Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

Книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств. Журнал учета наличных денежных средств


Бухгалтерский учёт наличных денежных средств

 

Уже почти 1,5 года действует «новый» порядок ведения кассовых операций. Однако, многие организации до сих пор не перестроились и продолжают работать по инерции, исходя из требований «старого» порядка. Под «новым» порядком понимается Указание Банка России от 11.03.2014 № 3210–У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке введения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства», который был введён в действие с 1 июня 2014 года. До этого момента все организации работали, руководствуясь нормами «Положения о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации» (утв. Банком России 12.10.2011 № 373 — П).

Новый порядок не нёс в себе кардинальных изменений, как его предшественник, однако он значительно упростил жизнь индивидуальным предпринимателям и субъектам малого предпринимательства. В силу этих «незначительных» изменений многие юридические лица не сочли нужным вносить изменения в свои внутренние документы, регламентирующие, к примеру, расчет лимита остатка наличных денежных средств. Что в свою очередь может повлечь санкции, установленные ст. 15.1 КоАП РФ.

Так как незнание не освобождает от ответственности, не лишним будет напомнить основные документы, регламентирующие учёт денежных средств. К таковым относятся: Гражданский кодекс РФ (в частности ст.861), Налоговый кодекс РФ, Кодекс об административных правонарушениях, Федеральный закон от 06.12.2011 № 402 — ФЗ «О бухгалтерском учёте», Федеральный закон от 22.05.2003 № 54 — ФЗ «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении наличных денежных расчетов с населением», Указание ЦБ РФ от 07.10.3013 № 3073–У «Об осуществлении наличных расчётов».

Таким образом, можно сказать, что нормативно учёт денежных средств достаточно обеспечен. Связано это, в первую очередь с тем, что они являются крайне важной составляющей любой экономики. Денежные средства — средства в виде наличных денег, находящиеся в кассе предприятия и у подотчетных лиц, на счетах в банках, выставленных аккредитивах, чековых книжках, на специальных и депозитных счетах. Денежные средства являются единственным видом оборотных средств, обладающих абсолютной ликвидностью, т. е. немедленной способностью выступать средством платежа по обязательствам предприятия.

Следует также заметить, что вопрос ведения кассовых операций не находится в статичном состоянии, постоянно подвергаясь обсуждениям, изменениям и дополнениям как стороны законодательных, так и налоговых органов, которые очень пристально следят за соблюдением кассовой дисциплины.

Именно поэтому бухгалтерам необходимо чётко отслеживать изменения, происходящие в этой сфере бухгалтерского учёта.

Для более наглядного понимания отличий «старого» и «нового» порядка ведения кассовых операций, наиболее важные моменты представлены в таблице:

 

Таблица 1

Требования

Указание Банка России от 11.03.2014 № 3210–У [5], действует с 01.06.2014 г.

Положение Банка России от 12.10.2011 № 373-П [7], утратило силу

Кто обязан устанавливать лимит остатка наличных денег в кассе

Индивидуальные предприниматели (ИП) и субъекты малого предпринимательства могут не устанавливать лимит остатка наличных денег.

Лимит устанавливали все (юридические лица, ИП, субъекты малого предпринимательства)

Кто должен составлять кассовую книгу

ИП могут не оформлять кассовые документы и не вести кассовую книгу, если они ведут учёт доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения либо физических показателей, характеризующих определённый вид предпринимательской деятельности

Все организации и ИП, ведущие наличные денежные расчёты, обязаны были оформлять кассовые документы, вести кассовую книгу

Возможность внесения исправлений в документы

В документы, оформленные на бумажном носителе, за исключением кассовых документов, допускается внесение исправлений

Внесение исправлений в кассовые документы не допускается

Оформление расходного кассового ордера (РКО)

В РКО может проставляться только подпись получателя наличных денег

В РКО получатель указывал получаемую сумму наличных денег (рублей — прописью, копеек — цифрами) и ставил подпись

Как приходовать в кассу дневную выручку

Возможно применение ККТ, бланков строгой отчётности (БСО), а также товарных чеков и иных аналогичных документов, подтверждающих оплату при применении единого налога на вмененный доход (ЕНВД) или патентной системы налогообложения (ПСН)

При использовании контрольно-кассовой техники (ККТ) выручка могла вносилась одним приходным ордером на всю дневную сумму выручки

Порядок сдачи наличных денег обособленным подразделением

Деньги могут сдаваться в кассу юридического лица или в банк, или в организацию, входящую в систему Банка России

Деньги сдавались юридическому лицу, или в банк, или в организацию, входящую в систему Банка России, или в организацию федеральной почтовой связи

 

Исходя из данных таблицы можно сделать вывод, что ведение бухгалтерского учёта для индивидуальных предпринимателей и субъектов малого бизнеса значительно упростилось, на чём очень настаивало предпринимательское сообщество. Однако практика показала, что не все из представителей, попавших под «послабляющий» список нового порядка, поспешили воспользоваться этим. Часть из этих предпринимателей продолжают работать, по-прежнему оформляя кассовые документы и рассчитывая лимит остатка наличных денежных средств, мотивируя это так называемой «перестраховкой» и «привычкой».

В свою очередь, не все и юридические лица внесли изменения в свою учетную политику, прописав в ней основание для ведения учёта денежных средств, посчитав, что если изменения не внесли кардинальные различия, то нет и необходимости прописывать новое Указание Банка России от 11.03.2014 № 3210–У. Забывая при этом, что в случае нарушения лимита кассы, выявленного налоговиками, возможны сразу два штрафа: на юридическое лицо — от 40000 до 50 000 рублей, на должностных лиц — от 4000 до 5000 рублей [2, ч.1 ст.15.1; 8, п.4]. Если при осуществлении наличных расчетов в момент оплаты не соблюдается обязанность по выдаче покупателям кассовых чеков, распечатанных на ККТ, организацию или ИП оштрафуют. Также законодательством предусмотрена административная ответственность за применение ККТ, не соответствующей установленным требованиям либо используемой с нарушением установленного порядка условий ее регистрации и применения. Перечисленные нарушения влекут наложение штрафа: на юридических лиц — от 30000 до 40000 рублей; на граждан в размере от 1500 до 2000 рублей; на должностных лиц — от 3000 до 4000 рублей [2, ч.2 ст.14.5; 3, ст.5].

В целом для юридических лиц порядок ведения кассовых операций остаётся прежним. Кратко его можно описать следующим образом. В кассе предприятия хранятся наличные денежные средства для оплаты мелких хозяйственных расходов, выдачи командировочных расходов и других небольших платежей. Выдачу и прием денег производит кассир (или иное уполномоченное лицо), с которым должен быть заключен договор о полной материальной ответственности. Рассчитывается лимит остатка наличных денежных средств, который утверждается приказом по предприятию. По-прежнему продолжают применяться формы первичных учётных документов и учётных регистров: приходный кассовый ордер (ПКО), расходный кассовый ордер (РКО), кассовая книга, книга учёта, расчётно-платежная ведомость и платёжная ведомость.

При поступлении денег в кассу кассир и главный бухгалтер подписывают ПКО и квитанцию к ПКО, на которой ставится печать организации. Квитанция отдаётся вносителю наличных денежных средств с прикреплённым кассовым чеком. Заработная плата, пособие по временной нетрудоспособности выдаются из кассы по платежным или расчетно-платежным ведомостям, подписанным руководителем предприятия и главным бухгалтером. По завершении смены кассир снимает Z-отчёт и записывает данные в журнал кассира-операциониста. Все кассовые операции (по поступлению и выдаче денежных средств) должны быть занесены в кассовую книгу, которая по итогам отчётного периода пронумеровывается, прошнуровывается и скрепляется печатью организации. Количество листов заверяется подписью руководителя и главного бухгалтера.

Не следует ни в коем случае забывать, что критерием качества и достоверности учёта денежных средств является соответствие законодательной базе бухгалтерского учёта, налоговому регулированию учётного процесса в Российской Федерации. Соблюдение всех норм и положений действующего законодательства является гарантией бесперебойной работы и сохранению позиций на рынке.

 

Литература:

 

  1.                «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 29.06.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2015)
  2.                «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 14.12.2015)
  3.                Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ (ред. от 08.03.2015) «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт»
  4.                Федеральный закон от 06.12.2011 № 02-ФЗ (ред. от 04.11.2014) «О бухгалтерском учете»
  5.                Указание Банка России от 11.03.2014 № 3210-У (ред. от 03.02.2015) «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» (Зарегистрировано в Минюсте России 23.05.2014 № 32404)
  6.                Указание Банка России от 07.10.2013 № 3073-У «Об осуществлении наличных расчетов» (Зарегистрировано в Минюсте России 23.04.2014 № 32079)
  7.                «Положение о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации» (утв. Банком России 12.10.2011 № 373-П) (Зарегистрировано в Минюсте РФ 24.11.2011 № 22394)
  8.                <Письмо> ФНС России от 09.07.2014 № ЕД-4–2/13338 «О порядке ведения кассовых операций и осуществлении наличных расчетов»

moluch.ru

Образец заполнения книги учета принятых и выданных кассиром денежных средств КО-5

Для учёта принятых и выданных кассиром денежных средств существует книга учёта образца КО-5. Что она собой представляет, по какому образцу её надо заполнять?

Книга учёта принятых и выданных кассиром денежных средств

Книга учёта принятых и выданных кассиром денежных средств КО-5 — особый документ, который представляет собой журнал, где ведётся учёт тех денег, которые старший кассир принимал от других кассиров или отдавал им. В нём фиксируются все операции, которые были проведены с деньгами из кассы с указанием конкретного времени их совершения. Этот документ позволяет отслеживать перемещение денежных средств из кассы.

Унифицированная форма N КО-5) (ОКУД 0310005) применяется с 1 января 1999 года. Утверждена Постановлением Госкомстата РФ от 18.08.1998 N 88.

Кассир

За книгу учета отвечает старший кассир

Как правильно вести журнал

За ведение кассовой книги отвечает, как правило, старший кассир. Но возможно возложить эту функцию и на плечи бухгалтерии.

Порядок и правила заполнения

Алгоритм заполнения документа следующий:

  1. В первом поле отображаем настоящую дату операции.
  2. Во втором — пишем сколько осталось в кассе наличных денег во время начала смены.
  3. В третьем — сколько денег мы выдали.
  4. В четвёртом — подпись кассира о получении наличности.
  5. В последнем поле отображаем количество денег, которые находились в обороте во время различных финансовых операций.

Можно ли вносить изменения, исправлять ошибки? В книге учёта можно сделать новую пометку о внесении соответствующих корректировок к ранее сделанным записям.

Образец

Принципы составления книги унифицированы. Она заполняется по форме КО-5.

Книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств

Книга учёта заполняется по форме КО-5, в неё вписываются по порядку все операции с деньгами из кассы

Книга учёта принятых и выданных кассиром денежных средств КО-5 можно как вручную, так и в цифровом формате.

Здравствуйте! Меня зовут Вероника. Я специалист в спортивной области и в области бизнеса. Оцените статью: Поделитесь с друзьями!

ipshnik.com

Книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств

На предприятиях, имеющих большое количество подразделений, обслуживаемых центральными кассами, оплата труда, выплаты пособий по социальному страхованию могут производиться несколькими кассирами или доверенными лицами (раздатчиками). В этом случае главный (старший) кассир перед началом рабочего дня выдает другим кассирам авансом необходимую для расходных операций сумму наличных денег под расписку в книге учета принятых и выданных кассиром денежных средств (форма № КО-5).

Кассиры (раздатчики) в конце рабочего дня обязаны отчитаться перед главным (старшим) кассиром в полученных денежных суммах, и сдать ему остаток наличных денег под расписку в книге учета принятых и выданных кассиром денежных средств.

По авансам, полученным для оплаты труда и выплаты стипендий, кассир обязан отчитаться в срок, указанный в платежной ведомости, для их выплаты. До истечения этого срока кассиры (раздатчики) обязаны ежедневно сдавать в кассу остатки наличных денег, не выданных по платежным ведомостям. Эти деньги сдаются в опечатанных кассирами сумках, пакетах и других упаковках главному (старшему) кассиру под расписку с указанием объявленной суммы.

12.4. Ответственность за несоблюдение порядка ведения кассовых операций

В ст. 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) определено, что нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся:

  • в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров;

  • неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности;

  • несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов,

влечет наложение административного штрафа:

В ст. 15.2 «Невыполнение обязанностей по контролю за соблюдением правил ведения кассовых операций» КоАП РФ установлено, что невыполнение должностным лицом учреждения банка обязанностей по контролю за выполнением организациями или их объединениями правил ведения кассовых операций влечет наложение административного штрафа в размере от 20 до 30 МРОТ.

В соответствии со ст. 23.5 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.1, 15.2, рассматривают налоговые органы.

12.5. Счет 50 «Касса»

Для учета наличия и движения денежных средств в кассе предприятия используется активный счет 50 «Касса».

Сальдо счета указывает на наличие суммы свободных денег в кассе предприятия на начало месяца; оборот по дебету – суммы поступившие наличными в кассу, а по кредиту – суммы, выданные наличными.

Для учета кассовых операций в бухгалтерии ведут специальные регистры: журнал-ордер № 1 и ведомость № 1 по счету 50 «Касса».

В журнале-ордере № 1 кассовые операции записываются по кредиту счета 50 «Касса».

Основанием для заполнения журнала-ордера № 1 и ведомости № 1 служат отчеты кассира. Каждому отчету в регистре отводится одна строка независимо от периода,за который составлен кассовый отчет. Количество занятых строк в журнале должно соответствовать количеству сданных кассиром отчетов. Однако при незначительном количестве кассовых документов допускается записи операций в регистры производить не ежедневно, а за 3 – 5 дней, в целом по нескольким отчетам кассира. В этом случае в графе «Дата» указываются начальные и конечные числа, за которые производятся записи, например: 1 – 3, 15 – 17 и т.д.

Журнал-ордер № 1 за март 2005 г. по кредиту счета № 50 «Касса» в дебет счетов

(руб.)

Дата

51

58

60

70

71

76

Итого

01-05

11 000

11 000

06-10

20 000

20 000

11-15

28 000

28 000

16-31

50 000

25 000

75 000

Итого

61 000

45 000

28 000

134 000

Ведомость № 1 за март 2005 г. по дебету счета № 50 «Касса» с кредита счетов

Сальдо на начало месяца 100 руб.

Дата кассового отчета (или за какие числа)

51

62

71

73

и т.д.

Итого

01-05

120 000

25 000

145 000

06-10

50 000

40 000

3 000

93 000

11-15

80 000

-

80 000

16-31

-

2 000

2 000

Итого

250 000

40 000

5 000

25 000

320 000

Сальдо на конец месяца 50 руб.

Итоги за день (несколько дней) в разрезе корреспондирующих счетов устанавливаются путем подсчета сумм однородных операций, отраженных в кассовом отчете или приложенных к нему документах, согласно бухгалтерской разметке, предварительно проставляемой в отчете кассира или на документах.

Остаток средств в кассе приводится в ведомости только на начало и конец месяца. На протяжении месяца, для контроля и оперативных целей, используются данные об остатках средств, показанные в отчетах кассира.

В кассе предприятия могут храниться не только наличные денежные средства, но и ценные бумаги, и бланки строгой отчетности. К ценным бумагам относятся путевки в дома отдыха и санатории, приобретенные за счет фонда специального назначения, почтовые марки, проездные билеты на транспорт.

Бланки строгой отчетности (квитанционные книжки, бланки удостоверений, трудовые книжки и вкладные листы к ним, бланки товарно-сопроводительных документов, путевых листов автотранспорта и т.п.) учитываются на забалансовом счете 006 «Бланки строгой отчетности».

Счет 50 «Касса»

Дебет

Кредит

51

Сальдо начальное

Суммы денежных средств, сданные из кассы на расчетный счет

Дебет

51

Поступление наличных денежных средств с расчетного счета

Погашена задолженность наличными деньгами перед поставщиками и подрядчиками

60

Кредит

Дебет

62

Поступили денежные средства от покупателей и заказчиков

Погашена задолженность перед работниками по оплате труда

70

Кредит

Дебет

Источник увеличения денежных средств в кассе

Источник уменьшения денежных средств в кассе

Кредит

Дебет

Сальдо конечное

Проводки по учету кассовых операций

Первичный документ

Содержание операции

Корреспондирующие счета

Дебет

Кредит

1

2

3

4

Чек на получение денег в банке, приходный кассовый ордер

Получены наличные деньги с расчетного счета в банке

50

51

Приходный кассовый ордер

Получены наличные деньги от покупателей и заказчиков

50

62

Приходный кассовый ордер

Возврат подотчетным лицом неиспользованных сумм

50

71

Приходный кассовый ордер

Поступили деньги, внесенные работником организации в погашение задолженности по ссудам, займам, за товары, проданные в кредит, а также в погашение причиненного материального ущерба

50

73

1

2

3

4

Приходный кассовый ордер

Поступили суммы взносов (вкладов) в уставный фонд (складочный капитал) организации, внесенные учредителями (участниками)

50

75

Приходный кассовый ордер

Отражено поступление сумм, связанных с предоставлением за плату во временное пользование активов организации

50

91

Ордер на сдачу денег в банк

Сдача в банк выручки, депонированной зарплаты и т.п.

51

50

Расходный кассовый ордер

Погашена задолженность наличными деньгами перед поставщиками и подрядчиками

60

50

Платежная ведомость на зарплату, расходные кассовые ордера

Выдан аванс, зарплата

70

50

Расходный кассовый ордер

Выданы наличные деньги подотчетному лицу (хозяйственные нужды, командировочные)

71

50

Платежная ведомость, расходный кассовый ордер

Выплачены дивиденды от участия в организации

75

50

Расходный кассовый ордер

Выплачена депонированная заработная плата и прочие депонированные суммы

76

50

studfiles.net

Учет денежных средств - бесплатная программа, таблица приход расход остаток, особенности по международным стандартам

В статье будет идти речь об учете финансов. Для чего он необходим, как осуществляется и оформляется – далее. Финансы организации могут храниться в виде наличности, документов на расчетном или текущем счету.

Порядок их хранения, использования, осуществление операций устанавливается Центральным банком. Важно знать, как вести учет финансов, существуют ли при этом нюансы.

Обращение с деньгами – движение финансов в процессе деятельности. Типы расчетов, которые связаны с движением этих средств, состоят из расчетов наличной и безналичной форм.

Денежные средства – оборотные активы, которые находятся в кассе или на счетах. Необходимы они для осуществления расчетов между поставщиком и подрядчиком.

Поступают средства в организацию от покупателей за определенную услугу или проданную продукцию. Финансы хранятся в кассе организации. Денежные средства могут храниться на предприятии в виде наличности или на счетах.

Порядок и форма расчетов определены в соглашении между сторонами. Банк осуществляет прием и выдачу средств по документам установленного образца – чек (если выдаются наличные со счета), объявление на взнос наличкой (если финансы перечисляются на счет).

Безналичных форм расчетов несколько, организация самостоятельно выбирает для себя подходящий вариант. При расчете используются такие документы как платежки, чеки, аккредитивы.

Факторы роли учета следующие:

  • увеличение размера организации и форм ее деятельности;
  • нестабильные внешние условия и факторы;
  • возможность реорганизации;
  • соглашения, контракты.

Первичная документация является основанием для отображения учета движения денежных средств в отчете бухгалтерии. Любая операция, связанная с финансами, должна осуществляться только на основе расчетного документа.

Это распоряжение, оформляемое письменно или в электронном формате. Расчетную документацию необходимо предъявить банку в продолжение 10 дней с момента его оформления.

Предоставить нужно столько экземпляров, сколько планируется участников расчета. Документ обязан подписать руководитель организации, печать также необходима.

Организация для ведения операций с денежными средствами обязана иметь счет. Чтобы его открыть, необходимо подать следующую документацию:

  • регистрационное свидетельство предприятия;
  • ксерокопия заверенного Устава;
  • ксерокопия документа, подтверждающего постановку на учет в налоговую службу;
  • справки от фондов внебюджетного типа, что плательщик уплачивает взносы;
  • заявление на открытие счета;
  • карточка с образцами подписей.

Изучив и проверив документацию, сотрудник банка заключает соглашение и открывает счет.

Способы ведения учета подразделяются на:

  • группировку и оценку фактов хозяйственной деятельности организации;
  • погашение стоимости актива;
  • документооборот;
  • инвентаризацию;
  • обработку данных и прочее.

Чтобы хранить и выдавать денежные средства, предприятиям необходима касса. За все совершенные операции отвечает кассир. При поступлении ДС в кассу необходимо оформлять приходной ордер.

В нем указывается, от кого поступили финансы, в каком размере. Также при наличии денежных средств необходим кассовый аппарат.

Он регулирует процесс выдачи продукции при помощи чека. Чтобы вести учет движения денежных средств, используется счет 50 – «касса».

Что это такое

Из всех объектов, которые обеспечивают хозяйственную деятельность организаций, главным является учет денежных средств. ДС – сумма наличности в кассе предприятия, а также на счетах.

Операции, связанные с этим объектом, составляют основу деятельности бухгалтерии. Получение денег, их расход является кассовой операцией.

Благодаря денежным средствам формируется платежеспособность предприятий. К ним относятся – текущий счет, касса, депозит, валютный счет и бумаги ценного характера.

С какой целью проводится

Учет наличных денежных средств выполняет следующие задачи:

Осуществление контроля За правильностью оформления финансовых операций документами
Ведение контроля По законному осуществлению операций
Отображение (полностью и вовремя) В бухгалтерском учете осуществленных операций, связанных с деньгами
Контроль по сохранности И движению средств
Инвентаризация финансов Анализ ее итогов
Своевременное обеспечение организации деньгами По первой необходимости

Действующая нормативная база

Согласно Порядку № 40 ведения кассовых операций, разработанного Центральным банком (22 сентября 2003 года), деньги должны храниться в кассе организации. Этим же документом разработаны правила расходования денежных средств.

В соответствии с Федеральным законом № 29 «О бухгалтерском учете», принятом 2 ноября 2006 года, документы по произведенным с денежными средствами операциям должен подписать руководитель компании и бухгалтер.

Прочие нормативные акты и законы, которыми необходимо руководствоваться:

  1. Гражданский кодекс – 1 и 2 части.
  2. Налоговый кодекс.
  3. ПБУ № 34 от 29 июля 1998 года.
  4. План счетов бухгалтерского учета.
  5. Приказ № 14 Центрального банка «Положение о правилах организации денежного обращения».
  6. Учет операций кассы.

Согласно 140 статье Гражданского кодекса, расчеты между лицами могут осуществляться несколькими путями – наличным или безналичным.

Прочие нормативные акты:

Гражданский кодекс Содержит основания покупки права собственности на денежные средства, оформление соглашений
Налоговый кодекс Обложение налогами операций по учету ДС
Федеральный закон № 173 Проведение операций с валютными ДС
Методические указания Порядок проверки наличия денежных средств

Нормативные акты, которые регулируют учет ДС, подразделяются на 4 уровня:

Первый Акты, указы Президента Российской Федерации, постановления Департамента, Гражданский кодекс, Федеральные законы
Второй Стандарта бухгалтерского учета
Третий Рекомендации, методики, различные письма
Четвертый Документы по работе внутри предприятия – приказы, распоряжения, графики

Согласно 23 статье Налогового кодекса, в продолжение 10 дней организация должна оповестить налоговую службу об открытии счета в банке. В противном случае грозит ответственность в виде штрафа.

При расчете с деньгами законодательство установило ограничение, которое превышать нельзя. Если в конце дня в кассе находится денег больше, чем установленный лимит, то сверхлимитные финансы сдаются в банк.

Все расходы и приходы денежных средств необходимо оформлять ордерами.

Финансовый учет денежных средств

Учет бухгалтерии имеет огромное значение для правильного распределения и обращения денежных средств. Отчетность о движении ДС является основной формой финансовой отчетности организации.

На его основании можно проследить приходи уход денежных средств, их распределение.

Особенности учета по международным стандартам

Для учета денежных средств используется Международный стандарт № 7. в нем определены цель и сфера применении средств, преимущества, даются различные определения понятию «денежные средства» и прочие сведения.

Целью стандарта является требование о предоставлении данных об изменениях в денежных средствах. Отчет о движении финансов должен включать в себя данные за определенный промежуток деятельности – период отчета.

Информация должна разбиваться на операционную, инвестиционную и финансовую деятельность. Организация предоставляет данные об учете денежных средств по каждой деятельности.

По операционному типу деятельности поток средств является показателем того, в какой степени совершенные организацией операции обеспечивают приход финансов, необходимых для того, чтобы погасить займы, выдать дивиденды, вложить инвестиции.

Примеры таких операций:

  • продажа продукции или оказание услуг;
  • гонорары, выручка;
  • выплата сотрудникам;
  • выплаты по страховке, налогам;
  • поступления финансов по соглашению, которое было заключено в коммерческих целях.

Информация о движении средств инвестиционной деятельности дает возможность понять, какие затраты были осуществлены с целью приобрести ресурсы для дальнейшей прибыли.

Это может быть:

  • выплаты для покупки активов;
  • поступления от продажи основных ресурсов или активов;
  • аванс, займ.

Информация, касающаяся движения ДС по финансовой деятельности, играет огромную роль для прогноза требований на расходы в дальнейшем. Это:

  • поступления от оборота акций;
  • выплаты с целью погасить или приобрести акции организации;
  • выплаты по займам.

Согласно Стандарту, организации обязаны предоставлять данные о движении денежных средств. Использовать можно прямой или косвенный метод.

В первом случае раскрывается информация о движении финансов в результате деятельности. При втором учитываются итоги операций, который не носят денежный характер.

Наличие бесплатной программы

Программа разработана для того, чтобы осуществлять управленческий учет в организации. В программе реализуются главные функции учета связей между контрагентами – расчет долгов, приход денежных средств по плану и прочее.

В качестве исходных данных применяется 3 типа таблиц – параметры, справочники, журналы. Отчетность программы является таблицей Excel.

Благодаря открытости таблиц в электронном формате пользователям обеспечена гибкость расчетов. Программу возможно настраивать самостоятельно, журналы и отчеты так же настраиваются. Выбираются конкретные задачи, необходимые пользователю.

В версии 2.6 произошли некоторые изменения:

  • старый формат книги не поддерживается;
  • внешний вид книг изменен;
  • для загрузки курса валют используется новейший алгоритм, формулы имеют индексированный поиск;
  • не найденные элементы выделяются красным цветом.

Ведение соответствующей книги (журнал)

Чтобы осуществлять расчеты наличными, организация должна иметь кассу и вести кассовую книгу. Она должна быть только одна.

Книга учета денежных средств – документ, отображающий выдачу и возврат наличности между главным кассиром и кассирами из других отделений. Форма ее – КО-5.

Она дает возможность организовать контроль по сохранности и использованию ДС. Главным является выверка выписок со счета каждый месяц.

Осуществляется следующим образом:

  1. Получить в конце месяца отчет о всех поступлениях ДС.
  2. Внести их в Книгу учета.

Заполняется книга в течение года. На обложке необходимо указать название организации и данные ответственного за ведение журнала лица.

Также вносятся следующие сведения:

  • дата осуществленной операции;
  • остаток финансов кассе на начало дня;
  • сумма наличных, которую выдали кассиру;
  • подпись кассира, получившего финансы;
  • сумма средств, полученных в течение дня;
  • сумма, сданная главному кассиру;
  • подпись старшего кассира о получении суммы;
  • остаток финансов в конце дня.

По поводу расчетных и кредитных операций

Расчетные операции осуществляются наличным или безналичным расчетом. Такие операции возникают в результате временного разрыва между событием и предоставлением услуг. Оплат за них входит сюда же.

В продолжение этого времени контрагенты в учете должны отобразить размер задолженности – собственной или чужой. То есть, учет одного контрагента отражает задолженность по дебету, другого – по кредиту.

Чтобы отразить долг, для учета используются следующие признаки классификации:

  • способ погашения – наличными или нет;
  • юридического лица или физического;
  • срок – давняя или настоящая задолженность;
  • форма расчета.

Субъектами кредитных операций являются банк и клиент. Банк (юридическое лицо) выдает определенную денежную сумму на конкретный срок. Заемщик (клиент банка) обязуется возвратить эти средства в установленный срок.

Элементами кредитной политики являются:

  • цель банка;
  • создание филиалов – департаменты, отделы, группы;
  • выработка инструкций для каждой должности сотрудников;
  • разработка методов;
  • правила контроля за клиентами, погашением ими займов.

Таким образом, денежные средства подлежат учету. Необходим он для того, чтобы проследить движение финансов, рациональность их использования. ДС могут храниться как в наличном виде, так и в безналичном – на счету в банке.

Для распределения денежных средств необходима касса. Законодательство установило ограничение, которое нельзя превышать. Если в кассе большая сумма денег, то сверхлимитные финансы сдаются в банк.

buhonline24.ru

УЧЕТ НАЛИЧНЫХ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ И ДЕНЕЖНЫХ ДОКУМЕНТОВ

    

УЧЕТ НАЛИЧНЫХ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ И ДЕНЕЖНЫХ ДОКУМЕНТОВ

Смирнова М.В.,консультант-эксперт

Общие вопросы

     Нормативная база, регламентирующая наличные расчеты, состоит из следующих документов:    — Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете";    — Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт";    — приказ Минфина России от 30.12.2008 № 148н "Об утверждении Инструкции по бюджетному учету";     — приказ Минфина России от 23.09.2005 № 123н "Об утверждении форм регистров бюджетного учета";    — письмо Минфина России от 30.08.1993 № 104 "Типовые правила эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением";    — Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденный Решением Совета директоров Банка России от 22.09.1993 № 40;    — Положение Банка России от 05.01.1998 № 14-П "О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации", утвержденное Банком России 19.12.1997;    — постановление Минтруда России от 31.12.2002 № 85 "Об Утверждении перечней должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключить письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной материальной ответственности, а также типовых форм договоров о полной материальной ответственности";     — постановление Госкомстата России от 18.08.1998 № 88 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации".    Кассовые операции - это операции по приему, хранению и расходу наличных денег и денежных документов. Порядок осуществления кассовых операций регламентируется нормативными актами Центробанка РФ.    Работу с кассой осуществляет кассир (в небольших организациях обязанности кассира выполняет работник бухгалтерии или любой другой сотрудник), на которого в соответствии с постановлением Минтруда России от 31.12.2002 № 85 посредством подписания договора о полной материальной ответственности возлагается ответственность за сохранение денег и денежных документов.    Наличные деньги и денежные документы хранятся в кассе - специально оборудованном помещении учреждения. Это помещение должно быть оборудовано в соответствии с приложением № 3 Порядка ведения кассовых операций в РФ. 

Лимит остатка кассы

     В соответствии с Положением ЦБ РФ от 05.01.1998 № 14-П все предприятия, осуществляющие налично-денежные расчеты, обязаны ежегодно представлять в обслуживающий банк Расчет на установление предприятию лимита остатка кассы и оформление разрешения на расходование наличных денег из выручки, поступающей в его кассу (расчет лимита остатка кассы) по форме № 0408020 в двух экземплярах.    Ежегодно учреждение обязано предоставлять на утверждение в Управление казначейства Расчет сумм лимита (предельно допустимой суммы наличности в кассе на конец дня). Когда лимит не установлен, он признается равным нулю. Ежедневно в случае превышения лимита на конец дня излишек должен быть сдан в банк (кроме трех рабочих дней для выплаты зарплаты, когда допускается хранение неограниченного количества денег).     За накопление денежных средств сверх установленного лимита предусматривается административная ответственность. Она установлена статьей 15.1 КоАП РФ. Административный штраф может налагаться как на должностных лиц (им грозит штраф в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей), так и на юридическое лицо (в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей). 

Первичные кассовые документы

     На основании постановления Госкомстата России от 18.08.1998 № 88 операции по движению денежных средств в кассе оформляются унифицированными первичными документами - Приходным кассовым ордером (форма № 0310001) и Расходным кассовым ордером (форма № 0310002).     Рассмотрим оформление указанных документов. 

Приходный кассовый ордер (Приложение № 1)

     Приходный кассовый ордер применяется для оформления поступления наличных денег в кассу организации как в условиях методов ручной обработки данных, так и при обработке информации с применением средств вычислительной техники. Он выписывается в одном экземпляре работником бухгалтерии, подписывается главным бухгалтером или лицом, на это уполномоченным.     Квитанция к приходному кассовому ордеру подписывается главным бухгалтером или лицом, на это уполномоченным, и кассиром, заверяется печатью (штампом) кассира, регистрируется в Журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов (форма № КО-3) и выдается на руки сдавшему деньги, а приходный кассовый ордер остается в кассе.     Деньги, которые поступают в кассу как выручка за товары, работы, услуги, нужно оформлять с применением кассового аппарата, то есть помимо квитанции к приходному ордеру покупателю должен быть выдан кассовый чек.    Контрольно-кассовую технику (ККТ) обязаны использовать организации при приеме наличных денег и оплате платежными картами за реализуемые товары, работы, услуги. За неприменение ККТ, а также в случаях, приравненных к неприменению ККТ (использование аппарата без пломбы, без фискальной памяти, пробитие чека на меньшую сумму и так далее), влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей (ст. 14.5 КоАП РФ).    Приобретать следует только кассовые аппараты, модели которых включены в Государственный реестр контрольно-кассовой техники.    Приобретенный аппарат необходимо поставить на учет в ЦТО (центр технического обслуживания) и зарегистрировать в налоговой инспекции по месту регистрации учреждения.    Для регистрации в налоговую инспекцию необходимо представить:     — заявление о регистрации ККМ:    — паспорт ККМ:     — договор о техническом обслуживании с ЦТО.    В течение 5 дней налоговый орган обязан произвести регистрацию ККМ и выдать организации Карточку регистрации ККМ в налоговом органе. Паспорт ККМ и договор с ЦТО возвращаются учреждению.    Если в течение дня совершается несколько операций по приему наличных денег через ККМ (например, прием денег за дополнительные образовательные услуги), то плательщик получает только чек, а в конце дня на сумму общей выручки оформляется один приходный ордер.    Операции по счету "Касса" отражаются на счете КИФ 020104000.     Описание заполнения приходного кассового ордера. 

СтрокаСодержание
Номер документаНомер по порядку
Дата составленияДата получения денег
ДебетСчет КИФ 020104510
Код структурного подразделения Заполняют обособленные подразделения организации согласно присвоенным им кодам
Корреспондирующий счетСчет, в кредит которого относится поступившая сумма
Код аналитического учетаКод по системе аналитического учета
СуммаСумма поступивших денежных средств (цифрами)
Код целевого назначенияЗаполняется, если в кассу поступили деньги в порядке целевого финансирования
Принято от Ф.И.О. физического или наименование юридического лица, вносящего деньги
ОснованиеСодержание операции по поступлению денег (например: "поступил остаток по авансовому отчету", "поступили деньги из банка по чеку №" и т.д.)
СуммаСумма поступивших денег – прописью с большой буквы, пустое место прочеркивается
В том числеСтавка и сумма (цифрами) налога НДС (если операция не облагается НДС – "без налога НДС")
ПриложениеРеквизиты документа (название, номер и дата), по которому поступили деньги (заявление и т.д.)

     Выписанный приходный кассовый ордер регистрируется в Журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов (форма 0310003). 

Расходный кассовый ордер (Приложение № 2)

     Операции по выдаче денежных средств из кассы оформляются унифицированным первичным документом - Расходным кассовым ордером (ф. 0310002). Расходный кассовый ордер может быть составлен на одну операцию или на группу однотипных операций. Например, на выплату заработной платы оформляется Платежная ведомость и на общую сумму по ведомости выписывается один расходный кассовый ордер.      Описание заполнения расходного кассового ордера.

www.referent.ru

­­Учет денежных средств

­­Учет денежных средств

Касса

50 счет «касса» - активный синтетический счет для учета денежных средств организации, предназначенных для расчетов.

К нему могут быть открыты следующие субсчета:

50.1 Касса организации – учет денежных средств организации;Приход и расход средств в кассе оформляется следующим образом:

  1. Устанавливается лимит на хранение денежных сумм в кассе на конец дня по установленному заявлению в банк;
  2. Приход и расход оформляется в приходных и расходных ордерах, ведомостях и др. заносятся бухгалтерами в Журнал регистрации ПКО и РКО, заполняются и передаются к кассиру для оплаты по ним;
  3. Квитанция с приходного ордера передается плательщику;
  4. На общую сумму ведомости оформляется один РКО;
  5. После регистрации ПКО или РКО (оплаты по ним) операция заносится кассиром в Кассовую книгу.
Лимиты в кассе и банковский учет

Денежные средства в кассе хранятся в пределах лимитов.

Банк контролирует не только размер хранимых в кассе сумм, но и их целевое финансирование, потому в чеке на корешке указывается назначение получаемых из банка сумм.

1

2

3

4

5

Организации любой формы собственности имеют право в конце рабочего дня оставлять в кассе лишь ограниченную сумму наличных денежных средств. Данное ограничение именуется лимит кассы или лимит остатка кассы. В течение же дня обороты по кассе могут превышать установленный лимит.Некоторые бухгалтеры отражают операции в кассовой книге за несколько дней и считают, что если на конец этого периода превышения лимита кассы нет, то все в порядке. На самом деле остаток денежных средств в кассе не должен превышать установленного ограничения ежедневно. В качестве исключения хранить сверх лимита допускается только суммы, предназначенные для оплаты труда и пособий, максимальный срок хранения которых составляет три рабочих дня (включая день получения денег в банке).Размер лимита остатка кассы ежегодно устанавливает обслуживающий банк, который в течении года также может его изменять, если у организации имеются на то веские (обоснованные) причины (например, увеличился объем выручки в связи с открытием новой торговой точки).Для установления лимита организация может обратиться в любой банк, где у неё имеется счет. Если же организация этого не сделает, лимит для нее будет считаться равным нулю, что автоматически обязывает сдавать всю наличность, имеющуюся в кассе на конец рабочего дня, в банк.Организации, имеющие обособленные подразделения выделенные на отдельный баланс, устанавливают лимиты остатка денежных средств в кассе для таких подразделений в банках, где открыты расчетные счета этих подразделений.Для организаций с обособленными подразделениями, не выделенными на отдельный баланс, устанавливается один общий лимит. В этом случае его целесообразно распределить между подразделениями приказом руководителя.Обслуживающий банк устанавливает размер лимита на основании представляемого организацией специального расчета по форме № 0408020, утвержденной Положением Банка России от 5 января 1998 г. № 14-П. Данная форма должна быть заполнена и представлена в обслуживающий банк в двух экземплярах.Все финансовые показатели, отображаемые в расчете, должны быть указаны в тысячах рублей.

  1. Строка "Налично-денежная выручка за последние три месяца" заполняется в обязательном порядке, даже если организация только открывается. В этом случае указывается предполагаемая выручка, иначе - сумма наличных денег, которая поступила в кассу организации от продажи товаров (работ, услуг) за последние три месяца.
  1. Исходя из указанной суммы, рассчитывается среднедневная и среднечасовая выручка, а также среднедневной расход выручки по следующим формулам:

Среднедневная (среднечасовая) выручка = Сумма выручки за последние три месяца /

Число рабочих дней (часов) в этом периодеСреднедневной расход = Сумма, выданная из кассы для оплаты расходов организации (кроме расходов на выплату зарплаты) в течении последних трех месяцев / Число рабочих дней в этом периоде

  1. В следующей строке необходимо подчеркнуть, как часто будет сдаваться выручка в банк: ежедневно, через день, один раз в несколько дней (указать количество дней).
  1. Далее указывают часы работы предприятия, время сдачи выручки и место, куда она сдается. Так, если у предприятия несколько торговых точек в разных местах, то выручка может сдаваться: в объединенную кассу предприятия, откуда она потом общей суммой будет сдаваться в банк; инкассаторам – при заключении договора на инкассацию наличной выручки; в кассу банка с каждой торговой точки по отдельности; на почту для перечисления на счета в банках.
  1. Сотрудник банка должен заполнить раздел "Решение учреждения банка" и указать сумму установленного лимита, а также цели, на которые разрешено расходовать выручку.

Не стоит просить банк установить слишком большую величину лимита, если предприятие практически не имеет наличной выручки и не расходует эти денежные средства.Чаще всего сумма ограничения, устанавливаемая банком, равна разнице между среднедневной выручкой и среднедневным расходом.Если же организация практически не имеет наличной выручки, то ограничение может быть установлено в размере среднедневного расхода.Если организация сдает выручку один раз в несколько дней, то размер лимита (L) определяется с учетом среднедневной выручки (SV), среднедневного расхода (SR) и количества дней, через которое сдается выручка (N):L= SV x N - SR x N.После того как лимит установлен, оба бланка расчета подписывает представитель банка. Один экземпляр остается в банке, второй с его отметкой возвращают организации.Поступления в кассу

Поступления денежных средств в кассу организации осуществляет по приходному кассовому ордеру (ПКО). Квитанция возвращается вносящему средства лицу как подтверждение его действий.

При получении средств из банка по чеку, квитанция прикладывается к выписке банка.1

2

3

4

5

7

6

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17Приходный кассовый ордер (сокращенно "ПКО", в простонародии "приходник") - это документ, посредством которого производится оформление поступления денежных средств в кассу организации. Бланк приходного кассового ордера имеет унифицированную форму № КО-1, выписываемую в одном экземпляре ответственным за это лицом. Состоит ПКО из двух частей непосредственно самого приходного ордера и отрывной квитанции к нему. Последняя выдается лицу, которое вносит деньги в кассу, в подтверждение принятия от него этих денег.Приходные ордера и квитанции к ним могут быть выписаны как от руки, так и с применением пишущей или вычислительной машинки. В данных документах, при заполнении, не допускаются помарки или исправления. Поэтому если при оформлении ПКО допущена ошибка, следует его переписать заново.

  1. В заголовке приходного ордера указывают названия организации и структурного подразделения (при его наличии). Если структурное подразделение отсутствует, ставится прочерк.
  2. «Коды» выбираются из справки Госкомстата.
  3. «Номер документа» указывается в соответствии с журналом регистрации приходных и расходных кассовых документов (форма № КО-3). Кассовые документы нумеруются по порядку с начала календарного года.
  4. «Дата составления» оформляется арабскими цифрами в следующей последовательности: день месяца, месяц, год. День месяца и месяц оформляются двумя парами арабских цифр, разделенными точкой; год — четырьмя арабскими цифрами: дд.ММ.ГГГГ. Если порядковый номер дня месяца и (или) месяца меньше десяти, то впереди ставится 0. Например, дату 1 января 2010 г. следует записывать так: 01.01.2010. Приходный ордер составляется в день поступления денег в кассу, следовательно, дата, указанная в нем, и является датой оприходования денег.

Записи в графах "Дебет" и "Кредит" делает бухгалтер, который будет обрабатывать первичный документ.

  1. В графу "Дебет" заносится номер счета, по дебету которого приходуются денежные средства. Здесь же может быть указан номер субсчета в соответствии с рабочим планом счетов организации.
  2. В графе "Кредит, код структурного подразделения" указывается код структурного подразделения, на которое приходуются денежные средства (если таковое имеется), например, отдел магазина, конкретная торговая точка.
  3. В графе "Кредит, корреспондирующий счет, субсчет" указывается номер счета и, если необходимо, субсчета, по кредиту которого отражается поступление денежных средств в кассу организации.
  4. В графу "Кредит, код аналитического учета" заносится код аналитического учета по счету, указанному в предыдущей графе, если применение таких кодов предусмотрено в организации.
  5. В графе "Сумма, руб. коп." сотрудник, заполняющий документ, указывает денежную сумму (цифрами), получаемую в кассу организации.
  6. В графе "Код целевого назначения" записывается код назначения использования поступивших средств. Эта графа используется, если организация применяет соответствующую систему кодирования.
  7. "Принято от ________": если деньги принимаются от работника организации (в которой составлен приходный кассовый ордер), то в этой строке указываются фамилия, имя и отчество этого работника в родительном падеже; если деньги принимаются от работника сторонней организации, то в этой строке пишем «Принято от "наименование организации" через "Фамилия, имя, отчество"».
  8. В строке "Основание" указывается источник поступления наличных денег, т.е. отражается содержание финансовой операции.
  9. В строке "Сумма" записывают сумму денежных средств, которые поступают в кассу. При этом рубли указывают прописью с заглавной буквы и с начала строки, а копейки - цифрами. Если после написания суммы в рублях в строке осталось свободное место, то его прочеркивают. Здесь следует обратить внимание на такую особенность. Если в графе "Сумма" полученная сумма была указана с копейками, то и в этой строке сумма также указывается с копейками. Если же сумма была указана без копеек, то и в строке про копейки не упоминается. Например, в графе "Сумма" указано: 450-00. Следовательно, в строке "Сумма" должно быть написано: "Четыреста пятьдесят рублей 00 копеек". Если же в графе "Сумма" указано: 450=, то в строке "Сумма" должно быть написано: "Четыреста пятьдесят рублей".
  10. В строке "В том числе" указывается сумма НДС, которая записывается цифрами, или делается запись "без налога (НДС)".
  11. В строке "Приложение" перечисляются прилагаемые первичные и другие документы.

Перед тем как приходный кассовый ордер попадет в кассу, он должен быть зарегистрирован в журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов (форма № КО-3).

  1. После заполнения и регистрации ПКО, но до получения денег по нему, ПКО и квитанция подписываются главным бухгалтером или лицом, уполномоченным на это письменным распоряжением руководителя. Также указывается расшифровка подписи - фамилия и инициалы.

При получении ПКО кассир обязан проверить:

а) наличие и подлинность на документах подписи главного бухгалтера;

б) правильность оформления документов;

в) наличие перечисленных в документах приложений.

Если какое-либо из вышеперечисленных требований не соблюдено, кассир обязан вернуть документы для доработки и надлежащего оформления. В противном случае кассир принимает деньги и после их получения ставит свою подпись, фамилию и инициалы на приходном ордере и квитанции.

  1. На квитанции кассир указывает также дату приема денег и заверяет свою подпись печатью. Печать на квитанцию ставится так, чтобы краешек заходил на сам приходный ордер.

Приложенные к ПКО документы погашают штампом или надписью "Получено" с указанием даты (числа, месяца, года).

  1. После того как деньги поступают в кассу, кассир отрывает квитанцию к ПКО по линии отреза и выдает ее на руки лицу, сдавшему деньги, а сам кассовый ордер оставляет в кассе.
Выдача из кассы

Выдача из кассы осуществляется по расходному кассовому ордеру (РКО).

К нему прилагаются соответствующие документы, по которым осуществляется выдача.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

Расходный кассовый ордер (РКО, а в простонародии "расходник") является одним из документов, на основании которого бухгалтерия организации производит выдачу наличных денег из кассы. Бланк расходного кассового ордера официально утвержден постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 № 88 и именуется - унифицированная форма № КО-2.Оформляется расходный кассовый ордер в соответствии с порядком ведения кассовых операций, согласно которому выписывается бухгалтерским работником (или ответственным за это лицом) в единственном экземпляре.

Заполнение расходного кассового ордера

  1. В заголовке РКО указываются названия организации и структурного подразделения (при его наличии). Если структурное подразделение отсутствует, ставится прочерк.
  1. "Коды" выбираются из справки Госкомстата. Код документа по ОКУД 0310002.
  1. "Номер документа" указывается в соответствии с журналом регистрации приходных и расходных кассовых документов (форма № КО-3). Кассовые документы нумеруются по порядку с начала календарного года.
  1. Расходный кассовый ордер составляется в день выдачи денег из кассы, следовательно, дата, указанная в нем, и является датой выдачи денег. В документе дата должна быть указана в соответствующей графе, арабскими цифрами в следующем формате: ДД.ММ.ГГГГ.

Графы "Дебет" и "Кредит" заполняются бухгалтером, который будет обрабатывать этот первичный документ.

  1. Графа "Дебет, код структурного подразделения" заполняется в том случае, если выдача денег производится в структурном подразделении организации, например, отдел магазина, конкретная торговая точка. В противном случае графа прочеркивается. В противном случае графа прочеркивается.
  1. Графа "Дебет, корреспондирующий счет, субсчет" должна содержать номер счета и, если необходимо, субсчета, по дебету которого отражается выбытие денежных средств из кассы организации.
  1. Графа "Дебет, код аналитического учета" заполняется в том случае, если применение таких кодов предусмотрено в организации. В этом случае в графе указывается код аналитического учета по счету, указанному в предыдущей графе, иначе ставится прочерк.
  1. В графе "Кредит" отображается номер счета, по кредиту которого выдаются денежные средства.
  1. В графе "Сумма, руб. коп." бухгалтер указывает цифрами денежную сумму, выдаваемую из кассы организации.
  1. Графа "Код целевого назначения" заполняется, если организация применяет в своей деятельности соответствующую систему кодирования. В этом случае указывается код назначения использования выбывших средств.
  1. В строке "Выдать" указываются в дательном падеже фамилия, имя и отчество лица, которому будут выданы из кассы деньги.
  1. В строке "Основание" указывается содержание финансовой операции.
  1. Строка "Сумма" заполняется по тому же принципу, что и в приходном ордере.
  1. В строке "Приложение" указывают прилагаемые первичные и другие документы, на основании которых из кассы выдаются деньги. Если деньги выдаются сотруднику сторонней организации, то им обязательно должна быть представлена доверенность от своей организации на получение денег. Доверенность остается в документах дня как приложение к расходному ордеру или ведомости.

Оформленный РКО обязательно регистрируется в журнале (форма № КО-3) и подписывается руководителем и главным бухгалтером организации (или лицом, уполномоченным на это письменным распоряжение руководителя). Стоит напомнить, что подпись руководителя на расходнике не обязательна в том случае, если его резолюция, разрешающая проведение операции, уже имеется на прилагаемых к расходному ордеру документах.Далее заполненный бланк расходного кассового ордера передается кассиру, который, в свою очередь, должен проверить правильность составления ордера.

  1. Строка "Получил" заполняется лицом, которому выдаются деньги из кассы. В ней он указывает получаемую денежную сумму (рубли - прописью, с заглавной буквы, с начала строки; копейки - цифрами). Ниже данной строки получатель расписывается и ставит дату получения денег.
  1. При выдаче денег по РКО отдельному лицу кассир требует предъявить документ (паспорт или другой документ), удостоверяющий личность получателя. В следующей строке расходного ордера кассир записывает наименование и номер, дату и место выдачи документа. Это может быть любой официальный документ содержащий фотографию и подпись владельца.

Следует заметить, что документ указывается независимо от того, кем является получатель денег: представителем сторонней организации или своим сотрудником. Никаких исключений здесь не предусмотрено.

  1. Строка "Выдал кассир" заполняется кассиром только после выдачи денег по расходному кассовому ордеру. В ней кассиру необходимо расписаться и указать свою фамилию и инициалы.

Документы, приложенные к расходнику, погашаются кассиром надписью "Оплачено" или штампом с указанием даты на них. Необходимо помнить, что расходный кассовый ордер остается в кассе, и не выдается на руки лицам, получившим деньги!

Расчетно-платежная ведомостьПлатежи из кассы могут осуществляться и на основании расчетно-платежных ведомостей.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

Выдача денег из кассы может быть не только на основании расходного кассового ордера, но и на основании расчетно-платежной ведомости. Данную ведомость бухгалтер оформляет при выдаче сотрудникам организации заработной платы. Имеет унифицированную форму № Т-49, составляется в момент выплаты заработанной платы, то есть является первичным документом. Кстати говоря, организация сама вправе выбрать, какую ей использовать форму ведомости: расчетно-платежная (форма № Т-49), платежная ведомость (форма № Т-53) или расчетная (форма Т-51). Если же организация применяет расчетно-платежную ведомость, то другие документы по формам № Т-53 и № Т-51 не составляются. Ведомость формы № Т-49 составляется каждый месяц в бухгалтерии в единственном экземпляре.

  1. В строке «Наименование организации» указываем название предприятия (полное или сокращенное, как предусмотрено в уставных документах предприятия). сли предприятие имеет свои структурные подразделения, в которых производят отдельно расчет по заработанной плате (к примеру, торговая точка или отдел гипермаркета), то в строке «Структурное подразделение» прописывается название структурного подразделения согласно уставным документам предприятия. В противном случае ставят прочерк.
  2. Свой код Общероссийского классификатора предприятий и организаций (ОКПО) предприятие указывает в графе «Код по ОКПО».
  3. В строке «В кассу для оплаты в срок с» расчетно-платежной ведомости указывается период, в течение которого производится выплата денег.
  4. В строке «Сумма» прописью, с заглавной буквы указывается сумма, подлежащая к выплате сотрудникам предприятия или структурного подразделения (копейки указываются цифрами или ставится прочерк), затем ещё раз указывается сумма, только цифрами. Эта сумма есть итоговая сумма по графу 21.
  5. В графе «Руководитель организации» расчетно-платежной ведомости указывается занимаемая им должность (к примеру, директор), расшифровка подписи (фамилия и инициалы) и обязательно подпись после оформления документа. Аналогично и для графы «Главный бухгалтер». Под графой «Главный бухгалтер» указывается дата, аналогичная графе «Дата составления» ведомости. «Номер документа» указывается любой, но для удобства рекомендуется ставить порядковые номера. В графе «Отчетный период» в основном указываются даты «с» первого числа «по» последнее соответствующего календарного месяца.
  6. В графе 1 по порядку прописываются номера, последний номер должен быть равен количеству сотрудников в штате.
  7. В графе 22 расчетно-платежной ведомости указывается весь списочный состав сотрудников, с которыми на предприятии были заключены трудовые договоры.
  8. Графы 2, 3, 4 расчетно-платежной ведомости заполняются на основании сведений личной карточки работника (форма № Т-2).
  9. Графы 5, 6, 7 расчетно-платежной ведомости заполняются на основании сведений, которые указаны в форме № Т-13 «Табель учета использования рабочего времени».
  10. В разделе «Начислено за текущий месяц (по видам оплат)» в соответствующих графах (8-13) указывается сумма начислений заработанной платы рабочему (графа 8) и отдельно начисления, которые были получены работником, но не связаны с выполнением каких-либо обязанностей, предусмотренных в трудовом договоре (графа 9 «Оплата служебной командировки», графа 10 «Пособие по временной нетрудоспособности», графа 11 «Оплата очередного отпуска» и др.).
  11. В графе 14 «Всего» указывается итоговая сумма для каждой строки, полученная сложением всех данных в графах 8-13.
  12. В разделе «Удержано и зачтено» отражаются суммы, которые удерживаются из заработанной платы (обязательные удержания и удержания по заявлению сотрудника или по инициативе администрации). Это графы 15-18. Могут быть «Налог на доход» (графа 15), который равен 13% от итоговой суммы начислений (графа 14), «Аванс» (графа 16), который выплачивается за первую половину текущего месяца и другие суммы удержаний (суммы погашения займа, удержания по исполнительным листам и др.).
  13. В графе 19 расчетно-платежной ведомости указывается сумма, которую получатель денежных средств задолжал перед предприятием.
  14. Далее вычисляем следующую разность для каждой строки: сумма чисел из графов 14 и 19 минус сумма чисел из графов 15-18. Положительную разность записываем в графе 21, отрицательную – в графе 20.
  15. По каждой графе в нижней строке подводится итоговая сумма. Итоговая сумма по графе 21 переносится в строку «Сумма».

После оформления ведомость передается кассиру на проверку правильности её оформления. Если ведомость оформлена неправильно, она передается обратно в бухгалтерию. Если ведомость оформлена правильно, кассир согласно ей может приступать к выдаче денег сотрудникам. Он оформляет РКО на общую сумму, которая по ведомости будет выплачиваться (строки «Расходный кассовый ордер №» и дата составления).

  1. В графе 23 расчетно-платежной ведомости сотрудник напротив своей фамилии ставит свою роспись, если деньги выплачены ему. Если какому-либо сотруднику не были выплачены деньги, то в этой графе кассир обязан прописать «Депонировано».
  2. Выплаты производит кассир или бухгалтер (указывается должность, подпись и её расшифровка как фамилия и инициалы). В строке «По настоящей платежной ведомости выплачена сумма» кассир прописью, а затем цифрами, указывает выплаченную сотрудникам итоговую сумму, соответственно в строке «и депонирована сумма» указывается итоговая депонированная сумма.
  3. Окончательным этапом составления расчетно-платежной ведомости является подпись главбуха и дата её засвидетельствования.
Учет ПКО, РКО, расчетно-платежных ведомостей

Оформление ПКО и РКО обязательно фиксируется в журнале регистрации ПКО и РКО.

Приходные и расходные кассовые документы, перед тем как попасть на оформление к кассиру, должны быть зарегистрированы бухгалтерией в специальном журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов. К таким документам можно отнести: расходные кассовые ордера (РКО), приходные кассовые ордера (ПКО), расчетно-платежные ведомости, заявления на выдачу денег, счета на оплату и др. При этом стоит отметить, что расходные кассовые ордера, оформленные на платежных (расчетно-платежных) ведомостях на оплату труда и других, приравненных к ней платежей, регистрируются в журнале после их выдачи.В качестве бланка журнала регистрации приходных и расходных кассовых документов используется унифицированная форма № КО-3 (код формы по ОКУД 0310003). Заполнение данной формы (регистрация приходных и расходных документов) может осуществляться с применением средств вычислительной техники.Форма № КО-3 состоит из обложки и вкладного листа, по образцу которого происходит оформление, заполнение и печать всех страниц журнала. Вкладной лист разделен на две части: одна предназначена для регистрации приходных кассовых документов (графа 1-4), другая - для расходных (графы 5-8).

Кассовая книга

Кассовая книга - это документ, посредством которого бухгалтерией осуществляется учет всех операций, проводимых кассой организации по выдаче или принятию наличных денег. Каждая организация должна вести кассовую книгу только в одном экземпляре. В качестве бланка документа используется унифицированная форма № КО-4.В соответствии с порядком ведения кассовых операций организации вправе вести кассовую книгу как вручную, так и автоматизированным способом (в электронном виде).Ведение кассовой книги в электронном виде

Данный способ допускается при обеспечении организацей необходимых мер по сохранности кассовых документов. В этом случае к началу каждого следующего рабочего дня должны составляться две одинаковые по содержанию машинограммы: "Вкладной лист кассовой книги" и "Отчет кассира", содержащие все необходимые реквизиты. Данные листы должны быть пронумерованы в порядке возрастания. Отсчет листов следует вести с начала года.В последнем вкладном листе каждого месяца и календарного года должно быть указано общее количество листов за каждый месяц и год соответственно.Кассир, получив машинограммы, проверяет правильность их составления и подписывает. Вкладные листы кассир оставляет у себя и хранит их в течение года, а отчет передает в бухгалтерию (под расписку на вкладном листе кассовой книги) вместе с приходными и расходными кассовыми документами.При ведении кассовой книги автоматизированным способом вкладные листы брошюруются (сшиваются) и опечатываются по мере необходимости или по окончании календарного года, с обязательным заверением подписями руководителя и главного бухгалтера предприятия общего количества листов за год.Ведение кассовой книги вручную

Часть предприятий ведут кассовую книгу вручную. В этом случае ее заводят на определенный период, который может зависеть от количества операций.Листы кассовой книги должны быть пронумерованы до начала работы с ней, а общее количество листов заверено подписями руководителя и главного бухгалтера данного предприятия на последней странице кассовой книги.Кассовую книгу прошивают и опечатывают сургучной или мастичной печатью. При опечатывании книги мастичной печатью используют клей на основе жидкого стекла, бумагу типа папиросной, штемпельную краску. Бумагу с оттиском печати смазывают с двух сторон клеем, после опечатывания книги наносят еще один слой клея. Такие меры необходимы для того, чтобы нельзя было изъять из книги листы.Заполнение кассовой книги

Кассовая книга может быть двух видов:Образец заполнения кассовой книги с вертикальным расположением листовПервый вариант кассовой книги имеет вертикальное расположение страниц. В этом случае информация за весь кассовый день обычно располагается на одной странице.Отчет кассира может быть оформлен при этом одним из двух способов.

1. Отчетом кассира является следующий лист кассовой книги. Первые и вторые экземпляры листов нумеруются одинаковыми номерами.Между двумя листами (листом кассовой книги и листом отчета) кладется копировальная бумага, через которую осуществляется запись чернилами или шариковой ручкой.Вторые экземпляры листов должны быть отрывными и служат отчетом кассира. Первые экземпляры листов остаются в кассовой книге.2. Отчетом кассира является вкладной чистый лист. Нумерация в книге сплошная. На чистом листе пишется или печатается название "Отчет кассира за "______" ______г.". Записи на чистом листе осуществляются через копирку.По окончании рабочего дня записи в отчете сверяются бухгалтером с записями в кассовой книге. Второй вариант кассовой книги - горизонтальное расположение страниц.Каждый лист кассовой книги состоит при этом из двух равных частей: одна из них (с горизонтальной линовкой) заполняется кассиром как первый экземпляр, другая (без горизонтальных линеек) - как второй экземпляре лицевой и оборотной сторон через копировальную бумагу чернилами или шариковой ручкой. Для этого лист сгибают по линии отреза, подкладывая отрывную часть листа под часть листа, которая остается в книге, и между частями прокладывают копировальную бумагу. Для ведения записей после "Переноса" отрывную часть листа накладывают на лицевую сторону неотрывной части листа и продолжают записи по горизонтальным линейкам оборотной стороны неотрывной части листа.Первые и вторые части листов нумеруют одним и тем же номером. Первые части листов остаются в кассовой книге. Вторые части листов должны быть отрывными, они служат отчетом кассира и до конца операций задень не отрываются.Сначала на листе кассовой книги указываются все приходные документы, а затем все расходные документы.Ежедневно в конце рабочего дня кассир подсчитывает итоги операций за день, выводит остаток денег в кассе на следующее число и передает в бухгалтерию в качестве отчета кассира второй отрывной лист (копию записей в кассовой книге задень) с приходными и расходными кассовыми документами под расписку в кассовой книге.Контроль за правильным ведением кассовой книги возлагается на главного бухгалтера предприятия.ВНИМАНИЕ! Если среди остатка денег есть деньги, отложенные на выплату заработной платы и пособий, то следует указать их сумму в отдельной строке. Когда будет рассматриваться установление лимита денежных средств, станет понятно, для чего это делается.Как говорилось ранее, в организации должна быть только одна кассовая книга. Организациям, имеющим обособленные подразделения (филиалы, представительства), очень сложно или даже невозможно выполнить это требование. Даже если обособленное подразделение находится в одном городе с головной организацией, то не очень удобно ежедневно подвозить выручку и кассовые документы в головной офис, так чтобы кассир успел до конца рабочего дня заполнить лист кассовой книги. Если же обособленное подразделение находится в другом городе, то такая практика становится невозможной.В Порядке ведения кассовых операций в Российской Федерации нет никаких разъяснений по этому поводу. Тем не менее, на титульном листе кассовой книги есть строка, в которой указывается структурное подразделение организации. Это косвенно подтверждает возможность ведения отдельной кассовой книги структурным подразделением.Проще обстоит дело с обособленными подразделениями, выделенными на отдельный баланс. Такие обособленные подразделения ведут свою кассовую книгу и передают в головную организацию только копии первичных кассовых документов и кассовой книги, заверенные печатью и подписями руководителя и главного бухгалтера обособленного подразделения организации. Оригиналы хранятся в обособленном подразделении. Данные об остатках денежных средств в кассе обособленного подразделения должны быть показаны в его балансе. При составлении сводного баланса головное подразделение включает в него и эти показатели.Если же обособленное подразделение не выделено на отдельный баланс, то оно может вести отдельный раздел кассовой книги. Этот раздел должен быть прошнурован, опечатан и заверен подписями руководителя и главного бухгалтера организации. Передаются в этом случае в головную организацию оригиналы первичных кассовых документов и разделы кассовой книги. В обособленном подразделении остаются их копии.В обоих случаях организации необходимо установить методику работы с кассовой книгой. Ее следует утвердить приказом по организации. Это может быть как отдельный приказ, так и пункт приказа по учетной политике организации.В методике необходимо предусмотреть: 1) коды или индексы всех подразделений организации 2) порядок нумерации кассовых документов 3) способ ведения кассовой книги 4) периодичность и перечень документов, передаваемых в головную организацию.

50.2 Операционная касса – учет денежных операций с населением;Работа операционной кассы оформляется следующим образом:

  1. Ведется кассовый учет всех проданных товаров;
  2. В конце смены (рабочего дня) ККМ гасится на нули и выбивается Z отчет, который записывается кассиром – операционистом в журнал кассира – операциониста;
  3. Кассиром – операционистом оформляется отчет кассира – операциониста и вместе с Z отчетом и выручкой сдает его старшему кассиру по ПКО (Д50.1 К50.2).
Контрольно Кассовые Машины (ККМ)

На каждую кассу организации заводится ККМ и закрепляется кассир – операционист. Все ККМ имеют свой заводской номер, который используется при получении ККМ и сдачи ее в ремонт.Введение новой ККМ в эксплуатацию оформляется «Актом о переводе показаний суммирующих денежных счетчиков на нули и регистрации контрольных счетчиков контрольно - кассовой машины».Для ведения учета по каждой ККМ в конце смены (рабочего дня) снимается Z отчет, который записывается в память ККМ (гасит счетчики ККМ на нули) и должен быть записан в журнал кассира - операциониста.X отчеты не записываются в память ККМ и используются для контроля кассира, могут выбиваться сколько угодно раз.В конце каждой смены выручка должна сдаваться главному кассиру.Унифицированная форма № КМ-1

Утверждена постановлением Госкомстата

России от 25.12.98 №132

Код
Форма по ОКУД 0330101
по ОКПО

(организация, адрес, номер телефона)

ИНН
(структурное подразделение) Вид деятельности по ОКДП
Контрольно- номер производителя
кассовая машина (модель (класс, тип, марка)) регистрационный
Прикладная программа
(наименование) Вид операции

filling-form.ru


Смотрите также

KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта