Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

Транспортный налог: общие положения и особенности. Транспортный налог статьи в журналах


Транспортный налог: проблемы и пути решения

Библиографическое описание:

Савченко Д. В. Транспортный налог: проблемы и пути решения // Молодой ученый. — 2017. — №43. — С. 168-169. — URL https://moluch.ru/archive/177/46067/ (дата обращения: 16.07.2018).



На сегодняшний день транспортный налог касается почти всех жителей регионов Российской Федерации, так как с каждым днем на дорогах становится все больше и больше водителей. В данной статье приводятся главные налоговые вопросы, которые касаются автолюбителей.

Ключевые слова: транспортный налог, водители, машина, налоговая инспекция, бюджет

Транспортный налог на сегодняшний день является молодым налогом, который постоянно пересматривается и изменяется. Это связанно с постоянным увеличением количества транспортных средств в регионах Российской Федерации, который прямым образом пагубно сказывается на состоянии и качестве дорожного покрытия. В связи с этим регионами вводятся в действие законы субъектов Российской Федерации о транспортном налоге, который каждый год не только не понижается, но и увеличивается. От чего в бюджете увеличиваются налоговые поступления денежных средств.

Во-первых, рост поступлений денежных средств в бюджет не должен расстраивать, ведь денежные средства, полученные от уплаты транспортного налога, пойдут на реконструкцию и строительство новых автомобильных дорог, но увидев качество выполнения ремонта и реконструкции дорог, введение дополнительных акцизов н бензин, повышение стоимости ОСАГО, платить транспортный налог не хочется. Разбираясь в данном вопросе и даже проблеме, необходимо начать с определения транспортного налога.

Транспортный налог — это налог, который взымается с владельцев автомобильного транспорта, а также владельцев водного и авиационного транспорта.

Предшественником транспортного налога был дорожный налог. Он назывался так, потому что главной целью дорожного налога было — поддерживать дороги в надлежащем состояние. Дорожный налог предназначался для осуществления ремонта, проведения необходимого обустройства и модернизации дорог. В 2003 году, когда субъекты Российской Федерации получили право использовать доход с дорожного налога и на другие цели, его переименовали в транспортный налог.

Расчет транспортного налога и порядок его уплаты — регулируется 28 статьей налогового кодекса РФ.

В уплату транспортного налога входит:

1) ГИБДД который передает информацию об автомобиле и его владельце в налоговую инспекцию;

2) налоговая инспекция производит расчет транспортного налога необходимого к оплате;

3) автовладельцу через почту России отправляется налоговое уведомление;

4) владелец транспорта сверяет свою информацию о транспорте и производит погашение налога в банке. Главная задача– оплатить до первого числа декабря того года, что следует за отчетным годом.

Налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства.

Каждый год возникает идея включения транспортного налога в цену бензина. Например, часто ездишь — больше платишь налог, ездишь не постоянно — платишь меньше. Данный пример сейчас реализован в Америке, где налог включен в стоимость топлива.

Но есть и ряд минусов. Первое — это цена самого бензина. Цены на топливо ежегодно постоянно растёт, а если в стоимость топлива будет включен и транспортный налог, то цена на топливо может подняться до небывалых высот. Тут необходим тщательный подсчет той доли цены, которая будет уходить на оплату налога, чтобы она была «доступной», то есть не вызывала у водителя паники и отрицательного отношения, ведь поступление налогов в бюджет — крайне важно для государства.

Но из этого решения вытекает следующая проблема — с ростом цен на бензин — повышаются и тарифы общественном транспорте, а это расходится с политикой.

Но и в этом случае есть выход — можно топливо предоставлять для общественного транспорта по социальным ценам. И тем самым, спасет от повышения цен на проезд в общественном транспорте.

Исходя из выше изложенного материала, можно сделать вывод о частично неверной налоговой политике, на мой точку зрения. Одной из причин при постоянном увеличении транспортного налога — доля налогоплательщиков как теоретически, так и практически может сократиться, что дает спад налоговых поступлений. Но самой главной причиной, по которой водители не захотят платить налог, и будут всячески от него уклоняться — это качество выполняемого ремонта дорог, и в целом — развязки, съезды. И вот эта проблема есть главной — возможной причиной снижения поступлений транспортного налога.

Хочется сделать вывод, если в ближайшее время в дорожной политике не будут произведены изменения, а ставки на транспортный налог все также будут увеличиваться, то вероятность снижения доли налогоплательщиков вполне может увеличится.

Литература:
  1. Блохин А. Е. Целесообразность взимания и перспективы дальнейшего развития транспортного налога в России // Рос. предпринимательство. — 2011 — № 9, вып 1, — С. 35–40.
  2. К вопросу о транспортном налоге // Экономика и учет труда. — 2012, — № 3 — С. 29–33.
  3. Пономорёв В. А. Транспортный налог: ошибки и последствия // Науч. журн. КубГАУ — 2006 — № 23(7).

Основные термины (генерируются автоматически): транспортный налог, Российская Федерация, дорожный налог, налоговая инспекция, общественный транспорт, стоимость топлива, средство.

moluch.ru

транспортный налог — публикации с ключевым словом — Издательство «Креативная экономика»

Научные публикации (статьи и монографии) с ключевым словом транспортный налог, выпущенные в Издательстве Креативная экономика (найдено: 5 за период c 2010 по 2016 год).

1. Воропаева О.А., Лариончикова В.Н., Петровская М.В. Реформация транспортного налога в России // Российское предпринимательство. (№ 23 / 2016).  В статье рассматривается исторический аспект развития транспортного налога, в том числе закон о дорожных фондах в Российской Федерации. Представлены и проанализированы данные о собираемости транспортного налога по отдельным группам налогоплательщиков и различным регионам в настоящее время. Дана общая характеристика системы «Платон», ее положительные и отрицательные стороны. Сформулированы возможные пути совершенствования налога на сегодняшний день.

Воропаева О.А., Лариончикова В.Н., Петровская М.В. Реформация транспортного налога в России // Российское предпринимательство. – 2016. – Том 17. – № 23. – с. 3383–3392. – doi: 10.18334/rp.17.23.37172.

2. Лариончикова В.Н., Петровская М.В., Воропаева О.А. Анализ состояния и перспективы развития порядка исчисления и уплаты транспортного налога в Российской Федерации // Российское предпринимательство. (№ 3 / 2016).    В статье рассматривается налогообложение по транспортному налогу в 83 субъектах РФ, проведен системный анализ налогообложения по транспортному налогу с целью установить существует ли взаимосвязь между суммой начисленного и уплаченного налога от количества транспортных средств по категориям и ставками налога для каждой категории для дальнейшем разработки эффективной модели определения ставок по категориям транспортных средств. Данное исследование может быть использовано при разработке механизма реформирования транспортного налога и повышения эффективности системы налогообложения контролирующими органами, а также для дальнейших разработок по данной и смежным темам.

Лариончикова В.Н., Петровская М.В., Воропаева О.А. Анализ состояния и перспективы развития порядка исчисления и уплаты транспортного налога в Российской Федерации // Российское предпринимательство. – 2016. – Том 17. – № 3. – с. 401-412. – doi: 10.18334/rp.17.3.34922.

3. Шлепова К.О. Анализ поступлений налогов и сборов в территориальный бюджет Ленинградской области // Экономические отношения. (№ 1 / 2013).    В статье проводится анализ поступлений налогов и сборов в бюджет Ленинградской области, особое внимание уделено транспортному налогу и объектам его обложения.

Шлепова К.О. Анализ поступлений налогов и сборов в территориальный бюджет Ленинградской области // Экономические отношения. – 2013. – Том 1. – № 1. – с. 15-32. – doi: 10.18334/.37352.

4. Блохин А.Е. Целесообразность взимания и перспективы дальнейшего развития транспортного налога в России // Российское предпринимательство. (№ 9 / 2011).  Транспортный налог – один из наиболее обсуждаемых среди налогоплательщиков. Большинство из них слабо верят в эффективность и целесообразность взимания данного налогового платежа. Автор подвергает критике действующий вРоссии транспортный налог. В качестве альтернативы предлагается создание на всех уровнях власти целевых источников финансирования дорожной отрасли в виде дорожных фондов, но существенно отличающихся от предложенных Правительством РФ.

Блохин А.Е. Целесообразность взимания и перспективы дальнейшего развития транспортного налога в России // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 9. – с. 35-40. – url: https://creativeconomy.ru/lib/6995.

5. Залогов Н.А. Транспортный налог: механизмы развития и перспективы его администрирования на местном уровне // Российское предпринимательство. (№ 2 / 2010).  В статье рассматриваются механизмы развития налогообложения транспорта.Предлагается закрепить нормативы отчисления от транспортного налога за местными бюджетами в целях совершенствования администрирования этого налога.

Залогов Н.А. Транспортный налог: механизмы развития и перспективы его администрирования на местном уровне // Российское предпринимательство. – 2010. – Том 11. – № 2. – с. 169-175. – url: https://creativeconomy.ru/lib/5899.

Продолжить поиск в библиотеке по запросу «транспортный налог»?

creativeconomy.ru

Транспортный налог: общие положения и особенности

Транспортный налог обязаны платить все владельцы транспортных средств независимо от организационно-правовой формы собственности. Однако ряд граждан или организаций могут претендовать на льготы по его уплате. Об этом, а также о порядке расчета и сроках уплаты транспортного налога вы узнаете из материалов нашей специальной рубрики.

Подробнее

Налог на транспорт: общие положения

Кто освобождается от оплаты транспортного налога

Расчет транспортного налога в 2017-2018 годах

Срок уплаты транспортного налога

Как оплатить транспортный налог юридическому лицу

Как узнать задолженность по транспортному налогу

Штрафы за неуплату транспортного налога

 

Налог на транспорт: общие положения

Транспортный налог введен в России в 2003 году. Экономический смысл данного налога — компенсация владельцами автомобилей и иных ТС вреда, наносимого окружающей среде и дорожному полотну. Аналогичную функцию выполняют:

  • акцизы на топливо и производство машин;
  • дорожные сборы;
  • плата за негативное воздействие на окружающую среду, взимаемая с организаций и предпринимателей.

В связи с этим неоднократно поднимался вопрос об отмене транспортного налога. Однако в 2017-2018 годах он по-прежнему действует. Последние изменения собраны в этой публикации.

Существует несколько точек зрения, как можно реформировать порядок взимания транспортного налога и сделать его более справедливым. Об одной из них мы расскажем вам в статье «Включен ли транспортный налог в стоимость бензина».

Транспортный налог регулируется гл. 28 НК РФ, поступления от взимания налога направляются в бюджеты субъектов РФ. НК РФ определяет:

  • объект налогообложения;
  • алгоритм расчета налоговой базы и самой суммы налога к уплате;
  • налоговый период и максимальный размер ставок.

В ведении законодательных органов субъектов РФ согласно положениям ст. 363 НК РФ находятся:

  • определение размера ставок – их увеличение (уменьшение) в пределах, установленных ст. 361 НК РФ;
  • сроки уплаты;
  • порядок сдачи отчетности и льготы по налогу.

Для крупнейших налогоплательщиков на федеральном уровне устанавливается отдельный порядок подачи декларации (ст. 363.1 НК РФ).

Транспортным налогом облагаются:

  • автомобили, мотоциклы, автобусы;
  • самолеты, вертолеты;
  • воздушные, морские, речные, буксируемые суда;
  • прочий транспорт, указанный в ст. 358 НК РФ.

Налоговая база по транспортному налогу зависит от типа ТС:

  • Для автомобилей и иного транспорта, мощность которого измеряется в лошадиных силах, налоговая база будет равна числу лошадиных сил согласно данным ПТС. Если мощность объекта обложения измеряется в киловаттах, то для расчета налога 1 киловатт равен 1,3592 лошадиной силы.
  • Для самолетов налоговая база — килограммы тяги.

Подробнее о том, как считать налоговую базу для целей уплаты транспортного налога в разных случаях, читайте в этой статье.

ВАЖНО! В некоторых субъектах РФ (например, Калужской области) налог не взимается с электромобилей, а владельцы машин на гибридном двигателе (бензиновом плюс электрическом) заплатят налог только с «бензиновых» лошадиных сил.

О планах Правительства по освобождению от транспортного налога всех владельцев электромобилей смотрите в публикации.

Налоговый период по транспортному налогу — календарный год. Как считать налоговый период в случае продажи автомобиля или его угона, читайте в нашей статье «Налоговый период при оплате транспортного налога (нюансы)».

Кто освобождается от оплаты транспортного налога

Прежде чем уточнить, кто освобождается от уплаты транспортного налога, напомним перечень лиц, которые платят данный налог. Это и физические, и юридические лица, и предприниматели, на которых зарегистрированы транспортные средства.

По каким ТС предусмотрена возможность не платить налог:

  • Налог может не платить владелец весельной лодки.
  • Сегвей, велосипед и скутер также не являются объектом обложения транспортным налогом.
  • Сельхозпроизводители не платят налог с техники, используемой в животноводстве и растениеводстве.
  • Не облагаются транспортным налогом самолеты и вертолеты санитарной и медицинской службы, как и морские буровые установки и суда, стационарные и плавучие платформы.
  • Если компания осуществляет пассажирские и грузовые морские, речные и авиаперевозки, то не платит налог за принадлежащие ей ТС.
  • Корабли из перечня Российского международного реестра судов также не являются объектом обложения транспортным налогом.

Каждый субъект РФ самостоятельно определяет список лиц, освобожденных от уплаты транспортного налога. Как правило, в перечень льготников входят:

  • инвалиды;
  • многодетные семьи;
  • ветераны.

Подробнее о том, кто может претендовать на льготы по транспортному налогу, читайте в нашей публикации.

Региональные законодатели также могут предусмотреть послабления по уплате транспортного налога для организаций. Для компаний, расположенных в свободных экономических зонах, чиновники предусматривают каникулы по налогу на транспорт.

Когда не нужно платить транспортный налог, узнайте здесь.

Расчет транспортного налога в 2017-2018 годах

Физические и юридические лица считают размер налога за транспорт по-разному:

1. Для физлиц и предпринимателей транспортный налог рассчитывают налоговые инспекторы, рассылая уведомления об уплате налога «Почтой России» или размещая их электронные версии в личных кабинетах налогоплательщиков – физических лиц на сайте ФНС.

Чтобы проверить, правильно ли ИФНС рассчитала сумму налога за ваш автомобиль к уплате, вы можете использовать калькулятор на сайте ФНС или рассчитать налог вручную. Для расчета можете воспользоваться нашими подсказками.

2. Организации считают транспортный налог самостоятельно. Также они должны заполнять декларацию по налогу и фиксировать в бухгалтерском учете начисление и уплату авансовых платежей и самого налога за год. Какими проводками отразить начисление и оплату транспортного налога, расскажет вам статья «Начислен транспортный налог (бухгалтерские проводки)».

А как заполнить декларацию, мы подскажем в статье «Порядок заполнения декларации по транспортному налогу».

Дополнительную возможность уменьшения транспортный налог получил с 03.07.2016. Его величину, начисляемую по большегрузным автомобилям в период 2016–2018 годов, можно уменьшать на суммы уплаченной за соответствующий период платы за вред, причиняемый дорогам этими автомобилями (п. 2 ст. 362 НК РФ). Такой вычет может снизить величину начисленного по большегрузам транспортного налога до нуля.

О том, что делать, если плата по большегрузам оказалась больше сумм, уплаченных в счет налога, читайте в материале «Что делать с уплаченными авансами, если “Платон” превысит транспортный налог?».

Если организация неверно посчитала налог на транспорт, нужно сделать перерасчет и сдать уточненную декларацию. Читайте об этом в нашей статье.

В нашей рубрике «Транспортный налог» мы собрали ряд типовых ситуаций по расчету данного налога, с которыми чаще всего сталкиваются налогоплательщики. Пример расчета транспортного налога при продаже автомобиля вы найдете здесь.

Возникает вопрос: кто должен платить за тот месяц, в котором состоялась купля-продажа авто? Мы даем ответ и на этот вопрос — в публикации.

От чего еще зависит размер транспортного налога по автомобилю? От повышающих коэффициентов. Подробнее о правилах их применения вы можете прочесть в статье «Как считать возраст дорогого авто для применения повышающего коэффициента по транспортному налогу», а также узнать по ссылке.

Повышающий коэффициент по дорогим автомобилям должен публиковаться не позднее 1 марта того года, на который он устанавливается (закон от 28.11.2015 № 327-ФЗ). Перечень на 2017 год вы найдете на официальном сайте Минпромторга по ссылке.

Налоговики в июле 2017 года кардинально поменяли свое мнение о расчете транспортного налога по дорогим автомобилям: платить налог с учетом повышающего коэффициента нужно и в тех случаях, когда описание модели (версии) для соответствующей марки легкового автомобиля в перечне Минпромторга содержит меньше либо больше сведений по сравнению со сведениями из ГИБДД (письмо ФНС от 18.07.2017 № БС-4-21/14024@).

Предыдущая позиция налоговиков по этому вопросу описана в публикации.

К сожалению, в вашей жизни может произойти такое неприятное событие, как кража. Если у вас угнали автомобиль, налог на него вы можете не уплачивать. Какие документы для этого нужно предоставить и куда, читайте в статье «Если авто в розыске - хотя бы сэкономьте на налоге».

Срок уплаты транспортного налога

Периоды, в течение которых фирма или гражданин должны заплатить налог за транспорт, различаются:

  • для физических лиц установлены отдельные сроки перечисления транспортного платежа в бюджет;
  • организация же заплатит авансы (если это предусмотрено региональным законодательством) и сам годовой налог.

Подробнее о сроках уплаты транспортного налога читайте в данной публикации.

Физические лица, в том числе предприниматели, платят налог по данным писем, ежегодно рассылаемых ФНС. Как выглядит уведомление об уплате транспортного налога и как проверить содержащуюся в нем информацию, расскажет статья «Налоговое уведомление по транспортному налогу (образец)».

Получив письмо, где сообщается об обязанности заплатить транспортный налог, гражданин должен выбрать способ его оплаты. Наиболее современным, быстрым и наглядным способом является оплата через сайт госуслуг. В этой статье мы подробно расскажем, как пользоваться этим сайтом для оплаты налогов.

Как оплатить транспортный налог юридическому лицу

Юридические лица перечисляют транспортный налог по данным бухгалтерского учета ТС. Подробнее о том, как рассчитывают данный налог организации, расскажет наш материал.

НК РФ устанавливает отчетный и налоговый период по данному налогу. Чем они различаются и в какие сроки наступают, читайте в нашей статье.

В течение года организация должна платить авансы по налогу на транспорт. Возможно, в вашем регионе этого делать не нужно. А если нужно платить авансы, прочтите нашу статью «Авансовые платежи по транспортному налогу».

Порядок расчета и уплаты транспортного налога для «упрощенцев» такой же, как и для фирм на ОСН. Убедитесь в этом с помощью нашего материала «Транспортный налог при УСН».

О том, как платить транспортный налог ИП на УСН, узнайте здесь.

Как и любой другой бюджетный платеж, организация платит транспортный налог строго на определенный КБК. Проверьте, правильно ли вы уплачиваете налог, с помощью нашей публикации «КБК по транспортному налогу в 2017 году для организаций».

Сотрудники ИНФС отслеживают порядок сдачи отчетности и уплаты транспортного налога в автоматическом режиме. Как происходит проверка деклараций и платежей за транспорт, читайте в статье «Камеральная проверка по транспортному налогу».

Как узнать задолженность по транспортному налогу

Если у гражданина есть долг по любому налогу, это может привести к определенным сложностям, например, к запрету покидать страну или отказу в выдаче кредита. В нашей публикации мы расскажем, как узнать задолженность по транспортному налогу.

Размер задолженности можно узнать не только по номеру автомобиля, но и по ИНН. Как это сделать, описано в статье.

Штрафы за неуплату транспортного налога

Нарушение НК РФ и региональных законодательных актов, регулирующих взимание транспортного налога, недопустимо ни для организации, ни для частного лица. Какие санкции  ждут вас, если вы не заплатите налог вовремя, читайте в публикациях нашего сайта:

Граждане, являющиеся собственниками транспортных средств, могут подвергнуться санкциям, если скроют факт приобретения транспортного средства. С начала 2017 года вступил в силу п. 3 ст. 129.1 НК РФ (сокрытие гражданами факта приобретения транспортного средства приводит к штрафу в размере 20% от суммы транспортного налога).

Порядок расчета и уплаты транспортного налога за последние годы изменился незначительно:

  • согласно закону от 23.11.2015 № 320-ФЗ крайний срок уплаты налога для физлиц перенесен на 1 декабря;
  • законом от 28.11.2015 № 327-ФЗ утвержден срок, до которого должен быть опубликован список дорогостоящих автомобилей;
  • законом от 29.12.2015 № 396-ФЗ устранено несправедливое налогообложение авто в месяце его продажи: теперь налог платят не оба собственника ТС (предыдущий и нынешний), а только 1 их них;
  • закон от 03.07.2016 № 249-ФЗ установил возможность применения в 2016-2018 годах вычета по налогу, величина которого зависит от платы за вред дорогам, причиняемый большегрузными авто.

Планируется ли отмена в России транспортного налога? Узнайте об этом здесь.

Какие еще изменения внесут чиновники в расчет данного налога, узнайте первыми из материалов рубрики «Транспортный налог».

nalog-nalog.ru

ПУТИ РЕФОРМИРОВАНИЯ ТРАНСПОРТНОГО НАЛОГА С ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

ПУТИ  РЕФОРМИРОВАНИЯ  ТРАНСПОРТНОГО  НАЛОГА  С  ФИЗИЧЕСКИХ  ЛИЦ

Зенчев  Константин  Сергеевич

магистрант,  финансы  и  кредит,  факультет  заочного  и  дистанционного  обучения,  Чел  ГУ,  г.  Челябинск

E-mail:  [email protected]

Чернявская  Наталья  Викторовна

научный  руководитель,  канд.  экон.  наук,  старший  преподаватель  кафедры  учета  и  финансов  ЧелГУ,  г.  Челябинск

 

Транспортный  налог  в  нынешнем  его  виде  взимается  с  физических  лиц  с  2002  года.  Налог  установлен  главой  28  Налогового  кодекса  Российской  Федерации  и  является  региональным,  то  есть  все  денежные  средства  от  него  поступают  в  бюджеты  субъектов  РФ.  Налог  обязателен  к  уплате  на  территории  соответствующего  субъекта  РФ,  региональным  законодательным  органам  представлено  право  устанавливать  ставку  налога  в  пределах,  определенных  НК  РФ,  порядок  и  сроки  его  уплаты,  а  также  налоговые  льготы  и  основания  для  их  использования. 

Налогоплательщиками  транспортного  налога  признаются  лица,  на  которых  в  соответствии  с  законодательством  Российской  Федерации  зарегистрированы  транспортные  средства,  признаваемые  объектом  налогообложения.  В  99  %  случаев  объектом  налогообложения  транспортным  налогом  в  части  физических  лиц  признаются  автомобили.  В  отношении  этой  категории  транспортных  средств  налоговая  база  определяется  как  мощность  двигателя  в  лошадиных  силах.

Шкала  ставок  по  налогу  является  прогрессивной  и  установлена  в  зависимость  от  категории  и  мощности  транспортного  средства.  Конкретная  налоговая  ставка  устанавливается  законодательными  органами  субъектов  Российской  Федерации  на  основе  базовой,  определенной  Налоговым  кодексом,  и  может  отклоняться  от  последней  не  более  чем  в  10  раз.

Расчет  транспортного  налога  по  физическим  лицам  один  раз  в  год  осуществляется  налоговыми  органами  на  основании  данных,  предоставленных  ГИБДД.  За  несколько  месяцев  до  срока  уплаты  налогоплательщикам  рассылаются  уведомления  об  уплате  налога  с  приложением  расчетных  документов.

В  соответствии  с  законодательством  от  уплаты  налога  освобождается  ряд  категорий  граждан,  такие  как,  например,  Герои  Советского  Союза,  Герои  Российской  Федерации,  участники  Великой  Отечественной  войны,  инвалиды  и  т.  д.

На  данном  этапе  развития  государства  и  экономики  мы  считаем  основными  две  функции  транспортного  налога  с  физических  лиц:  регулирующую  и  фискальную,  причем  именно  в  указанном  порядке.  Фискальная  функция  была  исторически  первой,  она  выражается  в  том,  что  с  помощью  налогов  государство  создает  необходимые  денежные  фонды,  предназначенные  для  выполнения  государством  своих  функций  и  обязательств  перед  гражданами.  Регулирующая  функция  налогов  появилась  как  следствие  развития  государственности,  налоги  стали  использоваться  для  достижения  экономических  целей,  развития  нужных  в  данный  момент  времени  секторов  и  отраслей  экономики,  разрешение  социальных  противоречий.

В  последние  годы  существующая  система  обложения  налогом  транспорта  физических  лиц  подвергается  обоснованной  критике  как  законодателями,  так  и  самими  налогоплательщиками.  Всё  чаще  звучат  призывы  к  реформированию  транспортного  налога,  появляются  всё  новые  и  новые  проекты  законов.

Действительно,  существующая  схема,  когда  транспорт  облагается  налогом  в  зависимости  от  мощности  двигателя,  имеет  ряд  существенных  недостатков. 

Во-первых,  транспортный  налог  в  России  не  имеет  целевого  характера,  все  средства,  полученные  от  его  взимания,  направляются  в  региональный  бюджет  и  могут  расходоваться  региональными  властями  на  любые  цели  в  рамках  действующего  законодательства.  В  то  время  как  уплачивается  налог  определенной,  относительно  узкой  категорией  налогоплательщиков  —  владельцами  транспортных  средств.  То  есть  искажается  сама  суть  транспортного  налога  как  «возмездного»  платежа.  «Возмездность»  налога  должна  выражаться  в  том,  что  собранные  фискальные  платежи  должны  использоваться  строго  по  целевому  назначению.  Так  как  транспортные  средства  являются  источниками  повышенной  опасности,  оказывают  влияние  на  дорожную  сеть  и  экологию,  то  аккумулируемые  платежи  должны  быть  направлены  на  развитие  дорожной  сети,  улучшение  транспортной  ситуации  в  мегаполисах,  повышение  качества  дорожного  покрытия,  охрану  окружающей  среды.

Во-вторых,  неверен  выбор  характеристики  транспортного  средства  —  мощности  двигателя,  выраженной  в  лошадиных  силах,  положенной  в  основу  определения  налоговой  базы.  Мощность  двигателя  не  связана  напрямую  ни  с  объемом  вредных  выбросов  в  атмосферу,  ни  с  размерами  автомобиля.  Мощные  автомобили  не  обязательно  производят  больше  вредных  выбросов,  т.к.  зачастую  это  современные  иномарки,  работающие  на  экологически  чистом  топливе  и  соответствующие  самым  строгим  экологическим  нормам.  Больше  всего  загрязняют  атмосферу  старые  автомобили,  причем  их  вредное  воздействие  на  окружающую  среду  почти  не  зависит  от  мощности  двигателя.

Не  в  состоянии  действующий  транспортный  налог  решить  и  проблему  пробок  и  дефицита  парковочных  мест  в  крупных  городах.  Эксперты  сходятся  во  мнении,  что  широкое  распространение  компактных  автомобилей  могло  бы  решить  данную  проблему.  Однако  транспортный  налог  в  его  нынешнем  виде  не  способен  склонить  автовладельцев  к  отказу  от  крупных  машин  в  пользу  более  компактных.  Таким  образом  налог,  рассчитываемый  в  зависимости  от  мощности,  не  способен  регулировать  транспортную  ситуацию  в  России,  т.к.  нет  четкой  связи  размера  уплачиваемого  налога  с  вредным  воздействием  объекта  налогообложения  на  окружающую  среду  и  дорожное  покрытие.

В-третьих,  прогрессивная  шкала  ставок,  имеющая  ступенчатый  вид,  неадекватна.  Для  владельцев  машин  с  мощностью  двигателя,  отличающейся  всего  на  одну  единицу,  размер  налога  может  отличаться  в  разы.  Например,  в  Челябинской  области  для  легковых  автомобилей  мощностью  до  100  л.  с.  включительно  с  01.01.2011  г.  установлена  ставка  налога  7,7  рублей,  а  для  легковых  автомобилей  мощностью  свыше  100  до  150  л.  с.  —  20  рублей  с  каждой  лошадиной  силы.  Соответственно,  за  машину  мощностью  100  л.  с.  владелец  должен  заплатить  770  руб.,  а  за  машину  мощностью  101  л.  с.  —  уже  2020  руб.  То  есть  разница  в  мощности  двигателя  в  1  л.  с.  приводит  к  увеличению  суммы  уплачиваемого  налога  более  чем  в  2,6  раза.

В-четвертых,  транспортный  налог  имеет  низкую  эффективность  как  фискальный  платеж  из-за  низкой  собираемости.  Собираемость  транспортного  налога  по  физическим  лицам  на  сегодняшний  день  составляет  менее  50  %.  Причин  такому  положению  дел  несколько.  Низкое  качество  администрирования  со  стороны  налоговых  органов,  низкое  качество  информации,  предоставляемой  ГИБДД,  лежащей  в  основе  исчисления  налога,  пробелы  в  законодательстве.  В  результате  часть  налога  не  предоставляется  к  уплате  налогоплательщикам.  С  другой  стороны,  часто  налогоплательщику  предъявляется  неверный  расчет  налога,  который  он  не  уплачивает  в  полном  объеме  по  причине  недостоверности.

Нет  у  налоговых  органов  и  действенных  рычагов  воздействия  на  должников.  Долг  с  физического  лица  может  быть  взыскан  принудительно  только  по  решению  суда  при  участии  судебного  пристава.

В  мире  государств,  в  которых  налогоплательщики  платят  за  количество  лошадиных  сил  без  учета  их  качества,  осталось  не  так  много.  В  зарубежных  странах  при  помощи  налога  власти  регулируют  транспортную  ситуацию.  Во  многих  европейских  государствах,  где  в  последнее  время  большое  значение  уделяется  экологии,  размер  налога  зависит  от  объема  вредных  выбросов.  Устанавливая  налоговую  базу  по  транспортному  налогу  на  основании  выброса  углекислого  газа  в  атмосферу,  можно  непосредственно  влиять  не  только  на  экологическую  ситуацию,  но  и  на  темпы  научно-технического  прогресса  в  области  автомобилестроения,  стимулируя  автовладельцев  к  приобретению  более  экономичных  и  экологически  чистых  автомобилей,  а  автопроизводителей  —  к  внедрению  новейших  разработок,  позволяющих  снизить  негативное  воздействие  транспорта  на  окружающую  среду.  Сборы,  основанные  на  объеме  выбросов  CO2,  действуют,  например,  в  Германии  и  Франции  [2,  с.  46].

В  Японии,  имеющей  относительно  малую  территорию  при  очень  высокой  плотности  населения  и  большой  численности  автопарка,  транспортные  средства  облагаются  налогами  в  зависимости  от  массы  и  объема  двигателя.  Причем  для  постановки  на  учет  автомобиля  необходимо  иметь  справку  о  наличии  для  него  парковочного  места.  Тем  самым  власти  Японии  стремятся  улучшить  непростую  транспортную  ситуацию  в  стране,  побуждая  граждан  пересаживаться  на  более  компактные  автомобили.

В  Китае  с  недавних  пор  действует  система  обложения  налогом  транспорта  в  зависимости  от  его  цены,  направленная  на  поддержку  и  развитие  своего  автопрома.  Владелец  машины  местного  производства  платит  в  казну  около  10  %  от  ее  стоимости,  за  иномарку  же  придется  заплатить  до  уже  40  %.  Кроме  того,  сбор  в  дорожные  фонды  включен  в  цену  топлива  [2,  с.  47].

В  США  транспортный  налог  как  отдельный  сбор  отсутствует,  он  включен  в  цену  на  топливо.  Часть  такого  налога,  поступает  в  федеральный  дорожный  фонд,  а  часть  в  дорожный  фонд  штата,  в  котором  было  продано  топливо.  Такой  подход  также  позволяет  с  помощью  налога  не  только  наполнять  дорожные  фонды,  но  и  регулировать  транспортную  и  экологическую  ситуацию,  благодаря  принципу  «кто  больше  ездит,  тот  больше  платит»  [4,  с.  108].

В  России  уже  на  протяжении  нескольких  лет  в  Государственную  Думу  регулярно  вносятся  предложения  о  реформировании  транспортного  налога.  Рассматриваются  следующие  пути  его  модернизации.

Изменение  шкалы  ставок  с  целью  сглаживания  «ступеней».  Высказываются  предложения  дифференцировать  ставки  налога  для  машин  с  двигателем  от  100  до  150  л.  с.,  так  как  данная  категория  по  статистике  является  в  стране  самой  популярной.  Можно,  например,  разбить  интервал  на  более  мелкие:  от  100  до  120  и  от  120  до  150  л.  с.  [1,  с.  41].

Возможно  введение  прогрессивной  шкалы,  подобно  той,  которая  применяется  для  взимания  подоходного  налога  во  многих  странах  мира.  За  основу  берутся  постоянные  величины  100,  125,  150,  200  л.  с.  и  т.  п.,  а  расчет  ведется  по  принципу  применения  определенной  ставки  только  для  величины  показателя,  превышающей  границу  диапазона.  Например,  за  автомобиль  мощностью,  154  л.  с.  будет  взиматься  налог  по  формуле:

 

(100-0)*S1+(125-100)*S2+(150-125)*S3+(154-150)*S4,

 

где:  S1,  S2,  S3,  S4  —  ставки  налога  для  мощности  двигателя  до  100  л.  с.,  свыше  100  до  125  л.  с.,  свыше  125  до  150  л.  с  и  свыше  150  л.  с.  соответственно. 

Таким  образом,  будет  осуществляться  плавный  переход  от  одной  категории  к  другой,  что  позволит  избежать  пограничных  ситуаций.  Однако  при  таком  подходе  не  достигается  цель  усиления  регулирующей  функции  транспортного  налога,  т.  к.  не  меняется  базовая  характеристика  расчета  налога  —  мощность  двигателя.

Минфин  также  рассматривает  вопрос  о  дифференциации  ставок  транспортного  налога  в  зависимости  от  экологического  класса  автомобилей.  Современные  мощные  автомобили,  отвечающие  стандартам  «Евро-4»,  производят  намного  меньше  вредных  выбросов,  чем  старая  маломощная  карбюраторная  машина.  Соответствие  экологическому  стандарту  («Евро-2»,  «Евро-4»  и  др.)  в  данном  случае  должно  быть  внесено  в  техпаспорт  автомобиля.  Размер  налога  будет  регулироваться  системой  коэффициентов,  применяемых  к  базовой  ставке  в  зависимости  от  экологического  класса  автомобиля.  Для  самых  «грязных»  автомобилей  ниже  «Евро-2»  предлагается  установить  коэффициент  равный  2,  для  машин  стандарта  «Евро-2»  —  1,6,  для  класса  «Евро-3»  коэффициент  будет  равен  1,2,  для  «Евро-4»  —  1,  для  «Евро-5»  коэффициент  составит  0,7  [3,  с.  98].

С  помощью  такой  системы  возможно  экономическое  стимулирование  отечественных  потребителей  к  приобретению  транспортных  средств  более  высокого  экологического  класса.  Как  предполагается,  данная  мера  ускорит  переход  автовладельцев  на  более  экологичные  автомобили.

В  реальности  вычислить  владельцев  старых  авто  по  экологическому  классу  будет  крайне  сложно,  поскольку  принадлежность  автомобилей  к  «Евро-2»  или  «Евро-3»  по  документам  не  проходит.  Данная  мера  потребует  ужесточения  техосмотра,  во  время  которого  придется  отслеживать  экологически  вредный  и  опасный  транспорт.

С  2011  г.  Министерство  финансов  предлагает  отменить  транспортный  налог  с  одновременным  увеличением  ставок  акцизов.  Причем  акциз  предлагается  вводить  постепенно.  Такая  практика  успешно  применяется  во  многих  странах  мира,  в  том  числе  в  США.  Эту  позицию  можно  назвать  соответствующей  интересам  автомобилистов,  поскольку  вместо  фиксированной  ставки  транспортного  налога  предлагается  платить  акцизы  в  зависимости  от  объема  потребления  топлива.  По  мнению  авторов  законопроекта  недостаток  существующей  схемы  сбора  транспортного  налога  заключается  в  том,  что  водителям,  которые  проезжают  сотни  километров  в  день,  и  водителям,  которые  выезжают  на  дороги  несколько  раз  в  год,  приходится  платить  одинаковую  сумму,  т.  к.  по  существующей  в  настоящее  время  схеме  для  обложения  транспортного  средства  налогом  достаточно  факта  его  регистрации  в  ГИБДД.  В  случае  же  повышения  акциза,  автомобилисты  смогут  платить  налог  в  соответствии  с  пробегом  автомобиля  за  год.  Это  в  некоторой  степени  повысит  реализацию  принципа  справедливости  в  налогообложении,  кроме  того  здесь  прослеживается  четкая  связь  размера  налога  как  с  интенсивностью  использования  дорог,  так  и  с  объемом  загрязнения  окружающей  среды.

Вторым  положительным  моментом  для  регионов  будет  более  равномерное  наполнение  бюджета.  При  существующей  практике,  когда  уведомления  об  уплате  налогов  рассылаются  налогоплательщикам,  начиная  с  конца  весны,  а  срок  уплаты  транспортного  налога  физическими  лицами  выпадает  на  ноябрь,  основной  объем  денежных  средств  поступает  в  бюджет  уже  осенью,  а  к  строительству  дорог  приступают  уже  к  декабрю,  когда  в  большинстве  регионов  страны  уже  устанавливается  снежный  покров.  В  результате  качество  дорог  и  эффективность  расходования  бюджетных  средств  остаются  крайне  низкими. 

Удобна  такая  система  и  для  налогоплательщиков,  так  как  налог  уплачивается  не  одной,  достаточно  крупной  суммой,  а  относительно  малыми  частями  на  протяжении  длительного  времени.  Кроме  того,  нововведение  предоставляет  в  определенной  степени  возможность  автовладельцам  самим  регулировать  годовую  сумму  налоговых  отчислений  посредством  регулирования  количества  поездок  и  объема  потребленного  топлива.

Отмена  транспортного  налога  позволит  отменить  и  его  «администрирование»,  то  есть  учет,  печать  и  рассылку  налоговых  уведомлений,  синхронизацию  данных  с  ГИБДД,  взыскание  недоимок  и  т.  д.  Кроме  того,  решается  проблема  роста  задолженности  по  транспортному  налогу,  т.  к.  фактически  уплачивать  налоги  в  бюджет  в  виде  акцизов  будут  не  физические  лица  —  собственники  транспортных  средств,  а  нефтеперерабатывающие  предприятия.

Основным  препятствием  для  отмены  транспортного  налога  является  резкое  ограничение  в  возможности  предоставления  льгот  отдельным  категориям  налогоплательщиков,  таким  как  инвалиды,  герои  СССР  и  Российской  Федерации,  ветераны  ВОВ  и  др.  Однако,  во-первых,  количество  льготников  относительно  невелико,  поэтому  решить  вопрос  с  данной  категорией  налогоплательщиков  можно  на  индивидуальной  основе  путем  предоставления  денежной  компенсации.  А  во-вторых  замена  транспортного  налога  акцизом  на  топливо  особенно  выгодна  людям  небогатым,  например,  пенсионерам,  многие  из  которых  используют  свой  автомобиль  всего  несколько  раз  в  год.

Второй  значительной  проблемой,  стоящей  на  пути  новой  системы  уплаты  транспортного  налога,  это  полная  непрозрачность  цен  на  бензин  и  неизбежное  их  повышение  с  введением  акцизов.

Таким  образом,  проведя  анализ  существующей  системы  налогообложения  транспортных  средств  физических  лиц,  выявив  ее  недостатки  и  наметив  возможные  пути  ее  развития  в  будущем,  мы  делаем  вывод,  что  замена  транспортного  налога  акцизом  на  горюче-смазочные  материалы,  была  бы  наиболее  обоснованна  и  экономически  целесообразна,  т.  к.  доводы  в  пользу  отмены  транспортного  налога  путем  включения  его  в  акциз  на  ГСМ,  по  нашему  мнению,  более  весомые,  чем  аргументы  в  пользу  сохранения  существующей  системы  взимания  налога.

 

Список  литературы:

  1. Артамонов  Г.Ф.,  Артамонова  Л.Г.  Транспортный  налог  в  г.  Москве:  расчет  налоговой  базы  и  оценка  собираемости  //  Финансы.  —  2008.  —  №  5.
  2. Дубских  В.Н.  Практика  исчисления  транспортного  налога  в  России  и  зарубежных  странах.  //  Международный  бухгалтерский  учет.  —  2011.  —  №  3.
  3. Соболева  О.А.  К  вопросу  о  реформировании  транспортного  налога.  //  Вестник  Владивостокского  государственного  университета  экономики  и  сервиса.  —  2010.  —  №  5
  4. Турбина  Н.М.  Анализ  проблем  существующего  законодательства  по  транспортному  налогу  и  поиск  путей  их  решения.  //  Социально-экономические  явления  и  процессы.  —  2009.  —  №  2.

sibac.info

Действующий механизм исчисления и уплаты транспортного налога и альтернативные направления его развития



Транспортный налог является региональным и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Полученные от него денежные средства поступают в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Налогоплательщиками транспортного налога, согласно статье 357 НК РФ, признаются лица, на которых, в соответствии с законодательством Российской Федерации, зарегистрированы транспортные средства. Как прописано в статье 362 НК РФ, сведения о владельцах в налоговые органы направляют органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств.

Объектами налогообложения признаются (ст. 358 НК РФ):

− автомобили;

− мотоциклы;

− мотороллеры;

− автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу;

− самолеты;

− вертолеты;

− теплоходы;

− яхты;

− парусные суда;

− катера;

− снегоходы;

− мотосани;

− моторные лодки;

− гидроциклы;

− несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.

Согласно этой же статье 358 НК РФ, не являются объектом налогообложения:

− весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил;

− автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке;

− промысловые морские и речные суда;

− пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций и индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок;

− тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции;

− транспортные средства, принадлежащие на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба;

− транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом;

− самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы;

− суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов;

− морские стационарные и плавучие платформы, морские передвижные буровые установки и буровые суда.

Установленный законодательством налоговый период — календарный год.

Налоговые ставки устанавливаются субъектами Российской Федерации. Если они не были приняты законодательным органом регионального масштаба, они сохраняются в форме, указанной в пункте 1 статьи 361 НК РФ. Налоговые ставки могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации по сравнению с указанными в пункте 1 статьи 361 НК РФ параметрами, но не более чем в десять раз.

Порядок расчета:

Размер налога = Ставка налога * Налоговая база* (Количество месяцев владения/12) * повышающий коэффициент

Для легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов рублей при расчете суммы налога применяется повышающий коэффициент.

Таблица 1

Легковые автомобили средней стоимостью

Год выпуска легковых автомобилей

от 2 до 3 лет

от 1 года до 2 лет

не более 1 года

не более 5 лет

не более 10 лет

не более 20 лет

от 3 миллионов до 5 миллионов рублей включительно

1,1

1,3

1,5

-

-

-

от 5 миллионов до 10 миллионов рублей включительно

-

-

-

2

-

-

от 10 миллионов до 15 миллионов рублей включительно

-

-

-

-

3

-

от 15 миллионов рублей

-

-

-

-

-

3

То есть для нового автомобиля стоимостью от 3 до 5 миллионов рублей, повышающий коэффициент составляет 1,5. Этот коэффициент постепенно снижается до 1,1, пока не пройдет 3 года с момента выпуска. При расчете транспортного налога на автомобили этой ценовой категории старше 3 лет повышающий коэффициент не учитывается.

В случае же, если новый автомобиль стоит в пределах от 10 до 15 миллионов рублей, то, вплоть до 10 лет с момента его выпуска, повышающий коэффициент равняется 3.

Порядок расчета средней стоимости легковых автомобилей определяется Минпромторгом России (п. 2 ст. 362 НК РФ). Перечень легковых автомобилей, средняя стоимость которых превышает миллиона рублей, публикуется каждый год до 1 марта на официальном сайте Минпромторга России http://minpromtorg.gov.ru/docs/list/.

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от:

− мощности двигателя;

− тяги реактивного двигателя;

− валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства;

− один килограмм силы тяги реактивного двигателя;

− одну регистровую тонну транспортного средства;

− за единицу транспортного средства.

При этом законом предусматривается возможность установления дифференцированных налоговых ставок для каждой категории транспортных средств, а также с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, и (или) их экологического класса.

Уплата налога для физических лиц производится не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Льготы предоставляются в том случае, если сумма начисленного налога на транспортное средство, которое имеет разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, превышает сумму платы, уплаченную в отношении такого транспортного средства в данном налоговом периоде. Налоговая льгота предоставляется в размере суммы платы путем уменьшения суммы налога на сумму платы. Или в случае, если сумма платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, уплаченная в налоговом периоде в отношении такого транспортного средства, превышает или равна сумме исчисленного налога за данный налоговый период.

Транспортный налог для юридических лиц уплачивается за каждое зарегистрированное на организацию транспортное средство.

По сравнению с нормами, действовавшими в 2014 году, в 2015 изменен порядок расчета и уплаты авансовых платежей транспортного налога для владельцев транспортных средств, стоимость которых превышает 3 миллиона рублей. Теперь они рассчитывают авансовые платежи с учетом повышающего коэффициента, указанного в пункте 2.1 статьи 362 НК РФ, размер которого зависит от средней стоимости авто и срока, прошедшего с года его выпуска.

С 2016 года действуют следующие механизмы:

− уточненного порядка расчета коэффициента владения в отчетном (налоговом) периоде, описанного в пункте 3 статьи 362 НК РФ. Коэффициент при поступлении (выбытии) транспортного средства в этом периоде считают, как отношение числа полных месяцев владения к 12 месяцам (так как налоговый период равен календарному году). За полный принимается тот месяц, в котором транспортное средство было приобретено до 15-го числа или выбыло после 15-го числа;

− согласно пункту 2 статьи 362 НК РФ, перечень автомобилей, превышающих стоимость в 3 миллиона рублей применим только к тому периоду, в котором он до 1 марта размещен на сайте Минпромторга, т. е. любое изменение этого списка не приводит к пересчитыванию и переначислению налога за предшествующие годы нет необходимости.

Отличием для налогоплательщиков-юридических лиц (по сравнению с физическими лицами) является расчет суммы налога самостоятельно. Ежегодно до 1 февраля они обязаны подать соответствующую налоговую декларацию. Организации должны уплачивать транспортный налог авансовым способом, если иной способ уплаты налога не определен в региональном законодательстве. Окончательная сумма транспортного налога, который надлежит уплачивать после 1 февраля года, следующего за отчетным, определяется как разность рассчитанного налога и сумм уплаченных авансов за этот налоговый период с возможностью применения вычетов.

Региональная практика.

Исходя из того, что каждый регион имеет право устанавливать ставки налога самостоятельно, при условии, что они не будут превышать ставки, описанные в пункте 1 статьи 361 НК РФ, объем налога в каждом регионе отличается по величине. Рассмотрим такие регионы, как Москва и Московская область, Ленинградская область, Пермский край, Оренбургская область и Республика Чечня в период на 2016–2017 год в сравнении со ставкой по РФ.

Сравнивать будем по следующим параметрам: ставка в рублях на легковые автомобили с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт) включительно, свыше 250 л. с. (свыше 183,9 кВт), грузовые автомобили с мощностью двигателя до 100 л. с. (до 80,9 кВт) включительно, на мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя до 20 л. с. (до 14,7 кВт) включительно.

Таблица 2

Ставка вРФ

Москва иМосковская область

Пермский край

Оренбургская область

Ленинградская область

Республика Чечня

Легковой авт. до 100 л. с.

2,5 руб.

12 руб.

25 руб.

0 руб.

18 руб.

7 руб.

Легковой авт. свыше 250 л. с.

15 руб.

150 руб.

58 руб.

150 руб.

150 руб.

91 руб.

Мотоциклы и мотороллеры до 20 л. с.

1 руб.

7 руб.

10 руб.

1 руб.

10 руб.

3 руб.

Грузовой авт. до 100 л. с.

2,5 руб.

15 руб.

25 руб.

25 руб.

25 руб.

9 руб.

Как мы видим в таблице, самая низкая ставка налога на легковые автомобили и мотороллеры в Оренбургской области (0 руб. и 1 руб. Соответственно), затем следует Республика Чечня с показателем 7 руб. и 3 руб. соответственно. После них следует Москва и Московская область, Ленинградская, и самая большая ставка, превышающая установленную по РФ ровно в 10 оговоренных в законе раз, в Пермском крае.

Ставка по налогу на легковые автомобили, чьи двигатели имеют мощность свыше 250 лошадиных сил в целом по регионам составляют максимальную величину, установленную в законе, однако в Пермском крае и в Республике Чечня этот показатель ниже в разы, чем в Ленинградской, Московской и Оренбургской областях. Возможно, это связано с тем, что в этих регионах зарегистрировано гораздо меньше машин с таким объемом двигателя.

Относительно ставки по налогу на мотоциклы и мотороллеры объемом двигателя до 20 л. с. ситуация повторяет разницу в ставках по налогу на легковые автомобили с мощностью двигателя до 100 л. с.

Интересно, что в большинстве регионов ставка налога на грузовые автомобили с двигателем мощностью до 100 л. с. максимальна, тогда как в Республике Чечня она меньше в 2,8 раза, а в Москве 1,7 раза. Хотя большегрузные автомобили наносят наибольший вред дородному покрытию.

Литература:
  1. Закон РФ «О налоге на имущество» № 2003–1 от 9 декабря 1991 г. (в редакции от 22.08.2004 г.).
  2. Попова С. С. Использование понятий «имущество» и «имущественные права» в целях налогообложения // Налоги и налогообложение. — 2013. — № 12. — С. 927–938.

Основные термины (генерируются автоматически): РФ, транспортное средство, транспортный налог, Российская Федерация, мощность двигателя, налоговый период, повышающий коэффициент, автомобиль, Чечня, Оренбургская область.

moluch.ru

Лайфхак по транспортному налогу

Анекдот:

Тракторист Вася сел в новенький "Бентли" и умер от комфорта.

В продолжение:

А если бы все же выжил, то потом сошел бы с ума от суммы транспортного налога.

Никогда не задумывался над размерами транспортного налога, но недавно друг обратился с вопросом: у нас в Иркутске транспортный налог на мою машину – около 40 тысяч рублей в год, а в Чите налог меньше в два раза; как сделать, чтобы мне платить по читинским ставкам? Переехать в Читу?

Что ж, переезд, полагаю, не стоит пусть даже и существенной экономии на налоге, но в вопросе следует разобраться…

Так как транспортный налог является региональным, то Субъекты РФ самостоятельно устанавливают ставки налога в своих регионах. Ставки, прописанные в НК РФ, могут быть увеличены до 10 раз местными законами. Из-за такого «разбега» разница суммы транспортного налога в различных регионах России за одну и ту же модель автомобиля может достигать десятков тысяч рублей.

Возникает вопрос: возможно ли оптимизировать сумму налога, уплачивая его по ставкам установившего более низкие ставки региона?

Возможно.

В соответствии со статьей 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения принадлежащих им транспортных средств.

По статье 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.

Согласно статье 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 362 НК РФ определяет, что сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Отсюда можно сделать вывод, что транспортный налог исчисляется по территориальному признаку исходя из места регистрации автомобиля. То есть уведомление и платежка об уплате транспортного налога будет прислана вам налоговым органом того региона, где стоит на учете автомобиль, и по тем ставкам, что действуют в этом регионе, а не по правилам региона вашего проживания.

По аналогичной схеме исходя из местоположения собственности пока что считаются земельный налог и налог на имущество.

Таким образом, переезжать в соседний регион или на другой край страны не обязательно. Достаточно лишь отвезти авто в интересуемый Субъект РФ, поставить его там на учет и платить на десятки тысяч меньше налога.

Такими "интересными" регионами в настоящее время являются: Томская, Читинская, Магаданская области, респ. Бурятия, Ингушения, Дагестан, Якутия, Тыва, Чеченская, Чукотский АО.

Естественно, разницы существенны для автомобилей со значительными лошадиными силами. В отношении же маломощных авто, на мой взгляд, игра не стоит свеч. Кроме того ни что не мешает местным властям изменить ставки в любой момент…

zakon.ru

Арсланова Е.Ф. Несовершенства транспортного налога в РФ

Арсланова Елена ФаритовнаДальневосточный федеральный университет

Библиографическая ссылка на статью:Арсланова Е.Ф. Несовершенства транспортного налога в РФ // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2014/06/5311 (дата обращения: 08.06.2018).

Научный руководитель:

Жабыко Людмила Ливерьевна, к.э.н., доцент кафедры “Финансы и кредит”

 

Федеральным законом №110 от 24 июля 2002 г. в раздел IX “Региональные налоги и сборы” Налогового кодекса РФ была введена новая глава 28 “Транспортный налог”. Она вступила в силу с 1 января 2003 г. Транспортный налог взимается с владельцев зарегистрированных транспортных средств в местный бюджет, так как относится к региональным налогам. Величина налога, порядок и сроки его уплаты, формы отчётности а также налоговые льготы устанавливают органы исполнительной власти субъектов РФ.[5]

С транспортных средств, оборудованных двигателем, транспортный налог берётся с каждой лошадиной силы. Налог рассчитывается путём умножения установленного коэффициента на количество лошадиных сил [1]. Но не совсем понятно, почему берется именно этот показатель, ведь нет прямой связи между лошадиными силами и габаритами, массой и с ценой автомобиля.

В разных государствах определение налоговой базы по транспортному налогу происходит, исходя из разных критериев. Например, транспортный налог в Германии привязан к габоритам автомобиля; в Латвии он рассчитывается, исходя из полной массы транспортного средства. В Белоруссии сумма налога зависит от километража поездок (чем больше километраж, тем большая сумма налога), то есть транспортный налог уже включен в стоимость бензина.[4]

Существующая в РФ система обложения транспорта налогом в зависимости от мощности двигателя имеет ряд существенных недостатков.

Во-первых, искажается суть «возмездности» платежа. Транспортные средства оказывают влияние на дорожную сеть и представляют повышенную угрозу для экологии в целом. Поэтому «возмездность» налога должна выражаться в том, что платежи должны использоваться на поддержку дорог в хорошем состоянии и на защиту окружающей среды. По факту же средства, полученные от взимания транспортного налога, могут быть расходованы региональными властями на любые цели в рамках действующего законодательства, так как транспортный налог в России не имеет целевого характера.

Во-вторых, мощность двигателя напрямую не связана ни с объемом вредных выбросов в атмосферу, ни с размерами автомобиля. Мощные автомобили – это зачастую современные иномарки, которые работают на экологически чистом топливе и соответствуют самым строгим экологическим нормам. Поэтому такие автомобили производят не самое большое количество вредных выбросов. [6]

Например, «народный» автомобиль Toyota Corolla 2003 г. выпуска во  время принятия закона о транспортном налоге имела мощность 109 л.с. при расходе топлива 6,9 л. и экологичностью, сравнимой со стандартом «Евро 2». На сегодняшний день Toyota Corolla 2014 г. выпуска имеет мощность двигателя 122 л.с., расход топлива 6,6 и соответствует стандарту «Евро 5». Таким образом, за время существования транспортного налога на примере одной машины мощность выросла на 12% при снижении расхода на 5%, а экологичность сделала рывок с «Евро 2» до «Евро 5». Если брать в расчет более престижные и более мощные авто, то эта разница увеличивается более заметно. Так же дело обстоит и с машинами гибридами. Toyota prius, например, при мощности 136 л.с. имеет расход 3,7 л. и отвечает высоким стандартам экологичности.

Больше всего загрязняют атмосферу старые автомобили, причем их вредное воздействие на окружающую среду почти не зависит от мощности двигателя.

За время существования транспортного налога автомобилестроение продолжает развиваться, а потребители РФ отчасти от данного налогообложения вынуждены приобретать менее прогрессивные автомобили, либо не приобретать их вообще. От покупки нового автомобиля очень сильно ограждает зависимость коэффициента от года выпуска автомобиля. Отчасти от этого потребители покупают либо поддержанные автомобили, либо вынуждены приобретать машины более бедной комплектации.

Так же действующий транспортный налог не в состоянии решить и проблему пробок и дефицита парковочных мест в крупных городах.

Из-за отсутствия четкой связи размера уплачиваемого налога с вредным воздействием объектом налогообложения на окружающую среду и дорожное покрытие, действующий транспортный налог не может склонить автовладельцев на покупку более компактных автомобилей. А ведь широкое распространение небольших, компактных автомобилей могло бы решить данную проблему.

Например, власти Японии побуждают граждан пересаживаться на компактные автомобили, тем самым решая проблему парковок. И им это удается, несмотря на то, что территория Японии намного меньше территории РФ и имеет очень высокую плотность населения. Плюс ко всему, в этой стране для того, чтобы поставить на учет транспортное средство (автомобиль) необходимо иметь справку о наличии для него парковочного места.[3]

Во многих странах (например, в США) транспортный налог как сбор отсутствует, он просто включен в стоимость топлива. В Соединенных Штатах Америки первая часть такого налога идет в дорожный фонд штата, в котором было продано топливо, а вторая – в федеральных дорожный фонд.[1]

Можно внести поправку в существующую систему налогообложения транспортных средств: исчислять налог не по принципу «от и до», а «за каждую дополнительную лошадиную силу». Тогда зависимость величины налога от мощности автомобиля будет не такой скачкообразной. Например, легковой автомобиль имеет мощность 109 л.с., что означает, что налогоплательщик заплатит налог как за 150 л.с., так как его автомобиль попадает в категорию «от 100 до 150 л.с.». Это по меньшей мере несправедливо. Поэтому предлагается взимать с налогоплательщика налог за 100 л.с. плюс за каждую дополнительную лошадиную силу. Пропорциональное увеличение налога более понятно и более справедливо.

С другой стороны,  транспортный налог можно взимать не с “лошадиных сил”, а с объема двигателя с учетом экологического класса и возраста авто. В этом случае  «новый» транспортный налог будет стимулировать налогоплательщиков, чтобы те приобретали более экологичные автомобили, что, несомненно, благо.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что действующий в России механизм исчисления транспортного налога явно неперспективен и требует существенных изменений.

Библиографический список
  1. НК РФ
  2. http://www.nalog-briz.ru/2013/10/blog-post_10.html
  3. http://sibac.info/index.php/2013-07-01-10-21-16/7553-2013-04-29-00-24-25
  4. http://auto63.ru/publ/puti_sovershenstvovanija_transportnogo_naloga_i_povyshenija_ego_sobiraemosti/9-1-0-123
  5. http://www.delo-press.ru/articles.php?n=5577
  6. http://auto.drom.ru/
Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Арсланова Елена Фаритовна»

ekonomika.snauka.ru


Смотрите также

KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта