Весы (журнал). Весы журнал
Журнал Весы | Серебряного века силуэт...
«История «Весов» может быть признана историей русского символизма в его главном русле», — писал Н. Гумилев. Шесть лет подряд — с 1904 по 1909 — выходил в Москве ежемесячник, идейным вдохновителем которого до конца 1908 года был В. Брюсов. Журнал получил название по имени зодиакального знака, ближайшего к созвездию Скорпиона, которым было наречено символистское книгоиздательство. И «Скорпион», и «Весы» финансировал математик и переводчик С. Поляков.

Лев Бакст. Обложка журнала «Весы». 1904.
Русский символизм, в середине 1890-х делавший первые робкие шаги, в 1902-1903 годах превратился из маленького ручейка в полноводную реку. Новое течение уже не было в читательском сознании связано только с именами Брюсова, З. Гиппиус, Ф. Сологуба и К. Бальмонта. Заявили о себе Андрей Белый, Вяч. Иванов и А. Блок. Но Брюсов по-прежнему претендовал определять сегодняшний и завтрашний день словесности, и новый журнал первоначально был призван сплотить писателей вокруг одного из родоначальников символизма.
В первые пять лет существования «Весов» Брюсов осуществлял, можно сказать, абсолютное руководство всей их деятельностью: он не только писал программные статьи, отбирал публикации, формировал состав номеров, но даже регулярно вникал в частности и нюансы повседневного редактирования.
В 1904-1905 годах журнал старался выдержать облик исключительно критико-библиографического ежемесячника, хотя в заданные рамки с трудом вписывались эссеистские работы Вяч. Иванова, Белого, Бальмонта.
«Весы», при видимом идейном плюрализме своего руководителя, были едва ли не первым периодическим изданием в России, полностью исключившим печатание художественных произведений чуждых литературных направлений и, как это ни парадоксально, изданием, стремившимся к тому, чтобы авторы даже по частным вопросам высказывали мнения, созвучные брюсовскому.

Виктор Борисов-Мусатов. Обложка журнала «Весы», № 2 за 1905 г.
В январе 1906 года у «Весов» появился конкурент в лице журнала «Золотое руно», главным идеологом которого стал Вяч. Иванов. «Руно», ставшее в 1907 году откровенной оппозицией «Весам», с первых номеров печатало стихи и художественную прозу. С 1906 года и в «Весах» появились все жанры художественной литературы: стихотворения, драмы, рассказы, повести и даже романы.
В 1909 году, когда Брюсов отошел от руководства журналом и фактическое кураторство над «Весами» осуществлял секретарь редакции М. Ликиардопуло, журнал стал придерживаться взглядов, позволяющих его авторам высказывать на страницах издания мнения, не совпадающие с точкой зрения редакции. Но многие авторы и участники издания «Весов» отдалились от журнала. Главной же причиной закрытия журнала была организация осенью 1909 года в Петербурге нового журнала «Аполлон», полного свежих, молодых сил.
В своем предпоследнем номере «Весы» (№ 10-11, 1909) прощались с читателями поэтическим «парадом» из произведений К. Бальмонта, Ю. Балтрушайтиса, А. Блока, В. Брюсова, Андрея Белого, М. Волошина, З. Гиппиус, М. Кузмина, Вяч. Иванова, Ф. Сологуба и других известных поэтов, большинство из которых и раньше печатали свои произведения на страницах журнала.
На протяжении всех лет существования журнала его оформлению уделялось особое значение. У каждого номера была своя индивидуальная обложка, в большинстве выпусков помещались заставки, виньетки, репродукции картин известных русских и иностранных художников-модернистов — Л. Бакста, К. Сомова, Н. Феофилактова, Н. Сапунова, С. Судейкина, Е. Кругликовой и др.

Умберто Брунеллески. Обложка журнала «Весы», № 3 за 1905 г.

Одилон Редон. Обложка журнала «Весы», № 6 за 1904 г.

Мария Якунчикова. Обложка журнала «Весы», № 1 за 1905 г.
silverage.ru
Весы (журнал) — Википедия (с комментариями)
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
| Весы | |
| Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value). | |
| научно-литературный и критико-библиографический журнал | |
| ежемесячник | |
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value). | |
| Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value). | |
| Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value). | |
| Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value). | |
| Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value). | |
| «Скорпион» | |
| Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value). | |
| Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value). | |
1904 | |
| 1909 | |
| Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value). | |
| Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value). | |
| Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value). | |
| Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value). | |
| Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value). | |
| Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value). | |
| Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value). | |
| Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value). | |
| Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value). | |
| Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value). | |
«Весы́» — научно-литературный и критико-библиографический ежемесячный журнал, выходивший в Москве в книгоиздательстве «Скорпион» с января 1904 по декабрь 1909 года включительно. Основной орган русского символизма.
Редактором-издателем его бессменно был меценат С. А. Поляков, но фактическим руководителем журнала был Валерий Брюсов, особенно в первые годы его издания. Главными сотрудниками с самого начала являлись: Андрей Белый, В. Иванов, К. Бальмонт, В. Розанов, Макс. Волошин, Д. Мережковский, Н. Минский, Ф. Сологуб, А. Блок, позднее Зинаида Гиппиус и она же под псевдонимом Антона Крайнего в качестве критика, М. Кузмин, Эллис и др. Кроме того сотрудничали: Н. Гумилёв, Ю. Балтрушайтис, Ю. Верховский, С. Городецкий, Б. Садовской, И. Рукавишников, Е. Тарасов, В. Мейерхольд, С. Соловьёв и многие другие, не считая иностранных сотрудников (например, француз Рене Гиль).
Инициаторы «ежемесячника» хотели создать в России чисто критический журнал по образцу западных изданий такого рода («Athenaeum», «Mercure de France», «Literarisches Echo»), но с конца 1905 года в нём начали помещать беллетристику, и таким образом он превратился в журнал обычного в России типа. Идейно «Весы» были боевым органом символизма в его различных ответвлениях. Сама редакция очень верно определила роль журнала как некоторого «шлюза», помогающего преодолению «мертвящего влияния материализма в искусстве» и поддерживающего «неразрывную связь с областями мистики, метафизики и религии» (№ 12 за 1909, обращение «К читателю»).
По признанию самой редакции, «Весов» в лице сотрудников совмещали «крайний эстетизм» раннего Бальмонта, «индивидуалистические созерцания» Брюсова, «универсальный дионисизм» Вяч. Иванова, «подчёркнутый мистицизм» З. Гиппиус, «романтические стремления» Блока, «синтетическое ницшеанство» Андрея Белого и «крайний бодлеризм» Эллиса. Если присоединить сюда мистику пола В. Розанова и религию Мережковского, то физиономия журнала определяется вполне.
«Весы» выступали с попытками критики марксизма (статья Корнея Чуковского «Циферблат г. Бельтова», № 2 за 1906). Как орган художественных и религиозных исканий «Весы» имели своих предшественников («Северный вестник», «Мир искусства», «Новый путь») и преемников («Золотое руно», «Аполлон») и являются богатейшим источником для изучения этих исканий благодаря целому ряду основных и боевых статей виднейших представителей различных течений символизма в пору высшего его расцвета, и обширной библиографии по всем литературам.
Библиография
- Казак В. Лексикон русской литературы XX века = Lexikon der russischen Literatur ab 1917 / [пер. с нем.]. — М. : РИК «Культура», 1996. — XVIII, 491, [1] с. — 5000 экз. — ISBN 5-8334-0019-8.</span>
Напишите отзыв о статье "Весы (журнал)"
Примечания
Ссылки
- [http://www.silverage.ru/magazins/vesy.html «Весы»]
- [http://www.nivestnik.ru/2001_3/8.shtml Калугина О. В. Споры о «новом искусстве» в журнале символистов «Весы»]
- [http://az.lib.ru/c/chulkow_g_i/text_0260.shtml Георгий Чулков. Годы странствий. «Весы»] (из воспоминаний)
- Шапкина О. И. Журнал «Весы» 1910 года — неосуществлённый замысел С. А. Полякова // Библиография. — 2015. — № 5. — С. 95 — 105.
- Шапкина О. И. С. А. Поляков на страницах журнала «Весы» // Эстетико-художественное пространство мировой литературы: материалы международной научно-практической конференции «Славянская культура: истоки, традиции, взаимодействие. XVI Кирилло-Мефодиевские чтения» 19 мая 2015 г. — Москва — Ярославль: Ремдер, 2015. — С. 122—127.
Статья основана на материалах Литературной энциклопедии 1929—1939. В статье использован текст Ивана Ежова, перешедший в общественное достояние.
Отрывок, характеризующий Весы (журнал)
Но вскоре, через каких-то шесть месяцев, к ним пришла добрая новость – мама снова была беременна... Папа вначале перепугался, но видя, что мама вдруг очень быстро начала оживать, решился идти на риск, и теперь уже все с большим нетерпением ждали второго ребёнка... На этот раз они были очень осторожны, и пытались всячески уберечь маму от любых нежелательных случайностей. Но, к сожалению, беде, видимо по какой-то причине, полюбилась эта гостеприимная дверь... И она постучалась опять... С перепугу, зная печальную историю первой маминой беременности, и боясь, как бы опять что-то не пошло «не так», врачи решили делать «кесарево сечение» ещё до того, как начнутся схватки (!). И видимо сделали это слишком рано... Так или иначе, родилась девочка, которую назвали Марианной. Но прожить ей, к сожалению, удалось тоже очень недолго – через три дня эта хрупкая, чуть распустившаяся жизнь, по никому не известным причинам, прервалась... Создавалось жуткое впечатление, что кому-то очень не хочется, чтобы мама родила вообще... И хотя по своей природе и по генетике она была сильной и абсолютно пригодной для деторождения женщиной, она уже боялась даже подумать о повторении такой жестокой попытки когда-то вообще... Но человек – существо, на удивление, сильное, и способно вынести намного больше, чем он сам когда-либо мог бы себе представить... Ну, а боль, даже самая страшная, (если она сразу не разрывает сердце) когда-то видимо притупляется, вытесняемая, вечно живущей в каждом из нас, надеждой. Вот поэтому, ровно через год, очень легко и без каких-либо осложнений, ранним декабрьским утром у семьи Серёгиных родилась ещё одна дочь, и этой счастливой дочерью оказалась я... Но... и это появление на свет наверняка кончилось бы не так счастливо, если бы всё и дальше происходило по заранее подготовленному плану наших «сердобольных» врачей... Холодным декабрьским утром маму отвезли в больницу, ещё до того, как у неё начались схватки, чтобы, опять же, «быть уверенными», что «ничего плохого» не произойдёт (!!!)... Дико нервничавший от «плохих предчувствий» папа, метался туда-сюда по длинному больничному коридору, не в состоянии успокоиться, так как знал, что, по их общему договору, мама делала такую попытку в последний раз и, если с ребёнком что-то случится и на этот раз – значит, им никогда не суждено будет увидеть своих детей... Решение было тяжёлое, но папа предпочитал видеть, если не детей, то хотя бы свою любимую «звёздочку» живой, а не похоронить сразу всю свою семью, даже по-настоящему ещё не поняв, что же такое по-настоящему означает – его семья... К папиному большому сожалению, маму опять же пришёл проверять доктор Ингелявичус, который всё ещё оставался там главным хирургом, и избежать его «высокого» внимания было очень и очень сложно... «Внимательно» осмотрев маму, Ингелявичус заявил, что придёт завтра в 6 часов утра, делать маме очередное «кесарево сечение», на что у бедного папы чуть не случился сердечный удар... Но около пяти часов утра к маме явилась очень приятная молодая акушерка и, к большому маминому удивлению, весело сказала: – А ну, давайте-ка готовиться, сейчас будем рожать! Когда перепуганная мама спросила – а как же доктор? Женщина, спокойно посмотрев ей в глаза, ласково ответила, что по её мнению, маме уже давно пора рожать живых (!) детей... И начала мягко и осторожно массировать маме живот, как бы понемножку готовя её к «скорому и счастливому» деторождению... И вот, с лёгкой руки этой чудесной незнакомой акушерки, около шести часов утра, у мамы легко и быстро родился её первый живой ребёнок, которым, на своё счастье, и оказалась я. – А ну, посмотри-ка на эту куколку, мама! – весело воскликнула акушерка, принося маме уже умытый и чистенький, маленький кричащий сверток. А мама, увидев впервые свою, живую и здоровую, маленькую дочь... от радости потеряла сознание...o-ili-v.ru
Журнал «Весы»
ВЕСЫ – русский критико-библиографический и литературный журнал (1904–1909).
Основан Валерием Брюсовым, главой московской группы символистов (см. СИМВОЛИЗМ). Выходил ежемесячно в московском издательстве «Скорпион», учрежденном в 1900 Брюсовым при поддержке, в том числе финансовой, С.А.Полякова. Инициатива создания издательства исходила от К.Д.Бальмонта. Поляков, переводчик и меценат, стал официальным главой редколлегии «Весов», хотя фактически политику журнала определял Брюсов. Кроме них в редколлегии состояли известные поэты-символисты К.Д.Бальмонт, А.Белый, Ю.К.Балтрушайтис и переводчик М.Н.Семенов.
Журнал «Весы», по собственному признанию Брюсова, был назван так потому, что это ближайшее к Скорпиону зодиакальное созвездие («Весы», 1904, № 1).
Первоначально в программу журнала не входила публикация литературных произведений. В противовес альманаху «Северные цветы», издававшемуся «Скорпионом» с 1901 по 1905 и печатавшим символистские стихи и рассказы, «Весы» создавались как «тонкий» журнал для критического и теоретического освещения литературы символизма в России и за рубежом. Предполагалось публиковать в нем рецензии, философские и эстетические статьи и дискуссии на тему «нового искусства», как в то время называли символизм, способствуя таким образом его утверждению и популяризации. Кроме того, журнал должен был поддерживать молодых авторов, не только отмечая их произведения, но и привлекая к совместной работе. Именно в «Весах» появились такие программные символистские статьи, как Ключи тайн (1904, № 1) и Священная жертва (1904, № 1) Валерия Брюсова, Апокалипсис в русской поэзии (1905, № 4) и Символизм (1908, № 12) Андрея Белого.
Однако уже в середине 1905 Брюсов принял решение опубликовать в журнале свои переводы произведений бельгийского поэта и драматурга Мориса Метерлинка, и с этого момента в «Весах» стали появляться стихотворные и прозаические произведения. Так, в специальных №№ 11 и 12 за 1906 был напечатан роман Михаила Кузмина Крылья. В 1907 по частям выходил роман Брюсова Огненный ангел, а в 1908–1909 – первый роман Андрея Белого Серебряный голубь. Журнал публиковал поэзию и прозу З.Гиппиус, Ф.Сологуба, С.Городецкого, Н.Гумилева.
«Весы» поддерживали творческие связи со многими странами Европы и были рассчитаны не только на русских, но и на иностранных читателей. Достаточно сказать, что оглавление давалось на русском и французском языках. Новости о литературной жизни Англии доставляли журналу Бальмонт и Балтрушайтис, в 1904–1909 часто и подолгу бывавшие в этой стране. Берлинским корреспондентом «Весов» был Максимилиан Шик, писавший статьи о немецких символистах Георге, Рильке, Гофманстале, а также о деятельности Сецессиона. Джованни Попини, Дж.Амендола и Дж.Ванникола связывали «Весы» с Италией; Балтрушайтис, Поляков и Семенов – со Скандинавией и Польшей. Особым вниманием «Весов» (и прежде всего их идейного организатора Валерия Брюсова) пользовалась литературная ситуация Франции, родины символизма. Максимилиан Волошин, долгое время живший во французской столице, писал открытые Письма из Парижа, публиковавшиеся из номера в номер. Он способствовал тому, что «Весы» стали оформляться работами художников группы наби (группа художников, существовавшая в Париже на рубеже веков. Полное название – Братство наби, пророки евангелия Живописи). Волошин привлек к сотрудничеству в журнале французского поэта Рене Гиля, предложившего написать для русских читателей серию статей об истории французского символизма раньше, чем такая история появится у самих французов. Рене Гиль стал постоянным автором «Весов» и опубликовал в общей сложности в журнале около сорока статей.
Начиная с 1906 «Весы» вели резкую полемику с вновь образованным «Золотым руном», конкурирующим символистским журналом (см, например, критический обзор «Золотого руна», подписанный Зинаидой Гиппиус, № 11, 1906).
В начале 1909 Брюсов отошел от редактирования «Весов», переживавших кризис. Основную часть работы взял на себя Андрей Белый. Брюсов все меньше писал для созданного им журнала, отдавая предпочтение «Русской мысли» (в 1909 он опубликовал в «Весах» только 12 статей, тогда как в 1904 – 81).
В конце 1909 журнал «Весы» перестал выходить. Большинство его сотрудников сгруппировались вокруг вновь организованного журнала «Аполлон».
fantlab.ru
ВЕСЫ | Энциклопедия Кругосвет
Содержание статьиВЕСЫ
ВЕСЫ русский критико-библиографический и литературный журнал (19041909). Основан Валерием Брюсовым, главой московской группы символистов (см. СИМВОЛИЗМ). Выходил ежемесячно в московском издательстве «Скорпион», учрежденном в 1900 Брюсовым при поддержке, в том числе финансовой, С.А.Полякова. Инициатива создания издательства исходила от К.Д.Бальмонта. Поляков, переводчик и меценат, стал официальным главой редколлегии «Весов», хотя фактически политику журнала определял Брюсов. Кроме них в редколлегии состояли известные поэты-символисты К.Д.Бальмонт, А.Белый, Ю.К.Балтрушайтис и переводчик М.Н.Семенов.
Журнал «Весы», по собственному признанию Брюсова, был назван так потому, что это ближайшее к Скорпиону зодиакальное созвездие («Весы», 1904, № 1).
Первоначально в программу журнала не входила публикация литературных произведений. В противовес альманаху «Северные цветы», издававшемуся «Скорпионом» с 1901 по 1905 и печатавшим символистские стихи и рассказы, «Весы» создавались как «тонкий» журнал для критического и теоретического освещения литературы символизма в России и за рубежом. Предполагалось публиковать в нем рецензии, философские и эстетические статьи и дискуссии на тему «нового искусства», как в то время называли символизм, способствуя таким образом его утверждению и популяризации. Кроме того, журнал должен был поддерживать молодых авторов, не только отмечая их произведения, но и привлекая к совместной работе. Именно в «Весах» появились такие программные символистские статьи, как Ключи тайн (1904, № 1) и Священная жертва (1904, № 1) Валерия Брюсова, Апокалипсис в русской поэзии (1905, № 4) и Символизм (1908, № 12) Андрея Белого.
Однако уже в середине 1905 Брюсов принял решение опубликовать в журнале свои переводы произведений бельгийского поэта и драматурга Мориса Метерлинка, и с этого момента в «Весах» стали появляться стихотворные и прозаические произведения. Так, в специальных №№ 11 и 12 за 1906 был напечатан роман Михаила Кузмина Крылья. В 1907 по частям выходил роман Брюсова Огненный ангел, а в 19081909 первый роман Андрея Белого Серебряный голубь. Журнал публиковал поэзию и прозу З.Гиппиус, Ф.Сологуба, С.Городецкого, Н.Гумилева.
«Весы» поддерживали творческие связи со многими странами Европы и были рассчитаны не только на русских, но и на иностранных читателей. Достаточно сказать, что оглавление давалось на русском и французском языках. Новости о литературной жизни Англии доставляли журналу Бальмонт и Балтрушайтис, в 19041909 часто и подолгу бывавшие в этой стране. Берлинским корреспондентом «Весов» был Максимилиан Шик, писавший статьи о немецких символистах Георге, Рильке, Гофманстале, а также о деятельности Сецессиона. Джованни Попини, Дж.Амендола и Дж.Ванникола связывали «Весы» с Италией; Балтрушайтис, Поляков и Семенов со Скандинавией и Польшей. Особым вниманием «Весов» (и прежде всего их идейного организатора Валерия Брюсова) пользовалась литературная ситуация Франции, родины символизма. Максимилиан Волошин, долгое время живший во французской столице, писал открытые Письма из Парижа, публиковавшиеся из номера в номер. Он способствовал тому, что «Весы» стали оформляться работами художников группы наби (группа художников, существовавшая в Париже на рубеже веков. Полное название Братство наби, пророки евангелия Живописи). Волошин привлек к сотрудничеству в журнале французского поэта Рене Гиля, предложившего написать для русских читателей серию статей об истории французского символизма раньше, чем такая история появится у самих французов. Рене Гиль стал постоянным автором «Весов» и опубликовал в общей сложности в журнале около сорока статей.
Начиная с 1906 «Весы» вели резкую полемику с вновь образованным «Золотым руном», конкурирующим символистским журналом (см, например, критический обзор «Золотого руна», подписанный Зинаидой Гиппиус, № 11, 1906).
В начале 1909 Брюсов отошел от редактирования «Весов», переживавших кризис. Основную часть работы взял на себя Андрей Белый. Брюсов все меньше писал для созданного им журнала, отдавая предпочтение «Русской мысли» (в 1909 он опубликовал в «Весах» только 12 статей, тогда как в 1904 81).
В конце 1909 журнал «Весы» перестал выходить. Большинство его сотрудников сгруппировались вокруг вновь организованного журнала «Аполлон».
Татьяна Михайлова
www.krugosvet.ru










