Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

Журнал Н.И. Полевого «Московский телеграф». Журнал московский телеграф


Русские писатели и поэты :: Литературные журналы. Московский телеграф

 

 

Журнал «Московский телеграф», издававшийся Николаем Алексеевичем Полевым, представил собой новое и очень значительное явление русской журналистики и культуры. Приступая к его изданию, Н.А.Полевой учитывал опыт европейской периодики, традиции отечественной печати и современные общественные потребности: «У нас не настало еще время для важных критических журналов, вроде английских Обозрений... Для журналов чисто ученого содержания, журналов по какой-нибудь части наук или какому-нибудь одному особенному предмету также время не пришло». Он исключил возможность существования частного политического журнала: «Время политики для наших журналов еще не наступило. Публика довольствуется газетными известиями».

Не повторяя ни одного из существующих типов изданий, «Московский телеграф» включал в себя следующие отделы, в иных сочетаниях уже известные русской периодике: «Науки и искусства», «Словесность», «Библиография и критика», «Известия и Смесь», «Моды».

Некоторые журналы заимствовали эту структуру. Н. Полевой признавал в 1839 г.: «...почти все брали форму и манер с моего журнала, которая перешла потом в самую „Библиотеку для чтения" и нынешние „Отечественные записки"». В первые полтора-два года с момента образования «Московский телеграф» имел научно-литературный характер, а затем стал энциклопедическим благодаря усилению общественно-экономической проблематики, разнообразию и популярности изложения материала, интересу к практическим знаниям.

Типологическое родство «Московского телеграфа» с «Revue Encyclopedique» отмечал секретарь редакции французского журнала Э. Геро. Перечислив названные выше отделы издания Полевого, он сделал вывод: «Первая и вторая части походят на наше отделение: „Записки и известия"... третья представляет, в меньшем объеме, наши два отделения „Разборы и библиографический бюллетень"... четвертая часть соответствует нашему отделению — ученых и литературных новостей». В заключение своего отзыва, перепечатанного в 1827 г. «Московским телеграфом», Геро признал функциональную близость обоих изданий, которая открывала возможность французам делать «выгодные займы для пополнения картин сравнительного просвещения».

Структура «Московского телеграфа» соответствовала его главной цели, заявленной Н. Полевым в официальном прошении об издании, — «сообщение отечественной публике статей, касающихся до нашей истории, географии, статистики и словесности, которые бы иностранцам показывали благословенное отечество наше в истинном его виде; сообщение также всего, что любопытного найдется в лучших иностранных журналах и новейших сочинениях или что неизвестно еще на нашем языке касательно наук, искусств, художеств вообще и словесности древних и новых народов».

Просветительская по своей сути программа была обширной, разнообразной и ориентированной на популяризацию научных знаний. В первом отделе журнала присутствовали история, археология, география, статистика, эстетика, изящные искусства. Во втором — новейшие произведения русских и иностранных писателей, переводы с арабского, китайского, английского и итальянского языков. В третьем — известия о новых русских и иностранных книгах, критические разборы и обозрения. В четвертом — коммерческие известия, научные открытия, заседания ученых обществ, жизнеописания знаменитых современников. Нацеленность на новые знания и на их практическое применение нашла отражение в названии — «Московский телеграф» и в рисунке на обложке. В России телеграфа еще не существовало, на обложке журнала был изображен известный европейцам семафорный оптический телеграф в виде башни с сигнальным устройством, возвышающейся на скале вблизи озера.

Журнал издавался раз в две недели, каждая его книжка имела объем от четырех до пяти печатных листов. В «Московском телеграфе» принимали участие писатели, историки, археологи, физиологи, географы, филологи, педагоги, в том числе П.Вяземский, С.Полторацкий, С.Соболевский, Е.Баратынский, В.Одоевский, А.Бестужев-Марлинский, И.Киреевский, М.Максимович, П.Кеппен, А.Вельтман, А.Галахов, эпизодически Пушкин, Жуковский. В последние три года существования «Московского телеграфа» ведущую роль в нем играл брат издателя К.А. Полевой, а сам Н.А. Полевой занимался преимущественно драматургией и историей. Первоначальный тираж журнала составлял 700 экземпляров, к третьей книжке он возрос до 1200 и продолжал увеличиваться.

«Московский телеграф» выступал за преобразования отечественной экономики на буржуазных началах. Общественный прогресс и благоденствие России Н. Полевой связывал с развитием промышленности, капитализацией государственного хозяйства. «Промышленность народная, — писал «Московский телеграф» в 1828 г., — есть единое средство поддерживать и увеличивать силу государства; она есть тот оселок, на котором можно пробовать, настало ли для того или другого государства время свободной торговли. Промышленность ведет к богатству и просвещению, ибо они одно без другого не существуют». Промышленный прогресс государства, по мнению издателя, органически связан с культурным. Экономическое развитие страны откроет «народу достаточные способы быть сыту, одету, иметь порядочные жилища, иметь средства сбыть внутри государства свои произведения» и позволит «образовать, просветить народ».

Полемизируя с М. Погодиным, который восхищался в «Молве» «русскими безграмотными мужичками», сумевшими представить на московскую Выставку российских изделий 1831 г. разные «заморские» хитрости, Н.Полевой отмечал, что на выставке экспонируются «плоды богатства, просвещения и образованности почтенных наших фабрикантов, заводчиков, художников и ремесленников». Важную роль в экономическом строительстве он отводил купечеству и с ним связывал успехи отечественной промышленности («О воспитании вообще и особенно купцов», «О купеческом звании»).

В журнале прозвучала идея «русизма» Н.Полевого, его мнение о мессианической роли России, «обновительницы» Европы: «Мы победили Европу мечом, мы победим ее и умом: создадим свою философию, свою литературу, свою гражданственность под сению славного престола великих монархов наших».

«Московский телеграф» проявил интерес к европейским событиям и прежде всего к буржуазной революции 1830 г. во Франции, увидел реализацию идеала конституционной монархии, близкого политическим взглядам самого издателя, в Июльской монархии. В обзорах международной жизни говорилось об освободительном движении в Греции, латиноамериканских странах, о личности Боливара. Эти материалы появлялись с цензурными купюрами, недомолвками и намеками. В некоторых случаях политическим бурям и «ослеплению страстей Западной Европы» противопоставлялась благоденствующая монархическая Россия, что, собственно, и позволяло состояться публикациям. Именно таким образом построено «Историческое обозрение 1830-го года», напечатанное в 1831 г. с обещанием продолжения, которое не появилось из-за вмешательства цензуры.

В освещении литературной жизни России и зарубежья «Московский телеграф» твердо стоял на романтических позициях. Отечественные писатели-романтики, такие как А.Бестужев-Марлинский, печатали произведения, которые получали высокую оценку в критических статьях самого издателя. Из иностранных авторов предпочтение отдавалось творчеству В. Гюго («О романах Виктора Гюго и вообще о новейших романах») и других французских писателей-романтиков. Буржуазная устремленность философии В. Кузена оказалась приемлемой для издателя. Журнал объявлял В. Гюго «философом романтизма», а Кузена — «романтиком в философии».

В течение первых трех лет существования «Московского телеграфа» активную роль в нем играли П.А. Вяземский и дворянские писатели, велась критика «торгового направления» в литературе. К концу 1827 г. Н. Полевой разрывает отношения с прежними союзниками, из журнала уходит Вяземский. Издатель объявляет войну писателям-«аристократам». С 1828 до начала 1831 г. он одобрительно отзывается о Булгарине и его романах, однако затем возобновляет полемику с «литературными промышленниками».

Полемика пронизывала критические статьи «Московского телеграфа», систематически присутствовала в отделе «Смесь» под рубрикой «Журналистика», введенной в 1827 г., заполняла страницы сатирического прибавления «Новый Живописец общества и литературы», появившегося в июле 1829 г. Объектом сатирических насмешек в прибавлении являлись дворяне-тунеядцы, столичные и провинциальные чиновники — взяточники и казнокрады, литераторы-аристократы, кичащиеся своим происхождением и не приносящие пользы обществу. Полевой заявил о продолжении традиций сатирической журналистики Новикова и использовал в «Новом Живописце» жанры и приемы его изданий (говорящие фамилии, сатирические портреты и объявления, стихотворные пародии, диалоги, письма к издателю с характеристикой позиций журнала и т. п.).

Литературная полемика, сопровождавшая всю историю издания «Московского телеграфа», не всегда отличалась последовательностью, имела личностный характер, что видно на примере его отношения к «Литературной газете».

Вместе с объективными причинами для полемики «Московского телеграфа» с «Литературной газетой» А.А. Дельвига существовали и субъективные, которые оказывали влияние на ее тон. В отзывах об «Истории русского народа» Полевого Пушкин критиковал автора за фактические ошибки, за «неуважение» к Карамзину и его историческим разысканиям. Вяземский в статье «О московских журналах» подробно разобрал «Московский телеграф», отметив в нем «неправильность языка», «зыбкость мнений», неправильность мыслей, «обезображивающую большую часть литературных суждений, в нем разглашаемых». Вместе с тем Вяземский признал, что «Московский телеграф» «в журнальном отношении все еще лучший у нас», «более прочих журналов наших отражает движения европейской умственной деятельности». Вслед за этими статьями «Литературная газета» напечатала шутку Дельвига об историях Карамзина, С. Глинки и Н. Полевого: «У нас есть три истории — одна для гостиной, другая — для гостиницы, третья — для гостиного двора».

В выступлениях «Литературной газеты», и прежде всего Вяземского, Н. Полевой усмотрел «литературный аристократизм» и повел с ним борьбу на страницах «Московского телеграфа». При этом Полевой старался отделить Пушкина от его «знаменитых» друзей — Вяземского и др., обрушивая основной удар на последних. Только после появления пушкинского «Послания к К. Н. Б. Ю.» в «Литературной газете» (1830 г.) Полевой открыто враждебно выступил против поэта. Он поместил в своем журнале сатиру «Утро в кабинете знатного барина», в которой изобразил поэта, сочиняющего мадригал хозяину богатого дома в благодарность за приглашение к обеду.

Увидев налет светскости в критических статьях Вяземского и в заявлении «Литературной газеты» о том, что она издается «для немногих писателей», Полевой высказался в защиту наметившегося процесса демократизации русской журналистики. По его словам, «"Литературная газета" есть последнее усилие жалкого литературного аристократизма». В рассуждениях «Литературной газеты» о значении дворянства в русской истории Полевой усмотрел намек на его собственное купеческое происхождение. Немаловажную роль в полемике «Литературной газеты» с Полевым сыграло также его временное перемирие с Булгариным и Гречем.

Задетые в критических статьях Н. Полевого журнальные конкуренты «Московского телеграфа» обвиняли издателя в «невежестве», «шарлатанстве», издевались над его купеческим происхождением, фиксировали погрешности в языке и стиле его статей. Собрав воедино эти высказывания, Полевой составил книгу «Особенное прибавление к "Московскому телеграфу". Обозрение критических и антикритических статей замечаний на Московский телеграф, помещенных в Дамском журнале, Вестнике Европы, Сыне Отечества, Благонамеренном, Северной пчеле, Северном архиве и писанных князем Шаликовым и гг. Н. Мел., М. Дмитриевым, Булгариным, Карниолиным-Пинским, Усовым, Ертовым, А. Ф., П. Ж. К., Д. Р. К., -вым и проч.».

Главными антагонистами Н.Полевого являлись Ф.Булгарин и Н.Греч. Ведя борьбу со своим удачливым конкурентом, Булгарин не гнушался политическими доносами, в которых обвинял Н.Полевого и его журнал в распространении революционных идей, сочувствии декабристам, пропаганде материалистической философии и т. д. Министр народного просвещения С. Уваров поручил одному из чиновников выписать крамольные места из статей журнала и ждал удобного момента для принятия карательных мер. Такой случай представился в 1834 г. Н. Полевой опубликовал в журнале рецензию на пьесу Н.Кукольника «Рука всевышнего отечество спасла». Он критиковал художественный уровень драмы, заслужившей «много рукоплесканий на сцене», не подозревая, что в числе тех, кто аплодировал автору верноподданнической пьесы на премьере в бенефис В.Каратыгина, был Николай I. По приказу последнего Полевого доставили в столицу в сопровождении жандарма для дачи объяснений. После возвращения в Москву он получил уведомление о запрещении «Московского телеграфа».

Источник: «История русской журналистики XVIII-XIX веков». / Громова Л.П., Ковалева М.М., Станько А.И., Стенник Ю.В. и др. Под ред. Громовой Л.П. – СПб.: Издательство С-Петерб. ун-та, 2003 г.  

 

writerstob.narod.ru

8 Журналы 1826-30

§ 3. Журналы («Московский телеграф» 11. А. и К. Л. Полевых,

«Телескоп» и «Молва» Н. И. Надсждина,

«Московский наблюдатель» до и после прихода В. Г. Белинского, «Библиотека для чтения» О. И. Сенковского)

К концу 1830-х годов в России имелось 120 периодических изданий: 25 общего характера (политических и литературных), 43 специальных, 52 официальных и справочных. В ряду правительственных изданий появились новые журналы: с 1829 г. выходит «Журнал Министерства внутренних дел», с 1834 г. — «Журнал Министерства народного про­свещения». Правительственные учреждения и ведомства выпускали отраслевые журналы: с 1825 г. — «Горный журнал», с 1826 — «Жур­нал путей сообщения» и «Инженерные записки», с 1827 — «Военный журнал». Возникли журналы научно-литерагурною характера: в 1827 г. — «Московский вестник», в 1828 — «Атеней», в 1835 — «Московский наблюдатель», в 1832 — «Европеец», запрещенный правительством на втором номере. Литературно-общественную направленность имел пушкинский «Современник». Наибольшей популярностью среди чи­тателей пользовались энциклопедические журналы: «Московский телеграф» (1825-1834), «Телескоп» (1831-1836) и в особенности «Биб­лиотека для чтения», основанная в 1834 г.

Приступая к изданию «Московскою телеграфа», Н. А. Полевой учитывал опыт европейской периодики, традиции отечественной пе­чати и современные общественные потребности: «У нас не настало еще время для важных критических журналов, вроде английских Обо­зрений... Для журналов чисто ученого содержания, журналов но ка­кой-нибудь части наук или какому-нибудь одному особенному пред­мету также время не пришло». Он исключил возможность существования частного политического журнала: «Время политики для наших журналов еще не наступило. Публика довольствуется га­зетными известиями».

Не повторяя ни одного из существующих типов изданий, «Москов­ский телеграф» включал в себя следующие отделы, в иных сочетани­ях уже известные русской периодике: «Науки и искусства», «Словес­ность», «Библиография и критика», «Известия и Смесь», «Моды».

Некоторые журналы заимствовали эту структуру. Н. Полевой при­знавал в 1839 г.: «...почти все брали форму и манер с моего журнала, которая перешла потом в самую „Библиотеку для чтения" и нынеш­ние „Отечественные записки"». В первые полтора-два года с момен­та образования «Московский телеграф» имел научно-литературный характер, а затем стал энциклопедическим благодаря усилению об­щественно-экономической проблематики, разнообразию и попу­лярности изложения материала, интересу к практическим знаниям.

Типологическое родство «Московского телеграфа» с «Revue Encyclopedique» отмечал секретарь редакции французского журнала Э. Геро. Перечислив названные выше отделы издания Полевого, он сделал вывод: «Первая и вторая части походят на наше отделение: „За­писки и известия"... третья представляет, в меньшем объеме, наши два отделения „Разборы и библиографический бюллетень"... четвертая часть соответствует нашему отделению — ученых и литературных но­востей». В заключение своего отзыва, перепечатанного в 1827 г. «Мос­ковским телеграфом», Геро признал функциональную близость обоих изданий, которая открывала возможность французам делать «выгод­ные займы для пополнения картин сравнительного просвещения».

Структура «Московского телеграфа» соответствовала его главной це­ли, заявленной Н. Полевым в официальном прошении об издании, — «сообщение отечественной публике статей, касающихся до нашей истории, географии, статистики и словесности, которые бы иност­ранцам показывали благословенное отечество наше в истинном его виде; сообщение также всего, что любопытного найдется в лучших иностранных журналах и новейших сочинениях или что неизвестно еще на нашем языке касательно наук, искусств, художеств вообще и словесности древних и новых народов».

Просветительская по своей сути программа была обширной, разнообразной и ориентированной на популяризацию научных зна­ний. В первом отделе журнала присутствовали история, археология, география, статистика, эстетика, изящные искусства. Во втором — новейшие произведения русских иностранных писателей, переводы с арабского, китайского, английского и итальянского языков. В третьем — известия о новых русских и иностранных книгах, критические разбо­ры и обозрения. В четвертом — коммерческие известия, научные открытия, заседания ученых обществ, жизнеописания знаменитых современников. Нацеленность на новые знания и на их практическое применение нашла отражение в названии — «Московский телеграф» и в рисунке на обложке. В России телеграфа еще не существовало, на обложке журнала был изображен известный европейцам семафорный

оптический телеграф в виде башни с сигнальным устройством, воз­вышающейся на скале вблизи озера.

Журнал издавался раз в две недели, каждая его книжка имела объем от четырех до пяти печатных листов. В «Московском телеграфе» принимали участие писатели, историки, археологи, физиологи, гео­графы, филологи, педагоги, в том числе П. Вяземский, С. Полторац­кий, С. Соболевский, Е. Баратынский, В. Одоевский, А. Бестужев» Марлинский, И. Киреевский, М. Максимович, П. Кеппен, А. Вельтман, А. Галахов, эпизодически Пушкин, Жуковский. В последние три года существования «Московского телеграфа» ведущую роль в нем играл брат издателя К. А. Полевой, а сам Н. А. Полевой занимался преиму­щественно драматургией и историей. Первоначальный тираж журна­ла составлял 700 экземпляров, к третьей книжке он возрос до 1200 и продолжал увеличиваться.

«Московский телеграф» выступал за преобразования отечествен­ной экономики на буржуазных началах. Общественный прогресс и благоденствие России Н. Полевой связывал с развитием промыш­ленности, капитализацией государственного хозяйства. «Промыш­ленность народная, — писал «Московский телеграф» в 1828 г., — есть единое средство поддерживать и увеличивать силу государства; она есть тот оселок, на котором можно пробовать, настало ли для того или другого государства время свободной торговли. Промыш­ленность ведет к богатству и просвещению, ибо они одно без дру­гого не существуют». Промышленный прогресс государства, по мнению издателя, органически связан с культурным. Экономиче­ское развитие страны откроет «народу достаточные способы быть сыту, одету, иметь порядочные жилища, иметь средства сбыть внут­ри государства свои произведения» и позволит «образовать, про­светить народ».

Полемизируя с М. Погодиным, который восхищался в «Молве» «русскими безграмотными мужичками», сумевшими представить на московскую Выставку российских изделий 1831 г. разные «замор­ские» хитрости, Н. Полевой отмечал, что на выставке экспонируются «плоды богатства, просвещения и образованности почтенных наших фабрикантов, заводчиков, художников и ремесленников». Важную роль в экономическом строительстве он отводил купечеству и с ним связывал успехи отечественной промышленности («О воспитании вообще и особенно купцов», «О купеческом звании»).

В журнале прозвучала идея «русизма» Н. Полевого, его мнение о мессианической роли России, «обновительницы» Европы: «Мы по­бедили Европу мечом, мы победим ее и умом: создадим свою фило-

софию, свою литературу, свою гражданственность иод сению слав­ного престола великих монархов наших».

«Московский теле! раф» проявил интерес к европейским событи­ям и прежде всего к буржуазной революции 1830 г. во Франции, уви­дел реализацию идеала конституционной монархии, близкого поли­тическим взглядам самого издателя, в Июльской монархии. В обзорах международной жизни говорилось об освободительном движении в Греции, латиноамериканских странах, о личности Боливара. Эти ма­териалы появлялись с цензурными купюрами, недомолвками и на­меками. В некоторых случаях политическим бурям и «ослеплению страстей Западной Н вроны» противопоставлялась благоденствующая монархическая Россия, что, собственно, и позволяло состояться пуб­ликациям. Именно таким образом построено «Историческое обозре­ние 1 830-го года», напечатанное в 1831 г. с обещанием продолжения, которое не появилось из-за вмешательства цензуры.

В освещении литературной жизни России и зарубежья «Москов­ский телеграф» твердо стоял на романтических позициях. Отечествен­ные писатели-романтики, такие как А. Бестужев-Марлинский, печа-1 али произведения, которые получали высокую оценку в критических статьях самого издателя. Из иностранных авторов предпочтение отда­валось творчеству В. Гюго («О романах Виктора Гюго и вообще о новейших романах») и других французских писателей-романтиков. Буржуазная устремленность философии В. Кузена оказалась при­емлемой для издателя. Журнал объявлял В. Гюго «философом ро­мантизма», а Кузена — «романтиком в философии».

В течение первых трех лет существования «Московского телегра­фа» активную роль в нем играли П. А. Вяземский и дворянские писа­тели, велась критика «торгового направления» в литературе. К концу 1827 г. Н. Полевой разрывает отношения с прежними союзниками, из журнала уходит Вяземский. Издатель объявляет войну иисателям-«арисгократам». С 1828 до начала 1831 г. он одобрительно отзывается о Булгарине и его романах, однако затем возобновляет полемику с «литературными промышленниками».

Полемика пронизывала критические статьи «Московского телегра­фа», систематически присутствовала в отделе «Смесь» иод рубрикой «Журналистика», введенной в 1827 г., заполняла страницы сатири­ческого прибавления «Новый Живописец общества и литературы», появившегося в июле 1829 г. Объектом сатирических насмешек в при­бавлении являлись дворяне-тунеядцы, столичные и провинциальные чиновники — взяточники и казнокрады, литераторы-аристократы, кичащиеся своим происхождением и не приносящие пользы обще-

ству. Полевой заявил о продолжении традиций сатирической журна­листики Новикова и использовал в «Новом Живописце» жанры и при­емы его изданий (говорящие фамилии, сатирические портреты и объявления, стихотворные пародии, диалоги, письма к издателю с характеристикой позиций журнала и т. п.).

Литературная полемика, сопровождавшая всю историю издания «Московского телеграфа», не всегда отличалась последовательно­стью, имела личностный характер, что видно на примере его отноше­ния к «Литературной газете».

Вместе с объективными причинами для полемики «Московского телеграфа» с «Литературной газетой» А. А. Дельвига существовали и субъективные, которые оказывали влияние на ее тон. В отзывах об «Истории русского народа» Полевого Пушкин критиковал автора за фактические ошибки, за «неуважение» к Карамзину и его историче­ским разысканиям. Вяземский в статье «О московских журналах» под­робно разобрал «Московский телеграф», отметив в нем «неправиль­ность языка», «зыбкость мнений», неправильность мыслей, «обезображивающую большую часть литературных суждений, в нем разглашаемых». Вместе с тем Вяземский признал, что «Московский телеграф» «в журнальном отношении все еще лучший у нас», «более прочих журналов наших отражает движения европейской умствен­ной деятельности». Вслед за этими статьями «Литературная газе­та» напечатала шутку Дельвига об историях Карамзина, С. Глинки и Н. Полевого: «У нас есть три истории — одна для гостиной, другая — для гостиницы, третья — для гостиного двора».

В выступлениях «Литературной газеты», и прежде всего Вяземско­го, Н. Полевой усмотрел «литературный аристократизм» и повел с ним борьбу на страницах «Московского телеграфа». При этом Поле­вой старался отделить Пушкина от его «знаменитых» друзей — Вя­земского и др., обрушивая основной удар на последних. Только после появления пушкинского «Послания к К. Н. Б. Ю.» в «Литературной газете» (1830 г.) Полевой открыто враждебно выступил против поэта. Он поместил в своем журнале сатиру «Утро в кабинете знатного ба­рина», в которой изобразил поэта, сочиняющего мадригал хозяину богатого дома в благодарность за приглашение к обеду.

Увидев налет светскости в критических статьях Вяземского и в заяв­лении «Литературной газеты» о том, что она издается «для немногих писателей», Полевой высказался в защиту наметившегося процесса демократизации русской журналистики. По его словам, «„Литера­турная газета" есть последнее усилие жалкого литературного аристократизма». В рассуждениях «Литературной газеты» о значе-

ним дворянства в русской истории Полевой усмотрел намек на его собственное купеческое происхождение. Немаловажную роль в по­лемике «Литературной газеты» с Полевым сыграло также его вре­менное перемирие с Булгариным и Гречем.

Задетые в критических статьях Н. Полевого журнальные кон­куренты «Московского телеграфа» обвиняли издателя в «невеже­стве», «шарлатанстве», издевались над его купеческим происхожде­нием, фиксировали погрешности в языке и стиле его статей. Собрав воедино эти высказывания, Полевой составил книгу «Особенное при­бавление к „Московскому телеграфу". Обозрение критических и ан-тикрнтических статей замечаний на Московский телеграф, помещен­ных в Дамском журнале, Вестнике Европы, Сыне Отечества, Благонамеренном, Северной пчеле, Северном архиве и писанных кня­зем Шаликовым и гг. Н. Мел., М. Дмитриевым, Булгариным, Карнио-линым-Пинскиы, Усовым, Ертовым, А. Ф., П. Ж. К., Д. Р. К., -вым и проч.».

Главными антагонистами Н. Полевого являлись Ф. Булгарин и Н. Греч. Ведя борьбу со своим удачливым конкурентом, Булгарин не гнушался политическими доносами, в которых обвинял Н. Полевого и его журнал в распространении революционных идей, сочувствии декабристам, пропаганде материалистической философии и г. д. Ми­нистр народного просвещения С. Уваров поручил одному из чинов­ников выписать крамольные места из статей журнала и ждал удобно­го момента для принятия карательных мер. Такой случай предста­вился в 1834 г. Н. Полевой опубликовал в журнале рецензию на пьесу Н. Кукольника «Рука всевышнего отечество спасла». Он критиковал художественный уровень драмы, заслужившей «много рукоплеска­ний на сцене», не подозревая, что в числе тех, кто аплодировал авто­ру верноподданнической пьесы на премьере в бенефис В.Каратыги­на, был Николай I. По приказу последнего Полевого доставили в сто­лицу в сопровождении жандарма для дачи объяснений. После возвращения в Москву он получил уведомление о запрещении «Мос­ковского телеграфа».

Попытки Полевого продолжить журналистскую работу не увенча­лись успехом: сначала в «Московском наблюдателе» и «Библиотеке для чтения», затем в «Сыне Отечества» и «Северной пчеле» — изда­ниях своих бывших антагонистов, потом в «Русском вестнике», нако­нец, в «Литературной газете», которую он возглавил в конце 1845 г., за несколько месяцев до кончины.

Просветительские идем распространял другой энциклопедический журнал — «Телескоп», редактором которого с 1831 г. являлся про-

фессор Московского университета по эшко-филологическому отде­лению Николай Иванович Надеждин. Объявленный как «журнал со­временного просвещения», «Телескоп» имел постоянные отделы: «Науки», «Изящная словесность», «Критика», «Современные лето­писи», «Смесь». В качестве сотрудников выступали универси­тетские профессора М. Погодин, М. Павлов, А. Востоков, М. Мак­симович и др. Журнал издавался два раза в месяц (в 1834 г. еженедельно), его тираж составлял около 800 экземпляров.

В деле просвещения общества Надеждин руководящую роль отво­дил систематическому знанию и прежде всего философии и изящ­ным искусствам. Эту задачу осуществляли статьи ученых по эстети­ке, истории, филологии, юриспруденции, медицине и другим наукам, служившие целям университетского просвещения. Журнал опубли­ковал очерк об украинском философе Г. Сковороде и отрывки из его философских работ, «Письмо о философии» Максимовича с одоб­рительным издательским примечанием относительно мнения автора о важности систематизма знаний и их связей с действительностью, статью «Гофман» — первую печатную работу А. И. Герцена. Под рубрикой «Знаменитые современники» вниманию читателей пред­лагались биографические очерки о Канте, Манцони, Гегеле, Шато-бриане, Петрарке, Берлиозе, Гизо, Талейране и др. Много места отво­дилось переводам из французских, немецких, английских периодических изданий — более 60 наименований, выбором которых занимался преимущественно сам Надеждин, выписывавший журна­лы и газеты для нужд университета.

В программной статье «Современное направление просвещения» Надеждин говорил о всемирном значении монархической России, которая противостоит бунтарским настроениям Запада. В этой связи «Телескоп» осуждал события 1830 г. во Франции и творчество сочув­ственно освещавших их писателей-романтиков, в особенности Гюго («Влияние революции на современных поэтов Франции», «Совре­менное состояние сатиры во Франции»). Журнал I [адеждина с русо­фильских позиций рассматривал польско-литовское восстание 1830-183 1 гг., находя в нем влияние идей французской революции (статья Погодина «Исторические размышления об отношениях Польши к России»). Не удивительно, что объектом критики «Телескопа» стал «Московский телеграф», защищавший романтизм и проявлявший симпатии к революционным действиям во Франции и Польше.

В критике «литературных промышленников» Булгарина и Греча и их изданий активное участие принял А. С. Пушкин, напечатавший под псевдонимом Ф. Косичкин свои фельетоны в журнале.

В высказываниях «Телескопа» о словесности и изящных искусст­вах отчетливо проявилась общественно-литературная позиция На-деждина, критическое отношение к современному романтизму и классицизму, мысль о необходимости их синтеза, его идея народно­сти искусства, воплощенная в произведениях о народном быте и оте­чественной истории. Журнал напечатал художественные произведе­ния Загоскина, Лажечникова, К. Аксакова. Из зарубежных авторов чаще других публиковались повести Бальзака.

«Телескоп» имел приложение «Молва» — «Журнал мод и ново­стей», с 1832 г. — «Газета мод и новостей».

«Молва» выходила в 1831 г. еженедельно, в 1832 г. —дважды в неделю, в 1833 г. — трижды в неделю, в 1834-1836 гг. — еженедельно; отдельной подписки на нее не было.

Касаясь явлений общественной жизни, «Молва» разоблачала злоупотребления, которыми изобиловала эпоха николаевского цар­ствования. Такова, например, заметка «Хозяин-филантроп» 1832 г., представлявшая собой диалог Теорова с Ханжеевым, который купил деревеньку и «посвятил себя делам человеколюбия». В скором вре­мени Ханжеев увеличил доход от деревеньки впятеро, так как кресть­ян с оброка «посадил на пашню» да кроме барщины заставил их по­ставлять «разные деревенские безделушки»: холст, масло, ягоды и пр. («а кто не хочет всего этого поставлять натурою, — деньгами, я не принуждаю»). Поскольку крестьяне покупали хлеб на стороне, Хан­жеев решил, что «их бедненьких в таком случае частенько могут об­манывать барышники», и велел им покупать хлеб в господских ма­газинах, причем «цену назначил среднюю сравнительно с прежними годами, когда хлеб, этот дар божий, ценили дороже, да прибавил еще безделку за время, которое бы мужички тратили, таскавшись за хле­бом на сторону», и в результате выручил за него вдвое против ры­ночных цен. В ответ на «филантропическую» исповедь помещика Ханжеева Теоров заявляет, что это «никак нельзя назвать ни челове­колюбием, ни улучшением хозяйства; варварство — настоящее тому название».

Иронический, насмешливый тон был свойствен библиографиче­ским заметкам «Молвы», публиковавшимся под рубрикой «Литера­турная хроника». Здесь вместо анализа макулатурных произведений зачастую им давалась убийственная характеристика с помощью удач­но выбранной цитаты, остроумного обыгрывания заголовка и т. п. Имели место сатирические и полемические выступления против «Се­верной пчелы» Булгарина и Греча, а также против «Московского те­леграфа» и исторических работ Н. Полевого.

Легкий фельетонный стиль, обилие полемики и отсутствие серьез­ных критических статей на литературные и научные темы отличали «Молву» 1831-1834 гг. Ситуация изменилась с публикацией в «Мол­ве» «Литературных мечтаний» В. Г. Белинского и упрочением его позиций в изданиях Надеждина.

Будучи родом кз семьи сельского священника, Надеждин прошел суровую жизненную школу, упорным трудом добился общественно­го признания и сохранил на всю жизнь неприязнь к сословному нера­венству. Питая добрые чувства к терпящей нужду талантливой разно­чинной молодежи, он поддержал изгнанного из университета Белинского, взял его в качестве переводчика в свои издания. После дебюта в «Молве», вызвавшего большой общественный резонанс, положение Белинского укрепилось. В связи с отъездом Надеждина за границу с июня но декабрь 1835 г. он стал редактором «Телескопа» и «Молвы». При нем журнал начал печатать положительные отзывы о Н. Полевом, активизировал полемику с изданиями Булгарина и Гре­ча. Вместо покинувших журнал сотрудников — Шевырева, Погоди­на, И. Киреевского, Хомякова, Языкова, основавших собственное из­дание «Московский наблюдатель», в «Телескоп» пришли друзья Белинского по кружку Н. В. Станкевича — Бакунин, Боткин. В числе новых сотрудников оказались талантливые поэты, прозаики, критики А. Кольцов, К. Аксаков, П. Кудрявцев.

Белинский напечатал в «Телескопе» статьи «О русской повести и повестях Гоголя», «Стихотворения Кольцова» и др., в которых утвер­ждал идеи реализма и народности в литературе, связывая их между собой: «...если изображение жизни верно, то и народно». Эту мысль он подтверждал анализом творчества Кольцова, Гоголя.

Редакторская деятельность Белинского в «Молве» 1835 г. существен­но сказалась на отборе и качестве публикуемых материалов. Усилился ее интерес к устному народному творчеству, печатались белорусские песни, украинские загадки. Значительное место отводилось переводам лучших статей из иностранных журналов. В одном из своих номеров «Молва» поместила стихотворения Мицкевича (без указания автора, так как его имя было запрещено упоминать в печати).

Принципиальные суждения по эстетическим вопросам «Молва» высказала в связи с дискуссией вокруг театральных амплуа Мочало-ва и Каратыгина. Поводом к дискуссии послужила статья 1833 г. за подписью П. Щ., в которой противопоставлялись эти два актера и от­мечалось, что Каратыгин «овладел мастерски наружною, лепною частью своего искусства, постиг тайну чаровать зрение, но еще не нашел ключа к сокровенному святилищу сердца». В защиту Караты-

гина выступил С. Шевырев в заметке «Об игре г. Каратыгина». Подво­дя итоги полемики в 1835 г., Белинский в статье «И мое мнение об игре г. Каратыгина» поставил вопрос шире и глубже, найдя контра­сты, подобные «Мочалов — Каратыгин», в литературе, например, «Гоголь — Марлинский». Каратыгин, по словам критика, на сцене «холоден», «натянут», «эффектен», игра его отличается «совершен­ным отсутствием чувства» и «роли надутые, неестественные, декла­маторские суть торжество его»; Мочалов же держит себя «просто», без натяжки, без «фарсов». Общий вывод критика сводился к тому, что естественность, простота, правдивость на сцене, как и в литературе, есть высшее предназначение подлинного таланта. «Где нет истины, — писал он, — там нет для меня очарования».

На страницах «Телескопа» и «Молвы» Белинский разоблачал беспринципность, меркантильность «Библиотеки для чтения», осуж­дал «светскость», аристократизм «Московского наблюдателя».

После возвращения к редакторским обязанностям Надеждин не высказал возражений против позиции молодого сотрудника, публич­но одобрил его деятельность в журнале. В первых двух номерах «Те­лескопа» на 1836 г. он опубликовал статью «Европеизм и народность в отношении к русской словесности», в которой, в частности, ото­звался о «Московском наблюдателе» как об «эхе гостиных», а о «Биб­лиотеке для чтения» — как о журнале «средней публики». Полемика с «Московским наблюдателем» стала лейтмотивом «Телескопа» и «Молвы». В 1836 г. «Молва» являлась по существу библиографиче­ским приложением к «Телескопу».

В 15-м номере «Телескопа» на 1836 г. появилось без подписи авто­ра «Философическое письмо» П. Чаадаева, участника Отечествен­ной войны, члена Северного общества декабристов. В примечании говорилось, что это перевод с французского, и давалось обещание опубликовать другие письма. В письме Чаадаев высказывал негатив­ный взгляд на прошлое России, в котором находил варварство и же­стокость. Он отрицал историческую роль России среди других госу­дарств, выражал свои симпатии к католичеству. Основанием для резких суждений философа служили .mi маты крепостничества и со­временная николаевская действительность. Этот социальный настрой письма рассмотрели власть предержащие. По личному распоряже­нию Николая 1 издания Надеждина были запрещены, Чаадаев офици­ально объявлен сумасшедшим. Надеждина выслали в Усть-Сысольск. Взгляды Чаадаева на историю отечества встретили в обществе как сочувствие, iuk и протесты. По вопросу о путях развития России вско­ре разгорелась полемика между западниками и славянофилами.

После ссылки Надеждам напечатал исторические и филологиче­ские статьи в «Записках Одесского общества любителей истории и древностей» и в «Журнале Министерства народного просвещения», являлся редактором «Журнала Министерства внутренних дел» и «Географических известий Русского географического общества». Научные разыскания Надеждина нолучили признание за пределами России.

Оставшийся без журнальной работы Белинский в 1838 г. пришел в «Московский наблюдатель». Объявленный как «журнал энцикло­педический», «Московский наблюдатель» имел соответствующие отделы: «Словесность русская и иностранная», «Наука», «Искусст­ва», «Биографии», «Критика и библиография», «Промышленность», «Современная летопись». Журнал организовался на паевых нача­лах, его основателями стали И. Киреевский, А. Хомяков, С. Шевы-рев, М. Погодин, Н. Языков, А. Кошелев и др. Редактировал издание экономист и статистик В. Андросов. Журнал издавался дважды в месяц, первая книжка его вышла в середине 1835 г. тиражом 600 эк­земпляров и быстро разошлась, так что потребовалась допечатка. Внешний вид «Московского наблюдателя» привлекал внимание чи­тателей: веленевая бумага, четкий шрифт, яркая желтая обложка, цветные картинки мод.

Общественно-литературная позиция «Московского наблюдателя» излагалась в программной статье Шевырева «Словесность и торгов­ля», которая открывала первый номер журнала. Противопоставление словесности и «литературной промышленности», выраженное в на­звании статьи, разрешалось Шевыревым однозначно: денежные от­ношения в литературе пагубны, купля-продажа литературного труда неприемлема. По его мнению, словесность превратилась в ломбард, журналы — в капиталистов. Шевырев недвусмысленно заявил, что главным представителем «торгового направления» в отечественной журналистике стала «Библиотека для чтения».

Хотя острие критики было направлено конкретно против журнала Сенковского, позиция Шевырева и «Московского наблюдателя» вы­ражала неприятие капиталистических отношений в целом, противо­поставление самобытной православной России западноевропейско­му буржуазному прогрессу. Эта мысль прозвучала в стихотворении Е. Баратынского «Последний поэт», осуждавшем железный век с его промышленными заботами, в статье В. Андросова «Производимость и живые силы», стихотворении А. Хомякова «Мечта» и др.

studfiles.net

Московский телеграф - это... Что такое Московский телеграф?

 Московский телеграф         русский двухнедельный литературный и научный журнал, издававшийся в 1825—1834 в Москве Н. А. Полевым (См. Полевой). До начала 30-х гг. литературный отдел журнала был в руках прогрессивных писателей: критический отдел вёл П. А. Вяземский, печатались А. С. Пушкин, В. А. Жуковский, Е. А. Баратынский, В. К. Кюхельбекер, Н. М. Языков и др. Литературная программа журнала отмечена романтическими тенденциями, выразившимися в резких выступлениях против нормативной эстетики классицизма. В статьях о науке «М. т.» стремился содействовать успехам промышленности и торговли, подчёркивая прогрессивное значение купеческого сословия; освещал с буржуазных позиций вопросы политической экономии. С начала 30-х гг. в позиции «М. т.» обозначились противоречия: рядом с прогрессивными антифеодальными тенденциями сказываются верноподданнические настроения, свойственные русской буржуазии. От журнала отошла группа Вяземского — Пушкина, основными авторами стали представители третьего сословия — А. Ф. Вельтман, И. И. Лажечников, Н. Ф. Павлов. «М. т.» был закрыт по личному распоряжению Николая I — за отрицательный отзыв Полевого о казённо-патриотической пьесе Н. В. Кукольника «Рука всевышнего отечество спасла».

         Лит.: Татаринова Л. Е., Журнал «Московский телеграф» (1825—1834), [М.], 1959.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

  • Московский текстильный институт
  • Московский технологический институт лёгкой промышленности

Смотреть что такое "Московский телеграф" в других словарях:

  • Московский телеграф — «МОСКОВСКИЙ ТЕЛЕГРАФ» буржуазно прогрессивный журнал, издававшийся в 1825 1834 Н. А. Полевым (см.). В первые годы существования (до 1829) был под сильным влиянием умеренно либерального дворянства, что обусловливалось слабостью буржуазной… …   Литературная энциклопедия

  • МОСКОВСКИЙ ТЕЛЕГРАФ — литературно критический, общественно политический журнал, издавался в 1825 34 в Москве Н. А. Полевым. Печатались А. С. Пушкин, П. А. Вяземский, В. А. Жуковский, Е. А. Баратынский; переводы западноевропейских писателей …   Большой Энциклопедический словарь

  • МОСКОВСКИЙ ТЕЛЕГРАФ — «МОСКОВСКИЙ ТЕЛЕГРАФ», литературно критический, общественно политический журнал, издавался в 1825 34 в Москве Н. А. Полевым. Печатались А. С. Пушкин, П. А. Вяземский, В. А. Жуковский, Е. А. Баратынский; переводы западноевропейских писателей …   Энциклопедический словарь

  • "Московский телеграф" — первый русский энциклопедический журнал (ежемесячный), с установкой на злободневность, с невиданными ранее тиражами (до 5 000 экземпляров). Обложка журнала «Московский телеграф»   Выходил в 1825 34 гг. Редактор Н. А. Полевой ввёл в русский язык… …   Литературная энциклопедия

  • «Московский телеграф» — литературный и научный журнал. Выходил (в 1825—34) раз в две недели. Издатель и редактор Н.А. Полевой (совместно с братом К.А. Полевым). Фактическим руководителем «Московского телеграфа» был (отдел литературной критики), привлёкший к отделу… …   Москва (энциклопедия)

  • «МОСКОВСКИЙ ТЕЛЕГРАФ» — «МОСКОВСКИЙ ТЕЛЕГРАФ», русский литературный и научный журнал. Издавался в Москве (раз в две недели) в 1825 — 1834 Н. А. Полевым (совместно с братом К. А. Полевым). До начала 30‑х гг. критический отдел в журнале вел П. А. Вяземский,… …   Литературный энциклопедический словарь

  • "МОСКОВСКИЙ ТЕЛЕГРАФ" — науч. лит. и художеств. журнал, изд. в Москве 2 раза в месяц Н. A. Полевым в 1825 34. Всего вышло 200 номеров. В журн. сотрудничали А. С. Пушкин, Е. А. Баратынский, П. А. Вяземский, А. А. Бестужев Марлинский, а также П. А. Словцов, П. И. Свиньин …   Советская историческая энциклопедия

  • "Московский телеграф" — Смотри также издавался в Москве (1825 1834) Н. А. Полевым. Журнал выходил дважды в месяц и должен был служить зеркалом, в котором отражается весь мир нравственный, политический и физический. За отзыв о пьесе Кукольника Рука Всевышнего отечество… …   Словарь литературных типов

  • «Московский телеграф» — литературно критический, общественно политический журнал, издавался в 1825 34 в Москве Н. А. Полевым. Печатались А. С. Пушкин, П. А. Вяземский, В. А. Жуковский, Е. А. Баратынский; переводы западноевропейских писателей …   Энциклопедический словарь

  • «Московский телеграф» — МОСКОВСКИЙ ТЕЛЕГРАФ двухнедельный лит. и научный ж. Издавался в Москве (1825 34) Н. А. Полевым. Был ориентирован на шир. читателя, имел энциклопедич. хар р. Яркий выразитель романтич. тенденций. Возник как единый орган дворян. и разночинной… …   Российский гуманитарный энциклопедический словарь

dic.academic.ru

Журнал Н.И. Полевого «Московский телеграф»

⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 16Следующая ⇒

Название произошло от изображения на обложке семафорного оптического телеграфа.

Краткое описание эпохи: при Николае I появилась система региональной журналистики. Одним из первых шагов Николая I в области журналистики стало принятие нового Цензурного устава. 1826 г. Николай поставил задачу: контролировать направление умов в России. Николай I хотел предотвратить революцию. Было запрещено суждение о политических видах его величества. Шишков разрабатывал новый цензурный устав. Он состоял из 230 параграфов. Он был очень подробный, детализированный. Его называли чугунным, он регламентировал каждый шаг издателя. Цензор обязан был затребовать, кто написал ту или иную статью. В основном авторами были чиновники, они имели право отдавать свои статьи только с разрешения начальства. Но были и цензоры просветители (Тютчев, Гончаров, Пирогов, Никитенко, фон Крузер, Платонов).

1832 г. – Киреевский: талантливый литератор. Создал Кружок любомудров, туда ещё Виневитенов входил. 1848-1855 гг. – мрачное семилетие (контроль за умами, революция в Европе 1848 года). Министром просвещения был Уваров. Он изобрёл формулировку, которая стала национальной идеей: православие, самодержавие, народность.

Дата издания: 1825-1834 гг.

Литературная позиция: защита 3-его сословия, научно-популярные статьи о всех сферах науки. Он делает литературную критику обязательным разделом журнала. «Московский телеграф» был создан как журнал энциклопедический, рассчитанный в равной мере как на образованного, так и на широкого читателя. Это было общественно-научно-литературное издание с преимущественным интересом к вопросам практической жизни. Полевой чутко улавливал запросы времени и умел удовлетворить их, не опускаясь до уровня непросвещенного читателя, а поднимая читателей до журнала

Причины закрытия: антидворянская направленность всем не нравилась, поэтому за журналом был серьёзный надзор. Пришлось искать повод для закрытия журнала, а их было немало. Он говорил о Пугачеве, о народной свободе. Цензуре нужен был повод. В январе 1834 г. на сцене Александрийского театра в Санкт-Петербурге была поставлена пьеса кукольника «Рука Всевышнего отечество спасла» о Сусанине. Пьеса классицистическая, ходульная. Полевому она не понравилась. Он написал отрицательную рецензию на пьесу. Но в Петербурге на первом представлении был сам Николай, ему она очень понравилась, Полевого поздно предупредили об опасности. В глазах читателей он остался обманщиком, который присвоил их деньги и не дал журнал. 3 апреля 1834 г. журнал был закрыт. Дальнейшая судьба Полевого сложилась трагически. Острослов написал эпиграмму: «Рука отечества три чуда совершила: отечество спасла, поэту ход дала и Полевого задушила».

Публиковались: Журнал был главным образом публицистическим и научным, лишь со временем на его страницах значительное место стало отводиться художественной литературе. Несмотря на прогрессивность издания, ведущим направлением публиковавшейся беллетристики (писал Полевой и его брат) был умирающий романтизм. С конца 1820-х годов в связи с общим развитием русской прозы беллетристика занимает в «Московском телеграфе» важное место. Печатаются повести и отрывки из романов В. Ушакова («Киргизкайсак», 1829), В. Даля («Цыганка», 1830), И. Лажечникова («Последний Новик», 1830), К. Масальского («Стрельцы», 1831), постоянным сотрудником отдела словесности с 1831 г. становится А. Бестужев-Марлинский («Страшное гаданье», «Аммалат-бек»), помещает свои повести и рассказы Н. Полевой. Оригинальные и переводные произведения носили романтический характер, причем издатель оказывал предпочтение боевому французскому романтизму перед мечтательным немецким. «Московский телеграф» много сделал для популяризации произведений Гюго, Мюссе и Бальзака. Большой интерес проявлялся журналом к творчеству Мицкевича и вообще к польской литературе и культуре. С журналом активно сотрудничали такие литераторы как: П. А. Вяземский, А. С. Пушкин ((после ушли из-за антидворянской направленности), Е. А. Баратынский, А. А. Башилов, В. Н. Олин и ряд других литераторов. Цензором журнала выступал Сергей Глинка, отличавшийся мягким и лояльным отношением даже в период "Чугунного устава".

Борьба за романтизм против устарелых авторитетов классицизма в 1820-е годы была борьбой за передовое искусство. Но десятилетием позже, когда в России успехи реализма стали очевидны, защита романтизма вела литературу не вперед, а назад. Приветствуя романтические поэмы Пушкина, Полевой не понял ни «Бориса Годунова», ни «Евгения Онегина», как позже не принял он лучших произведений Гоголя и Лермонтова.

Издавался Полевым. Первое выступление Полевого в печати относится к 1817 г.; он поместил в «Русском вестнике» Глинки небольшую статейку о посещении Курска Александром I. Он был купцом, родился в Иркутске. Накануне 1812 г. его семья переехала в Москву, отец его уехал и завёл в Иркутске винный заводик. Полевому в профессии не прощали его прошлое, а по ночам он пытался книги читать, стихи писать, рукописную газету писал. Отец не мешал, но если Полевой что-то путал в конторских делах, отец все сжигал.

Полевой начинает публиковаться в «Вестнике Европы», в «Русском вестнике», в «Северном архиве». Он получил медаль академии наук Российской за филологические труды, написал свою «Историю государства российского» в пику Карамзину (у него главный деятель – народ). Полевой гордился тем, что он купец, не хотел подстраиваться под дворянство.

Полевому 29 лет, в 1825 он начинает издавать журнал «Московский телеграф». Символ быстрой передачи информации в названии.

Тираж: 2500-3000 экземпляров.

В «Московском телеграфе» были следующие постоянные отделы:

• «Науки и искусства»

• «Словесность»

• «Критика»

• «Библиография» (он назывался в журнале «Современная русская литература»)

• «Известия и смесь»

Интересным нововведением «Московского телеграфа» в 1829 г. было печатание репродукций с картин и скульптур в сопровождении пояснительного текста. Так, русский читатель получил возможность ознакомиться с произведениями Давида, Рафаэля, Сальватора Розы, Пуссена, Гвидо Рени, Греза и других художников. Это тем более важно, что в ту пору журналистика еще не знала иллюстраций: первое иллюстрированное издание в России «Живописное обозрение» начало выходить лишь с 1835 г.

При «Московском телеграфе» выходили два сатирических прибавления – «Новый живописец общества и литературы» (1829-1831 гг.) и «Камер-обскура книг и людей» (1832 г.). Потом Белинский сравнит Полевого с Ломоносовым в науке. Герцен сказал, что Полевой родился журналистом. Само слово «журналистика» было придумано и использовано Полевым. Журнал Полевого поражал своей талантливостью. «Современное и кстати» — так сказал Белинский о журнале. «Журнал должен иметь душу, цель, должен быть цельным» – так считал Полевой. Должна быть свежесть, современная, новая информация. Лучший журнал 30-х гг., по мнению Белинского. Программа журнала выкристаллизовывалась в критических статьях. Полевой был и критиком. Он начинал создавать энциклопедические статьи: об авторе сначала, потом теоретический кусок о жанре, а потом он уже подробно разбирает, обильно цитируя, произведение.

Трактовка критики: читайте, судите, если хорошо написано — хвалите. Задача критики — обличение невежества. Критика должна иметь философскую основу. В основе текста лежит философия эпохи. Литература существует рука об руку с философией – системой взглядов. Первым это понял Полевой. При этом он был поклонником романтизма, защищал его в литературе. В его литературно-критических статьях видно, что он высоко ценил Пушкина, особенно его «Южные поэмы». А «Евгения Онегина» Полевой не понял — он рассматривал его с точки зрения романтизма. Полевой первым заговорил о том, что творчество истинного понятия должно быть народным. Не понял Полевой и творчества Гоголя. Он сказал, что это карикатура.

Жуковский и Пушкин были рады закрытию журнала. Они рассматривали журнал как враждебный. Полевой не мог найти себе работу, единственное место, где его приняли, – у Булгарина. Он писал все, что только можно. Его обвиняли в предательстве, отступничестве. Он говорил, умирая, что ему надо было умереть в 1834. Белинский жестко писал о Полевом-журналисте. Полевого при жизни не поняли.

Читайте также:

lektsia.com

«МОСКОВСКИЙ ТЕЛЕГРАФ» - это... Что такое «МОСКОВСКИЙ ТЕЛЕГРАФ»?

 «МОСКОВСКИЙ ТЕЛЕГРАФ»

«МОСКО́ВСКИЙ ТЕЛЕГРА́Ф», русский литературный и научный журнал. Издавался в Москве (раз в две недели) в 1825 — 1834 Н. А. Полевым (совместно с братом К. А. Полевым). До начала 30‑х гг. критический отдел в журнале вел П. А. Вяземский, печатались А. С. Пушкин, В. А. Жуковский, Е. А. Баратынский, В. К. Кюхельбекер и др.; литературная программа «М. т.» отмечена романтическими тенденциями, выступлениями против нормативной эстетики классицизма. С начала 30‑х гг. группа Вяземского — Пушкина отошла от журнала; основными авторами стали А. Ф. Вельтман, И. И. Лажечников, Н. Ф. Павлов. «М. т.» был закрыт по распоряжению Николая I — за отрицательный отзыв Н. А. Полевого о казенно-патриотической пьесе Н. В. Кукольника «Рука всевышнего отечество спасла».

Литература:Татаринова Л. Е., Журнал «Московский телеграф» (1825 — 1834), [М.], 1959.

Литературный энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Под редакцией В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. 1987.

  • «МОСКОВСКИЙ ЛИТЕРАТОР»
  • МОТИВ

Смотреть что такое "«МОСКОВСКИЙ ТЕЛЕГРАФ»" в других словарях:

  • Московский телеграф — «МОСКОВСКИЙ ТЕЛЕГРАФ» буржуазно прогрессивный журнал, издававшийся в 1825 1834 Н. А. Полевым (см.). В первые годы существования (до 1829) был под сильным влиянием умеренно либерального дворянства, что обусловливалось слабостью буржуазной… …   Литературная энциклопедия

  • МОСКОВСКИЙ ТЕЛЕГРАФ — литературно критический, общественно политический журнал, издавался в 1825 34 в Москве Н. А. Полевым. Печатались А. С. Пушкин, П. А. Вяземский, В. А. Жуковский, Е. А. Баратынский; переводы западноевропейских писателей …   Большой Энциклопедический словарь

  • МОСКОВСКИЙ ТЕЛЕГРАФ — «МОСКОВСКИЙ ТЕЛЕГРАФ», литературно критический, общественно политический журнал, издавался в 1825 34 в Москве Н. А. Полевым. Печатались А. С. Пушкин, П. А. Вяземский, В. А. Жуковский, Е. А. Баратынский; переводы западноевропейских писателей …   Энциклопедический словарь

  • "Московский телеграф" — первый русский энциклопедический журнал (ежемесячный), с установкой на злободневность, с невиданными ранее тиражами (до 5 000 экземпляров). Обложка журнала «Московский телеграф»   Выходил в 1825 34 гг. Редактор Н. А. Полевой ввёл в русский язык… …   Литературная энциклопедия

  • «Московский телеграф» — литературный и научный журнал. Выходил (в 1825—34) раз в две недели. Издатель и редактор Н.А. Полевой (совместно с братом К.А. Полевым). Фактическим руководителем «Московского телеграфа» был (отдел литературной критики), привлёкший к отделу… …   Москва (энциклопедия)

  • Московский телеграф — («Московский телеграф»,)         русский двухнедельный литературный и научный журнал, издававшийся в 1825 1834 в Москве Н. А. Полевым (См. Полевой). До начала 30 х гг. литературный отдел журнала был в руках прогрессивных писателей: критический… …   Большая советская энциклопедия

  • "МОСКОВСКИЙ ТЕЛЕГРАФ" — науч. лит. и художеств. журнал, изд. в Москве 2 раза в месяц Н. A. Полевым в 1825 34. Всего вышло 200 номеров. В журн. сотрудничали А. С. Пушкин, Е. А. Баратынский, П. А. Вяземский, А. А. Бестужев Марлинский, а также П. А. Словцов, П. И. Свиньин …   Советская историческая энциклопедия

  • "Московский телеграф" — Смотри также издавался в Москве (1825 1834) Н. А. Полевым. Журнал выходил дважды в месяц и должен был служить зеркалом, в котором отражается весь мир нравственный, политический и физический. За отзыв о пьесе Кукольника Рука Всевышнего отечество… …   Словарь литературных типов

  • «Московский телеграф» — литературно критический, общественно политический журнал, издавался в 1825 34 в Москве Н. А. Полевым. Печатались А. С. Пушкин, П. А. Вяземский, В. А. Жуковский, Е. А. Баратынский; переводы западноевропейских писателей …   Энциклопедический словарь

  • «Московский телеграф» — МОСКОВСКИЙ ТЕЛЕГРАФ двухнедельный лит. и научный ж. Издавался в Москве (1825 34) Н. А. Полевым. Был ориентирован на шир. читателя, имел энциклопедич. хар р. Яркий выразитель романтич. тенденций. Возник как единый орган дворян. и разночинной… …   Российский гуманитарный энциклопедический словарь

literary_encyclopedia.academic.ru

Московский телеграф - это... Что такое Московский телеграф?

 Московский телеграф Московский телеграф         «МОСКОВСКИЙ ТЕЛЕГРАФ» — буржуазно-прогрессивный журнал, издававшийся в 1825—1834 Н. А. Полевым (см.). В первые годы существования (до 1829) был под сильным влиянием умеренно-либерального дворянства, что обусловливалось слабостью буржуазной литературы, с одной стороны, и недостаточно наметившимся различием интересов этих классов — с другой. Участниками отделов «изящной словесности» были Пушкин, Жуковский, Баратынский, бар. Розен и др., руководителем отдела критики и автором очень многих статей — князь Вяземский. В остальных отделах журнал защищал однако буржуазные воззрения.       Научный отдел, чрезвычайно серьезно и многосторонне развернутый, давал ряд большей частью переводимых из иностранных журналов статей буржуазных идеологов по вопросам политической экономии (Сей, Сисмонди и т. д.), по истории (Гизо, Мишле и др.), по истории фаб.-зав. промышленности, по вопросам финансов, торгово-промышленной колонизации окраин и завоеванных областей (Сибирь, Кавказ, Ср. Азия), просвещения и т. п. Пропаганда развития отечественной промышленности простиралась до того, что в журнал вклеивались образчики русского производства (лоскутья тканей).       В первые же годы существования «М. т.» против него завязалась ожесточенная борьба. Журналы крепостнического дворянства были возмущены новаторством «М. т.», его ниспровержением классических авторитетов, в к-ром они правильно угадывали борьбу со всей феодальной системой. Борьба с «М. т.» обострилась с разрывом между бр. Полевыми и дворянской частью сотрудников журнала, обусловленным резким проведением Полевыми буржуазной линии, с одной стороны, и поправением дворянства в 30-х гг. — с другой. Толчком к разрыву послужил ряд критических статей в «М. т.» 1829 о представителях дворянской литературы, в особенности статья Н. Полевого о Карамзине. Недавние светские «друзья» рвут с Полевым и в созданном ими органе «Литературная газета» (см.) обрушиваются на «М. т.» со всей силой аристократического презрения, не гнушаясь в этой борьбе прозрачными намеками в печати на политическую «неблагонадежность» Полевого (Пушкин). Разрыв с «друзьями» и борьба с ними содействуют выпрямлению линии журнала. Художественный отдел помимо представителей либерально-дворянской литературы собирает виднейших буржуазных писателей той поры (Полевой, Лажечников, Вельтман, Павлов и др.). По отношению к иностранной литературе линия остается прежней — ознакомление публики с выдающимися писателями-романтиками Запада (Скотт, Шиллер, Гофман, Мюссе, Гюго, Бальзак). Несколько только расширяется ознакомление с произведениями французского буржуазного романтизма.       В области критики усиливается борьба с классицизмом и его наследием в современной дворянской литературе, причем в отличие от первых лет существования «М. т.» резко и сознательно подчеркивается связанность классицизма с феодальной системой, приверженность к нему аристократической верхушки и чуждость его «народу». Романтизм противопоставляется классицизму как течение «народное», выявляющее «национальную самобытность» в противовес оторванности классицизма от «народа». Это антифеодальное понимание романтизма последовательно и неуклонно проводится в критических статьях «М. т.».       Современная барская так наз. романтическая литература обвиняется «М. т.» в убожестве и холодности мыслей и чувств, в нарочитой изысканности, в псевдонародности и т. д. Несмотря на реформистский характер антифеодальной деятельности «М. т.» и неоднократные выражения в «М. т.» верноподданнических чувств, характерных для русской буржуазии, журнал Полевого вызывал к себе подозрительное отношение со стороны правительства. Последнее усиливалось постоянными нападками в печати на «неблагонамеренность» «М. т.», обвинениями его в «якобинстве». В марте 1834 за помещение отрицательного отзыва о квасно-патриотической пьесе Кукольника «Рука всевышнего отечество спасла», одобренной самим Николаем I, «М. т.» был закрыт и больше не возобновлялся.Библиография:Бенардаки Н. и Богушевич Ю., Указатель статей серьезного содержания, помещенных в русских журналах прежних лет, СПБ, 1858, вып. V — «Московский телеграф», 1825—1834; Сухомлинов М. И., Н. А. Полевой и его журнал «Московский телеграф», «Исторический вестник», 1886, III; Козьмин Н. К., «Московский телеграф», Иностранная журналистика и литература, «Изв. Отд. русск. яз. и слов. Акад. наук», т. V, СПБ, 1900, кн. I; Его же, Очерки из истории русского романтизма. Н. А. Полевой как выразитель литературных направлений современной ему эпохи, СПБ, 1903; Мезьер А. В., Словарный указатель по книговедению, П., 1924; Ее же, То же, ч. 1, Соцэкгиз, М. — Л., 1931. См. также библиографию к ст. «Полевые».

Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929—1939.

.

  • Московский вестник
  • Мотив

Смотреть что такое "Московский телеграф" в других словарях:

  • МОСКОВСКИЙ ТЕЛЕГРАФ — литературно критический, общественно политический журнал, издавался в 1825 34 в Москве Н. А. Полевым. Печатались А. С. Пушкин, П. А. Вяземский, В. А. Жуковский, Е. А. Баратынский; переводы западноевропейских писателей …   Большой Энциклопедический словарь

  • МОСКОВСКИЙ ТЕЛЕГРАФ — «МОСКОВСКИЙ ТЕЛЕГРАФ», литературно критический, общественно политический журнал, издавался в 1825 34 в Москве Н. А. Полевым. Печатались А. С. Пушкин, П. А. Вяземский, В. А. Жуковский, Е. А. Баратынский; переводы западноевропейских писателей …   Энциклопедический словарь

  • "Московский телеграф" — первый русский энциклопедический журнал (ежемесячный), с установкой на злободневность, с невиданными ранее тиражами (до 5 000 экземпляров). Обложка журнала «Московский телеграф»   Выходил в 1825 34 гг. Редактор Н. А. Полевой ввёл в русский язык… …   Литературная энциклопедия

  • «Московский телеграф» — литературный и научный журнал. Выходил (в 1825—34) раз в две недели. Издатель и редактор Н.А. Полевой (совместно с братом К.А. Полевым). Фактическим руководителем «Московского телеграфа» был (отдел литературной критики), привлёкший к отделу… …   Москва (энциклопедия)

  • Московский телеграф — («Московский телеграф»,)         русский двухнедельный литературный и научный журнал, издававшийся в 1825 1834 в Москве Н. А. Полевым (См. Полевой). До начала 30 х гг. литературный отдел журнала был в руках прогрессивных писателей: критический… …   Большая советская энциклопедия

  • «МОСКОВСКИЙ ТЕЛЕГРАФ» — «МОСКОВСКИЙ ТЕЛЕГРАФ», русский литературный и научный журнал. Издавался в Москве (раз в две недели) в 1825 — 1834 Н. А. Полевым (совместно с братом К. А. Полевым). До начала 30‑х гг. критический отдел в журнале вел П. А. Вяземский,… …   Литературный энциклопедический словарь

  • "МОСКОВСКИЙ ТЕЛЕГРАФ" — науч. лит. и художеств. журнал, изд. в Москве 2 раза в месяц Н. A. Полевым в 1825 34. Всего вышло 200 номеров. В журн. сотрудничали А. С. Пушкин, Е. А. Баратынский, П. А. Вяземский, А. А. Бестужев Марлинский, а также П. А. Словцов, П. И. Свиньин …   Советская историческая энциклопедия

  • "Московский телеграф" — Смотри также издавался в Москве (1825 1834) Н. А. Полевым. Журнал выходил дважды в месяц и должен был служить зеркалом, в котором отражается весь мир нравственный, политический и физический. За отзыв о пьесе Кукольника Рука Всевышнего отечество… …   Словарь литературных типов

  • «Московский телеграф» — литературно критический, общественно политический журнал, издавался в 1825 34 в Москве Н. А. Полевым. Печатались А. С. Пушкин, П. А. Вяземский, В. А. Жуковский, Е. А. Баратынский; переводы западноевропейских писателей …   Энциклопедический словарь

  • «Московский телеграф» — МОСКОВСКИЙ ТЕЛЕГРАФ двухнедельный лит. и научный ж. Издавался в Москве (1825 34) Н. А. Полевым. Был ориентирован на шир. читателя, имел энциклопедич. хар р. Яркий выразитель романтич. тенденций. Возник как единый орган дворян. и разночинной… …   Российский гуманитарный энциклопедический словарь

dic.academic.ru

"Московский телеграф" - это... Что такое "Московский телеграф"?

 "Московский телеграф" Смотри также Творчество Пушкина

издавался в Москве (1825—1834) Н. А. Полевым. Журнал выходил дважды в месяц и должен был служить зеркалом, в котором отражается весь мир нравственный, политический и физический. За отзыв о пьесе Кукольника "Рука Всевышнего отечество спасла" закрыт в 1834 г. Это было, "конечно, лишь предлог для запрещения", т. к., по совету Блудова, некий Брунов давно уже вел выписки из журнала, который "проповедовал якобинизм". Жуковский "был рад", что "Телеграф" запрещен, и жалел, что "его запретили". М. Дмитриев сочинил даже "шуточную" поэму на закрытие журнала и арест его издателя. Пушкин не любил "М. T.", хотя в начале состоял его сотрудником ("Полевой"). В "Отрывках из Дневника" 1834 г. он писал: "Телеграф" достоин был участи своей. Мудрено с большею наглостью проповедовать якобинизм перед носом правительства; но Полевой был баловень полиции. Он умел уверить ее, что его либерализм пустая только маска". ("Отр. из Дн.", 1834 г.).

Словарь литературных типов. - Пг.: Издание редакции журнала «Всходы». Под редакцией Н. Д. Носкова. 1908-1914.

  • "Московский наблюдатель"
  • Московский университет

Смотреть что такое ""Московский телеграф"" в других словарях:

  • Московский телеграф — «МОСКОВСКИЙ ТЕЛЕГРАФ» буржуазно прогрессивный журнал, издававшийся в 1825 1834 Н. А. Полевым (см.). В первые годы существования (до 1829) был под сильным влиянием умеренно либерального дворянства, что обусловливалось слабостью буржуазной… …   Литературная энциклопедия

  • Московский телеграф Н. Полевого — Московский телеграф знаменитый журнал, издававшийся в Москве с 1825 по 1834 г., по две книжки в месяц, Николаем Полевым. Это был первый русский научно литературный журнал, знакомивший русскую публику со всеми отраслями наук и искусств не только в …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • МОСКОВСКИЙ ТЕЛЕГРАФ — литературно критический, общественно политический журнал, издавался в 1825 34 в Москве Н. А. Полевым. Печатались А. С. Пушкин, П. А. Вяземский, В. А. Жуковский, Е. А. Баратынский; переводы западноевропейских писателей …   Большой Энциклопедический словарь

  • МОСКОВСКИЙ ТЕЛЕГРАФ — «МОСКОВСКИЙ ТЕЛЕГРАФ», литературно критический, общественно политический журнал, издавался в 1825 34 в Москве Н. А. Полевым. Печатались А. С. Пушкин, П. А. Вяземский, В. А. Жуковский, Е. А. Баратынский; переводы западноевропейских писателей …   Энциклопедический словарь

  • Московский телеграф (журнал) — Обложка журнала. 1831 год. У этого термина существуют и другие значения, см. Здание Центрального телеграфа. Не следует путать с …   Википедия

  • "Московский телеграф" — первый русский энциклопедический журнал (ежемесячный), с установкой на злободневность, с невиданными ранее тиражами (до 5 000 экземпляров). Обложка журнала «Московский телеграф»   Выходил в 1825 34 гг. Редактор Н. А. Полевой ввёл в русский язык… …   Литературная энциклопедия

  • «Московский телеграф» — литературный и научный журнал. Выходил (в 1825—34) раз в две недели. Издатель и редактор Н.А. Полевой (совместно с братом К.А. Полевым). Фактическим руководителем «Московского телеграфа» был (отдел литературной критики), привлёкший к отделу… …   Москва (энциклопедия)

  • Московский телеграф — («Московский телеграф»,)         русский двухнедельный литературный и научный журнал, издававшийся в 1825 1834 в Москве Н. А. Полевым (См. Полевой). До начала 30 х гг. литературный отдел журнала был в руках прогрессивных писателей: критический… …   Большая советская энциклопедия

  • «МОСКОВСКИЙ ТЕЛЕГРАФ» — «МОСКОВСКИЙ ТЕЛЕГРАФ», русский литературный и научный журнал. Издавался в Москве (раз в две недели) в 1825 — 1834 Н. А. Полевым (совместно с братом К. А. Полевым). До начала 30‑х гг. критический отдел в журнале вел П. А. Вяземский,… …   Литературный энциклопедический словарь

  • "МОСКОВСКИЙ ТЕЛЕГРАФ" — науч. лит. и художеств. журнал, изд. в Москве 2 раза в месяц Н. A. Полевым в 1825 34. Всего вышло 200 номеров. В журн. сотрудничали А. С. Пушкин, Е. А. Баратынский, П. А. Вяземский, А. А. Бестужев Марлинский, а также П. А. Словцов, П. И. Свиньин …   Советская историческая энциклопедия

literary_types.academic.ru


Смотрите также

KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта