Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

Open Library - открытая библиотека учебной информации. Публицистический стиль примеры текстов из газет журналов


Примеры текстов публицистического стиля

Связь Примеры текстов публицистического стиля

просмотров - 2734

V. Основная функция публицистического стиля.

Публицистический стиль - ϶ᴛᴏ стиль газет, радио, телœевидения, рекламы, ораторской речи. Иногда его называют стилем массовой коммуникации. Основная цель публицистического стиля – воздействовать на общественное сознание, информировать широкие круги населœения о важнейших событиях современности. Это стиль репортажей, очерков, интервью, рекламных объявлений, выступлений на митингах и т.д.

Одной из главных черт публицистического стиля является его эмоционально-оценочная окрашенность. В таких текстах, кА правило, много эмоционально-оценочных выражений, что напрямую связано с одной из базовых их функций – воздействие на адресата. Журналисты и авторы публикаций не просто информируют своих читателœей, но и пытаются внушить им ту или иную оценку событий.

В публицистическом стиле также часто используются штампы (клише), особенно это характерно для языка средств массовой информации: «политическая система». «рыночная экономика», «свободный рынок» и т.д.

Все тексты публицистического стиля существуют в различных формах: письменной (в газетах и журналах) и устной (в электронных СМИ и публичных выступлениях). Необходимо отметить, что по своим характеристикам они относятся к книжно-письменному литературному языку (подготовленность речи, осознанный выбор языковых средств и т.п.).

При этом в последнее время исследователи отмечают одну важную особенность современной речевой культуры: благодаря СМИ (радио и телœевидению, Интернету), использующим новые средства общения (к примеру, передачи прямого эфира, спонтанные интервью на улицах, обратная связь со слушателями и зрителями через телœефон), создается новая разновидность устной коммуникации – устный литературный язык, который функционирует не только в бытовой сфере, но и в сфере публичных выступлений. Именно эта разновидность литературного языка приобретает всœе большее влияние на современную речевую культуру.

1) От редакции.

Дорогие читатели!

Вы держите в руках специальный выпуск журнала «Лучшие интерьеры», а точнее – краткую версию, или дайджест, летнего номера нашего издания. Подготовлен дайджест для того, чтобы в рамках рекламной компании познакомить с «Лучшими интерьерами» тех потенциальных читателœей, кто ещё не видел или не покупал наш журнал.

Очень коротко о том, зачем более двух лет назад был создан интерьерный журнал и для кого он предназначен. «Лучшие интерьеры» – проект исключительно интерьерный. Структура журнала очень проста͵ в нем две основные части: одна посвящена частным квартирам и домам, другая – интерьерам ресторанов, кафе, модных бутиков и салонов, сделанным профессиональными архитекторами и дизайнерами. Небольшая рубрика «Спецпроект» разделяет основные части и дает возможность насладиться красивыми композициями. Принципиальное отличие журнала в том, что он представляет объекты из самых разных городов России, ближнего зарубежья, Европы, Америки, Азии. В репортажах главное внимание уделяется иллюстрациям, а небольшие текстовые комментарии содержат необходимую информацию для предоставления объекта.

Нам приятно, что «Лучшие интерьеры» нашли своего читателя. Это и специалисты – архитекторы, дизайнеры, и люди, которые приобретают новое жилье и хотят изменить облик старого.

Мы будем рады, если вы, посмотрев дайджест, заинтересуетесь журналом и присоединитесь к нашей многочисленной аудитории.

2) «Мамапапасынсобака» («Современник»), 10 и 12 марта.

Спектакль Нины Чусовой – под стать времени – короткий и стремительный. Эксцентрический коллаж элементов цирка, компьютерной игры, уличных граффити и документальной фотографии с разрушенными белградскими храмами. Четыре актрисы – Хаматова, Дроздова, Петрова, Рашкина –образуют бравурный и эксцентричный ансамбль, исполненный легкого и дерзкого куража. В изображении детей «родители» с их нетерпимостью и ненавистью друг к другу, с их маленькими домашними скандалами, ежеминутно порождают войну.

Читайте также

  • - Примеры текстов публицистического стиля

    V. Основная функция публицистического стиля. Публицистический стиль – это стиль газет, радио, телевидения, рекламы, ораторской речи. Иногда его называют стилем массовой коммуникации. Основная цель публицистического стиля – воздействовать на общественное сознание,... [читать подробенее]

  • oplib.ru

    Газетно-публицистический стиль — МегаЛекции

    3.4.1. Общая характеристика функционального газетно-публицистического стиля

    Функциональный газетно-публицистический стиль обусловливает способы коммуникации и обеспечивает их речевое и языковое оформление в сфере политической жизни.

    Газетно-публицистический стиль охватывает массовые по­пулярные политические тексты, воздействующие на актуаль­ные общественно-политические процессы оперативным доку­ментальным отображением, основанным на их идейно-поли­тическом осмыслении и эмоционально выраженной оценке.

    Понятие газетно,-публицистического стиля складывается из языка текстов газет, общественно-политических журналов, пам­флетов, воззваний и прокламаций, из языка текстов докладов, выступлений, бесед, речей, дискуссий, языка радио- и телепе­редач, документально-публицистического кино, содержащих политическую информацию. Политическая информация охва­тывает явления, факты и события политической сферы жизни общества — отношения между классами, нациями, государства­ми. Сюда же включаются сообщения о событиях и явлениях, происходящих в других областях общественной жизни, прежде всего в экономике и культуре, имеющих политическое значе­ние. Политическое сознание, будучи формой общественного сознания, складывается из политической идеологии и полити­ческой психологии, вследствие чего в функциональном стиле публицистики синтезируются два начала: интеллектуальное и эмоциональное.

    Глава 3 * Функциональные стили современного немецкого языка №5

    Основные функции публицистического стиля — информа­ционная и агитационно-пропагандистская, которые реализуют политическую информацию для идеологического воздействия на массы с целью формирования общественного сознания и по­буждения их к активным действиям.

    Слово «агитация» (от лат. agitatio) означает «приведение в движение», побуждение к действию, возбуждение мыслей лю­дей. Такое побуждение и возбуждение достигается словом, об­ращенным к людям. Другое латинское слово — «пропаганда» (P/opaganda) означает «подлежащее распространению» — рас­пространению определенных взглядов, идей, учений, а также политических теорий.

    Первостепенным средством идеологии и политики, опре­деляющим идейную направленность пропаганды и агитации, является принцип партийности, который отражает положение какого-либо класса или социальной группы, обосновывает их интересы, определяет их роль и значение в обществе, их отно­шение к другим классам, партиям, социальным группам и го­сударству.

    Содержание газетно-публицистического стиля теснейшим образом связано с истинностью, объективностью, правдивос­тью, достоверностью содержания.

    Достоверность выражает истинность общественно-полити­ческой информации для ее получателей, а также степень ее ос­воения обществом^, следовательно, связана с такими ее харак­теристиками, как полнота, глубина, точность, определенность. Полнота общественно-политической информации выража­ет не вообще всю информацию, которую можно добыть о сооб­щаемом явлении, событии, а лишь наиболее существенную, ту, к°торая может содействовать правильной реакции и правиль­ному принятию решения.

    Оперативность и актуальность являются характеристика-Ми общественно-политической информации, выражающими ее эффективность во времени.

    Оптимальность информации представляет собой комплекс­но характеристику, объединяющую в единую сложную систе-Щ все другие свойства информации. Под оптимальной инфор­мацией следует в данном случае понимать такую информацию, к°торая ведет, с одной стороны, к выработке оптимальной

    Брандес М. П.* Стилистика текста

    стратегии в процессе агитационно-пропагандистской деятель­ности на основе учетаполНой и точной информации об адреса­те как объекте воздействия, убеждения, с другой — информа­цию управления.

    Агитационно-пропагандистской функцией публицистики определяется высокая степень ее экспрессивности и эмоцио­нальности, которая зависит от конкретной' формы их вопло­щения, канала связи и специфики речевого жанра. Эмоции, которые выражаются в комментарии, и чувства, выраженные в призывах или памфлете, — различны по своему характеру и конкретному содержанию. Они различны по своей психоло­гической сущности и по своему формальному проявлению так­же в зависимости от канала связи, который накладывает свой отпечаток на каждый речевой жанр как составляющий его ком­понент.

    Эмоционально-экспрессивная функция газетно-публицисти­ческого стиля характеризуется, прежде всего, открытой оценоч-иостью текста. В отличие от художественных произведений в публицистике не. подтекст, а сам текст вполне определенно выражает оценочное отношение к излагаемым фактам. Все это выдвигает на передний план'функцию воздействия публицис­тических произведений в ее прямом назначении — оказывать духовное, идеологическое воздействие на читателя, Эффектив­ность такого воздействия обусловливает в немалой степени спе­цифика конструкта, внутренняя прагматическая структура со­ответствующего речевого жанра, публицистического стиля, и прежде всего подбор композиционно-речевых форм.

    КРФ, с одной стороны, создают логико-смысловую, инфор­мационную сторону содержания; с Другой стороны, являют со­бой конкретную модель функционального, прагматического, т.е. эмоционально-волевого содержания. Речевые жанры пуб­лицистического стиля в своем большинстве обладают опреде­ленной внутренней структурой, жесткой- и полужесткой* т.е. определенной внутренней логикой. Сила воздействия связана с четкой внутренней структурой.

    В зависимости от жанра варьируется набор композицион­но-речевых форм и их доминанта. Так, в самом простом рече­вом публицистическом жанре «информация», функциональ­ным свойством которого является передача первичной поли-

    Глава з • Функциональные стили современного немецкого языка 197

    тической информации, используется композиционно-речевая формалибо «сообщение», либо «констатирующее сообщение»;, представляющая смысловую структуру.

    Смысловая структура речевого жанра «политический ком­ментарий» складывается из следующего набора композицион­но-речевых форм: «сообщение» («констатирующее сообщение») как вводная информация об определенных событиях и фактах, политической жизни, далее «рассуждение», содержащее истол­кование этих событий с идеологических позиций, затем резю­ме в форме «констатирующего сообщения», содержащее оцен­ку этих явлений.

    Особое прагматическое значение в газетном тексте имеет заголовок, который выполняет следующие функции: номина-гавную^ информативную, экспрессивно-апеллятивную, рек­ламную, разделительную. Причем в каждом заголовке преоб­ладает какая-то одна функция.

    Основу языка газетно-публицистического стиля составля­ет книжно-обиходный, «книжный» язык, представляющий со­бой сочетание элементов (лексики и синтаксических структур) разных стилей — при их частичном сохранении или утрате ис­конной стилистической окраски. Книжный характер этого язы­ка определяется тем, что он выражает-предварительно, проду­манную и организованную целостную информацию. Основной стилистический принцип организации языка в публицистике — сочетание стандарта и экспрессии.

    5.4,2, Монологические типы

    текстов функционального газетно-публициетического стиля. Их жанровая специфика

    Родовое и видовое многообразие современного публицистического стиля не поддается строгому, а тем более Счерпывающему разделению. В нем многое текуче, относи^ тЗДШо, предельно динамично»

    В самых общих чертах можно выделить две большие груп-nbt публицистических текстов: газетно-журнальную публици-®Щ и социально-политическое красноречие, соотноситель-нь^ с коммуникативным характером аудитории, на которую на-

    Брандес МЛ. • Стилистика текст

    правлена пропаганда: аудитория печатной пропаганды и ауди­тория устной пропаганды. Аудитория прессы, телевидения и ра­дио представляет собой кассовую рассредоточенную аудито­рию, т.е. сумму разделенных в пространственном отношении лицили групп. Аудитория устной информации — разновидность «собранной», или «контактной*, публики: все слушатели или собеседники сохраняют зрительный и слуховой контакт с про­пагандистом и друг с другом.

    Каналами коммуникации газетно-журнальной публицисти­ки выступают газеты и общественно-политические журналы. Они являются институциональными органами, обслуживаюши-ми общение определенного социума и представляющими со­бой особые культурные системы со своей нормативной базой, в соответствии с которой оформляется содержание и язык пуб­ликуемых в них материалов. Газета является оперативным уни­версальным источником информации о положении дел в раз­личных областях как своей страны, так и других.стран. Обще­ственно-политические журналы дают более обобщенную информацию, чем газета, хотя в оперативности журнал проиг­рывает. Газетно-журнальная публицистика как вид массовой коммуникации является сложным явлением из-за неоднород­ности .ее задач и условий общения и из-за особенностей экст­ралингвистической основы.

    Современная газета состоит из чрезвычайно разно­образных речевых жанров и типов текста, конкретно реализу­ющих информационную и агитационно-пропагандистскую функцию. Среди них:

    —статьи, которые подразделяются на директивные, попу­ляризаторские, проблемные, обобщающие опыт, обличитель­ные;

    —корреспонденции, анализирующие факт или группу фак­тов, какое-либо явление из политической, экономическойи культурной жизни;

    —заметки, освещающие более узкую, чем в корреспондентции, тему, излагающие один факт или описывающие одно со­бытие;

    —информации на международные и внутренние, общегосу­дарственные и местные темы, представленные в виде либо крат-

    Глава 3 • Функциональные стили современного немецкого языка 199

    ш, либо расширенных сообщений, интервью, отчетов, сво­док, путевых заметок, зарисовок;

    — обзор печати;

    — рецензии, очерки, фельетоны.

    Каждый из указанных речевых жанров — это уникальная коммуникативно-смысловая модель текста, это прагматичес­кая модель разновидности функции убеждения, а также интег-ративная, рамочная модель нормы, определяющей типовое оформление текста. В рамках газетно-журнальной публицис­тики условно можно выделить три типа текстов: информаци­онный, аналитический и художественно-публицистический, которые конкретно реализуются в многообразных речевых жанрах.

    Информационный тип те к с т а. В информацион­ном типе текста базовая информационная функция совпадает с аксиологической (прагматической и эстетической) функци­ей. В этом типе текста можно выделить такие подтипы: офици­ально-информационный, информационно-деловой, неофици-адьно-информационный и информационно-экспрессивный.

    Официально-информационный подтип текста определяется задачами предельно сжатой, объективной, достоверной, точной и соответствующей официальному этикету передачи фактоло­гической, прежде всего событийной информации. Официаль­ная информация исключает мнения и оценки информатора, она несет качество особой ответственности соответствующих Учреждений за достоверность и объективность передачи. Офи­циально-информационная речь отличается отсутствием эмоци­ональности, субъективности, образности. Речевые жанры, ре­визующие этот подтип информационного текста — «заметка», «сообщение», «хроника», «отчет», «интервью» и т.п.

    В речевом строе указанного подтипа в целом господствует Композиционно-речевая форма «констатирующее сообщение», которая предписывает стандартную структуру предложения-констатива и которая бывает полной или неполной. Эта струк­тура Может осложняться дополнительными конкретизирую­щими распространителями, в роли которых выступают содер­жательно-конкретизирующие обороты, необособленные и обособленные, придаточные определительные и изъяснитель-

    200 Брандес М.П. • Стилистика текста

    ные предложения. Используется также полное или выбороч­ное цитирование, при котором возможны включения языко­вых "элементов других подстилей. Обилие распространенных предложений во многом связано с оперированием многочлен­ными (обычно номинативно-определительными) словосочета­ниями, выражающими логико-фактологические понятия.'Мно-гокомпонентность фразы уравновешивается (в известной сте­пени) стандартностью ее структуры и расположения частей, а также заменой некоторых частей высказывания краткими условными формулами. Общая номинативно-конкретизирую­щая направленность речи обусловливает активность предика­тивных сочетаний с полуслужебными глаголами, отглагольных и близких к ним существительных, согласованных и несогла­сованных определений различного характера, широкое исполь­зование приложений логического характера и собственных имен. Неактуальность или труднообозначаемость реальных субъектов действия при передаче события определяет много­численность пассивных конструкций (Васильева, 33). Ниже приводится образец рассмотренного подтипа текста.

    megalektsii.ru

    Нормы публицистического стиля речи лексика

    Нормы публицистического стиля речи

    Лексика

    Неоднородность лексического состава, проявляющаяся в сочетании книжной лексики с разговорной и просторечной.

    Использование специальной лексики и терминологии из различных областей знаний: политики, экономики, культуры и т. д.

    Применение общеупотребительной лексики с новым расширительным значением.

    Широкое использование неологизмов, окказионализмов.

    Употребление иноязычной лексики, интернационализмов. Большая активность оценочной лексики.

    Использование крылатых слов, пословиц и поговорок.

    Употребление «газетизмов» (языковых средств, распространенных преимущест­венно в газетно-публицистическом стиле) и стандартизованной газетной фразеологии как общеязыковой, так и собственно газетной).

    Недопустимость немотивированного повтора слов, тавтологии.

    Широкое использование собственных наименований, аббревиатур. Общий именной характер газетной лек­сики.

    Синтаксис

    Допустимость простых и сложных пред­ложений только с четкой структурой.

    Синтаксическая неоднородность публицистической речи: сочетание книжного синтаксиса (употребление сложных пред­ложений и простых, осложненных обособ­ленными членами, вводными словами и предложениями, вставными конструкциями и т. д.) с разговорным (использование неполных предложений, парцеллированных и присоединительных конструкций и т. д.).

    Недопустимость использования однооб­разных синтаксических структур.

    Широкое применение побудительных и вопросительных предложений.

    Активность пассивных синтаксических конструкций.

    Использование прямой речи, диалога.

    Употребление простого глагольного ска­зуемого, выраженного устойчивыми гла­гольными сочетаниями, личным глаголом для обозначения обобщенного действия.

    Своеобразное использование однородных членов: соединение парами, повтор, града­ция.

    Использование специфических по форме и семантике простых предложений в роли газетных заголовков.

    Распространенность номинативных пред­ложений (использование цепочек номина­тивных предложений в начале и в середи­не текста).

    Предпочтительное использование слож­ноподчиненного предложения среди дру­гих видов сложного предложения.

    Малоупотребительность сложного пред­ложения с разными видами связи.

    Использование образных средств

    Широкое употребление образных средств с ярко выраженной эмоциональ­ной оценочностью.

    Использование средств словесной образ­ности: тропов (постоянных для газетной речи метафор, метонимии, олицетворений, парафраза и т. д.) и фигур (антитезы, параллелизма, инверсии, анафоры, эпифо­ры и т. д.).

    Намеренное «столкновение» книжной лексики с разговорной и просторечной в целях создания экспрессивности.

    Способ изложения

    Сочетание обобщенности и авторской индивидуальности в изложении:

    - использование форм 1-го и 3-го лица в обобщенном значении;

    - автор-повествователь выступает как обобщенное лицо;

    - обобщенность и понятийность изло­жения;

    - обобщенность и открытая оценочность изложения.

    Адресованность речи широкому кругу читателей, что требует простоты, ясности и точности изложения.

    Аргументированность изложения.

    Фактологичность изложения.

    Пример текста публицистического стиля:

    Единята – дружные ребята

    Юные медведи носят красно-синие галстуки и еще не знают,

    кто такой Шойгу

    В саратовском област­ном центре «Единство» – боль­шой праздник. В Пет­ровском районе ряды «медведей» пополни­лись сразу тремя тыся­чами школьников. Делу партии Шойгу присяг­нули 90 процентов петровчан в возрасте от семи до четырнад­цати лет.

    Сие знаменательное событие вовсе не явилось следствием боль­шой пропагандистской работы местных активистов-заединщиков. Петровская партячейка пришла, как говорится, на готовенькое, взяв под свое крыло уже два года существующую молодежную орга­низацию, самую крупную в рай­оне. Основал ее директор Дома детского творчества Олег Тумкин, который пестует молодое поколе­ние почти четыре десятка лет. Олег Николаевич говорит, что первона­чально он ставил не политические, а чисто воспитательные цели.

    – В районе 30 школ, каждая «лепит» ребенка по-своему. А в воспитательной работе должен быть идеологический стержень, подобный пионерии, но с учетом современных особенностей. Мы собрали завучей и вожатых и ре­шили все школьные организации объединить.

    Название для своего клуба придумывали сами школьники. Дело было в декабре 1999 года, и информированная молодежь предложила именоваться «Един­ством». Теперь выясняется, что поступили ребята очень дально­видно. Впрочем, иного и ожидать было трудно в районе, где весь административный ресурс работал на «медвежью» агитацию.

    В организацию вступили поч­ти все подростки до 14 лет, а в це­лом половина школьников рай­она. Родители особо политикой не интересуются, но рады, что ча­да хоть как-то пристроены <…>

    (Н.Андреева Единята – дружные ребята // Общая газета. № 18, 24.10.2001)

    Художественный стиль

    Сфера общения – эстетическая (художественная литература).

    Функция речи – эстетическая (создание художественного образа).

    Специфические черты – образность, эмоциональность, экспрессивность, динамизм, недопустимость стандарта, ярко выраженная авторская индивидуальность.

    Типичные жанры – роман, повесть, рассказ, поэма, лирическое стихотворение и т.д.

    Нормы художественного стиля

    Лексика

    Неоднородность лексического состава (сочетание книжной лексики с разговорной, просторечной, диалектизмами, жарго­низмами и т. д.).

    Использование всех пластов русской лексики в целях реализации эстетической функции.

    Активность многозначных слов всех сти­левых разновидностей речи.

    Большая предпочтительность использо­вания конкретной лексики и меньшая – абстрактной.

    Минимальное использование родовых понятий.

    Широкое употребление народно-поэти­ческих слов, эмоциональной и экспрессив­ной лексики, синонимов, антонимов.

    Общий глагольный характер художест­венной речи и в связи с этим широкое использование личных глаголов и личных местоимений.

    Синтаксис

    Возможность использования всех типов простого и сложного предложения.

    Уместность синтаксических конструкций с избыточными языковыми средствами, инверсией; разговорных конструкций.

    Широкая употребительность диалога, предложений с прямой речью, несобствен­но-прямой и косвенной.

    Активность парцеллированных структур.

    Немотивированное использование кли­шированных синтаксических конструкций.

    Недопустимость синтаксически моното­нной речи.

    Использование средств поэтического синтаксиса.

    Использование образных средств

    Самое широкое, по сравнению с другими функциональными стилями, употребление средств словесной образности: тропов и фигур.

    Достижение образности за счет намерен­ного столкновения разностильных языко­вых средств.

    Использование всех средств языка, в том числе и нейтральных, для создания системы образов.

    Способ изложения

    Полисубъектность художественной речи: сочетание речи автора (автора-повествова­теля, автора-создателя) с речью персонажей.

    Ярко выраженный индивидуально-автор­ский способ изложения.

    Пример текста художественного стиля:

    Прекрасна – и особенно в эту зиму – была Батуринская усадьба. Каменные столбы въезда во двор, снежно-сахарный двор, изрезанный по сугробам полозьями, ти­шина, солнце, в остром морозном воздухе сладкий запах чада из кухонь, что-то уютное, домашнее в следах, пробитых от поварской к дому, от людской к варку, конюш­не и прочим службам, окружающим двор... Тишина и блеск, белизна толстых от снега крыш, по-зимнему низ­кий, утонувший в снегах, красновато чернеющий голыми сучьями сад, с двух сторон видный за домом, наша завет­ная столетняя ель, поднимающая свою острую черно-зе­леную верхушку в синее яркое небо из-за крыши дома, из-за ее крутого ската, подобного снежной горной вер­шине, между двумя спокойно и высоко дымящимися тру­бами... На пригретых солнцем фронтонах крылец сидят, приятно жмутся монашенки-галки, обычно болтливые, но теперь очень тихие; приветливо, щурясь от слепящего, веселого света, от ледяной самоцветной игры на снегах, глядят старинные окна с мелкими квадратами рам… Скри­пя мерзлыми валенками по затвердевшему на ступеньках снегу, поднимаешься на главное, правое крыльцо, прохо­дишь под его навесом, отворяешь тяжелую и черную от времени дубовую дверь, проходишь темные длинные се­ни...

    (И. Бунин. Жизнь Арсеньева)

    Разговорный стиль

    Сфера общения – межличностные отношения (бытовая сфера).

    Функция речи – установление межличностных отношений.

    Специфические черты – непринужденность, неподготовленность, зависимость от ситуации.

    Жанры – диалог при покупке, разговор по телефону и т.п.

    Языковые черты разговорного стиля

    Лексика

    Использование бытовой, разговорной лексики (сынок, окошко, телек).

    Эмоциональная лексика (ручища, дощечка, крохотный и т.п.).

    Использование эмоционально окрашенных фразеологизмов (ни кожи ни рожи, через пень колоду и т.п.).

    Синтаксис

    Неполные предложения (Ты домой? Вы на трамвае? Я скоро).

    Преобладание конструкций с бессоюзной связью.

    Специфический порядок слов (В школу ее отдали английскую. Малину, я знаю, ты не любишь).

    Использование вопросительных и побудительных предложений.

    Междометные сказуемые (Блузка не ах).

    Пример текста разговорного стиля:

    Вот еще из впечатлений было что... Когда я первый раз с медведем... Один раз ночевал я в лесу. Страшно, да и холодно – мороз до костей дерет. В тот раз я с мишкой встретился. С вечера пришел на ток на подслух – послушать значит. Слышу – вроде бы там кто-то сел. То есть такое вот ощущение - как будто там кто-то есть. Тут тень меня накрыла – в трех метрах над головой пролетает филин, тихо подлетел, только чуть-чуть башкой повертел. Ну, думаю, сейчас я его хлопну – мне же помощники не нужны!

    (Из разговорной речи)

    Вопросы для самоконтроля

    1. Что такое функциональный стиль речи?

    2. Охарактеризуйте систему функциональных стилей современного русского языка.

    3. Чем отличаются книжные стили речи от разговорного?

    НАУЧНЫЙ СТИЛЬ

    1. Отличительные черты научного стиля речи.

    2. Жанры устной и письменной научной речи.

    3. Виды сокращения текста.

    Сфера научного общения отличается тем, что в ней преследуются цели наиболее точного, логичного, однозначного выражения мысли.

    Ведущее положение в научном стиле занимает монологическая речь. Речевыми жанрами, воплощающими этот стиль речи, являются научные монографии, научные статьи, диссертации, различные жанры учебной, научно-технической, научно-популярной литературы, научные доклады, лекции.

    В большинстве случаев научный стиль реализуется в письменной форме речи. Однако с развитием средств массовой коммуникации, с ростом значимости науки в современном обществе, увеличением числа различного рода научных контактов, таких, как конференции, симпозиумы, семинары, возрастает роль устной научной речи.

    Основными чертами научного стиля являются точность, абстрактность, логичность и объективность изложения. Именно они формируют этот функциональный стиль, определяют выбор лексики, используемой в произведениях научного стиля.

    Требование точности научной речи предопределяет такую особенность словаря научного стиля, как терминологичность. В научной речи активно используется специальная, терминологическая лексика. В последнее время возросла роль международной терминологии. Это свидетельствует, с одной стороны, о тенденции к международной стандартизации языка науки, а с другой – является показателем «отстраненности» средств научного стиля от общеупотребительной лексики языка. По утверждению лингвистов, терминологизация литературного языка – общеевропейская тенденция. Это значит, что в современной жизни значительно расширена сфера влияния научно-технического прогресса.

    Особенностью использования лексики в научном стиле является то, что многозначные стилистически нейтральные слова употребляются в научном стиле не во всех своих значениях, а только, как правило, в одном.

    Стремление к обобщению, абстракции проявляется в научном стиле в преобладании абстрактной лексики над конкретной. Весьма частотными являются существительные с абстрактными значениями: мышление, перспективы, истина, гипотеза, точка зрения и т.п.

    Лексический состав научного стиля характеризуется относительной однородностью и замкнутостью, что выражается в меньшем использовании синонимов. Объем текста в научном стиле увеличивается не столько за счет употребления различных слов, сколько за счет многократного повторения одних и тех же.

    В научном функциональном стиле отсутствует разговорная и просторечная лексика. Этому стилю в меньшей степени свойственна оценочность, чужда эмоционально-экспрессивная окрашенность, поскольку она не способствует достижению точности, логичности, объективности и абстрактности изложения.

    Специфической чертой научного стиля является логичность. Безусловно, этим качеством должно обладать каждое связное высказывание. Но научный текст отличается подчеркнутой, строгой логичностью. Все части текста жестко связаны по смыслу и располагаются строго последовательно. На последовательность развития мысли указывают наречия: сначала, прежде всего, потом, затем, далее; вводные слова: во-первых, во-вторых, наконец, итак, следовательно; союзы: так как, потому что, поэтому.

    Объективность – еще один признак научной речи. В научных текстах излагаются научные теории и законы, факты, явления, эксперименты и их результаты. Все это требует количественных и качественных характеристик, объективных и достоверных. Поэтому недопустимо личное, субъективное мнение. Чаще используются неопределенно-личные и безличные предложения.

    Отличительной особенностью письменной научной речи является то, что тексты могут содержать не только языковую информацию, но и различные формулы, символы, таблицы, графики и т.п.

    Работа с научным текстом требует особых умений – умений сокращать текст. Сокращать текст можно разными способами:

    1. исключить отдельные его части;

    2. сократить пересказ;

    3. заменить развернутые предложения более простыми.

    Существуют различные виды сокращения текста: составление плана, тезисов, выписки, конспекта, реферата, аннотации. Рассмотрим подробнее.

    1. Составление плана.

    Текст делится на части, каждая из которых анализируется с точки зрения темы этого микротекста. Таким образом формулируется микротема, или пункт плана.

    2. Составление тезисов.

    Тезисы – это краткое изложение основных положений статьи или книги, выводы или обобщения, записанные в виде цитат или собственных формулировок. Тезисы имеют утвердительный характер. Составление тезисов начинают с составления плана. Каждый тезис излагает основную мысль микротекста.

    3. Создание выписки.

    Выписка – дословная, точная запись частей текста. Необходимость в выписке возникает, когда интересующему нас вопросу посвящены лишь отдельные фрагменты текста. Выписки применяются при подготовке доклада или реферата. Выписки должны быть точные, в скобках указывается название произведения, глава, параграф, страница.

    4. Создание конспекта.

    Конспект – это краткое письменное изложение содержания текста. Это особый вид текста, который создается в результате систематизации и обобщения первоисточника. Конспект ближе к подлинному, исходному тексту; он занимает больше места, чем план или тезисы.

    Тематический конспект – это конспект по нескольким источникам, посвященный одной теме.

    Если в тематическом конспекте обеспечивается единство формы и содержания, выражается собственное мнение по затрагиваемым вопросам, создаваемый текст становится рефератом. Реферат – это краткое изложение исходного текста, но не расчлененное, как допускается в конспекте, а связное, последовательное.

    5. Создание аннотации.

    Аннотация – краткая характеристика книги, статьи, излагающая их содержание в виде перечня главнейших вопросов и дающая иногда их оценку. Это текст из трех-четырех предложений, независимо от объема исходного текста.

    Научная деятельность предполагает умение выражать отношение к тому, что и как написано. Такая оценка научного текста называется рецензией. Это письменный разбор научного произведения, содержащий критическую оценку.

    Обобщая отличительные особенности научного стиля речи, отметим что данный стиль обслуживает одну из важнейших сфер человеческой деятельности и общественного сознания – сферу науки, а также связанную с ней сферу обучения и просвещения.

    Вопросы для самоконтроля

    1. Каковы отличительные черты научного стиля речи?

    2. Назовите жанры устной и письменной научной речи.

    3. Чем обусловлена терминологизация современного литературного языка?

    4. Какие виды сокращения текста используются в научной работе?

    5. Чем реферат отличается от тематического конспекта?

    refdb.ru


    KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта