Инновационное развитие экономики России как стратегический приоритет. Инновационное развитие экономики журнал вак
| Главный редактор
Редакционная коллегия:
|
www.ineconomic.ru
Журналы и сайты — Система инновационного развития
Управление пространственным развитием — материалы
Круглый стол в Совете Федерации «Формирование стратегии пространственного развития Российской Федерации: проблемы и перспективы»
Статьи по грантам статьи с финансированием
Последние публикации в текущем номере
______________
Мы выпускаем 16 научных журналов.
Подписка на печатные и электронные версии журналов осуществляется по федеральным подписным индексам, а также через ведущие электронно-библиотечные системы.
Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей по всем экономическим специальностям. Плата за публикацию рукописей не взимается.
Российское предпринимательство
ISSN: 1994-6937
Всероссийский научно-практический журнал, посвященный широкому спектру вопросов экономики предпринимательства, включая развитие и государственную поддержку предпринимательства, вопросы логистики, менеджмента, маркетинга и финансового учета.Индексируется РИНЦ, включен в Перечень ВАК.
Официальный сайт: rp.creativeconomy.ru
Креативная экономика
ISSN: 1994-6929
В журнале рассматриваются такие вопросы как управление знаниями, формирование человеческого и интеллектуального капитала, включая подготовку инновационно-активных специалистов, инновационное развитие государства и регионов, формирование национальной инновационной системы.Индексируется РИНЦ, включен в Перечень ВАК.
Официальный сайт: ce.creativeconomy.ru
Вопросы инновационной экономики
ISSN: 2222-0372
Международный электронный научно-практический журнал, посвященный вопросам инновационного развития экономики и управления инновационным предприятием.Индексируется РИНЦ, включен в Перечень ВАК.
Официальный сайт: vinec.creativeconomy.ru

Жилищные стратегии
ISSN: 2410-1621
Журнал посвящен исследованиям в области формирования жилищной стратегии, обеспечивающей оптимальную структуру жилищного строительства и жилищного фонда. В журнале публикуются обзорные и оригинальные статьи, содержащие результаты отечественных и зарубежных исследований и практической деятельности в области развития рынка жилой недвижимости и жилищного строительства. Рассматриваются актуальные вопросы государственного регулирования жилищной политики, механизмы государственно-частного партнерства, а также региональные особенности жилищной сферы.Индексируется РИНЦ, включен в Перечень ВАК.
Официальный сайт: zhs.creativeconomy.ru
Экономика труда
ISSN: 2410-1613
Международный научно-практический журнал, посвященный теоретико-методологическим и практическим аспектам трудовой деятельности, включая исследования рынка труда, социально-трудовых отношений, производительности и эффективности труда, вознаграждения работников, воспроизводства трудовых ресурсов, а также другим научным материалам в контексте паспорта специальности ВАК – Экономика труда.Индексируется РИНЦ, включен в Перечень ВАК.
Официальный сайт: et.creativeconomy.ru
Глобальные рынки и финансовый инжиниринг
ISSN: 2410-8618
Журнал объединяет публикации теоретического и практического характера на пересечении трех дисциплин: Макроэкономика, Финансовые рынки и Прикладная математика. Предметом исследования являются практические результаты и теоретические модели развития финансовых рынков, новых инструментов, появляющихся и развивающихся на этих рынках.Индексируется РИНЦ.
Официальный сайт: grfi.creativeconomy.ru
Государственно-частное партнерство
ISSN: 2410-8367
Основной целью журнала является анализ, экспертная оценка и прогнозирование основных тенденций взаимодействия государства и бизнеса, как в России, так и в других странах. Основные направления исследований включают классические формы и модели государственно-частного партнерства, альтернативные формы взаимодействия государства и бизнеса, а также национальную специфику взаимодействия бизнеса и власти.Индексируется РИНЦ.
Лидерство и менеджмент
ISSN: 2410-1664
Журнал ЛИДЕРСТВО И МЕНЕДЖМЕНТ посвящен исследованиям лидерства как особого аспекта экономической и социальной деятельности и как наиболее эффективной формы реализации гуманного подхода в менеджменте организации. Предметом исследований являются личные качества лидера, компетенции, психологические и социальные аспекты лидерства, факторы его успеха и креативных достижений возглавляемой им команды.Индексируется РИНЦ.
Официальный сайт: lim.creativeconomy.ru
Маркетинг-менеджмент в цифровой экономике
ISSN: 2413-6662
В журнале рассматриваются вопросы Маркетинга в цифровой среде, потребительского поведения при массовом распространении цифровых технологий, диджитал коммуникаций, систем электронного обмена данными и других информационных средств связи.Индексируется РИНЦ.
Официальный сайт: mmde.creativeconomy.ru
Миграция и социально-экономическое развитие
ISSN: 2587-6120
В журнале публикуются результаты исследований миграционных процессов и других явлений в области демографии и экономики народонаселения.Индексируется РИНЦ.
Официальный сайт: migration.creativeconomy.ru
Продовольственная политика и безопасность
ISSN: 2499-9431
Основная тематика журнала заключается в исследованиях по определению приоритетных направлений обеспечения продовольственной безопасности на национальном и региональном уровнях, по разработке стратегии и тактики реализации агропродовольственной и социально-экономической политики государства. Проблема продовольственной безопасности рассматривается в контексте обеспечения национальной безопасности, сохранения государственности и суверенитета страны.Индексируется РИНЦ.
Официальный сайт: ppib.creativeconomy.ru
Теневая экономика
ISSN: 2541-7681
В журнале рассматриваются вопросы экономических отношений, находящихся за пределами нормативного регулирования, включая противодействие теневым операциям.Индексируется РИНЦ.
Официальный сайт: tek.creativeconomy.ru
Торгово-экономический журнал
ISSN: 2410-8596
Журнал посвящен публикации результатов исследований в области экономики торговли, включая управление цепями поставок, маркетинговые мероприятия и управление отношениями с клиентами. В журнале публикуются статьи по таким направлениям, как организация торговли, экономика и управление торговой организаций, коммерческая логистика, правовое обеспечение торговой деятельности.Индексируется РИНЦ.
Официальный сайт: tezh.creativeconomy.ru
Экономика, предпринимательство и право
ISSN: 2222-534X
Электронный научно-практический журнал, посвященный различным вопросам, касающимся экономических и юридических аспектов предпринимательства, экономики и управления организацией.Индексируется РИНЦ.
Официальный сайт: epp.creativeconomy.ru
Экономика Центральной Азии
ISSN: 2542-0607
Журнал посвящен публикации результатов исследований в области экономики Центральной АзииИндексируется РИНЦ.
Официальный сайт: asia.creativeconomy.ru
Экономические отношения
ISSN: 2587-8921
В журнале рассматриваются вопросы экономики международного сотрудничестваИндексируется РИНЦ.
Официальный сайт: eo.creativeconomy.ru
sir.association-cfo.ru
Журнал ВАК :: УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ СИСТЕМАМИ
УДК 338.431.7
Инновационный фактор стратегии экономического развития России
Innovative factor of strategy of economic development of Russia
Гончарова Елена Вячеславовна
Goncharova Elena Vyacheslavovna
кандидат экономических наук, доцент,
доцент кафедры «Экономика и менеджмент»
Волжский политехнический институт (филиал)
Волгоградского государственного технического университета,
e-mail: [email protected]
Старовойтов Михаил Карпович
Starovoytov Mikhail Karpovich
доктор экономических наук, профессор,
профессор кафедры «Экономика и менеджмент»
Волжский политехнический институт (филиал)
Волгоградского государственного технического университета,
Старовойтова Яна Михайловна
Starovoytov Ya. M.
кандидат химических наук, доцент
Волгоградский государственный технический университет
Аннотация
В настоящей статье рассматриваются особенности стратегии инновационного развития в условиях осуществления политики импортозамещения и инновационной ориентированности российской экономики. Анализируются ключевые направления осуществления инновационных стратегий по отношению к субъектам малого предпринимательства. Авторы рассматривают функционирование малых предприятий на региональном уровне с позиции развития инновационного потенциала. Подчеркивается значимость формирования инновационных региональных модулей как элементов национальной инновационной системы России. В качестве практического примера дана характеристика развития Волгоградской области.
Abstract
In the present article features of strategy of innovative development in the conditions of implementation of policy of import substitution and innovative orientation of the Russian economy are considered. The key directions of implementation of innovative strategy in relation to small business entities are analyzed. Authors consider functioning of small enterprises at the regional level from a position of development of innovative potential. The znamichost of formation of innovative regional modules as elements of national innovative system of Russia is emphasized. As a practical example the characteristic of development of the Volgograd region is given.
Ключевые слова: инновационное развитие, регион, инновационный потенциал, малое предприятие, стратегия
Keywords: innovative development, region, innovative potential, small enterprise, strategy
Введение
Инновационное развитие региона может быть во многом обеспечено осуществлением инновационной стратегии. Перспективные изменения необходимо прогнозировать с учетом существующих тенденций, проводя ретроспективный анализ и на перспективу с предвидением возможных путей развития, согласованных с насущными потребностями бизнеса и населения, а также с осуществлением правильного выбора стратегии.
Особенности стратегии инновационного развития России
Национальная экономическая стратегия России содержит в своей основе задачи формирования мощного инвестиционного потенциала региона, учитывающего его специфику развития и особенности – территориальную протяженность и ресурсный потенциал. Следовательно, необходимо уделять достаточное внимание вопросам региональной инвестиционной политики, которая является важным фактором формирования национальной инновационной системы России.
Мощный инновационный импульс, побуждающий разрабатывать и внедрять новые технологии, представляет собой ориентация на экспортные рынки, которая призывает постоянно совершенствовать процесс продвижения новых технологий на межрегиональные рынки страны, передавая тем самым инвестиционный и инновационный посыл другим регионам.
Отдаленные от политического центра регионы – приграничные регионы, Сибирь, Дальний Восток и Север России – в большинстве случаев используют только собственные ресурсы и учитывают возможности, предоставляемые рынком [2, с.36]. Авторы статьи подчеркивают, что в большей степени к инновационной деятельности готовы именно депрессивные регионы, поскольку они испытывают потребность преодоления кризиса за счет новых технологических решений, связанных со снижением затрат или созданием принципиально новых товаров параллельно с формированием новых компаний. Стремление к созданию инноваций значительно реже возникает в регионах, где существующая структура промышленности способна обеспечивать стабильный доход, создавая таким образом условия экономической и политической стабильности. С учетом целей и задач новой российской стратегии наиболее кризисные регионы могут выступить аккумуляторами инновационного процесса в целом по стране. Можно сделать вывод, что процесс формирования инновационной региональной экономики необходимо начинать именно в тех регионах, где существуют предпосылки для появления и развития малого и среднего инновационного предпринимательства, играющего роль опоры региональной экономики.
В плане развития малого бизнеса, по мнению авторов, важно обеспечить решение следующих задач:
- значительное увеличение численности трудоспособного населения, занятого в малом бизнесе;
- совершенствование законодательной базы малого предпринимательства;
- устранение административных барьеров в организации и развитии бизнеса;
- введение налоговых льгот для предпринимателей.
Решая проблемы развития малого бизнеса, не следует забывать о проблемах общего развития пирамиды бизнеса на региональном и федеральном уровнях, т.к. именно в результате конкуренции между предприятиями малого бизнеса вырастают средние предприятия, а на основе жесткой конкуренции между ними образуются крупные предприятия, которые становятся локомотивами развития регионов РФ и России в целом, для усиления конкурентных позиций России за рубежом.
Можно сделать вывод, что важно обеспечить эффективную структуру функционирования бизнеса за счет увеличения малого и среднего бизнеса.
Совокупность факторов формирования инновационной модели авторы статьи условно разделяют на три группы:
- институциональные факторы – к ним относится адекватность законодательного обеспечения инновационных процессов и условий их реализации;
- научно-технические факторы – степень информационного обеспечения всех процессов и эффективность функционирования национальных инновационных систем;
- социально-образовательные факторы – уровень и качество образования населения, возрастная структура и социокультурные детерминанты.
Уровень, структура и качество профессиональной подготовки обеспечивают возможность формирования и высокую эффективность инновационных процессов.
Российская национальная инновационная система с позиции авторского подхода рассматривается как совокупность национальных государственных, частных и общественных организаций и механизмов их взаимодействия, в рамках которого осуществляется деятельность по созданию, хранению и распространению новых знаний и технологий.
В качестве базовых задач государства с целью развития национальной инновационной системы можно выделить:
- развитие научно-исследовательской сферы, обеспечение процессов расширенного воспроизводства знаний, создание условий и стимулов для сотрудничества с предпринимательской средой;
- создание условий для технологической модернизации экономики и обеспечение функционирования предпринимательской конкурентной среды, субъекты которой должны обладать стратегическим мышлением, готовностью к обучению, усвоению и применению знаний;
- формирование систем трансфера знаний с необходимыми обратными связями, их распределение и трансформацию в конкурентные технологии для предпринимательства, с ориентацией научно-исследовательской сферы на удовлетворение инновационных потребностей развития производства.
Скорость перехода к инновационной модели развития во многом зависит от числа субъектов, способных воспринимать и инициировать инновации. Это касается не только работников производственной и научно-исследовательской сфер. Инновационным мышлением и поведением должны обладать те, кто принимает управленческие решения, а также те, кто разрабатывает для этого законодательную базу.
Особую роль в развитии средних и малых региональных предприятий играет повышение конкурентоспособности и продвижение их продукции с регионального на всероссийский и международный рынки.С позиции комплексного подхода можно предложить ряд методов, которые могут использоваться администрацией регионов с целью содействия региональным предпринимателям по освоению новых типов рынков:
- обеспечение защиты и продвижения интересов региональных компаний на российском и международном рынках;
- поощрение и стимулирование процесса развития предприятий с помощью региональных и федеральных программ, государственных национальных проектов;
- оказание субсидирования и предоставление налоговых льгот малым и средним предприятиям региона;
- организация предоставления субъектам инновационной деятельности более дешевых кредитов и инвестиций;
- использование финансового лизинга под региональные гарантии;
- создание бизнес-инкубаторов для малого бизнеса и стимулирование интеграции и формирования объединений малого и среднего бизнеса с целью продвижения производимой ими продукции на межрегиональные, всероссийский и международный рынки.
Развитие и поддержка предпринимательства является одним из определяющих трендов развития большинства стран мира. Выработка стратегии развития предпринимательства является достаточно непростой по исполнению задачей.
Основные принципы, которые способствуют осуществлению стратегического планирования предпринимательства в регионе, включают следующие:
- способствующие достижению значимых целей в достаточно протяженном горизонте времени;
- активизирующие действие организационных, ресурсных, инновационно-технологических факторов;
- обеспечивающие выполнение плана в целом и отдельных его этапов в установленные сроки;
- определяющие выработку алгоритма управленческих решений на основе научной методологии.
Государственное регулирование региональной экономики может осуществляться на базе использования различных подходов: отраслевого, функционального, программного, комплексного.
Являясь активными участниками международного рынка, российские предприятия и регионы постоянно адаптируются к требованиям международной конкуренции. При этом усилия регионов по продвижению на рынках и привлечению инвестиций часто страдают отсутствием сфокусированности на наиболее перспективных отраслях и направлениях. Инвестиционные потоки направляются не туда, где есть только необходимые общие условия – стимулирующее законодательство и благоприятствующая позиция власти, а в первую очередь туда, где есть уже реальные примеры успешного бизнеса в данной отрасли. Потенциал социально-экономического развития от региона к региону отличается и зависит от множества факторов.
Одна из актуальных проблем стратегического развития предпринимательства в регионе – поиск рационального числа количественных показателей, т.к. до настоящего времени информация, находящаяся в органах статистики, не в полной мере удовлетворяет требованиям разработчиков программ.
К числу стратегически значимых Проектов, способных повлиять на развитие Южного Федерального округа и предпринимательства в нем, можно отнести строительство в области крупнейшего транспортного узла в составе международных транспортных коридоров «Север-Юг» и «Запад-Восток», для привлечения на российские транспортные коммуникации грузопотоков из прикаспийских государств, Ирана и стран, расположенных на берегу Индийского океана.
Малые и средние предприятия, функционирующие на территории Волгоградской области, имеют льготы по субсидированию затрат, связанных с банковскими кредитами, лизинговыми платежами, арендой недвижимого имущества, оплатой землеустроительных работ, осуществлением образовательных услуг, участием в выставочных мероприятиях и ярмарках, приобретением, созданием и внедрением инновационных технологий, материалов и оборудования по программам энергосбережения. Действующий в области Региональный гарантийный фонд дает возможность предпринимателям, не имеющим полного залогового обеспечения, получить кредит в банке на основе поручительства – оплата за поручительство, предоставляемое Фондом, составляет 2,5 процента [4].
Волгоградская область находится на третьем месте по количеству малых предприятий среди регионов, входящих в ЮФО (без учета Крыма) [7]. Несмотря на положительную динамику развития малого бизнеса, рост экономических показателей его состояния, их вклад в экономику Волгоградской области не отражает в полной мере уровня его потенциала. С целью развития малого предпринимательства в регионе, снижения издержек по привлечению ими кредитных средств на осуществление хозяйственной деятельности и реконструкцию производства, продолжается реализация уже действующих мероприятий и разрабатываются новые механизмы государственной поддержки предпринимателей. Расширение доступа к информации, использованию новых источников финансирования, развитие сетевого взаимодействия малого и среднего предпринимательства с другими элементами национальных систем – образовательными и научно-исследовательскими организациями и учреждениями общественного сектора – все эти процессы способствуют усилению роли малого предпринимательства в рамках региона.
Органы региональной власти применяют программно-целевой подход к реализации полномочий на местном уровне, включая софинансирование из регионального и федерального бюджетов по муниципальным программам развития субъектов малого и среднего предпринимательства, а также повышения прозрачности государственных и муниципальных услуг с помощью их перевода в электронный вид, развития системы многофункциональных центров, развития различных форм инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, в первую очередь, инновационной, а также способствующей расширению доступа предприятий к финансовой, имущественной, информационной, образовательной, консультационной поддержке, устранению административных барьеров, защите прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства.
В качестве информационного составляющей можно рассматривать запуск работы специализированного интернет-портала, посвященного инвестиционной деятельности в Волгоградском регионе (адрес: www.investvolga.com). Цель функционирования портала заключается в обеспечении представления инвестиционных возможностей Волгоградской области и наиболее полном информировании всех заинтересованных лиц по всем вопросах, касающимся сферы инвестиций.
Форма совещательных и экспертных органов, призванных консолидировать мнение общества и власти для выработки общей позиции при решении актуальных вопросов в сфере малого предпринимательства динамично развивалась и трансформировалась. В настоящее время функционирует Координационный совет Волгоградской области по развитию малого и среднего предпринимательства, на заседаниях которого поднимаются вопросы имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, их кредитования, аренды и другие. В деятельности Координационного совета активно участвуют общественные организации малого бизнеса «Волгоградский Центр защиты и развития бизнеса «Дело», областной и районный комитеты профсоюзов работников малых инновационных предприятий, НП «Волгоградский актив предпринимателей», НП «Ассоциация предпринимателей Красноармейского района», Волгоградские областные отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» и «Деловая Россия», торгово-промышленные палаты.
В Волгоградской области постоянно проводится планомерная политика по оказанию поддержки и развитию малого и среднего бизнеса, в том числе по созданию благоприятной внешней среды для развития малого и среднего предпринимательства [3].
Осуществление данной политики происходит с помощью следующих мероприятий:
- правовое обеспечение функционирования малого предпринимательства, сферы налогового регулирования, процесса предоставления государственных услуг, участия субъектов малого и среднего предпринимательства в государственном заказе;
- выработка эффективных мер поддержки с учетом новых конкурентных вызовов по реализации стратегии импортозамещения и антисанкционной политики России;
- формирование комплекса инфраструктуры, оказывающей поддержку малому и среднему предпринимательству Волгоградской области, особенно на уровне муниципалитета;
- обеспечение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансово-кредитным ресурсам на региональном уровне;
- осуществление комплекса мероприятий, связанных с созданием условий развития государственно-частного партнерства, например – проведение рабочих групп и круглых столов с Внешэкономбанком и другими структурами на тему государственного регулирования в сфере государственно-частного партнерства.
Также можно отметить в комплексе средств поддержки малого и среднего бизнеса такое направление как проведение мероприятий по созданию, укреплению и развитию тесных контактов с российскими торговыми представительствами за рубежом.
Эти мероприятия включают:
- информационный блок: повышение информированности иностранных хозяйствующих субъектов о предприятиях Волгоградской области, осуществление поиска новых деловых партнеров;
- координационный блок: заключение новых соглашений о сотрудничестве и партнерстве с зарубежными странами, координация мероприятий по уже заключенным соглашениям с иностранными государствами и субъектами Российской Федерации;
- интеграционный блок: участие в зарубежных и российских мероприятиях, связанных с формированием и продвижение положительного имиджа региона в международном масштабе;
- экспортный блок: создание регионального центра по координации поддержки экспортоориентированных малых и средних предприятий.
Заключение
Рассматривая интернационализацию инноваций с позиции функционального подхода, можно выделить три перспективных направления:
- осуществление корпорациями международной коммерциализации инновационных технологий, разработанных на основе исключительно российских разработок;
- укрепление международного сотрудничества государственных и частных организаций страны в научно-технической сфере, включая действующие на территории страны филиалы транснациональных корпораций;
- разработка различных форм инноваций на базе транснациональных корпораций.
Библиографический список
1. Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ (ред. 29.06.2015г.)«О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // КонсультантПлюс. ВерсияПроф. – [Электронный ресурс] https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_95688/ Дата доступа: 20.09.2017
2. Федеральная служба государственной статистики. Малое и среднее предпринимательство в России. Стат. сб./ Росстат. – М., 2015. – 96 с.
3. Областная целевая программа «Развитие и поддержка малого предпринимательства в Волгоградской области». – Режим доступа: http://urp.volganet.ru/export/sites/urp/programma.doc/
4. Беков, Р. С. О роли Волгоградской области в Стратегии социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года. // [Электронный ресурс] http://www.promvest.info Дата доступа: 28.05.2016
5. Материалы Агентства инвестиций и развития Волгоградской области // [Электронный ресурс] http://www.airvo.ru Дата доступа: 28.05.2017
6. Материалы Комитета экономики администрации Волгоградской области // [Электронный ресурс] http://economics.volganet.ru Дата доступа: 28.05.2017
7. Гончарова Е. В. Малое и среднее предпринимательство (инновационно-производственный аспект): учеб. пособие / Е. В. Гончарова, Л. Н. Медведева, М. К. Старовойтов, Я.М. Старовойтова; ВПИ (филиал) ВолгГТУ. – Волгоград: ИУНЛ ВолгГТУ, 2016. – 256 с.
References
1. Federal law from 7/24/2007 of No. 209-FZ (edition of 29.06.2015) "About development of small and average business in the Russian Federation"//ConsultantPlus. Versiyaprof. – [Electronic resource] https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_95688/Date of access: 9/20/2017 (in Russ.).
2. Federal State Statistics Service. Small and average business in Russia. To become. сб. / Rosstat. – M, 2015. – 96 pages (in Russ.).
3. Regional target program "Development and Support of Small Business in the Volgograd Region". – Access mode: http://urp.volganet.ru/export/sites/urp/programma.doc/ (in Russ.).
4. Bekov, R. S.O of a role of the Volgograd region in the Strategy of social and economic development of the Southern Federal District until 2020.//[Electronic resource] http://www.promvest.info Date of access: 5/28/2016 (in Russ.).
5. Materials of the Agency of investments and development of the Volgograd region//[Electronic resource] http://www.airvo.ru Date of access: 5/28/2017 (in Russ.).
6. Materials of Committee of economy of administration of the Volgograd region//[Electronic resource] http://economics.volganet.ru Date of access: 5/28/2017 (in Russ.).
7. Goncharova E. V. Small and average business (innovative and production aspect): studies. grant / E.V. Goncharovа, L.N. Medvedev, M.K. Starovoytov, Ya.M. Starovoytova; VPI (branch) of VOLGGTU. – Volgograd: IUNL VOLGGTA, 2016. – 256 pages. (in Russ.).
uecs.ru
Инновационное развитие экономики России как стратегический приоритет
Еще в конце ХХ века как зарубежные, так и отечественные ученые обосновали необходимость перехода от индустриальной экономики к социально-инновационной. Инновационная деятельность — это основа динамичного развития каждой экономической системы. Она обеспечивает высокий уровень конкурентоспособности, повышает эффективность, создает основу для устойчивого экономического роста. Это необходимое условие для полноправного участия экономики страны на мировом рынке труда. Инновационные процессы активно развивались во второй половине ХХ в., что в ряде зарубежных стран привело к формированию в 80-е гг. национальных инновационных систем, или институционально-структурных образований, которые и обеспечивают инновационное развитие экономики.
Выработка и воплощение в высоких технологиях новых идей во многом определяет современное состояние социально-экономического национального развития и материального благополучия граждан. От положения страны на мировом рынке, уровня инновационной активности и наукоемкости продукции зависит национальная экономическая безопасность. В условиях процессов глобализации и возрастающей международной конкуренции инновационный путь развития экономики является магистральным для укрепления ее международной позиции. Для активизации инновационной деятельности требуются фундаментальные изменения в структуре образования, производства и составе рабочей силы. Информация и знания становятся новым базисом экономического роста, что требует формирования благоприятного инновационного климата, существенных преобразований в институциональных условиях ведения бизнеса, активного использования современных коммуникационных и информационных технологий в области генерации знаний и в отраслях, которые используют нововведения [3].
Наиболее актуальным становится формирование концепции развития отечественной инновационной системы для повышения конкурентоспособности российских предприятий и реализации концепции устойчивого экономического роста. К сожалению, по ряду показателей результативности Россия значительно отстает в инновационном развитии от развитых стран. Нет разработанной методологической основы развития инновационной системы, по-прежнему актуальна проблема создания эффективных институтов инновационной сферы, даже само существование в России инновационной системы остается дискуссионным вопросом. Поэтому формирование адекватного представления про основные характеристики инновационных процессов, их движущие силы и закономерности особо значимо и актуально. Также представляет важность анализ мирового опыта в развитии инновационных систем и возможностей применения в российских условиях их уже сложившихся моделей.
Подходы, проблемы, перспективы
Мировым опытом доказано, что для перехода экономики на инновационный путь развития нужна ее радикальная перестройка, освоение передовых технологий, значительное увеличение объема инвестиций в инновационную сферу. Именно благодаря инновациям в экономически развитых странах мира за последние годы образуется около 75% прироста ВВП. К примеру, в США и Западной Европе численность работников инновационной сферы возросла в 2 раза, а в Юго-Восточной Азии — в 4, доля инновационно-активных промышленных предприятий в Европейском Союзе составляет более 50%.
Впервые термин «инновация» использовал в своих работах Й. Шумпетер, он дал ее современную интерпретацию и определил значение инноваций для экономического роста [1]. В дальнейшем научные разработки привели к оформлению теории инноваций в самостоятельное направление современной экономической науки.
Выделяются такие основные этапы в развитии теории инноваций: подход с позиции предложения инноваций 1950—1960 гг.; подход с позиции спроса на инновации 1960—1970 гг.; комбинированный подход 1970–1980 гг.; подход с позиции инновационной системы или интеграционный 1980–1990 гг.; подход с позиции сетевой интеграции 1990 г. — настоящее время.
Сегодня национальная инновационная система считается одной из ведущих концепций в теории и практике инновационного развития, на ней строится методология исследования развития, ее рассматривают как механизм осуществления инновационной и научно-технической государственной политики. Согласно Л. Оюунцэцэгу, национальная инновационная система является целостным многоотраслевым комплексом субъектов государственных, общественных и частных организаций различного уровня, а также правовых, финансовых, организационных, социальных институтов, которые по отдельности и совместно вносят вклад в производство, распространение, хранение и использование знаний для получения инноваций (новые продукты, технологии и услуги) для удовлетворения личных и общественных потребностей и обеспечения устойчивого социально-экономического развития государства [4].
Активное развитие интеграционных процессов стимулирует формирование инновационных систем как организационного и национального уровней национальных инновационных систем, так и систем глобального масштаба. В среде ученых экономистов, изучающих инновационную деятельность, имеются разные точки зрения относительно вопроса уровня развития и степени результативности российской национальной инновационной системы [5]. Согласно разным мнениям специалистов, выделяется следующий ряд проблем формирования национальной инновационной системы:
- экономика структурно уклонилась в сторону добывающей (нефтегазовой и горнодобывающей) промышленности;
- в промышленности практически нет высокотехнологичных отраслей, которые производили бы товары массового потребления;
- основные технологически сложные отрасли находятся под государственным контролем, к примеру, предприятия атомной энергетики, аэрокосмического комплекса и оборонного сектора;
- ограничено количество высокотехнологичных стартапов и малых инновационных компаний;
- в затратах на технологичные инновации доля новых разработок составляет около 18%, в то время как в странах международной экономической организации развитых стран приблизительно 33%;
- из используемых передовых технологий запатентовано только 2,6%;
- по сравнению с иностранными аналогами неконкурентоспособно более 90% отечественной машиностроительной продукции;
- инновационно-активных организаций меньше 10% от общего числа, доля затрат в общем объеме их отгруженной продукции на технологические инновации около 5%;
- импорт технологий более чем в 2 раза превышает их экспорт;
- сырьевой экспорт приближается к 80%, в то время экспорт продукции отечественного машиностроения и технического оборудования меньше 10% от общего объема экспорта;
- расходы на НИОКР на 60% обеспечиваются за счет государственного бюджета, в то время как в экономически развитых странах подавляющую часть затрат покрывает частный сектор [8].
Тем не менее, для активного введения инновационных технологий имеются и предпосылки. К ним относятся:
- наличие технологий, которые признаны на мировом рынке и способны стать фундаментом для инновационной экономики;
- потенциал для освоения внутреннего рынка;
- высокообразованное население;
- закон о коммерческой тайне, введение концепции о передаче субъектам инновационной деятельности интеллектуальной собственности, разработанной на государственные деньги;
- возможность развития инновационной активности опережающими общую инвестиционную активность в промышленности темпами.
Среди ограничений можно выделить следующие:
- высокая себестоимость внедрения нововведений и их коммерческого освоения;
- недостаточное инвестирование инновационных процессов, которое происходит вследствие неразработанного механизма целевого использования средств государственного бюджета, ограничений государственного финансирования, недостаточного объема собственных инвестиционных средств организации и пр.;
- слабая инновационная активность промышленности;
- низкие технологический уровень производства и коэффициент обновления промышленной продукции, высокий физический износ и моральное старение эксплуатируемого оборудования;
- недостаточность инвестиций для обновления устаревших мощностей;
- неразвитый инфраструктурный блок с отсутствием национальной системы венчурного финансирования, отсутствие развитой информационной среды, слабая коммерциализация проектов, слабое использование инновационных инвестиций;
- падение престижа научной деятельности и низкое стимулирование научного труда, старение научных кадров, отток за рубеж и переход в другие структуры ученых и специалистов;
- низкое материально-техническое оснащение научного труда;
- наука отстает от потребностей технологического преобразования промышленного комплекса;
- не до конца сформированы крупные научно-производственные структуры;
- высокая конкурентоспособность наукоемких товаров зарубежного производства;
- низкое обеспечение экономики высокотехнологичной продукцией;
- низкое стимулирование предприятий по внедрению инноваций и новых технологий;
- плохо организованы кооперационные и интеграционные процессы;
- слабо развивающиеся банковская система и институты фондового рынка;
- несовершенство нормативно-правовой и законодательной базы по части сертификации, лицензирования и оформления патентов;
- не разработана долгосрочная государственная инновационная политика с учетом различий в развитии регионов РФ;
- высокий уровень дифференциации в социально-экономическом развитии регионов;
- низкое налоговое и страховое стимулирование инвестиций в инновационную деятельность частного сектора, для участников инновационного процесса мало консалтинговых услуг.
Органы власти национальной инновационной системы
Основные элементы формирующейся инновационной системы в России: соответствующие органы власти; научно-исследовательские организации; бизнес; организации гражданского общества; организации по трансферу технологий; зарубежные партнеры по инновационной деятельности.
К органам власти национальной инновационной системы относятся:
1. Организации, определяющие политику, координирующие организации, а также министерства и ведомства. В том числе Министерство образования и науки РФ, Президентский Совет по науке и высоким технологиям, Академия наук и Федеральное космическое агентство, Министерство экономического развития РФ;
2. Финансирующие агентства. Подавляющая часть государственного финансирования науки, технологий и инноваций направляется непосредственно организациям сферы НТИ как целевые перечисления; на конкурсной основе распределяется относительно небольшая часть средств через Федеральный фонд поддержки малых инновационных предприятий, РФФИ и РГНФ;
3. Регулирующие агентства. К ним относятся: Роспатент (Федеральная служба интеллектуальной собственности по патентам и тов. знакам), Федеральная антимонопольная служба России, Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии.
В принципе можно сказать, что система регулирования этих трех областей устроена на современном уровне, но актуальным вопросом является усиление непосредственно «инновационности» регулирующих функций.
В организациях российского научно-исследовательского сектора работает примерно 840 тыс. научных сотрудников. Большинство этих организаций является институтами отраслевой науки (оборонного характера в том числе). Российская Академия наук — это наиболее крупная и наиболее известная отечественная научно-исследовательская организация. Также в научных разработках и исследованиях активно заняты Российская академия сельского хозяйства и Российская академия медицинских наук, которые проводят как фундаментальные, так и прикладные исследования.
Анализом установлено, что в научных исследованиях и разработках роль отечественных университетов относительно небольшая [8]. В них участвует около 40% российских вузов. Также значительный научно-исследовательский потенциал имеется кроме академий и университетов в промышленности (это прикладные исследования). Эти институты остались с советского времени, когда собственные научно-исследовательские комплексы имелись у каждого отраслевого министерства.
После развала СССР большинство из них было приватизировано или закрыто, но крупнейшие научные центры получили статусы государственных, а соответственно, имеют право на государственную поддержку. Также увеличивается количество отечественных компаний, которые успешно используют собственные исследовательские мощности, образованные, в частности, и в результате приватизации отраслевых институтов.
Слабое место российской инновационной системы – недостаточная связь между исследованиями, которые проводят государственные институты, и частными компаниями. Некоторое количество структур пытается заполнить эту нишу, например, технопарки, центры по коммерциализации инноваций и центры по трансферту технологий. Но этого недостаточно, и между государственным и частным сектором исследований пока не преодолен разрыв.
Из общественных организаций, которые влияют на отечественное развитие инноваций, можно назвать ООО «Деловая Россия» и РСПП, Российский союз промышленников и предпринимателей. Первая представляет малый и средний бизнес несырьевого сектора российской экономики, вторая — крупные компании.
Во всех сегментах Российского НИС участвуют и зарубежные партнеры по инновационной деятельности [8]. Созданы партнерства в рамках общих научно-исследовательских проектов, контрактных исследований и совместные предприятия. Увеличивается число зарубежных компаний, которые заключают контракты с отечественными научно-исследовательскими институтами на проведение коммерческих исследований. В расходах РФ на научные исследования и разработки средства иностранных партнеров составляют приблизительно 10%.
Варианты инновационного развития
Выбирая стратегию инновационного развития, желательно предварительно выделить некоторые модели научно-технологического развития, ранее реализованные в других странах. При классификации этих моделей использовались механизмы соединения научных открытий и технологии, технологии и производства, производства и общества.
Первый вариант стратегии инновационного развития – это интеграция национальных технологий в глобальные мировые инновационные процессы. Как вариант – формирование транснационального инновационного модуля, который создается в интересах сразу нескольких стран. Примером могут послужить международные программы по защите окружающей среды, освоению космического пространства, открытию новых источников энергии и прочее [3].
Вторым вариантом стратегии предполагается создать кластер инновационных технологий, которые обеспечивают формирование конкурентоспособного инновационного сектора отечественной экономики. Практически стратегия реализуется расстановкой приоритетов, выбором главного вектора инновационного экономического развития и направлением инвестиций в выбранные наиболее перспективные отрасли производства.
Общая характерная особенность вышеприведенных вариантов стратегии – это выборочный характер. Такая выборочная стратегия возможна в здоровой экономике, генерирующей, поддерживающей и воспринимающей инновации.
В основе третьего варианта стратегии – формирование отечественного прорывного инновационного направления в России. Ставка при этом делается на реализацию инновационного проекта общенационального уровня, который был бы конкурентоспособен и на мировых рынках. К примеру, в 30-х годах ХХ века для США таким направлением стало развитие автомобилестроения, которое привело в движение все промышленные отрасли.
При выборе стратегии прорывного инновационного развития как перспективной, следует рассмотреть основные модели этого инновационного направления, с определением отличительных особенностей каждой модели и выяснением возможности использования, накопленного другими странами инновационного опыта.
Первая модель основана на инициировании инноваций, их воплощение в жизнь организовывает крупная транснациональная компания, имеющая необходимый капитал и располагающая рядом предприятий с производственными процессами современного уровня и квалифицированным персоналом. Компания либо содержит собственные научно-исследовательские центры, либо финансирует на крупных предприятиях соответствующие разработки. В пример можно привести «Дженерал Моторс», IBM и «Форд», крупнейшие корпорации в мире, которые сотрудничают с компаниями и правительствами разных стран, распространяя за национальные рамки «инновационную среду». Характерная черта таких современных транснациональных компаний – массивные расходы на НИОКР. В современной мировой экономике нет каких-либо значительных процессов, которые происходили бы без участия транснациональных компаний [6].
Вторая модель инновационного развития условно называется «инновационной средой». Она отличается созданием сети взаимосвязей при высокой степени децентрализации. Такую модель, к примеру, использует Силиконовая Долина в Калифорнии. Там сосредоточено 8 тыс. предприятий на площади в 3240 гектаров. Все эти предприятия специализируются на информационных технологиях.
В основе третьей модели лежит развитие военно-промышленного комплекса (ВПК). Это высокоперспективная модель, поскольку развитие ВПК — сильный стимул для регулярного государственного содействия в технологической области.
Можно сделать вывод, что единственной верной модели не существует. Позитивные и негативные характеристики этих моделей зависит от конкретных имеющихся социальных проблем. Первая из вышеназванных моделей пока не слишком приемлема в отечественных условиях по причине отсутствия крупных ТНК, которые были бы способны генерировать необходимые для научно-технологического прогресса элементы. Формирование таких корпораций занимает слишком много времени, вследствие чего не обеспечивается требуемый темп роста инноваций.
Характерная для второй модели децентрализованная сеть взаимосвязей в России не может быстро образоваться, поскольку на инновационном рынке отсутствует крупный частный капитал, технологии значительно рассредоточены по стране, горизонтальные связи между предприятиями слабы. Остается третья, наиболее близкая российскому менталитету модель, которая лежит в основе оставшихся в настоящее время технологически высоких позиций. По экспорту оружия Россия занимает 2-е место в мире после США, в основе опыта технологического развития которых тоже лежат элементы военной модели. Однако, в отличие от советской, военная модель США работала параллельно с рыночной, а открытый рынок регулярно стимулировал развитие военных технологий [3].
Достижения ВПК являются важнейшим ресурсом инновационного прорыва России. Даже в глубоком экономическом кризисе 90-х гг. ВПК сохранил свой потенциал и высокий статус, его квалифицированные сотрудники по-прежнему способны создавать новейшие образцов техники. ВПК способен обеспечить долгосрочный и качественный, независимый от сырьевых отраслей рост российской экономики. По структуре ВПК является многопрофильным образованием со многими отраслями и большим числом уникальных предприятий, которых насчитывается около 1700 в различных сферах деятельности. Его отраслевая структура представлена следующим образом: авиационная отрасль — 20%, электронная — 18%, вооружений — 16%, строительная — 10%, радиопромышленность — 9%, средств связи — 9%, ракетно-космическая — 8%, прочие — 10%. Такая структура ВПК является наследием плановой экономики, основной упор в которой делался на развитие военно-технических отраслей. Этим можно объяснить высокое развитие уникальных военных технологий и, параллельно, крайне низкое качество производства гражданской продукции.
Заключение
1. Чтобы обеспечить необходимые условия для перехода отечественной экономики к инновационной модели развития, необходимо создание современного механизма эффективного управления инновационными процессами. Важнейшая роль в этом механизме принадлежит системе стимулирования и государственной поддержки инновационно-ориентированной деятельности отечественных предприятий. В первую очередь, требуется усиление финансовой, правовой и других поддержек в наиболее приоритетных инновационных сферах, активное стимулирование инновационной деятельности.
2. Для поддержки инноваций требуются скоординированные усилия министерств и ведомств как федерального, так и регионального уровня. Мировой опыт свидетельствует о том, что инновационное развитие современной экономики во многом реализуется за счет малого и среднего бизнеса, занятого в сфере высоких технологий. Малый бизнес — благоприятная естественная среда для развития инновационных процессов. К сожалению, рыночных инновационных механизмов в России пока нет в должной мере, а существующие экономические реалии являются неблагоприятными для инновационной деятельности.
3. Налоговым и бюджетным законодательством ограничивается доступ к необходимым ресурсам малого бизнеса, отсутствует государственная поддержка венчурных проектов по причине их высокого риска.
Поддержка инновационной деятельности малого бизнеса должна и может стать в области инноваций одним из приоритетных направлений государственной политики.
creativeconomy.ru
Роль инновационных промышленных кластеров в развитии региональной экономики
Церцеил Юлия Сергеевна, кандидат экономических наук, доцент; доцент кафедры финансового менеджмента финансового факультета, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, г. Москва, Россия
Коокуева Виктория Владимировна, кандидат экономических наук, доцент; доцент кафедры финансового менеджмента финансового факультета, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, г. Москва, Россия
Скачать PDF | Загрузок: 46
В статье отражается роль инновационных кластеров в развитии экономики регионов России, в повышении конкурентоспособности компаний, что подтверждает актуальность темы исследования. Проблема устойчивого развития инновационных кластеров исследуется на основе комплексного подхода. В работе представлены теоретические аспекты сущности инновационных кластеров, преимущества развития экономики регионов на основе кластерного подхода, особенности взаимодействия государственного и коммерческого секторов. В аналитической части исследования были проведены горизонтальный и вертикальный анализ затрат на технологические инновации, также проведен корреляционно-регрессионный анализ зависимости развития регионов, в которых функционируют инновационные кластеры от затрат на технологические инновации. В результате исследования была выявлена положительная зависимость и сделаны выводы о необходимости дальнейшего развития и поддержки инновационных кластеров, расположенных на территории Российской Федерации. 1. Antras P. Is the U.S. aggregate production function Cobb-Douglas? New estimates of the elasticity of substitution [Electronic resource] // Contributions to Macroeconomics. – 2004. – Vol. 4. – № 1. – Mode of access: http://www.scholar.harvard.edu/files/antras/files/cespublished.pdf 2. Вишняков Я., Кирсанов К., Киселева С. Инновационный менеджмент. Практикум: Учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2011. – 328 с. 3. Goldin C. Human Capital // Handbook of Cliometrics. – Heidelberg: Springer-Verlag, 2014. 4. Dunn S.P. The Economics of John Kenneth Galbraith: Introduction, persuasion and rehabilitation. – Cambridge: Cambridge University Press, 2011. 5. Сайт «Инновации в России». 6. Официальная статистика: Наука, инновации и информационное общество // Сайт Федеральной службы государственной статистики. 7. Каранатова Л.Г. Государственный заказ как механизм эффективного воздействия на инновационное развитие экономики России: Дис. … д.э.н. – Санкт-Петербург, 2011. – 352 с. 8. Куценко Е. Пилотные инновационные территориальные кластеры России: модель устойчивого развития // Инновации и экономика. – 2015. – № 9. – С. 35. 9. Латыпова Е.В. Кластеры компетенций в системе инновационного развития: Дис. … к.э.н. – Санкт-Петербург, 2015. – 177 с. 10. Muro M., Katz B. The New cluster moment: how regional innovation clusters can foster the next economy // Metropolitan policy program. – 2010. – P. 26-27. 11. Porter M.E. Location? Competition and Economic Development: Local clusters in a global economy // Economic development quarterly. – 2000. – Vol. 14. – № 1. – P. 15-34. – P. 15. 12. Solow R.M. A Contribution to the theory of economic growth // The Quartely journal of economics. – 1956. – Vol. 70. – № 1. – P. 65-94. 13. Chloe K., Roberts B. Competitive cities in the 21st century: Cluster-based local economic development. – Mandaluyong City: Asian Development Bank, 2011. – P. 12.creativeconomy.ru
Журнал ВАК :: УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ СИСТЕМАМИ
Новые тренды инновационного развития экономики Израиля
NEW TRENDS OF INNOVATION DEVELOPMENT OF ECONOMY OF ISRAEL
Гаврилов Илан Рафаэльевич
Аспирант кафедры Мировой экономики
Российский экономический университет имени Г.В.Плеханова
e-mail: [email protected]
Русакович Василий Игоревич
К.э.н., доцент кафедры Мировой экономики
Российский экономический университет имени Г.В.Плеханова
e-mail: [email protected]
Аннотация: Инновационное развитие является в настоящее время важнейшим фактором национальной конкурентоспособности каждой страны мира, особенно развитой. Израиль на протяжении всего периода своего существования как национального государства уделяет инновационной составляющей большое внимание и сотрудничает в этой сфере с различными государствами мира.
Abstract: Innovative development is currently the most important factor in national competitiveness of each country in the world, especially developed. Israel during the entire period of its existence as a nation state pays great attention to the innovation component and cooperating in this area with various countries of the world.
Ключевые слова: Израиль, инновационное развитие, инновационная экономика, инновационный сектор
Keywords: Israel, innovative development, innovative economy, innovative sector
Теоретические аспекты инновационного развития
Современное экономическое развитие базируется прежде всего на инновационной составляющей. Именно инновационный сегмент предопределяет тренды национальной экономики, обеспечивает ее конкурентоспособность как на национальном, так и на мировом рынке, ее специализацию в международном разделении труда и устойчивый социальный прогресс.
Инновации составляют фундамент социально-экономических процессов, воздействуют на темпы и масштабы воспроизводственной системы. Инновационная деятельность компаний предопределяет их будущее, а, значит, и – будущее всего государства.
Поэтому исследование инновационных процессов как на микро-, так и на макроэкономическом уровне традиционно привлекает внимание многих ученых – как отечественных, так и зарубежных.Термин «инновация» как новую экономическую категорию ввел в научный оборот австрийский ученый Й.Шумпетер в первом десятилетии XX в. В своей работе «Теория экономического развития», (первое издание которой вышло в свет в 1911 г. а второе – в 1926 г.) Й. Шумпетер впервые рассмотрел инновационные аспекты как катализатор экономического развития.
Н.Д.Кондратьев (1892-1938 гг.) представил учение о больших циклах конъюнктуры и обосновал закономерную связь «повышательных» и «понижательных» волн циклов с волнами технических изобретений и их практического использования.
В 1956 и 1957 гг. в своих статьях Р.Солоу (получивший Нобелевскую премию в 1987 г.) показал, что технологические изменения, а не накопление капитала, были главным фактором долгосрочного роста. Его основные положения:
1. Рост капитала и численности населения перестает быть главной основой экономического роста. Главный локомотив роста – научно-технический прогресс (вся совокупность качественных характеристик экономического роста).
2. Показатель технического прогресса – функция времени.
3. Когда производство имеет место в неоклассических условиях переменных пропорций и постоянного эффекта от укрупнения производства , противоречие между гарантированным и естественными темпами роста просто невозможно.
Большое значение инновационному развитию придавал Дж. Гэлбрейт. В своей книге «Экономические теории и цели общества» он пишет: «Нововведения в рыночной системе в целом соответствуют той картине, которую дает неоклассическая модель. Это означает, что они весьма ограниченны. Для большинства нововведений требуется, чтобы имелся достаточный капитал на период разработки и освоения, а также для приобретения необходимого оборудования. Таким капиталом фирма в рыночной системе не обладает. Еще более существенно, что она не располагает специализированными техническими и научными кадрами, обладающими соответствующей организацией, которые почти всегда необходимы для обеспечения технического развития на современном уровне. Ни одно из важнейших технических достижений новейшего времени – атомная энергия и ее применение, современный воздушный транспорт, развитие современной электроники, разработка вычислительных машин, основные достижения в области сельского хозяйства – не является результатом деятельности отдельных изобретателей в рыночной системе. Идеи все еще могут выдвигаться отдельными людьми. Но, за редкими исключениями, только организации могут осуществить их. Нововведения в рыночной системе остаются значительными только в воображении тех, кто не может поверить, что мелкий предприниматель способен когда-нибудь потерпеть неудачу». Это означает, что роль государства и крупных организаций остается ведущей, так как субъекты малого и среднего бизнеса не могут объективно выступать генераторами технического прогресса и инноваций, что подтверждается всем ходом истории.
В 1967 г. Дж.Гэлбрейт выдвинул идею о технических укладах (The New Industrial State, 1967). В указанной работе также высказывается точка зрения о преобладающей роли государства, но, в то же время, и о значении частного бизнеса в развитии и становлении индустриального общества, а также о значении человеческих ресурсов.
Последнее, по нашему мнению, имеет особое значение в странах с развивающимися рынками. Гэлбрейт пишет: «Квалифицированные кадры имеют решающее значение для преуспевания индустриальной системы. Образование и обучение, от которых зависит их формирование, обеспечиваются главным образом государственным сектором экономики. В отличие от этого источником капитала, игравшего в свое время решающую роль, служит преимущественно частный сектор экономики. Рынок для наиболее передовой техники и все то, что лучше всего поддается планированию, тоже находятся в государственном секторе. Множество научных и технических новшеств поступает из государственного сектора или же субсидируется либо государством, либо содержащимися на государственные средства университетами и исследовательскими институтами. Государство регулирует совокупный спрос на продукты индустриальной системы, что является неотъемлемым условием ее планирования. И государство осуществляет … регулирование цен и заработной платы, без которого цены продуктов индустриальной системы не могут быть устойчивыми».
Среди наследия отечественных ученых в данном направлении следует выделить работы Абалкина Л., Авдокушина Е., Дынкина А., Иноземцева В., Полтеровича В.М., Яковца Ю.В.
Так, по мнению российского исследователя проблем технологического и инновационного развития Ю.Яковца, фактором, стимулирующим деятельность предпринимателя-инноватора, выступает инновационная (технологическая) квазирента. Он определяет инновационную квазиренту как сверхприбыль, которую предприятие (корпорация, ТНК, страна), первым освоившее более эффективную, или принципиально новую, технику или технологию, получает в результате этого освоения как дополнительный доход до тех пор, пока такое новшество не станет распространенным, и когда основание для получения сверхприбыли исчезает.
Профессор Л.В.Шкваря в своих исследованиях инновационной составляющей большое внимание уделяет инновационному предпринимательству (в отличие от инновационной деятельности) как более мотивированному. Именно эта мотивация является основой развития инновационной составляющей, например, в традиционно ресурсных экономиках.
Таким образом, очевидно, что мировая теория на протяжении более чем 100 лет (на основе развитии национальной и зарубежной практики) уделяла пристальное внимание пониманию инноваций и их роли в национальной экономике.
Однако практика отдельных стран имеет определенную специфику в этом направлении. К таким странам относится и Израиль, а специфика предопределяется социально-экономическими особенностями страны.
Инновационные аспекты экономики Израиля
Израиль, согласно классификации ООН, относится к развитым странам и характеризуется устойчивой экономической динамикой (табл. 1 и рис. 1).
Таблица 1. Производство ВВП (млн. долл.) и ВВП на душу населения (тыс. долл.) в Израиле в 1997-2013 гг., млн. долл.
Источник: составлено автором по данным ЮНКТАД.
Как видно из анализа представленных данных, за исследуемый период ВВП страны увеличился в 45 (!) раз.
Рис. 1. Динамика ВВП в Израиле в 1970-2013 гг., млн. долл.
Источник: составлено автором по данным табл. 1.
Интересно отметить, что за тот же период ВВП Японии увеличился лишь в 23,6 раза. ВВП на душу населения увеличился в 16,6 раз. Растут затраты на потребление, что является признаком положительного движения в экономике.
Структура экономики Израиля представлена в табл. 2. Как видно из анализа представленных данных, за исследуемый период доля сельского хозяйства в экономике Израиля уменьшилась в 3 раза, удельный вес промышленности сократился более чем на 1/3 (с 32,96% до 20,9%), в том числе обрабатывающей – с 21, 3% в 1970 г. до 13,95% в 2012 г. Доля услуг, напротив того, выросла с 60% в 1970 г. до 77% в 2012 г. Это говорит о том, что экономика Израиля имеет ярко выраженную постиндустриальную структуру и, соответственно, базируется на инновационной основе.
Таблица 2. Структура ВВП Израиля в 1970-2012 гг., %
Источник: составлено автором по данным ЮНКТАД
Сегодня Израиль производит электронное оборудование и новейшее медицинское оборудование, ювелирные изделия, оборудование для военной промышленности и медицины. Одной из развитых отраслей экономики Израиля является металлургическая промышленность и машиностроение, а также авиастроение и производство судов разного водоизмещения от катеров и яхт, до огромных авиалайнеров. Развитыми отраслями экономики страны являются фармацевтика, и равных в этом израильским специалистам нет во всем мире, а также развита отрасль – микроэлектроника. Сегодня в этом направлении работают лучшие умы Израиля, изобретая для военной промышленности, медицины уникальные приборы и оборудование. В стране изготовляют компьютеры и роботов.
Израиль обладает значительным инновационным потенциалом благодаря ряду факторов. Это, прежде всего, высококвалифицированные кадры, наличие новейших технологий, трансфер которых из военной сферы в гражданскую активно осуществляет страна, наличие финансовых возможностей, в том числе – для привлечения зарубежных специалистов и ноу-хау, а также реализацией ряда государственных проектов.Среди них особое место занимала программа «Йозма» (ивр. инициатива), которая предполагала создание своеобразного фонда, участниками которого становились израильский банк или инвестиционная компания, израильская фирма венчурного капитала и иностранная фирма венчурного капитала. Данный проект осуществлялся с 1993 г. Он позволил переориентировать израильскую экономику на инновационную модель развития, привлечь в страну иностранных специалистов в данной области, которые, с одной стороны, приносили с собой необходимые финансовые средства, а с другой – делились имеющимся у них опытом.
Также страна обладает значительным потенциалом отечественных научных и исследовательских структур. По информации Информационной службе исследовательского и технологического развития Европейского Союза (CORDIS), около 30% всех научно-исследовательских работ, проводимых в Израиле (включая оборонный сектор), и 45% гражданских научно- исследовательских работ проводится в университетах, колледжах и академических научно-исследовательских центрах страны.
Внутренние затраты на исследования и разработки в процентах к ВВП в Израиле в 2012 г. составили 4,38%, в то время как в Китае они достигали 1,84%, в среднем по странам Евросоюза – 2,38%, в США – 2,77%, в Японии – 3,39%; в Финляндии – 3,78%; в Республике Корея – 4,03%; в России – 1,12%.
Российские исследователи выделяют следующие этапы развития инновационной составляющей в Израиле (табл. 3). Каждый этап имеет свои особенные сущностные характеристики, отличающие его от предыдущих и последующих.
Таблица 3. Этапы развития инновационной составляющей в Израиле.
|
Этап |
Годы |
Сущность |
|
1-й этап |
1969 – 1985 гг. |
Создание и развитие бизнес-сектора, способного осуществлять исследования и разработки |
|
2-й этап |
1986 – 1992 гг. |
Развитие модели стартапов и начало венчурной активности |
|
3-й этап |
1993 – 2000 гг. |
Фаза появления венчурного сектора и быстрый рост высокотехнологичного кластера |
|
4-й этап |
2001 г. — настоящее время |
Кризис высокотехнологичного сектора и восстановление рынка венчурного капитала |
Источник: составлено по: Фиговский О.Л. Инновационная система Израиля: уроки для России // Инновационный менеджмент. – 2014. – № 2, – С. 176-189.
Коммерциализация НИОКР – это одна из сильных сторон университетов Израиля. Все университеты работают в тесном контакте с профильными отраслями экономики. Исследователи университетов знают потребности рынка и имеют опыт работы в индустрии. Многие из них, помимо научной деятельности, участвуют в стартапах в качестве учредителей или консультантов. В то же время ученые и инженеры работающие в промышленности Израиля поддерживают тесные связи с своими учебными заведениями, пользуются университетскими лабораториями (что очень важно для небольших технологических компаний, которые не в состоянии приобрести дорогостоящее оборудование) и поддерживают связи со своими научными коллегами.
В течение 2014 г. Израилем были подписаны соглашения с рядом государств в области совместного развития инноваций. Только в первой половине 2014 г. страну посетила представительная делегация из Китая, подписавшая в ходе визита ряд соглашений в области развития инновационного экономического сектора. Таких договоров уже действует не менее шести, при этом перспективы весьма широки – до 50 соглашений. Заключен договор о сотрудничестве с Гонконгом – правительства двух стран намереваются расширить инвестиции в область высоких технологий, со стороны Гонконга этим будет заниматься специальный фонд. Израиль будет развивать отношения со странами ЕАЭС – соответствующие договоры подписаны в мая 2014 г. с указанием срока начала реализации с января 2015 г.
Согласно Глобальному инновационному индексу за 2014 г., Израиль занимает 15-е место в мире по данному показателю из 143-х стран. Для справки: Российская Федерация заняла в рейтинге 49-е место в 2014 г., а в 2012 г. занимала 51-е место, в 2013 г. – 62-е место из 142 стран мира. Также можно отметить, что, согласно отчету, затраты частных предприятий Израиля на НИОКР в 2012 г. превзошли уровень докризисного 2008 г. и составили 105%, что выше, например, аналогичного показателя США (103%).
В результате всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы.
- Инновационная деятельность Израиля имеет системный характер, опирается как на наработанный национальный инновационный потенциал, так и на международное сотрудничество со странами-лидерами в инновационной сфере.
- Решающее значение имеет государственная поддержка инновационного развития страны на протяжении всего периода ее существования и на всех этапах инновационного процесса.
- Активное участие частного сектора в инновационных процессах – как национального, так и зарубежного – на основе полной защиты интеллектуальной собственности.
- Коммерциализация инновационного процесса, прежде всего НИОКР.
- Ведущим трендом развития инновационной составляющей в Израиле являются инновации, ориентированные на человека (Human-Centric Innovation).
Литература
2. Гэлбрейт Дж. Экономические теории и цели общества. – М., 1987.
3. Инновационная экосистема Израиля. Возможности российско-израильского сотрудничества // http://www.rusventure.ru/ru/programm/analytics/docs/201310_Israeli_RU.pdf
4. Кондратьев Н.Д. Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения: избр. тр. / Сост. Ю.В.Яковец. – М.: Экономика, 2002. – 767 с.
5. Тычинский А.В. Управление инновационной деятельностью компаний: современные подходы, алгоритмы, опыт. – Таганрог: ТРТУ, 2009. – С. 92.
6. Фиговский О.Л. Инновационная система Израиля: уроки для России // Инновационный менеджмент. – 2014. – № 2. – С. 176-189.
7. Шкваря Л.В. Концептуальные основы инновационного предпринимательства. // Горный информационно-аналитический бюллетень. – № 5. – 2013. – С.369-373.
8. Шкваря Л.В. Особенности развития инновационного предпринимательства стран Персидского Залива. / Материалы II Международного научного конгресса «Предпринимательство и бизнес». – М.: Финансовый университет при Правительстве РФ, 2014. – С.91-94.
9. Шумпетер Й. А. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия. / Шумпетер Й. А.; пер. с нем. – М. : Эксмо, 2007. – 864 с.
11. Якимова Е.А. Потенциальные возможности развития инновационной деятельности в регионах России посредством сотрудничества с Израилем // ИнВестРегион. – №1. – 2014. – С.31-36.
12. Яковец Ю.В. Эпохальные инновации ХХI века / Яковец Ю.В. – М.: Экономика, 2004.
13. http://www.pro-israel.ru/ekonomika-israelya.html
14. Israel's R&D Capacity - a Promising Land, CORDIS: < ttp://cordis.europa.eu/israel/rd_en.html>
15. Solow R. A contribution to the theory of economic growth. (The MIT Press) // The Quarterly Journal of Economics, 1956, Vol.70, No.1.Р. 65-94; Solow R. M. Technical Change and the Aggregate Production Function. (The MIT Press) // Review of Economics and Statistics, 1957.Vol.39, No.3. Р.312-320.
16. The Global Innovation Index 2014. – Geneva, Switzerland, 2014.
uecs.ru
Журнал ВАК :: УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ СИСТЕМАМИ
Актуальные вопросы инновационного развития России
Урусова Л.Х-Д.
аспирантка
ГОУ ВПО «СЕВЕРО-КАВКАЗСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ
ГУМАНИТАРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»
Аннотация: в статье рассматриваются трудности, с которыми приходится сталкиваться России при переходе на инновационное развитие. Обосновывается важность ускоренного создания предпосылок формирования эффективной инновационной политики. Обозначены основные пути решения актуальных проблем перехода.
The summary: in article difficulties which should face Russia at transition to innovative development are considered. Importance of the accelerated creation of preconditions of formation of an effective innovative policy is proved. The basic ways of the decision of actual problems of transition are designated.
Ключевые слова: инновации, стратегия развития, имитационные инновации, прорывные инновации, государственное стимулирование.
Сегодня перед Россией стоит серьезная задача – переход на инновационный путь развития. Актуальность данной проблемы нашла свое отражение в выступлении В.В.Путина 8 февраля 2008 года на расширенном заседании Государственного Совета. В нем была сформулирована стратегия развития страны до 2020 года, определены «болевые точки» и рубежи 2020 года: увеличение производительности труда в 2,6 раза, среднегодовых темпов ее прироста в 12,2%. Для инновационных отраслей был определен рост производительности труда в 4 раза. Единственной реальной альтернативой социально-экономического развития была провозглашена стратегия инновационного развития страны [7]. В последующем Президентом РФ Д.А. Медведевым 18 апреля 2008 года была подтверждена стратегическая задача - возвращение России в число мировых технических лидеров. «Стратегия социально-экономического развития России до 2020 года», утвержденная распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 г за №1662 – р. содержала цели, индикаторы и приоритеты развития на данный период: увеличение в общем объеме производства товаров до 5-6% доли высокотехнологичных товаров, доли интеллектуальных услуг – до 5-7 % и более; повышение удельного веса предприятий, осуществляющих инновации, в их общем числе до 15 % в 2015 г. и до 40-50 % в 2020 г; достижение удельного веса экспорта высокотехнологичных продуктов в общем объеме экспорте - до 2% к 2020 г.; инновационной продукции - соответственно до 6-7 % в 2010 г. и до 25-35 % в 2020 г[8].Далее приоритеты инновационного развития были определены президентом Российской Федерации на заседании Комиссии при Президенте по модернизации и технологическому развитию экономики России 18 июня 2009 года[4]. Это пять основных приоритетов: энергоэффективность и энергосбережение, включая разработку новых видов топлива и глубокую переработку сырья, ядерные технологии, космические технологии, медицинские технологии и стратегические информационные технологии. Данные приоритеты предстоит детализировать в виде критических технологий. Перечни приоритетных направлений научно- технического развития и критических технологий являются мощным инструментом влияния государства на развитие промышленности и экономики страны и призваны обеспечить достижение среднесрочных и долгосрочных целей технико-экономического развития РФ. Очевидно, что формированию перечня должно предшествовать количественное основных среднесрочных целей развития и определение технически возможных путей их достижения. В настоящее время увязка целей и путей их достижения лишь формально отражена в приложении к Стратегии развития науки и инноваций Российской Федерации на период до 2015 года. При обсуждении приоритетных направлений необходимо использовать методы научно-технического прогнозирования. Пока, к сожалению, внимание, которое уделяется значению роли долгосрочного прогноза, долгосрочной стратегии, явно недостаточно. Методология формирования важнейших направлений, должна быть отработана совместно и Российской академией наук и нашими министерствами. Представляется, что одним из важных результатов работы пяти профильных групп по приоритетным направлениям, которые созданы решением Президента, должен стать перечень приоритетных направлений и критических технологий на среднесрочную перспективу, с обязательными технико-экономическими оценками их влияния на экономические показатели народного хозяйства.
Далее хотелось бы остановиться на том, что уже несколько лет продолжается дискуссия о том, каким именно образом следует стимулировать инновационное развитие в стране – заниматься имитационными инновациями (заимствование через покупку за рубежом оборудования, технологических линий, патентов, лицензий) или прорывными за счет собственной науки, - чтобы обеспечить России мировое лидерство по ряду направлений развития.
В связи с этим в очередной раз был разработан проект закона «Об инновационной деятельности в Российской Федерации» [2], который должен закрепить основные понятия, касающиеся инноваций, а также рамочные условия регулирования инновационной деятельности, включая изменения в механизме госзакупок и налоговом регулировании. Анализ текста проекта закона позволяет сделать вывод, что он, как и прежние версии проектов аналогичных законодательных актов, не решает в полной мере ни одной из задач.
Следует отметить, что в России на практике конечно же происходит постепенное введение различных мер, призванных стимулировать инновации, не дожидаясь принятия закона об инновационной деятельности. Будет расширяться диапазон налоговых льгот (освобождение от налога на имущества в случае использования энергоэффективного оборудования, от налога на прибыль – коммерческих организаций, действующих в сфере образования, на срок не менее 8 лет). Согласовываются поправки в закон о госзакупках, учитывающие специфику инновационной продукции, обсуждаются изменения технического регулирования.
Однако все названные меры, направленные на создание благоприятного инновационного климата в стране в целом, вводятся очень медленно, и на каждом этапе их согласования возникают межведомственные проблемы. Поэтому в большинстве своем имитационные инновации осуществляются по инициативе самих компаний. Им уделяется мало внимания на правительственном уровне, несмотря на то, что и этот «облегченный» вид инновационной деятельности сталкивается со множеством барьеров – от таможенно-тарифного регулирования до отсутствия квалифицированных кадров, которые бы ориентировались в западном рынке и могли определять какие именно технологии и у кого наиболее выгодно покупать.
Кстати, на проблеме кадров хотелось бы остановиться и рассмотреть ее более подробно, так как внедрение инноваций невозможно без активного участия «Умов России». Понимая это, Правительство утвердило Постановление о мерах по привлечению ведущих ученых в российские образовательные учреждения высшего профессионального образования. Планируется выделить в 2010-2012 гг. гранты на сумму 12 млрд. руб. в форме субсидий тем ВУЗам , которые выиграют конкурс на создание научных лабораторий под руководством лучших ученых. При этом каждый ВУЗ может претендовать на создание нескольких передовых лабораторий – никаких формальных ограничений не будет. Все это должно создать условия для изменения качества результативности научных исследований, равно как и совершенствования системы подготовки специалистов для инновационной экономики.
Другая проблема заключается в том, что перед государственной инвестиционно-инновационной политикой стоит задача полного завершения «восстановительного» периода, компенсации огромных потерь, понесенных в годы «перестройки», и особенно реформ 1990-х гг., в результате которых последовали невиданный до сих пор спад производства, гибель многих крупнейших предприятий, упадок целых отраслей промышленности и сельского хозяйства, снижение жизненного уровня огромной части населения. До сих пор эти последствия не преодолены, и прежде всего не достигнут в полной мере дореформенный объем товарного производства, если иметь в виду 1989 г. или, в крайнем случае, 1990 г. (первый год сокращения производства ВВП и национального дохода)[6]. С большими трудностями восстанавливается сельское хозяйство, уступающее почти половину внутреннего рынка продовольствия импортной продукции, что является самой глубокой причиной роста цен на эти жизненно важные товары массового потребления.
Отмечаемый в последние годы рост ВВП отражает ценовую конъюнктуру мирового сырьевого рынка и уродливую однобокость, образовавшуюся в структуре народного хозяйства и требующую устранения, а также гипертрофию паразитических фиктивных видов официальной и неофициальной «экономической» деятельности, создающих видимость экономического роста, плюс загадочных «прибавок» теневой экономики. Необходимы срочные и фундаментальные меры против растущих демографических угроз, катастрофического сокращения населения.
Значительная сумма доходов российской экономики от внешней торговли, расположенная на счетах в иностранных банках, вызывает у большинства недоумение. В научной среде, в политических формациях и у граждан позиция государства по отношению к национальному сбережению, «работающему на зарубежные интересы», вызывает неоднозначную реакцию. Надо отметить, что золотовалютные резервы (ЗВР) Центрального Банка РФ, также имеющие внушительные объемы (рекордные за всё время существования нашей страны) и находящиеся гораздо «ближе» Стабилизационного фонда (СФ), не снискали такого пристального внимания общественности, хотя функция ЗВР во многом идентична функции СФ. Первые обеспечивают потенциал реализации кредитно-денежной политики и кредитования государственных расходов. Второй обеспечивает резерв на случай «провалов экономики», снижения уровня жизни населения и прочих макроэкономических потрясений. Вероятно, ЗВР «ускользают» от внимания критиков государственной политики в силу своей специфической принадлежности к банковскому сектору экономики, являясь исключительной прерогативой ЦБ РФ, в отличие от СФ, являющегося «общественным достоянием», накопленным потенциалом всей страны, призванным улучшать её положение в международных отношениях и внутреннее благосостояние граждан. Между тем разница между этими инструментами на этом и завершается. Оба они могут влиять на инфляционные процессы с той же легкостью, что и на инвестиционные. В соответствии с макроэкономической теорией, это влияние происходит хотя и в различных структурах экономики (ЗВР действует через банковскую систему, но могут быть использованы для финансирования государства и напрямую; СФ используется для финансирования прямых госрасходов и поддержки реального сектора с домохозяйствами) по сходным схемам, в одинаковых направлениях и с похожими последствиями. В общем виде их влияние на экономику через указанные институты изложено в соответствующих разделах экономической науки и известно из мировой практики. Однако для того, чтобы использовать ЗВС и СФ, необходимо иметь представление о механизмах и возможном результате. В условиях современной российской экономики, основными чертами которой являются непрерывная трансформация и крайняя неустойчивость к внешним и внутренним шокам, указанные институциональные кризисы, зависимость от экспорта и пока ещё переходный характер, это представление получить невозможно. Следовательно, невозможно сформулировать политику использования СФ. А для использования с целью активизации инновационной деятельности ЗВР ЦБ РФ нашему государству не хватает опыта управления банковской системой во взаимосвязи с реальным сектором, что предполагает высокие риски и, учитывая рассмотренные инфраструктурные проблемы, заведомо высокую вероятность неудачи. Поэтому в данной ситуации использование Стабилизационного фонда в том виде, в каком он существует сейчас, не может рассматриваться в качестве варианта развития «инновационной экономики». Необходима его реструктуризация, выделение специализированного фонда с сохранением основной массы СФ для выполнения его непосредственной функции. А перед этим необходимо завершить решение ряда внутренних инфраструктурных и правовых проблем, иначе все направленные в экономику средства будут потеряны.
Так как инновационную деятельность сложно организовать при существующем состоянии институтов экономики и общества, необходимо найти другой путь. Этот путь лежит в области воспитания личной культуры граждан, понимания примата кооперации над конкуренцией и преимуществ развития эффективного управления в соответствии с принципами совершенствования. Многие государства, известные сейчас как лидеры в мировой экономике и на рынках высоких технологий, шли именно таким путём, не считаясь с расходами и не смущаясь необходимостью ожидания отложенного результата. Правда, в отличие от России, все они опирались на четкую государственную политику, значительно ускоряющую их развитие. Работа в этой области может быть организована и независимо от государственной стратегии экономического развития (хотя в идеальном варианте эта работа является важнейшей частью такой стратегии), её масштабы не обязательно должны носить массовый характер. В частности, для этого подойдут институты системы высшего профессионального образования, где альтруизм работников по отношению к своим задачам пока ещё значительно выше, чем в среде чиновников. Это будет нетипичная система развития инновационной деятельности, работающая через культуру населения в области организации труда, самообучения, воспитания здорового соперничества среди молодёжи, воспитание открытости новому, стремления делиться знаниями. Однако в настоящее время сложно сказать, кто и как именно возьмет на себя координацию работы в этой области, в каких именно институтах будут расположены «точки роста». Всегда можно рассчитывать на то, что в случае успеха здесь нас ждёт подготовленная для реализации государственных инновационных стратегий почва. Выход из «технологического пата» по этой траектории займёт, по оптимистическим оценкам, от 15 до 30 лет при условии удержания государством экономической ситуации в существующем (или не худшем) положении и параллельной работе по позитивной реструктуризации указанных кризисов. При этом нельзя отрицать и вероятность «чуда», связанного с успешной работой РВК. Но пристальный взгляд на всю экономику России и подходы к организации инновационной деятельности в частности, выдают чрезвычайно неполное понимание организаторами на федеральном уровне указанных здесь и прочих проблем, стоящих на пути развития российских инноваций. Эти проблемы вряд ли удастся разрешить простым вливанием средств в экономику, которая благодаря своей структуре постоянно балансирует на грани инфляции. В ситуации «технологического пата» РВК может оказаться катализатором разрушающих процессов скорее, нежели созидательных [1]. В создавшихся условиях необходимо вводить дополнительные меры стимулирования инновационной деятельности бизнеса. Среди них - субсидирование процентных ставок на приобретение новых технологий, патентов, лицензий и современного оборудования. Особый упор следует сделать на поощрение приобретения предприятиями новых технологий, 70 % предприятий почти всех отраслей предпочитают прочим видам инноваций лишь закупку машин и оборудования. Лишь 8 % наших предприятий заинтересованы в закупке лицензий и патентов. Нужно их поощрять в первую очередь. В частности, необходимо ввести такой порядок, когда выплаты премиальных и бонусов менеджерскому составу осуществляются только по конечным результатам реализации инновационных бизнес-планов и программ. Разумеется, господдержка должна предусматривать и налоговые льготы. Одним из наиболее эффективных механизмов стимулирования инновационных предприятий, особенно малых, является снижение налогов, предоставление налоговых каникул, инвестиционного налогового кредита. В условиях кризиса такие решения принимаются сложно, но это необходимо делать. ТПП России направила в различные федеральные министерства комплекс предложений по налоговому стимулированию инновационной деятельности, включая предложения о введении специального налогового режима для малых инновационных предприятий. Необходимо также, на наш взгляд, освободить вновь создаваемые малые инновационные предприятия в первые два года деятельности от уплаты налога на прибыль. Российская действительность требует, чтобы были предусмотрены меры по усилению государственного и общественного контроля за целевым характером и эффективностью преференций, предназначенных для компаний, занимающихся инновационной деятельностью.
Далее, неумение превращать интеллектуальный потенциал в активы (лицензии, права интеллектуальной собственности и бренды) приобрело характер одной из основных проблем инновационной сферы России. Подталкивает к тому, чтобы активно заняться этими вопросами, и принятый закон, разрешающий вузам создавать коммерческие структуры. Этот закон может стать серьезным импульсом развития венчурного предпринимательства в России. Но для этого следует разработать целый ряд проблем, без решения которых закон будет действовать в явно недостаточных масштабах.
Новые, нетрадиционные идеи нужны и для кадрового обеспечения модернизации и технологического развития страны. Имеет смысл подумать над тем, чтобы в каждом федеральном округе было создано не менее трех-пяти образовательных кластеров, основу которых составят высшие учебные заведения, получившие статус национальных исследовательских университетов. В состав предполагаемых кластеров должны войти также отраслевые вузы, средние специальные, профессионально-технические и наиболее успешные общеобразовательные учебные заведения. Это позволит повысить качество подготовки всех категорий специалистов, устранит диспропорцию между реальными потребностями региональных рынков труда и сложившейся структурой выпуска специалистов, наконец, поможет преодолеть ряд негативных моментов, вызванных переходом к единому государственному экзамену.
Библиографический список:
- Воронцов В.А., Зарайская Е.С., Рождественский А.В. Инновации в России: «Технологический пат» // Инновации, 2008, №2.
- Дежина И.Г. Большие проекты как стимул инновационного развития России// Инновации, 2010, №6.
- Зернова Т.Н. Новые стандарты дают возможность внедрять инновационные технологии// Инновации, 2010, №1.
- Попова Е.В. Актуальные вопросы инновационного развития России // Инновации, 2009. №10.
- Примаков Е.М. Некоторые проблемы инновационного развития России// Инновации, 2009, №10.
- Черковец В.Г. Особенности нового этапа инновационного развития России// Инновации в экономике, 2010, №4.
- http://archive.kremlin.ru/text/appears/2008/02/159528.shtml
- http://www.apn.ru/publications/article19384.htm.
uecs.ru



















