Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

«Друг мой Кюхля». Как однокашник Пушкина стал декабристом. Кто из однокашников пушкина издавал литературные журналы


Судьбы однокашников Пушкина — Рамблер/субботний

После выпуска участники пушкинского кружка и остальные лицеисты ежегодно собирались 19 октября для празднования Дня Лицея, однако с каждым годом на торжество приходило все меньше людей. О том, как сложились судьбы лучших лицейских друзей Пушкина и кто из них встретил 19 октября последним, — в материале портала «Культура.РФ».

НИКОЛАЙ РЖЕВСКИЙ, НИКОЛАЙ КОРСАКОВ, СИЛЬВЕРИЙ БРОГЛИО

Через восемь лет после выпуска, в 1825 году, Александр Пушкин был в ссылке в Михайловском. Оттуда он отправил однокурсникам стихотворение «19 октября». Вспоминая тех, с кем шесть лет делил все радости и горести, поэт с сожалением отметил, что многих лицейских товарищей уже нет в живых.

Увы, наш круг час от часу редеет;

Кто в гробе спит, кто дальный сиротеет,

Судьба глядит, мы вянем; дни бегут;

Невидимо склоняясь и хладея,

Мы близимся к началу своему…

Кому ж из нас под старость день Лицея

Торжествовать придется одному?

К этому моменту не стало уже троих из первого выпуска Царскосельского лицея. Первым ушел Николай Ржевский в 1817 году. В лицее молодой человек имел прозвище «Кис», потому что был слабо развит физически. Николай Ржевский — офицер армии в Изюмском гусарском полку — через несколько месяцев после выпуска из Лицея скончался «от гнилой нервической горячки» — тифа. В 1820 году не стало Николая Корсакова — его унесла чахотка. А офицер армии и итальянец по происхождению Сильверий Броглио погиб в освободительной войне против турецкого ига между 1822 по 1825 годом.

АНТОН ДЕЛЬВИГ

На 33 году жизни от «гнилой горячки» скончался и Антон Дельвиг. Пушкина глубоко потрясла ранняя смерть близкого друга. «Грустно, тоска. Вот первая смерть мною оплаканная… никто на свете не был мне ближе Дельвига», — писал Пушкин поэту Петру Плетневу, получив в Москве печальное известие.

Дельвиг начал писать стихи очень рано и первым из лицеистов опубликовался. Ему же принадлежит и первый печатный отзыв о Пушкине, тогда еще неизвестном молодом поэте. Их дружба продолжалась и после Лицея: Пушкина и Дельвига можно было встретить на заседаниях «Зеленой лампы» — общества дворянской молодежи, на празднованиях Дня Лицея и в литературных салонах столицы. В годы ссылки Пушкина друзья постоянно переписывались, а в апреле 1825 года Антон Дельвиг даже приезжал в Михайловское с визитом.

_>>_ Любимые блюда Антона Чехова

Дельвиг не только писал стихи, но и выпускал альманах «Северные цветы», был редактором «Литературной газеты». Оба издания объединяли прогрессивных поэтов пушкинского круга. После его конфликта с шефом жандармов Александром Бенкендорфом «Литературную газету» закрыли. А поэт вскоре заболел и скоропостижно скончался.

ВИЛЬГЕЛЬМ КЮХЕЛЬБЕКЕР

Вильгельма Кюхельбекера, или Кюхлю, как его называли, лицейские товарищи любили за добродушие, открытость и порядочность. При этом, по словам его однокашника Модеста Корфа, Кюхельбекер стал «предметом неистощимых наших насмешек в лицее за свои странности, неловкости и смешную оригинальность».

Стихи были страстью Кюхельбекера. На некоторые из них — неудачные с точки зрения лицеистов — Александр Пушкин писал эпиграммы. Обычно Вильгельм Кюхельбекер не обижался, но однажды шпилька Пушкина все-таки попала в цель.

За ужином объелся я,

А Яков запер дверь оплошно –

Так было мне, мои друзья,

И кюхельбекерно, и тошно.

Кюхля взбесился и тут же вызвал Пушкина на дуэль. «Кюхельбекер стрелял первым и дал промах. Пушкин кинул пистолет и хотел обнять своего товарища, но тот неистово кричал: стреляй, стреляй! Пушкин насилу его убедил, что невозможно стрелять, потому что снег набился в ствол. Поединок был отложен, потом они помирились», — вспоминал поединок товарищ дуэлистов Федор Матюшкин.

>> Общепит в Российской империи

Спустя шесть лет, в 1825 году, Кюхельбекер примкнул к восстанию декабристов. Он стрелял в великого князя Михаила Павловича на Сенатской площади, но пистолет дважды дал осечку. После подавления восстания Кюхельбекер бежал в Польшу. Там его поймали и приговорили к смертной казни. По просьбе великого князя Михаила Павловича — того самого, которого он чуть не застрелил на Сенатской площади, Кюхельбекера помиловали и осудили на каторжные работы, замененные одиночным заключением в крепости.

14 октября 1827 года Пушкин ехал из села Михайловское в Петербург, и в этот же день, в это же время Кюхельбекера перевозили из Шлиссельбургской крепости в другую, расположенную в Латвии. На глухой почтовой станции Залазы их пути по счастливому стечению обстоятельств пересеклись. Пушкин записал в своем дневнике: «Мы кинулись друг другу в объятия, жандармы нас растащили». Это была последняя встреча двух товарищей.

В 1835 году Кюхельбекера отправили на поселение в город Баргузин Иркутской области. Годы, проведенные в крепости и ссылке, подорвали его здоровье. Он начал болеть, и в 1845 году ослеп. Умер Вильгельм Кюхельбекер в Тобольске 11 августа 1846 года от чахотки. Он пережил Александра Пушкина на девять лет.

ИВАН ПУЩИН

Вторым лицейским товарищем Пушкина, который оказался на Сенатской площади в рядах восставших декабристов, был Иван Пущин. В годы учебы он был одним из лучших друзей поэта. Благоразумный, рассудительный Пущин положительно влиял на вспыльчивого Пушкина. Модест Корф писал о нем: «Со светлым умом, с чистой душой, с самыми благородными намерениями, он был в лицее любимцем всех товарищей», а Пушкин посвящал ему стихи — «К Пущину», «Воспоминание», «Вот здесь лежит больной студент», «В альбом Пущину».

Вскоре после окончания учебы в Лицее Пущин вступил в первое тайное общество «Священная артель», основанное гвардейскими офицерами в 1814 году. Позже был членом тайных политических обществ — Союза спасения и Союза благоденствия.

11 января 1825 года Пущин приехал в Михайловское к ссыльному Пушкину. «Он как дитя был рад нашему свиданию», — позже написал Пущин.

…Поэта дом опальный,

О Пущин мой, ты первый посетил;

Ты усладил изгнанья день печальный,

Ты в день его лицея превратил.

В том же году, незадолго до событий 14 декабря, Иван Пущин вернулся в Петербург, чтобы участвовать в восстании. После его подавления Верховный уголовный суд признал Пущина «виновным в участии в умысле на цареубийство одобрением выбора лица, к тому предназначенного, в участии управлением общества, в принятии членов и в отдаче поручений и, наконец, в том, что лично действовал в мятеже и возбуждал нижних чинов», и приговорил к смерти через повешение, которую заменили пожизненной каторгой.

_>>_ Скрытая реклама в романе «Евгений Онегин»

Через год Пушкин, рискуя попасть в опалу, послал Пущину в сибирские рудники стихотворение «Мой первый друг, мой друг бесценный…»:

Молю святое провиденье:

Да голос мой душе твоей

Дарует то же утешенье,

Да озарит он заточенье

Лучом лицейских ясных дней.

Спустя 20 лет, в 1856 году, Пущин получил амнистию, а через год женился на Наталье Апухтиной, вдове декабриста Михаила Фонвизина. Последние годы жизни он провел в имении жены Марьино в Бронницах, где и умер 3 апреля 1859 года.

ИВАН МАЛИНОВСКИЙ

Дольше всех из лицеистов, вхожих в пушкинский кружок, прожил Иван Малиновский — старший сын директора Лицея. В годы учебы Малиновский был способным учеником, а товарищи любили его за живой, веселый и добрый нрав. При этом он был вспыльчивым и задиристым, за что и получил прозвище Казак. «Приятель задушевный» — так Пушкин называл Малиновского.

>> Как появилась мода на короткие стрижки

Однажды воспитанники, среди которых были Пушкин, Дельвиг, Малиновский и Пущин, решили устроить вечер с алкоголем — приготовить гоголь-моголь. Для этого смешали ром, сахар и яйца, после чего стали очень веселы (ромом подростков снабдил дядька Фома, которого за это потом с треском выгнали из лицея). Все шло хорошо, но на одного из участников пирушки гоголь-моголь подействовал особенно сильно — он начал шуметь, веселье вскрылось. Студентов чуть не исключили из Лицея, но обошлось.

Мы недавно от печали,

Пущин, Пушкин, я, барон,

По бокалу осушали.

И Фому прогнали вон.

Александр Пушкин, 1814 год

Спустя 23 года, уже после роковой дуэли Пушкина с Дантесом, по воспоминаниям секунданта Константина Данзаса, поэт с сожалением произнес: «Как жаль, что нет здесь ни Пущина, ни Малиновского, мне бы легче было умирать».

Малиновский дослужился до чина полковника и в этом звании вышел в отставку. Много лет избирался предводителем уездного дворянства. Скончался 10 февраля 1873 года от воспаления легких.

weekend.rambler.ru

Знаменитые одноклассники Пушкина

Скоро будет день рождения Пушкина Александра Сергеевича. Поэтому хочется поставить часть статей о нем и его окроужении.

Пушкин был одним из первых учеников Царскосельского лицея. Вместе с ним на курс поступили еще 29 человек. С одними у него завязалась дружба, которую он пронес через всю жизнь, отношения с другими были холодны. Diletant.ru вспоминает тех однокашников Пушкина, которые после окончания лицея сумели добиться приличных результатов на поприще карьеры и общественной деятельности.

 Куда бы нас ни бросила судьбина, И счастие куда б ни повело, Все те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село…

А.С. Пушкин

Александр Михайлович ГорчаковПо окончании лицея с головой ушел в международные дела империи. С апреля 1856 Горчаков занимал должность министра иностранных дел. За время работы резко изменил внешнюю политику России от «дворянского интернационализма» к защите сугубо национальных интересов ослабленной после поражения в Крымской войне державы. Девиз Горчакова в начале его деятельности — «Россия сосредотачивается» — стал незыблемым принципом его политики.

Девиз Горчакова в начале его деятельности — «Россия сосредотачивается» — стал незыблемым принципом его политики

Путем хитроумных комбинаций, дипломатического мастерства, настойчивости ему удалось достичь главной цели — добиться отмены опасных и унизительных для страны запрещений иметь военный флот на Черном море (1870). Понимая опасность в создании агрессивной Германской империи, определил противовес — союз с Францией. Провел реформу дипломатической службы, которая полностью сохранялась до 1917, а по сути, сохраняется и до настоящего времени.Именным Высочайшим указом от 17 (29) марта 1871 года министру иностранных дел, государственному канцлеру князю Александру Михайловичу Горчакову пожалован с нисходящим его потомством титул светлости.

Портрет Горчакова руки Пушкина

Политическая карьера Горчакова завершилась Берлинским конгрессом; с тех пор он уже почти не принимал участия в делах, хотя и сохранял почётный титул государственного канцлера.

Антон Антонович Дельвиг

Дельвиг рано начал писать стихи, и уже в1814 году они появились в печати, в «Вестнике Европы» («На взятие Парижа» — за подписью Русский). После окончания лицея поступил на гражданскую службу, но продолжал писать стихи, а в последствии стал и издателем альманахов. В 1830 году он начал издание «Литературной газеты», которая пережила своего создателя.

Уже при жизни поэта его стихи перелагались на музыку Даргомыжским, Варламовым, Глинкой, Алябьевым. Пожалуй, самым известным его произведением стал романс «Соловей», посвящённый Пушкину.

В 1830 году Дельвиг начал издание знаменитой «Литературной газеты», которая пережила своего создателя

«Идиллии Дельвига…, — писал Пушкин, — удивительны. Какую должно иметь силу воображения, дабы из России так переселиться в Грецию, из 19 столетия в золотой век, и необыкновенное чутье изящного, дабы так угадать греческую поэзию сквозь латинские подражания или немецкие переводы, эту роскошь, эту негу греческую, эту прелесть более отрицательную, чем положительную, не допускающую ничего запутанного, темного или глубокого, лишнего, неестественного в описаниях, напряженного в чувствах…».

Модест Андреевич Корф

Окончив лицей, Корф начал карьеру гражданского служащего. Постепенно продвигаясь по должностной лестнице, к 1848 году дошел до назначения членом негласного комитета для надзора за книгопечатанием, а в 1855-м стал его председателем. Новые веяния в правительственных сферах, вызванные сдачей Севастополя, заставили его представить Александру II в 1856 году доклад с ходатайством о закрытии комитета как «не только переставшего быть полезным, но и сделавшегося вредным».

В период 1849—1861 годы он состоял директором Санкт-Петербургской публичной библиотеки, в делах которой и позже принимал горячее участие. Будучи директором библиотеки, обновил и преобразовал её, обосновал увеличение её средств, привлёк к ней внимание публики, повысил объем частных пожертвований, облегчил доступ в библиотеку, продвинул составление каталогов, основал особый отдел иностранных книг о России.

Корф, будучи директором Санкт-Петербургской публичной библиотеки, обновил и преобразовал ее

В 1872 году возведён в графское достоинство.

Вильгельм Карлович КюхельбекерС ранних лет проявлял черты вольнолюбия, был членом кружка декабриста Бурцева, глубоко изучал общественные науки, составлял словарь политических терминов, серьезно занимался литературой. Считался одним из признанных лицейских поэтов. Уже в 1815 печатался в журналах «Сын Отечества», «Амфион», принимал активное участие в «Вольном обществе любителей российской словесности», на одном из заседаний которого в 1820 прочел стихи, посвященные ссыльному Пушкину, что послужило поводом для доноса на Кюхельбекера.

В 1823 году поэт сблизился с В. Одоевским, вместе с которым издавал альманах «Мнемозина», где печатались Пушкин, Баратынский, Языков.

В 1825 поселился в Петербурге, вошел в круг декабристов, был принят в тайное общество. 14 декабря Кюхельбекер, один из немногих «штатских» среди военных, проявлял бурную деятельность: посещал восставшие части, мужественно вел себя на площади, стрелял в великого князя Михаила Павловича. Когда войска восставших были рассеянны, переодевшись в крестьянское платье, он пытался бежать за границу. Арестованный в Варшаве, был приговорен к смертной казни, впоследствии замененной длительной каторгой.

После восстания декабристов Кюхельбекер, переодевшись женщиной, пытался бежать в Варшаву

После десяти лет одиночного заключения он был сослан в Сибирь. Некоторые из созданных в эти годы произведений Пушкину удалось напечатать под псевдонимом. Умер Кюхельбекер в 1846 году в Тобольске.

Сергей Григорьевич ЛомоносовВ 1817 году он поступил в министерство иностранных дел, уже через год был определен к посольству в Вашингтоне. В 1820—1830 годы его деятельность развивалась в Европе, где он успел послужить в Мадриде, Париже, Копенгагене, Лондоне.

В 1841 году Ломоносов был назначен посланником в Бразилию. За время его пребывания в Южной Америке он объехал ее побережье от Рио-де-Жанейро до устья реки Амазонки и едва ли не первый познакомил русских с континентом. Спустя несколько лет возвращен в Европу — переведен в Португалию. А с 1853 года и до конца жизни занимал пост чрезвычайного посланника и полномочного министра при Нидерландском дворе.

Фёдор Фёдорович МатюшкинВыйдя из лицея, поступил волонтёром на флот, где в младших чинах участвовал в ряде кругосветных и полярных экспедиций под начальством В. М. Головнина и барона Ф. П. Врангеля. Последний назвал один из описанных им мысов в Чаунской губе мысом Матюшкина.

С 1830-х служил в военном флоте. Назначенный в 1852 году вице-директором инспекторского департамента, он посвятил себя административной деятельности: участвовал в составлении нового морского устава, исправлял должность главного командира Свеаборгского порта, состоял членом морского генерал-аудиториата, цензором от морского министерства, членом разных комитетов и с 1858 года председателем Морского учёного комитета. В 1867 году произведен в адмиралы.

Иван Иванович Пущин

Вскоре после выхода из лицея Пущин начал карьеру военного и вступил в первое тайное общество «Священную артель», основанное гвардейскими офицерами.

После восстания декабристов признан судом виновным «в участии в умысле на цареубийство одобрением выбора лица, к тому предназначенного, в участии управлением общества, в принятии членов и в отдаче поручений и, наконец, в том, что лично действовал в мятеже и возбуждал нижних чинов». Приговорен к смертной казни, но помилован и обречен на пожизненную каторгу. Срок каторги отбывал в Читинском остроге и Петровском заводе.

По прошествии 20 лет он был поселён сначала в Туринске, а потом в Ялуторовске. Возвращён из ссылки в 1856 году.

http://diletant.ru/articles/24181965/

chagnavstretchy.mirtesen.ru

Лицейские друзья А.С. Пушкина (список и краткая характеристика)

Царскосельский лицей может по праву гордиться своим первым выпуском. Он оказал огромное влияние на становление Пушкина как поэта и гражданина России. Этому способствовали не только талантливые педагоги, но и сами лицеисты, в числе которых были одаренные, умные, ответственные молодые люди. Пушкин посвятил немало добрых, а порою и шутливых строк своим друзьям – однокашникам.

Иван Пущин

Портрет Пущина«Мой первый друг, мой друг бесценный» – это, конечно же, Иван Иванович Пущин. Он был на год старше Пушкина. Познакомились они 12 августа 1811 года во время поступления в лицей. Во время учебы их комнаты находились рядом. Дружба, завязавшаяся между молодыми людьми в лицее, сохранялась на протяжении всей жизни.

По окончании лицея Иван Пущин решил стать военным и поступил в Конную артиллерию. Здесь он познакомился с членами тайных обществ и вступил в одно из них. Он был активным участником «Священной артели», в которую входили братья Муравьевы, Иван Бурцов, из товарищей по лицею – Владимир Вальховский, Вильгельм Кюхельбеккер (Кюхля).

Возникшие разногласия с Великим князем Михаилом Павловичем вынудили Пущина оставить военной службу в январе 1823 года. Он перешел служить в Петербургскую уголовную палату.

11 января 1825 года Иван Пущин первым из друзей и близких посетил Михайловское, где в это время жил Пушкин, чтобы морально поддержать друга, сосланного за вольнодумство. Иван Иванович привез ему комедию Грибоедова «Горе от ума» и рассказал о существовании тайных обществ. Но он ничего не сказал о готовящемся покушении на жизнь самодержца.

Иван Пущин всегда был в центе событий, связанных с подготовкой и проведением декабрьского восстания, за что и был сослан в Сибирь, в Читинский острог.

Мой первый друг, мой друг бесценный!И я судьбу благословил,Когда мой двор уединенный,Печальным снегом занесенный,Твой колокольчик огласил.Молю святое провиденье:Да голос мой душе твоейДарует то же утешенье,Да озарит он заточеньеЛучом лицейских ясных дней!

Это стихотворение Пушкин посвятил своему другу, когда узнал о печальной судьбе своего товарища по лицею. Получив это стихотворение в ссылке, Иван Пущин в своем дневнике записал: «Отрадою отозвался во мне голос Пушкина».

Александр Сергеевич даже пытался ходатайствовать перед Николаем I о смягчении наказания Пущину, но получил отказ.

Дельвиг

Портрет ДельвигаАнтон Антонович Дельвиг был ленив, учился неохотно, за что был порицаем учителями и попадал в пушкинские эпиграммы. Но в нем рано проснулся интерес к литературному творчеству. По окончании лицея он был направлен в Министерство внутренних дел, где и прослужил до конца своих дней. Но это совсем не мешало ему заниматься литературной и издательской деятельностью.

Дельвигу Пушкин посвятил не одно стихотворное послание.

В одних журналах нас ругали,Упреки те же слышим мы:Мы любим слишком, да, в бокалеТопить разгульные умы.

Лицейскую дружбу Пушкин и Дельвиг пронесли до конца их недолгой жизни. Он был одним из трех друзей Пушкина, посетивших его в ссылке. Есть сведения, что Пушкин и Дельвиг встречались на Кавказе. Дельвиг умер рано, в 32 года.

«Смерть Дельвига нагоняет на меня тоску. Помимо прекрасного таланта, то была отлично устроенная голова и душа незаурядного закала. Он был лучшим из нас. Наши ряды начинают редеть», — написал Пушкин Плетневу, узнав о смерти друга.

Кюхля

Кюхельбекер на рукописи ПушкинаТак лицеисты прозвали долговязого, худощавого Вильгельма Кюхельбеккера. На первых курсах товарищи по лицею были безжалостны к нелепому, глуховатому Кюхле. Пушкин тоже не щадил его, донимал эпиграммами и шутками, на которые был большой мастер.

За ужином объелся я,А Яков запер дверь оплошноТак было мне, мои друзья,И кюхельбекерно и тошно.

Эта эпиграмма стоила Пушкину дуэли, которая закончилась благополучно для обоих. Позволив Кюхельбеккеру выстрелить, Пушкин отказался стрелять под предлогом, что пистолет забился снегом. Потом друзья помирились.Несмотря на насмешки, в глубине души все любили этого странного длинного паренька. Несмотря на свою неуклюжесть, он был способным к учебе, талантливым поэтом.

В своем посвящении на день Лицея Пушкин посвятил несколько строк и Кюхельбеккеру:

Служенье муз не терпит суеты;Прекрасное должно быть величаво:Но юность нам советует лукаво,И шумные нас радуют мечты…Опомнимся — но поздно! и унылоГлядим назад, следов не видя там.Скажи, Вильгельм, не то ль и с нами было,Мой брат родной по музе, по судьбам?

Вильгельм Кюхельбеккер с отличием окончил лицей в чине титулярного советника. Его, как и Пушкина, зачислили в коллегию иностранных дел.

Кюхельбеккер тоже присутствовал на Сенатской площади во время декабрьского восстания, и даже пытался стрелять в генералов, однако его пистолет дал осечку.

Вильгельм Кюхельбеккер пережил Пушкина всего на 7 лет. Он умер в Тобольске от чахотки в 1846 году.

Иван Малиновский

Еще один из близких друзей Александра по лицею. Дружбу к Ивану поэт пронес через всю жизнь, а после роковой дуэли с Дантесом говорил:  «Отчего нет около меня Пущина и Малиновского. Мне было бы легче умирать».

Иван отличался  большой вспыльчивостью и получил прозвище «Казак». Он был сыном первого директора лицея, который умер в 1814 году. На похоронах присутствовали пять лицеистов, в том числе Пушкин. После окончания лицея Малиновский стал военным, дослужился до полковника и в 1825 году вышел в отставку. В 1834 году он женился на сестре Пущина.

 

poetpushkin.ru

«Друг мой Кюхля». Как однокашник Пушкина стал декабристом | Персона | КУЛЬТУРА

Русский поэт и общественный деятель Вильгельм Кюхельбекер появился на свет в Петербурге 219 лет назад – 21 июня 1797 года.

Судьба подарила ему встречу с величайшими людьми своего времени, но тревожный и вспыльчивый характер не позволил найти место в жизни и привел его к многолетнему заточению.

Глухота ребенка

Отец русского поэта Карл Кюхельбекер происходил из саксонского города Баутцена. Он обладал глубокими познаниями в экономике, агрономии и юриспруденции. В свое время в Лейпцигском университете слушал лекции вместе с Гете. Влиятельные родственники выхлопотали ему должность секретаря великого князя Павла Петровича, а затем по карьерной лестнице он поднялся очень быстро, став директором Павловска. Мать Вильгельма Кюхельбекера Юстина фон Ломан, помимо своих отпрысков, воспитывала младшего сына императора Михаила Павловича.

Царь Павел I отдал впоследствии в пожизненное пользование Карлу Кюхельбекеру имение Авинорм на территории нынешней Эстонии. Здесь и прошло беззаботное детство Вильгельма. При этом по-настоящему богатой семья будущего декабриста не была. Родители старались дать своим детям отличное образование – на это и уходила большая часть доходов от поместья.

Когда Вильгельму Кюхельбекеру только исполнилось 10 лет, он пережил тяжелое заболевание. После он ничего не слышал левым ухом. Мальчик серьезно отнесся к своему недостатку, что способствовало формированию у него вспыльчивого и тревожного характера. К тому же Вильгельма часто дразнили сверстники. Ситуацию усугубила и потеря отца – жизнь Карла Кюхельбекера унесла чахотка уже в 1809 году.

Просьба главы семейства о том, чтобы передать имение Авинорм в пожизненное владение уже его супруге, озвученная незадолго до кончины, была отклонена. Забота о семье легла на плечи сестры Вильгельма Кюхельбекера Юстины. Она к тому моменту вышла замуж за профессора русского языка и литературы Дерптского университета Григория Глинку. Впоследствии Юстина еще не раз выручит своего брата, столкнувшегося с жизненными трудностями.

Дуэль с Пушкиным

Незадолго до смерти отца Вильгельма Карловича отдали в частный пансион в Выру. Здесь мальчик изучал языки и естественные науки. Отличное образование, на которое не поскупились родители Кюхельбекера, помогло ему сдать в 1811 году вступительные экзамены в знаменитый Царскосельский лицей и стать одним из добрых товарищей поэта Александра Сергеевича Пушкина. В престижное заведение Вильгельма взяли, в том числе, по протекции знаменитого русского полководца Михаила Барклая де Толли, являвшегося его дальним родственником.

В Царскосельском лицее о Кюхельбекере отзывались как об усидчивом и одаренном ученике. Однако издевательства со стороны однокашников способствовали неприятным проявлениям его взрывного характера. Лицеисты порой с жестокостью высмеивали его глухоту и тонкую душевную организацию. Все закончилось тем, что Кюхельбекер решил утопиться в пруду поблизости. Но его неудачная попытка суицида вызвала лишь смех у товарищей, составлявших шутки и эпиграммы.

Впрочем, впоследствии Вильгельм упорством и знаниями сумел снискать уважение у других лицеистов, в том числе и Пушкина. Кюхельбекер в Царскосельском предпринял попытки писать стихи на немецком и русском языках. Любопытно, что Пушкин изначально посмеивался над опытами товарища, но затем разглядел в Кюхельбекере заслуживающие уважения свойства характера и перестал иронизировать на его счет. Вильгельм Карлович уже в те годы прямодушно искал в мире добро и справедливость.

Что касается Пушкина, то Кюхельбекер всегда с восторгом относился к его стихам, но при этом мог жестко раскритиковать поэта, если ему что-то не нравилось.

По некоторым сведениям, между писателями даже случилась дуэль. В 1818 году Пушкин написал эпиграмму, задевшую Кюхельбекера. Однако поэт сделал это не со зла, ведь в ту пору Пущин, Дельвиг и Кюхля были его лучшими друзьями. Однако Вильгельм Карлович вызвал на дуэль Пушкина и стрелял первым, но промахнулся. Александр Сергеевич же не стал нажимать на курок, убедив соперника, что дуло забилось снегом. Впрочем, по воспоминаниям других свидетелей, на той дуэли Кюхельбекер дрался вовсе не с Пушкиным, а с Пущиным.

Революционное безделье

После окончания Царскосельского лицея Вильгельм Карлович поступил на службу в Коллегию иностранных дел, а затем начал преподавать русскую литературу в Благородном пансионе при Главном педагогическом институте.

Кюхельбекер также пытался получить место профессора русского языка в Дерптском университете, но неудачно. При этом почти все свое свободное время выпускник Царскосельского лицея посвящал литературе.

Неудачно сложившийся роман подтолкнул его к смене места. В сентябре 1820 года он отправился в Европу в должности обер-камергера вельможи Нарышкина. Здесь он написал книгу путевых заметок «Путешествие». Вильгельм Карлович в ту пору встретил много известных европейцев, среди которых великий Гете, Феликс Мендельсон-Бартольди и графиня фон дер Реке. В Париже он читал публичные лекции о славянском языке и русской литературе в антимонархическом обществе «Атеней». Лекции были прекращены из-за их «вольнолюбия» по требованию русского посольства. Кюхельбекер вернулся в Россию.

Уже в сентябре 1821 года Вильгельм Карлович отбыл на службу на Кавказ под покровительство генерала Алексея Ермолова. Там он познакомился с Александром Грибоедовым. Конфликт с начальством не позволил Кюхельбекеру продолжить службу, поэтому уже в мае 1822 года он перебрался в имение сестры Юстины в селе Сакуп Смоленской губернии. Там он строил планы: мечтал устроиться на службу в Петербург, издавать журнал. Однако далее в его жизни была Москва, чтение лекций в Университетском пансионе, а заодно и преподавание частных уроков. Вместе с Владимиром Одоевским Кюхельбекер стал издавать альманах «Мнемозина». Однако и это занятие желаемых результатов не принесло.

Мемориальная таблица в память Вильгельма Кюхельбекера в бывшей Динабургской крепости. Фото: Commons.wikimedia.org

Все закончилось тем, что весь 1825 год Вильгельм Карлович провел без определенных занятий, скитаясь между Москвой, Петербургом и имением сестры. В итоге в столице он поселился у своего двоюродного брата – Александра Одоевского. Здесь он и присоединился к тем, кто принял участие в декабристском восстании. Особенно этому поспособствовало близкое знакомство с Кондратием Рылеевым, из-за которого он и стал пламенным революционером.

Осечки пистолета

В событиях на Сенатской площади 14 декабря 1825 года поэт стал одним из самых деятельных. На площади разгоряченный происходящим Кюхельбекер пытался застрелить великого князя Михаила Павловича – того самого, которого воспитывала его мать. Однако пистолет дал сразу несколько осечек. Вильгельм Карлович бежал в Варшаву, но был пойман. В дальнейшем на допросах он все отрицал. В частности, он утверждал, что не знаком с Александром Одоевским и Александром Грибоедовым. В итоге первому смягчили приговор, а второго отпустили на свободу.

Кюхельбекеру грозила смертная казнь, которая в конечном итоге была заменена двадцатью годами каторжных работ. Позднее этот приговор смягчили, и Вильгельм Карлович попал в одиночное заключение в крепость Динабурга. 13 октября 1827 года, за неделю до ежегодной лицейской встречи, Александр Пушкин выехал из Михайловского в Петербург. 14 октября случилась его неожиданная встреча с Кюхельбекером на глухой почтовой станции Залазы. 

«Мы кинулись друг другу в объятия, – записал потом в дневнике Пушкин, – жандармы нас растащили...». Товарищам поговорить толком не дали – Кюхельбекера спешно отправили дальше…

Известно, что впоследствии поэт снабжал своего лицейского товарища, попавшего в заточение, литературными новинками.

Дом-музей В. К. Кюхельбекера в Кургане. Дом-музей В. К. Кюхельбекера в Кургане. Фото: Commons.wikimedia.org

К декабрю 1835 года декабрист попал в восточную Сибирь, где уже был его младший брат – Михаил Карлович Кюхельбекер. Вместе они завели большое хозяйство и открыли в доме бесплатную школу для жителей. Вильгельм Карлович продолжал литературную деятельность. В Сибири он завершил «Дневник», поэму «Юрий и Ксения» и драму «Падение дома Шуйского». Случился в его жизни и брак с дочерью баргузинского почтмейстера Дросиде Ивановной Артеновой, но счастливым для него, несмотря на рождение троих детей, он так и не стал. Супруга требовала, чтобы поэт уделял больше времени зарабатыванию денег преподаванием, в то время как он сам тяготел к литературной деятельности.

С весны 1845 года Кюхельбекер жил в Кургане. Туда он перебрался из-за ухудшающегося здоровья. К глухоте на одно ухо добавилась и слепота. Спустя еще несколько месяцев он отправился с семьей в Тобольск на лечение. Здесь друзья-декабристы окружили его заботой, но это не помогло. Приступы чахотки не отступили – Вильгельма Карловича не стало 23 августа 1846 года.

www.spb.aif.ru

64. Журналистская деятельность а.С. Пушкина. Роль а.С. Пушкина в формировании литературного журнала и альманаха нового типа.

ПСЕВДОНИМЫ. В июле 1814 года Пушкин впервые выступил в печати, в издававшемся в Москве журнале «Вестник Европы». В тринадцатом номере было напечатано стихотворение «К другу-стихотворцу», подписанное псевдонимом Александр Н.к.ш.п. псевдоним составлен из согласных букв фамилии поэта, поставленных в обратном порядке.

Феофилакт Косичкин — журнальный псевдоним Александра Сергеевича Пушкина Иван Петрович Белкин, , P., Ст. Арз. (Старый Арзамасец), А. Б.

Журналистская деятельность Пушкина развивалась в трех направлениях: литературная критика, полемика и публицистика. такие важные вопросы, как народность и общественная роль литературы, историческая обусловленность литературного процесса, понимание истинно прекрасного в искусстве, значение литературной критики и т.д.

Предшественником Белинского Пушкин был и в жанре полемики. Пародия, сатира, иносказания, Пушкин охотно прибегал к острому слову, остроумным выражениям, каламбурам, эпиграммам, афоризмам Пушкин явно тяготел к малым формам литературной критики и публицистики. За исключением памфлетов, статьи Пушкина, как правило, невелики по размеру: от пяти страниц журнального текста до нескольких фраз. Это скорее даже не статьи, а миниатюрные заметки. В наброске статьи «О прозе» (1822) Пушкин писал: «Точность и краткость – вот первые достоинства прозы. Заветным желанием Пушкина было, по его собственным словам, «пуститься в политическую прозу» (письмо к Вяземскому от 16 марта 1830 г.), но строгие цензурные условия не позволяли ему печатать открыто публицистические статьи. В конце 1833 г. Пушкин начал работать над большим публицистическим сочинением «Путешествие из Москвы в Петербург», Первое выступление Пушкина-журналиста в периодической печати относится к 1824 г. В мае этого года в «Сыне отечества» (Греч, нач 1812) (№18) появилась присланная из Одессы полемическая заметка Пушкина – его «Письмо к издателю «Сына отечества». В 1825 г. Вяземский привлекает Пушкина к сотрудничеству в «Московском телеграфе» Николая А. Полевого; здесь Пушкин напечатал несколько своих стихотворений. Самое острое из них – эпиграмма «Жив, жив, курилка!», направленная против «Вестника Европы», не была пропущена цензурой. Одновременно Пушкин выступает в «Московском телеграфе» с критическими статьями. Начав в 1827 г. сотрудничать в «Московском вестнике» Михаила Погодина, Пушкин, однако, скоро убедился, что ему не удастся руководить журналом. В 1825–1830 гг. Пушкин сотрудничал в альманахе Антона Антоновича Дельвига «Северные цветы», сначала как поэт, а после 1827 г. как критик и полемист. Дельвиг упросил цензурный комитет разрешить ему выпуск «Литературной газеты» без всякой примеси политики, и 1 января 1830 г. появился ее первый номер.

«Литературная газета» выходила один раз в пять дней, на восьми полосах; каждая полоса была разбита на две колонки. Рабочая редакция «Литературной газеты» состояла из трех человек: издателя-редактора Дельвига, его помощника, литератора и журналиста Сомова, и секретаря редакции В. Щасного. Кроме Пушкина, участвовали О. Сомов, П. Вяземский, Д. Давыдов, Е. Баратынский, П. Катенин, Н. Языков, Ф. Глинка, Н. Гоголь и др. Борьба против “продажной” журналистики Булгарина и Греча. П. редактировал “ЛГ” в 1830, пока Дельвига не было в Пб. “ЛГ” была литературным и литературно-критическим изданием, соответственно имелись литературный и критический отделы. Газета стояла на позициях романтизма. Но уже критически оценивала его крайности. “ЛГ” вступала против “ВЕ”, “Северной пчелы” и “Сына отечества”. Вяземский и П. вели полемику и с Полевым. Само издание прекращается в 1831 из-за цензурных стеснений.

Сотрудничая в “ЛГ” Дельвига, П. одновременно печатался в московском журнале “Телескоп”. В 1831 - две фельетонные статьи П., направленные против Булгарина и Греча: “Торжество дружбы, или оправданный Александр Анфимович Орлов” и “Несколько слов о мизинце г. Булгарина и о прочем”

Стремясь создать собственный печатный орган, П. в 1832 безуспешно пытается организовать газету “Дневник” с правом публикации политической информации. Только в 1836 ему удалось наконец организовать собственный журнал - “Современник”, чрезвычайно ограниченный в возможностях (журнал был разрешен как чисто литературный, с невыгодной периодичностью - 4 номера в год). В первом номере “С” не было опубликовано никакой программы, что вызвало нарекания (Объяснение: Литературный журнал все объясняет). Внешним видом он напоминал альманах, имея всего два отдела – «Стихотворения» и «Проза». 2/3 – исторические материалы.

В «Современнике» помещались не только художественные произведения, критика, библиография, статьи по истории и теории литературы, но и такие статьи, в которых затрагивались вопросы современной политики (конечно, не прямо, а «обиняками»), экономики, отечественной истории, культуры и просвещения, велась острая полемика с реакционным «журнальным триумвиратом». Были напечатаны не только “Капитанская дочка” и “Скупой рыцарь”, но и “Путешествие в Арзрум”. Его “Путешествие в Арзерум” создает основы русского очерка (один из первых очерковых циклов в русской журналистике, фактичность воспроизведения и стремление охватить злободневные вопросы - элементы публицистики, изображая события на Кавказе, П. оправдывал присоединение этого региона к России; изображение войны “буднично”, лишено романтизации, читатель видит ужасы войны, но вместе с тем П. высоко оценивает исторический смысл побед русского оружия). У Пушкина были большие планы в отношении журнала, но смерть не позволила их исполнить.

Вообще именно Пушкин в России заговорил о нарушении авторских прав (его кинули с «Кавказским пленником», оплатили книгами, журналами, продуктами и «Бахчисарайским фонтаном»), об этом он переписывался с французом. Бестужев-Рюмин его стихи ненапечатанные чуть переделал и выдал за свои в «Северной пчеле». Так же печатались самовольно его стихи и благодарили неведомого А.П. за них. И со своих первых публикаций не был доволен вознаграждением, и говорил, что работает не только ради слова, но и ради денег. Пока он был в ссылке над ним тут издевались. Дробили произведение на несколько частей и следовательноза ёю публикацию получал маленький гонорар. Смердин ему платил 10-11 рублей золотом за одну строку и 1200 или 2000 за стих «Гусар». Много дененг проигрыва в карты и отдавал кредиторам. Пока был в ссылке 1821-25 изданием его стихов занимался брат Лев. Работал в полярной звезде с рылеевым и бестужевым александром, которые платили золотом за золотые стихи.

При жизни Пушкина вышли все четыре тома «Современника», высокий гонорар.

Пушкин, в обход цензуры, стремился освещать в своем журнале социально-политические вопросы. Стоявшая на страже цензура, особенно бдительно следившая за «Современником», чинила всяческие препятствия поэту. А.В. Никитенко записал у себя в дневнике (17 января 1836 года): «Цензором нового журнала попечитель назначил А.Л. Крылова, самого трусливого, и следовательно, самого строгого из нашей братии. Хотели меня назначить, но я убедительно просил уволить меня от этого: с Пушкиным слишком тяжело иметь дело».

В апреле того же года Никитенко записывает: «Пушкина жестоко жмет цензура. Он жаловался на Крылова и просил себе другого цензора, в подмогу первому. Ему назначили Раевского. Пушкин раскаивается, но поздно. Раевский до того напуган гауптвахтой, на которой просидел восемь дней, что теперь сомневается, можно ли пропустить в печать известие, вроде того, что такой-то король скончался». Привлеченный Пушкиным к сотрудничеству в журнале поэт-партизан Денис Давыдов весьма своеобразно отвечал ему по поводу своей статьи, изуродованной цензурой: «...эскадрон мой, как ты говоришь, опрокинутый, растрепанный и изрубленный саблею ценсуры, прошу тебя привести в порядок: — убитых похоронить, раненых отдать в лазарет, а с остальным числом всадников — ура! и сново в атаку на военно-ценсурный Комитет. Так я делывал в настоящих битвах,— унывать грешно солдату — унывать грешно солдату — надо или лопнуть или врубиться в паршивую колонну Ценсуры»

И Пушкин «врубался». Во время «битвы» с цензурой он потерял «убитыми» собственную статью о Радищеве, «Записку о древней и новой России» Карамзина, «Два демона» Тютчева и переводную статью о «Применении системы Галля и Лафатера к изображениям пяти участников покушения на жизнь Луи-Филиппа». «Израненными и изрубленными» он вывел на страницы журнала «Хронику русского» А.И. Тургенева и «Прогулку по Москве» М. Погодина, «Взятие Дрездена» и «О партизанской войне» Дениса Давыдова, «Не то, что мните вы природа» Тютчева. Были, разумеется, у поэта и победы в этих «боях». Почти без единой царапины он провел свои произведения: «Капитанскую дочку», «Пир Петра первого», «Путешествие в Арзрум», «Скупого рыцаря», «Полководца» и многое другое. С почетом привел к победе гоголевские «Коляску», «Нос», «Утро делового человека». Кроме старых своих соратников — Вяземского, Жуковского, Давыдова, Языкова, Баратынского — Пушкин позвал на помощь молодых поэтов Тютчева и Кольцова, впервые по-настоящему познакомив с ними читателей. Привлек и героя войны 1812 года — Надежду Дурову. Главными «неприятельскими силами», стоявшими против Пушкина, были министр народного просвещения Уваров, ненавидевший поэта за только что напечатанную на него сатиру «На выздоровление Лукулла», и «правая рука» министра по цензурному ведомству — Дондуков-Корсаков — тот самый «князь Дундук», заседавший по пушкинской эпиграмме «в академии наук» отнюдь не по научным своим заслугам. Кроме них существовали еще и Бенкендорф, все Третье отделение, и, наконец, сам Николай I. Пушкин был опытным бойцом и стратегом, но и ему пришлось туго. Он писал Денису Давыдову: «Тяжело, нечего сказать. И с одною ценсурою напляшешься: каково.же зависеть от целых четырех? Не знаю чем провинились русские писатели... Но знаю, что никогда не бывали они притеснены, как нынче...». Кроме цензурного фронта у Пушкина были еще и другие «фронты», на которых приходилось вести жаркие битвы. Прежде всего «журнальный триумвират» в лице Сенковского, Булгарина, Греча. Журнальное предприятие Пушкина стояло у них поперек горла. Они боялись Пушкина. Мы знаем, что Смирдин, издатель журнала «Библиотека для чтения», предлагал поэту пятнадцать тысяч отступного, чтобы он отказался от «Современника». Пушкин не согласился. Первый бой пришлось дать из-за статьи Гоголя, напечатанной в первом же номере «Современника» под названием «О движении журнальной литературы в 1834 и 1835 г.г.». Гоголь принял самое ближайшее участие в составлении первого номера журнала, взяв на себя даже типографские и редакционные хлопоты. Статья его, носящая программный характер, била по булгаринской клике и по Сенковскому и его «Библиотеке для чтения», в особенности. Статья Гоголя была напечатана без подписи. Нет имени Гоголя и в оглавлении журнала. Однако в 1954 году литературоведу В.Г. Березиной удалось обнаружить в Петербургской библиотеке им. Салтыкова-Щедрина уникальный экземпляр первого тома «Современника», в котором последние 24 страницы набраны и сверстаны иначе, чем во всех известных, обыкновенных экземплярах. В этом уникальном экземпляре отсутствует очень важная заметка, заключающая раздел «Новые книги», а. в оглавлении тома полностью указано имя Гоголя как автора статьи «О движении журнальной литературы». «Современник» должен был появиться на свет почти накануне премьеры гоголевского «Ревизора», и Пушкин понимал, что может сделать с Гоголем за эту статью Сенковский, да еще при поддержке Булгарина. Для Пушкина это было тем более ясно, что прослышавший о статье в «Современнике» Сенковский, убежденный, что автором ее является Пушкин, уже объявил войну еще не вышедшему журналу на страницах «Библиотеки для чтения». И Пушкин решил этот удар целиком принять на себя. Он задерживает выпуск журнала, перепечатывает последние его 24 страницы с двоякой целью: ему нужно вставить в конец раздела «Новые книги» принципиально важную для него заметку и изъять имя Гоголя из оглавления. Это было сделано, и все «громы и молнии» обрушились на голову поэта. Не желая, однако, дальнейшей войны с «Библиотекой для чтения», Пушкин в третьем томе «Современника» помещает «Письмо к издателю» за подписью «А. Б.», в примечании к которому отмежевывается от авторства статьи «О движении журнальной литературы» (не выдавая, разумеется, Гоголя) и говорит, что она «не есть и не могла быть программою Современника». Не понявший всех этих «шахматных ходов» Пушкина Гоголь обиделся на поэта, прекратив свое ближайшее участие в «Современнике». Пушкин понимал, что для издания «Современника» помощи верных его друзей — Жуковского, Плетнева, Вяземского, Дениса Давыдова — недостаточно. Он понимал также, что выбранное им направление журнала, по существу продолжавшего «Литературную газету» Дельвига, рассчитанное на ограниченный круг образованных читателей, никогда не завоюет ему широкие круги подписчиков, какие имеет «Библиотека для чтения». И Пушкин решает пригласить для ближайшего сотрудничества в «Современнике» молодого В. Г. Белинского. Это приглашение могло бы состояться во время последней поездки Пушкина в Москву, но, по ряду причин, встречи поэта с критиком не произошло. Пушкин вернулся в Петербург, не повидав Белинского. Поэт писал 27 мая 1836 года своему другу П.В. Нащокину: «Я оставил у тебя два порожних экземпляра Современника. Один отдай кн. Гагарину, а другой пошли от меня Белинскому и вели сказать ему, что очень жалею, что с ним не успел увидеться».

studfiles.net

Издательство Издатель Я. А. Исаков

Описание:

Яков Алексеевич Исаков —  (1811—1881) — санкт-петербургский книготорговец и издатель.

В августе 1823 года 12-ти летний Яша Исаков по настоянию отца, столяра Охтенских адмиралтейских поселений, поступил на службу в лавку иностранных книг Панькова в Большом Гостином дворе. Проработав у Панькова несколько лет, Исаков, тогда еще совсем юноша, в 1831 году купил у своего хозяина его дело за 1500 руб в рассрочку на один год и продолжал торговать сначала в той же лавке № 13, а затем в лавке № 22. Торговлю старыми книгами он дополнил новыми французскими изданиями, которые выписывал из Парижа и даже открыл там в 1846 году контору для закупки французских изданий. При этом он снизил цены на иностранные книги, что привлекло новых клиентов. Универсальный книжный магазин Исакова считался лучшим в Санкт-Петербурге. При нем работала библиотека иностранных книг.

В 1848 году в книжный магазин Исакова поступил работать приказчиком перебравшийся в Санкт-Петербург из Варшавы 23-х летний Маврикий Осипович Вольф.

Важнейшая заслуга Я.А.Исакова перед русской книжной торговлей состоит в том, что он резко понизил цены на иностранные книги в России. За франк, который у других петербургских торговцев иностранными книгам считался как 1 р. 75 к. и даже 2 р. 10 к. ассигнациями, Исаков брал 87 1/2 коп. и в крайнем случае — рубль ассигнациями, талер, вместо 4—5 рублей, считался как 3 р. 15 коп. и даже 3 рубля. Видя такую громадную разницу в ценах, публика буквально хлынула к Исакову, нововведения и самое имя которого стали тогда широко популярны. Вскоре при магазине Исакова открывается и библиотека для чтения иностранных книг; и, наконец, по желанию покупателей была организована продажа русских книг.

Победив дешевизною своих конкурентов, Исаков долгое время не имел себе равных в русском книготорговом деле. Он сумел создать у себя своего рода книгопродавческую школу, из которой помимо М.О.Вольфа вышли многие видные деятели на русском книжном поприще: Ф.А.Битепаж, Н.Г.Мартынов, Г.В.Беренштам (впоследствии крупный книгопро­давец в Тифлисе), Ф.И.Колесов, Ф.Г.Михин, И.Г.Мартынов, Г.Н.Тюнтин, В.А.Исаков, Фриз (впоследствии известный книгопродавец-комиссионер в Лейпциге,).

Книгоиздательская деятельность Я.А.Исакова началась в 1841 году. Первое время он выпускал книги довольно случайным образом, видимо, в первую очередь как меценат. Будучи комиссионером военно-учебных заведений, Исаков издал много учебной литературы. В 1840-х годах в России получил распространение жанр социальной беллетристики. Один за другим выходили литературные сборники, в издании которых принимали участие писатели-реалисты и художники-иллюстраторы того времени, обратившиеся к изображению жизни, нравов и быта простого народа, обездоленных обитателей столичных «углов» и трущоб — дворников, разносчиков, мелких чиновников, торговцев, рабочего люда и крестьян.

Произведения подобного рода получили название «физиологических очерков». Наиболее заметным в этом ряду стал альманах «Физиология Петербурга», в котором участвовали В.Г.Белинский, Д.В.Григорович, Е.П.Гребенка, В.И.Даль, И.И.Панаев, А.Я.Кульчицкий (Говорилин) и Н.А.Некрасов. Успеху издания немало способствовали прекрасные иллюстрации по­литипажи, выполненные В.Ф.Тиммом, Е.И.Ковригиным, Р.К.Жуковским и запечатлевшие целый ряд характерных петербургских бытовых сценок и типов.

В известном смысле предшественником «Физиологии Петербурга» стало выпущенное Я.А.Исаковым в 1841 году по инициативе и под редакцией А.П.Башуцкого, автора «Панорамы Санкт-Петербурга», превосходно иллюстрированное издание — «Наши, списанные с натуры русскими». Книга была выполнена в стиле парижского издания Кюрмера «Французы в их собственном изображении» — многотомной серии с многочисленными иллюстрациями Гаварни, Мейссонье, Гранвилля и других известных художников, которая весьма полно отображала жизнь простых французов.

Оценивая значение «Наших...», крупный знаток книжного искусства А. А. Сидоров утверждал «Литературное содержание их для нас сейчас... не столь интересно, но художественное оформление и изобрази­тельные материалы живы и до нашего времени». Рисунки В.Ф.Тимма, Е.И.Ковригина, И.О.Щедровского, Т.Г.Шевченко, гравюры К.К.Клодта, типографские украшения и шрифты словолитни Ревильона — все это делало «Наших...» образцовым изданием подобного рода, подлинным шедевром книжного искусства.

Второй и наиболее интенсивный период издательской деятельности Я.А.Исакова начался в 1859 году, когда он предпринял издание Полного собрания сочинений А.С.Пушкина, в итоге он трижды издает собрание сочинений А.С.Пушкина в шести томах (1859; 1869—1871; 1880—1881). До выпуска собрания сочинений Пушкина Исаковым наиболее авторитетным считалось собрание сочинений поэта в семи томах (том 7 — дополнительный), изданное П. В. Анненковым в 1855—1857 гг. И хотя при подготовке этого издания использовались рукописи Пушкина, из которых был сделан ряд ценных выписок, в основу его было положено предыдущее издание (СПб., 1838—1841), текст которого остался не выверенным, в результате чего издание Анненкова сохранило его ошибки.

К редактированию сочинений Пушкина Исаков решил привлечь замечательного русского библиографа Г.Н.Геннади, под редакцией которого собрание сочинений поэта в шести томах издавалось Исаковым дважды — в 1859 и 1869—1871 гг. Однако эти издания не пользовались успехом, а друг Пушкина С.А.Соболевский даже написал эпиграмму: «О жертва бедная двух адовых исчадий, / Тебя убил Дантес и издает Геннади». И все же исаковское издание было значительно полнее анненковского, так как за годы, прошедшие после выхода последнего в свет, на страницах русской периодической печати было опубликовано большое количество пушкинских текстов. Именно поэтому Исаков и предпринял новое издание сочинений Пушкина, тем более что анненковское издание полностью разошлось.

Исаков знал Пушкина, благоговел перед его памятью. Приятель А.С.Пушкина М.А.Щербинин писал члену Московского археологического общества Ю.Н.Щербачеву в ноябре 1875 года: «Исакову лет 70. Если узришь его, пади ему в ноги. Он знал Пушкина и пивал с ним вино. Исаков ко мне благоволил, а я доставил ему несколько стихотворений Пушкина, ему неизвестных». В 1858 году Исаков вместе с секундантом Пушкина К.К.Данзасом выезжал на место дуэли поэта, а в 1863 году выпустил книгу «Последние дни жизни и кончина Александра Сергеевича Пушкина. Со слов бывшего его лицейского товарища и секунданта Константина Карловича Данзаса», являющуюся сегодня библиографической редкостью. Незадолго до своей кончины Исаков прислал в газету «Голос» заметку о месте дуэли, приложив к ней точный план местности.

Особо необходимо отметить издания, выпущенные Исаковым совместно с Гогенфельденом — художником-гравёром и владельцем собственной типографии.

В 1860-х годах Исаков издал сборник «На несколько часов», составленный из произведений М.Е.Салтыкова-Щедрина, А.И.Герцена, Н.А.Некрасова, Н.Г.Помяловского, Г.И.Успенского, Я.П.Полонского и других популярных авторов. Многие книги Исаков выпускал в виде серий: «Библиотека путешествий», «Классная библиотека», «Записки иностранцев о России». В серии «Библиотека путешествий» вышли двенадцать томов сочинений популярного писателя и педагога М.Б.Чистякова — чрезвычайно плодовитого автора, о котором в каталоге книжного магазина Исакова сообщалась следующее: «Имя г. Чистякова, как писателя, умеющего своим пером поучать и вместе научать детей, известно давно талант говорить каждому возрасту, и полное знание потребностей и понятий различных возрастов у г. Чистякова находится в полной гармонии с легкостью рассказа и чистотой слова»».

Наивысшего расцвета книготорговая деятельность Я.А.Исакова достигла во второй половине 1870-х гг., когда вышли его книготорговые каталоги, составленные замечательным русским библиографом В.И.Межовым: «Систематический каталог русских книг за 1875 и 1876 годы, продающихся в книжном магазине потомственного почетного гражданина Якова Алексеевича Исакова. С указанием переводов, критических статей, рецензий и библиографических заметок и прибавлением азбучного указателя имен и предметов» в 1877 году, а затем в 1880 году «Систематический каталог русских книг за 1877 и 1878 годы, продающихся в книжном магазине потомственного почетного гражданина Якова Алексеевича Исакова. С указанием переводов, критических статей, рецензий и библиографических заметок и прибавлением азбучного указателя имен и предметов».

В последние годы жизни Исаков увлекался коммерческими предприятиями, исполняя обязанности председателя Общества взаимного кредита. Об этом периоде жизни Исакова сообщает библиограф и книговед П.К.Симони: «От природы честный и трудолюбивый человек, но не получивший правильного образования, Я.А.Исаков не имел серьезных познаний и опыта в финансовых делах и сделался жертвою бесчестных людей, но не мог пережить унижения. Ослабевая ежедневно от постигшего его горя, Я. А. скончался в больших нравственных страданиях 16 июля 1881 года... Современники его, люди достойные доверия, утверждали, что он не пользовался ничем в деле растраты в Обществе взаимного кредита — умер честным человеком».

©borch для fantlab.ru (по материалам сети)

Литература:

— С. В. Белов ИЗДАТЕЛЬ ПУШКИНА Я.А.ИСАКОВ

fantlab.ru

Пушкин - журналист и издатель

Когда до Москвы дошла весть о трагической гибели А.С.Пушкина, редактор "Московского наблюдателя" В.П.Андросов написал в Петербург редактору "Литературных прибавлений к Русскому инвалиду" А.А.Краевскому: "Пушкин едва ли не потому подвергся горькой своей доле, что сделался журналистом".

И в самом деле, при жизни поэта в периодике было опубликовано более пятидесяти его выступлений и столько же осталось в рукописи. Самое первое публицистическое выступление А.С.Пушкина было опубликовано в 1824 году. В "Сыне Отечества" появилась присланная из Одессы полемическая заметка ссыльного поэта "Письмо к издателю Сына Отечества". Откликнувшись на несправедливую, по его мнению, критику, он открыл в своем творчестве новую страницу - публицистическую.

Большинство журналов преддекабристской поры его не удовлетворяло. Он уже тогда был уверен, что именно в журналистике - при всей ограниченности ее тогдашних возможностей - возможно "золотое кстати". И после 1825 года при первой же возможности смело вошел в "сословие журналистов".

А.С.Пушкин сотрудничал в "Московском телеграфе" и "Телескопе", был одним из основателей "Московского вестника" и "Литературной газеты", издавал журнал "Современник", - и при этом, почти вся его публицистика осталась незамеченной критиками 19 века. А публицистичность его художественных произведений не изучена до конца и сейчас.

Появившееся в 1827 году недолговременно существовавшее издание "Московский вестник" своей главной задачей определило разработку философских основ литературной критики и эстетики. Лицо журнала определяли Д.В.Веневитинов, С.П.Шевырев и М.П.Погодин. Принявший активное участие в организации журнала А.С.Пушкин мечтал превратить его в литературно-общественное издание. И когда поэта не поддержали, он покинул журнал.

Но желание иметь свою публицистическую трибуну осталось. Уже в 1830 году ему удается получить разрешение на издание газеты. Вместе с Антоном Антоновичем Дельвигом он увлеченно берется за редакторско-издательскую деятельность. "Литературная газета" стала выходить один раз в пять дней и обьединила вокруг себя лучших авторов того времени: О.М.Сомов, П.А.Вяземский, Д.В.Давыдов, Е.А.Боратынский, П.А.Катенин, Н.М.Языков, Н.В.Гоголь охотно печатали здесь свои произведения.

Не имея разрешения на политический отдел в газете, друзья-издатели искали возможность высказать свои политические пристрастия через отдел критики. Рецензируя романы Ф.В.Булгарина, А.С.Пушкин показывает полицейскую роль в литературе как самого Фаддея Венедиктовича, так и его близкого друга Николая Ивановича Греча.

Кстати, Фаддей Венедиктович Булгарин был не таким уж и бездарным человеком. А в чем-то даже очень и очень прогрессивно настроенным. Например, в своем альманахе "Русская Талия" он не побоялся почти целиком напечатать запрещенную комедию А.С.Грибоедова "Горе от ума". В.Г.Белинский назвал Ф.В.Булгарина создателем первого русского романа, - он и впрямь стоял у истоков зарождения русского исторического романа. Автор многочисленных очерков нравов, обширной мемуаристики, путешествий, политической публицистики, основоположник русской фантастики и фельетонистики, Фаддей Венедиктович выступал первооткрывателем почти во всех жанрах. Сорок лет русской журналистики - с 1819 по 1859 годы - тесно связаны с его именем. Между прочим, А.С.Пушкин, задумав издавать собственную газету, корректировал издательско-редакторские планы по образцу булгаринской "Северной пчелы".

Но при этом за Ф.В.Булгариным закрепилась слава агента и доносчика царской политической охранки. Опираясь на эти слухи, А.С.Пушкин создает ряд замечательных фельетонов "О записках Видока", "Торжество дружбы, или Оправданный Александр Анфимович Орлов" и "Несколько слов о мизинце господина Булгарина и о прочем", направленных против Ф.В.Булгарина и Н.И.Греча. И Александр Сергеевич был не одинок в своих нападках: против дружбы этих литераторов направлена и знаменитая басня И.А.Крылова "Кукушка и Петух".

Намекая на неблаговидность поведения Ф.В.Булгарина как человека и литератора, на его аморальность и связь с полицией, А.С.Пушкин едко высмеивает журналиста и редактора "Северной пчелы".

Острый характер полемики публицистических выступлений в "Литературной газете" привел к запрету издания. Официальным поводом для этого стала публикация четверостишия, посвященного жертвам июльской революции 1830 года во Франции.

Еще шесть лет понадобилось на то, чтобы добиться нового разрешения на издательскую деятельность. В 1836 году А.С.Пушкин приступает к изданию журнала "Современник". Он был разрешен как чисто литературный, с невыгодной периодичностью - четыре номера в год.

Имея опыт редакторской работы в "Литературной газете", А.С.Пушкин даже в таких стесненных цензурой обстоятельствах находил возможность заявить о своих политических взглядах.

В сущности, все его крупнейшие произведения этого периода посвящены проблеме народа. Журнал - не исключение. "Современник" публиковал материалы об Отечественной войне 1812 года. С одной стороны, это было своеобразным продолжением традиции декабристов. А с другой, - явное противостояние с официальной политикой правительства. Дело в том, что в это время шла колонизаторская война на Кавказе против Шамиля, и постоянное напоминание о справедливом характере войны 1812 года подчеркивало несправедливость нынешних военных действий.

Различные материалы об отношении к нерусским народам России А.С.Пушкин начал печатать с первого тома журнала. Рассказывая о Кавказе, он подчеркивает трагические противоречия увиденного: богатая стадами и растениями земля хранит следы губительной войны.

Русский народ, решавший судьбы России в 1812 году, достоин иной, лучшей доли, - подчеркивалось почти во всех материалах журнала. Истинное положение так и оставшихся крепостными освободителей Отечества рассыпано по тем произведениям, которые А.С.Пушкин печатает в "Современнике": "Утро делового человека" и "Нос" Н.В.Гоголя, "Путешествие в Арзрум" А.С.Пушкина, "Долина Ажитугай" С.Казы-Гирея...

В журналах того времени научный отдел печатал статьи по истории, экономике, географии, по вопросам образования и просвещения, здесь-то как раз наиболее ощутимо и проявлялось публицистическое направление того или иного журнала. В "Современнике" выходя такие публицистически острые статьи, как "Разбор парижского математического ежегодника" П.Б.Козловского, "Мифология вотяков и черемис" А.И.Емичева, "Взятие Дрездена" Д.В.Давыдова, "Собрание сочинений Георгия Кольского" и "Об Истории Пугачевского бунта" А.С.Пушкина...

Невероятно тяжелые цензурные условия вынуждали А.С.Пушкина тщательно отбирать материалы для печати. Но все равно цензоры находили недозволенное. Ведь в "Современнике", как видим, публиковались статьи, подлежащие дополнительному рассмотрению ведомственных цензур, - военной, например, или духовной.

Но положение осложнялось еще и тем, что даже близкие друзья А.С.Пушкина решили от него отступить. Когда готовилась к изданию третья книжка "Современника", они задумали издавать собственный журнал. В представленной министру просвещения С.С.Уварову программе предполагаемого издания был список его сотрудников, включавший почти сорок имен. Тут были В.А.Жуковский, П.А.Вяземский, В.Ф.Одоевский, Н.В.Гоголь, П.А.Плетнев, А.А.Краевский...

Но имени А.С.Пушкина не значилось. По мнению его друзей, он не справился с изданием "Современника", тираж второй книжки расходился с величайшим трудом. И потому его не стоило привлекать к сотрудничеству, чтобы не накликать какой-либо беды.

"Русский сборник" - так хотели назвать новый журнал - не должен был принадлежать не только ни к какой партии, но и ни к одной ученой системе, его единственная программа - отвращение от всего, что сделано неблагонамеренно. И еще - "Русский сборник" должен был стать конкурирующим с "Современником" изданием. Одновременно с разработкой нового проекта друзья А.С.Пушкина обдумывали возможность ограничения влияния поэта на "Современник". А.А.Краевский и В.Ф.Одоевский написали письмо-ультиматум, в котором предложили А.С.Пушкину заняться составлением исключительно литературного отдела. Когда обе попытки закончились неудачей, П.А.Вяземский все же ушел в историко-литературный сборник "Старина и новизна", а А.А.Краевский и В.Ф.Одоевский занялись изданием и редактурой "Литературных прибавлений к Русскому инвалиду". Редакция распадалась.

Реорганизация журнала задумывалась в начале 1837 года. А.С.Пушкин погиб на дуэли, не успев осуществить задуманное. Но издание не погибло вместе с ним. Журнал подхватили его друзья, а летом 1846 года пушкинский "Современник" оказался в руках Н.А.Некрасова и И.И.Панаева. Горячо поддержавший их Виссарион Григорьевич Белинский принял энергичные меры к привлечению в журнал лучших сотрудников. Начиналась новая эпоха "Современника".

studmedia.info


KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта