Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

Лабораторные работы Дисциплина: Электротехника и электроника. Журнал 1 лабораторных работ электротехника


ЛАБОРАТОРНО ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ ПО ЭЛЕКТРОТЕХНИКЕ

Транскрипт

1 начальное ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВанИЕ В.М.Прошин ЛАБОРАТОРНО ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ ПО ЭЛЕКТРОТЕХНИКЕ Рекомендовано федеральным государственным учреждением «Федеральный институт развития образования» в качестве учебного пособия для использования в учебном процессе образовательных учреждений, реализующих программы начального профессионального образования Регистрационный номер рецензии 503 от 2 июля 2009 г. ФГУ «ФИРО» 7-е издание, стереотипное Москва Издательский центр «Академия» 2013

2 УДК 621.3/ ББК 31.2я722 П 847 Р е ц е н з е н т ы: преподаватель высшей категории ГОУ СПО «Политехнический колледж 13» г. Москвы Г.И.Никольская; зам. директора КАиР 27, преподаватель специальных дисциплин В.П.Петров Прошин В. М. П847 Лабораторно-практические работы по электротехнике : учеб. пособие для учреждений нач. проф. образования / В.М.Прошин. 7-е изд., стер. М. : Издатель ский центр «Академия», с. ISBN Учебное пособие является частью учебно-мето дического комплекта по дисциплинам общепрофессионального цикла для профессий технического профиля. Представляет собой руководство по проведению лабораторных работ и практических занятий по курсу «Электротехника». Приведено описание 20 лабораторно-практических работ, охватывающих основные разделы общей электротехники. Даны краткие теоретические сведения по теме каждой из работ. Учебное пособие может быть использовано при изучении общепрофессиональной дисциплины «Электротехника» в соответствии с ФГОС НПО. Для учащихся учреждений начального профессионального образования. УДК 621.3/ ББК 31.2я722 Оригинал-макет данного издания является собственностью Издательского центра «Академия», и его воспроизведение любым способом без согласия правообладателя запрещается ISBN Прошин В. М., 2004 Прошин В. М., 2013, с изменениями Образовательно-издательский центр «Академия», 2013 Оформление. Издательский центр «Академия», 2013

3 Уважаемый читатель! Данное учебное пособие является частью учебно-методического комплекта по дисциплинам общепрофессионального цикла для профессий технического профиля. Учебник предназначен для изучения общепрофессиональной дисциплины «Электротехника». Учебно-методические комплекты нового поколения включают в себя традиционные и инновационные учебные материалы, позволяющие обеспечить изучение общеобразовательных и общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей. Каждый комплект содержит учебники и учебные пособия, средства обучения и контроля, необходимые для освоения общих и профессиональных компетенций, в том числе и с учетом требований работодателя. Учебные издания дополняются электронными образовательными ресурсами. Электронные ресурсы содержат теоретические и прак тические модули с интерактивными упражнениями и тренажерами, мультимедийные объекты, ссылки на дополнительные материалы и ресурсы в Интернете. В них включен терминологический словарь и электронный журнал, в котором фиксируются основные параметры учебного процесса: время работы, результат выполнения контрольных и практических заданий. Электронные ресурсы легко встраиваются в учебный процесс и могут быть адаптированы к различным учебным программам. Учебно-методический комплект разработан на основании Федерального государственного образовательного стандарта начального профессионального образования с учетом его профиля.

4 Пр е д и с л о в и е Настоящее пособие составлено в соответствии с учебной программой по курсу «Электротехника» с перечнем лабораторнопрактических работ. Оно может быть использовано учащимися всех видов обучения электротехнических и неэлектротехнических специальностей II, III и IV ступеней квалификации (указаны в скобках после порядкового номера лабораторно- практической работы). Тематика и содержание лабораторно- практических работ согласованы с учебниками и учебными пособиями, указанными в списке литературы. В пособии приведено описание 20 лабораторно- практических работ, охватывающих основные разделы общей электротехники: линейные электрические цепи постоянного и переменного однофазного и трехфазного токов; нелинейные электрические цепи постоянного тока; магнитные цепи постоянного и переменного токов; электрические измерения; основы промышленной электроники; электрические машины постоянного и переменного токов. Такой объем лабораторно- практических работ рассчитан на оптимальное число учебных часов (100), в том числе отводимых на изучение тем, приведенных в дополнительных разделах указанного отраслевого стандарта. Количество работ и их деление по ступеням квалификации являются рекомендуемыми и могут варьироваться преподавателем по согласованию с учебной частью в зависимости от числа учебных часов, учебной программы и подготовленности учащихся. Описание каждой работы включает в себя: указание цели работы, порядка ее выполнения и оформления, формы протоколов испытаний и отчетов, краткие теоретические сведения и контрольные вопросы. Пособие рассчитано на выполнение экспериментальных исследований в лаборатории по всем темам при наличии соответствующего оборудования, а также на проведение практических занятий с учащимися по отдельным темам при отсутствии необходимого оборудования. 4

5 Оптимальным является проведение лабораторных работ на универсальных электротехнических стендах, специально предназначенных для учреждений начального и среднего профессионального образования и получивших одобрение комиссии специалистов, созданной Учебно- методическим центром Департамента образования г. Москвы. Экспериментальная лаборатория, укомплектованная такими стендами, создана и включена в учебный процесс в ГОУ СПО Политехнического колледжа 60 г. Зеленограда Пособие может быть использовано и при наличии в учебных заведениях нестандартного оборудования, в том числе указанного в подразделе «Объект и средства испытаний» для каждой работы.

6 Вв е д е н и е Лабораторно- практические работы предназначены для углубления и закрепления теоретических знаний, а также приобретения навыков по сборке и наладке электрических схем, измерений в электрических цепях, проведения испытаний электротехнических установок, расчета и анализа электрических цепей, оформления результатов испытаний и расчетов. Предлагаемые лабораторно- практические работы являются двухчасовыми и рассчитаны на выполнение подгруппой из учащихся в специально оборудованной лаборатории. Целесообразно с точки зрения техники безопасности за каждым стендом закрепить двух учащихся. В этом случае в лаборатории достаточно иметь семьвосемь универсальных стендов. Для активизации познавательной деятельности учащихся в процессе выполнения лабораторно- практических работ должны широко использоваться демонстрационные макеты, модели, плакаты, планшеты с реальными электротехническими элементами и устройствами: резисторами, конденсаторами, катушками индуктивности и трансформаторами, диодами, транзисторами, микросхемами, переключателями и кнопками, индикаторами, проводами и кабелями, электродвигателями и генераторами, электроизмерительными приборами. На первом занятии в лаборатории перед выполнением работы 1 учащиеся должны быть закреплены за определенными стендами. Им необходимо ознакомиться с правилами техники безопасности, а также общими правилами поведения в лаборатории и оформления лабораторных работ, конструктивной и электрической схемой стенда, осуществить пробное включение стенда. Для выполнения и оформления лабораторно- практических работ каждый учащийся должен иметь рабочую тетрадь, в которой оформляются протоколы испытаний и отчеты по всем работам, линейку, ластик, карандаш и калькулятор. Форма протокола испытаний и отчета приведена в описании каждой работы. Наличие у каждого учащегося рабочей тетради «Лабораторно- практические работы по электротехнике» с уже 6

7 готовыми формами протоколов испытаний и отчетов о каждой работе обязательно. Правила выполнения лабораторно- практических работ. Лабораторно- практические работы выполняются учащимися по графику в соответствии с учебным расписанием занятий. Учащийся, не выполнивший лабораторно- практическую работу, должен в двухнедельный срок с разрешения преподавателя и по согласованию с учебной частью выполнить ее в дни консультаций. К выполнению работ допускаются учащиеся: прошедшие инструктаж по технике безопасности; имеющие в тетради протоколы испытаний к очередной работе, выполненные в соответствии с настоящим пособием; ознакомившиеся с целью и порядком выполнения работы, а также с электрической схемой, которая будет применяться; изучившие теоретический материал, относящийся к выполняемой работе, по рекомендуемым учебным пособиям, конспекту лекций и разд. IV настоящего пособия. Подготовленность учащихся к выполнению лабораторно- практических работ проверяется преподавателем индивидуально. Учащийся, получивший неудовлетворительную оценку, к выполнению работы не допускается. Подача напряжения на лабораторный стенд без проверки и разрешения преподавателя или лаборанта КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕ- ЩЕНА! В случае порчи приборов и оборудования по вине учащихся последние несут материальную ответственность. По окончании работы электрическая цепь должна быть разобрана, стенд обесточен, провода и приборы убраны на место. Результаты лабораторно- практической работы заносятся в протокол испытаний и таблицы карандашом и представляются преподавателю для проверки. При неправильных результатах лабораторно- практическая работа должна быть переделана. По результатам работы каждый учащийся оформляет отчет согласно настоящему пособию. Отчет оформляется в рабочей тетради «Лабораторно- практические работы по электротехнике» аккуратно в полном соответствии с требованиями к оформлению с при менением чертежных инструментов. На графиках и векторных диаграммах должны быть нанесены масштабы измеряемых величин и соответствующие обозначения. Допускается на усмотрение преподавателя оформление одного протокола испытаний и отчета бригадой из двух учащихся. Мини- 7

8 Рис. В.1. Общий вид настольной стендовой панели мум знаний, необходимых для защиты лабораторно- практической работы, отражают контрольные вопросы в конце работы. Описание лабораторного стенда. Предлагаемый для оснащения лабораторий универсальный электротехнический стенд предназначен для выполнения работ по темам: электрические и магнитные цепи, основы промышленной электроники, электрические машины. Главной его частью является настольная панель (рис. В.1), на которой непосредственно размещается вся элементная база для сборки электрических и магнитных цепей, проведения электрических измерений, испытания электронных устройств и управления электрическими машинами. Сами электрические машины асинхронный электродвигатель и машина постоянного тока, которая может работать в режиме генератора или двигателя, размещаются соосно на общей платформе и соединяются с цепями управления специальным кабелем с разъемами. В верхней части панели размещены измерительные щитовые многопредельные приборы типа Ц4200 шесть миллиамперметров с пределами измерений ма и два вольтметра с пределами измерений В. Приборы включены в диа- 8

9 гональ выпрямительного моста и могут использоваться для измерения как постоянного, так и переменного токов. В средней и нижней частях панели смонтированы электрические цепи и отдельные элементы, позволяющие выполнить до 20 лабораторно- практических работ по II, III, IV ступеням квалификации (указаны в скобках как рекомендуемые), в том числе предусмотренных в дополнительной части ОСТ 9ПО (в скобках после номера ступени добавлено «доп»). В комплект стенда входят переносные приборы: мультиметр 1 шт.; ваттметр 2 шт.; электронный милливольтметр 1 шт.; электронный генератор 1 шт.; электронный осцилло граф 1 шт. Питание стенда осуществляется от трехфазного источника напряжением U = (36 ± 3,6) В. На стенде предусмотрены розетки с переменным напряжением 220 В, 50 Гц для подключения электронных приборов. Роль источника постоянного регулируемого напряжения 0 20 В выполняет выпрямитель, включенный в состав стенда. Питание полупроводниковых устройств осуществляется от источника постоянного напряжения 5 В, также входящего в состав стенда. Максимальная мощность, потребляемая стендом при работе, не превышает 200 Вт. Правила сборки электрических схем. Перед сборкой электрической цепи (ЭЦ) необходимо определить все элементы, которые должны входить в нее в соответствии с принципиальной схемой: резисторы, конденсаторы, катушки индуктивности, измерительные приборы, выключатели и переключатели, регулируемые элементы, источники питания и др. Переключатели пределов измерений приборов должны быть установлены в положения, указанные в описании лабораторной работы. Особое внимание следует обратить на универсальный прибор мультиметр, в котором наряду с переключателем пределов измерений имеется переключатель рода работы с положениями: «R», «=U», «U», «=I», «I». Требуемое положение также указывается в описании лабораторной работы. При сборке ЭЦ необходимо придерживаться следующих правил: начинать сборку от зажимов источника питания; в первую очередь собирать главную цепь, состоящую из последовательно соединенных элементов: резисторов, индуктивных катушек, амперметров, токовых катушек ваттметров и т. д.; 9

10 во вторую очередь подключать параллельно подсоединяемые элементы, в том числе вольтметры, катушки напряжения ваттметров, осциллограф и др. Разборку ЭЦ следует начинать от источника питания, предварительно отключив напряжение питания. Правила оформления графической части к отчету по лабораторно- практическим работам. Все схемы, графики, таблицы, диаграммы должны быть выполнены карандашом с применением Таблица В.1. Условные изображения наиболее часто применяемых элементов электрической цепи Наименование Обозначение Наименование Обозначение Предохранитель плавкий Гальванический элемент Резистор Конденсатор Диод полупроводниковый Катушка индуктивности Стабилитрон Лампа Транзистор Корпус Выключатель Соединение разъемное Прибор измерительный Соединение неразъемное 10

11 чертежных инструментов: линейки, циркуля, лекала, соответствующих трафаретов. Элементы схем должны выполняться в соответствии с ЕСКД (табл. В.1). Масштаб на графиках, за исключением особо оговоренных случаев, должен быть равномерным. Не следует на осях указывать цифры, полученные при измерениях или взятые из таблиц. Для изображения нескольких зависимостей на графике строят несколько вертикальных осей (каждую со своим масштабом). Кривые на графике в этом случае выделяются соответствующим цветом или способом нанесения точек (***, +++, и т. д.). Рядом с каждой кривой наносят в удобном месте обозначение зависимости (рис. В.2). Кривая на графике должна быть плавной. Ее надо проводить так, чтобы полученные в результате испытаний точки отстояли от нее приблизительно на одинаковом расстоянии. Точки, далеко отстоящие от кривой, являются следствием промаха наблюдателя. Их отмечают на графике особо, например, обводят кружком (см. рис. В.2). Содержание отчета. Отчет по лабораторной работе составляется каждым учащимся или бригадой по данным протокола испытаний и оформляется в рабочей тетради «Лабораторно- практические работы по электротехнике». Отчет должен содержать: протокол испытаний, утвержденный преподавателем; Рис. В.2. Пример оформления графика 11

12 вычисления и графические построения, предусмотренные подразделом «Требования к расчетно- графической части отчета». Техника безопасности при выполнении работ. Лаборатория электротехники относится к помещениям повышенной опасности, так как в ней присутствуют электротехническая аппаратура и электрические машины, питаемые от источников электрической энергии. Основное рабочее напряжение, с которым имеют дело учащиеся, 36 В. Оно является безопасным для человека, поскольку при минимальном сопротивлении тела человека 800 Ом максимально возможный ток при таком напряжении не превышает предельно опасной величины 50 ма. Однако напряжение 220 В, которое используется для работы электронных измерительных приборов и, при необходимости, может быть использовано для питания электрических машин, является опасным для человека. Поэтому работа в лаборатории требует от учащихся соблюдения правил поведения и техники безопасности. Работать разрешается строго за своим рабочим местом, перемещения в лаборатории должны быть максимально ограничены. Ни в коем случае не следует касаться руками неизолированных соединительных проводов и контактов в цепи, находящейся под напряжением. Любое изменение в схеме, пересоединение проводников должны выполняться при обесточенной ЭЦ. Все переключения и изменения должны быть проверены преподавателем. С особым вниманием и осторожностью необходимо относиться к работам с электрическими машинами, имеющими вращающиеся части. Запрещается тормозить вал машины рукой с целью ускорения его остановки. Опасность представляют также ЭЦ, содержащие индуктивные катушки с большим числом витков. При их размыкании на концах катушки может индуцироваться значительная ЭДС. Перед проведением лабораторных работ учащиеся обязаны ознакомиться с действующими в учебном заведении инструкциями по охране труда при эксплуатации электроустановок до 1000 В, пожарной безопасности, охране труда при проведении работ в кабинете электротехники и расписаться в соответствующем журнале.

13 Раздел I ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ И МАГНИТНЫЕ ЦЕПИ Лабораторно- практическая работа 1 (II, III, IV) Ознакомление с основными электромеханическими измерительными приборами и методами электрических измерений 1. Цель работы 1.1. Получить предварительные представления об электромеханических измерительных приборах амперметре, вольтметре, ватт метре и омметре Изучить следующие основные характеристики измерительных приборов: цена деления, номинальная величина, погрешности измерения Изучить методы измерений тока, напряжения, мощности и сопротивления с помощью электроизмерительных приборов. 2. Объект и средства испытаний Объектом испытаний служат электромеханические измерительные приборы и элементы электрической цепи (ЭЦ), смонтированные на плате 1 стендовой панели (общий вид каждой из плат дан в приложении). В качестве резисторов используются подстроечные резисторы ПЭВР-10 с номинальным сопротивлением 100 Ом. В качестве измерительных приборов применяются щитовые (миллиамперметр и вольтметр постоянного тока) и переносные (ваттметр и омметр) приборы. 3. Задание к лабораторной работе 3.1. Ознакомиться с порядком выполнения лабораторной работы 1, краткими теоретическими сведениями по данной теме (см. разд. IV). Подготовить в рабочей тетради протокол испытаний. 13

14 3.2. Собрать ЭЦ в соответствии с рис В качестве нагрузки использовать резистор R 1 платы 1 (см. рис. П.1 приложения) стендовой панели. Подключить ЭЦ к регулируемому источнику постоянного напряжения U = 0 20 В (см. рис. П.3 приложения) После проверки схемы преподавателем подать напряжение в ЭЦ. При этом должна загореться соответствующая сигнальная лампа, показанная на рис. П Установить на выходе источника питания напряжение U = = 5 В и снять показания амперметра (I) и ваттметра (P). Измерить напряжение на нагрузке U н. Данные измерений занести в табл Повторить измерения при напряжении питания 10 и 15 В. Данные измерений занести в табл Отключить питание ЭЦ Измерить сопротивление резистора нагрузки R н с помощью мультиметра в режиме «Омметр» в диапазоне 200 Ом и результаты занести в табл Заполнить табл. 1.2, занеся в нее основные характеристики используемых измерительных приборов (класс точности омметра 1) После согласования протокола испытаний с преподавателем разобрать ЭЦ, проводники и приборы сдать лаборанту, рабочее место привести в порядок. 4. Протокол испытаний и отчет о работе 1 Ознакомление с основными электромеханическими измерительными приборами и методами электрических измерений 4.1. Цель работы Формулы и предварительные расчеты Закон Ома для участка цепи:... Формула для определения мощности:...

15 4.3. Схема электрической цепи и таблицы Рис Схема ЭЦ для проверки основных параметров электроизмерительных приборов Т а б л и ц а 1.1 U, B Измеренные значения Вычисленные значения U н, В I, ма P, Вт R н, Ом P, Вт R н, Ом Т а б л и ц а 1.2 Прибор Тип Система Род тока Класс точности Цена деления Номинальная величина Группа Учащийся Дата Преподаватель 15

16 4.4. Расчетно- графическая часть Формулы, используемые для обработки экспериментальных данных, занесенных в табл. 1.3, Т а б л и ц а 1.3 А = γ пр А ном /100; γ = 100 А/А д. Параметр Амперметр Вольтметр Ваттметр Омметр Класс точности DA g, %, при напряжении U ab, B Краткие выводы Учащийся Преподаватель Требования к расчетно- графической части отчета 5.1. В соответствии с данными табл. 1.1 вычислить значения сопротивления и мощности нагрузки при различных значениях напряжения питания U, данные занести в табл. 1.1 (два последних столбца) Зная класс точности измерительных приборов, вычислить абсолютную погрешность измерения А и относительную погрешность γ для трех значений напряжения питания. Результаты вычислений занести в табл Сделать краткие выводы по результатам испытаний.

docplayer.ru

Электротехника 1 лабораторная (1)

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

"Уральский Государственный Горный Университет"

Кафедра электротехники

Исследование однофазных электрических цепей синусоидального тока с последовательно соединенными элементами

Лабораторная работа

Группа ОПИ - 13

Студент Кожевников А.О.

Преподаватель Стожков Д.С.

Екатеринбург

2015

Научиться соединять последовательно резисторы, катушки индуктивности и конденсаторы и подключать приборы для измерения тока, напряжения и мощности в однофазных неразветвленных цепях.

Научиться определять параметры электрической цепи с последовательно соединенными элементами и строить на комплексной плоскости топографические диаграммы напряжений, сопротивлений и мощностей.

Цена деления амперметра:

Цена деления вольтметра:

Цена деления ваттметра:

Таблица 1.1.

Измерено

Ток цепи

Напряжение цепи

Активная мощность цепи

Полное сопротивление :

Активное сопротивление катушки :

Индуктивное сопротивление :

Активная составляющая напряжения :

Индуктивная составляющая напряжения :

Реактивная мощность :

Полная мощность :

Коэффициент активной мощности :

Таблица 1.2.

Алгебраическая и показательная форма записи полной сопротивлении цепи

Алгебраическая и показательная форма записи полного напряжения цепи :

Алгебраическая и показательная форма записи полной мощности цепи :

Вывод. Напряжение на резисторе опережает силу тока на ; вектор падения на активном сопротивлении катушки совпадает с вектором тока по направлению, а на индуктивном сопротивление опережает вектор тока катушки на; из сети потребителя активная энергия расходуется на нагрев катушки, а реактивная энергия используется для создания магнитного поля катушки; коэффициент мощности меньше единицы.

Таблица 1.3.

Измерено

Ток цепи

Напряжение цепи

Активная мощность цепи

Полное сопротивление цепи :

Сопротивление резистора :

Емкостное сопротивление конденсатора :

Активная составляющая напряжения :

Емкостная составляющая напряжения :

Емкостная емкость :

Полная мощность :

Коэффициент активной мощности :

Таблица 1.4.

Алгебраическая и показательная форма записи полной сопротивлении цепи

Алгебраическая и показательная форма записи полного напряжения цепи :

Алгебраическая и показательная форма записи полной мощности цепи :

Вывод. Напряжение цепи отстает от силы тока на ; напряжение на резисторе совпадает с током по направлению, а на конденсаторе отстает от тока на угол; из сети потребляется активная энергия для нагрева резистора и реактивная энергия для создания электрического поля конденсатора; коэффициент мощности меньше единицы.

Таблица 1.5.

Измерено

Ток цепи

Напряжение

Активная мощность цепи

На резисторе

На катушке индуктивности

На конденсаторе

Цепи

Сопротивление резистора :

Активная мощность резистора :

Активное сопротивление всей цепи :

Активное сопротивление катушки индуктивности :

Полное сопротивление катушки индуктивности :

Индуктивное сопротивление катушки индуктивности :

Емкостное сопротивление конденсатора :

Реактивное сопротивление цепи :

Полное сопротивление цепи :

Активная мощность катушки индуктивности :

Индуктивная мощность катушки индуктивности :

Емкостная мощность конденсатора :

Полная мощность цепи :

Коэффициент активной мощности :

Активная составляющая напряжения :

Индуктивная составляющая напряжения :

Полная мощность катушки :

Реактивная мощность цепи

Коэффициент активной мощности :

Таблица 1.6.

Резистор

Конденсатор

Катушка индуктивности

Катушка индук-ти

Исследуемая цепь

Алгебраическая и показательная форма записи полной сопротивлении цепи

Алгебраическая и показательная форма записи полного напряжения цепи :

Алгебраическая и показательная форма записи полной мощности цепи :

Вывод. Напряжение цепи отстает от силы тока на ; из сети потребляется только активная энергия на нагрев ее элементов; коэффициент мощности меньше единицы; возникает незатухающий колебательный процесс обмена энергией между электрическими и магнитными полями конденсатора и катушки индуктивности.

Задача В № 6

Решение.

Действующая сила тока в цепи (показание амперметра):

Активное сопротивление катушки индуктивности 1:

Индуктивное сопротивление катушки индуктивности 1:

Активное сопротивление катушки индуктивности 2:

Индуктивное сопротивление катушки индуктивности 2:

Активное напряжение катушки индуктивности 1:

Индуктивное напряжение катушки индуктивности 1:

Активное напряжение катушки индуктивности 2:

Индуктивное напряжение катушки индуктивности 2:

Активная мощность катушки индуктивности 1:

Реактивная мощность катушки индуктивности1:

Активная мощность катушки индуктивности 2:

Реактивная мощность катушки индуктивности 2:

Модуль полного напряжения катушки индуктивности 1 (показание вольтметра 2):

Модуль полного напряжения катушки индуктивности 1 (показание вольтметра 3):

Комплекс полного сопротивления цепи в алгебраической и показательной форме:

Комплекс действующего напряжения в цепи в алгебраической и показательной форме:

Действующее напряжение в цепи (показание вольтметра 1):

Комплекс полной мощности в цепи в алгебраической и показательной форме:

studfiles.net

ЭЛЕКТРОТЕХНИКА: Бланки лабораторных работ | Файловый клуб FilesClub.net

ЖУРНАЛЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ ПО ЭЛЕКТРОТЕХНИКЕ (работы №№ 1, 2, 3, 4, 6, 7)Лаборатория №333

Студент _______________________Группа ____________Курс ______

Выполнено _______________ Сдано _______________

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №1ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИНЕЙНОЙ ЦЕПИ ПОСТОЯННОГО ТОКАИзмерительные приборыТаблица 1.1.Наименование прибораПредел измеренияЦена деления

ОПЫТ 1Исследование последовательного соединения резисторовЭлектрическая схема опыта

Экспериментальные данныеТаблица 1.2.ОпытРасчет

I,АU, BU1, BU2, BU3, BP,BтR1, OмR2, OмR3, OмRэк, OмР1, ВтР2, ВтР3, ВтР, Вт

Расчетные формулы:13 EMBED Equation.3 1415, 13 EMBED Equation.3 1415, 13 EMBED Equation.3 1415, 13 EMBED Equation.3 1415, 13 EMBED Equation.3 1415, 13 EMBED Equation.3 1415, 13 EMBED Equation.3 1415, 13 EMBED Equation.3 1415, 13 EMBED Equation.3 1415ОПЫТ 2Исследование параллельного соединения резисторовЭлектрическая схема опыта[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]Экспериментальные данныеТаблица 1.3.ОпытРасчет

U,BI,AI1,AI2,AI3,AG1,СмG2,СмG3,СмGэк,СмР1,ВтР2,ВтР3,ВтР,Вт

Расчетные формулы:13 EMBED Equation.3 1415, 13 EMBED Equation.3 1415, 13 EMBED Equation.3 1415, 13 EMBED Equation.3 141513 EMBED Equation.3 1415, 13 EMBED Equation.3 1415, 13 EMBED Equation.3 1415, 13 EMBED Equation.3 1415ОПЫТ 3Снятие вольт-амперных характеристик ламп накаливания и оценка класса точности приборовЭлектрическая схема опыта

Экспериментальные данныеТаблица 1.4.U, В5010015020050100150200

I, А

R, Ом

Эталонная вольт-амперная характеристика лампы накаливания

График зависимости U=f(I)

Выводы по работе: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Выполнено _______________ Сдано _______________

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №2ИССЛЕДОВАНИЕ НЕРАЗВЕТВЛЕННОЙ ЦЕПИ ОДНОФАЗНОГО СИНУСОИДАЛЬНОГО ТОКА ПРИ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОМ СОЕДИНЕНИИ

filesclub.net

Лабораторные работы по дисциплине «Электротехника и электроника. Постоянный ток»

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Ульяновский государственный университет»

Инженерно-физический факультет высоких технологий

Кафедра радиофизики и электроники

С.Г. Новиков, Е.В. Лычагин, А.С. Кадочкин

Методические указания

Ульяновск 2012

УДК 621.314

ББК

Н

Печатается по решению Ученого совета

инженерно-физического факультета высоких технологий

Ульяновского государственного университета

Рецензент

кандидат технических наук, доцент кафедры электропривода и АПУ Ульяновского государственного технического университета (УлГТУ)

В.И.Доманов

Новиков, С.Г., Лычагин Е.В., Кадочкин А.С.

Н 00 Лабораторные работы по дисциплине «Электротехника и электроника. Постоянный ток»: методические указания / С. Г. Новиков, Е.В. Лычагин, А.С. Кадочкин. – Ульяновск: УлГУ, 2012. – 46 с.

В методических указаниях к лабораторным работам по дисциплине «Электротехника и электроника» определены цели и задачи, порядок выполнения лабораторных работ, требования по содержанию отчета по работе. В описании каждой лабораторной работы приводятся краткие теоретические сведения по исследуемому объекту и сформулированы контрольные вопросы, в экспериментальной части раскрывается техника проведения эксперимента. Работы знакомят студентов с определением параметров и характеристик основных элементов и методов анализа электрических цепей.

Пособие содержит четыре лабораторных работы.

Предназначено для студентов, изучающих курсы «Электротехника и электроника», «Теоретические основы электрорадиотехники».

© Новиков С.Г., 2012

© Ульяновский государственный университет, 2012

Содержание

Цели и задачи лабораторного практикума 4

Правила оформления отчета по лабораторной работе 6

Порядок отчетности и приема зачета по лабораторным работам 8

Описание лабораторного стенда 9

Лабораторная работа №1 16

Лабораторная работа №2 20

Лабораторная работа №3 27

Лабораторная работа №4 38

Список литературы 44

Приложение 45

Цели и задачи лабораторного практикума

Цель:

Получение и закрепление профессиональных знаний в области электротехники и электроники посредством ознакомления с работой лабораторного оборудования и измерительных приборов, получения практических навыков постановки экспериментов по исследованию электронных элементов и компонентов.

Задачи:

  1. Сформировать представление о принципах работы электронных элементов и узлов.

  2. Изучить работу основных электронных элементов.

  3. Ознакомить студентов с основными параметрами электронных элементов и компонентов.

  4. Расширить знания учащихся об областях применения электронных элементов и компонентов.

Рабочее задание к каждой работе предусматривает:

  1. Предварительную домашнюю подготовку студента к выполнению лабораторной работы, включающую:

  • проработку рекомендуемой литературы (см. раздел «Рекомендуемая литература») и описания настоящих методических указаний по исследуемому объекту;

  • ответы на контрольные вопросы;

  • заготовку отчета (бланк протокола исследований) по выполняемой работе в соответствии с правилами оформления (см. раздел 2) со свободными местами для внесения результатов экспериментов и формулирования выводов по работе;

  • заготовку (при необходимости) требуемого количества листов кальки или клетчатой бумаги для копирования осциллограмм с экрана осциллографа.

  1. Получение индивидуального задания (номера варианта) для каждой бригады студентов.

  2. Ознакомление с лабораторным оборудованием и измерительными приборами, необходимыми для проведения эксперимента.

  3. Проведение эксперимента по определению параметров и характеристик исследуемого объекта.

  4. Выполнение необходимых расчетов и сравнение их результатов с данными экспериментальных исследований.

  5. Формулирование выводов и оформление отчета по лабораторной работе.

studfiles.net

Сборник лаб.работ ТОЭ

При написании пособия учтены требования нормативных документов и стандартов по оформлению текстовых документов и графических работ. При разработке пособия были использованы издания: Заволока О.Г., Матющенко В.С., Сайфутдинов Р.Х., Темченко И.Н. «Сборник лабораторных работ по ТОЭ. Ч. 1 : Линейные цепи постоянного и переменного синусоидального тока», а также аналогичные разработки других вузов.

ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ

1.Начиная работу, студенты должны убедиться в том, что на лабораторном стенде нет напряжения.

2.При сборке схемы запрещается пользоваться неисправными инструментами и присоединять провода с нарушенной изоляцией.

3.Категорически запрещается касаться руками неизолированных проводов, закреплять зажимы, менять проводники или приборы, когда цепь находится под напряжением.

4.Запрещается включать вновь собранную или измененную схему без предварительной проверки ее преподавателем.

5.Перед включением напряжения следует предупредить об этом всех участников работы. Необходимо убедиться, что никому из них не угрожает опасность попасть под напряжение.

6.Если до работы или в ходе работы обнаружена неисправность оборудования, следует прекратить работу, отключить напряжение и сообщить преподавателю или инженеру о неполадках в работе. Устранять неполадки собственными силами запрещается.

7.Запрещается оставлять без надзора стенды, приведенные в рабочее состояние.

8.При работе с цепями переменного тока, содержащими конденсаторы и катушки индуктивности, следует соблюдать особую осторожность, так как в этих цепях напряжение на зажимах катушек и конденсаторов может быть значительно больше, чем напряжение сети.

9.Если схема содержит конденсатор, после её отключения необходимо разрядить конденсатор.

10.Если кто-либопопадает под напряжение – быстро отключить напряжение. Сообщить преподавателю о случившемся.

11.При сборке схемы нужно надёжно зажимать проводники под зажимы для создания хороших контактов и предотвращения опасности произвольного отсоединения проводников во время опыта.

Студенты допускаются к лабораторным работам после ознакомления с настоящими правилами, что фиксируется в специальном журнале под роспись.

studfiles.net

Лабораторные работы Дисциплина: Электротехника и электроника

Министерство образования и науки РТ Государственное автономное образовательное учреждение Среднего профессионального образования «Нижнекамский технологический колледж» Лабораторные работы Дисциплина: Электротехника и электроника Специальность: Химическая технология органических веществ. Выполнил студент №697 группы: Низамутдинов Д.Ф. Проверила преподаватель: Узакова Э.У.

Нижнекамск, 2015г.

Лабораторная работа №1

«Исследование цепей с последовательным, параллельным и смешанным соединением резисторов»

Цель работы: Определить соотношение между величинами силы тока (напряжения) на отдельных участках цепи при параллельном, последовательном и смешанном соединениях проводников; экспериментально определить общее сопротивление цепи при последовательном, смешанном и параллельном соединении проводников; продолжить формирование умений и навыков собирать простейшие электрические цепи, а также пользоваться измерительными приборами (амперметром и вольтметром).

Оборудование: Источник тока, два резистора, соединительные провода, амперметр, вольтметр.

Ход работы:

Последовательное соединение

Последовательным соединением называется такое соединение, при котором конец первого соединяется с началом второго, конец второго-с началом третьего и т.д.

clip_image001

Общее сопротивление последовательно соединенных резисторов равно сумме их сопротивлений. Rобщ.=R1+R2+R3

Rобщ.=5ом+10ом+25ом=40ом

Так в данной цепи отсутствует ответвление тока, то очевидно, что количество электричества, протекающее через поперечное сечение проводника за единицу времени в любой точки цепи будет одинаковым. Следовательно, во всех точках последовательной цепи величина тока одинакова. Эти четыре амперметра покажут одинаковые величины тока. Поэтому при последовательном соединении для измерения тока достаточно включать один амперметр на любом участке цепи.

clip_image002

Распределение напряжения в последовательной цепи

clip_image003

Напряжение источника тока, приложенное к внешнему участку цепи, распределяется по участкам цепи прямо пропорционально сопротивлениям этих участков. Напряжение, приложенное к каждому из этих резисторов, определяется по формуле:

clip_image004

Так как ток в последовательной цепи везде одинаков, значит, действительно напряжение на ее участках зависит от сопротивления чем больше сопротивление тем большее напряжение приложено к данному участку. Сумма напряжений на участках последовательной цепи равна напряжению источника тока:

clip_image005

Параллельное соединение

Параллельным соединением сопротивлений называется такое соединение, при котором к одному зажиму источника подключаются начала сопротивлений, а к другому – концы.clip_image006

Общее сопротивление параллельно включенных сопротивлений определяется по формуле:

clip_image007

Общее сопротивление параллельно включенных сопротивлений всегда меньше наименьшего сопротивления, входящего в данное соединение. На вышеуказанном рисунке мы можем сразу сказать, что общее сопротивление будет меньшее 10ом.

1. Если параллельно включено только два резистора то их общее сопротивление можно определить по формуле: clip_image008

2. Если параллельно включено любое количество резисторов с одинаковым сопротивлением, то их общее сопротивление можно определить, если сопротивление одного резистора разделить на количество резисторов.

clip_image009

Распределение токов и напряжения в параллельных соединениях clip_image010

clip_image011

Так как начала всех соединений сведены в одну общую точку, а концы – в другую, то очевидно, что разность потенциалов на концах любого из параллельно включенных сопротивлений равна разности потенциалов между общими точками. Итак, при параллельном соединении сопротивлений напряжения на них равны между собой. clip_image012

Если разветвления подключены непросредственно к зажимам источника тока, то напряжение на каждом изсопротивлений равно напряжению на зажимах источника. clip_image013

Второе свойство цепи с параллельным соединением заключается в том, что электрический ток распределяется по параллельным ветвям обратно пропорционально их сопротивлениям. Это значит что, чем больше сопротивление, тем меньше по нему пойдет ток.

clip_image014

Рассматривая точку разветвления А, замечаем что к ней притекают ток I, а токи I1, I2, I3 утекают из нее. Так как движущиеся электрические заряды не скапливаются в точке, то очевидно, что суммарный заряд, притекающий к точке разветвления, равен суммарному заряду, утекающему от нее:

clip_image015

Следовательно, третье свойство параллельного соединения может сформулирована так: Величина тока в не разветвленной части цепи равна сумме токов в параллельных ветвях.

Вывод: Научился определять соотношение между величинами силы тока (напряжения) на отдельных участках цепи при параллельном, последовательном и смешанном соединениях проводников; экспериментально определял общее сопротивление цепи при последовательном, смешанном и параллельном соединении проводников; продолжил формирование умений и навыков по собиранию простейшие электрические цепи, а также научился пользоваться измерительными приборами (амперметром и вольтметром).

Лабораторная работа № 2

«Исследование трехфазной цепи системы переменного тока при соединении звездой» Цель: выявить особенности трёхфазной системы при соединении фаз звездой, по опытным данным построить векторные диаграммы при симметричной и не симметричной нагрузке фаз.  Ход работы.  1.     Собрал схему.  clip_image017 Рис. 1 – Где РА1 – прибор комбинированный 43101; PV1 – прибор комбинированный Ц4342; R1 – резистор 680 Ом; R2 – резистор 680 Ом; R3 – резистор 680 Ом; SA1 – тумблер.

2. Подключил схему к клеммам трёхфазного генератора.  3. Измерил линейные и фазные токи и напряжения IА,IВ,IС,- линейные и фазные токи, UА,Uв,Uс - фазные напряжения, UAB, UB[, UCA - линейные напряжения.  4. Проверил соотношение между линейными и фазными токами при включенном и выключенном нулевом проводе.  5. Рассчитал активную мощность трёхфазного приёмника при симметричной нагрузке.  6. Данные результатов и измерений занес в таблицу.  7. Изменил нагрузку в фазах ток, чтобы во всех 3 фазах была разная нагрузка.  8. Измерил линейные и фазные токи, фазные и линейные напряжения.  9. Проверил соотношение между линейными фазными напряжениями при включенном и выключенном нулевом проводе.  10. Рассчитал активную мощность трёхфазного приёмника при несимметричной нагрузке.  11. Данные занес в таблицу  Таблица 1 – Данные всех вычислений и измерений  clip_image018 12. Построил векторные диаграммы.

PA1=7,2*4,9=35,28(Bm)  Р=ЗРф  P=35,28*3=105,84(Bm)  С 0 проводом  РА‘=10,4 clip_image0194,9=50,96(Вт)  Рв‘=7,2 clip_image019[1]4,9=35,28(Вт)  Рс‘=4,9 clip_image019[2]4,9=24,01(Вт)  Р=50,96+35,28+24,01=110,25(Вт)  РА‘=8,4 clip_image019[3]4=33,6(Вт)  Рв‘=7,2 clip_image019[4]4,9=35,28(Вт)  Рс‘=6,3 clip_image019[5]6,3=39,69(Вт)  Р=33,6+35,28+39,69=108,57(Вт)  clip_image021 clip_image022 Рисунок 2 – Векторные диаграммы

Вывод: Выявили особенности трёхфазной системы при соединении фаз звездой, по опытным данным построили векторные диаграммы при симметричной и не симметричной нагрузке фаз.

Лабораторная работа № 3

«Исследование полупроводников диода»

Цель работы: исследование напряжения и тока диода при прямом и обратном смещении р-n-перехода, построение и исследование вольтамперной характеристики (ВАХ) полупроводникового диода, исследование сопротивления диода при прямом и обратном смещении по вольтамперной характеристике, анализ сопротивления диода (прямое и обратное смещение) на переменном и постоянном токе, измерение напряжения изгиба вольтамперной характеристики.

Основные теоретические положения

clip_image023

Полупроводниковый диод представляет собой двухэлектродный прибор на основе электронно-дырочного перехода в кристалле полупроводника (рис. 13.1) и предназначен для преобразования переменного тока в пульсирующий ток одной полярности.

Если к диоду приложить напряжение в прямом направлении, когда положительный полюс источника энергии соединен с р-областью (анодом), а отрицательный – с n-областью (катодом), то потенциальный барьер p-n-перехода понижается и через диод протекает большой прямой ток даже при невысоком приложенном напряжении. При смене полярности приложенного к диоду напряжения потенциальный барьер повышается, и через диод протекает очень малый ток неосновных носителей заряда (обратный ток) даже при высоких значениях обратного напряжения.

Вольтамперная характеристика диода вследствие этого является резко несимметричной, и ее типичный вид представлен на рис. 13.2.

clip_image024

Рис. 13.2. Вольтамперная характеристика диода

При анализе электрических цепей, содержащих диоды, нелинейные ВАХ последних во многих случаях заменяют отрезками прямых, т. е. проводят кусочно-линейную аппроксимацию ВАХ. На рис. 13.2 прямая ветвь ВАХ диода аппроксимирована отрезками ОМ и MN. Отрезок MN проходит через точки K и L ВАХ, которые определяются по значению максимального прямого тока диода clip_image025. Отрезок ОМ соответствует пороговому напряжению диода clip_image026.

Обратная ветвь ВАХ диода заменяется отрезками прямых линий clip_image027 и clip_image028. Отрезок clip_image027[1] выходит из начала координат и проходит через точку clip_image029, положение которой на ВАХ диода определяется наибольшим обратным напряжением clip_image030, где clip_image031 – напряжение пробоя диода. Отрезок clip_image028[1] параллелен оси тока и смещен относительно нее на величину напряжения пробоя.

Дифференциальное прямое сопротивление clip_image032 и дифференциальное обратное сопротивление clip_image033 диода определяются углами наклона отрезков MN и clip_image027[2] к оси токов на рис. 13.2 и могут быть вычислены по выражениям:

clip_image034,   clip_image035.

Порядок выполнения работы

1. Собрать схему (рис. 13.3, а) и включить. Мультиметр покажет напряжение на диоде clip_image036 при прямом смещении. Перевернуть диод и снова запустить схему, мультиметр покажет напряжение на диоде clip_image037 при обратном смещении. Вычислить ток диода при прямом clip_image038 и обратном clip_image039 смещении согласно формулам clip_image040   и   clip_image041, где  Е – напряжение источника питания.

                                                                                         а                                                                              б

clip_image042clip_image043

Рис. 13.3. Схемы для измерения: а – напряжения; б – тока диода

Запишите результаты в табл. 13.1.

Таблица 13.1

Измеренные напряжения и вычисленные токи диода

№ п/п

Параметр

Результат

1

Напряжение при прямом смещении clip_image044

 

2

Напряжение при обратном смещении clip_image045

 

3

Ток при прямом смещении clip_image046

 

4

Ток при обратном смещении clip_image047

 

2. Собрать схему (рис. 13.3, б) и включить. Мультиметр покажет ток диода clip_image038[1] при прямом смещении. Перевернуть диод и снова запустить схему, мультиметр покажет ток clip_image039[1] диода при обратном смещении. Записать показания в табл. 13.2.

Таблица 13.2

Измеренный ток при прямом и обратном смещении

№ п/п

Параметр

Результат

1

Ток при прямом смещении clip_image046[1]

 

2

Ток при обратном смещении clip_image047[1]

 

3. Собрать схему для снятия вольтамперной характеристики диода (рис. 13.4) и включить. Последовательно устанавливая значения эдс источника равными 5; 4; 3; 2; 1; 0,5 и 0 В, записать значения напряжения clip_image036[1] и тока clip_image038[2] диода в табл. 13.3.

clip_image048

Рис. 13.4. Схема для снятия ВАХ диода

Таблица 13.3

Прямая ветвь ВАХ

E, B

5

4

3

2

1

0.5

0

clip_image049, мВ

             

clip_image046[2], мА

             

Перевернуть диод. Последовательно устанавливая значения эдс источника равными 0, 5, 10 и 15 В, записать значения тока clip_image039[2] и напряжения clip_image037[1] в табл. 13.4.

Таблица 13.4

Обратная ветвь ВАХ

E, B

0

5

10

15

clip_image045[1], В

       

clip_image047[2], мкА

       

5. По полученным данным построить графики clip_image038[3](clip_image036[2]) и clip_image039[3](clip_image037[2]).

6. Построить касательную к графику прямой ветви ВАХ при clip_image0504 мА и оценить дифференциальное сопротивление диода по наклону касательной. Проделать ту же процедуру для clip_image050[1]0,4 мА и clip_image050[2]0,2 мА. Аналогично оценить дифференциальное сопротивление диода при обратном напряжении 5 В и записать экспериментальные данные в табл. 13.5.

Таблица 13.5

Дифференциальное сопротивление

№ п/п

Параметр

Результат

1

clip_image051, при clip_image0524 мА

 

2

clip_image051[1], при clip_image052[1]0,4 мА

 

3

clip_image051[2], при clip_image052[2]0,2 мА

 

4

clip_image053, при clip_image0545 В

 

7. Вычислить сопротивление диода на постоянном токе clip_image050[3]4 мА по формуле clip_image055.

8. Определить напряжение изгиба clip_image056. Напряжение изгиба определяется из ВАХ диода, смещенного в прямом направлении, для точки, где характеристика претерпевает резкий излом.

9. Собрать схему (рис. 13.5) и включить. На ВАХ, появившейся на экране осциллографа, по горизонтальной оси считать напряжение на диоде в милливольтах (канал А), а по вертикальной – ток в миллиамперах (канал В, 1 мВ соответствует 1 мА).

clip_image057

clip_image058clip_image059

Рис. 13.5. Схема для исследования ВАХ диода на осциллографе

Изобразить полученную ВАХ на экране осциллографа в отчете.  Измерить величину напряжения изгиба clip_image056[1] по полученной на экране осциллографа ВАХ.

Вывод: исследовали напряжения и тока диода при прямом и обратном смещении.

Практическая работа № 1

Выбор силовых преобразователей, аппаратов управления, коммутаций и защиты

Выбор силовых полупроводниковых преобразователей осуществляется по следующим показателям и параметрам:

- уровню и частоте напряжения питающей сети; - величине тока нагрузки; - числу фаз нагрузки; - наличию необходимых защит и сигнализации - и т.д.

В качестве дополнительных факторов при выборе преобразователей могут учитываться КПД, массогабаритные и стоимостные показатели, а также показатели надежности, уровень создаваемых помех. При учете этих факторов целесообразно использовать интегральные показателя качества и весовые коэффициенты отдельных показателей преобразователей.

Практическая работа №2

« Реверсивная схема управления асинхронным двигателем»

Схема управления асинхронным двигателем с использованием магнитного пускателя включает в себя магнитный пускатель, состоящий из контактора КМ и трех встроенных в него тепловых реле защиты КК. Схема обеспечивает прямой пуск двигателя, отключив от сети, а также защиту от коротких замыканий и перегрузки. Для пуска двигателя замыкают выключатель QF и нажимают кнопку пуска SB1. Получает питание катушка контактора КМ, который, включившись, своими главными силовыми контактами в цепи статора двигателя подключает его к источнику питания, а вспомогательным контактом шунтирует кнопку SB1. Происходит разбег двигателя по его естественной характеристике. Для отключения двигателя нажимается кнопка остановки SB2, контактор КМ теряет питание и отключается от сети. Начинается процесс торможения двигателя выбегом под действием моментя нагрузки на его валу.

clip_image061

kursak.net

Лабораторные работы по электротехнике Методические указания

Федеральное агентство по образованию

Сибирский государственный аэрокосмический университет

имени академика М.Ф. Решетнёва.

Красноярск 2013

Рецензенты:

Лабораторные работы по электротехнике: методические указания к выполнению для студентов всех специальностей и форм обучения / сост. В. Я. Браверман, В. П. Литвинов, О. В. Розанов, В. Г. Сидоров; Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т, - Красноярск, 2008. – 79 с.

Предлагаемое пособие предназначено для студентов всех специальностей и всех форм обучения.

Пособие содержит описания лабораторных работ и методические указания по их выполнению по разделам цепей постоянных, синусоидальных и трехфазных токов.

К каждой работе предпосланы краткие теоретические сведения, а также требования к составлению отчета, и контрольные вопросы.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………4

1. Общие методические указания и правила

проведения лабораторных работ………………………………………………………4

2. Указания к монтажу схем лабораторных работ…………………………………...4

3. Правила техники безопасности в лаборатории электротехники………………….5

Лабораторная работа №1……………………………………………………………………. 6

Лабораторная работа №2…………………………………………………………………....15

Лабораторная работа №3…………………………………………………………………....20

Лабораторная работа №4……………………………………………………………………25

Лабораторная работа №5……………………………………………………………………33

Лабораторная работа №6……………………………………………………………………40

Лабораторная работа №7……………………………………………………………………50

Лабораторная работа №8……………………………………………………………………56

ВВЕДЕНИЕ

1. Общие методические указания и правила проведения лабораторных работ

Выполнения лабораторных работ является важной частью учебного процесса, преследующей цель более глубокого усвоения теоретических положений курса и приобретения экспериментальных навыков.

Перед началом лабораторных работ студенты должны изучить правила и технику безопасности работы в лаборатории.

До начала очередной лабораторной работы студент должен ознакомиться с соответствующим руководством и рекомендуемой литературой. Перед выполнением работы студент должен иметь заранее заготовленную форму отчета.

Прежде чем приступать к выполнению работы, студент должен твердо знать теоретический материал, охватываемый этой работой, ясно представлять поставленную в работе задачу, способы ее разрешения и ожидаемые результаты.

Для выяснения готовности студента к выполнению очередной лабораторной работы проводится собеседование с преподавателем (с применением карточек безмашинного контроля).

Перед выполнением лабораторной работы, непосредственно на занятии, студент должен сдать отчет по предыдущей работе.

Получив разрешение преподавателя, студенты приступают к монтажу схемы на закрепленном за ними рабочем месте.

Смонтированная схема предъявляется на проверку преподавателю.

Не допускается включение схемы без разрешения преподавателя.

Получив разрешение преподавателя на включение схемы, студент приступает к экспериментам, которые проводят с соблюдением правил техники безопасности. По окончании всех измерений, предусмотренных программой работы, производятся необходимые расчеты. Результаты наблюдений и вычислений заносятся в таблицы протокола.

По окончании работы протокол предъявляется преподавателю, который им подпи-сывается. Только после этого студенты разбирают схему и сдают соединительные про-вода лаборанту.

На основании своего протокола студенты производят обработку результатов наблюдений (выполняют расчеты, строят графики и диаграммы) и оформляют отчеты.

После окончания работы стулья должны быть установлены на предназначенные для них места.

studfiles.net


Смотрите также

KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта