Документ без названия. Педагогика научно теоретический журнал российской академии образования
Педагогика. Научно-теоретический журнал » № 9 2017
Вы можете купить этот номер журнала.
ПЕДАГОГИКА № 9, 2017
Научные сообщения
Круглый стол «Научно-педагогические школы как историко-культурный феномен России»
17 декабря 2016 г. в Воронеже состоялся «круглый стол» журнала «Педагогика» «Научно-педагогические школы как историкокультурный феномен России», который был организован кафедрой общей и социальной педагогики Воронежского государственного педагогического университета (ВГПУ) при содействии Межрегиональной просветительской общественной организации (МПОО) «Объединение православных ученых». В мероприятии приняли участие более 30 экспертов из Москвы, Санкт-Петербурга, Белгорода, Воронежа, Курска, Липецка.
В круглом столе приняли участие д.физ.-мат.н., профессор, академик РАО, Президент РГПУ им. А.И.Герцена Г.А.Бордовский; д.филос.н., доцент, зав. ВГПУ Ю.И.Борсяков; д.п.н., профессор, зав. кафедрой ВГПУ М.В.Шакурова; д.п.н., профессор, зав. кафедрой ВГПУ, редактор педагогической серии журнала «Известия ВГПУ» М.В.Дюжакова; д.п.н., профессор КГУ А.В. Репринцев; д.п.н., профессорНИУ «БелГУ»И.Ф.Исаев; д.п.н., профессор, зав. кафедрой РГУ им. С.А.Есенина, гл. редактор журнала «Психолого-педагогический поиск» А.А.Романов; к.п.н., доцент ВГПУ А.Н.Махинин; к.психол.н., зав.кафедрой ИРО Липецкой области Драганова О.А.; зам. директора МБОУ «Лицей № 3 им. К.А. Москаленко» О.Н.Кантур; д.п.н., профессор, академик КазНАЕН Г.К.Нургалиева; к.п.н., доцент ВГПУ Паничева И.В.; гл. редактор журнала «Берегиня.777.Сова», д.ист.н., профессор Гостев Р.Г.
Вели круглый стол – д.п.н., проф. Е.П.Белозерцев; д.п.н., проф., гл. редактор журнала «Педагогика» Р.С.Бозиев; председатель Объединения православных ученых, протоиерей Г.Заридзе.
Обсуждались такие темы, как история научно-педагогических школ современной России; перспективы, проблемы, противоречия функционирования и развития научно-педагогических школ; научно-педагогические школы в профессиональной судьбе педагога-исследователя. Выбор тем обусловлен тем, что в последние два десятилетия произошел отрыв образовательного сообщества от отечественных научно-педагогических школ (далее – НПШ), являющихся нашим национальным достоянием. Эти школы хранят уникальный опыт по разработке и внедрению в учебный процесс оригинальных методик преподавания и подготовки кадров, научные открытия и разработки, способствующие интеллектуальному прогрессу страны.
Вопросы обучения и воспитания
Природосообразная образовательная технология как средство формирования дополнительного интеллектуального потенциала обучающихся Э.А.Манушин, А.А.Добряков
Аннотация. В статье предлагается новая природосообразная технология обучения, позволяющая на основе ментально структурированного подхода разрешать противоречия в высшем профессиональном образовании между экспоненциально возрастающими информационными потоками и ограниченными возможностями функциональных систем головного мозга эффективно воспринимать и обрабатывать информацию за относительно короткое время обучения в вузе. The article proposes a new natural-environment-based learning technology that allows, on the basis of a mentally structured approach, to resolve the contradictions in higher professional education between exponentially increasing information flows and the limited capabilities of functional brain systems to effectively perceive and process information in a relatively short study time in a university.
Ключевые слова. Образовательная технология, ментально структурированный формат, учебный процесс, методы оценки качества. Educational technology, mentally structured format, learning process, methods of quality assessment.
Научная истина и красота в обучении физике Р.Н.Щербаков
Аннотация. Сближению научной и гуманитарной культур в школе содействует анализ представлений о красоте. Восприятие красоты физических явлений, обнаружение за нею глубинной внутренней красоты природы и знания о ней в виде взаимосвязи симметрии с законами сохранения приводит учащихся к пониманию современной физики и ощущению красоты ее теоретических построений. The rapprochement of scientific and humanitarian cultures in the school is facilitated by the analysis of the notions of beauty. The perception of the beauty of physical phenomena, the discovery behind it of the deep inner beauty of nature and the knowledge of it in the form of a relationship between symmetry and conservation laws, leads the students to understand modern physics and to feel the beauty of its theoretical constructions.
Ключевые слова. Внешняя и внутренняя красота явлений, законов и теорий физики; симметрия и законы сохранения; роль симметрии и асимметрии в разгадке тайн мира; сближение двух представлений о красоте природы и красоте знаний о ней; разные подходы и методы в познании красоты, используемые художниками и учеными. Outward and inside beauty of physical phenomena, laws and theories; symmetry and laws of conservation; role of symmetry and asymmetry in guessing of world mystery; rapprochement of two ideas about beauty of nature and beauty knowledge about it; different approaches and methods in cognition of beauty, are used by painters and scientists.
Учебный предмет «математика» как цель и средство образования О.А.Саввина
Аннотация. В настоящее время в отечественной методике преподавания математики обострился ряд противоречий. Образовательными стандартами внедрены универсальные учебные действия и метапредметные результаты. Эти новшества ставят под сомнение самодостаточность математики как учебного предмета. После их внедрения уровень математического образования школьников и студентов в России продолжает стремительно падать. Какую роль играют традиции в российском математическом образовании? Почему необходимо их восстановить? В процессе изучения математики (как систематической науки) автоматически формируются все качества логического мышления, поэтому ошибочно ставить самоцелью образования развитие учебных действий, метапредметных результатов и пр. При этом не следует отказываться от тех достижений, которые были получены в области психологии, методики и педагогики. Однако, чтобы не случилось перекосов, необходимо соразмерять все новшества с традициями российского математического образования. Nowadays a number of contradictions have become sharp in the sphere of Russian methods of teaching mathematics. Universal teaching activities and meta-subject results have been introduced by the educational standards. These innovations make doubtful self-sufficiency of mathematics as an educational subject. After their introduction the level of schoolchildren and students' mathematics education in Russia continues to drop swiftly. What is the role of traditions in Russian mathematics education? Why is it necessary to restore them? In the process of learning mathematics (as a systematic science) all the aspects of logical thinking are automatically formed, so it is wrong to set the development of educational activity, meta-subject results and other aspects as the goal of education. At the same time we should not refuse the achievements that had been acquired in the spheres of psychology, methodology and pedagogics. However, to avoid distortions it is necessary to balance all innovations with the traditions of Russian mathematics education.
Ключевые слова. Цели изучения математики, традиции математического образования. Goals of learning mathematics, the tradition of mathematics education.
Стратегия воспитания в современном российском образовании М.М.Акулич, И.В.Ильина, М.Ю.Семенов
Аннотация. В статье приводится сопоставительный анализ существующих подходов к воспитанию в мировой и российской педагогике. Авторы предпринимают попытку разграничить личностный, социальный, социально-личностный и личностно-социальный подходы, выделить их специфические черты, а также проанализировать сильные и слабые стороны. В рамках анализа рассматривается возможная стратегия реализации личностно-социального подхода посредством образовательной системы как одного из основных акторов воспитания подрастающего поколения. The article provides a comparative analysis of the existing approaches of education in the world and Russian pedagogy. The authors attempt to distinguish personal, social, social-personal and personal-social approaches, highlight their specific features, and analyze it`s strengths and weaknesses. The analysis considers possible implementation strategy of the personal-social approach through the educational system, as one of the main actors in upbringing of young generation.
Ключевые слова. Стратегии воспитания, образовательная система, российское образование. Strategy of education, educational system, russian education.
Развитие инициативности в дошкольном возрасте И.В.Довольнова
Аннотация. В статье представлены теоретические аспекты изучения вопроса регуляции (саморегуляции) произвольной активности через субъектный подход к исследованию психики. Представлены результаты изучения инициативности детей дошкольного возраста по методике «Семантический дифференциал». Рассматриваются категориальные характеристики детей с разной степенью инициативности. The theoretical aspects of studying the problem of regulation (self-regulation) of voluntary activity through a subject approach to the study of the psyche are presented in the article. The results of studying the initiative of children of preschool age by the method «Semantic differential» are presented. Categorical characteristics of children with different degrees of initiative are considered.
Ключевые слова. Инициативность, осмысленная инициатива, активная позиция, волевая регуляция, дошкольный возраст. Initiative, meaningful initiative, active position, volutional regulation, preschool age.
Обучение детей с особыми образовательными потребностями
Новые инструменты освоения дефектологического знания для новой аудитории И.И.Кукушкин
Аннотация. В статье рассматриваются новые инструменты освоения дефектологического знания. Характеризуется аудитория специальной психологии и коррекционной педагогики. В качестве инструмента анализа используется содержательная периодизация развития эволюционной практики обучения и воспитания детей с ОВЗ, предложенная Н.Н. Малофеевым. The article deals with new tools for mastering defectological knowledge. The audience of special psychology and correctional pedagogy is characterized. As a tool for analysis, the content periodization of the development of the evolutionary practice of teaching and raising children with disabilities, proposed by N.N. Malofeev, is used.
Ключевые слова. Дефектологическое знание, дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), аудитория специальной психологии и коррекционной педагогики, эволюция практики обучения и воспитания детей с ОВЗ, дефектологическая литература, электронный каталог публикаций Key words: Defectological knowledge, children with disabilities, special psychology and correctional pedagogy, evolution of the practice of teaching and raising children with HIA, defectology literature, electronic catalog of publications
Возможности совместного рисования в коррекционной работе с детьми с аутизмом Е.Р.Баенская
Аннотация. Рассматриваются возможности совместного рисования в оказании помощи ребенку с аутизмом в его психическом и социальном развитии. Раскрываются задачи, этапы и приемы вовлечения ребенка в эмоциональный контакт и совместно разделенное переживание развивающегося сюжета рисунка. Показывается необходимость и выявляется последовательность формирования аффективного опыта ребенка, необходимого для развития взаимодействия с окружением. The article considers the possibilities of joint painting in psychological correctional aid to autistic child’ social and psychological development. Challenges, aims, milestones and methods of narrative painting are described. Steps of child emotional experience shaping necessary for the development of interaction with other people are demonstrated.
Ключевые слова. Ребенок с аутизмом, помощь в психическом развитии, совместный сюжетный рисунок, эмоционально-смысловой комментарий, совместно разделенное переживание, развитие диалога, формирование аффективного опыта ребенка. Child with autism, assistance in psychological development, joint narrative painting, emotional semantic comment, joint and shared experience, dialog development, formation of the affective experience of the child.
Кадры науки культуры, образования
Проблемы реализации компетентностного подхода в подготовке будущих учителей Н.В.Коноплина, Т.М.Захожая
Аннотация. В статье анализируется современная ситуация разработки компетентностной модели специалиста в системе высшей школы и определяется необходимость проектирования ее структурных компонентов на основе деятельностного понимания содержания образования. The article analyzes the current situation in the development of a competence model of a specialist in the system of higher education and determines the need to design its structural components on the basis of an active understanding of the content of education.
Ключевые слова. Компетентностная модель, ФГОС, компетенция, проектирование содержания образования, когнитивный, операциональный и ориентировочный компоненты в структуре компетенции. Competency building approach, Federal State Educational Standards, competence, educational content’s projecting, cognitive, operational and oriented component in the structure of the competence.
Организация педагогической практики студентов на базе центра дополнительного образования М.А.Червонный, Т.Т.Газизов, Е.Е.Борисова
Аннотация. В статье рассматривается опыт организации педагогических практик в России и зарубежных странах, представлена технология организации педагогической практики студентов вузов на базе Центра дополнительного образования при педагогическом университете во взаимодействии с сетевыми партнерами, ее особенности и роль в решении ряда актуальных проблем образования. The article considers the experience of the teaching practices organization in Russia and abroad, describes the technology of organization of higher education institutions students’ teaching practice and its implementation on the basis of the Centre for supplementary education affiliated to a pedagogical university in cooperation with networking partners. The article presents the technology’s characteristics and role in solving a range of educational problems.
Ключевые слова. Педагогическая практика, педагогическое образование, система дополнительного образования детей, внеурочная деятельность, информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), дистанционное образование, сетевое взаимодействие. Teaching practice, pedagogical education, the system of the supplementary education of children, extracurricular activities, information and communication technologies (ICT), distance education, networking cooperation.
История школы и педагогики
Развитие дидактического знания на рубеже ХХ−XXI вв. (к 100-летию И.Я.Лернера) Перминова Л.М.
Аннотация. История будто не случайно соединила три юбилейные даты отечественной научной дидактической школы: 115-летие М.Н.Скаткина (2015), 90-летие В.В.Краевского (2016) и 100-летие И.Я.Лернера. Их имена прочно связаны с разработкой фундаментальных основ дидактики как науки диалектической. В статье сделана попытка осветить роль научных работ И.Я.Лернера в развитии дидактики. History has not coincidentally linked the three jubilee dates of the national scientific didactic school: the 115th birthday of M.N. Skatkin (2015), the 90th birthday of V.V Kraevsky (2016), and the 100th anniversary of I. Ya. Lerner. Their names are firmly connected with the development of the fundamental foundations of didactics as a dialectical science. The article attempts to highlight the role of I.Ya. Lerner's scientific works in the development of didactics.
Ключевые слова. Педагогика, дидактика, методология дидактики, научное наследие И.Я.Лернера, структура дидактического знания, теоретическое, нормативное и прикладное знание, предметность обучения, логико-дидактический подход к реализации ФГОС общего образования. Pedagogy, didactics, methodology of didactics, I.Ya.Lerner's scientific heritage, the structure of didactic knowledge, theoretical, normative and applied knowledge, the objectivity of teaching, the logical-didactic approach to the implementation of the FSES of general education.
Сравнительная педагогика
100 лет спустя: современное образование «перед лицом Дьюи» Кожевникова М.Н.
Аннотация. Статья посвящена философскому осмыслению ситуации в современном образовании в свете 100-летней ретроспективы влияния и развития революционных идей Дж.Дьюи. Базируясь на материалах международной конференции по этой тематике, автор выявила единство и многообразие мира образования, реализующего принципы Дж.Дьюи. XXI в. характеризуется не только применением ИКТ, интерактивной дидактики, совместных стратегий обучения, инклюзивного образования, взаимной учебы между поколениями, диалога цивилизаций и др., но и появлением проблем, обусловленных доминированием неолиберализма, ведущего к отступлению от идей прогрессивного образования. The article is devoted to a philosophical interpretation of the situation in modern education in the light of a 100-year retrospective of the influence and development of J. Dewey's revolutionary ideas. Based on the materials of an international conference on this subject, the author revealed the unity and diversity of the world of education that implements the principles of Dewey. XXI century is characterized not only by the use of ICT, interactive didactics, joint learning strategies, inclusive education, mutual learning between generations, the dialogue of civilizations, etc., but also by the emergence of problems caused by the dominance of neoliberalism leading to a departure from the ideas of progressive education.
Ключевые слова. Философия образования, Дьюи, прогрессивное образование, неолиберализм, менеджеристская парадигма, гуманитарная парадигма, практицизм, техницистская модель, концепция эффективности, трактовка рациональности. Philosophy of education, Dewey, progressive education, neoliberalism, managerial paradigm, humanitarian paradigm, practicality, technicist model, concept of efficiency, interpretation of rationality.
SCIENTIFIC REPORTS
Round table "Scientific and pedagogical schools as a historical and cultural phenomenon of Russia"ISSUES OF EDUCATION AND UPBRINGING Manushin E.A., Dobryakov A.A. Appropriate educational technology as a means of forming additional intellectual potential of students Sherbakov R.N. Scientific truth and beauty in teaching of physics Savvina O.A. The academic subject "mathematics" as a goal and means of education Akulich M.M., Ilyina I.V., Semenov M.Ju. The strategy of upbringing in modern Russian education Prettyova I.V. Development of initiative in the preschool ageEDUCATION OF CHILDREN WITH SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS Kukushkin I.I. New tools for mastering defectology knowledge for a new audience Baenskaya E.R. Possibilities of joint drawing in corrective work with children with autismSTAFF OF SCIENCE, CULTURE, EDUCATION Konoplina N.V., Zahozhaya T.M. The problems of implementing a competence approach in the preparation of future teachers Smolyaninova O.G., Popova Ju.V. Development of ethnic tolerance of students in a multicultural educational environmentHISTORY OF SCHOOL AND PEDAGOGY Perminova L.M. Development of didactic knowledge at the turn of the 20th-21st centuries. (to the centenary of I.Ya. Lerner)COMPERATIVE PEDAGOGY Kozhevnikova M.N. 100 years later: modern education "in front of Dewey"
pedagogika-rao.ru
Педагогика. Научно-теоретический журнал » № 9 2013
Вы можете купить этот номер журнала.
Р.Н. Щербаков АннотацияЗдравый смысл науки предполагает учет взаимосвязи объективного и субъективного в обучении. Первый уровень реализации видится в раскрытии социокультурного, ценностно-смыслового аспекта науки и научного знания. Второй – во взаимодействии субъекта познания с объектом. И третий напоминает нам о науке и учащихся как открытых неравновесных системах.
The common sense of science propose calculation of correlation of objective and subjective at education. The first level of realization is see in discovering of social-culture, value-sense aspect science and scientific knowledge. The second – in interaction of cognition subject with object. And third remind us about science and pupils as open unbalance systems.
Ключевые словаЗдравый смысл науки в обучении. Объективное и субъективное в освоении основ науки. Уровни приобщения к науке и научной деятельности и их пониманию. Влияние объективного и субъективного на личность учащегося.
The common sense of science at education. Objective and subjective at mastering of science basis. Levels of join to science and scientific activity and to their understanding. Influence of objective and subjective on personality of pupil.
Лызь Н.А. АннотацияВ статье охарактеризованы житейское, практическое и научное педагогическое знание. Рассмотрены основные формы научно-педагогического знания, обозначены актуальные методологические проблемы его развития. Приведен авторский подход к систематизации педагогического знания на основе выделения ракурсов анализа образовательной реальности, форм научного знания и педагогических понятий.
The article characterizes ordinary, practical and scientific pedagogical knowledge. The basic forms of scientific pedagogical knowledge and relevant methodological problems of its development are considered. Here is described author's approach to the systematization of pedagogical knowledge based on the allocation of analyzed aspects of the educational reality, forms of scientific knowledge and pedagogical concepts.
Ключевые словаМетодология педагогики, научное знание, педагогические понятия, закономерности, принципы, модели, теории, технологии.
The methodology of pedagogy, scientific knowledge, pedagogical concepts, regularity, principles, models, theories, technology.
Мишатина Н.Л., Цыбулько И.П. АннотацияСтатья посвящена исследованию проблемы освоения базовых концептов русской культуры и проверки их понимания и интерпретации учащимися в современных социокультурных условиях. Анализируется образовательный и воспитательный потенциал философских текстов в контексте проблемы проверки речевого развития школьников в связи с переходом основной школы на новые ФГОС; представлен один из возможных способов научно-теоретического и практико-технологического решения проблемы итогового контроля по русскому языку с опорой на лингвоконцептоцентрическую модель.
Article is devoted to research a problem of development of basic concepts of the Russian culture and check of their understanding and interpretation by pupils in modern sociocultural conditions. Educational and pedagogic potential of philosophical texts in a context of a problem checking speech development of school students in connection with transition of the main school to new FSES is analyzed; one of possible way of a scientific-theoretical and praktic-technological solution of the problem of total control on Russian with a support on model lingual concept-centric pattern is presented.
Ключевые словаПарадигма образования, Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования, требования ФГОС, философские тексты, базовые концепты русской культуры, система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, компетенция.
Educational paradigm, Federal state educational standards for basic general education, FSES requirements, philosophical texts, basic concepts of the Russian culture, assessment of achieving target results of basic general education course, competence.
Мартиросян Б.П., Рубцова Н.Е., Шаповалова И.А. АннотацияСтатья представляет собой информационно-аналитический обзор опыта апробации на 385 экспериментальных площадках РАО современных достижений научных академических школ, развивающих традиции отечественного образования. Организация инновационной научной и практической деятельности экспериментальных площадок РАО рассмотрена на примере экспериментальных площадок в Омской области, в Красноярском и Ставропольском краях, в городах Курск, Пенза, Гжель, Пущино.
Article represents the information analysis review of the experience of approbation on 385 experimental platforms of RAE about modern achievements of the scientific academic schools developing traditions of domestic education. The organization of innovative scientific and practical activities of experimental platforms of RAE is considered on the example of experimental platforms in the Omsk region, in Krasnoyarsky and Stavropolsky krai, in the cities of Kursk, Penza, Gzhel, Pushchino.
Ключевые словаРоссийская академия образования, метод экспертных оценок, образование, педагогическая инноватика, экспериментальная площадка.
Russian Academy of Education, method of expert evaluations, education, pedagogical innovatics, experimental platform.
Савенков А.И., Осипенко Л.Е. АннотацияВ ходе исследовательского обучения ребенок должен осваивать не только определенный объем знаний, но и пути постижения истины. Содержание исследовательского обучения включает три относительно самостоятельных подпрограммы: тренинг, исследовательскую практику и мониторинг. Такой подход обеспечит формирование у ребенка представление об исследовании как о стиле жизни.
In the course of research training a child must master not only a certain amount of knowledge, but also a way of understanding the truth. The content of research training consists of three relatively independent sub-programs: training, research, practice, and monitoring. . This approach will ensure in the child the formation of an idea that the study is about lifestyle.
Ключевые словаИсследование как стиль жизни, поисковая активность ребенка, принципы исследовательского обучения, познавательные интересы школьника, учитель как фасилитатор обучения, тренинг исследовательских способностей, исследовательская практика, мониторинг, научно-практические конференции учащихся.
Research as a lifestyle, the search activity of the child, the principles of research training, educational interests of pupils, the teacher as a facilitator of learning, training of research abilities, practice research, monitoring, scientific-practical conference of students.
Еровенко В.А. АннотацияСтатья посвящена проблеме получения качественного математического образования, в основе которого лежит онтология понимания элементарной математики. Это особенно актуальная тема в философии математического образования будущих гуманитариев, которые не собираются связывать свою дальнейшую деятельность с естественными науками, так как именно математика в наибольшей степени способствует формированию когнитивного интеллекта учащихся.
The article is devoted to getting a high-quality mathematical education, which is based on the ontology of understanding of elementary mathematics. This is especially important topic in the philosophy of mathematical education of future humanitarians who are not going to get in touch with natural sciences in their future activities, because exactly mathematics contributes the most to the formation of cognitive intelligence of students.
Ключевые словаФилософия математического образования, онтология понимания, когнитивный интеллект.
Philosophy of mathematical education, ontology of understanding, cognitive intelligence.
Ларионова С.О. АннотацияВ статье рассматриваются характерные особенности проявления девиантного поведения младших школьников с ЗПР. В связи с этим актуализируется вопрос использования арттерапии как средства профилактики девиантного поведения детей. Кроме того, обозначаются преимущества и приемы применения арттерапии в аспекте профилактики отклоняющегося поведения младших школьников изучаемой категории.
The article deals with peculiarities of a display of deviant behavior of junior school-children with developmental delay. In this regard the author actualizes the issue of using art therapy as a means of prophylaxis of deviant behaviour of children. Besides there have been advantages and techniques of using the art therapy in terms of prophylaxis of deviant behaviour of junior school children of studied category defined.
Ключевые словаПрофилактика, девиантное поведение, младшие школьники с задержкой психического развития, арттерапия, виды, формы, функции арттерапии, арттерапия как новационное средство профилактики.
Prevention, deviant behavior, younger school children with mental retardation, art therapy, types, forms, functions of art therapy, art therapy as an innovatory means of prevention.
Омаров О.А., Омарова Н.О., Джахпараева Д.Ю. АннотацияВ данной статье рассматриваются причины усиления экстремизма и терроризма в Северо-Кавказском регионе, комплекс объективных и субъективных факторов, влияние социальных процессов на проявление массового экстремизма. Учеными Института национальных проблем в образовании РАО разработана и отправлена в Минобрнауки РФ программа, основной стратегической целью которой является формирование системы мероприятий по профилактике проявления экстремизма и сепаратизма.
This article examines the reasons for the strengthening of extremism and terrorism in the North Caucasus region, a complex of objective and subjective factors, the influence of the social processes at a manifestation of mass extremism. Scientists of the Institute of national problems of education RAO, has been developed and sent to the Ministry of science of the Russian Federation the program, the main strategic goal of which is the formation of a system of measures for the prevention of manifestations of extremism and separatism.
Ключевые словаМолодежь, воспитание, экстремизм, терроризм, поликультурный регион, программа.
Youth, education, terrorism, extremism, multicultural region, the program.
Репринцева Г.И. АннотацияВ статье охарактеризованы теоретические и методические основы построения и реализации этнокультурного компонента авторской модели гармонизации детско-родительских отношений «Шаг к радости» в процессе социально-педагогической реабилитации в 2007–2008 гг. детей и их семей, переживших теракт в Беслане РСО – Алания в 2004 г.
The article characterizes some theoretical and methodical bases in construction and realization of the ethno-cultural component in the author’s “A Step to Joy” model. The model is directed to harmonize children and parents relations in the process of the children and their families rehabilitation in 2007-2008 who survived the act of terrorism happened in Beslan, Alaniya in 2004.
Ключевые словатеррористический акт, социокультурная ситуация, деструкция, модель гармонизации детско-родительских отношений, идентичность, социально-педагогическая реабилитация и поддержка, технология, народные традиции общения.
act of terrorism; socio-cultural situation; destruction; harmonization of children and parents relations; authenticity; identity; socio-pedagogical rehabilitation and support; technology; national traditions in interaction.
Бордовская Н.В. АннотацияВ статье раскрываются методологические основания отбора, анализа и систематизации педагогических условий, влияющих на качество и эффективность исследовательской деятельности студентов. Содержательно раскрываются психолого-дидактические и социально-педагогические условия научно-образовательной среды вуза, их специфика и роль в научной подготовке и организации исследовательской деятельности студентов как условия реализации и развития их потенциала. Предложены критерии для оценки эффективности таких педагогических условий.
The article is about methodological bases of selection, analysis and systematization of pedagogical conditions influencing on quality and efficiency of students research activity. Psychological, didactic and social-pedagogical conditions of university scientific and educational environment, their specifics in the organization of student’s research activity are revealed as conditions of realization and development of their potential. Criteria for assessment of such pedagogical conditions efficiency are offered.
Ключевые словаИсследовательская деятельность, научно-образовательная среда, педагогические условия повышения эффективности исследовательской деятельности студентов, методологические основания отбора и изучения педагогических условий.
Research activity, scientific and educational environment, pedagogical conditions of increase of students research activity efficiency, methodological bases of selection and studying of pedagogical conditions.
Марчукова С.М. АннотацияСтатья посвящена основным этапам осмысления пансофии в комениологии как специальной области историко-педагогического знания последних десятилетий XX в. Содержательным ядром статьи являются обоснование актуальности нового осмысления пансофии в педагогических трудах Я.А.Коменского, необходимость раскрытия и обоснования вневременного значения идеи пансофийности в контексте истории педагогической мысли.
Article is devoted to the main stages of understending of a pansophy in a komeniology as special area of historical and pedagogical knowledge of the XX century last decades. Substantial core of article is justification of relevance of new understanding of a pansophy in Ya.A.Komensky's pedagogical works, need of disclosure and justificate of timeless value of idea of a pansofynost for a context of history of pedagogical thought.
Ключевые словаПансофия, педагогические труды Я.А.Коменского, комениология, идея пансофийности, «Всеобщий совет по исправлению дел человеческих».
Pansophy, Ya.A.Komensky's pedagogical works, komeniology, idea of a pansofiynost, "General council on correction of human affairs ".
Пальчук М.И. АннотацияВ статье рассматриваются подходы к дистанционному обучению в Украине, показаны основные особенности формирования электронной образовательной среды. Раскрываются вопросы проектирования содержания дополнительного профессионального образования на основе модульных технологий обучения, приведены примеры «пилотных» модулей, представленных на сайте Центра online обучения GDSI.
Тlhе article discusses approaches to distance leaming in Ukraine, shows the mаin featuгes of the formation of e-learning environment. Issues оf designing the content of additional pгofessional education based оn modulaг technology education аге consideгed, examples of ''pilot" modules presented оn the site of on-line learing GDSI are shown.
Ключевые словаДистанционное обучение, информационно-коммуникационные технологии, электронная образовательная среда, педагогическая опосредованная коммуникация.
Distance learning, information аnd communication, technologiese, e-education, environment pedagogical mediated communication.
Бережнова Е.В. АннотацияСтатья посвящена анализу взаимосвязи позиции педагога-ученого и получения им объективных истинных знаний в педагогике. Как одну из важных проблем автор статьи выделяет ценностные ориентации педагога-ученого и приглашает к обсуждению следующих вопросов: какие ценности и в каких формах могут входить в процесс педагогического исследования, имеющего природу социального и гуманитарного познания? При каких условиях происходит органичное вхождение ценностей в научное познание и обеспечивает получение объективного истинного знания в педагогической науке? Как способ такого вхождения зависит от типа рациональности?
Article is devoted to the analysis of interrelation between a position of the teacher scientist and receiving objective true knowledge by him in pedagogics. As one of important problems the author of article allocates valuable orientations of the teacher scientist and invites to discuss the following questions: what values and in what forms can enter into process of the pedagogical research having the nature of social and humanitarian knowledge? Under what conditions can values organicly enter into scientific knowledge and provides receiving of objective true knowledge in pedagogical science? How the way of such entry depends on rationality type?
Ключевые словаТипы рациональности, ценности, ценности научного сообщества, позиция педагога-ученого, методология педагогики, гуманитарная культура, нормы и идеалы познания, методологическая культура, исследовательская практика.
Types of rationality, values, values of scientific community, position of the teacher scientist, pedagogics' methodology, humanitarian culture, knowledge norms and ideals, methodological culture, research practice.
Шатун А.Н.pedagogika-rao.ru
Педагогика. Научно-теоретический журнал » Редколлегия
Editorial board
Бозиев Руслан Сахитович (главный редактор) – доктор педагогических наук, профессор;
Boziev Ruslan Sakhitovich (Senior Editor) – doctor of Pedagogical Science, professor;
Вербицкая Людмила Алексеевна - доктор филологических наук, профессор, академик РАО, Президент Российской академии образования, президент ФГБОУ ВПО "Санкт-Петербургский государственный университет", президент Российского общества преподавателей русского языка и литературы, президент Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы, председатель попечительского совета фонда "Русский мир"
Verbitskaya Lyudmila Alekseevna - doctor of Philological Science, professor, academician of RAE, the President of the Russian Academy of Education, the president of FSBEI HPE "St. Petersburg State University", the president of Russian society of Russian and literature teachers, the president of the International association of Russian and literature teachers, the chairman of the trustees' board of "Russian World" fund.
Асадуллин Раиль Мирваевич – доктор педагогических наук, профессор, ректор Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы;
Asadullin Rail Mirvaevich – doctor of Pedagogical Science, professor, rector of Bashkir State Pedagogical University named after M.Akmulla;
Белогуров Анатолий Юльевич – доктор педагогических наук, профессор, заместитель директора Федерального института развития образования ;
Belogurov Anatoliy Ulevich - doctor of Pedagogical Science, professor, vice-principal of Federal State Institute of education development;
Богуславский Михаил Викторович – доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, заведующий отделом Института теории и истории педагогики РАО;
Boguslavskiy Michail Victorovich - doctor of Pedagogical Science, professor, corresponding member of RAE, department head at Institute of theory and history of Pedagogics of RAE;
Болотов Виктор Александрович – доктор педагогических наук, профессор, академик РАО;
Bolotov Victor Aleksandrovich - doctor of Pedagogical Science, professor, academician of RAE;
Лазарев Валерий Семенович – доктор психологических наук, академик РАО, директор Института инновационной деятельности в образовании РАО;
Lazarev Valeriy Semenovich - doctor of Pedagogical Science, academician of RAE, director of the Institute of innovative activity in education of RAE;
Монахов Вадим Макарьевич – доктор педагогических наук, профессор, декан факультета информатики и математики Московского государственного гуманитарного университета им. М.А.Шолохова, член-корреспондент РАО;
Monakhov Vadim Makarievich - doctor of Pedagogical Science, professor, dean of the Computer sciences and Mathmatics Faculty of Sholokhov Moscow State University, corresponding member of RAE;
Кузнецов Александр Андреевич - доктор педагогических наук, профессор, академик РАО, вице-президент РАО;
Kuznetsov Aleksandr Andreevich - doctor of Pedagogical Science, professor, academician of RAE;
Никандров Николай Дмитриевич – доктор педагогических наук, профессор, академик РАО;
Nikandrov Nikolai Dmitrievich - doctor of Pedagogical Science, professor, academician of RAE;
Перминова Людмила Михайловна – доктор педагогических наук, профессор Московского государственного областного университета;
Perminov Ludmila Mikhailovna - doctor of pedagogical sciences, professor of the Moscow State Regional University;
Турбовской Яков Семенович – доктор педагогических наук, профессор;
Turbovskoy Yakov Semenovich - doctor of Pedagogical Science, professor;
Семенов Алексей Львович – доктор физико-математических наук, профессор, член-корреспондент РАН, действительный член РАО, ректор МПГУ.
Semenov Aleksey Lvovich – doctor of physic-mathematical science, professor, corresponding member of RAS, full member of RAS, rector of MPSU.
pedagogika-rao.ru
Педагогика
Научно-теоретический журнал является старейшим и авторитетнейшим научно–педагогическим изданием России. На его страницах представлена вся история отечественной педагогической мысли. Журнал публикует результаты научных исследований по теории и истории педагогики, подготовке педагогических кадров, сравнительной педагогике, современной образовательной политике. До 1992 года журнал выходил под названием «Советская педагогика».
Издается с июля 1937 года.
Учредители: Российская академия образования, Трудовой коллектив редакции.
Сайт: http://pedagogika-rao.ru/
Периодичность: 10 номеров в год
Страна издания: РФ
Сигла хранения: ОП
Год хранения и номера:
2018
2017 № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6, № 7, № 8, № 9, № 10
2016 № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6, № 7, № 8, № 9, № 10
2015 № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6, № 7, № 8, № 9, № 10
Сигла хранения: КХ
Год хранения и номера:
2014 № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6, № 7, № 8, № 9, № 10
2013 № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6, № 7, № 8, № 9, № 10
2012 № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6, № 7, № 8, № 9, № 10
2011 № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6, № 7, № 8, № 9, № 10
2010 № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6, № 7, № 8, № 9, № 10
2009 № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6, № 7, № 8, № 9, № 10
2008 № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6, № 7, № 8, № 9, № 10
2007 № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6, № 7, № 8, № 9, № 10
2006 № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6, № 7, № 8, № 9, № 10
2005 № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6, № 7, № 8, № 9, № 10
2004 № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6, № 7, № 8, № 9, № 10
2003 № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6, № 7, № 8, № 9, № 10
2002 № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6, № 7, № 8, № 9, № 10
2001 № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6, № 7, № 8, № 9, № 10
2000 № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6, № 7, № 8, № 9, № 10
1999 № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6, № 7, № 8
1998 № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6, № 7, № 8
1997 № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6
1996 № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6
1995 № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6
1994 № 4, № 5, № 6
1993 № 1, № 2, № 3, № 4, № 5
1992 № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6, № 7, № 8, № 9, № 10, № 11, № 12
period.vlib.by
Педагогика. Научно-теоретический журнал » № 9 2016
Вы можете купить этот номер журнала.
ПЕДАГОГИКА № 9, 2016
Научные сообщения
Концептуальная модель проектной деятельности в начальной школе В.С.ЛазаревConceptual model of project-based activity at elementary school V.S.Lazarev
Аннотация. В статье представлена концептуальная модель проектного обучения в начальной школе; описаны теоретико-методологические основания модели, состав и содержание учебных задач, структура учебных действий, принципиальная технология обучения. The conceptual model of project-based learning at elementary school is presented in the article; the theoretical and methodological bases of model, structure and the maintenance of educational tasks, structure of educational actions, basic technology of training are described.
Ключевые слова. Деятельностный подход в образовании, метапредметные результаты, проектная деятельность, развивающее обучение, задачи, структура, содержание, технологии проектного обучения. Activity approach in education, metasubject results, project-based activity, the developing education, tasks, structure, contents, technologies of project-based education.
Компетентностный подход: проблемы реализации с позиций методологического анализа В.П.ЛукьяненкоCompetence-based approach: realization problems from methodological analysis point of view V.P.Lukyanenko
Аннотация. Статья посвящена рассмотрению острых проблем, сопровождающих внедрение компетентностного подхода в современную российскую образовательную действительность, которые, по мнению автора, не находят своего должного отражения и обсуждения как в научной литературе, так и в средствах массовой информации. Автором представлены объективные факты, а также логические, теоретические и методологические основания для серьезных сомнений по поводу обнадеживающих перспектив реализации такого подхода в российском образовательном пространстве. The article is devoted to consideration of the acute problems that accompany the introduction of competence-based approach in the modern Russian educational reality, which, according to the author, had not been adequately explained and discussed in the media. The author presents object facts, logical, theoretical and methodological basis for big doubts about positive perspectives of such approach in Russian education.
Ключевые слова. Модернизация образования, компетентностный подход, профессиональная компетентность, универсальные учебные действия, знаниевая парадигма. Modernization of education, competence approach, professional competence, universal educational actions, the meaning paradigm.
Образование и устойчивое развитие: холистическая парадигма В.Н.Никитенко Education and sustainable development: holistic paradigm V.N.Nikitenko
Аннотация. Образование представлено не только как социально-педагогическое, а как всеохватное явление. Автор рассматривает понятия «образование» и «народное образование» как общее и особенное. С позиций холистического мировоззрения и синергетики обосновывает концепцию целостного и устойчивого существования и развития гетерогенной системы «человек−общество−природа». Обосновывает потенциал народного образования и его ведущую роль в преодолении глобальных системных кризисов. Education is presented not only as a socio-pedagogical, and as an inclusive phenomenon. The author considers the notions «education» and «public education» as the General and the particular. From the standpoint of holistic worldview and synergetics substantiates the concept of a holistic and sustainable existence and development of heterogeneous system «man−society-nature». Substantiates the potential of public education and its leadership role in addressing global systemic crises.
Ключевые слова. Образование, народное образование, холизм, гетерогенная система, устойчивое развитие. Education, public education, holism, heterogeneous system, sustainable development.
Методическая наука: миф или реальность? Г.И.Саранцев Methodical science: myth or reality? G.I.Sarantsev
Аннотация. В данной статье предпринята попытка ответить на вопрос, поставленный в ее названии, раскрывается смысл понятия «методическая наука»: ее функции, объект, предмет, методы исследования. This article attempts to answer the question posed in the title, reveals the meaning of the concept «methodological science»: its functions, object, subject, research methods.Ключевые слова. Предметные методики, методическая деятельность, методическая наука, объект, предмет, функции, методы исследования. Subject methods, methodical activities, methodical science, object, subject, functions, research methods.
Вопросы обучения и воспитания
Понятие времени в обучении и воспитании Р.Н.Щербаков Concept of time of training and upbringing R.N.Scherbakov
Аннотация. Загадка времени привлекает к себе практически каждого учащегося. Формирование в процессе обучения знаний о времени, его толкование наукой и восприятие самими учащимися служат приобретению объективных представлений о роли времени как в жизнедеятельности человечества и Вселенной в целом, так и в личной жизни: его учете и планировании. The mystery of time attracts to itself each student practically. Forming knowledge about time in training process, its interpretation by science and perception by students themselves serve to acquire objective notions about time role both at life activity of humanity and universe as a whole, and in personal life of student: its calculation and planning.
Ключевые слова. Универсальное значение времени в осмыслении учащимися бытия; понимание времени классической и современной физикой и учет его в обучении; психологическое время как фактор успешности учебного познания; мировоззренческие представления о времени в оценке своего будущего. The universal meaning of time in make sense of being by students; understanding of time by classic and modern physics and its calculation in training; psychological time as a factor of educational cognition success; world outlook notions about time at value of our future.
Проблема переключения внимания при работе с учебником Г.Г.Граник, М.А.Борисенко Problema of attention switching during the work with the textbook G.G.Granik, M.A.Borisenko
Аннотация. В статье рассматривается такое свойство внимания учащихся, как непроизвольное отвлечение в процессе обучения. Авторами впервые ставится и решается проблема предупреждения отвлечения внимания, замены его переключением на другой вид деятельности. Такие условия удалось создать с помощью учебников нового типа, включив в них структурный компонент, получивший название «перемена». Анализируется содержание «перемен» и их функции в обучении. In this article such characteristic of pupils’ attention as unconscious distraction in the process of study is analyzed. For the first time the authors raise and resolve the issues of prevention of distraction and its replacement by switching attention to other activities. It has been possible to create such conditions by means of innovative textbooks, having supplemented them with a structural component called «a change». The contents of «changes» and their roles in teaching are analyzed.
Ключевые слова. Внимание, отвлечение и переключение внимания, предупреждение отвлечения, структурный компонент учебника нового типа «перемена», дидактические требования к текстам. Attention, distraction attention, switching attention, prevention of distraction, «a change» element in innovative textbooks, didactic requirements to texts.
Использование технологических стратегий и приемов для организации самостоятельной деятельности учащихся Э.В.Хачатрян Use of technological strategies and procedures for the organization of independent activity of pupils E.V.Hachatryan
Аннотация. В статье рассматриваются технологические стратегии и приемы, используемые в организации самостоятельной деятельности учащихся в контексте требований профессионального стандарта «Педагог». Характеризуется практическая работа с разработанной автором концептуальной технологической картой, ее использование на различных стадиях урока. In article the technological strategy and procedures used in the organization of independent activity of pupils in the context of requirements of the professional Teacher standard are considered. Practical work with the conceptual flow chart developed by the author, its use at various stages of a lesson is characterized.
Ключевые слова. Технологические стратегии и приемы, самостоятельная деятельность обучающихся, профессиональный стандарт, технология развития критического мышления, концептуальная технологическая карта, образовательный результат. Technological strategy and procedures, independent activity of students, professional standard, technology development of critical thinking, conceptual technology card, educational result.
Духовно-нравственное воспитание как средство развития взаимодействия семьи, школы и конфессий И.В.Метлик, О.М.Потаповская Spiritual and moral education as a mean of interaction's development of a family, school and faiths I.V.Metlik, O.M.Potapovskaya
Аннотация. В статье представлены результаты формирования компетенций родителей и педагогов в области духовно-нравственного воспитания, социального партнерства в ходе реализации экспериментальных программ духовно-нравственного образования в школах, детских садах. Обоснованы выводы об эффективности опережающих практик духовно-нравственного образования для формирования устойчивой системы социального партнерства в духовно-нравственном воспитании школьников и воспитанников дошкольных учреждений. The results of parents’ and teachers’ formation of competences in spiritual and moral education, social partnerships during implementation of the experimental programs of spiritual and moral education at schools, kindergartens are provided. Valid conclusions about efficiency of advancing practices of spiritual and moral education for formation of stable system of social partnership in spiritual and moral education of pupils and pupils of preschool institutions.
Ключевые слова. Воспитание, духовно-нравственное воспитание, духовно-нравственное образование, общее образование, образовательные организации, семья, религиозные организации (конфессии), взаимодействие школы, семьи и конфессий в образовании, социальное партнерство, инновационная практика. Education, spiritual and moral development of the personality, spiritual and moral education, the general education, the educational organizations, a family, the religious organizations (faith), interaction of school, a family and faiths in education, social partnership, innovative practice.
Этнология воспитания у осетин З.Б.ЦаллаговаEducation ethnology at the Ossetians Z.B.Tsallagova
Аннотация. В статье с позиции этнологии рассматривается традиции осетинского народа, его понятия о воспитании, которые формулировались и обобщались в фольклоре. In article from ethnology point of view traditions of the Ossetians are considered , its concept about education which were formulated and generalized in folklore.Ключевые слова. Этнология, народные традиции, этнокультурный контекст, народная мудрость, традиции, этнопедагогические воззрения. Ethnology, national traditions, ethnocultural context, popular wisdom, traditions, ethnopedagogical views.
Кадры науки, культуры, образования
Этические проблемы реформы высшего образования в России Ю.М.Беспалова Ethical problems of higher education's reform in Russia Yu.M.Bespalova
Аннотация. Статья посвящена этическим проблемам в реформировании российского высшего образования. Показательно, что современная реформа высшего образования во многом подрывает моральную суть образования, препятствует передаче этических знаний, ведет к обесцениванию образования. Проблема развития высшего образования в России должна быть связана с устранением духовного и нравственного вакуума, а именно − с четкой формулировкой национальных целей, идеалов, а также идентификацией личности с ценностями своей культуры. The article is devoted to the ethical issues in the reform of Russian higher education. Modern higher education reform undermines the essence of moral education, prevents transmission of ethical knowledge, leads to the devaluation of education. The problem of development of higher education in Russia should be associated with the elimination of the spiritual and moral vacuum, namely, a clear statement of the national goals, ideals, and identification of a personality with the values of their culture.Ключевые слова. Этика, мораль, нравственность, высшее образование, «болевые точки» высшего образования, добро, долг, человечность. Ethics, morals, morality, higher education, «pain points» of higher education, goodness, duty, humanity.
О ведущих ориентирах подготовки педагогических кадров в университете В.И.ЗагвязинскийAbout the leading reference points of preparation of a pedagogical personnel at university V.I.Zagvyazinsky
Аннотация. К перспективным тенденциям в подготовке педагогических кадров, позволяющим обеспечить реализацию социального запроса к образованию завтрашнего дня, следует отнести универсализацию, отечественную идентификацию, дифференцированность, культуронасыщенность, технологизацию. Эти тенденции либо взаимодополняют, либо отражают противоположные характеристики развития и взаимопроникают друг в друга, обеспечивая продуктивность и гармоничность образовательного процесса и его результатов. Традиционно подготовка такого педагога (чаще всего учителя) происходила в университете, такой педагог способен выполнять многие, в том числе и обновляемые функции ныне востребованных педагогов-наставников, воспитателей, учителей-предметников, педагогов инклюзивного образования, технологов-консультантов, тьюторов, владеющих техникой, но готовых к продуктивному воспитывающему личностному воздействию на обучающихся и воспитанников. Коренные вопросы подготовки педагога как творческой личности и как неутомимого и вдумчивого исследователя заключаются в сочетании университетской фундаментальности и творческой практической деятельности по организации и наполнению педагогического процесса, научной разработке совершенствования образовательного процесса, разных форм практики в постоянно изменяющемся мире. Такая работа продуктивно осуществляется в научно-образовательном комплексе, который функционирует в Тюменском государственном университете. It is necessary to carry a universalization, domestic identification, differentiation, a cultural intention, technologization to the perspective tendencies in preparation of a pedagogical personnel allowing to provide implementation of a social request to education of tomorrow. These tendencies either complement, or reflect opposite characteristics of development and interpenetrate each other, providing productivity and a harmony of educational process and its results. Traditionally training of such teacher (most often teachers) happened in university, such teacher is capable to carry out many including the updated functions of nowadays popular teachers-mentors, tutors, subject teachers, teachers of inclusive education, the technologists consultants, tutors owning the equipment, but ready to the productive bringing-up personal impact on students and pupils. Radical questions of training of the teacher as creative person and as tireless and thoughtful researcher consist in a combination of university fundamental nature and creative practical activities on the organization and filling of pedagogical process, scientific development of enhancement of educational process, different forms of practice in constantly changing world. Such work is productively carried out in a scientific and educational complex which functions at the Tyumen state university.
Ключевые слова. Универсализация и дифференциация образовательного процесса, сочетание фундаментальности и методического оснащения образования, технология образования, актуальная и перспективная ориентации педагогического процесса. Universalization and differentiation of educational process, combination of fundamental nature and methodical equipment of education, technology of education, urgent and perspective orientations of pedagogical process.
Учебник как инструмент реализации ФГОС М.А.ЛытаеваTextbook as instrument of implementation of FSES M.A.Lytayeva
Аннотация. В статье описывается концепция учебника иностранного языка для старшей школы, которая учитывает основные требования ФГОС в отношении развития личностных и метапредметных компетенций. Это находит воплощение как в отборе содержания, так и в организации процесса обучения, направленного на применение в различных коммуникативных ситуациях усвоенных способов деятельности. Основное внимание уделяется реализации принципа дифференциации обучения в учебнике, что дает возможность обучаемым выстраивать индивидуальную траекторию овладения предметом. In article the concept of the textbook of a foreign language for high school which considers the main requirements of FSES for development of personal and metasubject competences is described. It finds its embodiment both in content selection, and in the organization of the training process directed to application in various communicative situations of the acquired activities methods. The main attention is paid to implementation of the principle of differentiation of training in the textbook that gives the chance to trainees to build an individual trajectory of mastering a subject.
Ключевые слова. Учебник иностранного языка, старшая ступень среднего образования, личностные и метаредметные компетенции, дифференциация обучения, классификация упражнений. Textbook of a foreign language, senior step of secondary education, personal and metasubject competences, training differentiation, classification of exercises.
История школы и педагогики
Ортогеническая школа Бруно Беттельхайма (1903−1990) Л.В.Образцова, О.А.ТарасоваOrthogenic school of Bruno Bettelkhaym (1903−1990) L.V.Obraztsova, O.A.Tarasova
Аннотация. В статье сделана попытка определить место и роль оптимальной среды жизнедеятельности детей в контексте реформирования обучения и воспитания в Ортогенической школе Сони Шенкман в Чикаго, проанализировать теорию и практику работы с детьми и подростками с асоциальным поведением известного педагога-психоаналитика Бруно Беттельхайма (1903−1990). In this article the author makes an attempt to define the place and a role of the optimum environment of vital activity of children in the context of the reforming of training and education at Orthogenic school of Sonia Shankman in Chicago and is given the analysis of the theory and practice of working with children and adolescents with untypical behavior of the well-known teacher-psychoanalyst Bruno Bettelheim (1903−1990).
Ключевые слова. Психоаналитическая педагогика, антиавторитарное (свободное, новое) воспитание, детский дом, Ортогеническая школа, Бруно Беттельхайм, асоциальное поведение, воспитательная работа, оптимальная среда, жизнедеятельность. Psychoanalytic pedagogics, antiauthoritarian (free, new) education, orphanage, Ortogenic sсhool, Bruno Bettelheim, asocial behavior, educational work, optimum environment, vital activity.
Анна Пек Сил (1816−1889): к 200-летию со дня рождения М.В.СавинAnna Peck Sil (1816−1889): to the 200 anniversary since birth M.V.Savin
Аннотация. Статья посвящена 200-летней годовщине со дня рождения выдающегося американского педагога и основателя известного Рокфордского колледжа Анны Пек Сил. Представлены основные биографические сведения, описываются этапы педагогической деятельности, дана характеристика педагогических взглядов Сил. This article is devoted to 200-year anniversary of the birth of great American educator and the founder of well-known Rockford college of Anna Peck Sill. In the article main biographic events and stages of pedagogical deeds of А. Sill are shown. In the text the author also gives the characteristic to Sill’s pedagogical views.
Ключевые слова. Анна Пек Сил, женское образование, история педагогики и образования, гуманистическая педагогика. Anna Peck Sill, women education, history of pedagogic and education, humanistic pedagogic.
Сравнительная педагогика
Категория «развитие» в западных теориях обучения И.А.ТагуноваCategory "development" in the western theories of education I.A.Tagunova
Аннотация.Категория «развитие» в теориях обучения рассматривается в контексте двух современных подходов в науке: трансдисциплинарного и технонаучного, т.к. мировая наука уходит от монодисциплинарности и становится более технологичной, тесно связывая теорию с практикой. Корректировка способов познания и содержания исследований сравнительной педагогики, по мнению автора, должна сегодня ориентироваться на эти тенденции развития науки, соответствовать им. The current situation in science is characterized by the rethinking of its scientific approaches. Comparative pedagogy can not ignore this trend. Its methodology can not help but focus on the new ways of the object of study. An adjustment of the methodology of the comparative research in this article is based on a transdisciplinary approach, which runs through the entire study. In this article a category of «development» in the western theories of learning is considered in the context of a transdisciplinary approach. The author also focuses on such new trend as technoscience appearance. She describes this phenomenon as an example of learning theories development. Ключевые слова. Педагогика, психология, трансдисциплинарный подход, технонаука, теории обучения, категория «развитие». Pedagogy, psychology, transdisciplinary approach, technoscience, learning theory, category «development».
Из редакционной почты
Использование информационных технологий в самостоятельной работе учащихся И.В.ВорванинаUse of information technologies in independent work of pupils I.V.Vorvanina
Памяти ученого
Памяти Бориса Львовича Вульфсона (1920−2016)In memory of L.Wolfson Boris (1920-2016)
pedagogika-rao.ru
Педагогика. Научно-теоретический журнал » № 10 2017
Вы можете купить этот номер журнала.
ПЕДАГОГИКА № 10 2017
Научные сообщения
Актуальные проблемы методологии современных диссертационных исследований по педагогическим наукам И.Д.Лельчицкий, Н.С.Пурышева, А.П.Тряпицына
Аннотация. В статье рассматриваются некоторые особенности методологии педагогических исследований на постнеклассическом этапе развития педагогической науки; анализируется содержание начального этапа исследования; приводятся примеры исследовательских методов, редко используемых в диссертационных исследованиях по педагогике; подчеркивается значимость разработки комплексных исследовательских программ и активизации научной коммуникации для развития педагогической науки. In the article some features of methodology of pedagogical researches are considered at the post-nonclassical stage of the development of pedagogical science; the content of the initial stage of the study is analyzed; examples of research methods rarely used in dissertation research on pedagogy are given; the importance of developing comprehensive research programs and enhancing scientific communication for the development of pedagogical science is emphasized in the article
Ключевые слова. Педагогическая наука, методология педагогического исследования, этапы исследования, количественные и качественные методы исследования. Pedagogy, methodology of pedagogical research, stages of research, quantitative and qualitative research methods.
Концептуальные основания формирования функциональной грамотности в образовании Т.С.Назарова Conceptual bases of formation of functional literacy in education T.S.Nazarova
Аннотация. В статье в рамках педагогической аксиоматики и исследовательских стратегий рассматриваются концептуальные основания формирования функциональной грамотности как отдельной категории дидактики. Выделены уровни и компоненты функциональной грамотности в контексте обновления содержания образования − междисциплинарности, целостного мировоззрения и когнитивных технологий. In the article within the framework of pedagogical axiomatics and research strategies, the conceptual foundations of the formation of functional literacy as a separate category of didactics are considered. Levels and components of functional literacy are highlighted in the context of updating the content of education - interdisciplinarity, holistic worldview and cognitive technologies
Ключевые слова. Функциональная грамотность, познание, фундаментальное знание, целостное мировоззрение, синергетика, междисциплинарные коммуникации, исследовательские стратегии, когнитивные технологии, учебно-методические комплексы. Functional literacy, cognition, fundamental knowledge, interdisciplinary approach, worldview, communication, research strategies, cognitive technologies, educational and methodical complexes.
Современный урок: тенденции развития В.С.Данюшенков, О.В.Коршунова Modern lesson: tendency of development V.S.Danushenkov, O.V.Korshunova
Аннотация. В статье решается задача анализа сущности определений феномена «урок»; обозначаются три основные тенденции в развитии современного урока – психодидактические, возрастания вариативности организационно-процессуальной и содержательной сторон урока и информационно-семиотическая. Раскрыты признаки и процессы современного урока, подтверждающие проявление данных тенденций. Дано авторское определение урока. The article solves the problem of analyzing the essence of the definitions of the phenomenon "lesson"; three main trends in the development of the modern lesson are described: psychodynamic, increasing variability of the organizational and procedural and content aspects of the lesson, and information-semiotics. The signs and processes of the modern lesson, confirming the manifestation of these trends, are revealed. The author's definition of the lesson is given.
Ключевые слова. Урок, тенденция, психодидактика, вариативность, образовательная технология, информационно-семиотическая компетентность. Lesson, tendency, psycodidactic, variability, educational technology, informational semiotic ompetencies.
Научный сотрудник: удовлетворенность материальным статусом В.С.Собкин, А.И.Андреева, Ф.Р.Рзаева
Аннотация. В статье представлены результаты социологического исследования по оценке своего материального статуса учеными, проводящими исследования в сфере образования. Опрос проведен в разных городах России среди сотрудников с разным уровнем научной квалификации и разным стажем профессиональной деятельности. Полученный в ходе опроса материал анализируется относительно влияния социально-демографических характеристик и показателей социально-профессионального статуса (ученая степень, научное звание, занимаемая должность, публикационная активность). The article presents the results of a sociological study of the assessment of their material status by scientists conducting research in the field of education. The survey was conducted in different cities of Russia among respondents with different levels of scientific qualifications, as well as with different experience of scientific activity. The received data were analyzed with respect to the influence of socio-demographic characteristics (age) and a number of indicators of professional activity (academic degree, scientific title, position held, publications activity).
Ключевые слова. Научный сотрудник, социологический опрос, материальное положение, источники дохода, справедливость оплаты труда. Researcher, sociological study, financial situation, sources of income, labor remuneration.
Психолого-педагогическое обеспечение современной антикоррупционной стратегии России А.П.Лиферов
Аннотация. В работе рассматриваются некоторые проблемы усиления психолого-педагогического обеспечения антикоррупционной стратегии России в условиях разрастания и самоорганизации коррупции. The paper discusses some problems of strengthening psychological and pedagogical support for Russia's anticorruption strategy in the context of the proliferation and self-organization of corruption.
Ключевые слова. Психология коррупции, психологический профиль коррупционера, детерминанты коррупционного поведения, коррупционные сети, дуализм в восприятии коррупции, антикоррупционное образование и воспитание. Psychology of corruption, psychological profile of the corrupt official, determinants of corruption behavior, corruption networks, dualism in perceptions of corruption, anti-corruption education and upbringing.
Вопросы обучения и воспитания
Развитие этнической толерантности студентов в поликультурной образовательной среде О.Г.Смолянинова, Ю.В.Попова Тhe Students’ Ethnic Tolerance Development in a Multicultural Educational Environment O.G.Smolianinova, Yu.V.Popova
Аннотация. В статье анализируются практики формирования и развития этнической толерантности студентов в поликультурной образовательной среде. Описаны ресурсы электронной платформы непрерывного образования. Представлены результаты психолого-педагогической диагностики и экспертной оценки этнической толерантности как элемента поликультурной компетенции студентов Сибирского федерального университета. The article analyzes practices of formation and development of ethnic tolerance of students in a multicultural educational environment. The resources of the electronic platform of continuous education are described. The results of psychological and pedagogical diagnostics and expert evaluation of ethnic tolerance as an element of the multicultural competence of students of the Siberian Federal University are presented.
Ключевые слова. Поликультурная компетенция, этническая толерантность, электронная образовательная платформа, образовательная среда вуза. Intercultural competence, ethnic tolerance, digital educational platform, University educational environment.
Воспитание как социокультурный контекст здоровьесозидающей позиции индивидуума Н.Н.Малярчук, А.Г.Маджуга, Р.Р.Агзамов
Аннотация. В статье рассмотрены концептуально-теоретические основы, принципы и целевые ориентиры здоровьесозидающего воспитания, детерминанты, оказывающие влияние на его результативность. Особое внимание уделяется формированию здоровьесозидающей позиции индивидуума, характеризуются ее основные структурные элементы. Раскрывается сущность социально-личностного подхода, выступающего в качестве методологической основы здоровьесозидающего воспитания, которое рассматривается в контексте формирования духовно-нравственных качеств растущего человека. The article deals with the conceptual and theoretical foundations, principles and targets of health education, the determinants that influence its effectiveness. Particular attention is paid to the formation of a person's health-building position, its basic structural elements are characterized. The essence of the social-personal approach, which acts as the methodological foundation of the health-building upbringing, is considered, which is considered in the context of the formation of the spiritual and moral qualities of a growing person.
Ключевые слова. Ценностные ориентации подрастающего поколения, здоровьесозидающая позиция индивидуума, здоровьесозидающее образование, здоровьесозидающее воспитание, социокультурный контекст, социально-личностный подход, индивидуально-личностный аспект образования, социально-личностный аспект образования, соратничество. Value orientations of the younger generation, health-building position of the individual, health-building education, health-building upbringing, socio-cultural context, social-personal approach, individual and personal aspect of education, social and personal aspect of education, comradeship.
Обучающий или услуживающий? Размышления в связи с Федеральным законом «Об образовании в РФ» Кочетков М.В.
Аннотация. В статье рассматриваются последствия отношения к образованию как к сфере образовательных услуг, исследуются соответствующие терминологические противоречия. The article examines the effects of relationship education as a field of educational services, explores relevant terminological contradictions.
Ключевые слова. Воспитание, образование, обучение, обучаемый, обучающийся, образовательная услуга, педагог, педагогическое воздействие, педагогическая деятельность, дистанционное обучение, информатизация, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Moral training, education, teaching, learning, student, educational service, teacher, educational assistance, educational interventions, educational activities, distance learning, information, Federal law «On education in Russian Federation».
Кадры науки, культуры, образования
Проблемы взаимодействия педагога с родителями в дошкольной образовательной организации и возможности их решения М.М.Безруких, Н.В.Жадько, М.П.Суслова
Аннотация. В ходе опроса педагогов и родителей выявлены основные причины и возможности решения проблем взаимодействия воспитателей ДОО и родителей. В качестве наиболее сложных выделены различные ситуации индивидуального взаимодействия. Разработаны алгоритмы эффективного взаимодействия в трех ситуациях индивидуального взаимодействия воспитателей с родителями, которые легли в основу тренинга для воспитателей. In the course of the survey of teachers and parents, the main reasons and opportunities for solving the problems of interaction between the educators of the DOE and parents have been identified. As the most complex, different situations of individual interaction are distinguished. The algorithms of effective interaction in three situations of individual interaction of educators with parents, which formed the basis of training for educators, are developed.
Ключевые слова. Коммуникативные навыки, взаимодействие воспитателей и родителей, сложные ситуации общения, причины трудностей взаимодействия, алгоритмы обучения. Communicative skills, interaction of educators and parents, complicated situation of communication, the reasons for the difficulty of interaction, learning algorithms.
Формирование медиативной компетенции при профессионально-ориентированном обучении иностранному языку в неязыковом вузе Т.Е.Змеёва Formation of mediative competence in professionally-oriented teaching a foreign language in a non-linguistic higher education institution T.E.Zmeeva
Аннотация. Статья посвящена вопросам, связанным с формированием медиативной компетенции при профессионально-ориентированном обучении иностранному языку в неязыковом вузе. Медиативная компетенция рассматривается как неотъемлемая составляющая профессиональной иноязычной коммуникативной компетенции и, следовательно, как элемент профессиональной компетентности современного специалиста нелингвистического профиля. The article is devoted to issues related to the formation of mediative competence in professionally-oriented teaching a foreign language in a non-linguistic higher education institution. Mediative competence is seen as an integral component of professional foreign language communicative competence and, consequently, as an element of professional competence of modern specialist of non-linguistic profile.
Ключевые слова. Компетенция, профессиональная иноязычная коммуникативная компетенция, медиативная компетенция, профессионально-ориентированное обучение иностранному языку. Сompetence, professional foreign language communicative competence, mediative competence, professionally-oriented teaching a foreign language.
История школы и педагогики
Дескриптивный анализ историко-педагогического пространства на основе парадигмального подхода А.А.Федоров, Е.Ю.Илалтдинова, Е.А.Слепенкова, С.В.Фролова, С.И.Аксенов The descriptive analysis of education space on the basis of paradigm approach A.A.Fedorov, E.U.Ilaltdinova, E.A.Slepenkova, S.V.Frolova, S.I.Aksenov
Аннотация. Представлена интерпретация парадигмального подхода для методических целей овладения содержанием педагогических дисциплин на трех уровнях с помощью электронного научно-образовательного сервиса. Описан инструмент аппроксимальной визуализации характеристик педагогических идей на основе девяти дуалистических критериев и результаты первого этапа его апробации. Interpretation of paradigm approach is presented for the methodical purposes of mastering the content of education courses at three levels by means of electronic scientific and educational service is proved. The instrument of approximate visualization of characteristics of the pedagogical ideas on the basis of nine dualistic criteria and results of the first stage of its approbation are presented.
Ключевые слова. Дескриптивный анализ, историко-педагогическое пространство, парадигмальный подход, дуализм, дихотомический подход, инструмент дескриптивного анализа. Descriptive analysis, education space, paradigm approach, dualism, dichotomy approach, descriptive analysis tool.
Сравнительная педагогика
Пути совершенсвования педагогического образования в России и Болгарии А.А.Орлов, Н.С.Колишев
Аннотация. В статье на основе анализа научных публикаций по проблемам образования и имеющихся практик подготовки современного учителя в Российской Федерации и Республике Болгария представлены авторские концепции путей совершенствования педагогического образования на основе системно-деятельностного подхода. В качестве важнейшего пути определена необходимость углубления теоретической и практической психолого-педагогической подготовки будущего учителя к решению типовых и нестандартных педагогических задач. In the article, author's concepts of ways to improve pedagogical education on the basis of the system-activity approach are presented on the basis of the analysis of scientific publications on the problems of education and available practices of training a modern teacher in the Russian Federation and the Republic of Bulgaria. As the most important way, it is determined the need to deepen the theoretical and practical psychological and pedagogical preparation of the future teacher for the solution of typical and non-standard pedagogical tasks.
Ключевые слова. Педагогическое образование, личность педагога, компетенции, компетентность, образовательная ситуация, педагогическая задача, педагогические умения, прагматическая дидактика. Pedagogical formation, personality of teacher, scope, competence, educational situation, pedagogical task, pedagogical skills, pragmatic didactics.
Образовательные реформы в Финляндии Жарковская Т.Г.
Аннотация. В статье рассматриваются некоторые принципы реформирования образования в Финляндии, показана роль куррикулума в образовании страны. Особое внимание уделено таким направлениям реформирования последних лет (2014−2016), как альтернативная обучающая среда, интегративный подход. The article deals with some principles of educational reforms in Finland. The role of curriculum in education of the country is also shown. The special attention is paid to such problems of reforms of last years (2014−16) as alternative learning environment and integrative approach.
Ключевые слова. Принципы реформирования образования, куррикулум, обучающая среда, система оценивания, интегративное обучение. Рrinciples of educational reform, curriculum, learning environment, system of assessment, integrative approach.
Новый взгляд на понятийно-терминологический аппарат педагогики И.В.Кичева
Аннотация. Статья представляет собой рецензию на новый педагогический словарь. Критический анализ касается проблемы упорядочения терминологии педагогики, систематизации терминов, отбора новых терминов, описания терминов из других отраслей науки. Охарактеризованы современные факторы активного развития отдельных понятийных областей в педагогике. Abstract: The article is a review of the new pedagogical dictionary. Critical analysis concerns the problem of ordering the terminology of pedagogy, the systematization of terms, the selection of new terms, the description of terms from the other branches of science. Modern factors of active development of separate conceptual areas in pedagogy are characterized.
Ключевые слова. Термин, словарь, понятийно-терминологический аппарат педагогики, идеографический подход, систематизация, новые понятия Keywords: term, vocabulary, conceptual and terminological apparatus of pedagogy, ideographic approach, systematization of new concepts
pedagogika-rao.ru
Педагогика. Научно-теоретический журнал » № 6 2016
Вы можете купить этот номер журнала.
ПЕДАГОГИКА №6, 2016
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
Приоритеты гражданского и патриотического воспитания Н.А.СавотинаDevelopment priorities of civil and patriotic education N.A.Savotina
Аннотация. В статье показана актуальность изменений в стратегии патриотического воспитания, обосновывается характер изменений процесса воспитания, определяющий новую сущность российского гражданина и патриота, анализируются современные приоритеты развития воспитания, новые функции современного знания, этические требования к педагогу, позитивные тенденции. The article shows the relevance of changes in the strategy of Patriotic education; explains the nature of the changing processes of education at the new entity of the Russian citizens and patriots; analyzes the developmental priorities of education, new features of current knowledges, ethical demands to the teacher, the positive trends.
Ключевые слова. Патриотическое и гражданское воспитание, современные приоритеты, функции современного знания, этические требовании, трансформация методов и технологий. Patriotic and civic education, current priorities, functions of current knowledges, ethical demands, the transformation of methods and technologies.
Идеи монокультурного образования А.Н.ДжуринскийIdeas of monocultural education A.N.Dzhurinsky
Аннотация. В статье анализируются основные идеи и концепции монокультурного образования. Рассмотрены риски для демократического образования в виде идей и концепций ассимиляции и этноцентризма. Изучены возможности идей этнокультурного образования для обоснования теории и практики межнационального диалога в обучении и воспитании. Concepts of assimilation, pedagogical ethnocentrism, ethnocultural education, ethnopedagogics, national pedagogics, polycultural (multicultural) education.
Ключевые слова. Концепции ассимиляции, педагогический этноцентризм, этнокультурное образование, этнопедагогика, народная педагогика, поликультурное (мультикультурное) образование. In article the main ideas and conceptions of monocultural education are analyzed. Risks for democratic education in the form of ideas and concepts of assimilation and ethnocentrism are considered. Ideas' possibilities of ethnocultural education for justification of the theory and practice of international dialogue in training and education are studied.
Педагогическое образование в герменевтическом круге М.Н.ФроловскаяPedagogical education in the hermeneutical circle M.N.Frolovskaya
Аннотация. Педагогическое образование трактуется как становление профессионального образа мира педагога в культуре на основе построения педагогического процесса в русле гуманитарной практики. Эта практика предполагает совместное движение «преподаватель–студент» в герменевтическом круге от жизненного опыта – к теоретическому знанию, рефлексии практической деятельности – через обнаружение, постановку и решение задач личностно-профессионального развития. Teacher education interpreted as development of a professional image of the teachers world in culture on the basis of construction of the pedagogical process in the mainstream of humanitarian practice. This practice involves joint movement "Teacher – Student" in the hermeneutic circle from life experience to the theoretical knowledge, practical reflection activities through the detection, formulation and solving problems of personal and professional development.
Ключевые слова. Становление профессионального образа мира педагога, педагогическая культура, герменевтический круг. Formation of professional image of the teacher’s world, pedagogical culture, hermeneutic circle.
Проблемно-ориентированный анализ внешней среды дошкольной образовательной организации – первый шаг ее развития С.Ж.Додуева The problem-oriented analysis of external environment of the preschool educational organization – the first step of its development S.Zh.Doduyeva
Аннотация. В статье определены и обоснованы задачи и последовательность анализа внешней среды дошкольной образовательной организации при разработке программы ее развития. Tasks and sequence of the analysis of the preschool educational organization's environment upon developing the program of its development are defined and proved in the article.
Ключевые слова. Анализ образовательной деятельности, вариативная составляющая государственного заказа, внешняя среда, дошкольное образование, дошкольная образовательная организация, инвариантная составляющая государственного заказа, компоненты социального заказа, программа развития, социальный заказ. Аnalysis of educational activity, variable component of the state order, environment, preschool education, preschool educational organization, invariant component of the state order, components of the social order, program of development, social order.
ВОПРОСЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Проблемы межпредметной интеграции в средней школе В.Е.Пугач Problems of intersubject integration at secondery school V.E.Pugach
Аннотация. В статье рассматриваются истоки и проблемы межпредметной интеграции в средней школе. Автор считает, что организация образовательного процесса на сегодняшний день не способствует подлинной интеграции, но практическая деятельность педагогов, направленная на получение целостного образовательного продукта, может постепенно изменить ценностные установки средней школы. The article is devoted to the intersubject integration`s problems. The author thinкs, that educational process`s organization doesn`t contribute for the real integration today, but the practical pedagogical activities, aimed at getting of the holistic education product, can to change the school`s value system.
Ключевые слова. Образовательный процесс, межпредметная интеграция, образовательный предмет, образовательный идеал, цель образования, продукт образования. The educational process, intersubject integration, educational subject, educational ideal, the purpose of education, the education product.
Стратегические ориентиры художественного образования в России Л.В.Школяр, Н.В.КурбатоваStrategic reference points of art education in Russia L.V.Shkolyar, N.V.Kurbatova
Аннотация. Статья посвящена актуальной проблематике развития художественного образования. Авторы рассматривают стратегические ориентиры этого процесса. Показано, что именно эстетическое начало в растущем человеке является ядром формирования его культуры в целом. Представлены идеи формирования школы как территории культуры. Article is devoted to actual problems of development of art education. Authors consider strategic reference points of this process. It is shown that esthetic beginning in the growing person is a core of formation of his culture in general. The ideas of school formation as territories of culture are presented.
Ключевые слова. Художественное образование, развитие, школа как территория культуры, стратегия образования, история становления, искусство Keywords. Art education, development, school as territory of culture, education strategy, formation history, art
Компетентностный подход в реализации инженерного образования С.И.Осипова Competence-based approach in realization of engineering education S.I.Osipova
Аннотация. В статье систематизированы дискуссионные аспекты компетентностного подхода, относящиеся к использованию понятийно-категориального аппарата, раскрытию структуры компетентности, ее формированию и оценке уровней сформированности. Показаны возможности компетентностного подхода в повышении качества инженерного образования в концепции Всемирной инициативы CDIO. The paper systematizes the controversial aspects of the competency approach regarding the use of conceptual notions, understanding the structure of competence, its formation and evaluation of the levels of formation. It is shown that the competence-based approach can be used to improve the quality of engineering education in the concept of the world CDIO initiative.
Ключевые слова. Компетентностный подход, структура компетентности, формирование проектировочно-внедренческой компетентности, стандарты Всемирной инициативы CDIO. Сompetence approach, the structure of the competence, the formation of the design-implemental competence, standards of the worldцшву CDIO initiative.
КАДРЫ НАУКИ, КУЛЬТУРЫ, ОБРАЗОВАНИЯ
О профессиональном самочувствии школьного учителя В.С.Собкин, Д.В.АдамчукOn the professional well-being of the school teacher V.S.Sobkin, D.V.Adamchuk
Аннотация.В статье рассматриваются особенности профессионального самочувствия педагога, включая такие аспекты, как: значимость профессиональной деятельности в структуре жизненных ценностей учителя; взаимосвязь жизненной и профессиональной успешности; оценка педагогом своей профессиональной компетентности; отношение к повышению профессиональной квалификации; включенность учителей в деятельность педагогических сообществ. The paper discusses the characteristics of professional wellbeing of the teacher, including such aspects as: the importance of professional activity in the structure of teachers life values; interrelation of common life and professional success; evaluation by a teacher his professional competence; attitude to professional development; involvement in the network educational community.
Ключевые слова. Социология образования, профессиональное развитие, педагог, жизненные ценности, повышение квалификации, профессиональные сообщества, социологическое исследование. Sociology of education, professional development, teacher, life values, professional development, professional community, a sociological study.
Реализация требований ФГОС и методическое мастерство учителя И. В.Гребенев, О.В.Лебедева Implementation of FGOS's requirements and methodical skill of the teacher I.V.Grebenev, O.V.Lebedeva
Аннотация. В статье рассматривается влияние требований ФГОС на работу преподавателей школ. Показывается, что ряд требований не подкреплен достаточным методическим обеспечением, что влечет за собой риски снижения уровня подготовленности учащихся. Приведена градация уровней методической компетентности преподавателей. Описана система подготовки учителей к выполнению требований ФГОС в части реализации исследовательского обучения. The article discusses how the Federal State Educational Standards influence the work of school teachers. It shows that a number of requirements is not supported with sufficient teaching resources and it implies the risk of worse learning for students. The article also gives a scale of different levels for school teachers’ competences. It describes a system of vocational training to prepare the teachers for implementing federal teaching standards specifically in inquiry-based learning.
Ключевые слова. Исследовательское обучение, федеральный государственный образовательный стандарт, методическая компетентность преподавателя. Inquiry-based learning, federal state educational standards, teaching competences.
Методическая система профессиональной подготовки педагогических кадров О.М.Корчажкина Methodical system of vocational training of pedagogical staff O.M.Korchazhkina
Аннотация. Рассматривается концепция методической системы профессиональной подготовки/переподготовки педагогических кадров для сферы общего образования, ориентированной на реализацию требований Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения и Профессионального стандарта педагога с целью достижения учащимися планируемых метапредметных образовательных результатов. The article discusses a concept of the methodical system of teacher training/retraining for the field of General education, oriented on requirements of Federal Educational Standards for General Education of the second generation and the Professional Standard of the Teacher in order to achieve students’ planned meta-subject educational outcomes.
Ключевые слова. Федеральные государственные образовательные стандарты, методическая система обучения, планируемые метапредметные образовательные результаты, основная образовательная программа, метапредметные педагогические умения, профессиональный стандарт педагога. The Federal Educational Standards for General Education, methodical system of teacher training, planned meta-subject educational outcomes, basic educational programme, meta-subject pedagogical skills, the Professional Standard of the Teacher.
ИСТОРИЯ ШКОЛЫ И ПЕДАГОГИКИ
Взаимоотношения власти и общества в сфере общего образования России второй половины ХIX – начала ХХ вв. А.В.Овчинников, Г.Н.Козлова, Р.С.БозиевRelationship of the authority and society in the sphere of the general education of Russia during the second half of XIX – the beginning of the 20th centuries. A. V. Ovchinnikov, G. N. Kozlova, R.S.Boziyev
Аннотация. Представлен исторический опыт взаимодействия власти и общества в сфере общего образования, который осмысливали выдающиеся представители педагогической мысли России второй половины ХIХ–начала ХХ в. Обозначены проблемы, которые определяли взаимоотношения власти и общества в рассматриваемый период. Historical experience of interaction of the authority and society in the sphere of the general education which was comprehended by outstanding representatives of pedagogical thought of Russia in the second half of the XIX - beginning of the 20th century is presented. Problems which defined relationship of the authority and society during the considered period are designated.
Ключевые слова. Реформы образования, представители государственной власти, интерес к прошлому, проблемы взаимоотношения власти и общества. Education reforms, representatives of the government, interest to the past, problems of relationship of the authority and society.
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА
Взаимное обучение преподавателей как способ повышения квалификации Т.Глушац, Дж.НоланPeer coaching as an efficient means of improving professional skills of the modern teacher T.Glushats, J.Nolan
Аннотация. Преподаватели сталкиваются с многочисленными изменениями в разнообразных областях жизни и работы, поэтому им необходимо адаптироваться к новым веяниям времени. Однако большинство из них не имеют возможности получить необходимые им знания и умения. Цель настоящей статьи – представление результатов исследования, посвященного возможностям применения взаимного обучения коллег как формы профессионального совершенствования. Полученные результаты показывают, что этот вид взаимодействия преподавателей является очень эффективным, потому что расширяет и совершенствует методы их работы, укрепляет отношения между ними и их с учениками и пр. Teachers face numerous changes in various areas of life and work therefore they need to adapt to new spirits of the times. However the majority of them have no opportunity to gain knowledge and abilities necessary for them. The purpose of the present article is to represent the results of the research devoted to opportunities of colleagues mutual training application as forms of professional improvement. The received results show that this type of interaction between teachers is very effective because expands and improves methods of their work, strengthens the relations between them and with pupils and so forth.
Ключевые слова. Современный преподаватель, взаимное обучение коллег, обучение учеников, работа преподавателей, развитие, профессиональное совершенствование. Modern teacher, mutual training of colleagues, training of pupils, work of teachers, development, professional improvement.
ШКОЛА МОЛОДОГО УЧЕНОГО
К проблеме обеспечения валидности педагогического эксперимента В.С.ЛазаревTo a problem of providing a validity of pedagogical experiment V.S.Lazarev
Аннотация. В решении разнообразных задач педагогической науки важнейшую роль играет эксперимент. Однако качество экспериментальной работы во многих педагогических исследованиях оставляет желать много лучшего. Поэтому проводимые эксперименты нередко оказываются фактически невалидными и не дают достоверного знания. В статье рассматривается, какие факторы угрожают валидности педагогических экспериментов, что и как могут делать исследователи, чтобы устранить или снизить их негативное влияние. In the solution of various problems of pedagogical science an important role is played by experiment. However quality of experimental work in many pedagogical researches leaves to wish a lot of the best. Therefore the made experiments quite often are actually non-valid and don't give reliable knowledge. In the article is considered what factors threaten a validity of pedagogical experiments, what and how researchers can do to eliminate or reduce their negative influence.
Ключевые слова. Педагогический эксперимент, валидность эксперимента, внутренняя валидность, внешняя валидность, угрозы валидности, модели экспериментов, оценка значимости результатов эксперимента. Pedagogical experiment, experiment validity, internal validity, external validity, threats of a validity, model of experiments, assessment of the importance of results of experiment.
Гипотеза в историко-педагогическом исследовании Е.Н.Хрыков Hypothesis in historical and pedagogical research E.N.Khrykov
Аннотация. Статья посвящена обоснованию подходов к использованию гипотетической модели проведения историко-педагогических исследований. В статье рассмотрено значение гипотезы, требования к ее обоснованию, формулированию и проверке. На основе анализа диссертационных работ проведена классификация задач историко-педагогических исследований и разработаны модельные образцы формулирования гипотез для каждой из пяти групп этих заданий. Определены особенности использования гипотезы в историко-педагогических исследованиях. This paper is devoted to the substantiation of approaches to using a hypothetical model of the historical and pedagogical research. The article considers the significance of the hypothesis, the requirements for its justification, formulation and testing. On the basis of the analysis of theses, tasks of historical and educational researches are classified and model samples of formulating of hypotheses for all of these five groups of tasks are developed. The features of the use of hypotheses in the historical and pedagogical researches are defined.
Ключевые слова. Гипотеза, историко-педагогические исследования, классификация задач историко-педагогических исследований. Hypothesis, historical and pedagogical researches, classification of tasks of historical and pedagogical researches.
КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ
Стратегия развития педагогического образования: ценности и смыслы А.А.ОрловStrategy of pedagogical education development: values and meaning A.A.Orlov
pedagogika-rao.ru






