Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

42. Просветительская деятельность н. И. Новикова. Первый журнал для детей. Просветительский характер первого российского журнала для детей


42. Просветительская деятельность н. И. Новикова. Первый журнал для детей.

Известный просветитель-педагог второй половины XVIII века Н и к о л а й И в а н о в и ч

Н о в и ков в воспитывался в Московском университете, где формировалось его мировоззрение а затем развернулась просветительская деятельность. Новиков возглавил общественное движение по организации независимых от царской власти народных училищ, направляя общественную инициативна создание школ для непривилегированного населения. Он стремился помочь домашним учителям правильно поставить обучение детей и издал много учебной литературы: азбук, букварей, учебников по различным предметам.

Новиков был создателеми редактором первого в России детского журнала «Детское чтение для сердца и разума», издание которого затем передал известному историку и писателю Н. М. Карамзину. Об этом журнале очень положительно впоследствии отзывался В. Г.Белинский. В своих сатирических журналах «Трутень», «Живописец» и других изданиях Новиков помещал статьи на педагогические темы, привлекая общественное внимание к вопросам воспитания.

Вся просветительская деятельность Новикова была проникнута ненавистью к самодержавию, к крепостническому режиму и всем его порождениям, в том числе к крепостнической системе воспитания. В просвещении Новиков видел главное средство разрешения социальных вопросов. «Причина всех заблуждений человеческих есть невежество, а совершенства — знание»,— говорил он.

Новиков призывал к нравственному совершенствованию людей, полагая, что они станут добродетельными, если будут просвещенными и образованными, стремился примирить науку с религией и видел в религиозном воспитании составную часть нравственного воспитания детей и юношества.

Цель воспитания, по его мнению, заключается в формировании активной добродетельной личности, направляющей свою деятельность на то, чтобы приносить пользу отечеству и своим согражданам.

Новиков настаивал на том, чтобы дать детям широкое и разностороннее умственное образование. Он считал, что образование должно не только обогащать разум детей новыми знаниями, но и развивать их способность мыслить.

Руководствуясь идеей народности воспитания, которая занимает большое место во всей его педагогической системе, Новиков считал, что детям необходимо, прежде всего изучить родной язык и словесность, историю и географию своей страны. В содержание обучения он включал «элементарные основания» как гуманитарных, так и точных наук, а также знания о природе.

Новиков считал, что детям надо изучать мир растений и животных, знакомиться с трудовой деятельностью людей и с трудовыми процессами.

В области нравственного воспитания Новиков сделал также много ценных предложений. Он считал необходимым любить и уважать детей, воспитывать их на положительных примерах, заставлять их вдумываться в мотивы своих поступков, постоянно упражняться в нравственных действиях.

Новиков решительно выступал против физических наказаний. Очень важно воспитывать у детей любовь к правде и твердое намерение отстаивать истину, с ранних лет приучать детей к полезному труду.

studfiles.net

Просветительная деятельность н.и.новикова .первый журнал для детей

Известный просветитель-педагог второй половины XVIII века Н и к о л а й И в а н о в и ч

Н о в и ков в воспитывался в Московском университете, где формировалось его мировоззрение а затем развернулась просветительская деятельность. Новиков возглавил общественное движение по организации независимых от царской власти народных училищ, направляя общественную инициативна создание школ для непривилегированного населения. Он стремился помочь домашним учителям правильно поставить обучение детей и издал много учебной литературы: азбук, букварей, учебников по различным предметам.

Новиков был создателеми редактором первого в России детского журнала «Детское чтение для сердца и разума», издание которого затем передал известному историку и писателю Н. М. Карамзину. Об этом журнале очень положительно впоследствии отзывался В. Г.Белинский. В своих сатирических журналах «Трутень», «Живописец» и других изданиях Новиков помещал статьи на педагогические темы, привлекая общественное внимание к вопросам воспитания.

Вся просветительская деятельность Новикова была проникнута ненавистью к самодержавию, к крепостническому режиму и всем его порождениям, в том числе к крепостнической системе воспитания. В просвещении Новиков видел главное средство разрешения социальных вопросов. «Причина всех заблуждений человеческих есть невежество, а совершенства — знание»,— говорил он.

Новиков призывал к нравственному совершенствованию людей, полагая, что они станут добродетельными, если будут просвещенными и образованными, стремился примирить науку с религией и видел в религиозном воспитании составную часть нравственного воспитания детей и юношества.

Цель воспитания, по его мнению, заключается в формировании активной добродетельной личности, направляющей свою деятельность на то, чтобы приносить пользу отечеству и своим согражданам.

Новиков настаивал на том, чтобы дать детям широкое и разностороннее умственное образование. Он считал, что образование должно не только обогащать разум детей новыми знаниями, но и развивать их способность мыслить.

Руководствуясь идеей народности воспитания, которая занимает большое место во всей его педагогической системе, Новиков считал, что детям необходимо, прежде всего изучить родной язык и словесность, историю и географию своей страны. В содержание обучения он включал «элементарные основания» как гуманитарных, так и точных наук, а также знания о природе.

Новиков считал, что детям надо изучать мир растений и животных, знакомиться с трудовой деятельностью людей и с трудовыми процессами.

В области нравственного воспитания Новиков сделал также много ценных предложений. Он считал необходимым любить и уважать детей, воспитывать их на положительных примерах, заставлять их вдумываться в мотивы своих поступков, постоянно упражняться в нравственных действиях.

Новиков решительно выступал против физических наказаний. Очень важно воспитывать у детей любовь к правде и твердое намерение отстаивать истину, с ранних лет приучать детей к полезному труду.

Идеал воспитания Радищева (по работе «Беседа о том, что есть сын Отечества»)

Крупнейшим представителем прогрессивной педагогической мысли России второй половины XVIII века является зачинатель русского революционного движения Р а д и щ е в. В период усиления крепостничества, беспощадной эксплуатации народа он смело и мужественно встал на его защиту.

Он опирался на научные открытия Ломоносова, перед которым преклонялся, считая его взгляды вершиной научной мысли XVIII века. Он развивал передовые положения русского философского материализма во взглядах на природу, происхождение человека и его сознания.

Он рассматривал человека как материальное существо — часть природы. Выступая против религиозно-идеалистического взгляда на человека.

Основной задачей воспитания Радищев считал формирование человека, обладающего гражданским сознанием, высокими нравственными качествами, любящего больше всего свое отечество. В отличие от многих современных ему мыслителей он полагал, что настоящим патриотом может быть только человек, способный активно бороться с самодержавием за благо

угнетенного народа. Эти возвышенные мысли он изложил в своем замечательном сочинении «Беседа о том, что есть сын Отечества».

В своем основном произведении «Путешествие из Петербурга в Москву» он рисовал тяжелую картину страданий, которым подвергают помещики крестьянских детей. Он указывал, что крепостнический строй препятствует духовному развитию крестьянских детей, глушит их природные способности, притупляет их сообразительность.

Радищев выступал против слепого подчинения детей воле родителей. Он указывал, что взаимоотношения родителей с детьми не их частное, а глубоко общественное дело. Радищев считал, что отношения родителей к детям должны быть основаны на взаимном уважении и разумной требовательности.

Большое место в воспитании «истинного сына Отечества» Радищев отводил процессу овладения знаниями, умственному развитию. Вместе со всеми передовыми людьми своего времени он решительно настаивал на том, чтобы отечественный язык стал языком науки и образования. В этом видел необходимое условие, обеспечивающее развитие в России науки, а также демократизацию просвещения. Он выдвигал обширную программу образования, в которую должны были входить знания об обществе и природе. Он считал человека существом социальным, которое развивается в обществе, черпает свои силы в общественном союзе, нуждается для своего

формирования в общении с людьми. В то же время он призывал считаться с природными особенностями детей. Главное в формировании человека, по Радищеву, не его природные данные, а обстоятельства жизни, все те социальные факторы, которые окружают человека. Критикуя закрытые, изолированные от окружающей жизни воспитательно-образовательные учреждения, Радищев указывал на необходимость такой организации воспитания, которая помогала бы «наклонять человека к обществу». Он считал, что в условиях изолированного от общества воспитания нельзя сформировать человека с общественными стремлениями, интересами и наклонностями.

Прогрессивная роль В. Ф. Одоевского в создании детских приютов (по работе «Наказ лицам непосредственно заведующим детскими приютами»)

В. Ф. Одоевский выступал за, отмену крепостного права и отдал много сил деятельности по улучшению условий жизни столичной бедноты и просвещения народа. С 1846 по 1855 г. он состоял председателем “Общества посещения бедных”.

В. Ф. Одоевский был организатором и руководителем первых детских приютов в России.Он разработал “Положение о детских приютах и “Наказ лицам, непосредственно заведующим детскими приютами”.

В 1839 г. В. Ф. Одоевский был назначен правителем дел Комитета главного попечительства о детских приютах. Согласно документам, разработанным Одоевским, детские приюты должны были:

1) предоставлять убежище бедным детям, остающимся без надзора во время дневных работ их родителей, убежище, которое до некоторой степени заменило бы им семью;

2) внушать детям “чувство доброй нравственности и к этой цели направлять детские занятия и игры;

3) приучать детей к порядку и опрятности, развивать их умственные способности путем наглядного изучения простых предметов, их окружающих;

4) дать детям элементарные знания об окружающем, навыки ремесла и рукоделия. Дети должны были находиться в приютах с 7 часов утра до 8—9 часов вечера.

Жизнь в детском приюте, по мысли Одоевского, должна была быть организована на семейных началах, чтобы смотрительницы всячески заботились о детях. Смотрительниц следовало назначать в первую очередь из числа - окончивших женские учебные заведения и практиканток, уже работавших с детьми в приютах. При выборе их нужно было обращать внимание на их нравственно-религиозные качества, педагогические склонности, на то, чтобы они любили детей.

lektsia.com

Становление детской журналистики и её влияние на психологию ребёнка

УНИВЕРСИТЕТ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ

ФАКУЛЬТЕТ ЖУРНАЛИСТИКИ

КАФЕДРА ЖУРНАЛИСТИКИ

ДИПЛОМНАЯ РАБАОТА

«СТАНОВЛЕНИЕ ДЕТСКОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ И ВЛИЯНИЕ ЕЕ НА ПСИХОЛОГИЮ РЕБЕНКА»

Выполнена:

Студенткой V курса

заочного отделения

Семеновой О.К.

Научный руководитель:

кандидат филологических наук

Моденкова Л.В.

2001ПЛАН

ВВЕДЕНИЕ

1. ИСТОРИЯ ДЕТСКОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ

2. НАЧАЛО НОВОЙ ЭПОХИ В ДЕТСКОЙ ЖУРНАЛИСТИКЕ. ЖУРНАЛЫ «ЕЖ» И «ЧИЖ».

3. ДЕТСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Русская пресса для юного читателя в отличие от «взрослой» началась с журнала.

Детская журналистика в нашей стране имеет богатую историю. До революции, в основном в Петербурге и Москве, издавалось около трехсот детских и юношеских журналов. Одни из них выходили десятилетиями, другие прекращали свое существование на первой книжке. Прежде всего это было вызвано тем, что издателям не хватало средств, а порой появившийся журнал не находил своих подписчиков по разным причинам, но чаще всего потому, что являлся ухудшенным вариантом уже издававшихся и полюбившихся читателям.

«Друг детей», «Детский музеум», «Собеседник», «Отдых», «Крошка». «Детский сад», «Игрушечка», «Подарок детям», «Малютка», «Дело и потеха», «Тропинка», «Золотое детство», «Подснежник», «Солнышко». Каждый из этих и многих других журналов имел свою направленность, свою тематику и структуру. К сожалению, в изучении дореволюционной детской журналистики у нас сделано очень мало, содержание журналов не раскрыто ни в одной библиографической работе, а в связи с этим многие интересные тексты так и остались только на страницах периодики. Правда, с недавнего времени стали появляться публикации из детских журналов прошлого века, но пока это эпизодические явления.

Цель предложенной работы – проследить историю детской журналистики с самого зарождения и выделить тенденции ее влияния на развитие ребенка в зависимости от эпохи, политического строя, мировоззрения общества. Поэтому в задачи освещения темы будут входить следующие моменты: помимо описания периодических изданий для детей, нами будет прослеживаться идеология публикаций, их содержание, назначение, будет прослежена судьба людей, связанных с журналистикой для детей.

При написании работы использовался обширный материал детской периодики, начиная с 18 века до наших дней, документов Главлита, монографий и воспоминаний современников.

Работа представляет интерес для широкой аудитории: студенты филологических отделений, работников культуры, прессы, журналистики, психологов, а также для родителей, для которых немаловажна роль журналистики в воспитании своих детей.

1. ИСТОРИЯ ДЕТСКОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ

До середины XVII века детской литературы не существовало. По существу, первой книгой, написанной специально для детей, стала книга «Мир в картинках» Яна Амоса Коменского . Величайший педагог и реформатор школы стал родоначальником литературы, приспособленной для понимания детей.

Первым детским журналом в мире стал «Лепцигский еженедельный листок» (1772-1774), издававшийся в Германии. Через три года специальное детское периодическое издание – «Детское чтение для сердца и разума» – стало выходить в России в Москве.

Журнал русского просветителя Н. Новикова «Детское чтение для сердца и разума» положил начало отечественным изданиям для юного читателя. Он выходил в виде еженедельного приложения к «Московским ведомостям» с 1785 по 1789 год. В издании журнала Н. Новиков видел, прежде всего, возможность провести в жизнь свои педагогические и просветительские идеи. Детский журнал, по мнению редактора, должен был служить «для сердца и разума», воспитывать добрых граждан, с ранних лет разъяснять юным читателям законы добродетели. В нем следует проводить идеи гуманности, истинного благородства, честности, великодушия. Издание носило энциклопедический характер: на его страницах печатались научные статьи, беседы о явлениях природы, рассказы, басни, комедии, шутки. По мнению основателя, журнал должен был «служить для сердца и разума, воспитывать добрых граждан». И. И. Новиков также считал, что в государстве все «сделается удобным, когда воспитание достигнет возможной степени своего совершенства». С этой целью он и предпринял свое издание. Просветительские функции периодики определяли ее характер.

Хороший вкус и литературный талант сотрудников (одним из редакторов был Н. Карамзин , опубликовавший на страницах «Детского чтения для сердца и разума» первую повесть «Евгений и Юлия») сказались и на отборе переводной литературы. Читатели знакомились с произведениями Вольтера, Лесинга, Томсона и многих других. Журнал Новикова выдержал испытание временем. «Чистые, нравственные правила, изложенные увлекательным для того времени языком, незаметно проникали в душу читателей, особенно читательниц, и мало-помалу дали совершенно иной колорит целому обществу»,— отмечалось в одном из отзывов 1849 года. С.Аксаков в своих воспоминаниях тоже обращается к журналу Новикова: «В детском уме моем (после знакомства с этим журналом) произошел совершенный переворот, и для меня открылся новый мир... Многие явления в природе, на которые я смотрел бессмысленно, хотя и с любопытством, получили для меня смысл, значение и стали еще любопытнее...» Через 60 лет после появления «Детского чтения» В.Белинский воскликнул: «Бедные дети! Мы были счастливее вас: мы имели «Детское чтение» Новикова».

Спрос на журнал был настолько велик, что после его закрытия отдельные номера Детского чтения» перепечатывалось в виде книжек и успешно продавались.

За «Детским чтением для сердца и разума» (1785—1789) последовали другие подобные издания, и на протяжении почти целого века их типология, не претерпела существенных, изменений. Журнал исторически соответствовал тем задачам, которое возлагались вообще на «детское чтение». Прежде всего, он призван был просвещать юное поколение.

Журнал Н. Новикова вызвал подражание, и с начала XIX века периодические издания для названной аудитории стали выходить один за другим. «Друг юношества и всяких лет» М. Невзорова (1807-1815), и аналогичные по содержанию «Друг детей» Н. Ильина (1809), «Новое детское чтение» С. Глинки (1821—1824).

У первых журналов были и другие особенности: они выходили при полном отсутствии детской литературы, между тем как вопрос о ее создании уже стоял перед обществом. Кроме того, необходимо было считаться с грамотностью населения— подавляющее большинство детей России не умело читать. «И так для кого же должно издавать книги, посвященные первоначальным летам?—спрашивал издатель журнала «Новое детское чтение» Сергей Глинка . И отвечал.—Для добрых отцов и попечительных матерей. Мы предлагаем в детских книгах не то, что может быть понятно детям при первом чтении, но то, что делается им вразумительным при объяснении тех, которых каждое слово и каждое изречение напечатлеваются в уме и в душе силою вещания внимательной и заботливой любви. А сия убедительность принадлежит отцам и матерям»[1] ."

Эти, а также некоторые другие обстоятельства определили структуру, содержание периодических изданий для детей, которые выходили вплоть до середины XIX века. Они представляли собой обычный альманах, с очередностью номеров, как правило, один раз в месяц. В 1859 году, отмечая обилие такой периодики, Н. А. Добролюбов писал: «В области детского чтения ныне совершается то же самое, что уже давно совершилось вообще с нашей литературой: журналы заступают место книг»[2] .

Так же следует упомянуть журнал «Друг юношества» (1807 — 1815 годы; с 1813 года он назывался «Друг юношества и всяких лет»). Журнал сыграл заметную роль в развитии периодики для детей. Издатель его, Н. И.Невзоров , был последователем просветительских идей Н. И. Новикова. Н.И. Невзоров желал «способствовать образованию сердец и умов и споспешествовать, сколько можно, к соблюдению телесных способностей». В журнале публиковались стихи, рассказы, повести современных авторов, научно-популярные статьи по истории, географии и, другим наукам. Правда, содержание и стиль материалов, помещенных в «Друге юношества», не всегда отличались безупречным вкусом и педагогическим тактом. Порой в произведениях (в частности, принадлежащих перу самого Невзорова) звучали скучные проповеди с открытой дидактической назидательностью.

Другой известный детский журнал относится уже к середине века — это «Библиотека для воспитания», (1843 — 1846). Основал и редактировал его литератор-славянофил Д. А. Валуев ; сотрудниками были известные писатели, ученые, просветители: Т. Н. Грановский, Ф. И. Буслаев, И. В. Киреевский и другие. Основные материалы журнала посвящены истории Российского государства, памятникам прошлого, истории и быту славянских народов. Не было в журнале ни иллюстраций, ни развлекательного раздела, так как редактор его считал, что для юных читателей главное — «в добротности статей, составляющих журнал».

В 1847 году редактором журнала стал профессор П. Г. Редкий . В 1847 — 1849 годах журнал выходит под названием «Новая детская библиотека» . По характеру включаемых в него материалов он стал похож на сборник научно-популярных статей. Это очень нравилось Белинскому: он высоко отзывался о «Новой детской библиотеке», как об издании, прививающем детям реалистическое отношение к явлениям действительности.

П. Г. Редкий заложил основы серьезного научного просветительства. Он требовательно относился к авторам и переводчикам, сам скрупулезно отбирал материал из научных статей. Просуществовав короткое время, журнал, тем не менее, оставил заметный след в русской журналистике, предназначенной детям. Идеи популяризации науки П. Г. Редкий понимал широко. Так, помещая познавательные очерки «О Луне», «Об Атлантическом океане», «О машинах», он рядом печатал первые переводы сказок Андерсена, пересказы «Илиады» и «Одиссеи», переложение Нестеровой летописи — «Повести временных лет». Белинский считал, что журнал Редкого — единственный, который можно рекомендовать для детского чтения.

mirznanii.com

ДЕТСКИЕ ЖУРНАЛЫ И ДЕТСКИЕ ПИСАТЕЛИ

ТОП 10:

 

В первой половине XIX века выходило множество детских жур­налов. Первым из них можно назвать журнал «Друг юношества»(1807—1815 годы; с 1813 года он назывался «Друг юношества и всяких лет»).Журнал сыграл заметную роль в развитии периоди­ки для детей. Издатель его, Н.И. Невзоров, был последователем просветительских идей Н.И. Новикова. Невзоров желал «способ­ствовать образованию сердец и умов и споспешествовать, сколько можно, к соблюдению телесных способностей». В журнале публи­ковались стихи, рассказы, повести современных авторов, научно-популярные статьи по истории, географии и другим наукам. Прав­да, содержание и стиль материалов, помещенных в «Друге юно­шества», не всегда отличались безупречным вкусом и педагоги­ческим тактом. Порой в произведениях (в частности, принадлежа­щих перу самого Невзорова) звучали скучные проповеди с от­крытой дидактической назидательностью.

Другой известный детский журнал относится уже к середине века — это «Библиотека для воспитания»(1843—1846). Основал и редактировал его литератор-славянофил Д. А. Валуев; сотрудни­ками были известные писатели, ученые, просветители: Т.Н. Гра­новский, Ф. И. Буслаев, И. В. Киреевский и др. Основные матери­алы журнала посвящены истории Российского государства, па­мятникам прошлого, истории и быту славянских народов. Не было в журнале ни иллюстраций, ни развлекательного раздела, так как редактор его считал, что для юных читателей главное — «в добротности статей, составляющих журнал».

В 1847 году редактором журнала стал профессор П.Г. Редкий. В 1847 — 1849 годах журнал выходит под названием «Новая дет­ская библиотека».По характеру включаемых в него материалов он стал похож на сборник научно-популярных статей. Это очень нра­вилось Белинскому: он высоко отзывался о «Новой детской биб­лиотеке», как об издании, прививающем детям реалистическое отношение к явлениям действительности.

П. Г. Редкий заложил основы серьезного научного просвети­тельства. Он требовательно относился к авторам и переводчикам, сам скрупулезно отбирал материал из научных статей. Просуще­ствовав короткое время, журнал тем не менее оставил заметный след в русской журналистике, предназначенной детям. Идеи по­пуляризации науки П.Г. Редкий понимал широко. Так, помещая познавательные очерки «О Луне», «Об Атлантическом океане», «О машинах», он рядом печатал первые переводы сказок Андер­сена, пересказы «Илиады» и «Одиссеи», переложение Нестеро­вой летописи — «Повести временных лет». Белинский считал, что журнал Редкина — единственный, который можно рекомендо­вать для детского чтения.

Журнал для детского и юношеского возраста «Подснежник»выходил в 1858—1862 годах, выпускал его критик В.Н. Майков. Это издание было заметным явлением в детской периодике тех лет, тем более что многие детские журналы к тому времени уже исчерпали себя. «Подснежник» широко печатал современных рус­ских авторов реалистического направления, публиковал много пе­реводных произведений — Шекспира, Андерсена, Бичер-Стоу, Гофмана, братьев Гримм.

В 60-х годах детская журналистика значительно расширила сферу своего существования и влияния за счет обращения к более мас­совому числу читателей. Этому способствовала происходившая в тот период либерализация образования, школа становилась зна­чительно демократичнее, охватывала все более широкие круги россиян. Это побуждало издателей детских журналов к иному, чем в начале века, подбору материалов, точнее отвечающих устремле­ниям передовых педагогов к активному формированию и просве­щению детского читателя. В лучших журналах того времени публи­куются известные русские прозаики и поэты, ученые и педагоги, хорошие переводы зарубежной детской литературы. Все это спо­собствовало становлению личности, прививало передовые для того времени знания и взгляды.

В начале XIX века сложился круг профессиональных детских писателей: С. Глинка, А. Ишимова, А. Зонтаг, В. Бурьянов, П. Фур­ман, Б. Федоров и др.

Несмотря на то, что Белинский о некоторых из них отзывался весьма резко, нельзя не признать благородства их усилий и их литературной одаренности.

Творчество этих писателей еще недавно принято было назы­вать «охранительным», «реакционным» и даже «низкопробным», насаждавшим в среде маленьких читателей «слезливость» и «жа­лостливость». Между тем они внесли ценный вклад не только в популяризацию знаний (в основном в области истории, приро­доведения, географии), но и в нравственное воспитание, в про­буждение «чувств добрых». Детские писатели изображали положи­тельного героя трудолюбивым, самоотверженным, с твердой ве­рой; герои-злодеи у них попирают веру и установленные законы, живут неправедно, обманом. Ребенок получал от этих писателей четкие и ясные жизненные ориентиры.

При активном участии этих писателей в детскую литературу вошли новые жанры. С. Глинка сделал устойчивым жанром «рас­сказ из истории»; В. Бурьянов ввел такую форму повествования, как «прогулки с детьми»; развитие научно-художественного пове­ствования связано с именем А. Ишимовой.

Многие детские писатели сами издавали журналы для детей.

Сергей Николаевич Глинка(1776— 1847) — участник Отечествен­ной войны 1812 года, поэт, прозаик, драматург, публицист — из­давал в 1819—1824 годах журнал «Новое детское чтение».На стра­ницах этого журнала рассказывалось о русском патриархальном быте и народных обычаях, изображались идеальные отношения поме­щика и крепостного — в качестве наставления для юных дворян.

Для детей Глинка написал «Русскую историю» в десяти то­мах, «Русские исторические и нравоучительные повести», ре­лигиозно-нравственную повесть «Образец любви» и другие про­изведения подобного рода. Язык их в наше время воспринима­ется как довольно тяжелый, особенно для маленького читателя, но в свое время он таковым не казался. Сам автор не раз заявлял, что лучшее средство воспитания гражданина — простая и ясная родная речь.

С. Н. Глинка писал не только для детей; в историю литературы вошел он и как издатель «взрослого» журнала «Русский вестник». Но эту сторону его деятельности мы не рассматриваем.

Виктор Бурьянов(это литературный псевдоним Владимира Бурнашева, 1812—1888) также был приверженцем патриархальной старины. Из всех профессиональных детских писателей того пери­ода он, пожалуй, более всего заслуживает упрека в низкопробно­сти, ремесленничестве, навязчивом морализаторстве. В то же вре­мя многочисленные произведения в жанре «прогулок» делают его едва ли не самым плодовитым популяризатором первой полови­ны XIX века.

Белинский дал этому писателю убийственную характеристику: «Бедные дети! Мало того, что г-н Бурьянов иссушает в ваших юных сердцах благоухающий цвет чувств и выращивает в них пы­рей и белену резонерства, г-н Бурьянов еще убивает в вас и вся­кую возможность говорить и писать по-человечески на своем род­ном языке».

Столь же низкого мнения был великий критик и о Петре Ро­мановиче Фурмане(1809—1856). Детям, говорил он, лучше со­всем не знать грамоты, чем читать его книги. Тем не менее произ­ведения этого писателя пользовались у маленьких читателей успе­хом. Их привлекала, в частности, тематика — родная история — и герои — подлинные исторические деятели. Повести Фурмана «Сын рыбака М.В. Ломоносов» (1847), «А.Д. Меншиков» (1847), «Г.А. По­темкин» (1845), «А. В.Суворов-Рымникский» (1848), «Ближний боярин А. С. Матвеев» (1848), «Саардамский плотник» (1849) и др. отличались умело построенным сюжетом и эффектно поданными ключевыми сценами и держали детей в напряжении, хотя язык этих произведений и психологическая разработка сюжетов не вы­держивали критики.

Борис Михайлович Федоров(1794—1875) выступал как писа­тель и переводчик и заслужил у взрослых современников печаль­ную славу графомана. Однако его деятельность на ниве детской периодики оставила добрую память. Журнал «Новая детская биб­лиотека»,который Федоров издавал в 1827—1829 и 1831 годах, дает представление о литературе для маленьких читателей пуш­кинского времени, о ее жанрах, темах и сюжетах, мотивах и об­разах. Содержание журнала было весьма разнообразно: рассказы об античных героях и выдающихся людях более поздних эпох, очерки о природе, о растениях и животных, повести и заметки на религиозные темы. Федоров стремился воспитать в подрастающем человеке религиозную веру, милосердие, любовь к ближнему, вни­мание к культуре поведения, быта. Журнал Федорова, а также изящные малоформатные книги снабжены иллюстрациями. Он одним из первых оценил значение книжной картинки для ребен­ка.

Федоров составил для детей альманах «Детский Цветник» (1827), сборники «Детские стихотворения» (1829), «Детский театр» (1830 — 1831), «Детский павильон» (1836), «Новый храм счастия» (1836) и др., где учитывались вкусы детей разного возраста. А предназна­чены они были для «семейного чтения», т.е. для чтения детей вместе со взрослыми.

Содержание альманахов разнообразно: здесь присутствуют смешное и серьезное, нравоучительные беседы и басни, неболь­шие пьесы и загадки, игры. В своих книгах Федоров первым обра­тился к пересказам отдельных эпизодов из «Истории Государства Российского» Н.М. Карамзина.

Морализаторские рассказы, помещенные в эти книги, отлича­лись открытой дидактичностью: учили детей быть терпеливыми, осмотрительными, разумными в выборе друзей, уметь отличать злых людей от добрых и т. п. Большое место Федоров отводил ре­лигиозным писателям, а также переводам зарубежных авторов-моралистов.

Выступал Федоров и как критик. Хотя по его собственному творчеству нельзя сказать, что он отличался безупречным худо­жественным вкусом, но детскую психологию, видимо, понимал неплохо. Об этом свидетельствует, в частности, его отклик на по­явление повести-сказки «Черная курица, или Подземные жите­ли» Антония Погорельского. «Мы еще не имели на русском языке сказки лучше написанной», — отмечал рецензент и не ошибся: как известно, произведение это надолго стало любимым детским чтением.

Александра Осиповна Ишимова(1805—1881) сыграла особую роль в развитии литературы для детей первой половины XIX века.

Н.М. Карамзин закончил свою «Историю Государства Россий­ского», когда Ишимовой не было еще четырнадцати лет, и она только что завершила обучение в пансионе. Тяжелые семейные обстоятельства (отец ее был надолго сослан Аракчеевым) приве­ли к тому, что ей пришлось рано приобрести навыки самостоя­тельности и трудолюбия, что было весьма необычным для бары­шень-дворянок той эпохи. Это помогло ей и в литературной дея­тельности. Ведь замысел кратко, понятно и занимательно пере­сказать детям многотомную карамзинскую «Историю...» был гран­диозен. Для его осуществления Ишимова несколько раз перечита­ла весь огромный труд, познакомилась и с другими сочинениями на исторические темы.

«История России в рассказах для детей»Ишимовой состояла из шести частей и открывалась обращением к маленьким читате­лям: «Милые дети! Вы любите слушать чудные рассказы о храбрых героях и прекрасных царевнах, вас веселят сказки о добрых и злых волшебницах. Но, верно, для вас еще приятнее будет слу­шать не сказку, а быль, т.е. сущую правду? Послушайте же, я рас­скажу вам о делах ваших предков». Это произведение — одна из самых значительных попыток рассказать детям об истории род­ной страны.

Известен отклик А.С. Пушкина — из последнего в его жизни письма: «Сегодня я нечаянно открыл Вашу "Историю в расска­зах" и поневоле зачитался. Вот как надо бы писать!» В.Г.Белин­ский тоже одобрительно высказывался о языке, слоге, повество­вательном даровании писательницы. Ей удалось, заявлял он, со­единить «занимательность анекдота с достоверностью и важно­стью истории».

Ишимова шла, можно сказать, непроторенными путями, особенно в области языка: она старалась приблизить слог своих произведений к разговорной речи, писала живо, образно, ярко и просто. Формы, в которые она облекала свои повествования, весьма разнообразны: беседа с читателем («История России...»), беседа детей с матерью («Маменькины уроки»), переписка детей («Рас­сказы старушки»), «Дорожный журнал», позволяющий свободно рассказывать о том, что видит путешественник (картины приро­ды, шедевры архитектуры), с чем он знакомится (обычаи и нра­вы народов, например, как в ее «Каникулах 1844 года»).

Ишимова основала два журнала: «Звездочка»(1842—1863) и «Лучи»(1850—1860). Первый из них предназначался девочкам млад­шего возраста, второй — более старшим, воспитанницам инсти­тутов благородных девиц. Основной тон журналов был сентимен­тальным, характерным для обучения девочек в то время (рели­гия, благоговение перед царем, семья). Оба журнала резко крити­ковались Белинским и его последователями — революционерами-демократами.

Однако многие из педагогических утверждений детской писа­тельницы А. О. Ишимовой не устарели и сегодня. Среди них та­кое, например (давшее название ее рассказу): «Надобно любить труд».

Наша отечественная литература для детей многим обязана имен­но этому периоду — первой половине XIX века, «золотому веку» русского искусства. Столь бурный рост детского книгоиздания, изобилие журналов не могли не дать плодотворных результатов. Появились и новые жанры литературы для детей — научно-худо­жественный и научно-популярный. А история Отечества станови­лась ведущей темой детской литературы. И еще одна важная осо­бенность этого периода: крупнейшие писатели стали творить специ­ально для детей или же создавали произведения, которые очень скоро входили в круг детского чтения.

 

УЧЕБНАЯ И ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ

 

Учебная и познавательная литература для детей в этот период сделала большой шаг вперед по сравнению с XVIII веком. Ее раз­нообразие поистине изумляет. Для детей выпускались книги по истории, естествознанию и географии, по технике и медицине, книги о культуре и быте русского и других народов России и т.д. Большинство таких изданий осуществлялось с участием ученых и талантливых популяризаторов, поэтому строгая научность сочета­лась в них с живостью и занимательностью изложения.

В это же время вырабатываются и утверждаются на многие годы вперед жанры научно-популярной литературы и виды изданий. Появляются жизнеописания выдающихся людей, азбуки-картин­ки, хрестоматии, альманахи, лото и другие игры с картинками, книжки-картинки, альбомы с гравюрами и текстом и т.п. Осо­бенно же популярными становятся энциклопедии для юных чита­телей.

Энциклопедическая направленность детских книг была в тот период настолько сильна, что даже буквари и азбуки приобретали энциклопедический, всеохватный характер. Подобной универсаль­ностью отмечена вышедшая в 1818 году книга «Драгоценный по­дарок детям, или Полная новая энциклопедическая азбука».Она была составлена из маленьких по объему популярных научных ста­тей об истории, естествознании, искусстве.

Несколькими годами раньше, в 1814 году, появилась иллюст­рированная азбука И. Теребенева — «Подарок детям в память 1812-го года».Она предназначалась самым маленьким и была ши­роко распространена в России.

Этому способствовала ее забавность. Уроки французского язы­ка в ней давались в сопровождении карикатур на Наполеона, со стихотворными подписями. На одной из таких картинок француз­ский император плясал под дудку русского мужика, а текст под ней гласил: «Желал нас вышколить на свою погудку. Ан нет, не удалось, пляши под нашу дудку». Всего таких карикатур (гравиро­ванных на меди карточек, вложенных в папку) было 34 — на каждую букву алфавита.

В детскую книгу приходят крупные художники, нередко вы­ступающие как соавторы писателей-популяризаторов, а иногда и самостоятельно. Они закладывают традиции иллюстрирования Детских изданий. Начало богато иллюстрированным изданиям было положено еще в XVIIIвеке. Тогда не раз переиздавалась, например, энциклопедия чешского мыслителя-гуманиста XVII века Яна Амоса Коменского «Мир в картинках», а также другая пере­водная книга подобного типа «Свет зримый в лицах». Появляют­ся и оригинальные энциклопедии. Так, в 1820 году юные читатели могли познакомиться с отечественной книгой «Школа искусств, художеств и рукоделий»;материал в ней располагался по прин­ципу усложнения — от простых вещей, окружающих ребенка, к тем, о которых он еще не знает. Немного раньше, в 1815 году, начал выходить «Детский музеум»,в котором энциклопедиче­ские сведения давались и на русском, и на двух иностранных языках.

К 1808 году относится начало выпуска десятитомного издания «Плутарх для юношества».Название возникло от много раз пере­веденных на русский язык «Сравнительных жизнеописаний» ан­тичного историка Плутарха. «Плутархами» тогда называли книги, в которых содержатся биографии выдающихся людей разных вре­мен и народов. Последователями Плутарха в новое время стали французы Пьер Бланшард и Катрин Жозеф Пропиак. Их книги переводили на русский язык, добавляя жизнеописания отечествен­ных деятелей — великих князей Киевских и Московских, Петра Великого, Феофана Прокоповича, М.В. Ломоносова, А.В. Суво­рова, М. И. Кутузова. Книги эти были весьма популярны. Интерес к такого рода изданиям особенно возрос после Отечественной войны 1812 года и выхода капитального труда Н.М. Карамзина «История Государства Российского».

Писатель и историк Николай Алексеевич Полевой(1796— 1846) создал в 30-х годах «Русскую историю для первоначального чте­ния». Это был оригинальный научно-популярный труд, в котором автор во многих случаях высказывал свое несогласие со взглядами Карамзина, носившими, как известно, примирительно-монархи­ческий характер.

Впервые в детской исторической литературе была обрисована у Полевого грандиозная роль Петра I. В более объективном и яр­ком свете предстали у него такие исторические деятели, как пат­риарх Никон, как возглавившие народное ополчение в 1611 году Кузьма Минин и князь Димитрий Пожарский.

А.С. Пушкин, посвятив «Русской истории для первоначально­го чтения» две статьи, отметил умение писателя сохранить «дра­гоценные краски старины», но пожурил его за непочтительное отношение к Карамзину. Не со всеми утверждениями Полевого соглашался и Белинский, но в целом и он считал книгу «прекра­сным сочинением», так как в ней «есть взгляд, есть мысль, есть убеждение».

Можно еще раз упомянуть здесь и об А. О. Ишимовой. Свою «Историю России в рассказах для детей» она переработала для более младшего возраста и издала под названием «Бабушкины уроки, или Русская история для маленьких детей». Писательница осталась верной взглядам Карамзина.

В 1847 году историк Сергей Михайлович Соловьев(1820—1879) опубликовал в журнале «Новая библиотека для воспитания» свой труд, предназначенный детям, — «Русская летопись для первона­чального чтения». Он сумел пересказать простым разговорным языком «Повесть временных лет» — летописный свод, составлен­ный в начале XII века Нестором. Соловьев выделяет заложенную в летописях идею русской государственности и борьбы народа за свою независимость.

ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIX ВЕКА

 

За промежуток времени от Крымской войны (1853—1856) и реформ 60-х годов до начала революционных событий (1905) дет­ская литература прошла этап своего окончательного утверждения в русской культуре. Творчество для детей стало восприниматься большинством писателей как почетное и ответственное дело. Утверждалось и отношение к детству как к суверенному миру с собственными духовными и этическими началами, своим быто­вым укладом. Разнообразие педагогических систем свидетельство­вало о постановке новых вопросов, касающихся детства и взаи­моотношений взрослых и детей.

Эпоха потребовала от детской литературы актуального содер­жания и современной художественной формы. Противоречия, порожденные реформами, могли быть разрешены только буду­щими поколениями, поэтому маленьким читателям предлагались книги современного звучания — здоровая духовная пища для пра­вильного развития личности.

Расцвет реалистического искусства оказал решающее влияние на детскую литературу, качественно изменил прозу и поэзию для детей (не дав, впрочем, заметного толчка детской драматургии).

Шире стала пониматься проблема народности: простое выра­жение «народного духа» признавалось уже недостаточным — не­обходимо было, чтобы произведение служило связующим звеном между читателем и народом, отвечало интересам всех честных и думающих читателей. Иными словами, понятие народности при­обрело более идеологический характер, связанный с идеалами демократии и гражданственности.

Революционно-демократическое направление в литературе и критике оказало большое влияние на детскую литературу. Это направление возглавляли критики и литераторы Н.Г.Чернышев­ский и Н.А. Добролюбов, поэт и редактор журнала «Современ­ник» Н.А. Некрасов. Революционеры-демократы формировали новое общественное сознание, взывая к гражданской совести и материалистическим взглядам, возглавляя борьбу за счастье на­родное.

Усиливается противоборство двух давних в детской литературе тенденций.

С одной стороны, детская литература сближается с современ­ной ей «взрослой» литературой: писатели демократического на­правления стремятся внести в произведения для детей художе­ственные принципы и идеи, которые приняты во «взрослой» ча­сти их творчества. С небывалой до того откровенностью и вместе с тем нравственным тактом они изображают мир реальных проти­воречий. Опасность раннего взросления детской души кажется им меньшим злом, чем опасность духовной спячки.

С другой стороны, ревнители «охранительной» педагогики и литературы проповедуют защиту детского мира от жестокой ре­альности: в произведениях на современные темы не должно быть полной картины жизни, неразрешимых противоречий и безнака­занного зла. Так, трагическая неизбежность смерти умеряется ре­лигиозной верой в бессмертие души, социальные язвы лечатся благотворительностью, вечное противостояние человека и при­роды сводится к облагораживающему влиянию красот природы на юную душу.

Противоборство двух мировоззренческих тенденций вполне отражают детские журналы. Сохраняют свою популярность став­шие привычными для общества журналы А.О. Ишимовой. Су­ществуют и другие детские журналы сентиментально-охрани­тельного толка. Появляются журналы новые, уже демократиче­ской направленности. В них утверждаются ценности народни­ческой идеологии и разъясняются идеи материализма и дарви­низма.

Развитие поэзии для детей идет двумя путями, получившими условное название «поэзии чистого искусства» и «некрасовской школы» (т.е. народно-демократической поэзии). Помимо пейзаж­ной лирики получает широкое распространение гражданская ли­рика. В поэзию для детей начинает проникать сатира. В стихах все еще звучит главным образом голос взрослого лирического героя, но уже появляется герой-ребенок, что будет характерно для дет­ской поэзии XX века. Диалог с ребенком, воспоминания о детских ощущениях — шаги к этому переходу.

Детство как лирическая тема, открытая в творчестве Шишко­ва, Жуковского, Пушкина, Лермонтова, получила окончатель­ное утверждение в поэзии второй половины века. При этом боже­ственные, ангельские черты в образе ребенка сменяются чертами сугубо реалистическими, хотя образ ребенка не утрачивает своей идеальности. Если поэты первой половины века видели в ребенке идеал современной им эпохи, который сходит на нет по мере взросления, то в восприятии их поздних преемников ребенок иде­ален в смысле его будущих деяний на благо общества.

Поэзия для детей (особенно в «некрасовской школе») разви­вается в тесной связи с фольклором, сам поэтический язык при­ближен к языку народной поэзии.

Более прочные позиции в детской прозе занимает теперь жанр рассказа. Наряду с традиционными моралистическими и художе­ственно-познавательными получают развитие рассказы социаль­но-бытовые, героико-приключенческие, исторические. Общие их черты — реализм, углубление подтекста, уход от однозначности в решении конфликта, усложнение общей идеи.

К концу столетия в отдельное тематическое направление вы­деляются рассказы о детях-сиротах, бедняках, маленьких труже­никах. Писатели стремятся привлечь внимание к катастрофиче­скому положению детей, погибающих духовно и физически в тис­ках буржуазно-капиталистического века. Эта тема звучит в произ­ведениях таких писателей, как Мамин-Сибиряк, Чехов, Куприн, Короленко, Серафимович, М. Горький, Л. Андреев. Тема тяжело­го детства проникает и в популярные святочные рассказы, либо подчиняясь сентиментальной идее благотворительности, либо опровергая ее (например, рассказ Достоевского «Мальчик у Хри­ста на ёлке»).

Привлекают внимание писателей и психологические пробле­мы детей, растущих в так называемых «приличных» семьях. Лев Толстой, Достоевский, Чехов, Короленко, Куприн в своих про­изведениях проводят подробнейший анализ возрастной психоло­гии детей, факторов воспитательного влияния, обстановки, ок­ружающей ребенка, и приходят порой к выводам неожиданным, настораживающим. Формируется литература о детях, обращенная к родителям и педагогам.

Литературная сказка становится все более похожей на реали­стический рассказ. Чудеса и превращения, моменты волшебного вымысла уже не являются определяющими чертами сказки. Писа­тели предпочитают держаться законов реальности, не прибегая даже к прямой аллегории. Животные, растения, предметы могут говорить, выражать свои чувства и мысли, но человек уже не всту­пает с ними в диалог. Волшебный мир закрылся от человека, люди существуют где-то по другую его сторону. Так двоемирие роман­тической сказки заменяется двоемирием сказки реалистической. Продолжаются поиски приближения к детям «вечных» книг, в частности Нового Завета и Ветхого Завета, христианских притч, апокрифов, житий. Церковь идет навстречу новым запросам, вы­пуская облегченные переложения, впрочем, тщательно взвешен­ные на весах государственных интересов. Лев Толстой предлагает освободить древние произведения от элементов фантастики, ре­лигиозной мистики, оставив чистую нравственную основу, т.е. предлагает применить законы реализма к произведениям, воз­никшим вне литературных направлений. Н.С. Лесков в 80 —90-е годы создает ряд рассказов, сказок, повестей на христианские сюжеты, подчинив мистическое начало сказаний правде отно­шений между людьми.

Достижения литературы второй половины XIX века явились мощной основой обновления детской литературы в начале следу­ющего столетия и подпитывали ее дальнейшее развитие.

 



infopedia.su

Просветительская деятельность Н. И. Новикова. Первый журнал для детей.

Известный просветитель-педагог второй половины XVIII века Н и к о л а й И в а н о в и ч Н о в и ков в воспитывался в Московском университете, где формировалось его мировоззрение а затем развернулась просветительская деятельность. Новиков возглавил общественное движение по организации независимых от царской власти народных училищ, направляя общественную инициативна создание школ для непривилегированного населения. Он стремился помочь домашним учителям правильно поставить обучение детей и издал много учебной литературы: азбук, букварей, учебников по различным предметам. Новиков был создателеми редактором первого в России детского журнала «Детское чтение для сердца и разума», издание которого затем передал известному историку и писателю Н. М. Карамзину. Об этом журнале очень положительно впоследствии отзывался В. Г.Белинский. В своих сатирических журналах «Трутень», «Живописец» и других изданиях Новиков помещал статьи на педагогические темы, привлекая общественное внимание к вопросам воспитания. Вся просветительская деятельность Новикова была проникнута ненавистью к самодержавию, к крепостническому режиму и всем его порождениям, в том числе к крепостнической системе воспитания. В просвещении Новиков видел главное средство разрешения социальных вопросов. «Причина всех заблуждений человеческих есть невежество, а совершенства — знание»,— говорил он. Новиков призывал к нравственному совершенствованию людей, полагая, что они станут добродетельными, если будут просвещенными и образованными, стремился примирить науку с религией и видел в религиозном воспитании составную часть нравственного воспитания детей и юношества. Цель воспитания, по его мнению, заключается в формировании активной добродетельной личности, направляющей свою деятельность на то, чтобы приносить пользу отечеству и своим согражданам. Новиков настаивал на том, чтобы дать детям широкое и разностороннее умственное образование. Он считал, что образование должно не только обогащать разум детей новыми знаниями, но и развивать их способность мыслить. Руководствуясь идеей народности воспитания, которая занимает большое место во всей его педагогической системе, Новиков считал, что детям необходимо, прежде всего изучить родной язык и словесность, историю и географию своей страны. В содержание обучения он включал «элементарные основания» как гуманитарных, так и точных наук, а также знания о природе. Новиков считал, что детям надо изучать мир растений и животных, знакомиться с трудовой деятельностью людей и с трудовыми процессами. В области нравственного воспитания Новиков сделал также много ценных предложений. Он считал необходимым любить и уважать детей, воспитывать их на положительных примерах, заставлять их вдумываться в мотивы своих поступков, постоянно упражняться в нравственных действиях. Новиков решительно выступал против физических наказаний. Очень важно воспитывать у детей любовь к правде и твердое намерение отстаивать истину, с ранних лет приучать детей к полезному труду.

30. Идеал воспитания Радищева (по работе «Беседа о том, что есть сын Отечества»)

Крупнейшим представителем прогрессивной педагогической мысли России второй половины XVIII века является зачинатель русского революционного движения Р а д и щ е в. В период усиления крепостничества, беспощадной эксплуатации народа он смело и мужественно встал на его защиту. Он опирался на научные открытия Ломоносова, перед которым преклонялся, считая его взгляды вершиной научной мысли XVIII века. Он развивал передовые положения русского философского материализма во взглядах на природу, происхождение человека и его сознания. Он рассматривал человека как материальное существо — часть природы. Выступая против религиозно-идеалистического взгляда на человека. Основной задачей воспитания Радищев считал формирование человека, обладающего гражданским сознанием, высокими нравственными качествами, любящего больше всего свое отечество. В отличие от многих современных ему мыслителей он полагал, что настоящим патриотом может быть только человек, способный активно бороться с самодержавием за благо угнетенного народа. Эти возвышенные мысли он изложил в своем замечательном сочинении «Беседа о том, что есть сын Отечества». В своем основном произведении «Путешествие из Петербурга в Москву» он рисовал тяжелую картину страданий, которым подвергают помещики крестьянских детей. Он указывал, что крепостнический строй препятствует духовному развитию крестьянских детей, глушит их природные способности, притупляет их сообразительность. Радищев выступал против слепого подчинения детей воле родителей. Он указывал, что взаимоотношения родителей с детьми не их частное, а глубоко общественное дело.  Радищев считал, что отношения родителей к детям должны быть основаны на взаимном уважении и разумной требовательности. Большое место в воспитании «истинного сына Отечества» Радищев отводил процессу овладения знаниями, умственному развитию. Вместе со всеми передовыми людьми своего времени он решительно настаивал на том, чтобы отечественный язык стал языком науки и образования. В этом видел необходимое условие, обеспечивающее развитие в России науки, а также демократизацию просвещения. Он выдвигал обширную программу образования, в которую должны были входить знания об обществе и природе. Он считал человека существом социальным, которое развивается в обществе, черпает свои силы в общественном союзе, нуждается для своего формирования в общении с людьми. В то же время он призывал считаться с природными особенностями детей.  Главное в формировании человека, по Радищеву, не его природные данные, а обстоятельства жизни, все те социальные факторы, которые окружают человека. Критикуя закрытые, изолированные от окружающей жизни воспитательно-образовательные учреждения, Радищев указывал на необходимость такой организации воспитания, которая помогала бы «наклонять человека к обществу». Он считал, что в условиях изолированного от общества воспитания нельзя сформировать человека с общественными стремлениями, интересами и наклонностями.

pedagog-social.ru

Научно-просветительские издания как типологическая ниша

Popular Science Publications as a Typological Niche

Колоев Александр Сергеевич аспирант кафедры периодической печати факультета журналистики Санкт-Петербургского государственного университета, [email protected].

Aleksandr S. KoloevPhD student at the chair of print journalism, Faculty of Journalism, Saint Petersburg State University, [email protected]

АннотацияВ статье рассматриваются научно-просветительские издания с точки зрения типологии средств массовой информации. В начале статьи после описания терминологического аппарата приводятся различные типологии печатных изданий с целью выяснения типологической ниши, которую занимали и занимают научно-просветительские газеты и журналы, а также различные типологические критерии, которые применялись и применяются к ним. Особое внимание уделено типологии прессы, разработанной исследователями на факультете журналистики СПбГУ в 2009 г. В рамках этой типологии автор статьи отделяет научно-просветительскую периодику от культурно-просветительских, литературно-художественных, духовно-просветительских и научных изданий.

Ключевые слова: популяризация науки, научно-популярный журнал, научная журналистика.

AbstractsThe article deals with scientific and educational publications from the point of view of media typology. The article presents a description of terminology apparatus and different typologies of publications in order to determine a typological niche, which scientific and educational newspapers and magazines have always occupied, as well as a variety of typological criteria that were and are being applied to them. Particular attention is paid to print media typology, which was developed by researchers at the Faculty of Journalism, St. Petersburg State University in 2009. Within this typology, the author separates the scientific and educational periodicals from the cultural, educational, literary, artistic, spiritual, educational and scientific publications.

Key words: science popularization, popular science magazine, science journalism.

 

Во всех отраслях знаний и науках, имеющих дело с разными по своему составу множествами объектов (или понятий, явлений и т.п.), в процессе изучения этих объектов появляется на определенном этапе необходимость в их упорядочивании, разделении на классы (или группы, виды, типы и т.п.), выстраивании в логическую систему или иерархию. Если обратиться к различным словарям, то можно убедиться в том, что такое распределение, разделение объектов по классам, при котором в каждый класс попадают определенные объекты, обладающие общим признаком, называют классификацией. К примеру, с ловарь по общественным наукам дает такое определение: «Классификация – система соподчиненных понятий (классов, объектов, явлений) в той или иной отрасли знания или деятельности человека, составленная на основе учета общих признаков объектов и закономерных связей между ними, а также позволяющая ориентироваться в многообразии объектов и являющаяся источником знаний о них»1. При этом существенный признак, по которому проводится классификация, обычно называют ее основанием или критерием.

В научной литературе с понятием «классификация» связано другое, близкое ему по значению понятие «типология», однако ни в коем случае не следует считать их синонимами. Типология опирается на выявление сходства и различия изучаемых объектов, на поиск надежных способов их идентификации, стремится отобразить строение исследуемой системы, выявить ее закономерности. Типология – это метод научного познания, в основе которого лежит расчленение систем объектов и их группировка с помощью типа, то есть обобщенной, идеализированной модели2.

Применительно к сфере изучения СМИ типология рассматривается как область теории журналистики. Исследователь А.И. Акопов предлагает следующее определение: «Типология периодических изданий – это область теории журналистики, включающая историко-теоретическое системное описание изданий по типоформирующим признакам, составление различных, зависящих от конкретных задач исследования, классификаций изданий; выяснение взаимоотношений, связей между подвергнутыми классификации изданиями в пределах данной системы»3.

Таким образом, есть ощутимая разница между типологией и классификацией. Действительно, «типология может либо непосредственно основываться на понятии типа как основной логической единице расчленения изучаемой реальности, либо использовать иные логические формы. Это, во-первых, классификация, цель которой сводится к построению иерархических систем классов и их подклассов на основе некоторых признаков, не свойственных самим объектам (название, число) или присущих им; во-вторых, систематика, предполагающая максимально полную и расчлененную классификацию данного множества объектов с фиксированной иерархией единиц описания; в-третьих, таксономия, в рамках которой специально исследуются и обосновываются принципы рациональной классификации и систематики»4. Как считают специалисты в области журналистики, «классификация еще не типология», она стоит ранее типологии и с ней лишь сопрягается5. Кроме того, по мнению некоторых исследователей, «отличие типологии от классификации еще и в том, что типология допускает существование таких явлений, которые не соответствуют ни одному из выделенных критериев»6.

Каждое печатное издание имеет свои технические особенности с точки зрения передачи и восприятия информации. Однако существуют не только технические, но и правовые, тематические и прочие характеристики СМИ. Все вместе они называются «типологическими характеристиками СМИ, которые используются для типологического анализа – описания, составления профиля (портрета) того или иного СМИ»7. Часто в научной литературе помимо понятия «типологические характеристики», встречаются понятия «типологические параметры», «типологические признаки», «типологические критерии», «типообразующие признаки», «типоформирующие признаки». Следует считать их синонимичными друг другу, если не оговаривается особый контекст их использования.

Под «типом издания» будем иметь ввиду «обобщенную идеализированную модель издания, представляющую собой совокупность наиболее существенных признаков, определяющих типовые содержательные особенности и внешние качества издания: социально-функциональное и читательское назначение, материальную конструкцию, знаковую форму основного материала, характер связи с другими изданиями и временные особенности выпуска»8. При этом тип издания является основой определения «вида издания» – группы изданий, обладающих одинаковыми существенными видовыми признаками (например, издания бывают следующего вида: литературно-художественные, научно-популярные и т.д.).

В процессе взаимодействия журналистики с социальной практикой создается определенная структура СМИ, которая, в свою очередь, должна быть точно отражена в типологических характеристиках, с помощью которых описывается каждое издание и вся система СМИ, поскольку при изучении прессы важно профессионально ориентироваться в тенденциях развития системы СМИ и уметь давать типологическое описание каждого конкретного издания. Развитие системы периодической печати в России связано с осмыслением типологических характеристик каждого периодического издания, поиском собственной читательской аудитории, моделированием назначения, содержания, структуры, внешней и внутренней формы, стилистического единства и оформления. Разделение журнальной и газетной периодики на типы позволяет издателям и редакторам концентрироваться на определенной тематике и, как следствие, вести грамотную редакционную политику и выживать на рынке СМИ.

Обратимся теперь, наконец, к различным типологиям СМИ, чтобы посмотреть, какую нишу занимали и занимают научные издания и издания, распространяющие знания научно-популярного характера, а также какой в отношении них использовался и используется терминологический аппарат.

К середине 70-х годов XX века по характеру и назначению выходящие в СССР журналы делились на литературные, политические, научные, специальные (отраслевые), иллюстрированные и неиллюстрированные, для женщин, молодежи, детей и т.д9. Как ни странно, научно-популярные журналы в этой широко использующейся в то время классификации отсутствовали (либо их не отделяли от научных изданий), хотя их совокупный тираж за месяц составлял, по данным разных источников, 25?35 млн экземпляров.

Однако исследования именно научно-популярных изданий в то время уже проводились. Э.А. Лазаревич даже определила некоторые типологические особенности научно-популярных журналов. Во-первых, пишет она, «как журналы они имеют соответствующую периодичность, программу, преемственность в содержании и оформлении, ориентируются на определенную аудиторию», а во-вторых, «как часть научно-популярной литературы соответствуют ее основным задачам и характеристикам», то есть «рассказывают о науке и технике, преследуя мировоззренческие, общеобразовательные и практические цели, и предназначенные для неспециалистов в данной области знания»10. Ею же выявлены особенности структуры издания и жанров, создающие типологическую самостоятельность научно-популярного журнала в отличие от научной, учебно-методической и научно-технической и прочей периодики не просветительского характера.

На описанную Э.А. Лазаревич классификацию советской прессы опирается М.И. Хаскина в своей диссертационной работе, исследуя эмпирическую базу почти половины существующих в 1970-е годы в советской России центральных научно-популярных изданий. Ее основу составляют три группы журналов: универсальные (их проблематика тематически не ограничена), политематические (посвященные широкому спектру наук) и монотематические (в них присутствуют одна, реже две отрасли науки и техники). Простое деление научно-популярных изданий на специализированные и универсальные упоминается в работе А.В. Панкова «Популяризация науки в периодической печати» (1973 г.). В 1980-е годы А.И. Акопов, создавшей на примере специализированных отраслевых журналов свою методику типологического исследования, предпринимает попытку комплексной типологии отечественной научно-технической журнальной периодики.

В современных условиях наблюдается типологическая дифференциация и интеграция средств массовой информации, ориентированных на те или иные функции. «К ним относятся средства массовой информации, которые способствуют функционированию и развитию политических, производственных, рекламных, деловых, художественных, учебно-образовательных и научных коммуникаций»11. Под научными коммуникациями здесь понимаются коммуникации непосредственно между самими учеными, а также между ними и представителями других видов деятельности. Типологическая дифференциация возникает под влиянием различных информационных связей определенного вида деятельности, что раскрывается на примере научных коммуникаций: «...так, разновидности научной коммуникации вызывают к жизни соответствующие издания: научно-исследовательские, научно-технические, научно-производственные, научно-практические, научно-популярные, научно-методические и научно-информативные (например, реферативные)»12. Также некоторые из вышеперечисленных терминов встречаются далее в цитируемой книге в главе «Периодическая печать: системные основы типологии» в разделе «Целевое назначение изданий». «На основе целей различных видов духовного производства (наука, литература, искусство, публицистика и др.) в массовых коммуникациях формируются следующие издания: массово-публицистические, литературные, художественно-публицистические, литературно-художественные, культурно-просветительские, для развлечения и проведения досуга, учебные и методические, научные, научно-популярные, научно-практические, научно-производственные, производственно-практические, официально-документальные, религиозные, рекламные, информационно-справочные, другие»13. Далее в разделе «Журналы в системе СМИ: типология и “ниши” изданий», где, как видно из названия, рассматриваются только журналы, утверждается, что по цели (назначению) журналы бывают: общественно-политические, научные, публицистические, литературно-художественные, популярные, познавательные, научно-практические, досуговые, справочно-рекомендательные и другие»14. При этом авторы, рассматривая ведущие типы журнальной периодики, отмечают, что «наиболее прочные позиции на современном этапе занимают научные журналы, научно-публицистические и культурологические, научно-популярные и познавательные»15, а говоря про влияние рыночных отношений на журналы, пишут, что «...устоявшие типы журналов, востребованных как в советскую эпоху, так и сейчас, почти не изменившие своих традиционных моделей – это научные, научно-практические и научно-популярные журналы»16.

Исследуя влияние различных видов деятельности (производственной, рекламной, информационной и др.) на типологическую структуру СМИ, Я.Н. Засурский также упоминает научные, научно-популярные, научно-практические и научно-производственные издания в одном ряду с публицистическими, литературными, художественными, художественно-публицистическими, развлекательными, методическими, рекламными и т.д.17 При этом там же используются еще термины «научно-познавательные журналы» («при потере аудитории литературно-художественных, публицистических, научно-познавательных журналов старого типа наблюдается популярность и явное преумножение изданий, занятых “исследованием” сверхъестественного, скандалами, происшествиями и преступлениями, светской хроникой»), «научно-теоретический» и «научно-практический» журнал («в группу научно-теоретических и научно-практических журналов входят: «АПК: экономика, управление», «Достижения науки и техники АПК»...») и все ранее уже упомянутые нами термины. Также в учебной и научной литературе по журналистике встречается термин «общественно-научный журнал», а некоторые издания сами позиционируют себя как «научно-развлекательные» и «научно-педагогические».

Мы предлагаем ввести термин «научно-просветительские издания». Его возникновение логически вытекает из типологии СМИ, предложенной проектной группой факультета журналистики СПбГУ, чьи исследования изложены в пособии «Масс-медиа российского мегаполиса»18. В нем исследователи располагают печатные СМИ в виде логичной и наглядной иерархической структуры. При этом то, что данная типология рассматривает только петербургские издания, нисколько не умаляет ее значения, ведь содержательно-типологические основания являются универсальными для современной российской прессы и никаким образом не ограничены особенностями территориального распространения печатных изданий.

В этом пособии дается определение просветительским изданиям – это «издания, цель которых распространять знания прежде всего научно-популярного характера (точные, естественные и гуманитарные науки) и способствовать через это повышению культурного уровня аудитории»19. Авторы пособия просветительские издания относят к блоку изданий «научные, просветительские», который входит в подраздел специализированная пресса, которая, в свою очередь, отнесена к аналитическим изданиям.

Необходимо сделать два крайне важных замечания. Первое замечание касается того, что не все просветительские издания носят научно-популярный характер, иными словами, не все из них занимаются популяризацией науки. Это непосредственно следует из вышеприведенного определения просветительских изданий, где ясно сказано, что это издания, цель которых распространять знания прежде всего научно-популярного характера, а не исключительно научно-популярного характера. Иными словами, к просветительским изданиям могут относиться издания, носящие не научно-популярный характер.

Мы предлагаем поделить просветительские издания на несколько видов: научно-просветительские, культурно-просветительские, духовно-просветительские и литературно-художественные. Разберем детальнее каждый из этих видов, чтобы понимать, чем они отличаются друг от друга.

Культурно-просветительские издания рассчитаны для широкой аудитории, в них доступно и увлекательно освещаются проблемы культуры, философии, истории, искусства. Например, культурно-просветительским изданием является выходящий в подмосковном городе Дмитров журнал «Северная жемчужина», на страницах которого публикуются исследовательские статьи по истории города, а также материалы различной культурно-просветительской направленности: интервью с деятелями культуры, искусства, спорта, литературное творчество дмитровчан, очерки о путешествиях по России и всему миру, познавательные рассказы для детей. Еще один пример культурно-просветительского издания – журнал «Человек без границ», который издает в Москве культурный центр «Новый Акрополь». Несмотря на то, что журнал пишет о современных научных открытиях, большая часть материалов посвящена тайнам природы, человеческим взаимоотношениям, философии и психологии, загадкам истории, культуре, а также известным людям (писателям, композиторам, художникам), создавших самих себя и изменивших мир к лучшему.

Особо отметим, что все краеведческие журналы и газеты мы относим к культурно-просветительским изданиям, а не к научно-просветительским, хотя, разумеется, краеведение включает в себя популяризацию научных исследований и знаний, касающихся отдельного географического региона. Такое решение мы объясняем тем, что краеведческие исследования в основном касаются культуры, искусства, традиций, связанных с отдельным регионом, и подача материалов в краеведческих изданиях носят по большей части культурно-просветительский характер, а не научно-популярный.

К духовно-просветительским изданиям мы относим всю периодику, на страницах которой освещаются проблемы человека и общества, носящие метафизический, религиозный, мистический или эзотерический характер. Здесь духовность понимается не в обобщенном светски-материалистическом смысле как некая совокупность нематериальных ценностей, тяга людей к вершинам культуры и познания, совершенствованию своих творческих способностей (куда, между прочим, относится и наука), а, скорее, понимается в рамках религиозных и околорелигиозных учений и практик, как мировоззрение, основанное на некоторых допущениях, лежащих за пределами научного познания. Темы и проблемы, поднимаемые на страницах духовно-просветительских изданий, не имеют никакого отношения к науке. Правда, иногда подобные издания в своих материалах затрагивают научные темы, однако это, как правило, носит паранаучный или псевдонаучный характер, что, опять же, не имеет к науке никакого отношения. Во избежание типологической путаницы отметим, что в данную группу изданий не входят конфессиональные издания, у них есть своя типологическая ниша.

В качестве примеров духовно-просветительских изданий приведем газету «Шестая раса» (выходит в г. Владивосток) и журнал «Небесная подкова» (выходит в г. Самара). «Шестая раса» пишет о здоровом образе жизни, духовном и личностном развитии человека, эзотерике, заботе о людях, дает советы, как раскрыть свой творческий потенциал, создать счастливую семью и т.п. «Небесная подкова» посвящена целительству, альтернативной медицине, здоровому образу жизни, астрологическим прогнозам, нравственному воспитанию личности.

К литературно-художественным изданиям будем относить всю периодику и альманахи, посвященные литературной и художественной критике и публикующие произведения художественной литературы. В данную группу изданий мы относим все журналы, которые в нашей стране давно получили неофициальное, но часто употреблявшееся название «толстых журналов» (без кавычек), в силу значительного объема этих изданий. Сегодня это такие журналы, как «Нева», «Знамя», «Арион», «Вопросы литературы», «Новое литературное обозрение» и многие другие. Все эти журналы к науке и ее популяризации также не имеют никакого отношения, разве лишь за исключением того, когда в них публикуют научную фантастику или вообще любые художественные произведения, посвященные научно-техническому прогрессу.

Второе важное замечание следует сделать, чтобы отделить сугубо научные издания от изданий научно-популярного характера. Очевидно, что к научным изданиям не относятся издания, занимающиеся популяризацией науки. Научное издание, в нашем понимании, – это периодическое печатное издание, являющееся источником научной информации и являющееся средством исключительно научной коммуникации. В научных изданиях публикуются научные статьи, написанные преимущественно учеными и для ученых. Такое понимание научного журнала (будем в дальнейшем под научным изданием подразумевать научный журнал, поскольку научные издания выходят преимущественно в виде журналов) дает и словарь по естественным наукам: «Научный журнал – журнал, содержащий статьи и материалы о теоретических и прикладных исследованиях, и предназначенный научным работникам. В зависимости от целевого назначения научные журналы подразделяют на научно-теоретические, научно-практические и научно-методические»20. Также к научным журналам можно уверенно отнести научно-исследовательские, научно-технические, научно-производственные, научно-информативные, научно-педагогические журналы (заметим, все эти термины уже упоминались ранее в данной статье), то есть все журналы, за исключением научно-популярных, а также научно-публицистических, научно-познавательных, общественно-научных и научно-развлекательных.

Таким образом, к изданиям, которые входят в раздел «научные, просветительские» (подразумеваем, что запятую здесь следует понимать как союз «и», то есть исследователи в этот раздел включили два множества изданий: научные и просветительские) можно отнести издания сугубо научного характера, рассчитанные на узкий круг специалистов и не предназначенные широкому кругу читателей – это, собственно, те самые научные издания, которые фигурируют в первой части названия раздела.

При этом издания, которые носят научно-популярный или, иначе говоря, научно-просветительский характер, мы назовем научно-просветительскими. К ним будем, разумеется, относить все издания, которые сами себя позиционируют как научно-просветительские, а также научно-популярные, научно-публицистические, научно-познавательные, общественно-научные и научно-развлекательные издания, которые упоминались выше. Все эти термины будем считать синонимичными друг другу. Здесь будет уместно обратиться к введенному в действие 1 января 1991 г. «ГОСТу 7.60-90. Издания. Основные виды. Термины и определения», который содержит классификацию всех возможных видов изданий. В этом документе раздел «Виды изданий по целевому назначению» содержит определение научно-популярного издания – это «издание, содержащее сведения о теоретических и (или) экспериментальных исследованиях в области науки, культуры и техники, изложенные в форме, доступной читателю-неспециалисту». Так как мы договорились, что термин «научно-популярные издания» и «научно-просветительские» будем считать синонимичными, то данное определение из ГОСТа будем относить к научно-просветительским изданиям. Таким образом, научно-просветительские издания (газеты, журналы, бюллетени, альманахи) занимаются распространением научных знаний в доступной форме для широкого круга людей, имеющих однако определенный уровень подготовленности для получения такой информации.

Теперь объясним необходимость введения термина «научно-просветительские издания». Действительно, термин «научно-популярные издания» используется чаще в научной, учебной литературе, в интернете, повседневной речи, а также многие журналы научно-просветительского характера позиционируют себя именно как научно-популярные. Наше решение продиктовано тем, что, во-первых, в пособии «Масс-медиа российского мегаполиса» исследователи используют термин «просветительские издания» в отношении части интересующих нас изданий, во-вторых, использование термина «научно-просветительские издания» позволяет избежать смысловой неопределенности при толковании термина «научно-популярные» (популярные – в смысле популярно, доступно и просто что-то излагают или эти издания имеют большой тираж, то есть популярны?), в-третьих, слово «просветительский» заставляет вспомнить Эпоху Просвещения, когда в широком смысле просветителями называли выдающихся распространителей прежде всего научных знаний, и, наконец, в-четвертых, термин «научно-просветительский» представляется автору данной статьи более точным, емким по значению и грамотным, чем «научно-популярный». Кроме того, термины «научно-просветительская пресса», «научно-просветительские издания» фигурируют и в названиях диссертаций, если воспользоваться поиском по электронной базе диссертаций РГБ. И самое важное, что некоторые издания научно-популярного характера позиционируют себя именно как научно-просветительские (например, журнал скептиков и атеистов «Скепсис»).

 

  1. Словарь по общественным наукам «Глоссарий.ру» // http://www.glossary.ru
  2. Новая философская энциклопедия. М., 2003. С. 457.
  3. Акопов А.И. Типология советских научно-технических журналов: дис. … канд. филол. наук: 10.01.10 / МГУ. М., 1979. С. 47.
  4. Большая Советская энциклопедия // http://slovari.yandex.ru/~книги/БСЭ/Типология
  5. Есин Б.И. Еще раз о типологии // Вест. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2005. № 6. С. 66-67.
  6. Acтaшкинa И., Mишин B. Методы классификации и типологии // www.inventech.ru/lib/analis/analis0013
  7. Мирошниченко А.А. Бизнес-коммуникации. Мастерство делового общения. М., 2008. С. 145.
  8. Мильчин А.Э. Издательский словарь-справочник. М., 2006. С. 345.
  9. Лазаревич Э.А. Научно-популярный журнал как тип издания // Вестн. моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 1979. № 1. С. 12.
  10. Там же.
  11. Типология периодической печати: Учеб. пособие для студентов вузов. М., 2009. С. 20-21.
  12. Там же.
  13. Там же. С. 44-45.
  14. Там же. С. 80-81.
  15. Там же. С 81.
  16. Там же. С. 87.
  17. Система средств массовой информации России: Учеб. пособие для вузов. М., 2001. С. 100.
  18. Масс-медиа российского мегаполиса. Типология печатных СМИ. СПб, 2009.
  19. Там же. С. 67.
  20. Яндекс. Словари. Cловарь по естественным наукам // www .slovari.yandex.ru/научный%20журнал/

www.mediascope.ru


KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта