Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

Журнал, который читают руками. Редактор литературной секции школьного журнала на ладони


Журнал, который читают руками - Литературная газета

ПРЕДСТАВЛЯЕМ!

В феврале 2007 года в редакции «Литературной газеты» состоялась встреча руководителей издательств с председателем Совета Федерации С.М. Мироновым, на которой, в частности, генеральный директор ОАО «Молодая гвардия» В.Ф. Юркин поднял вопрос об оказании финансовой поддержки всероссийскому журналу для слепых детей «Школьный вестник». Не скрою, мы не очень надеялись на положительный результат. Но помощь нам была оказана! Партия «Справедливая Россия» выделила журналу средства для технического переоснащения редакции. Мы благодарим партию «Справедливая Россия» и лично С.М. Миронова за реальную, крайне важную для нас поддержку единственного в стране журнала для незрячих детей и их родителей. 

Юрий КОЧЕТКОВ, главный редактор всероссийского журнала для слепых и слабовидящих детей «Школьный вестник»

О слепых детях (как и о детях-инвалидах) у нас вообще вспоминают нечасто – разве что к Новому году и ко Дню защиты детей. А они, в сущности, нуждаются в том же, что и зрячие их сверстники, – в любви, заботе, понимании, в полноценной духовной пище. В последней, возможно, даже более, чем ребята с нормальным зрением. Ведь для того, чтобы не замкнуться в маленьком «инвалидном» мирке, состояться как личность, реализоваться как можно полнее, надо иметь немало душевных сил и опредёленную духовную зрелость. «Состояться как личность», «добиться успеха» – отнюдь не красивые слова. Вершина «карьеры» слепого – не игра на баяне или гитаре в подземном переходе, как это может показаться обывателю. Среди незрячих – десятки кандидатов и докторов наук, адвокаты, юристы, профессиональные музыканты, преподаватели вузов, программисты и математики, прекрасные массажисты. К примеру, академика Л.С. Понтрягина и депутата всех созывов Государственной Думы О.Н. Смолина знают не только у нас, но и за рубежом.

Примерно 16 тысяч детей с глубоким нарушением зрения учатся в 112 специальных школах для слепых и слабовидящих. Такие учебные заведения имеются в большинстве регионов страны. Но сколько «неучтённых» детишек сидят по домам? По данным Министерства образования Чечни, в этой республике около двух тысяч слепых и слабовидящих детей никогда и нигде не учились. А сколько таких детей по всей России? Неизвестно. И это действительно большая проблема. Что читает слепой ребёнок (если его научили читать) в пору формирования его личности, в пору, когда он на ощупь открывает для себя этот мир? Книг, прямо скажем, для слепых детей выпускается мало. Государство обеспечивает их школьными учебниками, напечатанными рельефно-точечным шрифтом Брайля (это система выпуклых точек, сочетания которых обозначают ту или иную букву. Незрячий «считывает» их пальцами). Художественной литературы для слепых детей – всего 15– 20 названий в год. Вот и всё. Плюс детские радиопередачи, которые можно пересчитать по пальцам одной руки, да «говорящая книга» – это книги, начитанные на аудиокассеты и компакт-диски в формате МР3.

А из периодической печати – всего один журнал на всю Россию. «Школьный вестник». Именно он должен заменить незрячим малышам, подросткам и юношеству десятки, если не сотни, детских газет и журналов, которые имеют возможность читать их зрячие ровесники. И знаете что интересно? Журнал с этой колоссальной ответственностью и нагрузкой справляется. Большинство его подписчиков начинают читать журнал лет в шесть-семь... и выписывают порой до преклонного возраста. Есть такой поэт – Глеб Еремеев, член Союза писателей России с 1966 года. Потерял зрение в детстве. Впервые напечатался в «Школьном вестнике» в 12 лет. Окончил Литературный институт, стал автором двух десятков поэтических сборников, лауреатом международной премии «Филантроп» и членом редколлегии того самого журнала, в который 60 лет назад прислал написанное по Брайлю письмо со своими первыми детскими стихами. Таких случаев – когда «Школьный вестник» давал талантливым ребятам путёвку в жизнь – немало... Юный читатель журнала Юра Котов, окончивший московскую школу-интернат для слепых детей ‹ 1 в 1971 году, – ныне кандидат физико-математических наук, автор ряда научных работ, опубликованных у нас и за рубежом, в том числе и в США, специалист в области новых компьютерных технологий для слепых людей. В редакцию «Школьного вестника» Юрий Котов пришёл работать около 10 лет назад. «Школьный вестник» – уникальный журнал с интереснейшей историей и судьбой. В начале 1938 года Надежда Константиновна Крупская получила письмо из Ленинграда от воспитанников института для слепых детей. Они писали: хотим, чтобы у нас тоже был свой журнал! Идею создания журнала поддержал первый секретарь ЦК ВЛКСМ А.В. Косарев и председатель Центрального правления Всероссийского общества слепых В.А. Викторов. Первый номер вышел в свет в том же 1938 году, в июне (тогда журнал назывался «Советский школьник»). Журнал продолжал выходить даже в годы Великой Отечественной. Журнал «Школьный вестник» – единственное в России ежемесячное литературно-художественное и научно-познавательное издание для слепых детей, журнал энциклопедического направления, учитывающий особенности своей читательской аудитории. Здесь материалы по социальной реабилитации и профориентации, художественная проза, поэзия, статьи о живописи и архитектуре, стихи и проза для малышей, компьютерная страничка, уроки домоводства, ноты, новости спорта, пропаганда достижений слепых и слабовидящих в различных областях деятельности, правовое просвещение. На страницах журнала публиковались лучшие детские писатели и поэты, и часто это были первые публикации. Один из примеров – замечательная повесть Юрия Коваля «Самая лёгкая лодка в мире». Долгие годы членом редколлегии журнала был Л.А. Кассиль. Есть ещё одна категория людей, которым необходим «Школьный вестник», – это родители наших юных читателей. В Российской Федерации издаётся очень мало литературы для таких родителей. В нашем журнале есть рубрика, которая призвана помочь им в воспитании и обучении детей. Журнал выпускается с рельефно-графическими пособиями: с рельефными изображениями памятников архитектуры, шедевров мирового изобразительного искусства, с различными схемами и географическими картами. Электронная версия материалов «Школьного вестника» имеется на дискетах, и редакция рассылает их по просьбе библиотек и читателей. Журнал имеет свой сайт в Интернете. Среди авторов журнала и его читателей – слепые люди, имеющие широкую известность: доктор психологических наук, профессор Российского открытого университета, член-корреспондент Академии информатизации при ООН слепоглухой Александр Васильевич Суворов; депутат Государственной Думы РФ, доктор педагогических наук Олег Николаевич Смолин; доктор философских наук Анатолий Степанович Майданов и ряд других. Директора специализированных школ-интернатов для слепых и слабовидящих детей знают, что в случае необходимости всегда можно обратиться в редакцию «Школьного вестника». В редакции есть банк данных обо всех школах-интернатах для слепых и слабовидящих детей России и значительной части бывших республик Советского Союза. Сведения проверяются, обновляются. Журнал знает об этих школах всё, помогает их ученикам и выпускникам, следит, как складываются их судьбы, принимает в них участие, помогает своими советами, ходатайствами, хлопотами в учебных делах, в трудоустройстве. С июня 1997 года издаётся укрупнённым шрифтом плоскопечатный вариант журнала «Школьный вестник» для слабовидящих читателей. Весь тираж рассылается по разнарядке Министерства образования РФ бесплатно во все школы для слепых и слабовидящих детей России и бесплатно – во все специальные библиотеки для слепых.

С 1980 года по решению Бюро ЦК ВЛКСМ журнал находится в стенах Открытого акционерного общества «Молодая гвардия». «Молодогвардейцы» в самые тяжёлые для российской печати времена, в начале 90-х, не оставили нас. Без помощи «Молодой гвардии» мы и сегодня бы не выжили, поскольку издания, подобные нашему журналу, всегда убыточны. Средства на издание «Школьного вестника» заложены в государственный бюджет Российской Федерации. В этом журналу помог О.Н. Смолин. Печатает журнал предприятие Всероссийского общества слепых «Логос». В этом году «Школьный вестник» получит 1 миллион 890 тыс. рублей, чего хватит только на покрытие полиграфических расходов (это – 30–40% жизнедеятельности журнала). К счастью, покрывать остальные 60–70% нам пока помогает ОАО «Молодая гвардия». По моему убеждению, все затраты по выпуску этого журнала и содержание редакции государство должно было бы взять на себя, поскольку образование и просвещение инвалидов – дело государственное. Тем более что журнал «Школьный вестник» – единственный в своём роде не только в России, но и в мире, аналогов ему нет. Журналы для слепых детей за рубежом, конечно, есть, но они представляют собой дайджесты (перепечатки) из периодических изданий для детей и юношества, а на страницах «Школьного вестника» постоянно публикуются оригинальные материалы, содержащие информацию, предназначенную именно для нашей читательской аудитории.

Есть у сотрудников редакции мечта: создать небольшое издательство, выпускающее несколько приложений к журналу для школьников, их учителей и родителей. Но пока это только мечта. Одним из главных своих достижений редакция журнала «Школьный вестник» считает деятельное участие в интеллектуальном, культурном, духовном росте незрячих и слабовидящих детей, их успешную интеграцию в современное общество. В 2008 году журнал отметит 70-летие. Государственных наград за свою многолетнюю просветительскую гуманистическую деятельность «Школьный вестник» не имеет, но одна очень дорогая для нас награда у журнала есть: в 1998 году «Школьный вестник» был награждён орденом Святого царевича Димитрия «За дела милосердия», присуждаемым Международной ассоциацией детских фондов и благословленным патриархом Русской православной церкви Алексием II.

lgz.ru

Школа редакторов Бюро Горбунова

Вопросы и ответы

Я живу в Киеве, как мне учиться у вас?

Обучение на всех ступенях дистанционное. Оно проходит так же, как бюро работает со своими штатными дизайнерами — удалённо и по принципам «Ресурса». Преподаватели не смотрят за распорядком дня студента, но жёстко следят за дедлайнами. Желательно приехать в Москву на репетицию и защиту диплома, это 2‑3 дня в конце третьей ступени. Если не получается, студенты защищают диплом дистанционно.

Говорят, на первой ступени мало обратной связи от преподавателей, это правда?

Не совсем. На первой ступени вообще нет обратной связи от преподавателей.

На второй и третьей ступенях школы предполагается практическая работа и обратная связь от преподавателей. Но на первой ступени студенты должны проявить способность к самостоятельному усвоению теории. Инструмент обучения на первой ступени — лекции преподавателей и дополнительная литература.

Знания проверяются автоматическими контрольными тестами. Мы не раскрываем правильные ответы. Тесты — это лишь способ индивидуальной проверки полученных знаний и контроля успеваемости. Но для некоторых тем предусмотрены тренировочные тесты, чтобы попробовать себя перед сдачей контрольных тестов. После прохождения тренировочного теста мы открываем правильные и неправильные ответы, чтобы показать, какие темы вызывают затруднения.

На первой ступени есть практические задания, которые нужно выполнять для собственной тренировки. За такие задания ставятся автоматические фиксированные оценки за факт сдачи до дедлайна.

Наконец, на первой ступени есть одно‑два специальных задания, которые учат студентов видеть ошибки друг друга. Студенты оценивают работы и записи переговоров друг друга, при этом преподаватели могут скорректировать некоторые оценки.

А что с обратной связью на второй ступени?

На каждой следующей ступени обратной связи больше, чем на предыдущей. На второй ступени преподаватели и кураторы школы ставят оценки и дают краткие комментарии работам студентов.

Задача второй ступени — упражнения на развитие отдельных навыков, или, как мы говорим, «групп мышц». Студенты прокачивают навыки на стандартных упражнениях по отдельным дисциплинам, прежде чем переходить к самостоятельному творчеству на третьей ступени.

Как устроена третья ступень?

На третьей ступени студенты работают над дипломом в кроссдисциплинарной команде со студентами трёх школ: дизайнера, редактора и руководителя и арт‑директора бюро. Работа проходит в боевом режиме, максимально приближенным к работе в бюро. Каждую неделю команда получает столько же внимания арт‑директора, сколько любой дизайнер бюро в текущем проекте.

Можно пойти только на первую ступень?

Мы относимся ко всем ступеням точно так же, как к курсам в институте. Одна ступень без другой просто бессмысленны.

Учебная программа составлена в предположении, что студент хочет закончить школу. Например, на второй ступени студенты уже начинают работать над темой будущего диплома, даже если им не хватит очков, чтобы перейти на завершающую ступень. Невозможно представить себе студента второго курса медицинского института, который отказывается резать трупы, потому что не собирается переходить на третий курс.

Если вы захотите бросить школу посередине обучения — это ваше право, которое мы уважаем. Но скорректировать вашу учебную программу, исходя из этого мы не сможем.

bureau.ru

Маленький читатель. Литературный журнал Москва.

В сегодняшней детской литературе, как это происходило во все времена, одновременно работают три поколения литераторов: старшее, среднее и младшее. На литературную арену в лице младших вышло первое постсоветское поколение со своим голосом, собственными героями и художественными приемами.

При этом авторитетные лидеры старшего поколения, судя по постоянно появляющимся новым книгам, находятся в расцвете творческих сил, переживают подлинный творческий подъем. Драматическая постсоветская российская реальность и возможность на новом уровне свободы писать о пережитом, очевидно, словно подарила им второе дыхание. Это А.Лиханов, В.Бахревский, В.Крапивин, В.Воскобойников, В.Крупин.

Автор 60 исторических романов и 80 книг о православных святых живущий в Германии петербуржец В.Воскобойников, 15 лет руководящий семинаром детской литературы на всероссийском форуме молодых писателей в подмосковных Липках; обитающий в Подмосковье автор более 100 книг для детей и девяти монументальных исторических романов В.Бахревский, почти два десятилетия ведущий одно из старейших литобъединений в Орехово­Зуеве; разделивший сферу своего влияния между Екатеринбургом и Тюменью В.Крапивин с фондом собственного имени, премией и учениками — каждый из этих известных писателей сегодня стал создателем собственной литературной школы с определенными творческими и нравственными установками.

В 2012 году постоянный организатор форумов молодых писателей в Липках фонд социально­экономических и интеллектуальных программ выпустил сборник «Новые имена в детской литературе», составленный молодой московской детской писательницей Еленой Усачевой, автором повести «Любовная записка с того света». В книгу вошли стихи и проза двадцати двух молодых детских писателей — участников форума в Липках из разных регионов.

Молодые писатели новой волны особенно не подчеркивают свою связь с традициями детско­юношеской литературы ХХ века. Но для внимательного глаза она очевидна. Так, Альберт Лиханов стал первопроходцем в художественном осмыслении острых социальных проблем русского детства различных эпох и социальных слоев. В фарватере его знаковых для каждой новой эпохи отечественной истории книг, как в фарватере могучего ледокола, по своей воле или помимо нее идут сегодня самые известные молодые писатели.

Еще в советское время в повести «Благие намерения» обратился Лиханов к теме детей­сирот. Сегодня социальное сиротство как подростковая драма стала главной темой в прозе Дины Сабитовой — в книгах «Где нет зимы» (Самокат, 2011) и «Три твоих имени» (Розовый жираф, 2012).

Вслед за лихановскими книгами «Солнечное затмение» (о девочке­инвалиде, путешествующей по улице в коляске) и не сказке для не взрослых «Мальчик, которому не больно» (о мальчике, у которого ДЦП отнял возможность ходить) после долгих десятилетий замалчивания убогого существования сотен тысяч больных детей, остававшихся годами наедине с неразрешимыми проблемами и отчаявшимися родителями, все чаще дети­инвалиды становятся героями отечественных произведений для детей и подростков.

Это петербургский психолог Екатерина Мурашова с повестью «Класс коррекции» — про детей­инвалидов и жесткий социальный раскол в современном обществе, отмеченной еще в 2006 году премией «Заветная мечта» в номинации «Трудный разговор». Болезни, инвалидности, ограниченным возможностям подростка посвящены «Рассказы о больничной жизни» Юлии Кузнецовой — «Выдуманный Жучок» (Центр Нарния, 2011). Это двадцатилетний москвич Александр Снегирев, автор романа «Нефтяная Венера» — о мальчике­дауне и его молодом отце; это живущая в Вене Дарья Вильке, автор повести «Тысяча лиц тишины» — про глухую девочку; это москвичка Ая Эн с романом «Библия в SMSках» (Время, 2012), главные герои которого, как и в лихановских «Слётках», два брата, рожденные без брака, от разных отцов, а младший из братьев — четырехлетний Стас Макаров — тяжело, похоже, неизлечимо болен.

Ая Эн, как и А.Лиханов в романе «Сломанная кукла», стремится включить в прозаическую ткань своего романа сложный комплекс философских и культурологических интересов юных героев — от «Алисы» Кэрролла и ее европейских и русских иллюстраторов до жизненно важных для молодого человека сентенций философов Фромма, Ницше, Рассела, Деридды, Делеза (можно здесь вспомнить и лихановскую философскую бабушку из не сказки для не взрослых «Мальчик, которому не больно»).

Через диалог и мировоззренческий спор с А.Лихановым, показывающим болевые точки истории России ХХ века через историю одной или нескольких семей в романе «Сломанная кукла», можно рассматривать выдержавшую уже шесть изданий повесть минских соавторов Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак «Время всегда хорошее» (Время, 2013), подкупающую в эпоху расцвета литературной чернухи позитивной установкой. В повести популярный в фантастике прием позволяет сопоставить советскую, 1980 года, и постсоветскую школьную реальность 2018 года, увиденную глазами творчески мыслящего подростка, убежденного, что из самой безвыходной и трагической ситуации можно найти достойный выход.

Игра временными эпохами с их резко меняющимися воспитательными установками увлекает как самих минских соавторов, так и их попавших в новую для себя российскую действительность юных героев. Правда, стоит отметить: о первом столкновении воинственного атеистического школьного окружения с последствиями православного воспитания маленького человека в семье гораздо более глубоко и психологически выверенно писали А.Лиханов в повести «Крёсна» и А.Варламов в повести «Звездочка».

Об историческом прошлом СССР размышляет и Ольга Громова в «истории девочки из прошлого века, рассказанной Стеллой Нудольской».

Свежее слово о великой Отечественной войне удалось сказать Эдуарду Веркину в повести «Облачный полк», судя по отзывам, всерьез взволновавшей современных школьников.

О принципиально различном мироощущении городских и деревенских детей много писали Владислав Бахревский и Альберт Лиханов (повесть «Чистые камушки», «Деревянные кони» и др.). Об этом думаешь сегодня, читая повесть Евгении Басовой «Открытые окна» из сборника «Уезжающие и остающиеся» (КомпасГид, 2014).

К теме наркомании первыми в советской литературе обратились Чингиз Айтматов в романе «Плаха» и Дина Рубина в своих повестях для юношества, написанных еще в 80­х годах ХХ столетия в Ташкенте. Наркомании и социоадаптации подростков посвящены новая книга Евгении Пастернак и Андрея Жвалевского «Охота на василиска» (Время, 2014), новая повесть петербургского сценариста и искусствоведа Татьяны Богатыревой «Беженцы» из сборника «День матери» (РОСМЭН, 2015).

Заметно, что А.Лиханов, как и его коллеги, писатели старшего поколения, опираются на великие традиции русской классической литературы, в первую очередь «Детство» Л.Толстого или «Подросток» Ф.Достоевского, и слово в его прозе музыкально, многозначно; уже в названиях его книг скрыт точный символ того, что происходило с русскими детьми в драматическую эпоху смены нравственных ориентиров и государственных установок: «Никто», «Сломанная кукла», «Слётки», «Мальчик, которому не больно», «Девочка, которой все равно».

Лиханов первым еще в советское время заговорил о социальном сиротстве. Историки отечественной детской литературы отмечают, что мотив сиротства, начинавшийся со слез и сантиментов («Покинутое дитя» Н.Смирнова 1795 года — «песенка» ребенка об умершей матери, и написанное от лица шестилетней девочки, просящей подаяние, стихотворение «Нищенькая» (1827) А.Шишкова, а также стихотворение «Сиротка» К.Петерсона), — разные варианты драматического сюжета сиротства, подробно развитого в русской детской поэзии в ХIХ веке, практически забылись в советскую эпоху.

«Сиротство отнюдь не ушло из жизни, — с грустью рассуждает известный петербургский детский писатель и переводчик Михаил Яснов в новой книге «Путешествие в чудетство. Книга о детях, детской поэзии и детских поэтах» (Союз писателей Санкт­Петербурга и фонд «Дом детской книги», 2014), — но долгие годы вытравлялось простое человеческое сострадание; милосердие становилось неудобным для упоминания в печати делом, государственная идеология воспитывала качества, далекие от сочувствия».

У многих писателей новой волны, стремящихся в борьбе за души и внимание юных читателей писать на школьном, подростковом сленге, как это делают лауреаты всероссийских премий Пастернак и Жвалевский с общим тиражом выпущенных книг более 700 тысяч экземпляров, Ая Эн (автор прогремевшего романа «Библия в SMSках»), совсем другие эстетические ориентиры.

Это в первую очередь маргинальная богемная культура Франции и США 30–90­х годов ХХ века: на молодежном сленге, призванном отделить культуру детей от поколения отцов, написаны роман о детстве «Смерть в кредит» Луи­Франсуа Селина (1894–1961), роман «Скалапендра и Плаксич» Бориса Виана (1920–1959), первым описавшего юных стиляг в эпоху джаза в послевоенной Франции, роман «Голый завтрак» (1962) американца Уильяма Бероуза (1914–1996) и знаменитый роман «Бойцовский клуб» (1995) молодого американца Чака Паланика.

О подростке­изгое в советской литературе одним из первых заговорил Владимир Железников в знаменитой повести «Чучело». Подростка­изгоя сделала главным героем своей книги и Ирина Костевич — «Мне 14 уже два года» (Аквилегия­М, 2014).

Драматически переживаемый подростками развод родителей ставил в центр многих своих повестей живущий ныне в Люксембурге, в доме престарелых, Анатолий Алексин. В последние годы, очевидно в связи с кризисом, который переживает традиционная семья, заметно особое внимание к этой теме в детской литературе; в центре внимания писателей все чаще оказываются неполная семья, приемные дети, ребенок в детском доме, одинокий ребенок, у которого куда­то уехали родители. Это книги Дины Сабитовой «Сказки про Марту», «Где нет зимы», «Три твоих имени», Марины Аромштам «Когда отдыхают ангелы», Михаила Барановского «Я воспитываю папу», Марии Ботевой «Мороженое в вафельных стаканчиках», Станислава Востокова «Фрося Коровина», Ирины Костевич «Мне 14 уже два года», Юлии Кузнецовой «Где папа?». Разводу родителей посвящена и книга Дарьи Доцук «Я и мое чудовище» (Аквилегия­М, 2014).

В сложных условиях постсоветской реальности дети стремительно взрослеют (неслучайно книга Марии Бершадской так и называется — «Большая маленькая девочка»), а взрослые предпочитают сознательно культивировать вызывающий инфантилизм, сосредоточиваясь на игре, познании мира, свободе от социальных обязательств. Американский психолог Дэн Кайли в 1983 году в монографии «Мужчина, который никогда не вырастет» сформулировал особый синдром Питера Пена, другие ученые предложили термин «кидалт» — взрослый ребенок.

Так, явно поменялись местами мама­поэтесса и двенадцатилетний Кеша, пытающийся и заработать (играя роль рекламной курицы перед дверями ресторана), и заботиться о родителях­писателях, этаких взрослых детях, — герои книги петербурженки Татьяны Богатыревой «День матери» (РОСМЭН, 2015). Поистине невыносима жизнь Кеши, обреченного на нищее, полуголодное существование с пьющим, редко приходящим отцом­поэтом и находящейся в вечной депрессии мамой­поэтессой. И все же в трудные минуты, обняв маму, Кеша чувствует: «...мы с мамой — единое существо, даже наши сердца бьются одинаково».

Лидеры литераторов среднего поколения нередко в творчестве и жизни ориентировались на Ремарка и Хемингуэя с их критическим прагматизмом — установкой принимать действительность такой, какая она есть, с четким прицелом на устранение невыносимых бытовых и политических ситуаций, с внутренней установкой на полноценное и равноправное вхождение России в европейскую культуру.

Их задачей стала организация принципиально новых, демократичных и позитивных, плодотворных творческих сообществ — будь то созданная в Екатеринбурге Ассоциация писателей Урала, или литературное общество молодых детских писателей «Черная курица», возникшее в Москве в 1990 году при журнале «Пионер» по инициативе главного редактора Анатолия Мороза и тогда работавших в редакции детских писателей, родившихся в 50­е годы, — прозаика Бориса Минаева, покойного ныне поэта­переводчика Николая Ламма и живущего последние годы в США поэта­авангардиста Владимира Друка. Это было первое независимое сообщество детских писателей после разгромленного в сталинское время содружества обэриутов, не без учета и творческого опыта столь же быстро прекратившего свое существование московского СМОГа — общества самых молодых гениев. Спустя годы «Черная курица» снесла поистине золотые яйца: прозаики А.Дорофеев, Б.Минаев, М.Москвина, Ю.Нечипоренко, поэты М.Бородицкая, Л.Яковлев, Т.Собакин ярко состоялись в детской литературе.

Сегодняшние молодые детские писатели создали собственное творческое объединение «Остров Ю», собравшее около 25 литераторов из разных регионов, уже издавших книги и получивших престижные премии. Задача «Острова» — популяризация молодой детской литературы, возвращение ребятам интереса к чтению. В него вошли прозаик Елена Усачева из Москвы, Ирина Павлова из Мурманска, Евгения Коробкова, родившаяся в городе Карталы Челябинской области, Анна Сидорова, аспирантка Хельсинкского университета, Евгения Ярцева, прозаик Тамара Михеева и поэтесса Марина Юрина из Челябинска, Наталья Волкова.

Прошли времена, когда секция детской литературы в СП представляла собой этакий уютный загончик, замкнутую площадку с более уютной, почти тепличной атмосферой. Хотя разгром обэриутов (не без участия С.Я. Маршака, как считают руководитель объединения православных писателей Петербурга Н.Коняев и Н.Чуковский, сын Корнея Ивановича), безвременная смерть затравленного после выхода книги абсурдистских стихов «Витамины роста» ленинградского Олега Григорьева или отлучение на семь лет от московских издательств Виктора Лунина, а чуть позже — усилиями А.Л. Барто — поэта Валентина Берестова показывают, что и здесь были свои тайные бури.

И все же во все времена высшим пилотажем писательского мастерства была книга для семейного чтения. Такой и в советское, и в постсоветское время оставалась проза А.Лиханова, последовательно выступающего против подмены человека думающего, сочувствующего «человеком играющим».

И детям, и взрослым интересны остросюжетные, выразительно и масштабно рисующие русскую историю на новейшем, малоизученном региональном материале романы А.Кердана («Звездная метка», «Берег отдаленный», «Крест командора»). Знаменательно, что челябинское издательство Марины Волковой выпускает специальную серию «Любимые книжки для семейного чтения», в которой в 2008 году вышел сборник стихов «Ладошка» молодой челябинской поэтессы Марины Юриной, прошедшей в свое время через семинар по детской литературе, организованный Ассоциацией писателей Урала; московское издательство «РОСМЭН» — серию «Настоящее время», книги из которой призваны убедить читателей: «детство и юность человека не подготовка к взрослой жизни, не черновик, не репетиция, а настоящая, подлинная жизнь».

Задачи этих книг — преодолеть разрыв между поколениями, грозящий обернуться серьезной социальной проблемой в масштабах всей страны. Похожие задачи ставит перед собой и отмеченная уже премией «Заветная мечта» проза Тамары Михеевой, всегда обращающейся одновременно и к детям, и к взрослым.

Московские детские писатели сегодня нередко пишут прозу для взрослых, словно еще раз на новом уровне доказывая свою творческую состоятельность. Можно вспомнить печатавшиеся в «толстых» журналах «Октябрь», «Дружба народов», «Знамя» романы А.Дорофеева, М.Москвиной, Б.Минаева, автора книги о Б.Ельцине в серии «ЖЗЛ» с предисловием президента В.Путина, переводы классической английской и французской поэзии московских поэтов М.Бородицкой и В.Лунина, петербуржца М.Яснова. Однажды на страницах, увы, переставшего существовать после смерти главного редактора И.Г. Нагаева журнала «Детская литература» Тим Собакин заметил, что детский писатель сегодня должен быть универсальным профессионалом, умеющим писать и стихи, и прозу, и критику.

По этому пути вслед за Чуковским, Заходером и Берестовым успешно, кроме Тима Собакина, идут автор более ста книг стихов и прозы, долгие годы сотрудничающая с журналом «Веселые картинки» Марина Дружинина с общим тиражом изданных книг около 6 млн экземпляров и член редколлегии «Мурзилки» Андрей Усачев, автор более 120 книг (вышедших общим тиражом более 3 млн экземпляров), зарифмовавший правила этикета, сюжеты знаменитых картин из Третьяковской галереи и Эрмитажа, описания музыкальных инструментов из симфонического оркестра, «Занимательную зоологию», а также автор более 70 сказочных книг для младшеклассников Валентин Постников, отважно дописавший книги отца, Юрия Дружкова, про Карандаша и Самоделкина, замечательная кировская писательница Елена Наумова, автор высоко оцененной в Москве книги стихов «Девочка и дождь», сегодня успешно пишущая прозу (не только в Кирове, но и в Москве любят и знают ее маленькие повести «Мирись­мирись, больше не дерись» и «Сказочник», ее сказки из книги «Цветок папоротника»), петербуржец Сергей Махотин, еще в 80­е годы дебютировавший книгой стихов «Море в банке», удостоившейся похвалы А.Барто, а сегодня — автор написанных в традициях фантастического реализма повестей «Включите кошку погромче» — «школьных приключений, рассказанных автором от первого лица, а также от второго и даже третьего» (Детгиз, 2012), и «Вирус ворчания» (Детгиз, 2009) — «повесть, в которой что ни глава — то совершенно правдивая, но чаще — невероятная история».

Уже в самих развернутых подзаголовках к новым книгам прозы Махотина или Ирины Краевой — «Колямба, внук Одежды Петровны» — «Правдивые рассказки», как и точно выверенные подзаголовки произведений А.Лиханова — «не сказка для не взрослых», «мальчишечий роман» — заметны жанровые поиски отечественной прозы для детей и подростков, ее разворот к сюжетности и увлекательности.

Образцы современной прозы для детей и подростков обнаруживают изменения, которые претерпел традиционный реализм в освоении новой исторической реальности. Фантастические включения — иные миры (судя по повести Екатерины Мурашовой «Класс коррекции»), фантастические персонажи (домовой Аристарх Модестович, кукла Лялька — второстепенные герои повести Дины Сабитовой «Где нет зимы») — легко и естественно входят в плоть психологической, реалистической прозы. Реалистическому сознанию стали свойственны элементы условного — того, что относят к модернистской эстетике (например, два варианта финала в романе А.Лиханова «Сломанная кукла»).

По законам фантастического реализма живет выпущенная в серии «Смешные истории» повесть «Рыцарь Рыжик» радиодраматурга, педагога и художника­иллюстратора собственной книги Валентины Дёгтевой (Аквилегия­М, 2015). Среди ее полноправных героев — маленький дракон Йорик, ожившие скелет из школьного кабинета биологии, питекантроп с плаката, говорящий портрет Пушкина. При этом маленький герой — младшеклассник Толя Колокольчиков, прозванный Рыжиком, — сталкивается с семейными проблемами, характерными именно для нашего времени: ему приходится вызволять бабушку из дома престарелых, собак — со станции для бродячих животных, капризную одноклассницу Милу Стрижеву, дочь местного богача, — из рук корыстных похитителей.

Важно, что фантастический реализм помогает создать убедительный и узнаваемый мир лишь тем авторам, кто умело опирается на определенные законы, созданные за столетия существования фольклора, отечественной и зарубежной сказки, в которой за определенными персонажами, к примеру, зооморфного кода, закреплялась четкая позитивная или негативная окраска. Попытка разрушить эту традицию редко завершается впечатляющей удачей. Так, постоянно меняющий одежды говорящий таракан Аркаша из повести питерского, ныне живущего в Лондоне рок­продюсера Антона Соя «Про Машу и Аркашу­Таракашу» (РОСМЭН, 2015) не вызывает особой симпатии у читателей, и страстная привязанность к нему маленькой героини не кажется психологически убедительной.

Ушли из жизни писатели старшего поколения — последователи пришвинско­бианковского, природоведческого направления в детской литературе, полузабыты сегодня талантливые ленинградские писатели Николай Сладков, Святослав Сахарнов. Радует, что в Кирове в их традиции плодотворно работает прозаик среднего поколения Владимир Морозов, выступивший с монументальным исследованием традиционной народной культуры «Посолонь», реконструирующим итоги многолетнего осмысления жизненно важного для земледельца природного цикла с христианским мироощущением русского крестьянина.

В наше негероическое время особой сложной и важной задачей стало создание образов достойных личностей, на которых можно было бы внутренне ориентироваться юному человеку, выстраивая свою личную жизненную стратегию. Писатели среднего поколения нередко находили таких героев в отечественной истории. А.Кердан в цикле исторических романов показывает первопроходцев из российской глубинки (Григория Ивановича Шелихова и др.) людьми бескорыстными, самоотверженными, умеющими думать о государственных интересах в масштабах большого исторического времени.

Это открывающиеся читателю с раннего детства Николай Гоголь и Михаил Ломоносов из познавательных, живо и увлекательно написанных повестей «Ярмарочный мальчик» и «Наставник царям» Юрия Нечипоренко, чья проза недавно отмечена двумя престижными премиями — имени А.Дельвига и «Ясная поляна». Писатели старшего поколения — тот же А.Лиханов — гораздо осторожнее относятся к созданию образа сегодняшнего положительного героя.

Можно предположить вслед за А.Большаковой, что в движении современной словесности, как духовном, сущностном, на смену антигерою, заполонившему страницы нынешних книг, приходит мысль как главный «герой нашего времени». Ведь именно «мысль дает бытию слово», как утверждает Хайдеггер в книге «Время и бытие»..

Сегодня трансляция достойных литературных традиций в детской книге осуществляется через систему постоянно проходящих в разных городах страны литературных чтений и клубов.

Здесь уместно вспомнить работающий уже много лет «Клуб детских писателей» (куратор — Т.В. Рудишина) при городской библиотеке имени А.Гайдара в Москве, старейшие в России Гайдаровские чтения в Арзамасе, организованные местным педагогическим институтом, Лихановские чтения в Кирове и Белгороде, Погодинские и Трауготовские чтения в Петербурге, Берестовские и Михалковские чтения в Москве, Касилевские чтения в Энгельсе Саратовской области, вручение Крапивинской премии в Тюмени, сопровождающееся творческими встречами с детскими писателями разных поколений.

Успешное развитие региональной культуры, отход от доминирующей роли центра сегодня можно рассматривать как признак растущего благополучия и укрепления российского государства.

Неслучайно продуманная региональная культурная политика с установкой на культивируемую самобытность давно стала важной чертой культурной политики в развитых европейских странах и в США. В этом плане Ассоциация писателей Урала с четко продуманной системой поддержки молодых писателей через постоянно организуемые творческие семинары, премии и собственные издания (газета­журнал «Большая Медведица», альманах «Чаша круговая») — убедительный пример устойчивой и плодотворной работы на ниве отечественной культуры, уже сегодня дающей заметные плоды.

Стоит напомнить, что один из самых известных сегодня писателей новой волны — пермский прозаик Алексей Иванов (1969 года рождения), автор романов «Географ глобус пропил», «Общага на крови», «Блудо и МУДО» и двух исторических романов — «Сердце Пармы» и «Золото бунта», по живости и яркости авантюрных сюжетов и выразительности описаний сопоставимых с историческими голливудскими фильмами (недаром одно из интервью Алексея Иванова называлось «Все мы изнасилованы Голливудом...»), способных увлечь подростков историей освоения русскими воинами Урала, был «открыт» на Уральском совещании молодых писателей, опубликован в альманахе «Чаша круговая» и получил от своих коллег из ассоциации первую в жизни премию, позже, в 2002 году, был отмечен на форуме в Липках, где занимался в семинаре Л.Юзефовича. Иванов смог так выразительно описать остродраматические и счастливые моменты школьной жизни, что сегодня его книга «Географ глобус пропил» порой вдохновляет молодых людей на поступление в педагогические университеты — на попытку попробовать себя в трудной роли школьного учителя.

Родившийся в Кирове и немало десятилетий живущий в Москве А.Лиханов в романе «Слётки» напоминает москвичам о миллионах детей и подростков, борющихся со своими горестями и проблемами вдали от шумного МКАДа. Как правило, не в Москве происходит действие большинства современных детских книг. «Наш дом стоит на улице Маслобойникова, это на самой окраине, а раньше вообще было за городской чертой... Три километра от почтового отделения, восемьсот километров от Москвы, мать хотела жить в Москве, ходить в театр...» — так начинается первая глава романа «Кошки ходят поперек» победителя национальной детской литературной премии «Заветная мечта» Эдуарда Веркина (Эксмо, 2014). Об этом же — о бедах и трудностях школьников и их учителей, живущих далеко от Москвы, — напоминает читателям всех возрастов пермский прозаик Алексей Иванов в романе «Географ глобус пропил».

Итак, в детскую литературу все активнее входят трудные взрослые темы — выбора веры, наркомании, социального неравенства. Ученые, например Е.Теновицкая в статье «Терапия вместо морали», предлагают называть такую прозу «терапевтической», ибо литература предлагает взрослому психологическое убежище в пространстве детства. Массовое обращение большинства авторов новой волны к трудным темам исследователи объясняют и тем, что в России долгое время сознательно оберегали ребенка от самых острых проблем, и лишь после 90­х годов прежние табу оказываются отмененными — в этом убеждена И.Балахонова, автор статьи «Новые детские книги — мосты между взрослыми и детьми».

Изменилась сверхзадача детской литературы: сегодня большая часть молодых авторов не ставит перед собой идеологических и педагогических целей — транслировать правила и нормы, — а помогает лучше понять и глубже узнать друг друга взрослым и маленьким людям.

Может быть, именно поэтому московская поэтесса Татьяна Стамова назвала свою новую книгу стихов для детей «Расклейщики афиш» (Самокат, 2013). Она мягко подводит маленького читателя к пониманию того, как трудно творческому человеку и печатному слову в этом занятом работой, едой и развлечениями мире, где лишь у ребенка, открытого новым впечатлениям и трепетно воспринимающего окружающий мир, автор надеется вызвать искреннее сочувствие к безнадежному труду всех пишущих и играющих:

Читают ли афишиРасклейщики афиш?Их ждут пустые нишиИ утренняя тишь,

Бумаги свежий запах,Замерзший водосток,Замерзший бледный запад,Малиновый восток.

Откуда все оттенкиМеж «бледно» и «темно»И в сумрачном простенкеБумажное окно;

Как рвет афиши ветер,Как мочат их дожди,Как быстро все на свете,Как много впереди.

Как завтра март уронитХрусталь с карнизов крыш —Никто не знает, кромеРасклейщиков афиш.

moskvam.ru

Т. Д. Жукова, Президент Русской школьной библиотечной ассоциации, главный редактор журналов «Школьная библиотека», «Читайка», «Семейное чтение», «Крылья», «Юный краевед» Доклад на 1 съезде школьных библиотекарей Россиской Федерации Дорогие друзья, дорогие коллеги!

Т.Д. Жукова,

Президент Русской школьной библиотечной ассоциации, главный редактор журналов «Школьная библиотека», «Читайка», «Семейное чтение», «Крылья», «Юный краевед»

Доклад на 1 съезде школьных библиотекарей Россиской Федерации

Дорогие друзья, дорогие коллеги!

Для меня и честь, и большая ответственность выступать на нашем первом съезде после Министра образования и науки Андрея Александровича Фурсенко, и в то же время я испытываю огромную радость и волнение, понимая всю значимость происходящего.

Наш съезд – это результат совместной работы – профессиональной общественной организации и профильного Министерства. И это отражает современные тенденции развития нашего общества – перехода в свое новое состояние – «государство самоорганизующееся» – гражданское общество.

Школьные библиотеки – это система – многоплановая, сложная и требующая сегодня более сложного механизма управления, чтобы быть устойчивой в своем развитии.

А устойчивая система держится на крепкой государственной поддержке – поддержке сверху, и профессиональном самосознании, «горении» самого носителя профессии. Для создания такой системы мы и собрались с вами все вместе на этой святой пушкинской земле.

Неслучайно девизом нашего съезда стали слова великого библиотековеда Николая Александровича Рубакина: «Чтение – только начало, творчество жизни – вот цель».

Ведь сегодня все государственные усилия в России направлены на то, чтобы наша страна перешла на инновационный путь развития в соответствии с теми богатейшими духовными и интеллектуальными ресурсами, которыми она обладает.

И предметом нашей библиотечной сферы являются три важнейших составляющих, влияющих на эти процессы:

книга – как духовный продукт нации;

чтение – как деятельность по генерации мыслей и повышению качества мышления, как важнейшее средство духовного развития личности, если это не простой механизм без духа, как говорил Иван Ильин;

и сама библиотека – как катализатор развития общества.

Наши школьные библиотеки занимают особое положение в библиотечной сети страны.

И важно осознать, что школьная библиотека для многих российских детей сегодня является первой библиотекой в их жизни, и именно школьные библиотеки создают читателя для всех остальных типов библиотек, поэтому они не должны быть слабым звеном библиотечной сети страны, тем более что они составляют 49% от общего числа библиотек.

Первые годы 21 века показали сложность и противоречивость положения школьных библиотек, однако в этих сложных условиях наши библиотекари демонстрируют не только жизнестойкость, но и наличие мощного творческого потенциала и богатейших человеческих ресурсов.

Многочисленные письма и звонки в ассоциацию показывают нам, что библиотекари не согласны с такими условиями модернизации российского образования, при которых школьная библиотека и ее специалисты рассматриваются как второстепенное звено в образовании, а вся система школьных библиотек развивается по инерционному сценарию.

Маленькая иллюстрация к этому, характерная для нашей почты, – письмо библиотекаря одного из российских городов:

«Пишу вам из далеких мест России, из Нанайского района Хабаровского края.

До сих пор не определен статус школьного библиотекаря, а отсюда многие трудности и недоразумения.

Если библиотекарь – это новатор, то его можно отнести к педагогам, а если это робот, выполняющий механическую работу: выдал – принял, – то тогда какой с нас спрос за воспитание детей? О каком воспитательном плане может идти речь, а с нас его спрашивают.

Необходимо определиться с нашим статусом и разработать пакет документов. Пока этого нет, каждый регион будет решать эту проблему самостоятельно. В 2007 году для нас это стало больным вопросом, так как Хабаровский край отнес библиотекарей к разряду технического персонала и лишил всех льгот, в том числе на коммунальные услуги. Мы, живя на селе, не имеем ни чего, заработная плата низкая, льгот нет, отпуск – 30 календарных дней. Работая на компьютере по 7 часов в день, мы не имеем доплаты. Не предполагаются проценты за «запыленность». Я согласна, есть документ, который предполагает эту доплату на усмотрение руководителей, но нужен четкий закон, иначе школьные библиотекари так и будут ходить с протянутой рукой.

Во многих школах в связи с подушевым финансированием директора были вынуждены вообще отказаться от библиотекарей или перевести их на 0,5 – 0,25 ставки из-за нехватки денег. Наши школы – не малокомплектные, но малочисленные, и денег тоже не хватает, однако директор сохранил ставку библиотекарям, понимая всю важность этой работы. Даже 216 учеников этой школы нуждаются в хорошей книге, не имея возможности посетить театры, музеи и галереи. Правда, не всегда ребенок может получить нужную книгу, малыши вообще стали редкими посетителями, так как наш фонд стал теперь ветхим, устаревшим. Финансирование библиотек идет по статочному принципу. Пока будет такое положение вещей, наша страна никогда не будет читающей. Неправда, что дети не читают, они очень хотят увидеть в своей библиотеке новую красочную книгу. Многое надо поменять, но при этом надо помнить , что не может быть школьный библиотекарь прослойкой между педагогом и уборщиком помещения. Проблема эта назревала очень долго. Обращаюсь к Школьной библиотечной ассоциации от лица всех библиотекарей района с тем, чтобы помочь в решении этой проблемы». (Аплодисменты)

Поэтому нам нужен прорыв, который сделает школьную библиотеку динамичным ресурсом образования, а школьного библиотекаря – его ключевой фигурой.

Роль библиотекаря как специалиста, знающего и любящего книгу, в новом веке не снижается, а становится все более значимой. Только сильные школьные библиотеки рождают сильных учащихся! Этот лозунг подтверждается жизнью и воплощается в опыте работы многих талантливых школьных библиотекарей России и мира.

Но оценка работы школьного библиотекаря, его статус и в педагогическом, и в библиотечном сообществах пока несправедливо низки.

Необходимо на государственном уровне решить важную системную задачу создания в России эффективной инфраструктуры, обеспечивающей устойчивое развитие школьных библиотек и «индустрии» для них. (Аплодисменты)

Символично, что сегодня, на расширенном заседании президиума Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству, по поручению Президента проходит совещание по теме: «Развитие библиотечной системы, укрепление и развитие материально-технической базы специализированных и общедоступных библиотек, внедрение новейших технологий информационного обслуживания населения» по итогам обсуждения этой проблемы на прошедшем 30 мая заседании Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству.

В связи с проведением съезда я не смогла принять участие в этом совещании, но мы участвовали в его подготовке и надеемся, что наша аналитическая записка о мерах государственного и общественного влияния на развитие политики в области школьных библиотек и детского чтения внесет вклад в наше общее дело.

Предлагаем для решения всего комплекса наших проблем внести финансирование школьных библиотек и их государственную поддержку в Приоритетный национальный проект «Образование» на правах целевой подпрограммы «Школьная библиотека», которая помогла бы ускорить модернизацию школьных библиотек, совершенствовать нормативно-правовую базу, регулирующую деятельность школьных библиотек, совершенствовать кадровое, информационное и научно-методическое обеспечение функционирования библиотек. (Аплодисменты)

Еще одним эффективным ресурсом модернизации школьных библиотек может стать разрабатываемая ныне Национальная программа поддержки и развития чтения.

Так же как и во всех странах, испытавших «PISA-шок» (Германия, Великобритания, Норвегия и др. страны), важнейшим элементом Национальной программы поддержки и развития чтения в России должны стать школьные библиотеки. Поэтому наша ассоциация в течение двух лет входила в группу разработчиков проекта этой Национальной программы совместно с Российским книжным союзом.

По болевым точкам инфраструктуры системы школьных библиотек мы продумали рабочие мероприятия съезда.

Прежде чем дать им краткую характеристику, я хотела бы подчеркнуть, что все они являются результатом многолетнего изучения этих болевых точек, результатом совместной работы с ведущими отечественными учеными и специалистами в области библиотековедения, педагогики, психологии детского чтения, результатом живого общения с библиотекарями самых разных регионов: от Пскова до Дальнего Востока и Чеченской республики.

За программными мероприятиями нашего съезда стоит тщательный анализ состояния отечественных школьных библиотек, включая законодательную базу, кадры, фонды и уровень информатизации.

Прежде всего, о законодательной базе.

Российским законодательством в образовании до настоящего времени не закреплены правовые основы деятельности библиотек образовательных учреждений. Комитет Государственной Думы по делам женщин, семьи и детей (руководитель – Екатерина Филипповна Лахова) совместно с экспертами нашей ассоциации подготовил проект федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании». В этот закон внесены изменения, направленные на установление федеральных требований к образовательным учреждениям в части нормативов библиотечного обслуживания учащихся и комплектования библиотечных фондов. Законопроект устанавливает также ответственность образовательного учреждения за организацию деятельности библиотеки.

И это только первый шаг к созданию правового поля школьных библиотек.

Необходимо поднимать вопрос и о ставке библиотекаря. С советских времен она зависит от количества классов-комплектов, а в условиях сегодняшней демографической ситуации они уменьшаются. По нашим оценкам, уже более чем в 40% школ России школьные библиотекари работают на полставки. Но если рассматривать библиотеку как культурный центр школы, как кабинет №1, то независимо от того, сколько классов-комплектов в школе, необходимо иметь полноценную ставку, а может быть, и две. Ведь от этих специалистов зависит качество среды школы, в которой преподают учителя, учатся и развиваются наши дети. Нужно привести профессию школьного библиотекаря в соответствие с той миссией, которая стоит перед ним в ХХI веке. Во многих – это информационный лидер школы, заместитель директора школы по информационной работе.

Предметно и детально это будет обсуждаться сегодня на секции № 1.

Кадры.

У нас есть уникальные кадры, которые, несмотря на маленькую зарплату, хорошо и творчески работают. Но это уходящее поколение, получившее в свое время специальное образование для библиотечного обслуживания детей и юношества.

В настоящее время сложившаяся система подготовки библиотечных кадров не имеет специализации «Детские и школьные библиотеки». А в России именно с этих отделений начинались когда-то библиотечные вузы. Сегодня мы получаем тревожную информацию о закрытии специализированных кафедр, так как со стороны системы образования нет социального заказа на подготовку специалистов для библиотек образовательных учреждений.

Сочетание низкой зарплаты и низкого социального статуса; отсутствие системы специальной подготовки именно школьного библиотекаря ставит под угрозу само существование этой профессии и школьной библиотеки как важного социального института. Уникальность этого института в том, что через него проходят все дети России, а они нуждаются в самых лучших библиотечных специалистах.

Наши зарубежные коллеги сегодня делают прорывы именно в вопросах подготовки и переподготовки кадров, и в целях усиления читательской среды ребенка формируют свои национальные государственные программы по чтению, опираясь, прежде всего, на школьные библиотеки.

А наша политика в области школьных библиотек стала одной из причин неутешительных результатов международного исследования PISA1 , в котором российские подростки 14-15 лет в тестировании на глубину понимания прочитанного заняли в 2003 году 34 место среди 40 стран.

В этом плане примером положительного зарубежного опыта может служить Южная Корея (2-е место в PISA-2003), где Министерство образования и развития человеческих ресурсов изменило прагматический взгляд на образование, единственной целью которого было не развитие личности, а успехи в экономике. Этот подход вызывал у общества (так же как сейчас и у нас) только интерес к экзаменам, книга рассматривалась только как источник информации, а чтение понималось только как работа с текстом.

Смена парадигмы образования в Южной Корее привела и к изменению отношения к профессии школьного библиотекаря не как к обслуживающей, а как к творческо-креативной профессии. Большой вклад в это внесли неправительственные организации и родительские движения.

Детей стали побуждать больше думать и читать с целью развития целостного мышления. Поэтому проблема школьных библиотек была там позиционирована в Правительстве, был создан специальный Департамент школьных библиотек, разработана ключевая стратегия под названием «Пятилетний мастер-план по развитию школьных библиотек» с большим государственным бюджетом, выработан контрольный список критериев, которым должны следовать местные органы власти в своей работе со школьными библиотеками. Уровень обслуживания и наличие книжных коллекций в библиотеках, несмотря на активное внедрение ИКТ в этой стране, оценивается как составная часть функционирования местных органов управления образованием.

В этой стране идет сплошная переподготовка школьных библиотечных кадров по специализации «библиотекарь-педагог» с акцентом на такие темы, как психология и педагогика чтения и формирование информационной культуры учителей и учащихся.

Эта модель реформирования системы школьных библиотек была рекомендована ИФЛА – Международным библиотечным конгрессом – для других стран мира как наиболее удачная.

Еще одна проблемная точка – это перекос в информатизации российского образования, на первом и втором этапах которого не были учтены только школьные библиотеки и их специалисты. И сегодня необходимо создать новый вектор информатизации школ России с учетом новой миссии школьного библиотекаря и школьной библиотеки как информационного центра школы.

Во многих странах существуют и активно работают порталы школьных библиотек, и там библиотекари имеют свое on-line-пространство, которое позволяет им объединяться и совместно создавать ресурсы. Такой портал помог бы и нашему библиотекарю повышать свою квалификацию, не уходя с рабочего места.

В настоящее время Министром информационных технологий и связи Российской Федерации господином Рейманом поддержана инициатива нашей ассоциации о создании Портала школьных библиотек России, что позволит нашим библиотекарям войти равноправными партнерами в российское и мировое информационно-библиотечное пространство. (Аплодисменты)

Книжные фонды, без которых не может существовать школьная библиотека. Она жива новыми поступлениями, подпиской.

За последние 15 лет было реализовано несколько проектов по комплектованию школьных библиотек, включая президентский стотомник. Но в целом государственная образовательная политика привела к тому, что школьные библиотеки превратились в пункты выдачи учебников и не могут сегодня привлечь ни учителя, ни ученика хорошими изданиями, т.к. основные фонды в последние годы не пополняются энциклопедической, справочной, художественной и научно-популярной литературой.

Практически прекращено поступление в школьные библиотеки научно-популярных и детских журналов. Следует предусмотреть приоритетное отношение к книгоиздательству для детей; создать условия государственной поддержки комплектования школьных библиотек с целью превращения их в привлекательных партнеров для книгоиздателей, возобновить «Библиотечную серию», «Школьную серию» с целью гарантированного целевого комплектования школьных библиотек лучшей литературой.

С интересным проектом к нам на съезд приехали представители крупнейшего в России книжного магазина «Московский дом книги» и Российской книжной палаты.

Спецификой нашего съезда является проведение не только секций, но и мастер-классов как особой формы, позволяющей обеспечить живой диалог науки и практики. И я благодарна ведущим ученым лучших вузов культуры страны из Москвы, Санкт-Петербурга, Кемерова и Челябинска – за то, что они не только приняли приглашение участвовать в работе нашего съезда, но приехали на съезд с результатами научных исследований, творческими предложениями, инновационными проектами. И это дает надежду, что вскоре в библиотечной науке появится самостоятельное направление – «школьное библиотековедение», а у наших школьных библиотекарей – свои учебники. (Аплодисменты)

Хочется, чтобы наш съезд дал нам всем не просто сумму наработок секций и резолюцию в конце, а стал процессом открытого коллективного творчества, именно такой процесс всегда роднит людей и пробуждает в каждом желание раскрыться, высказаться, и отдать свое «заветное» на пользу людям, и найти отклик в других.

И это поможет решить еще одну острую проблему нашего сообщества – его разобщенность. Наши коллеги и друзья – библиотекари системы Минкультуры – проводят до тысячи мероприятий в год. И нам с вами необходимо многократное усиление профессионального общения и обмена. Надеемся, что этому поможет и работающая на съезде площадка инновационного опыта.

На международном уровне опыт работы лучших отечественных школьных библиотек будет представлен 9–11 октября 2007 года на третьем Международном фестивале «БиблиОбраз 2007».

Встреча с представителями Центра развития русского языка, которые еще в 2003 году на первом фестивале «БиблиОбраз» сдвинули «с мертвой точки» наше дело, безусловно, будет интересна многим участникам съезда. И мы благодарны и Наталии Дмитриевне Гальсковой, и Ирине Владимировне Малолетневой за то, что они приехали на наш съезд. (Аплодисменты)

Хочу также поприветствовать наших коллег системы Министерства культуры Российской Федерации из юношеских и детских библиотек России. Уверена, что наша совместная работа на съезде поможет создать эффективные механизмы межведомственной кооперации ради укрепления информационно-безопасного пространства наших детей.

Школьная библиотека для наших детей – это магический мир школьной жизни. В своих ответах дети на вопросы: Зачем они идут в библиотеку – чаще всего отвечают – там не ругают. как дома, там не ставят оценки, как на уроке, там – хорошо.

И часто недостаток пространства библиотеки компенсирован избытком воображения. А школа, окружающая этот своеобразный «остров сокровищ», вытянулась горизонтально, часто комфортабельно. И только в библиотеке жизнь простирается не в даль, а карабкается вверх, как по ступеням лестницы мудрости и мыслей.

От этого так велика плотность этой «островной» жизни. И под её тяжестью и давлением пространство и время здесь текут по–другому.

И больше всего ребята любят «застрять» в библиотеке, чтобы позволить необъяснимой и бесспорной энергии книг зарядить аккумуляторы своей любознательной души. В таких библиотеках работают библиотекари, которых Д.С. Лихачев назвал «последними святыми» ещё в середине 90-х.

Обращаясь к библиотекарям, он сказал: «Вы главные лица в государстве, потому что от вас зависит образование страны, её культура. Без общей культуры не может быть подъема нравственности. Без нравственности не действуют никакие экономические законы. Чтобы стране не пропасть, ей нужны, прежде всего, вы – библиотекари».

И в середине 90-х многие библиотекари ощутили себя своеобразной «плотиной» на пути мощного потока, когда появилось много поверхностного и мутного и в искусстве, и в культуре.

Мир и простая доброта сердца библиотекаря открывают в наших детях свет, и наша культура держится на плечах этих подвижников.

Именно они на своих рабочих местах создают настоящие храмы для читающей души ребенка. Но без своего главного инструмента в работе – хорошего библиотечного фонда – сделать это сегодня очень трудно.

А хорошая художественная литература, по словам Фазиля Искандера, –это «вечный комментарий к Евангелию».

Поэты, писатели, мыслители всех времен и народов запечатлели в своих творениях великую трагедию человека и человечества – разрыв, несоответствие между идеалом и реальностью. И стремление к идеалу – это и есть источник жизни, добра и истины на Земле.

Особенно глубоко это понимаешь на земле Пушкина, одного из самых светлых и гармонических поэтов мира.

Я желаю нам всем гармонии и пушкинской «прививки»!

Я надеюсь, что наш съезд на этой святой земле станет проявлением истинной профессиональной соборности и даст новый импульс для развития отечественных школьных библиотек!

1 PISA-тест – международная стандартизированная процедура измерения качества знаний 14-15-летних подростков в развитых странах мира. Первыми подверглись тестированию навыки чтения и глубина понимания прочитанного.

gigabaza.ru

"Издательство "Формат-М"

(м. Мякинино)

Участие в Дне библиотекарей БЕСПЛАТНОЕ!!!!

Для бесплатного прохода необходимо зарегистрироваться!!!  (Пропускать будут по спискам)

Для регистрации необходимо указать следующую информацию:

1. ФИО2. Должность3. Учебное заведение (место работы)

Информацию необходимо прислать на почту:

  1. Презентация конкурсов

— Всероссийский конкурс школьных и детских библиотек «Оформление библиотечного пространства: идеи и воплощение»

(организаторы: Секция школьных библиотек, Круглый стол «Библиотечные здания: архитектура, дизайн, организация пространства» Российской библиотечной ассоциации, журнал «Школьная библиотека: сегодня и завтра», издательство «Формат-М», журнал «Девчонки-мальчишки. Школа ремесел»)

— «Заочный фестиваль программ внеурочной деятельности»

(организаторы: Секция школьных библиотек, Секция детских библиотек Российской библиотечной ассоциации, журнал «Школьная библиотека: сегодня и завтра», Издательство «Формат-М» (журнал «Девчонки-мальчишки. Школа ремесел»).

— Конкурс для библиотек и библиотекарей «Роза творчества»

(организатор: Издательство «Формат-М»).

— Блиц-конкурс «Новогодние окна»

 

  1. Встреча с писательницей Тамарой Крюковой, лауреатом Премии Правительства РФ, многих литературных премий, автор более 40 книг для детей и юношества. Автограф-сессия, возможность купить книги Тамары Крюковой.

  1. Мастер-класс «Рукописная книга». Мастер-класс проводит художник-флорист Надежда Карибова

 

Ведущие:

  • Дрыжова Татьяна Юрьевна, главный редактор журнала «Школьная библиотека: сегодня и завтра», издательство «Библиомир».
  • Кудина Ольга Владимировна, главный редактор Издательства «Формат-М»

www.for-m.ru

3.2. Сессии «Школы на ладони»

Сессии подпрограммы «Школа на ладони» проходят дважды в год:

Осенняя — с октября по декабрь.

Весенняя — с февраля по апрель.

В рамках каждой сессии «Школьная лига РОСНАНО» предлагает:

Педагогам — принять участие в программах повышения квалификации.

Школьникам — принять участие в конкурсных программах.

Программы повышения квалификации

Программы повышения квалификации для педагогов предлагаются либо в рамках квоты, либо на платной основе. Квота распространяется только на школы-участницы «Школьной лиги РОСНАНО». Размер квоты пересчитывается в рамках каждой сессии, в зависимости от числа школ и бюджетных ограничений.

Программы повышения квалификации имеют следующую тематику:

  • педагогические технологии и учебно-методические комплексы;
  • авторские разработки, выполненные в рамках реализации Программы «Школьная лига РОСНАНО»;
  • менеджмент, управление и оценка качества образования.

В случае успешного освоения программы повышения квалификации выдаётся удостоверения установленного образца.

Программы повышения квалификации Школьной лиги РОСНАНО реализуются АНО Образовательный центр «Участие». Образовательный центр «Участие» имеет официальную лицензию на право ведения образовательной деятельности (серия 78 № 001586 от 07.02.2012 выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга).

Конкурсные программы

Конкурсные программы для школьников являются бесплатными для всех участников.

В конкурсных программах могут принять участие школьники из всех школ Российской Федерации, вне зависимости от принадлежности к школам-участницам и школам-партнёрам.

Конкурсные программы ориентированы на разный школьный возраст, имеют, как правило, научную тематику, и связаны с приоритетными областями развития нанотехнологий в России.

 nano_area

На основе презентации И.В. Гольда «Немного о РОСНАНО и отборе инновационных проектов»

Также конкурсы могут исходить из направлений, где наиболее широко используются нанотехнологии, а именно:

  • Здравоохранение;
  • Телекоммуникации;
  • Химия и нефтехимия;
  • Биотехнологии;
  • Инфраструктура наноиндустрии;
  • Энергетика, машино- и приборостроение;
  • Электроника и оптоэлектроника;
  • Металлургия и металлообработка;
  • Строительные и промышленные материалы.

Вне зависимости от содержания, каждый конкурс имеет ярко выраженную научную составляющую. Участнику предлагается освоить некоторое знание, сделать некий продукт и представить его на конкурс.

Как это работает? Рассмотрим на примере нескольких работ победителей прошлых конкурсных сессии.

Работа победителя конкурса «Нано-Explanation» Алеси Азбель.

В рамках конкурса участникам предлагалось попробовать себя в роли популяризаторов науки — коммуникаторов между миром нанотехнологий и людьми, не имеющими к ним отношения. Требовалось ярко, красочно и доступно объяснить один из сложных нано-терминов или нано-процессов с помощью мультфильмов, нарисованных в программе «xPlainTo.me» («Объясняшки»).

В данной работе корректно объяснено понятие «ферромагнитная жидкость», представлен мультфильм, нарисованный в программе «xPlainTo.me».

Работа победителя конкурса «Игра света: фестиваль световой культуры» Артёма Сивокоза.

В рамках конкурса участникам предлагалось создать свою световую инсталляцию из любых источников света, исследовать степень освещенности инсталляции, сфотографировать её и прислать на конкурс вместе с данными измерений.

В данной работе самостоятельна изготовлена инсталляция, причём с применением светодиодов, сделаны фотографии в технике фризлайт, и представлен корректный отчёт о проделанной работе.

Познакомиться с работами победителей прошлых сессий можно по ссылкам:

Итоги осенней сессии 2015

Итоги осенней сессии 2016

Итоги осенней сессии 2017

Участие и отбор победителей

Школьник может бесплатно принимать участие в любом количестве конкурсов.

Работы на конкурс не принимаются по истечении срока проведения конкурса.

За участие в конкурсных программах школьники получат баллы:

1 балл — работа выполнена на удовлетворительном уровне.

5 баллов — работа выполнена на хорошем уровне.

7 баллов — работа выполнена на высоком уровне.

В некоторых конкурсах отдельно выделяются призёры или победители конкурса. Они получают по семь баллов, и их работы выделяются отдельно.

По итогам двух сессий конкурсной программы, проводимых в рамках учебного года, количество баллов у каждого участника складывается, и на основе этого выстраивается рейтинговая таблица.

Участники конкурсных программ, набравшие наибольшее количество баллов (находящиеся вверху рейтинговой таблицы), получают шанс поехать в Летнюю школу Наноград (учащиеся 8 — 11 класса), или принять участие в профильной смене в Международном детском центре «Артек».

Подробнее о летней школе «Наноград»

Подробнее об отборе участников профильной смены в Международном детском центре «Артек»

Обратите внимание:

победители из школ-участниц Программы «Школьная лига РОСНАНО» имеют право на возмещение расходов на проезд, проживание, питание и участие в Летней школе «Наноград» ;

победители из школ-партнёров Программы «Школьная лига РОСНАНО» имеют право на возмещение расходов на проживание, питание и участие в Летней школе «Наноград». Проезд оплачивается ими самостоятельно;

победители из школ, не имеющих отношение Программе «Школьная лига РОСНАНО», самостоятельно оплачивают проезд и участие в Летней школе «Наноград».

Несколько советов, которые помогут школьникам участвовать в конкурсных программах

1. Мы рекомендуем координаторам самостоятельно ознакомиться с конкурсными программами. Для этого даже необязательно на них записываться.

Нам известно довольно много примеров, когда учителя использовали материалы конкурсных программ для организации кружковой и внеурочной деятельности.

2. Каждый участник конкурса должен быть зарегистрирован на сайте «Школа на ладони» contest.schoolnano.ru. Участник конкурса лично со своего аккаунта отправляет выполненное задание.

3. Для отправки работ следует использовать сайт конкурсных программ.

Ведущие курса имеют право не проверять работы, присланные по электронной почте. Работы, отправленные по электронной почте, не будут учитываться при составлении рейтинговой таблицы.

4. Конкурсы являются индивидуальными и не предполагают коллективного выполнения задания.

В случае, если для участия в конкурсе будет представлена коллективная работа, то работа будет проверена, количество баллов будет разделено на число авторов и зачислено владельцу аккаунта, с которого было загружено задание.

5. Учителям не следует загружать работы за своих учеников, тем более, загружать сразу несколько работ своих учеников рамках одного конкурса.

Это существенно усложняет и замедляет процесс составления рейтинговой таблицы, так как лишает нас возможности автоматически подсчитывать баллы. Обратите внимание, что ведущие курса имеют право не проверять подобные работы. Работы, загруженные подобным образом, не будут учитываться при составлении рейтинговой таблицы.

6. Размер файла (выполненного задания) не должен превышать 20 мб. При превышения этого размера следует разместить файл на стороннее файлохранилище и оправить ссылку через сайт contest.schoolnano.ru. Если речь идёт о видео, то участник конкурса может разместить его на видеохостинге (YouTube, Vimeo и т. д.), и оправить ссылку через сайт contest.schoolnano.ru

Если у Вас остались вопросы по этому событию, их можно задать по электронной почте куратору события. В этом событии их два:

Конкурсные программы: Виталий Ашичев, заместитель генерального директора, [email protected]

Программы повышения квалификации: Андрей Тяглый, менеджер программ повышения квалификации, [email protected]

contest.schoolnano.ru

Школа на ладони | Школьная лига РОСНАНО

Программа семинара

Очень скоро фраза: «У него было безоблачное детство»-  окончательно потеряет свое позитивное звучание.

Вы учитесь и не летаете в облаках…. Тогда мы идем к вам!!!

Школа на ладони есть у каждого,но не каждый  использует ее по назначению…

Современный народный фольклор.

 

АНПО «Школьная Лига» предлагает вашему вниманию  программу семинара, реализуемого в рамках дополнительного образования для старшеклассников  и(или) дополнительного профессионального образования для педагогов.

Программа может быть освоена на базовом (12 часов) и расширенном (до 72 часов) уровне.

В рамках реализации программы участники не столько знакомятся с новой идеологией построения образования, сколько учатся осваивать в образовательных целях  современные IT- инструменты, предназначенные для:

  • создания и анализа учебных текстов;
  • разработки презентаций;
  • организации работы с видеофильмами;
  • разработки и использования тестов;
  • поиска и применения образовательных приложений;
  • использования специальных программ для организации совместной деятельности над проектами разного рода;
  • разработки современных электронных интерактивных пособий.

Все эти возможности организованы авторами в Девять кейсов (учебных ситуаций по применению IT).

Мы обсудим с вами перспективы развития электронных сред современного образования.

Поможем выстроить стратегию развития вашего образовательного учреждения.

Проведем вместе сравнительный анализ различных мобильных платформ.

И – самое главное – под нашим руководством – вы сможете разработать собственные образовательные ресурсы НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ.

Часть красивых, эффективных и современных ресурсов (презентаций, видеофильмов и т.д.) для своей работы вы получите в качестве естественного бонуса.

Мы можем работать с группой до 20 человек.

Ниже приведена дорожная карта нашей программы.

Информация о контактах и стоимости программы – приведена в заключении.

1 КЕЙС. СЕТИ

Trello.comпростой инструмент управления списками дел и задач. Сервис позволяет хранить на сайте задачи, сгруппированные по темам – доскам (Board). Кроме того, сервис можно также назвать инструментом совместной работы.

iTunesUэто специализированная область iTunes store, которая позволяет пользователю загружать и подписываться на аудио-и видео-контент, созданный студентами, преподавателями и профессорами.

SlideShare.netсоциальный сервис, который позволяет конвертировать презентации PowerPoint, PDF, OpenOffice в формат Flash, и предназначен для хранения и дальнейшего личного, либо совместного их использования.

2 КЕЙС. ПРЕЗЕНТАЦИИ

Prezi.comэто виртуальная доска, которая преобразует содержание презентации из монолога с разговор, давая людям возможность видеть, понимать и помнить идеи.

Sparkol.comсервис позволяет создавать видеоролики с эффектом прорисовывания сюжета от руки. Всё настолько просто, что с ним может разобраться любой человек. Это отличное решение для каждого, кто хочет сделать свою презентацию по-настоящему оригинальной и запоминающейся.

HaikuDeckэто бесплатное приложение AppStore предлагает пользователям инструменты для создания практически таких же слайдов к презентациям, что и известный настольный пакет PowerPoint, только с двумя отличиями: в Haiku Deck презентации получаются очень броскими и, что более важно, не такими скучными, как в PowerPoint.

3 КЕЙС. ВИДЕО

YouTubeсервис, предоставляющий услуги видеохостинга. Пользователи могут добавлять, просматривать, комментировать и делиться с друзьями теми или иными видеозаписями.

TEDежегодная конференция, миссия которой состоит в распространении уникальных идей («ideas worth spreading»). Избранные лекции доступны на веб-сайте конференции. Темы лекций разнообразны: наука, искусство, дизайн, политика, культура, бизнес, глобальные проблемы, технологии и развлечения. Сейчас на веб-сайте собрано более 1,500 самых лучших лекций TED.

Lynda.comон-лайн библиотека видео-курсов по работе с различными компьютерными программами.

4 КЕЙС. ТЕКСТ

Stampsyэто платформа для распространения креативных и скомпелированных фото-решений. Вам достаточно сделать немного ярких фотографий, а интерфейс Stampsy позволит из имеющегося материала создать целую фото-историю.

Infogr.amсервис рассчитан на тех, кто не знаком с дизайном и программированием, но хочет за пару минут создать приятное визуальное представление какой-либо информации.

Easel.lyэто онлайновый сервис для создания инфографики, с помощью которого вы сможете в сжатые сроки нарисовать иллюстрации для своей презентации, доклада или статьи. 

Piktochart.comэто веб-приложение, с помощью которого можно создавать презентации в виде инфографики.

Pages в облакахпрограмма входит в офисный пакет iWorks. Ради таких программ стоит покупать iPad, потому что Pages это замечательный аналог компьютерных Word, OpenOffice и им подобных.

5 КЕЙС. ПРОГРАММЫ РАЗРАБОТЧИКА

iBooks AuthorApple описывает iBooks Author как инструмент для преподавателей и небольших издательств, позволяющий им создавать собственные электронные книги. Проекты, созданные с помощью приложения, могут быть преобразованы в PDF-формат или размещены в iBookstore. Книги могут продаваться только в iBookstore. Распространять свои проекты бесплатно авторы могут где угодно.

6 КЕЙС. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ

AppStoreмагазин приложений, раздел онлайн-супермаркета iTunes Store, содержащий различные приложения для мобильных телефонов iPhone, плееров iPod Touch и планшетов iPad и позволяющий их купить, либо скачать бесплатно.

GoSkyWatch: астрономияпутешествие по звездному небу в режиме реального времени. Это ваш персональный телескоп для изучения ночного неба.

iCrosss: стереометрияэто уникальное образовательное приложение, которое поможет вам легко изучить стереометрию. Оно позволяет строить сечения каждого из имеющихся многогранников заданной вами плоскостью. Для построения сечения вам нужно поставить три точки на поверхности многогранника, которые зададут плоскость сечения.

Idea Flight: вспомогательное приложениеэто инструмент, который поможет вам легко делиться своими идеями с друзьями, коллегами на iPad.

Prezi: презентацииприложение для создания и показа красивых и ярких презентаций на iPad. Изначально вам будет предложено выбрать один из 15 шаблонов, затем, вам останется только добавить текст и картинки.

Geometry Pad: геометрияприложение является незаменимым помощником в изучении геометрии, демонстрации геометрических принципов и теорем, и в решении геометрических задач.

Doceri: интерактивная доскапрофессиональная интерактивная доска и скринкаст, имеющая современные инструменты для рисования и встроенный пульт дистанционного управления рабочим столом. Первоначально программа была разработана для учителей.

Хperica HD: физикаiPad-приложение Xperica HD позволяет ученикам средней школы (и всем желающим) самостоятельно вникать в законы физики, проводя интерактивные эксперименты на экране планшета. Первые два модуля бесплатны, а за $ 4 можно получить набор, состоящий из полдюжины заготовок для других физических экспериментов.

Элементы: химияэто не просто справочное приложение; это увлекательная история о каждом элементе периодической таблицы, пересказанная в словах и картинках, позволяющая вам как никогда ранее испытать красоту и величие кирпичиков, из которых состоит наша Вселенная.

DK The Human Body App: биологияприложение о человеском теле дает возможность вам и вашим детям в деталях изучить человеческий скелет, действия всех мыщц, нервной, кровеносной, дыхательной и пищеварительной системы на опытном примере с экрана вашего iPad.

MathStudio: алгебрамощный математический пакет который поможет вам решить любые уравнения, построить график, найти интегралы и производные.

Wolfram Alpha: матанализ, линейная алгебраэто гигантская база знаний. Через неё, в частности, можно решать сложнейшие математические примеры. Надо только знать синтаксис. Программа незаменима для студентов. Единственное — ей, конечно, нужен интернет.

Dragon Dictation: вспомогательное приложениеудобное приложение для распознавания речи, построенное на основе технологии Dragon Naturally Speaking. Решение позволяет диктовать СМС или сообщения электронной почты; при этом ввод текста осуществляется до 5 раз быстрее, чем при печати на клавиатуре.

Paper: визуализацияприложение, где рождаются идеи. Это самый простой и красивый инструмент для творчества на iPad. На его страницах легко создавать схемы, наброски, заметки или иллюстрации, а затем, делиться ими в сети.

Солнечная система: астрономияэта новаторская электронная книга отправит вас в увлекательное интерактивное путешествие по нашей Солнечной Системе, полное завораживающей визуальной информации.

Autodesk ForceEffect: проектированиеприложение предназначено для моделирования концептов дизайна и расчётов жизнеспособности проекта. Пользователь может легко смоделировать составные детали конструкций, указать точки приложения сил с заданным числовым значением и вычислить силы реакций. При этом результирующие данные изменяются в режиме реального времени в зависимости от вводимых значений.

7 КЕЙС. ДОПОЛНЕННАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

LayarОсновными продуктами Layar являются одноимённый браузер дополненной реальности для операционных систем Android и iOS Layar, а также инструментарий для создания AR-маркеров, считываемых браузером, Layar Creator.

8 КЕЙС. ОБЛАКА

9 КЕЙС. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Apple TVцифровой мультимедийный проигрыватель, разработанный компанией Apple, Inc. Современный Apple TV воспроизводит потоковое мультимедиа (фильмы, музыку, подкасты и фотографии) на широкоэкранные ЖК-телевизоры и плазменные панели из библиотеки iTunes, размещенной на компьютерах Mac или PC, интернет-планшетах iPad, плеерах iPod touch, смартфонах iPhone, или с интернет-сервисов: iTunes Store, iCloud, Netflix, YouTube, Vimeo, Flickr.

Важная информация.

Все участники, освоившие программу в объеме 72 часа (36 часов очных занятий и 36 часов самостоятельной работы под руководством преподавателя), получают удостоверение установленного образца об освоении  программы  повышения квалификации  «Открытое образование:  образовательные технологии новой школы». Лицензия (серия 78 № 001586 от 07.02.2012 выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга).

Стоимость одного часа семинара составляет 3 тыс. рублей (с учетом гарантии персональной поддержки участников семинара со стороны тьютора, представления программного обеспечения, мобильных устройств и других ресурсов). Оплачиваются только очные занятия.В случае проведения выездного семинара (за пределы Санкт-Петербурга) заказчик оплачивает транспортные расходы ведущих.

Контакты для связи:Виталий Александрович Ашичев – менеджер образовательных программ Школьной лиги РОСНАНО, тел. 8-(812)-640-21-31, e-mail: [email protected].

www.schoolnano.ru


KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта