Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

«Новый мир». Главный редактор журнала новый мир


«Новый мир» - это... Что такое «Новый мир»?

  • Новый мир — Новый мир: Содержание 1 Печатные издания 1.1 Журналы 1.2 Газеты …   Википедия

  • Новый Мир — У этого термина существуют и другие значения, см. Новый мир (значения). «Новый Мир». 1988, № 7. ISSN …   Википедия

  • НОВЫЙ МИР — «НОВЫЙ МИР» (II mondo nuovo) Италия Франция, 1982, 150 мин. Французское название «НОЧЬ ВАРЕННЫ» (La nuit de Varennes). Исторический фильм, приключенческий фильм. Картина рассказывает о бегстве короля Людовика XVI и королевы Марии Антуанетты из… …   Энциклопедия кино

  • Новый мир — «НОВЫЙ МИР» ежемесячный литературно художественный и общественно политический журнал, изд. «Известий ЦИК СССР и ВЦИК». С 1925 издавался Под редакцией А. В. Луначарского и И. И. Степанова Скворцова, а с 1926 их же и В. П. Полонского, к рый являлся …   Литературная энциклопедия

  • «Новый мир» — НОВЫЙ МИР лит. худож. и обществ. полит. журнал, до 1991 орган СП СССР. Издается в Москве с 1925. Среди ред. Н. М. А. Луначарский, Ю. Стеклов (Нахамкис), И. Скворцов Степанов (1925), В. Полонский (Гусев) (1926 31), И. Пронский (1932 37), В.… …   Российский гуманитарный энциклопедический словарь

  • Новый мир — («Новый мир»)         ежемесячный литературно художественный и общественно политический журнал, орган Союза писателей СССР. Издаётся в Москве с января 1925. Первыми редакторами были А. В. Луначарский, Ю. М. Стеклов, И. И. Скворцов Степанов; с… …   Большая советская энциклопедия

  • «Новый мир» — ежемесячный журнал литературно художественной и общественной мысли, с 1925, Москва. Издавался как орган Союза писателей СССР, с 1990 независимый журнал, учредитель (1998)  Редакция «Нового мира». Среди редакторов  В. П. Полонский, К. М. Симонов,… …   Энциклопедический словарь

  • «НОВЫЙ МИР» — «НОВЫЙ МИР», литературно художественный и общественно политический ежемесячный журнал. Орган СП СССР. Издавался в Москве с 1925. Опубликовал многие произведения советской литературы, среди которых «Жизнь Клима Самгина» (1 я часть) М. Горького,… …   Литературный энциклопедический словарь

  • Новый Мир — иллюстрированный двухнедельный вестник современной жизни, политики, литературы, науки, искусства и прикладных знаний, издаваемый в СПб. с 1899 г. товар. М. О. Вольф; ред. П. М. Ольхин. Приложения к нему: двухнедельный журнал Мозаика H. Мира и… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Новый Мир — 457141, Челябинской, Троицкого …   Населённые пункты и индексы России

  • dic.academic.ru

    Новый Мир (журнал) - Википедия

    Россия Новый мир
    Новый мир (журнал).jpg

    Специализация

    Light Blue Star.svg

    литературный журнал

    Периодичность

    Light Blue Star.svg

    Адрес редакции

    Light Blue Star.svg

    127994, ГСП-4, Москва, К-6, Малый Путинковский переулок, д. 1/2

    Учредители

    Light Blue Star.svg
    • издательство «Известия Советов народных депутатов СССР» (1938—1989)
    • ЗАО «Редакция журнала „Новый мир“» (с 1998)

    Издатели

    Light Blue Star.svg

    ЗАО «Редакция журнала „Новый мир“»

    История издания

    Light Blue Star.svg

    1925 — настоящее время

    Объём

    Light Blue Star.svg

    Награды и премии

    Light Blue Star.svg

    Орден Трудового Красного Знамени

    «Но́вый мир» — один из старейших в современной России ежемесячных литературно-художественных журналов. Издаётся в Москве с 1925 года. С 1947 по 1991 годы — орган Союза писателей СССР, с 1991 — частное издание[1].

    История и современность[ | ]

    Журнал был основан на базе издательства «Известия» по предложению редактора газеты «Известия» Ю. М. Стеклова. Первый год редактировался и управлялся А. В. Луначарским (член редколлегии до 1931 года) и Ю. М. Стекловым, затем — И. И. Скворцовым-Степановым; ответственным секретарём был писатель Ф. В. Гладков. С 1926 года руководство было поручено В. Полонскому. В 1947—1964 годах редакция журнала располагалась на Малой Дмитровке, дом 1/7.

    С 1947 по 1991 годы — орган Союза писателей СССР. За заслуги в развитии советской литературы награждён в 1975 году орденом Трудового Красного Знамени.

    Вершиной общественного значения журнала были 1960-е годы. Идеологической основой журнала в тот период были ценности либерализма и демократического социализма. В начале 1970 года идейный лидер этого направления в тогдашней общественной жизни Александр Твардовский[2][3] после долгой травли ушёл в отставку с поста главного редактора, редакция была уволена.

    Во времена Перестройки (конец 1980-х годов) тираж журнала, благодаря публикациям в нём ранее запрещённых произведений («Доктор Живаго» Бориса Пастернака, «Котлован» Андрея Платонова, «1984» Джорджа Оруэлла, но особенно — произведений Александра Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ», «В круге первом», «Раковый корпус», вырос до фантастических цифр — тираж первого номера за 1990 год, например, равнялся 2 660 000 экземпляров[4].

    Нынешний учредитель и издатель — редакция журнала «Новый мир» (президент — Андрей Василевский). Объём: 240—256 полос.

    В настоящее время «Новый мир» имеет либеральную направленность, является одним из ведущих русских «толстых» литературных журналов[5][6]. Однако авторы получают символические гонорары. За текст объёмом 40 000 печатных знаков — около 2500 рублей (по информации 2011 года)[7].

    Тираж[ | ]

    • 1925, № 1 — 15 000 экз.[8]
    • 1925, № 3 — 25 000 экз.[9]
    • 1927, № 1 — 6500 экз.[10]
    • 1928, № 1 — 25 000 экз.[11]
    • 1929, № 1 — 21 000 экз.[12]
    • 1934 — № 1 — 40 000 экз.[13]
    • 1940 — 80 000 экз.[источник не указан 800 дней]
    • 1943 — 30 000 экз.[источник не указан 800 дней]
    • 1945 — № 5—6 — 31 000 экз.[14]
    • 1951, № 6 — 104 000 экз.[15]
    • 1958 — 140 000 экз.[источник не указан 800 дней]
    • 1960, № 12 — 90 200 экз.[источник не указан 50 дней]
    • 1961, № 12 — 87 600 экз.[источник не указан 50 дней]
    • 1962, № 11 — 96 900 экз.[16]
    • 1963, № 12 — 113 000 экз.[источник не указан 50 дней]
    • 1964, № 12 — 113 000 экз.[источник не указан 50 дней]
    • 1965, № 12 — 127 900 экз.[источник не указан 50 дней]
    • 1975 — 172 000 экз.[источник не указан 800 дней]
    • 1987 — 490 000 экз.[источник не указан 800 дней]
    • 1988, № 1 — 1 150 000 экз.[источник не указан 50 дней]
    • 1989, № 4 — 1 573 000 экз.[17]
    • 1990 — 2 700 000 экз.[7]
    • 1991, № 6 — 957 000 экз.[18]
    • 1992, № 2 — 250 000 экз.[источник не указан 50 дней]
    • 1993 — 53 000 экз.[источник не указан 800 дней]
    • 1994 — 29 100 экз.[источник не указан 800 дней]
    • 2003 — 9600 экз.[источник не указан 800 дней]
    • 2008 — 7000 экз.[источник не указан 800 дней]
    • 2010 — 4800 экз.[19]
    • апрель 2011 — 5 500 экз.[7]
    • 2014 — 4000 экз.[20]
    • 2015 — 3000 экз.[21]
    • 2016 — 2500 экз.[22]
    • 2017 — 2300 экз.[23]

    Главные редакторы[ | ]

    Главными редакторами журнала были:

    Главные редакторы частного издания[значимость факта?]: журнал "Новый мир":

    Редакция[ | ]

    Редакция журнала расположена в Москве по адресу: Малый Путинковский переулок, дом 1/2. На 2015 год, помимо главного редактора А. Василевского, в состав редакции входят Павел Крючков, Михаил Бутов, Марианна Ионова, Ольга Новикова, Владимир Губайловский, Мария Галина, Любовь Бреева, Сергей Костырко[25].

    Авторы[ | ]

    В числе авторов «Нового мира» в разные годы были известные писатели, поэты, философы: Василий Гроссман, Виктор Некрасов[7], Владимир Дудинцев, Илья Эренбург[7], Василий Шукшин, Георгий Владимов, Владимир Лакшин, Владимир Войнович, Чингиз Айтматов[2], Василь Быков, Григорий Померанц, Виктор Астафьев[7], Сергей Залыгин, Иосиф Бродский[7], Александр Кушнер, Владимир Маканин, Людмила Петрушевская, Андрей Волос, Дмитрий Быков, Роман Сенчин, Захар Прилепин, Александр Карасёв, Олег Ермаков, Сергей Шаргунов и др.[26]

    В журнале дебютировал с повестью (рассказом) «Один день Ивана Денисовича» Александр Солженицын (1962, № 11)[7].

    Премии «Нового мира»[ | ]

    Редакция журнала ежегодно вручает поэтическую премию «Anthologia», учреждённую в феврале 2004 года в виде почётных дипломов[27]. В 2000—2011 гг. «Новый мир» присуждал премию за рассказ, подробнее см.: Премия имени Юрия Казакова.

    Источники[ | ]

    1. ↑ История журнала / Сайт журнала «Новый мир»
    2. ↑ 1 2 Кузеванова Л. М. Критика идеи насилия как идеи прогресса. Очерк истории отечественной общественной мысли 1986—1991 гг. Ч. 1. // Российская историография. — 30.09.2008.
    3. ↑ Шаламов В. Т. Твардовский. «Новый мир». Так называемая «некрасовская традиция» // Шаламов В. Т. Собрание сочинений в 6 т.т. Т. 5: Эссе и заметки; Записные книжки 1954—1979. — М., 2005. — С. 83-84.
    4. ↑ Выходные данные // Новый мир. — 1990. — № 1. — С. 272.
    5. ↑ Круглый стол «О проблеме „либерализма“ и „патриотизма“ в современном литературном процессе» // Литературная учёба. — 2009. — № 6.
    6. ↑ Рязанцев В. Ударим рейтингом по критике // Литературная Россия. — 18.02.2005. — № 7.
    7. ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 Уходящая натура Редакция журнала «Новый мир» // Афиша. — 2.05.2011.
    8. ↑ Новый мир, 1925, № 1, с. 2
    9. ↑ Новый мир, 1925, № 3, с. 2
    10. ↑ Новый мир, 1927, № 1, с. 2
    11. ↑ Новый мир, 1928, № 1, с. 2
    12. ↑ Новый мир, 1929, № 1, с. 2
    13. ↑ Новый мир, 1934, № 1, с. 2
    14. ↑ Новый мир, 1945, № № 5—6, с. 208
    15. ↑ Новый мир, 1951, № 6, с. 288
    16. ↑ Новый мир, 1962, № 11, с. 288
    17. ↑ Новый мир, 1989, № 4, с. 272
    18. ↑ Новый мир, 1991, № 6, с. 272
    19. ↑ Ачкасова М. Журнал «Новый мир» сегодня. Авторы, тиражи, отношения с государством // Мediaport. — 30.01.2010.
    20. ↑ Новый мир, 2014, № 2, с. 240
    21. ↑ Новый мир, 2015, № 12, с. 240
    22. ↑ Новый мир, 2016, № 12, с. 240
    23. ↑ Новый мир, 2017, № 5, с. 240
    24. ↑ Чуковская Л. К. Полгода в «Новом Мире» // Чуковская Л. Сочинения в 2 т.т. Т. 2. — М.: Гудьял-Пресс, 2000.
    25. ↑ Редакция // Новый мир.
    26. ↑ Поиск по авторам // Новый мир.
    27. ↑ Вручены поэтические премии журнала «Новый мир» // Новости Книжного навигатора. — 16.12.2008.

    Ссылки[ | ]

    encyclopaedia.bid

    Новый мир

    литературный журнал   Периодичность

    раз в месяц

      Страны издания

    СССР СССР (1925—1991)Россия Россия (с 1991)

      Язык

    русский

      Адрес редакции

    127994, ГСП-4, Москва, К-6, Малый Путинковский переулок, д. 1/2

      Главный редактор

    Андрей Василевский (с 1998)

      Учредители
    • издательство «Известия Советов народных депутатов СССР» (1938—1989)
    • ЗАО «Редакция журнала „Новый мир“» (с 1998)
      Издатели

    ЗАО «Редакция журнала „Новый мир“»

      История издания

    1925 — настоящее время

      Объём

    240—256 полос

      Пресса России

    70636

    «Но́вый мир» — один из старейших в современной России ежемесячных литературно-художественных журналов. Издаётся в Москве с 1925 года.

    Содержание

    • 1 История и современность
    • 2 Тираж
    • 3 Главные редакторы
    • 4 Редакция
    • 5 Авторы
    • 6 Премии «Нового мира»
    • 7 Источники
    • 8 Ссылки

    История и современность

    Журнал был основан на базе издательства «Известия» по предложению редактора газеты «Известия» Ю. М. Стеклова. Первый год редактировался и управлялся А. В. Луначарским (член редколлегии до 1931 года) и Ю. М. Стекловым, затем И. И. Скворцовым-Степановым; ответственным секретарём был писатель Ф. В. Гладков. С 1926 года руководство было поручено В. Полонскому. В 1947—1964 годах редакция журнала располагалась на Малой Дмитровке, дом 1/7.

    С 1947 по 1991 годы — орган Союза писателей СССР. За заслуги в развитии советской литературы награждён в 1975 году орденом Трудового Красного Знамени.

    Вершиной общественного значения журнала были 1960-е годы. Идеологической основой журнала в тот период были ценности либерализма и демократического социализма. В начале 1970 года идейный лидер этого направления в тогдашней общественной жизни Александр Твардовский после долгой травли ушёл в отставку с поста главного редактора, редакция была уволена.

    Во времена Перестройки (конец 1980-х годов) тираж журнала, благодаря публикациям в нём ранее запрещённых произведений («Доктор Живаго» Бориса Пастернака, «Котлован» Андрея Платонова, «1984» Джорджа Оруэлла, но особенно — произведений Александра Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ», «В круге первом», «Раковый корпус»), вырос до фантастических цифр — тираж первого номера за 1990 год, например, равнялся 2 660 000 экземпляров.

    Нынешний учредитель и издатель — редакция журнала «Новый мир» (президент — Андрей Василевский). Объём: 240—256 полос. Тираж в 2003 году — 9600 экземпляров, в 2015 году — 3000 экз.

    В настоящее время «Новый мир» имеет либеральную направленность, является одним из ведущих русских «толстых» литературных журналов. Однако авторы получают символические гонорары. За текст объёмом 40 000 печатных знаков — около 2500 рублей (по информации 2011 года).

    Тираж

    • 1927 — 28 000 экз. (самый высокий тираж среди литературных журналов того времени)
    • 1940 — 80 000 экз.
    • 1943 — 30 000 экз.
    • 1958—140 000 экз.
    • 1975—172 000 экз.
    • 1987—490 000 экз.
    • 1990 — 2 700 000 экз.
    • 1991—965 000 экз.
    • 1993 — 53 000 экз.
    • 1994 — 29 100 экз.
    • 2003 — 9600 экз.
    • 2008 — 7000 экз.
    • 2010 — 4800 экз.
    • апрель 2011 — 5 500 экз.
    • 2014 — 4000 экз.
    • 2015 — 3000 экз.

    Главные редакторы

    Александр Твардовский и журнал «Новый мир» (почтовая марка, 2000)

    Главными редакторами журнала были:

    • А. В. Луначарский и Ю. М. Стеклов (1925)
    • И. И. Скворцов-Степанов (1925—1926)
    • В. П. Полонский (1926—1931)
    • И. М. Гронский (1931—1937; отстранён и арестован за поддержку Пильняка в журнале)
    • В. П. Ставский (1937—1941)
    • В. Р. Щербина (1941—1946)
    • К. М. Симонов (1946—1950, 1954—1958)
    • A. Т. Твардовский (1950—1954, 1958—1970)
    • В. А. Косолапов (1970—1974)
    • С. С. Наровчатов (1974—1981)
    • В. В. Карпов (1981—1986)
    • С. П. Залыгин (1986—1998)
    • А. В. Василевский (c 1998)

    Редакция

    Редакция журнала расположена в Москве по адресу: Малый Путинковский переулок, дом 1/2. На 2015 год, помимо главного редактора А. Василевского, в состав редакции входят Павел Крючков, Михаил Бутов, Марианна Ионова, Ольга Новикова, Владимир Губайловский, Мария Галина, Любовь Бреева, Сергей Костырко.

    Авторы

    В числе авторов «Нового мира» в разные годы были известные писатели, поэты, философы: Василий Гроссман, Виктор Некрасов, Владимир Дудинцев, Илья Эренбург, Василий Шукшин, Георгий Владимов, Владимир Лакшин, Владимир Войнович, Чингиз Айтматов, Василь Быков, Григорий Померанц, Виктор Астафьев, Сергей Залыгин, Иосиф Бродский, Александр Кушнер, Владимир Маканин, Людмила Петрушевская, Андрей Волос, Дмитрий Быков, Роман Сенчин, Захар Прилепин, Александр Карасёв, Олег Ермаков, Сергей Шаргунов и др.

    В журнале дебютировал с повестью (рассказом) «Один день Ивана Денисовича» Александр Солженицын (1962, № 11).

    Премии «Нового мира»

    Редакция журнала ежегодно вручает поэтическую премию «Anthologia», учреждённую в феврале 2004 года в виде почётных дипломов. В 2000—2011 гг. «Новый мир» присуждал премию за рассказ, подробнее см.: Премия имени Юрия Казакова.

    Источники

    1. ↑ 1 2 Кузеванова Л. М. Критика идеи насилия как идеи прогресса. Очерк истории отечественной общественной мысли 1986—1991 гг. Ч. 1. // Российская историография. — 30.09.2008.
    2. ↑ Шаламов В. Т. Твардовский. «Новый мир». Так называемая «некрасовская традиция» // Шаламов В. Т. Собрание сочинений в 6 т.т. Т. 5: Эссе и заметки; Записные книжки 1954—1979. — М., 2005. — С. 83-84.
    3. ↑ Выходные данные // Новый мир. — 1990. — № 1. — С. 272.
    4. ↑ Круглый стол «О проблеме „либерализма“ и „патриотизма“ в современном литературном процессе» // Литературная учёба. — 2009. — № 6.
    5. ↑ Рязанцев В. Ударим рейтингом по критике // Литературная Россия. — 18.02.2005. — № 7.
    6. ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 Уходящая натура Редакция журнала «Новый мир» // Афиша. — 2.05.2011.
    7. ↑ Ачкасова М. Журнал «Новый мир» сегодня. Авторы, тиражи, отношения с государством // Мediaport. — 30.01.2010.
    8. ↑ Чуковская Л. К. Полгода в «Новом Мире» // Чуковская Л. Сочинения в 2 т.т. Т. 2. — М.: Гудьял-Пресс, 2000.
    9. ↑ Редакция // Новый мир.
    10. ↑ Поиск по авторам // Новый мир.
    11. ↑ Вручены поэтические премии журнала «Новый мир» // Новости Книжного навигатора. — 16.12.2008.

    Ссылки

    • «Новый мир» — официальный сайт
    • «Новый мир» в «Журнальном зале»
      Нормативный контроль
    VIAF: 218372274
      Главные редакторы журнала «Новый мир»
    Вячеслав Полонский (1926—1931) • Иван Гронский (1931—1937) • Владимир Ставский (1937—1941) • Владимир Щербина (1941—1946) • Константин Симонов (1946—1950, 1954—1958) • Aлександр Твардовский (1950—1954, 1958—1970) • Валерий Косолапов (1970—1974) • Сергей Наровчатов (1974—1981) • Владимир Карпов (1981—1986) • Сергей Залыгин (1986—1998) • Андрей Василевский (c 1998)
      Журнальный зал Нон-фикшн Новое в ЖЗ Архив
    • Арион
    • Вестник Европы
    • Волга
    • Дружба народов
    • Звезда
    • Знамя
    • Иностранная литература
    • Континент
    • Нева
    • Новая Юность
    • Новый журнал
    • Новый мир
    • Октябрь
    • Отечественные записки
    • Урал
    • Вопросы литературы
    • Неприкосновенный запас
    • Новое литературное обозрение
    • ©оюз Писателей
    • День и ночь
    • Дети Ра
    • Зеркало
    • Иерусалимский журнал
    • Интерпоэзия
    • Крещатик
    • Новый Берег
    • Сибирские огни
    • Волга — XXI век
    • Зарубежные записки
    • Критическая масса
    • Логос
    • Новая русская книга
    • Новый ЛИК
    • Слово\Word
    • Старое литературное обозрение
    • Студия
    • Уральская новь
    http://magazines.russ.ru/

    Новый мир Информация о

    Новый мирНовый мир

    Новый мир Информация Видео

    Новый мир Просмотр темы.

    Новый мир что, Новый мир кто, Новый мир объяснение

    There are excerpts from wikipedia on this article and video

    www.turkaramamotoru.com

    Редактор "Нового мира"

     

     

    «НОВЫЙ МИР», журнал. Издается с 1925 г. Твардовский дважды стоял у руководства этим журналом в качестве главного редактора: первый раз — с 1950 по 1954 г., когда он был отстранен от журнала в связи с публикацией в нем нескольких острых статей («Об искренности в критике» В. Померанцева и др.). В 1958 г. Твардовский вновь принял руководство журналом. Под руководством Твардовского «Новый мир» удовлетворял потребности общественного сознания, возбужденного решениями XX съезда КПСС. После октябрьского переворота 1964 г. засилие антитворческой, чиновничьей обстановки сделало работу в журнале для Твардовского «наиболее» пришедшейся «по душе», «единственной мыслимой формой литературно-общественной деятельности», освященной примером Пушкина, Некрасова и др. русских писателей. Программу издания Твардовского изложил в статье «По поводу юбилея» (№ 1 за 1965 г.). В ней были определены «идейнополитические позиции» журнала: правдивое, реалистическое отражение действительности, в простой, но не упрощенной форме, чуждой формалистической замысловатости, более близкой к классической традиции, не избегая новых средств выражения, оправданных содержанием.

    Журнал отличала особая, новомирская этика, основанная на необходимости правды. Напечатанные в журнале очерки В. Овечкина положили начало смелой и честной постановкой острых вопросов руководства сельским хозяйством. Ему последовали Е. Дорош, Г. Троепольский, историк С. Утченко. Стремления к документальности и фактичности, понимание ценности личных свидетельств, «человеческих документов» проявились в таких публикациях «Нового мира», как мемуары «Люди, годы, жизнь» И. Эренбурга, «Годы войны» генерала А.В. Горбатова, «На чужбине» Л.Д. Любимова, «Дневник Нины Костериной», военно-исторические очерки С.С. Смирнова, записки дипломата И.М. Майского, историко-революционные мемуары Е. Драбкиной и многие др. материалы чрезвычайной исторической и литературной ценности. Полноценными были материалы отдела публицистики и науки. Журнал собрал вокруг себя лучшие литературные силы. В нем сотрудничали писатели Ф. Абрамов, В. Гроссман, В. Быков, В. Панова, И. Грекова, Ф. Искандер, Ю. Трифонов, Э. Казакевич, Н. Ильина, Б. Можаев, В. Астафьев, из старшего поколения — В. Каверин, К. Паустовский, В. Катаев; поэты Б. Пастернак, А. Ахматова, Н. Заболоцкий, О. Берггольц, М. Алигер, Д. Самойлов, А. Жигулин, А. Яшин; критики В. Лакшин, А. Синявский, А. Светов, И. Виноградов, Ст. Рассадин, М. Щеглов... Открытием журнала стали свежие литературные силы — В. Семин, С. Залыгин, В. Войнович, В. Тендряков, Ч. Айтматов, Р. Гамзатов, Ю. Буртин. Особая заслуга Твардовского и его журнала — введение в литературу А.И. Солженицына с его повестью «Один день Ивана Денисовича» (1962, № 11). Журнал в эти годы заслужил внимание и поддержку читателей и в их глазах определял уровень тогдашней литературы. Демократическое направление журнала вызвало нападки консервативных органов печати (журнал «Октябрь», газеты «Литературная жизнь»). Свирепствовала цензура, вследствие чего номера журнала постоянно запаздывали выходом. Читатели отнеслись к этому с пониманием. Твардовский вынужден был, защищая журнал, выходить в «инстанции», «на ковер» и «есть мыло» (его слова). В языке прессы зазвучали слова «аллюзия», «твардовская ересь», «один твард» — как мера стойкости журналиста против беснующейся власти. Несмотря на чудовищное давление, в «Новый мир» русская литература высокой пробы была жива и оказалась «неуморимой» (В. Каверин). Низкопробная «секретарская», «картонная литература», «литературные закройщики» на таком фоне чувствовали себя неуютно. В журнале «Огонёк» (1969, № 30) появилось письмо (в сущности — донос) одиннадцати писателей, требовавших отставки Твардовского. В атаках на «Новый мир» власти применили новую тактику: перетасовку состава редколлегии и внедрение в нее чужеродных членов. После одной такой акции редколлегия журнала была окончательно испорчена и вести журнал в прежнем духе стало невозможно. 9 февраля 1970 г. Твардовский покинул пост главного редактора. Бескомпромиссная позиция «Нового мира», руководимого Твардовским, — героическая страница современной истории. Никакой другой журнал не пошел так далеко в нравственном сопротивлении тоталитаризму. «Новый мир» Твардовского и А. Солженицын более, чем кто-либо, подготовили страну к освобождению мнений и отмене цензуры, к подлинному расцвету основных течений русской литературы в последние десятилетия XX века.

     

    smolensklib.ru

    Главный редактор журнала "Новый мир" Андрей Василевский

    Владимир Бабурин: Сегодня в нашей студии главный редактор журнала «Новый мир» Андрей Василевский.

    Вопросы будут задавать Хайсам Бадерхан, независимый арабский журналист, и Александр Иличевский, интернет-журналист.

    Коротко биография нашего гостя, тем более что вы первый раз в этой программе. Родился в 1955 году в Москве. Закончил Литературный институт имени Горького, в 1985 году – поэтический семинар Евгения Винокурова. С 1977 года работает в журнале «Новый мир»: курьером, завхозом, заведующим библиотекой, с 1990 года – ответственный секретарь, с марта 1998 года – главный редактор. С 1976 года постоянной выступает на страницах самых разных периодических изданий со статьями, рецензиями и заметками о литературных новинках, литературной ситуации в стране в целом. Любит полемику. Член Союза журналистов, действительный член Академии русской современной словесности. Одно время вы ее даже возглавляли, насколько я помню.

    Андрей Василевский

    Андрей Василевский: Да. Ну, звучит громко – Академия русской современной словесности, а на самом деле для наших слушателей надо объяснить, что это была – сейчас она в таком полузамороженном состоянии – корпоративная организация литературных критиков, примерно 40-ка, которые занимаются в первую очередь текущей русской современной литературой.

    Владимир Бабурин: И еще одно увлечение – это профессиональная фотография.

    Андрей Василевский: Я бы сказал любительская, любительская…

    Владимир Бабурин: Я бы так не сказал. Первый вопрос я начну со справки для наших слушателей. Как говорилось в одном известном фильме, мы сегодня собрались не просто так, мы собрались по поводу, потому что ближайший номер «Нового мира» - августовский - будет тысячным.

    Андрей Василевский: Да, собственно, я уже принес, «сигнал» вышел из типографии, тиража пока нет. Это действительно тысячный номер, но это не очевидно. Если бы в истории «Нового мира» все было хорошо, то, наверное, тысячным был бы апрельский номер, но дел в том, что в 1990 году не вышло вообще четыре номера «Нового мира».

    Владимир Бабурин: Об этом времени, я думаю, мы тоже поговорим, но начать я все-таки хочу с журнала. Вообще сейчас все толстые журналы, мягко говоря, переживают не лучшие времена, хотя если сравнивать опять же с 90-ми годами, то вполне даже, может быть, ничего. Тем не менее, бытует сегодня такое мнение, что все толстые журналы, - кроме «Иностранной литературы», некоторые еще добавляют к этому списку, к «Иностранной литературе» добавляют «Наш современник» - можно выпускать вообще под одной обложкой, потому что они мало чем друг от друга отличаются. Я не думаю, что вы эту точку зрения, как главный редактор «Нового мира», разделяете, но она, тем не менее, существует. Хотя, действительно, в былые годы «Новый мир» был не просто первым среди равных, а он был самым первым. Для меня достаточно яркий пример, что, когда Георгий Владимов уехал во Франкфурт и возглавил там НТСовский журнал «Грани», то первое его требование было, чтобы обложка с зеленого, традиционного НТСовского, цвета была сменена на голубой, и когда спросили почему, он сказал: «Чтобы было как у «Нового мира»…» И это действительно история. «Новый мир» сегодня?

    Андрей Василевский: Ну, вот вы сказали, что действительно складывается впечатление, что «Новый мир», «Знамя» и «Октябрь» (ну, «Дружба народов» - это такой специфический журнал) – это, в общем, как один журнал, только почему-то три журнала. Я думаю, что это не так. Просто чтобы разглядеть различия между этими журналами, надо, как говорится, подойти очень близко. А для того чтобы подойти очень близко, надо быть мотивированным, заинтересованным в этом. Но, с другой стороны, сегодня толстые журналы, в сущности, и делаются только для тех, кому это действительно по-настоящему интересно. То есть они не являются СМИ, хотя зарегистрированы как СМИ, но в каком-то смысле их нельзя называть средствами массовой информации, периодическими изданиями обращенными именно к каким-то обширным таким аудиториям. Это периодические издания для тех, кому это интересно, то ест для тех, кому интересна современная русская литература, вот такая, какая она сегодня есть.

    Владимир Бабурин: Вот честно скажу, я тоже с такой точкой зрения не согласен, которую я в начале излагал.

    Хайсам Бадерхан: Я помню, во время перестройки были основные журналы, как вы сказали, «Дружба народов», «Огонек» - он играли большую роль в процессе перестройки, на самом деле. По каким причинам сегодня подошли толстые журналы к такой ситуации?

    Андрей Василевский: Я бы, во-первых, сказал, что, когда мы вспоминаем эти вот годы горбачевской перестройки – конец 80-х годов, вспоминаем те фантастические тиражи, которые тогда были, я думаю, надо отдавать себе отчет, что тогда была ситуация не вполне нормальная. То есть у литературного журнала ни при каких обстоятельствах в нормальной ситуации не может быть миллионных тиражей, это что-то странное. То есть, конечно, и нынешние тиражи литературных журналов – 7 тысяч, 5 тысяч, 4 тысячи, – это тоже, я думаю, не очень нормально по отношению к сегодняшней ситуации, но и миллионных тиражей быть не может. Просто тогда, во время перестройки, была такая, я бы сказал, историческая минута, которая никогда уже не повторится, когда толстые литературные журналы фактически играли роль именно средств массовой информации, их читали, по существу, не как литературные журналы, а как ежедневную газету. То есть новый номер «Нового мира» открывали с тем же чувством, как газету «Известия». То есть журналы выполняли как бы не свою роль.

    И, кстати, я упомянул в начале передачи, что в 1990 году не вышло четыре номера, а с чем это было связано – это очень интересный момент. Никакой политики в этом не было совершенно. Дело в том, что тиражи, подписка на журнал была свободная, цены подписные на журнал были еще не коммерческие, а достаточно низкие, а экономика еще была старая, социалистическая, это были последние годы старой такой административно-распределительной экономики. То есть рынка бумаги не было, бумага распределялась, а не покупалась на рынке. А 1990 год – это был пик всех тиражей, вообще всей периодики, и литературных журналов в том числе. Тираж «Нового мира» в тот год достиг 2 миллионов 700 тысяч экземпляров. В результате бумаги, которой располагало издательство «Известия», а тогда журнал бы не самостоятельным органом печати, а входил в большое издательство «Известия», бумаги, которая имелась в наличии, просто не хватало для того, чтобы отпечатать номера этим огромным тиражом. А купить, как сейчас, обратившись на комбинат или через оптовиков, просто купить, сколько надо бумаги, тогда было невозможно. В результате четыре номера не вышло. Так что во всех этих тиражах была своя оборотная сторона такая, не очень приятная.

    Александр Иличевский: Я хотел бы узнать о динамике государственной поддержки, которая была или отсутствовала на протяжении последних десяти лет? И что сообщество толстых журналов собирается в ближайшем будущем в этом отношении сделать?

    Андрей Василевский: Давайте так, тезисно. Вот с того момента, как журнал был создан в 1925 году постановлением правительства тогдашнего, как литературный журнал при издательстве «Известия», не как орган какого-то Союза писателей, а как государственный, можно сказать, литературный журнал, до рубежа 90-х годов он был частью большого хозяйства «Известий». Он был государственным хозяйством, и проблем, финансовых или экономических, у него не только не было, но и быть не могло, все делалось как-то само собой. Если мы почитаем сейчас опубликованные рабочие тетради Твардовского, которые в «Знамени» были напечатаны, очень интересные, и посмотрим, чем занимался изо дня в день главный редактор «Нового мира» в 60-е годы, - он занимался творчеством. Да, мы увидим там массу проблем, но это какие проблемы? Это проблемы с цензурой, проблемы отношений с идеологическим отделом ЦК КПСС, проблемы кадров, проблемы, что печатать, что не печатать. Все, то есть экономических, финансовых проблем и быть не могло. Я думаю, Твардовский бы очень удивился, если бы ему сказали, что когда-то руководство журнала «Новый мир» должно будет решать в первую очередь какие-то финансовые, экономические проблемы.

    Потом, в 90-е годы, журнал, как и все другие толстые журналы, становится такой маленькой фирмой, самостоятельным предприятием. Тут начинается безумная инфляция, в результате чего все деньги, полученные от подписки, просто сгорают моментально. И все 90-е годы и журналы, и другая периодика так или иначе получали регулярно какую-то помощь через Министерство печати. У меня такое ощущение, что в некоторые годы давали просто всем СМИ, без разбору, просто хоть какие-то деньги, чтобы поддержать всю систему СМИ в стране, потому что иначе было не выжить. При этом я хочу сказать, что деньги эти давались органу печати просто как органу печати, там журналу «Новый мир» - просто как журналу «Новый мир» на бумагу, типографию, без каких-либо оговорок, условий, просто чтобы жили, чтобы средства массовой информации существовали. И так было почти до недавнего времени.

    В последние несколько лет ситуация изменилась. Сейчас в моде слово «проекты», общественно важные проекты, национальные проекты. Соответственно, и вся помощь СМИ, которая осуществляется через Агентство по печати, она немножко видоизменилась. То есть теперь надо написать заявку, что вот мы внутри журнала «Новый мир» в этом году осуществляем некий важный проект. При этом написать, что журнал сам по себе есть проект, и проект тоже важный, нельзя. То есть надо сказать, что вот часть материалов, публикуемых в журнале, представляет собой некий проект, и под этот проект мы просим грант, какие-то деньги. В нынешнем 2008 году мы сочинили заявку и получили действительно деньги на проект «Новые писатели. Они и о них». Разумеется, это не значит, что мы в 2008 году публикуем молодых, скажем, писателей или пишем о них, потому что мы получили грант. Я думаю, абсолютно все эти молодые или новые авторы, они все равно бы у нас были в журнале напечатаны, но вот сегодня процедура именно такая, никуда не денешься.

    Владимир Бабурин: Я, с вашего позволения, о вечном. Еще раз вспомню годы перестройки. Я абсолютно согласен с вашей оценкой, что тогда толстые журналы для многих были периодическими изданиями, там печатались ведущие экономисты, ведущие публицисты, люди, которых стали потом называть политологами (тогда такого слова еще не было), но все-таки художественная составляющая, как это и должно быть в толстых художественных журналах, была достаточно велика. Но была достаточно своеобразна. И вот термин, который я тогда услышал, не я его придумал, я не знаю, придумала ли его Новелла Николаевна Матвеева, но я услышал именно от нее, она сказала: «Володя, все очень хорошо, что гласность, что все печатается, но ведь это же ретро-гласность». И действительно, «Новый мир» напечатал «Архипелаг ГУЛАГ», все без исключения толстые журналы печатали хором «Красное колесо», был напечатан Пильняк, был напечатан Набоков, был напечатан Олдос Хаксли, был напечатан Войнович, в общем…

    Владимир Бабурин: Домбровский, «Доктор Живаго», все знаменитые книги, да.

    Владимир Бабурин: Разрыв был от Серебряного века до 70-х годов, но это действительно была ретро-гласность. Почему? Не было на тот момент современных писателей, которые могли бы конкурировать?

    Андрей Василевский: Я в начале сказал, что в тот период журналы выполняли на свою функцию. Я бы сказал, они две не свои функции выполняли. Они в публицистической части были такой газетой, а в своей художественной части они выполняли роль издательств, то есть быстрее издательств публикуя эти ранее запрещенные книги. В «Новом мире» же не только «Архипелаг», мы печатали впервые и «В круге первом», и «Раковый корпус», и «Теленок», все прошло в конце 80-х – начале 90-х через журнал. Я думаю, что вот эта лихорадка, связанная с этой возвращенной, как тогда говорили, литературой, она была связана с ощущением, что все обратимо, что все может каким-то образом отыграться назад, что вдруг это оттепель временная, вот она закончится, и надо успеть выложиться по максимуму и сделать достоянием общественности все, что можно. А публикация современных, в тот момент работающих, пишущих прозаиков, она в тот момент казалась менее важной задачей.

    Владимир Бабурин: Вот даже такая вещь, вот велись переговоры с писателями, например, с Фазилем Абдуловичем Искандером, у него есть какая-то вещь, совсем новая и никому не известная, но, тем не менее, это его была мысль напечатать все-таки ненапечатанные куски из «Сандро из Чегема» или это была редакционная политика? Это я например говорю.

    Андрей Василевский: Мне это сейчас трудно по конкретному поводу сказать.

    Владимир Бабурин: Тем более что это журнал «Юность» печатал.

    Андрей Василевский: Это не важно в данном случае, потому что механика, я думаю, везде одна была.

    Владимир Бабурин: Меня сама механика и интересует.

    Андрей Василевский: Я думаю, что сами писатели, у которых в столе на годы, а может быть, десятилетия залежались какие-то такие ранее запрещенные тексты, я думаю, что и им было важно, чтобы они не лежали, не давили как бы на них, освободиться от этого груза ненапечатанного и сделать это достоянием гласности.

    Александр Иличевский: Азольского «Степан Сергеич», например, блестящий совершенно роман, который был прочтен на ура. И мой папа при получении, когда он вытаскивал каждый раз из почтового ящика журнал «Новый мир», он его очень далеко прятал и говорил о том, что скоро все вернется. Я хотел бы поинтересоваться, есть ли в планах главного редактора и, собственно, его команды какие-либо концептуальные изменения в журнале сделать, в ближайшее время? Не в том смысле, что прогнуться под очередные проекты, а эволюционно.

    Андрей Василевский: Дело в том, что вообще и я, и сотрудники редакции, мы все не революционеры во всех смыслах, и по отношению к журналу «Новый мир» тоже. Журнал, на самом деле, непрерывно меняется. Это не всегда заметно, потому что десятилетиями вроде бы в одной и той же голубой обложке – это тоже наша позиция принципиальная, чтобы не менять достаточно аскетический вид журнала, но внутри там все время какая-то эволюция, мутация даже, может быть, какая-то происходит, но резко, а очень постепенно. Для того чтобы это увидеть, надо, наверное, взять и сравнить сегодняшний журнал с тем, что было 5, 10, 15 лет назад, тогда эти изменения будут видны. А изменения эти, они связаны скорее с движением самой литературы сегодняшней, словесности, вот такой, какая она есть. Почему я все время акцент делаю – такой, какая она есть, - потому что она не всегда нравится. Это не значит, что мы, сотрудники редакции в восторге от современной русской литературы. Она очень разная, противоречивая, богатая, и мы не можем сочинить другую литература, такую, как нам было бы приятно. Вот мы имеем дело с теми писателями, какие есть, и с теми книгами, которые они реально сегодня пишут и предлагают нам. Мы, конечно, можем выбрать, взять это, но не взять это, но то, из чего мы выбираем, все равно как некая данность сегодняшняя.

    Владимир Бабурин: Это вы большую тему для обсуждения предложили.

    Андрей Василевский: И я думаю, что такие эволюционные изменения, они и дальше будут происходить, потому что литературный пейзаж, он все время меняется. К сожалению, непрерывно уходят писатели старшего поколения, на наших глазах, очень известные. Многие, к сожалению, писатели, еще живые, но, скажем так, не в лучшей форме находятся, творческой, что тоже понятно. В то же время непрерывно приходят новые поколения. То есть реально вошло в литературу целым поколением поколение 20-летних. Есть 20-летние поэты, прозаики, критики, драматурги, публицисты – это реальность уже. И проблема в том, что умирают очень известные писатели, которые славу и известность свою завоевали еще в советские годы, которых знали миллионы, а приходят новые писатели, которых еще никто не знает, которые заведомо, даже очень талантливые, не могут рассчитывать на такой резонанс и на такую известность, как могли рассчитывать вот этих уходящие писатели. И поэтому у некоторых читателей создается ощущение, что литература мельчает как бы, вот те, кого мы все знали, их уже нет, а этих мы еще не знаем. Но это другая проблема, это не значит, что новые писатели какие-то плохие, неталантливые, неумные. Это проблема именно коммуникации между сегодняшними писателями и читательской аудиторией.

    Хайсам Бадерхан: Во время перестройки, когда резко поднялся рейтинг вашего журнала, это в результате того, что вы печатали неизвестные литературные произведения. Но мышление изменилось, как вы говорите, а новые писатели, на самом деле, сегодня больше пустые, если смотреть те же сериалы. А может быть, это в результате такой политики, когда был важен только интерес. Превратили мышление людей в коммерческое мышление, и в результате – отсутствие духовности, отсутствие идеологии в государстве. Идеи нет – уже к этому мы пришли в результате.

    Андрей Василевский: Да, и мы в редакции абсолютно трезво отдаем себе отчет в том, что вообще интерес к литературе как таковой, к современной литературе, такой, как она есть, в сегодняшнем нашем обществе невелик по сравнению с тем, что было и в 60-е, и в 70-е, в 80-е и даже в 90-е годы. То есть в обществе есть достаточно узкая прослойка людей, которым все это интересно. При этом надо иметь в виду, что если раньше, в советское время, скажем, понятия «читатель» и «покупатель книги» или «читатель» и «подписчик» - это было одно и то же. Если человек читал, то он покупал книги и подписывался на журналы. Сегодня эти понятия разошлись. Сегодня есть очень много людей, которые интересуются литературой, но они не могут себе позволить покупать новые книги, потому что для их семейного бюджета это очень дорого. В то же время есть очень много людей, у которых есть деньги, которые могли бы покупать книги, но им это неинтересно, им интереснее кино, допустим, музыка или что-то другое. В результате прослойка людей, которые и хотят и могут, которым интересна современная литература, которые могут платить за это свои собственные деньги, - это прослойка в нашем обществе очень невелика. И судя по всему, она не растет.

    Владимир Бабурин: Андрей, одним из открытий периода гласности стал писатель Саша Соколов. Открыл для советского читателя его провинциальный журнал «Волга», напечатав «Школу для дураков». Потом Саша приехал в Москву, мы с ним довольно долго разговаривали, очень приятная была встреча. Одна его фраза мне очень запомнилась, он сказал, что в редком американском доме число комнат бывает меньше, чем число книг, которые в этом доме содержатся. Тогда было себе очень трудно представить, что в России эта ситуация может повториться. Сейчас она действительно повторилась. Вы обозначили одну часть проблемы, действительно, очень многие люди сегодня не могут покупать книги из-за того, что они действительно дороги, но, по-моему, это лишь часть проблемы. Потому что миллионные тиражи были, читали миллионы, более того, журналы еще передавались из рук в руки, поэтому каждый номер на два, а то и на три надо было умножать. Все-таки не все из этих миллионов живут сегодня так бедно, что не могут купить интересующую книгу. В конце концов, можно сходить в библиотеку. Но не делают ни того, ни другого не только по причине нехватки денег. Какие еще причины?

    Андрей Василевский: Да, одна из причин, не универсальная, но одна из причин, ее в одном из недавних интервью обозначил Соломон Волков. Он сказал примерно так, что советская власть создала гигантскую систему такого культурного воспитания, «принуждения» как бы к чтению высокой классической литературы. То есть, условно говоря, Лев Толстой или Пушкин – это именно внедрялись, человеку, во-первых, все время напоминали, что это есть, это надо читать, через всю сферу образования, через политику книгоиздания. И казалось, что вот будет свобода, исчезнет эта какая-то идейная государственная политика в области культуры, но вот этот интерес к классике останется, люди так же свободно будут читать Пушкина, Толстого, Достоевского. Оказалось, нет. Оказалось, что, как продолжает Соломон Волков, интерес к высокой, серьезной литературе, к высокому, серьезному искусству сам по себе в человеке не присутствует, нужная культурная прививка какая-то, постоянное напоминание о том, что есть нечто ценное, и к этому ценному надо как бы стремиться и пытаться этим овладеть. Как только это давление исчезает, человек немножко упрощается. Поскольку любой организм стремится к минимизации усилий, в том числе и интеллектуальных, ну, понятно… Я думаю, это тоже серьезная причина.

    Хайсам Бадерхан: В продолжение этой темы, какой вы видите сегодня механизм, чтобы вернуть… ну, вернуть уже невозможно, но улучшить ситуацию в области чтения? Интернет, на самом деле, почитаешь – сюда входит, а отсюда выходит, это не книга, это не толстый журнал. Я думаю, прежде всего какая-то идея должна быть у государства. Может быть, не марксизм, но должна быть идея, которая сегодня отсутствует. Как, вы видите, можно улучшить ситуацию?

    Андрей Василевский: Я бы сказал, что без государственных усилий тут, конечно, не обойтись, но весь вопрос в том, как эту государственную политику понимать. Будет ли государство вкладывать деньги в культурную инфраструктуру, то есть библиотеки, культурные центры и так далее, не навязывая людям культурного выбора, - это безусловно необходимо, другого пути нет. Или государство выработает какую-то свою культурную политику в смысле, что вот есть хорошие писатели, плохие писатели, это хороший режиссер, а это плохие режиссеры. Вот этого не хочется. Мы с вами говорили о том, что есть большое количество людей у нас в стране, которые хотели бы читать, но у них нет материальных возможностей. Я думаю, в первую очередь можно было бы, и достаточно просто, помочь этим людям. Допустим, люди, читатели, живущие в провинции, у них единственная возможность подключиться к современной литературе – это прийти в местную библиотеку, где они сегодня ничего подобного не находят. Они там не найдут ни новинок современной прозы, ни современных, действительно свежих романов…

    Владимир Бабурин: А Фонд Сороса больше не помогает.

    Андрей Василевский: Да. И зачастую они не найдут там ни одного нового толстого литературного журнала, то есть ни «Иностранку», ни «Знамя», ни «Дружбу народов», ни «Октябрь». Я вовсе не хочу сказать, что надо читателям в регионах, по всей нашей России специально как-то навязывать толстые литературные журналы, все-таки у любого читателя должен быть выбор культурный. И в любой библиотеке в небольшом поселке или какой-то городской библиотеке какой-то набор периодики должен быть самых разных типов, разные книги. Один человек придет в библиотеку и возьмет журнал «За рулем», условно говоря, и замечательно, а другой человек придет и возьмет журнал «Знамя», допустим. И даже, может быть, он возьмет этот журнал, «Новый мир», полистает и скажет: «Нет, что-то мне это неинтересно» - и это тоже хорошо, человек определился, он понял: вот это мне не надо, мне нужно что-то другое. Но сегодня даже такой возможности нет – просто прийти в библиотеку, взять в руки и посмотреть, а что же там печатается, в толстых журналах.

    Александр Иличевский: Совершенно верно, число библиотек в стране многократно превышает тираж журнала…

    Андрей Василевский: Я даже цифры могу привести. Во-первых, сколько в России библиотек, не знает никто, даже Минкультуры, никто точно не знает. Они называют цифру такую – порядка 130 тысяч библиотек всех типов и уровней. Считаем: если бы каждая десятая библиотека в России выписывала хотя бы один комплект «Нового мира», это уже 13 тысяч. У нас сейчас тираж, вот 8-ой номер, - 7 тысяч. Это значит, что есть целые регионы в России, где ни в каких библиотека никакого «Нового мира» даже в помине нет. Вот я думаю, что все-таки это не нормально.

    Александр Иличевский: Это абсолютно не нормально, и я считаю, если кто-нибудь спросит мое мнение, то на вопрос, что же делать с литературой, как о ней можно заботиться, надо ли заботиться о писателях, я отвечу, что заботиться нужно прежде всего о читателях, нужно заботиться о рынке, к которому обращается писатель. И в смысле рынка я хотел бы задать следующий вопрос. Понятно, что мой вопрос утрирован, потому что, на самом деле, вы эволюционируете, а не революционируете, но были ли у команды журнала какие-то мысли о движении в сторону формата «Ньюйоркера»? Условный вопрос. То есть, это высокоинтеллектуальное содержание текстов, сопровожденное определенной подачей и в смысле верстки, и в смысле иллюстративного какого-то представления, и прочее. Или «Атлантик Мансли» тоже один из таких вариантов. Вот в этом вопрос.

    Андрей Василевский: Нет, во-первых, не было. А во-вторых, что, на мой взгляд, гораздо важнее, даже если бы у нас такая идея и возникла, все упирается в себестоимость. То есть вот вы видите, лежит этот журнал, и он, мягко говоря, полиграфически очень аскетичен. То есть дело даже не в том, что обложка такая традиционная. Ну, хотелось бы, чтобы такая же обложка, но бумага была – «Лионт» какой-нибудь, и чтобы внутри такая же верстка, но бумажка чтобы была получше. Но то все моментально отразится на себестоимости журнала, а значит, и на подписной цене. Поэтому, в общем, в нынешних условиях мы стараемся максимально снизить себестоимость журнала, пусть даже ценой такого полиграфического аскетизма. В этом смысле любые новации сразу резко увеличивают отпускную цену. И то у нас относительно низкая себестоимость по нынешним временам…

    Я вам просто приведу проблему. Недавно у нас были контакты с одной книготорговой компанией. Как раз разговаривал с ними мой первый заместитель Михаил Бутов, прозаик. И ему человек там, очень доброжелательный, очень понимающий, что такое толстый журнал, что такое «Новый мир», он примерно дал ему такой расчет. Для того чтобы в каком-то магазине где-то далеко от Москвы кто-то хотя бы теоретически купил «Новый мир», он там должен стоить в магазине не более 150 рублей, то есть это максимум, чтобы его кто-то мог купить. Но для этого мы, редакция «Нового мира», должны отпускать в торговую сеть примерно за 50 рублей. Для нас это просто чистый убыток, разорение. А если бы мы, допустим, отпускали, продавали бы в эту торговую сеть журнал по 90 рублей, то конечная, со всеми накрутками цена была бы уже 250 рублей, то есть его не купил бы никто, даже тот, кому он очень нужен. Вот как из этой ловушки выскочить, например, я не знаю.

    Владимир Бабурин: Вы знаете, процитировав Соломона Волкова, вы меня на такую грустную очень мысль навели, что качественная литература становится все более и более нечитаемой, это становится чтиво для специалистов. Я такой пример приведу: вряд ли кто-то сегодня, кроме специалиста, будет читать древнерусскую литература, даже самые лучшие ее памятники. Ну, если только по очень большой необходимости. У меня возникла недавно такая необходимость, когда придумали новый праздник Петра и Февронии – День всех российских влюбленных, и как-то мне не показалось, что очень удачно выбраны персонажи. Да, я когда-то на первом курсе это читал, даже запомнилось, и именно поэтому я подумал, что персонажи выбраны неудачно. Перечитал, действительно убедился, что я был неправ, что банальнейший мезальянс, она – дочка бортника, он князь, он болеет, она условием, что она его вылечит, ставит то, что он ее замуж берет. Ну, банальнейший такой мезальянс, очень неудачно. Но ни в каких других случаях я бы не прикоснулся, наверное, к этой книге. Вы цитировали Соломона Волкова, что не читают ни Пушкина, ни Достоевского, но сейчас не читают и современную качественную, подчеркну, сложную литературу. Зато в больших количествах, огромными тиражами недорогие детективы, женские романы – вот на это у них деньги есть.

    Андрей Василевский: Вы знаете, что очень любопытно (может быть я по касательной отвечу на ваш вопрос), до сих пор мы привыкли представлять наш российский книжный рынок, что небольшими тиражами какая-то серьезная литература издается, но зато есть какие-то фантастические миллионные тиражи вот этого масскульта, - на самом деле это уже не так. Так было еще совсем недавно. Сегодня так называемый средний тираж книг снижается по всем сегментам. Он и вообще из года в год… Есть термин такой «средний тираж» - если все выпущенные книги, весь совокупный тираж разделить на количество названий. И вообще снижается средний тираж из года в то, и по всем сегментам, в том числе в развлекательном секторе литературы, и в масскульте средний тираж снижается. То есть, на самом деле, эти детективы, фантастика, женский роман – они тоже уже не являются продуктом какого-то уж очень массового спроса.

    Хайсам Бадерхан: Вы упомянули проекты, фонд поддержки СМИ. На самом деле, сегодня, если человек хочет какой-то проект предложить, который сегодня важен, например, в международных отношениях, которые уж играют большую роль, чем внутренняя ситуация… У меня лично есть проект, есть много государственных деятелей, согласных с ним, но могут ли поддержать мой такой проект или надо сна

    www.svoboda.org

    Новый Мир - это... Что такое Новый Мир?

    Новый Мир

    «Новый Мир». 1988, № 7. ISSN 0130-7673 . Традиционная обложка журнала В этом номере, например, были опубликованы стихи Владимира Цыбина, Константина Ваншенкина, Ноны Слепаковой, Леонарда Лавлинского, Ю. Даниэля, рассказ Татьяны Толстой, окончание романа «Аптекарь» Владимира Орлова, публицистическая статья Андрея Монина, историко-культурная статья Сергея Аверинцева, литературно-критическая статья Татьяны Глушковой, рецензии О. Мраморнова, Б. Рунина, Марины Новиковой, Г. Померанца, В. Калинина, Петра Черкасова, аннотации Л. Карасева, Вяч. В. Иванова, Е. Хомутова.

    «Но́вый Мир» — один из старейших в современной России (издаётся в Москве с 1925 года) ежемесячных литературно-художественных журналов.

    Основан на базе издательства «Известия» по предложению редактора газеты «Известия» Ю. М. Стеклова. Первый год редактировался и управлялся А. В. Луначарским и Ю. М. Стекловым; ответственным секретарём был писатель Ф. В. Гладков. В 1947—1964 годах редакция журнала располагалась на Малой Дмитровке, дом 1/7.

    С 1947 по 1991 годы — орган Союза писателей СССР. За заслуги в развитии советской литературы награжден в 1975 году орденом Трудового Красного Знамени. Нынешний учредитель и издатель — Редакция журнала «Новый Мир» (президент — А. Василевский). Объём: 240—256 полос. Тираж в 2003 году — 9 600 экземпляров.

    Главные редакторы

    Главными редакторами журнала были:

    Авторы

    В числе авторов «Нового мира» в разные годы были широко известные писатели, поэты, литературные критики, философы: Василий Гроссман, Виктор Некрасов, Владимир Дудинцев, Илья Эренбург, Георгий Владимов, Владимир Лакшин, Владимир Войнович, Александр Солженицын, Чингиз Айтматов, Василь Быков, Григорий Померанц, Виктор Астафьев, Сергей Залыгин, Ирина Роднянская, Иосиф Бродский, Александр Кушнер, Татьяна Касаткина, Владимир Маканин, Людмила Петрушевская, Ирина Сурат, Юрий Малецкий, Владимир Эфроимсон и многие другие.

    Премия «Anthologia»

    Редакция журнала ежегодно вручает поэтическую премию «Anthologia», учреждённую в феврале 2004 года в виде почётных дипломов, отмечающих достижения современной русской поэзии[1].

    В 2008 году премия была пррисуждена московскому поэту Михаилу Айзенбергу за книгу стихотворений и эссе «Переход на летнее время», Сергею Гандлевскому за книгу «Некоторые стихотворения: новые и избранные» и Борису Херсонскому за поэтические книги «Площадка под застройку» и «Вне ограды»[1].

    Примечания

    Ссылки

    dic.academic.ru

    НОВЫЙ МИР | Энциклопедия Кругосвет

    НОВЫЙ МИР, литературно-художественный и общественно-политический журнал, начал выходить в Москве с 1925 на базе газеты «Известия».

    Идея создания принадлежала тогдашнему главному редактору «Известий» Юрию Стеклову.

    Первый год ежемесячником руководили нарком просвещения Анатолий Луначарский (который оставался членом редколлегии до 1931) и сам Стеклов. Ответственным секретарем назначили писателя Федора Гладкова.

    Вскоре Стеклова сменил журналист и переводчик трудов К.Маркса Иван Скворцов-Степанов. Еще через год, в 1926, во главе журнала встал известный критик Вячеслав Полонский. В 1931 на пост главного редактора и в журнал, и в газету определили Ивана Гронского («Известия» и «Новый мир» считались как бы неразделимой парой). В 1937 Гронского арестовали, поводом послужила резкая критика «Нового мира» за публикацию на его страницах прозы Бориса Пильняка. Пост главного редактора занял один из секретарей Союза писателей Владимир Ставский, а в 1941 его сменил Владимир Щербина.

    Следующим главным редактором стал писатель Константин Симонов. Произошло это сразу после окончания Великой Отечественной войны, в которой он принимал участие в качестве военного корреспондента. Писатель оказался талантливым редактором, однако в 1950 он был отстранен от должности.

    Его сменил поэт Александр Твардовский. Но первое пребывание Твардовского во главе «Нового мира» (1950–1954) было непродолжительным. Он серьезно воспринял боль разоренной русской деревни, дав в 1952 дорогу острой публицистической статье Валентина Овечкина Районные будни. Твардовский после этого уцелел, но когда повеяло воздухом «оттепели» и «Новый мир» отреагировал на нее статьями, размышлениями о проблемах культуры Владимира Померанцева, Марка Щеглова, Федора Абрамова, Михаила Лившица, вместо Твардовского у руля «Нового мира» в 1954 вновь появился Симонов.

    «Новый мир» считался интеллигентнее, «академичнее» других изданий. Лидирующие позиции журнал имел главным образом в прозе. Не случайно роман Василия Гроссмана За правое дело и повесть Виктора Некрасова В окопах Сталинграда появились именно в «Новом мире» (1952 и 1954).

    Симонов опубликовал роман Владимира Дудинцева Не хлебом единым (1957) – скромный по художественным достоинствам, но неприкрыто полемичный.

    Вскоре было решено было дать новый шанс Твардовскому. Назначение произошло в 1958. Твардовский почувствовал, что наступило его время. Он действовал хотя и с оглядкой, но широко и целенаправленно. Надо было напечатать как можно больше живых свидетельств эпохи, открыть новые имена, поднять целые исторические пласты, связанные со всей русской культурой.

    Журнальный портфель переполняли рукописи самого актуального характера, там были повести Сергея Залыгина, Владимира Войновича, Чингиза Айтматова, эмигрантские стихи Цветаевой, рассказы русского «нобелевца» и тоже эмигранта Ивана Бунина, дневники, записки, мемуары врачей, министров, театралов, а иногда и служителей церкви.

    Но однажды на стол Твардовского легла тетрадка с названием Щ-22.

    Неизвестный автор (Александр Солженицын, учитель математики из Рязани) рассказывал всего об одном, не самом ярком и тяжелом дне зэка, бывшего колхозника. Твардовский загорелся желанием напечатать рукопись, хотя и понимал, что советская литература не допускала подобной откровенности. И он не ошибся. Перипетии борьбы за повесть оказались увлекательней иного детектива. До самого последнего момента Твардовский не до конца верил, что победа возможна. Солженицын показывал лагерную жизнь как обыкновенную, привычную, причем рассматривая ее цепкими крестьянскими глазами, привыкшими замечать всякую малую деталь. Твардовский передал рукопись Никите Хрущеву и тот решил: «В печать».

    Подписывая номер с «Одним днем...», Твардовский в перспективе подписывал собственный приговор как Главному редактору, бойцу и человеку – все три ипостаси были в нем неразделимы. Отныне он становился заложником литературной и человеческой судьбы Солженицына, который чуть ли не сразу обнаружил неприятие коммунизма как идеи.

    До конца дней Твардовский так и не смог полностью присоединиться к позиции своего «крестника», но сделал все, чтобы защитить и его, и свое детище, журнал. Хрущев очень скоро догадался, куда и во что метит неуступчивый и въедливый бывший артиллерист Солженицын, но было поздно. В ноябре 1962 «Новый мир» открылся Одним днем Ивана Денисовича (Твардовский сумел отстоять уже в борьбе с автором это название взамен Щ-282, зэковского номера Солженицына).

    Никакая публицистика, никакие призывы не были в состоянии так повлиять на души людей, как эта повесть. Позиция журнала вдохновлялась Одним днем... как фактом, но этот же факт ее и раскалывал. Большая часть сотрудников «Нового мира» считала себя наследниками революционных демократов, а Солженицын шел гораздо дальше.

    Конкурентов у «Нового мира» было немного. Такими возможностями обладали журналы «Юность» (главный редактор Борис Полевой) и «Наш современник» (Сергей Викулов). Однако Полевой, сменивший основателя «Юности» Валентина Катаева, соблюдал конформизм, а «современниковцы», заняв нишу «деревенской прозы» плеядой талантливейших имен – Василий Белов, Евгений Носов, Виктор Астафьев, Валентин Распутин, Владимир Солоухин, Василий Шукшин (частично авторы пересекались и с «Новым миром»), склонялись к славянофилам.

    «Деревенщиков» «Новый мир» также печатал, но с более строгим отбором. Шукшин, Можаев чувствовали себя неплохо и на его страницах, Василий Белов появлялся реже. Литературные критики «Нового мира», у которых Маркс и Ленин сохраняли силу авторитетов, пыталась не особо выделять «деревенскую» тему.

    «Новому миру» приходилось отбиваться и от нападок других журналов – например, «Октября», особенно же – «Молодой гвардии». Впрочем «Новый мир» не оставался в долгу. Так, заместитель Твардовского, критик Андрей Григорьевич Дементьев, обвинял в одной из своих статей «Молодую гвардию» за аполитичность.

    В 1970 Твардовский покинул свой кабинет в «Новом мире», а зимой 1971 умер, не дожив и до 60.

    Какие бы оценки ни давались последнему десятилетию Твардовского в «Новом мире», это, бесспорно был, самый яркий период журнала. Его лицом были критика и проза. Стихи занимали подчиненное место. Сам Твардовский исповедовал в своей поэзии слово неброское, точное, близкое к прозаическому, и круг его авторов определяли поэты Владимир Корнилов, Наум Коржавин, Борис Слуцкий, Константин Ваншенкин, считавшиеся мастерами «строгого реализма».

    Диапазон прозы был пошире. Георгий Владимов и Фазиль Искандер, И.Грекова, Анатолий Кузнецов (один из первых «невозвращенцев»), Владимир Войнович, Борис Можаев, Сергей Залыгин, Виктор Некрасов, наконец, Солженицын (до 1967, когда был поставлен крест на публикациях этого бунтаря после его открытого письма очередному съезду). Широко была известна «фирменная» новомирская критика Владимира Лакшина, Бориса Закса, Бенедикта Сарнова, Андрея Дементьева.

    После смерти Твардовского до 1986 «Новый мир» возглавляли сначала Виктор Косолапов, затем Сергей Наровчатов и Владимир Карпов.

    Дух фронды в то время практически выветрился. Диссидентские писатели переместилось на страницы других изданий.

    В 1986 «Новый мир» возглавил Сергей Залыгин, один из новомирских признанных авторов, прославленный бурной общественной деятельностью, в частности, борьбой против поворота сибирских рек.

    Журнальные тиражи резко поднялись. В 1991 тираж «Нового мира» достиг двух миллионов семисот тысяч экземпляров. За три года перестройки (с 1987 по 1990) было напечатано множество нашумевших материалов, великолепных образцов прозы, мемуары. Критика на короткое время стала властительницей дум.

    Со статьи экономиста и прозаика Николая Шмелева «Авансы и долги» (1987) началась дискуссия о возможностях «спасти социализм в экономике». Появилась проза «из столов», в частности, Черные камни Анатолия Жигулина, роман Юрия Домбровского Факультет ненужных вещей.

    На страницах «Нового мира» вышли Доктор Живаго Бориса Пастернака, повесть Котлован Андрея Платонова, антиутопия 1984 Джорджа Оруэлла, Архипелаг ГУЛАГ Солженицына, за ним появились В круге первом, Раковый корпус, Август Четырнадцатого, многотомная эпопея Красное колесо.

    На страницах журнала за все годы его существования впервые были напечатаны (полностью или в отрывках) произведения, по которым ушедшая эпоха опознается и сегодня. Это поэмы Сергея Есенина Черный человек, Лейтенант Шмидт Пастернака и его же воспоминания Моя жизнь, вышедшие еще при Твардовском в 1967.

    Романы Алексея Толстого Хождение по мукам и Петр Первый – ярчайшие по языку и воссоздающие колорит именно послереволюционный, хотя и вполне сервильные по отношению к победившей диктатуре (царь-реформатор выглядел там едва ли не предтечей Сталина).

    Рядом с романтической Золотой цепью Александра Грина (1928) были Россия, кровью умытая Артема Веселого (1926) и Жизнь Клима Самгина Максима Горького (1929). Не меньше яркости в романах Андрея Малышкина Севастополь и Люди из захолустья, Соть и Скутаревский Леонида Леонова, в рассказах Исаака Бабеля, в эпопее Михаила Шолохова Тихий Дон. Перечисление было бы неполным без Оптимистической трагедии Всеволода Вишневского, Испанского дневника Михаила Кольцова, романа из американской жизни О' кэй Бориса Пильняка, стихов самого Твардовского, Симонова, Ахматовой, Владимирских проселков Владимира Солоухина, Большой руды Георгия Владимова, Созвездия Козлотура Фазиля Искандера, Тишины Юрия Бондарева, Театрального романа Михаила Булгакова (извлеченного посмертно из архивов и опубликованного в 1965), Вологодской свадьбы» Александра Яшина и Бухтин вологодских Василия Белова (1969).

    Нынче, как все «толстые» журналы, «Новый мир» вынужден выживать в рыночной ситуации. Невозможность существования без спонсорской поддержки, неспособность большинства потенциальных читателей приобретать сравнительно дорогой журнал, неизбежное падение общественного интереса – все это вынудило к смене редакционной политики.

    «Новый мир» избрал себе в качестве «ниши» т.н. «либерально-почвенную», с внятными симпатиями к православной культуре и благородно-сдержанным отношением к реалиям глобализма, постмодернизма и другим веяниям Запада.

    При этом представлены и отличные от основной точки зрения, например, евразийская, мусульманская, чисто западническая, постмодернистская (Вячеслав Курицын и др.).

    Круг авторов значительно расширен. Эстетическая палитра, сохраняя традиционную ориентацию, стала более богатой, открытой и гибкой.

    После победы над ГКЧП «Новый мир» какое-то время на волне инерции продолжал перестроечное просветительство. При этом его влияние на общественные процессы неизбежно падало. Позиция «Нового мира» сохранила ноту достоинства. Постепенно тираж сократился до минимального – около10 тысяч экземпляров, и такое падение касалось всех «толстых» журналов. К чести «Нового мира», в новой ситуации ему удается не только сохранить лицо, но быстро и глубоко реагировать на общественные процессы.

    Кроме новинок прозы и стихов, журнал предлагает привычные рубрики «Из наследия», «Философия. История. Политика», «Далекое близкое», «Времена и нравы», «Дневник писателя», «Мир искусства», «Беседы», «Литературная критика» (с подрубриками «Борьба за стиль» и «По ходу текста»), «Рецензии. Обзоры», «Библиография», «Зарубежная книга о России» и др.

    С 1998 главным редактором становится литературный критик Андрей Василевский. Ответственный секретарь – прозаик Михаил Бутов, лауреат премии Букера-99. Отделом прозы руководит Руслан Киреев, поэзии – Юрий Кублановский, вернувшийся из Франции в 1990 после вынужденной эмиграции в 1981. Ирина Роднянская возглавляет отдел критики, который в новом качестве вернул себе значение стратегической сердцевины журнала.

    Внештатными членами редколлегии (Общественного совета) являются Сергей Аверинцев, Андрей Битов, Даниил Гранин, Борис Екимов, Фазиль Искандер, Александр Кушнер и др., все они авторы журнала, каждое новое их произведение анонсируется, начиная со второго полугодия.

    С 1990 «Новый мир» перестал быть органом Союза писателей СССР. «Новый мир» остается в некотором роде «академичным» и уж наверняка «основательным», «серьезным» чтением, а не «чтивом». «Серьезность» отражается даже на внешнем облике издания. Он сохраняет аскетическую гамму – серо-голубая мягкая обложка, простая бумага, никаких фотографий, устойчивый подбор и расположение журнальных рубрик, никакой игры шрифтами, минимум внешнего. Это знаковый аскетизм – он подчеркивает верность своей собственной истории, какая бы они ни была.

    www.krugosvet.ru


    Смотрите также

    KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта