Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

Клиническая психология. Зарубежные журналы по клинической психологии


КЛИНИЧЕСКАЯ И СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

КЛИНИЧЕСКАЯ И СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

ISSN: 2304-0394

Выпусков в год: 4

Импакт-фактор РИНЦ: 0,37

Научный журнал включен в список ВАК России.

«Клиническая и специальная психология» – международный, междисциплинарный, ежеквартальный электронный журнал, издаваемый МГППУ и посвященный теоретическим и прикладным исследованиям вариативности онтогенеза и дизонтогенеза. Журнал создан для публикации оригинальных статей отечественных и зарубежных психологов, дефектологов, педагогов, социальных и медицинских работников, омбудсменов на русском и английском языках; в нем представлены аннотации всех статей на английском языке. Журнал реализует контекстуальное понимание траекторий индивидуального развития в норме и патологии.Все рукописи, представленные к публикации, проходят процедуру независимого анонимного рецензирования. В качестве рецензентов выступают ведущие преподаватели факультета клинической и специальной психологии МГППУ, а также высококвалифицированные специалисты (в том числе зарубежные) из других учреждений и организаций, работающие в сфере тематики, заявленной в статьях.Журнал «Клиническая и специальная психология» состоит из следующих основных разделов (рубрик): Теоретические исследования Эмпирические исследования Прикладные исследования Методы и методики Научные дискуссии Проблемы подготовки специалистов Хроника Книжное обозрениеЖурнал уделяет особое внимание проблемам инклюзивного и специального образования, а также вопросам абилитации и реабилитации лиц с ОВЗ и психологической помощи их семьям.Издатель: ГОУ ВПО Московский городской психолого-педагогический университетФорма распространения: электронное периодическое издание (ЭПИ)Периодичность: 4 раза в годСвободный доступ к выпускам на http://psyjournals.ruПочтовый адрес127051 Россия, Москваул. Сретенка, д. 29, ком. 208(проезд: метро «Сухаревская»)E-mail: [email protected]Телефон: +7 (495) 632-91-99Ответственный секретарь журнала: Александра Полякова

Подбор журнала

Составление перечня профильных журналов, которые соответствуют вашей научной работе наиболее подходящим образом.

Читать далее

ores.su

История развития клинической психологии

Конец 19 - начало 20 века

Институциональная традиция в клиинической психологии

Многие авторы зарубежных руководств по клинической психологии предлагают отсчитывать ее историю от 1896 г., когда американский психолог Лайтнер Уитмер, завершив свою докторскую диссертацию у В. Вундта в Лейпциге, создает первую “Психологическую клинику” в Филадельфии. Имя Л. Уитмера практически ничего не говорит российскому психологу. Традиционно зарождение клинической психологии связывают с именами знаменитых зарубежных ученых-врачей Э. Крепелина, П. Жане, З.Фрейда, а среди отечественных ученых – с именами В. М. Бехтерева, Л. С. Выготского, А.Ф. Лазурского. Э. Крепелин – ученик В. Вундта и один из основателей психиатрии – развивал учение о биологической природе психических расстройств. Основанная им психологическая лаборатория занималась изучением изменений психических процессов (памяти, внимания, мышления) под влиянием биологического процесса, с которым отождествлялись психические расстройства. Соответственно такому пониманию психических расстройств предполагалось исключительно биологическое лечение, а в психологических исследованиях изучалось влияние этого лечения на психические процессы. 

В отличие от Э. Крепелина Л. Уитмер делал акцент на практических задачах психологической помощи. Любимый ученик и преемник известного американского психолога Дж. Кеттелла, сменивший его на посту в Пенсильванском университете, весьма критически настроенный к интроспективной психологии после обучения в лаборатории Вундта, он полагал, что психология должна помогать людям решать их проблемы, а не изучать содержание их умов. Именно Л. Уитмер ввел понятия клинической психологии, психологической клиники, а также клинического метода в психологии в американскую психологическую науку, а позднее эти понятия получили международное распространение и признание. В Пенсильванском университете в Филадельфии Л. Уитмер тесно сотрудничал со своим учителем – знаменитым детским психологом Дж. Кеттеллом (в прошлом также учеником В. Вундта). 

Первое практическое воплощение проекта «клинической психологии» состоялось следующием образом: умело сочетая в своей профессиональной деятельности академические и прикладные аспекты, Лайтнер Уитмер основал в 1896 г. первую психологическую клинику при Пенсильванском университете. Первыми клиентами Уитмера стали дети с поведенческими нарушениями и с трудностями в обучении. Позднее клиническая психология расширила поле своего практического применения, охватив все возрастные группы потенциальных клиентов, а также широчайший спектр проблем развития и психического функционирования. В дальнейшем инициатива Лайтнера Уитмера получила всестороннюю поддержку, и к 1915 году при американских университетах было учреждено около 20 аналогичных психологических клиник.

Лайтнер Уитмер с самого начала определил клиническую психологию, как междисциплинарную сферу исследований и практики на стыке медицины, педагогики и социологии. Иными словами, согласно его представлению, клинический психолог имеет дело с проблемами лечения, образования и налаживания межличностных отношений.

В то время идея практического приложения психологических знаний встретила активное сопротивление в психологических кругах. Когда же эти идеи приобрели популярность в связи с запросами практики во время и после Первой мировой войны, Л. Уитмер не смог интегрироваться в ширящееся движение психологов-практиков, инициатором которого он был, он также не создал собственного метода и теоретических разработок. Однако, несмотря на это, в аспекте социального проектирования и постановки практических целей и задач именно он стоял у истоков клинической психологии, как области знания и практики.

При всех исторических преобразованиях, клиническая психология и спустя столетие сохраняет свой междисциплинарный научный статус.

Lightner Witmer Lightner Witmer (Лайт­нер Уитмер, 1867-1956) американский психолог. Ввёл в обращение термин клиническая психология, основоположник клинической психологии как самостоятельной дисциплины.   ­

Это интересно!

Уитмер первым ввёл термен "клиническая психология"

Он создал первый клинико-психологический журнал “Психологическая клиника”, просуществовавший до 1935 г. В первом выпуске журнала в 1907 г. он предложил новое поле деятельности и новую специализацию для психологов – клиническая психология. Однако в то время Л. Уитмер не получил признания и поддержки от академически ориентированных членов созданной в 1892 г. Американской психологической ассоциации. Его идеи психообразовательной, коррекционной, психогигиенической и социальной работы были слишком прогрессивны и встречали мало понимания и поддержки.

 

Психометрическая традиция в клинической психологии 

Долгое время в клинической психологии доминировала психометрическая традиция, направленная на выявление индивидуальных различий в протекании психических процессов. 

Интересно, что американские историки клинической психологии, в частности Роберт Уотсон, начинают ее историю не с Лайтнера Уитмера, а с психометрической традиции в психологии и Дж. МакКина Кеттелла, который ввел в 1890 г. в обиход термин «mental test». Тест предназначался для изучения индивидуальных особенностей, чем занимались и его соотече­ственники Э.А. Торндайк и Р. Вудвортс, а затем Л. Терман и Р. Йеркс, особенно перед и во время Первой мировой войны, когда было создано огромное количество тестов - батареи тестов, мно­гие из которых вошли затем и в клиническую практику как психо - диагностический инструментарий клинической психологии.

В 1904 г. французское министерство просвещения поручило Т. Симону разработать систему психологических инструментов, позволяющих отбирать детей в специальные и обычные классы. В результате была разработана знаменитая шкала тестов Бине-Симона, направленная на оценку памяти, внимания, воображения, моторных навыков ребенка и т.д. Несколько лет спустя немецкий психолог В. Штерн предложил соотносить реальные достижения ребенка со средними для его возраста и тем самым определять психологический возраст ребенка или коэффициент интеллекта – знаменитый IQ. Начиная с этого момента и на много лет вперед главной функцией западных клинических психологов стало измерение IQ.

Таким образом, первые клинические психологи были тестологами, а главная их задача состояла в создании, стандартизации и использовании психологических тестов и описании результатов тестирования для “старших по званию” медиков.

В 1914 г. в Америке было 20 психологических клиник при университетских городках, остальные психологи работали в медицине. Однако особенно бурно клиническая психология начала развиваться после Первой мировой войны, когда от правительства поступил заказ на разработку инструментов, направленных на оценку способностей и адекватное профессиональное устройство демобилизованных солдат. Именно тогда были разработаны первые опросники, направленные на выявление эмоциональных нарушений. Военное ведомство стало одним из главных заказчиков для клинической психологии, щедрое финансирование способствовало ее бурному развитию.

В 1920-1930-е гг. клинические психологи продолжали заниматься главным образом оценкой интеллектуального развития детей, хотя все большее их число вовлекалось в работу в рамках психиатрии, в том числе со взрослыми. Это было время формирования бригадного подхода в американской психиатрии. Руководил бригадой врач-психиатр, который принимал основные решения по лечению и занимался психотерапией. Клинический психолог занимался, прежде всего, психологической диагностикой и просветительской психологической работой с больными. Однако на основании психологической диагностики он мог уже формулировать рекомендации относительно стратегии лечения. Третьей фигурой был социальный работник, который изучал историю больного с точки зрения социального окружения, помогал оптимизировать это окружение и обеспечить социальные права больного.

Связь с психиатрией. Вклад Э. Крепелина. 

Одним из отцов клинической психо­логии по праву считается немецкий пси­хиатр Эмиль Крепелин (Emil Kraepelin, 1885-1926). Э. Крепелин, ученик В. Вундта, практиковавший в Гейдельберге, Мюнхене и Дерпте (ныне Тарту), основал такие области клиниче­ской психологии как «Психология в клинике», «Фармакопсихология» и «Экспериментальная психопатология». Однако одно из наиболее существенных его достижений - это создание учения о психических расстройствах и их систе­матике, которое до сего времени оказывает влияние на нозологи­ческие классификационные системы.

Крепелин довольно рано начал исследовать психологические феномены, которые имеют значение для психиатрии («Психологи­ческий эксперимент в психиатрии», 1895). Например, он попытал­ся изучить влияние испуга, действие неожиданного стимула и ожидания, производил эмпирические исследования глубины сна и рабочего ритма человека. При этом он хотел выявленные данные использовать при объяснении и решении психиатрических про­блем. Он предпочитал методологически экспериментально­психологический подход, который он освоил, обучаясь у В. Вундта. Экспериментальный метод представлял для него своего рода «исследовательскую программу» как противовес спекулятив­ной работе психопатологии того времени. Он имел право опасать­ся того, что это поле будет оставлено «блестящим утверждениям и глубоким открытиям».

В своих фармакопсихологических работах Крепелин определял влияние отравления, алкоголя, наркотиков, чая, табака и других ве­ществ на психические процессы. Современная фармакопсихология идет в том же направлении. Что касается его учения о психических расстройствах, то созданная им систематика (1899) являлась фунда­ментом всех последующих систематик, вплоть до МКБ-9.

Этими своими трудами Крепелин не только оказал существен­ное влияние на психиатрию, но и на формирование структуры клинической психологии. Он основал традиции, с которыми в большинстве своем мы встречаемся и сегодня. К наиболее весо­мым из них, вероятно, относится введение в клиническую психо­логию экспериментального метода.

E.Kraepelin Эмиль Крепелин (Emil Kraepelin, 1885-1926)  

Это интересно!

Экспериментальная психопатологическая традиция, заложенная Крепелином, сохранилась до сегодняшнего дня. Позже она нашла свое продолжение в поведен­ческой терапии, поскольку «последняя представляет себя как кон­тролируемая экспериментальная терапия отдельного пациента» (Yates A.J., 1970).

Психодинамическая традиция. Вклад З. Фрейда.

Помимо институциональной и психометрической традиций на развитие клинической психологии оказала значительное влияние и «динамическая традиция в психологии», основывающаяся на кон­цепции «психодинамизма». Хотя «психодинамизм» трудно опре­делить как последовательную точку зрения, одно в этой концепции признается всеми ее сторонниками - центральная роль понятия «мотивация». Большое число мотивационных факторов - осозна­ваемых и неосознаваемых желаний, стремлений, тенденций, ком­плексов, чувств разочарования, отчаяния, тревоги и т. д. - рассмат­ривается как главная причина тех или иных особенностей поведе­ния в норме и патологии.

Динамическая традиция в психологии связана прежде всего с именами членов так называемой «Бостонской группы» (США), которая провозгласила «новую психологию» - William James, G. Stanley Hall, в Европе - с именами Wilhelm Wundt (Германия), Sigmund Freud (Австрия),  G. Yung (Швейцария), Pierre Janet (Франция), Н.Н. Ланге, В.М. Бехтерев (Россия).

Влияние Вильяма Джемса оказывалось через его «Принципы психологии» («Principles of Psychology», 1890). Термин «динами­ческая» Джемс употребил, чтобы показать отличие его точки зре­ния на предмет психологии от структуралистского подхода Титченера. 

Решающее влияние на развитие клинической психологии оказали идеи Зигмунда Фрейда (Sigmund Freud, 1856-1939), благодаря кото­рым она вышла далеко зарамки первых клиник. Хотя работа Фрей­да в области психоанализа изумила и возмутила «истеблишмент» пси­хологии и американскую публику (после его лекций в 1909 г.), его идеи дали клиническим психологам первые приемы психоаналитиче­ской терапии.

Вполне справедливо мнение о Зигмунде Фрейде как о втором отце клинической психологии. Изна­чально, как и Крепелин, естественно-научно ориентированный, он развил психоанализом комплексное учение о расстройствах и те­рапии, а также феноменолого-герменивтическую исследователь­скую перспективу. Начиная с «Исследований истерии» (1895, сов­местно с Брейером), Фрейд предложил психогенетическую теорию невротических расстройств, которая оказала влияние одновременно на диагностические и клинико-психологические подходы и сфор­мировала самостоятельный психологический фундаментальный подход. «Основополагающие положения психоанализа стали для нас настолько само собой разумеющимся, что мы позабыли почти их психоаналитическое происхождение: к ним, например, можно отнести значение социокультурного влияния и психогенетическую перспективу возникновения психических расстройств, а также вве­дение беседы как средства психотерапии и подчеркивание фунда­ментального значения для терапевтических изменений психотера­певт-клиент отношений» (Pongratz J.L., 1977. S. 32).

Нельзя недооценивать и косвенного влияния психоанализа, по­скольку большинство клинико-психологических подходов возникли и были разработаны в противопоставлении и отграничении от пси­хоанализа, как, например, клиент-центрированная терапия Роджер­са, поведенческая терапия, гештальт-терапия и семейная терапия.

6 Зигмунд Фрейд (Sigmund Freud, 1856-1939) ­

Это интересно!

По мнению Клода-М. Прево , Фрейд, внимательно следивший за всем, что выходило во Франции, знал «Журнал клинической психологии», и именно это он подразумевал в своем письме Флиссу от 30 января 1899 г., когда писал: «Я обнаруживаю связи с конфликтом, с жизнью, со всем, что я хотел бы назвать клинической психологией» (Фрейд З., 1956. С. 248).

Психоинтервенционная традиция

Психоинтервенционная традиция была заметна уже в недрах французской клинической психологии, например, в клинике Шарко и Жане. В то же время Хьюго Мюнстерберг начал работать над своей книгой «Психотерапия», которая вышла в 1909 г. Мюнстерберг лечил пациентов в лаборатории, а не в клинике, и не назначал плату за лечение. Он полагался на свою репутацию и никогда не скрывал от своих пациентов, какие методы лечения будут приме­няться. Психические болезни, считал Мюнстерберг, возникают из- за неспособности человека адаптировать свое поведение к окру­жающей обстановке и в результате скрытых конфликтов в подсо­знании. Терапевтический метод Мюнстерберга заключался в том, чтобы убрать беспокоящие пациента мысли, избавить его от неже­лательных привычек, заставить пациента забыть о негативных эмоциях, успешно справляться с рядом проблем, включая алкого­лизм, наркозависимость, галлюцинации, навязчивые мысли, фобии и сексуальные расстройства. Первое время он прибегал к гипнозу как методу, но после того как одна женщина пригрозила застре­лить его, Мюнстерберг отказался от гипноза. Эта история попала в газеты, и мэр Гарварда потребовал от Мюнстерберга, чтобы тот прекратил гипнотизировать женщин.

­

Книга Мюнстерберга «Психотерапия» привлекла широкое вни­мание общественности к проблемам клинической психологии, но не была принята Уитмером, который незадолго до этого открыл свою клинику в Пенсильванском университете. В одной из статей, написанной им для журнала «Психологическая клиника», Уитмер жаловался, что Мюнстерберг «унизил» профессию, рекламируя методы психотерапевтического лечения. Он говорил, что Мюнстерберг производит впечатление какого-то гипнотизера, потому что «уж слишком бойко действует этот профессор психологии из Гарварда - будто вылечил в своей психологической лаборатории не одну сотню всевозможных нервных заболеваний».

 Значительный вклад в развитие психоинтервенционной традиции внес Пьер Жане - гигант французской психоло­гии, который до глубокой старости оставался энергичным и активным, человеком без догм. Как врач он за­нимался больными истерией. В 30 лет Жане (1889) пишет доктор­скую диссертацию о «психологиче­ском автоматизме», затем он отправ­ляется к великому Шарко в Париж, в клинику Сальпетриери, где вскоре становится директором лаборатории патологической психологии. Много­численные тома свидетельствуют о тысячах его наблюдений в те­чение сорока лет. Жане объясняет, что ограничение себя специ­альными областями не является добрым делом, в случае психоло­гии это может иметь необратимые последствия, поскольку психо­логия касается всего. Она универсальна, всюду имеются психоло­гические факты.

Работы Жане основывались на тщательном психопатологиче­ском анализе и изящных клинических приемах; в то же время он явно недооценивал роль более строгого психологического экспе­римента. 

 

s454

Пьер Мария Феликс Жане (1859 — 1947) — французский психолог, психиатр, невропатолог.

­

Это интересно!

Клинические же интересы П. Жане, как известно, нахо­дились в области неврозов и, прежде всего, истерии, где ему при­шлось соперничать с З. Фрейдом, который тоже, как и Жане, осва­ивал эту проблему  у «Наполеона неврозов» Жана Мартена Шарко.

 

Клиническая психология в середине и второй половине 20 века

Американские психологи раньше других стали развивать прикладную психологию, т.е. психологию, направленную на решение практических задач, и способствовали сближению академической науки с практикой. Понятия клинической и прикладной психологии во многом сомкнулись в американской традиции. По крайней мере, многие клинические психологи объединились в Ассоциацию прикладной психологии. Американские психологи также гораздо быстрее, чем их европейские коллеги, перестали удовлетворяться ролью диагностов и активно повернулись в сторону психотерапии. Этот поворот во многом был подкреплен трудами Карла Роджерса, который пошел еще дальше З.Фрейда в плане акцентирования важности психологических аспектов в лечении. После окончания Второй мировой войны резко вырос спрос на профессиональных консультантов по проблемам психического здоровья. Благодаря трудам 3. Фрейда, К. Роджерса и других был накоплен уже достаточный опыт по оказанию психологической помощи, в которой после войны остро нуждались более 300 000 американских ветеранов. Управление по делам ветеранов сделало большой заказ клиническим психологам. Как отмечают авторы одного из американских учебников по психологии, “сегодня клиническая психология – самое популярное из прикладных направлений, более трети всех аспирантов-психологов специализируются именно на клинической психологии” (Шульц Д., Шульц С. – 1998. – С. 230). Клинические психологи работают в центрах психического здоровья, школах, коммерческих организациях, занимаются частной практикой.

В Европе клинические психологи вплоть до конца 1960-х гг. занимались почти исключительно психодиагностикой и, как отмечает немецкий клинический психолог, автор одного из наиболее солидных современных учебников по клинической психологии Р. Бастине, “психологическая диагностика превращается почти в самоцель”. Это нашло отражение в учебниках того времени, где диагностика и лечение строго отделены друг от друга, и последним имеют право заниматься только медики, а медицинская психология трактовалась немецкими учебниками того времени как психология для врача, или врачебная психология. 

В целом нужно подчеркнуть, что американская психология оказала наибольшее влияние на развитие клинической психологии после 1930-х гг. – это были годы фашизма и стагнации науки в Европе.

Важнейшим поворотным пунктом в развитии клинической психологии стала так называемая Боулдерская конференция (Boulder-Conference) Американской психологической ассоциации, состоявшаяся в США в г. Боулдер в 1949 г. Эта конференция имела такое большое значение для развития клинической психологии, что некоторые авторы делят историю клинической психологии на добоулдерскую и послебоулдерскую. Конференция проходила при участии представителей университетов, Ассоциации прикладной психологии и Американской службы психического здоровья. В результате были выработаны основные принципы подготовки клинических психологов. На конференции клиническая психология была признана частью научной психологии, что определило многое для образования, практики и исследований в данной области знания.

Начиная с этого момента, основная цель подготовки американских клинических психологов – это подготовка ученых – исследователей и практиков одновременно. Такая модель научно-практической подготовки стала известна как боулдерская модель, или модель “ученого-практика”. Эти клинические психологи готовятся в университетах. Соответственно, их постдипломная подготовка включает годичную интернатуру в клиническом учреждении, три года профессиональной подготовки и выполнение диссертационного исследования (т.е. в сумме как минимум пять лет профессиональной подготовки), в результате они получают звание доктора (Ph. D) по клинической психологии.

В 1973 г. была предложена другая модель подготовки клинических психологов, ориентированная в основном на практические задачи и более краткосрочная. Эта модель получила название Вейльской (по имени города, где проходила конференция Американской психологической ассоциации и было принято решение о введении новой формы подготовки), или профессиональной модели. Подготовка этих специалистов происходит в институтах или профессиональных школах, отделенных от университетов, и акцент делается на клинической, а не исследовательской подготовке. Эти школы присваивают звание доктора психологии (Psy. D) и их постдипломная подготовка рассчитана на срок 4 – 5 лет после получения звания бакалавра. Сейчас обе модели существуют параллельно, основное различие – в звании, которое присваивается.

С именами французских психиатров Т. Рибо и П.Жане связаны первые прикладные исследования в области психологии. Работы Т. Рибо посвящены исследованию психических процессов – памяти, эмоций и др. П.Жане основным методом психологии считал клиническое наблюдение за поведением больных. Его учениками были А. Пьерон, А. Валлон, Ж.Пиаже – основатели французской психологии развития. Как уже упоминалось, именно во Франции была разработана первая батарея диагностических тестов интеллектуального развития ребенка Бине-Симона.

В Германии клиническая психология долгое время не была выделена в отдельную дисциплину. Еще в 1930-е гг. Л. С. Выготский отмечал более прогрессивный характер американской психологии и педагогики при рассмотрении вопросов обучения детей с дефектами развития. “Мне кажется, что здесь столкнулись два направления в специальной педагогике: одно – ориентирующееся на болезнь, другое – на здоровье... Здесь столкнулись немецкая и американская системы. Одна система ориентируется в воспитании на недостатки слепого ребенка, другая – на оставшееся у него здоровье. Хотя встреча двух систем и происходила в Германии, она оказалась сокрушительной для немецкой” (Выготский Л.C. – 1983. – С. 54). Немецкая психология была ориентирована академически, а психиатрия – биологически. Многие представители медицины противодействовали интеграции психологов в сферу службы психического здоровья. В годы фашизма расистскими теориями поддерживалась биологическая ориентация немецкой психиатрии, в целях “улучшения” арийской расы было стерилизовано около полумиллиона психически больных и около ста тысяч физически уничтожено, многие прогрессивные деятели медицины и психоаналитики покинули страну (Петере У. – 1996).

После войны понятие клинической психологии на некоторое время растворилось в понятии прикладной психологии, понимаемой предельно широко. При этом многие немецкие психиатры продолжали активно противостоять проникновению психологов и психологии в психиатрию. 

Однако сам Э. Крепелин, которого относят к родоначальникам клинической психологии, активно применял психологические методы исследования в психиатрической клинике. При этом он “понимает под клинической психологией (хотя тогда и не употреблял этого термина) применение врачом-психиатром психологических методов и данных применительно к психиатрическим проблемам в клинике” (Pongratz L. – 1975. – S. 22). В связи с такой установкой психология и психотерапия более интенсивно развивались в соматической медицине, и сейчас Германия знаменита своей сильной психосоматической традицией.

Перелом наступил в 1977 г., когда было принято решение о новых ориентирах, заимствованных из англо-американской традиции, при подготовке психологов. Этому предшествовал доклад ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения) о роли психологии в европейской психосоциальной службе психического здоровья.

Клиническая психология определяется как область знания и практики, включающая диагностику, консультирование и психотерапию, а также психологические теории и модели психических расстройств и методологию их изучения. Клиническая психология была введена в университетах в качестве самостоятельной специализации, кроме того, была предусмотрена годичная постдипломная практическая подготовка клинических психологов на клинических базах. Современная клиническая психология в Европе и Америке – важнейшая теоретическая основа психотерапии.

В нашей стране специальность «клиническая психология» (022700) утверждена Министерством образования Российской Федерации в 2000 г. (приказ № 686). В соответствии с государственным образовательным стандартом клиническая психология - специальность широкого профиля, имеющая межотраслевой характер и участвующая в решении комплекса задач в системе здравоохранения, народного образования и социальной помощи населению.

История клинической психологии в России 

Вклад отечественных ученых (психологов, психиатров и др.)в развитие клинической психологии, причем по линии практиче­ски всех указанных выше традиций, значителен. В.М. Бехтерев, Ф. Лазурский, С.С. Корсаков, Н.Н. Ланге, А.А. Токарский, Н.А. Бернштейн, И.А. Сикорский и другие привнесли психологию в психиатрические клиники и в психиатрическое образование. Во многом благодаря этому на базе психологических лабораторий вначале в психиатрических больницах, а затем и за их пределами отечественная клиническая психология продолжала развиваться и по линии других традиций - с акцентом на эксперимент развивает­ся отечественная (в рамках Московской психологической школы) патологическая психология (Б.В. Зейгарник, Б.Ф. Поляков и др.), нейропсихология (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия и др.), с акцентом на роли личности, психодиагностику и психотерапию - медицин­ская (клиническая) психология в рамках Ленинградской (Санкт- Петербургской) психологической школы (В.М. Бехтерев, А.Ф. Ла­зурский, В.Н. Мясищев, М.С. Лебединский, Б.Д. Карвасарский, Л.И. Вассерман).

 

Нельзя не отметить и вклад, который внесли в развитие не только отечественной, но и мировой клинической психологии представители других психологических центров бывшего Совет­ского Союза и России: Д.Н. Узнадзе и его ученики (Тбилиси), М. Блейхер, Л.Ф. Бурлачук (Киев), М.С. Роговин и его ученики, к которым относит себя и автор (Ярославль, Томск) и др.

 

Развитие отечественной патопсихологии, как известно, отлича­лось наличием прочных естественно-научных традиций. Еще И.М. Сеченов придавал большое значение сближению психологии и психиатрии. В письме М.А. Боковой в 1876 г. он писал, что присту­пает к созданию медицинской психологии, которую называет своей «лебединой песней». Он писал о психологии: «Наука эта, очевидно, становится основой психиатрии, все равно как физиология лежит в основе патологии тела» (Цит. по: Каганов В.М., 1948. С. 101). Одна­ко И.М. Сеченову не пришлось развить новой отрасли психологии. Но в русле его идей трудились основоположники патопсихологиче­ского направления в России Б.В. Зейгарник и В.М. Бехтерев, орга­низаторы широких экспериментально-психологических исследова­ний нарушений психической деятельности.

 

Действительно, в России, как и в Германии, врачи-психиатры привнесли экспе­риментальную психологию в психиатрическую клинику, чем сделали большой вклад в развитие как клинической психологии, так и собственно эксперименталь­ной психологии. 

behkterev  Владимир Михайлович Бехтерев (1857 -1927) — выдающийся русский психиатр, невропатолог, физиолог, психолог, основоположник рефлексологии и патопсихологического направления в России, академик.  ­ vygotsky 1  Лев Семёнович Выготский (1896 - 1934)— знаменитый советский психолог, оказавший значительное влияние на развитие российской и мировой психологии.   

Современное состояние клинической психологии 

За последние десятилетия прикладная направленность клинической психологии в нашей стране значительно усилилась.  Современная клиническая психология находится в фазе перехода от ортодоксальной ориентации по направлениям и школам к интегративной, что ставит перед клиническими психологами множество творческих теоретических задач и, соответственно, требует от них серьезной теоретической подготовки.

 

При составлении этого раздела использовалась следующая литература:

  1. "Клиническая психология. В четырех томах. Под редакцией А.Б. Холмогоровой. Том 1 Общая патопсихология".

  2. Г.В. Залевский "История клинической психологии". Учебное пособие.

  3. Andrew M. Pomerantz. Clinical Psychology. Science, Practice and Culture.

psyclinical.ru

Статьи по клинической психологии

  • Гендерный и возрастной аспекты развития эмпатии у студентов высшего медицинского учебного заведения

    Статья посвящена изучению эмпатии как личностного свойства, являющегося основополагающим во взаимоотношениях системы врач-пациент. Авторами описываются результаты исследования уровня эмпатии и ее составляющих у студентов медицинского высшего учебного заведения, обучающихся на предвыпускном и выпускном курсах по специальности 060101 – Лечебное дело, в гендерном и возрастном аспектах.

    Эмпатия, профессиональная врачебная деятельность, профессионально-важные качества медицинского работника, коммуникативная сфера медицинской деятельности

    Жданов А.И., Копытина О.С., Юргелас И.В., Юргелас Ю.Н.

  • Физиологические критерии прогнозирования аутоагрессивного поведения у военнослужащих срочной службы

    Проблема адаптации к условиям военной службы является одной из важнейших в медико-биологических исследованиях последних лет. В работе исследована возможность оценки риска развития аутоагрессивного поведения у военнослужащих по призыву с использованием некоторых клинико-физиологических и алиментарно-метаболических показателей.

    Аутоагрессивное поведение, военнослужащие по призыву, физиология, вегетативная реактивность

    Клаучек С.В., Пономаренко О.В.

  • Анализ вегетативного обеспечения у лиц с психическими расстройствами на основе клинико-психпатологического исследования

    Статья посвящена актуальной проблеме – изучению и анализу вегетативных нарушений у лиц с невротическими расстройствами. Представлены результаты исследования по изучению данной проблемы у указанного контингента.

    Клинико-психологическое исследование, невротизация, анализ, вегетативная нервная система

    Заложных П.Б., Куташов В.А.

  • Психосоматические особенности больных сахарным диабетом 2-го типа

    В работе показана высокая частота тревожно-депрессивных расстройств при декомпенсированном сахарном диабете 2-го типа, снижающих качество жизни больных. Установлена связь уровня гликемии с выраженностью тревоги и депрессии.

    Сахарный диабет, тревога, депрессия, качество жизни

    Сахненко В.В., Кравченко А.Я., Будневский А.В., Подвигин С.Н.

  • Определение уровня этического воспитания среднего медицинского персонала

    В статье освещается медицинская этика, и предлагаются результаты исследования, которые изучают и определяют решение различных проблем межличностных взаимоотношений по трём основным направлениям: медицинский работник - пациент; медицинский работник - врач; медицинский работник - медицинский работник.

    Медицинский работник, пациент, межличностные взаимоотношения

    Расулова М.М.

  • Депрессия и витальное изнеможение у больных сердечно-сосудистыми заболеваниями

    Статья посвящена исследованиям по выявлению особенностей протекания депрессии у больных сердечно-сосудистыми заболеваниями, главной из которых является наличие в ее структуре витального изнеможения. Автор рассматривает психофизиологическое воздействие депрессии на течение сердечно-сосудистых заболеваний и делает вывод о необходимости скринингового исследования наличия депрессии у кардиобольных, как неблагоприятного прогностического фактора.

    Депрессия, витальное изнеможение, сердечно-сосудистые заболевания

    Киселева М.Г.

  • Коррекция дезадаптации у студентов медицинского вуза

    В данной работе изучалось использование хронотерапевтической коррекции при снижении адаптационных возможностей у студентов медицинского вуза мелаксеном, на основании индивидуального хроноритма.

    Адаптация, хроноритм, хронотерапия

    Есауленко И.Э., Болотский В.И., Зуйкова А.А., Ханина Е.А.

  • Применение математического анализа для диагностики пограничных психических расстройств у студентов-медиков

    В работе представлены результаты математического анализа социально - психологических, личностных и клинических показателей невротических расстройств у студентов медицинского ВУЗа. Выявлен комплекс информативных признаков, позволяющих в автоматизированном режиме диагностировать пограничное психическое расстройство.

    Пограничные психические расстройства, невротические расстройства, автоматизированная диагностика, скрининг

    Чернов А.В., Штаньков С.И., Рогозина М.А., Подвигин С.Н.

  • vrach-aspirant.ru

    Запущен Новый журнал Клиническая и специальная психология

    12 апреля запущен новый журнал по клинической психологии!

    Инициатива создания журнала принадлежит декану факультета Клинической и специальной психологии МГППУ, Т.А. Мешковой, главному редактору И.В. Вачкову при информационной и технической поддержке Информационно-аналитическое управление позволили создать новое профессиональное научное издание.

    Журнал«Клиническая и специальная психология» – первый российский журнал, посвященный изучению траекторий индивидуального развития в норме и патологии: от различных нарушений развития до новых подходов к определению психического здоровья. Журнал является междисциплинарным: в нем публикуются оригинальные статьи отечественных и зарубежных психологов, дефектологов, педагогов, социальных и медицинских работников, уполномоченных по правам ребенка и правам человека.

    Особое внимание уделяется проблемам инклюзивного и специального образования, вопросам абилитации, реабилитации и повышения качества жизни лиц с ограниченными возможностями здоровья. В качестве получателей поддержки рассматриваются не только дети или взрослые с нарушениями развития, но также их семьи и социальное окружение.

    Журнал издается Московским городским психолого-педагогическим университетом. Все рукописи, представленные к публикации, проходят процедуру независимого анонимного рецензирования. Лучшие статьи отбираются редакционной коллегией, которая объединяет ученых и практиков из России, стран СНГ, США, Швеции, Германии и Израиля.

    В журнале представлены теоретические, эмпирические и прикладные исследования,  методы диагностики и коррекции, материалы для подготовки специалистов. На страницах журнала приветствуются дискуссии о научных, практических и социально-политических аспектах помощи людям с нарушениями развития.

    Главный редактор – Вачков Игорь Викторович, доктор психологических наук, профессор.

    Параметры журнала «Клиническая и специальная психология» Выходит 4 раза в год. Журнал издается в электронном формате.

    Журнал размещается на портале Psyjournals.ru в свободном доступе.

     

    psyjournals.ru


    Смотрите также

    KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта