Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

Как разработать учетную политику в учреждении, в котором нет бухгалтерии? Учет в учреждении журнал для бухгалтеров бюджетной сферы


Расходы электронные издания

а скажите как проводить (по какому КОСГУ) предоставление доступа к электронным изданиям?это использование электронно-бибилиотечной системыа саму систему мы должны учитывать у себя на балансе?

Как отразить в бухучете покупку Системы Госфинансы

Забалансовый учет

По своим признакам для целей бухучета Справочная система «Госфинансы» – это нематериальный актив. Но исключительные права на нее к учреждению не переходят. А значит, в составе нематериальных активов (т. е. на счете 102.00) систему учесть нельзя. Поэтому отражайте ее как нематериальный актив, полученный в пользование, на  забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» – по стоимости, установленной договором. Такой порядок следует из  пункта 66 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.*

Из справочника

Статьи (подстатьи) КОСГУ в 2018 году

Вид расходов Статья (подстатья) КОСГУ Подтверждающие документы
Услуги в области информационных технологий
Покупка неисключительных (пользовательских), лицензионных прав на программное обеспечение* 226 «Прочие работы, услуги»* Раздел V указаний, утвержденных приказом Минфина от 01.07.2013 № 65н
Покупка и обновление справочно-информационных баз данных
Обеспечение безопасности информации и режимно-секретных мероприятий
Защита электронного документооборота и поддержка программ с использованием сертификационных средств криптографической защиты информации
Периодическая проверка, аттестация объекта информатизации (АРМ) на ПЭВМ на соответствие специальным требованиям и рекомендациям по защите информации, составляющей гостайну, от утечки по техническим каналам

Как учесть в составе ОС новое имущество5

Когда учреждение покупает или безвозмездно получает новое имущество, комиссия учреждения решает, к какой категории его отнести – основным средствам или материальным запасам.

Совет: особенности, как учитывать основные средства в вашем учреждении, закрепите в учетной политике.

Решение комиссии может не совпадать с мнением проверяющих. Но если оно основано на положениях учетной политики и действующего законодательства, то опасаться ответственности не нужно. Ведь порядок, который прописан в учетной политике, обязано применять как само учреждение, так и контролирующие ведомства при проверке учета. Это разъяснил Минфин России в письмах  от 10 июля 2015 № 02-05-10/39839,  от 21 сентября 2012 № 02-05-11/3866.

Комиссия принимает решение отнести имущество к основным средствам, если соблюдены условия для этого.

Первое условие:  срок полезного использования имущества больше 12 месяцев ( п. 7 Стандарта «Основные средства»). Если срок меньше, учитывайте его как  материальные запасы.

Второе условие: учреждение владеет имуществом на праве оперативного управления, по договору лизинга независимо от условий договора, которые определяют балансодержателя, или по другим договорам  неоперационной (финансовой) аренды. Об этом сказано в  пункте 7 Стандарта «Основные средства,  Методических указаниях, доведенных  письмом Минфина от 30.11.2017 № 02-07-07/79257.

Третье условие: объект будет приносить экономическую выгоду или имеет полезный потенциал. То есть учреждение будет использовать имущество для государственных (муниципальных) услуг, работ, в платной деятельности, для управленческих нужд. Например, школа закупила мебель для кабинетов. Сама по себе мебель денег не принесет, но школа будет использовать мебель, чтобы оказывать образовательные услуги. Значит, это имущество имеет полезный потенциал.

Внимание: не покупайте имущество, если использовать его для оказания госуслуг (работ) или в платной деятельности не планируете. Ревизоры могут расценить такие расходы как неэффективные и нецелевые

Получили имущество безвозмездно, но использовать в деятельности не будете? Решите, как распорядиться им: продать или передать безвозмездно. После этого учтите имущество  в составе матзапасов или за балансом.

Четвертое условие: вы можете надежно оценить стоимость объекта.

Первоначальная стоимость основного средства в бухучете может быть любой. Но, чтобы принять имущество к учету, стоимость объекта должна быть надежно оценена, то есть подтверждена документами или экспертизой. Например, если купили имущество, стоимость подтверждают первичные документы – накладная, договор, а если получили безвозмездно – заключение экспертизы. Исключение –  активы культурного наследия.

Третье и четвертое условие установлены в  пункте 8 Стандарта «Основные средства».*

Из справочника

Федеральные стандарты госсектора: изменения в учете основных средств 20182

С 2018 года будут действовать федеральные стандарты бухучета госсектора. Учет основных средств изменится, так как стандарт определяет новый подход учета к ним. По таблице сравните новые правила учета с действующими и подготовьтесь к переходному периоду.

Стандарт «Основные средства» утвержден  приказом Минфина России от 31 декабря 2016 № 257н.

  •  Новые термины и определения
  •  Состав основных средств
  •  Бухучет основных средств
  •  Первичная оценка ОС
  •  Последующая оценка ОС
  •  Амортизация
  •  Выбытие с учета
Суть изменения Как есть Как будет
Новые термины и определения
<…>
Состав ОС
Что относится к ОС*

Объекты имущества независимо от их стоимости со сроком полезного использования более 12 месяцев, предназначенные для неоднократного или постоянного использования в деятельности учреждения на праве оперативного управления в процессе деятельности учреждения при выполнении им работ, оказании услуг, осуществления государственных полномочий (функций) либо для управленческих нужд учреждения

(п. 38 Инструкции к Единому плану счетов № 157н)

Объекты имущества независимо от их стоимости со сроком полезного использования более 12 месяцев (если другое не предусмотрено стандартами), предназначенные для неоднократного или постоянного использования в деятельности учреждения на праве оперативного управления, праве владения по договору аренды или найма, праве пользования по договору безвозмездного пользования. При этом объект должен соответствовать  критериям признания ОС

(п.  7,  8 Стандарта, утвержденного  приказом Минфина России от 31 декабря 2016 № 257н, п.  18.1,  18.2 Стандарта, утвержденного  приказом Минфина России от 31 декабря 2016 № 258н)*

Что не относится к ОС

Материальные запасы

Незавершенные капвложения

Готовая продукция и товары

(п. 39 Инструкции к Единому плану счетов № 157н)

Уточнили, что, кроме продукции и товаров на продажу, материалов и капвложений, к ОС не относится имущество казны, непроизведенные и биологические активы

(п. 7 Стандарта, утвержденного приказом Минфина России от 31 декабря 2016 № 257н)

Критерии признания имущества в составе ОС*

Чтобы признать объект основным средством, он должен соответствовать одному из двух критериев:

1. Учреждение прогнозирует экономические выгоды или полезный потенциал от использования объекта.

2. Первоначальную стоимость объекта можно надежно оценить.

Если критерии не соблюдаются, объект учитывается за балансом, а информация о нем раскрывается в отчетности

(п. 8 Стандарта, утвержденного приказом Минфина России от 31 декабря 2016 № 257н)

Расходы на предоставление доступа к электронным изданиям отражайте по подстатье КОСГУ 226 «Прочие работы, услуги» (раздел V указаний, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2013 г. № 65н).

При получении доступа к электронным изданиям на определенный срок учреждение получает право доступа к базе данных, представленной в объективной форме совокупности самостоятельных материалов, систематизированных таким образом, чтобы эти материалы могли быть найдены и обработаны с помощью электронной вычислительной машины (ЭВМ). Таким образом, фактом оказания услуги считается момент передачи кода активации и сертификата на доступ к электронным изданиям. В рассматриваемом случае речь идет, по сути, о приобретении неисключительных (пользовательских) прав на программное обеспечение, с помощью которого будет администрироваться (обеспечиваться) работа отдельных пользователей учреждения в сети Интернет. Следовательно, отнесение расходов по договору, предметом которого является предоставление доступа к информационному продукту, правомерно по подстатье КОСГУ 226 «Прочие работы, услуги».

По своим признакам для целей бухучета электронно-библиотечная система – это нематериальный актив. Но исключительные права на нее к учреждению не переходят. А значит, в составе нематериальных активов (т. е. на счете 102.00) систему учесть нельзя. Поэтому отражайте ее как нематериальный актив, полученный в пользование, на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» – по стоимости, установленной договором. Такой порядок следует из пункта 66 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

www.budgetnik.ru

Приобретаем книжную продукцию

В письме Минфина России от 4 июня 2008 г. № 03-05-04-01/21 специалисты главного финансового ведомства разъяснили порядок налогообложения, если у бюджетного учреждения есть библиотечный фонд. Об этом, а также о порядке отражения операций, связанных с приобретением книг, — в статье.

В СОСТАВЕ КАКИХ АКТИВОВ ОПРИХОДОВАТЬ

Книги можно учитывать в составе основных средств или материалов. Причем в отличие от других активов выбор зависит не только от срока полезного использования книгоиздательской продукции. В такой ситуации определяющим фактором будет служить наличие или отсутствие в учреждении соответствующего подразделения (библиотеки). Дело в том, что для того, чтобы можно было сказать, что в учреждении есть библиотечный фонд (то есть книги, учитываемые в составе основных средств), необходимо наличие самой библиотеки как одного из структурных подразделений учреждения. Или же если само учреждение и есть библиотека. Таким образом, в штатном расписании должна быть предусмотрена должность библиотекаря. Ведь именно он и организует учет и хранение такого рода активов. Именно при выполнении указанных условий поступление книг в учреждение характеризуют как пополнение библиотечного фонда. В таком случае книги учитывают в соответствии с правилами, предусмотренными для библиотечного фонда. Они утверждены приказом Минкультуры России от 2 декабря 1998 г. № 590. При соблюдении учреждением всех требований данного нормативного документа можно говорить о наличии фонда библиотеки. А значит, и об учете книжной продукции в качестве основных средств. В противном случае поступившие книги приходуют в составе материальных запасов.

ОРГАНИЗУЙТЕ ДВОЙНОЙ УЧЕТ КНИГ

В учреждениях по отношению к библиотечному фонду ведут двойной учет: — внутрибиблиотечный — выполняемый библиотекарями; — бюджетный — его ведет бухгалтерия. В бухгалтерском учете по библиотечному фонду ведут суммированный учет без указания количества. Заметим, что в соответствии с пунктом 18 Инструкции № 25н в бюджетном учете объектам библиотечного фонда инвентарные номера не присваивают. Однако Инвентарную карточку группового учета основных средств (ф. 0504032) для аналитического учета библиотечных фондов в учреждении все же открывают. Так, в соответствии с рекомендациями по применению регистров бюджетного учета (приложение 2 к приказу Минфина России от 23 сентября 2005 г. № 123н) для библиотечных фондов открывается одна инвентарная карточка. Обратите внимание, что учет в ней ведут только в денежном выражении общей суммой. Индивидуально же каждый экземпляр книг учитывают только библиотекари. И общее количество изданий отслеживают только во внутрибиблиотечном учете.

 

 

Что отнести к библиотечному фонду?

Состав активов, которые образуют библиотечный фонд, определен приказом № 590. К ним относят поступающие в библиотеку документы независимо от их вида и материальной основы. Таким образом, это не только книжные издания, но и неопубликованные документы, журналы, газеты (в том числе и разовые), нотные издания, аудиовизуальные документы, микроформы, электронные издания. К библиотечным не относят материалы служебного назначения: программные продукты, являющиеся рабочим инструментом библиотечных работников и программистов, и материалы для подсобных работ и т. д.

ОТРАЖЕНИЕ ОПЕРАЦИЙ В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ

Приобретение книжной и иной печатной продукции на бумажных и иных носителях (кроме библиотечного фонда) отражают по коду классификаций операций сектора государственного управления 340 «Увеличение стоимости материальных запасов». Такой порядок действует в соответствии с приказом Минфина России от 24 августа 2007 г. № 74н. Учитывают данные книжные издания на балансе учреждения на счете 105 06 000 «Прочие материальные запасы». А следовательно, данные по ним отражают в соответствующем регистре бюджетного учета — Карточке количественно-суммового учета материальных ценностей (ф. 0504041). А вот книги в качестве основных средств учитывают на счете 101 07 000 «Библиотечный фонд». При покупке таких активов операции отражают по статье 310 «Увеличение стоимости основных средств». Причем при постановке активов на учет оформляют Акт приема-передачи групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306031). Обратите внимание: как и по остальным основным средствам, затраты, связанные с приобретением книг, включают в их стоимость. Перемещение таких объектов основных средств, как библиотечный фонд, оформляется документом Требование-накладная (ф. 0315006).

 

 

 

 

Оформляем покупку периодических изданий

При покупке периодических изданий учреждение может выплатить поставщику аванс. Причем его размер не ограничен и может составить 100 процентов стоимости всей подписки. Такое право бюджетным учреждениям дает постановление Правительства РФ от 14 ноября 2007 г. № 778. Газеты и журналы принимают к бюджетному учету в учреждениях по итогам поступления всей периодики за текущий год. А вот в библиотечном учете итоги движения периодических изданий подводят в зависимости от принятого в библиотеке порядка учета: за квартал, полугодие или год на основании актов.

По учету поступления книгопечатной продукции делают следующие бухгалтерские записи:

 

 

 

 

Содержание операции

 

Дебет

 

Кредит

 

Перечислен аванс (100%) за периодические издания в рамках бюджетной деятельности

 

206 19 560

«Увеличение дебиторской задолженности по выданным авансам на приобретение основных средств»

304 05 310

«Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов, по приобретению основных средств»

Перечислен аванс (30%) за книги для библиотеки за счет внебюджетных средств*

 

206 19 560

«Увеличение дебиторской задолженности по выданным авансам на приобретение основных средств»

201 01 610

«Выбытия денежных средств учреждения с банковских счетов»

Отражено поступление периодических изданий и книг (в момент поступления накладной)

 

106 01 310

«Увеличение капитальных вложений в основные средства»

302 19 730

«Увеличение кредиторской задолженности по приобретению основных средств»

Увеличена стоимость библиотечного фонда на величину расходов на транспортные услуги (доставка книг)

 

106 01 310

«Увеличение капитальных вложений в основные средства»

302 05 730

«Увеличение кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками по оплате транспортных услуг»

Увеличена стоимость библиотечного фонда на услуги связи (почтовая пересылка периодических изданий)

 

106 01 310

«Увеличение капитальных вложений в основные средства»

302 04 730

«Увеличение кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками по оплате услуг связи»

Погашена задолженность перед контр­агентом за транспорт­ные услуги*

 

302 05 830

«Уменьшение кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками по оплате транспортных услуг»

201 01 610

«Выбытия денежных средств учреждения с банковских счетов»

Погашена задолженность перед контр­агентом за услуги связи

 

302 04 830

«Уменьшение кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками по оплате услуг связи»

304 05 221

«Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов, по оплате услуг связи»

Зачтен перечисленный ранее аванс

 

302 19 830

«Уменьшение кредиторской задолженно­сти по приобретению основных средств»

206 19 660

«Уменьшение дебиторской задолженности по выданным авансам на приобретение основных средств»

Принят к учету годовой комплект периодики и книгопечатная продукция

 

101 07 310

«Увеличение стоимости библиотечного фонда»

106 01 410

«Уменьшение капитальных вложений в основные средства»

*Одновременно списание средств отражают на забалансовом счете 18 "Выбытия денежных средств с банковских счетов учреждения"

АМОРТИЗАЦИЮ НЕ НАЧИСЛЯЮТ. А КАК ЖЕ НАЛОГИ?

В письме Минфина России от 4 июня 2008 г. № 03-05-04-01/21 специалисты главного финансового ведомства дали такие разъяснения. При определении размера налоговой базы по налогу на имущество следует учитывать особенности формирования остаточной стоимости имущества исходя из норм бухгалтерского учета. В том числе способы начисления амортизации или порядок начисления износа для отдельных объектов. А согласно пункту 43 Инструкции № 25н, библиотечный фонд не относят к амортизируемому имуществу независимо от его стоимости. Следовательно, остаточная и восстановительная (первоначальная) стоимость таких объектов и для расчета налога на имущество будет совпадать. Заметим, что и в целях исчисления налога на прибыль книжные издания к амортизируемому имуществу не причисляют. Таким образом, если учреждение пополняет библиотечный фонд в рамках предпринимательской деятельности, стоимость приобретенных изданий (и иных подобных объектов) включают в состав прочих расходов.

 

 

www.budgetnik.ru

Основы организации бюджетного учета в учреждении (органе казначейства, финансовом органе)

За организацию бюджетного учета, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций ответственность несет руководитель. Именно он обязан создать необходимые условия для правильного ведения бюджетного учета, обеспечить неукоснительное выполнение всеми структурными подразделениями и сотрудниками требований главного бухгалтера по вопросам оформления и представления для учета документов и иных сведений.

За организацию бюджетного учета, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций ответственность несет руководитель. Именно он обязан создать необходимые условия для правильного ведения бюджетного учета, обеспечить неукоснительное выполнение всеми структурными подразделениями и сотрудниками требований главного бухгалтера по вопросам оформления и представления для учета документов и иных сведений.

Главный бухгалтер несет ответственность за ведение бюджетного учета, а также за своевременное представление полной и достоверной бюджетной отчетности. При отсутствии в учреждении должности главного бухгалтера соответствующие обязанности возлагаются на бухгалтера или иное должностное лицо.

Главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю и обеспечивает соответствие осуществляемых хозяйственных операций законодательству Российской Федерации, контроль за движением имущества и выполнением обязательств.

Требования главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению в бухгалтерию необходимых документов и сведений обязательны для всех сотрудников учреждения.

В обязанности бухгалтерских служб в т.ч. входит:

• организация и ведение бюджетного учета в соответствии с БК РФ, Законом о бухгалтерском учете, Инструкцией по бюджетному учету и другими нормативными документами;• предварительный контроль за соответствием заключенных договоров лимитам бюджетных обязательств;• контроль за своевременным и правильным оформлением первичных учетных документов;• контроль за правильным и экономным расходованием средств в соответствии с целевым назначением, указанным в лимитах бюджетных обязательств и в сметах доходов и расходов учреждения;• контроль за сохранностью денежных средств и материальных ценностей в местах их хранения и эксплуатации;• контроль за своевременным выполнением финансовых обязательств, возникающих в процессе исполнения бюджета;• контроль за исполнением выданных доверенностей на получение имущества;• участие в проведении инвентаризации имущества и обязательств, отражение в учете результатов инвентаризации;• инструктаж материально ответственных лиц по вопросам учета и сохранности ценностей, находящихся на их ответственном хранении;• составление и представление в установленном порядке и в предусмотренные сроки бюджетной, статистической (финансовой), налоговой и иной отчетности;• хранение документов (первичных учетных документов, регистров бюджетного учета, бюджетной отчетности) в соответствии с правилами организации государственного архивного дела;• своевременное начисление и выплата заработной платы (денежного содержания, денежного вознаграждения, денежного довольствия) и иных установленных законодательством Российской Федерации выплат сотрудникам учреждения;• своевременное производство предусмотренных законодательством Российской Федерации удержаний из заработной платы (денежного содержания, денежного вознаграждения, денежного довольствия) сотрудников учреждения и перечисление (сдача) их по принадлежности;• оплата иных расходов учреждения, а также расходов учреждений (подразделений), состоящих на финансовом обеспечении;• своевременное проведение расчетов (в т.ч. с федеральным и иными бюджетами), возникающих в процессе исполнения смет доходов и расходов, в пределах санкционированных расходов.

Обязанности главного бухгалтера и иных должностных лиц в сфере организации и ведения бюджетного учета определяются действующими нормативными правовыми актами.

В каждом конкретном учреждении обязанности должностных лиц разрабатываются в зависимости от типа учреждения и решаемых задач. Должностные обязанности главного бухгалтера утверждаются руководителем учреждения, а обязанности работников бухгалтерской службы – главным бухгалтером.

Без подписи главного бухгалтера или уполномоченного на то лица денежные и расчетные документы считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению.

В случае разногласий между руководителем и главным бухгалтером по осуществлению отдельных хозяйственных операций, первичные учетные документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя, который несет всю полноту ответственности за последствия осуществления таких операций и включения данных о них в бюджетный учет и бюджетную отчетность (пункт 4 статьи 7 Закона о бухгалтерском учете).

На главного бухгалтера (заменяющего его лицо) не рекомендуется возлагать обязанности, связанные с непосредственной материальной ответственностью за денежные средства, нефинансовые и иные активы, а также с получением непосредственно по чекам и другим документам денежных средств, нефинансовых и иных активов для учреждения. Основанием для таких ограничений могут являться нормы пункта 7 Положения о главных бухгалтерах (утверждено Постановлением Совмина СССР от 24.01.1980 № 59 "О мерах по совершенствованию организации бухгалтерского учета и повышении его роли в рациональном и экономном использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов").

В условиях действия Закона о бухгалтерском учете возможность применения Положения о главных бухгалтерах вызывает определенные вопросы. В связи с этим рекомендуется по решению главного распорядителя и (или) непосредственно руководителя соответствующие нормы об ограничениях по должности главного бухгалтера включать в положения ведомственных нормативных правовых актов и (или) оговаривать письменным приказом (распоряжением) по учреждению.

Прием и сдача дел при назначении и освобождении главного бухгалтера оформляются актом после проверки состояния бюджетного учета и бюджетной отчетности. В необходимых случаях прием и сдача дел главным бухгалтером производятся при участи представителя вышестоящего органа.

На время отсутствия главного бухгалтера (командировка, отпуск, болезнь и т.п.) права и обязанности главного бухгалтера переходят к его заместителю, а при отсутствии последнего – к другому должностному лицу, о чем объявляется приказом по учреждению.

www.budgetnik.ru

Учет периодических изданий

Вопрос-ответ по теме

Вопрос

Подскажите,пожалуйста правильность отнесения периодических изданий в бух.учете бюджетных учреждений(приход и расход). хочется узнать в казенных учреждениях учет периодических изданий(газет и журналов). в состав библиотечного фонда не входят.

Ответ

Отвечает Людмила Абрамова, эксперт

Периодические издания, которые приобретаются для библиотечного фонда, учитывайте на забалансовом счете 23 «Периодические издания для пользования» в условной оценке.

Расходы на подписку по накладной или акту отразите по подстатье КОСГУ 226 «Прочие работы, услуги» (раздел V указаний, утвержденных  приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н). Оплат должна пройти по КВР 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд».

Если у учреждения нет библиотечного фонда, можно ввести дополнительный забалансовый счет. Например, счет 37П «Периодические издания, не являющиеся библиотечным фондом» и указать его в учетной политике.

Списание периодических изданий с забалансового счета отражается на основании решения комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов оформленного первичным учетным документом (Актом приема-передачи, Актом на списании, иным актом). Об этом сказано в  пункте 377 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

Подробнее см. в рекомендации.

Обоснование

www.budgetnik.ru

Как разработать учетную политику в учреждении, в котором нет бухгалтерии?

Как разработать учетную политику в учреждении, в котором нет бухгалтерии?

Вопрос: Централизованная бухгалтерия обслуживает 19 образовательных учреждений, являющихся юридическими лицами, с каждым из которых заключен договор на бухгалтерское обслуживание. Учетная политика учреждения разработана и утверждена приказом управления образования, которое является главным распорядителем бюджетных средств. При проверке в акте ревизии контролеры указали, что учетная политика должна быть разработана в каждом учреждении. Как разработать учетную политику в учреждении, где нет бухгалтерии?

Ответ: Учетной политике посвящена ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон № 402-ФЗ).

Учетная политика представляет собой совокупность способов ведения экономическим субъектом бухгалтерского учета. Субъект самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами. При формировании учетной политики в отношении конкретного объекта выбирается один из способов ведения бухгалтерского учета, допускаемых федеральными стандартами.

Специальные положения, регулирующие порядок составления учетной политики в государственных (муниципальных) учреждениях, изложены в п. 6 Инструкции № 157н. В нем указано, что субъект учета в целях организации бухгалтерского учета формирует свою учетную политику, исходя из особенностей своей структуры, отраслевых и иных особенностей деятельности учреждения и выполняемых им в соответствии с законодательством РФ полномочий.

Актами субъекта учета, устанавливающими в целях организации и ведения бухгалтерского учета учетную политику, утверждаются:

  • рабочий план счетов, содержащий применяемые счета бухгалтерского учета для ведения синтетического и аналитического учета;
  • методы оценки отдельных видов имущества и обязательств;
  • порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств;
  • правила документооборота и технология обработки учетной информации, в т. ч. порядок и сроки передачи первичных (сводных) учетных документов в соответствии с утвержденным графиком документооборота для отражения в бухгалтерском учете;
  • формы первичных (сводных) учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной жизни, по которым законодательством не установлены обязательные для их оформления формы документов;
  • порядок организации и обеспечения (осуществления) субъектом учета внутреннего финансового контроля;
  • иные решения, необходимые для организации и ведения бухгалтерского учета.

Таким образом, учетная политика должна быть разработана каждым экономическим субъектом и отражать особенности его деятельности и фактов хозяйственной жизни.

На основании п. 5 Инструкции № 157н руководитель учреждения вправе передать ведение бухгалтерского учета и составление на его основе отчетности другому учреждению, организации (централизованной бухгалтерии) по договору (соглашению).

Это означает, что все функции, которые должна была бы выполнять бухгалтерия учреждения, в т. ч. по разработке учетной политики, теперь исполняет централизованная бухгалтерия. Именно она должна разработать учетную политику каждого учреждения, с которым заключен договор на бухгалтерское обслуживание, отразив специфику его операций. Затем учетная политика утверждается руководителем учреждения.

www.budgetnik.ru

10 ответов на вопросы бухгалтеров госучреждений в октябре

Новости по теме

Как отразить в учете госучрежедения неустойку по контракту?

В бухучете неустойку отразите на счете 209.40, применять для этих целей счет 205.40 теперь нельзя. Если вдруг у вас на счете 205.40 еще остались остатки по неустойкам, то перенесите их на счет 209.40 прямой проводкой. Начисление делайте на основании акта о приемке товаров (работ, услуг) или иного документа. Какие обязательные реквизиты должны быть в документе для начисления, читайте в рекомендации.

По какому КВР и КОСГУ отразить расходы, связанные с арендой имущества?

Эксплуатационные расходы по арендованному имуществу отразите по КВР 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд». По этому же коду покажите другие расходы по содержанию объекта– связь, охрана, уборка, ремонт, вывоз мусора, уплата земельного налога и налога на имущество. Код КОСГУ зависит от расхода. Какие коды КОСГУ использовать в разных ситуациях, читайте в рекомендации.

Закреплять ли проводки в учетной политике учреждения?

Проводки для учреждений установлены инструкциями №162н, №174н, №183н, поэтому прописывать их в учетной политике не нужно. Если же проводок в инструкциях нет, согласуйте их с учредителем. Добавьте согласованные проводки в учетную политику учреждения, чтобы обосновать бухгалтерскую операцию. Когда уточняют учетную политику, читайте в рекомендации.

Как отразить в учете проездные билеты командированному сотруднику?

Если учреждение приобретает для сотрудника проездные билеты, учитывайте их на счете 201.35 «Денежные документы». Утвердив авансовый отчет по командировке, стоимость использованного проездного билета спишите на расходы. По какому КВР и КОСГУ отразить расходы, читайте в рекомендации.

Как учесть запчасти от ликвидации ОС учрежедения?

Запчасти, которые получили при ликвидации основных средств, учтите на основании акта приемки материалов (ф. 0504220) и требования-накладной (ф. 0504204). Документы составьте на основании акта о списании объектов нефинансовых активов (ф. 0504104) – в нем поставьте отметку о получении материалов в реквизите акта «Результаты выбытия». Как оценить запчасти и какие проводки сделать, читайте в рекомендации.

Как исправить фамилию сотрудника в сданном госучреждением СЗВ-М?

Подайте две формы – с кодом «отмн» и с кодом «доп». В отменяющую перенесите запись с ошибочной фамилией из исходной. В дополняющей повторите запись с правильной. Из-за каких ошибок в фамилии сотрудников придется подавать уточнения, смотрите в рекомендации.

Какие данные брать из регистров учреждения для 6-НДФЛ?

Переносите в 6-НДФЛ суммы доходов, дату каждой суммы дохода, ставку налога и вычеты. Доходы, с которых не удерживали налог, в 6-НДФЛ указывать не надо. Что отражают в регистрах по НДФЛ и как их составлять, чтобы по ним проще было заполнить 6-НДФЛ и справки 2-НДФЛ, смотрите в рекомендации.

Как компенсировать командированному работу в выходной?

Предложите сотруднику двойную оплату или отгул. Если командированный выбрал отгул, то оплатить рабочий день тоже нужно, но в одинарном размере. День же отдыха оплачивать не придется. Если человек хочет больше денег, то порядок расчета зависит от системы оплаты труда. Подробнее об этом смотрите в рекомендации.

По какому КВР отразить расходы на участие в семинаре?

Плату за участие в семинаре отразите по элементу вида расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд». Другие случаи из практики, которые помогут правильно применить КВР, смотрите в рекомендации.

 Чем подтвердить расходы на перелет?

Перелет подтвердите распечаткой электронного билета и посадочным талоном. Авиабилет доказывает, что сотрудник купил билет. А посадочный талон – то, что билет использовали. Без этих двух документов расходы не учесть. Что делать, если сотрудник потерял документы, читайте в рекомендации.

Чтобы задать свой вопрос онлайн-помощнику Системы Госфинансы возьмите демодоступ на три дня.

www.budgetnik.ru

Инструкция по бюджетному учету: что нужно знать руководителю

Вот уже более двух лет бюджетные учреждения ведут учет своей хозяйственной деятельности согласно Инструкции по бюджетному учету. Все началось с приказа Минфина России от 26.08.04 № 70н “Об утверждении Инструкции по бюджетному учету”. Однако уже через год эта Инструкция была отменена, а взамен ее приказом Минфина России от 10.02.06 № 25н была утверждена новая Инструкция по бюджетному учету (далее – Инструкция № 25н), которая, впрочем, принципиально от прежней не отличается. Неудивительно, что для руководителей учреждений такая “подмена” скорее всего осталась практически незамеченной.

Тем не менее наверняка многие из них даже и не подозревают, какая им сегодня отведена роль в организации бюджетного учета. Поэтому мы расскажем о том, что нужно знать руководителю учреждения об Инструкции по бюджетному учету и на что следует обратить внимание при организации работы бухгалтерии.

Руководитель учреждения и организация бюджетного учета

В Инструкции № 25н немного говорится об обязанностяхруководителя бюджетного учреждения по организации учета. Само слово"руководитель" появляетс в ее тексте лишь в нескольких пунктах. Может дажепоказаться, что новая Инструкция отводит руководителю незначительную роль ворганизации бюджетного учета. Но считать так - большое заблуждение.

Так, в п. 18 Инструкции № 25н сказано, что руководитель(заместитель руководителя) обязан присутствовать при нанесении инвентарныхномеров на объекты основных средств. Кроме того, руководитель (заместительруководителя) должен присутствовать при маркировке специальными штампамипредметов мягкого инвентаря. При этом маркировочные штампы должны храниться уруководителя учреждения или его заместителя (п. 56 Инструкции № 25н).

Кроме того, если в учреждении принято, что наличныеденежные средства для выплаты заработной платы выдаются из кассы раздатчикам,то руководитель учреждения утверждает список этих лиц своим приказом. Егокопия должна находиться в кассе учреждения, а с раздатчиками обязательнозаключается договор о полной материальной ответственности (п. 94 Инструкции №25н).

Согласно п. 155 Инструкции № 25н авансы под отчетсотрудникам учреждения могут выдаваться только по распоряжению руководителя.Чтобы получить аванс, нужно подать письменное заявление, указав в немназначение аванса и срок, на который выдаются подотчетные суммы.

В документе подробно расписаны действия руководителяпри обнаружении пропажи или уничтожения первичных документов и регистровбюджетного учета. Согласно п. 6 Инструкции № 25н в этом случае руководительучреждения должен приказом назначить комиссию по расследованию причин происшествия.Результаты работы комиссии оформляются актом, который утверждает руководитель.

Таким образом, Инструкцией по бюджетному учетупредполагается достаточный круг вопросов, в решении которых руководителюучреждения придется принимать непосредственное участие, а следовательно, инести ответственность за них.

Обязанности руководителя согласно Закону № 129-ФЗ

Напомним, что в настоящее время еще действуетФедеральный закон от 21.11.96 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее- Закон № 129-ФЗ). Рассмотрим, какую ответственность несет руководитель всоответствии с этим нормативным актом.

Так, согласно п. 3 ст. 9 Закона № 129-ФЗ руководительобязан согласовать с главным бухгалтером и утвердить перечень лиц, имеющихправо подписывать первичные учетные документы. Напомним, что все документы,которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами,подписываются руководителем организации и главным бухгалтером илиуполномоченными ими на то лицами.

Кроме того, для организации работы бухгалтерской службыруководителю необходимо утвердить следующие локальные нормативные документы:

  • рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащийсинтетические и аналитические счета, необходимые для своевременного и полноговедения бухгалтерского учета и представления отчетности;
  • формы первичных учетных документов для оформленияхозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы, а такжеформы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
  • порядок проведения инвентаризации и методы оценки видовимущества и обязательств;
  • правила документооборота и технология обработки учетнойинформации;
  • порядок контроля за хозяйственными операциями и др.

В соответствии со ст. 18 Закона № 129-ФЗ руководителиорганизаций несут ответственность за уклонение от ведения бухгалтерскогоучета, а также за искажение бухгалтерской отчетности и несоблюдение сроков еепредставления и публикации. За указанные нарушения они привлекаются кадминистративной или уголовной ответственности в соответствии сзаконодательством РФ.

Напомним, что административная ответственностьдолжностных лиц за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета ипредставления бухгалтерской отчетности установлена ст. 15.11 КодексаРоссийской Федерации об административных правонарушениях.

Обращаем ваше внимание на п. 2 ст. 6 Закона № 129-ФЗ,где говорится, что руководитель в зависимости от объема учетной работы может:

  • учредить бухгалтерскую службу как структурноеподразделение, возглавляемое главным бухгалтером;
  • ввести в штат должность бухгалтера;
  • передать на договорных началах ведение бухгалтерскогоучета централизованной бухгалтерии, специализированной организации илибухгалтеру-специалисту;
  • вести бухгалтерский учет лично.

Таким образом, если следовать букве закона, то внастоящее время учреждению совсем не обязательно иметь в своем штатномрасписании ставки бухгалтеров. Оплата услуг по ведению бухгалтерского учетаможет производиться на основе договора гражданско-правового характера по ст.226 "Прочие услуги"

В соответствии с п. 1 ст. 6 Закона № 129-ФЗруководители несут ответственность за организацию бухгалтерского учета ворганизациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственныхопераций.

Надо отметить, что ответственность руководителя неограничивается только обязанностями по организации бюджетного учета вучреждении. Руководитель также несет непосредственную ответственность заосновной бухгалтерский "продукт" - бюджетную отчетность учреждения.

Руководителю учреждения следует помнить, что бюджетнаяотчетность является важнейшим финансовым документом. И именно руководитель также, как и главный бухгалтер, визируя формы отчетности, подтверждаетдостоверность содержащихся в этих формах показателей деятельности учреждения.Особенно внимательными при подписании отчетности следует быть руководителямминистерств и ведомств, ставя свою подпись на формах консолидированной бюджетнойотчетности.

Многие руководители заплатили дорогую цену за своепренебрежение к мере своей ответственности в момент подписания форм бюджетнойотчетности. Только четко понимая, что подпись руководителя и главногобухгалтера на финансовых документах, в т. ч. и формах отчетности, - этоне "банальное" согласование или простое визирование документов,можно избежать многих неприятных последствий.

Поэтому, на наш взгляд, руководителю учреждения,осознавая всю ответствен­ность перед законом, необходимо четко представлятьстепень ответственности и компетенции главного бухгалтера.

Обязанности главного бухгалтера по ведению бюджетного учета

В первую очередь заметим, что главный бухгалтер несетответственность за формирование учетной политики учреждения, ведениебухгалтерского учета, своевременное представление полной и достовернойбухгалтерской отчетности (п. 2 ст. 7 Закона № 129-ФЗ).

Кроме того, главный бухгалтер должен обеспечиватьсоответствие осуществляемых хозяйственных операций законодательству РФ,контроль за движением имущества и выполнением обязательств.

При этом требования главного бухгалтера подокументальному оформлению хозяйственных операций и представлению в бухгалтериюнеобходимых документов и сведений обязательны для всех работников. Такое правоему предоставлено согласно п. 3 ст. 7 Закона № 129-ФЗ.

Без подписи главного бухгалтера денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению.

Тем не менее в случае разногласий между руководителеморганизации и главным бухгалтером по осуществлению отдельных хозяйственныхопераций документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменногораспоряжения руководителя, который несет всю полноту ответственности запоследствия осуществления таких операций (п. 4 ст. 7 Закона № 129-ФЗ).

Работать главным бухгалтером в бюджетном учреждениивсегда было нелегко. Необходимо не просто самому разобраться во всех тонкостяхбюджетного учета, но и научить этому своих подчиненных, а также донести доруководства особенности методологии бюджетного учета.

Рассмотрим задачи, которые должен решать главныйбухгалтер бюджетного учреждения в соответствии с Инструкцией № 25н.

До введения Инструкции по бюджетному учету, то есть до2005 г., основная функция бухгалтерской службы в бюджетном учреждении заключаласьв обеспечении систематического контроля за ходом исполнения смет доходов и расходов,за состоянием расчетов с юридическими и физическими лицами, за сохранностьюденежных средств и материальных ценностей. Главный бухгалтер и должен былосуществлять этот контроль.

С введением Инструкции по бюджетному учету передбухгалтерами были поставлены несколько иные задачи. Обращаем внимание на то,как определено в Инструкции № 25н само понятие бюджетного учета: бюджетный учетесть упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации вденежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательстви операциях, приводящих к изменению вышеуказанных активов и обязательств.Другими словами, целью бюджетного учета является сбор, обобщение и анализинформации об объектах учета, а также - заметьте - об операциях, приводящих кизменению активов и обязательств.

А какие операции приводят к изменению активов и обязательств? Известно,что они могут либо увеличиваться, либо уменьшаться. При этом операции по увеличениюактивов и уменьшению обязательств формируют положительный финансовыйрезультат, а операции по уменьшению активов и увеличению обязательств -отрицательный.

Таким образом, одной из основных задач бюджетного учетастановится определение финансового результата деятельности бюджетногоучреждения. А главному бухгалтеру необходимо так организовать работу своегоподразделения, чтобы сведения об активах, обязательствах, а также об измененияхэтих объектов учета можно было представить пользователям бухгалтерскойотчетности.

Отметим, что Инструкция № 25н значительно усилила рольглавного бухгалтера при оформлении первичных документов. Так, подпись главногобухгалтера должна обязательно присутствовать в следующих формах:

  • в содержательной части авансового отчета;
  • в оформляющей части таких документов, как Книга учетаживотных, Книга регистрации боя посуды, Книга учета бланков строгой отчетности,Реестр ценных бумаг, Книга учета материальных ценностей, оплаченных в централизованномпорядке.

Кроме того, главному бухгалтеру необходимо визироватьформы первичных документов, утвержденные Инструкцией № 25н, а именно - журналыопераций и карточки учета лимитов бюджетных обязательств.

www.budgetnik.ru


KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта