Основы безопасности жизнедеятельности. Обж основы безопасности жизнедеятельности журнал
История ОБЖ в документах - ОБЖ: Основы безопасности жизнедеятельности
«Предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» - 20 лет»
(статья в сокращении)
Источник: Журнал «ОБЖ. Основы безопасности жизни», №5-6, 2011 г.
В начале 1989 г. группа специалистов-энтузиастов энергично выступила за введение в высших учебных заведениях нового курса по проблемам безопасности жизнедеятельности, обосновывая его необходимость требованиями времени. В результате появился Научно-методический совет Гособразования СССР «Безопасность жизнедеятельности» под председательством доктора технических наук, профессора С.В. Белова (приказ Государственного комитета СССР по народному образованию от 20 марта 1989 г. № 203).
Первое официальное признание понятия «безопасность жизнедеятельности» в образовательной сфере стало закономерным следствием, с одной стороны, роста угроз жизнедеятельности человека и общества в целом, а с другой - достижений в изучении проблем безопасности представителями многих отраслей науки.
20 сентября 1989 г. учебно-методическое управление МГТУ им. Н.Э. Баумана утвердило программу курса «Промышленная экология и безопасность (безопасность жизнедеятельности)» для машиностроительных специальностей университета, состоящего из десяти тем. Эту календарную дату можно считать датой рождения новой научно-образовательной области «Безопасность жизнедеятельности».
Впериод разработки и введения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в учебные планы вузов готовились мероприятия, связанные с организацией обучения основам безопасности жизнедеятельности в государственных общеобразовательных учреждениях. В хронологическом порядке мы приводим документы и говорим о событиях, которые прямо или косвенно были связаны с тематикой ОБЖ.
1991 год
Постановление Совета Министров РСФСР от 14 мая 1991 г. № 253 «О допризывной подготовке учащейся молодежи в государственных образовательных учебных заведениях»
Приказ Министерства образования РСФСР от 27 мая 1991 г. № 169 «О введении в государственных общеобразовательных учебных заведениях РСФСР нового курса "Основы безопасности жизнедеятельности"»
Приказ Минобразования РСФСР от 7 августа 1991 г. № 262 «О состоянии охраны труда и травматизма в учреждениях системы образования РСФСР и мерах по улучшению безопасности жизнедеятельности работающих, учащихся и студентов».
1992 год
Закон РФот 5 марта 1992 г. № 2446-1 «О безопасности»
1993 год
Приказ Минобразования РФ и Государственного комитета РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ГКЧС России) от 16 марта 1993 г. № 66/85 «Об организации подготовки учащихся по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности в общеобразовательных учреждениях»
1994 год
В издательстве «Просвещение» вышли в свет первые, получившие массовое распространение программы по ОБЖ для 1-11-х классов Е.Л. Вишневской, А.Т. Смирнова и других авторов, а также программа «Основы безопасности жизнедеятельности для учащихся образовательных учреждений» И.К. Топорова.
Письмо Минобразования РФ и МЧС России от 4 февраля 1994 г. № 15-М/22-201-10 «Рекомендации по реализации программы курса "Основы безопасности жизнедеятельности"»
Постановление Правительства РФ от 28 февраля 1994 г. № 174 «Об утверждении Порядка разработки, утверждения и введения в действие федеральных компонентов государственных образовательных стандартов начального, общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования»
Приказ Минобразования России от 17 мая 1994 г. № 149 «О программе курса "Основы безопасности жизнедеятельности"» для учащихся (студентов) педагогических училищ (колледжей) с объемом 140 учебных часов
Приказ МЧС России и Минобразования РФ от 19июня 1994 г. №409/270 «Об открытии в Тульском объединенном учебно-методическом центре по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям, радиационной и экологической безопасности (ТОУМЦ) факультета по подготовке преподавателей-организаторов основ безопасности жизнедеятельности»
Приказ МЧС России и Минобразования РФ от 7 июля 1994 г. № 308/246 «Об организации и проведении эксперимента по открытию Всероссийского движения "Школа безопасности"»
1995 год
Вышли в свет учебно-методические пособия для учащихся с 4-го по 9-й класс по основам безопасности жизнедеятельности Е.Л. Вишневской, Н.К. Барановой, Т.И. Широковой.
В форме педагогического эксперимента началась подготовка учителей ОБЖ в РГПУ им. А.И. Герцена. До 1999 г. этот университет был единственным в России учебным заведением, где проходила лицензированная подготовка таких педагогов. В 2000 г. состоялся первый выпуск (23 человека) дипломированных учителей безопасности жизнедеятельности.
Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 330300 - «Безопасность жизнедеятельности») (квалификация - учитель безопасностижизнедеятельности) (третий уровень высшего профессионального образования), утвержден Государственным комитетом РФ по высшему образованию 3 июня 1995 г.
Письмо МЧС России «Организационные указания по подготовке населения Российской Федерации в области защиты от чрезвычайных ситуаций на 1996-1997 годы»
Приказ Минобразования РФ и Государственного комитета РФ по высшему образованию от 31 августа 1995 г. № 463/1268 «Об утверждении тарифно-квалификационных характеристик (требований) по должностям работников учреждений образования, объемных показателей по отнесению учреждений образования к группам по оплате труда руководителей»
«Примерная учебная программа для педагогических высших учебных заведений по специальности 330100 - безопасность жизнедеятельности» утверждена Минобразования России и согласована с МЧС России 11 октября 1995 г.
Письмо МЧС России от 1 ноября 1995 г. № 40-2627-9 «О создании территориальных объединений Общероссийской детско-юношеской ассоциации "Школа безопасности"»
1996 год
Вышли в свет первые учебники по ОБЖ И.К. Топорова (в издательстве «Просвещение») и А.Т. Смирнова (в издательстве ACT), которые за тем были включены в «Перечень учебников и учебных пособий Федерального компонента на 1997-1998 учебный год.»
Приказом Минобразования России и МЧС России от 17 февраля 1996 г. № 58/108 «О подготовке и проведении Всероссийского слета-соревнования "Школа безопасности" в г. Пскове» утверждено Типовое положение «О Всероссийском слете-соревновании "Школа безопасности" учащихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации»
Постановление Правительства РФ от 11 июня 1996 г. № 696 «Об утверждении Положения о суворовских военных, нахимовских военно-морских училищах и кадетских (морских кадетских) корпусах и Положения о военно-музыкальных училищах и музыкальных кадетских корпусах»
В соответствии с Законом РФ «Об образовании» и постановлением Правительства РФ от 28.02.1994 г. № 174 «Об утверждении Порядка разработки, утверждения и введения в действие федеральных компонентов государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования Минобразования РФ провело Всероссийский конкурс на разработку государственных общеобразовательных стандартов, который завершился 1 июля 1996 г. Лучшим был признан проект «Федерального компонента Государственного образовательного стандарта начального, общего, основного общего и среднего (полного) образования. Образовательная область - «Физическая культура», подсистема: «Основы безопасности жизнедеятельности» авторского коллектива под руководством Е.Н. Литвинова, в составе которого были: В.Б. Волошинов, В.П. Скрябин, М.П. Фролов.
Июль 1996 г. - вышел в свет первый номер журнала «ОБЖ. Основы безопасности жизни».
Учителя и преподаватели-организаторы основ безопасности жизнедеятельности впервые получили периодическое издание, ставшее затем для них на долгие годы верным и незаменимым помощником. В сотнях благодарных писем, поступавших в редакцию, говорилось о том, что журнал в период острой нехватки информации по новой тематике давал читателям необходимые программы и методические материалы, печатал документы, рассказывал об опыте работы лучших преподавателей, организовывал дискуссии по наиболее актуальным проблемам развития курса.
Впоследствии журналу «ОБЖ. Основы безопасности жизни» пришлось выступать в качестве защитника предмета, когда над ним нависла реальная угроза ликвидации. Журнал участвовал в организации тематических конференций и семинаров, публиковал на своих страницах коллективные обращения к государственным структурам в поддержку курса ОБЖ, рассказывал о регионах, где предмет развивали за счетрегионального и школьного компонента.
Вокруг журнала сплотились лучшие в то время преподаватели, эксперты, ученые, общественные деятели, которые понимали все значение нового предмета для жизни современного общества. Среди них можно назвать А.Т. Смирнова, Л.А. Шершнева, В.В. Сапронова, Ю.В. Репина, В.А. Девисилова, Л.А. Михайлова, Р.А. Дурнева, С.В. Петрова, А.А. Михайлова, В.Н. Мошкина, ВВ. Гафнера, В.Л. Мардерфельда, В.Н. Латчука, М.Л. Форштата и многих других профессионалов и энтузиастов формирования в стране культуры безопасности жизнедеятельности.
Благодаря коллективным усилиям куре ОБЖ удалось не только отстоять, но и при поддержке в руководстве страны добиться тенденции к его развитию. И журнал «ОБЖ. Основы безопасности жизни» сыграл здесь не второстепенную роль.
1997 год
Распоряжение Президента РФ от 9 апреля 1997 г. № 118-рп «О создании общеобразовательных учреждений - кадетских школ (школ-интернатов)»
Федеральный экспертный совет по общему образованию Минобразования России в июне 1997 г. утвердил «Предлагаемый минимум содержания курса "Основы безопасности жизнедеятельности" для внесения в Государственный образовательный стандарт основного общего образования и общего (полного) среднего образования области "Основы безопасности жизнедеятельности"»
Письмо Минобороны РФ, Минобразования РФ, Госкоммолодежи РФ и ГКФТ РФ от 23 июня 1997 г. № 901Р/249 утвердило Примерное положение об оборонно-спортивном оздоровительном лагере для молодежи
Рабочая программа «Основы безопасности жизнедеятельности» для повышения квалификации преподавателей-организаторов ОБЖ на академических курсах. Согласована отделом обеспечения преемственности образовательных стандартов и программ Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации 18 сентября 1997 г.
Письмо министра МЧС России от 27 октября 1997 г. № 40-2898-8 «Организационные указания по подготовке населения Российской Федерации в области защиты от чрезвычайных ситуаций на 1998-2000 годы»
Постановлением Правительства РФ от 15 ноября 1997 г. № 1427 утверждено «Типовое положение о кадетской школе (кадетской школе-интернате)»
1998 год
После выхода в 1998 г. стандартов высшего образования в гражданских вузах России былавпервые открыта специальность «Пожарная безопасность»
Приказ Минобразования России от 9 февраля 1998 г. № 322 «Об утверждении базисногоплана общеобразовательных учреждений Российской Федерации» (учебная дисциплина «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) включена в образовательную область «Физическая культура» и на ее изучение в 10-11-х классах отводится по 1 часу в неделю за счет инвариантной части плана)
Приказ Минобразования РФ от 19 мая 1998 г. № 1236 «Об утверждении Временных требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования»
Письмо Управления общего образования Минобразования России от 22 мая 1998 г. № 811.14-12 «Об организации преподавания основ безопасности жизнедеятельности в общеобразовательных учреждениях России»
Письмо Минобразования России от14 июля 1998 г. № 1133/14-12 «О введении в программукурса "Основ безопасности жизнедеятельности" для учащихся 10-11-х классов раздела "Основы военной службы"»
Постановлением Правительства РФ от 5 сентября 1998 г. № 1046 утверждено «Типовоеположение об общеобразовательной школе-интернате с первоначальной летной подготовкой»
1999 год
Письмо первого заместителя министра Минобразования России от 13 апреля 1999 г. № 1б-51-64ин/16-13 «Об организации обучения по дисциплине "Основы военной службы" в образовательных учреждениях среднего профессионального образования»
Письмо первого заместителя министра МЧС России от 14 мая 1999 г. № 714/11-12 «О разработке совместно с Минобороны России примерной учебной программы «Основы безопасности жизнедеятельности» для обучающихся 10-11-х классов общеобразовательных учреждений и учреждений начального профессионального образования» (авторы программы: А. Смирнов, Б. Мишин, В. Васнев)
Приказ Минобразования РФ от 30 июня 1999 г. № 56 «Об утверждении обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования»
2000 год
Под руководством президента Фонда национальной и международной безопасности Л.И. Шершнева разработана и опубликована «Концепция курса "Основы безопасности жизнедеятельности" для 12-летнего общего среднего образования»
Приказ МЧС России и Минобразования России от 16 мая 2000 г. № 1435/266 «О состоянии подготовки в Российской Федерации населения к действиям в чрезвычайных ситуациях и учащейся молодежи по программам безопасности жизнедеятельности»
Постановление Правительства РФ от 5 июня 2000 г. № 436 «О проведении конкурса на лучшую подготовку граждан Российской Федерации к военной службе, организацию и проведение призыва на военную службу»
Постановление Правительства РФ от 24 июля 2000 г. № 551 «О военно-патриотических молодежных и детских объединениях»
Приказ министра обороны РФ от 30 августа 2000 г. № 455 «О мерах по выполнению постановления Правительства РФ от 5 июня 2000 г. № 436 "О проведении конкурса на лучшую подготовку граждан Российской Федерации и военной службе, организацию и проведение призыва на военную службу"»
Постановление Правительства РФ от 2 ноября 2000 г. № 841 «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны».
Письмо министра образования В.М. Филиппова «Об изучении основ военной службы в общеобразовательных учреждениях» (в соответствии с постановлением Правительства РФ от 31 декабря 1999 г. № 1441)
2001 год
Приказ Минобразования РФ от 22 января 2001 г. № 178 «О создании координационного совета Минобразования России по безопасности жизнедеятельности».
Приказ Минобразования РФ от 6 марта 2001 г. № 834 «Об утверждении экспериментального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации».Согласно экспериментальному базисному учебному плану общеобразовательных учрежденийРоссийской Федерации, прилагаемому к этому приказу, предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» включается в содержание базисного общего образования с начальной школы (в предмете «Окружающий мир»)
Письмо Минобразования РФ от 4 мая 2001 г. № 457/13-13 «О порядке проведения учебных сборов в образовательных учреждениях, реализующих программу среднего (полного) общего образования по курсу ОБЖ».
Письмо Минобразования РФ от 28 июня 2001 г. № 05-51-15 ИН/13-05 «О взаимодействииорганов управления образованием и органов управления по делам ГО и ЧС субъектов РФ по созданию условий для подготовки учащихся и студентов к действиям в чрезвычайных ситуациях»
2002 год
Письмо Минобразования РФ от 21 июня 2002 г. № 42-51-152/42-09 «О создании опорных пунктов образовательных учреждений по курсу ОБЖ и БЖД». В соответствии с приказом МЧС и Минобразования РФ №1435/260 от 16.05.2000 г. руководителям органов управления образованием субъектов Российской Федерации рекомендовано создать опорные образовательные учреждения по проблемам преподавания безопасности жизнедеятельности
Приказ Минобразования РФ от 26 июня 2002 г. № 2432 «Об определении опорных региональных педагогических вузов Минобразования России в федеральных округах по развитию преподавания в области безопасности жизнедеятельности»
Постановление Министерства труда и социального развития РФ от 3 октября 2002 г. № 68 «Об установлении тождества наименования должности "преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности" наименованию должности "военный руководитель"»
Постановление Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"» (с изменениями и дополнениями)
Решение Комитета Госдумы РФ по обороне от 14 ноября 2002 г. при рассмотрении вопроса «О государственном образовательном стандарте среднего (полного) образования в части обязательной подготовки граждан к военной службе». Втексте решения, в частности, записано: «Считать необходимым обязательное наличие предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" в федеральном компоненте государственного образовательного стандарта начального и основного общего образования и обязательное закрепление подготовки граждан по основам военной службы в общеобразовательных учреждениях в федеральном компоненте ФГОС среднего (полного) общего образования»
2003 год
Письмо Минобразования РФ от 30 января 2003 г. № 39-51-19/09 «Организационно-методические указания по подготовке органов управления, сил гражданской обороны, единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на 2003 г.».
Письмо Минобразования РФ от 26 февраля 2003 г. № 27/2632-6 и Минздрава РФ №2510/1943-03-32 «О проведении 7 апреля в образовательных учреждениях ежегодного "Всероссийского урока здоровья"». Вдокументе разъясняется, что основными задачами урока здоровья являются: обеспечение учащихся необходимой информацией, позволяющей сохранять и укреплять здоровье; формирование гигиенических знаний, норм и правил здорового образа жизни, убеждений в необходимости сохранения своего здоровья; содействие воспитанию у них ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих
Приказ Минобразования РФ от 17 марта 2003 г. № 64/22-17 «Об объявлении благодарности Министерства образования Российской Федерации». За активную информационно-методическую помощь образовательным учреждениям России в области безопасности жизнедеятельности объявляется благодарность редакции журнала «ОБЖ. Основы безопасности жизни»
Приказ Минобразования РФ от 28 апреля 2003 г. № 1859 «О центрах комплексной безопасности и повышения квалификации руководителей и специалистов мобилизационных органов, гражданской обороны и преподавателей дисциплины "Безопасность жизнедеятельности"»
Письмо Минобразования РФ от 29 мая 2003 г. № 03-51-102ИН/22-03 «О мерах по усилению профилактики суицида среди детей и подростков»
Постановление Правительства РФ от 4 сентября 2003 г. № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
2004 год
Письмо Минобразования РФ от 20 февраля 2004 г. № 40-51-1/08 «Организационно-методические указания по подготовке органов управления, сил гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС на 2004 год» (выписка). Руководителям региональных и местных управлений образования рекомендуется уделить особое внимание совершенствованию учебно-материальной базы учебных классов образовательных учреждений по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» и дисциплине «Безопасность жизнедеятельности». Предлагается осуществлять обучение в области гражданской обороны и защите от ЧС учащихся образовательных учреждений: начальной школы - в курсе «Окружающий мир», основной и средней школы - в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности»
ПриказМинобразования РФ от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
Приказ Минобразования РФ от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования». Приказы №1089 и 1312, признанные впоследствии недействительными (Минюстом РФ и судом), заметно уменьшали в школьном расписании объем часов, отводимых на ОБЖ. В связи с этим в № 4 журнала «ОБЖ. Основы безопасности жизни» за 2004 г. опубликована статья «Антинациональные приказы», являющаяся, по сути, открытым письмом президента Фонда НИМБ Л.И. Шершнева новому на тот момент министру образования А.А Фурсенко, в котором ставился вопрос о необходимости приостановить действие вышеупомянутых приказов и провести административное расследование по факту их издания. Автор письма утверждал, что данными приказами, подписанными и.о. министра образования (на тот момент) В.М. Филипповым, предмет ОБЖ фактически исключался из образования.
Редакция отметила, что введение в действие вышеотмеченных приказов делает обучение основам военной службы необязательным (по выбору учащегося), фактически прекращая допризывную подготовку граждан к военной службе, что явно противоречит Федеральному закону «О воинской обязанности и военной службе» в части, касающейся 11-й и 13-й статей закона
Письмо Минобрнауки РФ от 20 мая 2004 г. № 40-51-9/02 «О мерах по развитию нормативно-правовой базы в области защиты от чрезвычайных ситуаций, совершенствованию защиты работников и обучающихся образовательных учреждений от чрезвычайных ситуаций». Предлагается обеспечить, в частности, совершенствование обучения учащихся общеобразовательных учреждений в области безопасности жизнедеятельности с 1-го по 11-й класс
Письмо Минобороны РФ от 3 июня 2004 г. № 315Л/5/3348 «О подготовке граждан к военной службе». Отмечается, что по просьбе Минобороны России Генеральная прокуратура Российской Федерации проводит проверку соответствия содержания приказа Минобразования от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений России, реализующих программы общего образования» законодательству Российской Федерации
Приказ Департамента образования города Москвы от 10 июня 2004 г. № 294 «О введении в штатное расписание должности заместителя руководителя по обеспечению безопасности» и Приложение к приказу № 294 «Должностная инструкция (примерная) заместителя руководителя образовательного учреждения по обеспечению безопасности»
Постановление Государственной Думы РФ от 22 сентября 2004 г. № 955-IV ГД «О первоочередных задачах по обеспечению безопасности граждан Российской Федерации, национальной безопасности Российской Федерации в условиях активизации деятельности международного терроризма на территории Российской Федерации». Рекомендуется федеральному правительству принять меры по созданию в России единого образовательного пространства в области безопасности личности, общества и государства, предусмотреть в федеральном компоненте государственных образовательных стандартов общего образования обязательный минимум учебной нагрузки по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности», рассчитанный на учащихся всех возрастных категорий
Решение коллегии Департамента образования города Москвы от 7 сентября 2004 г. «О состоянии безопасности учащихся и мерах, принятых по ее обеспечению, в образовательных учреждениях Департамента образования города Москвы».
Определение Верховного суда Российской Федерации от 28 сентября 2004 г. (дело № ГКПИ 2004-1284). В документе говорится, что «...оспариваемый заявителем приказ Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089 по своей форме не может считаться нормативным правовым актом, предусмотренным данным постановлением Правительства Российской Федерации, поскольку он не зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации и официально не опубликован»
2005 год
Минобрнауки РФ от 31 января 2005 г. № 714 пед/ сп (новый) утвержден Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 033300 «Безопасность жизнедеятельности», квалификация - учитель безопасности жизнедеятельности (вводится в действие вместо ранее утвержденного 14.04.2000 г.)
Распоряжение Президента РФ № Пр-258 от 13 февраля 2005 г. «Об утверждении плана мероприятий по информационно-пропагандистскому сопровождению борьбы с терроризмом и обеспечению общественной безопасности». Вуказанном плане предусматривается создание и тиражирование на видеокассетах учебных фильмов о борьбе с терроризмом для учреждений общего образования по курсу ОБЖ и профессионального образования по дисциплине БЖ, а также издание и распространение учебно-методических пособий и другой учебной литературы для образовательных учреждений по данной тематике
Приказ Минобрнауки РФ от 27 апреля 2005 г. № 130 «Об утверждении состава предметных секций Федерального совета по учебникам Министерства образования и науки Российской Федерации». В предметную секцию ОБЖ и физкультуры вводятся конкретные представители образовательных учреждений, в том числе высшего профессионального и последипломного образования (МПГУ, МИОО, АПКиПРО), а также двух московских общеобразовательных школ и учреждения дополнительного образования в области физической культуры и спорта
Федеральный закон РФ от 21 июля 2005 г. № 100-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" и статью 14 Закона Российской Федерации "Об образовании"». Устраняется существовавшее до этого противоречие между законом «О воинской обязанности и военной службе», «Положением о подготовке граждан к военной службе» (утвержденным постановлением Правительства РФ от 31.12.1999 г. № 1441) и статьей 14 закона «Об образовании», выражавшееся в том, что, согласно ст. 14 закона «Об образовании», военная подготовка учащихся могла проводиться только на факультативной основе с согласия учащихся и их родителей. С принятием поправок в указанные документы обучение старшеклассников по основам военной службы становится обязательным
Письмо Федерального агентства по образованию Минобрнауки РФ от 14 августа 2005 г. № 17-3/219 «О повышении квалификации в 2006 году руководителей и должностных лиц образовательных учреждений, отвечающих за безопасность жизнедеятельности, организацию мероприятий по противодействию терроризму, и работников, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, предупреждения чрезвычайных ситуаций и защиты от них». Рекомендуется направлять для повышения квалификации руководителей и других сотрудников образовательных учреждений, отвечающих за обеспечение безопасности, в МГТУ им. Н.Э. Баумана
Письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки РФ от 30 августа № 03-1572 «Об обеспечении безопасности в образовательных учреждениях». Органам управления образованием субъектов Российской Федерации рекомендуется усилить внимание учащихся к вопросам безопасности жизнедеятельности при изучении учебных предметов базисного учебного плана и проведении занятий во внеурочное время с разбором практических ситуаций, обсуждением правовых норм, проведением тренингов, а также «рассмотреть возможность введения дополнительных часов на изучение обучающимися курса ОБЖ за счет времени вариативной части базисного учебного плана (регионального и национально-регионального компонентов)»
Письмо Федерального агентства по образованию и науки РФ от 8 сентября 2005 г. № 17-3/156 «О направлении Положения о функциональной подсистеме предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в сфере деятельности Рособразования». В числе основных мероприятий, осуществляемых органами управления и силами функциональной подсистемы Рособразования, согласно этому документу, находится организация обучения школьников, курсантов, студентов основам безопасности жизнедеятельности, а также подготовки работников образовательных учреждений в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (опубликовано в № 5 - 2006 г.)
Приказ Федерального агентства по образованию и науки РФ от 11 ноября 2005 г. № 1377 «О региональных центрах безопасности образовательных учреждений». Утвержден перечень из 11 учреждений высшего и среднего профессионального образования, подведомственных Рособразованию, в которых создаются центры безопасности образовательных учреждений, с целью расширения сети такого рода центров
2006 год
Письмо Федерального агентства по образованию и науки РФ от 13 июня 2005 г. № 17-3-09/79 «О направлении выписки из государственного доклада по защите населения от чрезвычайных ситуаций». В числе мер, которые в этом письме предлагается принять с целью решения проблемы недостаточного уровня эффективности системы защиты населения России от ЧС природного и техногенного характера, - формирование культуры безопасности жизнедеятельности населения. В выписке из упомянутого в письме государственного доклада также сообщалось, что обучением по вопросам безопасности жизнедеятельности охвачено 15 млн. учащихся и студентов
Приказ Минобрнауки РФ от 4 сентября 2006 г. № 219 «Об утверждении списка победителей конкурса на получение денежного поощрения лучшими учителями». 59 учителей и преподавателей-организаторов ОБЖ из разных регионов страны получили по 100 тыс. руб. материального поощрения по итогам конкурса в 2006 г.
2007 год
Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки РФ от 18 января 2007 г. № 01-14/08-01 «О примерных билетах для сдачи экзаменов по выбору выпускниками IX классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации, осуществивших переход на новый государственный образовательный стандарт основного общего образования» (раздел по ОБЖ сприложением проспекта с вариантом комплекта из 25 экзаменационных билетов)
Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки РФ от 10 февраля2007 г. № 01-14/08-01 «О примерных билетах для сдачи экзаменов по выбору выпускниками XI классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации, осуществивших переход на новый государственный образовательный стандарт основного общего образования» (раздел по ОБЖ с приложением проспекта с вариантом комплекта из 25 экзаменационных билетов).
Письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки РФ от 27 апреля 2007 г. № 03-898 «Методические рекомендации по организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях по курсу "Основы безопасности жизнедеятельности" за счет времени вариативной части базисного учебного плана». Отмечается высокий уровень потребности российского общества в подготовке учащейся молодежи к успешным действиям по обеспечению личной, общественной и государственной безопасности, перечисляются федеральные законы и другие нормативно-правовые акты, реализация которых осуществляется в преподавании курса ОБЖ. «Главная цель организации образовательного процесса по основам безопасности жизнедеятельности за счет времени вариативной части базисного учебного плана - дать возможность участникам образовательного процесса расширить познавательные возможности и навыки в области обеспечения безопасности личности, общества и государства, сохранения и укрепления своего здоровья...»
Приказ Минобрнауки РФ от 4 июля 2007 г. № 198 «Об утверждении списка победителей конкурса на получение денежного поощрения лучшими учителями». Количество учителей и преподавателей-организаторов ОБЖ, получивших денежное поощрение по итогам конкурса, по сравнению с прошлым годом увеличилось почти вдвое (до 110 человек)
Письмо Федерального агентства по образованию и науки РФ от 21 августа 2007 г. № 17-3-09/ 160 «О повышении квалификации руководителей, специалистов мобилизационных органов, гражданской обороны, профессорско-преподавательского состава направления подготовки (специальности) "Безопасность жизнедеятельности" в Учебно-методическом центре МГТУ им. Н.Э. Бауман
xn--90akw.xn--p1ai
Основы безопасности жизнедеятельности - это... Что такое Основы безопасности жизнедеятельности?
Осно́вы безопа́сности жизнеде́ятельности (ОБЖ) — область знаний, в которой изучаются опасности, угрожающие человеку, закономерности их проявлений и способы защиты от них.
По странам
Россия
Приказом Министерства образования РСФСР в 1991 году в государственных общеобразовательных учебных заведениях был введён курс «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ).
С 1 сентября 1991 года курс изучался во 2, 3, 6, 7, 10 и 11 классах, а с 1994 года Министерство образования РФ рекомендовало изучение курса ОБЖ в общеобразовательных учреждениях во всех классах (с 1 по 11 класс). Инициаторами введения курса ОБЖ стали Министерство образования РСФСР и Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.Курс ОБЖ реализует требования ряда Федеральных законов: «О безопасности», «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О воинской обязанности и военной службе», «О радиационной безопасности граждан», «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения» и др., а также ряда Постановлений Правительства РФ и других нормативно-правовых документов в области обеспечения безопасности граждан.
Изучение курса ОБЖ направлено на формирование у учащихся сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих, усвоение ими знаний и умений распознавать и оценивать опасные ситуации, определять способы защиты от них, оказывать само- и взаимопомощь.
Тематически содержание курса включает в себя три основных раздела:
- безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях;
- основы медицинских знаний и здорового образа жизни;
- основы военной службы.
Главная задача курса ОБЖ видится не в подготовке учащихся к экстремальным ситуациям, а в укреплении их духовного, физического и психического здоровья, на основе чего и должна складываться безопасная жизнедеятельность. Фондом «НИМБ» был предложена концепция формирования личности гражданина, личности безопасного типа, активность которой была бы направлена на безопасные способы самореализации индивидуальных возможностей существования. Раздел курса ОБЖ «Современный комплекс проблем безопасности» (автор В. В. Сапронов, Институт безопасности жизнедеятельности Фонда «НИМБ») рассматривающий индивидуальную, национальную и глобальную системы безопасности как единую многоуровневую структуру, должен стать дополнительным, а по сути — ключевым, для данного курса.
Дальнейшее развитие курса ОБЖ связано с переносом главной цели курса с изучения опасностей и методов защиты от опасностей на воспитание культуры безопасности человека, раскрывающейся в особенностях познания и воспроизводства отношений безопасного бытия. Культура безопасности как компонент общей культуры представляет собой способы жизнедеятельности человека в области обеспечения безопасности, результаты этой жизнедеятельности и степень развитости личности и общества в этой сфере.
Республика Беларусь
Возвращение учебного курса по основам безопасности жизнедеятельности в обязательную школьную программу в августе 2011 года инициируется МЧС. Прежде курс входил в школьную программу в качестве обязательного для изучения предмета, на август 2011 год - в виде факультативных занятий[1].
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Основные инфекционные заболевания, первая помощь, доврачебная помощь при различных повреждениях. Здоровый образ жизни и его составляющие.
Основы военной службы
Вооруженные Силы Российской Федерации, боевые традиции ВС РФ, символы Воинской чести, военная служба
См. также
Примечания
Ссылки
dikc.academic.ru
Библиотеки, собрания книг: ● antiterror.ru - небольшая библиотечка на сайте "Россия Антитеррор". Раделы: Инструкции, Лекции, Книги и брошюры, Законодательство и др. Книги (читать, скачать): Безопасность жизнедеятельности. (Защита населения при чрезвычайных ситуациях в условиях мирного и военного времени.) Учебное пособие. Ю.Г.Афанасьев, А.Г.Овчаренко, С.Л.Раско, Л.И.Трутнева. Учебный центр Безопасности жизнедеятельности Бийского технологического института (Алтай). - Предлагаемое учебное пособие может быть использовано как дополнительный материал студентами высших учебных заведений при изучении курса "Безопасность жизнедеятельности", а также для курсов повышения квалификации специалистов в рамках предупреждения чрезвычайных ситуаций. ( bti.secna.ru - скачать нельзя, открывается главами, всего 12) Безопасность жизнедеятельности. Учебник. Белов С.В., Сивков В.П., Ильницкая А.В., Морозова Л.Л. и др. (кафедра «Промышленная экология и безопасность» МГТУ им. Н.Э. Баумана) М.: Высшая школа. В учебнике впервые обобщены научные и практические достижения в новой области знаний – безопасности жизнедеятельности. Он подготовлен в соответствии с примерными программами дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД) для всех специальностей и направлений бакалавриата высшего профессионального образования. Скачать 5,4 Мб, в Word-e 304стр. (документ большой из-за рисунков, таблиц, схем и формул). ( antiterror.ru ) |
moupschool1.narod.ru
Основы безопасности жизнедеятельности - это... Что такое Основы безопасности жизнедеятельности?
Осно́вы безопа́сности жизнеде́ятельности (ОБЖ) — область знаний, в которой изучаются опасности, угрожающие человеку, закономерности их проявлений и способы защиты от них.
По странам
Россия
Приказом Министерства образования РСФСР в 1991 году в государственных общеобразовательных учебных заведениях был введён курс «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ).
С 1 сентября 1991 года курс изучался во 2, 3, 6, 7, 10 и 11 классах, а с 1994 года Министерство образования РФ рекомендовало изучение курса ОБЖ в общеобразовательных учреждениях во всех классах (с 1 по 11 класс). Инициаторами введения курса ОБЖ стали Министерство образования РСФСР и Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.Курс ОБЖ реализует требования ряда Федеральных законов: «О безопасности», «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О воинской обязанности и военной службе», «О радиационной безопасности граждан», «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения» и др., а также ряда Постановлений Правительства РФ и других нормативно-правовых документов в области обеспечения безопасности граждан.
Изучение курса ОБЖ направлено на формирование у учащихся сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих, усвоение ими знаний и умений распознавать и оценивать опасные ситуации, определять способы защиты от них, оказывать само- и взаимопомощь.
Тематически содержание курса включает в себя три основных раздела:
- безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях;
- основы медицинских знаний и здорового образа жизни;
- основы военной службы.
Главная задача курса ОБЖ видится не в подготовке учащихся к экстремальным ситуациям, а в укреплении их духовного, физического и психического здоровья, на основе чего и должна складываться безопасная жизнедеятельность. Фондом «НИМБ» был предложена концепция формирования личности гражданина, личности безопасного типа, активность которой была бы направлена на безопасные способы самореализации индивидуальных возможностей существования. Раздел курса ОБЖ «Современный комплекс проблем безопасности» (автор В. В. Сапронов, Институт безопасности жизнедеятельности Фонда «НИМБ») рассматривающий индивидуальную, национальную и глобальную системы безопасности как единую многоуровневую структуру, должен стать дополнительным, а по сути — ключевым, для данного курса.
Дальнейшее развитие курса ОБЖ связано с переносом главной цели курса с изучения опасностей и методов защиты от опасностей на воспитание культуры безопасности человека, раскрывающейся в особенностях познания и воспроизводства отношений безопасного бытия. Культура безопасности как компонент общей культуры представляет собой способы жизнедеятельности человека в области обеспечения безопасности, результаты этой жизнедеятельности и степень развитости личности и общества в этой сфере.
Республика Беларусь
Возвращение учебного курса по основам безопасности жизнедеятельности в обязательную школьную программу в августе 2011 года инициируется МЧС. Прежде курс входил в школьную программу в качестве обязательного для изучения предмета, на август 2011 год - в виде факультативных занятий[1].
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Основные инфекционные заболевания, первая помощь, доврачебная помощь при различных повреждениях. Здоровый образ жизни и его составляющие.
Основы военной службы
Вооруженные Силы Российской Федерации, боевые традиции ВС РФ, символы Воинской чести, военная служба
См. также
Примечания
Ссылки
dic.academic.ru
ноябрь №11 2005 года журнал ОБЖ
Журнал "Основы безопасности жизнедеятельности"
Размещены на сайте следующие статьи из номера 11:Читать статью о наркомании и наркотиках "Курс начинающего наркомана"
Читать статью о вредных привычках "Так жить нельзя" (что заставляет пить, курить и "расслабляться)
Читать статью раздела терроризм "Через 10 лет после Буденовска" (атака Нальчикаю Город выстоял).
Читать статью раздела БЖД в высшей школе "Основы национальной безопасности" (концепция и проблемы ее реализации)
Читать статью раздела ОБЖ "Механизмы функционирования ОБЖ в системе здоровьесберегающих технологий",
Читать статью о подготовке космонавтов к выживанию в чрезвычайных ситуациях "На негостеприимной Земле",
СОДЕРЖАНИЕ № 11 2005 год
Опасность теракта Через 10 лет после Буденовска (атака Нальчика. Город выстоял) стр. 2
Школа педагогаМ. Алешенков "Основы национальной безопасности" (концепция и проблемы ее реализации) стр. 5
Безопасность здоровьяГ.Колпаков "Возможно, то была утка (еще раз об "испанке" и птичьем гриппе) стр. 11
М.Супотницкий "Легочная чума на сопках Манчжурии (опыт борьбы с эпидемией может пригодиться) стр. 12
Опасность пагубных пристрастийА.Горбовец "Так жить нельзя (что заставляет пить, курить и "расслабляться")" стр. 16
Пожарная безопасностьМ.Васильев "Лед, который жжет и ... воспламеняет" стр.22
Безопасность здоровьяГ.Шагапова "Как прожить 120 лет (теоретический материал по теме "Иммунитет") стр. 25"Защитная система организма: ее органы и клетки" стр. 28"Иммунная система: состояние, функционирование, факторы усиления и ослабления стр. 28"Это может каждый (способы усиления иммунитета)" стр.32
ОБЖ: проблемы и сужденияИ.Пенкин "Механизм функционирования ОБЖ в системе здоровьесберегающих технологий" стр.36
БиблиографияПрочти и передай товарищу (новинки учебной литературы: справочное пособие С.Тверской) стр.40
Опыт обученияВ.Орлов "Рецепт убийства (литературные произведения в борьбе с вредными привычками) стр. 45
И.Ишмухаметов "На свежем воздухе соревнуются юные учителя" стр.49
Феномены выживанияБ.Семянников "На негостеприимной Земле (космонавты в чрезвычайных ситуациях)" стр.53
4 ноября - День народного единстваС.Таценко "Смутное время (первая гражданская война в России)" стр. 58
А. Шишов "Великий гражданин (Кузьма Минин, организатор ополчения) стр. 62
На цветной вклейкеВ.Бубнов, Н.Бубнова Атлас по оказанию первой медицинской помощи (часть 7) стр. 1-4
www.school-obz.org
сентябрь №9 2014 года журнал ОБЖ
Статьи из журнала "Основы безопасности жизнедеятельности" № 9 2014 года, размещенные на сайте
1 сентября - День знаний Сотрудники МЧС пошли в школу (поздравить учащихся и провести уроки безопасности) В гостях у юных спасателей-пожарных (министр образования и науки) Поступок Приключения Пети Бирюкова (всё закончилось благополучно)
Опыт обученияМой педагогический проект (освоение элементов компьютерных технологий через метод кооперативного обучения)
Содержание
1 сентября – День знаний
В.Шолох Сотрудники МЧС пошли в школу (поздравить учащихся и провести уроки безопасности) .................................................................................................. 2
Д. Ливанов Впереди увлекательные задачи и поразительные открытия (поздравление с Днем знаний) ................................................................................................... 6
Т. Юхманова, Е. ПотвороваВ гостях у юных спасателей-пожарных (министр образования и науки) ..... 6
Поступок
Д. ХарсееваПриключения Пети Бирюкова (всё закончилось благополучно) ................... 9
Е. НеведроваНе за красивое спасибо спасенного тобою рядом ........................................ 10
Национальная безопасность
Катастрофы и современный мир ................................................................... 12
Кругозор профессионала
И. Сосунов, И. Олтян и др. Всемирная кампания «Мой город готовится!» (Об оценке рисков и повышении устойчивости городов к ЧС) ...................................................... 19
Школа педагога
В. Орлов Послание из сердца педагога (секреты проведения поучительного урока) ......... 26
Опыт обучения
А. Сарапулов Мой педагогический проект (освоение элементов компьютерных технологий через метод кооперативного обучения)........................................................ 31
Материалы Всероссийской олимпиады по ОБЖ (заключительный этап, теоретический тур, 9 класс) .......................................................................... 38
Основы военной службы
В. Владимиров, А. Лебедев Современные виды оружия (нетрадиционные средства ведения войны) ... 48
За нами – Россия!
Русский орел мух не ловит (300 лет со дня первой победы российского флота) ............................................................................................................ 58
www.school-obz.org
сентябрь №9 2009 года журнал ОБЖ
Статьи из журнала "Основы безопасности жизнедеятельности" № 9 2009 года, размещенные на сайте
БЕЗОПАСНОСТЬ НА УЛИЦАХ И ДОРОГАХ
«Ситуация в этой сфере очень тяжёлая, просто неудовлетворительная» (Навести порядок на наших дорогах)
Наезды продолжаются(основной вид дорожных происшествий с участием детей)
ОПЫТ ОБУЧЕНИЯКогда меньше всего хочется учиться(учеба превращается в увлекательное занятие)
Содержание
1 сентября - День знаний
Д. Медведев,С Днём знаний и началом учебного года (обращение к школьникам1 сентября 2009 года) ............................................................................ 2
Этого не забыть! (День знаний: пятая годовщина трагедии в Беслане) ....4
Национальная безопасностьСтратегия национальной безопасности РФ до 2020 года ........................55
Безопасность на улицах и дорогах
Д. Медведев, Ситуация в этой сфере очень тяжелая, просто неудовлетворительная (навести порядок на наших дорогах) ...................................................... 7
Р. Нургалиев,К водителям и пешеходам!(обращение Министра внутренних дел РФ) ... 10
Наезды продолжаются (основной вид дорожных происшествий с участием детей) .................................................................................................. 12
В. Шмундяк, Светофор - не панацея (профилактика дорожно-транспортного травматизма) ....................................................................................... 14
Г. Артёмова,Светофор - твой друг (воспитание безопасного поведения на дорогах . 19
Безопасность на водоёмах
В. Виробьянц,У воды и на воде (Нептун учил весело, спасатели - профессионально)..40
С. Тинякова, Не зря учил он ОБЖ (17-летний герой спас третьеклассника) ...... 42
Школа педагога
Л. Акимова, Внеурочная деятельность учителя ОБЖ с позиций системного подхода ............................................................................................... 25
Опыт обучения
А. Филипчук,Когда меньше всего хочется учиться (учёба превращается в увлекательное занятие) ....................................................................... 31
Противопожарная пропаганда
И. Верижникова,О новых разработках звонили с колокольни о выставке достижений «пожарно-спасательного хозяйства») ................................................ 33
А. Жукова и др., Уроки... на каникулах (противопожарная профилактика - всегда и везде) .................................................................................... 35
За нами - Россия!
Б. Якубжанов, С именем Героя (военно-патриотическое молодёжное объединение) .... 44
Победные дни русской армии Только бы жила Россия в блаженстве и славе (300 лет сражению под Полтавой) .............................................. 48
www.school-obz.org