Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

Вход на сайт. Журнал главный бухгалтер 30 август 2011 эксплуатация автомобильных шин


Эксплуатация автомобильных шин: нормативная база изменилась

ТКП 299-2011 устанавливает нормы и правила обслуживания пневматических шин, предназначенных для установки на транспортные средства категории М, N, О (далее – автомобильные шины). ТКП 299-2011 распространяется на обслуживание и ремонт автомобильных шин, осуществляемые организациями, эксплуатирующими автомобильные шины, а также наорганизации, производящие их обслуживание и ремонт.

Определение пневматической шины не изменилось

Пневматическая шина – упругая оболочка, предназначенная для установки на ободе колеса и заполняемая газом или воздухом под давлением (подп. 4.1 п. 4 ТКП 299-2011). По сравнению с Правилами № 52 определение понятия "пневматическая шина" не изменилось.

Как и ранее, шины классифицируют:

– по назначению;

– способу герметизации;

– конструкции;

– форме профиля поперечного сечения;

– габаритам;

– в зависимости от эксплуатационного назначения.

Приемка шин – согласно Положению № 1290

Приемку шин следует производить в соответствии с Положением о приемке товаров по количеству и качеству, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 03.09.2008 № 1290. В ТКП 299-2011 нет норм, в которых изложен порядок приемки шин. Ранее общие положения, касающиеся приемки шин, были приведены в гл. 4 Правил № 52.

ТКП 299-2011 не содержит норм, разъясняющих порядок транспортировки и хранения шин. Ранее они были изложены в гл. 4 Правил № 52. В подп. 6.1 п. 6 ТКП 299-2011 лишь указано, что транспортирование и хранение шин должны быть произведены в соответствии с ГОСТ 24779 – 81 "Шины пневматические. Упаковка, транспортирование, хранение".

Учет работы автомобильных шин

Отдельные положения ТКП 299-2011 очень важны для постановки учетной работы бухгалтера. Сравним их с аналогичными нормами Правил № 52 в нижеприведенной таблице.

 

 

Необходимо установить эксплуатационные нормы пробега шин

Владелец транспортного средства обязан установить эксплуатационные нормы пробега шин на основании анализа пробегов списанных шин аналогичной конструкции и соответствующей модели (п. 10.1 п. 10 ТКП 299-2011). Аналогичность конструкции определяют по обозначению шины. В целях избежания претензий со стороны контролирующих органов рекомендуем эксплуатационные нормы пробега утверждать приказом руководителя.

Ранее владельцам транспортных средств (руководителям автотранспортных организаций) разрешалось снижать или повышать нормы пробега шин с учетом условий эксплуатации (п. 132 Правил № 52). Величины снижения или повышения нормы пробега шин следовало предусматривать приказом руководителя предприятия (владельца транспортных средств). Рекомендуемые нормы снижения были определены пп. 133–135 Правил № 52.

Теперь до установления эксплуатационной нормы пробега шин владелец транспортного средства должен использовать временные эксплуатационные нормы, приведенные в приложении М (подп. 10.2 п. 10 ТКП 299-2011). При отсутствии в приложении М шин, используемых владельцами транспортных средств, разработку норм следует производить в соответствии с методикой по определению эксплуатационных норм пробега автомобильных шин, утвержденной Минтрансом.

Ранее в п. 138 Правил № 52 было предусмотрено, что по автомобильным шинам, для которых не утверждены нормы эксплуатационного пробега, владельцы транспортных средств по согласованию с БелНИИТ "Транстехника" устанавливают временные нормы на основании анализа пробегов списанных шин аналогичной конструкции и соответствующей модели с последующим их утверждением в определенном порядке.

Временные эксплуатационные нормы снижены для шин производства Республики Беларусь и стран СНГ (подп. 10.3 п. 10 ТКП 299-2011).

В частности, временные эксплуатационные нормы снижаются для шин производства Республики Беларусь и стран СНГ:

– для шин легковых, легких грузовых автомобилей, микроавтобусов – на 10 %;

– автобусов – на 20 %;

– грузовых автомобилей – на 30 %.

Предусмотрены дополнительное снижение и повышение временной эксплуатационной нормы при работе в определенных условиях.

Техническое обслуживание шин

Ранее было предусмотрено, что техническое обслуживание шин следовало производить при каждом (первом и втором техническом обслуживании (ТО-1 и ТО-2)) автомобиля. На автотранспортном предприятии приказом назначались ответственные лица за проведение работ по шинам (п. 69 Правил № 52). В ТКП 299-2011 аналогичная норма отсутствует. Однако ответственные за проведение работ по шинам лица также должны быть назначены в целях соблюдения контроля за состоянием шин.

Шины снимают с эксплуатации при высоте протектора, достигшей минимально допустимых значений, установленных действующим законодательством РБ и составляющих:

– для шин легковых автомобилей – 1,6 мм;

– шин грузовых автомобилей – 1,0 мм;

– шин автобусов и троллейбусов – 2,0 мм;

– шин на прицепах и полуприцепах – такая же, как и для шин автомобилей, с которыми они работают.

Замер остаточной высоты протектора, как и ранее, нужно производить в местах его наибольшего износа.

Для контроля затрат, участвующих при налогообложении прибыли, следует учитывать, что при подготовке автомобилей к переходу на зимнюю или летнюю эксплуатацию необходимовыполнить полный объем работ по ТО-2 (подп. 7.11 п. 7 ТКП 299-2011).

Ремонт, восстановление и снятие с эксплуатации

Как и ранее, ремонту местных повреждений подлежат шины, снятые с эксплуатации из-за проколов, порезов и других механических повреждений каркаса и покровных резин, если их размеры не превышают установленных норм (подп. 11.1 п. 11 ТКП 299-2011).

При необходимости снятия шин с эксплуатации следовало принять решение о направлении их в ремонт для устранения местных повреждений, на восстановление наложением протектора или о сдаче в утиль. Акт (карточка учета) о снятии шин с эксплуатации должен был утвердить руководитель (главный инженер) предприятия. Такие положения были установлены в п. 105 Правил № 52. В ТКП 299-2011аналогичные нормы отсутствуют. Однако для целей фиксации снятия шины с автомобиля рекомендуем составлять акт с заключением комиссии с обязательной отметкой в графе "Причины снятия шины с эксплуатации" карточки учета автомобильной шины.

Шины, сдаваемые на восстановление, направляют с сопроводительной ведомостью по установленной форме в 2 экземплярах, один из которых после приема шин и определения класса восстановления шиноремонтная организация возвращает владельцу, сдавшему шины на восстановление (подп. 11.6 п. 11 ТКП 299-2011). Обращаем внимание, что устранена сложность, которая существовала ранее. Она заключалась в том, что в момент оформления сопроводительной ведомости владелец шины должен былопределить класс восстановления. Однако фактически класс восстановления определяла шиноремонтная организация. Учитывая данный факт, новая форма сопроводительной ведомости (приложение Р к ТКП 299-2011) по сравнению с ранее применявшейся формой не содержит графы "Класс восстановления".

Форма акта-рекламации не изменилась

В Правилах № 52 гл. 7 называлась "Уход за автомобильными шинами". В ТКП 299-2011гл. 7 аналогичного содержания называется "Обслуживание автомобильных шин".

Владелец транспортных средств определяет пригодность шин к дальнейшей эксплуатации, производству местного ремонта, восстановлению наложением протектора, списанию в утиль. При выходе из строя шин ранее гарантий изготовителя необходимо руководствоваться указаниями разд. 12 "Рекламация" (подп. 7.1 п. 7 ТКП 299-2011).

Как и ранее, при выходе шин из строя (новых, восстановленных и отремонтированных) ранее гарантий изготовителей комиссия автотранспортной организации по учету и списанию шин устанавливает причины (производственные или эксплуатационные) преждевременного выхода шин из строя.

При преждевременном выходе шин из строя по производственным причинам комиссия составляет рекламационный акт по установленной форме. Форма акта приведена в приложении Т к ТКП 299-2011 и полностью соответствует ранее применявшейся форме. Шину, подлежащую рекламации, направляют соответственно изготовителю шины или шиноремонтной организации вместе с карточкой учета работы данной шины и рекламационным актом.

При выходе шин из строя по эксплуатационным причинам комиссия составляет заключение, в котором указывает причину выхода шины из строя, предложения о возможности сдачи шины в ремонт, на восстановление или о списании в утиль. Одновременно определяют лиц, виновных в преждевременном выходе шин из строя, для принятия мер в соответствии с действующими положениями. Форма заключения приведена в приложении У к ТКП 299-2011 и полностью соответствует ранее использовавшейся форме заключения.

Обратим внимание, что в ТКП 299-2011 теперь указано, что рекламации на новые и восстановленные шины по производственным дефектам могут быть предъявлены в течение гарантийного срока службы и эксплуатации шин. Рекламации по качеству ремонта местных повреждений шин могут быть предъявлены в течение года после ремонта.

Организация, получившая рекламацию, должна рассмотреть ее и в соответствии с действующим законодательством направить владельцу 1 экземпляр заключения комиссии по рассмотрению рекламации на шину.

Шиноремонтная организация при выходе шин из строя ранее гарантийного пробега из-за некачественного ремонта обязана безвозмездно произвести повторный ремонт или восстановление. При невозможности выполнения этого условия шиноремонтное предприятие доплачивает заявителю стоимость недопробега шины. 

www.gb.by

Приобрели автомобиль? Учтите его стоимость и расходы на содержание в бухгалтерском и налоговом учете

Принимаем автомобиль к учету

Инструкция по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденная постановлением Минфина РБ от 30.04.2012 № 26

Автомобили принимают к бухгалтерскому учету в качестве основных средств при одновременном выполнении следующих условий:

– они предназначены для использования в деятельности организации, в т.ч. в производстве продукции, при выполнении работ, оказании услуг, для управленческих нужд организации, а также для предоставления во временное пользование (временное владение и пользование), за исключением случаев, установленных законодательством;

– организацией предполагается получение экономических выгод от их использования;

– автомобили предназначены для использования в течение периода продолжительностью более 12 месяцев;

– организацией не предполагается их отчуждение в течение 12 месяцев с даты приобретения;

– первоначальная стоимость автомобилей может быть достоверно определена.

Автомобили, принимаемые к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, до их обязательной государственной регистрации, сертификации и т.п. отражают на счете 08 "Вложения в долгосрочные активы" (п. 4).

Первоначальную стоимость приобретенных автомобилей определяют в сумме фактических затрат на их приобретение.

 

Инструкция о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденная постановлением Минфина РБ от 29.06.2011 № 50, в ред. от 08.02.2013 № 11

Для обобщения информации о наличии и движении автомобилей организации, находящихся в эксплуатации, запасе, на консервации, а также полученных в финансовую аренду (лизинг), доверительное управление, предназначен счет 01 "Основные средства" (п. 6).

Затраты, непосредственно связанные с приобретением автомобилей, отражают на счете 08 (субсчет 08-1 "Приобретение и создание основных средств").

Сформированную первоначальную стоимость принимаемых к бухгалтерскому учету автомобилей отражают по дебету счетов 01, 03 "Доходные вложения в материальные активы" и кредиту счета 08 (п. 13).

Нормативные сроки службы автомобилей и начисление амортизации по ним

Нормативные сроки службы основныхсредств, утвержденные постановлением Минэкономики РБ от 30.09.2011 № 161

В постановлении определены нормативные сроки службы для различных видов автомобилей (шифр 504).

Организации имеют возможность применять поправочные коэффициенты к нормативным срокам службы автомобилей как при постановке объектов основных средств на бухгалтерский учет (в случае наличия особенностей их эксплуатации), так и в процессе их использования при изменении условий эксплуатации.

 

Инструкция о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утвержденная постановлением Минэкономики, Минфина и Минстройархитектуры РБ от 27.02.2009 № 37/18/6, с учетом изменений от 22.12.2012 № 117/80/37

Объектами начисления амортизации являются числящиеся в бухгалтерском учете (кроме числящихся на забалансовых счетах) организации автомобили, как используемые, так и неиспользуемые в предпринимательской деятельности, а также автомобили, предоставленные организацией во временное владение и (или) пользование с целью получения дохода, учитываемые в качестве доходных вложений в материальные активы (п. 11).

Амортизацию линейным и нелинейным способами начисляют по вновь введенным в эксплуатацию автомобилям с 1-го числа месяца, следующего за месяцем их ввода в эксплуатацию.

Если автомобили приняты к бухгалтерскому учету в составе основных средств, но их фактическая эксплуатация не начата по причинам производственного и иного характера, начисление амортизации линейным и нелинейным способами начинается с месяца, следующего за месяцем начала их фактической эксплуатации, в соответствии с назначением их использования в данной организации (п. 34).

Порядок проведения переоценки автомобилей

Указ Президента РБ от 20.10.2006 № 622 "О вопросах переоценки основных средств, не завершенных строительством объектов и неустановленного оборудования", с учетом изменений от 07.05.2012 № 97рп

Государственные организации, организации с долей государства в уставном фонде более 50 %, не являющиеся коммерческими организациями с иностранными инвестициями, проводят переоценку автомобилей при условии достижения индекса цен производителей промышленной продукции производственно-технического назначения, исчисляемого и публикуемого Белстатом за октябрь текущего года к месяцу, предшествующему дате последней переоценки, величины 103 % и более.

Иные организации проводят переоценку автомобилей в порядке, определяемом самостоятельно (подп. 1.1.1, 1.1.2 п. 1).Переоценку производят на 1 января года, следующего за отчетным, за период, прошедший с даты предыдущей переоценки по 31 декабря отчетного года, с отражением ее результатов в соответствии с законодательством в бухгалтерском учете организаций (кроме Нацбанка, банков и небанковских кредитно-финансовых организаций) 31 декабря отчетного года. Нацбанк, банки, небанковские кредитно-финансовые организации отражают результаты переоценки в бухгалтерском учете не позднее последнего рабочего дня марта года, следующего за отчетным, в отчетности – за отчетный год.

– прямой оценки – пересчет стоимости объектов имущества в цены на 1 января года, следующего за отчетным, на новые объекты, аналогичные оцениваемым, с использованием документов и материалов, подготовленных организацией, самостоятельно осуществляющей переоценку, или субъектом, занимающимся оценочной деятельностью;

– пересчета валютной стоимости – пересчет стоимости объектов имущества в иностранной валюте по официальному курсу Нацбанка, установленному на 31 декабря отчетного года;

– индексный – пересчет стоимости объектов имущества с использованием коэффициентов изменения их первоначальной и (или) остаточной стоимости на 1 января года, следующего за отчетным, дифференцированных по периодам принятия объектов на бухгалтерский учет.

Учет и контроль автомобильных шин

ТКП 299-2011 (02190) "Автомобильные шины. Нормы и правила обслуживания", утвержденные приказом Минтранса РБ от 21.03.2011 № 149-Ц

Для учета и контроля работы на каждую шину, установленную на транспортное средство при его комплектации или во время эксплуатации (в т.ч. на запасную шину), заводят карточку учета ее работы (часть первая подп. 9.1 п. 9 ТКП, приложение Л к ТКП) и утверждают эксплуатационные нормы пробега (подп. 10.1 п. 10 ТКП).

Без ведения карточки учета и применения эксплуатационных норм пробега допускается эксплуатация шин, установленных на транспортных средствах, на которых владельцы транспортных средств перевозят грузы и пассажиров для собственных нужд (часть вторая подп. 9.1 п. 9 ТКП).

Для определения технического состояния шин и контроля за соблюдением их эксплуатационных норм пробега в организациях назначают ответственного за учет шин и создают комиссию по их учету и списанию (часть третья подп. 9.1 п. 9 ТКП).

В карточке указывают техническое состояние шины (новая, восстановленная, а также дефекты, характер и размер повреждений) (подп. 9.3 п. 9 ТКП). Фактический пробег автомобиля по спидометру вносят в карточку с периодичностью, установленной руководителем организации, но не реже 1 раза в год (подп. 9.4 п. 9 ТКП). Например, приказом руководителя организации может быть закреплено, что пробег сезонных шин в карточках учета указывают при их снятии в связи со сменой сезона.

Отметим, что ТКП – технический нормативный правовой акт, который не регулирует вопросы бухгалтерского учета. Карточка учета работы шины не является первичным учетным документом, так как цель ее ведения – контроль работы шины, а не подтверждение факта совершения хозяйственной операции.

 

Справочно: с ТКП 299-2011 (02190) можно ознакомиться в Интернете по адресу http://www.tnpa.by.

Нормы расхода и учет топлива

Инструкция о порядке применения норм расхода топлива для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования, утвержденная постановлением Минтранса РБ от 31.12.2008 № 141, в ред. от 27.06.2011 № 41

Нормы расхода топлива, рассчитанные в соответствии с указанной Инструкцией, предназначены для использования при учете и контроле расходования топлива механическими транспортными средствами, машинами, механизмами и оборудованием, эксплуатируемыми организациями, зарегистрированными на территории Республики Беларусь (п. 2).

В случае отсутствия установленной нормы расхода топлива до ее установления учет расхода топлива при эксплуатации механического транспортного средства, машины, механизма и оборудования в РБ производят по временной норме на срок не более 6 месяцев.

Инструкция также предусматривает повышение нормы расхода топлива в зависимости от условий эксплуатации (п. 7).

 

Нормы расхода топлива на механические транспортные средства, суда, машины, механизмы и оборудование, утвержденные постановлением Минтранса РБ от 06.01.2012 № 3

Постановлением установлены нормы расхода топлива в области транспортной деятельности для различных моделей автомобилей с учетом мощности двигателя.

 

Инструкция по бухгалтерскому учету запасов, утвержденная постановлением Минфина РБ от 12.11.2010 № 133

Запчасти и горюче-смазочные материалы (ГСМ) являются запасами и принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости (п. 3).

Бухгалтерский учет ГСМ ведут на счете 10 "Материалы" по видам ГСМ, местам хранения и материально ответственным лицам. К счету могут быть открыты следующие субсчета: "Топливо на складах", "Топливо в баках транспортных средств".

На счете 10, субсчет "Топливо на складах", учитывают наличие и движение всех видов ГСМ, полученных для эксплуатации транспортных средств и находящихся на нефтескладах, в пунктах заправки (как стационарных, так и передвижных), на производственных участках, в отделениях, бригадах и т.п. (пп. 80, 81).

Основанием для записей на субсчете "Топливо на складах" являются:

– по дебету: товарно-транспортная накладная (ТТН) и другие первичные учетные документы, по которым производят оприходование поступивших ГСМ материально ответственными лицами;

– по кредиту: ведомость учета выдачи горюче-смазочных материалов, требование, лимитно-заборная карта, ТТН.

На субсчете "Топливо в баках транспортных средств" учитывают ГСМ, полученные на заправку автомобиля водителями.

На основании ведомостей учета выдачи ГСМ, сверенных с данными путевых листов, и документов о заправке транспортных средств на заправочных пунктах стоимость ГСМ отражают по дебету счета 10, субсчет "Топливо в баках транспортных средств", и кредиту счета 10, субсчет "Топливо на складах" (п. 82).

Основания для списания ГСМ на затраты производства: накопительные ведомости данных путевых листов о фактическом расходе ГСМ или карточки учета расхода топлива за отчетный период. Указанные ведомости или карточки принимают к бухгалтерскому учету после сверки записей в них с путевыми листами, о чем на ведомостях или карточках работник организации, ведущий оперативный учет ГСМ, делает соответствующую отметку (п. 83).

Учет аккумуляторных батарей

ТКП 298-2011 (02190) "Стартерные аккумуляторные батареи. Нормы и правила обслуживания", утвержденные приказом Минтранса РБ от 21.03.2011 № 149-Ц

На каждую аккумуляторную батарею (АКБ), которую устанавливают на автомобиль, заводят карточку учета ее работы, в т.ч. на АКБ, поступившую в организацию в составе автотранспортного средства. В карточку записывают наименование организации, тип АКБ, ее гаражный номер, который присваивается перед установкой на автомобиль, наименование изготовителя и дату изготовления батареи, дату ее установки на автомобиль, марку автомобиля, показания спидометра (одометра) (приложение С).

Карточка учета работы АКБ хранится у работника, ответственного за учет работы батареи, и служит документом при определении наработки аккумулятора, его годности, предъявления рекламации и списания (подп. 11.4 п. 11).

Наработка в карточку учета работы АКБ заносится из путевых листов либо других самостоятельно разработанных документов, если организация использует право не вести путевые листы.

Списание АКБ производит комиссия, назначаемая приказом по организации. Карточка учета, составленная согласно приложению С, является актом списания АКБ (подп. 11.6 п. 11).

 

Справочно: с ТКП 298-2011 (02190) можно ознакомиться в Интернете по адресу http://tnpa.by.

Учет расходов по содержанию и страхованию автомобилей в налоговом учете

Налоговый кодекс РБ (Особенная часть) от 29.12.2009 № 71-З, с учетом изменений от 26.12.2010 № 431-З

Расходы по содержанию, техническому обслуживанию, ремонту являются затратами по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, которые учитывают при налогообложении. Они определяются на основании документов бухгалтерского учета (при необходимости посредством проведения расчетных корректировок к данным бухгалтерского учета в рамках ведения налогового учета).

Их отражают в том налоговом периоде, к которому они относятся (принцип начисления), независимо от времени (срока) оплаты (предварительная или последующая) (п. 2 ст. 130).

 

Указ Президента РБ от 19.05.2008 № 280 "О включении страховых взносов по видам добровольного страхования, не относящимся к страхованию жизни, в затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг)"

Установлено, что организации-страхователи включают в затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемые при налогообложении, страховые взносы в их фактическом размере по видам добровольного страхования, не относящимся к страхованию жизни, имущества юридического лица, участвующего в процессе производства продукции, товаров (выполнения работ, оказания услуг), в т.ч. наземных транспортных средств (подп. 1.2 п. 1).

 

www.gb.by

Учет работы автомобильных шин. Статьи компании «ЧУП "Инст"»

При наличие на организации транспорта возникает необходимость в знаниях как производить учет шин, аккумуляторов. Возникают вопросы куда сдавать образующиеся отходы при эксплатации транспорта и какие сопроводительные документы нужны...

При наличие на организации транспорта возникает необходимость в знаниях как производить учет шин, аккумуляторов. Возникают вопросы куда сдавать образующиеся отходы при эксплатации транспорта и какие сопроводительные документы нужны.

  В этой статье мы рассмотрим Учет работы автомобильных шин...

 

    На каждую шину, установленную на транспортное средство при его комплектации или во время эксплуатации, заводится карточка учета ее работы по указанной форме, согласно ТКП 299 -2011(02190). В процессе эксплуатации допускается вести карточки учета в электронном виде.

 

    Кто может не вести карточку учета?

  

 Без ведения карточки учета и применения эксплуатационных норм пробега допускается эксплуатация шин, установленных на транспортных средствах, на которых владельцами транспортных средств осуществляются перевозки грузов и пассажиров для собственных нужд.

 

 

    Владельцем транспортного средства назначается ответственный за учет работы шин и комиссия по их учету и списанию.

 

    Шины учитываются по заводским номерам, которые записываются в карточку учета работы шин со всеми буквами и цифрами. Допускается выжигание гаражных номеров на плечевой зоне протектора шин. Выжигание производится прибором "Электроклеймо". Глубина выжигания не должна превышать одного миллиметра. Допускается маркировка любым другим методом, обеспечивающим идентификацию шины и не влияющим на безопасность движения.

 

    В карточке учета работы шины указывается техническое состояние шины, находящейся на транспортном средстве (дефекты, характер и размер повреждений). Для шин, бывших в эксплуатации на другом транспортном средстве, записывается их предыдущий пробег. Одновременно замеряется остаточная высота рисунка протектора в двух диаметрально противоположных сечениях с наибольшим износом протектора. Средняя высота записывается в графу "Техническое состояние шины при установке" в карточке учета работы шин. После ремонта местных повреждений учет работы шины продолжается в той же карточке.

 

    В карточку учета работы шины вносится фактический пробег транспортного средства по спидометру с периодичностью, установленной владельцем транспортного средства, но не реже одного раза в год.

 

   При замене шины на ходовых колесах запасной или при необходимости покупной шиной водитель обязан сообщить дату замены, заводской или гаражный номер замененной шины, показания спидометра в момент установки и снятия запасной шины. Эти данные фиксируются в карточках учета работы шины. Не допускается определение пробега каждой шины делением общего пробега шин ходовых колес на число всех шин транспортного средства (включая запасную).

 

   При снятии шины с эксплуатации в графу "Причины снятия шины с эксплуатации" карточки учета записываются ее полный пробег, ее техническое состояние, куда направляется шина - в ремонт, на восстановление или в утиль.

 

   При направлении шины на восстановление или в утиль карточка учета ее работы подписывается председателем комиссии и членами комиссии. В данном случае карточка учета является актом списания шины и основанием для решения вопроса о выплате водителю вознаграждения за пробег сверх нормы или принятия мер за недопробег в соответствии с действующими положениями.

 

   На шины, поступившие после восстановления, заводятся новые карточки учета их работы.

 

Куда сдавать использованные шины?

Всю информацию о предприятиях переработывающих отходы в РБ Вы можете найти на сайте Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды.

Вот в помощь краткая информация для организаций в Минске и Минской области.

 

 

 

 

 

ЧУП "ИНСТ" Делай бизнес проще!

mts, vel 587-22-22

сайт: Instr.deal.by

instr.deal.by

Учет автомобильных шин

 Порядок учета автомобильных шин зависит от того, приобретены ли они вместе с транспортным средством или отдельно от него.

ВИКТОРИЯ ЖМУЛИНА, старший аудитор ООО « ВИТ-аудит»

Шина — один из основных элементов ходовой части транспортного средства. Шины, за исключением приобретенных вместе с основным средством, учитываются в составе материально-производственных запасов. Особенности данных материальных ценностей напрямую влияют на порядок их учета и документального оформления. Шины постоянно подвергаются повышенному износу и довольно часто выходят из строя гораздо раньше окончания срока их эксплуатации. Кроме этого, изношенные шины могут быть как восстановлены, так и утилизированы, что имеет разные учетные последствия. Шины также обладают определенными сезонными свойствами, диктующими периодичность их использования в процессе эксплуатации автомобиля.

 

Приобретение шин отдельно от автомобиля

В соответствии с п. 10 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Минфина РФ от 13.10.03 №91н, единицей бухгалтерского учета ОС является инвентарный объект. Инвентарным признается объект со всеми приспособлениями и принадлежностями, или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое, предназначенный для выполнения определенной работы.

Так как использование шины, приобретенной вместе с автомобилем, отдельно от него невозможно, то в первоначальную стоимость автомобиля включается, в том числе, стоимость запасного колеса с покрышкой, камерой и ободной лентой.

То есть шины, в том числе запасные, приобретенные вместе с автомобилем, учитываются в составе основного средства и отражаются на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы». Когда стоимость автомобиля полностью сформирована, бухгалтером оформляется запись

Дт01 «Основные средства» — Кт08 «Вложения во внеоборотные активы».

 

Приобретение шин отдельно от автомобиля

Предприятия автомобильного транспорта располагают отраслевой Инструкцией по учету доходов и расходов, которая утверждена Приказом Минтранса России от 24.06.03 №153. Согласно данной инструкции стоимость запасных частей для ремонта подвижного состава и стоимость автомобильных шин включаются в состав материальных расходов (п. 42). По этой же статье учитываются расходы на восстановление износа и ремонт автомобильных шин, но лишь в пределах норм, утверждаемых Минтрансом, что закрепляется в учетной политике организации (п. 43). Сверхнормативные расходы на восстановление износа и ремонт шин включаются в состав прочих расходов (п. 97).

Согласно Инструкции по применению Плана счетов на субсчете 10-5 «Запасные части» учитываются наличие и движение приобретенных или изготовленных для нужд основной деятельности запасных частей, предназначенных для производства ремонтов, замены изношенных частей машин, оборудования, транспортных средств, а также автомобильных шин в запасе и обороте.

Согласно п. 42 Методических указаний по учету материально-производственных запасов, утвержденных Приказом Минфина РФ от 28.12.01 №119н, материалы являются видом запасов. К материалам относятся сырье, основные и вспомогательные материалы, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, топливо, тара, запасные части, строительные и прочие материалы.

Таким образом, шины, приобретенные отдельно от автомобиля, необходимо учитывать в составе материалов. При этом цена шин не оказывает влияние на порядок их учета.

 

Документальное оформление

Для учета шин применяются межотраслевые формы первичной документации по учету МПЗ, которые утверждены Постановлением Госкомстата России от 30.10.97 №71а. К таким формам относятся: приходный ордер (форма №М-4), лимитно-заборная карта (форма №М-8). Организация для учета работы шин может помимо унифицированных форм первичных документов самостоятельно разработать и применять в хозяйственной деятельности свою документацию, отвечающую требованиям ст. 9 Закона о бухгалтерском учете (п. 100 Методических указаний по учету МПЗ). При этом формы документов, разработанные организацией самостоятельно, необходимо закрепить в учетной политике. Однако организации могут воспользоваться и существующим опытом. Например, Приказом Минсельхоза России от 16.05.03 №750 утверждены специализированные формы первичной учетной документации для предприятий АПК, в том числе карточка учета работы шин (форма №424-АПК), которая ведется с момента поступления шин и до момента их списания (утилизации). Также можно воспользоваться карточкой учета работы автомобильной шины, являющейся приложением к Приказу Судебного департамента при ВС РФ от 30.06.08 № 104 «Об утверждении Инструкции о порядке содержания, эксплуатации, технического обслуживания и ремонта служебного автотранспорта». В приложении № 12 к ранее действовавшим Правилам эксплуатации автомобильных шин АЭ 001-04, утвержденным Распоряжением Миктранса России от 21.01.04 №АК-9-р, также приведена форма карточки учета работы шины.

В карточке учета работы шины указывается техническое состояние шины, находящейся на автомобиле, в том числе дефекты, характер и размер повреждений. Для шин, бывших в эксплуатации, при установке на другой автомобиль записывается их предыдущий пробег. После ремонта местных повреждений учет работы шины продолжается по той же карточке. Ежемесячно в каждую карточку вносится фактический пробег.

При замене шины на ходовых колесах запасной шиной водитель обязан сообщить лицу, ответственному за учет работы шин, дату замены, заводской номер замененной шины, показания спидометра в момент установки. Эти данные также фиксируются в карточках.

Если шина снимается с эксплуатации, в карточке учета указываются дата демонтажа, полный пробег, причина снятия, определяемая комиссией, остаточная высота рисунка протектора (по наибольшему износу), место, где будет производиться ремонт, восстановление или утилизация шины. При направлении шины на восстановление, углубление рисунка протектора или в утиль карточка учета работы шины подписывается членами комиссии, которые производят осмотр шины. В данном случае карточка учета является актом списания шины. На шины, поступившие после восстановления, заводятся новые карточки учета их работы.

При утилизации шин (полный износ, неисправное повреждение) помимо стандартного оформления карточки учета работы шин составляется акт на их списание (утилизацию). Данный документ оформляется комиссией, назначенной руководителем предприятия. В акте на списание (утилизацию) указывается причина списания шины: недопустимая остаточная высота рисунка протектора; разрушение, не подлежащее ремонту (разрыв, продольный прорез и т. д.).

 

Списание стоимости шин в расходы организации

Стоимость шин организация имеет право списывать в расходы при наступлении следующих обстоятельств:

• в момент фактического выбытия по причине износа или повреждения;

• в момент установки на автомобиль;

• равномерно по мере использования.

В зависимости от выбранного способа отражения стоимости шин в составе затрат организации меняется и отражение в учете утилизации шин. Остановимся на каждом способе учета подробнее.

1. Списание стоимости шин в затраты в момент фактического выбытия по причине износа или повреждения.

Согласно Инструкции по применению Плана счетов: на субсчете 10-5 учитываются наличие и движение приобретенных автомобильных шин в запасе и обороте. Из вышеизложенного прямо вытекает необходимость использовать субсчета второго порядка, например 10-5-1 «Шины в запасе, 10-5-2 «Шины в обороте». Тогда при приемке шин со склада в эксплуатацию оформляется бухгалтерская запись: Дт10-5-1 — Кт10-5-2, а при списании шин с учета по причине непригодности к эксплуатации: Дт20, 23, 25, 26 — Кт10-5-2.

Однако при использовании такого варианта нарушается методология бухгалтерского учета, и вот почему. Согласно п. 6 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» (Приказ Минфина РФ от 06.10.08 №106н) учетная политика организации должна обеспечивать большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности). При списании шин вследствие их непригодности к эксплуатации данное требование не соблюдается.

Кроме этого, такой способ учета искажает себестоимость оказываемых услуг, выполняемых работ, поскольку стоимость шин будет списана в отчетном периоде, в котором фактическая их эксплуатация была минимальной.

Таким образом, данный вариант учета шин не рекомендуется к применению. Для бухгалтеров, все-таки применяющих такой порядок списания стоимости шин, рассмотрим его отражение на примере.

2. Списание стоимости шин в затраты в момент их установки на автомобиль.

Согласно п. 93 Методических указаний по учету МПЗ по мере отпуска материалов со складов (кладовых) подразделения на участки, в бригады, на рабочие места они списываются со счетов учета материальных ценностей и зачисляются на соответствующие счета учета затрат на производство (20, 23).

В соответствии с п. 16 ПБУ 10/99 «Расходы организации» расходы признаются в бухгалтерском учете при наличии следующих условий:

• расход производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота;

• сумма расхода может быть определена;

• имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации. Эта уверенность имеется в случае, когда организация передала актив либо отсутствует неопределенность в отношении передачи актива.

Кроме этого замену шин, приобретенных вместо непригодной авторезины, поступившей в составе автомобиля, можно считать ремонтом машины, следовательно, на основании п. 27 ПБУ 6/01 расходы признаются в том отчетном периоде, в котором ремонт завершен.

На основании вышеизложенного применение данного варианта учета шин можно считать обоснованным.

Однако независимо от того, числятся автомобильные шины на балансовом учете или уже нет, бухгалтеру придется отслеживать их движение. Ведь в процессе эксплуатации шины может возникнуть необходимость ее ремонта, а после того, как ресурс шины выработан, руководству предприятия приходится решать вопрос о необходимости восстановления отработанной резины либо ее утилизации. И в том, и в другом случае шины передаются третьим лицам, специализирующихся на восстановлении (утилизации) шин. для этого организации необходимо наличие точных сведений об их количественной и стоимостной оценке. Также необходимо помнить, что при утилизации шин образуются отходы производства, и организации следует применять методики их учета, закрепленные в бухгалтерском и налоговом учете. При этом количество образовавшихся на предприятии отходов непосредственно влияет на размер экологических платежей.

Для того чтобы контролировать сохранность используемых шин, списанных с баланса, советуем организовать их забалансовый учет на дополнительно введенном счете, например на счете 012 «Шины, переданные в эксплуатацию». Данный забалансовый счет следует включить в рабочий план счетов организации.

3. Списание стоимости шин равномерно по мере их использования.

При выборе данного способа отражения стоимости шин в составе расходов организации соблюдается принцип соответствия доходов и расходов, закрепленный в п. 19 ПБУ 10/99, существует экономическая обоснованность при применении данного варианта учета (шины списываются в периоде их фактического использования).

Вариант равномерного списания шин также допускается нормативными актами по бухгалтерскому учету. В частности, в силу п. 94 Методических указаний по учету МПЗ стоимость материалов, отпущенных на производство, но относящихся к будущим отчетным периодам, зачисляется на счет учета расходов будущих периодов. Согласно п. 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утв. Приказом Минфина РФ от 29.07.98 №34н: затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в бухгалтерском балансе отдельной статьей как расходы будущих периодов и подлежат списанию в порядке, устанавливаемом организацией, в течение периода, к которому они относятся.

Кроме этого, для бухгалтеров крупных транспортных компаний списание стоимости шин на затраты в момент их ввода в эксплуатацию может существенно повлиять на показатель прибыли.

Таким образом, применение данного варианта учета стоимости шин и их списания является наиболее оптимальным (см. пример 2).

Списанные шины, использование которых возможно в хозяйственных целях или которые подлежат сдаче в виде отходов (подлежат утилизации), приходуются на склад организации на основании акта на списание и накладной на

внутреннее перемещение материальных ценностей (п. 129 Указаний по учету материально-производственных запасов). Остающиеся от списания шин отходы оцениваются по сложившейся на дату списания стоимости исходя из цены возможного использования и зачисляются по указанной стоимости на финансовые результаты организации. Согласно Плану счетов наличие и движение изношенных шин и утильной резины учитываются на счете 10, субсчет 6 «Прочие материалы», как отходы.

В целях исчисления налога на прибыль под возвратными отходами понимаются остатки сырья (материалов), полуфабрикатов, теплоносителей и других видов материальных ресурсов, образовавшиеся в процессе производства товаров (выполнения работ, оказания услуг), частично утратившие потребительские качества исходных ресурсов (химические или физические свойства) и в силу этого используемые с повышенными расходами (пониженным выходом продукции) или не используемые по прямому назначению (п. 6 ст. 254 Налогового кодекса РФ).

Автомобильные шины, не подлежащие дальнейшему использованию, при налогообложении прибыли также являются возвратными отходами, и их оценка при реализации на сторону производится по цене реализации (подп. 2 п. 6 ст. 254 Налогового кодекса РФ).

Поступления от продажи изношенных автомобильных шин признаются прочими доходами, для учета которых Планом счетов предназначен счет 91, субсчет 1 «Прочие доходы».

Реализация возвратных отходов согласно 1 п. 1 ст. 146 НК РФ признается объектом налогом на добавленную стоимость. Налоговая база по НДС определяется как стоимость таких отходов, исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 40 НК РФ, без включения в них НДС (п. 1 ст. 154).

В целях исчисления налога на прибыль доходы от реализации возвратных отходов учитываются  в составе доходов от реализации  (ст. 249 Налогового кодекса РФ). Полученные доходы уменьшаются на стоимость возвратных отходов, а также иных расходов, связанных с их реализацией (п. 1 ст. 268 НК РФ).

digest.wizardsoft.ru

Учет автомобильных шин

Постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 21.12.2000 N 52 утверждены Правила эксплуатации автомобильных шин, в которых изложен порядок приемки, транспортировки, хранения, ухода за автомобильными шинами и учета их работы. Автомобильные шины, поступающие в комплекте с автомобилем, входят в стоимость последнего и учитываются на счете 01 "Основные средства". Новые автомобильные шины, приобретенные для замены изношенных, поступают на склад. В бухгалтерском учете приобретенные шины отражаются следующим образом:

Содержание операции Корреспонденция счетов дебет кредит На стоимость приобретенных шин 10-5 60 На сумму НДС по приобретенным шинам 18-3 60 На сумму оплаты за шины 60 51

На каждую шину, установленную на автомобиль при его комплектации или во время эксплуатации, заводится карточка учета работы автомобильной шины. В карточке указывается техническое состояние шины (дефекты, характер и размеры повреждений). Для шин, бывших в эксплуатации на ином автомобиле, записывается предыдущий пробег. Также в карточку ежемесячно вносится фактический пробег автомобиля, определяемый по спидометру. На счетах бухгалтерского учета установка шин на автомобиль отражается следующим образом:

Содержание операции Корреспонденция счетов дебет кредит Взамен изношенных выданы шины со склада в эксплуатацию 20, 23, 26, 44 и др. 10-5

Шины, снятые с автомобиля, поступают на склад. В бухгалтерском учете данная операция отражается по дебету счета 10 "Материалы" субсчет "Запасные части" и кредиту счетов 20 "Основное производство", 23 "Вспомогательные производства", 26 "Общехозяйственные расходы", 44 "Расходы на реализацию".

Форма Карточка

КАРТОЧКА УЧЕТА РАБОТЫ АВТОМОБИЛЬНОЙ ШИНЫ

Передача автомобильных шин шиноремонтным предприятиям отражается по дебету счета 10 "Материалы" субсчет "Материалы, переданные в переработку на сторону" в корреспонденции с кредитом счета 10 "Материалы" субсчет "Запасные части". На шины, поступившие после восстановления, заводятся новые карточки учета работы автомобильной шины. Шины, исчерпавшие эксплуатационную норму пробега и непригодные к восстановлению, подлежат сдаче в переработку. Указанные шины оцениваются по цене сдачи организациям вторсырья. В учете такие операции отражаются следующим образом:

Содержание операции Корреспонденция счетов дебет кредит На сумму передачи утиля организации вторсырья 45, 91 10-6 На суммы, поступившие за утиль, или на суммы дебиторской задолженности (в зависимости от принятого варианта учета реализации) 51, 62 91

buhgalter.by


KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта