История появления и развития журналистики. Роль журналов в общественной жизни страны
Роль литературных журналов в культурной консолидации общества
Уважаемые участники совещания, дорогие гости!Сегодня мы пригласили профессиональное сообщество редакторов литературных журналов СКФО, людей, от которых во многом зависит качество литературного процесса и степень интереса читателей к национальной литературе, к обсуждению проблем литературной жизни республик. Мы исходили из обеспокоенности проблемой падения роли литературных журналов в культурной и общественно-политической жизни страны, а также ослабления их интегрирующей роли в культурной консолидации общества Мы исходили из понимания необходимости объединения наших усилий по укреплению общекультурного пространства северокавказского региона, а тем самым и страны, по консолидации усилий для влияния на качество литературного процесса и популяризацию творчества талантливых писателей наших республик. Традиционно толстые отечественные литературные журналы, выступая как литературно-художественное и общественно-политическое издание, формировали целые читательские поколения, мыслящие, взыскательные. В потоке текущей литературы редакции умели выявить талантливых авторов и сделать их имена достоянием страны. Однако на структуру журнального дела кардинально повлияли распад СССР, обретение демократических свобод, экономическая реформа, приведшая к созданию рыночных отношений. Экономическая и социальная дифференциация российского общества, девальвация духовных ценностей, размытость ценностных ориентиров и общественных идеалов, развенчание российских культурных традиций оказали негативное влияние на общественное сознание, на состояние литературного процесса и культуры общества в целом, резко снизили воздействие литературно-художественных журналов на формирование личности, становление человека в мире ценностей культуры. Российское общество после пережитого апофеоза рыночной экономики столкнулось с серьезными вызовами обществу..Именно из этих объективных вызовов исходил Президент страны, объявляя год годом культуры, при этом культура должна пониматься не как набор мероприятий или развлекательных услуг. Опасность формализации культуры и выхолащивания содержания рождается многими причинами, но сегодня мы собрались для того, чтобы говорить о той зоне проблем, за которую мы ответственны и на которую можем влиять. Литература и общество – сфера деятельности литературных журналов, и проблема поддержки чтения имеет самое прямое отношения к редакторам современных литературных журналов. Президент страны призвал формировать среду, когда образованность станет правилом хорошего тона, а литература – мощным фактором духовного влияния. Призвал совместно решать важнейшие проблемы литературной сферы: «это создание условий для развития творчества писателей и возрождения традиций литературной критики, разработка сбалансированной издательской политики и активное использование возможностей библиотек, литературных музеев, мемориальных домов писателей. «Нам в целом нужна долгосрочная , продуманная система мер поддержки отечественной литературы», добавил В.Путин, пригласив профессиональное сообщество литераторов к диалогу по этим проблемам. Гуманитарии били тревогу, власть не слышала. Сейчас власть поменяла вектор приоритета, а гуманитарии пассивны. Причины – либо неверие, но чаще всего – наша разрозненность. В последние годы государство демонстрирует волю к изменению приоритетов и понимание роли культуры, художественной литературы в духовной жизни общества, в устойчивом и поступательном развитии государства. Знаковым событием стало проведение 21 ноября 2013 года в Москве Литературного собрания, где в выступлении президента страны общество, интеллигенция страны услышали четкие и серьезные тезисы, обозначающие проблемные зоны и приоритеты культурной политики. Самая читающая некогда страна уже не может претендовать на это звание; упал уровень владения русским языком, создающим общегуманитарный контекст страны; падение уровня чтения напрямую связано с падением общего культурного уровня; необходимо помочь талантливым молодым авторам выходить к своему читателю; необходимо подключить к процессу перевода лучшие литературные силы. Для поддержки литераторов учреждена президентская премия, будут разрабатываться меры социальной поддержки писательского труда, ожидаются позитивные преобразования в сфере книгораспространения. Вот основной круг поднятых президентов вопросов. Прошло уже полгода, но год культуры, несмотря на большую проводимую работу, не всколыхнул сообщество деятелей культуры, не стал источником серьезного внутрицехового разговора о проблемах и перспективах развития сферы их профессиональных интересов. Странно, что такая серьезная инициатива власти, объявившей приоритетное внимание к вопросам развития литературы, пока еще не разрушила инертность литературного сообщества. Впрочем, то, что мы называем инертностью на первый взгляд, нередко является деятельностью отдельных самоотверженных людей, деятельность которых по-прежнему остается вне внимания софитов, камер, властных решений. У нас в гостях сегодня именно такие люди, на энтузиазме которых и держалась тоненькая нить нерыночного, бескорыстного служения культуре и человеческому взаимосближению. Клуб писателей Кавказа, литературные журналы Чеченской республики, Ингушетии, Осетии, Кабардино-Балкарии и других республик ведут большую работу по поддержке как своих национальных литератур, так и предоставлению возможности своим читателям знакомиться с творчеством писателей и поэтов соседних народов. Но необходимо поднять эту работу на новый уровень, необходимо реализовать тот потенциал, который есть у наших журналов. И осуществлять эту работу сообща. Кавказская литература всегда была национальной, но никогда – националистической: все писали о других горских народах талантливо, проникновенно, с любовью и уважением. Благодаря им создано единое культурное пространство, которое нельзя дать разрушить ни религиозным шовинистам, ни амбициозным политикам. Сегодня нам нужен общекавказский литературный журнал на русском языке, и нужен по двум основным причинам: русский язык по-прежнему сохраняет важнейшую роль объединения наших народов и культур; на русском языке кавказские авторы создали уникальный пласт литературы, и это не вторичная литература национальных окраин или продукция идеологии советской эпохи. Это самостоятельный феномен русской литературы, активно задающий свое встречное движение. Как пишет Ч.Гусейнов в статье «К вопросу о русскости нерусских», на это явление обратил впервые внимание полвека назад французский русист Леон Робель, отметив, что мало кто задумывается над этим уникальным явлением, а ведь это — мощный культурный пласт, увы, оказавшийся за пределами «истинной» русской литературы. Констатируя, что сегодня утрачивается традиция русской литературы открывать новые инонациональные горизонты, Ч.Гусейнов пишет: «В течение какого-то времени «национальная литература» воспринималась с некоторой долей снисхождения — как вроде бы литература второго ряда. Яркие русскоязычные «националы» разбили эти расхожие представления. Более того: русские нерусские писатели оказали существенное влияние на «чисто» национальных писателей, внесли в их ряды состязательность, активизировали художественный потенциал этих литератур, заложили традиции критического отношения к «национальной» реальности». При всем том, что сегодня русскоязычные авторы, нравится нам это или нет, составляют подавляющее большинство среди литераторов в Дагестане, у нас, например, нет ни одного литературного журнала для этих авторов, а значит, и для читателей. Такое издание тем более необходимо на уровне всего СКФО.
Отмечу, что идея собирания сил и проведения нашей встречи была высказана талантливым русским поэтом, редактором одного из лучших на сегодня толстых литературных журналов страны – красноярского журнала «День и ночь» Мариной Саввиных. Уже несколько лет ею реализуется проект «Мосты над облаками», цель которого – укрепить единство страны, включить жизнь северокавказских республик в общероссийское культурное поле. Ею же предложена идея создания Совета редакторов литературно-художественных журналов Северного Кавказа. Думаю, что каждый из вас выскажется по проблеме, даст свои предложения по культурной консолидации общества в рамках возможностей вашей деятельности. Сегодня практика показывает наличие существенного разрыва между потенциальными возможностями литературно-художественных журналов и проблемным положением данного сегмента журнальной периодики на современном этапе. Толстые литературно-художественные журналы в настоящее время продолжают оставаться важной составляющей частью отечественной культуры, но они стремительно уходят в некую самоизоляцию. Актуальным оказывается вопрос об их роли в формировании единого культурного пространства современной России, что особенно важно в условиях открытого общества, возросших возможностей для межкультурных взаимодействий. Сходные процессы идут в журналах нашего региона, но там позиция отчуждения от общества не есть следствие эстетических позиций и выбора редакционных коллегий, скорее это инерционное явление отказа литературного сообщества от серьезного влияния на жизни, неверия в собственные силы, отсутствия должной поддержки со стороны государственных органов, смирения с ситуацией, которая сложилась в силу объективных и субъективных причин. Но учитывая, что вопреки всем обстоятельствам в журналах региона всегда шла созидательная работа отдельных подвижников, что в обществе есть не поддерживаемый самим литературным сообществом интерес к возможному диалогу с художественным словом, что не было механизмом резонирования этого слова и воли к этому, у нас есть большие перспективы в этом направлении, и сегодняшнее совещание – серьезный шаг к изменению ситуации. Да, классический литературно-художественный журнал, который некогда был и колоколом, и источником знаний, и проводников в мир подлинного многонационального искусства и духовного самостояния, в современной России практически исчез. Но это не значит, что он умер совсем, что он не востребован российской публикой. Скорее, следует говорить о значительном изменении его концепции, и о том, насколько изменение концепции отвечает запросам общества и интересам всего писательского сообщества. Сегодня редакционные коллегии толстых российских журналов стали закрытыми структурами, преимущественно обслуживающими узкий круг авторов. Так называемая национальная литература не представляет для них значимого интереса. Талантливым северокавказским авторам, большая часть которых является русскоязычными, как принято говорить, трудно выйти на общероссийское литературное пространство, впрочем, как и пишущим на родных языках. У нас накопилось множество проблем в литературной жизни, которые требуют общего осмысления, множество достижений, которые должны быть тоже общим достоянием. Есть ли у них сегодня читатель, если из обихода исчезает понятие «массовый читатель»? Есть ли у них талантливые авторы и что делать, чтобы о них узнали все остальные республики, чтобы нам было кем гордиться и вместе с кем задумываться над тем , кто мы и куда идем? Как живется авторам, не имеющим возможности найти своего переводчика, чтобы зазвучать в масштабах всей страны? Какие процессы происходят сегодня в русскоязычной кавказской литературе, стремительно набирающей силу и задающей свой собственный вектор развития в общероссийском литературном процессе? Как вывести нашу вершинную литературу на мировой уровень и через потенциал художественного слова раскрыть подлинное лицо Кавказа? Ездим ли мы друг к другу в гости со своим словом, своей думой, своим обретением и удается ли нам найти слушателя? Практика показывает, что запрос в обществе на вдохновенное и умное слово есть, но что мы делаем, чтобы его донести, особенно к молодежи? Если у нас есть литературные журналы, значит в них отражен литературный процесс. Если нет процесса, нет и журналов. Что надо делать, чтобы они не чахли в отсутствие читателей, а воспитывали вкус к чтению и преображали общество? Много вопросов. Совещание, которое проходит сегодня у нас здесь, это событие не одного дня, а по своему замыслу и потенциалу – факт длительного действия, имеющий большое значение для содействия взаимопознанию народов через ценности его духовной культуры. Это важно для страны в целом, поскольку транслирование культуры кавказских народов в общероссийское литературное пространство содействует правильному и объективному пониманию богатства страны и ее силы, которую всячески пытаются отрицать или исказить. Несмотря на нашу близость: культурно-историческую, географическую, общественно-политическую, мы не используем потенциал информационных, культурных, и иных механизмов консолидации и укрепления, духовного оздоровления общества. Общность угроз и вызовов – экстремизма, национализма, деформации образа Кавказа и кавказцев в глазах страны в целом требует объединения усилий для преломления стереотипов, умело поддерживаемых заинтересованными сторонами для отчуждения всех и вся. Литература – это не просто художественная летопись жизни народа, это квитэссенция его духовной и интеллектуальной зрелости, это сокровенное его достояние. Есть оно все-таки или нет, и какова внутренняя дума народа, его глубинная жизнь – об этом мы можем узнать по-настоящему не из новостной хроники, при всей ее важности, а из свидетельства ее духовного существования. Мы живем рядом, но недопустимо мало знаем друг о друге, а могут ли знать народы и объединяться в своем движении к добру, если представители творческой интеллигенции по сути разрозненны и не объединяются для решения более масштабных и насущных задач? Когда слабо развиты механизмы взаимодействия и нет весомого фактора личных контактов, теряются полнота жизни и эффективность деятельности. Год культуры требует от нас не формальных мероприятий, а реализации смыслов и глубокой пахоты на ниве возделывания человеческой души. Предстоящий год литературы свидетельствует о том, что речь идет не о разовой акции, а целенаправленной политике, в которой приоритеты культуры наконец-то осознаны как наиважнейшие. Именно в этой связи оправдано внимание к вопросам развития литературного процесса и поддержки чтения. Литературные журналы должны реализовать тот потенциал, который в них заложен. Именно они определяют ход современного литературного процесса и от них зависит ее уровень, возможности. Как культурные институты, объединяющие российскую, северокавказскую интеллигенцию, они могут быть локомотивами культурной политики, в создании положительного имиджа региона, государственных культурных и социальных проектов. С другой стороны, это трибуна, с которой гражданское общество высказывает и определяет ценностные приоритеты, результаты своих духовно-нравственных исканий, тем самым определяя перспективы развития демократических преобразований в России, осуществляет процесс социокультурной регуляции. Литературно-художественные журналы, особенно выходящие на периферии России, являются сегодня хранителями традиционной культуры, имеют огромное значение для формирования единого культурного пространства регионов, охраняют границы России от культурной эрозии, способны активно участвовать в государственной культурной политике. Но их авторитет малозаметен, их голос плохо слышим в жизни общества, усилий по выходу из тени поэтических уединений в сферу вслушивания и резонирования к собственному слову нет. Новая эпоха бросает нам вызовы – опасные, провокационные, и связаны они с процессами глобализации и сопутствующими им технологиями – коммерческими, медийными, политическими. Литература и наш человеческий потенциал, наше единство - силы, которые могут обеспечить адекватные вызовы времени.
mari-sheihova.livejournal.com
Роль журнала в жизни страны
Журнал в 30-40-е годы
30-е годы стали для журнала тяжелым периодом. Отдел критики потерял прежнее значение, рецензии, статьи в основном были посвящены литературе прошлого, носили случайный характер. Наряду с произведениями, вошедшими в золотой фонд советской литературы, на страницах журнала печатались слабые, посредственные материалы.
Трудно складывалась судьба журнала в первый военный и в первый послевоенный годы. На его страницах появлялись произведения, подвергавшиеся резкой критике в партийной печати. Но журнал преодолевал временные трудности и приковывал к себе внимание все новых поколений советских читателей.
В 1932-1937 годах журналом руководил И.М. Гронский. До войны (в 1937-1941 годах) «Новый мир» вел В.П. Ставский , во время войны – В.Р. Щербина.
В этот период в журнале появились «Поднятая целина» и «Тихий Дон» М. Шолохова. Печатались Вс. Иванов, К. Чуковский, И. Эренбург, А. Толстой, М. Горький, К. Паустовский, Л. Леонов, П. Бажов, М. Шагинян, Ю. Олеша, Б. Пастернак, О. Мандельштам, А. Твардовский.
Новый мир» в 50-60-е годы
50-60-е годы в жизни журнала прочно связаны с именами К.М. Симонова и А.Т. Твардовского.
С 1946 по 1950 годы «Новым миром» руководил Симонов. В этот период активно печатаются такие авторы, как И. Эренбург, К. Паустовский, А. Твардовский, Ю. Нагибин, Ю. Трифонов.
В 1950 году главным редактором журнала был назначен Александр Твардовский.
Благодаря этому выдающемуся писателю, «Новый мир» вырвался из сомкнутого журнального ряда, занял свое место в литературе и в общественно-духовной жизни, стал центром притяжения для многих авторов и читателей, стремился поднять их литературно-эстетический уровень, стал первой ласточкой общественного обновления.
В этот период жизни журнала в нем публиковались многие талантливые поэты. Это Анна Ахматова, Николай Заболоцкий.
Новый мир» в 70-80-е годы
70-е годы были для «Нового мира» застойным периодом. С 1970 по 1974 журналом руководил В.А. Косолапов. В этот период печатаются В. Шукшин, К. Паустовский, Е. Евтушенко, Ч. Айтматов.
В 1974 году главным редактором становится известный советский поэт, Секретарь Союза писателей СССР С.С. Наровчатов.
В 1975 году «Новому миру» исполняется пятьдесят лет. Был выпущен необычный юбилейный номер журнала. Он обращает читателя к истоку «Нового мира». Почти каждому материалу январского номера журнала 1925 года соответствует сходная публикация в январском номере «Нового мира» 1975 года. Кроме того, на последних страницах находится так называемая летопись – перечень наиболее приметных произведений, опубликованных в журнале за пятьдесят лет.
В 1981 году С. Наровчатова на посту главного редактора сменяет В. Карпов, который пребывает в этой должности до 1986 года. В этот период активно публикуются произведения Е. Евтушенко, В. Астафьева, М. Зощенко, В. Каверина, Б. Васильева, Ю. Трифонова, М. Цветаевой, А. Вознесенского и других.
В целом, период 70-80-х годов был для «Нового мира» периодом спада, однако тень А. Твардовского продолжала витать над журналом, общественно-политический капитал, накопленный при нем, все же не был окончательно растрачен.
Журнал в 80-90-е годы
Годы перестройки для журнала были удачными. С 1991 года, благодаря новому законодательству о средствах массовой информации, журнал «Новый мир» стал подлинно независимым изданием, не связанным напрямую ни с каким из творческих союзов или общественных организаций, что, впрочем, не мешает редакции привлекать лучшие силы российской литературы и журналистики.
С 1986 по 1999 годы пост главного редактора занимает Залыгин Сергей Павлович. Русский советский писатель.
Деятельность Залыгина-редактора могла бы стать великолепным финалом любой литературной биографии. Он смог вернуть «Новому миру» лидирующее положение в русской журналистике, сделал его тем органом, с помощью которого общество и литература восстановили свои права на мысль и слово.
В этот период в журнале продолжают печататься произведения государственной важности. Роман А. Солженицына "В круге первом" - неотразимый художественный документ о самых сложных, трагических событиях середины XX века.
В 1985 году был опубликован рассказ В. Катаева «Спящий», а в 1995 году – хроника В. Залотухи «Великий поход за освобождение Индии».
Сергей Павлович Залыгин пробыл на посту главного редактора до 1999 года. Последние несколько лет он жил и работал в Москве, совмещая литературу и научную деятельность.
Конец XX – XXI века в жизни «Нового мира»
С 1999 года и по сей день журналом руководит Андрей Василевский, который вырос в «Новом мире». Сначала здесь работала мама, потом он. Начинал курьером, завхозом, библиотекарем. Постепенно преодолел все ступени редакционной карьеры. На верхнюю ступень поднялся – с должности ответственного секретаря – в 1998 году.
Конечно, сегодня «Новый мир» уже другой. Меняется Россия, авторы, сотрудники и читатели. За десятилетия своей истории журнал несколько раз оправдывал свое название и одновременно ему противоречил. Вернее сказать, в самом словосочетании «новый мир» присутствует смысловое пространство, исключающее единственное толкование.
В настоящее время этот ежемесячный журнал художественной литературы и общественной мысли выходит на 256 страницах. Тираж «Нового мира» составляет почти девять тысяч экземпляров.
В сегодняшнем «Новом мире» печатаются Сергей Аверинцев, Анатолий Азольский, Александр Архангельский, Виктор Астафьев, Андрей Битов, Сергей Бочаров, Дмитрий Быков, Рената Гальцева, Михаил Гаспаров, Даниил Гранин, Борис Екимов, Фазиль Искандер, Анатолий Ким, Наум Коржавин, Михаил Кураев, Александр Кушнер, Семен Липкин, Инна Лиснянская, Дмитрий Лихачев, Владимир Маканин, Валентин Непомнящий, Евгений Рейн, Людмила Улицкая, Галина Щербакова и другие. За последние десять лет журнал дал жизнь таким писателям, как Олег Павлов, Максим Амелин, критику Валерии Пустовой.
Премии «Нового мира»
Редакция журнала ежегодно вручает поэтическую премию «Anthologia», учреждённую в феврале 2004 года в виде почётных дипломов. В 2000—2011 гг. «Новый мир» присуждал премию за рассказ.
Роль журнала в жизни страны
Созданный в соответствии с указаниями партии, журнал пытался объединить лучшие литературные силы страны, привлечь к активному участию в культурном строительстве нового общества разнообразные круги литераторов. Во главе журнала стояли редакторы с разными, а порой и контрастирующими взглядами. Их идеологические установки и понимание литературы неизбежно накладывали отпечаток на облик журнала, его эстетическую позицию, характер публикаций.
Но, не взирая на это, журнал всегда отличало разнообразие авторских имен. На страницах «Нового мира» публиковались писатели, разные по тематике и проблематике, стилевым особенностям – от Шолохова до Пастернака, от А. Толстого до Солженицына. Особую роль при этом играла литературная критика.
«Новый мир» иногда называли на Западе «либеральным» журналом. Руководители «Нового мира» возражали: не либеральный – демократический. То есть журнал выступал за широкие демократические права для всех, для общества в целом. Демократизм в понимании редакции включал в себя уважение к свободе слова, но и внимание к заботам и беде людей, живущих далеко от столиц.
studlib.info
Роль журнала в жизни страны
Журнал в 30-40-е годы
30-е годы стали для журнала тяжелым периодом. Отдел критики потерял прежнее значение, рецензии, статьи в основном были посвящены литературе прошлого, носили случайный характер. Наряду с произведениями, вошедшими в золотой фонд советской литературы, на страницах журнала печатались слабые, посредственные материалы.
Трудно складывалась судьба журнала в первый военный и в первый послевоенный годы. На его страницах появлялись произведения, подвергавшиеся резкой критике в партийной печати. Но журнал преодолевал временные трудности и приковывал к себе внимание все новых поколений советских читателей.
В 1932-1937 годах журналом руководил И.М. Гронский. До войны (в 1937-1941 годах) «Новый мир» вел В.П. Ставский , во время войны – В.Р. Щербина.
В этот период в журнале появились «Поднятая целина» и «Тихий Дон» М. Шолохова. Печатались Вс. Иванов, К. Чуковский, И. Эренбург, А. Толстой, М. Горький, К. Паустовский, Л. Леонов, П. Бажов, М. Шагинян, Ю. Олеша, Б. Пастернак, О. Мандельштам, А. Твардовский.
Новый мир» в 50-60-е годы
50-60-е годы в жизни журнала прочно связаны с именами К.М. Симонова и А.Т. Твардовского.
С 1946 по 1950 годы «Новым миром» руководил Симонов. В этот период активно печатаются такие авторы, как И. Эренбург, К. Паустовский, А. Твардовский, Ю. Нагибин, Ю. Трифонов.
В 1950 году главным редактором журнала был назначен Александр Твардовский.
Благодаря этому выдающемуся писателю, «Новый мир» вырвался из сомкнутого журнального ряда, занял свое место в литературе и в общественно-духовной жизни, стал центром притяжения для многих авторов и читателей, стремился поднять их литературно-эстетический уровень, стал первой ласточкой общественного обновления.
В этот период жизни журнала в нем публиковались многие талантливые поэты. Это Анна Ахматова, Николай Заболоцкий.
Новый мир» в 70-80-е годы
70-е годы были для «Нового мира» застойным периодом. С 1970 по 1974 журналом руководил В.А. Косолапов. В этот период печатаются В. Шукшин, К. Паустовский, Е. Евтушенко, Ч. Айтматов.
В 1974 году главным редактором становится известный советский поэт, Секретарь Союза писателей СССР С.С. Наровчатов.
В 1975 году «Новому миру» исполняется пятьдесят лет. Был выпущен необычный юбилейный номер журнала. Он обращает читателя к истоку «Нового мира». Почти каждому материалу январского номера журнала 1925 года соответствует сходная публикация в январском номере «Нового мира» 1975 года. Кроме того, на последних страницах находится так называемая летопись – перечень наиболее приметных произведений, опубликованных в журнале за пятьдесят лет.
В 1981 году С. Наровчатова на посту главного редактора сменяет В. Карпов, который пребывает в этой должности до 1986 года. В этот период активно публикуются произведения Е. Евтушенко, В. Астафьева, М. Зощенко, В. Каверина, Б. Васильева, Ю. Трифонова, М. Цветаевой, А. Вознесенского и других.
В целом, период 70-80-х годов был для «Нового мира» периодом спада, однако тень А. Твардовского продолжала витать над журналом, общественно-политический капитал, накопленный при нем, все же не был окончательно растрачен.
Журнал в 80-90-е годы
Годы перестройки для журнала были удачными. С 1991 года, благодаря новому законодательству о средствах массовой информации, журнал «Новый мир» стал подлинно независимым изданием, не связанным напрямую ни с каким из творческих союзов или общественных организаций, что, впрочем, не мешает редакции привлекать лучшие силы российской литературы и журналистики.
С 1986 по 1999 годы пост главного редактора занимает Залыгин Сергей Павлович. Русский советский писатель.
Деятельность Залыгина-редактора могла бы стать великолепным финалом любой литературной биографии. Он смог вернуть «Новому миру» лидирующее положение в русской журналистике, сделал его тем органом, с помощью которого общество и литература восстановили свои права на мысль и слово.
В этот период в журнале продолжают печататься произведения государственной важности. Роман А. Солженицына "В круге первом" - неотразимый художественный документ о самых сложных, трагических событиях середины XX века.
В 1985 году был опубликован рассказ В. Катаева «Спящий», а в 1995 году – хроника В. Залотухи «Великий поход за освобождение Индии».
Сергей Павлович Залыгин пробыл на посту главного редактора до 1999 года. Последние несколько лет он жил и работал в Москве, совмещая литературу и научную деятельность.
Конец XX – XXI века в жизни «Нового мира»
С 1999 года и по сей день журналом руководит Андрей Василевский, который вырос в «Новом мире». Сначала здесь работала мама, потом он. Начинал курьером, завхозом, библиотекарем. Постепенно преодолел все ступени редакционной карьеры. На верхнюю ступень поднялся – с должности ответственного секретаря – в 1998 году.
Конечно, сегодня «Новый мир» уже другой. Меняется Россия, авторы, сотрудники и читатели. За десятилетия своей истории журнал несколько раз оправдывал свое название и одновременно ему противоречил. Вернее сказать, в самом словосочетании «новый мир» присутствует смысловое пространство, исключающее единственное толкование.
В настоящее время этот ежемесячный журнал художественной литературы и общественной мысли выходит на 256 страницах. Тираж «Нового мира» составляет почти девять тысяч экземпляров.
В сегодняшнем «Новом мире» печатаются Сергей Аверинцев, Анатолий Азольский, Александр Архангельский, Виктор Астафьев, Андрей Битов, Сергей Бочаров, Дмитрий Быков, Рената Гальцева, Михаил Гаспаров, Даниил Гранин, Борис Екимов, Фазиль Искандер, Анатолий Ким, Наум Коржавин, Михаил Кураев, Александр Кушнер, Семен Липкин, Инна Лиснянская, Дмитрий Лихачев, Владимир Маканин, Валентин Непомнящий, Евгений Рейн, Людмила Улицкая, Галина Щербакова и другие. За последние десять лет журнал дал жизнь таким писателям, как Олег Павлов, Максим Амелин, критику Валерии Пустовой.
Премии «Нового мира»
Редакция журнала ежегодно вручает поэтическую премию «Anthologia», учреждённую в феврале 2004 года в виде почётных дипломов. В 2000—2011 гг. «Новый мир» присуждал премию за рассказ.
Роль журнала в жизни страны
Созданный в соответствии с указаниями партии, журнал пытался объединить лучшие литературные силы страны, привлечь к активному участию в культурном строительстве нового общества разнообразные круги литераторов. Во главе журнала стояли редакторы с разными, а порой и контрастирующими взглядами. Их идеологические установки и понимание литературы неизбежно накладывали отпечаток на облик журнала, его эстетическую позицию, характер публикаций.
Но, не взирая на это, журнал всегда отличало разнообразие авторских имен. На страницах «Нового мира» публиковались писатели, разные по тематике и проблематике, стилевым особенностям – от Шолохова до Пастернака, от А. Толстого до Солженицына. Особую роль при этом играла литературная критика.
«Новый мир» иногда называли на Западе «либеральным» журналом. Руководители «Нового мира» возражали: не либеральный – демократический. То есть журнал выступал за широкие демократические права для всех, для общества в целом. Демократизм в понимании редакции включал в себя уважение к свободе слова, но и внимание к заботам и беде людей, живущих далеко от столиц.
student2.ru
|
ТОП 10: |
Важнейшей задачей современного источниковедения является создание такой теории прессы, в рамках которой она сохранила бы своеединство в качестве вида исторических источников, отличающегося от других видов особенностями происхождения и формами отражения действительности и требующего специфических методов исторического исследования. Для этого можно воспользоваться теорией «индустрии культуры». Ее основателями считаются философы франкфуртской школы М. Хоркхаймер и Т. Адорно. Согласно этой теории, в современном обществе «производство культуры» мало чем отличается от массового производства вообще. Как и во всех сферах общества, ориентированного на массовое производство, в «индустрии культуры» побеждает тенденция к унификации, к тотальному нивелированию культурных ценностей и благ. Стандартизируя культурные потребности, индустрия культуры выступает в качестве орудия тотального подавления индивида и ничем не ограниченной манипуляции его сознанием. В результате средства коммуникации позволяют управлять обществом путем создания некоторой системы идеологических ценностей. Поскольку целью такой системы является достижение общественного согласия по тем вопросам, в которых заинтересована политическая и духовная элита, «индустрия культуры» наполнена многочисленными стереотипами, имеющими весьма слабое отношение к исторической правде. Средний потребитель культуры не подготовлен к восприятию сложной и противоречивой социальной действительности. Он ждет простой и логически непротиворечивой информации. Это очень важно иметь в виду историку, который обращается к периодической печати как источнику, отражающему жизнь общества на разных этапах истории двадцатого столетия. Компьютерная революция вызвала появление новых информационных технологий, сделала возможным целенаправленное и высокоэффективное воздействие на сознание читательской аудитории. И, что наиболее важно для прессы, это воздействие на сознание стало приносить прибыль. Это автоматически расширило сферу применения информационных технологий. Из военной и политической области они распространились на сферу торговли. Наиболее широкое применение информационные технологии получили в прессе и на телевидении. Как одно из наиболее ярких проявлений «индустрии культуры» пресса несет в себе все ее черты. Однако пресса, в отличие от других СМИ, обладает возможностями дифференцированного воздействия печатной продукции на аудиторию. Газеты, предназначенные для молодежи, как правило, не читают деловые круги. Это дает возможностьдозировать информацию, использовать социально ориентированные приемы воздействия на общественное сознание. Сколько существует печать, столько существует и цензура. Осуществляет ли ее государственный цензор или редактор издательства, существует ли она в явной или скрытой форме, сути дела не меняет. В самом «свободном» обществе есть запретные для прессы темы. Запрещаются под страхом уголовного наказания пропаганда войны, межнациональной розни, расизма, антисемитизма, фашизма, призывы к насильственному ниспровержению существующего политического строя. Кроме того, редакторам периодических изданий государство рассылает секретные циркуляры о нецелесообразности освещения тех или иных тем. В принципе на них можно махнуть рукой. Но у государства достаточно рычагов, чтобы сместить любого «независимого» редактора, заменить всю редакционную коллегию или вовсе прекратить существование неугодной газеты или журнала. Смена редколлегии журнала «Итоги» и закрытие газеты «Сегодня» в 2001 г. являются достаточно убедительными примерами для современной России. В случае же частных изданий, финансируемых олигархами, подобная процедура выглядит еще проще. Достаточно вспомнить изгнание со своего поста редактора «Независимой (!) газеты» Виталия Третьякова. Поэтому свободная пресса — это идея, а не факт. Эта идея может провозглашаться в ходе идеологической борьбы, использоваться в деструктивных целях. Но быть принципом работы прессы она не может, ибо вступает в непримиримое противоречие с устойчивостью общества. Точно также не существует полностью несвободной прессы. В противном случае все публикации сочинялись бы в соответствующих государственных ведомствах и не было бы никакой нужды в цензуре. Последняя выступает в качестве своеобразной гарантии свободы прессы в установленных государством пределах. Таким образом, можно говорить только о более свободной и менее свободной прессе. Издание газет и журналов в современном обществе является чрезвычайно дорогостоящим и неприбыльным делом. Оно под силу только могущественным финансовым группам, которые занимаются им отнюдь не в просветительских целях. Информация — чрезвычайно дорогой товар, особенно в современных условиях. Но продавать информацию через доступные массовому потребителю СМИ — значит обесценивать ее. Поэтому задача прессы заключается не просто в распространении информации, а в ее препарировании с помощью установок, позволяющих владельцам газет и журналов формировать общественное мнение, канализировать социальное недовольство, вызывать или подавлять общественное движение. В нынешних российских условиях проводится идея рыночных отношений в СМИ западного толка. По сути эта старая ленинская формула зависимости печати от денежного мешка, выраженная в виде современных научных теорий. Либеральная идеология на рынке идей, как писал один из исследователей СМИ в современном мире Д. Кин, «служит оправданию привилегированного положения взглядов корпораций и способствует доминированию интересов инвесторов над интересами граждан. Это апология власти большого бизнеса, позволяющая ему определять и формировать — а значит, и подвергать цензуре — выбор каждого человека, что ему слушать, читать или смотреть»133. С позиций теорий «индустрии культуры» и информационных технологий источниковедческий анализ прессы становится увлекательным и одновременно чрезвычайно сложным. Наряду с традиционным направлением, связанным с поиском достоверных фактов, добавляются также выявление по материалам прессы направлений информационной политики государства, политических партий и деловых кругов; изучение особенностей сознания различных социальных групп; духовные и нравственные причины социальных движений и т. д. С точки зрения ориентации в современной периодической печати можно выделить: · «желтую прессу», которая живет за счет дешевых сенсаций, скандалов, «разоблачений», порнографии и прочих способов «развлечения» читающей публики; · «демократические издания», которые содержатся на деньги олигархов и отличаются внешней респектабельностью и солидностью; · коммунистические и патриотические издания, которые, по сравнению с советским временем, оттеснены на обочину, часто выходят нерегулярно, с задержками и, хотя пользуются популярностью среди части населения, явно проигрывают «демократическим» газетам и журналам. С точки зрения приемов манипулирования сознанием читательской аудитории прессу можно разделить на две группы: массовую и элитарную. При всем различии установок, внушаемых ими читателям, есть и одна общая: даже испытывая на себе всю несправедливость общественного устройства, сознавая антинародный характер власти, гибельность для страны правительственной политики, каждый должен оставаться законопослушным гражданином. Пресса, внушающая читателям иные установки, подавляется властью. В противном случае обществу грозит опасность распада. |
infopedia.su
Средства массовой информации. Роль СМИ в жизни общества
В современный период развития российского общества успешное решение политических, экономических и социальных задач все больше зависит от действия такого субъективного фактора как социальная активность личности. Важную роль в формировании активности играют средства массовой информации. О возрастающей роли печати, радио и телевидения в общественной жизни страны свидетельствуют их бурный рост, распространенность и доступность массовой информации. Печатное и устное слово, телевизионное изображение способны в кратчайшие сроки достигнуть самых отдаленных районов, проникнуть в любую социальную среду.
Средства массовой информации – мощная сила воздействия на сознание людей, средство оперативного донесения информации в разные уголки мира, наиболее эффективное средство влияния на эмоции человека, способное убеждать реципиента наилучшим образом. Особенно четко это проявляется в отношении электронных СМИ. По мере расширения технических возможностей их роль возрастает. А по эмоциональному воздействию на чувства и сознание людей они остаются пока непревзойденными и собирают самую большую аудиторию. В средствах массовой информации, а особенно на телевидении вопросы повышения эффективности выступлений тесно связаны с уровнем организации творческого процесса, форм и средств социально-политического воспитания журналистского, художественного и технического персонала. Прежде всего, это отбор проблем, решение которых может быть поддержано и подсказано аудиторией, и создание перспективных планов работы СМИ, их включающих.
В настоящее время значительно возросло влияние средств массовой информации на личность. Господствующее положение среди средств массовой информации на сегодняшний день занимает телевидение. Если в конце 70-х начале 80-х годов телевизор считался роскошью, то сегодня телевидение прочно вошло в быт, практически каждой семьи. Постепенно телевидение вытесняет газеты и журналы, серьёзно конкурирует с радио. Конкуренция с прессой объясняется появлением на телевидении новых технологий.
Эффективность деятельности СМИ неразрывно связана с учетом потребностей людей, их возросших социальных, духовных и политических запросов. При этом необходимо различать понятия информационные потребности и тематические интересы аудитории. Потребности в информации социальны по своей природе и обусловлены в первую очередь содержанием, структурой повседневной деятельности человека, в том числе объективными характеристиками его профессиональной и общественной деятельности. Тематические же интересы зависят от содержания предлагаемой информации и от ситуативных социально-психологических факторов (таких, как популярность, злободневность, престижность определенных тем, лиц, явлений и др.). Некоторые сведения об информационных потребностях аудитории можно получить путем опроса. Опрос дает только картину тематических интересов аудитории. Её необходимо дополнить анализом характера ролевой деятельности представителей различных групп населения в труде, сфере общественной и духовной жизни, быту и семье.
Современная аудитория включена во всю систему общественных отношений. Поэтому СМИ для реализации целей своей деятельности необходимо учитывать потребности, интересы, мотивы, установки и соответствующие им характеристики аудитории, включающие и ряд специфических, формируемых при прямом участии средств массовой информации. При таком подходе аудитории отводится деятельная, целевая роль, являющаяся результатом коммуникативного процесса.
В наши дни телевидение и средства печати ищут новые подходы к своей аудитории. Исходя из этого, среди тематики газет и журналов появились новые, пусть не всегда «чистые», но зато привлекающие читателя направления («Желтая пресса», «Скандалы», «Совершенно секретно», «СПИД-инфо и т.д.) А телевидение массово пропагандирует всевозможные «проамериканские» викторины («Поле чудес» - аналог американского «Колеса фортуны» и другие), а также различные ток-шоу на злободневные темы («Большая стирка», «Окна» и т.д.). Что ж, уровень культуры населения во многом предопределяет уровень культуры СМИ…
При подготовке данной работы были использованы материалы с сайта http://www.studentu.ru
mirznanii.com
История появления и развития журналистики
История появления и развития журналистики
Введение
Журналистика является довольно молодым и активно развивающимся социальным институтом пронизывающим и влияющим на все сферы общества. Изучение истории журналистки позволяет более глубоко понять не только ее развитие и современное положение в социуме, но и развитие общества в целом.
Необходимость знания и понимания причин и предпосылок, способствующих появлению и становлению журналистики, поможет нам спрогнозировать ее дальнейшие тенденции и пути развития.
Пражурналистика . Появление информационного общения
Формы информационного общения появились уже на заре человечества. Это было необходимым шагом при переходе от «первобытного стада» к формированию человеческих отношений. Огромную роль в этом сыграли первичные формы труда формировавшихся людей, в процессе организации которого возникала необходимость обмена «сообщениями». Сначала это были знаки (в том числе звуковые), а затем стала возникать членораздельная речь. Так потребность в обмене информацией привела к развитию форм знакового общения. Это знаковое общение способствовало сплочению людей при организации поведения в характерных для первобытно-общинного строя областях деятельности. При этом знаковое и более всего несущее информацию речевое общение выступало как составная часть всей жизни людей.
Информационное общение, в котором оказались, задействованы зрение и слух, было мощным фактором воздействия на людей и, что особенно важно, – воздействия в сфере общественного мнения, которое тогда было едва ли не главной духовно организующей силой в жизнедеятельности человеческих общностей.
Речь, жест, мимика стали факторами формирования представлений об окружающем мире и способом воздействия на поведение людей как членов общностей уже при первобытном строе. Связка «информация – общественное мнение» свидетельствует о том, что предвестники будущих массово-информационных процессов стали зарождаться в далекие времена.
Появление ораторских выступлений
С возникновением государства формы общественной жизни усложнились, развернулись процессы разделения труда, сформировались политические институты и появились профессиональные политики. В это время особенно активную роль в распространении общественной информации играют ораторы. Политическая деятельность великих ораторов древности, в частности, Демосфена (Греция) и Цицерона (Рим), представляют яркое проявление того, что можно уже с большой определенностью назвать пражурналистской деятельностью, – целенаправленное распространение в массе людей сведений, оказывающих на них идейно-психологическое воздействие, формирующих их мнения, представления, стремления, побуждающих к тем или иным действиями.
С древних времен и до наших дней устные выступления ораторов являлись и остаются важнейшей формой массово-информационной деятельности. Представители государственной власти рассылали для оповещения подданных своих гонцов: глашатаев, дьяков, герольдов. С устными формами распространения информации связаны широко бытующие сейчас слова – «форум» (площадь собрания в Риме), «трибуна» (выборные должности), «вече» (собрание у славян), «дума» и др. Многие из них сохранились в названиях газет и журналов, что свидетельствует о прочных связях журналистики с пражурналистическими явлениями.
Традиции ораторских выступлений широко использовала церковь и религиозные деятели, стоявшие во главе массовых движений. Политическое красноречие было составной общественно-политической деятельности уже в XVIII веке, а позднее оказалось важным атрибутом парламентской культуры, вообще выступлений перед широкой публикой, в том числе на митингах и собраниях.
Появление письменных форм передачи информации
Одновременно с устными развивались письменные формы массовой информационной деятельности. Позже возникли прокламации, листовки и др. На их основе сформировались жанры публицистики. Широко вошедшие в журналистскую практику.
Все эти формы общественной коммуникации возникли в древности как формы пражурналистской деятельности. Тогда же появилось и некое подобие газеты. В обширных древних государствах устные формы распространения сведений оказались недостаточными, равно как и рассылка с гонцами письменных сообщений. Поэтому возникли «писаные» формы собственно пражурналистики – подобия газет в виде сводок актуальных материалов разного рода.
Известно, что в Древнем Египте при дворе фараонов «выходила», в виде папирусных свитков, «газета»; в противовес ей существовало и оппозиционное «издание». Но более устойчивым оказалось другое пражурналистское предприятие: в римском государстве по указанию Юлия Цезаря стали «выходить» и удерживались в течении столетий сводки различных известий – «Acta Senatus» и «Acta diurnal populi Romani». Предназначенные для них сообщения писались на покрытых гипсов досках, которые вывешивались на видных местах. В письменных копиях «Асta» рассылалась по городам и провинциям Рима.
История сохранила названия должностей людей, которые занимались изданием этих газет. Составление текстов поручилось сначала квесторам, должностным лицам, ведающим финансовым и судебными делами. Затем отбирать информацию стали префекты государственного казначейства. Материал для этих изданий собирал специальный чиновник из сословия всадников. Всадник получал право надзора за изданиями тогда, когда становился трибуном легиона.
И в других странах, например, Японии, до возникновения печатной техники существовали «газеты» – оттиски с обожженных глиняных досок. Известна самая старая такая «газета» – «Иомиури Каварабан» за 1615 г. В Англии распространялись рукописные листки «News Letters».
«Службы новостей»
Предтечи профессии в устном информировании –глашатаи известных во всех странах. В Москве новости выкрикивались на Ивановской площади, в Англии новостями обменивались в кофейнях, а информаторов называли кэдии. В Германии новости разносили бродячие музыканты – шпильманы, которые часто снабжали свои сообщения едкими комментариями.
С развитием пражурналистской деятельности возникает нужда в специалистах «информационной службы». Настоящую репортерскую деятельность развернули французские нувеллисты. Первоначально люди, склонные к обмену новостями, просто собирались для общения на улицах и площадях Парижа. Затем наиболее предприимчивые и способные к поиску информации сделали это своей информацией. Они завели специальные бюро новостей, где размножали необходимую информацию для богатых парижан и провинциальных заказчиков. Такие бюро новостей – прообразы редакции появились в Германии, Италии и других странах. Они занимались добыванием и продажей заинтересованным людям сведений о торговых делах, о прибывающих и отбывающих судах, о безопасности дорог и политических событий.
Однако все названные явления относятся к пражурналистике, как бы сильно их отдельные черты ни походили на журналистику. Пражурналистские явления характеризуются ограниченным и непостоянным распространением «изданий», отсутствием печатной техники, позволяющей быстро тиражировать газеты и журналы.
Журналистика
Возникновение собственно журналистики
Собственно журналистика – печатные периодические издания – могла возникнуть только после изобретения книгопечатания. В Европе печатаются календари, сборники известий, листки – непосредственные предшественники газет, журналов и альманахов. Но со времени изобретения книгопечатания пройдет еще полтора столетия, прежде чем типографская техника начнет использоваться для тиражирования журналисткой периодики.
Решающим фактором возникновения журналистики оказались социально-экономические причины. Рубеж XVI-XVII веков – время активного складывания рыночных отношений, роста международной торговли. В это же время возникают крупные централизованные абсолютистские государства, развиваются наука и культура, распространяется грамотность, растет прослойка образованных людей, расширяется читательская аудитория, возникла почтовая служба.
Все эти социальные, политические, культурные экономические факторы послужили толчком для более широкого и регулярного распространения торговой, коммерческой, научной, культурной информации, а также политической – о внутреннем и международном положении дел. Технические возможности тиражирования информации способствуют быстрому росту и развитию всесторонних связей между странами. Именно поэтому время выхода на арену истории буржуазии с ее экономическими интересами, а затем и политическими притязаниями сопровождались становлением и развитием журналистики. Кроме, того, и феодально-клерикальные круги стали поддерживать развитие печати, понимая ее значение для политической и идеологической борьбы.
Первые газеты
Первые газеты, рассчитанные, прежде всего на купцов и горожан, содержали сведения о торговых путях, ценах, ходе торговли, движении товаров, внутренней жизни стран, межгосударственных отношениях и другую информацию, важную для деловых людей того времени. Но уже «Gasette», созданная при участии кардинала Ришелье, стала публиковать и политические новости с ориентацией на государственные интересы Франции.
Во второй половине XVII века появились журналы, стали возникать ежедневные газеты. Новые издания быстро приобретали те признаки, которые отличали их от другой печатной продукции и без которых нельзя было бы говорить о самом факте существования прессы. Это – регулярность и периодичность выпуска, относительно большой тираж, широкое распространение, оперативность и актуальность информации. Практически сразу же произошло разделение печати на основные типы: оперативные, преимущественно событийные газеты, более склонные к анализу и напоминающие книгу журналы, сравнительно редкие по периодичности календари, бюллетени, повременные справочники. Разумеется, система современной прессы глядит гораздо богаче и пестрее.
Пресса едва ли не с момента своего рождения стала участницей идеологических и политических процессов. Прогрессивные идеологи буржуазии стремились использовать печать для распространения своих взглядов на общественное устройство, а феодально-монархические силы и ортодоксальная церковь с помощью газет отстаивали свое господство и привилегии. Никакое иное средство не могло конкурировать с прессой по способности влиять на массовое сознание.
Вначале главным оружием политической борьбы были издании брошюрного типа – памфлеты. Именно памфлеты стали главным идеологическим оружием во время Английской буржуазной революции. А накануне Великой Французской революции возникла буржуазно-политическая пресса газетного типа. Во время революции выходили знаменитые газеты: «Друг народа» Марата, «Пер Дюшен» Эбера, «Защитник конституции» Робеспьера.
Так как на смену феодальной замкнутости пришли все более дробное разделение труда между производителями и рыночный обмен товарами, причем в кооперацию между собой вступали жители разных городов, стран и континентов. Как следствие – оживились связи между населенными пунктами и государствами. Без источников информации наладить такое общение было бы невозможно. Человек вырывался из узкого круга представлений о жизни его интересы, и любопытство простирались все дальше за пределы непосредственного опыта, и именно пресса открывала ему окно в мир.
В России первая газета – «Ведомости» – стала выходить в 1702 году по указу и при участии Петра I.. Это было государственное политическое издание, пропагандировавшее петровские преобразования.
В XVIII – начале XIX века журналистика развивалась преимущественно в формах так называемого «персонального журнализма», когда основатель и руководитель издания был главным, а порою и единственным автором, он же занимался типографским делом и распространением. Издавались преимущественно журналы, газеты занимали второе место. Тиражи были невелики, влияние прессы ограничивалось узким кругом людей. В России даже в середине XIX века тираж в 5-6 тыс. экземпляров считался огромным.
В XIX веке европейская журналистика стала динамически развивающейся важнейшей областью общественно-политической, экономической, культурной жизни общества. Она откликалась на широкий круг интересов и запросов аудитории, включая домоводство, любительские занятия и моды. Политические группировки, правительственные учреждения, научные, культурные и другие общества и ассоциации стремились обзавестись своими изданиями, чтобы с их помощью средств массовой информации знакомить широкие круги общественности со сферой своих занятий, оказывать влияние на общественное мнение и умонастроения людей. Сформировалась журналистика разных направлений, выражающих интересы различных социальных сил.
С ростом значения журналистики все шире использовались различные технические средства для воспроизведения и передачи информации (техника гравирования для иллюстрирования, телеграф для передачи сообщений, железные дороги для доставки и т.д.). Во второй половине XX века были изобретены способы воспроизведения фотографических снимков с помощью клиширования, ротационная машина, линотип. Газеты и журналы завоевывали широкие круги аудитории, благодаря чему росли тиражи и доходы, формировались редакционные кружки, корпус профессиональных журналистов.
В конце XIX выделились две разновидности журналистики: массовая (для широкого читателя и низов общества) и качественная (для состоятельных, правящих кругов, интеллигенции). Коммерческая выгода заставляет выпускать массовые бульварные газеты, рассчитанные на невысокий вкус обывателя. Беспринципные, готовые нажиться на любом скандале и сенсации, пользующиеся пером как ключом к денежному сейфу, шантажисты, клеветники – таковы характеристики журналистов бульварной прессы.
Влияние журналистики сильно возросло. Она стала активно вмешиваться во внутриполитическую борьбу и международные отношения, оказалась способной не только влиять на принятие политических решений, уничтожать репутации крупных политиков, но и свергать правительства. На первое место вышли ежедневные газеты, их владельцы стали называть лордами (или баронами) прессы, они вошли в правящий истеблишмент общества.
Печать, радио и телевидение
На рубеже XIX и XX веков было изобретено радио и телевидение. Радио стало важным средством массовой информации уже в 20-х годах, а телевидение – в конце 40-х годов XX века. К 80-м годам развитие всех трех типов каналов массовой информации благодаря успехам радиоэлектроники привело к созданию единой системы журналистики, к их «равноправию» (в некоторых отношениях лидером стало телевидение). Начало формироваться единое мировое информационное пространство, когда межгосударственные границы перестали быть препятствием для распространения массовой информации. Наступление после эры «холодной войны» разрядки, а затем и мирного периода в развитии человечества придало журналистике еще более весомую роль в процессах развития земной цивилизации. Если раньше в условиях идейно-политических столкновений журналистику называли «пятой великой державой» или «третьей силой», то теперь все чаще ее стали именовать «четвертой властью» (помимо законодательной, исполнительной и судебной) благодаря значительной роли в обществе через формирование массового сознания в мировых масштабах.
Печать, радио и телевидение представляют собой своеобразный “триумвират” средств массовой информации, каждое из которых обладает рядом особенностей, проявляющихся в виде и способах донесения информации до аудитории. Однако при наличии специфичных свойств печать, радио и телевидение имеют нечто общее — это способность донести до массовой аудитории более или менее оперативно словесно-понятийную и эмоционально-образную информацию. Но есть и своеобразные черты, принадлежащие только какому-либо одному средству (кинематографическое изображение на телевидении, словесно-буквенная информация в прессе, вневизуальное звуковое сообщение на радио).
Эта сила журналистики обусловлена значением информации в современной жизни общества. И ее роль будет увеличиваться по мере продвижения человечества к развитому информационному обществу, где решающим фактором развития станут «информационные технологии». Владение информацией и умение работать с ней приобретают решающие значение.
В формирующемся постиндустриальном информационном обществе деятельность СМИ серьезно меняется и технически. После трех первых этапов развития (устная речь, письменные формы, технические средства копирования текста и изображения, звуко- видеоматериалов) наступает четвертый, основанный на господстве электронно-компьютерных средств – цифровой записи и передаче информации с использованием волоконно-оптического кабеля и космической связи. Наступает пора multimedia . когда «потребитель» информации будет располагать основанным на компьютерной базе единым устройством, соединяющим свойства телевизора, радиоприемника, телефона, электронной почты, факса, фото- видеокамеры, притом размером с книгу. Интерактивная (двусторонняя связь) с банками данных позволит с помощью принтера получать газету, создаваемую с учетом интересов и вкусов потребителя с помощью компьютера, «знающего» предпочтения «хозяина» и выполняющего его заказы. Так «бродкастинг» превращается в «бродкетч»: возникает парадоксальное явление – индивидуализированная (или демассовизированная) массовая информация.
В результате компоновки на «заказ» массово-информационного «меню» возникает опасность такой индивидуализации получаемой отдельными потребителями информации, что образы мира в сознании людей будут существенно (а порою и кардинально) различными. Единый реальный мир превращается тем самым во множество несовпадающих его «образов»-версий. В этих условиях резко возрастет значение такого источника массовой информации, который бы готовился журналистами как интегрирующая модель современности, создающая своего рода background, предоснову миросознания и задающая парадигму восприятия всей другой информации. Это особенно важно для единого взаимозависимого мира информационной цивилизации XXI века.
Интернет и электронные СМИ
В последнее десятилетие присоединяется и активно развивающийся четвертый тип каналов информации — всемирная компьютерная сеть (представленная в наше время Интернетом), в которой значительное место (наряду со специальной) занимает массовая информация. Это электронные версии и дайджесты газет, т.е. сетевые газеты и журналы, радио- и теле – “сетевещание”, сайты (“странички") отдельных журналистов, притом оперативно меняющие содержание и получаемые в режиме реального времени. Таким образом, компьютерные сети соединяют в себе возможности всех типов СМИ, правда, печатные тексты могут читаться лишь с монитора (и при необходимости распечатываться на собственном принтере). Важно учесть также, что наибольшая часть информации передается на иностранных языках, что затрудняет для многих полноценное освоение информации даже при наличии в компьютере программы-переводчика. Более того, нынешняя информационная среда Сети перегружена чисто компьютерной информацией, равно как и сильно политизированной информацией в социальных областях. С другой стороны, ситуация медленно меняется в том смысле, что вся информация становится коммерческой, то есть коммерциализированной. На многих сайтах невозможно увидеть полной структуры новостей, поскольку преобладают так называемые “горячие” темы, сенсации дня. Интернет – пользователю предлагается лишь краткий обзор наиболее важных событий. Сложно сказать, является ли Интернет средством массовой информации. Скорее всего пока не является, но ситуация развивается таким образом, что Интернет как источник информации становится более структурированным, подборка новостей начинает осуществляться менее хаотично, многие новости распространяются официальными источниками. В скором времени, вероятно, Интернет станет полноценным средством массовой информации.
Основным преимуществом электронного издательства перед традиционным является высокая оперативность информации: после верстки издания ее можно мгновенно поместить в сеть. Применение гиперссылок обеспечивает быстрый доступ к справочной информации, кроме того, есть возможность включать в текст мультимедийный средства. Цветовая палитра монитора более разнообразна в сравнении с полиграфической, к тому же можно использовать объемную 3D графику.
С экономической точки зрения, на первый взгляд, электронное издательство не требует больших финансовых вложений, так как отсутствуют затраты на полиграфические услуги, материалы, хранение готовой продукции, расходы на транспорт, многократную допечатку. Прямыми затратами, не считая оплату журналистского труда, будут средства на установку сервера с качественными линиями связи.
Заключение
Как и всякий общественный институт, журналистика прошла сложный исторический путь, прежде чем занять свое сегодняшнее положение в мире. Она возникла, совершенствовалась, и росла под влиянием того общества, которому была призвана служить. Пресса является продуктом и составной частью человеческой цивилизации, «зеркалом» национальной и мировой культуры, а содержание и формы ее деятельности прямо зависят от потребностей определенной социальной системы на конкретном рубеже истории.
Главной целью курсовой работы было выявление причин, которые способствовали появлению, развитию и становлению журналистики, как полноценного и обязательного социального института современного общества. Я постарался выделить ряд основных предпосылок и причин:
1. Информационная (необходимость передачи информации как таковой)
2. Развитие духовной культуры общества
3. Материально-техническое развитие общества
4. Потребность общества
Экономические преобразования в обществе
Её участие в идеологических и политических процессах.
Список литературы
Корконосенко С. Г. Основы журналистики: Учебник для вузов. – М. Аспект Пресс, 2001 – 287 с.
Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики: Учебное пособие. – М. Изд. РИП-Холдинг, 2000. – 308 с. – (Практическая журналистика)
Свитич, Л. Г. Профессия: журналист. Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2003. – 255 с.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://referat.ru/
Дата добавления: 12.10.2007
www.km.ru
Роль журнала в жизни страны
Журнал в 30-40-е годы
30-е годы стали для журнала тяжелым периодом. Отдел критики потерял прежнее значение, рецензии, статьи в основном были посвящены литературе прошлого, носили случайный характер. Наряду с произведениями, вошедшими в золотой фонд советской литературы, на страницах журнала печатались слабые, посредственные материалы.
Трудно складывалась судьба журнала в первый военный и в первый послевоенный годы. На его страницах появлялись произведения, подвергавшиеся резкой критике в партийной печати. Но журнал преодолевал временные трудности и приковывал к себе внимание все новых поколений советских читателей.
В 1932-1937 годах журналом руководил И.М. Гронский. До войны (в 1937-1941 годах) «Новый мир» вел В.П. Ставский , во время войны – В.Р. Щербина.
В этот период в журнале появились «Поднятая целина» и «Тихий Дон» М. Шолохова. Печатались Вс. Иванов, К. Чуковский, И. Эренбург, А. Толстой, М. Горький, К. Паустовский, Л. Леонов, П. Бажов, М. Шагинян, Ю. Олеша, Б. Пастернак, О. Мандельштам, А. Твардовский.
Новый мир» в 50-60-е годы
50-60-е годы в жизни журнала прочно связаны с именами К.М. Симонова и А.Т. Твардовского.
С 1946 по 1950 годы «Новым миром» руководил Симонов. В этот период активно печатаются такие авторы, как И. Эренбург, К. Паустовский, А. Твардовский, Ю. Нагибин, Ю. Трифонов.
В 1950 году главным редактором журнала был назначен Александр Твардовский.
Благодаря этому выдающемуся писателю, «Новый мир» вырвался из сомкнутого журнального ряда, занял свое место в литературе и в общественно-духовной жизни, стал центром притяжения для многих авторов и читателей, стремился поднять их литературно-эстетический уровень, стал первой ласточкой общественного обновления.
В этот период жизни журнала в нем публиковались многие талантливые поэты. Это Анна Ахматова, Николай Заболоцкий.
Новый мир» в 70-80-е годы
70-е годы были для «Нового мира» застойным периодом. С 1970 по 1974 журналом руководил В.А. Косолапов. В этот период печатаются В. Шукшин, К. Паустовский, Е. Евтушенко, Ч. Айтматов.
В 1974 году главным редактором становится известный советский поэт, Секретарь Союза писателей СССР С.С. Наровчатов.
В 1975 году «Новому миру» исполняется пятьдесят лет. Был выпущен необычный юбилейный номер журнала. Он обращает читателя к истоку «Нового мира». Почти каждому материалу январского номера журнала 1925 года соответствует сходная публикация в январском номере «Нового мира» 1975 года. Кроме того, на последних страницах находится так называемая летопись – перечень наиболее приметных произведений, опубликованных в журнале за пятьдесят лет.
В 1981 году С. Наровчатова на посту главного редактора сменяет В. Карпов, который пребывает в этой должности до 1986 года. В этот период активно публикуются произведения Е. Евтушенко, В. Астафьева, М. Зощенко, В. Каверина, Б. Васильева, Ю. Трифонова, М. Цветаевой, А. Вознесенского и других.
В целом, период 70-80-х годов был для «Нового мира» периодом спада, однако тень А. Твардовского продолжала витать над журналом, общественно-политический капитал, накопленный при нем, все же не был окончательно растрачен.
Журнал в 80-90-е годы
Годы перестройки для журнала были удачными. С 1991 года, благодаря новому законодательству о средствах массовой информации, журнал «Новый мир» стал подлинно независимым изданием, не связанным напрямую ни с каким из творческих союзов или общественных организаций, что, впрочем, не мешает редакции привлекать лучшие силы российской литературы и журналистики.
С 1986 по 1999 годы пост главного редактора занимает Залыгин Сергей Павлович. Русский советский писатель.
Деятельность Залыгина-редактора могла бы стать великолепным финалом любой литературной биографии. Он смог вернуть «Новому миру» лидирующее положение в русской журналистике, сделал его тем органом, с помощью которого общество и литература восстановили свои права на мысль и слово.
В этот период в журнале продолжают печататься произведения государственной важности. Роман А. Солженицына "В круге первом" - неотразимый художественный документ о самых сложных, трагических событиях середины XX века.
В 1985 году был опубликован рассказ В. Катаева «Спящий», а в 1995 году – хроника В. Залотухи «Великий поход за освобождение Индии».
Сергей Павлович Залыгин пробыл на посту главного редактора до 1999 года. Последние несколько лет он жил и работал в Москве, совмещая литературу и научную деятельность.
Конец XX – XXI века в жизни «Нового мира»
С 1999 года и по сей день журналом руководит Андрей Василевский, который вырос в «Новом мире». Сначала здесь работала мама, потом он. Начинал курьером, завхозом, библиотекарем. Постепенно преодолел все ступени редакционной карьеры. На верхнюю ступень поднялся – с должности ответственного секретаря – в 1998 году.
Конечно, сегодня «Новый мир» уже другой. Меняется Россия, авторы, сотрудники и читатели. За десятилетия своей истории журнал несколько раз оправдывал свое название и одновременно ему противоречил. Вернее сказать, в самом словосочетании «новый мир» присутствует смысловое пространство, исключающее единственное толкование.
В настоящее время этот ежемесячный журнал художественной литературы и общественной мысли выходит на 256 страницах. Тираж «Нового мира» составляет почти девять тысяч экземпляров.
В сегодняшнем «Новом мире» печатаются Сергей Аверинцев, Анатолий Азольский, Александр Архангельский, Виктор Астафьев, Андрей Битов, Сергей Бочаров, Дмитрий Быков, Рената Гальцева, Михаил Гаспаров, Даниил Гранин, Борис Екимов, Фазиль Искандер, Анатолий Ким, Наум Коржавин, Михаил Кураев, Александр Кушнер, Семен Липкин, Инна Лиснянская, Дмитрий Лихачев, Владимир Маканин, Валентин Непомнящий, Евгений Рейн, Людмила Улицкая, Галина Щербакова и другие. За последние десять лет журнал дал жизнь таким писателям, как Олег Павлов, Максим Амелин, критику Валерии Пустовой.
Премии «Нового мира»
Редакция журнала ежегодно вручает поэтическую премию «Anthologia», учреждённую в феврале 2004 года в виде почётных дипломов. В 2000—2011 гг. «Новый мир» присуждал премию за рассказ.
Роль журнала в жизни страны
Созданный в соответствии с указаниями партии, журнал пытался объединить лучшие литературные силы страны, привлечь к активному участию в культурном строительстве нового общества разнообразные круги литераторов. Во главе журнала стояли редакторы с разными, а порой и контрастирующими взглядами. Их идеологические установки и понимание литературы неизбежно накладывали отпечаток на облик журнала, его эстетическую позицию, характер публикаций.
Но, не взирая на это, журнал всегда отличало разнообразие авторских имен. На страницах «Нового мира» публиковались писатели, разные по тематике и проблематике, стилевым особенностям – от Шолохова до Пастернака, от А. Толстого до Солженицына. Особую роль при этом играла литературная критика.
«Новый мир» иногда называли на Западе «либеральным» журналом. Руководители «Нового мира» возражали: не либеральный – демократический. То есть журнал выступал за широкие демократические права для всех, для общества в целом. Демократизм в понимании редакции включал в себя уважение к свободе слова, но и внимание к заботам и беде людей, живущих далеко от столиц.
4-i-5.ru












