороший артист. Церковь это театр, витрина, и обмануть она может только очень неумных и экзальтированных людей, как артист обманывает детей, одеваясь в костюм Деда Мороза. Но ребенок это ребенок, а взрослый человек, верящий разодетому бородатому мужику, который претендует на знание божественного откровения — просто дурак. Ну, а сам мужик, одевшийся в костюм Деда Мороза и верящий, что от этого он в самом деле стал Дедом Морозом — полный идиот.
- Священство — благо для твоей семейной жизни или проблема?- На данный момент просто средство выживания.
- Каким видится будущее: ближайшее, лет через 10?- Я очень надеюсь на переход количественных изменений в качественные и на революцию в РПЦ, которая в своем нынешнем виде просто обязана перестать существовать. В противном случае, она заслужит если не ненависть народа, то презрение, это точно. И когда система начнет рушиться, я надеюсь на тот момент уже не быть ее частью.
***http://ahilla.ru/proekty/
Дорогие друзья!
На этой странице мы будем публиковать краткое описание тех проектов, которые мы надеемся развить с вашей помощью.Проект «Исповедь анонимного…»
Источником вдохновения для этого проекта стала знаменитая «Исповедь бывшей послушницы» Марии Кикоть — история, которая помогла многим преодолеть некий качественный рубеж — люди стали гораздо смелее говорить о проблемах жизни внутри РПЦ.
Под «исповедью» мы будем понимать не рассказ о собственных грехах, а рассказ о «перемене ума», о собственном изменении, к которому привело пребывание внутри системной жизни РПЦ, рассказ об обстоятельствах и людях, повлиявших на это изменение.
Уточним, что целью проекта не является опорочивание честного имени Церкви, епархии или прихода, а также конкретных лиц, а только осмысление проблем, которые существуют, болят и которые нельзя замалчивать, потому что от замалчивания эти проблемы только усугубляются.
1. «Исповедь анонимного священника»
Нам хорошо известно, что многим священникам (дьяконам) есть что сказать о жизни РПЦ, собственной епархии или прихода, вот только мало кто может рискнуть высказаться публично, потому что прещения в виде снятия с прихода, отправления за штат или в запрет не заставят себя ждать.
Поэтому мы предлагаем таким клирикам — служащим сейчас или бывшим — скачать нашу анкету, ответить на предлагаемые вопросы, видоизменив их под свои обстоятельства. Также можно добавить от себя ответы на незаданные нами вопросы, если они важны для вас.
Важное условие — мы гарантируем вашу анонимность, но редакция должна убедиться, что присланный текст написан реальным священнослужителем. В какой форме — это обсуждается с каждым автором-священнослужителем индивидуально.Скачать Анкету анонимного священника
2. «Исповедь анонимного дьячка»
Мы ждем рассказы о реальной приходской жизни от пономарей, клирошан, преподавателей воскресных школ — от любого работника прихода или епархии. Рассказы принимаются в свободной форме, кстати, будем рады и не анонимным авторам.
Разумеется, в этих рассказах мы ожидаем увидеть описание проблем, которые вы видите на приходе или в епархии, а не елейных рассказов о том, как «ярко светило солнышко в день праздничка, а лица причастников было одухотворены проповедью владыченьки!». Подобные тексты будут отправляться в корзину.3. «Исповедь анонимного прихожанина»
То же самое, что и выше — рассказ в свободной форме о вашей нынешней или прошлой приходской жизни, о вашем изменении в этой жизни.
Материалы будут выходить под соответствующими тегами: Исповедь анонимного священника, Исповедь анонимного дьячка, Исповедь анонимного прихожанина.
Все материалы присылайте на адрес Ахиллы: [email protected]
diak-kuraev.livejournal.com
диакон Андрей Кураев
В конце 2011 года по благословению cтарцев и при поддержке Фонда состоится принесение в Москву глубоко почитаемой в нашем народе святыни - частицы зуба медведя преподобного Серафима Саровского.Как известно, преподобный имел обычай кормить приходившего к нему медведя хлебом. После кончины старца привыкший к святыне медведь поселился при одном из основанных преподобным Серафимом скитов. Сестры ухаживали за ним, а медведь, которого все прозвали "Серафимушкин Мишка", своим ревом отваживал от обители лихих людей. Окрестные крестьяне почитали Мишку. Говорили, что прикосновение его мохнатой лапы исцеляло, по вере, от ушных болезней.
В 1914 году, накануне праздника Изнесения честнаго пояса Пресвятой Богородицы, послушница Анна Ж., проживавшая тогда в ските, к своему страху услышала, как медведь человеческим голосом проговорил: "Скорби, скорби будут на Руси!" Послушница поведала об этом тогдашней настоятельнице обители, игумение Митридаде, которая велела ей никому более того не сказывать, прибавив, что в тот же день ей явился во сне сам преподобный Серафим с тем же грозным предупреждением. Вскоре Мишка умер, и сестры похоронили его у западной стены монастыря, а один из зубов медведя отдали священнику соседней деревенской церкви. В 1925 году обитель была закрыта и подверглась разорению, однако и после этого люди продолжали тайно посещать могилку Мишки, получая, по вере своей, исцеления. Когда безбожные власти прознали об этом, они разорили могилку, погрузили останки медведя на баржу и затопили ее в Охотском море, так что от них остался лишь зуб, сохраненных приходским батюшкой. Во время Великой отечественной войны сына батюшки, Константина Л., призвали в армию, и священник отдал святыню ему. Всю войну прошел "попович" на передовой, и, на удивление сослуживцев, ни разу не был даже ранен! В 1944 году об удивительном солдате узнал сам маршал Жуков. Он вызвал Константина в свою ставку, распросил обо всём. Получив честные ответы, маршал удивился, и отпустил его, наградив медалью. Но на пол-дороге в расположение части солдата догнал интендант Жукова, Николай М. (как выяснилось через много лет, он уже тогда был тайным монахом), и от имени полководца попросил частицу Мишкиного зуба. Константин не отказал. Как рассказывали, маршал прикрепил частицу святыни под оклад Казанской иконы Божией Матери, которую он всю войну возил с собой. За два месяца до окончания войны Константин был контужен и попал в немецкий плен. Его хотели расстрелять, но оказалось, что один из немецких офицеров каким-то образом прослышал о Мишке, и очень удивился, увидав частицу его зуба. Он спас Константина и переправил его в Мюнхен, где сын священника был освобожден наступающими американцами. Константин уже готовился вернуться на Родину, когда во сне ему явился сам Мишка и сказал: "В Россию тебе пути нет!" Константин очень опечалился, но не решился ослушаться. Американские власти переправили Константина в США, где он женился на русской эмигрантке (как стало известно позже, дальней родственнице Мотовилова), и стал жить в одном из провинциальных городков. Там он устроил домашнюю часовню, где и поместил частицу святого зуба. Рассказывают, известный американский старец, о. Серафим Роуз, окончательно решил принять православную веру именно после поездки к Константину (они были знакомы по работе) и молитвы перед святыней. Это же обстоятельство повлияло и на выбор подвижником своего иноческого имени. С тех пор многие из духовных чад о. Серафима часто посещали Константина, а один состоятельный православный американец даже пожертвовал украшенный ковчежец, в котором стали хранить зуб.
Самое известное чудо от святыни произошло в 1979 году. Тогда Москва готовилась к Олимпийским играм, причем Брежнев хотел сделать эмблемой Олимпиады собаку. Как-то ночью Константину снова явился Мишка и сказал: "Власти России хотят сделать символом Олимпиады нечистое животное. Этого нельзя допустить! Если они так поступят, на игры в числе западных спортсменов приедут убийцы, и русским правителям настанет конец!" Константин не знал, что ему делать. Однако среди почитателей Мишкиного зуба нашлись влиятельные люди, которые устроили тайную поездку Константина в Москву и встречу с самим Брежневым. Оказалось, что Леонид Ильич был тайным верующим, и даже слышал о Мишке. Беседа с Константином убедила его немедленно заменить символ Олимпиады на медведя, так что в следующем году, когда начались игры, никто из западных спорстсменов по разным причинам на них не приехал.
Вскоре после этих событий Константин умер, и его домовая часовня была преобразована в Серафимовский скит. Наконец, стало возможно принесение святыни в Россию. Братия скита, являющегося одним из духовных центров американского православия, после долгого убеждения, согласились отпустить любимую святыню в Москву. Здесь частица Мишкиного зуба пробудет всего 2 дня - 31 декабря 2011 года и 1 января 2012 года. В новогоднюю ночь ковчежец с частицей на самолете 12 раз обнесут вокруг нашей столицы, чтобы благодать свяыни достигла и тех, кто по возрасту или здоровью не сможет приложиться к ней лично. 1 января у Мишкиного зуба совершит литургию и молебен сонм русских архипастырей, а уже вечером того же дня ковчежец отправится в обратно на американскую землю. Однако с частицы зуба снимут 12 слепков, которые будут особым образом освящены и разосланы по наиболее чтимым обителям Русской Православной Цекрви.
Обретено тут http://thomas-cranmer.livejournal.com/104080.html
diak-kuraev.livejournal.com
диакон Андрей Кураев
Это ответы руководителя Отдела религиозного образования Владимирской епархии. Полагаю, что изложенное в них очень важно для анализа ситуации. Во всяком случае это показывает, что не стоит поспешно обвинять епархию и патриархию в отсутствии адекватной реакции. Тут не столько "сцены из монастырской жизни", сколько (как и в случае с Егором Бычковым) неясны границы допустимого вмешательства в личную и семейную жизнь людей.- Отец Сергий, за последнее время в прессе прошла волна публикаций о ситуации в Боголюбском монастыре, о якобы имевших там место случаях насилия над детьми. Причем, известно, что никаких детей и никакого приюта в стенах обители давно уже нет. В качестве главного обвинителя монастыря журналисты и, в частности, Борис Клин в «Известиях» ссылаются на руководителя школы-пансиона в Михалях священника Виталия Рысева. Какова ваша позиция, позиция епархии и лично владыки Евлогия в отношении всего этого скандала, который, если вспомнить прошлый год, напоминает какое-то странное дежавю?
- Думаю, владыка Евлогий, если пожелает, может сам озвучить свою позицию. Я могу высказываться только как руководитель епархиального отдела образования. Вы правильно отметили, что это очень напоминает события прошлого года. И не только напоминает, но, собственно говоря, речь и идет о событиях прошлого года, которые вдруг получили неожиданную актуализацию. У многих в голове давно уже все перепуталось. А кое-кем события прошлого года сознательно выдаются за сегодняшние! Вот это меня более всего поражает и удручает! К нам в епархию пока не поступало никаких официальных заявлений ни от бывших воспитанников Боголюбского приюта, ни от их родителей, ни от других лиц. Поэтому мы, как и многие, сейчас ориентируемся на ту информацию, которую дают СМИ. Получается какой-то замкнутый круг. СМИ спрашивают нас о том, что они сами пишут и при этом хотят услышать то, что они сами написали. Мы же считаем, что в этой ситуации нужно опираться не на чьи-то мнения, суждения, а на реальные факты, на то, что реально происходит. Прежде всего, нужно реально определиться: где, когда и с кем это происходило и, самое главное - что именно происходило. Предыстория же этой проблемы следующая.
В свое время, где-то в конце 90-х годов, при Боголюбском монастыре сложилось своеобразное сообщество родителей с детьми. Мы знаем, что такое 90-е годы. Многие люди остались без жилья, многие семьи распались. И вот так оказалось, что единственным местом, где им уделили внимание и оказали какую-то помощь: предоставили кров, пищу и т.д., стал этот монастырь. Многие из этих людей остались еще и работать в монастыре, то есть он дал им еще и работу, средства к существованию. Но тут и встал вопрос о детях: что делать с детьми? И в итоге возникло своего рода неформальное объединение родителей вокруг Боголюбовского монастыря. Родители из своей среды выделяли воспитателей, которые смотрели за детьми, когда другие родители находились на работах. И понятно, что это не могло остаться без внимания епархии, потому что дети есть дети. Хотя у них есть и родители, но тем не менее все это происходит на территории монастыря, то есть того учреждения, которое входит в состав нашей епархии. Родители обратились с просьбой к владыке о том, чтобы создать приют, то есть какое-то учреждение интернатного типа, гимназию с интернатным содержанием детей. Так как дети в этот момент реально находились, проживали на территории монастыря, то Владыка дал благословение и началась эта работа.
- То есть можно сказать, что то, что называют приютом - это как бы стихийная форма самоорганизации самих людей, попытка создания своего рода ячейки параллельного социума, не от хорошей жизни возникшая? Спасение утопающих - дело рук самих утопающих?
- Примерно так. Но здесь надо сразу сказать, что работа натолкнулась на определенные сложности. Ведь для того, чтобы создать такое учреждение, необходима земля, здание, отвечающее санитарным нормам и т.д. Поскольку ничего этого не было, а создать или получить все это необычайно сложно, можно сказать, что с самого начала имели место трудности объективного характера. Я хотел бы особо подчеркнуть: сам по себе монастырь никогда не стремился содержать никакого приюта, он просто откликался на нужды людей, попавших в отчаянное положение. Формально, с точки зрения правовой, при Боголюбском монастыре никогда не существовало никакого приюта. Это была просто некая идея, пожелание, до известной степени реализованное. Объединение родителей с детьми стихийно сложилось в силу жизненных обстоятельств. Понятно, что ни монастырь, ни епархия не являлись и не являются законными представителями этих детей. Это были просто дети с родителями, которые сами избрали для себя такую форму существования, такой образ жизни. Вот, например, та же Валя Перова, известный случай. Вы знаете, наверно, еще по публикациям прошлого года, что ее мать скиталась с тремя девочками, с тремя дочерьми, она умирала от рака, и, умирая, как бы завещала дочерям свою родительскую волю оставаться в монастыре, посвятить себя монашеству. Наверно, полагала, что в мiру они пропадут. Как педагог и как действующий священник, как духовник, я могу сказать, что это все такие тонкие, деликатные темы и, думаю, не вполне правильно так вытаскивать все это на всеобщее обозрение, как делают некоторые ваши коллеги. Было несколько случаев, когда на детей-сирот было оформлено опекунство настоятельницы.
В прошлом году, после жалобы Вали Перовой, как вы знаете, работало множество комиссий, в том числе и епархиальная. Итоги вам тоже известны: изложенные в ее письме «факты» не нашли подтверждения. Но прояснились и объективные трудности, связанные с так называемым приютом, которые епархия и монастырь и до этого знали: отсутствие специального здания и т.д.... Кроме того, была еще одна серьезная проблема: это трудности с оформлением документов для детей: медицинских полисов, паспортов и т.д. Монастырь, естественно, принял рекомендации, данные тогда комиссией Патриархии. Но понятно, что выполнение таких рекомендаций, как, скажем, строительство здания, формально отвечающего санитарно-гигиеническим нормам для сорока детей - это задача невыполнимая в течение столь короткого времени. Также и при оформлении документов часто возникали определенные трудности. Но интересы детей необходимо защищать! Поэтому возник компромиссный вариант, который удовлетворил все стороны: и епархию, и монастырь, и родителей - это пребывание детей в епархиальной школе-пансионе в Михалях г. Суздаля. В епархии есть только одна такая школа, где предусмотрено интернатное пребывание детей. По заявлению родителей 34 ребенка были помещены в эту школу-пансион. А двоих сирот отдали в Камешковский детский дом. И, собственно говоря, на этом объединение, о котором мы говорили, и исчезает. Единственное исключение было сделано для пяти девочек, заканчивавших 10-11-й классы Новосельской школы, за которой они числятся. В связи с тем, что они заканчивали курс обучения, они не хотели менять образовательное учреждение. Остаться этим девочкам в монастыре было обоюдное желание - и родителей, и самих детей. Мы согласились, что, наверно, это разумное решение. И вот уже следующий поворот сюжета - это когда две девочки из трех оставшихся в 2010 году, Сарина и Кузнецова, покидают пределы Боголюбского монастыря. Это произошло 5 октября этого года. Они обратились в комнату по делам несовершеннолетних, оттуда в Суздальскую опеку. На время выяснения всех обстоятельств девочек разместили в больнице. И тут выяснилось: сами они хотели находиться в школе-пансионе, а матери выступали решительно за монастырь. Помещать детей в школу-пансион без письменного заявления родителей незаконно, с другой стороны: если сами дети не хотят жить в монастыре, то зачем их там держать? Поскольку, вы знаете, единственными законными представителями детей являются их родители, а отнюдь не монастырь, епархия или органы опеки, мы посовещались и нашли компромиссное решение: вернуть их в семьи, к родителям, которые вскоре и уехали вместе с детьми на свое прежнее место жительства: в Воронежский край и в Бугульму в Татарстане. Этот вариант удовлетворил и родителей и детей. Было написано соответствующее заявление, 10 октября эти девочки отправились по месту жительства. Вот, собственно говоря, к чему на сегодняшний день сводится вся объективная сторона ситуации.
(взято с РНЛ)
***
Последняя фраза не вполне верна. Сказанное о. Сергием, полагаю, вполне достоверно. Но в стороне остался вопрос о мотивах привязанности данной группы родителей именно к этому монастырю. Понятно, что сестры и духовник исповедуют общеправославные взгляды. Но ведь есть и некое своеобразие - и оно во вполне отчетливой "диомидовщине". Точно ли это своеобразие никак не влияет рна психологический климат в монастыре и на детей?
diak-kuraev.livejournal.com









