Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

Просто разместил объяву. Прямо в точку журнал


Прямо в точку - Журнал М. Ю. Соколова

Прямо в точку - Журнал М. Ю. Соколова

[Recent Entries][Archive][Friends][Profile]

08:07 pm

[Link]

Прямо в точкуЕще хотел бы добавить, что среди вопрошающих "с какого хуя журналюгам бонусы по безопасности?" журналисты как раз в первых рядах. Напоминает мне это женщин, возмущающихся феминизмом. Не всякая женщина хочет, чтобы ее ассоциировали с Машей Арбатовой.
 
[User Picture]

а кого напоминают феминистки, возмущающиеся льготами беременным женщинам?

[User Picture]

А что у беременных, кстати, за льготы?

[User Picture]

По-моему мы не совсем о том говорим. Эта "льгота" не входит в противоречие со статусом журналиста, она входит в противоречие со здравым смыслом. Ну это примерно как льгота на экстремальной карусели "сюрприз": "инвалидам и участникам ВОв вход бесплатный". Ужесточение наказания, например, интересная мера, но если никого не ловят, то какой в ней смысл? К чему это применить?

[User Picture]

А что в ней интересного?

(Link)

Даже и без всякого ужесточения всего лишь пять лет на зоне -- совсем не масло сливочное.

[User Picture]

Они работают (на себя, а не на мужа/отца/церковь) и получают образование, прежде всего, из-за феминизма. И разве это не хорошо?!...

[User Picture]

Не знал, что Маша Арбатова олицетворяет собой феминизм, как Христос християнство.

[User Picture]

Она еще не из худших. Бывают много ужаснее.

[User Picture]

Классические феминистки - как раз наоборот: хотят всяческого равенства. При таком подходе журналисты должны костьми лечь, но ни в коем случае не позволить относиться к себе как-то иначе, нежели ко всем прочим гражданам.

[User Picture]

А журналистки?..

[User Picture]
From:Date:
motopapa
November 11th, 2010 07:35 pm (UTC)

не все ...

(Link)

жуналисты против того, чтобы получить по черепу. Исполать...

[User Picture]

Re: не все ...

(Link)

Не в этом дело. Не все журналисты считают, что главная проблема в том, что нужно переделать законы для их защиты. Некоторые считают, что действующих законов вполне достаточно. Была бы воля их исполнять.

[User Picture]

Омерзительное впечатление после вашей беседы со Сванидзе (канал "Вести 24"). Он же не дает собеседнику слова сказать, фальшивый пафос, да и демагог гадостный. Лучше ваш монолог выслушать!

[User Picture]

Сванидзе на передаче - хозяин, М.Ю. - гость. Спасибо, что вообще дозволяет говорить.

А нафига приглашать? Точнее принимать приглашение. МЮ на мальчика для битья не похож. Рассуждает и говорит здраво. Другое дело, что на его одно дельное слово приходилось ведро словечек сванидзе, заходившегося в праведном гневе, что, мол журналистов убивать нельзя (остальных, надо полагать можно). Так что в скорострельности и напоре он скоро догонит некоего кургиняна.

From:Date:
sergio2009
November 12th, 2010 10:15 pm (UTC)

Журналисты-оборотни

(Link)

Ввести закон будет сложно из-за "совместительства", которое цветет пышным цветом, особенно в регионах. Российский журналист одновременно может быть и "политологом", и политтехнологом, и черным пиарщиком, и даже банальным вымогателем (то есть продает неопубликованную статью "герою" очерка). А еще и лжецом, алкоголиком, злостным должником или вредным мудаком. Кем он будет в тот миг, когда на его голову обрушится железо?! Каверзный вопрос для любого следователя!

m-yu-sokolov.livejournal.com

ВОт прямо в точку, однако!. Много букв...

Спёрто у подруги в ВК

«Бестактность наших дней.

«Когда ты выйдешь замуж? Почему не рожаешь ребенка? Что означает твоя татуировка? Знаешь ли ты, что вегетарианство вредно?» Анна Златковская вспоминает все самые тупые вопросы, которые можно услышать от ближнего, и приходит к мысли о том, что бестактных людей не волнуют наши чувства. Их задача — выбить нас из седла, заставить усомниться в собственной значимости.

У большинства людей нашей национальности есть типичная черта — бестактность. Хотя, возможно, я погорячилась, сделав это свойство национальным пятном, но так как общение мое происходит именно с типичным белорусом, говорю, как вижу. Я не буду сыпать статистическими данными и пытаться развивать данный вопрос до неких психологических глубин. Я обычная девушка, ну ладно, женщина тридцати двух лет — выражаю, нет, кричу о том, что действительно по-человечески достало. Бестактность.

Почему ты такая худая? Начну с первого примера. Я девушка стройная. Даже слишком. Вес колеблется от 42 до 45 килограмм. Признаюсь: при сильном ветре держусь за сумку. В учреждении, где я долгое время работала, меня не вез лифт. В нем есть некий ограничитель по весу, чтобы в лифте не ездили дети без взрослых. Так вот меня, взрослую тетю, лифт тоже благодарно игнорировал. Я анорексией не болею, просто хрупкое создание, не употребляющее сладкое. Не люблю. Вес мой меня устраивает, бабушка и мама тоже натуры небольшого роста и веса, никаких отклонений, в общем, в себе я не наблюдаю. Но многие дамы, встречающиеся на моем пути, к своему ужасу (и к моему тоже) отмечают, что я слишком худая. Об этом мне сообщается в прямолинейной форме вопросом: «Когда ты, наконец, поправишься?», «Сколько можно быть такой худой?», «Когда ты начнешь есть?» — в общем, меняется вариативность, но не раздражающий факт моей худобы. Я должна, видимо, оправдываться, как посмела быть такой тощей. Меня же посещает несколько мыслей. Первая: разве прилично вообще задавать такие вопросы? Вес, цвет волос и внешность всегда — дело сугубо личное, и окружающих не касается. Вторая мысль: почему эти люди считают, что могут показывать мне, что моя комплекция их не устраивает. Я же не подхожу к ним с фразами: «Ты чего такая жирная, жрешь много?»

Когда ты родишь ребенка? Второй пример — дети. Думаю, многие девушки примкнут ко мне с этой маленькой трагедией: звучащим в лоб вопросом «Когда родишь?» Его задают родственники, коллеги по работе, знакомая кассирша в магазине. Родишь первого — будут спрашивать про второго. На вопросы о детях ты вынужден то ли оправдываться, то ли врать, то ли говорить правду совершенно чужому человеку. Кто-то сознательно детей не хочет, кто-то имел печальный опыт. Самое противное в такой ситуации, что речь о бестактности женщин, которые вроде по природе должны обладать чуткостью. Так, одна моя близкая подруга Аля забеременела в двадцать лет, родила, но ребенок умер. Але понадобилось одиннадцать лет, чтобы ее снова посетило желание стать мамой. Без ужаса в глазах и спазмах в животе от мысли, что этот кошмар может снова повториться. Все эти годы ей приходилось отвечать на вопросы от незнающих о ее трагедии людей, когда же она станет мамой, годы же идут! Представляете, каково это? О таких вещах, как смерть ребенка, не говорят на каждом перекрестке. Другая знакомая, Светлана, вот уже два года не может забеременеть. Переживает, но не рефлексирует. Достают только эти самые бестактные комментарии. Так, когда ей в очередной раз высказали: «Чего детей не рожаешь?», она ответила: «Не рожаю, потому что не получается!» Вопрошающий сразу стушевался, сконфузился и тут же принялся жалеть Светлану. В жалости, к слову, она совершенно не нуждалась. Я же абсолютно уверена, что лезть к людям с вопросами об их внешности, личной жизни, смерти и религии категорически нельзя.

Ты знаешь, что вегетарианство вредно? Как-то мы собрались большой компанией, в которую друзья приводят друзей: ты своих тянешь, и вот уже вас много, незнакомых знакомцев. Шашлык, колбаса, помидоры, лето, дача, хорошо. Один молодой человек отказался от шашлыка, пояснив, что он вегетарианец. И тут же многие стали его расспрашивать: «И обувь носишь из заменителя?», «И что, ремень такой же?», «А что, зверюшек жалко?», «Болеть не боишься, знаешь, к чему недостаток белка в организме приводит?». Глядя на парня, я видела, что это он слышит в тысячный раз. Похрустывая огурчиком, он ждал, когда расспросы закончатся. Как же сложно в нашей среде быть собой и иметь позицию! Ты ничего плохого не делаешь, но почему-то обязан отчитаться перед обществом. Кто-то спросит: а что плохого в вопросах? Если просто интересно? Отвечу — просто интересно детям до пяти лет, которые мир познают с помощью взрослых. Взрослым людям это не подобает. Интересно? Почитай в интернете, сходи в библиотеку, попроси аудиенции у заинтересовавшего тебя объекта, но никак не выставляй всё-таким образом, будто человек на допросе, если вы в дружеской компании.

Почему ты не пьешь? Другой яркий пример. Коллега мне жаловался, что многие его знакомые приятели перестали с ним общаться, когда он перестал употреблять алкоголь. Встретился однажды с друзьями, заказал чай — и началось. «Эй, дружище, что случилось? Почему не пьешь? Закодировался? Болеешь? О чем же с тобой говоришь, если не пьешь?» Эти расспросы преследовали его везде, в любой компании, по любому поводу. А друзья ведь и не алкоголики вовсе. Но с их точки зрения не может человек резко перестать употреблять алкоголь без важной на то причины. Обязан объясниться. «Ну хоть одну рюмочку!» Если ты не пьешь, тебя начинают подозревать в некой страшной болезни, о которой ты умалчиваешь. Болен коллега не был, просто принял решение пожить безалкогольной жизнью. Он стал отцом, ему очень хотелось иметь ясный трезвый ум и быть полноценным помощником своей супруге. Но в нашем обществе не принято принимать людей, отличающихся от массы. Нужно постоянно быть начеку. Отличаешься? Обоснуй!

Что означает твоя татуировка? Многим кажется, что если ты сделал татуировку, то отныне ты человек-телевизор: смотри в меня, задавай вопросы! У меня на руке есть татуировка. Надпись. Одна женщина выкручивала мне руку, чтобы запомнить надпись и поискать в интернете, что же она означает. Из-за того, что я отказалась раскрыть секрет своей татуировки, она сочла меня гадкой особой, напустившей непонятную таинственность. Подруга жаловалась, что тоже утомилась от вопросов «А что означает твоя татуировка? Когда следующую набьешь? Все вы синей болезнью страдаете, знаем!» Одна маленькая девочка лет семи задрала ей рукав, чтобы лучше рассмотреть, что там у нее за рисуночек такой. Подруга сделала замечание любопытной девочке, на что услышала от матери ребенка: «А что вы хотели? Ей же интересно!» То есть ты обязан развлекать всех любопытствующих вокруг, даже пусть под майку полезут. Ничего, нормально, сам виноват.

Откуда в наших людях это порочное желание подвергать сомнению любое проявление индивидуальности? Люди, посмевшие отличаться от других своим внешним видом, становятся цирковыми клоунами, призванными развлекать праздную толпу, вызывая насмешки и любопытство.

Помню, как в классе шестом перед одноклассниками учительница русского языка и литературы вопрошала меня о том, почему я так безвкусно одета. Мол, как с виду такая умная девочка посмела одеться столь безобразно? Одета я была нормально, просто на мне были мамины вещи, они были велики на два размера. Мы тогда жили бедно, денег едва хватало на еду, о покупке одежды и говорить нечего. Учительнице всего этого я не говорила. Я промолчала. Но обидно было очень. Бестактных людей не волнуют ваши чувства. Их внутренняя задача выбить вас из седла своим действием, заставить усомниться в собственной значимости.

Почему ты не крестишь ребенка? К сожалению, не всегда получается противостоять чужой бестактности. Молчание, уклончивость, улыбка — хорошее оружие в этой странной войне с бескультурьем. Но иногда приходиться сдаваться. Так сдалась я, когда речь зашла о крещении ребенка. Сейчас я поговорю о моем понимании религии, поэтому особо чувствительных верующих людей предупреждаю, что выражаю свою точку зрения и никого и ничто оскорбить не пытаюсь. Стоило мне заикнуться о том, что я не буду крестить сына, как я подверглась острым нападкам со стороны родственников. Узнала о том, что у сына не будет ангела-хранителя, он будет постоянно болеть, его могут сглазить, он не попадет в рай. «Почему?» — громко спрашивали меня. Дело в том, что я во все вышеперечисленное не верю. Если ангелы существуют, то они есть с рождения у каждого человека. И никакие ритуалы, жертвоприношения, свистопляски не помогут тебе попасть в рай. Если уж и существует нечто хорошее после нашей смерти, то заслужить это можно, не делая никому зла.

Все церковные обряды, точнее крещение, напоминает мне некий тонкий психологический ход, схожий с понятием: если ты не с нами, то ты не в тусовке. Это как прийти в балетках в пафосный ночной клуб. Ты не проходишь, детка. Фейсконтроль, такие дела.

Я не хочу верить в мир, где ритуалы важнее человека и его души. Но когда я представила, что всю жизнь мне придется отвечать на вопрос о крещении, оборонять свою точку зрения, естественно, обижая этим глубокого верующих родственников, я осознала, что проиграю. Каждый раз, когда мой ребенок заболеет, мне будут напоминать, что это моя вина. Почему? Потому то и пишу эту статью о нашей бестактности, где люди считают себя вправе лезть в нашу жизнь, как кошки в постель, без спроса. А я просто устану в этой бессмысленной войне религий и мнений. Своего сына я окрестила. Решила, если это безвредно, то пусть будет. Теперь достаточно на вопрос «Ты окрестила сына?» — ответить «Да». Но ведь разница мировоззрений — это нормально. Доказывают теоремы в математике, а не свое видение жизнеустройства.

Когда ты выйдешь замуж? Венцом всего это бестактного безобразия является извечное «Когда ты выйдешь замуж?» Как выражается одна знакомая сценарист — контрольный выстрел в голову. Самое невыносимое в этой ситуации то, что человек, задающий этот вопрос, в принципе догадывается о его глупости и неприятности. Что девушке придется как-то выкручиваться, оправдываться, отвечая на него. Но это уже своего рода садистская игра, иначе не назову, смотреть жертве в лицо и наслаждаться процессом. Наблюдать, царапая глазами лицо, улавливая малейшие признаки смущения и беззащитности. Игра продолжается долго, не одно поколение женщин выросло на этом вопросе. Единственный способ остановить это безобразие, мне кажется, ответить вопросом на вопрос: «А какое твое дело?» В период весеннего авитаминоза или в день святого Валентина можно даже матом. Как в Саудовской Аравии отрубали руки за воровство, так и здесь отбить охоту лезть не в свое дело можно только жестким способом. Общение людей должно происходит легко, без желания обидеть, без неприличного в своей простоте любопытства. Бестактными вопросами можно обидеть человека, не зная о некой внутренней боли, вогнать в депрессию особо ранимых людей, а культурных и воспитанных поставить в тупик.

Я упомянула, что бестактность является нашей национальной чертой — этакая простота, коей мы часто гордимся. Во всяком случае, примеры, приведенные мною, происходили именно здесь в наши дни. Однажды, поставив человека на место, задавшему мне один из вышеперечисленных вопросов, я услышала, цитирую: «А што такое я спросила? На што обижаться. Я ж по добрАму».

Оправдания этому нет. Никакого. Люди, пожалуйста, перестаньте спрашивать то, что волнует только вас самих. Учитесь быть воспитанными. Есть одно высказывание у Пауля Хейзе (немецкий писатель, 1830–1914): «От бессердечных защитишься тем, что не покажешь им своего сердца. Глупые люди могут еще быть тебе полезны, потому что всякий ведь все-таки что-нибудь да знает и умеет, но если бестактные тебя окружают, то это может довести тебя до полного отчаяния».»

Правда я не устану отвечать на подобную тупость и не окрещу сына)) Автор считает обряд и свистопляски безвредным действом, но мы с мужем иного мнения.

www.baby.ru

Просто разместил объяву

Журнал, претендующий на высокий статус научного, не должен печатать рекламу лекарств, о которых публикует статьи, тем более прямо в этих статьях, однако в России это происходит сплошь и рядом. Ситуацию усугубляет то, что среди рекламодателей встречаются и производители «лекарств», никак не удовлетворяющих требованиям доказательной медицины. «Чердак» пытался понять, законно ли это вообще и можно ли что-то сделать с публикациями, где разноцветные рекламные блоки появляются до того, как сама статья доберется до лестных выводов.

На сайте гомеопатического препарата «Оциллококцинум» есть раздел «Доказательная база», в котором компания «Буарон» разместила ссылки на научные статьи, посвященные эффективности препарата (напомним, комиссия РАН по борьбе с лженаукой утверждает, что лечение сверхмалыми дозами различных веществ, применяемое в гомеопатии, не имеет научных оснований, принципы гомеопатии противоречат известным химическим, физическим и биологическим законам, а убедительные экспериментальные подтверждения ее эффективности отсутствуют).

При этом в трех из семи приводимых «Буароном» публикаций на русском языке можно найти красочные рекламные полосы «Оциллококцинума» — прямо в тексте статей.

Иллюстрация: Анатолий Лапушко / Chrdk.

Все три журнала («Доктор.ру», Consilium Medicum и «Инфекционные болезни») входят в российский индекс РИНЦ и перечень ВАК (публикации в журналах из этого перечня нужны для защиты диссертации; убедиться в этом можно и на сайте ВАК). А «Инфекционные болезни» — еще и в международную базу Scopus, правда, журнал вошел в нее в мае 2016 года, через четыре года после выхода статьи, посвященной изучению эффективности «Оциллококцинума» при гриппе и ОРВИ. Онлайн журнал доступен только за деньги, но, сходив в библиотеку, «Чердак» убедился, что реклама в статьях встречается в «Инфекционных болезнях» до сих пор (российская пресс-служба Elsevier, которому принадлежит сервис Scopus, пока не ответила на вопросы «Чердака»).

Автор одной из статей, Наталья Геппе из Первого Московского государственного медицинского университета имени И. М. Сеченова Минздрава России, в переписке с «Чердаком» заявила, что публикации «отражают опыт работы с препаратами, отражают новые данные по эффективности и безопасности». «Работа с рекламными материалами проводится журналами», — сказала Геппе.

Аналогичная история с препаратами компании «Материа Медика», о которых «Чердак» уже писал: для многих ее наименований можно найти как минимум одну статью об их эффективности, в которой есть цветной рекламный блок препарата. (PDF этих статей, доступных в сервисах eLibrary и «Киберленинка», лежат здесь). Отдельно отметим, что реклама «Анаферона» есть и по крайней мере в одной статье о профилактике клещевого энцефалита — такое назначение этого препарата вызывает особенно острую критику со стороны специалистов доказательной медицины.

Любовь Долинина из Северо-Западного государственного медицинского университета имени И.И. Мечникова, автор статьи об анафероне и эргофероне в журнале «Архивъ внутренней медицины», сообщила «Чердаку», что о публикации рекламы в рамках статьи «как правило, редакция журнала автора в известность не ставит». Она также подчеркнула, что сама не считает правильным «размещать рекламу в тексте статьи».

Иллюстрация: Анатолий Лапушко / Chrdk.

Генеральный директор журнала «Архивъ внутренней медицины» Ольга Чернова при этом заявила, что реклама в статьях публикуется «только с согласия авторов статьи», так как на практике все размещения с ними согласуются. «Если в редакцию поступает статья с исследованием, содержащим информацию о препарате (медицинском оборудовании) с упоминанием зарегистрированного торгового наименования, то после прохождения статьей двухстороннего слепого рецензирования на общих основаниях мы, с согласия авторов, можем предложить компании-производителю разместить рекламный модуль в выпуске журнала со статьей по их продукту. Наличие или отсутствие возможности включения рекламы в журнал никак не влияет на публикацию статьи», — написала «Чердаку» Чернова.

(«Чердак» обратился в шесть журналов открытого доступа, где обнаружил рекламу в статьях; ответили только в «Архиве внутренней медицины». Компании «Буарон» и «Материа Медика» не ответили на наши запросы.)

Профессор НИУ ВШЭ, президент Общества специалистов доказательной медицины Василий Власов говорит, что, по его оценкам, российские медицинские журналы иногда более чем наполовину наполнены «статьями, прямо связанными с публикацией рекламного модуля». При этом он подчеркивает, что истинная доля статей, подготовленных самими фармкомпаниями или в их интересах, может быть очень высокой: не все они выходят с рекламным модулем, а в большинстве статей их авторы ничего не говорят о своей возможной связи с производителями лекарств.

«Неверно полагать, что такие статьи [заведомо] ниже качеством. В лучших зарубежных журналах показано, что статьи, спонсированные фармкомпаниями, обычно лучше читаются и больше цитируются, [и] методически [они] не хуже. Но это там. У нас правдоподобно утверждение, что такие статьи хуже. Собственно, они хуже потому, что дают не научную информацию, а рекламу», — сказал «Чердаку» Власов.

Ассоциация, выпускающая один из самых влиятельных медицинских журналов в мире — JAMA, в своих принципах журнальной рекламы на первой же странице прямо запрещает публиковать рядом редакционный и рекламный контент по одной и той же теме.

На всякий случай уточним, что вне зависимости от согласия или несогласия авторов неопределенности или «серой зоны» в этом вопросе нет примерно никакой: рекламу лекарства в статье об эффективности этого же лекарства размещать неэтично. У любого критически настроенного читателя такая реклама неизбежно вызывает вопросы к качеству статьи и возможным конфликтам интересов у его авторов: даже (и тем более) если исследование провели безупречно, присутствие того, кто однозначно и напрямую финансово заинтересован в «правильных» выводах, бросает тень на результаты исследования.

В международных стандартах ответственного подхода к публикации научно-исследовательских работ для редакторов журналов, принятых Комитетом по этике научных публикаций (Committee on Publication Ethics — COPE) в 2010 году, говорится, что рекламные объявления «должны соответствовать политике журнала, быть четко отличимыми от другого содержания и не должны иметь никакой связи с научным содержанием журнала». Американская медицинская ассоциация, выпускающая один из самых влиятельных медицинских журналов в мире — JAMA, в своих принципах журнальной рекламы на первой же странице прямо запрещает публиковать рядом редакционный и рекламный контент по одной и той же теме. Международный комитет редакторов медицинских журналов (ICMJE) тоже говорит, что журналам «не следует сочетать публикацию рекламных материалов вместе с результатами научных исследований, в которых изучались рекламируемые продукты».

Иллюстрация: Анатолий Лапушко / Chrdk.

Ольга Чернова говорит, что ее журнал руководствуется рекомендациями COPE: «Если в статье размещается рекламный модуль, он имеет четкое разграничение с остальным материалом статьи, в модуле четко прописано, что это реклама, и, таким образом, противоречий с рекомендациями COPE не возникает».

Савелий Бащинский, гендиректор издательства «Медиа-сфера» (выпускает около 30 научных журналов медицинской тематики) и эксперт Ассоциации научных редакторов и издателей (АНРИ), говорит, что все упомянутые выше документы имеют исключительно рекомендательный характер. Издания, состоящие в COPE или Всемирной ассоциации медицинских редакторов (WAME), обязуются соблюдать их нормы — их нарушение может повлечь исключение из ассоциации, попадание в «негативные списки» и — теоретически — исключение из индексации в Web of Science и Scopus, хотя Бащинскому такие прецеденты неизвестны. «В нашей стране пока речь идет о фиксации этических нарушений, этим занимаются Диссернет и совет по этике АНРИ. Государственных организаций, надзирающих за соблюдением научной этики, в России нет», — написал «Чердаку» эксперт.

В «Диссеропедии российских журналов» сообщества «Диссернет» журнал Consilium Medicum находится в списке журналов с грубыми нарушениями, а «Медицинский совет» — в списке журналов со значительными нарушениями.

Бащинский тоже подчеркивает, что отсутствие явной рекламы «не является свидетельством ни научного качества, ни добросовестности журнала». По его словам, главный способ оценки добросовестности редакции и авторов — раскрытие источников финансирования исследования и конфликтов интересов, если они имеются.

«Если авторы утаили или прямо обманули редакцию в отношении существующего конфликта интересов или источника финансирования и такой факт вскрывается, в международной практике это приводит к тяжелым репутационным последствиям, вплоть до увольнения из университета. Мне неизвестен пока ни один подобный прецедент в России. Система научных репутаций в России находится пока только в фазе становления, это относится как к индивидуальным исследователям, так и организациям и журналам», — говорит Бащинский.

Согласно другим документам COPE и издательства Elsevier, которые в 2013 году перевел и издал Национальный электронно-информационный консорциум, журналы должны, к примеру, «гарантировать, что коммерческие соображения не влияют на редакционные решения». Сотрудник одного из научных издательств, не уполномоченный комментировать эту тему для СМИ, рассказал «Чердаку», что зачастую это, мягко говоря, не так: по его оценке, положительную статью с рекламным блоком фармкомпания почти наверняка заказала журналу, который сам нашел для нее авторов.

Иллюстрация: Анатолий Лапушко / Chrdk.

Расхожесть подобных практик подтверждает и врач Елена Крыженовская, почти 10 лет проработавшая в маркетинге фармкомпаний: «Поскольку большинство постмаркетинговых исследований спонсируется производителями, конечно, компании заинтересованы в публикации результатов. В таком случае редакции предлагается статья от уважаемых авторов. Публикация этой статьи чаще всего не оплачивается, но фармацевтическая компания договаривается о том, что разместит рядом со статьей свой рекламный модуль, а это платная услуга».

Если же речь идет о независимой статье, написанной не по заказу производителя, то издательства довольно часто предлагают компаниям, которым может быть интересна ее тема, разместить свой рекламный модуль рядом с этой статьей, поясняет Крыженовская. И авторы даже такой, независимой статьи, скорее всего, ничего не смогут с этим поделать: по словам Крыженовской, автор, как правило, «не влияет на рекламные блоки, которые будут добавлены, так как он согласовывает статью еще до верстки».

Реклама лекарств, медицинских изделий и медицинских услуг в России регламентируется статьей 24 закона о рекламе, которая, в частности, предписывает рекламировать рецептурные препараты только «в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях». Никаких специальных ограничений на рекламу в специализированных научных журналах ни закон о рекламе, ни другие нормативные документы не устанавливают: напротив, при желании там допустимы даже ссылки на конкретные случаи излечения от заболеваний и «выражение благодарности физическими лицами в связи с использованием объекта рекламирования», чего в других местах (например, в телеэфире или на «Чердаке») делать нельзя.

Иллюстрация: Анатолий Лапушко / Chrdk.

Стоит отметить, что рекламные полосы встречаются далеко не только в статьях о гомеопатических и «релиз-активных» препаратах. Например, рекламная полоса есть в статье Михаила Бутова и Анны Василевской «Возможности эссенциальных фосфолипидов при алкогольной болезни печени конечной стадии» 2016 года. Ее авторы заключают, что изученный ими препарат (эффективность которого считается спорной) «может использоваться (sic) как гепатопротектор при этаноловой интоксикации и как эффективный лекарственный препарат при лечении больных с уже развившимся алкоголь-ассоциированным [циррозом печени]». Рекламный блок препарата на половину страницы поставлен в статье еще до описания цели и методов исследования.

Один из авторов этой статьи, Михаил Бутов, заведующий кафедрой пропедевтики внутренних болезней лечебного факультета Рязанского государственного медицинского университета (РязГМУ) имени академика И.П. Павлова, в ответ на вопросы «Чердака» по электронной почте отметил, что «для выживания в наши годы ВСЕ (sic) журналы на своих страницах размещают различную рекламу (препаратов, медизделий, приборов и т.п.)». Он подчеркнул, что в диссертационном исследовании Анны Василевской оценивалась эффективность входящих в списки клинически рекомендуемых препаратов, «гепатопротекторов», в том числе и других марок. В статьях, опубликованных в других журналах, рекламных вставок нет. Для сравнения: статья Бутова, Василевской и двух соавторов о том же препарате выходила и в 2014 году в журнале «Экспериментальная и клиническая гастроэнтерология» (входит в Scopus).

«Естественно, что рекламные врезки размещают поблизости от подходящих статей. Лично я прекрасно понимаю редакции журналов: это их заработок — продажей журналов в наши годы не заработать. Поэтому я вполне спокойно отношусь к тому, что практически рядом с каждой второй статьей на страницах размещается реклама. Любой читатель научного журнала, если заинтересуется информацией о каком-либо препарате или изделии, будет читать не рекламу, а статью. И сам для себя поймет, что хорошо, а что — не очень», — написал Бутов.

Лично меня больше беспокоит гей-пропаганда в школах Скандинавии. Ее могут увидеть даже подростки РФ. Но я не истерю по этому поводу.

«Поэтому меня реклама в научных журналах не возбуждает так, как представителей свободных СМИ, которые испытывают проблемы с поиском „жареных“ материалов и со смаком готовы кого угодно заподозрить (оболгать, обгадить) во всех смертных грехах, лишь бы чем-нибудь занять листаж и заработать на этом», — добавил ученый. В ответ на замечание «Чердака» о том, что статьи, которые компании размещают на своих сайтах, могут читать и, к примеру, чиновники, пациенты, студенты медицинских вузов и журналисты (а не только медработники), господин Бутов написал буквально следующее: «Лично меня больше беспокоит гей-пропаганда в школах Скандинавии. Ее могут увидеть даже подростки РФ. Но я не истерю по этому поводу».

Автор статьи о варфарине с рекламой варфарина (это антикоагулянт, то есть препарат, снижающий свертываемость крови), Алексей Воловченко из Первого Московского государственного медицинского университета имени И.М. Сеченова, в переписке с «Чердаком» заявил, что «при написании и отправке статьи никак не мог знать, какая реклама будет опубликована». «К сожалению, без рекламы ни один из медицинских журналов существовать не сможет. Поэтому, даже если я и негативно отношусь к публикации рекламы, то в настоящее время без этого никак», — написал Воловченко, затем уточнив, что сам относится к рекламе «скорее нейтрально».

Очень трудно опубликовать не рекламную статью, когда стоимость публикации в журнале в пять раз превышает твою зарплату.

Наконец, автор еще одной статьи с рекламными вставками, который попросил об анонимности, опасаясь профессиональных последствий, в телефонном разговоре сообщил, что, как и многие коллеги, фактически лишен не только рычагов воздействия на журналы, но и самой возможности публиковаться иными способами. «Очень трудно опубликовать не рекламную статью, когда стоимость публикации в журнале в пять раз превышает твою зарплату. К сожалению, альтернативы этому нет», — сказал собеседник «Чердака». (Компания-разработчик препарата, о котором шла речь в этом случае, не смогла ответить на наши вопросы.)

Ведущий аналитик РИНЦ, в который входят все упомянутые здесь журналы, Павел Арефьев пояснил «Чердаку», что индекс не занимается «качественной оценкой содержания» научных журналов, считая это делом экспертов в предметных областях. «Содержанием РИНЦ точно заниматься не должен, нет у него армии предметных специалистов и быть таковой не должно… У РИНЦ нет требований к журналам относительно размещения рекламы. РИНЦ — база библиографическая, по сути своей, [и] содержательных требований к журналам формулировать не может», — сказал Арефьев.

По его словам, следить за корректностью рекламы в журнале должна в первую очередь сама редакция издания, исходя из принятых ею добровольных обязательств, о которых говорилось выше. Кроме того, заявки на включение журналов в индексы научного цитирования рассматривают отраслевые эксперты, которые и могут «закатить черный шар» изданию, нарушающему общепринятые нормы медицинской рекламной политики. Такую практику экспертизы журналов с 2017 года внедряет и РИНЦ (в так называемое ядро РИНЦ, подгруппу лучших российских журналов, ни один из упомянутых здесь журналов не входит).

«Если медицинский журнал публикует рекламу фармпрепарата в статье, посвященной сравнительной эффективности этого самого препарата, это говорит, скорее, о явных пробелах в профессиональной этике авторов и о вероятных этических провалах у редакторов данного журнала. Косвенно это свидетельствует о невысоком качестве издания. Такой журнал точно не следует включать в RSCI (Russian Science Citation Index, база данных лучших российских журналов в Web of Science — прим. „Чердака“) и нежелательно — в РИНЦ. Впрочем, это решать должны исключительно эксперты», — говорит Арефьев.

Публиковать рекламу прямо в научных статьях на Западе неприемлемо, но рекламные блоки в начале, середине или конце номера тоже не выход, считает профессор Джорджтаунского университета Адриан Фью-Берман, которая возглавляет PharmedOut (известный образовательный проект, рассказывающий врачам и не только о практиках медицинского маркетинга). «Большинство журналов публикуют рекламу, и нам трудно опубликовать свои критические по отношению к фармкомпаниям статьи в таких журналах. С моей точки зрения, проблема в том, что, ограничивая круг рекламодателей сферой здравоохранения, журналы вообще не могут рисковать и публиковать контент, неприятный для этих рекламодателей», — сказала Фью-Берман, которая последние 10 лет ведет кампанию по полному отказу от медицинской рекламы в профильных научных и отраслевых журналах.

Президент Общества специалистов доказательной медицины Василий Власов же считает, что решить российскую рекламную проблему только на уровне журналов невозможно. «Нужна широкая работа со всеми компонентами науки — от планирования и финансирования до публикации. Но применительно к журналам кое-что конкретно можно сделать. Например, исключать из списка ВАК журналы, публикующие модули „статья+картинка“, еще можно что-то придумать», — рассуждает эксперт.

Все упомянутые в этом тексте научные журналы, в которых опубликованы статьи о гомеопатических и не только препаратах с рекламой последних, пока входят в перечень ВАК. Председатель Высшей аттестационной комиссии Владимир Филиппов пояснил «Чердаку», что никаких формальных требований о запрете публикации рекламы в журнале, который претендует на включение в перечень, нет. «С другой стороны, абсолютное большинство тех изданий, которые многие десятилетия издаются, классического типа, [и так] никогда не публикуют рекламу», — отметил Филиппов.

…либо платят те, кто публикует статьи, — и тут мы с вами вместе поднимаем шум: как же так, с аспирантов собираем деньги или с ученых! — либо используют рекламу.

«Изданиям любого типа нужно находить средства на издательскую деятельность. Хорошо, если есть деньги бюджетные, но в большинстве случаев это средства внебюджетные, которые складываются из двух направлений: либо платят те, кто публикует статьи, — и тут мы с вами вместе поднимаем шум: как же так, с аспирантов собираем деньги или с ученых! — либо используют рекламу», — рассуждает глава ВАК.

По его словам, комиссия работает над сокращением своего списка журналов и над требованиями к публикационной активности ученых и, в частности, пытается добиться того, чтобы российские журналы по своему уровню подходили международным базам данных, —этим ВАК занимается вместе с АНРИ. «А это требование означает, что если в наших изданиях будет какая-то недобросовестная реклама, то такие издания точно в мировые базы данных не попадут», — подчеркнул Филиппов, добавив, что те, кто рекламой злоупотребляет, попадут и под особое внимание ВАК.

«Чердак» беседовал на эту тему с господином Филипповым в июле 2017 года, когда начиналась работа над этим материалом. С тех пор статус ни одного из журналов из этого текста не изменился. Все они остаются в списке комиссии.

Если вам известно об этой теме больше, чем нам, или вы хотите рассказать нам еще более удивительную историю, напишите на [email protected].

chrdk.ru


Смотрите также

KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта