Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

Основы безопасности жизнедеятельности. Обж основы безопасности жизнедеятельности журнал


История ОБЖ в документах - ОБЖ: Основы безопасности жизнедеятельности

 

 

«Предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» - 20 лет»

(статья в сокращении)

Источник: Журнал «ОБЖ. Основы безопасности жизни», №5-6, 2011 г.

 

В начале 1989 г. группа специалистов-энтузи­астов энергично выступила за введение в высших учебных заведениях нового курса по про­блемам безопасности жизнедеятельности, обосно­вывая его необходимость требованиями времени. В результате появился Научно-методический со­вет Гособразования СССР «Безопасность жизне­деятельности» под председательством доктора технических наук, профессора С.В. Белова (при­каз Государственного комитета СССР по народно­му образованию от 20 марта 1989 г. № 203).

Первое официальное признание понятия «бе­зопасность жизнедеятельности» в образователь­ной сфере стало закономерным следствием, с од­ной стороны, роста угроз жизнедеятельности че­ловека и общества в целом, а с другой - достижений в изучении проблем безопасности представителя­ми многих отраслей науки.

20 сентября 1989 г. учебно-методическое уп­равление МГТУ им. Н.Э. Баумана утвердило программу курса «Промышленная экология и бе­зопасность (безопасность жизнедеятельности)» для машиностроительных специальностей универси­тета, состоящего из десяти тем. Эту календарную дату можно считать датой рождения новой науч­но-образовательной области «Безопасность жиз­недеятельности».

Впериод разработки и введения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в учебные планы вузов готовились мероприятия, связанные с организацией обучения основам безопасности жизнедеятельности в государственных общеобра­зовательных учреждениях. В хронологическом порядке мы приводим документы и говорим о событиях, которые прямо или косвенно были свя­заны с тематикой ОБЖ.

 

1991 год

Постановление Совета Министров РСФСР от 14 мая 1991 г. № 253 «О допризывной подготов­ке учащейся молодежи в государственных обра­зовательных учебных заведениях»

Приказ Министерства образования РСФСР от 27 мая 1991 г. № 169 «О введении в государственных общеобразовательных учебных заведениях РСФСР нового курса "Основы безопасности жиз­недеятельности"»

Приказ Минобразования РСФСР от 7 авгус­та 1991 г. № 262 «О состоянии охраны труда и трав­матизма в учреждениях системы образования РСФСР и мерах по улучшению безопасности жиз­недеятельности работающих, учащихся и студен­тов».

 

1992     год

Закон РФот 5 марта 1992 г. № 2446-1 «О безопасности»

 

1993 год

Приказ Минобразования РФ и Государствен­ного комитета РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ГКЧС России) от 16 марта 1993 г. № 66/85 «Об организации подготовки учащих­ся по курсу «Основы безопасности жизнедеятельно­сти в общеобразовательных учреждениях»

 

1994 год

В издательстве «Просвещение» вышли в свет первые, получившие массовое распростра­нение программы по ОБЖ для 1-11-х классов Е.Л. Вишневской, А.Т. Смирнова и других авторов, а также программа «Основы безопасности жизне­деятельности для учащихся образовательных уч­реждений» И.К. Топорова.

Письмо Минобразования РФ и МЧС России от 4 февраля 1994 г. № 15-М/22-201-10 «Рекомен­дации по реализации программы курса "Основы безопасности жизнедеятельности"»

Постановление Правительства РФ от 28 февраля 1994 г. № 174 «Об утверждении Поряд­ка разработки, утверждения и введения в действие федеральных компонентов государственных обра­зовательных стандартов начального, общего, ос­новного общего, среднего (полного) общего и на­чального профессионального образования»

Приказ Минобразования России от 17 мая 1994 г. № 149 «О программе курса "Основы безо­пасности жизнедеятельности"» для учащихся (студентов) педагогических училищ (колледжей) с объемом 140 учебных часов

Приказ МЧС России и Минобразования РФ от 19июня 1994 г. №409/270 «Об открытии в Туль­ском объединенном учебно-методическом цент­ре по гражданской обороне, чрезвычайным ситуа­циям, радиационной и экологической безопасно­сти (ТОУМЦ) факультета по подготовке преподавателей-организаторов основ безопасно­сти жизнедеятельности»

Приказ МЧС России и Минобразования РФ от 7 июля 1994 г. № 308/246 «Об организации и проведении эксперимента по открытию Всерос­сийского движения "Школа безопасности"»

 

1995 год

Вышли в свет учебно-методические пособия для учащихся с 4-го по 9-й класс по основам безо­пасности жизнедеятельности Е.Л. Вишневской, Н.К. Барановой, Т.И. Широковой.

В форме педагогического эксперимента на­чалась подготовка учителей ОБЖ в РГПУ им. А.И. Герцена. До 1999 г. этот университет был единственным в России учебным заведением, где проходила лицензированная подготовка таких пе­дагогов. В 2000 г. состоялся первый выпуск (23 че­ловека) дипломированных учителей безопаснос­ти жизнедеятельности.

Государственный образовательный стан­дарт высшего профессионального образования (Государственные требования к минимуму содер­жания и уровню подготовки выпускника по спе­циальности 330300 - «Безопасность жизнедеятель­ности») (квалификация - учитель безопасностижизнедеятельности) (третий уровень высшего профессионального образования), утвержден Го­сударственным комитетом РФ по высшему обра­зованию 3 июня 1995 г.

Письмо МЧС России «Организационные указания по подготовке населения Российской Федерации в области защиты от чрезвычайных ситуаций на 1996-1997 годы»

Приказ Минобразования РФ и Государ­ственного комитета РФ по высшему образованию от 31 августа 1995 г. № 463/1268 «Об утверждении тарифно-квалификационных характеристик (тре­бований) по должностям работников учреждений образования, объемных показателей по отнесе­нию учреждений образования к группам по опла­те труда руководителей»

«Примерная учебная программа для пе­дагогических высших учебных заведений по специальности 330100 - безопасность жизнеде­ятельности» утверждена Минобразования России и согласована с МЧС России 11 октября 1995 г.

Письмо МЧС России от 1 ноября 1995 г. № 40-2627-9 «О создании территориальных объе­динений Общероссийской детско-юношеской ас­социации "Школа безопасности"»

 

1996 год

Вышли в свет первые учебники по ОБЖ И.К. Топорова (в издательстве «Просвещение») и А.Т. Смирнова (в издательстве ACT), которые за­ тем были включены в «Перечень учебников и учеб­ных пособий Федерального компонента на 1997-1998 учебный год.»

Приказом Минобразования России и МЧС России от 17 февраля 1996 г. № 58/108 «О подго­товке и проведении Всероссийского слета-сорев­нования "Школа безопасности" в г. Пскове» ут­верждено Типовое положение «О Всероссийском слете-соревновании "Школа безопасности" учащихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации»

 «Условия проведения контрольного марш­рута Всероссийского слета-соревнования учащих­ся Российской Федерации "Школа безопаснос­ти"» утверждены Минобразования РФ 7 марта 1996 г.

Постановление Правительства РФ от 11 июня 1996 г. № 696 «Об утверждении Положе­ния о суворовских военных, нахимовских военно-морских училищах и кадетских (морских кадетс­ких) корпусах и Положения о военно-музыкаль­ных училищах и музыкальных кадетских корпусах»

В соответствии с Законом РФ «Об образо­вании» и постановлением Правительства РФ от 28.02.1994 г. № 174 «Об утверждении Порядка разработки, утверждения и введения в действие федеральных компонентов государственных об­разовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования Минобразования РФ провело Всероссийский конкурс на разработку государственных обще­образовательных стандартов, который завер­шился 1 июля 1996 г. Лучшим был признан про­ект «Федерального компонента Государствен­ного образовательного стандарта начального, общего, основного общего и среднего (полно­го) образования. Образовательная область - «Физическая культура», подсистема: «Основы безопасности жизнедеятельности» авторского коллектива под руководством Е.Н. Литвино­ва, в составе которого были: В.Б. Волошинов, В.П. Скрябин, М.П. Фролов.

Июль 1996 г. - вышел в свет первый номер журнала «ОБЖ. Основы безопасности жизни».

Учителя и преподаватели-организаторы основ безопасности жизнедеятельности впервые по­лучили периодическое издание, ставшее затем для них на долгие годы верным и незаменимым помощником. В сотнях благодарных писем, по­ступавших в редакцию, говорилось о том, что журнал в период острой нехватки информации по новой тематике давал читателям необходи­мые программы и методические материалы, печатал документы, рассказывал об опыте ра­боты лучших преподавателей, организовывал дискуссии по наиболее актуальным проблемам развития курса.

Впоследствии журналу «ОБЖ. Основы безо­пасности жизни» пришлось выступать в каче­стве защитника предмета, когда над ним нависла реальная угроза ликвидации. Журнал участво­вал в организации тематических конференций и семинаров, публиковал на своих страницах коллективные обращения к государственным структурам в поддержку курса ОБЖ, расска­зывал о регионах, где предмет развивали за счетрегионального и школьного компонента.

Вокруг журнала сплотились лучшие в то время преподаватели, эксперты, ученые, обще­ственные деятели, которые понимали все зна­чение нового предмета для жизни современ­ного общества. Среди них можно назвать А.Т. Смирнова, Л.А. Шершнева, В.В. Сапроно­ва, Ю.В. Репина, В.А. Девисилова, Л.А. Михай­лова, Р.А. Дурнева, С.В. Петрова, А.А. Михай­лова, В.Н. Мошкина, ВВ. Гафнера, В.Л. Мардерфельда, В.Н. Латчука, М.Л. Форштата и многих других профессионалов и энтузиастов формиро­вания в стране культуры безопасности жизне­деятельности.

Благодаря коллективным усилиям куре ОБЖ удалось не только отстоять, но и при под­держке в руководстве страны добиться тенден­ции к его развитию. И журнал «ОБЖ. Основы безопасности жизни» сыграл здесь не второсте­пенную роль.

 

 

1997 год

Распоряжение Президента РФ от 9 апре­ля 1997 г. № 118-рп «О создании общеобразова­тельных учреждений - кадетских школ (школ-интернатов)»

Федеральный экспертный совет по обще­му образованию Минобразования России в июне 1997 г. утвердил «Предлагаемый минимум со­держания курса "Основы безопасности жизне­деятельности" для внесения в Государственный образовательный стандарт основного общего образования и общего (полного) среднего обра­зования области "Основы безопасности жизне­деятельности"»

Письмо Минобороны РФ, Минобразования РФ, Госкоммолодежи РФ и ГКФТ РФ от 23 июня 1997 г. № 901Р/249 утвердило Примерное поло­жение об оборонно-спортивном оздоровитель­ном лагере для молодежи

Рабочая программа «Основы безопасно­сти жизнедеятельности» для повыше­ния квалификации преподавателей-органи­заторов ОБЖ на академических курсах. Согла­сована отделом обеспечения преемственности образовательных стандартов и программ Министерства общего и профессионального об­разования Российской Федерации 18 сентября 1997 г.

Письмо министра МЧС России от 27 октяб­ря 1997 г. № 40-2898-8 «Организационные ука­зания по подготовке населения Российской Фе­дерации в области защиты от чрезвычайных си­туаций на 1998-2000 годы»

Постановлением Правительства РФ от 15 ноября 1997 г. № 1427 утверждено «Типовое положение о кадетской школе (кадетской шко­ле-интернате)»

 

1998 год

После выхода в 1998 г. стандартов высше­го образования в гражданских вузах России былавпервые открыта специальность «Пожарная бе­зопасность»

Приказ Минобразования России от 9 фев­раля 1998 г. № 322 «Об утверждении базисногоплана общеобразовательных учреждений Рос­сийской Федерации» (учебная дисциплина «Ос­новы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) включена в образовательную область «Физичес­кая культура» и на ее изучение в 10-11-х клас­сах отводится по 1 часу в неделю за счет инва­риантной части плана)

Приказ Минобразования РФ от 19 мая 1998 г. № 1236 «Об утверждении Временных требований к обязательному минимуму содер­жания основного общего образования»

Письмо Управления общего образования Минобразования России от 22 мая 1998 г. № 811.14-12 «Об организации преподавания ос­нов безопасности жизнедеятельности в обще­образовательных учреждениях России»

Письмо Минобразования России от14 июля 1998 г. № 1133/14-12 «О введении в программукурса "Основ безопасности жизнедеятельнос­ти" для учащихся 10-11-х классов раздела "Ос­новы военной службы"»

Постановлением Правительства РФ от 5 сентября 1998 г. № 1046 утверждено «Типовоеположение об общеобразовательной школе-интернате с первоначальной летной подготов­кой»

 

1999 год

Письмо первого заместителя министра Минобразования России от 13 апреля 1999 г. № 1б-51-64ин/16-13 «Об организации обучения по дисциплине "Основы военной службы" в об­разовательных учреждениях среднего профес­сионального образования»

Письмо первого заместителя министра МЧС России от 14 мая 1999 г. № 714/11-12 «О разработке совместно с Минобороны России примерной учебной программы «Основы безо­пасности жизнедеятельности» для обучающих­ся 10-11-х классов общеобразовательных уч­реждений и учреждений начального професси­онального образования» (авторы программы: А. Смирнов, Б. Мишин, В. Васнев)

Приказ Минобразования РФ от 30 июня 1999 г. № 56 «Об утверждении обязательного минимума содержания среднего (полного) об­щего образования»

 

2000 год

Под руководством президента Фонда на­циональной и международной безопасности Л.И. Шершнева разработана и опубликована «Концепция курса "Основы безопасности жиз­недеятельности" для 12-летнего общего сред­него образования»

Приказ МЧС России и Минобразования России от 16 мая 2000 г. № 1435/266 «О состоя­нии подготовки в Российской Федерации насе­ления к действиям в чрезвычайных ситуациях и учащейся молодежи по программам безопас­ности жизнедеятельности»

Постановление Правительства РФ от 5 июня 2000 г. № 436 «О проведении конкурса на лучшую подготовку граждан Российской Федерации к военной службе, организацию и проведение призыва на военную слу­жбу»

Постановление Правительства РФ от 24 июля 2000 г. № 551 «О военно-патриотичес­ких молодежных и детских объединениях»

Приказ министра обороны РФ от 30 авгус­та 2000 г. № 455 «О мерах по выполнению поста­новления Правительства РФ от 5 июня 2000 г. № 436 "О проведении конкурса на лучшую под­готовку граждан Российской Федерации и во­енной службе, организацию и проведение при­зыва на военную службу"»

Постановление Правительства РФ от 2 но­ября 2000 г. № 841 «Об утверждении Положе­ния об организации обучения населения в об­ласти гражданской обороны».

Письмо министра образования В.М. Фи­липпова «Об изучении основ военной службы в общеобразовательных учреждениях» (в соот­ветствии с постановлением Правительства РФ от 31 декабря 1999 г. № 1441)

 

 

2001 год

Приказ Минобразования РФ от 22 января 2001 г. № 178 «О создании координационного со­вета Минобразования России по безопасности жизнедеятельности».

Приказ Минобразования РФ от 6 марта 2001 г. № 834 «Об утверждении эксперименталь­ного базисного учебного плана общеобразова­тельных учреждений Российской Федерации».Согласно экспериментальному базисному учеб­ному плану общеобразовательных учрежденийРоссийской Федерации, прилагаемому к этому приказу, предмет «Основы безопасности жиз­недеятельности» включается в содержание ба­зисного общего образования с начальной школы (в предмете «Окружающий мир»)

Письмо Минобразования РФ от 4 мая 2001 г. № 457/13-13 «О порядке проведения учеб­ных сборов в образовательных учреждениях, ре­ализующих программу среднего (полного) обще­го образования по курсу ОБЖ».

Письмо Минобразования РФ от 28 июня 2001 г. № 05-51-15 ИН/13-05 «О взаимодействииорганов управления образованием и органов уп­равления по делам ГО и ЧС субъектов РФ по со­зданию условий для подготовки учащихся и сту­дентов к действиям в чрезвычайных ситуациях»

2002 год

Письмо Минобразования РФ от 21 июня 2002 г. № 42-51-152/42-09 «О создании опорных пунктов образовательных учреждений по курсу ОБЖ и БЖД». В соответствии с приказом МЧС и Минобразования РФ №1435/260 от 16.05.2000 г. руководителям органов управления образовани­ем субъектов Российской Федерации рекомендо­вано создать опорные образовательные учреж­дения по проблемам преподавания безопасности жизнедеятельности

 Приказ Минобразования РФ от 26 июня 2002 г. № 2432 «Об определении опорных региональных педагогических вузов Минобразования России в федеральных округах по развитию пре­подавания в области безопасности жизнедеятель­ности»

Постановление Министерства труда и соци­ального развития РФ от 3 октября 2002 г. № 68 «Об установлении тождества наименования дол­жности "преподаватель-организатор основ безо­пасности жизнедеятельности" наименованию должности "военный руководитель"»

Постановление Правительства РФ от 29 ок­тября 2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с уче­том которых досрочно назначается трудовая пен­сия по старости в соответствии со статьей 27 Фе­дерального закона "О трудовых пенсиях в Россий­ской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старо­сти в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Фе­дерации"» (с изменениями и дополнениями)

Решение Комитета Госдумы РФ по обороне от 14 ноября 2002 г. при рассмотрении вопроса «О государственном образовательном стандарте среднего (полного) образования в части обяза­тельной подготовки граждан к военной службе». Втексте решения, в частности, записано: «Счи­тать необходимым обязательное наличие пред­мета "Основы безопасности жизнедеятельности" в федеральном компоненте государственного об­разовательного стандарта начального и основного общего образования и обязательное закрепление подготовки граждан по основам военной службы в общеобразовательных учреждениях в федераль­ном компоненте ФГОС среднего (полного) общего образования»

 

2003 год

Письмо Минобразования РФ от 30 января 2003 г. № 39-51-19/09 «Организационно-методи­ческие указания по подготовке органов управле­ния, сил гражданской обороны, единой государ­ственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на 2003 г.».

Письмо Минобразования РФ от 26 февраля 2003 г. № 27/2632-6 и Минздрава РФ №2510/1943-03-32 «О проведении 7 апреля в образователь­ных учреждениях ежегодного "Всероссийского урока здоровья"». Вдокументе разъясняется, что основными задачами урока здоровья являются: обеспечение учащихся необходимой информа­цией, позволяющей сохранять и укреплять здо­ровье; формирование гигиенических знаний, норм и правил здорового образа жизни, убеж­дений в необходимости сохранения своего здо­ровья; содействие воспитанию у них ответствен­ности за собственное здоровье и здоровье окру­жающих

Приказ Минобразования РФ от 17 марта 2003 г. № 64/22-17 «Об объявлении благодарнос­ти Министерства образования Российской Феде­рации». За активную информационно-методичес­кую помощь образовательным учреждениям Рос­сии в области безопасности жизнедеятельности объявляется благодарность редакции журнала «ОБЖ. Основы безопасности жизни»

Приказ Минобразования РФ от 28 апреля 2003 г. № 1859 «О центрах комплексной безо­пасности и повышения квалификации руково­дителей и специалистов мобилизационных ор­ганов, гражданской обороны и преподавателей дисциплины "Безопасность жизнедеятельно­сти"»

Письмо Минобразования РФ от 29 мая 2003 г. № 03-51-102ИН/22-03 «О мерах по усиле­нию профилактики суицида среди детей и подро­стков»

Постановление Правительства РФ от 4 сен­тября 2003 г. № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

 

2004 год

Письмо Минобразования РФ от 20 февраля 2004 г. № 40-51-1/08 «Организационно-методи­ческие указания по подготовке органов управле­ния, сил гражданской обороны и единой государ­ственной системы предупреждения и ликвида­ции ЧС на 2004 год» (выписка). Руководителям региональных и местных управлений образова­ния рекомендуется уделить особое внимание со­вершенствованию учебно-материальной базы учеб­ных классов образовательных учреждений по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» и дис­циплине «Безопасность жизнедеятельности». Предлагается осуществлять обучение в области гражданской обороны и защите от ЧС учащихся образовательных учреждений: начальной школы - в курсе «Окружающий мир», основной и средней школы - в курсе «Основы безопасности жизнедея­тельности»

ПриказМинобразования РФ от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»

Приказ Минобразования РФ от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Россий­ской Федерации, реализующих программы обще­го образования». Приказы №1089 и 1312, признан­ные впоследствии недействительными (Минюс­том РФ и судом), заметно уменьшали в школьном расписании объем часов, отводимых на ОБЖ. В связи с этим в № 4 журнала «ОБЖ. Основы бе­зопасности жизни» за 2004 г. опубликована статья «Антинациональные приказы», являющаяся, по сути, открытым письмом президента Фонда НИМБ Л.И. Шершнева новому на тот момент министру образования А.А Фурсенко, в котором ставился вопрос о необходимости приостановить действие вышеупомянутых приказов и провести админис­тративное расследование по факту их издания. Автор письма утверждал, что данными приказа­ми, подписанными и.о. министра образования (на тот момент) В.М. Филипповым, предмет ОБЖ фактически исключался из образования.

Редакция отметила, что введение в действие вышеотмеченных приказов делает обучение осно­вам военной службы необязательным (по выбору учащегося), фактически прекращая допризывную подготовку граждан к военной службе, что явно противоречит Федеральному закону «О воинской обязанности и военной службе» в части, касаю­щейся 11-й и 13-й статей закона

Письмо Минобрнауки РФ от 20 мая 2004 г. № 40-51-9/02 «О мерах по развитию нормативно-правовой базы в области защиты от чрезвычай­ных ситуаций, совершенствованию защиты работ­ников и обучающихся образовательных учрежде­ний от чрезвычайных ситуаций». Предлагается обеспечить, в частности, совершенствование обу­чения учащихся общеобразовательных учрежде­ний в области безопасности жизнедеятельнос­ти с 1-го по 11-й класс

Письмо Минобороны РФ от 3 июня 2004 г. № 315Л/5/3348 «О подготовке граждан к военной службе». Отмечается, что по просьбе Миноборо­ны России Генеральная прокуратура Россий­ской Федерации проводит проверку соответст­вия содержания приказа Минобразования от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федераль­ного базисного учебного плана и примерных учеб­ных планов для образовательных учреждений России, реализующих программы общего образо­вания» законодательству Российской Федерации

Приказ Департамента образования города Москвы от 10 июня 2004 г. № 294 «О введении в штатное расписание должности заместителя ру­ководителя по обеспечению безопасности» и При­ложение к приказу № 294 «Должностная инструк­ция (примерная) заместителя руководителя об­разовательного учреждения по обеспечению безопасности»

Постановление Государственной Думы РФ от 22 сентября 2004 г. № 955-IV ГД «О первооче­редных задачах по обеспечению безопасности граждан Российской Федерации, национальной безопасности Российской Федерации в условиях активизации деятельности международного тер­роризма на территории Российской Федерации». Рекомендуется федеральному правительству принять меры по созданию в России единого об­разовательного пространства в области безо­пасности личности, общества и государства, предусмотреть в федеральном компоненте го­сударственных образовательных стандартов общего образования обязательный минимум учебной нагрузки по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности», рассчитан­ный на учащихся всех возрастных категорий

Решение коллегии Департамента образова­ния города Москвы от 7 сентября 2004 г. «О состо­янии безопасности учащихся и мерах, принятых по ее обеспечению, в образовательных учрежде­ниях Департамента образования города Москвы».

Определение Верховного суда Российской Федерации от 28 сентября 2004 г. (дело № ГКПИ 2004-1284). В документе говорится, что «...оспари­ваемый заявителем приказ Министерства обра­зования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089 по своей форме не может считать­ся нормативным правовым актом, предусмот­ренным данным постановлением Правитель­ства Российской Федерации, поскольку он не заре­гистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации и официально не опубликован»

 

2005 год

Минобрнауки РФ от 31 января 2005 г. № 714 пед/ сп (новый) утвержден Государственный образова­тельный стандарт высшего профессионального образования по специальности 033300 «Безопас­ность жизнедеятельности», квалификация - учитель безопасности жизнедеятельности (вводится в действие вместо ранее утвержденного 14.04.2000 г.)

Распоряжение Президента РФ № Пр-258 от 13 февраля 2005 г. «Об утверждении плана мероп­риятий по информационно-пропагандистскому сопровождению борьбы с терроризмом и обеспе­чению общественной безопасности». Вуказанном плане предусматривается создание и тиражиро­вание на видеокассетах учебных фильмов о борь­бе с терроризмом для учреждений общего образо­вания по курсу ОБЖ и профессионального обра­зования по дисциплине БЖ, а также издание и распространение учебно-методических пособий и другой учебной литературы для образователь­ных учреждений по данной тематике

Приказ Минобрнауки РФ от 27 апреля 2005 г. № 130 «Об утверждении состава предмет­ных секций Федерального совета по учебникам Министерства образования и науки Российской Федерации». В предметную секцию ОБЖ и физ­культуры вводятся конкретные представители об­разовательных учреждений, в том числе высшего профессионального и последипломного образова­ния (МПГУ, МИОО, АПКиПРО), а также двух мос­ковских общеобразовательных школ и учрежде­ния дополнительного образования в области фи­зической культуры и спорта

Федеральный закон РФ от 21 июля 2005 г. № 100-ФЗ «О внесении изменений в Федераль­ный закон "О воинской обязанности и военной службе" и статью 14 Закона Российской Федера­ции "Об образовании"». Устраняется существо­вавшее до этого противоречие между законом «О воинской обязанности и военной службе», «По­ложением о подготовке граждан к военной службе» (утвержденным постановлением Правительства РФ от 31.12.1999 г. № 1441) и статьей 14 закона «Об образовании», выражавшееся в том, что, со­гласно ст. 14 закона «Об образовании», военная подготовка учащихся могла проводиться только на факультативной основе с согласия учащихся и их родителей. С принятием поправок в указанные документы обучение старшеклассников по осно­вам военной службы становится обязательным

Письмо Федерального агентства по образо­ванию Минобрнауки РФ от 14 августа 2005 г. № 17-3/219 «О повышении квалификации в 2006 году руководителей и должностных лиц образовательных учреждений, отвечающих за безопасность жизнедеятельности, организа­цию мероприятий по противодействию терро­ризму, и работников, уполномоченных на ре­шение задач в области гражданской обороны, предупреждения чрезвычайных ситуаций и за­щиты от них». Рекомендуется направлять для повышения квалификации руководителей и других сотрудников образовательных учреж­дений, отвечающих за обеспечение безопасно­сти, в МГТУ им. Н.Э. Баумана

Письмо Департамента государственной по­литики в образовании Минобрнауки РФ от 30 ав­густа № 03-1572 «Об обеспечении безопасности в образовательных учреждениях». Органам управ­ления образованием субъектов Российской Феде­рации рекомендуется усилить внимание учащих­ся к вопросам безопасности жизнедеятельности при изучении учебных предметов базисного учеб­ного плана и проведении занятий во внеурочное время с разбором практических ситуаций, обсуж­дением правовых норм, проведением тренингов, а также «рассмотреть возможность введения дополнительных часов на изучение обучающими­ся курса ОБЖ за счет времени вариативной части базисного учебного плана (регионального и национально-регионального компонентов)»

Письмо Федерального агентства по образо­ванию и науки РФ от 8 сентября 2005 г. № 17-3/156 «О направлении Положения о функциональной подсистеме предупреждения и ликвидации по­следствий чрезвычайных ситуаций в сфере дея­тельности Рособразования». В числе основных мероприятий, осуществляемых органами управ­ления и силами функциональной подсистемы Рособразования, согласно этому документу, нахо­дится организация обучения школьников, курсан­тов, студентов основам безопасности жизнеде­ятельности, а также подготовки работников образовательных учреждений в области предуп­реждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (опубликовано в № 5 - 2006 г.)

Приказ Федерального агентства по образо­ванию и науки РФ от 11 ноября 2005 г. № 1377 «О региональных центрах безопасности образо­вательных учреждений». Утвержден перечень из 11 учреждений высшего и среднего профессио­нального образования, подведомственных Рособразованию, в которых создаются центры безопас­ности образовательных учреждений, с целью рас­ширения сети такого рода центров

 

2006 год

Письмо Федерального агентства по образо­ванию и науки РФ от 13 июня 2005 г. № 17-3-09/79 «О направлении выписки из государственного доклада по защите населения от чрезвычайных ситуаций». В числе мер, которые в этом письме предлагается принять с целью решения пробле­мы недостаточного уровня эффективности систе­мы защиты населения России от ЧС природного и техногенного характера, - формирование куль­туры безопасности жизнедеятельности на­селения. В выписке из упомянутого в письме го­сударственного доклада также сообщалось, что обучением по вопросам безопасности жизнедея­тельности охвачено 15 млн. учащихся и студен­тов

Приказ Минобрнауки РФ от 4 сентября 2006 г. № 219 «Об утверждении списка победите­лей конкурса на получение денежного поощре­ния лучшими учителями». 59 учителей и препода­вателей-организаторов ОБЖ из разных регионов страны получили по 100 тыс. руб. материального  поощрения по итогам конкурса в 2006 г.

 

2007 год

Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки РФ от 18 января 2007     г.  № 01-14/08-01 «О примерных билетах для сдачи экзаменов по выбору выпускниками IX классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации, осуществивших переход на новый государственный образовательный стандарт основного общего образования» (раз­дел по ОБЖ сприложением проспекта с вари­антом комплекта из 25 экзаменационных биле­тов)

Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки РФ от 10 февраля2007 г. № 01-14/08-01 «О примерных билетах для сдачи экзаменов по выбору выпускниками XI классов общеобразовательных учреждений Российс­кой Федерации, осуществивших переход на но­вый государственный образовательный стандарт основного общего образования» (раздел по ОБЖ с приложением проспекта с вариантом комплек­та из 25 экзаменационных билетов).

Письмо Департамента государственной по­литики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки РФ от 27 ап­реля 2007 г. № 03-898 «Методические рекомен­дации по организации образовательного процес­са в общеобразовательных учреждениях по курсу "Основы безопасности жизнедеятельно­сти" за счет времени вариативной части базис­ного учебного плана». Отмечается высокий уровень потребности российского общества в подготовке учащейся молодежи к успешным действиям по обеспечению личной, обществен­ной и государственной безопасности, перечис­ляются федеральные законы и другие норматив­но-правовые акты, реализация которых осуще­ствляется в преподавании курса ОБЖ. «Главная цель организации образовательного процесса по основам безопасности жизнедеятельности за счет времени вариативной части базисного учебного плана - дать возможность участни­кам образовательного процесса расширить по­знавательные возможности и навыки в области обеспечения безопасности личности, общества и государства, сохранения и укрепления своего здо­ровья...»

Приказ Минобрнауки РФ от 4 июля 2007 г. № 198 «Об утверждении списка победителей кон­курса на получение денежного поощрения луч­шими учителями». Количество учителей и пре­подавателей-организаторов ОБЖ, получивших денежное поощрение по итогам конкурса, по срав­нению с прошлым годом увеличилось почти вдвое (до 110 человек)

Письмо Федерального агентства по образо­ванию и науки РФ от 21 августа 2007 г. № 17-3-09/ 160 «О повышении квалификации руководителей, специалистов мобилизационных органов, граждан­ской обороны, профессорско-преподавательского состава направления подготовки (специальности) "Безопасность жизнедеятельности" в Учебно-методическом центре МГТУ им. Н.Э. Бауман

xn--90akw.xn--p1ai

Основы безопасности жизнедеятельности - это... Что такое Основы безопасности жизнедеятельности?

Осно́вы безопа́сности жизнеде́ятельности (ОБЖ) — область знаний, в которой изучаются опасности, угрожающие человеку, закономерности их проявлений и способы защиты от них.

По странам

Россия

Приказом Министерства образования РСФСР в 1991 году в государственных общеобразовательных учебных заведениях был введён курс «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ).

С 1 сентября 1991 года курс изучался во 2, 3, 6, 7, 10 и 11 классах, а с 1994 года Министерство образования РФ рекомендовало изучение курса ОБЖ в общеобразовательных учреждениях во всех классах (с 1 по 11 класс). Инициаторами введения курса ОБЖ стали Министерство образования РСФСР и Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Курс ОБЖ реализует требования ряда Федеральных законов: «О безопасности», «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О воинской обязанности и военной службе», «О радиационной безопасности граждан», «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения» и др., а также ряда Постановлений Правительства РФ и других нормативно-правовых документов в области обеспечения безопасности граждан.

Изучение курса ОБЖ направлено на формирование у учащихся сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих, усвоение ими знаний и умений распознавать и оценивать опасные ситуации, определять способы защиты от них, оказывать само- и взаимопомощь.

Тематически содержание курса включает в себя три основных раздела:

  1. безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях;
  2. основы медицинских знаний и здорового образа жизни;
  3. основы военной службы.

Главная задача курса ОБЖ видится не в подготовке учащихся к экстремальным ситуациям, а в укреплении их духовного, физического и психического здоровья, на основе чего и должна складываться безопасная жизнедеятельность. Фондом «НИМБ» был предложена концепция формирования личности гражданина, личности безопасного типа, активность которой была бы направлена на безопасные способы самореализации индивидуальных возможностей существования. Раздел курса ОБЖ «Современный комплекс проблем безопасности» (автор В. В. Сапронов, Институт безопасности жизнедеятельности Фонда «НИМБ») рассматривающий индивидуальную, национальную и глобальную системы безопасности как единую многоуровневую структуру, должен стать дополнительным, а по сути — ключевым, для данного курса.

Дальнейшее развитие курса ОБЖ связано с переносом главной цели курса с изучения опасностей и методов защиты от опасностей на воспитание культуры безопасности человека, раскрывающейся в особенностях познания и воспроизводства отношений безопасного бытия. Культура безопасности как компонент общей культуры представляет собой способы жизнедеятельности человека в области обеспечения безопасности, результаты этой жизнедеятельности и степень развитости личности и общества в этой сфере.

Республика Беларусь

Возвращение учебного курса по основам безопасности жизнедеятельности в обязательную школьную программу в августе 2011 года инициируется МЧС. Прежде курс входил в школьную программу в качестве обязательного для изучения предмета, на август 2011 год - в виде факультативных занятий[1].

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

Основные инфекционные заболевания, первая помощь, доврачебная помощь при различных повреждениях. Здоровый образ жизни и его составляющие.

Основы военной службы

Вооруженные Силы Российской Федерации, боевые традиции ВС РФ, символы Воинской чести, военная служба

См. также

Примечания

Ссылки

dikc.academic.ru

Основы безопасности жизнедеятельности

Библиотеки, собрания книг:

● antiterror.ru - небольшая библиотечка на сайте "Россия Антитеррор". Раделы: Инструкции, Лекции, Книги и брошюры, Законодательство и др.

Книги (читать, скачать):

Безопасность жизнедеятельности. (Защита населения при чрезвычайных ситуациях в условиях мирного и военного времени.) Учебное пособие.  Ю.Г.Афанасьев, А.Г.Овчаренко, С.Л.Раско, Л.И.Трутнева. Учебный центр Безопасности жизнедеятельности Бийского технологического института (Алтай). - Предлагаемое учебное пособие может быть использовано как дополнительный материал студентами высших учебных заведений при изучении курса "Безопасность жизнедеятельности", а также для курсов повышения квалификации специалистов в рамках предупреждения чрезвычайных ситуаций. ( bti.secna.ru - скачать нельзя, открывается главами, всего 12)

Безопасность жизнедеятельности. Учебник.  Белов С.В., Сивков В.П., Ильницкая А.В., Морозова Л.Л. и др. (кафедра «Промышленная экология и безопасность» МГТУ им. Н.Э. Баумана) М.: Высшая школа. В учебнике впервые обобщены научные и практические достижения в новой области знаний – безопасности жизнедеятельности. Он подготовлен в соответствии с примерными программами дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД) для всех специальностей и направлений бакалавриата высшего профессионального образования.  Скачать 5,4 Мб, в Word-e 304стр. (документ большой из-за рисунков, таблиц, схем и формул). ( antiterror.ru )

moupschool1.narod.ru

Основы безопасности жизнедеятельности - это... Что такое Основы безопасности жизнедеятельности?

Осно́вы безопа́сности жизнеде́ятельности (ОБЖ) — область знаний, в которой изучаются опасности, угрожающие человеку, закономерности их проявлений и способы защиты от них.

По странам

Россия

Приказом Министерства образования РСФСР в 1991 году в государственных общеобразовательных учебных заведениях был введён курс «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ).

С 1 сентября 1991 года курс изучался во 2, 3, 6, 7, 10 и 11 классах, а с 1994 года Министерство образования РФ рекомендовало изучение курса ОБЖ в общеобразовательных учреждениях во всех классах (с 1 по 11 класс). Инициаторами введения курса ОБЖ стали Министерство образования РСФСР и Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Курс ОБЖ реализует требования ряда Федеральных законов: «О безопасности», «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О воинской обязанности и военной службе», «О радиационной безопасности граждан», «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения» и др., а также ряда Постановлений Правительства РФ и других нормативно-правовых документов в области обеспечения безопасности граждан.

Изучение курса ОБЖ направлено на формирование у учащихся сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих, усвоение ими знаний и умений распознавать и оценивать опасные ситуации, определять способы защиты от них, оказывать само- и взаимопомощь.

Тематически содержание курса включает в себя три основных раздела:

  1. безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях;
  2. основы медицинских знаний и здорового образа жизни;
  3. основы военной службы.

Главная задача курса ОБЖ видится не в подготовке учащихся к экстремальным ситуациям, а в укреплении их духовного, физического и психического здоровья, на основе чего и должна складываться безопасная жизнедеятельность. Фондом «НИМБ» был предложена концепция формирования личности гражданина, личности безопасного типа, активность которой была бы направлена на безопасные способы самореализации индивидуальных возможностей существования. Раздел курса ОБЖ «Современный комплекс проблем безопасности» (автор В. В. Сапронов, Институт безопасности жизнедеятельности Фонда «НИМБ») рассматривающий индивидуальную, национальную и глобальную системы безопасности как единую многоуровневую структуру, должен стать дополнительным, а по сути — ключевым, для данного курса.

Дальнейшее развитие курса ОБЖ связано с переносом главной цели курса с изучения опасностей и методов защиты от опасностей на воспитание культуры безопасности человека, раскрывающейся в особенностях познания и воспроизводства отношений безопасного бытия. Культура безопасности как компонент общей культуры представляет собой способы жизнедеятельности человека в области обеспечения безопасности, результаты этой жизнедеятельности и степень развитости личности и общества в этой сфере.

Республика Беларусь

Возвращение учебного курса по основам безопасности жизнедеятельности в обязательную школьную программу в августе 2011 года инициируется МЧС. Прежде курс входил в школьную программу в качестве обязательного для изучения предмета, на август 2011 год - в виде факультативных занятий[1].

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

Основные инфекционные заболевания, первая помощь, доврачебная помощь при различных повреждениях. Здоровый образ жизни и его составляющие.

Основы военной службы

Вооруженные Силы Российской Федерации, боевые традиции ВС РФ, символы Воинской чести, военная служба

См. также

Примечания

Ссылки

dic.academic.ru

ноябрь №11 2005 года журнал ОБЖ

Журнал "Основы безопасности жизнедеятельности"

Размещены на сайте следующие статьи из номера 11:Читать статью о наркомании и наркотиках "Курс начинающего наркомана" 

Читать статью о вредных привычках  "Так жить нельзя" (что заставляет пить, курить и "расслабляться) 

Читать статью раздела терроризм "Через 10 лет после Буденовска" (атака Нальчикаю Город выстоял). 

Читать статью раздела БЖД в высшей школе  "Основы национальной безопасности" (концепция и проблемы ее реализации) 

Читать статью раздела ОБЖ "Механизмы функционирования ОБЖ в системе здоровьесберегающих технологий", 

Читать статью о подготовке космонавтов к выживанию в чрезвычайных ситуациях "На негостеприимной Земле", 

СОДЕРЖАНИЕ № 11 2005 год

Опасность теракта Через 10 лет после Буденовска (атака Нальчика. Город выстоял) стр. 2

Школа педагогаМ. Алешенков "Основы национальной безопасности" (концепция и проблемы ее реализации) стр. 5

Безопасность здоровьяГ.Колпаков "Возможно, то была утка (еще раз об "испанке" и птичьем гриппе) стр. 11

М.Супотницкий "Легочная чума на сопках Манчжурии (опыт борьбы с эпидемией может пригодиться) стр. 12

Опасность пагубных пристрастийА.Горбовец "Так жить нельзя (что заставляет пить, курить и "расслабляться")" стр. 16

Пожарная безопасностьМ.Васильев "Лед, который жжет и ... воспламеняет" стр.22

Безопасность здоровьяГ.Шагапова "Как прожить 120 лет (теоретический материал по теме "Иммунитет") стр. 25"Защитная система организма: ее органы и клетки" стр. 28"Иммунная система: состояние, функционирование, факторы усиления и ослабления стр. 28"Это может каждый (способы усиления иммунитета)" стр.32

ОБЖ: проблемы и сужденияИ.Пенкин "Механизм функционирования ОБЖ в системе здоровьесберегающих технологий" стр.36

БиблиографияПрочти и передай товарищу (новинки учебной литературы: справочное пособие С.Тверской) стр.40

Опыт обученияВ.Орлов "Рецепт убийства (литературные произведения в борьбе с вредными привычками) стр. 45

И.Ишмухаметов "На свежем воздухе соревнуются юные учителя" стр.49

Феномены выживанияБ.Семянников "На негостеприимной Земле (космонавты в чрезвычайных ситуациях)" стр.53

4 ноября - День народного единстваС.Таценко "Смутное время (первая гражданская война в России)" стр. 58

А. Шишов "Великий гражданин (Кузьма Минин, организатор ополчения) стр. 62

На цветной вклейкеВ.Бубнов, Н.Бубнова Атлас по оказанию первой медицинской помощи (часть 7) стр. 1-4

www.school-obz.org

сентябрь №9 2014 года журнал ОБЖ

Статьи из журнала  "Основы безопасности жизнедеятельности"   № 9  2014 года, размещенные на сайте

1 сентября - День знаний Сотрудники МЧС пошли в школу (поздравить учащихся и провести уроки безопасности) В гостях у юных спасателей-пожарных (министр образования и науки) Поступок Приключения Пети Бирюкова (всё закончилось благополучно) 

Опыт обученияМой педагогический проект (освоение элементов компьютерных технологий через метод кооперативного обучения) 

Содержание

1 сентября – День знаний 

В.Шолох Сотрудники МЧС пошли в школу (поздравить учащихся и провести уроки безопасности) .................................................................................................. 2 

Д. Ливанов Впереди увлекательные задачи и поразительные открытия (поздравление с Днем знаний) ................................................................................................... 6 

Т. Юхманова, Е. ПотвороваВ гостях у юных спасателей-пожарных (министр образования и науки) ..... 6 

Поступок 

Д. ХарсееваПриключения Пети Бирюкова (всё закончилось благополучно) ................... 9

Е. НеведроваНе за красивое спасибо спасенного тобою рядом ........................................ 10 

Национальная безопасность 

Катастрофы и современный мир ................................................................... 12 

Кругозор профессионала 

И. Сосунов, И. Олтян и др. Всемирная кампания «Мой город готовится!» (Об оценке рисков и повышении устойчивости городов к ЧС) ...................................................... 19 

Школа педагога 

В. Орлов Послание из сердца педагога (секреты проведения поучительного урока) .........  26 

Опыт обучения 

А. Сарапулов Мой педагогический проект (освоение элементов компьютерных технологий через метод кооперативного обучения)........................................................ 31 

Материалы Всероссийской олимпиады по ОБЖ (заключительный этап, теоретический тур, 9 класс) .......................................................................... 38 

Основы военной службы 

В. Владимиров, А. Лебедев Современные виды оружия (нетрадиционные средства ведения войны) ... 48 

За нами – Россия! 

Русский орел мух не ловит (300 лет со дня первой победы российского флота) ............................................................................................................ 58

www.school-obz.org

сентябрь №9 2009 года журнал ОБЖ

 

Статьи из журнала  "Основы безопасности жизнедеятельности"   № 9  2009 года, размещенные на сайте

БЕЗОПАСНОСТЬ НА УЛИЦАХ И ДОРОГАХ 

«Ситуация в этой сфере очень тяжёлая, просто неудовлетворительная» (Навести порядок на наших дорогах) 

Наезды продолжаются(основной вид дорожных происшествий с участием детей) 

ОПЫТ ОБУЧЕНИЯКогда меньше всего хочется учиться(учеба превращается в увлекательное занятие)

Содержание

1 сентября - День знаний 

Д. Медведев,С Днём знаний и началом учебного года (обращение к школьникам1 сентября 2009 года) ............................................................................ 2

Этого не забыть! (День знаний: пятая годовщина трагедии в Беслане) ....4

Национальная безопасностьСтратегия национальной безопасности РФ до 2020 года ........................55

Безопасность на улицах и дорогах 

Д. Медведев, Ситуация в этой сфере очень тяжелая, просто неудовлетворительная (навести порядок на наших дорогах) ...................................................... 7

Р. Нургалиев,К водителям и пешеходам!(обращение Министра внутренних дел РФ) ... 10 

Наезды продолжаются (основной вид дорожных происшествий с участием детей) .................................................................................................. 12

В. Шмундяк, Светофор - не панацея (профилактика дорожно-транспортного  травматизма) ....................................................................................... 14

Г. Артёмова,Светофор - твой друг (воспитание безопасного поведения на дорогах . 19 

Безопасность на водоёмах 

В. Виробьянц,У воды и на воде (Нептун учил весело, спасатели - профессионально)..40

С. Тинякова, Не зря учил он ОБЖ (17-летний герой спас третьеклассника) ...... 42 

Школа педагога 

Л. Акимова, Внеурочная деятельность учителя ОБЖ с позиций системного подхода ............................................................................................... 25

Опыт обучения 

А. Филипчук,Когда меньше всего хочется учиться (учёба превращается в увлекательное занятие) ....................................................................... 31

Противопожарная пропаганда 

И. Верижникова,О новых разработках звонили с колокольни о выставке достижений «пожарно-спасательного хозяйства») ................................................ 33

А. Жукова и др., Уроки... на каникулах (противопожарная профилактика - всегда и везде) .................................................................................... 35

За нами - Россия! 

Б. Якубжанов, С именем Героя (военно-патриотическое молодёжное объединение) .... 44 

Победные дни русской армии Только бы жила Россия в блаженстве и славе (300 лет сражению под Полтавой) .............................................. 48

www.school-obz.org


Смотрите также

KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта