Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

№ 7 2014. Научный журнал педагогика


Педагогика. Научно-теоретический журнал » № 9 2013

Вы можете купить этот номер журнала.

Р.Н. Щербаков Аннотация

Здравый смысл науки предполагает учет взаимосвязи объективного и субъективного в обучении. Первый уровень реализации видится в раскрытии социокультурного, ценностно-смыслового аспекта науки и научного знания. Второй – во взаимодействии субъекта познания с объектом. И третий напоминает нам о науке и учащихся как открытых неравновесных системах.

The common sense of science propose calculation of correlation of objective and subjective at education. The first level of realization is see in discovering of social-culture, value-sense aspect science and scientific knowledge. The second – in interaction of cognition subject with object. And third remind us about science and pupils as open unbalance systems.

Ключевые слова

Здравый смысл науки в обучении. Объективное и субъективное в освоении основ науки. Уровни приобщения к науке и научной деятельности и их пониманию. Влияние объективного и субъективного на личность учащегося.

The common sense of science at education. Objective and subjective at mastering of science basis. Levels of join to science and scientific activity and to their understanding. Influence of objective and subjective on personality of pupil.

Лызь Н.А. Аннотация

В статье охарактеризованы житейское, практическое и научное педагогическое знание. Рассмотрены основные формы научно-педагогического знания, обозначены актуальные методологические проблемы его развития. Приведен авторский подход к систематизации педагогического знания на основе выделения ракурсов анализа образовательной реальности, форм научного знания и педагогических понятий.

The article characterizes ordinary, practical and scientific pedagogical knowledge. The basic forms of scientific pedagogical knowledge and relevant methodological problems of its development are considered. Here is described author's approach to the systematization of pedagogical knowledge based on the allocation of analyzed aspects of the educational reality, forms of scientific knowledge and pedagogical concepts.

Ключевые слова

Методология педагогики, научное знание, педагогические понятия, закономерности, принципы, модели, теории, технологии.

The methodology of pedagogy, scientific knowledge, pedagogical concepts, regularity, principles, models, theories, technology.

Мишатина Н.Л., Цыбулько И.П. Аннотация

Статья посвящена исследованию проблемы освоения базовых концептов русской культуры и проверки их понимания и интерпретации учащимися в современных социокультурных условиях. Анализируется образовательный и воспитательный потенциал философских текстов в контексте проблемы проверки речевого развития школьников в связи с переходом основной школы на новые ФГОС; представлен один из возможных способов научно-теоретического и практико-технологического решения проблемы итогового контроля по русскому языку с опорой на лингвоконцептоцентрическую модель.

Article is devoted to research a problem of development of basic concepts of the Russian culture and check of their understanding and interpretation by pupils in modern sociocultural conditions. Educational and pedagogic potential of philosophical texts in a context of a problem checking speech development of school students in connection with transition of the main school to new FSES is analyzed; one of possible way of a scientific-theoretical and praktic-technological solution of the problem of total control on Russian with a support on model lingual concept-centric pattern is presented.

Ключевые слова

Парадигма образования, Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования, требования ФГОС, философские тексты, базовые концепты русской культуры, система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, компетенция.

Educational paradigm, Federal state educational standards for basic general education, FSES requirements, philosophical texts, basic concepts of the Russian culture, assessment of achieving target results of basic general education course, competence.

Мартиросян Б.П., Рубцова Н.Е., Шаповалова И.А. Аннотация

Статья представляет собой информационно-аналитический обзор опыта апробации на 385 экспериментальных площадках РАО современных достижений научных академических школ, развивающих традиции отечественного образования. Организация инновационной научной и практической деятельности экспериментальных площадок РАО рассмотрена на примере экспериментальных площадок в Омской области, в Красноярском и Ставропольском краях, в городах Курск, Пенза, Гжель, Пущино.

Article represents the information analysis review of the experience of approbation on 385 experimental platforms of RAE about modern achievements of the scientific academic schools developing traditions of domestic education. The organization of innovative scientific and practical activities of experimental platforms of RAE is considered on the example of experimental platforms in the Omsk region, in Krasnoyarsky and Stavropolsky krai, in the cities of Kursk, Penza, Gzhel, Pushchino.

Ключевые слова

Российская академия образования, метод экспертных оценок, образование, педагогическая инноватика, экспериментальная площадка.

Russian Academy of Education, method of expert evaluations, education, pedagogical innovatics, experimental platform.

Савенков А.И., Осипенко Л.Е. Аннотация

В ходе исследовательского обучения ребенок должен осваивать не только определенный объем знаний, но и пути постижения истины. Содержание исследовательского обучения включает три относительно самостоятельных подпрограммы: тренинг, исследовательскую практику и мониторинг. Такой подход обеспечит формирование у ребенка представление об исследовании как о стиле жизни.

In the course of research training a child must master not only a certain amount of knowledge, but also a way of understanding the truth. The content of research training consists of three relatively independent sub-programs: training, research, practice, and monitoring. . This approach will ensure in the child the formation of an idea that the study is about lifestyle.

Ключевые слова

Исследование как стиль жизни, поисковая активность ребенка, принципы исследовательского обучения, познавательные интересы школьника, учитель как фасилитатор обучения, тренинг исследовательских способностей, исследовательская практика, мониторинг, научно-практические конференции учащихся.

Research as a lifestyle, the search activity of the child, the principles of research training, educational interests of pupils, the teacher as a facilitator of learning, training of research abilities, practice research, monitoring, scientific-practical conference of students.

Еровенко В.А. Аннотация

Статья посвящена проблеме получения качественного математического образования, в основе которого лежит онтология понимания элементарной математики. Это особенно актуальная тема в философии математического образования будущих гуманитариев, которые не собираются связывать свою дальнейшую деятельность с естественными науками, так как именно математика в наибольшей степени способствует формированию когнитивного интеллекта учащихся.

The article is devoted to getting a high-quality mathematical education, which is based on the ontology of understanding of elementary mathematics. This is especially important topic in the philosophy of mathematical education of future humanitarians who are not going to get in touch with natural sciences in their future activities, because exactly mathematics contributes the most to the formation of cognitive intelligence of students.

Ключевые слова

Философия математического образования, онтология понимания, когнитивный интеллект.

Philosophy of mathematical education, ontology of understanding, cognitive intelligence.

Ларионова С.О. Аннотация

В статье рассматриваются характерные особенности проявления девиантного поведения младших школьников с ЗПР. В связи с этим актуализируется вопрос использования арттерапии как средства профилактики девиантного поведения детей. Кроме того, обозначаются преимущества и приемы применения арттерапии в аспекте профилактики отклоняющегося поведения младших школьников изучаемой категории.

The article deals with peculiarities of a display of deviant behavior of junior school-children with developmental delay. In this regard the author actualizes the issue of using art therapy as a means of prophylaxis of deviant behaviour of children. Besides there have been advantages and techniques of using the art therapy in terms of prophylaxis of deviant behaviour of junior school children of studied category defined.

Ключевые слова

Профилактика, девиантное поведение, младшие школьники с задержкой психического развития, арттерапия, виды, формы, функции арттерапии, арттерапия как новационное средство профилактики.

Prevention, deviant behavior, younger school children with mental retardation, art therapy, types, forms, functions of art therapy, art therapy as an innovatory means of prevention.

Омаров О.А., Омарова Н.О., Джахпараева Д.Ю. Аннотация

В данной статье рассматриваются причины усиления экстремизма и терроризма в Северо-Кавказском регионе, комплекс объективных и субъективных факторов, влияние социальных процессов на проявление массового экстремизма. Учеными Института национальных проблем в образовании РАО разработана и отправлена в Минобрнауки РФ программа, основной стратегической целью которой является формирование системы мероприятий по профилактике проявления экстремизма и сепаратизма.

This article examines the reasons for the strengthening of extremism and terrorism in the North Caucasus region, a complex of objective and subjective factors, the influence of the social processes at a manifestation of mass extremism. Scientists of the Institute of national problems of education RAO, has been developed and sent to the Ministry of science of the Russian Federation the program, the main strategic goal of which is the formation of a system of measures for the prevention of manifestations of extremism and separatism.

Ключевые слова

Молодежь, воспитание, экстремизм, терроризм, поликультурный регион, программа.

Youth, education, terrorism, extremism, multicultural region, the program.

Репринцева Г.И. Аннотация

В статье охарактеризованы теоретические и методические основы построения и реализации этнокультурного компонента авторской модели гармонизации детско-родительских отношений «Шаг к радости» в процессе социально-педагогической реабилитации в 2007–2008 гг. детей и их семей, переживших теракт в Беслане РСО – Алания в 2004 г.

The article characterizes some theoretical and methodical bases in construction and realization of the ethno-cultural component in the author’s “A Step to Joy” model. The model is directed to harmonize children and parents relations in the process of the children and their families rehabilitation in 2007-2008 who survived the act of terrorism happened in Beslan, Alaniya in 2004.

Ключевые слова

террористический акт, социокультурная ситуация, деструкция, модель гармонизации детско-родительских отношений, идентичность, социально-педагогическая реабилитация и поддержка, технология, народные традиции общения.

act of terrorism; socio-cultural situation; destruction; harmonization of children and parents relations; authenticity; identity; socio-pedagogical rehabilitation and support; technology; national traditions in interaction.

Бордовская Н.В. Аннотация

В статье раскрываются методологические основания отбора, анализа и систематизации педагогических условий, влияющих на качество и эффективность исследовательской деятельности студентов. Содержательно раскрываются психолого-дидактические и социально-педагогические условия научно-образовательной среды вуза, их специфика и роль в научной подготовке и организации исследовательской деятельности студентов как условия реализации и развития их потенциала. Предложены критерии для оценки эффективности таких педагогических условий.

The article is about methodological bases of selection, analysis and systematization of pedagogical conditions influencing on quality and efficiency of students research activity. Psychological, didactic and social-pedagogical conditions of university scientific and educational environment, their specifics in the organization of student’s research activity are revealed as conditions of realization and development of their potential. Criteria for assessment of such pedagogical conditions efficiency are offered.

Ключевые слова

Исследовательская деятельность, научно-образовательная среда, педагогические условия повышения эффективности исследовательской деятельности студентов, методологические основания отбора и изучения педагогических условий.

Research activity, scientific and educational environment, pedagogical conditions of increase of students research activity efficiency, methodological bases of selection and studying of pedagogical conditions.

Марчукова С.М. Аннотация

Статья посвящена основным этапам осмысления пансофии в комениологии как специальной области историко-педагогического знания последних десятилетий XX в. Содержательным ядром статьи являются обоснование актуальности нового осмысления пансофии в педагогических трудах Я.А.Коменского, необходимость раскрытия и обоснования вневременного значения идеи пансофийности в контексте истории педагогической мысли.

Article is devoted to the main stages of understending of a pansophy in a komeniology as special area of historical and pedagogical knowledge of the XX century last decades. Substantial core of article is justification of relevance of new understanding of a pansophy in Ya.A.Komensky's pedagogical works, need of disclosure and justificate of timeless value of idea of a pansofynost for a context of history of pedagogical thought.

Ключевые слова

Пансофия, педагогические труды Я.А.Коменского, комениология, идея пансофийности, «Всеобщий совет по исправлению дел человеческих».

Pansophy, Ya.A.Komensky's pedagogical works, komeniology, idea of a pansofiynost, "General council on correction of human affairs ".

Пальчук М.И. Аннотация

В статье рассматриваются подходы к дистанционному обучению в Украине, показаны основные особенности формирования электронной образовательной среды. Раскрываются вопросы проектирования содержания дополнительного профессионального образования на основе модульных технологий обучения, приведены примеры «пилотных» модулей, представленных на сайте Центра online обучения GDSI.

Тlhе article discusses approaches to distance leaming in Ukraine, shows the mаin featuгes of the formation of e-learning environment. Issues оf designing the content of additional pгofessional education based оn modulaг technology education аге consideгed, examples of ''pilot" modules presented оn the site of on-line learing GDSI are shown.

Ключевые слова

Дистанционное обучение, информационно-коммуникационные технологии, электронная образовательная среда, педагогическая опосредованная коммуникация.

Distance learning, information аnd communication, technologiese, e-education, environment pedagogical mediated communication.

Бережнова Е.В. Аннотация

Статья посвящена анализу взаимосвязи позиции педагога-ученого и получения им объективных истинных знаний в педагогике. Как одну из важных проблем автор статьи выделяет ценностные ориентации педагога-ученого и приглашает к обсуждению следующих вопросов: какие ценности и в каких формах могут входить в процесс педагогического исследования, имеющего природу социального и гуманитарного познания? При каких условиях происходит органичное вхождение ценностей в научное познание и обеспечивает получение объективного истинного знания в педагогической науке? Как способ такого вхождения зависит от типа рациональности?

Article is devoted to the analysis of interrelation between a position of the teacher scientist and receiving objective true knowledge by him in pedagogics. As one of important problems the author of article allocates valuable orientations of the teacher scientist and invites to discuss the following questions: what values and in what forms can enter into process of the pedagogical research having the nature of social and humanitarian knowledge? Under what conditions can values organicly enter into scientific knowledge and provides receiving of objective true knowledge in pedagogical science? How the way of such entry depends on rationality type?

Ключевые слова

Типы рациональности, ценности, ценности научного сообщества, позиция педагога-ученого, методология педагогики, гуманитарная культура, нормы и идеалы познания, методологическая культура, исследовательская практика.

Types of rationality, values, values of scientific community, position of the teacher scientist, pedagogics' methodology, humanitarian culture, knowledge norms and ideals, methodological culture, research practice.

Шатун А.Н.

pedagogika-rao.ru

Педагогика. Научно-теоретический журнал » № 7 2014

Вы можете купить этот номер журнала.

«ПЕДАГОГИКА» №7, 2014

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕA system of professional socialization of high school students

 

А.Ф.Амиров, Л.А.Амирова

A.F.Amirov, L.A. Amirova

 

Аннотация. В статье характеризуются  основы  профессиональной социализации личности в высшей школе. Показано, что изменения в системе образования предопределяют смену требований к формированию личности профессионала,  особенно для социальной сферы.   Совокупность новых подходов к процессу образования и привлечение личного опыта обучающегося обеспечат актуализацию механизмов самореализации и развития личностной и профессиональной мобильности личности.

The article focuses on the issue of the updated paradigm of education and its main priorities, namely, its cognitive-oriented, activity-oriented, personality-oriented constituents. Focusing on the above objectives is determined by ternary approach to modern system of educationт – human resource development aiming at efficient, easy-socializing specialist capable of self-identification.  (не относится к данной аннотации).

In article bases of professional socialization of the personality at the higher school are characterized. It is shown that changes in an education system predetermine changes of requirements to forming the identity of the professional, especially for the social sphere. Set of new approaches to process of education and attraction of a personal experience being trained will provide updating the mechanisms of self-realization and development of personal and professional mobility of the personality.

 

Ключевые слова. Парадигма, профессиональная адаптация, профессиональная социализация, личностная мобильность, профессионализация.

Paradigm, professional adaptation, professional socialization, personality mobility, occupational bias.

 

ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТА

В ДИССЕРТАЦИОННОМ ИССЛЕДОВАНИИ

REGISTRATION OF EXPERIMENT’S RESULTS

IN THESIS RESEARCH

Т.Д. Дубовицкая, И.Н. Нестерова

T.D. Dubovitskaya, I.N. Nesterova

 

Аннотация. В статье рассматривается культура оформления результатов диссертационного эмпирического исследования. Представлены требования к проведению и оформлению результатов психолого-педагогического эксперимента в диссертации. Особое внимание уделено требованиям к выборке, адекватности используемых методик исследования и процедур количественной и качественной обработки полученных результатов. Проведен контент-анализ оформления результатов психолого-педагогического эксперимента на примере авторефератов на соискание ученой степени кандидата педагогических наук.

The article includes the requirements for registration of the results of thesis empirical research. The requirements to conduction   and registration the results of psycho-pedagogical experiment in thesis research are presented. Special attention is paid to the requirements to selection, adequacy of used techniques of research and procedures of quantitative and quality processing of the received results. The content analysis of results' registration of psychology and pedagogical experiment on the example of abstracts on competition of a scientific degree of the candidate of pedagogical sciences is carried out.

 

Ключевые слова. Эмпирические методы, психолого-педагогический эксперимент, формирующий эксперимент, контрольный эксперимент, контрольная и экспериментальная группа, математико-статистические методы.

Empirical method, psycho-pedagogical experiment, forming experiment, heck experiment, control and experimental group, mathematic-statistical methods.

 

 

РОЛЬмузыкально-досуговой деятельности в формированиисоциальной успешности детей с ОВЗ

ROLE OF MUSICAL AND LEISURE ACTIVITY IN FORMATION OF SOCIAL SUCCESS OF CHILDREN WITH LOH (Limited opportunities of health)

Л.М. Кашапова, А.А.Шафикова

L.M. Kashapova, A.A.Shafikov

 

 

Аннотация. В статье рассматривается проблема формирования социальной успешности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в процессе музыкально-досуговой деятельности, осуществляемой в начальной  общеобразовательной школе.

In article the problem of formation of social success of children with the limited opportunities of health (LOH) in the course of the musical and leisure activity which is carried out at elementary comprehensive school is considered.

Ключевые слова. Социализация, социальная успешность, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья,  начальная общеобразовательная школа, музыкально-досуговая деятельность.

Socialization, social success, students with limited opportunities of health, elementary comprehensive school, musical and leisure activity.

 

ДИДАКТИКА В СИСТЕМЕ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

Didactics in the system of scientific knowledge

Л.М. Перминова

L.M. Perminova

 

                Аннотация. В статье с позиций современной философии науки, логики, методологии педагогики дается системная характеристика теоретических и методологических оснований развития дидактики; определяется место дидактики в сложившейся классификации наук;  классифицируются дидактические теории; формулируются миссия, задачи и направления развития современной дидактики.

In article from positions of modern philosophy of science, logic, methodology of pedagogics the systematic characteristic of the theoretical and methodological bases of development of didactics is given; the didactics place in the developed classification of sciences is defined; didactic theories are classified; mission, tasks and the directions of development of modern didactics are formulated.

Ключевые слова. Научное знание, методология, классификация наук, детерминанты развития гуманитарного знания, ценности, дидактика, педагогическая теория, дидактические теории, миссия, задачи дидактики.

Scientific knowledge, methodology, classification of sciences, determinants of development of humanitarian knowledge, values, didactics, pedagogical theory, didactic theories, mission, problems of didactics.

 

 

Анализ  и рефлексия содержания и логики педагогического знания

Analysis and reflection of the contents and logic of pedagogical knowledge

А.В.Коржуев, А.Р.Садыкова, В.С.Бабаскин

  1. V. Korzhuyev, A.R.Sadykova, V. S. Babaskin

 

            Аннотация. В статье обсуждаются особенности  анализа педагогических текстов как процедуры исследования, относящейся к рефлексии результата педагогического исследования и метода его получения. Рассмотрены процедуры выявления начинающим педагогом-исследователем концептуальной направленности анализируемого текста, его аспектной определенности, области применимости результатов и выводов, терминологической корректности. Особо выделены функции анализа текста в деятельности начинающего ученого и формируемые у него исследовательские умения.

In article features of the analysis of pedagogical texts as the procedure of research relating to a reflection of pedagogical research's result  and a method of its receiving are discussed. Identification procedures by the beginning teacher-researcher of a conceptual orientation of the analyzed text, its aspect definiteness, area of results' and conclusions' applicability, a terminological correctness are considered. Functions of the analysis of the text in activity of the beginning scientist and the research abilities formed at it are especially allocated.

Ключевые слова. Содержательный и логический анализ педагогического текста как разновидность рефлексии, концептуальная направленность и аспектная определенность, терминологическая многозначность, область применимости авторских результатов.

Comprehensive and logical analysis of the pedagogical text as a kind of a reflection, conceptual orientation and aspect definiteness, terminological polysemy, area of applicability of author's results.

 

 

У человека должно быть все прекрасно: «Письма к сыну» Честерфилда

At a person everything must be perfect: “Letters to son” Chesterfield

Л.Э.Заварзина

L.E. Zavarzina

На старом поле каждый год

Родится новая пшеница;

Из старых книг, как срок придет,

Познанье новое родится.

Дж.Чосер

 

Every year on the old field

Born new wheat;

And when right time comes, from old books,

New knowledge comes

Dzh.Choser

 

Аннотация. В статье выявляется педагогическая актуальность «Писем к сыну» Честерфилда, английского писателя, философа-моралиста, историка, чье эпистолярное произведение может быть по праву названо одним из воспитательных средств нации. Письма Честерфилда являются прекрасным средством самовоспитания юношества вне зависимости от характера его принадлежности к социуму.

In article pedagogical relevance "Letters to the son" by Chesterfield, the English writer, the philosopher moralist, the historian comes to light, whose epistolary work can be called by right one of educational means of the nation. Letters of Chesterfield are fine means of self-education of youth regardless of character of its belonging to society.

Ключевые слова. Честерфилд, образование, воспитание, самовоспитание, развитие, воспитанный человек, доброе имя, родная речь, знание, чтение, характер, воля, время, труд, праздность, внимание.

Chesterfield, education, upbringing, self-education, development, well-mannered person, reputation, native speech, knowledge, reading, character, will, time, work, idleness, attention.

 

 

Основоположник российской педагогической публицистики

Founder of the Russian pedagogical journalism

К 180-летию со дня рождения Н.Х .Весселя

To the 180 anniversary since the birth of N.Kh. Vessel

В.Б. Помелов

V.B. Pomelov

 

Аннотация. В статье показаны основные факты биографии, педагогические идеи русского публициста в области педагогики

XIX в. Н.Х. Весселя.

The article reveals the main facts of the biography and the pedagogical ideas of Russian pedagogical publicist of the XIX-th century

  1. N. Kh. Vessel.

Ключевые слова. Н.Х.Вессель, А.М.Горчаков, Д.А.Толстой, военные гимназии, система образования в России, «Журнал для воспитания», «Учитель», российская педагогическая публицистика.

N.Kh.Vessel, A.M.Gorchakov, D.A.Tolstoy, military gymnasiums, the system of education in Russia, «The Magazine for Upbringing», «The Teacher», the Russian pedagogical publicism.

 

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ

 ОБУЧАЮЩЕЙ КОМПЬЮТЕРНОЙ ПРОГРАММЫ

INFORMATION POTENTIAL OF

THE TRAINING COMPUTER PROGRAM

И.Г.Гузенко

I.G.Guzenko

 

Аннотация. В статье анализируются теоретические положения и особенность  применения в учебном процессе комплекса, состоящего из рефлексивного, интеллектуального и информационного потенциала, на базе  которого разработана обучающая компьютерная программа (ОКП) для педагогического образования.

The author analyses theories and feature of application in educational process of the complex consisting of reflexive, intellectual and information potential on the basis of which the training computer program (TCP) for pedagogical education is developed.

 

Ключевые слова. Рефлексивный, интеллектуальный, информационный потенциал, обучающая компьютерная программа, профессиональная деятельность будущего педагога с помощью ОКП.

Reflexive, intellectual, information potential, the training computer program, professional activity of future teacher by means of TCP.

 

СОЦИАЛЬНАЯ  ИЗБЫТОЧНОСТЬ  ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: «ПРОБЛЕМА»  ИЛИ  ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ  РЕСУРС?

SOCIAL REDUNDANCY OF THE HIGHER EDUCATION: "PROBLEM" OR CIVILIZATION RESOURCE?

В.Ю.Даренский

V.U. Darenskij

 

Аннотация. Автор статьи размышляет о перспективах развития системы высшего профессионального образования в условиях значительных социокультурных, социально-экономических и демографических изменений; с тревогой говорит о противоречивости современного университетского образования, его доступности, значительном росте предложений на рынке образовательных услуг при ощутимом снижении их качества. Статья содержит объективную статистику и глубокий анализ складывающейся ситуации в высшем образовании, содержит прогноз развития этой важной социальной  сферы.

The author reflects on the prospects of the development of higher vocational education in a significant socio-cultural, socio-economic and demographic changes; anxiously talking about contradictions of modern university education, availability, significant increase of offer sin the education market with a sizeable reduction in their quality. This article contains an objective statistics and insightful analysis of the current situation in higher education, has forecast the development of this important social sphere.

Ключевые слова. Социально-экономические реформы, модернизация, рынок образовательных услуг, рынок труда, высшее профессиональное образование, социальная политика, человеческий капитал.

Socio-economic reforms, modernization, education market, labor market, higher vocational education, social policy, human capital.

 

Культурологические основы непрерывного образования в Чешской Республике

Culturological bases of continuous education in the Czech Republic

О.И.Долгая

O.I.Dolgaya

Аннотация. В статье раскрываются культурологические основы современного образования в Чешской Республике. Показана его гуманистическая направленность, нашедшая отражение в целях образования и его содержании. Подробно рассмотрена предшкольная ступень непрерывного образования,  когда закладываются культурологические основы последующего образования.

The author discloses culturological bases of the modern education in Czech Republic. The article shows its humanitarian orientation finding its reflection in educational goals and its contents. Author describes in details the preschool level of continuous  education when culturological foundation for the further education is being laid.

 

Ключевые слова. Непрерывное образование, культурологические основы, чешское образование, дошкольное (предшкольное) образование, гуманистическая направленность, цели образования.

Continuous education, culturological foundation, Czech education, preschool education, humanitarian orientation, educational goals.

 

 

ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ КАК

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

LEISURE ACTIVITY OF CHILDREN AS

SOCIAL AND PEDAGOGICAL PROBLEM

 

Н.С.Ежкова

N.S.Ezhkova

 

 

Аннотация. В статье раскрываются содержательные характеристики досуговой деятельности в системах «образовательное учреждение – учреждение дополнительного образования», «семья – учреждения культурно-досугового типа», «ребенок – другие люди», рассматриваются их классификации, особенности восприятия досуговой деятельности с позиции различных методологических подходов.

In article substantial characteristics of leisure activity in systems "educational institution – institution of additional education" , "a family – establishments of cultural and leisure type", "the child – other people" are revealed.  Their classifications, feature of perception of leisure activity from a position of various methodological approaches are considered.

Ключевые слова. Досуг, досуговая деятельность, культура досуговой деятельности.

Leisure, leisure activity, culture of leisure activity.

 

 

Креативно-опорные сигналы на  уроках математики

Creative and basic signals on maths classes

В.Н.Клепиков, М.М.Мартынова, С.И.Турукина

V.N.Klepikov, M.M.Martinova, S.I.Turukina

 

Аннотация. Опорные сигналы, которые мы давно использовали в своей педагогической практике, постепенно обогащались информационно-коммуникационными технологиями, обретали эстетическую выразительность, насыщались эвристическими возможностями. В какой-то момент мы почувствовали, что уже имеем дело не просто с опорными сигналами, но креативно-опорными сигналами, в лоне которых высока вероятность рождения новых смыслов, идей, гипотез.

Basic signals which we used long ago in the student teaching, were gradually enriched with information and communication technologies, found esthetic expressiveness, were sated with heuristic opportunities. At some moment we felt that already we deal not simply with basic signals, but with creative and basic signals in which bosom the probability of the birth of new meanings, ideas, hypotheses is high.

 

Ключевые слова. Форма, содержание, общее, особенное, единичное, образное мышление, опорные сигналы, креативно-опорные сигналы, укрупненные дидактические единицы, эвристическое обучение, развивающее обучение, личностные смыслы.

Form, content, general, special, single, figurative thinking, basic signals, creative and basic signals, integrated didactic units, heuristic training developing training, personal meanings.

 

СЕТЕВАЯ ФОРМА ПОДГОТОВКИ

ПЕДАГОГОВ  К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

NETWORK FORM OF PREPARATION

TEACHERS TO INNOVATIVE ACTIVITY

 

С.И.Краснов, Н.В.Малышева

S.I.Krasnov, N.V.Malisheva

 

Аннотация. Высокий  уровень готовности педагогов предполагает их умение кооперироваться с другими участниками инновационной деятельности (учеными, методистами и др.) посредством включения в соорганизацию, соруководство и соуправление разработкой и реализацией инновационного проекта. На данном уровне развития готовности к инновационной деятельности, возникает коллективный субъект инновационной деятельности в форме сетевой организации.

High level of teachers' readiness assumes their ability to cooperate with other participants in innovative activity (scientists, methodologists, etc.) by means of inclusion in a co-organization, a co-supervision and comanaging of development and implementation of the innovative project. At this development level  of readiness to innovative activity, there is a collective subject of innovative activity in the form of the network organization.

Ключевые слова. Сетевая форма, самоопределение, готовность к инновационной деятельности, инновационный проект, соруководство, соорганизация, соуправление, коллективная рефлексия, творческая коммуникация, понимание, моделирование, организационно-деятельностная позиция, коллективный субъект инновационной деятельности, проектная школа.

Network form, self-determination, readiness for innovative activity, innovative project, co-supervision, coorganization, comanaging, collective reflection, creative communication, understanding, modeling, organizational and activity position, collective subject of innovative activity, design school.

 

Реализация концепции непрерывного образования в ведущих вузах России

Implementation of continuous education concept in the leading higher education institutions of Russia

О.П.Курденкова

O.P.Kurdenkova

 

Аннотация. В данной статье автор актуализирует проблемы непрерывного образования и его влияние на все жизненные сферы современного общества. Приведены конкретные примеры реализации стратегий непрерывного образования в ведущих вузах России.

In this article the author staticizes problems of continuous education and its influence on all vital spheres of modern society. Concrete examples of realization of continuous education strategy in the leading higher education institutions of Russia are given.

Ключевые слова. Непрерывное образование, высшее образование, модернизация, стратегия, образовательная стратегия, дифференциация высшего образования, образовательная политика.

Continuous education, the higher education, modernization, strategy, educational strategy, differentiation of the higher education, educational policy

 

Психолого-педагогическое обеспечение социальной безопасности детей и молодежи.

Psychology and pedagogical ensuring social safety of children and youth.

М.М.Плоткин

M.M.Plotkin

Аннотация. В статье рассматривается формирование системы социально-педагогической безопасности детей и молодежи. Выявляются ведущие группы рисков в социализации и воспитании, характеризуются главные приоритеты достижения поступательного и безопасного развития личности и общества в современной России.

In article formation of system of children and youth social and pedagogical safety is considered. Leading groups of risks in socialization and education come to light, the main priorities of achievement of forward and safe development of the personality and society in modern Russia are characterized

 

Ключевые слова. Социальная безопасность, социальное благополучие, социальные риски, модель социального качества жизни, индекс психологического состояния общества, образовательная среда.

 

Social safety, social wellbeing, social risks, model of social quality of life, index of a psychological state of society, educational environment.

 

 

Инклюзивное образование в Сербии

Inclusive education in Serbia

Б.Евтич

  1. B. Evtich

 

Аннотация. Во всех международно-правовых документах, подписанных Сербией, продвигается идея инклюзивного образования. Мы считаем, что его осуществление будет способство­вать совершенствованию системы школьного образова­ния в стране.

In all international legal documents signed by Serbia the idea of inclusive education moves ahead. We consider that its implementation will promote improvement of school education system  in the country.

Ключевые слова. Инклюзивное образование, воспитание, компетентность, учебные программы.

Inclusion, education, training, competence, curriculum.

 

 

Духовный пастырь  и объединитель земель русских: к 700-летию Сергия Радонежского

Spiritual pastor and combiner of Russian  lands: to Sergey of Radonezh's 700-th anniversary

В.И.Беляев

V.I.Belyaev

Аннотация. В статье представлены образ Преподобного Сергия Радонежского в социально-педагогическом аспекте, его роль и место в историко-культурном контексте той эпохи как духовного пастыря нарождающейся нации и собирателя земли русской. 

The article presents the portrait of Saint Sergey of Radonezh in the social pedagogical aspect. His role and place in a historical and cultural context of that era as a spiritual pastor of the arising nation and collector of the Russian land.

Ключевые слова. Религия, христианство, церковь, Бог, Святая Троица, духовность, соборность, гуманизм, идеология, национализм, экстремизм, терроризм, монастырь.

Religion, Christianity, church, God, Holy Trinity, ecclesiastics, conciliarity, humanity, ideology, nationalism, extremism, terrorism, monastery.

 

 

 

 

Научно-исследовательский институт в системе образования

Research institute in an education system

Е.В.Чернобай

E.V.Chernobai

 

Аннотация. В статье рассматриваются основные подходы к формированию современных научных организаций, определяются современные задачи функционирования научных структур, содержание их деятельности, подходы к отбору кадров и формированию научных коллективов, а также приводятся принципы финансирования научных организаций. 

In article the main approaches to formation of the modern scientific organizations are considered, modern problems of scientific structures functioning, the content of their activity, approaches to selection of staff and formation of research teams are defined, and also the principles of financing the scientific organizations are given.

Ключевые слова. Научные организации, Закон «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования, отбор научных кадров, принципы финансирования.

Scientific organizations, Law "About Education in the Russian Federation", Federal state educational standard of the general education, selection of scientific staff, principles of financing.

pedagogika-rao.ru

Педагогика. Научно-теоретический журнал » № 8 2013

Вы можете купить этот номер журнала.

Орлов А.А. Аннотация

В статье показаны такие особенности современного педагогического знания, как его утопичность, мифологизированность, децентрализация. Кроме того, обоснована необходимость на междисциплинарной основе концептуализировать педагогические знания путем инвентаризации и систематизации понятийно- терминологического аппарата педагогики. Также в статье показана значимость использования методов качественной социологии для получения объективных и достоверных педагогических знаний, необходимых для продуктивной реализации объяснительной и прогностической функций педагогической науки в современных условиях.

The article describes such features of modern pedagogical knowledge, as it is utopia, Mythologize and decentralization. In addition, the necessity of an interdisciplinary conceptualize pedagogical knowledge through the inventory and ordering of conceptual and terminological apparatus of pedagogy. The article also shows the importance of the use of qualitative sociology methods for obtaining objective and reliable pedagogical knowledge necessary for the successful realization of explanative and predictive functions of teaching science in the modern world.

Ключевые слова

Функции педагогики, педагогические знания, информация, сведения, научный факт, понятийно-терминологический аппарат педагогики, методология, качественная социология, методология высокого модернизма, Swot-анализ, дисциплинарная организация науки.

The functions of pedagogy, pedagogical knowledge, information, data, scientific fact, conceptual and terminological apparatus of pedagogy , methodology, qualitative sociology, methodology of high modernism, Swot-analysis, disciplinary organization of science.

Болотов В.А., Вальдман И.А. Аннотация

В статье рассматриваются основные виды программ оценки учебных достижений школьников (оценивание в классе, государственные экзамены, крупномасштабные исследования), приводятся примеры из международного и российского опыта. Кроме того, в статье обсуждаются актуальные научные и практические задачи, которые необходимо учитывать при построении эффективной системы оценки качества образования.

The article examines the main types of assessment programs (classroom assessment, public exams, largescale assessment), presents some examples from international and Russian experience. Moreover, in the article actual scientific and practical problems which should to be taken into account within the development of effective system of education quality assessment are discussed.

Ключевые слова

Оценка качества образования, тестирование, процедуры оценки, международные сравнительные исследования, мониторинги учебных достижений, национальная оценка, государственные экзамены, внутриклассное оценивание.

Education quality assessment, testing, assessment procedures, international comparative studies, monitoring of learning outcomes, national assessment, public exams, classroom assessment.

Романов К.В. Аннотация

В статье раскрывается философский смысл вопроса о значимости для человека развития образования. Указаны семь рисков в развитии образования.

The article reveals the philosophical meaning of the question about the importance of education for human development. Seven risks in the development of education are listed.

Ключевые слова

Риски, педагогическое философствование, актуальные угрозы, метапредметное ядро содержания образования, философская методология для развития образования, идеал идентичности, идеи для введения FGOS, философия управления.

Risks, pedagogical philosophizing, current threats, a meta-subject core of the curriculum, philosophical methodology for the development of education, the ideal of identities, ideas for introducing FSES, management philosophy.

Русецкий В.Ф. Аннотация

В статье анализируются предпосылки, определяющие постановку задач по планированию научных исследований проблем развития образования в информационном обществе; рассматриваются ресурсы, резервы, направления развития общего образования; формулируются перспективные направления научных исследований в области фундаментальных проблем образования.

Preconditions that determine the formulation of tasks on research planning of problems of education development in the information society are analyzed in the article. Resources, reserves, directions of the development of general education are considered. Promising areas of research in the field of fundamental education problems are formulated.Ключевые слова

Информационное общество, общее образование, содержание образования, разработка современных методик обучения, научные исследования.

Information society , general education, educational content, development of modern teaching methods, research.

Иванова С.В., Пахомова Е.А., Пальянов М.П., Руднева Е.Л. Аннотация

Статья посвящена проблеме развития системы профессиональной ориентации и профессионального образования в России и за рубежом. Показана реальная практика становления форм профессионального образования и взаимодействия общества, бизнеса и образовательных учреждений в этой сфере.

Article is devoted to a problem of development of system of vocational guidance and professional education in Russia and abroad. Real practice of formation of professional education forms’ and interaction of society, business and educational institutions in this sphere is shown.

Ключевые слова

Профессиональное образование, профориентация, кластеры, центры, образовательные учреждения, молодежь.

Professional education, career guidance, clusters, centers, educational establishments, youth.

Лебедева О.В., Гребенев И.В. Аннотация

В статье представлены дидактические основания проектирования исследовательской деятельности учащихся в учебном процессе, выделены закономерности организации исследовательского обучения в школе, рассмотрены возможные варианты организации исследовательской деятельности на уроке в зависимости от содержания обучения и основной дидактической цели урока.

In the article the didactic bases of the design of the studetns’ research activity in the educational process are represented, rules of organizing research instruction at school are marked out, as well as the possible versions of organizing the research activity during the lesson depending on the content of education and basic didactic purpose of a lesson.

Ключевые слова

Исследовательская деятельность учащихся, принципы и закономерности проектирования и организации, формирование исследовательских умений.

Students’ research activity, principles and laws governing of the project-making and organization, formation of the research skills.

Веденеева Г.И. Аннотация

В статье характеризуются особенности родного края и возможности их использования в духовно-нравственном воспитании учащихся. В центре внимания автора — нравственные ценности, их осмысление в процессе краеведческой работы. Доверительное отношение к людям, ответственность за сохранение и приумножение наследия прошлого рассматриваются как предпосылки укрепления духовной привязанности к родному краю.

In the article features of the native land and possibility of their use in spiritual and moral education of pupils are characterized. In the center of the author’s attention is moral values, their judgment in the course of local history work. The con- fidential attitude towards people, responsibility for preservation and enhancement of heritage of the past are considered as the precondition of strength- ening of spiritual attachment to the native land.

Ключевые слова

Родной край, духовнонравственное воспитание, доверие, ответственность, духовная привязанность, нравственные ценности.

Native land, spiritually-moral education, trust, responsibility, spiritual affection, moral values.

Янушкявичене О.Л. Аннотация

В настоящей статье рассматриваются факторы, способствующие и препятствующие развитию мышления учащихся начальных классов в контексте проводимых реформ образования. Данное исследование базируется на психологии развития мышления, разработанной Л.С.Выготским и другими учеными.

This paper examines the factors that promote and prevent the development of thinking of pri- mary school pupils in the context of reforms of education. This study is based on the psychology of thinking, developed by Vygotsky and other scientists.

Ключевые слова.

Развитие мышления, понятийное мышление, начальные классы, реформа образования.

The development of thinking, conceptual thinking, primary school, education reform.

Вильчинский С.С., Шленская Н.М. Аннотация

Организация успешного взаимодействия со студентами строится на активизации, стимуляции процессов осмысленного учения, на развитии мотивации, на создании и поддержании в процессе обучения атмосферы свободы выбора и самовыражения в процессе обучения. Имитационные активные методы, при котором учащиеся анализируют предложенную ситуацию и вырабатывают решение, являются важной частью обучения.

The organization of successful interactions with students is based upon the activation and the initiation of the processes of sensible and meaningful learning; upon developing motivation, upon the creation and maintenance of an atmosphere of free choice and self-expression in the process of education. Imitative active methods where students analyze a given situation (the case) and work out the solution are the important part of education.

Ключевые слова

Активизация процесса обучения, мотивация, ситуации, взаимодействие, стимулы, педагогические стратегии, учебные ситуации, потребности обучаемых.

Activation the process of learning, motivation, situations, interaction, impetuses, pedagogical strategies, educational situations, students’ needs.

Гурьянова М.П. Аннотация

Статья посвящена анализу состояния и перспектив развития института социальных педагогов в сельской местности России. Рассматриваются тенденции развития института социальных педагогов на селе, комплекс проблем, имеющихся у социальных педагогов и требующих решений правового, научно-методического, управленческого характера.

This article analyzes the status and prospects of development of the institution of social teachers in rural Russia. The tendencies of development of the institution of social teachers in rural areas, complex of problems existing with social workers and requiring decisions of a legal, scientific and methodological, managerial natureare concidered.

Ключевые слова

Институт социальных педагогов в сельской местности России, стратегия социокультурной модернизация образования, школьный социальный педагог, социальный педагог семейного типа, состояние и перспективы развития института социальных педагогов.

Institute of social workers in rural Russia, the socio-cultural strategy of modernization of educa- tion, school social worker, family social worker, the state and prospects of development of the Institute of Social Educators.

Овсянникова Е.А. Аннотация

В статье рассмотрены гендерные особенности кадров в системе образования, подтвержденные статистическими данными. Приводятся доказательства численного преимущества женщин в кадровом составе образовательных учреждений разного уровня. Представлены психологические составляющие специфики работы с педагогическими кадрами.

The article deals with the gender features of the staff in the educational system, confirmed by statistical data. The article contains proofs of the numerical superiority of women in the staff of the educational institutions of different levels. The psychological components of the specifics of the work with the teaching staff are also presented in the article.

Ключевые слова

Образование, гендерные особенности, феминизация занятости, образовательные учреждения, качество подготовки, заработная плата, статистика образования, руководящие работники.

Education, gender features, feminization of employment, educational institutions, the quality of training, wages, educational statistics, administrative officers.

Лазарев Г.И. Аннотация

В статье анализируются проблемы организации вузовского образовательного процесса с точки зрения его практико- и наукоориентированности. Приводятся примеры инновационных образовательных программ и проектов по развитию профессиональных компетенций учащихся, реализуемых во Владивостокском государственном университете экономики и сервиса. Автор предлагает обсудить вопросы о содержании образовательных программ, об организации учебного процесса, о пересмотре традиционной структуры деятельности профессорско-преподавательского состава с целью ее ориентации на востребованность бизнес-средой.

In the article the issues of organizing institutional educational process are considered from its practice and science orientation point of view. There are the examples of innovative educational programs and projects on learners professional competence development, realized at Vladivostok State University of Economics and Service. The author suggests to discuss issues on content of educational programs, organization of educational process, about reconsideration of academic teaching staff traditional activity structure for the purpose of its commitment to being in demand in business environment.

Ключевые слова

Предпринимательский университет , управление образовательным процес- сом, практико-ориентированные образовательные программы, образовательные технологии, научные исследования, академическая профессия

Enterprise University, educational process management, practice-oriented educational programs, educational technologies, scientific research, academic profession.

Андреев А.Л. Аннотация

В статье рассматривается недостаточно исследованный период истории российского образования — период правления императрицы Анны Иоанновны. В центре внимания автора — политика государства в сфере образования, связанная с социальными тенденциями своего времени, которые в равной мере проявились и в Европе, и в России. Доказывается, что, несмотря на некоторый «откат» назад по сравнению со временем Петра I, между его образовательной политикой и политикой его ближайших преемников существовала преемственность.

The article considers insufficiently studied period of Russian history education - during the reign of Empress Anna Ivanovna. The author focuses on - the policy of the state in education-related social trends of that time, which were equally evident in Europe and in Russia. We prove that, despite some “rollback” backwards compared to the time of Peter I, between his educational policies and politics of his immediate successors there was a continuity.

Ключевые слова

Образовательная политика, образовательные проекты, сословное образование, кадетские корпуса, семинарии, медицинское образование, гарнизонные школы, Морская академия.

The educational policy , educational projects, estates education, cadet corps, seminaries, medical education, Garrison School, Naval Academy.

Щербаков Р.Н. Аннотация

Научные открытия Галилея, вошедшие в программу обучения школы и вуза, его философские и методологические выводы, определяющие стратегию, а подчас и тактику обучения, вместе с его деятельностью просветителя могут иметь немалую педагогическую ценность для учителя и воспитательную — для учащихся.

The scientific discoveries of Galileo, entranced in study program of middle and high schools, his philosophical and methotodological conclusions, defined strategy but now and again tactics of training, together his activity as educator are able to have considerable pedagogical value for teacher and educational — for students.

Ключевые слова

Научные идеи — обществу. Формирование стиля мышления. Методы разъяснения и обоснования знаний. Диалог как инструмент постижения истины и самого объекта познания.

Scientific ideas — to society . Forming of thinking style. Explanation methods and ground of knowledge. Dialogue as instrument of comprehenditon truth and cognition of object itself.

Демченко А.Р., Морозова М.В. Аннотация

В статье анализируются организационно-педагогические условия формирования профессионального самоопределения обучающихся старшей ступени общеобразовательных школ США, Великобритании и Германии, рассматриваются формы и методы профориентационной работы со школьниками, создающие основу для раскрытия и стимулирования развития творческих инициатив молодых людей при построении и реализации профессиональных планов.

It is necessary to review non-Russian approaches to professional identity training with high school students in the process of subject-oriented instruction to build an efficient system of professional identity in Russia. The paper deals with forms and methods of carrier guidance that aim to develop creativity planning and realizing career paths.

Ключевые слова

Профессиональное самоопределение, построение карьеры, профконсультация, портфолио, профильное обучение.

Professional identity , career making, career guidance, portfolio, subject-oriented instruction.

Накашидзе Р.М. Аннотация

Период возрождения грузинской государственности сопровождался сложными социально-экономическими преобразованиями, оказавшимися разрушительными для системы профессионального образования. Было закрыто более 80% соответствующих учебных заведений. Оставшиеся и в минимальной степени не отвечали существующим требованиям. Такое положение требует осмысления допущенных ошибок, структурных и организационных преобразований, построения системы непрерывного профессионального образования.

The period of revival of the Georgian statehood was accompanied by the difficult social and economic transformations, appeared destructive for system of professional education. More than 80% of the relevant educational institutions were closed. Remained even in the minimum degree didn’t answer existing purposes. Such situation demands judgment of the made mistakes, structural and organizational transformations, creation of continuous professional education system.

Ключевые слова

Образование, система профессионального образования, подготовка квалифицированных кадров, рынок труда, непрерывное образование.

Education, system of professional education, preparation of the qualified staff, labor market, continuous education.

pedagogika-rao.ru


Смотрите также

KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта