Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

Н.В.Нищева. Программа коррекционноразвивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи. Журнал индивидуальной работы логопеда нищева посмотреть онлайн


Нищева Наталия программа, книги и рабочие тетради

Наталия Валентиновна Нищева – петербургский логопед, специалист высшей квалификации, старший преподаватель кафедры логопедии Института специальной педагогики и психологии. Большой практический опыт учителя-логопеда, знание трудностей, с которыми встречается специалист-логопед в детском саду, глубокое понимание возможностей и потребностей маленького ребенка, а также анализ и обобщение обширной научной и методической литературы помогли Наталии Валентиновне выстроить собственную оригинальную систему коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи (ОНР) у детей. Педагогам и родителям дошкольников хорошо знакомы ее методические разработки, развивающие книжки-раскраски, рабочие тетради по развитию речи для детей разных возрастных групп, изданные в "ДЕТСТВО-ПРЕСС". Помимо авторской деятельности Наталия Нищева осуществляет руководство журналом "Дошкольная педагогика", являясь его шеф-редактором. Благодаря книжным изданиям и большой просветительской работе на семинарах сегодня по ее системе работают логопеды большинства детских садов Санкт-Петербурга, а также многочисленные специалисты в городах России и ближнего зарубежья.

Нищева Наталия Валентиновна

Наталия Валентиновна Нищева – петербургский логопед, специалист высшей квалификации, старший преподаватель кафедры логопедии Института специальной педагогики и психологии. Большой практический опыт учителя-логопеда, знание трудностей, с которыми встречается специалист-логопед в детском саду, глубокое понимание возможностей и потребностей маленького ребенка, а также анализ и обобщение обширной научной и методической литературы помогли Наталии Валентиновне выстроить собственную оригинальную систему коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи (ОНР) у детей. Педагогам и родителям дошкольников хорошо знакомы ее методические разработки, развивающие книжки-раскраски, рабочие тетради по развитию речи для детей разных возрастных групп, изданные в "ДЕТСТВО-ПРЕСС". Помимо авторской деятельности Наталия Нищева осуществляет руководство журналом "Дошкольная педагогика", являясь его шеф-редактором. Благодаря книжным изданиям и большой просветительской работе на семинарах сегодня по ее системе работают логопеды большинства детских садов Санкт-Петербурга, а также многочисленные специалисты в городах России и ближнего зарубежья.

www.labirint.ru

Программа

Н. В. Нищева

коррекционно-развивающей работы

в логопедической группе детского сада

для детей с общим недоразвитием речи

(с 4 до 7 лет)

Рекомендовано к использованию в образовательных учреждениях

Региональным экспертным советом Комитета по образованию

Правительства Санкт - Петербурга

Санкт- Петербург

«ДЕТСТВО- ПРЕСС»

2007

ББК 74.100

Н71

Рецензенты:

Г. А. Волкова - канд. пед. наук, профессор ИСПиП Международного университета им. Р. Валленберга;

Т. А. Овечкина - канд. пед. наук, ведущий специалист отдела образовательных учреждений Комитета по образованию Правительства Санкт- Петербурга;

Н. Н. Яковлева - канд. пед. наук, зав. кабинетом коррекции развития ребенка СПб АППО;

И. А. Смирнова - канд. пед. наук, зав. кафедрой коррекционной педагогики и специальной психологии ЛГУ им. А. С. Пущкина; Е. В. Дащковская - зав. ГДОУ «Детский сад №26 компенсирующего вида» Московского р-на Санкт-Петербурга.

Нищева Н.В.

Н71 Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразви­тием речи (с 4 до 7 лет). - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.­352 с.

ISBN 978-5-89814-356-4

Данная программа позволяет построить систему коррекционно-развивающей работы в средней, старшей и подготовительной к школе логопедических группах на основе полного взаимодействия и преем­ственности всех специалистов детского учреждения и родителей до­школьников. Помимо задач развивающего обучения, всестороннего развития интеллектуально-волевых качеств и формирования базовых психических процессов, основной задачей программы является овла­дение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и навыками речевого общения.

Предложенная комплексность педагогического воздействия на­правлена на выравнивание речевого и психического развития детей с диагнозом ОНР.

Для логопедов и специалистов ДОУ.

© Нищева Н. В., 2006

ISBN 978-5-89814-356-4 © Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006

Содержание

Пояснительная записка ……………………………………………………………………….5

Структура программы и основные направления

коррекционно-развивающей работы …………………………………………………………9

Система коррекционно-развивающей работы

в логопедической группе для детей с ОНР …………………………………………………11

Занятия с детьми :……………………………………………………………………………..11

Предметно- пространственная развивающая

Среда…………………………………………………………………………………………...12

Совместная деятельность логопеда

и воспитателя …………………………………………………………………………………13

Работа логопеда с родителями : .......•......................................................................................14

Средняя логопедическая группа

Организация коррекционно-развивающей работы.;………………………………………..17

Предметно-пространственная развивающая среда :………………………………………...20

Задачи и содержание коррекционно-развивающей

работы, учебно-дидактический материал …………………………………………………....22

План-программа коррекционно-развивающей

работы ………………………………………………………………………………………......44

Первый период (сентябрь, октябрь, ноябрь)………………………………………………….44

Второй период (декабрь, январь, февраль) …………………………………………………..51

Третий период (март, апрель, май, июнь) ……………………………………………………60

Еженедельные задания логопеда воспитателю : …………………………………………….66

Старшая логопедическая группа

Организация коррекционно-развивающей

работы ………………………………………………………………………………………….71

Предметно-пространственная развивающая среда ................................................................74

Задачи и содержание коррекционно-развивающей

работы, учебно-дидактический материал …………………………………...………………76

План - программа коррекционно-развивающей

работы …………………………………………………………………………………………98

Первый период (сентябрь, октябрь, ноябрь) ………………………………………………..98

Второй период (декабрь, январь, февраль) ………………………………………………….108

Третий период (март, апрель, май, июнь) ………………………………………………...…117

Еженедельные задания логопеда воспитателю .......................................................................127

Подготовительная к школе логопедическая группа

Организация коррекционно-развивающей работы ................................................................132.

Задачи и содержание коррекционно-развивающей

работы, учебно-дидактический материал ………………………………………………...…136

План - программа коррекционно-развивающей

работы …………………………………………………………………………………………159.

Первый период (сентябрь, октябрь, ноябрь) ………………………………………………...159

Второй период (декабрь, январь, февраль) …………………………………………………..168

Третий период (март, апрель, май, июнь) ……………………………………………………176

Еженедельные задания логопеда воспитателю ...................................................................... 184

Приложения

Приложение 1. Методика про ведения обследования ребенка с общим недоразвитием речи

(с 4 до 7 лет) …………………………………………………………………………………...189

Приложение 2. Схема обследования ребенка ………………………………………………..198

Приложение 3. Методические пособия

и дидактические материалы к программе ................................................................................252

Специальная и методическая литература …………………………………………………….253

Детская художественная литература …………………………………………………………256

studfiles.net

Логопед №6/2012 - Журналы для дошкольных образовательных учреждений

Редакционный совет

Индекс

Колонка редактора

  • Степанова О.А.Региональная логопедическая служба: опыт лучших

МАСТЕР-КЛАСС

Гость номера

Исследования

  • Яковлева Н.Н.Состояние и перспективы развития логопедической службы в Санкт-Петербурге
  • Кондратьева С.Ю.Диагностика и профилактика дискалькулии у дошкольников группы риска
  • Кожушко Н.Ю.Транскраниальные микрополяризации в решении проблем коррекции нарушений речи у дошкольников
  • Верещагина Н.В.Изучение речевой и интеллектуальной  недостаточности детей раннего возраста

Новые формы работы

  • Бабушкина Р.Л., Кислякова О.М.Инновационный подход к организации занятий по логопедической ритмике с младшими дошкольниками с ОНР
  • Вакуленко Л.С.Инновационные формы взаимодействия логопеда с семьями, воспитывающими детей с нарушениями речи

Методическая гостиная

  • Нищева Н.В.Важно не опоздать! Специфика логопедической  работы  с детьми младшего дошкольного возраста

 

РАБОТАЕМ С ДОШКОЛЬНИКАМИ

Игры и оборудование

  • Карцева Н.И., Матюнина О.С., Чайка А.В.Особенности использования многофункциональной  игры «Радуга» на логопедических занятиях

Взаимодействие с семьей

  • Астафьева Е.О.Вовлечение в проектную деятельность родителей  детей с речевой патологией

Консультации для воспитателей

  • Крупенчук О.И.Графомоторные задания для левшей

РАБОТАЕМ СО ШКОЛЬНИКАМИ

Методика коррекционной работы

  • Петкевич В.Б., Лапина Е.Ю.Дифференцированный подход в коррекции нарушений устной и письменной речи у детей с билингвизмом
  • Елецкая О.В.Совершенствование и автоматизация навыка письма у школьников с дизорфографией

Книжная полка

Как подписаться

Анонс

Возможно срок действия подписки еще не наступил или вы не оформили подписку.

Для того чтобы просматривать электронную версию журнала, Вам необходимо приобрести одну из электронных подписок.

Ознакомиться с предложениями Вы можете на странице "Электронные подписки"

pdf icon

Купите электронную версию журнала

Стоимость: 0.00р.

Купить

www.sfera-podpiska.ru

СРЕДНЯЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ГРУППА - Н.В.Нищева

СРЕДНЯЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ГРУППА

Организация коррекционно-развивающей работы

В средней логопедической группе для детей с ОНР с ок­тября по май (включительно) проводится в неделю 14 заня­тий (при 11 в массовой группе 1), четыре дня по три занятия и один день - два занятия. При этом два раза в неделю допустимо про ведение одного занятия во второй половине дня. Например:

Понедельник - утро - 3 занятия, вечер - нет занятий.

Вторник - утро - 2 занятия, вечер - 1 занятие.

Среда - утро - 3 занятия, вечер - нет занятий.

Четверг - утро - 2 занятия, вечер - 1 занятие.

Пятница - утро - 2 занятия, вечер - нет занятий.

Примерная сетка занятий на неделю

Ознакомление с окружающим (предметный мир,явления общественной жизни, природное окружение)….………………………………………………………………………………………..l занятие

Развитие речи. Ознакомление с художественной литературой….………………………………1 занятие

Развитие элементарных математических представлений……..………………………………….l занятие

Рисование, лепка (чередуются через неделю)…………………………………………………….1 занятие

Конструирование, аппликация (чередуется через неделю)………………………………………1 занятие

Музыкальное………………………………………………………………………………………...2 занятия

Физкультурное………………………………………………………………………………………2 занятия

Подгрупповое логопедическое……………………………………………………………………..4 занятия

Подгрупповое занятие с психологом………………………………………………………………1 занятие

ЛФК (выносятся за сетку как лечебные процедуры)……………………………………………..2 занятия

Примерный режим дня

Прием детей, игры, утренняя гимнастика………………………………………………………….7.30-8.20

Подготовка к завтраку, завтрак……………………………………………………………………..8.20-8.50

Подготовка к занятиям………………………………………………………………………………8.50-9.00

l-е занятие воспитателя и l-е подгрупповое логопедическое занятие……………………………9.00-9.15

2-е занятие воспитателя и 2-е подгрупповое логопедическое занятие…………………………..9.25-9.40

3-е занятие воспитателя и 3-е подгрупповое логопедическое занятие…………………………9.50-10.05

Индивидуальная работа логопеда с детьми, совместная деятельность воспитателя с детьми, подготовка к прогулке, прогулка………………………………………………………………...10.05-12.00

Возвращение с прогулки, игры, индивидуальная работа логопеда с детьми…………………12.00-12.25

Подготовка к обеду, обед………………………………………………………………………...12.25-12.55

Подготовка ко сну, сон…………………………………………………………………………...12.55-15.00

Подъем, закаливающие и оздоровительные процедуры……………………………………….15.00-15.20

Подготовка к полднику, полдник………………………………………………………………..15.20-15.40

Вечернее занятие………………………………………………………………………………….15.45-16.00

Индивидуальная работа воспитателя с детьми по заданию логопеда, игры, свободная деятельность детей.…………………………………………………………………………………………….…16.00-16.15

Подготовка к прогулке, прогулка, уход домой…………………………………………………16.15-18.00

Примерное расписание работы логопеда

l-е подгрупповое занятие……………………………………………………………………………9.00-9.15

2-е подгрупповое занятие…………………………………………………………………………...9.25-9.40

3-е подгрупповое занятие………………………………………………………………………….9.50-10.05

Индивидуальная работа с детьми………………………………………………………………..10.05-12.25

Участие логопеда в режимных моментах……………………………………………………….12.25-13.00

Примерный перечень лексических тем

Октябрь: l-я неделя - «Осень. Названия деревьев. Дикие животные осенью»;

2-я неделя - «Огород. Овощи. Домашние живот­ные осенью»;

3-я неделя - «Сад. Фрукты»;

4-я неделя - «Лес. Грибы и лесные ягоды».

Ноябрь: l-я неделя - «Игрушки»;

2-я неделя - «Одежда»;

3-я неделя - «Обувь»;

4-я неделя - «Квартира. Мебель».

Декабрь: l-я неделя - «Кухня. Посуда»;

2-я неделя - «Зима. Зимующие птицы»;

3-я неделя - «Комнатные растения»;

4-я неделя - «Новогодний праздник».

Январь: l-я неделя - у детей зимние каникулы, проводятся только индивидуальные занятия;

2-я неделя - «Домашние птицы»;

3-я неделя - «Домашние животные и их дете­ныши»;

4-я неделя - «Дикие животные и их детеныши».

Февраль: l-я неделя - «Профессии. Продавец»;

2-я неделя - «Профессии. Почтальон»;

3-я неделя - «Транспорт»;

4-я неделя - «Профессии на транспорте».

Март: l-я неделя - «Весна»;

2-я неделя - «Мамин праздник. Профессии мам»;

3-я неделя - «Первые весенние цветы»;

4-я неделя - «Цветущие комнатные растения».

Апрель: l-я неделя - «Дикие животные весной»;

2-я неделя - «Домашние животные весной»;

3-я неделя - «Птицы прилетели»;

4-я неделя - «Насекомые».

Май: l-я неделя - «Рыбки в аквариуме»;

2-я неделя - «Наш город. Моя улица»;

3-я неделя - «Правила дорожного движения»;

4-я неделя - «Лето. Цветы на лугу».

Предметно-пространственная развивающая среда

Своеобразие организации предметно- пространственной развивающей среды в групповом помещении средней группы детского сада связано с особенностями развития детей этого возраста. Развивающая среда для детей пятого года жизни долж­на сохранять некоторые черты среды для малышей и иметь свои, только ей присущие особенности. Это прежде всего свя­зано с ярким проявлением разных темпов развития детей пято­го года жизни. Кроме того, дети среднего дошкольного возрас­та, так же как и малыши, испытывают острую потребность в движении и быстро перевозбуждаются, если она не удовлетво­ряется. Поэтому пространственная организация среды в сред­ней группе должна предусматривать достаточно широкие воз­можности для передвижений ребенка и для разнообразной дви­гательной деятельности, быть комфортной и безопасной. Это особенно касается логопедических групп для детей с общим недоразвитием речи, потому что их воспитанники плохо коор­динированы и моторно неловки.

Удовлетворяя потребности детей в движении, можно обо­рудовать в группе «дорожку движения», где с помощью сим­волов или фотографий указаны двигательные задания для ма­лышей. Именно в средней группе важно начать учить детей работать по заданным схемам.

Дети пятого года жизни любят обозначать свою игровую территорию, для этого нужно иметь в группе одну-две ширмы, цветные шнуры, складные заборчики и т. п.

Игрушки и предметы в группе должны отражать все много­образие окружающего мира и соответствовать реальным объ­ектам по своему внешнему виду, так как в этом возрасте у ребенка с общим недоразвитием речи идет активное накопле­ние словаря, многие предметы ребенок наблюдает впервые и воспринимает как своего рода эталон. В связи с этим не сле­дует использовать в средней возрастной группе для детей с общим недоразвитием речи объекты шаржеобразного характе­ра, с искаженными пропорциями и неестественных расцветок. Игрушки и предметы должны быть чистых ярких цветов, раз­ных размеров и несложных форм, из различных материалов.

Пятый год жизни - время расцвета сюжетно-ролевой игры (Полякова М. Н.). Сюжеты игр детей этого возраста просты и связаны с имеющимся у ребенка жизненным опытом: семья, детский сад, магазин, аптека, почта, зоопарк, цирк и т. п. Поэто­му игровые наборы должны содержать фигурки животных раз­ных размеров, кукол обоих полов в костюмах представителей разных профессий, наборы мебели, посуды, одежды, транспорта и предметов-заменителей, использование которых стимулирует развитие творческого мышления. При этом следует учитывать, что дети среднего возраста любят многократно повторять полю­бившиеся игры, поэтому не стоит слишком часто менять игруш­ки и атрибуты в уголке сюжетно-ролевых игр.

В средней логопедической группе особое внимание нужно уделить развитию мелкой моторики, которое напрямую связано с развитием речи, поэтому необходимо приобрести достаточное количество крупных мозаик, пазлов, игрушек с застежками и шнуровками, восковые и акварельные мелки, «Волшебный экран» и небольшие доски для рисования. Обязательно следует включить в оборудование зон для развития мелкой моторики природные материалы: ракушки и камушки для перебирания, крупные пуговицы, бусы или косточки от старых счетов для нанизывания и т. п. Для развития мелкой моторики и конструк­тивного праксиса также можно использовать контейнеры с крышками разных форм и размеров.

У детей пятого года жизни проявляется активный интерес к речи, языку. В логопедической группе начинается постанов­ка и автоматизация звуков. Поэтому особое внимание нужно уделить оборудованию центра «Будем говорить правильно», в котором следует иметь картотеки предметных и сюжетных картинок и настольно-печатные дидактические игры для уточ­нения произношения гласных звуков и согласных раннего он­тогенеза, автоматизации и дифференциации поставленных звуков, подборку игр для совершенствования грамматического строя речи, картинки и игрушки для накопления словаря по всем лексическим темам. Воспитатели должны позаботиться о том, чтобы в этом центре было достаточное количество иг­рушек и пособий для работы над дыханием, серий картинок и опорных картинок для обучения детей рассказыванию.

В кабинете логопеда развивающая среда должна быть ор­ганизована таким образом, чтобы способствовать развитию не только всех сторон речи, но и неречевых психических функ­ций. Для этого необходимо еженедельно частично обновлять дидактические игры и материалы в центрах «Развитие лекси­ко-грамматической стороны речи», «Развитие фонетико-фо­нематической стороны речи», «Развитие сенсомоторной сфе­ры», «Развитие связной речи и речевого общения», «Игры и игрушки для мальчиков», «Игры и игрушки для девочек».

Особое внимание нужно уделить оборудованию места для занятий у зеркала, где дети проводят достаточно много вре­мени ежедневно. Большое зеркало с лампой дополнительного освещения, удобная скамеечка для подгруппы детей перед ним, стеллаж для картотек под ним - традиционное обору­дование этого центра в кабинете логопеда. Как и в младшей логопедической группе, в этой возрастной группе можно ис­пользовать в качестве зрительной опоры при проведении артикуляционной и мимической гимнастики картинки и забав­ные игрушки. Для проведения каждого упражнения логопеду следует подобрать игрушку-помощницу. Это позволит посто­янно поддерживать интерес детей к занятиям у зеркала и вне­сет в занятия игровой момент.

Нижние полки в шкафах или на стеллажах в кабинете логопеда должны быть открытыми и доступными детям. Именно на них располагается сменный дидактический мате­риал. На стенах и дверцах мебели можно закрепить две-три магнитные мини-доски и пару мини-коврографов для свобод­ной деятельности детей. Во время подгрупповых занятий дети смогут выполнять на них индивидуальные задания. Полки выше роста детей следует закрыть. На них в папках и контей­нерах хранятся игры, игрушки и пособия по всем изучаемым лексическим темам, отражающие все направления работы ло­гопеда. В кабинете логопеда должны быть также мобильный коврограф среднего размера, небольшой мольберт, магнитная доска. Обязательным оборудованием являются магнитофон или музыкальный центр и хорошая фонотека (запись звуков природы, фоновая музыка для подгрупповых занятий, музыка для релаксации, музыкальное сопровождение для подвижных игр и пальчиковой гимнастики, для внесения в подгрупповые занятия элементов логоритмики).

Логопеду следует позаботиться о том, чтобы кабинет стал тем местом, куда каждый ребенок идет с желанием и удоволь­ствием, так как именно это обеспечит максимальный коррек­ционный эффект, положительную динамику развития. Мягкие пастельные тона в оформлении кабинета, удобная мебель, ковровое покрытие на полу - обязательные условия.

Задачи и содержание коррекционно-развивающей работы, учебно-дидактический материал

I. РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

Развитие словаря

Работать над накоплением пассивного словарного запаса и активизацией в речи существительных, глаголов, прилагатель­ных по всем изучаемым лексическим темам на основе ознаком­ления с окружающим, расширения представлений о предметах ближайшего окружения, явлениях общественной жизни и при­роды.

Учить понимать обобщающее значение слов и формиро­вать обобщающие понятия.

Расширять словарь за счет активного усвоения и исполь­зования в экспрессивной речи личных местоименных форм, притяжательных местоимений, притяжательных прилагатель­ных, определительных местоимений, наречий, количествен­ных и порядковых числительных.

Сформировать понимание простых предлогов.

Сформировать понятие слово и умение оперировать им.

Формирование и совершенствование грамматического строя речи

Учить различать и употреблять существительные мужско­го, женского и среднего рода в единственном и множествен­ном числе в именительном падеже.

Формировать умение понимать вопросы косвенных паде­жей и употреблять существительные мужского, женского и среднего рода в косвенных падежах сначала в беспредложных конструкциях, затем в предложных конструкциях с простыми предлогами.

Учить образовывать и использовать в речи существитель­ные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Формировать умение образовывать и использовать в речи глаголы в повелительном наклонении, инфинитиву, в настоящем и про шедшем времени в изъявительном накло­нении.

Учить различать и употреблять противоположные по зна­чению названия действий и признаков.

Обучать согласованию притяжательных местоимений и имен прилагательных с существительными мужского, женско­го и среднего рода.

Формировать умение согласовывать числительные с суще­ствительными мужского и женского рода.

Формировать умение составлять предложения из не­скольких слов по вопросам, по картинке и по демонстрации действия, дополнять предложения недостающими словами.

Обучать распространению простых предложений однород­ными подлежащими и сказуемыми.

Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза

Развитие просодической стороны речи

Формировать правильное речевое дыхание и длительный ротовой выдох.

Формировать навык мягкого голосоведения.

Воспитывать правильный умеренный темп речи (по под­ражанию логопеду).

Развивать ритмичность и интонационную выразительность речи, модуляцию голоса.

Коррекция произносительной стороны речи

Уточнить произношение гласных звуков и согласных ран­него онтогенеза в свободной речевой деятельности.

Активизировать движения речевого аппарата, готовить его к формированию звуков всех групп.

Сформировать правильные уклады свистящих и шипящих звуков, автоматизировать поставленные звуки в игровой и сво­бодной речевой деятельности.

Работа над слоговой структурой слова

Формировать умение различать на слух длинные и корот­кие слова.

Формировать умение запоминать и воспроизводить цепоч­ки слогов со сменой ударения и интонации; цепочки слогов с разными согласными и одинаковыми гласными; цепочки слогов со стечением согласных.

Научить правильно передавать ритмический рисунок двухсложных и трехсложных слов, состоящих из открытых слогов; односложных слов; двухсложных слов со стечением согласных с простым звуковым наполнением со зрительной опорой.

Сформировать понятие слог (часть слова) и умение опери­ровать этим понятием.

Совершенствование фонематических представлений, развития навыков звукового анализа и синтеза

Сформировать умение различать гласные и согласные звуки.

Научить выделять из ряда звуков гласные звуки.

Сформировать первоначальные навыки анализа и синте­за. Научить выполнять анализ и синтез слияний гласных звуков.

Научить выделять начальные ударные гласные [а], [у], [о], [и] из слов, различать слова с начальными ударными гласными.

Научить выделять согласные звуки [т], [п], [н], [м], [к] из ряда звуков, слогов, слов, из конца и начала слов; дифферен­цировать звуки, отличающиеся по артикуляционным и акус­тическим признакам ([м]-[н], [п]-[т], [б]-[д], [к]-[т]) в ряду звуков, слогов, слов. Научить производить анализ и синтез сначала обратных, а потом и прямых слогов и слов из трех звуков (ам, он, пу, та, кот, уха).

Научить подбирать слова с заданным звуком.

Сформировать понятия звук, гласный звук, согласный звук и умение оперировать этими понятиями.

Обучение элементам грамоты

Сформировать понятие буква и представление о том, чем звук отличается от буквы.

Познакомить с гласными буквами А, У, О, И и с соглас­ными буквами Т, П, Н, М, К.

Сформировать навыки составления букв из палочек, вы­кладывания из шнурочка и мозаики, лепки из пластилина, «рисования» по тонкому слою манки и в воздухе. Научить узнавать пройденные буквы, изображенные с недостающими элементами; находить знакомые буквы в ряду правильно и зеркально изображенных букв.

Сформировать навыки составления и чтения слияний гласных, закрытых и открытых слогов и слов с пройденными буквами, осознанного чтения слов.

Развитие связной речи и речевого общения

Развивать умение вслушиваться в обращенную речь, пони­мать ее содержание.

Развивать реакцию на интонацию и мимику, соответст­вующую интонации.

Работать над соблюдением единства и адекватности речи, мимики, пантомимики, жестов - выразительных речевых средств в игре и ролевом поведении.

Формировать умение «оречевлять» игровую ситуацию.

Развивать умение поддерживать беседу, задавать вопросы и отвечать на них, выслушивать друг друга до конца.

Формировать умение повторять за взрослым описатель­ный рассказ из 2-3 простых предложений, а затем состав­лять короткий описательный рассказ с помощью взрослого.

Формировать навыки пересказа. Обучать пересказу хорошо знакомых сказок или небольших текстов с помощью взрослого и со зрительной опорой.

topuch.ru

Журнал индивидуальной работы учителя-логопеда.

Арбекова Н.Е.

есть в наличии

Аннотация

Использование данного пособия в работе позволит логопеду существенно сократить время, необходимое для оформления отчётов о ежедневно проводимой работе и поможет привести документацию в более презентабельный вид. Пособие поможет логопеду систематизировать сведения о воспитанниках группы и их родителях; зафиксировать в соответствующих графах таблиц результаты обследования моторного и речевого уровня развития детей на начало и конец учебного года; спланировать работу с детьми и отметить программы и пособия, по которым планируется проводить коррекционную работу; каждый день кратко записывать в соответствующие графы таблиц журнала проводимые с ребёнком упражнения и задания; отметить даты консультаций и содержание проводимой работы с родителями детей группы; провести учёт посещаемости детей логопедических занятий в течение учебного года. Данное пособие рассчитано на группу из 15 воспитанников. Пособие адресовано логопедам дошкольных образовательных учреждений.

Дополнительная информация
Регион (Город/Страна где издана): Москва
Год публикации: 2014
Тираж: 2000
Страниц: 168
Ширина издания: 220
Высота издания: 290
Язык публикации: Русский
Тип обложки: Твёрдый переплёт
Полный список лиц указанных в издании: Арбекова Н.Е.

www.dkmg.ru

Программа коррекционноразвивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи

Н. В. Нищева

Программа

коррекционно-развивающей работы

в логопедической группе детского сада

для детей с общим недоразвитием речи

(с 4 до 7 лет)

Рекомендовано к использованию в образовательных учреждениях

Региональным экспертным советом Комитета по образованию

Правительства Санкт - Петербурга

Санкт- Петербург

«ДЕТСТВО- ПРЕСС»

2007

ББК 74.100

Н71

Рецензенты:

Г. А. Волкова - канд. пед. наук, профессор ИСПиП Международного университета им. Р. Валленберга;

Т. А. Овечкина - канд. пед. наук, ведущий специалист отдела образовательных учреждений Комитета по образованию Правительства Санкт- Петербурга;

Н. Н. Яковлева - канд. пед. наук, зав. кабинетом коррекции развития ребенка СПб АППО;

И. А. Смирнова - канд. пед. наук, зав. кафедрой коррекционной педагогики и специальной психологии ЛГУ им. А. С. Пущкина; Е. В. Дащковская - зав. ГДОУ «Детский сад №26 компенсирующего вида» Московского р-на Санкт-Петербурга.

Нищева Н.В.

Н71 Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразви­тием речи (с 4 до 7 лет). - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.­352 с.

ISBN 978-5-89814-356-4

Данная программа позволяет построить систему коррекционно-развивающей работы в средней, старшей и подготовительной к школе логопедических группах на основе полного взаимодействия и преем­ственности всех специалистов детского учреждения и родителей до­школьников. Помимо задач развивающего обучения, всестороннего развития интеллектуально-волевых качеств и формирования базовых психических процессов, основной задачей программы является овла­дение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и навыками речевого общения.

Предложенная комплексность педагогического воздействия на­правлена на выравнивание речевого и психического развития детей с диагнозом ОНР.

Для логопедов и специалистов ДОУ.

© Нищева Н. В., 2006

ISBN 978-5-89814-356-4 © Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006

Содержание

Пояснительная записка ……………………………………………………………………….5

Структура программы и основные направления

коррекционно-развивающей работы …………………………………………………………9

Система коррекционно-развивающей работы

в логопедической группе для детей с ОНР …………………………………………………11

Занятия с детьми :……………………………………………………………………………..11

Предметно- пространственная развивающая

Среда…………………………………………………………………………………………...12

Совместная деятельность логопеда

и воспитателя …………………………………………………………………………………13

Работа логопеда с родителями : .......•......................................................................................14

Средняя логопедическая группа

Организация коррекционно-развивающей работы.;………………………………………..17

Предметно-пространственная развивающая среда :………………………………………...20

Задачи и содержание коррекционно-развивающей

работы, учебно-дидактический материал …………………………………………………....22

План-программа коррекционно-развивающей

работы ………………………………………………………………………………………......44

Первый период (сентябрь, октябрь, ноябрь)………………………………………………….44

Второй период (декабрь, январь, февраль) …………………………………………………..51

Третий период (март, апрель, май, июнь) ……………………………………………………60

Еженедельные задания логопеда воспитателю : …………………………………………….66

Старшая логопедическая группа

Организация коррекционно-развивающей

работы ………………………………………………………………………………………….71

Предметно-пространственная развивающая среда ................................................................74

Задачи и содержание коррекционно-развивающей

работы, учебно-дидактический материал …………………………………...………………76

План - программа коррекционно-развивающей

работы …………………………………………………………………………………………98

Первый период (сентябрь, октябрь, ноябрь) ………………………………………………..98

Второй период (декабрь, январь, февраль) ………………………………………………….108

Третий период (март, апрель, май, июнь) ………………………………………………...…117

Еженедельные задания логопеда воспитателю .......................................................................127

Подготовительная к школе логопедическая группа

Организация коррекционно-развивающей работы ................................................................132.

Задачи и содержание коррекционно-развивающей

работы, учебно-дидактический материал ………………………………………………...…136

План - программа коррекционно-развивающей

работы …………………………………………………………………………………………159.

Первый период (сентябрь, октябрь, ноябрь) ………………………………………………...159

Второй период (декабрь, январь, февраль) …………………………………………………..168

Третий период (март, апрель, май, июнь) ……………………………………………………176

Еженедельные задания логопеда воспитателю ...................................................................... 184

Приложения

Приложение 1. Методика про ведения обследования ребенка с общим недоразвитием речи

(с 4 до 7 лет) …………………………………………………………………………………...189

Приложение 2. Схема обследования ребенка ………………………………………………..198

Приложение 3. Методические пособия

и дидактические материалы к программе ................................................................................252

Специальная и методическая литература …………………………………………………….253

Детская художественная литература …………………………………………………………256

Пояснительная записка

Про грамма коррекционно-развивающей работы для детей дошкольного возраста (с 4 до 7 лет) с общим недоразвитием речи составлена в соответствии с Законом РФ «Об образо­вании», соответствующими направлениями Концепции до­школьного воспитания, Концепцией модернизации российско­го образования на период до 2010 года, Типовым положением о дошкольном образовательном учреждения, Конвенцией о правах ребенка, методическими рекомендациями Министер­ства образования РФ «Ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования» и разработками оте­чественных ученых в области общей и специальной педагоги­ки и психологии.

Целью данной Программы является построение системы коррекционно-развивающей работы в логопедических груп­пах для детей с общим недоразвитием речи в возрасте с 4 до 7 лет, предусматривающей полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников. Ком­плексность педагогического воздействия направлена на вы­равнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечивает их всестороннее гармоничное развитие.

Общее недоразвитие речи рассматривается как системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые рас­стройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и сохранном ин­теллекте (Левина Р. Е., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В.). Речевая недостаточность при общем недоразвитии речи у дошколь­ников может варьироваться от полного отсутствия речи до развернутой речи с выраженными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития (Левина Р. Е.).

В настоящее время выделяют четыре уровня речевого раз­вития, отражающие состояние всех компонентов языковой сис­темы у детей с общим недоразвитием речи (Филичева Т. Б.).

При первом уровне речевого развития речевые средства ре­бенка ограничены, активный словарь практически не сформи­рован и состоит из звукоподражаний, звукокомплексов, лепет­ных слов. Высказывания сопровождаются жестами и мими­кой. Характерна многозначность употребляемых слов, когда одни и те же лепетные слова используются для обозначения разных предметов и явлений. Возможна замена названий предметов названиями действий и наоборот. В активной речи преобладают корневые слова, лишенные флексий. Пассивный словарь шире активного, но тоже крайне ограничен. Практи­чески отсутствует понимание категории числа существитель­ных и глаголов, времени, рода, падежа. Произношение звуков носит диффузный характер. Фонематическое развитие нахо­дится в зачаточном состоянии. Ограничена способность вос­приятия и воспроизведения слоговой структуры слова.

При переходе ко второму уровню речевого развития рече­вая активность ребенка возрастает. Активный словарный запас расширяется за счет обиходной предметной и глагольной лек­сики. Возможно использование местоимений, союзов и иног­да простых предлогов. В самостоятельных высказываниях ре­бенка уже есть простые нераспространенные предложения. При этом отмечаются грубые ошибки в употреблении грам­матических конструкций, отсутствует согласование прилагательных с существительными, отмечается смешение падежных форм. Понимание обращенной речи значительно развивается, хотя пассивный словарный запас ограничен, не сформирован предметный и глагольный словарь, связанный с трудовыми действиями взрослых, растительным и животным миром. От­мечается незнание не только оттенков цветов, но и основных цветов.

Типичны грубые нарушения слоговой структуры и звуко­наполняемости слов. У детей выявляется недостаточность фо­нетической стороны речи (большое количество несформиро­ванных звуков).

Третий уровень речевого развития характеризуется наличи­ем развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамма­тического и фонетико-фонематического недоразвития. Отме­чаются попытки употребления даже предложений сложных конструкций. Лексика ребенка включает все части речи. При этом может наблюдаться неточное употребление лексических значений слов. Появляются первые навыки словообразования. Ребенок образует существительные и прилагательные с умень­шительными суффиксами, глаголы движения с приставками. Отмечаются трудности при образовании прилагательных от существительных. По-прежнему отмечаются множественные аграмматизмы. Ребенок может неправильно употреблять пред­логи, допускает ошибки в согласовании прилагательных и числительных с существительными. Характерно недифферен­цированное произношение звуков, причем замены могут быть нестойкими. Недостатки произношения могут выражаться в искажении, замене или смешении звуков. Более устойчивым становится произношение слов сложной слоговой структуры. Ребенок может повторять трех- и четырехсложные слова вслед за взрослым, но искажает их в речевом потоке. Понимание речи приближается к норме, хотя отмечается недостаточное понимание значений слов, выраженных приставками и суф­фиксами.

Четвертый уровень речевого развития (Филичева Т. Б.) ха­рактеризуется незначительными нарушениями компонентов языковой системы ребенка. Отмечается недостаточная диффе­ренциация звуков [т-т'-с-с'-ц], [р-р'-л-л'-j] И т.д. Ха­рактерны своеобразные нарушения слоговой структуры слов, проявляющиеся в неспособности ребенка удерживать в памяти фонематический образ слова при понимании его значения. Следствием этого является искажение звуконаполняемости слов в различных вариантах. Недостаточная внятность речи и нечеткая дикция оставляют впечатление «смазанности». Остают­ся стойкими ошибки при употреблении суффиксов (единично­сти, эмоционально-оттеночных, уменьшительно-ласкательных). Отмечаются трудности в образовании сложных слов. Кроме того, ребенок испытывает затруднения при планировании высказывания и отборе соответствующих языковых средств, что обусловливает своеобразие его связной речи. Особую труд­ность для этой категории детей представляют сложные пред­ложения с разными придаточными.

Дети с общим недоразвитием речи имеют по сравнению с возрастной нормой особенности развития сенсомоторных, высших психических функций, психической активности.

Про грамма рассчитана на пребывание ребенка в логопеди­ческой группе с четырехлетнего возраста. Она создавалась для детей со вторым, третьим, четвертым уровнями речевого развития. Для детей с первым уровнем речевого развития, кото­рые составляют не более 10% направляемых в логопедические группы, на основе данной Программы и Программы коррекционно-развивающей работы в младшей логопедической груп­пе специалистами могут быть составлены индивидуальные планы развития.

Про грамма позволяет обеспечить развивающее обучение дошкольников, всестороннее развитие их интеллектуально- во­левых качеств, дает возможность сформировать у детей все психические процессы и такие личностные качества, как креа­тивность, любознательность, инициативность, ответственность, самостоятельность. Одной из основных задач Програм­мы является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и навыками речевого обще­ния, фонетической системой русского языка, элементами гра­моты, что формирует готовность к обучению в школе. Про­граммой предусмотрена необходимость охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечения эмоционального благополучия каждого ребенка. Так, она по­зволяет формировать оптимистическое отношение детей к ок­ружающему, что дает возможность ребенку жить и развивать­ся, обеспечивает позитивное эмоционально-личностное и со­циальное развитие. Объем учебного материала рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации дошкольников. Для каждой возрастной группы предложено оптимальное сочетание индивидуальной и совместной дея­тельности детей, сбалансированное чередование специально организованных занятий и нерегламентированной деятельно­сти; свободное время для игр и отдыха детей выделено и в первой, и во второй половинах дня.

Основой Программы является создание оптимальных ус­ловий для коррекционно-развивающей работы и всесторон­него гармоничного развития детей с общим недоразвитием речи. Это достигается за счет модификации обще развивающих программ и всего комплекса коррекционно-развивающей работы в логопедической группе с учетом особенностей психофизического развития детей данного контингента. Главная идея заключается в реализации общеобразователь­ных задач дошкольного образования с привлечением син­хронного выравнивания речевого и психического развития детей, то есть одним из основных принципов Программы является принцип природосообразности. Программа учиты­вает общность развития нормально развивающихся детей и детей с общим недоразвитием речи и основывается на он­тогенетическом принципе, учитывая закономерности разви­тия детской речи в норме.

Кроме того, Программа имеет в своей основе также прин­ципы систематичности и взаимосвязи учебного материала, его конкретности и доступности, постепенности, концентриче­ского наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп по всем направлениям работы, что позволя­ет ребенку опираться на уже имеющиеся у него знания и умения, и в конечном итоге обеспечивает поступательное раз­витие.

Таким образом, выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач обеспечивается благодаря комплексному подходу и тесной взаимосвязи работы специалистов педагогического и медицинского профилей. Так, взаимосвязь в работе невролога и учителя-логопеда обеспечивают выбор адекватной коррекционной методики.

Реализация принципа комплексности способствует более высоким темпам общего и речевого развития детей и преду­сматривает совместную работу логопеда, психолога, музыкаль­ного руководителя, руководителя физического воспитания, инструктора ЛФК, воспитателей. Например, работой по раз­делу «Речевое развитие» руководит учитель-логопед, а другие специалисты планируют свои занятия в соответствии с его рекомендациями.

В работе по разделу «Познавательное развитие» участвуют воспитатели, педагог-психолог, учитель-логопед. При этом пе­дагог-психолог руководит работой по сенсорному развитию и развитию высших психических функций; воспитатели органи­зуют работу по ознакомлению дошкольников с окружающим, художественной литературой, по развитию временных, пространственных и элементарных математических представле­ний, осуществляют руководство работой по разделу «Креатив­ное развитие». В этой работе участвует также музыкальный руководитель, осуществляющий музыкальное воспитание де­тей и вместе с учителем-логопедом проводящий занятия ло­горитмикой.

Воспитатели руководят работой по нравственному и тру­довому воспитанию, а все остальные специалисты содейству­ют им. Работу по разделу «Физическое здоровье и развитие» осуществляет руководитель физического воспитания в зависи­мости от состояния здоровья и уровня физического развития детей. Таким образом, целостность Программы обеспечивается установлением связей между разными сферами деятельности ре­бенка, взаимосвязью между специалистами, участвующими в пе­дагогическом процессе, и родителями дошкольников.

В логопедической группе коррекционное направление рабо­ты является ведущим, а общеобразовательное - подчиненным. Все педагоги следят за речью детей и закрепляют речевые навы­ки, сформированные логопедом. Кроме того, все специалисты под руководством логопеда занимаются коррекционной рабо­той, участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним процессов. Воспитатель, музыкальный руководитель, ру­ководитель физического воспитания осуществляют общеобразо­вательные мероприятия, предусмотренные программой массо­вого детского сада, занимаются умственным, нравственным, эстетическим, физическим, патриотическим воспитанием, обес­печивая тем самым гармоничное всестороннее развитие детей.

Комплексные интегрированные коррекционные занятия рекомендуется про водить с привлечением различных специа­листов, так как взаимное «пронизывание» различных видов предметности оказывается крайне эффективным. Рекоменду­ется проводить такие занятия, как обобщающие, итоговые, один раз в месяц. В них могут участвовать логопед и музы­кальный руководитель или логопед и преподаватель физкуль­туры, или логопед и массажист и т. д. Такие комплексные занятия должны носить коррекционно-развивающий харак­тер, оказывать специфическое воздействие на становление ре­чи. На таких занятиях дети учатся общаться друг с другом, что способствует закреплению навыков инициативной речи, со­вершенствованию разговорной речи, обогащению словарного запаса. Для устранения речевых нарушений на этих занятиях используются различные виды доступной дошкольникам дея­тельности: изобразительная и конструктивная деятельность, хороводные игры с пением и подвижные игры. Конспекты комплексных коррекционных занятий приведены в мето­дических пособиях «Разноцветные сказки» и «Развивающие сказки».

Программа содержит подробное описание организации и содержания коррекционно-развивающей работы в средней, старшей и подготовительной к школе группах для детей с общим недоразвитием речи, даны рекомендации по созданию и осна­щению предметно-пространственной развивающей среды в ло­гопедическом кабинете и групповом помещении, приведены методические рекомендации по осуществлению работы с роди­телями.

В приложении представлены рекомендации по про веде­нию обследования и схема обследования ребенка с общим недоразвитием речи, перечень пособий методического комп­лекта, списки специальной, методической и детской художе­ственной литературы.

В методический комплект входят: пособие «Система кор­рекционной работы в логопедической группе для детей с об­щим недоразвитием речи» (перспективное и календарное пла­нирование работы, еженедельные задания логопеда воспита­телям, дидактический материал к логопедическим занятиям), «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в средней группе для детей с ОНР», «Речевая карта ребенка с ОНР (с 4 до 7 лет)», комплекты рабочих тетрадей для средней, старшей и подготовительной к школе логопедических групп, конспек­ты комплексных занятий «Разноцветные сказки» и «Развиваю­щие сказки», «Мой букварь», комплекты настольно-печатных дидактических игр «Играйка 1», «Играйка 2», «Играйка 3», «Играйка 5», «Играйка-грамотейка», пособия «Будем говорить правильно», «Занимаемся вместе. Средняя группа. Домашняя тетрадь, «3анимаемся вместе. Старшая группа. Домашняя тетрадь».

Основой перспективного и календарного планирования коррекционной работы в соответствии с требованиями Про­граммы является

topuch.ru

Журнал индивидуальной работы учителя-логопеда.

ISBN: 978-5-91928-779-7Автор: Арбекова Н.Е.Издательство: Гном-прессГод издания: 2014

 Использование данного пособия в работе позволит логопеду существенно сократить время, не­обходимое для оформления отчётов о ежедневно проводимой работе и поможет привести докумен­тацию в более презентабельный вид.

 Пособие поможет логопеду систематизировать сведения о воспитанниках группы и их родите­лях; зафиксировать в соответствующих графах таблиц результаты обследования моторного и рече­вого уровня развития детей на начало и конец учебного года; спланировать работу с детьми и отме­тить программы и пособия, по которым планируется проводить коррекционную работу; каждый день кратко записывать в соответствующие графы таблиц журнала проводимые с ребёнком упраж­нения и задания; отметить даты консультаций и содержание проводимой работы с родителями де­тей группы; провести учёт посещаемости детей логопедических занятий в течение учебного года.

 Данное пособие рассчитано на группу из 15 воспитанников.

 Пособие адресовано логопедам дошкольных образовательных учреждений.

Оглавление 

Введение 4-5

Сведения о детях группы  6-9

Диагностика уровня моторного развития детей 10-13

Состояние звукопроизношения детей   14-17

Состояние звукоразличения детей 18-21

Состояние фонематического слуха детей 22-25

Состояние навыков звукового анализа и произношения слов сложной звуко-слоговой структуры у детей 26-29

Состояние лексического развития (словаря) детей 30-33

Состояние грамматического строя речи детей 34-37

Состояние связной речи детей 38-41

Диагностика уровня речевого развития детей 42-45

Заключение (по результатам обследования на начало учебного года)  46

Заключение (по результатам обследования на конец учебного года) 47

Планирование коррекционной работы логопеда 48-49

Первый период обучения. Содержание логопедической работы на индивидуальных занятиях 50

Итоги работы по результатам первого периода обучения 51

Второй период обучения. Содержание логопедической работы на индивидуальных занятиях с детьми 52

Итоги работы по результатам второго периода обучения 53

Третий период обучения. Содержание логопедической работы на индивидуальных занятиях 54

Итоги работы по результатам третьего периода обучения 55

Содержание индивидуальной работы по дням недели 56-145

Учёт посещаемости индивидуальных логопедических занятий детьми группы 146-165

Работа с родителями и примечания   166-168

razum.myinsales.ru


KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта