Развитие активного словаря дошкольников посредством дидактических игр. Статьи по развитию речи дошкольников в журналах
Развитие речи детей дошкольного возраста посредством картинно-графических схем и таблиц
Библиографическое описание:
Бурачевская О. В. Развитие речи детей дошкольного возраста посредством картинно-графических схем и таблиц // Вопросы дошкольной педагогики. 2017. №1. С. 148-150. URL https://moluch.ru/th/1/archive/49/1858/ (дата обращения: 08.08.2018).
В статье рассматриваются картинно-графические схемы и таблицы как средство работы по формированию лексической, грамматической, произносительной сторон речи и развитию связной речи у детей дошкольного возраста. Приводятся методические рекомендации по подбору и созданию картинно-графических схем и таблиц для детей различных возрастных групп.
Ключевые слова: заучивание стихов, картинно-графическая схема, зрительный символ, опорная картинка, кодирование, пиктограмма, мнемотаблица мнестическая дорожка, речевое развитие, мнестическая функция, развитие речи
Среди умений и навыков, которые необходимо сформировать у детей дошкольного возраста, особого внимания заслуживает развитие речи, поскольку от степени сформированности речи зависит дальнейшее развитие ребенка и приобретение им учебных знаний в системе школьного обучения. Это объясняется тем, что речь является способом формирования мысли, средством общения и воздействия на окружающих.
Использование картинно-графических схем и таблиц на занятиях позволяет детям дошкольного возраста эффективнее воспринимать и перерабатывать вербальную информацию и как следствие способствует формированию произносительной, лексической, грамматической сторон речи и развитию связной речи [2; 3]. У детей дошкольного возраста наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Для детей данной категории свойственна исключительная фотографичность.
Память детей устроена таким образом, что в ней крепче фиксируются зрительные образы [6; 10]. Следовательно, наглядный материал усваивается лучше вербального. Чтобы речевой материал запомнился надолго, необходимо трехкратное повторение его в течение нескольких дней [5]. Такое многократное повторение речевого материала способствует более прочному запоминанию. После нескольких повторов дети способны использовать речевой материал без вспомогательных элементов. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания материала, сопровождающегося просмотром картинно-графических схем и таблиц (действие непроизвольного внимания и непроизвольной зрительной памяти), позволяет значительно быстрее актуализировать речевой материал.
При знакомстве детей с картинно-графическими схемами и таблицами ведется работа по формированию умений составлять простую двухсоставную фразу (подлежащее + сказуемое) и употреблять ее в речи [9]. На данном этапе необходимо многократное повторение фраз и употребление их в разных ситуациях, что способствует пониманию, уточнению, расширению и совершенствованию словаря. Затем добавляется категория числа — формируется умение образовывать единственное и множественное число существительных и глаголов, дифференцировать их посредством картинно-графических схем и таблиц (например, предлагая ребенку найти нужную картинку, используя указательный жест). Необходимо сформировать умение слышать и различать окончания единственного и множественного числа существительных и глаголов и употреблять их в речи при составлении предложений. Далее ведется работа по формированию умений составлять предложения из трех слов (подлежащего, сказуемого и прямого дополнения).
Важно приучать детей вслушиваться в речь педагога, понимать ее, ориентироваться на листе бумаги и находить нужную картинку в представленных схемах и таблицах. Необходимо, чтобы инструкции были четкими, короткими, понятными для детей, а темп речи при этом не должен быть быстрым. Речь педагога должна быть полнозвучной, при этом слова во фразе произносится слитно, на одном выдохе. Таким образом, осуществляется накопление предметного, глагольного, качественного словаря, знакомство с предлогами, предложно-падежными и грамматическими конструкциями [7]. Речевая работа по развитию лексических и грамматических языковых навыков направлена на решение задач развития связной речи, ведь овладение связной монологической речью возможно только при наличии определенного уровня сформированности словарного запаса и грамматического строя речи [1].
В то же время адекватное восприятие и воспроизведение текстовых материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения — все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития диалогической и монологической речи. К необходимым условиям успешного овладения монологической речью относится формирование специальных мотивов, потребностей в употреблении монологических высказываний, сформированность различных видов контроля и самоконтроля, усвоение соответствующих синтаксических средств развернутого сообщения [8]. Овладение монологической речью, построение развернутых, связанных высказываний становится возможным с возникновением регулирующей и планирующей функции речи. Формирование навыков построения связных, развернутых высказываний требует применения всех речевых и познавательных возможностей детей, одновременно способствуя их совершенствованию.
Работа по развитию речи на материале текстов предполагает использование прозаических текстов цепной, параллельной и комбинированной структур с картинно-графическими схемами и таблицами на основе опорных слов, предметных картинок, картин «единичного действия», ситуативных картин, мнемотаблиц, сюжетных картин, сюжетных серий, фабульных изображений, знаково-символических схем и пиктограмм [4].
Многолетний опыт работы позволил накопить и систематизировать для детей дошкольного возраста ряд лексико-грамматического материала, серию прозаических и стихотворных текстов, а также картинно-графические схемы и таблицы к ним. Для большей эффективности была проведена классификация их с учётом лексических тем и подобран картинно-графический материал, используемый в качестве зрительных опор. В отобранных текстах речевой материал понятен и нравится детям, так как они чаще весёлые, насыщены действиями и событиями, в них живой язык, четкие и понятные картинно-графические схемы и таблицы. В процессе работы по развитию речи следует учитывать индивидуальные особенности детей, их склонности и вкусы, отсутствие у отдельных детей интереса к занятиям по развитию речи.
Дети младшего и среднего дошкольного возраста быстро запоминают простые лексико-грамматические обороты и короткие тексты, в которых много глаголов, существительных, где конкретность, образность сочетаются с динамикой действия. Дети старшего дошкольного возраста запоминают значительно большие по объему тексты (например: стихи из двух четверостиший с эпитетами и метафорами) [3; 6]. На характер заучивания положительно влияет интерес к содержанию прозаических и стихотворных текстов. Быстрое запоминание зависит от установки на запоминание и мотивации (для чего нужно это запомнить?). Это могут быть чтение стихов на утреннике; пересказ маме и бабушке, чтобы их порадовать; выступить перед малышами и другие мотивы. Установка мобилизует память, внимание; ребенок старается быстрее и лучше запомнить текст.
Следует учитывать и то обстоятельство, что в непроизвольной деятельности, когда не ставится задача запомнить содержание прозаического или стихотворного текста, дети легко усваивают и запоминают целые страницы. В произвольной деятельности, на занятиях, когда ставится задача запомнить представленный речевой материал, дети могут испытывать трудности.
Методика развития речи на основе картинно-графических схем и таблиц основывается на установлении смысловой связи между словом или предложением и картинкой (знаком, символом, пиктограммой и др.). Такой символ помогает ребёнку понять смысл текста, вспомнить ключевые слова и фразы, удерживать последовательность действий и событий.
Использование опорных картинно-графических схем и таблиц при работе с текстом увлекает детей, превращает занятие в игру. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося изучением картинно-графических схем и таблиц, позволяет значительно быстрее запомнить текст.
При знакомстве детей с картинно-графическими схемами и таблицами следует подбирать опорные картинки к выбранному тексту с учетом возрастных особенностей детей. Для детей младшего возраста необходимы цветные иллюстрации, т. к. у детей быстрее в памяти остаются отдельные образы: лиса — рыжая, цыплята — желтые, мышка — серая, елочка — зеленая [5]. При этом картинки должны быть яркими и узнаваемыми. При знакомстве с текстом детям представляются цветные предметные картинки. После прочтения дети воспроизводят текст по картинным таблицам. Для детей более старшего возраста (средняя группа) рекомендуется использовать комбинированные изображения (предметы и символы одновременно).
При работе с текстом на более поздних этапах необходимо кодировать текст при помощи символов и пиктограмм, выразительно прочитывая и по ходу чтения изображая текст. Такой прием запоминания называется «рисованием» — текст кодируется с помощью рисунков-символов. Педагог проговаривает фразу и одновременно рисует картинку-символ. Затем текст воспроизводится педагогом и детьми с опорой на рисунки, далее дети повторяют речевой материал хором, группами, по одному, по желанию и т. д.
Дети старшего дошкольного возраста «шифруют» тексты совместно с педагогом. На последующих этапах работы старшие дошкольники могут придумывать рисунки-символы вместе с педагогом. Нужно учить детей не увлекаться мелкими деталями, передавать только главное. Наполненность картинно-графической схемы (таблицы) текста зависит от объема предложений и их количества, а также от возраста детей и их обученности к запоминанию по данной методике. Наиболее классический вариант кодировки текста, когда за основу главного символа берется смысловое слово каждой строки (предложения). Несмотря на то, что объем текста может быть довольно большим, при такой кодировке дети быстро запоминают текст и с легкостью его воспроизводят.
Так через картинно-графические схемы и таблицы материализуется для детей содержание прозаических и стихотворных текстов. Такой подход помогает детям вспомнить сюжет и не перепутать в нём порядок событий, поддерживая опосредованную память: существенно увеличивает эффективность процесса запоминания, повышает его продуктивность, способствует развитию речи. В результате такого обучения дети с удовольствием используют в самостоятельной речи отдельные сравнения, грамматические конструкции, метафоры, синонимы и другие речевые обороты и образные средства речи.
- Алексеева М. М., Яшина Б. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников — М., 2000.
- Андреева Н. Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. — М.: «Владос», 2009.
- Алябьева Е. А. Как научить ребенка запоминать стихи. –М., 2010.
- Бурачевская О. В. Дидактическое обеспечение образовательного и коррекционного процесса в специальных группах для детей с тяжелыми нарушениями речи // Образовательная среда сегодня: стратегии развития: материалы VI Междунар. науч.–практ. конф. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — № 2 (6). — С. 95–97.
- Бурачевская О. В., Бурачевская Н. И. Методика заучивания стихов на основе картинно-графических схем // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — № 1. — С. 93–97.
- Бурачевская О. В., Бурачевская Н. И. Развитие связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством заучивания стихов // Педагогика: традиции и инновации: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2016 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2016. — С. 82–85.
- Бурачевская О. В., Бурачевская Т. В. Сочетание традиционных и инновационных приемов и методов в коррекционно-развивающей работе по формированию предложно-падежных конструкций // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — № 3. — С. 105–107.
- Воробьёва Т. А. Составляем рассказ по серии сюжетных картинок. — СПб.: «Литера», 2010.
- Назарова Е. В. Формирование лексико-грамматической организации речевого высказывания у детей дошкольного возраста с недоразвитием речи: автореф. дисс. канд. пед. наук. -М., 2000.
- Сорокина Л. В. Учим стихи, рисуя // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. — 2009. –№ 5. — С.57–58.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, текст, дошкольный возраст, развитие речи, таблица, речевой материал, схема, монологическая речь, связная речь, картинно-графическая схема.
Похожие статьи
Технология наглядного моделирования в коррекции общего...
Воробьёва В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. -М.,2005. Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием.
Роль наглядного моделирования в развитии связной речи...
ФГОС ДО выделяет «развитие связной, грамматически правильной диалогической монологической речи» в качестве одной из приоритетных задач речевого развития старших дошкольников.
Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста...
Задачи развития связной речи: Диалогическая речь.
Монологическая речь. Начать обучать основам построения связных монологических
По мере овладения речью детям даётся больше речевого материала, но всё равно он должен ложиться на музыку и движение.
Современные педагогические методы и технологии по развитию...
Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через... Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи...
Обучение составлению описательных рассказов дошкольников...
Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста... Дети с общим недоразвитием речи — это особая
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, речевое развитие, связная речь, развитие речи, обучение детей, дошкольный.
Развитие связной речи дошкольников через обучение...
связная монологическая речь, дошкольный возраст, пейзажная живопись, пейзажная картина, ребенок, окружающий мир, педагог, монологическая речь, картина, связная речь.
Ключевые слова: связная монологическая речь, современные...
Обучая ребёнка с речевой патологией связной монологической речи, педагог способствует развитию его интеллекта, готовит основу для успешного его обучения в школе, социализации в обществе. Ключевые слова: связная монологическая речь...
Формирование связной речи у дошкольников с нарушениями...
связная речь, монологическая речь, дошкольный период, речевое развитие, свободное общение, речевое развитие ребенка, развитие
Развитие связной монологической речи является одной из задач речевого воспитания ребёнка с общим недоразвитием речи.
Консультация для педагогов «Развитие связной монологической...
Под развитием связной монологической речи понимают обучение рассказыванию. Эта работа проводится по двум направлениям: обучение пересказу и обучение составлению рассказов (сочинение или придумывание).
moluch.ru
Статья «Методика работы по формированию связной речи дошкольников» в научном журнале
Новости
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 августа 2018 ГОДА. Уже 44 статьи приняты.

Журнал №7 (Vol. 42) вышел в свет 25 июля 2018 года.

Электронная версия 6 выпуска (2018) журнала загружена на сайт научной электронной библиотеки eLIBRARY.RU https://elibrary.ru/contents.asp?titleid=48986.

ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 июля 2018 ГОДА. Уже 54 статьи приняты.

Журнал №6 (Vol. 41) вышел в свет 25 июня 2018 года.

ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 июня 2018 ГОДА. Уже 47 статей приняты.

ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 мая 2018 ГОДА. Уже 22 статьи приняты.

Журнал №4 (Vol. 39) вышел в свет 25 апреля 2018 года.

ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 апреля 2018 ГОДА. Уже19 статей приняты.

В ближайшие дни журнал №3 (Vol. 38) будет размещен на сайте eLIBRARY.RU - крупнейшей в России электронной библиотеки научных публикаций. Библиотека интегрирована с Российским индексом научного цитирования (РИНЦ).

Журнал №3 (Vol. 38) вышел в свет 30 марта 2018 года.

ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 апреля 2018 ГОДА. Уже 2 статьи приняты.

ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 30 марта 2018 ГОДА. Уже 14статей приняты.

Журнал №2 (Vol. 37) вышел в свет 25 февраля 2018 года

ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 февраля 2018 ГОДА. Уже 3 статьи приняты.

Журнал №1 (Vol. 36) вышел в свет 25 января 2018 года

ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 ЯНВАРЯ 2018 ГОДА. Уже 15 статей приняты.

Журнал №6 (Vol. 35) вышел в свет 20 декабря 2017 года

ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 20 ДЕКАБРЯ 2017 ГОДА. Уже 26 статей приняты.

Журнал №5 (Vol. 34) вышел в свет 20 ноября 2017 года

СЛЕДУЮЩИЙ ВЫПУСК 20 НОЯБРЯ 2017 ГОДА. Уже 18 статей

Журнал №4 (Vol. 33) вышел в свет 30 сентября 2017 года

Журнал №3 (Vol. 32) вышел в свет 28 июля 2017 года

Журнал №2 (Vol. 31) вышел в свет 25 мая 2017 года

Журнал №1 (Vol. 30) вышел в свет 30 марта 2017 года

Журнал №6 вышел в свет 30 декабря 2016 года

Журнал №5 вышел в свет 28 октября 2016 года

Журнал №4 вышел в свет 17.08.16.Тираж 1000 экз.

Журнал №3 (2016) Vol. 26подписан 06.06.16.Тираж 1000 экз.

Журнал №2 (2016) Vol. 25подписан 24.04.16.Тираж 1000 экз.

Набираем статьи для 2-го выпуска журнала в 2016 году.

Журнал №1 (2016) Vol. 24 подписан 25.02.16.Тираж 1000 экз.

Набираем статьи для 1-го выпуска 2016 года.

Журнал №6 (Vol. 23) 2015 года подписан в печать 11.12.16Тираж 1000 экз.

Набираем статьи для 6-го выпуска журнала. Выпуск выйдет 15 января 2016 года

Журнал №5 (Vol. 22) 2015 года подписан в печать 24.11.15Тираж 1000 экз.

Вышел в печать 5 выпуск журнала

Вниманию авторов: Продолжается набор статей для 5-го выпуска журнала.

Журнал №4 (Vol. 21) 2015 года подписан в печать 18.09.15Тираж 1000 экз.

Журнал №3 (Vol. 20) 2015 года подписан в печать 08.07.15Тираж 1000 экз.

Журнал №2 (Vol. 19) 2015 года подписан в печать 01.05.15Тираж 1000 экз.

Журнал №1 (Vol. 18) 2015 года подписан в печать 17.03.15Тираж 1000 экз.

Журнал №8 (Vol. 17) 2104 года подписан в печать 28.12.14. Тираж 1000 экз.

Журнал №7 (Vol.16) подписан в печать 24.11.14. Тираж 1000 экз.

Журнал №6 подписан 28.08.14.Тираж 1000 экз.

Журнал №5 подписан 22.05.14.Тираж 1000 экз.

Журнал №4 подписан 20.03.14.Тираж 1000 экз.

Журнал №3 подписан 12.02.14.Тираж 1000 экз.

Журнал №2 подписан 10.01.14.Тираж 1000 экз.

Журнал №1 подписан 05.11.13.Тираж 1000 экз.

Журнал №3 (Vol. 38) вышел в свет 30 марта 2018 года.В ближайшие дни этот журнал будет размещен на сайте eLIBRARY.RU - крупнейшей в России электронной библиотеки научных публикаций. Библиотека интегрирована с Российским индексом научного цитирования (РИНЦ).
www.gyrnal.ru
Развитие речи дошкольников в образовательной деятельности
Похожие статьи
Развитие речи: рассуждения дошкольников в условиях...
Статья посвящена проблеме развития речи — рассуждениям старших дошкольников, использованию современного
Работая над развитием речи в условиях детского сада необходимо погружать ребенка в среду, стимулирующую его речевую деятельность.
Речевое развитие дошкольников: взаимодействие детского...
Чтобы родители могли активно влиять на речевое развитие ребенка в детском саду, их знакомят с программой развития речи дошкольников в каждой возрастной группе.
Развитие речевого творчества в старшем дошкольном возрасте
Скачать Спецвыпуск МАДОУ Центр развития ребенка-детский сад № 85 г.Томска (pdf).
Ушакова О. С. Развитие речи и творчества дошкольников. Игры упражнения, конспекты занятий / О. С. Ушакова – М.: ТЦ Сфера, 2015 – 176 с.
Речевое развитие дошкольников | Статья в журнале...
— развивать речь детей, обогащать словарь, обучать выбору глаголов обозначающих действие человека.
Речевое развитие дошкольников: взаимодействие детского сада и семьи.
Создание условий для развития речи детей на примере...
...воспитания и обучения в детском сад, с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов традиционные подходы к развитию речи дошкольника
На современном этапе решаются три основные и ведущие задачи по развитию речи детей
Развитие речи у детей старше дошкольного возраста...
Детский сад – первое звено в системе народного образования. Одна из главнейших задач детского сада – формирование правильной устной речи детей на основе овладения ими литературным языком своего народа.
Нетрадиционные формы и методы развития речи детей в ДОУ
В связи с этим, развитие речи ребенка раннего возраста приобретает особую актуальность в деятельности педагога ДОУ.
Воспитатели нашего детского сада совместно с музыкальным руководителем, тщательно
Янушко Е. А. Развитие речи у детей раннего возраста.
Развитие речи дошкольника через ситуации общения
Большие возможности для речевого общения предоставляют игры детей, их труд. Ролевые игры «Семья», «Детский сад», «Магазин», позднее — «Школа», а
6. Стародубова Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников. — М.: Издательский цент «Академия» 2007. — 256 с.
Художественно-речевая деятельность детей в детском саду
− содержательная жизнь ребёнка в детском саду (праздники, развлечения и т. д.).
Используя в обучении детей творческое рассказывания, мы предполагали, что для развития у дошкольников
В основном данная работа осуществляется на занятиях по развитию речи.
Развитие речи: рассуждения дошкольников в условиях...
Статья посвящена проблеме развития речи — рассуждениям старших дошкольников, использованию современного
Работая над развитием речи в условиях детского сада необходимо погружать ребенка в среду, стимулирующую его речевую деятельность.
Речевое развитие дошкольников: взаимодействие детского...
Чтобы родители могли активно влиять на речевое развитие ребенка в детском саду, их знакомят с программой развития речи дошкольников в каждой возрастной группе.
Развитие речевого творчества в старшем дошкольном возрасте
Скачать Спецвыпуск МАДОУ Центр развития ребенка-детский сад № 85 г.Томска (pdf).
Ушакова О. С. Развитие речи и творчества дошкольников. Игры упражнения, конспекты занятий / О. С. Ушакова – М.: ТЦ Сфера, 2015 – 176 с.
Речевое развитие дошкольников | Статья в журнале...
— развивать речь детей, обогащать словарь, обучать выбору глаголов обозначающих действие человека.
Речевое развитие дошкольников: взаимодействие детского сада и семьи.
Создание условий для развития речи детей на примере...
...воспитания и обучения в детском сад, с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов традиционные подходы к развитию речи дошкольника
На современном этапе решаются три основные и ведущие задачи по развитию речи детей
Развитие речи у детей старше дошкольного возраста...
Детский сад – первое звено в системе народного образования. Одна из главнейших задач детского сада – формирование правильной устной речи детей на основе овладения ими литературным языком своего народа.
Нетрадиционные формы и методы развития речи детей в ДОУ
В связи с этим, развитие речи ребенка раннего возраста приобретает особую актуальность в деятельности педагога ДОУ.
Воспитатели нашего детского сада совместно с музыкальным руководителем, тщательно
Янушко Е. А. Развитие речи у детей раннего возраста.
Развитие речи дошкольника через ситуации общения
Большие возможности для речевого общения предоставляют игры детей, их труд. Ролевые игры «Семья», «Детский сад», «Магазин», позднее — «Школа», а
6. Стародубова Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников. — М.: Издательский цент «Академия» 2007. — 256 с.
Художественно-речевая деятельность детей в детском саду
− содержательная жизнь ребёнка в детском саду (праздники, развлечения и т. д.).
Используя в обучении детей творческое рассказывания, мы предполагали, что для развития у дошкольников
В основном данная работа осуществляется на занятиях по развитию речи.
moluch.ru
К вопросу о развитии связной речи у старших дошкольников
Библиографическое описание:
Сытина О. И. К вопросу о развитии связной речи у старших дошкольников // Молодой ученый. 2017. №51. С. 296-297. URL https://moluch.ru/archive/185/47396/ (дата обращения: 08.08.2018).
Речь — одно из основных направлений развития ребенка. Именно родной язык помогает малышу ворваться в привычный нам мир, открывает широкий диапазон возможностей для общения со старшими и сверстниками. Речь — это главный инструмент общения. Дальнейшая жизнь ребенка зависит, в первую очередь, от освоения им речи. При возникновении преграды между ребенком и окружающими его людьми, контакты резко сокращаются, а речевое развитие замедляется или вовсе прерывается. Только при полноценном общении с находящимися вокруг людьми дети осваивают речевой опыт старших, а потом, как следствие, сами делают свой вклaд в, так называемую, «копилку человеческого опыта». Важно понимать, что только речь может обеспечить ребенку доступ к важнейшим достижениям человеческой культуры. Дальнейшее успешное обучение в школе напрямую зависит от речевого развития ребенка.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой активности как предпосылки обучения грамоте».
Связность речи напрямую зависит от связности мыслей, поэтому два этих «мира» неотделимы друг от друга. Логика мышления находит свое отражение в связной речи. Умение осмыслить воспринимаемое выражается в логичной, четкой, правильной речи. Умение излагать свои мысли связно, последовательно, точно и образно оказывает непосредственное влияние на эстетическое развитие ребенка. При пересказах, при создании своих рассказов ребенок использует образные слова и/или выражения, усвоенные им из художественных произведений. Умение рассказывать помогает ребенку не только быть общительным, но и преодолевать молчаливость и застенчивость, а также развивает уверенность в своих силах. Только при условии единства содержания и формы может реализоваться связная речь. Недостаточное внимание к смысловой стороне речи приводит к тому, что внешняя, формальная сторона (грамматически правильное употребление слов, согласование их в предложении и т. п.) превосходит в развитии внутреннюю, логическую сторону. Это проявляется в неумении подобрать нужные по смыслу слова, в неправильном употреблении слов, неумении объяснить смысл отдельных слов.
Проведенные психологами и педагогами многочисленные исследования показывают, что неспособность выразить свою мысль, скудный словарный запас, неумение грамотно применять выразительные средства языка влияют на развитие базовых школьных знаний учащихся, что лишний раз доказывает острую необходимость введения дополнительных усилий, направленных на речевое развитие ребенка в дошкольный период.
Проблема развития связной речи у дошкольников нашла отражение в трудах таких известных педагогов, как Н. Ф. Ладыгина, Е. И. Тихеева, О. С. Ушакова.
Закономерности речевого развития дошкольников изучались Л. С. Выготским, А. Н. Гвоздевым, А. А. Леонтьевым и др.
Вопросы развития связной речи детей дошкольного возраста подробно рассматриваются в работах М. С. Лаврик, Т. А. Ладыженской, Т. Б. Филичевой и др.
В. П. Глухов, М. В. Ильяшенко, Е. А. Смирнова, О. С. Ушакова и другие полагают, что речевое развитие и подготовка детей к школе невозможны без формирования грамматически правильной, логичной, осознанной, последовательной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Связная речь носит характер последовательного систематического развернутого изложения. Коммуникативная функция представляется основной для связной речи. Она осуществляется в двух формах, а именно диалоге и монологе.
Цепи речевых реакций составляют диалог как форму. Диалогическая речь представляет собой смену вопросов и ответов, либо разговор двух и более участников коммуникации. Главной опорой диалога являются общность восприятия собеседников, общность ситуации, в которой оказались коммуниканты, а также тема диалога.
Монологическая речь представляет собой связную речь одного лица. Целью монолога является передача какой-либо информации, будь то факт или какое-либо определенное событие. Стоит отметить, что монолог — одна из самых сложных форм речи. Монологическая речь по своей природе более сложная, чем диалог. Монолог отличает большая развернутость, так как говорящий обязан ввести слушателей в саму суть обстоятельств, достичь понимания. Монолог требует хорошей памяти, повышенного внимания к содержанию и форме речи. Опорой монологической речи выступает мышление, которое логически должно быть более последовательно, чем в процессе диалога. Монологическая речь сложнее и с лингвистической точки зрения. Для того, чтобы информация была понята слушателями, в речи говорящего должна состоять из более развернутых предложений.
Успешное речевое развитие ребенка напрямую зависит от педагогического воздействия, а также от того, насколько рано данное воздействие было оказано. Хорошие результаты в последние годы демонстрирует не только системный подход в обучении, но также специальное планирование по развитию связной речи, наглядные пособия, взаимодополняющие друг друга приемы, виды и формы обучения, которое учитывают особенности не только речевого, но и познавательного развития детей.
Только при условии активной работы по развитию речевых способностей воспитанника, которая включает в себя свободное общение с педагогами и сверстниками, можно говорить о плодотворном развитии речи ребенка. Важно понимать, что свободное общение происходит во все режимные моменты. Произвольность речи у дошкольников развивается при формировании элементарного осознания языковых и речевых явлений, что впоследствии становится крепким фундаментом для успешного овладения чтением и письмом. Именно в дошкольный период совершаются наиболее важные шаги в длинном пути овладения языковой системой. В первую очередь происходит знакомством со Словом как базисным знаком с его бесконечными возможностями слово- и формоизменения.
Любая задержка, ошибка, нарушение в процессе обучения может в будущем отрицательно отразиться на поведении человека и его деятельности. Личность человека есть отражение сложного процесса развития связной речи.
Литература:- Ушакова, О.С.. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст]/ О. С. Ушакова, Е. М. Струнина.– М.: «Владос», 2004–288с. 10000экз. — ISBN 5–691- 00871–4.
- Гризик, Т. И. Развитие речи детей 5–6 лет: метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений\ Т. И. Гризик, Л. Е. Тимощук. — М.: Просвешение, 2006с.: ил.- ISBN 5- 09 -014510 -5.
- Развитие речи детей 6–7 лет: метод. пособ. для воспитателей дошк. образоват. учреждении / Т. И. Гризик, Л. Е. Тимощук. — М.:Просвещение, 2007–224с.: ил. — 7000 экз. — ISBN 978–5 — 09–015434 -5.
- Гейци, Э. Д. Диагностика детей дошкольного возраста возраста. Учебное пособие для студентов педагогических вузов по курсу «Психолого-педагогическая диагностика детей» [текст]\Э. Д. Гейци. — Н.: Издательство 000 «БОРА — ПРЕСС» 2006. — 506с. ISBN 5- 85921–568 -1
- Урунтаева, Г. А. Диагностика психологических особенностей дошкольника [текст]\ Г. А. Урунтаева.- М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 96 с.1000экз.
- Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста [Текст]: Учебное пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. завед./ Сост. Алексеева, М.М, Яшина,В.И.- М.: Изд. центр «Академия», 1999.- 560 с. 35000экз. — ISBN 5–7695–0438–2
Основные термины (генерируются автоматически): связная речь, монологическая речь, дошкольный период, речевое развитие, свободное общение, речевое развитие ребенка, развитие, ребенок, речь.
moluch.ru
Значение развития связной речи у детей дошкольного возраста. Как её развивать? | Методические разработки
Значение развития связной речи у детей дошкольного возраста. Как её развивать?
Автор: Базанова Римма Миниахмедовна
Организация: МДОБУ «Детский сад №19»
Населенный пункт: Краснодарский край, ст. Упорная
Связная речь является сложной формой речевой деятельности, которая вбирает в себя все достижения ребёнка в общем развитии, овладении родным языком, культурой общения. По самостоятельному рассказу ребёнка можно оценить не только уровень его речевого развития, но и логику суждений, богатство представлений, обстоятельность характера, инициативность, творческую устремлённость и другие качества личности. Возможно, поэтому самостоятельное составление рассказа является обязательным элементом тестирования на медико-педагогических комиссиях по приёму детей в школу.
Значение развития связной речи:
- от уровня развития связной речи зависит успеваемость будущего ученика: его ответы у доски, рассуждения по поводу содержания урока, составление изложений и сочинений.
- без умения чётко формулировать свои мысли, образно и логично рассказывать о своих переживаниях, планах
- невозможно полноценное общение, творчество, самопознание и саморазвитие личности.
Нередко под связной речью родители понимают отдельные фразовые высказывания. Уточним, что связная речь — это цепь логически сочетающихся предложений, содержащих законченную мысль.
Образовательная деятельность, проводимой в детском саду или на подготовительных к школе занятиях для полноценного развития связной речи недостаточно, усилия педагогов дошкольных учреждений обязательно должны подкрепляться домашними занятиями. Однако в современных условиях, при напряженном ритме жизни, в семье речевому развитию ребёнка уделяется катастрофически мало внимания. Общение ребёнка с родителями чаще всего происходит в формате "вопрос — ответ". Если ребёнок рассказывает что-то родителям, то взрослые, что вполне естественно, обращают внимание в первую очередь на смысл его речи, нежели на оформление — связность, словарный запас, грамматические ошибки.
В результате к моменту поступления в школу самостоятельная связная речь детей оказывается недостаточно сформированной, они не умеют связно и последовательно излагать содержание своих мыслей, правильно сформулировать вопрос, дать развернутый ответ.
Как же могут родители помочь своему ребёнку овладеть умениями и навыками
www.vospitatelds.ru
Развитие речи дошкольников | Методические разработки
Развитие речи дошкольников
Автор: Шараг Олеся Анатольевна
Организация: ГБОУ Школа № 1411
Населенный пункт: г. Москва
Речевое общение и развитие речи через обучение родному языку в дошкольных образовательных организациях одно из приоритетных направлений современного дошкольного образования, что находит свое отражение в федеральных государственных образовательных стандартах ДО. Поэтому на сегодняшний день это одна из важнейших задач дошкольной педагогики и психологии. В программе дошкольного учреждения решение данной задачи включает ряд специальных задач через образовательную область «речевое развитие»: воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизацию словаря, формирование грамматического строя речи, развитие связной речи, а также воспитание интереса к художественному слову.
Речевое развитие в дошкольном образовании включает такие понятия как, владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Как известно, дошкольный период детства самый сензитивный для овладения речью и для усвоения всех её компонентов. Но богатая синонимами, дополнениями, речевыми оборотами образная и связная речь у детей дошкольного возраста – на самом деле редчайшее явление.
Вечно занятые родители в современном обществе часто пускают процесс развития речи своего малыша на самотек или просто забывают о том, что дети усваивают родной язык, подражая разговорной речи окружающих. А нередко и сами не владеют богатым языковым наследием русской культуры. На самом же деле многие малыши просто проводят все свое время за просмотром мультфильмов, игрой за компьютером или играми с бесконечным объемом неодушевленных игрушек, редко слушают рассказы и сказки из уст окружающих взрослых родственников (мамы, папы, бабушки, дедушки и т.п.), а уж планомерные развивающие занятия по освоению речи в домашних условиях – вообще раритет.
Вот и приходится констатировать тот факт, что с речью ребенка к моменту поступления в школу возникает множество проблем. В педагогическом сообществе ставя задачу по развитию речи специалист
www.pdou.ru
Развитие активного словаря дошкольников посредством дидактических игр
Библиографическое описание:
Коурдакова Е. Г. Развитие активного словаря дошкольников посредством дидактических игр // Вопросы дошкольной педагогики. 2017. №2.1. С. 16-17. URL https://moluch.ru/th/1/archive/54/2194/ (дата обращения: 08.08.2018).
Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем больше его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Целью нашей работы по развитию речи детей дошкольного возраста является становление начальной коммуникативной компетентности ребенка. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (далее – ФГОС ДО): «Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте» [1].
Для создания оптимальных условий развития активного словаря детей дошкольного возраста, мы используем проекты, которые проводятся как увлекательная игровая, творческая деятельность. Речевое развитие в интеграции с другими образовательными областями позволяет развивать в единстве речевую, познавательную активность, творческие способности, навыки общения, эмоциональную отзывчивость детей, формируются нравственные привычки, создается возможность для проявления инициативы, самостоятельности, активности при решении игровых задач, выполнении игровых действий. Кроме речевого развития, в игре осуществляется познавательное развитие, поскольку она способствует расширению представлений об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления. В реализации проектов принимают участие воспитатели, специалисты ДОУ, дети и родители, так как в речевом развитии ребенка они играют колоссальную роль.
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка, и эффективным средством умственного развития. Игры и занятия в нашей группе начинаются с артикуляционных упражнений, проговаривания всевозможных скороговорок, чистоговорок, рифмованных строчек для развития речевого аппарата.
Используя метод проектов, мы с детьми познакомились с разнообразием дидактических игр и создали новые. Таким образом, у нас обновились игры по следующим направлениям:
Игры с игрушками или с картинками. Из мелких игрушек и картинок, принесенных детьми, создаются игры. Одна из таких игр«Противоположности на картинках», где дети определяют, какой из четырех предметов, расположенных рядом с ним, противоположен ему по своему назначению. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством; совершенствуют умение сравнивать, классифицировать, устанавливать последовательность в решении задач.
Лексико-грамматические и словесные игры. Родители принимают активное участие в создании альбома «Будь внимателен!», в который включены игры для развития фонетико-фонематической стороны речи, слуховой памяти и внимания, коммуникативных способностей, связной и диалогической речи, умение и желание выражать свои мысли. Среди словесных игр много народных, связанных с потешками и прибаутками, загадками и перевертышами.
Игры – путешествия и игры – поручения усиливают впечатление, обращают внимание детей на то, что находится рядом, обостряют наблюдательность, активизируют умение преодолевать трудности. Так в развлечении «Осенние краски» ребята отправляются в гости (музыкальный зал) к бабушке и Оксанке, выполняют поручения бабушки и рисуют, поют и играют с Оксанкой.
Игры – предположения («что было бы, если…») используем для активизации мыслительной деятельности детей, умения слушать друг друга.
Игры-загадки развивают способность к анализу, обобщению, формируют умение рассуждать, делать выводы.
Настольные печатные игры уточняют и расширяют представления детей об окружающем мире, систематизируют знания, развивают мыслительные процессы. В результате проектной деятельности дети активно принимают участие в создании самодельных игр, поэтапно распределяя свою работу и ставя перед собой определённые задачи. Один из примеров изготовление игры – ходилки «Новые приключения Колобка». Задачей изготовления данной игры является – закрепление знаний сказок, развитие речи, мышления, воображения, творчества и фантазии.
Игры – беседы. В основе их лежит общение. Основным является непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность. Игра – беседа предъявляет требования к активизации эмоциональных и мыслительных процессов. Она воспитывает умение слушать вопросы и ответы, сосредоточить внимание на содержании, дополнять сказанное, высказывать свои суждения. В своей работе мы используем презентации и картотеки бесед, которые создаются в соответствии с календарно – тематическим планом.
В процессе изготовления уже идет работа над развитием активного словаря, мы с детьми вспоминаем и придумываем загадки, считалочки. Чтобы привлечь их внимание к игре используем сюрпризный момент, интригующий вопрос, сговор на игру, напоминание об игре, в которую дети охотно играли раньше. Чтобы игра была успешной и решала поставленные дидактические задачи, мы всегда участвуем в ходе игры (отмечаем удачные решения, поддерживаем шутку, подбадриваем неуверенных в своих силах).
Речь – инструмент развития высших отделов психики растущего человека. По мере развития ребёнка увеличивается его пассивный и активный словарь, увеличивается потребность в общении со взрослыми и сверстниками, что стимулирует развитие у него речевых навыков. Поскольку игра является ведущей деятельностью дошкольника, в развитии словаря ребенка необходимо использовать различные дидактические игры, в ходе которых происходит обогащение, закрепление и активизация словаря дошкольников. К концу дошкольного возраста ребёнок достигает такого уровня речевых умений и навыков, который обеспечивает ему необходимое структурное и смысловое оформление высказываний в разных формах, что способствует развитию его интеллекта и высших эмоций, готовит почву для успешного его учения в школе, для творческой и трудовой деятельности.
Литература:- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155).
Основные термины (генерируются автоматически): игра, дошкольный возраст, ребенок, активный словарь, окружающая действительность, развитие, речевое развитие, умение.
Похожие статьи
Дидактическая игра как средство развития речи детей...
ребенок, развитие речи детей, дидактическая игра, дошкольный возраст, предмет, игра, развитие, мелкая моторика, успешное обучение, речевое развитие детей.
Развитие и обогащение лексики у детей дошкольного возраста
Из данных таблицы видно, что у детей дошкольного возраста развитие словарного запаса происходит особенно быстро, как ни в каком другом возрасте. Особенность словаря дошкольника — это значительно меньший его объем по сравнению со словарем взрослого...
Формирование представлений об окружающем мире...
Развитие активного словаря дошкольников посредством... игра, дошкольный возраст, ребенок, активный словарь, окружающая действительность, развитие, речевое развитие, умение.
Исследование по развитию активного и пассивного словаря...
Словарь — это слова, обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности. Различают словарь пассивный и активный. Под пассивным словарем понимают часть словарного состава языка, понятную ребенку, она зависит от возраста...
Развитие речевых навыков и познавательной деятельности...
Познавательное развитие детей дошкольного возраста при... ‒ развитию речи детей: пополнению и активизации словаря; ‒ социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника: в такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми...
Дидактическая игра как средство развития речи детей среднего...
Использование дидактических игр при развитии речи в дошкольном возрасте является актуальным в связи с тем, что игра, являясь простым и близким ребенку способом познания окружающей действительности.
Решение проблемных ситуаций с детьми младшего дошкольного...
игра, дошкольный возраст, ребенок, активный словарь, окружающая действительность, развитие, речевое развитие, умение.
Особенности развития словаря у детей дошкольного возраста
В дошкольном возрасте отмечается развитие речи «про себя» и внутренней речи.
По мере развития ребёнка увеличивается его потребность в общении, что стимулирует развитие у него речевых навыков.
Педагогические условия развития словаря младших...
ребенок, логопедическая работа, речевая деятельность, взрослый, Игра, речевое подражание, развитие, игровая деятельность, упражнение, ход упражнения.
В дошкольном возрасте (3–6 лет) ведущей деятельностью является игра. Развитие коммуникативных способностей через...
moluch.ru










