Menu. Политика в дагестане серый журнал
Для кого готовят дагестанский пьедестал
В связи с чем в канун масштабных муниципальных выборов в Дагестане, Москва в лице «силовиков» публично уничтожила репутацию руководителя регионального отделения «Единой России», спикера республиканского парламента, фактически, второго человека в руководстве Дагестана Хизри Шихсаидова? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно присмотреться внимательнее к некоторым новостям.
Юбилей не отменен
Как известно в сентябре пройдут мероприятия по празднованию 2000-летия Дербента. Все вопросы с организацией этого события и приведением города в должный вид плотно и активно курируют Администрацией Президента РФ через свое подразделение — полпредство СКФО.
И есть основания предполагать что на юбилее будет присутствовать выше руководство страны. Это подтверждает прошедшее внеочередное заседание оперативного штаба НАК и АТК в Дагестане с участием заместителя директора председателя НАК Е.Сысоева. На заседании прямо было указано что оно посвящено юбилею Дербента.
Если это так, то скорее всего Дагестан решили зачистить перед приездом В.Путина.
«А был ли мальчик?»
Последние хабар о том что «вот вот снимут Абдулатипова» закончились полгода назад тем, что будет встреча с Владимиром Путиным.
Аппарат «белого дома» неоднократно в авральном режиме писал тоннами письма на верх о необходимости встречи В.Путина с Р.Абдулатиповым и каждый раз что-то срывалось. Но вот неожиданно утвердилась дата 21-22 июля.
Перед предполагаемой встречей федеральные СМИ засыпали репортажами о Дагестане, как о передовой республике с высокими темпами развития. Появились интервью на федеральны телевизионных каналах и в печатных сами. Везде мы были первыми и лучшими. Вся эта информационная свидетельствовала о том, что действительно вот вот встреча произойдет.
Но в СМИ ничего так и не сказали … В ленте новостей есть встреча с министром промышленности, заседание при полпреде СКФО, выступление на форуме «Машук» и совещание в Кизляре — все.
И вот тут у некоторых наблюдателей появились интересные версии:
— Рамазан Абдулатипов встречался с В.Путиным, но об этом почему-то предпочли нигде не говорить,
— Рамазану Абдулатипову еще раз намекнули на статус нежелательного лица и не только не пустили на встречу с В.Путиным, но и рекомендовали подумать о политическом будущем. Может быть прямо сказали, о том что В.Путин не желает во время празднования юбилея Дербента видеть рядом ни Р.Абдулатипова, ни членов его команды.
Предатель или жертва
Как бы то не было, но после этого странного вояжа и потраченных денег на федеральные СМИ, буквально через 3 часа после того, как отгремел праздничный салют в честь Дня Конституции РД ЦСН ФСБ задержала главу Кизлярского района, а через несколько часов заблокировали дом, как предполагалось, принадлежащий главе Управления ПФР по РД С.Муртазалиеву.
Рамазан Абдулатипов прокомментировал это событие в тоне критики «силовиков», поставив под сомнение законность и справедливость их действий.
И через день ЦСН ФСБ арестовывает главу Буйнакского района, сына спикера дагестанского парламента, да еще устраивает обыски в доме отца и сына.
В связи с этим также возникли две основные версии:
Р.Абдулатипов знал что будут эти аресту и не исключено, что свалил свои провалы на «кланы» которые ему мешают, пожертвовав для своего сохранения, близким другом — Х.Шихсаидовым
Р.Абдулатипов ничего не знал, и «наезд» на Х.Шихсаидова направлен против него.
Трудно поверить в первую версию, т.к. не возможно представить, чтобы после всего того, что сделали вместе Х.Шихсаидов и Р.Абдулатипов , последний спокойно продолжал «править» без человека, который делал более 50% политической работы.
Но эту версию не отбрасывают.
Если второй вариант верный, то наезд на Х.Шихсаидова это прямое требование к Р.Абдулатипову уйти в отставку. Такой сценарий был разыгран против Кокова в КБР, когда членов его команды стали привлекать за воровство государственных квартир.
И судя по тому, что до выборов осталось совсем не много , то уже на день рождения Р.Абдулатипова могут приехать гости из ЦСН ФСБ. Если конечно Р.Абдулатипов уже заранее не написал заявление об уходе с почетом.
Хунзахские скачки
Политика не требует пустоты. Трудно представить себе, что федеральный центр принимает меры по уходу Р.Абдулатипова по «кабардино-балкарскому» сценарию в жесткой форме не представляя себе кто станет врио и будет стоять рядом с высшим руководством страны на юбилее в Дербенте.
Конный спорт это не дворовой футбол, в нем могут участвовать состоятельные люди , которые имеют возможность купить хорошую лошадь и содержать в условиях , в которых не все люди могут себе позволить жить. Богатый человек в Дагестане почти всегда это чиновник или очень тесно связанный с управляющим классом. Следовательно, можно сделать вывод, что «смоленские» под видом скачек собирают представителей дагестанской правящего класса.
Но какой повод? Скачки не проводят в честь дня рождения действующего главы РД Рамазана Абдулатипова, у которого 4 августа день рождения и даже не в честь юбилея М.Алиева (6 августа) , а в честь муфтия. Что еще больше подтверждает мысль о том,что смоленские стремятся собрать наиболее влиятельных людей республики. Но при этом открыто игнорируется Р.Абдулатипов.
То что Магомедовы постепенно входят в дагестанскую политику подтверждается еще такими фактами, как строительство музея в Дербенте, а несколько иных неприметных мелочей таких как дорогие подарки перспективным спортсменам.
Понятно, что свои миллиарды Магомедова сделали не на том, что радовали свое богатство просто так.
Вполне логично представить себе, что на юбилее в Дербенте В.Путину могут показать и музей, построенный за счет Магомедовых. А как известно руководство страны очень любит, когда олигархи вкладываются в местные социальные проекты.
Естественно, что в связи с этой версией становится понятным акция по вылавливанию С.Муртазалиева. И скорее всего ЦСН ФСБ пройдется еще по многим интересным адресам, которые сочтет опасным для будущего руководителя Дагестана.
Если в эту версию поверят представители дагестанкой правящей «элиты», то на хунзахские скачки 8 августа поедут все, кто решится показать себя перед возможным претендентом на пост главы республики.
Опять же подчеркиваю, что все вышеизложенное это всего лишь версия, котороя на 1/1000 может быть похожа на правду, так как мир у нас не предсказуемый, а жизнь в республике веселая.
Расул Кадиев
Кавполит
ЧИТАЙТЕ В СЕРОМ ЖУРНАЛЕ:
kopomko.ru
В правительстве Дагестана должна пройти «Операция Оптимизация»
На прошлой неделе врио главы Дагестана Владимир Васильев, представляя нового руководителя Администрации Главы и Правительства РД (АГП) Владимира Иванова, обозначил основные параметры грядущих в республиканской власти перемен. По его мнению, там, где это возможно, необходимо провести оптимизацию (увольнение) штатов, а высвободившиеся средства направить на повышение зарплат «рабочему ядру», которое с полной отдачей решает поставленные перед ним задачи.
«Там, где мы можем справляться меньшим числом, давайте будем это делать. Тем более в коллективах есть ядро работающих, которые, по сути, обеспечивают всю работу. Тот ресурс, который мы сможем высвободить, направим на мотивацию сотрудников, которые с полной отдачей решают задачи. Это положительно воспринимается людьми и сказывается на результатах работы», – заявил Владимир Васильев.
В прошлом номере «Черновика» анонсировалось, что редакция представит своё видение того, как должно (структурно) выглядеть дагестанское правительство. Вместе с тем мы понимаем, что перемены необходимы и в самой АГП. К примеру, введённый Рамазаном Абдулатиповым институт полномочных представителей главы РД в территориальных округах никак себя не оправдал: ни в информационном, ни в организационном, ни в управленческом плане. Единственную задачу, которую решил этот институт – это трудоустройство старых знакомых тогдашнего руководства республики. Есть ли необходимость сохранять этот рудимент сейчас, когда население и часть политических элит Дагестана ждут от Васильева перемен? И перемен ждут, в первую очередь, во властных структурах: люди хотят видеть новые, не имеющие сомнительной истории, лица…
Но к деятельности Администрации Главы РД мы вернёмся как-нибудь в следующих публикациях. Пока же рассмотрим, из чего состоит республиканское правительство, должное не только управлять отраслями и процессами в границах Дагестана, но и тесно взаимодействовать с федеральными структурами власти, соседними республиками, представителями крупного регионального бизнеса и пр.
Великие кураторы
Дагестанская исполнительная власть состоит из главы Дагестана, правительства республики, Администрации Главы и Правительства РД, министерств и ведомств (комитеты, агентства, службы, представительства). Помимо перечисленных органов власти есть масса подчинённых им ГУП и прочих организаций.
Правительство республики состоит из премьер-министра, двух первых вице-премьеров, шести вице-премьеров, 18 министерств, 4 комитетов, трёх агентств, двух служб, двух инспекций, одного управления и одного представительства. (Последнее ведомство – это полномочный представитель Дагестана при президенте РФ. Его мы в анализе правительственной структуры РД в учёт не берём, так как данная структура небольшая и какой-либо исключительно важной роли в жизни республики не играет.)
За какие конкретно направления отвечают вице-премьеры Правительства РД (в том числе первые), обыватель имеет очень смутное представление – нормативный акт, закрепляющий за ними конкретные полномочия, на официальном сайте Правительства РД не обнародован.
Исходя из активности вице-премьеров (мы специально даём их должности без приставки «врио») в тех или иных направлениях можно только догадаться о том, кто за что отвечает. Так, первый вице-премьер Анатолий Карибов курирует вопросы медицины и здравоохранения, спорта, молодёжной и социальной политики, взаимодействия с общественными организациями. Другой первый вице-премьер Рамазан Алиев занят вопросами реализации в муниципалитетах приоритетных проектов РД, финансовой политики и госсобственности. Основная суть его работы, судя по информационным сообщениям пресс-службы Правительства РД – ездить по муниципалитетам и рассказывать о показателях дагестанской экономики и слушать такие же рассказы с мест.
Раюдин Юсуфов, в силу того, что совмещает должность вице-премьера с должностью министра экономики и территориального развития, курирует самого себя, то есть плотно занимается вопросами экономического развития Дагестана в целом, а также (здесь его функции отчасти пересекаются с Рамазаном Алиевым) реализации экономической политики в муниципалитетах.
Вице-премьер Рамазан Джафаров курирует правоохранительный блок, то есть осуществляет взаимодействие республиканской власти с федеральными силовыми структурами. На нём, по всей видимости, замыкается республиканское МЧС, а также ГКУ «Безопасный Дагестан». Дело нужное, но по факту ни в чём, кроме как играть лицом на совещаниях республиканской антитеррористической комиссии или выезжать (из последнего) на встречу с таможенниками и дальнобойщиками, не выражается.
Вице-премьер Билал Омаров курирует сельское хозяйство, АПК, развитие рыбной промышленности, виноградарства, Комитет по ветеринарии и, возможно, Комитет по лесному хозяйству. В чём конкретно выражается курирующая роль Омарова, так как большинство решаемых задач и так падает на Минсельхоз, большая загадка.
Наделавшая много шума своим назначением вице-премьер Екатерина Толстикова курирует образование. (Раньше это направление курировал Карибов.) На начальном этапе она пыталась подмять под себя и часть информационной политики (улучшить имидж образования), закидала подконтрольное Министерство образования и науки РД и муниципальные управления образованием своими инициативами, но… эффективного прорыва в этом не добилась.
Вице-премьер Гасан Идрисов курирует вопросы природопользования и экологии, строительства и ЖКХ, развития промышленности. Вице-премьер Шамиль Исаев – вопросы энергетики, связи и транспорта.
Как видно, вице-премьерство в Дагестане узкоспециализированное: вице-премьером курируется несколько министерств и ведомств, ответственных за одну, две задачи. Эффекта такая стратегия, судя по тому, что мы видим в экономике, АПК, строительстве и других сферах, не принесла.
Отметим, что восемь вице-премьеров для дагестанской власти – это много. Оптимальное число – четыре или пять вице-премьеров, один из которых – первый зампредседателя правительства. Было бы логичным в целях оптимизации власти вернуть кураторство над образованием первому вице-премьеру Карибову (Толстикова вполне может возглавить Минобрнауки РД), а другую должность первого вице-премьера ликвидировать вообще, передав кураторство (если в этом есть обоснованная необходимость) приоритетных проектов и вопросов госсобственности на уровень ниже – вице-премьеру – министру экономики и территориального развития РД Раюдину Юсуфову.
Отметим, что в ведение Юсуфова, или иного (возможного) вице-премьера, курирующего вопросы экономики, территориального развития и пр., можно было бы передать и курирование сельского хозяйства и АПК, отказавшись от соответствующего вице-премьера. Правда, в этом случае вице-премьерские функции и функции министра экономики и территориального развития пришлось бы во избежание сильной нагрузки разделить. Как подвариант, если курирующий сельское хозяйство вице-премьер Васильеву всё же нужен, объединить эту должность с должностью министра сельского хозяйства РД. Это подчеркнёт важность и приоритетность отрасли, а также позволит оптимизировать количество начальников в отрасли.
Кураторские функции Идрисова и Исаева также вполне легко можно объединить: сверхнагрузку вице-премьер, на чью долю выпадет курирование этих вопросов, всё равно не получит. Да и Исаев показывает успехи больше в сельском (тепличном) хозяйстве, нежели в сфере энергетики, транспорта и связи.
Что даёт сокращение вице-премьеров до четырёх или пяти человек? Это не только финансовая оптимизация (экономия на зарплатах и обслуживании деятельности чиновников). Это наделение вице-премьеров большими полномочиями и, соответственно, ответственностью. При этом надо ожидать от них детальной проработки курируемых вопросов и повышения спроса с министерств и ведомств, ответственных за реализацию поставленных перед ними правительством задач.
Сокращение вице-премьеров требует аналогичной работы и с министерствами и ведомствами. Главный тезис предлагаемых «Черновиком» преобразований – это укрупнение министерств путём слияния дублирующих (или схожих по функционалу) структур с соответствующим перераспределением полномочий.
Заметим, что укрупнение министерств и ведомств позволит как минимум высвободить треть сотрудников и быстро достичь оптимизации: экономии бюджетных средств, перераспределения средств в пользу «работающего ядра».
| Министерства и ведомства по состоянию на 16 ноября 2017 года (в скобках дана численность сотрудников) | Предлагаемая «Черновиком» оптимизация министерств и ведомств |
| Министерство труда и социального развития РД (1 510) | |
| Министерство природных ресурсов и экологии РД (149) | |
| Министерство финансов РД (120) | |
| Министерство сельского хозяйства и продовольствия РД (112) | |
| Министерство экономики и территориального развития РД (108) | |
| Министерство строительства, архитектуры и ЖКХ РД (101) | |
| Министерство здравоохранения РД (88) | |
| Министерство промышленности РД (79) | Министерство промышленности, энергетики, транспорта и связи РД |
| Министерство транспорта, энергетики и связи РД (77) | Упразднение путём слияния с Минпромом РД |
| Министерство образования и науки РД (75) | Министерство образования, науки и по делам молодёжи РД |
| Министерство по делам молодёжи РД (22) | Упразднение путём слияния с Минобрнауки РД |
| Государственная жилищная инспекция РД (61) | |
| Служба государственного финансового контроля РД (47) | |
| Комитет по лесному хозяйству РД (44) | |
| Министерство по туризму и народно-художественным промыслам РД (42) | Упразднить путём разделения полномочий между Минспортом РД и Агентством по предпринимательству и инвестициям РД |
| Министерство по физической культуре и спорту РД (40) | Министерство по физической культуре, спорту и туризму РД |
| Агентство по предпринимательству и инвестициям РД (38) | Усилить передачей вопросов торговли от Министерства по земельным, имущественным отношениям и вопросам торговли РД |
| Министерство юстиции РД (35) | |
| Комитет по государственным закупкам РД (35) | |
| Министерство культуры РД (33) | |
| Агентство по охране культурного наследия РД (19) | Упразднение путём передачи полномочий в Минкульт РД |
| Министерство по земельным, имущественным отношениям и вопросам торговли РД (31) | Министерство по земельным, имущественным отношениям РД |
| Министерство по делам ГО, ЧС и ликвидации стихийных бедствий РД (28) | Комитет по делам ГО, ЧС и ликвидации стихийных бедствий РД |
| Министерство печати и информации РД (25) | Упразднение путём слияния на базе Миннаца РД |
| Министерство по национальной политике РД (24) | Министерство по национальной политике, информации, религии и внешним связям РД |
| Комитет по свободе совести, взаимодействию с религиозными организациями РД (24) | Упразднение путём слияния на базе Миннаца РД |
| Республиканская служба по тарифам РД (33) | |
| Агентство по дорожному хозяйству РД (25) | |
| Государственная инспекция РД по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники (24) | |
| Комитет по ветеринарии РД (19) | |
| Управление Правительства РД по вопросам переселения лакского населения Новолакского района на новое место жительства и восстановления Ауховского района (17) |
(ПРЕ)образование…
В прошлом номере «Черновика» уже писали («Грядёт оптимизация власти», «ЧК» №44 от 10 ноября 2017 г.), что в числе тех министерств, которые необходимо оптимизировать, редакция видит необходимость слияния Министерства образования и науки РД с Министерством по делам молодёжи РД.
До того как на федеральном и региональном уровнях стали больше уделять внимание проблемам молодёжи и закачивать в это направление бюджетные деньги, молодёжная политика проводилась в рамках работы Министерства образования и науки РД, а затем оно было отпочковано в отдельный комитет. Затем, когда регионалам стало важно показать Москве, что кадровый лифт работает и для молодёжи, комитет преобразовали в соответствующее министерство. Помимо этого, подспудно должна была реализовываться программа: «образование отдельно от идеологического воспитания». Образование осталось за Минобрнауки, а идеологическое воспитание молодёжи – за Минмолодёжи. Но по факту этого не случилось: оба министерства, хоть и со своей спецификой, отвечали и за первое и второе, однако качественного результата не показали.
В частности, работа с молодёжью лучше не стала («машуки» и прочие тусовочные форумы с однообразным составом участников не в счёт), а где-то даже приобретала скандальные нотки. Достаточно вспомнить скандалы с реализацией программы молодёжного жилья, распределением и освоением грантов, вызвавшие недоумённые вопросы даже у тогдашнего полпреда Сергея Меликова, а из последнего – назначение в руководство Минмолодёжи лиц, не имеющих соответствующего стажа госслужбы.
Серьёзную реструктуризацию эта сфера должна была пережить в январе 2014 года, когда возглавлявший республику Рамазан Абдулатипов объединил два министерства – образования и науки РД и по делам молодёжи РД – в одно: Министерство образования, науки и молодёжной политики РД. Но долго в таком виде оно не продержалось: в июле 2014 года два генерала – Сергей Ченчик и Сергей Меликов – заступились не столько за министерство по делам молодёжи, сколько за тогдашнего его руководителя Заура Курбанова, и в августе того же года молодёжи вернули своё министерство.
Отметим, что по штатной численности (данные приведены на 5 мая 2017 года) Минмолодёжи РД самое маленькое – в нём трудится всего 22 человека. Вся деятельность министерства (проведение форумов, встреч, патриотических бесед и пр.) вертится вокруг республиканской программы «Реализация молодёжной политики в Республике Дагестан на 2015–2017 годы». Основная задача программы: способствование саморазвитию молодёжи, его правильное патриотическое воспитание, а также подготовка тех, кто бы этим воспитанием занимался. Вряд ли в этой программе есть какие-либо задачи, которые нельзя было бы реализовать в рамках объединённого министерства (ну, или комитета). Причём для скорости реализации программ ответственный за молодёжную политику мог бы быть в статусе первого заместителя объединённого министерства.
К суперведомству!
Следующая сфера, просто взывающая к необходимости в преобразовании – это министерства и ведомства, отвечающие за межнациональную, межконфессиональную и идеолого-информационную работу в республике. За эти направления в структуре дагестанской власти отвечает Министерство по национальной политике РД, Министерство печати и информации РД и Комитет по свободе совести, взаимодействию с религиозными организациями РД.
История данных министерств и ведомств достаточно богатая. Они тоже пережили как слияние, так и разделение, но кардинальных изменений в своих компетенциях не пережили. Наивысшей точки своего влияния на происходящие в республике процессы эти структуры достигли, будучи объединёнными в министерство по национальной политике, информации, религии и внешним связям.
Порой, увлёкшись, отдельные его руководители пытались превратить это наиболее информированное из всех министерств в некую мини-спецслужбу, активно работающую в сфере межрелигиозных и внутрирелигиозных отношений. К счастью, вовремя остановились…
Сегодня перечисленные министерства и комитет в разрозненном состоянии малоэффективны. Миннац РД всё ещё как-то выполняет роль некоего посредника-арбитра в решении небольших межнациональных проблем, пытается вырабатывать профилактические решения, но… имеет свой потолок возможностей. Что касается Минпечати РД, то оно так и не смогло перерасти из комитета в полноценное министерство. Отчасти это связано с тем, что оно опутано снизу, словно гирями на ногах, малоэффективными республиканскими печатными изданиями (в том числе на национальных языках), жизнь которых оно вынуждено поддерживать. Сверху развитие ограничивается множеством начальников в АГП со своими видением того, как должны работать медиа. Помимо этого, министерство должно вырабатывать эффективную информационную политику, направленную на доминирование интересов республиканской власти в информационном пространстве. Всего этого в данном министерстве не наблюдается, а инициатива (которая, как известно, наказуема) гасится на корню.
Деятельность же Комитета по свободе совести, взаимодействию с религиозными организациями РД полностью вертится вокруг обслуживания интересов Муфтията РД. Взаимодействие с РПЦ или иудейской общиной носит поверхностный характер. В целом же деятельность комитета, судя по тому, как реализуются республиканские программы, в которых они проходят исполнителями, больше похожа на роль оператора бюджетных средств…
Для сведения: в Миннаце РД работает 24 человека, в Минпечати РД – 25, и в комитете – 24. Слияние этих структур, носящих во многом дублирующие функции, позволит оптимизировать треть штата, при этом сконцентрировав оставшихся на решении реальных задач в области межнациональных и внутри- и межконфессиональных отношений, информационной политики.
По мелочи…
В числе многострадальных министерств, постоянно испытывавших реформирование, можно назвать Министерство промышленности РД. Поначалу оно представляло собой Министерство промышленности, энергетики, транспорта и связи РД. Затем было разделено на Министерство промышленности и торговли РД и Министерство энергетики, транспорта и связи РД. Внутриреспубликанские конфликты привели вскоре к тому, что функция торговли была отобрана у Минпрома и передана Мингосимуществу РД. Было бы логичным оптимизировать эту политизированную структуру, возродив Министерство промышленности, энергетики, транспорта и связи РД.
Что касается торговли, то сохранять эти полномочия за Минимуществом нелогично. Можно было бы передать их в ведение Минэкономики либо усилить ими Агентство по предпринимательству и инвестициям РД. В пользу этого решения играет не только то, что задачи однородны, но и то, что в агентстве самоотверженно трудится 38 человек!
Министерство туризма и народных промыслов РД, где трудится 44 человека, по сути своей бессмысленно! Взлетев из обычного агентства на уровень комитета, а затем и министерства, оно себя не оправдало. Его функции с лёгкостью возьмут на себя Министерство физкультуры и спорта РД (туризм) и то же Агентство по предпринимательству и инвестициям РД (народные промыслы).
С лёгкостью список министерств и ведомств можно подсократить, передав функции республиканского агентства по охране культурного наследия, состоящего из 19 человек, Минкульту Дагестана.
Помимо этого, статус Министерства по делам ГО, ЧС и ликвидации стихийных бедствий РД можно понизить до уровня комитета. Мы понимаем, что, когда министерство возглавляет друг Шойгу, то делать этого не хочется, но и смысла сохранять статус структуре, по факту не обременённой сильной нагрузкой, нет.
P. S. Исполнительная власть Дагестана, состоящая из премьер-министра, двух первых вице-премьеров, шести вице-премьеров, 18 министерств, 4 комитетов, трёх агентств, двух служб, двух инспекций, одного управления и одного представительства должна (если к мнению «Черновика» прислушаются) преобразоваться. Она может состоять из премьер-министра, одного первого вице-премьера, 4 (5) вице-премьеров, 14 министерств, 3 комитетов, 2 агентств, двух служб, двух инспекций, одного управления и одного представительства. И это ещё, при правильном подборе руководства министерств и ведомств, не предел.
Черновик
ЧИТАЙТЕ В СЕРОМ ЖУРНАЛЕ:
kopomko.ru
Почему замедлился процесс обновления в Дагестане
Недавние перестановки в ряде ключевых министерств Правительства Республики Дагестан не только актуализировали кадровую повестку в СМИ, но и в очередной раз дали надежду рядовым дагестанцам на какие-то изменения к лучшему. Ожидались дальнейшие пертурбации на республиканском и муниципальном уровнях власти. Но после кратковременного периода громких арестов, посадок и назначений процесс обновления вдруг замедлился. Мы попытались разобраться, с чем связана эта «аритмия» и чего нам ждать от новых членов правительства и властей в целом.
За последние несколько месяцев были назначены министры образования, здравоохранения, экономики и территориального развития, сельского хозяйства, земельных и имущественных отношений. То есть практически полностью обновлен руководящий состав социально-экономического блока. Некоторые из новых назначенцев оказались несколько неожиданными. Другие постоянно находились в обойме кандидатов на повышение в должности и были спокойно восприняты экспертным сообществом и населением. Чем руководствовался врио главы РД и его окружение при выборе кандидатов? И чего нам ожидать от обновленного кабинета министров?
С просьбой прокомментировать кадровую политику при Васильеве и последние назначения мы обратились к общественному деятелю, бывшему министру по национальной политике, информации и внешним связям РД Эдуарду Уразаеву. По мнению Уразаева, осторожная тактика Васильева в подборе и назначении должностных лиц, особенно на первоначальном этапе, была связана с рядом факторов.
Во-первых, это та внезапность, с которой было произведено назначение (не будем здесь вдаваться в процедурные вопросы и роль Народного Собрания РД в этом процессе) самого Васильева. Необходимо было определенное время для анализа ситуации, подготовки, принятия и реализации решений.
Во-вторых, врио главы республики уже давно зарекомендовал себя как человек осторожный и не склонный к импульсивным и необдуманным решениям.
В-третьих, Васильев не хотел делать резких движений и рисковать перед прошедшими в марте выборами президента страны.
Однако по истечении некоторого времени новый руководитель Дагестана перешел от осмотрительной и доброжелательной тактики к тактике точечных арестов и последующих, столь же точечных назначений на освободившиеся посты. Те критерии, которыми он руководствуется при выборе новых кандидатов, вполне понятны. Судя по всему, основными требованиями, предъявляемыми к кандидатам на посты, были непричастность к коррупционной системе, сложившейся в республике, и компетентность.
Уммупазиль Омарова в качестве министра образования, очевидно, была рекомендована врио главы как человек, имеющий репутацию высокообразованного профессионала, не замешанного в различных скандальных историях, которыми порой изобилуют биографии дагестанских чиновников. Доктор юридических наук, с большим опытом работы на посту Уполномоченного по правам человека и в качестве вице-премьера при руководстве Муху Гимбатовича Алиева.
Впрочем, именно к периоду ее омбудсменства есть определенные вопросы. Многие правозащитники и общественные деятели склонны видеть в ней конформиста, который за долгие годы на посту не смог или не пожелал вырвать из цепких рук правоохранителей ни одного подозреваемого/подследственного, в виновности которого были веские основания сомневаться.
Осман Хасбулатов сумел сориентироваться и произвести хорошее впечатление на врио главы в ходе визита делегации официальных лиц РД в Республику Татарстан (осведомленность в вопросах маршрутизации заявок в МФЦ оказалась как никогда кстати). Больше он пока ничем не отметился.
В пользу нового министра здравоохранения сыграло несколько факторов. Доктор медицинских наук, опыт руководящей работы (экс-главврач санчасти УФСБ) и работа в коллективах, мало связанных со взяткополучательством или иными скандалами. Поэтому Гаджиибрагимов не мог не привлечь внимания неформальных рекрутеров из васильевского пула.
Министр сельского хозяйства и продовольствия РД Абумуслим Абдулмуслимов оказался, пожалуй, самым неожиданным назначенцем. Несмотря на наличие профильного образования и даже ученой степени, новый министр никогда не трудился на ниве сельского хозяйства. Однако в правоохранительной системе он свой человек (а это сейчас, как мы уже отметили, очень важный момент). За непродолжительный период нахождения на посту успел «встряхнуть» свой коллектив и муниципалов. А сейчас активно борется с нашествием саранчи.
Таким образом, как считает Уразаев, можно утверждать, что какие-то принципы и критерии при подборе кадров ныне соблюдаются. В отличие от периода абдулатиповского правления.
Тем не менее кадровую политику Владимира Васильева можно охарактеризовать как противоречивую и половинчатую. Выбор кандидатов по-прежнему происходит кулуарно, нет широко обсуждения претендентов (выбивается из этого ряда случай, когда Васильев обратился к аудитории с просьбой рекомендовать кандидата на пост создаваемого Комитета по строительству и архитектуре). Вопрос формирования структуры и состава нового кабинета министров не решен до конца даже по истечении 8 месяцев. Главный руководящий орган республики до сих пор не может полноценно функционировать. Ранее такой подход был объясним. Вероятно, что Васильев, Здунов и Иванов ожидали окончания процесса формирования структуры и состава федерального правительства и каких-то сигналов сверху. Но в Москве по обоим вопросам определились быстро и теперь уже нельзя медлить и руководству Дагестана.
Владимир Абдуалиевич, по наблюдениям Уразаева, в принципе не склонен оперировать концептуальными конструкциями и заниматься морализаторством, как это любил Рамазан Абдулатипов. Он пытается решать конкретные задачи по мере их возникновения, занимается текучкой, реализацией целевых программ и указов президента. И считает, что этого достаточно для эффективного управления.
Есть еще один фактор, который мешает Васильеву вести более динамичную кадровую политику. Фактически кампания по избранию главы РД уже запущена. 9 сентября депутаты НС РД будут выбирать из кандидатов, предложенных президентом страны. В преддверии этого события Васильев не будет форсировать антикоррупционную кампанию, кадровые изменения и административную реформу.
Примечательно в этой связи и его выступление от 14 мая текущего года. На оперативном совещании Васильев заметил, что его-де спрашивают, в том числе и министры: «Надолго ли Вы к нам?». На это он им ответил, что будет работать, пока его поддерживают президент Путин и народ Дагестана.
Последние шаги врио главы РД, продолжение серий уголовных дел, таких как возбуждение уголовного дела против руководителя регионального ВТЭКа Махачева и решительность в вопросе сноса незаконных строек, демонстрируют его намерение работать в Дагестане по крайней мере еще года полтора-два. Такие действия имеют, как палка о двух концах, как позитивные результаты, так и протест электората. Да, Путин при назначении Васильева давал наказ работать до сентября, до выборов. Но серьезных оснований менять его пока нет. Это будет интерпретироваться как непродуманное решение и потеря лица как федеральным центром, так и персонально Васильевым.
Старший научный сотрудник Института проблем рынка РАН Михаил Чернышов видит корень проблем текущей кадровой политики в отсутствии четкой стратегии развития: «Сначала необходимо определить, куда именно двигается Дагестан, артикулировать основные задачи и уже под эти задачи набирать команду. А что мы видим вместо этого? Прошло 8 месяцев со дня назначения нового врио, но мы до сих пор не услышали послания главы РД. До нас до сих пор не довели, как именно мы будем развиваться и будем ли вообще. Вместо этого обозначена текущая повестка, наполненная призывами повысить фискальную дисциплину и укрепить налоговую базу. Но дело в том, что если все задачи Правительства РД сводятся к тому, чтобы посадить максимальное количество чиновников и выжать побольше из владельцев банкетных залов, автозаправок, кирпичных и плиточных заводов («Мараби» успешно поглотил сотни миллионов рублей и теперь объявлен банкротом), то нужны одни специалисты. Если же планируется серьезная работа над инфраструктурными проектами и реальная поддержка предпринимателей, то необходимо привлечь профессионалов другого направления и квалификации.
Что касается последних назначений, то надо понимать, что руководителю необходимо от 3 до 6 месяцев минимум только для того, чтобы вникнуть в суть дела. При этом необходимо отметить, что никто из новых назначенцев не имеет опыта управления в той отрасли, на которую они направлены. Так что, возможно, им понадобится даже больший объем времени.
На одном из семинаров в Институте экономики ДНЦ РАН бывший начальник контрольного управления АГиП РД Акилов предложил следующий способ пополнения бюджета. По его мнению, необходимо разобраться с ситуацией, при которой отчисления в ФОМС за сотни тысяч дагестанцев, работающих за пределами республики, выплачиваются не их непосредственными работодателями, а организациями, зарегистрированными в Республике Дагестан. Решив эту проблему, мы бы пополнили бюджет РД на 1,5 млрд рублей. Вот так экспертное мнение одного специалиста может подсказать, как привлечь в экономику региона сумму, равную годовой выручке целого ряда крупнейших промышленных предприятий республики».
Новое дело
ЧИТАЙТЕ В СЕРОМ ЖУРНАЛЕ:
kopomko.ru
«Заур-микрофон». История Заура Курбанова – министра молодежной политики Дагестана
Курбанов Заур, человек у себя на родине широкоизвестный. В родном ему Кизлярском районе его знают как “Заур микрофон”, или “Гнилой Заур”. Это действительно так – министр по делам молодежи Дагестана личность весьма интересная. Чтобы понять суть Заура мы вернемся немного в прошлое.

Заур Курбанов
Заур Курбанов два года назад, был простым начальником отдела по делам молодежи Кизлярского района, с зарплатой 17 тысяч деревянных. Тогда он занимал скромные позиции в Молодой Гвардии Дагестана. Но в жизни каждого появляется шанс выстрелить, и Заур его не упустил. В марте 2013 года Зауру Курбанову досталась такая возможность выступить перед Абдулатиповым на стратегической сессии «За будущее Дагестана». После доклада, Абдулатипов приметил его и пристроил в администрацию президента к Шахову Шахабасу, должность у Заура была формальная, никакой работы Курбанов не показал. Но опять же оказался в нужном место в нужное время. Дело в том, что летом 2013 года Кахриманову искали замену, так как Заур Нариманович слишком долго засиделся в кресле председателя.
Замена Кахриманову была необходима и тут наш «везунчик» попал в поле зрения.
Став председателем комитета по делам молодежи РД, Курбанов заболел звёздной болезнью и потерял стыд окончательно. Новая должность позволила ему включиться в систему Распила бюджета через подведомственные учреждения.
Система Распила существовавшая при его ведомстве была проста и включала в себя: 5 казенных учреждений со своим бюджетом, печатью бухгалтерией.
Информационно Аналитический центр — 7 млн.
Молодежный Культурный Центр — 5 млн.
ДагПатриотЦентр — 4 млн.
Республиканский дом детских, молодежных общественных организаций — 6 млн.
Молодежный инновационный центр — 4 млн.
Итого 28 млн. Не считая ФЦП и Распил «Машука».
Эти конторы действительно существуют, и у них весьма серьезный бюджет. Но мы даже не сомневаемся, что вы впервые слышите эти названия. Что не удивительно, ведь их цель пилить деньги и только.
Главный способ воровства — это создание штата «мертвых душ», которые появляются только в день зарплаты и на имуществе, которая хранится на балансе центра. Машины, оборудование (по бумагам самое современное) и так далее. Например, списывание имущества и продажа его на закрытых аукционах за копейки. Эти и другие виды воровства выполняли директора, по указке Председателя, а ныне Министра.
Но Курбанов, не был бы Гнилым Зауром если бы не заставил бы «отжиматься» всех директоров. Когда при Кахриманове ставка «отжима» была еще более менее, то Курбанов совсем от жадности потерял чувство меры, настолько, что директора центров начали в спешке покидать свои центры, ибо уже воровать не выгодно. Но, и в этом случае Заур Микрофон не растерялся и посадил на должности “ручных” директоров, не имеющих собственного мнения.
Пилить, так пилить и снова мертвые души
Северо-Кавказский форум Машук вообще является полигоном самых разных методов воровства: фиктивные гранты и проекты, которые вообще не реализовываются.
Ежегодно количество Распила на душу дагестанских Грантоедов приходится сумма около 25 млн.
Самый популярный вопрос на форуме «а ты через кого делаешь?»
Так сложилось, что Заур и тут имеет свою долю, опять таки, система воровства стара как мир. Прихвосты, которых отправляют на форум получают 5 тысяч, а остальное отдают своим нанимателям.
Только за 2014 год Курбанов организовал порядка 30 мертвых душ. Сумма отчислений на них варьируется в пределах от 100 до 500 тысяч, умножьте эту цифру на 25 и поймите уровень масштаба коррупции.
Каспий
Третьей статьёй доходов является молодежный форум Каспий. Это мероприятие для Гнилого является «курочкой», которая несёт золотые яйца. Но, по сути оно не несет никакой пользы для дагестанской молодежи. Здесь нет ни образовательной составляющей, ни грантов на интересные проекты, ни воспитательных функций. Среди молодежи форум «Каспий» давно пользуется репутацией тусовки и шведского стола, при желании там можно и пивка попить, и кальян покурить, и никаких сложностей в этом не было, на территории форума находился ресторанчик в котором все эти блага и подавались за скромное вознаграждение, все бы ничего если бы не та баснословная сумма, что списывалась на его организацию и проведение. И это в тот момент, когда республиканский бюджет, мягко говоря, дефицитный. А между тем на проведение форума Министерство потратило последние деньги. Что же может заставить руководителя спустить весь бюджет на пустое мероприятие и оставить ведомство без средств для осуществления своей прямой обязанности – “молодежной политики”. Ответ на этот вопрос прост – конечно же, его величество РАСПИЛ!
Официально на Каспий 2014 потрачено порядка 10-11 миллионов рублей. К примеру, на эту сумму можно закупить компьютерные классы в 11 школ, или построить небольшой детский сад на 40 мест, ну или вовсе поддержать 100 молодежных проектов. Но зачем? Когда чувствуешь своей задницей, как под тобой шатается кресло — надо наворовать себе выходное пособие. Как известно, форум прошел в санатории Каспий. Санаторий не является государственным, автоматически возникает вопрос — «нафига?». Имея государственные санатории и базы, МинМол решает провести форум, заплатив огромные деньги частным структурам? Но на этом “Волшебство Каспия” не заканчивается. Другой интересный факт — по заявлению МинМола за оформление сцены заплатило 1.5 млн рублей, хотя сами, те кто выполнил работу ООО «Прибой» открыто заявляют, что за оформление они попросили всего 450 тысяч рублей, интересно куда ушло 1,1 миллионов? Или там у них комиссия такая?
Разобрав всего лишь одну статью расходов, понимаешь насколько масштабный Распил творился на Каспий 2014. Жадность и алчность Гнилого Заура настолько сильна, что тот даже решил кинуть тех молодых ребят, которые работали на этом форуме: группу контроля и инструкторскую команду. Когда пришло время платить персоналу, Курбанов просто начал придираться к работе молодых людей, устанавливая штрафы по самым бредовым поводам. Правда, довести это дело до конца ему не удалось – слишком велико было негодование работников, да и видимо в этом его кто-то одернул. Но остаются вопросы по тому как был оформлен форум. Бухгалтерия его, мягко говоря, небезупречна…Осталось ждать появление тендера на сайте госзакупок.
Однако следует признать, что Заур очень талантливый вор, но при этом плохой юрист. Не разместив ни одного тендера на госзакупках по поводу Каспия, он провел весь форум в долг, а все вопросы будет закрывать налом по факту обналички средств через подставные фирмы — это хищение бюджета. И видимо собирается оформить все задним числом.
Прокуратура уже начала проверки по поводу нецелевого использования бюджета. А это значит, что, такой способ оплаты «налом» приемлем для Распила. По самым скромным расчетам, Заур Курбанов украл около 4 млн рублей. Так как Заур даже сэкономил на своих же товарищах-ребятах, обслуживавших форум: инструкторах и группе контроля. По словам молодых людей такого «кидняка» от Заура не ожидал никто. Повадки Курбанова, легко объяснимы. Не показывая результата, понимая, что все идет к тому, что скоро Курбанова снимут с должности – он пустился во все тяжкие. Посмотрим, встанет ли на защиту своего протеже Сагид Муртазалиев по старой Кизлярской дружбе, покажет время. Но факт что молодежная политика вновь провалена. Всем понятно, что свой “испытательный срок” Заурка провалил. Из-за отсутствия той самой молодежной политики в рядах ИГИЛ все больше и больше дагестанцев. То что за последние годы молодежь Дагестана – синоним красных мокасин, кепок фбр, изнасилований, избиений девушек, наркоторговцев и так далее – для Гнилого Заура не стало поводом для того чтобы засучить рукава и начать работать. Для него это просто повод потрясти бюджет.
kopomko.ru
Мекегинский картель | Серый журнал
Прошедшие две недели оказались богатыми на горячие новости для жителей Дагестана. Правда, на этот раз обошлось без громких терактов и убийств. Сначала важное сообщение пришло из Северо-Кавказского окружного военного суда, который приговорил к пожизненному заключению экс-мэра Махачкалы Саида Амирова. А 9 сентября Басманный суд Москвы заочно арестовал главного оппонента Амирова и свидетеля по его делу, олимпийского чемпиона по вольной борьбе и главу дагестанского Пенсионного фонда Сагида Муртазалиева.
С дагестанской политической арены выбыли сразу два тяжеловеса. Как сегодня живет этот некогда нестабильный регион? Кто займет место на политическом олимпе в республике? Какой из местных кланов в ближайшие несколько лет будет контролировать Дагестан? Обо всем этом в специальном расследовании «Совершенно секретно».
Пожизненный приговор Саиду Амирову стал большой неожиданностью для жителей республики. Все наши собеседники были уверены в серьезном сроке, но не настолько суровом. Амирову, говорят знающие его люди, не столь важно, в каких условиях отбывать наказание. Главное, чтобы в его отсутствие не растащили все имущество. Кроме того, он хотел бы в этой истории еще и сохранить лицо. Теперь, судя по всему, отсутствие Амирова будет слишком долгим, чтобы все осталось, как и раньше, в его руках. Ну, а о самом некогда могущественном мэре Махачкалы уже через каких-нибудь несколько лет будут помнить лишь его близкие родственники.
ГЛАВА ПЕНСИОННОГО ФОНДА ФИНАНСИРОВАЛ БОЕВИКОВ
Что касается главы Пенсионного фонда Сагида Муртазалиева, то до последнего времени в Москве, по нашим данным, очень высокопоставленные персоны пытались решить его вопрос в положительную сторону. Затянувшаяся с конца июля пауза (именно тогда был арестован и доставлен вертолетом в Москву глава Кизлярского района Андрей Виноградов, а у следствия возник ряд вопросов по этому делу к Муртазалиеву. – Прим. ред.), по мнению наших источников, была связана с тем, что за олимпийского чемпиона по вольной борьбе заступался Рамзан Кадыров. В республике ни для кого не секрет, что несколько лет назад Сагид Муртазалиев породнился с главой Чечни, взяв себе второй женой двоюродную сестру Кадырова.
Так в чем же конкретно подозревается глава дагестанского Пенсионного фонда? Сыщики уверены, что в марте 2009 года Сагид Муртазалиев, в то время еще глава Кизлярского района, через пособника боевиков Рабаданова передал 2 млн 700 тыс. рублей лидеру местной бандгруппы Абдулле Саадулаеву по кличке Дауд. Эти деньги якобы предназначались для поддержания бандитов взамен на выполнение ими ряда деликатных поручений.
Но 19 сентября того же года силовики ликвидировали Дауда. После назначения Муртазалиева весной 2010 года главой республиканского пенсионного фонда, по версии следствия, он рассказал о своих планах продолжить финансирование кизлярской бандгруппы экс-руководителю отделения пенсионного фонда по Кизлярскому району Омару Асадулаеву и тогда еще первому заместителю главы района Андрею Виноградову.
А уже в конце июня 2010 года Муртазалиев, согласно материалам дела, встретился в кизлярском кафе «Сидней 2000» со своим знакомым Юсупом Гасановым и предложил дать местной бандгруппе 100 тыс. долларов, пообещав при этом дальнейшее финансирование, если боевики исполнят заказ на убийство заместителя начальника отдела Центра противодействия экстремизму (ЦПЭ) Шевкета Куджаева и вице-мэра Кизляра Василия Наумочкина. «Сидней 2000», по нашим данным, принадлежит лично Муртазалиеву и использовалось олимпийским чемпионом фактически как штаб-квартира.
Мотивом послужило то, что Наумочкин, будучи влиятельным в районе политиком и общественником, а с марта 2010 года – еще и вице-мэром Кизляра, «… открыто выражал свое несогласие с решениями, принимаемыми Муртазалиевым, тем самым оказывая ему реальное противодействие». А Шевкет Куджаев «принимал активное участие в выявлении и раскрытии преступлений» той бандгруппы, которую, по данным следствия, использовал в своих целях Муртазалиев.
Гасанов передал это предложение новому лидеру бандгруппы Пахрудину Гаджиеву, который согласился, но потребовал личной встречи с Виноградовым. Муртазалиев, по версии следствия, передал Виноградову и Асадулаеву 3 млн рублей и поручил передать их Гаджиеву. Передача денег состоялась в начале июля на окраине села Серебряковка, куда Гасанов привез Виноградова и Асадулаева для встречи с главарем банды.
Шевкет Куджаев был убит 3 августа, а 23-го было совершено покушение на вице-мэра Кизляра. Но Наумочкин выжил.
МЕКЕГИНСКИЙ КЛАН
После вынужденного ухода с политической сцены даргинца Саида Амирова и аварца Сагида Муртазалиева в Дагестане на вершине властной вертикали прочно укрепились мекегинцы. Село Мекеги находится в 100 км от Махачкалы в Левашинском районе Дагестана. Уроженцы этого села, оказавшись на различных должностях в республиканском правительстве и дагестанских муниципальных образованиях, объединились в так называемый мекегинский клан.
Этнически это те же даргинцы, но сами себя они предпочитают называть именно мекегинцами. Направленному из Москвы, но долго отсутствующему в республике аварцу Рамазану Абдулатипову было важно заручиться поддержкой влиятельного клана. И им оказались мекегинцы.
Лидером мекегинского клана является Абдусамад Гамидов. Абдусамад почти 15 лет возглавлял министерство финансов республики. Этот пост он занял вместо своего брата Гамида Гамидова, который был взорван 20 августа 1996 года прямо у здания министерства. По нашим данным, подрыв, в котором пострадали более 20 человек, стал результатом соперничества Гамидова с Саидом Амировым за лидерство среди даргинцев.
И хотя, как рассказывают очевидцы, Амиров клялся на Коране перед матерью Гамидова, что это не он убил ее сына, многие так и не изменили своего мнения о том, кто стоит за этим громким убийством. В 2013 году, вскоре после утверждения главой республики Рамазана Абдулатипова, Абдусамад Гамидов был назначен председателем правительства Дагестана.
В мекегинский клан помимо Гамидова входит экс-мэр Каспийска, города-спутника Махачкалы, Джамалудин Омаров. Он же является дядей дагестанского премьера. Сегодня Каспийском руководит зять Омарова Магомед Абдулаев. Мекегинец и бывший после Саида Амирова мэр Махачкалы Магомед Сулейманов, известный в республике под кличкой Моряк, – двоюродный брат Гамидова. Активная фаза карьерного роста Сулейманова началась в прибрежном городе Избербаш, где он около 10 лет был главой.
Именно в период его руководства городом прибрежные городские земли Избербаша и соседнего Каякентского района из состава особо охраняемых территорий рекреационного назначения переходили в частные руки под застройку. Разразившийся было земельный скандал, как утверждают наши собеседники из правоохранительных органов, прикрыли сомнительными документами о якобы затоплении прибрежной зоны.
После Избербаша в 2007 году Моряк на три года пересел в кресло председателя Народного собрания Дагестана. В те годы президенту республики Муху Алиеву на этом посту нужен был подконтрольный, не обладающий развитым критическим мышлением человек. Ни представитель из окружения Магомедали Магомедова, ни Саида Амирова на этот пост не подходил. В этом ключе показательна история, которая произошла во время посещения Дагестана тогда еще лидером партии «Яблоко» Григорием Явлинским.
Причиной визита известного российского политика стало избиение в Махачкале члена местного отделения партии и журналиста Рустама Салахбекова. Салахбеков в своих публикациях резко критиковал дагестанских чиновников, провел ряд журналистских расследований, чем нажил себе достаточное количество недоброжелателей. Как рассказали нам свидетели тех событий, приехавших в Махачкалу Явлинского и Салахбекова принял в своем кабинете председатель Народного собрания Магомед Сулейманов. В процессе разговора Моряк стал предъявлять претензии к работе журналиста, упрекая его в подрывной деятельности по отношению к официальной власти и государственному строю.
Салахбеков стал спорить с Сулеймановым и доказывать, что это не так. Тогда Моряк, бывший профессиональный спортсмен, ни сколько не смущаясь присутствия Григория Явлинского, вызвал Рустама Салахбекова на борцовский поединок. Но в 2010-м Сулейманов добровольно покидает парламент и становится главой республиканского Фонда обязательного медицинского страхования, бюджет которого сопоставим с бюджетом всего Дагестана.
Представители местных спецслужб на условиях анонимности рассказали нам, что Сулейманов находился в их активной разработке по фактам вывода бюджетных средств из ФОМСа. По их предварительным подсчетам, за годы руководства фондом Сулеймановым ФОМС лишился не менее 3 млрд рублей. Но оперативное дело было заморожено вышестоящим начальством, а в 2013 году Рамазан Абдулатипов назначил Магомеда Сулейманова на должность главы Махачкалы.
Как Моряк руководил столицей, рассказывают простые махачкалинцы. На фоне «потемкинского» благоустройства (облагородили городской пляж, несколько парков в центре города, посадили цветы и отремонтировали филармонию) при Сулейманове возросли и продолжают сейчас оставаться высокими ставки по устройству ребенка в детский сад (сегодня ставка в Махачкале составляет 100 тысяч рублей. – Прим. авт.). Из обещанных 34 новых школ и детских садов в городе были построены всего 4 школы и несколько садиков.
Ремонт дорог был вообще приостановлен. Как рассказывают наши источники в республике, все пригородные карьеры с песком и щебенкой, а также асфальтовый завод принадлежали экс-мэру дагестанской столицы Саиду Амирову. Магомед Сулейманов не захотел приобретать материалы для дорожных работ у амировских компаний и начал строить свой асфальтовый завод в пригороде Махачкалы. Итог – строительство дорог в городе было заморожено почти на целый год. И этот список можно продолжать еще долго.
После ухода Сулейманова с поста главы Избербаша городом стал руководить его брат, тоже мекегинец. Мекегинцы возглавляют еще несколько крупных районов республики. Как утверждают представители местных правоохранительных органов, с финансами у этого клана все более чем хорошо. Единственное, что отличает их от одиозных Амирова и Муртазалиева, – их никогда не подозревали в «кровавых разборках». А за это в республике на многое готовы закрывать глаза.
МУСА МУСАЕВ МОЖЕТ ИЗБАВИТЬСЯ ОТ ПРИСТАВКИ «И. О.»
Вынужденный отъезд за границу Муртазалиева сыграл на руку именно действующей дагестанской власти. Руководитель Пенсионного фонда был неподконтролен республиканским высокопоставленным чиновникам. Близкое окружение главы республики не могло позвонить по телефону руководителю республиканского Пенсионного фонда и указать, что тому нужно сделать.
В то время как, по нашим данным, нынешнему исполняющему обязанности мэра Махачкалы Мусе Мусаеву может позвонить, например, начальник охраны главы республики или родной брат Рамазана Абдулатипова с указанием, кому конкретно передать тот или иной участок городской земли. Муртазалиев же видел себя на месте градоначальника с целью последующего прыжка в кресло главы республики. Случись это, никто из нынешних власть имущих не осмелился бы обратиться к нему с подобными приказами. Многие просто его боялись.
В ближайшее время Муса Мусаев может избавится от приставки «и. о.» и станет полноправным градоначальником республиканской столицы. Источники же «Совершенно секретно» в дагестанском правительстве характеризуют Мусаева как довольно слабого хозяйственника, полностью подконтрольного председателю правительства Гамидова. И действительно, в разные годы Мусаев работал в республиканском Министерстве финансов именно в бытность главой минфина Абдусамада Гамидова.
На случай если Рамазану Абдулатипову не продлят полномочия на следующий срок, мекегинский клан еще больше активизирует работу по продвижению на этот высокий пост премьер-министра Гамидова.
Союзником мекегинского клана в выборе следующего руководителя Дагестана вполне может стать и бывший президент республики Магомедсалам Магомедов. Сейчас экс-глава республики возглавляет одно из управлений в администрации Президента России. Даргинцы известны тем, что в сложные и важные моменты умеют сплотиться вокруг одной цели. Для чего это нужно? Даргинец во главе Дагестана будет означать для мекегинцев возможность решать любые свои финансовые вопросы.ПРЕТЕНДЕНТЫ
Разговоры о новых кандидатах на пост главы Дагестана пошли уже через год после начала работы Рамазана Абдулатипова. Большое количество недовольных политикой республиканских властей было вызвано в первую очередь вернувшейся в Дагестан клановой системой. Но, по мнению наблюдателей, изжить клановость в многонациональной республике не удастся еще долго. Любой очередной претендент на высший дагестанский пост, обсуждаемый в высоких кабинетах, автоматически тянет за собой свою национальную команду и имеет криминальный багаж за спиной.
Еще одна фамилия, которая постоянно звучит накануне смены элит в Дагестане, – это начальник Управления Федерального казначейства по Республике Дагестан Сайгидгусейн Магомедов. За глаза многие называют его предельно просто – «казначей». У «казначея», по данным наших собеседников, хорошие связи с руководителями федеральных силовых структур. Ушедший в отставку в 2013 году глава Пограничной службы России Владимир Проничев был частым гостем на даче Магомедова у Каспийского моря. По словам наших источников, с каждого крупного перевода Магомедов получает 2 %. Но местным спецслужбам до сих пор не дают отмашку сверху.
«Казначей» женат на сестре Газимагомеда Гимринского. Гимринский – участник боевых действий в Чечне, депутат республиканского парламента нескольких созывов. По роковому стечению обстоятельств был убит своим воспитанником, ставшим впоследствии одним из самых кровавых лидеров бандподполья Ибрагимом Гаджидадаевым («Совершенно секретно» от … – Прим. ред.).
Возможно, именно поэтому Сайгидгусейн Магомедов никогда не был жертвой вымогательства со стороны «лесных братьев». Но на руках «казначея» нет крови, и его высокопоставленные друзья постоянно пытаются продвинуть его кандидатуру на пост главы республики. Умение поддерживать со всеми дружеские отношения позволяют ему вот уже более 15 лет бессменно находиться на своем посту.
Любопытная деталь – само назначение Магомедова в казначейство произошло в Москве без ведома тогдашнего главы Дагестана Магомедали Магомедова, что для республики того времени исключительный случай.
Единственный, чья кандидатура всерьез обсуждалась в Кремле еще в конце прошлого года и кто не связан с местными элитами, – нынешний полномочный представитель президента в Северо-Кавказском федеральном округе Сергей Меликов. Лезгин по национальности, Меликов профессиональный военный. Возглавляя в 2011 году группировку внутренних войск в Чечне, за два месяца уничтожил всех боевиков в одном из самых криминогенных районов.
Приемный сын Меликова героически погиб во время проведения контртеррористической операции. За что посмертно получил звезду Героя России. За 10 лет, проведенных в группировке федеральных войск в Ханкале, Сергей Меликов наладил дружеские отношения с Рамзаном Кадыровым. Сегодня двоюродный брат чеченского лидера является первым замом Меликова в полпредстве. Но, по нашим данным, получив предложение возглавить Дагестан, генерал сам от него отказался.
С ДВОРКОВИЧЕМ ЗИЯВУДИН МАГОМЕДОВ ПОЗНАКОМИЛСЯ ЕЩЕ В МГУ
Тем не менее всем потенциальным кандидатам на пост главы республики нужно заручиться поддержкой хотя бы одной из двух крупнейших финансовых групп республики. Это либо Сулейман Керимов, либо братья Магомедовы и их группа «Сумма».
Именно так было с назначением главой Дагестана Магомедсалама Магомедова, которого, по информации наших источников, именно Сулейман Керимов порекомендовал в Кремле и организовал ряд встреч с первыми лицами государства. Правда, через несколько лет Керимов разочаровался в своем выборе. Магомедсалам не оправдал надежд, нарушив целый ряд договоренностей, связанных в том числе и с содействием структурам Керимова в передаче морского порта и аэропорта в Махачкале.
По некоторой информации, к назначению Рамазана Абдулатипова, пришедшего на смену Магомедсаламу, непосредственное отношение имели уже братья Магомед и Зиявудин Магомедовы. Братья Магомедовы по национальности аварцы. Оба в 1993 году окончили экономический факультет МГУ. Именно здесь Зиявудин познакомился со своим однокурсником, будущим вице-премьером российского правительства Аркадием Дворковичем.
Эксперты указывают на то, что именно в период президентства Дмитрия Медведева группа компаний Магомедовых «Сумма» стремительно начала набирать обороты. В отличие от Сулеймана Керимова братья Магомедовы выбирают своих сторонников не только из старой политической колоды, но и выращивают молодые кадры. Так, их ставленником является глава Хунзахского района Дагестана Саид Юсупов.
Юсупов, занявший этот пост два года назад, еще в 2011 году работал директором краснодарского филиала компании «Суммателеком». По мнению наблюдателей, братья Магомедовы намерены и дальше продвигать Саида Юсупова по политической карьерной лестнице.
ДЕРБЕНТ И ОКРЕСТНОСТИ ПОД ПАТРОНАЖЕМ ЭКС-ПРОКУРОРА
Этим летом свой пост неожиданно покинул глава Дербента Имам Яралиев. У него, конечно, не было президентских амбиций, но желание взять под свой контроль территорию Южного Дагестана было слишком велико. Тем более неожиданной была его отставка в самом начале его очередного мэрского срока (следующие выборы мэра Дербента должны были состояться только в 2018 году. – Прим. ред.).
Яралиев по национальности лезгин. Почти 11 лет он возглавлял прокуратуру республики. Но в 2006 году с приходом к власти Муху Алиева лишился поста прокурора и ушел в глубокую оппозицию. Тем не менее, вопреки действующей тогда власти, Яралиеву удалось выиграть выборы главы в своем родном Сулейман-Стальском районе. А в 2009-м на выборах мэра Дербента после череды громких скандалов экс-прокурор через суд добился признания результатов выборов недействительными и занял кресло главы древнейшего южного города России.
В январе 2015 года Яралиев переизбрался на новый срок, и, казалось, ничто не должно было омрачить его правление. Заявление о добровольной отставке, как говорят, было вынужденным решением. Яралиеву принадлежит ставший известным на всю страну бренд минеральной воды «Рычал-Су». К бывшему дагестанскому прокурору, а ныне крупному бизнесмену появилось много вопросов не только со стороны республиканских властей, но и со стороны правоохранительных органов.
Сразу после очередного переизбрания в отношении Имама Яралиева было возбуждено уголовное дело по факту незаконной передачи городских земель в частные руки. К тому же в республику приезжал полпред президента в СКФО Сергей Меликов и прилюдно критиковал результаты работы Яралиева по подготовке к 2000-му юбилею Дербента.
Сам Яралиев, по нашим данным, в этот период большую часть времени проводил в Москве, пытаясь решить свои проблемы. Но время, когда главу Дербента поддерживали высокопоставленные федеральные чиновники и крупный бизнес в лице Сулеймана Керимова, прошло. Ему на смену пришло разочарование.
У Яралиева с республиканским центром отношения не складывались еще со времен, когда президентом республики был Муху Алиев. Уже тогда все, кто знал лично Имама Яралиева, были уверены: стань экс-прокурор республики мэром Дербента, он подомнет под себя весь Южный Дагестан.
Однако в подковерных войнах первым пал Алиев, а связи Яралиева на федеральном уровне, в том числе и среди высокопоставленных сотрудников Генеральной прокуратуры, а также не без помощи крупного бизнеса позволили ему возглавить администрацию древнейшего российского города.
И практически сразу, как и предполагали многие, Имаму Яралиеву удалось посадить в кресла руководителей близлежащих к Дербенту районов своих людей. В частности, сын Яралиева Азиз стал заместителем главы Сулейман-Стальского района.
Собственно, в Южном Дагестане находится и главная золотая жила бывшего прокурора – источник, от которого начала свой путь марка минерально-лечебной воды «Рычал-Су».
Как рассказал «Совершенно секретно» один из бывших республиканских работников прокуратуры, клану Яралиевых принадлежит небольшой заводик по разливу минеральной воды. Говорят, что еще в бытность работы Яралиева в надзорном ведомстве, территория, расположенная в предгорьях Сулейман-Стальского района, на которой был обнаружен лечебный источник, была огорожена.
Местным жителям доступ к роднику был закрыт. Был построен заводик по разливу минеральной воды. Отпускная цена одной бутылки несколько лет назад была 30 рублей. В день таких бутылок выходило с уже обновленного производства десятки тысяч. Сегодня, по нашим данным, этот завод работает в три смены, не справляясь с заказами. Но, как говорят наши собеседники, сейчас самое лучшее время вернуть лечебный источник в распоряжение государства и простых местных жителей.
ЧИТАЙТЕ В СЕРОМ ЖУРНАЛЕ:
kopomko.ru
«Вертолетная атака» на Дагестан | Серый журнал
Рано утром в понедельник, 27 июля, в приграничном с Чечней дагестанском городе Кизляр был задержан глава Кизлярского района Андрей (Юсуп) Виноградов. Вертолет, на котором он был доставлен после задержания в Моздок, сразу заставил многих вспомнить события двухлетней давности, когда так же на вертолете федеральные силовики переправляли из Махачкалы задержанного мэра дагестанской столицы Саида Амирова.

Глава Кизлярского района Андрей Виноградов
Однако параллель с задержанием мэра Махачкалы наличием вертолета не исчерпывается. Конечно, персональное влияние 33-летнего Виноградова не идет ни в какое сравнение с могуществом Амирова на момент его неожиданного падения. Но Виноградов — член команды руководителя дагестанского отделения Пенсионного фонда РФ, олимпийского чемпиона Сагида Муртазалиева. Он сменил Муртазалиева на посту главы района, когда тот ушел на новое место работы (за три года до этого, по данным официальных источников, Виноградов поступил на работу в Кизлярскую райадминистрацию водителем). На посту главы Виноградов оставался «местоблюстителем» своего шефа, чей контроль над северным Дагестаном — не только густонаселенным Кизлярским, но и развитым в сельскохозяйственном отношении Тарумовским районом — с уходом на повышение не ослаб. Муртазалиев на сегодняшний день считается одним из самых влиятельных политиков Дагестана в целом. Кстати, он же является потерпевшим по одному из уголовных дел против Амирова. И вот теперь федеральные правоохранители нацелились на его окружение.
В политическом отношении, такой поворот событий может иметь несколько объяснений.
Одно объяснение — так сказать, внутридагестанское. В начале июля с поста и.о. мэра Махачкалы после жесткой критики со стороны главы региона Рамазана Абдулатипова был смещен Магомед Сулейманов, лидер одной из очень заметных в Дагестане «групп влияния», контролирующей, в частности, город Избербаш. Наряду с ним основным претендентом на должность махачкалинского мэра, выборы которого после ареста Амирова так пока и не состоялись (и не планируются в качестве всенародных), считался именно Муртазалиев. Вместо Сулейманова, однако, и.о. оказался вовсе не Муртазалиев, а Муса Мусаев, человек, близкий премьеру Абдусамаду Гамидову.
В этой связи можно предположить, что Абдулатипов получил от федерального центра «добро» на зачистку регионального политического пространства от «кланов», сформировавшихся задолго до его прихода в регион и не лояльных лично ему. Было бы логично, если бы начать это мероприятие решили с несостоявшихся претендентов на «наследство» Амирова. Но в таком случае непонятно, почему Сулейманов после отлучения от этого «наследства» получил желанное для многих место главы дагестанского отделения ФОМС, а Муртазалиев — удар «под дых» от федеральных силовиков. Кроме того, до сих пор не было примеров, чтобы последние проявляли избыточное усердие в сопровождении проектов Абдулатипова. И, наконец, если бы дело было в широко замышляемой борьбе со «старыми» группировками в местной элите, то можно было бы ожидать, что хотя бы на ее старте руководство Дагестана из имиджевых соображений воздержится от поддержки других таких же групп. Однако этого явно не произошло, если учесть, например, что в середине июля и.о. главы города Южно-Сухокумск был назначен Эсенбулат Магомедов, лидер так называемых «чародинцев» — влиятельного еще в 1990-х годов сообщества предпринимателей и чиновников, являющихся выходцами из горного Чародинского района.
Другое объяснение с внутридагестанскими реалиями связано более косвенно. Муртазалиев, еще в первой половине 2000-х имевший опыт серьезного конфликта с региональным руководством, известен связями и поддержкой за пределами Дагестана. В числе его союзников неизменно называют прежде всего главу Чечни Рамзана Кадырова. Именно сейчас, когда конфликт Кадырова с частью федеральных силовиков стал очевидным и публичным, атака на окружение Муртазалиева может быть воспринята как «фланговый удар» по руководству Чечни. По тому, насколько результативной будет эта атака, многие наверняка будут судить и о крепости позиций чеченского лидера.
Однако, что бы ни было реальной причиной сегодняшних событий, они с большой вероятностью поставят вопрос о будущем Кизлярского района. Стабильность на его территории особенно важна, потому что это стык двух неспокойных регионов — Дагестана и Чечни, важный транспортный узел, а также место продолжающейся миграции населения с гор.
Именно с этой миграцией связаны многие риски в районе. Горцы переезжали на Кизлярщину еще в советское время, однако в последние полтора-два десятилетия поток идет в основном не из тех горных районов, что тогда. Во многих селах Кизлярского района, где ранее была одна этническая община горцев, теперь их две или три. Это неминуемо ставит вопрос о распределении земельных ресурсов, должностей в сельском самоуправлении и т.д. Сложной является и религиозная среда, где очевидно тройственное деление на исламских деятелей, лояльных Духовному управлению мусульман Дагестана, нелояльных ему мирных проповедников и сторонников вооруженного подполья. В некоторых селах, пусть и в скрытом виде, имеется религиозный раскол (иногда внутри одной этнической общины). На все это наслаивается непростая экономическая ситуация: Кизлярский район известен высокой концентрацией кирпичных заводов, однако сокращение бюджетных вливаний в Дагестан ведет к сжатию строительного рынка, снижению спроса на стройматериалы и, как следствие, остановке работы этих предприятий, нередко теневых.
Ответственность за этот клубок проблем теперь, скорее всего, всецело будет на руководстве Дагестана. Район перестанет быть «вотчиной», не в полной мере доступной для официальной Махачкалы. И здесь особые опасности могут быть связаны с заменой главы района, если дело до таковой дойдет. Можно вспомнить, что, когда год назад руководство Дагестана вознамерилось заменить руководителей ключевых южных муниципальных образований — Дербента и Дербентского района, утверждение новых кандидатов шло очень болезненно и заняло много месяцев. Без сопротивления муниципальные элиты не сдавались. Так же наверняка будет и теперь, особенно если учесть, что одним из рычагов влияния Муртазалиева на Кизлярщине всегда была поддержка выходцев из ряда сел его родного Цумадинского района, отличающихся неплохой общинной самоорганизацией.
ИА REGNUM.
ЧИТАЙТЕ В СЕРОМ ЖУРНАЛЕ:
kopomko.ru






