Средняя общеобразовательная школа № 20 город Шадринск. Как учителю пользоваться электронным журналом
Использование электронного дневника как одна из составляющих информационной компетентности педагога - Администрация - Каталог статей
Иными словами, учитель не сможет создать условия для формирования ключевых компетенций учеников, если сам не будет компетентен в этих вопросах. Таким образом, ключевые компетенции, которые должны быть сформированы у учащихся, прежде всего должны быть у учителя, он должен обладать профессиональной компетентностью.
Новые реалии увеличивают сложность профессионально – педагогической деятельности. Изменения в сфере образования сопровождаются расширением профессиональных функций учителя.
Одной из ключевых компетентностей современного учителя является информационная компетентность. Формирование информационной компетентности является важной составляющей его профессионализма.
ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ предполагают умения:
- владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, определителями, энциклопедиями, каталогами, словарями, CD-Rom, Интернет;
- самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;
- ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое; уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам СМИ;
- владеть навыками использования информационных устройств: компьютера, телевизора, магнитофона, телефона, мобильного телефона, пейджера, факса.
- применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии: аудио и видеозапись, электронную почту, Интернет.
Одной из составляющих информационных компетентностей педагога на сегодняшний день является ведение электронного журнала и дневника обучающегося. Электронные журналы и дневники медленно, но верно входят в повседневную жизнь школ. Образование не должно отставать от других сфер жизни, ведь школы воспитывают людей, которым предстоит жить в обществе будущего. А представить завтрашний день без компьютеров, интернета и других технических средств нового века уже невозможно.
Внедрение электронных дневников в школах и других образовательных учреждениях планируется сделать обязательным. По этому поводу очень недвусмысленно высказался Президент РФ на выездном заседании Совета по развитию информационного общества в России 8 июля 2010 года, проходившем в Твери на котором рассматривался вопрос о реализации Стратегии развития информационного общества в РФ.
Каким должен быть электронный журнал?
Электронный журнал должен быть похож на школьный бумажный журнал и иметь простой способ заполнения.
Данные ученика об оценках (а также другие сведения, вносимые в электронный журнал, такие как замечания, пропуски и т.д.) должны быть доступны только тем, кто имеет право их видеть: учителя, администрация школы, родители (в электронном дневнике ученика).
Ученики и их родители должны иметь возможность контролировать среднюю оценку по предметам, тем самым работать над повышением успеваемости.
Должен осуществляться контроль количества и полноты выставляемых оценок, обеспечивающий корректную аттестацию учащихся.
Классный руководитель и администрация школы должны иметь инструменты контроля и диагностики успеваемости класса.
Электронный журнал должен обеспечивать возможность видеть полную картину успеваемости, осуществлять контроль за пропусками уроков, а также давать возможность квалифицировать эти пропуски по причинам – уважительные, неуважительные, по болезни.
Пользователи электронного журнала должны иметь возможность на странице с оценками класса визуально различать оценки за контрольные, самостоятельные и другие виды работ.
Основные преимущества этой системы можно сформулировать следующим образом:
• Дневник теперь невозможно забыть дома или потерять!
• Родители имеют постоянный и легкий доступ к дневнику своего ребёнка. Нужен только интернет!
• Ученик имеет полноправный доступ к системе и чувствует свою ответственность за результаты учебы, кроме того, даже если он заболел или по какой-то иной причине не смог записать домашнее задание, достаточно выйти в интернет, чтобы его получить.
• Электронный дневник позволяет учителю вести табель посещаемости и успеваемости в одном месте
• Система электронных дневников намного упрощает аккумуляцию всей информации по школе и ее анализ
• Подключение к системе электронных дневников – очень простая процедура и не требует дополнительного оборудования. Достаточно обычного компьютера и доступа в интернет.
Наша школа является одним из образовательных учреждений г. Шадринска, стремящихся идти в ногу со временем и внедряющих в учебный процесс новейшие разработки и технологии. Для эффективного осуществления взаимосвязи с родителями возникла необходимость в ведении электронного классного журнала. Вот уже второй год в школе действует «Электронный журнал» – на базе портала «Дневник.ру», который вовлекает образовательное учреждение в процесс электронного хранения и обработки данных, автоматизирует процесс контроля за успеваемостью, дублирует записи школьного журнала, защищая его от искажений, даёт возможность контролировать накопляемость оценок по предметам. На данном этапе в системе ЭД принимают участие 7 классов, 190 обучающихся, 186 родителей, 14 педагогов. 5 классов начнут работу в системе со 2 четверти.
Интернет сегодня является неотъемлемой частью нашей жизни. Cовременные школьники отлично ориентируются в социальных электронных сетях. Следует отметить и тот факт, что родители учащихся – это в основном молодое поколение, для которых, как и для их детей, виртуальный мир знаком. А значит, время и современные условия диктуют для нас учителей новые требования и предоставляют новые возможности.
Современному педагогу необходимо быть активным пользователем Интернета. Более того, уметь использовать это пространство в воспитательных и учебных целях. Используя для взаимодействия с родителями и детьми электронные ресурсы, учитель может организовать работу по информированию родителей быстро, эффективно и продуктивно.
Возможности дневника
Электронный дневник это:
Расписание уроков
Электронный дневник
Электронный журнал учителя
Домашние задания
Библиотека художественной литературы
Медиатека (учебная литература, аудио и видео)
Словари и онлайн-переводчик
ОБЩЕНИЕ:
Личные страницы учеников, учителей и родителей
Личные сообщения
Тематические группы и события
Общение
Хранение и обмен документами, фото, аудио, видео и прочими файлами
С помощью удобных сервисов «Дневник.ру» оптимизирует работу педагога:
Расписание уроков отражает все типы отчетных периодов: четверти, триместры, семестры и модули.
Дневник позволяет наглядно отображать информацию о текущих и итоговых оценках ученика. Также предусмотрена возможность фиксации пропусков уроков и размещения комментариев учителей.
Сотрудники школы имеют возможность создавать объявления.
Безопасность
«Дневник.ру» выполняет все необходимые меры по обеспечению безопасности размещаемой информации, соблюдается Федеральный закон «О персональных данных».
Учителя, учащиеся и их родители могут пройти регистрацию на сайте только после получения пригласительных кодов в своей школе. Все коды хранятся у администрации школы и не подлежат разглашению. Возможность добавления новых пользователей в «Дневник.ру» предоставлена только администраторам школ, поэтому отсутствие посторонних лиц на сайте гарантировано.
Каждый пользователь может ограничить доступ к личной странице. В целях обеспечения информационной безопасности администратор школы имеет право контролировать деятельность учащихся своего образовательного учреждения внутри сети.
Доступность
«Дневник.ру» доступен всем и каждому.
Дневником можно пользоваться сразу после подключения. Со стороны школы не требуется никаких дополнительных расходов на оборудование, техническую поддержку и обучение.
Для работы с Дневником необходим только компьютер с доступом в Интернет и интернет - браузер. Установка специального программного обеспечения не требуется.
«Дневник.ру» - бесплатная образовательная сеть. За подключение и ежедневное использование «Дневник.ру» оплаты не требуется.
Преимущества дневника
Для школы:
- повышение престижа образовательного учреждения.
- повышение уровня успеваемости в школе;
- повышение компьютерной грамотности сотрудников школы;
- возможность быстрого информирования родителей;
- возможность создания автоматических отчетов
Для родителей:
- активное участие родителей в воспитании и обучении ребенка;
- достоверная информация об оценках и прогулах;
Для ученика:
- расписание занятий всегда под рукой;
- информация о домашних заданиях;
- полная картина оценок;
- другая полезная информация.
- возможность общения
Наличие электронного дневника в школе является большим подспорьем для учителя. Применяя его в своей работе, учитель может в любой момент внести необходимую информацию, как то: назначить домашнее задание, оставить сообщение для родителей обучающихся, посмотреть статистику успеваемости по каждому ученику и по классу в целом.
«Электронный Дневник» представляет собой систему для взаимодействия школьников, их родителей, учителей и администрации школы через интернет. С помощью электронных дневников родители следят за успеваемостью ребенка: за его расписанием занятий, домашними заданиями, оценками, посещаемостью. Обучающиеся имеют под рукой расписание и домашнее задание, а также возможность посмотреть статистику и рейтинги своих оценок по неделям, месяцам.
Для учителя такая форма работы хороша тем, что нет необходимости дублировать информацию в нескольких экземплярах, информация актуальна и информировано насыщена, что ведет к повышению ответственности родителей.
Какие сложности возникают при применении учителем электронных ресурсов в своей работе?
1. Необходимость овладеть навыками работы с программой.
2. Время на заполнение электронных форм. Формы существуют независимо, работаем мы с ними или нет. Заполнив раз и систематически дополняя данные, в любой момент учитель может получить четкую картину успеваемости любого учащегося без особых усилий. А разве выписка оценок от руки, когда приходится дублировать одно и то же, время не занимает?
3. Наличие компьютера и интернет-сети в свободном доступе для учителя. Да, техническое оснащение кабинетов недостаточно для масштабной планомерной работы. Но в школах создаются компьютерные классы, где подключен Интернет, постепенно возможности расширяются. Не будет ли поздно начинать осваивать электронные дневники, когда система заработает в полную силу?
4. Заинтересованность родителей. Часто педагоги сомневаются: будут ли родители заходить на сайт, своевременно просматривать электронный дневник? Да, если родитель не равнодушный, а классный руководитель провел разъяснительную работу с ним и процесс организован на грамотном профессиональном уровне.
Таким образом, электронный журнал (дневник) – это удобный и доступный, инструмент для создания единого информационно-образовательного пространства учебного заведения и взаимодействия образовательного учреждения с родителями учащихся.
На мой взгляд, использование электронных ресурсов в работе педагогов при взаимодействии с родителями и учащимися эффективно, необходимо, современно.
Учитель не имеет права останавливаться на достигнутом. Он работает с молодым поколением, готовит его к жизни в новом обществе, значит, сам должен идти в ногу со временем, не ссылаясь на то, что "в наше время все было иначе и мне не под силу освоить новое". Степень успешности педагогов в освоении новых технологий и методик меньше всего зависит от его возраста, но в большей - от преданности професии, стремления к познанию нового, заинтересованность в самообразовании.
Я хочу закончить свое выступление с высказывания Билла Гейтса: «Все компьютеры в мире ничего не изменят без наличия увлечённых учащихся, знающих и преданных своему делу преподавателей, неравнодушных и осведомлённых родителей, а также общества, в котором подчёркивается ценность обучения на протяжении всей жизни».
Что ученики и учителя думают об электронных дневниках?
С каждым учебным годом все больше школ отказываются от печатных дневников в пользу электронных. Похоже, что через пару лет бумажные журналы успеваемости исчезнут совсем. Мы решили узнать, как ученики и их учителя пережили переход на цифровую систему.
Мы пользуемся электронными дневниками через сайт МосРег, но это очень неудобно. Если учитель на этой неделе поставил оценку, то на следующей исправить ее уже невозможно. А скоро хотят сократить срок исправления до двух часов! При этом оценка должна стоять каждый день и по всем предметам. Если за какой-то урок оценки нет, то директриса устраивает скандал.
В электронном дневнике домашнее задание не всегда совпадает с тем, которое нам задал учитель.
Дело в том, что программа домашек в МосРеге расписана на весь год, а мы иногда немного отстаем от темы. Получается, в дневнике написано одно, а мы делаем другое. И если ты не записал задания на уроке — твои проблемы.
Электронным дневником мы пользуемся давно, но параллельно мы вели и обычные дневники. С этого года их запретили, поэтому такая ахинея.
Нам, ученикам, обычный дневник, конечно, удобнее — там можно двойку замазать, например, чтобы не получить от родителей.
Родителям же, очевидно, больше нравится электронный — там и домашка, и все оценки. Кстати, у нас в школе проверки идут — все родители и дети должны каждый день заходить в электронный дневник. За этим следят!
Надежда Абелевна Казакевич,
64 года, г. Санкт-Петербург
Преподаватель со стажем работы 23 года, учитель физики и химии высшей категории, 17 лет научного стажа в области физической химии в ГИПХ, автор 5 учебников и справочников по химии для 8-11 классов.
ЭЖ (электронный журнал) был введен в нашем районе (Приморский р-н СПб) году, кажется, в 2011-2012. До прошлого года ЭЖ и бумажные журналы с дневниками существовали параллельно, хотя и было указание оставить только электронные журналы. О полной отмене бумажных дневников сначала речи не шло, но от МинОбр пришло указание прекратить дублирование журналов.
ЭЖ заполняет школа, а на сайт загружается его часть — это и есть ЭД (электронный дневник). Плюс в том, что ребенок не может сказать, что дневник забыл, не может выдрать из него страницу, или вообще завести два: один для родителей, один для классного руководителя. Да и домашку записывает сам учитель — ребенок уже не сошлется на то, что не знал, что задано (правда, может наврать, например, что интернета не было). Для учителей удобство в том, что дневники отдельно заполнять не надо — заполнил ЭЖ и все.
Минусы тоже есть. Родители должны зарегистрироваться на сайте, должны сесть за компьютер, чтобы посмотреть, что там у ребенка. Как ни странно, не многие к такому готовы. Компьютерами некоторые родители пользуются неумело, да еще и пароль детям дают.
Доля зарегистрировавшихся на сайте ЭД родителей, в той школе, где я работала, составляла примерно 15-20%. Хотя, думается мне, примерно такой же процент родителей и в бумажные дневники заглядывал.
Может быть, проблему решила бы мобильная версия ЭД, когда выписка из ЭЖ (оценки, домашка, замечания) автоматически попадала бы на мобильные телефоны родителей —мобильниками они пользуются больше.
Маша, 17 лет. 11 класс, г. Ржев
Электронный дневник: Сетевой Город
У нас только два-три педагога во всей школе подходят к вопросу ответственно — своевременно вносят оценки и прописывают домашние задания. Большинство учителей вообще только к концу триместра оценки выставляют. А средняя оценка за триместр генерируется автоматически — нажал на кнопку и вывел средний балл. В целом пользоваться удобно. Можно легко отслеживать расписание и домашние задания. А вот с оценками проблема.
Часто сбиваются даты, поэтому бывает непонятно, за что именно стоят оценки.
Но мы уже привыкли — сам электронный дневник у нас ввели года три назад, сейчас уже все полностью перешли на Сетевой Город.
Оценки ставят так же, как и раньше — не каждый день и не на каждом уроке: только на контрольных работах, и за ответы у доски. За поведение оценок теперь нет — в электронном дневнике таких не предусмотрено, поэтому учителя постоянно родителям звонят по телефону.
Родители, если честно, в электронный дневник даже не заходят. Да и в целом, мне кажется, в нашем случае — бесполезная затея, тупая видимость того, что школа выходит на новый уровень, прогрессирует и соответствует духу времени.
Наталья Константиновна
Соболева, 25 лет
Учитель математики и информатики
Когда я пришла в мою школу, шел второй год, как вводили электронные дневники. Школа была совершенно не готова — компьютеров не было, интернета, естественно, тоже. Это было ужасно! Приходилось в школе заполнять бумажный журнал, а дома уже электронный. В нашем регионе не у всех тогда был компьютер — получается, малообеспеченные семьи вообще не имели доступа к электронному дневнику. Слабая компьютерная грамотность родителей проблемы тоже создавала.
Но с электронным дневником, конечно, удобно исправлять оценки. Думаю, это очевидный плюс — всегда были ошибочно поставленные отметки, опечатки и прочее. Также здорово, что журнал и дневник синхронизируются, между ними нет расхождений. Электронный журнал нельзя испортить или похитить из учительской, как бывает с бумажным. Страницы из него тоже не вырвешь.
Обычный бумажный дневник учителю за год не один раз приходится переписывать. Электронный журнал эту проблему решает — не надо особым образом заполнять, высчитывать страницы на каждый предмет.
Электронный дневник также дает возможность отслеживать выполнение детьми домашнего задания («ой, нам сегодня ничего не задали»). Удобно отслеживать оценки по ходу их получения, посещение уроков детьми, изучаемые темы...
Для родителей электронный дневник — просто чудо прогресса. Лично мои родители ежечасно обновляют дневник. Для них он стал своеобразным тамагочи, который синхронизируется с их ребенком. Электронный дневник избавляет родителей от хлопот по заполнению, убирает проблему незаписанного ребенком домашнего задания, да и каждый год покупать дневник, который стилистически будет подходить под формат школы, больше не нужно.
Наши учителя всегда относятся к нововведениям негативно, так как большинству из них уже за 50.
Слабая осведомленность учителей мешает честной игре — я, например, не смог удержаться и сразу же получил доступ к учительскому разделу сайта. Делается это просто — под любым предлогом просишь компьютер у учителя, заходишь в браузер и смотришь сохраненные пароли.
Большинство преподавателей ленятся разбираться в новых технологиях, они просто заводят любимчиков, которые остаются после уроков и заполняют дневники согласно учебным планам. Разумеется, за это их поощряют хорошими оценками.
Но есть среди учителей и энтузиасты, которые реально сидят с огроменной инструкцией и честно пытаются во всем разобраться. Но из-за постоянных доработок самой системы дневника первоначальные инструкции устаревают и становятся кипой бесполезных бумажек.
Бонус:
как вообще выглядят эти электронные дневники
скриншоты любезно предоставлены нам учениками
kanobu.ru
выступл педсовет 27.03.17.docx - Выступление на педагогическом совете по ...
приходит дневник электронный. Как правило, большинствоучеников не стремится демонстрировать родителям своинеудовлетворительные оценки, сообщать о новом вызове в учебноезаведение или упоминать о большом количестве домашних заданий.Бумажный дневник – не панацея. Он в нужный момент забывается,теряется, портится, не заполняется, в конце концов. Вы скажете,что когда Вы учились в школе, все эти явления также имели место ибудете правы. Да, так было и 20 и 30 и 5 лет назад. Но на дворе XXIвек, который принес с собой новые технологии обработки ипредставления информации, а, значит, то, что ранее нужно былохранить в дневниках и передавать с их помощью, теперь можнохранить и передавать с помощью современных Интернеттехнологий.Наличие электронного дневника в школе является большимподспорьем для учителя. Применяя его в своей работе, учительможет в любой момент внести необходимую информацию, как то:назначить домашнее задание, оставить сообщение для родителейобучающихся, посмотреть статистику успеваемости по каждомуученику и по классу в целом. Сейчас почти каждая школа имеет свой сайт, который доступенвсем. Электронный дневник тоже своего рода сайт школы, нодоступ к нему имеют только учителя, администрация школы,учащиеся и родители. Таким образом, электронный дневник этовнутренний сайт школы, где размещена вся информация о жизнишколы, множество полезной информации для всех участниковобразовательного процесса о возможность общения друг с другом.
Современному педагогу необходимо быть активнымпользователем Интернета. Более того, уметь использовать этопространство в воспитательных и учебных целях. Используя длявзаимодействия с родителями и детьми электронные ресурсы,
znanio.ru
учителя о родителях, ЕГЭ и электронном журнале
21:26 07/10/2016
С момента назначения на должность министра образования Андрея Фурсенко в 2004 году сферу охватили реформы, «штормить» школу продолжает до сих пор. За 12 лет министром образования, кроме Фурсенко, успел побывать «продвинутый» Дмитрий Ливанов, а совсем недавно кресло заняла «консервативная» Ольга Васильева.
В стране ввели систему ЕГЭ, школы начали объединять в большие образовательные комплексы, сократили количество вузов, начали реформировать РАН, а учителей фактически приравняли к обслуживающему персоналу. Власти реорганизовывают, родители жалуются, общественники спорят, должна ли школа нести воспитательные функции, а мы расспросили учителей, как им теперь работается.
Денис Прохоров, учитель физики, к.п.н., стаж работы в школе – 25 лет. Санкт-Петербург
– Работать (не с детьми, а именно в системе) стало менее приятно и более нервно. Прежде всего в последнее время увеличилась бюрократическая нагрузка. 20 лет назад я заполнял обычный журнал и в конце года писал небольшую справку по классам о средних баллах за четверти и полугодия. Как классный руководитель я в начале года составлял несколько стандартных списков, и все. Учебные программы не менялись из года в год.
Сегодня с нас требуют ежегодно писать рабочие программы, причем их формат существенно изменился в сторону писанины: всякие УУД (Универсальные учебные действия), компетенции и прочая ерундистика. Причем сдавать надо как в электронном, так и в бумажном виде. Прошлогодние не принимаются! К каждому уроку мы должны написать технологические карты (да будут они прокляты!). У меня в 11 классе 170 учебных часов в год. Это я должен написать 170 техкарт! Всего у меня примерно 500 часов в год. Причем каждый урок надо расписать почти поминутно, указывая, какие УУД я разрабатываю в тот или иной момент, формы опроса, формы контроля. Достаточно взглянуть на формат одной карты, чтобы понять масштаб бедствия. Это отнимает не только массу времени, но и нервов. Помимо прочего, надо составлять психологические портреты классов.
Появились новые формы подтверждения квалификации, которые требуют каких-то статей, конференций и массу всего еще, чтобы набрать эти пресловутые баллы.
Фото:Белоусов Виталий/ТАСС
Пожалуй, самый больной вопрос – многие деятели считают, что исключительно монетаристскими методами можно решить проблемы образования и престижа. Это глубочайшее заблуждение. С тех пор, как у нас признали образование сферой услуг, престиж профессии очень быстро съехал почти до нуля. Со стороны родителей – почти мгновенно. Сегодня престиж учителя является исключительно личностным фактором. Меня лично уважают, но не профессию.
Еще одна серьезная проблема – система оценки труда учителя. Пока средние баллы являются одним из ключевых показателей успешности работы учителя (школы), оценки будут подделывать, исправлять, выклянчивать. У нас есть один устоявшийся софизм, принятый за правило: пятерку получает ученик, а двойку учитель ставит себе. Это в чистом виде софизм – рассуждение, кажущееся правильным, но содержащее скрытую логическую ошибку и служащее для придания видимости истинности ложному утверждению. Подобная позиция также способствует снижению авторитета профессии.
Мария Иванова, учитель английского языка, стаж работы в школе – 4 года. Санкт-Петербург (имя изменено)
– После университета я сразу пошла работать в школу, и из первой уволилась по причине... руководства. Самая главная проблема нашей страны – это то, что личностные качества отображаются на процессе работы. Это предвзятость, желание «подтянуть» своих родных (друзей) и далее разделить коллектив на две части: «элита против холопов».
Я не знаю, как было раньше, но за четыре года я увидела, что работа учителей постоянно подвергается изменениям. Например, рабочие программы сначала надо писать так, а потом по-другому, а затем и вовсе все смирились с фразами от руководства вроде: «Сделайте так, потом, если что, переделаете».
Данные всероссийского опроса ВЦИОМ, проведенного 20-21 августа 2016 г. среди 1600 человек.
На базе школ открываются так называемые экспериментальные площадки. Мне не ясно, какие именно эксперименты и опыты мы должны ставить и какую отчетность вести (а без бумажек у нас нельзя), если нам надо выполнять первоочередное задание – учить детей. Лично мне некогда заниматься дополнительной научной деятельностью, просто потому, что зарплата невысока и приходится работать в других местах, чтобы обеспечивать себя и семью. Ах, да... Семья... Мне кажется, что эти люди скоро забудут жизнерадостную женщину. Все потому, что я «не успеваю написать уроки на завтра, подожди», «тетради проверю, погоди», «отчет допишу», «подведу итоги», «допишу исследование» и так далее.
Большую часть учебного дня занимают уроки, в это время еще надо успеть заполнить обычный и электронный журналы. Тут интересно, что во время урока нам предписывают смотреть на детей, даже если они пишут работу, а после уроков заполнять нельзя. Затем идут часы дополнительного образования, после которых тоже нужно заполнить два журнала. Затем – тетради и подготовка к следующему дню, это уже дома. Во время приготовления ужина я проверяю тетради, в кровати перед сном я пишу уроки на будущий день. Если нет часов дополнительного образования, я еду не домой, а на вторую работу. Потому что денег не хватает. Нет, я не из тех, кому всегда мало денег, а из тех, кому все-таки нужна зимняя куртка.
Учителям нужно каждый год подтверждать категорию – вдруг мы ее растеряем, эту категорию, а также знания и навыки. Хотя что мы, учителя, возмущаемся – в нашей стране необходимо подтверждать каждый год, что ты инвалид, даже если ты потерял конечность.
Профессиональный педагог должен работать по фгосам – федеральным государственным стандартам. Но для этого необходимо иметь специальное фгос–образование, иначе учреждение накажут. Именно поэтому учитель, помимо экспериментальных площадок, большого объема работы по предмету и классного руководства, едет на курсы на другой конец города, иногда за свои деньги – их же у нас так много. Фгосы – отдельная часть нашей работы. Все должны по ним работать, но никто не может сказать, что это такое и чем оно отличается от старой программы. Я долго изучала, опрашивала более опытных коллег и пыталась найти новое... Но не нашла. Итого: просто перевернули старое с новым названием и заставляют нас, помимо основной работы, выслуживаться перед другими, подтверждая статус, и так уже имеющийся.
Речь идет о нашумевшем случае, который произошел в 2010 году в одной из школ Петербурга. Отчим первоклассницы Андрей Петров жестоко избил учительницу младших классов. Мужчине не понравилось, что падчерица вернулась с прогулки с ссадинами. Подобный инцидент годом позже произошел в Новосибирске, тут избивать учительницу – на этот раз за плохие отметки – пришел отчим второклассницы Денис Вожегов.
Учитель сегодня – обслуживающий персонал. Этот посыл подают родители, а государство их поддерживает, предоставляя возможность ткнуть в учителя «обязанностями и долгом». Чего стоит тот нашумевший ролик, где папаша неистово швыряет учительницу по углам. А то, что ребенок посылает учителя на три буквы (и это не «кий»), об этом забывают быстро, прикрываясь словами «вы должны и обязаны его учить». Про родительские «должен и обязан» все забыли давным давно.
Мало кто из родителей уважает учителей, а авторитет среди учеников приходится зарабатывать, доказывая свою должность и статус. Невзирая на все оскорбления в спину. И нельзя ничего родителям сказать про такого ребенка, потому что учителя должны научить, а дети должны быть детьми, то есть делать, что хотят. Очень частая история стала – «я пойду и напишу на вас жалобу в РОНО (Комитет по образованию)». И ходят, и пишут, а РОНО, не разбираясь, высылает штрафы. Родитель доволен – учитель наказан.
ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ Избивший учительницу экс-милиционер получил четыре месяца колонии
Отдельного упоминания стоит процедура ЕГЭ. Учителя приезжают в школы, где не работают, их распределяют по аудиториям, предварительно прочитав инструктаж. Далее учитель входит в аудиторию, где будет проводиться экзамен. Все четыре часа мы сидим, уставившись на ребят, нам нельзя ничего делать. Даже встать. Читать, рисовать – о чем вы? Мы нарушим закон. Сидеть четыре часа. Разговаривать с участниками экзамена нельзя. Если у ученика вопрос в оформлении – это его проблемы, ведь «все написано в инструкции». Посадите робота с электрической плеткой – будет эффективнее.
Александра Лопатина, учитель русского языка и литературы, стаж работы в школе – 25 лет. Москва (имя изменено)
С каждым годом учителю работать все тяжелее и тяжелее, ведь труд учителя ненормированный. Он не только дает уроки, он должен подготовить уроки, проверить работы и проанализировать их, чтобы потом подготовить материал и отработать ошибки на следующем уроке. У учителя на это времени и сил нет, обстановка работы просто изматывающая.
Во-первых, электронный журнал меняется каждый год и работает совершенно безобразно. Кроме того, ужесточаются условия его заполнения. Например, если ребенок переделал работу, раньше оценку можно было исправить в течение месяца, сейчас говорят, что сократят до двух недель. Постоянные неполадки с выставлением оценок вызывают раздражение родителей по отношению к учителям, которые в этом вообще не виноваты.
Данные всероссийского опроса ВЦИОМ, проведенного 20-21 августа 2016 г. среди 1600 человек.
Учитель лишен возможности нормально поесть, попить, даже порой сходить в туалет. В день – три 20-минутные перемены, в течение которых дети носятся по коридорам сломя голову, а мы назначаемся дежурными и несем за них юридическую ответственность. Поэтому учителя после уроков пытаются регулировать движение детей. Сами дети устают от этих перемен и просят начать урок раньше.
Я проработала в школе 25 лет и каждый год ездила на курсы повышения квалификации. Они необходимы, чтобы подтверждать и повышать квалификационную категорию (подтверждение квалификации проводится раз в год, аттестация учителей – раз в пять лет). Чаще всего это просто отъем времени, когда учитель после уроков, вместо того, чтобы передохнуть и заняться подготовкой уроков, должен ехать на другой конец города и слушать лекции, которые порой ни уму, ни сердцу ничего не дают. Но нужна бумажка в нашем государстве.
Более того, нас обязали работать с детьми слабовидящими, с общими заболеваниями, и мы должны были проходить специальные курсы. Мало того, что я плохо представляю, как это вообще может сопрягаться с преподаванием в общей школе, ведь для таких детей нужно писать отдельные программы обучения. Мы до такой степени были загружены, что возможности ездить еще на эти курсы у нас не было. Нам выдали фиктивные справки, за которые с нас еще взяли деньги. Тем не менее мы будем нести юридическую ответственность, если в классах появятся такие дети.
В результате объединения школ карьера и зарплата множества учителей сегодня поставлены в зависимость от одного-единственного человека. Как правило, менеджеры патологически скупы и очень много требуют от своих сотрудников, не желая достойно оплачивать их труд. Многое из того, что делает учитель, просто никак не оплачивается, хотя я не могу сказать, что зарплата учителей в Москве маленькая. Классное руководство – это вообще отдельная тема, когда учитель находится на связи с родителями учеников круглые сутки. Родители не стесняются звонить в 12, даже в 2 часа ночи и считают, что они имеют на это право. Они считают, вероятно, что учитель не имеет права ни на какую личную жизнь.
Родители ведут себя как с обслуживающим персоналом, занимаются шантажом и вымогательством оценок, забрасывают администрацию всевозможными жалобами, по поводу и без. У администрации задача только одна – погасить раздражение родителя и ему угодить, поэтому всегда продавливается учитель, независимо от того, прав он или не прав. Учитель находится в самом зависимом и незащищенном положении. Профсоюз занимается только сбором денег.
Однажды в нашей школе родители заперли пожилого преподавателя в классе до позднего вечера, требуя повышения четвертных оценок, а потом целый год травили, забрасывая администрацию жалобами. Только лишь потому, что учитель объективно и строго оценивал весьма слабые способности и знания этих учеников. Учителя никто не защищал, закончилось это все сердечным приступом. Молодые учителя приходят и уходят, говорят, что они так мучиться всю жизнь не хотят.
Из плюсов современной школьной системы могу назвать только введение ЕГЭ. Сейчас, по сравнению с 90-ми годами, повысился уровень мотивации. Кажется, до учеников и родителей дошло, что на выходе из школы им нужен хороший результат для поступления в престижные вузы.
Диспансеризация у нас действительно проходит в стенах школы и без отрыва от учебной деятельности. Под гинекологическое и прочие обследования отводятся в том числе учебные кабинеты и актовый зал. Но дети бегают везде. Однажды мы в одном кабинете сдавали кровь и там же раздевались, и у нас измеряли пульс. Один выходил – другой входил, дети из коридора увидели, что учителя раздетые, и начали бегать с криками «Там тетки с голыми сиськами!». Нам говорят, что мы не имеем права пройти диспансеризацию ни в каком другом месте и заставляют проходить через это унижение.
Евгения Ильинская, учитель информатики, стаж – 4 года. Пермь (имя изменено)
Зарплата учителей состоит из фиксированной базовой части и стимулирующей части, которая может меняться. Базовая часть не должна быть ниже 65-70% от общей суммы. Для оценки работы учителей существуют рекомендации Минобразования РФ, так, доплаты должны присуждаться за экскурсионную деятельность, физкультурно-оздоровительные мероприятия, работу с детьми из социально-неблагополучных семей и прочую активность.
Нагрузка учителя растет в геометрической прогрессии, а зарплата – нет. Изначально мне нравилась работа в школе не только общением с детьми, но и графиком: я приходила домой часа в 3-4 дня и ради этого готова была получать меньше, чем мои друзья в других сферах (благо, зарплата мужа это позволяет). Но со временем стало появляться все больше дополнительных дел, иногда полезных, а иногда попросту абсурдных. Я начала возвращаться домой уже в 6-7 вечера, а уходила утром к 8. То есть стала проводить на работе столько же времени, сколько мои друзья, да еще и дома готовилась к урокам на следующий день, а получала в разы меньше. Плюс ко всему, перестало хватать времени на качественную подготовку к урокам, а тратить все свое свободное время на это, просиживать за подготовкой все вечера и выходные я принципиально не хотела. Поэтому ушла – делать работу плохо не хочу.
Cистема электронных журналов спроектирована и реализована плохо, работает раздражающе медленно или вовсе «падает». Хотя саму идею электронных журналов я всецело поддерживаю. Мне, несмотря на недостатки реализации, работать с ней было удобнее, чем с бумажным журналом.
Зарплата у учителей в Перми низкая. Сейчас много говорят о хороших средних зарплатах учителей, но мало кто знает, как получаются такая «средняя температура по больнице»: чтобы получать более-менее адекватные деньги, учитель должен взять космическую нагрузку. А в учебные часы не входят родительские собрания, классные часы, внеклассные мероприятия, педагогические конференции и конкурсы, заполнение документации, проверка тетрадей и подготовка к урокам. Как вообще возможно все это успевать и работать качественно? Я для себя так и не смогла ответить на этот вопрос.
Ирина Иксанова, учитель начальных классов, стаж работы в школе – 40 лет. Санкт-Петербург (имя изменено)
За последние четыре года труд учителя из творческого превратился в канцелярский. Все нововведения сводятся к следующему: открой интернет, скачай рабочую программу, распечатай, отдай завучу и методисту; найди ежедневно два-три часа после окончания своего рабочего дня, чтобы заполнить электронный журнал. А еще подожди от 1,5 до 2,5 часа своего неоплаченного времени до часов внеурочной деятельности, которую ты просто обязан проводить. И это не все! Масса диагностик, мониторингов, воспитательных программ, папка классного руководителя. А время учителя, которое оплачивает государство, – 20 часов учебной нагрузки.
Фото: Сергей Савостьянов/ТАСС
Учитель сегодня – не обслуживающий персонал, он – подчиненное администрации и обстоятельствам лицо! Нас, конечно, любят дети в начальной школе, но родители... Они состоят из одних претензий и требований. Повезет тому учителю, где родитель слышит, понимает и поддерживает педагога, идет с учителем на открытый разговор. Воспитывать родителя уже поздно, но подсказать, посоветовать – это разумный диалог.
При 40-летнем стаже я каждый день готовлюсь к урокам и еще около четырех часов трачу на проверку тетрадей. Я писала пять учебных программ 19 часов, не написала! Одна программа по литературе – 35 печатных листов! Про русский думать страшно. Кто это читает, кому это надо? Очень хочу посмотреть на тех, кто придумал технологическую карту, рабочую программу, электронный журнал. Покажите нам их, пусть на практике покажут все это в действии. Подсчитают потерянное время и получат зарплату учителя. Может, первоначальная идея была другая?
Отметим, что новая министр образования уже выступила за сокращение бюрократической нагрузки учителей. По словам Ольги Васильевой, учителя должны заботить три документа: рабочая программа, классный журнал и дневник. Ранее Васильева заявила о создании единой отраслевой системы оплаты труда педагогов. Документ будет готов в 2016 году. Он обеспечит нормирование учительского труда, установит верхний предел часовой нагрузки и порядок начисления стимулирующих выплат.
Мария Аль-Сальхани
mir24.tv