Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

Московский Журнал. История государства Российского №8 2016. История государства российского журнал


Московский журнал. История государства Российского Википедия

Специализация Периодичность Язык Адрес редакции Главный редактор Учредители Страна История издания Тираж Веб-сайт
Московский журнал
литература, история, краеведение, архитектура и т. д.
ежемесячник
русский
Москва, Бумажный пр., д. 14, стр. 2
А. Ф. Грушина
АО «Редакция газеты "Вечерняя Москва"»
РоссияFlag of Russia.svg Россия
1991—н.в.
42 000 экз. (май 2017)
Московский журнал
Эта статья — о современном издании. О журнале, издававшемся в 1791—1792 годах см. Московский журнал.

«Московский журнал» — российский журнал, публикующий статьи на темы литературы, истории, краеведения, архитектуры и т. д. Издаётся с 1991 года.

Описание

Был учреждён Московским городским Советом народных депутатов. Журнал был организован на базе переставшего печататься в начале 1990-х годов издания Моссовета — журнала «Архитектура и строительство Москвы»; ряд тем был включён в новый журнал именно оттуда[1]: путешествия по городу былого, существующего на старых почтовых карточках и фотографиях из собраний московских музеев; проблемные очерки и статьи о современной Москве; о новых проектах и градостроительных ошибках. Также было решено открыть религиозно-философский раздел.

Первый номер «Московского журнала» вышел в 1991 году.

В «Московском журнале» печатаются историко-краеведческие статьи о Москве, воспоминания, биографические очерки о людях, внёсших заметный вклад в развитие не только Москвы, но и России[2] Творческим девизом журнала был выбран: «В прошлом России — ключ к её будущему».

Свыше десяти лет (1991—2003) организовывались «Вторники „Московского журнала“», на которых читатели получали возможность лично познакомиться с авторами издания: литераторами, артистами, учёными, военными. На «Вторниках» играла музыка, читались стихи, показывались фильмы, велась дискуссия об истории России и её культуре. В разные годы мероприятие посещали народные артисты России Т. Петрова, В. Заманский, М. Ножкин, президент Российской академии архитектуры и строительных наук А. Кудрявцев, известные военные, литераторы.

Имелся опыт выпуска спецномеров журнала, посвященных какому-то конкретному региону или городу России; они создавались при сотрудничестве с местными властями, историками, краеведами, музейщиками, журналистами. География данных выпусков такова: Мордовия, Череповец, Кирово-Чепецк, Кузбасс, Сахалин, Королёв, Боровск и Борок. Кроме того издавались тематические номера и крупные подборки материалов по темам: «Образование России: история и современность», «Медицина в России: история и современность», «К 300-летию Российского флота». Подготовка материалов сопровождалась выездами на места.

В настоящее время с «Московским журналом» сотрудничают историки, искусствоведы, филологи, архивисты, философы, краеведы, педагоги, юристы, медики. Кроме того, издание поддерживает связи с передовыми учреждениями науки и культуры: Институтом российской истории РАН, Российской академией архитектуры и строительных наук, Союзами писателей, архитекторов, художников России, Центральным домом работников искусств, обществом «Старая Москва», Всероссийским обществом охраны памятников истории и культуры, Институтом русского языка им. В. В. Виноградова РАН, Третьяковской галерей, Российской Государственной библиотекой.

Примечания

  1. ↑ Журнал «Архитектура и строительство Москвы» был возрождён в 1995 году, одним из соучредителей его стал «Московский журнал».
  2. ↑ Изначально журналу хотели придать общероссийский масштаб, поэтому много внимания уделялось истории России, развитию государства и народа; в 1995 году к названию издания добавили подзаголовок «История государства Российского».

Литература

Ссылки

wikiredia.ru

К читателям «Московского журнала. История государства Российского»

Этот номер журнала посвящен одному из красивейших уголков Подмосковья — району Серебряных Прудов. Кто живет здесь, знает: не любить этот край невозможно. Именно любовь и живое чувство исторической преемственности побудили коренного серебрянопрудца, краеведа Алексея Ивановича Волкова предпринять многолетние историко-краеведческие изыскания и по их итогам составить обширную книгу «Край Серебряно-Прудский», изданную в серии «Энциклопедия сел и деревень Подмосковья» (М., 2003). В работе над книгой приняли участие десятки людей; я получил приглашение войти в состав редколлегии и написать предисловие. Позволю себе процитировать его начало: «Каждому из нас судьбой определено место, где мы рождаемся, живем, трудимся, растим детей. Для двадцати пяти тысяч жителей Подмосковья таковым стала древняя земля Серебряных Прудов. За свою многовековую историю она в полной мере разделила нелегкую судьбу России. Серебрянопрудская земля, являясь пограничным рубежом Московского княжества, не раз опустошалась татаро-монгольскими ордами. В 1380 году по нашей земле прошло войско Великого князя Дмитрия Донского на Куликовскую битву и по ней же с победой возвратилось в Москву…» И далее Серебряные Пруды не однажды оказывались в эпицентре исторических событий. Здесь родились или жили многие знаменитые люди. Так, с XVIII века до 1917 года судьба нашего края была тесно связана с родом графов Шереметевых. В Серебряных Прудах стоит отчий дом (ныне — Дом-музей) Василия Ивановича Чуйкова — дважды Героя Советского Союза, легендарного маршала, возглавлявшего оборону Сталинграда. В нашем районе появились на свет и другие Герои Советского Союза: военные летчики Тимофей Обухов и Петр Романов, летчики-испытатели Владимир Серегин и Николай Коровушкин, генерал-лейтенант авиации Петр Хохлов, генерал-полковник артиллерии Георгий Полуэктов. Погибшие в Афганистане и других «горячих точках» Сергей Фирсов, Александр Панков, Владимир Щербаков, Виктор Храмшин, Сергей Мясин тоже не забыты земляками: на городской площади им установлен мемориальный камень, на школах, где они учились, — мемориальные доски. Уроженец села Беззубово, «былинный богатырь советского кино», народный артист РСФСР Сергей Столяров после исполнения роли Ивана Мартынова в фильме «Цирк» стал всесоюзным любимцем, эталоном мужской красоты и благородства. Замечательный художник Алексей Данилович Кившенко, автор хрестоматийной картины «Военный совет в Филях», герой Отечественной войны 1812 года генерал от инфантерии Дмитрий Сергеевич Дохтуров, рекордсменка мира по вертолетному спорту Нина Еремина — все эти (и многие другие) люди разных эпох также прославили наш край.

Ныне представляется глубоко символичным, что в Серебряных Прудах рядом со зданием администрации находится православный храм. Этот храм во имя иконы Божией Матери «Знамение» строился более ста лет назад на пожертвованной графом Сергеем Дмитриевичем Шереметевым земле. Николай Султанов, академик архитектуры, разработал проект. Но закончить храм ему помешала смерть (1908). Потом грянула революция. Храм простоял без колокола почти век. Долгие годы там располагался Дом культуры, дальше здание попросту бросили на произвол судьбы и оно медленно разрушалось. Теперь храм восстановлен, что, безусловно, можно считать знамением времени. Когда я работаю в своем кабинете и слышу совсем рядом колокольный звон, — честное слово, ощущаю душевный трепет. Если хотите, такое соседство накладывает дополнительную ответственность при принятии решений. Кстати, отмечу, что вместе с Серебряно-Прудским благочинием мы прилагаем большие усилия для восстановления когда-то разоренных и открытия новых церквей в районе. Ибо без веры нет духовности, а без духовности русский человек немыслим…Серебряные Пруды из года в год становятся все краше. Поселок строится, меняется. Это правильно, ибо достойно содержать свой дом обязан каждый. Повторю: нельзя не любить землю, на которой живешь. На такой ноте мне и хочется «напутствовать» публикуемые ниже статьи и очерки.

Александр Константинович Таскин,глава Серебряно-Прудского муниципального района

mosjour.ru

История государства Российского. Литературный журнал Москва.

«История государства Российского» и «О древней и новой России» Н.М. Карамзина. К переизданию в журнале «Москва»

Потрясающе, как в нашем нынешнем олигархократическом и далеком от русской культуры государстве могут забыть такие юбилеи! Никаких торжеств, памятных мероприятий, лишь редкие и скромные упоминания...

250 лет со дня рождения великого русского писателя и историографа Николая Михайловича Карамзина.

В своих главных произведениях — «Письмах русского путешественника», «Истории государства Российского», трактате «О древней и новой России в ее политическом и гражданском отношении» Карамзин выплавил и изготовил крепкий инструментарий для пользования родной речью. До него русский литературный язык представлял собою веселое любительское учреждение. Карамзин превратил его в могучую профессиональную организацию.

Писатель ввел в употребление огромное количество новых слов, и сейчас даже трудно представить, что лишь благодаря ему в нашем языке появились «промышленность», «влияние», «впечатление», «трогательный», «занимательный», «сосредоточить», «эпоха», «сцена», «гармония», «эстетика», «будущность» и многие другие слова и понятия. Даже букву «ё» изобрел Николай Михайлович, впервые использовав ее в слове «слёзы», которое раньше писалось как «слиозы». Журнал Екатерины Великой назывался «И то, и сио». Вторым с буквой «ё» появилось слово «влюблённость», также изобретенное Карамзиным.

До него история Отечества нашего являла собой свод разрозненных сведений. Карамзин превратил ее в огромное величественное здание, устремленное ввысь наподобие колокольни Ивана Великого.

В молодости либерал, масон, республиканец, вольтерьянец, на заре XIX века он пришел к убеждению, что республики хороши для небольших государств, но в России должны быть монархия, консерватизм, порядок, режим. Консерватизм он понимал не как стремление удержать отжившее, а как соблюдение своевременности. В первые годы правления Александра I, когда сам царь склонялся чуть ли не к отмене монархии, его личный историограф выступил на стражу существующего монархического уклада, за что в XIX веке его высмеивали либералы-республиканцы, а в веке ХХ его сочинения и вовсе подверглись опале, а сам он рассматривался лишь в качестве создателя русского сентиментализма, но ни в коем случае не как историк. Знания советских людей о его «Истории государства Российского» ограничивались лишь эпиграммой Пушкина:

В его «Истории» изящность, простота

Доказывают нам без всякого пристрастья

Необходимость самовластья

И прелести кнута.

Кстати, о самовластье и самодержавии. Эти понятия возникли после падения ордынского ига и означали независимость — сами владеем, сами держим власть. И Карамзин понимал, что в России слово «самодержавие» — синоним слова «независимость». Падало самодержавие, и независимость мгновенно ставилась под угрозу. Вот почему и после революции 1917 года сила нашей державы сохранялась лишь при суровом самодержце, коим по сути являлся Сталин.

В 1986 году состоялся прорыв блокады вокруг карамзинской «Истории государства Российского». Вспомним, кто это сделал, и воздадим заслуженные почести. Журнал «Москва», напечатавший в сокращении труд Карамзина впервые за многие десятилетия запрета. Журнал, реабилитировавший Михаила Булгакова, спустя два десятилетия освободил от опалы Николая Карамзина. Честь и хвала сотрудникам «Москвы»! Публикатором выступил выдающийся литературовед и историк Анатолий Филиппович Смирнов. Царствие ему небесное!

В те времена я работал в журнале «Литературная учеба». В 1987 году в нем был назначен новый главный редактор — Владимир Андреевич Малютин. Человек дерзновенный и амбиционный, он внес в атмосферу журнала вихрь свежих идей, посыпался целый листопад неожиданных публикации, за которые охотно и с воодушевлением взялись сотрудники. Решив не отставать от журнала «Москва», Малютин захотел и в своей вотчине завести что-либо равнозначное. Я, учась в заочной аспирантуре Литературного института, как раз осваивал карамзинские темы и мгновенно предложил опубликовать так называемую «Записку о древней и новой России». Владимир Андреевич с восторгом эту идею поддержал. Началась долгая и кропотливая работа.

Как известно, эту записку Карамзин подал государю императору в 1811 году, предчувствуя надвигающуюся на Россию грозу. Александр Павлович не случайно послужил прообразом гоголевского Манилова. В годы, предшествовавшие Отечественной войне, он находился под обаянием Бонапарта и любезных ему поляков, мечтал стать республиканцем на троне, отменить многие строгие государственные образования, веками складывавшиеся на Руси, упразднить крепостное право, дать свободу Польше, а за нею и другим окраинам. Видя вокруг себя множество охотно и подобострастно поддакивающих, государь согласился с советами своей сестры Екатерины Павловны, уговорившей его выслушать особое мнение придворного историографа, коим Карамзин был назначен в 1803 году, как раз благодаря своим тогдашним умеренно-демократическим воззрениям. Теперь Николай Михайлович подал обширный трактат, в коем выступил как консерватор. Он резко раскритиковал как внешнеполитические, так и внутриполитические вольности государя, все реформы, включая отмену крепостничества, советовал проводить не с наскока, а постепенно, готовя почву, прежде чем сеять семена. А уж монархию он воистину воспел как единственную и незыблемую форму правления на наших необъятных просторах. Таков был вкратце смысл поданного им царю сочинения.

О ту пору все, что какой-либо советник подавал на рассмотрение главы государства, называлось записками. Мне кажется, теперь использовать слово «записка» в отношении трактата Карамзина не вполне оправдано. Во-первых, потому, что ныне это воспринимается как нечто содержащее краткую и самую необходимую информацию. Типа «Завтра в 7 на том же месте» или «Пошел ты туда-то!» И говорить о многостраничном сочинении «записка» — как-то несолидно. А во-вторых, нигде у самого Карамзина слово «записка» не встречается. Сей трактат назван им «О древней и новой России в ея политическом и гражданском отношении», равно как и последующий «О Польше», также по традиции обозначаемый как «записка».

Главная трудность состояла в том, что подлинник карамзинского трактата утерян. Возможно, случится чудо и когда-нибудь он, начертанный рукой самого автора, будет обнаружен. Пока же мы имеем лишь несколько десятков списков, созданных в разное время, и тогда, в 1987 году, предо мной встала задача определить, какие из этих списков максимально приближены к оригиналу. Дело, по своей сути похожее на криминалистическое следствие. И я стал просиживать долгие дни и вечера в архивах и библиотеках, в фондах которых находились списки. Я сверял их с текстами предыдущих публикаций, предпринятых во второй половине XIX столетия Пыпиным и Корфом, и очень скоро понял, что и публикаторы не располагали списком, наиболее приближенным к оригиналу. Я переписывал кусками, научился сходу определять, к какому примерно времени относится тот или иной список. Рука моя даже настолько сроднилась со старой русской орфографией, что много лет спустя я не мог писать орфографией ХХ столетия. Ять, ер, «i» с точкой и фита вошли в мой мир навсегда, и даже сейчас, когда я пишу что-то лично для себя, то использую орфографию XIX века.

С работой над списками связано множество интересных, порой курьезных историй. Расскажу о некоторых.

Во всех без исключения списках есть один и тот же пробел. По всей вероятности, первый переписчик на какое-то время отвлекся, поругался ли с женой, напился ли с друзьями, сочинил ли попутно какую-то повесть, а потом, вернувшись к переписыванию, не заметил, что пропустил целый кусок. Приехав в Ленинград, как тогда еще назывался Петербург, я встретился в Пушкинском доме с одним солидным ученым, чтобы поговорить о своей работе. Не стану называть имени. К тому же, и сам уважаемый исследователь в начале XXI века упокоился в ином мире. Я знал, что он уже давно занимается карамзинской «Древней и новой Россией», и спросил:

— Как вы думаете, а что за отрывок пропущен в имеющихся текстах?

— Вы что, хотите, чтобы я вам сходу ответил, какие там есть изъяны? — возмутился ученый, хотя изъян в тексте имелся один-единственный.

Его вообще возмущало, что я, простой литератор, не имеющий никакой научной степени, хочу в ближайшем будущем опубликовать до недавнего времени запрещенный трактат.

— Я много лет занимаюсь «Запиской» и то не решаюсь, а вы хотите так, с наскоку! — сердился он.

В те времена много было подобных ученых, которые чем-то занимались годами, получая за это надбавку к зарплате, а никакого продукта не выпускали.

Работа в ленинградских архивах связана и с воспоминанием о знаменитом пожаре БАНа — Библиотеки академии наук. Придя в очередной раз утром в архив и получив рукописи, я приступил к работе. Пахло дымом, причем, запах гари не уменьшался, а лишь усиливался, и вдруг передо мной на рукопись лег полностью обуглившийся лист бумаги, влетевший в форточку. Выйдя, чтобы размяться, я увидел снующих и встревоженных людей, среди них оказался мой знакомый Константин Юрьевич Лаппо-Данилевский, он-то и сообщил мне о том, что в БАНе бушует пожар. Утирая с лица сажу, он призвал меня подключиться к спасению рукописей и книг из помещений, соседствующих с теми, в которых горело, и я было вознамерился откликнуться на его призыв и ринуться на подвиги, стал собирать рукописи, дабы сдать их до завтра. И тут сказал себе: «Стоп! А ведь завтра все архивы могут оказаться под замком на неопределенное время». Я снова сел работать и за оставшийся день закончил обработку всех рукописей. Так расчетливость исследователя преградила мне путь к подвигу!

Не могу не упомянуть забавную деталь. Среди множества списков несколько экземпляров оказались из архива Демьяна Бедного. С первого взгляда можно было определить, что это наспех сляпанные подделки под старину — частое отсутствие яти, «i», фиты и ера в тех местах, где они должны быть, «ого» вместо «аго» в прилагательных родительного падежа и так далее. Мало того — частые пропуски целых предложений и даже абзацев. Дело в том, что пролетарский поэт Ефим Придворов, известный под, вопреки своему псевдониму «Демьян Бедный», был одним из самых богатых представителей литературной советской элиты. Зная, что богачи любят коллекционировать, то бишь, вкладывать деньги в недевальвируемые ценности, он, по их примеру, собирал старинные книги и рукописи, в его библиотеке насчитывалось свыше 30 тысяч томов. Как видно, зная, что он многое скупает без разбора, ловкачи быстренько состряпывали для него списки, не очень заботясь о приметах подлинности.

Из города на Неве мой путь лежал в Тарту, где проживал видный советский литературовед Юрий Михайлович Лотман. К нему обратились с просьбой написать предисловие к моей публикации Карамзина. Первым делом я столкнулся с истинным эстонским гостеприимством, когда на мой вопрос, как пройти на такую-то улицу, мне ответили:

— Надо пройти через вон ту стройку, и вы как раз выйдете на эту улицу.

Я долго бродил по огромной стройке, а когда выбрался из нее, оказалось, что мне указали в полярно противоположном направлении. Лотман, когда я, наконец, добрался до его гостеприимной семьи, добродушно посмеялся. А когда я рассказал ему о «специалисте» в Пушкинском доме, посмеялся уже сердито и назвал «специалиста» известным халтурщиком и бездельником, к которому и не стоило обращаться. У меня накопилось несколько вопросов, на которые я не знал ответа. С ними я и обратился к Лотману. Вот тут я узнал, что такое настоящий ученый. Юрий Михайлович честно сказал:

— Я не знаю ответа на эти вопросы. Но знаю, где можно попробовать поискать эти ответы.

Он стал рыться в своей библиотеке, перелистывать разные тома и, словно по волшебству, в течение полутора часов у меня уже не было вопросов. Приведу один лишь пример. Во всех списках в цитате из Монтескье фигурировало слово «saurois», которое я не мог перевести, ибо в словарях оно отсутствовало. Лотман быстро определил, что Карамзин пользовался экземпляром книги Монтескье, напечатанным еще до революционной реформы французского языка, нашел у себя такой экземпляр и мгновенно определил, что так раньше писалось слово «saurais».

В течение полугода работа была проделана. Мне удалось установить, что наиболее близким к оригиналу является список из архива П.А. Вяземского, который и был положен в основу публикации. Лотман написал предисловие, я — комментарии, и в четвертом номере журнала «Литературная учеба» за 1988 год появилась первая бесцензурная публикация трактата «О древней и новой России в ее политическом и гражданском отношении».

«Несть льсти в языце моем» — этим эпиграфом Карамзин оснастил с свой трактат. «Нет неправды в языке моем». Следуя завету Державина, он с открытой улыбкой, честно говорил царям истину. Раскритиковав многие деяния и намерения императора Александра, он мог ждать чего угодно — либо наград, либо опалы. Надеялся, что не расправы, ибо царь отличался мягкостью. Но ни наград, ни опалы, ни расправы не последовало. Вместо них — стена молчания. Смелость суждений историографа разозлила Александра, но царь сделал вид, что никакой записки не получал. Возможно, тогда же и уничтожили оригинал. Хорошо, что Николай Михайлович заказал списки, один из которых на всякий случай препоручил Петру Андреевичу Вяземскому.

О диалоге с государем Карамзин высказался следующим образом: «Я всегда был чистосердечен. Он всегда терпелив, кроток, любезен неизъяснимо; не требовал моих советов, однако ж, слушал их, хотя им, большею частию, и не следовал...» Лишь после вторжения Наполеона в 1812 году император Александр Павлович, впервые в жизни прочитавший Евангелие, да и то на французском языке, вспомнил и о пророчествах своего историографа. Отношение к Карамзину резко изменилось в лучшую сторону. После разгрома Великой армии Николай Михайлович укрепил свои позиции в качестве главного государственного историка, а многие его оппоненты, против которых он высказывался в трактате «О древней и новой России», во главе со Сперанским, получили отставку.

Люди, во второй половине 80-х годов публиковавшие в журнале «Москва» «Историю государства Российского» и в «Литературной учебе» трактат «О древней и новой России», уже видели многие плачевные итоги реформ тогдашнего главы государства, в большинстве своем необдуманных и глупых. И эти публикации адресовались не только рядовым читателям, но и с робкой надеждой — руководству страны. Не очень верилось, но хотелось надеяться: вдруг да кто-то в руководстве прочтет, задумается, вынесет урок. Но, увы... Император Александр прочел и отмел. Творцы так называемой «перестройки» и вовсе ничего не читали. Как, впрочем, и все последующие наши руководители. В отличие от Сталина, который все читал.

Среди множества критических суждений, высказанных историографом, до сих пор гласом вопиющего в пустыне гремит: «Везде грабят! А кто наказан?» Размах грабежа в разное время был разным. Меньше всего, наверное, грабили в 30-50 годы, когда многие из расстрелянных и репрессированных пострадали отнюдь не безвинно. После смерти сурового Вождя народов, снова потихоньку стали возвращаться к исконной русской традиции воровать везде, где только можно, «что охраняю, то и ворую». Грандиозных масштабов воровство на высших уровнях достигло как раз после «перестройки», сейчас воруют в астрономических размерах и взятку в три миллиона рублей называют ничтожно малой. Однажды я понял, чем еще немец сильно отличается от русского. Когда говорят: «Такой-то чиновник хапнул столько-то», немец делает возмущенное лицо, а русский — усмехается.

Перечитывая классику, никто не делает никаких выводов. И во все века писатели борются с крыловским Васькой. Рассматривать литературу в качестве орудия борьбы против несовершенства мира — наивно.

И все же, слава писателям, стремящимся говорить истину!

Александр Сегень

moskvam.ru

Московский Журнал. История государства Российского №8 2016

Московский Журнал. История государства Российского №8 2016Добавить
  • Читаю
  • Хочу прочитать
  • Прочитал

Оцените книгу

Скачать книгу

1 скачивание

Читать онлайн

О книге "Московский Журнал. История государства Российского №8 2016"

«Московский Журнал. История государства Российского» – ежемесячный литературно-художественный историко-краеведческий журнал. Издается с 1991 года. На страницах издания печатаются статьи о Москве, литературе, истории, краеведении и архитектуре, а также воспоминания, биографические очерки о людях, внёсших заметный вклад в развитие не только Москвы, но и России. Творческий девиз журнала: «В прошлом России – ключ к её будущему». В этом номере: У истока двух творческих судеб. О русской оперной певице и педагоге Маргарите Тихоновне Фитингоф (1899–?) Первый русский историк Н.М. Карамзин (1766–1826). Очерк жизни и творчества (окончание) Ловушка для простака. История, рассказанная дореволюционной газетой «Патриотическое» кощунство. Об одной «культурной акции» московских транспортников и многое другое!

Произведение относится к жанру История. Исторические науки. Оно было опубликовано в 2016 году издательством Редакция газеты Вечерняя Москва. Книга входит в серию "Московский журнал 2016". На нашем сайте можно скачать книгу "Московский Журнал. История государства Российского №8 2016" в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt или читать онлайн. Здесь так же можно перед прочтением обратиться к отзывам читателей, уже знакомых с книгой, и узнать их мнение. В интернет-магазине нашего партнера вы можете купить и прочитать книгу в бумажном варианте.

Отзывы читателей

Подборки книг

Похожие книги

Другие книги авторов

Информация обновлена: 01.12.2017

avidreaders.ru

Журналу «Московский журнал. История государства российского»

Журналу «Московский журнал. История государства российского» - 20 лет

Фото.jpg

С первых страниц 1991 года «Московский журнал» успешно следует просветительским традициям Николая Карамзина, основавшего более двухсот лет назад журнал с точно таким же названием.

Приверженность именно карамзинским традициям подчеркивается и подзаголовком издания - «История государства Российского», и порт­ретом великого писателя, историка на титульном листе.

Традиции Карамзина - это не стремление придерживаться его общественно-политических воззрений и приемов информирования читателей. В наши дни карамзинская традиция - это образ действий, убеждение в первенствующей роли просвещения и науки в развитии общественного сознания и нравственности, в особой значимости приобщения к корневым основам отечественной истории и культуры, воспринимаемыми как существенная часть сферы мировой культуры.

Данное издание — прямой потомок и продолжатель дела великого историка. На страницах «Московского журнала» как и прежде, публикуются материалы о Москве: литература, история, краеведение и архитектура. За годы своего существования коллектив остался верен изначально заявленной концепции — обнародовать все то, что поможет культурному возрождению сограждан и Отечества. Здесь публикуются историко-краеведческие статьи, мемуары, воспоминания, очерки о жизни и деятельности замечательных людей, внесших неоценимый вклад в становление Москвы и России.

Изначально журнал имел общероссийский масштаб. В нем много публикаций об исторической судьбе России, путях развития государства и общества. Исходя из этого, в 1995 году, название издания существенно изменилось — появился подзаголовок «История государства Российского».

С «Московским журналом» сегодня активно сотрудничают видные историки и искусствоведы, филологи и архивисты, философы и краеведы, педагоги, юристы, врачи крупнейших научных учреждений науки и культуры.

 

Читать онлайн «Московский журнал. История государства российского» за 2011 год:

 

Московский журнал. История государства российского. - 2011. - № 1. - Режим доступа:

http://www.mosjour.ru/index.php?id=589

Московский журнал. История государства российского. - 2011. - № 2. - Режим доступа:

http://www.mosjour.ru/index.php?id=602

Московский журнал. История государства российского. - 2011. - № 3. - Режим доступа:

http://www.mosjour.ru/index.php?id=612

Московский журнал. История государства российского. - 2011. - № 4. - Режим доступа:

http://www.mosjour.ru/index.php?id=623

Московский журнал. История государства российского. - 2011. - № 5. - Режим доступа:

http://www.mosjour.ru/index.php?id=635

Московский журнал. История государства российского. - 2011. - № 6. - Режим доступа:

http://www.mosjour.ru/index.php?id=655 

Московский журнал. История государства российского. - 2011. - № 7. - Режим доступа:

http://www.mosjour.ru/index.php?id=668

Московский журнал. История государства российского. - 2011. - № 8. - Режим доступа:

http://www.mosjour.ru/index.php?id=768

 

Все ссылки взяты из архива электронных версий номеров официального сайта журнала «Московский журнал. История государства российского»: http://www.mosjour.ru

Непосредственно полистать издание можно в отделе периодических изданий Национальной библиотеки РК.

 

За доп. информацией обращайтесь по тел.: (8212)24-57-03.

 

Выставку подготовила

зав. сектором эл. ресурсов

отдела периодических изданий

Иванкина Наталья Валентиновна

 

 

old.nbrkomi.ru

История государства Российского — WiKi

«История государства Российского» — многотомное сочинение Н. М. Карамзина, описывающее российскую историю начиная с древнейших времён до правления Ивана Грозного и Смутного времени. Традиция подобного рода сочинений восходит к древнерусским летописям, и в этом отношении труд Н. М. Карамзина не может претендовать на первенство. Однако благодаря своим высоким литературным достоинствам в сочетании с научным педантизмом эта книга оказалась чрезвычайно востребованной широкой образованной публикой и, как следствие, способствовало становлению национального самосознания.

Эта статья — о книге Н. М. Карамзина. Об истории России см. История России.

Карамзин писал свою «Историю...» до конца жизни, но не успел её закончить[1]. Текст рукописи XII тома обрывается на главе «Междоцарствие 1611—1612». В то же время, автор воплотил свой замысел почти полностью, поскольку намеревался довести изложение до начала правления дома Романовых в 1613 году.

Работа над «Историей»

Один из самых популярных писателей своего времени, прозванный «русским Стерном», Карамзин в 1804 году удалился от общества в усадьбу Остафьево, где всецело посвятил себя написанию произведения, которое должно было открыть национальную историю для русского общества, которое прошлое Древнего Рима и Франции представляло гораздо лучше, чем собственное. Его начинание поддержал сам император Александр I, указом от 31 октября 1803 года даровавший ему официальное звание российского историографа.

Первое издание «Истории Государства Российского» (8 томов) Николая Михайловича Карамзина (1766—1826), которое финансировал сам Александр I, печаталось одновременно в нескольких типографиях в течение 1816—1817 годах. В продажу все 8 томов поступили одновременно, 1 февраля 1818 года. Огромный для того времени трёхтысячный тираж разошёлся быстрее, чем за месяц, и потребовалось второе издание, которое было осуществлено в 1818—1819 годах И. В. Слёниным. В 1821 году был издан новый, девятый том, а в 1824 году следующие два. За время работы в тиши архивов в мировоззрении Карамзина произошёл капитальный сдвиг в сторону консерватизма:

Сохраняя культ добродетели и чувства, он проникся патриотизмом и культом государства. Он пришёл к выводу, что дабы быть успешно действующим, государство должно быть сильным, монархическим и самодержавным. Новые его взгляды выразились в записке «О древней и новой России», поданной в 1811 г. сестре Александра.

— Д. Мирский

Автор не успел закончить двенадцатый том своего труда, который увидел свет спустя почти три года после его смерти. По черновикам Карамзина двенадцатый том подготовили К. С. Сербинович и Д. Н. Блудов. В начале 1829 года Блудов издал этот последний том. Позднее в этом же году вышло второе издание всего двенадцатитомника.

Содержание

Исторические факты автор собирал из древних летописей, многие из которых были им введены в научный оборот впервые. К примеру, именно Карамзиным была найдена и названа Ипатьевская летопись. Многочисленные детали и подробности, чтобы не загромождать ими связный текст рассказа, Карамзин вынес в особый том примечаний. Именно эти примечания имели наибольшее научное значение.

В предисловии к своей книге Карамзин описывает важность истории вообще, её роль в жизни людей. Он говорит, что история России не менее захватывающая, важная и интересная, чем мировая. Далее приводит список источников, которые помогли ему воссоздать картину исторических событий.

В плане структуры и слога одним из чтимых образцов автор называет «Историю упадка и крушения Римской империи» Гиббона. Подобно тому, как Гиббон на примере всех описываемых событий иллюстрирует тезис о том, что упадок нравов неминуемо ведёт к краху государственности, Карамзин через весь труд проводит сокровенную мысль о благодетельности для России сильной самодержавной власти.

В первом томе Карамзин подробно описывает народы, обитавшие на территории современной России, в том числе истоки славян, их конфликт с варягами, отношение греков к племенам, населяющим территорию будущей Руси. Затем рассказывает о происхождении первых князей Руси, их правлении в русле норманской теории. В последующих томах автор подробно описывает все важные события российской истории вплоть до 1612 года.

В своем труде он выступал больше как писатель, чем историк — описывая исторические факты, он заботился о создании нового благородного языка для ведения исторического повествования. Например, описывая первые века Руси, Карамзин говорил:

Великие народы, подобно великим мужам, имеют своё младенчество и не должны его стыдиться: отечество наше, слабое, разделенное на малые области до 862 года, по летосчислению Нестора, обязано величием своим счастливому введению Монархической власти.

В традиции классицизма автор нередко завершает повествование о том или ином историческом эпизоде моралистической сентенцией или эмоциональным отступлением. Карамзин одним из первых русских писателей начал использовать букву «ё», однако в знаменитой «Истории» он обошёлся стандартным написанием через «е». Слог «Истории» Д. С. Мирский описывает как «компромисс с литературными консерваторами, которые за то, что он написал „Историю“, простили Карамзину все прежние грехи»[2]:

Монотонно закругленные ритмические каденции создают ощущение непрерывности, но не сложности истории. Современники любили этот стиль. Кое-кому из немногих критиков не нравились его высокопарность и сентиментальность, но в целом вся эпоха была им очарована и признала его величайшим достижением русской прозы.

— Д. Мирский

Значение

Публикация первых томов «Истории» произвела ошеломляющее действие на современников. Пушкинское поколение читало его сочинение взахлёб, открывая для себя неведомые страницы прошлого. Запомнившиеся им сюжеты писатели и поэты развивали в художественные произведения. Например, Пушкин почерпнул в «Истории» материал для своей трагедии «Борис Годунов», которую и посвятил памяти историографа. Позднее Герцен оценил значение труда жизни Карамзина следующим образом[3]:

Великое творение Карамзина, памятник, воздвигнутый им для потомства,— это двенадцать томов русской истории. Его история, над которой он добросовестно работал полжизни… весьма содействовала обращению умов к изучению отечества.

Возражения вызывали этатистская картина мира и вера автора в действенность самодержавия. Либерально настроенные современники сетовали, что в своём великом произведении Карамзин следил за развитием верховной власти, постепенно принявшей формы современного ему самодержавия, и пренебрёг историей самого русского народа. Известна пушкинская эпиграмма на Карамзина:

« 

В его «Истории» изящность, простотаДоказывают нам без всякого пристрастьяНеобходимость самовластьяИ прелести кнута.

» 

В пылу полемики журналист Н. А. Полевой даже взялся за написание «Истории русского народа», впрочем, успеха не имевшей. Именно нарисованная Карамзиным картина русской истории надолго стала канонической.

В советское время «История государства Российского» была сочтена реакционной и практически не издавалась. Первые перестроечные издания, в сокращениях и на журнальных страницах, вызвали неподдельный интерес советских читателей.

Телеверсия

Примечания

Литература

Ссылки

ru-wiki.org

История государства Российского — Википедия РУ

«История государства Российского» — многотомное сочинение Н. М. Карамзина, описывающее российскую историю начиная с древнейших времён до правления Ивана Грозного и Смутного времени. Традиция подобного рода сочинений восходит к древнерусским летописям, и в этом отношении труд Н. М. Карамзина не может претендовать на первенство. Однако благодаря своим высоким литературным достоинствам в сочетании с научным педантизмом эта книга оказалась чрезвычайно востребованной широкой образованной публикой и, как следствие, способствовало становлению национального самосознания.

Эта статья — о книге Н. М. Карамзина. Об истории России см. История России.

Карамзин писал свою «Историю...» до конца жизни, но не успел её закончить[1]. Текст рукописи XII тома обрывается на главе «Междоцарствие 1611—1612». В то же время, автор воплотил свой замысел почти полностью, поскольку намеревался довести изложение до начала правления дома Романовых в 1613 году.

Работа над «Историей»

Один из самых популярных писателей своего времени, прозванный «русским Стерном», Карамзин в 1804 году удалился от общества в усадьбу Остафьево, где всецело посвятил себя написанию произведения, которое должно было открыть национальную историю для русского общества, которое прошлое Древнего Рима и Франции представляло гораздо лучше, чем собственное. Его начинание поддержал сам император Александр I, указом от 31 октября 1803 года даровавший ему официальное звание российского историографа.

Первое издание «Истории Государства Российского» (8 томов) Николая Михайловича Карамзина (1766—1826), которое финансировал сам Александр I, печаталось одновременно в нескольких типографиях в течение 1816—1817 годах. В продажу все 8 томов поступили одновременно, 1 февраля 1818 года. Огромный для того времени трёхтысячный тираж разошёлся быстрее, чем за месяц, и потребовалось второе издание, которое было осуществлено в 1818—1819 годах И. В. Слёниным. В 1821 году был издан новый, девятый том, а в 1824 году следующие два. За время работы в тиши архивов в мировоззрении Карамзина произошёл капитальный сдвиг в сторону консерватизма:

Сохраняя культ добродетели и чувства, он проникся патриотизмом и культом государства. Он пришёл к выводу, что дабы быть успешно действующим, государство должно быть сильным, монархическим и самодержавным. Новые его взгляды выразились в записке «О древней и новой России», поданной в 1811 г. сестре Александра.

— Д. Мирский

Автор не успел закончить двенадцатый том своего труда, который увидел свет спустя почти три года после его смерти. По черновикам Карамзина двенадцатый том подготовили К. С. Сербинович и Д. Н. Блудов. В начале 1829 года Блудов издал этот последний том. Позднее в этом же году вышло второе издание всего двенадцатитомника.

Содержание

Исторические факты автор собирал из древних летописей, многие из которых были им введены в научный оборот впервые. К примеру, именно Карамзиным была найдена и названа Ипатьевская летопись. Многочисленные детали и подробности, чтобы не загромождать ими связный текст рассказа, Карамзин вынес в особый том примечаний. Именно эти примечания имели наибольшее научное значение.

В предисловии к своей книге Карамзин описывает важность истории вообще, её роль в жизни людей. Он говорит, что история России не менее захватывающая, важная и интересная, чем мировая. Далее приводит список источников, которые помогли ему воссоздать картину исторических событий.

В плане структуры и слога одним из чтимых образцов автор называет «Историю упадка и крушения Римской империи» Гиббона. Подобно тому, как Гиббон на примере всех описываемых событий иллюстрирует тезис о том, что упадок нравов неминуемо ведёт к краху государственности, Карамзин через весь труд проводит сокровенную мысль о благодетельности для России сильной самодержавной власти.

В первом томе Карамзин подробно описывает народы, обитавшие на территории современной России, в том числе истоки славян, их конфликт с варягами, отношение греков к племенам, населяющим территорию будущей Руси. Затем рассказывает о происхождении первых князей Руси, их правлении в русле норманской теории. В последующих томах автор подробно описывает все важные события российской истории вплоть до 1612 года.

В своем труде он выступал больше как писатель, чем историк — описывая исторические факты, он заботился о создании нового благородного языка для ведения исторического повествования. Например, описывая первые века Руси, Карамзин говорил:

Великие народы, подобно великим мужам, имеют своё младенчество и не должны его стыдиться: отечество наше, слабое, разделенное на малые области до 862 года, по летосчислению Нестора, обязано величием своим счастливому введению Монархической власти.

В традиции классицизма автор нередко завершает повествование о том или ином историческом эпизоде моралистической сентенцией или эмоциональным отступлением. Карамзин одним из первых русских писателей начал использовать букву «ё», однако в знаменитой «Истории» он обошёлся стандартным написанием через «е». Слог «Истории» Д. С. Мирский описывает как «компромисс с литературными консерваторами, которые за то, что он написал „Историю“, простили Карамзину все прежние грехи»[2]:

Монотонно закругленные ритмические каденции создают ощущение непрерывности, но не сложности истории. Современники любили этот стиль. Кое-кому из немногих критиков не нравились его высокопарность и сентиментальность, но в целом вся эпоха была им очарована и признала его величайшим достижением русской прозы.

— Д. Мирский

Значение

Публикация первых томов «Истории» произвела ошеломляющее действие на современников. Пушкинское поколение читало его сочинение взахлёб, открывая для себя неведомые страницы прошлого. Запомнившиеся им сюжеты писатели и поэты развивали в художественные произведения. Например, Пушкин почерпнул в «Истории» материал для своей трагедии «Борис Годунов», которую и посвятил памяти историографа. Позднее Герцен оценил значение труда жизни Карамзина следующим образом[3]:

Великое творение Карамзина, памятник, воздвигнутый им для потомства,— это двенадцать томов русской истории. Его история, над которой он добросовестно работал полжизни… весьма содействовала обращению умов к изучению отечества.

Возражения вызывали этатистская картина мира и вера автора в действенность самодержавия. Либерально настроенные современники сетовали, что в своём великом произведении Карамзин следил за развитием верховной власти, постепенно принявшей формы современного ему самодержавия, и пренебрёг историей самого русского народа. Известна пушкинская эпиграмма на Карамзина:

« 

В его «Истории» изящность, простотаДоказывают нам без всякого пристрастьяНеобходимость самовластьяИ прелести кнута.

» 

В пылу полемики журналист Н. А. Полевой даже взялся за написание «Истории русского народа», впрочем, успеха не имевшей. Именно нарисованная Карамзиным картина русской истории надолго стала канонической.

В советское время «История государства Российского» была сочтена реакционной и практически не издавалась. Первые перестроечные издания, в сокращениях и на журнальных страницах, вызвали неподдельный интерес советских читателей.

Телеверсия

Примечания

Литература

Ссылки

http-wikipediya.ru


Смотрите также

KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта