Лицейские друзья Пушкина. Лицейские журналы пушкина
Пушкин в лицее
В мае 1811 года Пушкину исполнилось 12 лет. Родители решили было отвезти его в Петербург и отдать на воспитание в Иезуитский коллегиум. Но в это время до Москвы дошёл слух, что царь Александр I намерен открыть осенью в Царском Селе новое, ещё небывалое в России учебное заведение – Лицей. Слух этот заинтересовал отца Пушкина, Сергея Львовича, любителя всяких новостей.
Пушкин-лицеист. Памятник в лицейском саду.
Сергей Львович навёл справки и скоро узнал, что Лицей должен готовить будущих помощников царя, государственных деятелей. В то время царь Александр I ещё был вольнодумцем. Его отец, деспот Павел I, был убит придворными, и Александру, чтобы удержаться на престоле, приходилось проявлять мягкость души и свободу мыслей, что он и делал некоторое время. В Лицее должны были бесплатно жить и учиться дети родовитых дворян: предполагалось, что по окончании Лицея они займут важные государственные должности по дипломатической и военной части. Царь хотел лично наблюдать за воспитанием лицеистов и потому приказал открыть Лицей в Царском Селе, в четырёхэтажном флигеле, примыкавшем к большому царскому дворцу. И бесплатное обучение, и покровительство царя, и блестящая карьера в будущем – всё это взволновало Сергея Львовича, и он решил во что бы то ни стало устроить сына в Лицей. Но детей родовитых дворян было много, а в Лицей принимали всего тридцать воспитанников. Надо было хлопотать, искать протекции. Обычно ленивый и беспечный, Сергей Львович тут проявил достаточную энергию и добился того, что его сыну разрешили держать экзамен. В июле Пушкин вместе с дядюшкой Василием Львовичем, известным в ту пору поэтом, выехал на лошадях из Москвы в Петербург. Он выдержал экзамен и был принят в Лицей. 
19 октября, утром, в тихом живописном Царском Селе, во дворцовом флигеле, произошло торжественное открытие Лицея. После молебна в придворной церкви лицеистов, 10–14-летних мальчиков, одетых в новую парадную форму – в синие мундиры с красными воротниками, шитыми серебром, в белые брюки и высокие ботфорты, – ввели в большой лицейский зал. Между колонн стоял стол, покрытый красным сукном с золотой бахромой. На столе лежала "Высочайшая грамота" – указ царя об открытии Лицея. Лицеистов выстроили в три шеренги справа от стола. Вместе с ними встало их взволнованное начальство: директор, инспектор, гувернёры, – а напротив, лицом к ним, выстроились лицейские профессора и чиновники. В торжественной тишине чиновник из министерства народного просвещения тонким, дребезжащим голосом прочитал указ об открытии Лицея и устав Лицея, в котором говорилось, что в этом "новом святилище наук" телесные наказания запрещаются. Это было необыкновенно и ново, потому что в те годы во всех учебных заведениях школьников секли розгами самым унизительным образом. Потом директор Лицея, держа в дрожащих руках длинный лист бумаги, невнятно и робко прочитал скучную, длинную речь. Но вот следом за ним к столу смело, с достоинством вышел молодой профессор политических наук Куницын. Он не читал свою речь, а говорил уверенно, громко, обращаясь не к царю, а к лицеистам. Он призывал их к славе, к служению отечеству, народу, к честному выполнению долга гражданина и воина. В его речи не были и тени раболепства, он ни разу не упомянул имени царя. Это тоже было необыкновенно. Все ораторы обычно призывали своих слушателей к служению прежде всего царю, а потом уже отечеству, народу. Куницын смело нарушил этот обычай. И это глубоко взволновало лицеистов и запало в их души на всю жизнь. Через 25 лет, за три месяца до своей трагической смерти, Пушкин в день 19 октября, в "Лицея день заветный", вспоминал о речи Куницына и только о ней как о большом событии в день открытия Лицея. Лицеисты с восторгом слушали смелую речь Куницына и смотрели на него, как на человека необыкновенного. И он действительно оказался необыкновенным человеком. В течение шести лет он был их любимым профессором. Он воспитал в них чувство чести и независимости, стремление к свободе, ненависть к тирании и рабству.
"Он создал нас, он воспитал наш пламень. Поставлен им краеугольный камень, Им чистая лампада возжена..." –
писал о нём Пушкин в 1825 году в ссылке, в Михайловском, в стихотворении, посвященном четырнадцатой годовщине открытия Лицея. Вечером, когда царь и важные гости уехали, лицеисты переменили парадную форму на будничную и вышли гулять. На улице лежал пушистый, рано выпавший снег. Вокруг Лицея горели плошки. При свете этой пышной иллюминации лицеисты бросились играть в снежки, забыв о том, что они будущие "столпы отечества". Торжество кончилось. Начались школьные будни. Как во всех закрытых учебных заведениях, жизнь в Лицее шла по строго установленному порядку. У каждого лицеиста была своя комната. В комнате железная кровать, комод для белья, конторка, стул, стол для умыванья. На конторке чернильница, гусиные перья, подсвечник, щипцы, чтобы снимать нагар с сальной свечи. Лицеисты вставали рано – в шесть часов утра, – одевались при свечах и сбегали с четвёртого этажа вниз по лестницам в зал на молитву, потом шли в класс, учились с семи до девяти часов, пили чай в столовой и шли на прогулку. С десяти до двенадцати снова учились, обедали, снова гуляли и снова учились. Вечером, в половине девятого, ужинали и до десяти часов занимались всяк своим делом: одни читали в библиотеке журналы и книги, другие бегали по залу, играли в мяч, третьи в тихом углу рассказывали смешные и страшные истории. В десять часов расходились по комнатам и ложились спать. Длинный сводчатый коридор четвёртого этажа погружался в тишину и во мрак. Только тускло горели ночники да дежурный дядька уныло шагал из конца в конец. Пушкин впервые в жизни попал в такое большое общество сверстников. В Москве у него не было близких друзей, он не учился, как другие лицеисты, ни в гимназии, ни в пансионе. В Москве, в родительском доме, мать, отец и опостылевшие ему гувернёры не очень любили его. У него был неуравновешенный, своенравный характер. Из одной крайности он легко переходил в другую. То ленивый, неподвижный увалень, то "неуёмный" проказник, то непокорный, вспыльчивый упрямец, он часто раздражал родителей и гувернёров. Они бранили его, жестоко оскорбляли его самолюбие и как бы вовсе не замечали его больших достоинств – его ума, его горячего сердца, его неукротимой жажды знания. Он тогда уже перечитал почти всю библиотеку отца, знал наизусть многих русских и французских поэтов. В голове у него уже теснились свои мысли, мечты и стремления. А этого – главного-то – в нём и не замечали. И он замыкался, держался настороже. Потому и в Лицее он не сразу раскрыл свою душу. Он быстро подружился только со своим соседом по комнате, спокойным, добрым, умным Иваном Пущиным, а с другими товарищами сходился туго. При малейшем намёке на обиду он мгновенно вспыхивал и давал отпор. 
Но всё хорошее, что было в Пушкине: его горячее, доброе сердце, его сверкающий ум, прямота, искренность, преданность друзьям, – не могло не раскрыться в повседневном общении. Товарищи полюбили Пушкина, полюбил их и Пушкин. Лицей считался высшим учебным заведением. Лицейское начальство и профессора смотрели на лицеистов, как на взрослых студентов и предоставляли им большую самостоятельность и свободу. В классы на лекции они могли являться по своему усмотрению. Кто хотел учиться, тот учился, а кто не хотел, мог предаваться лени. Пушкин с увлечением занимался только такими науками, которые были ему по душе. Он любил русскую и французскую литературу, любил историю, лекции Куницына и пренебрегал другими предметами. Страсть к литературе и истории зародилась в нём ещё в детстве, в Москве. В родительском доме он видел многих известных в ту пору поэтов: Карамзина, Жуковского, Дмитриева, своего дядюшку Василия Львовича, – с волнением слушал их споры о литературе, о бурных исторических событиях, происходивших тогда в Европе, о непрерывных войнах Наполеона Бонапарта. Слышал он рассказы и о предках своих – непокорных Пушкиных, о знаменитом прадеде своём, арапе Петра Великого, Абраме Ганнибале. Имена многих предков Пушкина были тесно связаны с русской историей, и история была для него как бы "семейной хроникой". И теперь в Лицее в Царском Селе он жил в кругу исторических памятников. В великолепном царскосельском парке в честь победы над турками было воздвигнуто множество колонн и обелисков, на которых сверкали медью имена многих русских полководцев, воспетых Державиным в патриотических одах. Среди них было имя предка Пушкина – Ивана Ганнибала, цехмейстера морской артиллерии, который сжёг турецкие корабли и взял крепость Наварин. Французскую литературу в Лицее преподавал родной брат Марата. Он рассказывал лицеистам и о французской революции, и о Марате, и о Робеспьере с живостью и непосредственностью человека, видевшего всё своими глазами. Даже лицейский повар – и тот был связан с историей: он был когда-то поваром фельдмаршала Суворова. Всё это невольно поддерживало интерес и страсть Пушкина к истории. А страсть к литературе поддерживали и профессора, и гувернёры, сочинявшие пьесы для лицейских спектаклей в стихах и прозе, и товарищи-лицеисты, особенно Илличевский, Дельвиг, Кюхельбекер, Яковлев, Корсаков, которые с не меньшей страстью, чем Пушкин, читали журналы, заучивали наизусть стихи Жуковского, Крылова, Батюшкова, сами сочиняли эпиграммы, шуточные песни и издавали свои рукописные журналы. 
Не прожил Пушкин и года в Лицее, как надвинулось чрезвычайное историческое событие. В июне 1812 года шестисоттысячная армия Наполеона перешла через Неман и стремительно двинулась на Москву. Началась Отечественная война, которая пробудила неслыханный патриотизм в сердцах русских. Лицеисты с волнением читали газетные сообщения о ходе войны и до слёз завидовали тем, кто шёл умирать за родину. А через Царское Село то и дело проходили к фронту бородатые ратники, казаки. В Лицей приезжали прощаться родственники, старшие братья, тоже уходившие на поле боя.
"Вы помните: текла за ратью рать, Со старшими мы братьями прощались И в сень наук с досадой возвращались, Завидуя тому, кто умирать Шёл мимо нас..."
Бородинскую битву, пожар Москвы лицеисты переживали с большой болью и тревогой. Что же дальше? Неужели Наполеон двинет свои полчища на Петербург? Этого ждали, и лицейское начальство стало спешно готовиться к эвакуации Лицея на Север. Портные уже начали было шить лицеистам бараньи тулупы. Но вот началось поспешное отступление Наполеона. Теперь газетные сообщения уже не огорчали лицеистов, а радовали. Они с восторгом следили за действиями русской армии и русских партизан – крестьян и крестьянок. Наконец французы были окончательно разбиты. Русские войска вошли во Францию и заняли Париж. Русский народ-победитель встал в центре внимания всего мира. Это ещё больше наполнило сердце Пушкина и его товарищей чувством великой гордости за свой родной народ. Один из товарищей Пушкина – Илличевский – писал в письме своему другу, который учился тогда в петербургской гимназии: "...Хвала русскому языку и русскому народу! Последняя война доставила ему много славы, и я уверен, что иностранцы разуверились, что мы варвары, разуверятся также и в том, что наш язык варварский: давно пора этому!" Победа русского народа укрепила страсть лицеистов к русской литературе. Не ускользали от лицеистов и тёмные стороны тогдашней русской действительности. Когда царь Александр I вернулся из Парижа, лицеистов повели в Павловск на празднество, устроенное в честь царя. Они издали смотрели на балет, который шёл на лугу на фоне великолепных декораций, изображавших окрестности Парижа. Потом в павильоне, увитом гирляндами роз, был бал. А когда начался разъезд, кто-то из царских вельмож позвал своего слугу: "Холоп!". На лицеистов так и пахнуло XVII веком. Лицеистов волновало то, что русский народ, защитник родины, освободитель народов Европы, который вынес всю тяжесть войны, по-прежнему остался в презрении, нищете и рабстве. Этих героев дворяне по-прежнему секли розгами, выменивали на борзых собак и продавали, как скот. Эта жестокая несправедливость жгла стыдом и негодованием сердца честных людей. Отечественная война пробудила в Пушкине чувство гордости за героический русский народ, любовь к народу и чувство негодования к тем, кто продолжал держать его в нищете и рабстве. Эти чувства стали основой творчества Пушкина. В эти годы стал быстро развиваться поэтический дар Пушкина. Живой и пылкий, серьёзные занятия он перемежал с шалостями, иногда слишком вольными, и оттого близоруким воспитателям казался "легкомысленным" и "крайне неприлежным". Но Пушкин никогда не был лентяем. Всё существо его всегда было в непрестанной деятельности. Голова его всегда была полна мыслей, сердце – чувств. Он много читал, размышлял и много писал. Он одержим был поэзией. "Не только в часы отдыха от ученья, в рекреационных залах, на прогулках, но нередко и в классе, и даже в церкви ему приходили в голову разные поэтические вымыслы, и тогда лицо его то хмурилось, то прояснялось от улыбки, смотря по роду дум, его занимавших. Набрасывая же мысли свои на бумагу, он от нетерпения грыз перо и, насупя брови, надув губы, с огненным взором читал про себя написанное"*. Уже в 1814 году в журнале "Вестник Европы" наряду с известными в то время поэтами было напечатано стихотворение пятнадцатилетнего Пушкина "К другу стихотворцу". Это было большое событие, но оно ещё не ставило Пушкина на первое место среди лицейских поэтов, потому что друзья Пушкина Илличевский, Дельвиг тоже печатались в том же журнале. В январе 1815 года, когда лицеисты переходили на четвёртый, старший курс, на экзамен приехал прославленный поэт Державин. Пушкин прочитал тогда своё патриотическое стихотворение "Воспоминания в Царском Селе". 
"Я не в силах описать состояние души моей, – вспоминал впоследствии Пушкин, – когда дошёл я до стиха, где упомянуто имя Державина, голос мой отроческий зазвенел, а сердце забилось с упоительным восторгом... Не помню, как я кончил своё чтение; не помню, куда убежал. Державин был в восхищении: он меня требовал, хотел обнять... меня искали, но не нашли". Пушкин был признан первым поэтом Лицея. О его даровании говорили уже за стенами Лицея, в литературных кругах. Особенно внимательно следили за быстрым развитием его исключительного таланта Жуковский и дядюшка Василий Львович. Лицеисты жили затворниками, как в монастыре. Их не отпускали ни зимой, ни летом за пределы Царского Села. Но жизнь всё-таки врывалась к ним, и они знали многое, что тогда происходило в России и в Европе. Царь Александр I стал во главе европейской реакции, приблизил к себе жестокого, грубого генерала Аракчеева, который и правил теперь Россией.
Иван Иванович Пущин.
Лицеисты остро переживали это усиление реакции, особенно Пушкин, Пущин и Кюхельбекер, тем более что к ним в Лицей проникала запрещённая литература, рукописная и печатная. Они читали гневную книгу Радищева "Путешествие из Петербурга в Москву", направленную против крепостного права, знали наизусть его оду "Вольность". Вскоре после благословения Державина Пушкин написал одно из лучших своих лицейских стихотворений, "Лицинию", в котором он с негодованием пишет о рабстве древнего Рима, но в нём ясно слышны намёки на русскую действительность:
"О Ромулов народ, скажи, давно ль ты пал? Кто вас поработил и властью оковал?"
И кончает стихом: "Свободой Рим возрос, а рабством погублен". Это было первое стихотворение, в котором Пушкин со всем пылом юности восстал против позорного рабства.
Антон Антонович Дельвиг.
На старшем курсе лицеистам была предоставлена уже большая свобода, чем прежде. Они в одиночку, без надзора гувернёров, могли бродить по Царскому Селу, бывать у знакомых, посещать домашний театр графа Толстого. В это время Пушкин подружился с лейб-гусарами, полк которых стоял в Царском Селе. Среди молодых гусаров были образованные, умные, честные люди, сражавшиеся против Наполеона в Отечественную войну, побывавшие вместе с русской армией-освободительницей за границей. Один из этих лейб-гусаров, П. Я. Чаадаев, оказал на Пушкина большое влияние. Он первый указал Пушкину на то, что поэтический дар – это грозное оружие – надо направлять на защиту народной свободы.
Пётр Яковлевич Чаадаев.
Вместе с тем Пушкин всё больше и больше сближался с прославленными поэтами и писателями. В 1816 году он познакомился с Батюшковым, которого очень высоко ценил. В том же году в Лицей к Пушкину приезжали поэт и историк Карамзин, Жуковский, Вяземский, дядюшка Василий Львович. С Жуковским и Вяземским он часто переписывался. Они сообщали ему все важные литературные новости. А у Карамзина, который жил в то лето с семьёй в Царском Селе, Пушкин часто запросто бывал, как в родном доме. Литература всё больше и больше овладевала всеми его помыслами, и он всё больше и больше склонялся к тому, чтобы посвятить ей всю свою жизнь. Он никогда не мечтал ни о высоких чинах, ни о богатстве. О чинах и богатстве он говорил и писал в стихах с неизменной насмешкой и презрением. Он хотел быть прежде всего человеком независимым и честным и беспечно относился к тому, кем же он будет, когда кончит Лицей. А вопрос этот уже вплотную вставал перед ним. Приближались выпускные экзамены. Ещё месяц, другой – и лицеисты разъедутся из Царского Села, и всяк пойдёт своей дорогой. Какую же ему избрать дорогу? В стихотворении "Товарищам" Пушкин писал:
"Промчались годы заточенья; Недолго, мирные друзья, Нам видеть кров уединенья И Царскосельские поля. Разлука ждёт нас у порогу. Зовёт нас дальний света шум,И каждый смотрит на дорогу С волненьем гордых, юных дум. Иной, под кивер спрятав ум.Уже в воинственном нарядеГусарской саблею махнул –В крещенской утренней прохладеКрасиво мёрзнет на параде,А греться едет в караул;Другой, рождённый быть вельможей,Не честь, а почести любя,У плута знатного в прихожейПокорным плутом зрит себя;Лишь я, судьбе во всём послушный,Счастливой лени верный сын.Душой беспечный, равнодушный,Я тихо задремал один...Равны мне писари, уланы,Равны Законы, кивера,Не рвусь я грудью в капитаныИ не ползу в асессора..."
Он хотел быть поэтом и только поэтом. Хотя шестилетнее пребывание в Лицее Пушкин и называл "годами заточения" и как будто и рвался на свободу, но вместе с тем он с грустью расставался с Лицеем. В Лицее он узнал первую дружбу, первую любовь. Здесь впервые посетила его Муза и впервые слава осенила его кудрявую голову. Здесь горячо любили его, восхищались им, верили в его блистательную будущность, и он горячо любил своих друзей. Тогда же перед выпуском он написал прощальные стихи в альбом Кюхельбекера:
"Прости... Где б ни был я: в огне ли смертнойбитвы,При мирных ли брегах родимого ручья, Святому братству верен я!"
9 июня 1817 года состоялся выпуск лицеистов тихо, скромно, без тени той торжественности, с которой шесть лет назад открылся Лицей.
Василий Андреевич Жуковский.
Директор прочитал короткий отчёт о шестилетнем обучении лицеистов. Так же коротко царь поблагодарил его и весь лицейский штат. Лицеисты хором спели прощальную песню, сочинённую Дельвигом, и выпускной акт кончился. Да, не так, не так открывался Лицей! Шесть лет прошли – и переменили многое и многих... Лицеисты выросли и возмужали. Многие из них глубоко возмущались реакционной политикой царя и горели желанием свято выполнить тот долг гражданина – служить не царю, а народу, – о котором так смело говорил Куницын в день открытия Лицея. Пущин, Кюхельбекер и Вальховский выходили из Лицея вполне созревшими к тому, чтобы вступить в тайное общество, принять потом самое деятельное участие в восстании декабристов, а Пушкин покидал Лицей вполне готовым, чтобы "вслед Радищеву" написать оду "Вольность":
"Питомцы ветреной Судьбы, Тираны мира! трепещите! А вы, мужайтесь и внемлите, Восстаньте, падшие рабы!"
___________*Из воспоминаний лицейского товарища Пушкина – Комовского.
journal-shkolniku.ru
Лицейскик годы Пушкина
В 1811 году правительство решило открыть для детей элиты специальное учебное заведение с целью подготовки высшей чиновничьей аристократии, как это делалось в Англии и Франции. Идея Лицея от названия до содержания, была позаимствована из подобных институций, давно существовавших на Западе.
Даже слово «лицей» было новым в русском лексиконе, и Пушкин обсуждал, как его писать: лицей, ликея или ликей?
Один из современников так охарактеризовал это учебное заведение: «Лицей был заведение совершенно на западный лад; здесь получались иностранные журналы для воспитанников...».
Преподавателями были русские и иностранцы. Но и русские преподаватели получили образование за границей за казенный счет. Император Александр Павлович подарил Лицею свою юношескую библиотеку, в основном состоявшую из иностранных книг. Лицей разместили в императорском дворце в Царском Селе, и он выглядел частью семейных покоев царской фамилии.
Такое размещение соответствовало планам графа Михаила Сперанского, который предлагал в Лицее обучать членов высочайшей фамилии, готовя из них просвещенных государственных мужей. Если бы это случилось, Пушкин мог бы оказаться с великими князьями Николаем и Михаилом Павловичами на одной скамье, то есть стать школьным приятелем Николая I, который был всего на три года старше.
Попасть в Лицей было не просто. Семья задействовала все свои связи. Когда стало ясно, что в Лицее не будут учиться члены императорской семьи, критерии отбора кандидатов снизились.
Поэт со связями, дядя Пушкина Василий Львович повез племянника из Москвы в Петербург.
Для Пушкина при его хорошем французском и наличии у мальчика покровительства экзамены оказались пустой формальностью.
Французский язык лицейского Пушкина звучал лучше, чем у его сверстников.
Сам Лицей представлял собой смесь монастыря с военным училищем, в котором читались некоторые европейские предметы.
Барон Модест Корф вспоминал, что в Лицее не было никакой свободы передвижения, комнаты воспитанников назывались камерами, за провинности наказывали стоянием на коленях.
Пушкин так стоял однажды две недели – за утренними и вечерними молитвами.
Учение Пушкин назвал «заточением» и жизнью «взаперти». Говорили, что лишь двух воспитанников за шесть лет учения выпустили в Петербург по случаю тяжелой болезни родителей. Первые три или четыре года даже в сад не пускали порознь. При посещениях родители могли находиться с воспитанниками только в общей зале или на общей прогулке. У лицеистов отобрали сразу свои книги. Также было запрещено сочинять: писали украдкой. Правда, потом, разрешили держать книги и даже издавать самодельные журналы, разумеется, под контролем.
Однако, в самом Лицее постарались соединить все удобства домашнего быта с требованиями общественного учебного заведения. Домашняя жизнь у многих лицеистов, и прежде всего у Пушкина, была гораздо теснее, беспорядочнее, скученнее. А тут был светлый, просторный дворцовый флигель, где при Екатерине помещались великие княжны, её внучки.

В Лицее были огромная столовая, рекреационная, конференц-зал, классы, библиотека, читальня, физический кабинет, больница. На верхнем этаже находились спальни. В каждой стояла железная кровать, конторка с чернильницей, комод, умывальник. Каждая спальня имела свой номер, и лицеисты часто звали друг друга по номерам. Пушкин был № 14, рядом с ним был Пущин, № 15. Общие комнаты освещались масляными лампами, по тогдашнему времени роскошь такая же редкая, как и железные кровати. Россия тогда еще жила при сальных свечах и при лучинах. Только во дворцах да у немногих богатых людей горели лампы.
Кормили лицеистов отлично. Бородатый Мальгин, государев портной, сначала сшил им франтоватые синие мундирчики, с галунными воротниками и белые панталоны в обтяжку; к этому полагались треуголки и ботфорты. Это была праздничная форма. Сюртуки попроще, с красными воротниками были для будней. Когда война 1812 года разорила казну, началась экономия, лицеистов переодели в серые брюки, в серые штатские сюртуки и фуражки, чем они очень были недовольны, так как у маленьких придворных певчих была такая же форма.
В Лицее изучались разнообразнейшие предметы, программа была насыщенной:
- языки, древние и новые,
- закон Божий и священная история,
- иностранные литературы,
- общая история с пристрастным вниманием к трем последним векам,
- логика,
- физика и география,
- нравственная философия,
- статистика иностранная и отечественная,
- право естественное (то есть права человека),
- право частное и публичное, право гражданское и уголовное,
- чистая математика и прикладная,
- политическая экономия и финансы,
- полевая фортификация и артиллерия,
- фехтование.
Одноклассник Пушкина, барон М. А. Корф писал:
«Основательного, глубокого в наших познаниях, конечно, было не много, но поверхностно мы имели идею обо всем и были очень богаты блестящим всезнанием. Мы мало учились в классе, но много в чтении и в беседе при беспрестанном трении умов…»
Знаниями лицейский Пушкин не блещет. Ему было трудно конкурировать с серьезными сверстниками, и французского тут оказалось недостаточно, хотя по этому языку он был на втором месте. Пушкин овладел латынью, но античную литературу знал далеко не лучше других: многие оказались эрудированней его. Через год занятий он занимает лишь 28-е место (начав с четырнадцатого). У него есть более удачливые соперники даже в стихах (часть он пишет по-французски).
Директор Лицея Егор Энгельгардт отмечал у Пушкина в качестве недостатков французский ум и страсть к сатире.
В лицейском журнале, куда преподаватели записывали свои наблюдения о каждом из воспитанников, есть ряд любопытных записей о поведении и характере Пушкина:
1812 г. 15 марта: «Александр Пушкин больше имеет понятливости, нежели памяти, более имеет вкуса, нежели прилежания; почему малое затруднение может остановить его; но не удержит: ибо он, побуждаемый соревнованием и чувством собственной пользы, желает сравниться с первыми питомцами. Успехи его в Латинском хороши; в Русском не столько тверды, сколько блистательны» (Кошанский).
19 ноября: «Пушкин весьма понятен, замысловат и остроумен, но крайне не прилежен: он способен только по таким предметам, которые требуют малого напряжения, а потому успехи его очень невелики, особенно по части логики» (Куницын). 20 ноября: «Больше вкуса к изящному, нежели прилежания к основательному» (Кошанский).
Однако была и бесспорная положительная сторона в лицейских занятиях: это был тот «лицейский дух», который на всю жизнь запомнился лицеистам первого — «пушкинского» — выпуска и который сделался очень скоро темой многочисленных доносов. Позже именно этот «дух» старательно выбивал из Лицея Николай I.
Но в этом, первом, выпуске всё создавало особую атмосферу: немногочисленность учащихся, отсутствие в Лицее в отличие от других учебных заведений телесных наказаний, молодость ряда профессоров, гуманный характер у их лучшей части педагогических идей, ориентированных на внимание и уважение к личности учеников, то, что среди лицеистов поощрялся дух чести и товарищества, наконец, то, что это был первый выпуск – предмет любви и внимания.
Среди лицеистов культивировался дух независимости, уважения к собственному достоинству. Кроме передовых идей они усваивали независимость суждений и поступков, а также определенный тип поведения: отвращение к холопству и раболепному чинопочитанию.
В жизни Пушкина основное, чем был отмечен Лицей, заключалось в том, что здесь он почувствовал себя Поэтом. Пушкин в 1830 году писал: «...начал я писать с 13-летнего возраста и печатать почти с того же времени».
В те дни — во мгле дубровных сводов
Близ вод, текущих в тишине,
В углах Лицейских переходов,
Являться Муза стала мне.
Моя студенческая келья,
Доселе чуждая веселья,
Вдруг озарилась — Муза в ней
Открыла пир своих затей;
Простите, хладные науки!
Простите, игры первых лет!
Я изменился, я поэт...
В Лицее процветал культ дружбы. Однако лицеисты в реальности – и это вполне естественно – распадались на группы, между которыми отношения порой были весьма конфликтными. Пушкин к нескольким примыкал, но не был безоговорочно ни в одну принят. Так, в Лицее ощущалась сильная тяга к литературным занятиям, которая поощрялась всем стилем преподавания. Выходили рукописные журналы: «Неопытное перо», «Лицейский мудрец», «Для удовольствия и пользы» и др. По крайней мере в первые годы, поэтическим лидером Лицея, был Илличевский. Можно предположить, что Пушкин в лицейском кругу ревниво боролся за признание своего поэтического первенства.
Наиболее тесными были дружеские связи Пушкина с Пущиным, Дельвигом, Малиновским и Кюхельбекером. Это была дружба на всю жизнь, оставившая в душе Пушкина глубокий след.
В сознании Пушкина Лицей становился идеальным царством дружбы, а лицейские друзья — идеальной аудиторией его поэзии.
Отношения Пушкина с товарищами складывались не просто. В дальнейшем даже самые доброжелательные из них не могли не упомянуть его глубокой ранимости, легко переходившей в вызывающее и дерзкое поведение. И. И. Пущин вспоминал: «Пушкин, с самого начала, был раздражительнее многих и потому не возбуждал общей симпатии: это удел эксцентрического существа среди людей. Не то чтобы он разыгрывал какую-нибудь роль между нами или поражал какими-нибудь особенными странностями, как это было в иных; но иногда неуместными шутками, неловкими колкостями сам ставил себя в затруднительное положение, не умея потом из него выйти. Это вело его к новым промахам, которые никогда не ускальзывают в школьных сношениях. Я, как сосед (с другой стороны его нумера была глухая стена), часто, когда все уже засыпали, толковал с ним вполголоса через перегородку о каком-нибудь вздорном случае того дня; тут я видел ясно, что он по щекотливости всякому вздору приписывал какую-то важность и это его волновало. Вместе мы, как умели, сглаживали некоторые шероховатости, хотя не всегда это удавалось. В нем была смесь излишней смелости с застенчивостью, и то и другое невпопад, что тем самым ему вредило. Бывало, вместе промахнемся, сам вывернешься, а он никак не сумеет этого уладить. Главное, ему недоставало того, что называется тактом...» «Все это вместе было причиной, — заключает Пущин, — что вообще не вдруг отозвались ему на его привязанность к лицейскому кружку...»
Пущин был проницательным наблюдателем. Непрерывное шестилетнее общение с лицейским Пушкиным позволило ему сделать исключительно точное наблюдение над характером своего друга:
«Чтоб полюбить его настоящим образом, нужно было взглянуть на него с тем полным благорасположением, которое знает и видит все неровности характера и другие недостатки, мирится с ними и кончает тем, что полюбит даже и их в друге-товарище».
В родной семье нелюбимый ребенок, Пушкин-юноша, неравномерно развивающийся, он видимо, был глубоко неуверен в себе. Это вызывало молодечество, браваду, стремление первенствовать. Дома его считали увальнем – он выше всего начал ставить физическую ловкость, силу, умение постоять за себя. Тот же Пущин с недоумением, не ослабевшим почти за полвека, отделявшие время написания записок от первой встречи с Пушкиным, вспоминал, что Пушкин, который по начитанности и знаниям значительно опередил своих одноклассников, менее всего был склонен этим тщеславиться и даже ценить:
«Все научное он считал ни во что и как будто желал только доказать, что мастер бегать, прыгать через стулья, бросать мячик и пр. В этом даже участвовало его самолюбие — бывали столкновения, очень неловкие». По свидетельству Пушкина, «появлению Музы» в его «студенческой келье» предшествовало время,
... как я поэме редкой
Не предпочел бы мячик меткой,
Считал схоластику за вздор
И прыгал в сад через забор.
Когда порой бывал прилежен,
Порой ленив, порой упрям,
Порой лукав, порою прям,
Порой смирен, порой мятежен,
Порой печален, молчалив,
Порой сердечно говорлив .
Пушкину было шестнадцать лет, когда Державин рукоположил его в поэты, а Дельвиг приветствовал его в сентябрьском номере «Российского музеума» за 1815 год, его – автора всего лишь нескольких опубликованных стихотворений – стихами:
Пушкин! Он и в лесах не укроется;
Лира выдаст его громким пением,
И от смертных восхитит бессмертного
Аполлон на Олимп торжествующий.
www.smirnova-tatjana.ru
Лицейские годы А.С. Пушкина
Среди садов и парков города Пушкина возвышается величественное, пронизанное каким- то особенным светом, здание Царскосельского лицея. Здесь учился великий поэт, здесь он нашел своих лучших друзей, именно в лицейские годы Александр Пушкин осознал свою внутреннюю силу. Александр Сергеевич всегда говорил, что Лицей был отчизной для его души.
Лето 1811 года. Высший свет обсуждает и ждет с нетерпением открытия нового учебного заведения. Александр I задумал его как элитное учебное заведение, в котором будут учиться дети дворян. Программа обучения была сложной, но интересной и увлекательной. Лицеистам предстояло изучить множество наук. В учебное заведение пригласили лучших преподавателей, в том числе и профессора нравственных наук А.П.Куницына. Именно под его влиянием сформируются вольнолюбивые, и даже тираноборческие взгляды поэта.Итак, юный Александр Пушкин, волнуясь и трепеща, прибывает в Царское Село в сопровождении своего дяди Василия Львовича. Мальчик тщательно готовится к поступлению, и когда ему сообщают, что он принят, восторгу его нет конца. 19 октября 1811 года он становится лицеистом. Вступительный экзамен он держал вместе с Дельвигом. По случаю, торжественного открытия лицея, устроили большой праздник, на котором присутствовала царская семья. Но не это навсегда осталось в памяти Александра Сергеевича, до последнего своего вздоха он вспоминал речь профессора Куницына, которая задала нравственный ориентир его душе. Преподаватель, в своем напутствии призвал молодых дворян чтить законы, любить свободу, славу и отечество.
Учеба в Лицее соответствовала статусу элитного заведения. Физические и унизительные наказания отсутствовали, у каждого ученика была своя комната. Подъем каждый день в шесть утра, затем сразу два часа занятий, лишь потом завтрак и небольшая прогулка. Учеба продолжались и после обеда, чередуясь с небольшими разминками. Всего лицеисты занимались около семи часов в день. Отдых подразумевал не праздность, а занятия спортом и чтение.
С преподавателями у воспитанников сложились дружеские отношения. Лицеистам была предоставлена максимальная свобода действий. В некоторых мемуарах встречаются заметки о том, что профессор А. Галич частенько принимал участие в пирушках вместе со своими учениками. В лицейские годы Пушкин увлекался римскими прозаиками, глубоко изучил классическую мифологию. Но первыми в списке наук для него стояли история, русская и французская словесность. Александр был в числе членов редколлегии всех рукописных лицейских изданий. Это были подборки эпиграмм и памфлетов. Ни одно собрание поэтического кружка не проходило без него. При этом усердия в учебе он не проявлял и в число отличников не входил. Преподаватели отмечали его природный талант, острый гибкий ум и при этом полное отсутствие прилежания.Его отношения в лицеистами складывались по- разному. Одни его любили и боготворили, другие обзывали « французом» и относились с недоверием и холодностью. Пушкин, имея крайне вспыльчивый характер, часто заводил ссоры, а потом терзался от раскаяния, запираясь надолго у себя в комнате. Несмотря на то, что многих лицеистов связывала с Александром дружба искренняя и сильная, не всегда они могли простить ему неуместных острот и издевательств. Первая дуэль Пушкина произошла именно в лицее, с Кюхельбекером.Отечественная война 1812 года отозвалась в душах лицеистов болью, гневом и бунтарством. На первый план выходят патриотические чувства и настроения. И молодой человек, который даже думал по-французски, начинает сочинять стихи о российских просторах, народной жизни.Незабываемым стал для Пушкина день переходного экзамена- 8 января 1815 года. Молодой поэт спать не мог от волнения, ведь сам Державин должен был слушать его выступление. Александр прочитал «Воспоминания в Царском Селе» собственного сочинения. Написано оно было в высокопарном стиле (по совету Галича) и до слез растрогало старого поэта. В порыве Державин хотел прижать Пушкина к груди, но тот стремительно сбежал и долго еще не мог прийти в себя от волнения.Так, год от года в Царском Селе креп талант поэта. В 1816 он уже настолько знаменит, что члены императорской семьи заказывают ему оды и пьесы, а признанные писатели рассыпаются перед молодым лицеистом в комплиментах.
В лицее поэт первый раз влюбился. Он был совершенно очарован Бакуниной, которая приезжала на лицейские балы, чтобы проведать своего брата. Пушкин посвятил ей одно из первых своих стихотворений о любви « К живописцу». Но все, же для самого Александра Сергеевича годы учебы в Царском Селе это, прежде всего друзья. И до конца жизни, каждый год на годовщину лицея он будет писать стихотворение- главная тема которого дружба.
poetpushkin.ru
Лицейские друзья А.С. Пушкина (список и краткая характеристика)
Царскосельский лицей может по праву гордиться своим первым выпуском. Он оказал огромное влияние на становление Пушкина как поэта и гражданина России. Этому способствовали не только талантливые педагоги, но и сами лицеисты, в числе которых были одаренные, умные, ответственные молодые люди. Пушкин посвятил немало добрых, а порою и шутливых строк своим друзьям – однокашникам.
Иван Пущин
«Мой первый друг, мой друг бесценный» – это, конечно же, Иван Иванович Пущин. Он был на год старше Пушкина. Познакомились они 12 августа 1811 года во время поступления в лицей. Во время учебы их комнаты находились рядом. Дружба, завязавшаяся между молодыми людьми в лицее, сохранялась на протяжении всей жизни.
По окончании лицея Иван Пущин решил стать военным и поступил в Конную артиллерию. Здесь он познакомился с членами тайных обществ и вступил в одно из них. Он был активным участником «Священной артели», в которую входили братья Муравьевы, Иван Бурцов, из товарищей по лицею – Владимир Вальховский, Вильгельм Кюхельбеккер (Кюхля).
Возникшие разногласия с Великим князем Михаилом Павловичем вынудили Пущина оставить военной службу в январе 1823 года. Он перешел служить в Петербургскую уголовную палату.
11 января 1825 года Иван Пущин первым из друзей и близких посетил Михайловское, где в это время жил Пушкин, чтобы морально поддержать друга, сосланного за вольнодумство. Иван Иванович привез ему комедию Грибоедова «Горе от ума» и рассказал о существовании тайных обществ. Но он ничего не сказал о готовящемся покушении на жизнь самодержца.
Иван Пущин всегда был в центе событий, связанных с подготовкой и проведением декабрьского восстания, за что и был сослан в Сибирь, в Читинский острог.
Мой первый друг, мой друг бесценный!И я судьбу благословил,Когда мой двор уединенный,Печальным снегом занесенный,Твой колокольчик огласил.Молю святое провиденье:Да голос мой душе твоейДарует то же утешенье,Да озарит он заточеньеЛучом лицейских ясных дней!
Это стихотворение Пушкин посвятил своему другу, когда узнал о печальной судьбе своего товарища по лицею. Получив это стихотворение в ссылке, Иван Пущин в своем дневнике записал: «Отрадою отозвался во мне голос Пушкина».
Александр Сергеевич даже пытался ходатайствовать перед Николаем I о смягчении наказания Пущину, но получил отказ.
Дельвиг
Антон Антонович Дельвиг был ленив, учился неохотно, за что был порицаем учителями и попадал в пушкинские эпиграммы. Но в нем рано проснулся интерес к литературному творчеству. По окончании лицея он был направлен в Министерство внутренних дел, где и прослужил до конца своих дней. Но это совсем не мешало ему заниматься литературной и издательской деятельностью.
Дельвигу Пушкин посвятил не одно стихотворное послание.
В одних журналах нас ругали,Упреки те же слышим мы:Мы любим слишком, да, в бокалеТопить разгульные умы.
Лицейскую дружбу Пушкин и Дельвиг пронесли до конца их недолгой жизни. Он был одним из трех друзей Пушкина, посетивших его в ссылке. Есть сведения, что Пушкин и Дельвиг встречались на Кавказе. Дельвиг умер рано, в 32 года.
«Смерть Дельвига нагоняет на меня тоску. Помимо прекрасного таланта, то была отлично устроенная голова и душа незаурядного закала. Он был лучшим из нас. Наши ряды начинают редеть», — написал Пушкин Плетневу, узнав о смерти друга.
Кюхля
Так лицеисты прозвали долговязого, худощавого Вильгельма Кюхельбеккера. На первых курсах товарищи по лицею были безжалостны к нелепому, глуховатому Кюхле. Пушкин тоже не щадил его, донимал эпиграммами и шутками, на которые был большой мастер.
За ужином объелся я,А Яков запер дверь оплошноТак было мне, мои друзья,И кюхельбекерно и тошно.
Эта эпиграмма стоила Пушкину дуэли, которая закончилась благополучно для обоих. Позволив Кюхельбеккеру выстрелить, Пушкин отказался стрелять под предлогом, что пистолет забился снегом. Потом друзья помирились.Несмотря на насмешки, в глубине души все любили этого странного длинного паренька. Несмотря на свою неуклюжесть, он был способным к учебе, талантливым поэтом.
В своем посвящении на день Лицея Пушкин посвятил несколько строк и Кюхельбеккеру:
Служенье муз не терпит суеты;Прекрасное должно быть величаво:Но юность нам советует лукаво,И шумные нас радуют мечты…Опомнимся — но поздно! и унылоГлядим назад, следов не видя там.Скажи, Вильгельм, не то ль и с нами было,Мой брат родной по музе, по судьбам?
Вильгельм Кюхельбеккер с отличием окончил лицей в чине титулярного советника. Его, как и Пушкина, зачислили в коллегию иностранных дел.
Кюхельбеккер тоже присутствовал на Сенатской площади во время декабрьского восстания, и даже пытался стрелять в генералов, однако его пистолет дал осечку.
Вильгельм Кюхельбеккер пережил Пушкина всего на 7 лет. Он умер в Тобольске от чахотки в 1846 году.
Иван Малиновский
Еще один из близких друзей Александра по лицею. Дружбу к Ивану поэт пронес через всю жизнь, а после роковой дуэли с Дантесом говорил: «Отчего нет около меня Пущина и Малиновского. Мне было бы легче умирать».
Иван отличался большой вспыльчивостью и получил прозвище «Казак». Он был сыном первого директора лицея, который умер в 1814 году. На похоронах присутствовали пять лицеистов, в том числе Пушкин. После окончания лицея Малиновский стал военным, дослужился до полковника и в 1825 году вышел в отставку. В 1834 году он женился на сестре Пущина.
poetpushkin.ru
Устный журнал "Пушкинский Лицей"
Разделы: Внеклассная работа
Цели:
1. Познакомить учащихся с историей Царскосельского Лицея, судьбами лицеистов, творчеством А.С.Пушкина. 2. Развить интерес учащихся к русской литературе, наследию великого поэта, а также творческие способности детей. 3. Воспитать гражданские, патриотические чувства школьников.
Страница первая. Историческая. “Друзья! Прекрасен наш союз!..”
Ведущий.
Взглянув когда-нибудь на тайный сей листок, Исписанный когда-то мною, На время улети в лицейский уголок Всесильной радостной мечтою. Ты вспомни быстрые минуты первых дней, Неволю мирною, шесть лет соединенья, Печали, радости, мечты души твоей, Размолвки дружества и сладость примиренья, --- Что было и не будет вновь… И с тихими тоски слезами Ты вспомни первую любовь. Мой друг, она прошла… но с первыми друзьями Не резвою мечтой союз твой заключен; Пред грозным временем, пред грозными судьбами, О, милый, вечен он!
А.С.Пушкин
В альбом Пущину. 1817
Ведущая. 12 августа 1810 года царем Александром I подписан проект о создании особого учебного заведения.
19 октября 1811 года --- открытие нового учебного заведения, которое получило название “Царскосельский Лицей”.
Ведущий. Лицей был расположен в одном из красивейших пригородов Петербурга – Царском Селе. Аллеи старых лип, солнечные поляны, березовые рощи, масса воды: озера, пруды, протоки, каскады фонтанов, стройные дворцы и причудливые беседки, гроты и бледнеющие среди ветвей мраморные статуи. Все это будило в учениках Лицея фантазию, вдохновение, творчество.
Первый “пушкинский” лицейский курс состоял из даровитых и незаурядных мальчиков. Имена многих из них вошли впоследствии в историю русской культуры и общественной мысли. Одним из них был А.С.Пушкин, великий русский поэт, писатель, драматург. Пушкин был чрезвычайно привязан к своим школьным товарищам, и эту пылкую дружбу, верность лицейскому братству он пронес через всю жизнь:
Прости! Где б ни был я: в огне ли смертной битвы, При мирных ли брегах родимого ручья, Святому братству верен я.
Ведущая. Ближайшими друзьями Пушкина были: Иван Пущин --- справедливый, смелый, спокойно-веселый юноша; Вильгельм Кюхельбекер --- восторженный, одержимый стихами, нелепый и трогательный Кюхля; Антон Дельвиг --- добродушный, медлительный фантазер и тоже поэт.
Ведущий. Дух вольномыслия царил в “лицейской республике”. Здесь обсуждались жгучие проблемы современности: деспотизм, рабство, свобода, любовь к Отечеству.
Ведущая. Некоторые из воспитанников Лицея впоследствии были близки к декабристским обществам, а Пушкин и Кюхельбекер стали участниками восстания 14 декабря 1825 года на Сенатской площади в Петербурге.
Ведущий.
Шесть лет промчалось, как мечтанье, В объятьях сладкой тишины. И уж Отечества призванье Гремит нам: шествуйте, сыны! Простимся, братья! Руку в руку! Обнимемся в последний раз! Судьба на вечную разлуку, Быть может, здесь сроднила нас!
Викторина “Дружеский круг”
О ком эти слова?
- Родом из прибалтийских баронов, “сын лени вдохновенной”, так называл его Пушкин, он обладал живой фантазией и впоследствии стал прекрасным поэтом, издателем. (Антон Дельвиг)
- “Живой лексикон и вдохновенный комментатор”, государственный преступник 1 разряда, имя которого в 1830-х годах было под запретом. Он вызвал Пушкина за насмешки на дуэль. (Вильгельм Кюхельбекер)
- Кто был соседом Пушкина, жившим в комнате №13? Неразлучный друг Пушкина. Вместе с ним они были влюблены в Екатерину Бакунину, вместе попали в историю с гоголь-моголем. (Иван Пущин)
- Сын первого директора Лицея был драчлив, вспыльчив, необуздан, его звали “Казак”. Он был женат на сестре Пушкина. (Иван Малиновский)
- Этот лицеист горячо любил Пущина. В Лицее он мечтал о море. Участвовал в кругосветном путешествии. Его именем назван мыс у северных берегов Восточной Сибири. К концу жизни стал контр-адмиралом и сенатором. (Федор Матюшкин)
- Появление этого юноши всегда оживляло общество: он умел показывать фокусы, прекрасно пел. Был композитором и сочинил на слова Пушкина и Дельвига более 200 романсов. (Михаил Яковлев)
Страница 2. Поэтическая
Ведущий. По традиции 19 октября, в день открытия Царскосельского Лицея, в нашей школе происходят торжества, посвященные А.С.Пушкину, прославившему это учебное заведение.
Ведущий. Пушкин.
Ученик.
Это имя -- знакомое с детства. Вместе с грамотой впаяно в речь. Надо заново в имя вглядеться. Для потомков его сберечь.
Ведущий. Пушкин.
Ученик.
Это имя на то и дано нам, И оно никогда не мало, Не застыло казенным каноном И не в школьную пропись легло.
Ведущий. Пушкин.
Ученик.
Это имя подростка смешного, Что свечу до полуночи жег, И строчил, и вычеркивал слово -- Свой веселый сигнальный рожок.
Ведущий. Пушкин.
Ученик.
Это имя --- веселое рвенье, Лихорадка ночного труда, Нестареющее вдохновенье, Нестареющего никогда.
Ведущий. Пушкин.
Ученик.
Это имя --- бессонница вёсен, Увлекающая за моря, Золотая, румяная осень, Бодрый холод в конце Октября.
Пробуждение в дальнейшей дороге, --- И встают - первый раз наяву -- Горных кряжей клинки и отроги, Убегающие в синеву.
Ведущий. Пушкин.
Ученик.
Это имя сквозь белые ночи Всех бессонных касается вех, Раскрывает все жадные очи На прошедший и будущий век.
Ведущий. Пушкин.
Ученик.
Это имя как лозунг и пламя! И опять, веселясь и грустя, Рядом с нами, за нас и за нами --- Он наш сверстник и наше дитя.
Ведущая. Лицейским друзьям, святому братству Пушкин посвятил много своих стихотворений. Послушайте несколько из них.
- “В альбом Пушкину” 1817
- “Разлука” 1817
- “Чем чаще празднует лицей” 1831
- “Была пора…” 1836 и другие
Страница третья. Театральная.
Ведущий. Прошло много лет, но мы сохранили один бесценный, навсегда принадлежащий нам клад --- мы сохранили Пушкина.
Ведущая. Наше первое знакомство с великим поэтом начиналось с его сказок. Вы их хорошо знаете.
Викторина по сказкам “Что за прелесть эти сказки!”
Из какой сказки эти слова?
“Выбрал я жену себе, Дочь послушную тебе, Просим оба разрешенья, Твоего благословенья”
(Сказка о царе Салтане)
Как правильно называется сказка о царе Салтане? (“Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди”)
- О ком идет речь? “И кого не спросит он, Всем вопрос идет мудрен; Кто в глаза ему смеется, Кто скорее отвернется…” (о королевиче Елисее)
- Какой царь забыл про смерть своих детей при виде красавицы царицы? (царь Додон)
- Какую песенку пела белочка “при честном народе” в сказке о царе Салтане? (“Во саду ли, в огороде”)
- Когда царь Салтан подслушал разговор трех сестер? (Под Новый год)
- Какой величины родился ребенок у царицы из сказки о царе Салтане? (“Сына бог им дал в аршин”)
- Сколько времени была старуха царицей из “Сказки о рыбаке и рыбке”? (2 недели “Вот неделя, другая проходит”)
- Сколько просьб старика выполнила рыбка? (4: корыто, изба, дворянка, царица)
- Какое приданное приготовил своей дочери царь из “Сказки о мертвой царевне”? (“Семь торговых городов Да сто сорок теремов”)
- Кличка собаки семи богатырей? (Соколко)
- От чего умерла мачеха? (“Тут тоска ее взяла…”)
- За какую плату согласился работать Балда у попа? (“В год за три щелчка тебе по лбу”)
- Когда договаривались о питании, Балда сказал попу: “Есть же мне давай вареную полбу”. Что такое полба? (каша из пшеницы)
Инсценирование эпизодов из сказок Пушкина
Ведущий. А.С.Пушкин оставил нам богатое наследие. Взрослея, мы узнавали его лирику, драматургию, прозу.
Инсценирование эпизодов прозаических произведений
- “Барышня-крестьянка”
- “Дубровский”
- “Капитанская дочка”
Страница четвертая. Творческая
Ведущая. Дух творчества был близок всем лицеистам, многие из них в лицее писали стихи, эпиграммы. Давайте и мы поиграем в буриме.
Чудесный - прелестный Взор - укор Слезы - грозы Подари - обними
(Дети пишут стихи с этими рифмами)
Ведущий. А теперь объявляем конкурс на лучший кроссворд по творчеству А.С.Пушкина (проверка домашнего задания).
Ведущая. Объявляется конкурс художников. Кто быстрее нарисует профиль Пушкина.
Ведущий. Подведем итоги наших конкурсов.
Ведущая. Закрываем последнюю страницу нашего устного журнала. Имя Пушкина, черты его лица входят в наше сознание с самого раннего детства. А первые сказки и стихи его мы принимаем как подарок, который от времени становится только дороже. А.С.Пушкин прославил не только свой лицей, но и нашу русскую литературу в мировой культуре. Читайте Пушкина, учите его стихи, а главное - любите Пушкина. Это наше национальное состояние.
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Пушкинский лицей - Прогулки с дилетантом
Императорский Царскосельский лицей был основан по указу Александра I и предназначался для обучения дворянских детей. По первоначальному плану в Лицее должны были воспитываться также и младшие братья Александра I — Николай и Михаил, но из-за наступления периода реакции перед войной 1812 года эти планы были отброшены. Программа была разработана госсекретарём Михаилом Сперанским и ориентирована в первую очередь на подготовку просвещённых чиновников высших рангов. Несмотря на это, больше всего лицей прославил тот выпускник, который толком не сделал никакой чиновной карьеры.
Питер-2013 // Часть 26

1. Лицей был открыт в бывшем флигеле Екатерининского дворца. Для размещения внутри учебного заведения здание сильно перестроил архитектор Василий Стасов, автор Троице-Измайловского собора, а также Московских и Нарвских Триумфальных ворот в Петербурге.
2. Аркой с крытым переходом лицей соединился с дворцом - результат планов по обучению здесь Великих Князей. В 1917 году лицей был закрыт, но музеем он стал лишь в 1947 году, причём для этого пришлось полностью восстанавливать внутреннюю обстановку, ведь после войны здание представляло собой голые стены. Всё, что мы видим сейчас, воссоздано коллективом под руководством архитектора А. А. Кедринского.
3. Но задолго до этого, в 1900 году в Лицейском саду был установлен памятник Пушкину.
4. В фойе музея стоит мраморная скульптура поэта-лицеиста.
5. Расположенная в закруглённом торце здания лестница приводит на третий этаж.
6. Большой зал, где проходили торжественные мероприятия.
7. Именно здесь «Старик Державин нас заметил / И, в гроб сходя, благословил».
8. На столе, покрытом красным сукном, покоится дарованная Александром I Высочайшая грамота, облитая краской одним из лицеистов.
9. Потолок зала.
10. В переходе, ведущем во дворец, располагалась библиотека.
11. Некоторые из представленных книг находились здесь во времена Пушкина.
12. В первые годы существования в Лицее создалась атмосфера увлечённости новой русской литературой и французской эпохи Просвещения.
13. В течение шести лет обучения в Лицее изучались нравственные науки: закон божий, этика, логика, правоведение, политическая экономия.
14. Изучалась российская и всеобщая история, физическая география.
15. Из гуманитарных наук были представлены русская, латинская, французская, немецкая словесность и языки, риторика.
16. Преподавали начала физики и космографии, математическую географию, статистику.
17.
18.
19.
20. Дверца печи в библиотеке.
21. Рядом с библиотекой находилась Газетная комната.
22.
23. На столе разложены страницы и карикатуры из рукописных лицейских журналов.
24. Пушкин, Дельвиг, Кюхельбекер, Данзас, и многие другие лицеисты входили в творческий литературно-поэтический кружок, издававший рукописные журналы «Лицейский мудрец», «Вестник», «Для удовольствия и пользы» и др.
25. После классов лицеисты занимались и физическими упражнениями, такими как танцы, фехтование, верховая езда, плавание.
26. Класс рисования.
27.
28. Класс физики.
29.
30.
31.
32.
33.
34. Воссозданный учебный класс.
35. Потолок украшен изображениями знаков Зодиака.
36. На стене представлены правила поведения лицеистов.
37.
38. Расписание занятий. Стоит обратить внимание, что к завтраку воспитанники допускались лишь после двух уроков и молитвы.
39. Таблица успеваемости. Пушкин был на 26-м месте из 29-ти. Самый прилежный из учеников, князь Горчаков и по службе преуспел больше других - дорос до министра иностранных дел и канцлера.
40. На четвёртом этаже располагались жилые комнаты, причём не только для лицеистов. В 2011 году была открыта воссозданная на прежнем месте квартира гувернёра и учителя рисования С. Г. Чирикова, прослужившего в лицее больше 40 лет. Квартира располагалась на втором этаже Лицейской арки.
41. Всю остальную часть этажа занимал длинный коридор, на обе стороны которого выходили комнаты лицеистов.
42. Фактически этаж представляет собой дортуар - общую спальню, поделённую перегородками на комнатки, или «кельи», как называл их А. С. Пушкин.
43. Отопления на этаже не было, единый объём помещения помогла сохранить тепло.
44. Над дверями вешались таблички с именами проживавших в них на тот момент воспитанниками.
45. В каждой комнате - железная кровать, стул, конторка, комод, стол для умывания.
46. За окнами - двор Екатерининского дворца.
47. Комната Ивана Пущина, про которого «Мой первый друг, мой друг бесценный».
48. Комната Пушкина была по соседству, их разделяла тонкая перегородка, через которую друзья перестукивались по ночам.
49. Комната Пушкина - крайняя, дальше Лицейская арка с квартирой наставника.
50. Из-за своего расположения «келья» Пушкина была теснее других. Если у Пущина между стенкой и окном помещается конторка и стул, то у Пушкина - только конторка.
51. А такой вид открывался лицеистам, когда они выбегали в коридор. Во дворец мы направимся в следующий раз.
deletant.livejournal.com


