«Образование и воспитание» №5 (15), декабрь 2017. Вопросы воспитания журнал
Научный журнал «Образование и воспитание» №5 (15) декабрь 2017 г.
Канаева В. И., Верютин С. Е., Козловский С. Н., Разинкина Л. В., Станкевич А. В., Станкевич О. В., Мищенко А. В., Курмаев В. Ж.
Профилактика ксенофобии и экстремизма среди детей и подростков
Медведев В. В., Евстафьева С. А., Проскурникова Е. А., Станкевич А. В., Кушнерёва Г. Ю., Амитина О. В., Курмаев В. Ж., Долматов В. П.
Применение нейролингвистического подхода в процессе обучения детей
Подосичная А. В.
Формирование нравственных качеств учащихся в образовательном учреждении
Горшкова Т. В.
Игра как средство развития познавательной деятельности младших школьников с ОВЗ
Мизюра Л. В.
Применение личностно ориентированного подхода в воспитательном процессе по развитию творческого потенциала воспитанников с ОВЗ для их успешной социализации
Костюк Г. А.
Личностно ориентированный подход в учебно-воспитательном процессе — ключевое направление всех прогрессивных педагогических технологий
Манзюк Т. В.
Анализ работы по теме самообразования «Духовно-нравственное воспитание младших школьников с ОВЗ» (из опыта работы)
Пантыкина В. М.
Нас в любое время года учит мудрая природа (из опыта работы)
Кириченко К. В.
Влияние техник рисования на развитие воображения в дошкольном возрасте
Дьяконова Е. Б., Касьянова А. В., Марченко Т. Ю., Шевченко С. В., Горина Ю. А.
Театрализованная деятельность как метод коррекции нарушений коммуникативной сферы у дошкольников
Погудо С. Б., Бык Е. П.
Занятие на тему «Ты и я — мы с тобой друзья» (из опыта работы)
Шевелёва С. А., Борн Е. В., Щербакова Т. Н., Кемпель И. А.
Горизонтальный пластический балет — технология оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения зрения
Сохина И. И.
О концепции воспитания Ш. А. Амонашвили
Митенкова Т. В., Анищенко Л. К., Митенкова Е. В.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности. Что нужно знать учителю-логопеду?
Кузнецова С. П., Бирюкова Е. И., Соловых М. Ю., Зайцева Ж. В., Татаренцева Е. В., Бездетко Е. В.
Консультация для воспитателей на тему «Причины возникновения заикания в дошкольном возрасте»
Паршина И. В.
Формирование умения спорить у старших дошкольников
Кошель Н. Г., Маркова Г. В., Иванова С. В., Жилина Е. А.
Образовательная среда как условие эффективности физического воспитания и развития ребенка-дошкольника
Пашнева В. А.
Виды восприятия и их роль в развитии художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста
Чернобаева С. А., Болотских Н. В., Никитишина Н. А.
Формирование игровой деятельности у детей с расстройствами аутистического спектра
Давыденко О. И., Свинина Е. В., Гришина И. И.
Краеведение в детском саду
Найденова О. А., Фисенко Т. В., Горюнова А. Н.
Метапредметное занятие по физической культуре и математике для детей младшей группы «Сказочное солнышко»
Елизарова Н. М., Колесникова О. А.
«Правила дорожного движения знать должны все без исключения!» (Конспект ООД, ОО «Социально-коммуникативное развитие», старшая группа)
Купальная Е. В., Цуканова Н. А.
«Проказы мышек». Конспект ООД для детей подготовительной к школе группы (образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»)
Антонова Л. В., Шарафутдинова Э. С.
Взаимосвязь учителя-логопеда и воспитателя в театрализованной деятельности
Авсюкевич Н. И., Башкатова И. А.
Су-Джок терапия при коррекции речевых нарушений у детей
Захарова И. Г., Малиновская Л. С., Старыгина И. В.
Организация работы специалистов детского сада с потенциально одаренными дошкольниками (из опыта работы)
Дворецкая Т. Н.
Опыт народной педагогики в социально-нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста
Артеменко Е. А., Недвигина Е. Д.
«Птицы нашего края». Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию во второй младшей группе
Артеменко Е. А., Недвигина Е. Д.
«Непослушный Колобок». Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе
Артеменко Е. А., Недвигина Е. Д.
«Путешествие в страну сказок». Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе
Народные традиции сохранения здоровья и физического воспитания в условиях ДОУ
Плотникова Т. И., Романовская Т. Г.
Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Яблоки добра»
Соболенко Н. В., Аксенова Ю. В.
Конспект НОД с детьми подготовительной к школе группы «Знакомство с творчеством художников-иллюстраторов»
Рогозенко Ю. В.
Варианты использования нетрадиционного оборудования (модулей-трансформеров, изготовленных своими руками) при организации предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ (из опыта работы)
Бадичко Н. И., Селиверстова Л. С.
Конспект непосредственной образовательной деятельности «В гости к Зимушке-зиме»
Шандрикова Е. Б.
Экспериментально-исследовательская деятельность детей среднего дошкольного возраста на прогулке (из опыта работы)
Черникова С. А.
Певческие возможности дошкольников: певческие диапазоны, особенности певческого дыхания, артикуляционного аппарата
Демина Г. Д.
Сценарий фольклорного праздника в средней группе «Куриные именины»
Жукене В. В.
Организация форм и методов работы при реализации ООД «Физическое развитие»
Веретенникова Т. С., Легчакова О. А.
«Осень к нам пришла». ООД с включением культурных практик в подготовительной группе ДОО (ОО «Познавательное развитие»)
Радченко А. В., Легчакова О. А.
Мастер-класс «Использование игр на основе ТРИЗ технологии для развития связной речи и обогащения словаря»
Губайдуллина Е. В., Багрова Н. Д.
Развитие речи: рассуждения дошкольников в условиях современного детского сада
Семина О. Н., Александрова Е. В.
Конспект образовательной деятельности с дошкольниками в подготовительной группе «Прогулка в весенний лес»
Канунникова И. М., Чуева И. Г.
Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе «Новый замок Нептуна»
Анахина Т. А., Васильева С. Н.
Конспект образовательной деятельности в средней группе «Идем солнышко искать»
Васильева В. В.
Как приобщить ребёнка к чтению в школе
Прохорова Е. Н.
Развитие орфографической зоркости в начальной школе
Седова Е. А.
Система работы с одарёнными детьми в начальной школе
Наумова С. И.
Развитие профессионального сообщества преподавателей русского языка и литературы
Ионова Т. Ю.
Взаимодействие классного руководителя с родителями как одно из условий эффективности воспитания младших школьников
Матвеева М. А.
Обучение народно-сценическому танцу как условие приобщения к культуре
Шандыба Е. Ю.
Общие требования к самостраховке на занятиях эстрадно-цирковым искусством
Заборчук Ю. Н.
Портфолио как здоровьесберегающая технология (из опыта работы)
Кудимова Т. В.
Игровые технологии как средство всестороннего развития личности детей с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы)
Ерасова Н. С.
Поликультурное воспитание как фактор социализации младших школьников с ОВЗ
Закирьярова Р. З.
Адаптация рабочей программы для обучающихся с ОВЗ
Закирьярова Р. З.
Игровые методы как средство активизации познавательной активности обучающихся с ОВЗ
Корнильева С. Ю.
Сценарий экологического проекта «Этот загадочный и фантастический мир»
Окуловская Т. Н.
Сценарий занятия на тему «Кавалерист-девица Н. А. Дурова — герой Отечественной войны 1812 года»
Сагитова Л. А., Сагитов Р. Н.
Адаптация студентов-первокурсников в колледже
Шестернина О. В.
Роль сотрудничества семьи и школы в воспитании толерантности подростков
Чадаева О. А.
Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ОВЗ «Тропинка в природу»
Барышникова А. В.
Выбор будущей профессии – ответственный шаг
Григорьева И. А.
Результаты деятельности краевой инновационной площадки «Виртуальный музей техникума как средство овладения проектно-исследовательскими технологиями»
Власюк Н. А.
Инновационные структурные подразделения как способ активизации реальной научно-исследовательской деятельности всех субъектов образовательного процесса
Демура М. Ю.
Профильное обучение – это шаг во взрослую жизнь
Захарова Е. С.
Сетевое взаимодействие образовательных организаций как механизм подготовки будущих специалистов
Калашова А. С.
Роль личностно-развивающего обучения в формировании стимулов развития личности обучающегося в соответствии с профессиональными стандартами и стандартами WSR
Кальницкая И. Г., Хорева Г. В.
Траектории кластерного взаимодействия в системе профессиональной подготовки педагога
Литвинова В. Л., Щербакова А. А.
Из опыта деятельности краевой инновационной площадки Хабаровского промышленно-экономического техникума
Лихтина И. С., Павлова Н. А.
Организация и сопровождение повышения квалификации преподавателей в области дистанционных образовательных технологий
Сергиевская З. А.
Социализация обучающихся с ОВЗ с сохранным интеллектом на занятиях гуманитарного цикла
Суменкова А. М.
Толерантность как ценностная основа инклюзивного профессионального образования
Шпилевая С. Н.
Бытовые отходы как экологическая угроза
Хабибуллина Ф. Г., Куренова Н. А., Зиганшина Г. Г.
Внимание — одно из условий успешности на уроке
moluch.ru
Журнал 'Вопросы образования'
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
ПРАКТИКА
СТАТИСТИКА И СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
ИЗ ИСТОРИИ ОБРАЗОВАНИЯ
РЕЦЕНЗИИ И ОБЗОРЫ
РАЗМЫШЛЕНИЯ О...
ecsocman.hse.ru
Разногласия в вопросах воспитания журнал для родителей
(журнал для родителей «Виноград» № 5(49) сентябрь-октябрь 2012 года)
Испытание воспитанием Екатерина Бурмистрова,специалист по вопросам семейного консультирования,
проблемам детско-родительских отношений,
возрастной психологии
Разногласия в семье – это катастрофа или повод для проявления любви и взаимопонимания? Как сделать так, чтобы семейные разногласия, особенно по вопросам воспитания ребёнка, этому же ребёнку не причинили вреда? Нередко считается, что в хорошей семье и гармоничном браке разногласий между родителями по поводу воспитания быть не должно, и наоборот, если разногласия есть, значит, с семьёй что-то не так. Что в этом случае, скорее всего, перспективы её развития сомнительны, а для детей наличие разных точек зрения у родителей – это явно плохо.Но в реальности, крайне редко полностью совпадают ответы обоих родителей на главные вопросы по поводу воспитания детей, особенно пока те маленькие, потому что люди только начинают быть родителями. Остановимся коротко на типах разногласий.
Разногласия по умолчанию.
Родители выросли в разных, непохожих семьях, возможно, с разными вкусами и предпочтениями, взглядами на любимое кино или музыку. Исходя из этого у них сформированы разные взгляды на то, как правильно и полезно воспитывать, как, впрочем, и на то, как правильно готовить суп, или убирать квартиру, проводить выходные дни.
Например, семья мамы была полная, и главным авторитетом являлся отец, а семья, в которой рос нынешний папа, была неполной, и доминировала там мама. Такая супружеская пара наверняка столкнётся с решением вопросов о том, кто же главный в семье и в воспитании. И уйти на решение этих вопросов могут годы… И нет в этом ничего страшного. Случаи, когда у людей совпадают взгляды, скорее могут считаться исключительными.
Вот ещё пример: в семье, где росла мама, было принято, чтобы дети ходили в музыкальную школу. А в семье, где рос папа, был культ спортивных занятий. Если никаких серьёзных потрясений, связанных с музыкой или со спортом, в личных биографиях супругов, не было, они будут считать нормальным то, что было принято в родительской семье. Один будет думать, что правильно учить музыке, а другой – что в спорт отдавать. Бывает, что можно совместить занятия, но чаще такое совмещение невозможно, просто времени и сил на это у ребёнка не хватит. Приходится выбирать, в связи с чем, возникают разногласия.
Это так называемые «разногласия по умолчанию», возникающие в силу различия семейных историй и традиций супругов. Такие разногласия полезно формулировать словами, обсуждать, причём желательно в нейтральное время.
Нейтральное время – это 10-15 минут спокойного разговора, когда никто никуда особенно не спешит, а главное, когда отношения не омрачены сильными эмоциями, у супругов нет друг к другу особых претензий. Такое нейтральное время для «педсовета» полезно освобождать, а то и специальным образом организовывать, для того, чтобы не скапливать разногласия. Ведь если люди не говорят друг с другом, им крайне сложно договориться. А разговор в конфликте мало продуктивен.
Согласованные позиции вовсе не означают полного единодушия в воспитании, но делают мнения разные, возможно, даже противоположные, не взаимоисключающими – когда один из супругов уважает мнение другого и не дисквалифицирует его ни в собственных глазах, ни в глазах детей, что очень важно.
Принимать точку зрения другого.
Некоторые разногласия вообще нельзя устранить: люди так и остаются при своём мнении. Для ребёнка родительские разногласия будут сложны и опасны в том случае, если родители не научились друг друга принимать. Это большая разница – разделять точку зрения и принимать точку зрения, отличную от своей. К сожалению, мы привыкли думать, что возможна только одна точка зрения. Но в живом организме семьи невозможна одна точка зрения. Единая точка зрения может быть выбрана только кардинальным путём, когда один отказывается принудительно от того, что ему близко, понятно и приятно.
В семьях часто сталкиваются разные позиции по поводу воспитания, и чаще всего устанавливается примат женского мнения. Семьёй делается вывод, что экспертом по воспитанию и развитию в случае несовпадающих точек зрения будет мама.
Место главного в семье.
Женщина либо назначается главным экспертом по воспитанию, либо захватывает это место с боем или без боя, а иная точка зрения, предположительно, папина, вытесняется. Это приводит к сложной конструкции, так называемой «периферический отец», когда за всё, связанное с детьми, отвечает женщина. Всю тяжесть по поводу каждодневного труда и организации обучения, воспитания несёт женщина. Замкнувшая на себе все эти нити, она ещё и жалуется, что другие взрослые, в частности муж, её не поддерживают, не помогают и недостаточно даже интересуются тем, что происходит в семье! Это делает семейную конструкцию крайне неустойчивой, с большим изъяном. В случае трудностей и неполадок в системе воспитания, учёбе, поведении или развитии ребёнка женщина говорит: «Мне сложно, у меня не получается» и может в ответ услышать: «Ты это сама выбрала, разбирайся сама и живи с этим сама». Такой поворот событий очень обиден для матери и крайне вреден для ребёнка, но вполне закономерен: дистанцированный, подспудно лишённый права голоса в основных вопросах воспитания, отец чувствует себя вправе отвечать именно так.
И лишь обладающий большим внутренним благородством и терпением мужчина может сказать: «Ну, наконец, я дождался момента, когда тебе нужно моё участие. Давай разговаривать».
А ведь формируется ситуация дистанцирования медленно, постепенно, начиная с младенческого возраста ребёнка. Можно даже описать стандартную дорожку, по которой развиваются подобные сценарии.
Начинается всё с того, что именно женщины сидят с детьми с рождения. Декретный отпуск у нас не принято делить на двоих. За время декретного отпуска женщина становится профессиональной мамкой. Она читает специальную литературу по воспитанию, ходит на занятия с ребёнком, посещает родительские форумы в Интернете и формирует представление, как ребёнка воспитывать. В лучшем случае мама делится своими наблюдениями с папой. В худшем – у них мало времени на разговоры и они стараются говорить либо о чём-то связанном с текучкой, либо о чём-то, что интересно обоим, но не связано с ребёнком. Женщина копит информацию, делает выводы и ставит в известность мужа уже по факту, сама того не замечая. Очень женская стратегия – «я подумала, я решила, а ты подтверди моё решение и поставь подпись». Часто отца только знакомят с принятым решением, не говоря о его обосновании. Я подумала и мы решили. Например: «Мы отдаём ребёнка в Монтесори сад». Папа, который не потерял охоты чувствовать, спрашивает: «А почему в Монтесори?» Мама: «Ой, ну что ты, я прочитала пять книжек, сравнила шесть разных систем воспитания в раннем возрасте, обошла десять садов, поговорила с заведующими, с двадцатью мамами, ну что ты мне будешь говорить, это самый лучший сад!» Это может быть сказано более или менее эмоционально, но ситуация стандартная.
Редкая мама, прежде чем принять решение, найдёт возможность донести информацию до сильно загруженного работой папы. С детским садом или занятием, секцией решение происходит быстро, а потом возникает привычка считать себя в семье министром образования, культуры, здравоохранения. Все эти «министерские портфели» - традиционно женские, особенно в однокарьерной семье, где мама не работает.
Поле детства, воспитания, взросления сегодня сильно феминизируется – на занятиях педагоги и воспитатели – женщины. Мужчины иногда отвозят по утрам детей в детские учреждения, но им сложно вписаться в это поле, разделить портфели. Тут нужны нестандартные усилия, так сказать, движение против течения.
Дистанцирование, вытеснение мужчины – примитивнейший способ не видеть разногласий, не разрешать их. С большой вероятностью ребёнок в такой семье к пяти годам скажет: «А папа ничего не знает, ничего не понимает в этом». Получается, что папа вытесняется из значительной части жизни ребёнка и семьи либо ему отводятся вторые, вспомогательные роли. Нормальные мужчины, не подкаблучники, с трудом принимают роль вагончика, следующего за паровозом.
Мужчины часто плохие исполнители женских замыслов. Папе, который вытеснен из области решения, достаются остатки. «Вот тебе тетрадочка, пожалуйста, с ним позанимайся. А как ты с ним занимаешься? Сядь к нему ближе! Выключи компьютер, говори ему, как держать ручку!» - вот типично женские, вполне узнаваемые реплики. Мама, делегируя отцу роль помощника, ещё и очень жёстко его контролирует.
Более гармоничный путь развития отношений в семье описать вполне возможно. И этот путь совместного развития связан с большим количеством разговоров и обсуждений. Полезно разговаривать и до рождения ребёнка, и в процессе беременности, и пока ребёнок растёт. Читать книги по развитию и воспитанию полезно не только женщинам.
Разногласия растут вместе с детьми.
Нередко в тех семьях, где нормальные «разночтения» первых лет от брака не разрешены, и согласованная позиция не выработана, по мере роста ребёнка и рождения последующего или появления приёмного ребёнка непонимание лишь усиливается.
И не мудрено: ведь чем старше ребёнок, тем более серьёзные задачи приходится решать родителям. Как говорится, «маленькие детки спать не дают, а от больших сам не уснёшь»…
По замыслу о гармоничном развитии семьи эти задачи должны иметь постепенно возрастающую сложность: сначала договорились о том, как и кто будет укладывать младенца, потом, как реагировать на то, что полуторагодовалый ребёнок убегает от вас на улице, после о том, что делать с непослушанием трёхлетнего, ещё несколько лет спустя – о том, как реагировать на нежелание первоклассника делать уроки, и только потом – как же вести себя с подростком.
Если же какая-то из этих ступенек в договорённости родителей пропущена, вырабатывать согласованную позицию становится труднее.
Так происходит потому, что теряется контакт, и, как следствие, остаётся меньше возможности договориться. Или потому, что накопились обиды. Обиды и ощущение непонимания могу быть связаны не только и не столько с воспитанием. Например, недовольство может быть вызвано финансовым положением семьи, тем, как и сколько папа участвует в бытовой сфере – помогает ли вообще и как помогает, или же в области супружеского взаимодействия. Накопленное непонимание и недовольство в вышеперечисленных сферах может проецироваться в область воспитания детей.
Как понять, имеем ли мы дело с проекцией? Или это разногласия из жизни взрослых, которые маскируются под разногласия в воспитании?
Если недовольство и недоговорённость имеют отношение не к воспитанию, всплывают претензии, что называется «от Адама». И повод может быть маленьким, а эмоций слишком много – несоразмерная реакция на пустяк. В таких ситуациях лучше выяснить, «откуда ноги растут», что является реальным источником несогласий, а не выплёскивать на ребёнка то, что напрямую к нему и его воспитанию не относится. Проблемы лучше решать в той области отношений, в которой они возникли. Но иногда крайне непросто бывает их туда вернуть. Потому, что спорить по поводу того, наказывать или не наказывать ребёнка, для взрослых проще и безопасней, чем говорить, например, о неполадках в интимной сфере.
Третий – лишний.
Нередко позиция «прародителей», то есть бабушек и дедушек, лишь обостряет разногласия супругов. Конечно, к мнению бабушек необходимо прислушиваться. Но главную роль в воспитании должны играть родители. Именно родители отвечают за ребёнка, на их плечах лежит забота о его умственном, физическом, эстетическом и нравственном воспитании.
Нередко именно бабушка становится провокатором в столкновениях между родителями. Почему? Причин тому может быть немало.
Во-первых, прародительские семьи, к сожалению, по статистике последних десятилетий, нередко бывают не только не гармоничными, часто они просто неполные. Довольно много разводов происходит, когда дети уже выросли, встали на ноги. И советы пожилых людей, имеющих скептическое или негативное отношение к браку, вряд ли могут послужить укреплению семьи.
Во вторых, очень быстро меняется общество, взгляды на отношения, воспитание, распределение времени и множество других вопросов. Часто родители и подросшие дети расходятся во мнениях относительно всего на свете, но особенно остро в вопросах воспитания, лечения, обучения детей.
Самый негативный вариант, который может возникнуть при наличии разногласий – это образования коалиции кого-то из супругов с одним из прародителей, и в основном с бабушками. «Мы с мамой думаем так-то, и мы правы, а ты (муж) ничего не понимаешь».
При наличии разных мнений мужу и жене следует сначала выработать общую или согласованную стратегию пары, а уж потом делиться идеями с родителями. Иначе супругам грозит серьёзное разобщение: ведь человек, чувствующий поддержку со стороны, менее склонен идти на компромисс. Как говорится, «в браке любой третий – лишний».
В роли союзника по коалиции против супруга может быть и подруга жены или приятель мужа, и виртуальные собеседники из социальных сетей.
Наметим примерную «технику безопасности» при наличии разногласий:
- их лучше не накапливать (как неоплаченные счета), а пытаться проговаривать;
- для таких разговоров лучше использовать нейтральное время;
- если вы сильно раздражены, отложите по возможности воспитательные дискуссии: все переговоры, все решения должны приниматься только в уравновешенном состоянии;
- постарайтесь не забывать: если супруг ведёт себя или думает иначе, чем вы, это вряд ли делается вам назло – он просто другой человек;
- близкие люди не обязательно должны думать одинаково, но, безусловно, им полезно учиться уважать и учитывать мнение, отличное от своего собственного;
- втягивать в разногласия других – «подкармливать» эти разногласия;
- выяснять отношения при детях – значит «пилить сук, на котором сидите», разрушать семейную основу, подрывать ощущение того, что родители – одна команда;
- не допускайте при детях высказываний, которые могут подорвать авторитет вашей второй половины в его глазах: «Ты плохой отец, это из-за тебя…»;
- помните, жертвенный, лжесмиренный отказ от собственного мнения может служить отсроченному накоплению разногласий.
Суммируя всё, можно сказать, что редкая семья обходится без необходимости договариваться: согласовывать различные точки зрения приходится буквально по любому поводу. Смена социального или имущественного статуса, появление детей или их вхождение в новые возрастные периоды может вызвать обострение разногласий. Характеры членов семьи могут быть сколь угодно разными, но только в ситуации сотрудничества в выигрыше оказываются обе стороны, не говоря о том, ради кого они трудятся!
Когда в родителях согласья нет Т.П. Гаврилова,
кандидат психологических наук,
профессор кафедры детской и
семейной психотерапии МГППУ
Как сделать так, чтобы естественные разногласия между родителями в вопросах воспитания и по другим семейным проблемам не искалечили личность ребёнка? Как научиться вместе находить правильные решения, соответствующие возрасту взрослеющего чада? В этом поможет опытный психолог. Истоки разногласийПричин возникновения разногласий в воспитании может быть множество. Но самым общим образом можно сказать так: истоки разногласий между родителями в отношении воспитания их детей лежат, прежде всего, в различии их собственного опыта, вынесенного из детства! Это большая проблема, и хотя специалисты об этом говорят настойчиво, она не осознаётся большинством родителей! Дело в том, что человек с детства усваивает «паттерн», или, другими словами, - способ действий. Например, если на ребёнка родители кричат, причём с полной уверенностью, что взрослый имеет право на крик и что ребёнок заслуживает этого, - он постепенно усваивает правило, что всякий человек имеет право на крик!
Родители копируют модель воспитания, которая была принята в их семье, поэтому вступающие в брак люди приходят в семью с разными воспитательными установками на отношения между людьми вообще, а они усваиваются очень рано под влиянием семьи и своего детского жизненного опыта. У одних к двадцати годам может быть сформирована установка на авторитарность, на семейную власть, а у других – на демократичность, на диалог.
Влияние разногласий на ребёнка
Серьёзным разногласием часто становится в семье выбор стиля воспитания: строгости или мягкости, авторитаризма или демократии, гиперопеки или невмешательства и т.д. В сторонниках того или иного типа воспитания нехватки не наблюдается.
Препятствием к выбору оптимального стиля воспитания могут выступать различия в характерах родителей. В то время как педантичный, застревающий на мелочах, гневливый отец требует беспрекословного послушания и моментального выполнения приказов, более «мягкая» по характеру мама, напротив, потакает всем слабостям и капризам ребёнка. Такая ситуация может привести либо к повышению уровня тревожности у ребёнка за счёт постоянного напряжённого ожидания и неопределённости – накажут ли его за этот поступок или похвалят, либо к развитию хитрости и склонности к манипулированию. Ребёнок может научиться играть на этом разногласии. Всякий раз после стычек с отцом он может приходить в слезах и с жалобами к матери и выпрашивать у неё в качестве «утешительного приза» подарки, сладости или просто знаки внимания. Мать, соглашаясь, что «папа плохой», подрывает авторитет отца. Отца такое положение вещей злит ещё больше, внутрисемейный конфликт усугубляется. Отец, наблюдая «заговор» матери с ребёнком, чувствует себя ненужным. Как правило, за маской подобного «деспота» скрывается ранимая натура с заниженной самооценкой, которая требует внимания и понимания не меньше, чем ребёнок. Корни их поведения уходят в желание уберечь детей от собственных ошибок, тяжёлых переживаний. Родители, перенесшие в детстве унижения, насмешки и неудачи, хотят видеть своих детей сильными, несгибаемыми личностями и воспитывают их в «спартанских» условиях. Не наученные в детстве любить, не имеющие надёжной поддержки, они не знают, что становление сильной личности возможно, когда есть ощущение, что тебя понимают и одобряют.
Нередко разногласия между членами семьи переходят в открытую конфронтацию, и тогда ребёнок оказывается в самой неприятной роли – заложником родительских конфликтов: он вынужден выбирать, как ему себя вести в противоречивой ситуации. Одна из важнейших потребностей ребёнка – быть любимым и «хорошим». Как часто дети задают этот вопрос: «Я хороший?» или утверждают гордо: «Я – хороший мальчик!» Для них это важно, и часто их поведение мотивируется как раз этой потребностью. А что же делать ребёнку, который хочет быть хорошим и для мамы, и для папы, а ещё и бабушки с дедушкой – все они любимы им. Ему тяжело не только выбирать линию поведения, но и вообще выбирать между любыми значимыми взрослыми – для него это не под силу! Он вынужден хитрить и подстраиваться под каждого: получается, что уже с младенчества родители вынуждают дитя учиться манипулировать. Ребёнку, который воспитывается в противоречивой среде, сложно выработать собственные нравственные установки, принципы и убеждения.
На фоне несогласия в семье у ребёнка могут начаться невротические проявления: ему бывает элементарно страшно, когда родители ссорятся.
Чем вести бесполезные кровопролитные войны, отстаивая свой стиль воспитания, целесообразнее обратиться к специалисту.
Что делать?
Прежде всего, важно осознать: единство позиции – вещь очень важная. Для того чтобы прийти к единому знаменателю, в первую очередь, надо понять, что стоит за позицией каждого из вас, уточнить, что каждый из родителей имеет в виду. Если любое решение принимается в штыки, идеи отвергаются, а достижения обесцениваются, то это история не про воспитание, а про то, кто в доме главный, кто хороший, а кто плохой. Это серьёзный повод для визита к семейному психологу.
Если же родители просто выросли в семьях с разными ценностями, то следует постараться вместе прояснить, что стоит за их пожеланиями к ребёнку.
Когда особенно требуется согласованность родителей.
Следует особо выделить четыре детских возрастных позиции, когда для нормального развития личности ребёнка особенно важна согласованность родительских взглядов и принципов.
Возраст 3-х лет.
Во первых, это возраст трёх лет, когда ребёнок начинает говорить «я сам», обнаруживая, сам того не понимая, свою уникальность. И чем более активный ребёнок, тем он интенсивнее будет проявлять своё стремление к независимости.
Надо стараться воспринимать любую ситуацию с ребёнком этого возраста с терпением и чувством юмора вне зависимости от вашего настроения. Не следует повышать голос. Тем более не стоит прибегать к физическому наказанию. Многие родители, чтобы чадо не лезло к запрещённым предметам, часто шлёпают ребёнка по рукам. Если мы будем бить его по рукам – ребёнок, что называется, осядет, он превратится в «сундука»: сначала будет сидеть и ждать, пока ему кашу в рот положат, потом, пока его определят в школу, институт и, наконец, пока ему невесту найдут!
Очень важная вещь: для ребёнка в этом возрасте необходима чёткая позиция внутри семьи! Если женщина в курсе, что за собой влечёт этот возраст, ей обязательно надо подготовить отца к прохождению этого этапа. Есть мужчины, которые легче взаимодействуют с маленьким ребёнком, а труднее – с подростком. Другие, наоборот, пока ребёнок не имеет своей точки зрения, не знают, о чём с ним говорить! Чаще всего с маленькими детьми отцы не включаются во взаимодействие – а ребёнку отец нужен всегда: ребёнок должен на себе чувствовать отцовский взгляд, неважно, мальчик это или девочка. Отец необходимо обязан быть включённым в прохождение ребёнком этих трудных возрастов, это его родительский долг. И к этому его нужно готовить!
Все мы прекрасно понимаем, насколько заняты наши сегодняшние мужчины на работе, но мальчикам необходимо мужское воспитание! Хорошо, когда есть хороший дед, или хороший тренер, или замечательный учитель – но отца не заменит НИКТО!
В противном случае из-за недостатка общения с отцом ребёнок из мамы частенько делает объект компенсации: грубит ей, пренебрегает её просьбами и наставлениями – показывает, как может вести себя мужчина. А мать никак не может понять причину такого отношения к ней. Почему женщина из мальчика не может воспитать настоящего мужчину? Да потому, что дух у неё женский. Какая бы умная ни была женщина, она не в состоянии вселить дух воина в мальчика.
Возраст 7 лет.
Следующий трудный для родителей возраст – это возраст примерно семи лет. Это время поступления в школу тоже в основном падает на женщину - и здесь возникает масса разногласий по выбору школы или типа образования. В конце концов, надо найти время и вместе съездить в школу, поскольку выбор школы – очень серьёзное дело. Мы прекрасно знаем, если ребёнок в начальной школе поменяет не одну школу, дальше он не захочет учиться! Хотя, как правило, контроль за учёбой останется за матерью, отец пусть не говорит в случае школьных трудностей: «Ты его избаловала! Кого ты мне воспитала, это твои штучки!» Важно, чтобы родители договорились заранее, тогда это не будет только материнской виной, результатом только её неправильного поведения.
Важно, чтобы родители ходили на родительские собрания: оба или по очереди, но чтобы школьная жизнь ребёнка не была проблемой только матери!
Подростковый возраст.
Здесь совершенно необходимо посильное участие отца! Надо представить себе, что у вашего ребёнка, подошедшего к этому возрасту, по-другому открываются глаза на мир: он начинает видеть, кто такие на самом деле его отец и мать, какие между ними на самом деле отношения – папа и мама теряют свой пьедестал, их незыблемый авторитет падает.
Тут хочется напомнить, что же такое настоящий авторитет, кто представляет для ребёнка влиятельную фигуру – это человек, которого хочется слушать, чьей компетентности он доверяет, это человек, который ему показывает, как быть по-настоящему любящим.
Вот, казалось бы, мы обладаем высокими нравственными идеалами – почему же дети у нас не берут их? Потому, что не знаем, как это передать – читаем нотации, «человек должен, должен…». А человек должен то, что он выберет с нашей помощью.
Эта родительская нотация с должествованием, предписыванием – сущее наказание! Если у одного родителя авторитет действительно есть, а у другого нет, о какой согласованности мы говорим? Подлинная власть – власть человека сильного по своей натуре, по характеру, по нервной системе, но это большая редкость. От подлинной власти отличается понятие властности. Есть матери властные. Посмотрите кругом – у таких матерей, которые командуют, не имея внутренних оснований, упрямые дети. На самом деле ребёнку для развития не нужна властность матери – идеальная мать, обладающая твёрдостью, последовательностью. Она не обещает того, что не сделает, держит слово, у неё есть принципы, которые она не нарушает, но она всегда смотрит, годятся ли её принципы окружающим людям – поэтому она авторитетна! Когда женщина твёрдая, разумная, авторитетная в семье, она никогда не поставит мужчину в ситуацию униженности, всегда поможет мужчине занять первое место рядом с собой. А если она ещё и сердечная, и тёплая, да умеет пошутить – цены ей нет!
В связи с трудностями этого этапа, родителям нужно понять одну вещь: парадоксы этого возраста надо понимать, быть может, и с помощью хороших, разумных книг, статей, журналов, специалистов.
Один из самых глобальных парадоксов состоит в том, что подросток хочет понять самого себя, он хочет стать самим собой – утверждается иногда нелепо, глупо, топорно. При этом он не может не быть включённым в детскую школьную общность – если этого нет, это драма для ребёнка. Ему надо помогать входить туда, помогать как по-женски, так и по-мужски, слушать его переживания.
В семье он тоже хочет занять определённую позицию, отстаивает своё право – но надо понимать, что при любых обстоятельствах ему как воздух нужна семья, каждый родитель и оба вместе должны помогать ему пройти этот сложный этап взросления!
К подростку необходимо повысить уровень требований, и нет воспитания без принуждения. Принуждение – естественный процесс, но оно не должно переходить в насилие эмоциональное или физическое. В подростковом возрасте должен преобладать контроль определённого типа, но ни в коем случае не директива. Это контроль помогающий, требования не должны сопровождаться криками. Родители должны согласованно предъявлять свои требования, чтобы ребёнку были они ясны и понятны. А если требуется принуждение в исполнении требований, оно должно быть разумным: не грубость, авторитарность и блажь должны быть нашими инструментами в воспитании, а гибкость, согласование, любовь и твёрдость, последовательность! Пожелаю родителям, которые хотят взрастить свой авторитет: и папе, и маме поставить себя в отношениях с ребёнком так, чтобы не надо было бы ему повторять много раз свои требования. Подростки этим играют, часто делают вид, что не слышат, не понимают вас.
И конечно, родителям следует постоянно следить за тем, что творится у ребёнка в душе!
Старший подростковый возраст.
И, наконец, возраст сепарации, отъединения ребёнка от семьи в старшем подростковом возрасте. К этому нужно подготовиться, а это значит, что у него должно быть право на уединение, желательно, чтобы была своя комната или угол, не надо лазить в его сумки, почту, не надо подглядывать – он может закрыться. Открытая дверь в комнату ребёнка означает, что в этой семье постоянно контролируют его жизнь.
Родителям следует между собой договориться о том, как они с ребёнком пройдут эти ответственные этапы взросления, акцентировать своё внимание на том, как обоим родителям принимать участие в трудных этапах жизни сына или дочери.
Первое и главное условие родительского успеха – согласованность супружеских отношений, союз любящих людей, для которых воспитание ребёнка есть ценность. Тогда они смогут согласовать всякое и любое разногласие! Прежде чем браться за воспитание, надо все конфликты и разногласия в паре разрешить до появления ребёнка, потому что с появлением ребёнка и его взрослением они только усиливаются!
Поделитесь с Вашими друзьями:
dogmon.org
Воспитательная работа - Вопросы образования и воспитания
| ĉ | Выбор специальных средств педагогического влияния на каждого ребёнка как принцип воспитания толерантности.docПросмотр Скачать | Плахина Т.В.., воспитатель КОУ «Тарский детский дом им. Д.М. Карбышева» г. Тары | 41 кб | версия 1 | 28 нояб. 2015 г., 16:41 | Отдел публикаций | |
| ĉ | Гражданско-патриотическое воспитание в современной вечерней школе.docПросмотр Скачать | Коновалова Г.А., Кувина Т.В., учителя истории, Лапина Н.В., учитель биологии МБВ(с)ОУ «В(с)ОШ №17», г. Новокузнецка | 55 кб | версия 1 | 13 дек. 2014 г., 23:55 | Отдел публикаций | |
| ĉ | Искусство и мастерство в воспитании детей.docxПросмотр Скачать | Сницаренко Г.А., учитель математики шк. № 4 г. Алейска | 25 кб | версия 1 | 3 апр. 2016 г., 0:41 | Отдел публикаций | |
| ĉ | Программа воспитательной работы с классом.docПросмотр Скачать | Павлова Г. Г., учитель начальных классов МКОУ Антроповская СОШ | 335 кб | версия 1 | 18 янв. 2015 г., 22:26 | Отдел публикаций |
| ĉ | Актуальность формирования активной жизненной и экономической позиции у выпускников детского дома.docПросмотр Скачать | Жунаева С.В., социальный педагог КОУ «Тарский детский дом им. Д.М. Карбышева» г. Тары | 39 кб | версия 2 | 31 мар. 2016 г., 10:09 | Отдел публикаций | |
| ĉ | Гражданское воспитание молодежи в современном мире.docПросмотр Скачать | Пирогова М.П., педагог – организатор, КОУ «Тарский детский дом им. Д.М. Карбышева» г. Тары | 39 кб | версия 2 | 31 мар. 2016 г., 10:09 | Отдел публикаций | |
| ĉ | Гражданско-правовое воспитание в условиях детского дома.docxПросмотр Скачать | Ездина Е.В., соц.педагог д/дом «Огонек» г.Оленегорск | 22 кб | версия 2 | 31 мар. 2016 г., 10:09 | Отдел публикаций | |
| ĉ | Духовно-нравственное воспитание в условиях детского дома.docxПросмотр Скачать | Ткаченко Л.В., воспитатель, детский дом «Огонек» г. Оленегорска | 63 кб | версия 2 | 31 мар. 2016 г., 10:09 | Отдел публикаций | |
| ĉ | Здоровьесберегающие технологии в интернате семейного типа.docxПросмотр Скачать | Куртямова В.А., МБОУ «ОШИСОО» с. Овгорт | 16 кб | версия 2 | 31 мар. 2016 г., 10:11 | Отдел публикаций | |
| ĉ | Из опыта работы по воспитанию толерантности у подростков в условиях детского дома.docПросмотр Скачать | Васильева Т.И., воспитатель КОУ «Тарский детский дом им. Д.М. Карбышева» г. Тары | 39 кб | версия 2 | 31 мар. 2016 г., 10:09 | Отдел публикаций | |
| ĉ | Классный час «Шолоховский. Моя малая Родина».docxПросмотр Скачать | Немченко В. В., Воспитатель ГКОУ РО Шолоховская школа-интернат | 26 кб | версия 2 | 31 мар. 2016 г., 10:09 | Отдел публикаций | |
| ĉ | Музей детского дома им. Д.М. Карбышева как центр духовно-нравственного развития воспитанников.docxПросмотр Скачать | Корч Т.Д., воспитатель КОУ «Тарский детский дом им. Д.М. Карбышева» г. Тары | 19 кб | версия 2 | 31 мар. 2016 г., 10:09 | Отдел публикаций | |
| ĉ | Нравственное воспитание – приоритетное направление формирования личности.docxПросмотр Скачать | Бондарева Н.А., воспитатель, РУЗ школа-интернат, г.Симферополь | 17 кб | версия 2 | 31 мар. 2016 г., 10:08 | Отдел публикаций | |
| ĉ | Опыт работы методического объединения воспитателей детского дома по развитию и воспитанию толерантности.docxПросмотр Скачать | Алексеева Ю.А., воспитатель КОУ «Тарский детский дом им. Д.М. Карбышева» г. Тары | 23 кб | версия 2 | 31 мар. 2016 г., 10:08 | Отдел публикаций | |
| ĉ | Организация самоподготовки в условиях лицея-интерната.docПросмотр Скачать | Шульберекова Е.Д., воспитатель Аскизского лицея-интерната Аскизского р-на РХ | 38 кб | версия 2 | 31 мар. 2016 г., 10:08 | Отдел публикаций | |
| ĉ | Особенности организации воспитательной работы в детском доме.docПросмотр Скачать | Максименко Л.А., зам. директора по ВР, детский дом «Огонек», г. Оленегорск | 37 кб | версия 2 | 31 мар. 2016 г., 10:08 | Отдел публикаций | |
| ĉ | Проблемы достижения жизненной успешности выпускниками детского дома.docxПросмотр Скачать | Кулишак С.Н., социальный педагог, КОУ «Тарский детский дом им. Д.М. Карбышева» г. Тары | 24 кб | версия 2 | 31 мар. 2016 г., 10:08 | Отдел публикаций | |
| ĉ | Профилактика и коррекция самовольных уходов.docПросмотр Скачать | Евстигнеева С.М., воспитатель КОУ «Тарский детский дом им. Д.М. Карбышева» г. Тары | 47 кб | версия 2 | 31 мар. 2016 г., 10:09 | Отдел публикаций | |
| ĉ | Рекомендации по организации и проведению самоподготовки.docxПросмотр Скачать | БашаС.В., воспитатель КОУ «Тарский детский дом им. Д.М. Карбышева» г. Тары | 17 кб | версия 2 | 31 мар. 2016 г., 10:07 | Отдел публикаций | |
| ĉ | Самоподготовка в пришкольном интернате как фактор формирования навыков самостоятельной познавательной деятельности.docПросмотр Скачать | Бурнакова В.И., воспитатель Усть-Чульской СОШ РХ | 36 кб | версия 2 | 31 мар. 2016 г., 10:07 | Отдел публикаций | |
| ĉ | Свободное время подростка.docxПросмотр Скачать | Бондарева Н.А., воспитатель ГБОУРК «Крымская гимназия-интернат для одаренных детей» | 19 кб | версия 2 | 31 мар. 2016 г., 10:07 | Отдел публикаций | |
| ĉ | Социальная адаптация детей в детском доме.docxПросмотр Скачать | Шукова И.Н., воспитатель КОУ «Тарский детский дом им. Д.М. Карбышева» г. Тары | 16 кб | версия 3 | 31 мар. 2016 г., 10:06 | Отдел публикаций | |
| ĉ | Экологическая культура и приобщение к ней.docПросмотр Скачать | Бондарева Н.А., воспитатель, РУЗ школа-интернат, г.Симферополь | 34 кб | версия 2 | 31 мар. 2016 г., 10:07 | Отдел публикаций | |
| ĉ | Экологическое воспитание обучающихся.docxПросмотр Скачать | Тюкалова И.В., воспитатель ГБОУРК «Крымская гимназия-интернат для одаренных детей» | 17 кб | версия 2 | 31 мар. 2016 г., 10:07 | Отдел публикаций | |
| ĉ | Экономическое воспитание детей детского дома, как потребность в развитии самостоятельности.docПросмотр Скачать | Логинова Л.А., воспитатель КОУ «Тарский детский дом им. Д.М. Карбышева» г. Тары | 42 кб | версия 3 | 31 мар. 2016 г., 10:06 | Отдел публикаций |
| ĉ | Дебаты как средство формирования ключевых компетенций обучающихся.docxПросмотр Скачать | Ситникова Н.П., Педагог д.о. ЦДТ №16 «Огниво» г. Набережные Челны | 23 кб | версия 2 | 31 мая 2014 г., 11:17 | Отдел публикаций | |
| ĉ | Духовно-нравственное воспитание личности учащихся отделения ИЗО МБУДОД «ДШИ №8».docxПросмотр Скачать | Прокопенко Л.В., преподаватель МБУДОД «ДШИ №8» на базе МОАУ «Гимназия №7» г.Оренбурга | 33 кб | версия 2 | 4 февр. 2016 г., 10:42 | Отдел публикаций | |
| ĉ | Индивидуальный подход на основе темперамента, как психологической особенности личности участников хореографического коллектива.docПросмотр Скачать | Ширяева О.В., педагог дополнительного образования МБУ ДО ДЮЦ «Мир» Свердловская область, г.Нижний Тагил | 60 кб | версия 2 | 4 февр. 2016 г., 10:43 | Отдел публикаций | |
| ĉ | Международная экологическая акция «День без бумаги».docxПросмотр Скачать | Ушакова О.В., пдо «ЦДОД» г.Урай ХМАО-Югра | 241 кб | версия 2 | 5 янв. 2014 г., 9:52 | Отдел публикаций | |
| ĉ | Опыт работы МБУ ДО ДЮЦ «Мир» по профилактике ассоциального поведения подростков.docxПросмотр Скачать | Николаева И.В., педагог-организатор МБУ ДО ДЮЦ «Мир» г. Нижний Тагил | 27 кб | версия 2 | 13 мая 2014 г., 9:24 | Отдел публикаций | |
| ĉ | Организация МКОУ ДОД Эколого-биологическим центром массовых экологических мероприятий, направленных на развитие творческих способностей ребенка.docxПросмотр Скачать | Назина Н.В., педагог-организатор МКОУ ДОД ЭБЦ г. Георгиевска, Ставропольский край | 20 кб | версия 2 | 4 февр. 2016 г., 10:45 | Отдел публикаций | |
| ĉ | Повышение эффективности спортивной деятельности путём влияния на мотивационную сферу спортсменов.docxПросмотр Скачать | Жернаков А. В., Зам. директора по УВР ГАОУДОД ЯНО ДЮСШ по национальным видам спорта г. Салехард | 41 кб | версия 2 | 30 июн. 2014 г., 19:18 | Отдел публикаций | |
| ĉ | Правовое воспитание учащихся через деятельность отряда Юных помощников полиции.docxПросмотр Скачать | Зайцева К.Ф., учитель математики, МБОУ Белоярская СОШ, республика Хакасия, Алтайский район, село Белый Яр | 18 кб | версия 2 | 24 июн. 2015 г., 16:15 | Отдел публикаций | |
| ĉ | Роль школьного музея в реализации правового воспитания школьников.docxПросмотр Скачать | Середова К.Ф., учитель обществознания, МБОУ Белоярская СОШ, республика Хакасия, Алтайский район, село Белый Яр | 16 кб | версия 2 | 24 июн. 2015 г., 16:18 | Отдел публикаций | |
| ĉ | Сценарий воспитательного мероприятия «Путешествие по островам Пионерии».docПросмотр Скачать | Ремезова Е.Н., методист/зав. отделом МОУДО «ЦТ Заводского района» г. Кемерово | 68 кб | версия 2 | 27 дек. 2014 г., 2:45 | Отдел публикаций | |
| ĉ | Тематическая декада как форма художественно-эстетического воспитания.docПросмотр Скачать | Стадник В.В., ПДО, методист МБОУ ДОД ЦДОД г. Мыски | 54 кб | версия 2 | 18 нояб. 2014 г., 2:34 | Отдел публикаций | |
| ĉ | Художественно-творческая деятельность как фактор формирования и развития универсальных учебных действий.docПросмотр Скачать | Катаева С.В., методист Центра «Мозаика», п. Ильинский | 48 кб | версия 2 | 4 февр. 2016 г., 10:47 | Отдел публикаций |
| ĉ | Воспитание культуры общения со взрослыми и сверстниками через игру.docxПросмотр Скачать | Герасимова М.В., воспитатель д/с №12 г.Нововоронежа | 21 кб | версия 2 | 18 янв. 2015 г., 21:15 | Отдел публикаций | |
| ĉ | Гражданско-патриотическое воспитание в детском саду.docxПросмотр Скачать | Завалишина О.И., воспитатель д/с № 36 г. Воронежа | 31 кб | версия 2 | 14 дек. 2014 г., 0:57 | Отдел публикаций | |
| ĉ | Гражданско-патриотическое воспитание старших дошкольников.docxПросмотр Скачать | Федотова И.В., старший воспитатель ДОУ № 4 «Сказка» | 51 кб | версия 2 | 3 мар. 2018 г., 23:49 | Отдел публикаций | |
| ĉ | Детская журналистика как средство повышения уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста.docxПросмотр Скачать | Витиорец Т.И., воспитатель МАДОУ «ЦРР «Жемчужинка», г. Тулун | 21 кб | версия 2 | 5 апр. 2014 г., 9:22 | Отдел публикаций | |
| ĉ | Доклад на тему «Игровые технологии».docxПросмотр Скачать | Волкова Н.Н. МБДОУ «Детский сад № 30» г. Шатура | 21 кб | версия 2 | 18 июн. 2016 г., 9:11 | Отдел публикаций | |
| ĉ | Доклад «Роль художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников и младших школьников».docxПросмотр Скачать | Волкова Н.Н. МБДОУ «Детский сад № 30» г. Шатура | 21 кб | версия 2 | 31 мар. 2016 г., 9:46 | Отдел публикаций | |
| ĉ | Духовно-нравственное воспитание как важнейший аспект формирования личности ребёнка.docxПросмотр Скачать | Чегодаева Ю.В., воспитатель детского сада № 71 г.Читы | 19 кб | версия 2 | 5 сент. 2014 г., 4:24 | Отдел публикаций | |
| ĉ | Интеллектуальное развитие одаренных детей.docПросмотр Скачать | Пархоменко Н.В., Истигечева Е.Н., воспитатели МАДОУ д/с № 1 «Алёнушка» г. Асино | 41 кб | версия 2 | 21 янв. 2014 г., 10:59 | Отдел публикаций | |
| ĉ | Маленькие патриоты.docxПросмотр Скачать | Морозовская С.И. воспитатель МБОУ ООШ № 15 г. Междуреченск | 21 кб | версия 2 | 31 мар. 2016 г., 10:12 | Отдел публикаций | |
| ĉ | Модель профилактической работы речевого развития детей раннего возраста.rtfПросмотр Скачать | Чертковская О.Ю., учитель-логопед, МБДОУ «Ботовский детский сад комбинированного вида» | 123 кб | версия 2 | 24 янв. 2014 г., 9:49 | Отдел публикаций | |
| ĉ | Нравственное воспитание дошкольников как целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям ...DOCПросмотр Скачать | Болдырева Т.С., воспитатель МАДОУ № 112 г. Мурманска | 47 кб | версия 2 | 11 апр. 2014 г., 10:34 | Отдел публикаций | |
| ĉ | Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через мини-музеи.docПросмотр Скачать | Бессчетнова Е.Ф., старший воспитатель д/с №13 г.Россоши | 212 кб | версия 2 | 6 июл. 2014 г., 17:52 | Отдел публикаций | |
| ĉ | Проблемы воспитания детей в сельской местности..docxПросмотр Скачать | Морозовская С.И., Куспекова И.А., Топакова О.Г., воспитатели МБДОУ №31 г.Междуреченска | 25 кб | версия 2 | 4 февр. 2016 г., 10:45 | Отдел публикаций | |
| ĉ | Программа для детей 3-4 лет «Малыш-Крепыш».docxПросмотр Скачать | Ильина И.А., воспитатель МАДОУ г. Нижневартовска ДС №60 «Золушка» | 116 кб | версия 2 | 25 апр. 2015 г., 23:38 | Отдел публикаций | |
| ĉ | Проект «Девочки и мальчики».docxПросмотр Скачать | Ковалёва О.В., воспитатель, д/с № 242 ОАО «РЖД» | 40 кб | версия 2 | 31 мар. 2016 г., 10:09 | Отдел публикаций | |
| ĉ | Реализация образовательного проекта «Детский сад, физкультура и спорт в ДОУ».docПросмотр Скачать | Оганова И.Н., старший воспитатель МБДОУ № 90 г. Мурманска | 1905 кб | версия 2 | 31 мар. 2016 г., 10:07 | Отдел публикаций | |
| ĉ | Сохранение казачьих традиций в воспитании дошкольников.docПросмотр Скачать | Храмкова И.М., заведующий д/с «Колокольчик» | 34 кб | версия 2 | 1 мар. 2015 г., 22:03 | Отдел публикаций | |
| ĉ | Тренинг. Педагогическое мастерство воспитателя.docПросмотр Скачать | Арабина Е.Ю., ст.воспитатель, МДОУ с.Усть-Курдюм | 38 кб | версия 2 | 4 февр. 2016 г., 10:41 | Отдел публикаций |
| ĉ | Воспитание духовно-нравственных качеств обучающихся начальных классов через уроки русского языка и литературы.docПросмотр Скачать | Матухнова Л.Г., учитель нач. классов шк. №5 г.Гурьевска | 68 кб | версия 2 | 27 апр. 2014 г., 8:34 | Отдел публикаций | |
| ĉ | Дифференцированное обучение как средство воспитания интереса к урокам русского языка.docПросмотр Скачать | Нестерова Н.Н. учитель русского языка и литературы Панкрушихинской СОШ Алтайского края | 61 кб | версия 2 | 17 дек. 2017 г., 6:08 | Отдел публикаций | |
| ĉ | Духовно-нравственное воспитание в школе подходы, содержание, результативность.docПросмотр Скачать | Кириллова Н.В., учитель нач. кл., Петрова В.Н., учитель ОПК шк.№114, г.Волгоград, с.Песчанка | 48 кб | версия 2 | 31 мар. 2016 г., 10:11 | Отдел публикаций | |
| ĉ | Как интересно организовать воспитательную работу в летнем оздоровительном лагере с дневным пребыванием для младших школьников.docxПросмотр Скачать | Маренина Г.В., педагог – организатор Березовской СОШ № 2 Пермского края | 42 кб | версия 2 | 25 янв. 2014 г., 11:12 | Отдел публикаций | |
| ĉ | Логопедическая досуговая деятельность.docПросмотр Скачать | Засоренкова О.В., Учитель-логопед Тереньгульской СОШ | 82 кб | версия 2 | 16 окт. 2015 г., 16:55 | Отдел публикаций | |
| ĉ | Православный праздник в начальной школе.docxПросмотр Скачать | Кондрашова С.Ю., учитель нач. классов шк. №65 г.Тулы | 47 кб | версия 2 | 26 апр. 2015 г., 20:25 | Отдел публикаций | |
| ĉ | Профориентационная работа в начальной школе.docxПросмотр Скачать | Полевщикова Л.А., учитель нач. классов шк. №35 г. Осинники | 22 кб | версия 2 | 17 нояб. 2014 г., 4:32 | Отдел публикаций | |
| ĉ | Торжественная линейка, посвященная 70-летию Победы в ВОВ «ЧЕТЫРЕ ГОДА ШЛА ВОЙНА».docПросмотр Скачать | Паламарчук О.М., Зам. директора по воспитательной работе МБОУ НОШ № 52 п. Ильиногорск | 44 кб | версия 2 | 24 сент. 2015 г., 15:34 | Отдел публикаций | |
| ĉ | формирование духовно-нравственных ценностей в начальной школе.docПросмотр Скачать | Платонова Л.А.,учитель нач. классов шк. №5г.Череповца | 90 кб | версия 2 | 23 нояб. 2016 г., 5:48 | Отдел публикаций |
| ĉ | Гражданское воспитание студентов в процессе профессиональной подготовки.docxПросмотр Скачать | Фирсова Л.Р., преподаватель психолого-педагогических дисциплин ГБОУ СПО «БППК» РТ г. Бугульма | 17 кб | версия 2 | 31 мар. 2015 г., 20:17 | Отдел публикаций | |
| ĉ | Изучение истории малой родины, как аспект патриотического воспитания.docxПросмотр Скачать | Чернышёва Л.М., преподаватель истории и обществознания ГБОУ СПО «Строгановский колледж», г. Очер Пермский край | 24 кб | версия 2 | 5 дек. 2013 г., 1:47 | Отдел публикаций | |
| ĉ | Методическая разработка классного часа «Семья ДоброТы».docxПросмотр Скачать | Михайлова И.А., методист, ГБПОУ КПТ | 37 кб | версия 2 | 30 нояб. 2015 г., 16:17 | Отдел публикаций | |
| ĉ | Программа добровольческого отряда «Жизнь – без табака».docxПросмотр Скачать | Соловьевой Г.В., преподаватель спецдисциплин ОГБПОУ «КПК» г.Кострома | 21 кб | версия 2 | 21 сент. 2014 г., 21:22 | Отдел публикаций |
| ĉ | Бокс - средство против гиподинамии.docПросмотр Скачать | Петросян С,А., учитель физической культуры МБОУ «Промышленновская СОШ № 2» | 50 кб | версия 2 | 27 дек. 2013 г., 1:11 | Отдел публикаций | |
| ĉ | Воспитательная работа по духовно-нравственному развитию..docПросмотр Скачать | Янушко Г. М. МБОУ СОШ № 10 г. Куйбышев, Новосибирская область | 69 кб | версия 2 | 17 апр. 2016 г., 2:36 | Отдел публикаций | |
| ĉ | Кадетское движение как этап формирования гражданско-патриотического воспитания в школе.docxПросмотр Скачать | Ковшарова Е.А., учитель рус яз и литерат. МОУ «Половинская СОШ» | 79 кб | версия 2 | 23 нояб. 2016 г., 5:40 | Отдел публикаций | |
| ĉ | Классный час «Молодежь против экстремизма».docxПросмотр Скачать | Тугова Е.В., ЗДВР МОАУ «СОШ №10 г.Новотроицка» | 19 кб | версия 2 | 27 янв. 2016 г., 20:39 | Отдел публикаций | |
| ĉ | Классный час «Родительский дом – начало начал».docxПросмотр Скачать | Сарбаева Р.Х., учитель математики шк. №1 с. Караидель | 23 кб | версия 2 | 4 февр. 2016 г., 10:43 | Отдел публикаций | |
| ĉ | Классный час «Свободное время – какое оно или культурный досуг».docxПросмотр Скачать | Попова И.В., учитель русского языка и литературы МБОУ МСОШ им. Н.В.Архангельского | 30 кб | версия 2 | 12 мар. 2014 г., 4:47 | Отдел публикаций | |
| ĉ | КТД «У войны не женское лицо».docxПросмотр Скачать | Исмурзаева Ж.С., учитель географии МБОУ «Сизобугорская СОШ» имени поэта Мажлиса Утежанова | 24 кб | версия 2 | 4 февр. 2016 г., 10:44 | Отдел публикаций | |
| ĉ | Культура здорового и безопасного образа жизни как фактор формирования здоровьесберегающего пространства.docxПросмотр Скачать | Абрамян М.Л., заместитель директора по ВР шк.21 г. Шахты | 65 кб | версия 2 | 23 нояб. 2015 г., 21:34 | Отдел ИКТ | |
| ć | Модель органа ученического самоуправления на примере Школьной Демократической Республики.pptПросмотр Скачать | Максимова В.Н., педагог-организатор МАОУ СОШ с.Мошенское | 702 кб | версия 2 | 31 мар. 2016 г., 10:10 | Отдел публикаций | |
| ĉ | На пути к успеху.docxПросмотр Скачать | Проскурякова Н.А., уч. информатики, Гимназия №25 г.Иркутска | 47 кб | версия 2 | 7 окт. 2013 г., 8:11 | Отдел публикаций | |
| ĉ | Программа воспитания и социализации учащихся на уровне основного общего образования.docxПросмотр Скачать | Смокотина Е.В., замдиректора по ВР шк. № 1 г. Мариинска | 189 кб | версия 2 | 16 янв. 2017 г., 6:48 | Отдел публикаций | |
| ĉ | Рубежи памяти. Виртуальная экскурсия по творчеству скульптора А.Г.Постола.docПросмотр Скачать | Башкирова М.В., педагог-библиотекарь ГБОУ СОШ № 1344 г. Москвы | 471 кб | версия 2 | 27 дек. 2013 г., 7:28 | Отдел публикаций | |
| ĉ | Соблюдение режима дня подростками.docxПросмотр Скачать | Кольчурина М.В., учитель биологии и химии Егоровской ООШ | 18 кб | версия 2 | 29 апр. 2014 г., 1:23 | Отдел публикаций | |
| ĉ | Сценарий мероприятия «Мастер-класс для мам».docxПросмотр Скачать | Горбунова А.Е., заместитель директора по ВР МОУ СОШ № 50. Комсомольск-на-Амуре | 20 кб | версия 2 | 26 янв. 2015 г., 0:49 | Отдел публикаций | |
| ĉ | Формирование школьной развивающей образовательной среды, способствующей обогащению духовно-нравственного развития обучающихся..docxПросмотр Скачать | Нечипоренко Н.В., учитель физики, МОБУ СОШ № 26, г. Таганрог | 31 кб | версия 2 | 11 апр. 2014 г., 10:53 | Отдел публикаций | |
| ĉ | Формы работы классного руководителя с семьей в духовно-нравственном и патриотическом воспитании.docxПросмотр Скачать | Каменских Л. В., учитель информатики и ИКТ шк. №3 г.Очер | 21 кб | версия 2 | 29 авг. 2015 г., 13:18 | Отдел публикаций | |
| ĉ | Час общения детей и родителей «На мир смотрите добрыми глазами».docПросмотр Скачать | Неверова Н.Е., учитель русского языка и литературы школы №10 с. Солдато-Александровского | 72 кб | версия 2 | 11 окт. 2014 г., 21:26 | Отдел публикаций |
sites.google.com
Основы успешного семейного воспитания | Статья в журнале «Образование и воспитание»
Они не будут жить в соответствии с вами. Жить в соответствии с вами равноценно тому, чтобы вообще не жить. Они должны жить, следуя самим себе — в свободе, в ответственности, в опасности, в сомнениях.
Ошо (Бхагван Шри Раджниш)
Всем известно, что становление личности происходит в семье. Именно в семье закладываются все необходимые растущему Человеку качества: любовь к близким, доброта, нежность, сострадание, целеустремленность, отзывчивость, понимание, оптимизм, решительность и другие, не менее важные человеческие добродетели. Как гласила статья 18, пункт 1 ныне утратившего силу варианта Федерального Закона об Образовании в Российской Федерации: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте». [7]
Нельзя не согласиться с приведенным утверждением, поскольку с самого рождения родители становятся непререкаемым авторитетом для своих детей. В силу своей полной зависимости: физической и психоэмоциональной, маленький человек не только копирует поведение взрослого, но и дарит безусловную любовь. Эта любовь и должна являться основой любой полноценной семьи; любовь взаимная: отдаваемая родителем своему ребенку, и любовь ребенка, даримая родителям в ответ.
Понятие семьи в общепринятом свойстве предполагает собой «… базовую ячейку общества… Для взрослого человека семья является источником удовлетворения ряда его потребностей и малым коллективом, предъявляющим ему разнообразные и достаточно сложные требования. Для ребенка семья — это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития…» [1]
Успех или неудачи семейного воспитания также определяются такими составляющими компонентами как: педагогический, эмоциональный, национальный, духовный, психологический, нравственный, материальный.

Рис. 1. Степень значимости семейных составляющих по убыванию
Все факторы распределены мною по уменьшению степени важности, на мой личный взгляд, от самого до менее значимого. Для наглядности я использовала уменьшение поля диаграммы по мере уменьшения значимости пункта.
Кроме того, немаловажное значение имеет и тип рассматриваемой семьи: нуклеарный (от лат. «nucleus» — «ядро») или расширенный. [4, с.285–290) Под нуклеарным типом понимается традиционная семья, где есть родители (один или оба супруга) — отсюда берет начало полная или неполная семья — а также дети (или отсутствие детей в нуклеарной семье). Расширенный же тип семьи представляет собой не только родителей/родителя, ребенка или детей, но и представителей старших поколений, проживающих совместно.
Как следствие существующих разнообразных типов семей, по-разному распределяется в них и главенство, или лидерство, являющееся одним из важнейших условий успешного или, напротив, неудачного воспитания детей. Таким образом, в нуклеарной лидерство может принадлежать мужчине (патриархат), женщине (матриархат) или существует равноправие (эгалитарная семья), которое считается наиболее желательной и благоприятной семейной формой, поскольку общее участие супругов в принятии решений и воспитании детей как нельзя лучше сказывается на формировании лучших человеческих качеств у подрастающего поколения.

Рис. 2. Модели семей по распределению лидерства
Задача родителей, возможно, самая сложная, и для кого-то и невыполнимая, состоит в том, чтобы не только построить эгалитарную модель семьи, но и в дружественной и комфортной для детей атмосфере помочь им найти свой жизненный путь, свое «Я», а в будущем — и свою профессию. Зачастую можно наблюдать следующую картину: у родителей в юности не было возможности, скажем, самостоятельно сделать выбор будущей профессии и впоследствии они не дают и своему ребенку сделать выбор самостоятельно, принимая решение за него. Но как может быть счастлив человек, которому навязывается чужая позиция, пусть даже с точки зрения другого, верная? Идя по этому пути, родители зачастую бессознательно заставляют своих детей проживать свою жизнь, а, значит, совершать те же ошибки. Модели поведения в семье транслируются на последующие поколения, и переломить это течение зачастую очень сложно, поскольку не так много людей готовы прикладывать усилия и работать над отношениями и над собой.
Еще в начале XX века Лев Николаевич Толстой писал: «Человек всякий живет только затем, чтобы проявить свою индивидуальность. Современное воспитание стирает её… Воспитание представляется сложным и трудным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитывать своих детей или кого бы то ни было. Если же поймешь, что воспитывать других мы можем только через себя, то упраздняется вопрос о воспитании и остается один вопрос жизни: как надо самому жить?». [6, с. 102–103]

Рис. 3. Лев Николаевич Толстой за работой (начало XX века)
Родители, воспитатели, педагоги не в праве что-либо навязывать ребенку, они могут лишь предлагать возможные варианты, давать выбор, мягко советовать, направлять. Этот принцип, названный Ириной Маниченко «Законом Открытой Ладони» [3, с.68–71], на мой взгляд, является основополагающим принципом успешного семейного воспитания. Наши раскрытые ладони — это и готовность помочь, и предлагаемый выбор — но что именно ребенок будет готов или захочет принять из предложенного — будет зависеть лишь от него. Успех родителей во многом зависит от того, готовы ли мы слушать и слышать своего ребенка. Необходимо обладать определенной степенью мудрости, чтобы почувствовать, что именно будет принято ребенком, а что отвергнуто. В силах родителей и педагогов научить подрастающего Человека видеть в жизни только хорошее и светлое, учиться радоваться себе, окружающим людям, происходящим событиям, явлениям природы, красоте этого мира и внутренней красоте людей. Если мы сами сумеем взрастить в себе лучшие качества, они без сомнения передадутся и нашим детям, и тогда дети впитают все самое лучшее, что есть в нас, их родителях и педагогах.
Также одним из важных принципов успешного семейного воспитания мне видится совместный родительский досуг и совместное творчества ребенка и родителя. Не секрет, что мы живем в мире интенсивно развивающихся цифровых технологий. Зачастую родители выбирают наилегчайший и неправильнейший с точки зрения педагогики путь: вместо совместного времяпрепровождения со своим ребенком они вручают ему планшет, компьютер, мобильный телефон, игровую приставку — что угодно — лишь бы освободиться от вопросов: «А почему…?/ А что…?» и просьб: «Мама, пойдём …»./ Папа, давай вместе…». Идя по этому пути, родители, с точки зрения настоящего, лишают ребенка возможности совместного времяпрепровождения, общения, через которое он может перенять все самое лучшее от мамы или папы. А с точки зрения будущего — мы лишаем детей счастливых совместных воспоминаний из детства, где фигурирует он/она и мама с папой, а не он/она и портативный компьютер.

Рис 4. Совместный досуг взрослого и ребенка. Фото автора
Вспомним, что еще в первой половине XX века выдающийся советский психолог Лев Семенович Выготский открыл закон «зоны ближайшего развития ребенка». [2, с. 103–107].
В чем же он заключается? А заключается он в том, что завтра ребенок будет делать сам то, что сегодня он делал с помощью взрослого (или принимал участие, будь то активное или пассивное). Иными словами, все наши совместные действия: домашние обязанности — приготовление пищи, наведение порядка в доме; способы проведения досуга — рисование, лепка, художественное творчество, пение, настольные игры, игры на улице; наши разговоры с ребенком — обсуждение содержания книг или мультипликационных фильмов, их героев, беседы об окружающем мире и т. д. — все эти действия создают основу знаний, умений и навыков, закладывают необходимый фундамент будущей самостоятельности растущего Человека.
Также хочется отметить, что очень важна доброжелательная, дружественная атмосфера, в которой растет ребенок: атмосфера семьи и отчего дома. Если сравнить развитие ребенка с развитием цветка, то всем известен тот факт, что при отсутствии или недостатке ультрафиолетовых лучей его рост замедляется или останавливается. В ситуации с ребенком лучами солнца становится именно положительная атмосфера родительского дома, где дарят любовь и тепло. Не стоит забывать, что для успешного достижения целей семейного воспитания очень важен психологический комфорт пребывания в семье (более того, это относится не только к детям, но и к взрослым).
Рис. 5. Механизм развития детской самостоятельности (по Л. Выготскому). Фото автора.
В заключении хотела бы привести цитату Бхагвана Шри Раджниша, более широко известного под именем Ошо, который писал в своих трудах, посвященным детям и их воспитанию: «…Ребёнок прыгает, танцует, кричит и визжит, а вы читаете свои … газеты. И вы знаете, что там — всегда одно и то же. Но вы чувствуете, что вам мешают. Вы останавливаете ребёнка: «Не кричи! Не мешай папе!» И вы останавливаете эту бегущую энергию, этот поток — вы останавливаете этот пыл, вы останавливаете жизнь… Я не говорю, что ребёнку всегда можно позволять мешать вам. Но из сотни раз, девяносто раз вам на самом деле не мешают». [5, с. 51]
Уважаемые родители, воспитатели и педагоги, давайте начнем воспитание, развитие и обучение наших детей с саморазвития, ведь именно в нём мне видится главный залог успешного семейного воспитания.
Литература:
1. Википедия, свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. — URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ %D1 %E5 %EC %FC %FF.
2. Гиппенрейтер, Ю. Б. Продолжаем общаться с ребёнком. Так?/ Ю. Б. Гиппенрейтер. — Москва: АСТ: Астрель, 2011, 304 с.
3. Маниченко, И. В. Десять законов воспитания ребёнка./ И. В. Маниченко. — Челябинск: Мамины сказки, 2009, 87 с.
4. Милорадова, Н. Г. Психология и педагогика: учеб. пособие./ Н. Г. Милорадова. — Москва: Гардарики, 2005, 335 с.
5. Ошо, Раджниш. О детях./ В переводе О. Вишмидт. — Москва: ИД София, 2010, 224 с.
6. Толстой, Л. Н. Воспитание в свободе: избранные педагогические статьи./ Составители: М. Богуславский, К. Сумнительный. — Москва: Карапуз, 2005, 240 с.
7. Федеральный закон РФ «Об образовании» № 3266–1, утративший силу 01.09.2013, Глава II, Статья 18/ Дошкольное образование [Электронный ресурс]. — URL: http://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii/18/.
Основные термины (генерируются автоматически): семейного воспитания, успешного семейного воспитания, Лев Николаевич Толстой, XX века, с точки зрения, неудачного воспитания детей, в соответствии с вами, неудачи семейного воспитания, ребенка в раннем детском, принципом успешного семейного, целей семейного воспитания, с самого рождения родители, xx века Лев, принципов успешного семейного, залог успешного семейного, и совместное творчества ребенка, ребенка с развитием цветка, совместного времяпрепровождения, отсутствие детей в нуклеарной, ребенка возможности совместного.
moluch.ru


