Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

Выход первого номера журнала "Мир искусства" - ноябрь 1898 года. Журнал мир искусства издавался при поддержке


«Мир искусств» 1899 год, II том. Поленова Елена Дмитриевна и другие великие художники: aldusku

Якунчикова М.В. обложка номеров 1899 13-24

Сегодня пост носит больше технический характер, по просьбе моих читателей sergej_manit, doch_mumly и fleur_marie я выкладываю для скачивания свой электронный репринт II тома журнала «Мир искусств» за 1899 №13-24. В этом томе содержаться номер полностью посвященный замечательному иллюстратору Поленовой Елене Дмитриевне (1850-1898). Может он будет интересен и Вам. Он имеет ряд особенностей:

  1. Наличие полного иерархического интерактивного содержания (в соответствии с росписью номеров). С содержанием тома до скачивания Вы можете ознакомится ниже.
  2. По возможности черно-белые иллюстрации заменены на аналогичные цветные (в случае, если подлинники дошли до нас и их изображения выложены в интернете в свободном доступе).
  3. Я попытался оптимизировать вес PDF–файла путем перевода текста в режим монохрома (заодно удалил эффекты старения бумаги), и только потом я наложил на него изображения картин). Проще: вес файла: 86,5 МБ.
  4. Обращаю Ваше внимание, что иллюстрации во втором томе журнала «Мир искусства» не имеют четкую привязанность к тексту. Черновой список иллюстраций, вы можете найти в конца поста.

P.S. Жду в комментариях Ваше мнение, предложения как о целесообразности таких заметок, так и о качестве эл. репринта.

Приятного чтения!

Скачать журнал «Мир искусств» №13-24 за 1899

Содержание II тома «Мир искусств»

Обложка по эскизу М. В. Якунчиковой; Издатели: княгиня М.К. Тенишева и С. И. Мамонтов, редактор С. П. Дягилев.

№ 13-14 [Пушкинский номер]

Розанов В.В. Заметки о Пушкине.

Мережковский Д. С. Праздник Пушкина.

[Виленкин Н.М.] Заветы Пушкина / Подп.: Н. Минский.

[Тетерников Ф. К.] К всероссийскому торжеству / Подп.: Сологуб Ф.К.

№ 15

Чуди А., фон. Искусство и публика (из речи, произнесенной в торжественном заседании Берлинской Академии художеств, 27 января 1899 года).

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ХРОНИКА

Розанов В.В. О древнеегипетской красоте. ІІІ.

Бенуа А. Н. Беседы художника. I. Англичане прошлого века.—II. Парижские салоны.

Выставки «сецессионистов» в Берлине и Вене / Подп.: А. Н-къ.

[Бенуа А.Н.] Агония Петербурга / Подп.: Веньяминов Б.

Серов В. А. Письмо в редакцию. Возмущение по поводу установки на фронтоне Мариинского театра статуи композитора А. Н. Серова, отца автора.

СВЕДЕНИЯ.

Коллекция живописи А.З. Хитрово.— Художественное стекло немецкого офортиста К. Кёппинга.—Декоративные украшения жилища английским художником Э. Симпсоном / Б. п.

ЗАМЕТКИ (основные, насколько хватило терпения, — их там больше

Пополнение Кушелевской галереи Академии художеств. — Слухи о замене памятника А. В. Суворову у Троицкого моста.— Появление первого тома книги Р. Мутера «История живописи XIX столетия».—Посещение России сыном Ж. Дантеса. В тексте: извлечение из статьи («Новое время». 1899. 12 июня).—Утверждение Московской городской думой состава Совета Третьяковской галереи и правил управления музеем.— Перенесение праха Гойи из Бордо в Мадрид.— Программа байрейтских оперных спектаклей.—Книги, поступившие в редакцию для рецензирования / Б. п.

№ 16-17

Гюисманс Ж.-Ш. Уистлер. [Джеймс Уистлер (1834-1903), американский живописец.]

Григ Эдвард. Значение Моцарта для нашего времени.

Гуреев В. Идеалисты и реалисты.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ХРОНИКА

Философов Д.В. Серьезный разговор с ницшеанцами. (Ответ Вл. С. Соловьеву.) Возражения на статьи В. С. Соловьева, посвященные «Миру искусства».

Розанов В.В. О древнеегипетской красоте. IV.

Бенуа А. Н. Беседы художника. Парижские салоны.

Дягилев С. П. Иллюстрации к Пушкину.

Международная выставка в Лондоне / Подп.: А. Н-къ.

[Нурок А. П.] Путешествие господина Кравченко / Подп.: Силэнъ. Рецензия на статьи Н.И. Кравченко о художественных выставках в Венеции и Мюнхене, помещенные в газете «Новое время», № 8420 и 8425.

СВЕДЕНИЯ.

Кончина голландского пейзажиста Джемса Мариса (1838-1899).—Башня Симонова московского монастыря.—Западная дверь Сретенской церкви Борисоглебского монастыря (близ Ростова Ярославской губ.) — Деревянные церкви в селе Никольском Солигаличского уезда Костромской губ. и в Вытегорском погосте Олонецкой губ.— Церковь Вознесения в селе Коломенском близ Москвы / Б. п.

ЗАМЕТКИ.

Назначение директора Эрмитажа.—Портрет Александра ІІІ работы В.А. Серова.—Панно для азиатского одела Всемирной парижской выставки.— Портреты членов царской семьи работы Л.С. Бакста.—Работы П.П. Трубецкого.—Работы В.А. Серова и И.И. Левитана на выставке в Мюнхене.— Реставрация картины Рембрандта «Урок анатомии доктора Деймана».—Письмо Н. А. Римского-Корсакова о постановках его опер / Б. п.

№ 18-19 [Памяти Елены Дмитриевны Поленовой].

Авантитул: Памяти Елены Дмитриевны Поленовой [(1850-1898)].

Борок Н. Поленова.

Сынко Филипко. Сказка, записанная Е.Д. Поленовой.

№20

Бенуа А.Н. К. Сомов.

Античные терракотовые статуэтки / Подп.: Ал. С-въ.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ХРОНИКА

Грабарь И.Э. Международные выставки. I. Введение.— II. Мюнхен. Glaspalast.

Розанов В.В. Открытое письмо Д.В. Философову. Об ответе Д. В. Философова Вл. С. Соловьеву.

[Нурок А.П.] Общество поощрения «художеств». I. Детский сад.—II. Лектор и фонарь / Подп.: Силэнъ. Критические замечания в адрес издаваемых Обществом поощрения художеств журналов и устраиваемых им лекциях.

ЗАМЕТКИ.

Кончина художника П.П. Соколова (1821-1899) — Смерть итальянского живописца Дж. Сигантини (1858-1899).—Подготовка к выставке, устраиваемой редакцией журнала «Мир искусства».—Симфонические собрания Русского музыкального общества.— Второй выпуск «Истории живописи в XIX веке» Р. Мутера.— Аукцион в Мюнхене / Б. п.

№ 21-22

Морольд М. Ответы на некоторые вопросы. Искусство молодых.

Перцов П. П. Смерть Пушкина. Замечания по поводу статей, посвященных столетию со дня рождения А. С. Пушкина.

Либерман М. Дега. (в оригинальной статье написание: Дегас

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ХРОНИКА

Бенуа А. Н. Ученическая выставка в Академии художеств. Косный состав педагогического состава Академии.

Метерлинк М. Повседневный трагизм. Сопоставление реального житейского трагизма с изображенным на сцене и с трагизмом великих событий.

Воротников А. П. Последние открытия в Помпее и ее окрестностях.

[Бенуа А. Н.] Вандалы. I. Музей Общества поощрения художеств.— ІІ. Румянцевский музей / Подп.: Веньяминов Б. С. Опасность разорения Художественно-промышленного музея при Обществе поощрения художеств.— Варварское хранение экспонатов в Румянцевском музее. / Б. п.

[Нурок А. П.] Музыкальная артель / Подп.: Силэнъ. Концерты симфонической музыки и деятельность М.П. Беляева (1836-1904).

СВЕДЕНИЯ.

Творчество художника К. А. Коровина (1861-1939) / Б. п.

ЗАМЕТКИ.

В музее барона Штиглица выставка московских акварелистов.—Скандал в Академии художеств во время выборов профессоров.—Окончание «Пушкинского года».— Постановка в Москве чеховского «Дяди Вани» / Б. п.

№23-24

Либерман М. Дега.

Бар Г. Художники и критика.

Бенуа А. Н. Тернер. [Уильям Тернер (1775-1851)].

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ХРОНИКА

Розанов В.В. Афродита-Диана.

Перцов П.П. Литературные окаменелости. Литературная критика на страницах журнала «Русское богатство».

[Бенуа А.Н.] Вандалы. ІІІ. Киево-Печерская лавра.—IV. Владимирский собор.—V. Ротонда Кваренги [в Кушелевском парке] / Подп.: Веньяминов Б.

Брюлловские торжества / Б. п. В Академии художеств юбилейное собрание, посвященное столетию со дня рождения живописца, речь И. Е. Репина.

[Перцов П. П.] Новая книга по истории русского искусства / Подп.: Библиофил. Рецензия на книгу А. П. Новицкого «История русского искусства от древности до настоящего времени» (М., 1899).

СВЕДЕНИЯ.

[Уведомление о публикации в будущем году статьи А. Н. Бенуа о К. П. Брюллове] / Б. п.

Список иллюстраций (черновой)

№13-14

  • Толстой Ф. граф Семья художника. 2
  • Толстой Ф. граф Зал 3
  • Толстой Ф. граф За шитьем. 4
  • Кипренский О. Собственный портрет 5
  • Кипренский О. портрет (рисунок) 6
  • Кипренский О. рисунок 6
  • Кипренский О. Портрет (пастель). 7
  • Кипренский О. Портрет (рисунок)1 8
  • Кипренский О. Портрет (рисунок)2 9
  • Кипренский О. Группа людей рисунок 12
  • Кипренский О. Женский портрет рисунок 12
  • Кипренский О. Портрет Г. Томилова 13
  • Кипренский О. Собственный портрет 1 14
  • Кипренский О. Женский портрет 15
  • Кипренский О. Женский портрет (пастель) 16
  • Венецианов А. Помещица (между 16-17)
  • Кипренский О. Портрет офицера (рисунок) 17
  • Венецианов А. Старуха 18
  • Венецианов А. На пашне 19
  • Венецианов А. Автопортрет 20
  • Алексеев А. Наводнение 7 ноября 1824 г. в С.-Петербурге. 22
  • Легашев. А. М. Мужской портрет. 23
  • Теребенев М.И. Портрет неизвестной 24
  • Чернецов Н. Г. Зал в доме Д. Л. Нарышкина. 24
  • Теребенев М.И. Женский портрет 25
  • Чернецов Н. Г. Кавалерист 26
  • Нотбек А. В. Ein Phanta siestlick. 26
  • Тропинин. В. Портрет графини Зубовой. 27
  • Тропинин. В. Игра на клавесине. 28
  • Рейтерн Г. (1791-1865) Портрет В. Жуковского(гравировал Н. Уткин). 28 Второе написание имени: Рейтерн Евграф (Гергард)
  • Рейтерн Г. (1791-1865). Семья художника 29
  • Брюллов К. Портрет г-жи Тон 30
  • Брюллов К. Женский портрет 31
  • Брюллов К. Портрет сестер Шишмаревых. 32
  • Мамонов Гоголь рисунок между 31-32
  • Брюллов К. Портрет Гверацци (рисунок). 33
  • Зеленцов К.А. Мастерская живописца П. Басина 33
  • Зеленцов К.А. Мастерская живописца 34
  • Орловский А. Портрет (рисунок) 34
  • Орловский А. Гвардеец 35
  • Орловский А. Дэнди 35
  • Орловский А. В дороге 36
  • Орловский А. Голова юноши 38
  • Орловский А. Старик 39

№15

  • Веласкес Диего Рисунок. 42
  • Веласкес Диего Рисунок. 43
  • Веласкес Диего Рисунок. 44
  • Ромни Дж. Портрет (Собстенность Хитрово А.З.) между 44-45 Джордж Ромни (George Romney, English, 1734-1802)
  • Рейнольдс И. Портрет. 45 СЭР ДЖОШУА РЕЙНОЛЬДС (ПЛИМПТОН, ДЕВОН 1723 – ЛОНДОН 1793)
  • Рейнольдс И. Мужской портрет. 46
  • Генсборо Т. Портрет дам. 47
  • Генсборо Т. Женский портрет 48
  • Генсборо Т. Прогулка между 48-49
  • Лагрене И. Автопортрет 49
  • Реборн Г. Портрет 50
  • Дворец Е. И. В. Великого Князя Бориса Владимировича в Царском Селе 51
  • Конюшни при дворце Е. И. В. Великого Князя Бориса Владимировича 52
  • Music room во дворце E. И. B. Великого Князя Бориса Владимировича. 53
  • Столовая во дворце Е. И. В. Великого Князя Бориса Владимировича 54
  • Smoking room во дворце К. И. В. Великого Князя Бориса Владимировича 55
  • Симпсон Э. Рельефный портрет из серебра в рельефной медной рамке 55
  • Симпсон Э.Медный дверной замок. 56
  • Симпсон Э.Дверной замок. 56
  • Кенпинг К. Стеклянные бокалы 56
  • Генсборо Т. Женский портрет между 56-57
  • Решетка перед камином чеканной работы. 57
  • Симпсон Э. Медный дверной замок. 57
  • Симпсон Э. Рельефная рамка из меди. 57
  • Делаэрш А. Майоликовые изделия. 58
  • Делаэрш А. Майоликовые изделия.1 58
  • Рисунки для ковра 1) В. Лапшиной-Соколовой 2) Линдеман 3) Т. Луговской. 59

№16-17

  • Больдини Дж. Портрет Уистлера (офорт) 62
  • Уистлер Дж. Гармония в сером и зеленом. Мисс Александер. 63
  • Уистлер Дж. Марина. 64
  • Уистлер Дж. Портрет Розы Кордер. между 64-65
  • Уистлер Дж. Гармония в зеленом и розовом. The music room. 65
  • Уистлер Дж. Марина. 66
  • Уистлер Дж. Симфония в белом. 66
  • Уистлер Дж. Голубая шапочка. 67
  • Уистлер Дж. Ноктюрн Голубое с золотом. Вальпарайзо. 68
  • Уистлер Дж. Портрет Карлейля между 68 и 69
  • Уистлер Дж. Гармония в розовом и сером. Лэди Ме.69
  • Трубецкой П. (князь) Лев Толстой 70
  • Трубецкой П. (князь) Лев Толстой 71
  • Трубецкой П. (князь) Портрет (Мать с ребенком) 72
  • Остроухов И. Пейзаж. 72
  • Браз И. Портрет художника А. П. Соколова. 73
  • Малявин Ф. Женский портрет. 74
  • Рушиц Ф. Мельница. 75
  • Пурвит В. Этюд. 75
  • Пурвит В. Снег на горах. (Этюд). 76
  • Даньян-Бувере В поле 76 и 77
  • Даньян-Бувере Портрет 77
  • Даньян-Бувере Бретонка 78
  • Даньян-Бувере Мадона 79
  • Даньян-Бувере Этюд Бретонка 80
  • Даньян-Бувере Этюд 80
  • Даньян-Бувере Этюд 81
  • Марис Дж. (ум. авг. 1899). Приморский город. 82
  • Марис Дж. (ум. авг. 1899). Пейзаж. 83
  • Марис Дж. (ум. авг. 1899). рисунок 84
  • Мамонтов Резная рамка по рисунку А. Мамонтова. 84
  • Даньян-Бувере Дафнис и Хлоя 84-85
  • Врубель М. Гребень 85
  • Врубель М. Гребень 185
  • Врубель М. Изразцовая печь по рисунку М. Врубеля 86
  • Врубель М. Изразцовая печь по рисунку М. Врубеля 1 86
  • Врубель М. Рисунок Дуб 87
  • Церковь Вознесенья в селе Коломенском XVI в. 88
  • Башня Симонова московскаго монастыря ХVІ в. 89
  • Дверь Сретенской церкви Борисоглебскаго монастыря. 90
  • Деревянная церковь в г. Вытегре 91
  • Деревянная церковь в Солигаличском уезде 92

№18-19

  • Поленова Е. Прачка (этюд). 98
  • Поленова Е.Лисичка-сестричка и волк. 99
  • Поленова Е.Иванушка-дурачек. 100
  • Поленова Е. Отчего медведь стал куцый 101
  • Поленова Е. Прибаутка 102
  • Поленова Е. Масляница 103
  • Поленова Е. Снегурочка 104
  • Поленова Е. Сынко-Филипко 105
  • Поленова Е. Рисунок 106
  • Поленова Е. Зверь 106-107
  • Поленова Е. Иванушка-дурачек. 107
  • Поленова Е. Сынко-Филипко. 108
  • Поленова Е. Лисичка-сестричка и волк. 109
  • Поленова Е. Война грибов 110
  • Поленова Е. Сынко-Филипко 110-111
  • Поленова Е. Рисунок для вышивки 111
  • Поленова Е. Рисунок для вышивки 111
  • Поленова Е. Мотив кафеля. 112
  • Поленова Е. Проект колодезя. 113
  • Поленова Е. Крыша для колокола. 113
  • Поленова Е. Эскиз обложки для «Мира Искусства» (последняя работа художницы). 114
  • Поленова Е. Рисунок для вышивки 114
  • Поленова Е. Коза-мать 114-115
  • Поленова Е. Рисунок стола. 115
  • Поленова Е. Рисунок поставца. 115
  • Поленова Е. Мотив обоев. 116
  • Поленова Е. Рисунок для вышивки 116
  • Поленова Е. Декоративное панно 117
  • Поленова Е. Рисунок для вышивки 117
  • Поленова Е. Шкаф с колонкой. 118
  • Поленова Е. Рисунок табурета. 118
  • Поленова Е. Орнамент 118-119
  • Поленова Е. Орнамент 118-119
  • Поленова Е.Рисунок скамьи. 119
  • Поленова Е.Рисунок стола 119
  • Поленова Е. Орнамент 120
  • Поленова Е. Рамка для зеркала. 121
  • Поленова Е. Орнамент 122
  • Поленова Е. Рисунок двери 123
  • Поленова Е. Рисунок двери 123
  • Поленова Е. Мебель по эскизу П.Е. 124
  • Поленова Е. Мотив для вышивки 125
  • Поленова Е. Дверь по рисунку Е. Поленовой 125
  • Поленова Е. Рисунок для вышивки 126

№20

  • Малявин Ф. Портрет К. Сомова 128Сомов К. Радуга (пастель). 129
  • Сомов К. Прогулки 130
  • Сомов К. Портрет в старом стиле (Пушкин А.С.)130
  • Сомов К. После грозы 131
  • Сомов К. Мальчик (рисунок) 132
  • Сомов К. Летний вечер 133
  • Сомов К. Отдых в лесу 134
  • Серов В. Портрет А.П.Нурока. 1899 134-135
  • Сомов К. Письмо 135
  • Античная терракотовая статуэтка. (Имп. Эрмитаж). 136-139
  • Цорн А. Этюд. (Венецианская выставка 1899 г.). 140
  • Бертсон А. Канал зимой. (Венецианская выставка 1899 г.). 141
  • Эвенполь Ж. В кафе. (Венецианская выставка 1899 г.). 142 Анри Эвенполь Anry Evenpol (1872-1899)???
  • Фавретто Дж. Этюд. (Венецианская выставка 1899 г.) 143
  • Ленбах Ф. Портрет Момвена. (Венецианская выставка 1899 г.) 143
  • Таулау Ф. Улица в Диеппе. Ночь. (Венецианская выставка 1899 г.) 144

№21-22

  • Коровин К. Северное сияние. (Декоративное панно для Нижегородской выставки 1896 г.). 146
  • Коровин К. и Бар. Клодт. Декоративные панно для Парижской выставки 1900 г. 147
  • Коровин К. и Бар. Клодт. Декоративные панно для Парижской выставки 1900 г. 148
  • Деревянная решетка для севернаго отдела Парижской выставки 1900 г 148
  • Коровин К. и Бар. Клодт. Декоративные панно для Парижской выставки 1900 г. 149
  • Коровин К. Декоративное панно для Нижегородской выставки 1896 г. 149
  • Коровин К. Декоративное панно для Нижегородской выставки 1896 г. 150
  • Коровин К. и Бар. Клодт. Декоративные панно для среднеазиатскаго отдела Парижской выставки 1900 г. 150
  • Коровин К. и Бар. Клодт. Декоративные панно для Северного отдела Парижской выставки 1900 г. 151
  • Коровин К. и Бар. Клодт. Декоративные панно для Северного отдела Парижской выставки 1900 г. 151
  • Коровин К. и Бар. Клодт. Декоративные панно для Сибирского отдела Парижской выставки 1900 г. 152-153
  • Коровин К. Портрет неизвестной 154
  • Коровин К. Зимой 154-155
  • Коровин К. Ручей 155
  • Коровин К. Этюд 156
  • Коровин К. Северная идиллия 157
  • Коровин К. Портрет неизвестной 158
  • Коровин К. Рисунок 158
  • Коровин К. Испанки 159
  • Коровин К. Рисунок 159
  • Коровин К. Проект кустарного отдела Парижской выставки 1900 г. 160
  • Коровин К. Проект кустарного отдела Парижской выставки 1900 г. 160
  • Коровин К. Проект кустарного отдела Парижской выставки 1900 г. 161
  • Коровин К. Проект кустарного отдела Парижской выставки 1900 г. 161
  • Коровин К. Гаммерфест. Северное сияние. 162 1894-1895. Холст, масло. 176,5 х 106,7. Государственная Третьяковская галерея. Москва.
  • Якунчикова М. Избушка Рисунок 162-163
  • Милле Ж. Пастушка. 163
  • Милле Ж. Рисунок 164
  • Милле Ж. Пастух (Галл. П.Д. Боткина в Москве) 165
  • Милле Ж. Угольщицы. (Третьяковская галл. в Москве). 166
  • Милле Ж. Стога сена. (Колл. Родоканаки в СПБурге). 167
  • Милле Ж. Собирание хвороста (Галл. гр. Кушелева-Безбородко в СПБ.). 168
  • Милле Ж. В поле 169
  • Сегантини Дж. В горах, на пастбище. 170 Джованни Сегантини (итал. Giovanni Segantini; 15 января 1858, Арко близ Тренто — 28 сентября 1899)
  • Сегантини Дж. Пахари 171
  • Сегантини Дж. Зимнее утро 171
  • Церковь Благовещения в Юрьеве-Польском. 172
  • Колокольня церкви Никиты Муч. в Ярославле 173

№22-24

  • Тропинин В. Портрет К.П. Брюллова. 176
  • Тропинин В. Портрет неизвестной 177
  • Тропинин В. Портрет неизвестного. 178
  • Тропинин В. Портрет детей. 179
  • Соколов П. Тетерев. 180
  • Соколов П. Пейзаж 181
  • Лепэр А. Рыбаки на Сене (гравюра) 182
  • Лепэр А. Иллюстрация (гравюра) 182
  • Лансере Е. Портрет Д.В. Григоровича 182-183
  • Лепэр А. 3 шт. Иллюстрация (гравюра) 183
  • Малявин Ф. Рисунок. 184
  • Малявин Ф. Рисунок. 185
  • Малявин Ф. Рисунок. 185
  • Малявин Ф. Рисунок. 186
  • Малявин Ф. Рисунок. 186
  • Казен Ж. Улица. 187
  • Казен Ж. Вечер 188
  • Казен Ж. Пейзаж 189
  • Казен Ж. Лунная ночь 190
  • Бакст Л.С. Портрет Филиппа Малявина. 1899 190-191
  • Казен Ж. Пейзаж 191
  • Поленова. Е. и А. Головин Русская столовая. 192
  • Поленова. Е. Мотив для резьбы 192
  • Поленова. Е. и А. Головин Русская столовая. 193
  • Головин А. Панно для русской столовой. 194
  • Головин А. Деталь орнамента для русской столовой 195
  • Поленова. Е. и А. Головин Русская столовая. 195
  • Поленова. Е. Мотив для резьбы 196
  • Поленова. Е. и А. Головин Панно для русской столовой. 196
  • Поленова. Е. и А. Головин Панно для русской столовой. 197
  • Поленова. Е. Мотив для резьбы 197
  • Поленова. Е. Орнамент 198
  • Головин А. Кресло. 198
  • Поленова. Е. и А. Головин Русская столовая. 199
  • Головин А. Эскиз панно для русской столовой. 200
  • Поленова. Е. Мотив для резьбы 200
  • Старинный деревянный свечной ящик. 201
  • Головин А. Проект обложки «Мир искусств» 202

Внимание!!! Если Вы копируете статью себе на сайт, то оставляйте ссылку непосредственно на эту страницу. Спасибо за понимание.

aldusku.livejournal.com

Мир искусства (журнал) — Википедия РУ

Первый номер был сдвоенный и вышел 9 ноября 1898 года. Потом журнал выходил один раз в две недели (до 1901), а с 1901 — раз в месяц.

Инициаторами журнала были А. Н. Бенуа и С. П. Дягилев (внесший крупный вклад в популяризацию русского искусства за рубежом).

«Мир искусства» первоначально предназначался лишь для публикации искусствоведческих статей и многочисленных высококачественных иллюстраций.

Журнал представлял собою тетради большого формата, переплетавшиеся по полугодиям, что составляло увесистые тома с внешностью роскошного издания по искусству.

В роскошно представленном художественном отделе, посвящённом произведениям как русских, так и иностранных мастеров, принимали участие художники И. Е. Репин, К. А. Сомов, В. М. Васнецов и А. М. Васнецов, В. Д. Поленов, В. А. Серов, М. В. Нестеров, И. И. Левитан, К. А. Коровин, Л. С. Бакст, Е. Е. Лансере и многие другие. Это определило крайне высокий художественно-эстетический уровень издания. Многое в собственном оформлении журнала позднее было трактовано как классические образцы русского искусства конца XIX — начала XX веков, как классика «модерна».

Большое количество материалов было посвящено вопросам самостоятельной русской художественной промышленности — в том числе декоративно-прикладному искусству; особое внимание было уделено образцам старого русского искусства XVIII — начала XIX веков.

Журнал занимал ведущие позиции в России в области «нового искусства» и предоставлял читателям широкие возможности для знакомства с мировой художественной жизнью тех лет (статьи и заметки А. Н. Бенуа, И. Э. Грабаря, С. П. Дягилева, В. В. Кандинского, отрывки из сочинений видных западных теоретиков искусства, обзоры иностранных изданий, воспроизведения выставочных экспозиций, репродукции современной русской и западноевропейской живописи и графики).

Журнал на рубеже веков оказался рупором новых веяний в искусстве и во многом определил развитие русской культуры на рубеже веков.

Литературный отдел в «Мире искусства» появился не с самого основания журнала, а лишь с 1900 г., при этом он был лишен беллетристики и состоял только из статей и рецензии. Во главе его стоял Д. В. Философов. Среди главных сотрудников отдела были Д. Мережковский и З. Гиппиус, В. Розанов, Л. Шестов, Н. Минский, Ф. Сологуб, К. Бальмонт, с середины 1901 г. — В. Брюсов, с 1902 г. — Андрей Белый.

В журнале публиковались религиозно-философские сочинения Д. С. Мережковского (например, его обширное исследование «Л. Толстой и Достоевский»), З. Н. Гиппиус, Н. М. Минского («Философские письма»), Л. Шестова, В. В. Розанова, К. Д. Бальмонта, С. В. Лурье, литературно-критические статьи В. Я. Брюсова, Андрея Белого, А. П. Нурока. Еще до формальной организации отдела дважды в «Мире искусства» выступил Вл. Соловьёв. Наиболее принципиальны были такие публикации в журнале как «Л. Толстой и Достоевский» Д. Мережковского (печатались на протяжении 1900—1901), «Философия трагедии» Л. Шестова (1902), «Философские разговоры» Н. Минского (печатались в 1901—1903), а также значительное количество статей В. В. Розанова. Примечательны были также обсуждение статьи С. А. Андреевского «Вырождение рифмы» (1901, № 5), статья В. Брюсова «Ненужная правда: По поводу Московского Художественного театра» (1902, № 4), а также статьи Андрея Белого «Певица» (1902, № 11), «Формы искусства» (1902, № 12) и «Символизм как миропонимание» (1904, № 5). Именно в «Мире искусства» были сформулированы многие основополагающие для символизма вопросы и сделаны первые попытки дать ответы на них.

Литературная часть журнала, тяготевшего к русскому символизму, в конце концов пришла к идейному конфликту с его художественной (изобразительной) частью, проповедовавшей «новую эстетику», впоследствии названную «модерном». В результате бурной и открытой дискуссии литературная группа Философова-Мережковского покинула издание, впоследствии основав свой «Новый путь».

Способность «Мира искусства» смотреть не только вперед, но и назад, за пределы недавнего прошлого, вплоть до далекой древности, — явилась следствием как мировоззренческих различий его участников, так и специфики их индивидуальных вкусов и интересов.

Во внутреннем ядре журнала и движения «Мир искусства» наблюдался раскол на «консерваторов» (то есть тех, кого интересовало главным образом искусство прошлого) и «радикалов». К числу «консерваторов» принадлежали А. Бенуа, Е. Лансере, Д. Мережковский, иногда В. Серов, а к «радикалам» — А. Нурок, В. Нувель, Л. Бакст, З. Гиппиус и тот же Серов. Уравновешивающую роль играли Дягилев и Философов. Очень часто разногласия выносились на страницы журнала. Вообще это в высшей степени эклектическое издание представляло каждому автору полную свободу в выражении его взглядов. Эта свобода с самого начала произвела решительный переворот и в литературных, и в художественных вкусах.

«Мир искусства» не только открыл читателю глаза на классическую красоту Петербурга и окружающих его дворцов, но и романтическое изящество, характерное для эпох царствования Павла и Александра I, и на до него мало кем оцененную красоту средневековой архитектуры и русской иконописи. В журнале сложился особый лирический тип исторического пейзажа, окрашенного то элегией (Бенуа), то мажорной романтикой (Лансере). Публикации «Мира искусства» заставляли задуматься о современном значении древних цивилизаций и верований, о необходимости серьезно переоценить собственное литературное наследие.

Александру Бенуа летом 1900 года была предложена должность секретаря Императорского общества поощрения художеств и редактора журнала, выпускаемого этим обществом. Он превратил новый журнал, которому дал название «Художественные сокровища России», в своего рода дополнение к «Миру искусства». Здесь публиковались репродукции и фотографии памятников национального культурного наследия, сопровождаемые фактографическими аннотациями.

Нараставшее напряжение во взаимоотношениях среди сотрудников «Мира искусства» привело к выделению группы Мережковских в отдельный журнал «Новый путь», а в 1904 г. появился журнал Весы, а финансовые проблемы не позволили продолжать «Мир искусства». К тому же собственно художественные вопросы, ради которых первоначально учреждался журнал, были уже сформулированы, «поэтому дальнейшее явилось бы только повторением, каким-то топтанием на месте».

http-wikipediya.ru

Серебряный век - Вспомнить, подумать...

Мир искусства

Мир искусства (1898—1924) — художественное объединение, сформировавшееся в России в конце 1890-х годов. Под тем же названием выходил журнал, издававшийся с 1898 годачленами группы.

А.Н. Бенуа среди художников. Август 1898 г.

Мир искусства — ежемесячный иллюстрированный художественный журнал, выходил в Петербургес 1898 по 1904 гг., целиком посвященный пропаганде творчества русских символистов иявлявшийся органом одноименного объединения - «Мир искусства» и писателей-символистов.

Издатели — княгиня М. К. Тенишева и С. И. Мамонтов, редактором был С. П. Дягилев; с 1902 года издателем стал Дягилев; с № 10 за 1903 годом редактором был также А. Н. Бенуа.

Обложка журнала за 1901 год Бенуа среди художников. Август 1898 г.

Объединение громко о себе заявило, организовав «Выставку русских и финляндских художников» в 1898 году в Музее центрального училища технического рисования барона А. Л. Штиглица.Классический период в жизни объединения пришёлся на 1900—1904 гг. — в это время длягруппы было характерно особое единство эстетических и идейных принципов. Художникиустраивали выставки под эгидой журнала «Мир искусства».После 1904 года объединение расширилось и утратило идейное единство. В 1904—1910 годахбольшинство членов «Мира искусства» входило в состав«Союза русских художников».

Художники общества "Мир искусства" в школе Общества поощрении художеств.Петербург. Март 1914 г.

На учредительном собрании 19 октября 1910 года художественное общество «Мир искусства»было возрождено (председателем избран Н. К. Рерих)[1]. После революции многие его деятелибыли вынуждены эмигрировать. Объединение фактически прекратило существование в 1924 году.

Б. М. Кустодиев. «Групповой портрет членов объединения „Мир искусства“». 1916—1920.

Слева направо:И.Э. Грабарь, Н.К. Рерих, Е.Е. Лансере, Б.М. Кустодиев, И.Я. Билибин, А.П. Остроумова-Лебедева, А.Н. Бенуа, Г.И. Нарбут, К.С. Петров-Водкин, Н.Д. Милиоти,К.А. Сомов, М.В. Добужинский.

После имевшей успех русско-финляндской выставки в конце 1898 года создается объединение"Мир искусства", одним из основателей которого являлся Бенуа. Вместе с С. Дягилевым он становится редактором и одноименного журнала, ставшего глашатаем неоромантизма.

Годовое собрание "Мир искусства". 3 марта 1914 г.

Мотивируя возникновение "Мира искусства", Бенуа писал:

"Нами руководили не столько соображения "идейного" порядка, сколько соображенияпрактической необходимости. Целому ряду молодых художников некуда было деваться. Их или вовсе не принимали на большие выставки - академическую, передвижную и акварельную,или принимали только с браковкой всего того, в чем сами художники видели наиболееявственное выражение своих исканий... И вот почему Врубель у нас оказался рядом с Бакстом, а Сомов рядом с Малявиным. К "непризнанным" присоединились те из "признанных",которым было не по себе в утвержденных группах. Главным образом, к нам подошлиЛевитан,Коровин и, к величайшей нашей радости,Серов. Опять-таки, идейно и всей культурой онипринадлежали к другому кругу, это были последние отпрыски реализма, не лишенного"передвижнической окраски". Но с нами их связала ненависть ко всему затхлому,установившемуся, омертвевшему".

Обложка журнала за 1900 год

Журнал «Мир искусства» вышел осенью 1898 года, с выходными данными 1899 года. Онвызвал еще больший шум, чем выставка. Установка мирискусников на чистое искусство,свободное от идеологических пристрастий, разумеется, передвижничества и академизма,казалась заведомо ущербной, что находили и в картинах молодых художников. Аналогичные явления происходили и в архитектуре, и в поэзии, и в театре, что воспринимали как декаденство и что получило определение Русского модерна.

Арлекинада. Заставка в журнале "Мир искусства", 1902, N°7-9. 1902 г.

«Мир искусства» выходил до 1901 года - 1 раз в 2 недели, затем - ежемесячно. Это был литературно-художественный иллюстрированный журнал самого широкого содержания,что предопределило его судьбу. Говорят о популяризации русского искусства XVIII -начала XIX века, о пропаганде образцов народного творчества и изделий кустарных промыслов, в чем проявлялись эстетика мирискусников и интересы меценатов

Слоны. Заставка в журнале "Мир искусства", 1902. N° 7-9. 1902 г.

Журнал широко знакомил читателя с современной русской и зарубежной художественнойжизнью (статьи и заметки А.Н.Бенуа, И.Э.Грабаря, С.П.Дягилева, В. В. Кандинского,отрывки из соч. Р. Мутера и Ю. Мейера-Грефе, обзоры иностранных изданий, воспроизведения выставочных экспозиций, репродукции современной русской и западно-европейской живописи и графики).

Это соответствовало основным устремлениям друзей из кружка Бенуа - достижения развитиярусского искусства в едином русле с европейским и общемировым искусством, исходя измысли о нашей отсталости, что однако обнаружит нечто неожиданное: развитие русскойклассической литературы, музыки и живописи обернется революцией в театре в мировом масштабе и что ныне мы осознаем как ренессансное явление.Кроме того, на страницах «Мира искусства» публиковались литературно-критические статьиВ.Я.Брюсова и Андрея Белого, в которых сформулировалась эстетика русского символизма.Но больше всего места занимали религиозно-философские сочинения Д. С. Мережковского,З. Н. Гиппиус, Н. М. Минского, Л. Шестова, В. В. Розанова.

В широких шляпах, длинных пиджаках, С тетрадями своих стихотворений, Давным-давно рассыпались вы в прах, Как ветки облетевшие сирени.

Вы в той стране, где нет готовых форм, Где всё разъято, смешано, разбито, Где вместо неба - лишь могильный холм И неподвижна лунная орбита.

Там на ином, невнятном языке Поёт синклит беззвучных насекомых, Там с маленьким фонариком в руке Жук-человек приветствует знакомых.

Спокойно ль вам, товарищи мои? Легко ли вам? И всё ли вы забыли? Теперь вам братья - корни, муравьи, Травинки, вздохи, столбики из пыли.

Теперь вам сестры - цветики гвоздик, Соски сирени, щепочки, цыплята... И уж не в силах вспомнить ваш язык Там наверху оставленного брата.

Ему ещё не место в тех краях, Где вы исчезли, лёгкие, как тени, В широких шляпах, длинных пиджаках, С тетрадями своих стихотворений.Николай Заболоцкий.

ngasanova.livejournal.com

Рождение журнала "Мир искусства".

Идея Бенуа о создании специально-художественного журнала Обложка издания "The Studio", 1893 г.

Наименее реальной в программе, принятой кружком, выглядела принадлежавшая Бенуа идея создания специально-художественного журнала. В 1890-е годы группировки молодых художников в ряде европейских стран уже не обходятся без «своих изданий»: один за другим возникают журналы в Париже („La Revue Blanche", 1891), Лондоне („The Studio", 1893), Берлине („Pan", 1895), Мюнхене („Jugend", 1896), Праге („Volne Smery", 1897), Дармштадте („Deutsche Kunst und Dekoration", 1897). В России опыт подобного издания отсутствовал.

Но идея была заманчивой: непосредственная связь исканий художников с журналистикой и критикой обещала не только дальнейшую консолидацию творческих сил, но и незнакомые русской художественной жизни возможности эстетической борьбы и пропаганды. Реализация этого проекта — дело рук Дягилева. Уже осенью 1897 года он обсуждает с Бенуа, в котором видит вдохновителя «всей затеи» и полновластного «автора проекта», организационно-практическую сторону намечающегося издания. Задача журнала — сплочение «инстинктивных живописцев», поддержка развивающейся в Москве и Финляндии художественной промышленности. Немаловажное значение имеет и идея организации от имени журнала ежегодных выставок — в этом случае образование общества художников оказывается излишним, а функции идейно-творческого центра нового движения берет на себя редакция.

Выбор названия нового журнала: Возрождение, Чистое художество, Мир искусства!!! Журнал "Мир искусства"

Находясь в Париже, Бенуа участвует в подготовке журнала лишь как советчик и консультант. При этом его представление о будущем издании во многом не совпадает с Дягилевским. Эталоном художественно-графического облика журнала ему видится «Симплициссимус», с 1896 года выпускавшийся в Мюнхене, а предложенная им программа строится на основе принципиального восстановления связей с традициями и опытом великих мастеров прошлого: «Авось нам удастся соединенными силами насадить хоть кое-какие путные взгляды. Действовать нужно смело и решительно, но и с великой обдуманностью. Самая широкая программа, но без малейшего компромисса. Не гнушаться старого и хотя бы вчерашнего, но быть беспощадным ко всякой сорной траве, хотя бы модной и уже приобретшей почет и могущей доставить шумный внешний успех. В художественной промышленности избегать вычурного, дикого, болезненного и нарочитого, но проводить в жизнь, подобно Моррису, принцип спокойной целесообразности — иначе говоря, истинной красоты. 

Отчего бы не назвать журнал «Возрождением» и в программе объявить гонение и смерть декадентству, как таковому. Положим, все, что хорошо, как раз и считается у нас декадентством, но я, разумеется, не про это ребяческое невежество говорю, а про декадентство истинное, которое грозит гибелью всей культуре. Я органически ненавижу модную болезнь, да и моду вообще». Различия между этой позицией поклонника мировой классики и взглядами других участников кругам неплохо иллюстрируют предлагавшиеся ими в противовес «Возрождению» названия журнала — «Вперед», «Новое искусство», «Чистое художество», «Красота». Остановились на «Мире искусства».

Княгиня М. К. Тенишева

23 марта 1898 года в Главное управление по делам печати поступает прошение о разрешении «выдавать в свет» новый журнал. В нем должно быть три отдела: «1) отдел чистого художества (живопись, скульптура, архитектура, музыка, художественная критика), 2) отдел прикладного искусства или художественной промышленности, 3) отдел художественной хроники». Прошение подписано княгиней М. К. Тенишевой и коммерции советником С. И. Мамонтовым. В этих подписях неверно видеть лишь имена меценатов, гарантирующих журналу финансовую поддержку. Они означали куда больше: в блок с «кружком Бенуа» вступали сильнейшие русские мастера, объединявшиеся Мамонтовским художественным кружком, и группа художников, связанная с Тенишевой.

Коллектив редакции «Мира искусства»

Во главе редакции — Дягилев. Среди сотрудников — имена, начавшие мелькать на страницах общей печати еще с 1896—1897 годов: Дягилев, Грабарь и Философов, руководивший литературной частью. Ведущую роль в оформлении журнала играл Бакст, музыкальным отделом заведовал Нувель. Наиболее же авторитетным членом был Серов: «В сущности, Серов был единственным нашим арбитром, пред которым преклонялись и мы, художники, и наш «заправила» — Сережа». Участие в журнале обещали Репин, Левитан, В. и А. Васнецовы, Поленов, Нестеров, Врубель.

«Искусство и художественная промышленность» - журнал-ровесник и конкурент

Уже первый номер «Мира искусства» (ноябрь 1898 г.) приковал к себе общее внимание. Заметим, что одновременно вышел первый номер другого серьезного журнала — «Искусство и художественная промышленность». Совпадающие даты рождения обоих — не случайность. Ровесники, они — законные дети новой расстановки художественных сил и групп, в свою очередь отражавшей поляризацию эстетических взглядов и вкусов. Опиравшийся па опыт передвижников, журнал «Искусство и художественная промышленность» редактировался Н. П. Собко, многолетним сотрудником Стасова и его помощником по работе в Публичной библиотеке. В журнале участвовали М. М. Антокольский, В. В. Верещагин и Н. К. Рерих, с 1897 года выступавший в художественной критике. Пожалуй, именно благодаря противоположности эстетических позиций обоих журналов, они красноречиво отражали новый этап в развитии русской художественной критики: она впервые получала специализированную трибуну.

www.benua-memory.ru

Мир искусства (журнал) - это... Что такое Мир искусства (журнал)?

Обложка журнала за 1901 год

Мир искусства — ежемесячный иллюстрированный художественный журнал, выходил в Петербурге с 1898 по 1904 гг., целиком посвященный пропаганде творчества русских символистов и являвшегося органом одноименного объединения - «Мир искусства» и писателей-символистов.

Издатели — княгиня М. К. Тенишева и С. И. Мамонтов, редактором был С. П. Дягилев. С 1902 г. издавался С. П. Дягилевым. С № 10 за 1903 редактором был также А. Н. Бенуа.

Редакция журнала располагалась в доме Дягилева (Литейный проспект, 45; а с 1900 — набережная реки Фонтанки, 11).

Первый номер был сдвоенный и вышел 9 ноября 1898 года. Потом журнал выходил один раз в две недели (до 1901), а с 1901 — раз в месяц.

Инициатором и «сердцем» журнала был Сергей Павлович Дягилев, сделавший огромный вклад в популяризацию русского искусства за рубежом.

"Мир искусства" первоначально предназначался лишь для публикации искусствоведческих статей и многочисленных высококачественных иллюстраций.

Журнал представлял собою тетради большого формата, переплетавшиеся по полугодиям, что составляло увесистые тома с внешностью роскошного издания по искусству.

В роскошно представленном художественном отделе, посвящённом произведениям как русских, так и иностранных мастеров, принимали участие художники И. Е. Репин, К. А. Сомов, В. М. Васнецов и А. М. Васнецов, В. Д. Поленов, В. А. Серов, М. В. Нестеров, И. И. Левитан, К. А. Коровин, Л. С. Бакст, Е. Е. Лансере и многие другие. Это определило крайне высокий художественно-эстетический уровень издания. Многое в собственном оформлении журнала позднее было трактовано как классические образцы русского искусства конца XIX — начала XX веков, как классика «модерна».

Большое количество материалов было посвящено вопросам самостоятельной русской художественной промышленности — в том числе декоративно-прикладному искусству; особое внимание было уделено образцам старого русского искусства XVIII — начала XIX веков.

Журнал занимал ведущие позиции в России в области «нового искусства» и предоставлял читателям широкие возможности для знакомства с мировой художественной жизнью тех лет (статьи и заметки А. Н. Бенуа, И. Э. Грабаря, С. П. Дягилева, В. В. Кандинского, отрывки из сочинений видных западных теоретиков искусства, обзоры иностранных изданий, воспроизведения выставочных экспозиций, репродукции современной русской и западноевропейской живописи и графики).

Журнал на рубеже веков оказался рупором новых веяний в искусстве и во многом определил развитие русской культуры на рубеже веков.

Литературный отдел в «Мире искусства» появился не с самого основания журнала, а лишь с 1900 г., при этом он был лишен беллетристики и состоял только из статей и рецензии. Во главе его стоялД. В. Философов. Среди главных сотрудников отдела были Д. Мережковский и З. Гиппиус, В. Розанов, Л. Шестов, Н. Минский, Ф. Сологуб, К. Бальмонт, с середины 1901 г. — В. Брюсов, с 1902 г. — Андрей Белый.

В журнале публиковались религиозно-философские сочинения Д. С. Мережковского (например, его обширное исследование «Лев Толстой и Достоевский»), З. Н. Гиппиус, Н. М. Минского («Философские письма»), Л. Шестова, В. В. Розанова, К. Д. Бальмонта, С. В. Лурье, литературно-критические статьи В. Я. Брюсова, Андрея Белого, А. П. Нурока. Еще до формальной организации отдела дважды в «Мире искусства» выступил Вл. Соловьев. Наиболее принципиальны были такие публикации в журнале как «Лев Толстой и Достоевский» Д. Мережковского (печатались на протяжении 1900-1901), «Философия трагедии» Л. Шестова (1902), «Философские разговоры» Н. Минского (печатались в 1901-1903), а также значительное количество статей В.В. Розанова. Примечательны были также обсуждение статьи С. Андреевского «Вырождение рифмы» (1901, № 5), статья В. Брюсова «Ненужная правда: По поводу Московского Художественного театра» (1902, № 4), а также статьи Белого «Певица» (1902, № 11), «Формы искусства» (1902, № 12) и «Символизм как миропонимание» (1904, № 5). Именно в «Мире искусства» были сформулированы многие основополагающие для символизма вопросы и сделаны первые попытки дать ответы на них.

Литературная часть журнала, тяготевшего к русскому символизму, в конце концов пришла к идейному конфликту с его художественной (изобразительной) частью, проповедовавшей «новую эстетику», впоследствии названную «модерном». В результате бурной и открытой дискуссии литературная группа Философова-Мережковского покинула издание, впоследствии основав свой «Новый путь».

Способность «Мира искусства» смотреть не только вперед, но и назад, за пределы недавнего прошлого, вплоть до далекой древности, — явилась следствием не только мировоззренческих различий его участников, но и различий индивидуальных вкусов и интересов.

Во внутреннем ядре журнала и движения «Мир искусства» наблюдался раскол на «консерваторов» (т.е. тех, кого интересовало главным образом искусство прошлого) и «радикалов». К числу «консерваторов» принадлежали А. Бенуа, Е. Лансере, Д. Мережковский, иногда В. Серов, а к «радикалам» — А. Нурок, В. Нувель, Л. Бакст, З. Гиппиус и тот же Серов. Уравновешивающую роль играли Дягилев и Философов. Очень часто разногласия выносились на страницы журнала. Вообще это в высшей степени эклектическое издание представляло каждому автору полную свободу в выражении его взглядов. Эта свобода с самого начала произвела решительный переворот и в литературных, и в художественных вкусах.

«Мир искусства» не только открыл читателю глаза на классическую красоту Петербурга и окружающих его дворцов, но и романтическое изящество, характерное для эпох царствования Павла и Александра I, и на до него мало кем оцененную красоту средневековой архитектуры и русской иконописи; публикации журнала заставляли задуматься о современном значении древних цивилизаций и верований, о необходимости серьезно переоценить собственное литературное наследие.

А. Бенуа летом 1900 года была предложена должность секретаря императорского «Общества поощрения художеств» и редактора журнала, выпускаемого этим обществом. Он превратил журнал, которому дал название «Художественные сокровища России», в своего рода дополнение к «Миру искусства». Здесь публиковались репродукции и фотографии памятников национального культурного наследия, сопровождаемые фактографическими аннотациями.

Нараставшее напряжение во взаимоотношениях среди сотрудников «Мира искусства» привело к выделению группы Мережковских в отдельный журнал «Новый путь», а в 1904 г. появился журнал Весы, а финансовые проблемы не позволили продолжать «Мир искусства». К тому же собственно художественные вопросы, ради которых первоначально учреждался журнал, были уже сформулированы, «поэтому дальнейшее явилось бы только повторением, каким-то топтанием на месте».

Библиография

  • Бенуа А. Н. Возникновение «Мира искусства». — Л., 1928.
  • Гусарова А. П. «Мир искусства». — Л., 1972.
  • Лапшина Н. «Мир искусства», в кн.: Русская художественная культура конца XIX — начала XX века (1895—1907), кн. 2. — М., 1969.
  • Паршин С.М. «Мир искусства» – М.: Изобразительное искусство, 1993.
  • Петров В. Н. «Мир искусства», в кн.: История русского искусства, т. 10, кн. 1. — М., 1968.
  • Соколова Н. «Мир искусства». — М.—Л., 1934.
  • Стернин Г. Ю. О ранних годах «Мира искусства», в его кн.: Художественная жизнь России на рубеже 19—20 веков. — М., 1970.
  • Мир искусства : хронологическая роспись содержания. 1899–1904 / сост. Ф. М. Лурье.— Санкт-Петербург : Коло, 2012.

См. также

Ссылки

dic.academic.ru

Мир искусства (журнал)

Мир искусства — ежемесячный иллюстрированный художественный журнал, выходил в Петербурге с 1898 по 1904 гг.

Являлся органом художественного объединения «Мир искусства» и писателей-символистов.

Издатели — княгиня М. К. Тенишева и С. И. Мамонтов, редактором был С. П. Дягилев. С 1902 г. издавался С. П. Дягилевым. С № 10 за 1903 редактором был также А. Н. Бенуа.

Редакция журнала располагалась в доме Дягилева (Литейный проспект, 45; а с 1900 - набережная реки Фонтанки, 11).

Первый номер был сдвоенный и вышел 9 ноября 1898 года. Потом журнал выходил один раз в две недели (до 1901), а с 1901 — раз в месяц.

«Сердцем» журнала, его мотором был Сергей Павлович Дягилев, сделавший огромный вклад в популяризацию русского искусства за рубежом.

В роскошно обставленном художественном отделе, посвящённом произведениям как русских, так и иностранных мастеров, принимали участие художники И. Е. Репин, К. А. Сомов, В. М. Васнецов и А. М. Васнецов, В. Д. Поленов, В. А. Серов, М. В. Нестеров, И. И. Левитан, К. А. Коровин, Л. С. Бакст, Е. Е. Лансере и многие другие. Это определило крайне высокий художественно-эстетический уровень издания. Многое в собственном оформлении журнала позднее было трактовано как классические образцы русского искусства конца XIX — начала XX веков, как классика «модерна».

Большое количество материалов было посвящено вопросам самостоятельной русской художественной промышленности — в том числе декоративно-прикладному искусству; особое внимание было уделено образцам старого русского искусства XVIII — начала XIX веков.

Журнал занимал ведущие позиции в России в области «нового искусства» и предоставлял читателям широкие возможности для знакомства с мировой художественной жизнью тех лет (статьи и заметки А. Н. Бенуа, И. Э. Грабаря, С. П. Дягилева, В. В. Кандинского, отрывки из сочинений видных западных теоретиков искусства, обзоры иностранных изданий, воспроизведения выставочных экспозиций, репродукции современной русской и западноевропейской живописи и графики).

Литературную часть журнала возглавлял Д. В. Философов, где помещались религиозно-философские сочинения Д. С. Мережковского (например, его обширное исследование «Лев Толстой и Достоевский»), З. Н. Гиппиус, Н. М. Минского («Философские письма»), Л. Шестова, В. В. Розанова, К.Д.Бальмонта, литературно-критические статьи В. Я. Брюсова, Андрея Белого, А.П.Нурока.

Сам журнал на рубеже веков оказался рупором новых веяний в искусстве и во многом определил развитие российской культуры на рубеже веков. Литературная часть журнала, продолжающая тяготеть к русскому символизму, в конце концов пришла к идейному конфликту с его художественной (изобразительной) частью, проповедовавшей «новую эстетику», впоследствии названную «модерном». В результате бурной и открытой дискуссии литературная группа Философова-Мережковского покинула издание, впоследствии основав свой «Новый путь».

С 1903 при журнале выходило особое издание: «Хроника Mиpa Искусства», посвящённое преимущественно художественной хронике.

Библиография

  • Бенуа А. Н., Возникновение «Мира искусства», Л., 1928;
  • Гусарова А. П., «Мир искусства», Л., 1972.
  • Лапшина Н., «Мир искусства», в кн.: Русская художественная культура конца XIX — начала XX века (1895—1907), кн. 2, М., 1969;
  • Петров В. Н., «Мир искусства», в кн.: История русского искусства, т. 10, кн. 1, М., 1968;
  • Соколова Н., «Мир искусства», М. — Л., 1934;
  • Стернин Г. Ю., О ранних годах «Мира искусства», в его кн.: Художественная жизнь России на рубеже 19—20 веков, М., 1970;

mediaknowledge.ru

Выставочная деятельность журнала «Мир искусства»



В конце XIX — начале XX века литературно-художественные журналы в России становятся не просто периодическими изданиями, а идейно-творческими центрами формирования эстетического вкуса публики, выступают рупорами новых веяний в искусстве. Такие журналы нередко представляли собой объединение представителей какого-либо художественного течения, а на их страницах происходила пропаганда выбранного ими направления.

Особой стороной работы таких периодических изданий была экспозиционно-выставочная деятельность. Организация выставок позволяла редакциям продемонстрировать свои программные установки и эстетические предпочтения.

Европейский опыт устройства такого типа выставок нашел воплощение в деятельности модернистских литературно-художественных журналов России начала XX столетия. Таким был журнал «Мир искусства». В России именно он стал пионером в деле устройства художественных выставок, организуемых литературно-художественными журналами. Затем традицию продолжили журналы «Золотое Руно» и «Аполлон».

В январе 1898 года «первое выступление «Мира искусства», но пока еще не под этим названием» [3, с. 39] — Выставка русских и финляндских художников — была открыта в музее А. Л. Штиглица. Она состояла из 295 произведений 30 авторов, среди которых были члены упомянутого кружка, а также Е. Е. Лансере, К. А. Сомов, С. В. Малютин, М. В. Якунчикова, М. А. Врубель, А. М. Васнецов, М. В. Нестеров, Л. О. Пастернак, В. Е. Пурвит, А. П. Рябушин, Я. Ф. Ционглинский, финны В. Блюмстед, А. Галлен, В. Вальгрен, П. Галонен, Б. Лагерстам, А. Гебгард, А. Эдельфельд, Э. Ярнефельд, М. Энкель и др. [4, с. 195] С. П. Дягилев рассматривал финских деятелей искусства как членов объединения «Мира искусства», говоря « они ведь тоже русские» [2, с. 28].

На выставке были показаны акварели, пастели и рисунки. Произведения скульптуры были представлены работами А. Л. Обера, В. Вальгрена и М. А. Врубеля.

«Мир искусства» открывал публике новые имена: на выставке впервые внимания удостоились работы Константина Сомова. Некоторые из его работ приобрел Великий князь Владимир Александрович, а также Гельсингфорский музей.

Все это демонстрировало совершенно новый подход к формированию экспозиционной коллекции: картины и скульптуры выставлялись рядом с акварелями и рисунками, эскизами декораций и монументально-декоративными работами. Дягилев объединял работы мастеров не по принципу принадлежности их творчества к какому-либо стилю. Он скорее обращал внимание на индивидуальность стиля художника, на его даровитость и талант.

Уровень выставки был очень высок, ведь С. П. Дягилев — редактор журнала и устроитель выставки — провел тщательный и продуманный отбор картин. Он также уделил большое внимание внутренней отделке выставочного зала. На открытии в присутствии представителей царской фамилии играл оркестр.

Многие искусствоведы давали положительную оценку салону Дягилева. Но были и те, кому выставка показалась бунтарской (может, она и была таковой, но только в эстетическом плане) и направленной против общественных устоев и традиций. Ее нарекали декадентской. Особенно осуждал В. В. Стасов, влиятельнейший критик и приверженец живописи передвижников. Он назвал выставку «оргией беспутства и безумия», а Дягилева — «декадентским старостой» [5, с. 221]. «Ответ В. В. Стасову», написанный Дягилевым, был направлен в редакцию газеты «Новости», где выступил критик, но редактор — О. К. Нотович — напечатать что-либо против столь авторитетного художественного критика не решился.

Что особенно показательно: Выставка русских и финляндских художников вызвала международный интерес. Вскоре после ее закрытия в Петербурге Дягилев получил предложение показать ее в Мюнхене в качестве русского отдела ежегодного Сецессиона. Выставка побывала в Мюнхене, Дюссельдорфе, Кёльне и Берлине.

18 января 1899 года все в том же Музее барона А. Л. Штиглица открылась первая официальная выставка картин журнала «Мира искусства». Это была «грандиозная Международная выставка, на которой впервые наша публика рядом с произведениями русских мастеров могла видеть первоклассные картины Ренуара, Дега, Леона Фредерика, Бенара, Уитслера, Казена, Симона, Раффаели, Больдини, Либермана, Лермита, Ленбаха, Латуша, Кондера, Карриера, Брэнгвина и мн. др». [1, с. 49]. Вновь участвовали финские художники В. Блюмстед, А. Галлен, М. Энкель, Э. Ярнефельд, А. Эдельфельд. Зарубежная экспозиционная часть демонстрировала различные стилевые направления: реализм, импрессионизм, модерн. Были показаны предметы декоративно-прикладного искусства. Среди них ювелирные украшения известного в то время француза Р. Лалика, а также вазы американца Л.-К. Тиффани. Показ произведений декоративного искусства был одним из важнейших пунктов эстетической программы С. П. Дягилева. Так он стремился познакомить отечественного зрителя с развивающейся областью творчества, а также показать, что представители русского искусства держат руку на пульсе событий художественного мира и могут не только перенимать идеи от Запада, но и самостоятельно формировать общественные вкусы.

Как и на Выставке русских и финляндских художников, на этой присутствовала царская семья, что говорит о высоком уровне мероприятий «Мира искусства». Однако тот факт, что её представители приобрели с выставки совсем незначительное количество работ, демонстрирует «господствующие в высшем свете консервативные художественные вкусы» [4, с. 198–199].

Первая выставка журнала вновь вызвала интерес в прессе и художественной среде. Не любивший и до этого деятельность «Мира искусств» В. В. Стасов, на этот раз не изменил свою позицию и отозвался о выставке крайне отрицательно. Он опубликовал две статьи с громкими и довольно оскорбительными заголовками «Нищие духом» [5, с. 232] и «Подворье прокаженных» [5, с. 257], в которых он продолжал упрекать «Мир искусства» в декадентстве. Не оценил выставку и числившийся тогда сотрудником журнала И. Е. Репин. Его письмо о дальнейшем отказе от участия в работе редакции (письмо отправил в журнал «Нива») стало поводом для ответной реакции С. П. Дягилева. Художник расходился с «Миром искусства» прежде всего в художественных взглядах: он не поддерживал нападок «мирискусников» на академическую, а также передвижническую, живопись.

В целом, выставки «Мира искусства» всегда носили противоречивый характер. Возможно, причина кроется в том, что журнал все еще не имел определенной, строгой программы. Экспонаты на выставки, как и репродукции картин для печатания на страницах журнала, выбирались, прежде всего, на основе даровитости и таланта художника, а не его стилистической принадлежности.

Стоит отметить, что повторить международные выставки «Миру искусства» больше не удалось, хотя предполагалось устраивать их ежегодно. Поэтому «за неимением средств созывать истинные таланты со всего света» [5, с. 49–50] журнал ограничился отечественными художниками. Они были представлены на второй выставке журнала.

Она открылась в Музее Штиглица 28 января 1900 года. На этот раз Дягилев экспонировал только работы отечественных художников. Помимо ранее участвовавших авторов выставлялись работы В. М. Васнецова, М. С. Боткиной, А. С. Голубкиной, Н. В. Досекина, Д. Н. Кардовского, Е. С. Кругликовой. Всего на выставке было 220 картин 31 автора. Эта выставка оказалась последней, устроенной под личным руководством С. П. Дягилева. Потому как впоследствии ответственность за организацию выставок журнала делегировалась также А. Н. Бенуа и В. А. Серову.

Выставка в залах Академии художеств открылась 10 января 1901 года. Она демонстрировала 238 работ 32 художников. Новыми на ней были В. Н. Бакшеев, Н. А. Околович, А. А. Рылов, С. А. Виноградов и С. И. Светославский. Особенностью выставки стал отдельный павильон, в котором посмертно были выставлены произведения И. И. Левитана. Исследователь выставочной деятельности в Петербурге начала XX века Д. Я. Северюхин отмечал, что этот раздел стал успехом С. П. Дягилева, ведь картины выдающего художника, безвременно ушедшего, публика увидела на выставке «Мира искусства», а не Товарищества передвижных художественных выставок [4, с. 203].

Важно отметить, что организаторы продемонстрировали важнейший эстетический критерий выставочной деятельности журнала — особое внимание к оформлению интерьера. Правильно устроенное внутреннее пространство, в котором выставляются картины, создавало необходимое ощущение цельности и гармонии всей выставки. Поэтому С. П. Дягилев отдал приказ произвести переустройство залов Академии. Были сделаны специальные навесные деревянные конструкции в определенной цветовой гамме.

Как и все предыдущие выставки, третья вновь вызвала полемику. Отзывы на этот раз были преимущественно отрицательными. Здесь, как и прежде, особенно отличились газеты «Новости и Биржевая газета» в лице главного порицателя деятельности «Мира искусства В. В. Стасова и «Новое время». С большой положительной рецензией в газете «Курьер» выступил Сергей Голоушев (наст. фамилия Глаголь), русский художник, художественный и театральный критик. Он назвал выставку одним из самых ярких явлений современной художественной жизни. В очередной раз экспозицию посетила царская семья. Все это говорит о том, что выставки журнала по-прежнему были заметным событием в русской художественной жизни.

После этого «Мир искусства» организовал еще две выставки — в марте 1902 года и феврале 1903 года. Первая расположилась в залах «Пассажа», продемонстрировав более 200 произведений, среди которых были предметы декоративно-прикладного творчества (старинная мебель, художественное стекло, майолики гончарной мастерской Абрамцево). Примерно через полгода с небольшими изменениями в экспозиционной коллекции она была привезена в Москву. Так впервые московская общественность увидела выставку «Мира искусства».

Выставочная деятельность журнала всегда вызывала полемику в прессе, что способствовало еще большей его популярности. Свою задачу — знакомство русской публики с работами представителей новейших течений в искусстве — «Мир искусства» выполнял вплоть до самого своего закрытия.

Выставки «Мира искусства» без преувеличений стали культурным феноменом в художественной жизни Петербурга начала XX века. Дягилев не только открыл новую форму общения редакции журнала с читателем и новый способ пропаганды эстетических воззрений журнала. Выставки, устроенные под его руководством, стали образцом организации салонов, феноменом своего времени.

Литература:

1. Бенуа А. Н. Возникновение «Мира искусства». Л., 1928; Репринтное издание. М., 1998.

2. Бенуа А. Н., Дягилев С. П. Переписка (1893–1928). СПб., 2003.

3. Лапшина Н. П. «Мир искусства». Очерки истории и творческой практики. М., 1977.

4. Северюхин Д. Я. Сергей Дягилев и «Мир искусства» // Старый художественный Петербург. СПб., 2008.

5. Стасов В. В., Избранные сочинения в 3-х томах, т. III.

Основные термины (генерируются автоматически): выставка, художник, работа, быль, выставка журнала, Выставка русских, царская семья, экспозиционная коллекция, выставочная деятельность журнала, Мюнхен.

moluch.ru


KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта