Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

Комплект инструктажей по технике безопасности в кабинете биологии. Журнал по технике безопасности на уроках биологии


Комплект инструктажей по технике безопасности в кабинете биологии

Инструкция № 1

Охрана труда учащихся при выполнении лабораторных и практических работ с использованием микроскопа

Общие положения.

Данная инструкция предназначена для учащихся при выполнении в кабинете биологии лабораторных работ, связанных с использованием микроскопа. Опасности в работе:

уколы частей тела при небрежном обращении с препаровальными иглами;

порезы рук при небрежном обращении с предметами и покровными стёклами.

Ученик внимательно изучает содержание и порядок выполнения лабораторной работы, и безопасные приёмы её выполнения.

Перед началом каждой лабораторной работы, учитель биологии проводит инструктаж учащихся, обучает безопасным правилам поведения при проведении лабораторной работы, экспериментов. Не оставляет учащихся без присмотра на перемене и во время учебно-воспитательного процесса.

Ученик освобождает рабочее место от посторонних предметов.

Ученик знакомится с устройством микроскопа и в его исправности, с правилами работы с микроскопом.

Ученик должен точно выполнять все указания учителя биологии.

Ученик не загромождает проходы портфелями и сумками.

Ученик точно выполняет указания учителя биологии при работе с микроскопом в отношении соблюдения порядка действий.

Ученик соблюдает осторожность при работе с препаровальными иглами, предметными и покровными стёклами.

Ученик приступает к работе только тогда, когда убедился в исправности микроскопа.

Ученик перед работой с микроскопом знакомится с правилами.

Учащийся не берёт без разрешения учителя биологии микроскоп, препараты и другое оборудование с других рабочих мест, не встаёт с рабочего места и не ходит по кабинету во время эксперимента.

Учащийся не выносит из кабинета микроскоп, предметные и покровные стёкла, препаравальные иглы и пинцеты.

По окончании работы ученик собирает предметные и покровные стёкла, препаравальные иглы, пинцеты, протирает салфеткой и укладывает в предназначенные для этого футляры. Затем сдаёт всё учителю биологии на хранение. Протирает объектив и окуляр микроскопа салфеткой, выводит микроскоп из рабочего состояния, зачехляет его и сдаёт учителю биологии на хранение.

По окончании работы ученик приводит своё рабочее место в порядок.

После окончания работы обязательно тщательно вымойте руки с мылом.

Не выходите из кабинета (класса) без разрешения учителя.

В случае выявления неисправностей в приборах, установках немедленно остановите работу и оповестите учителя.

Инструкция № 2

Охрана труда учащихся при выполнении практических и лабораторных работ, связанных с гербарным материалом в кабинете биологии

Общие положения.

Данная инструкция предназначена для учащихся при выполнении в кабинете биологии лабораторных работ, связанных с гербарным материалом.

Опасности в работе:

Ученик внимательно изучает содержание и порядок выполнения лабораторной работы и безопасные приёмы её выполнения.

Перед началом каждой лабораторной работы, учитель биологии проводит инструктаж учащихся, обучает безопасным правилам поведения при проведении лабораторной работы, экспериментов.

Ученик освобождает рабочее место от посторонних предметов.

Ученик проверяет наличие и целостность гербарного материала, применяемого в лабораторной работе.

Ученик должен точно выполнять все указания учителя биологии.

Ученик не загромождает проходы портфелями и сумками.

Ученик точно выполняет указания учителя биологии при работе с гербарным материалом.

Ученик заблаговременно сообщает учителю о предрасположенности к аллергии на пыль, на частички сухого гербарного материала.

Ученик приступает к работе только тогда, когда убедился в целостности гербарного материала.

Учитывая хрупкость сухих растений (гербариев) – ученик соблюдает осторожность в работе с ними во избежание засорения глаз и попадания в дыхательные пути частичек гербария.

Не передавать гербарии друг другу. Работать с тем гербарием, который выдал учитель биологии.

По окончании работы ученик сдаёт гербарный материал учителю биологии на хранение.

По окончании работы ученик приводит своё рабочее место в порядок.

После окончания работы обязательно тщательно вымойте руки с мылом.

Не выходите из кабинета (класса) без разрешения учителя.

В случае выявления неисправностей в приборах, установках немедленно остановите их работу, сообщите об этом учителю.

Инструкция № 3

Техника безопасности учащихся при проведении лабораторных занятий, практических работ и демонстрационных опытов в кабинете биологии

Правила по технике безопасности во время лабораторных занятий и демонстрaционных опытов:

  1. Учащиеся должны приобрести прочный навык брать инструменты только за ручки, не направляйте их заострённые части на себя и соседей (при изготовлении микропрепаратов учащимися 6,8,10 классов; черенковании комнатных растений - 6 классов).

  1. Категорически запрещается иметь в кабинете биологии электронагревательные приборы с открытой спиралью. При демонстрационных опытах допустимо использование электронагревательных приборов с закрытой спиралью.

  1. Перед выполнением лабораторных работ, в процессe которых проводится нагревание жидкости в пробирках, учитель обязан сообщить правила нагревания пробирки (держать её необходимо отверстием от себя), необходимо показать как правильно закрепляются пробирки в зажимах штативов. Категорически запрещается придерживание пробирок бумажными полосками.

  1. Инструктаж надлежит сопровождать показом правильных приемов ра­боты, (проводится при выполнении лабораторных работ действие слюны на крахмал и желудочного сока на белок).

  1. При выполнении лабораторной работы – сфикированными в формалине материалами его необходимо накануне извлечь и тщательно промыть под струей холодной воды.

  1. При проведении лабораторной работы - получение вытяжки xлорофила из зелёного листа, необходима проинструктировать учащихся как работать с хрупкой стеклянном посудой: химическими стаканами, пробиркой, предметными стеклами и т.д.

  1. При демонстрации опытов, связанных с использованием кислот, щелочей и других химических реактивов, не допускать попадания этих веществ на одежду, необходимо проинструктировать школьников как работать с серной кислотой.

  1. В кабинете биологии запрещается использование инсектицидов для борьбы с насекомыми- вредителями растений. Допускается обработка растений мыльным раствором, раствором мочевины, табачным настоем.

  1. При использовании технических средств обучения принимаются меры предосторожности, установленные в общем порядке для всех учебных предметов.

  1. Для оказания первой помощи при травмах в кабинете биологии обязательно надо иметь аптечку, в которой должны находиться: бинт, вата, йод, растворы соды, перманганата калия, нашатырный спирт, зелёнка.

Инструкция № 4

Охрана труда учащихся при выполнении лабораторных работ с влажными препаратами в кабинете биологии

Общие положения.

Данная инструкция предназначена для учащихся в кабинете биологии лабораторных работ, связанных с влажными препаратами.

Опасности в работе:

  1. отравление вредными испарениями при небрежном обращении с влажными препаратами и их разгерметизации при этом;

  1. порезы рук при небрежном обращении со стеклянной поверхностью влажных препаратов.

Ученик внимательно изучает содержание и порядок выполнения лабораторной работы, и безопасные приёмы её выполнения.

Перед началом каждой лабораторной работы, учитель биологии проводит инструктаж учащихся, обучает безопасным правилам поведения при проведении лабораторной работы, экспериментов. Не оставляет учащихся без присмотра на перемене и во время учебно-воспитательного процесса.

Ученик освобождает рабочее место от посторонних предметов.

Ученик проверяет наличие и целостность влажных препаратов, применяемых в лабораторной работе.

Ученик должен точно выполнять все указания учителя биологии.

Ученик не загромождает проходы портфелями и сумками.

Ученик точно выполняет указания учителя биологии при работе с влажными препаратами.

Ученик соблюдает осторожность при работе с влажными препаратами, без надобности не переставляет с места на место, не передаёт друг другу и не берёт влажные препараты с других столов.

Ученик приступает к работе только тогда, когда убедился в герметичности влажных препаратов.

Ученик перед работой с влажными препаратами знакомится с правилами.

Учащийся соблюдает осторожность при работе с влажными препаратами во избежание повреждения, так как можно порезаться осколками стекла или отравиться вредными испарениями формалинового раствора, в котором находится изучаемый объект.

По окончании работы ученик сдаёт влажные препараты учителю биологии на хранение.

По окончании работы ученик приводит своё рабочее место в порядок.

После окончания работы обязательно тщательно вымойте руки с мылом.

Не выходите из кабинета (класса) без разрешения учителя.

В случае выявления неисправностей в приборах, установках немедленно остановите работу и оповестите учителя.

В случае травмы или ожога сразу же обратитесь к учителю.

При возникновении аварийной ситуации:

  1. сообщить администрации, директору;

  2. сообщить пожарной охране;

  3. принять меры по эвакуации учащихся из помещения;

  4. отключить электросеть.

Если произошло повреждение влажного препарата, и при этом произошла утечка вредных испарений и раствора, необходимо, во избежание отравлений и аллергических реакций, вывести учащихся из кабинета, нейтрализовать раствор, убрать его остатки и проветрить кабинет.

Если при этом наблюдается наличие порезов осколками стекла, необходимо смазать края раны йодом и наложить стерильную повязку, при необходимости отправить учащегося в медицинский пункт.

Инструкция № 5

Охрана труда учителя при проведении демонстрационных опытов по биологии

1.К проведению демонстрационных опытов по биологии допускаются педагогические работники в возрасте не моложе 18 лет, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья. Учащиеся к подготовке и проведению демонстрационных опытов не допускаются.

2. Лица, допущенные к проведению демонстрационных опытов по биологии, должны соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, расписание учебных занятий, установленные режимы труда и отдыха.

3. При проведении демонстрационных опытов по биологии возможно воздействие следующих опасных и вредных поизводственных факторов:

- химические ожоги при попадании на кожу и в глаза растворов кислот, щелочей и других едких веществ;

- термические ожоги при неаккуратном обращении со спиртовками;

- порезы и уколы рук при небрежном обращении с лабораторной посудой, режущим и колющим инструментом;

- отравления ядовитыми растениями и ядовитыми веществами грибов.

4.Кабинет биологии должен быть укомплектован медаптечкой с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств в соответствии с Приложением 5 Правил для оказания первой помощи при травмах.

5. При проведении демонстрационных опытов по биологии соблюдать правила пожарной безопасности, знать расположение первичных средств пожаротушения. Кабинет биологии должен быть оснащен первичными средствами пожаротушения: огнетушителем пенным и углекислотным, ящиком с песком.

6. О каждом несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить администрации учреждения. При неисправности оборудования, приспособлений и инструмента прекратить работу и сообщить администрации учреждения.

7. В процессе работы соблюдать правила личной гигиены, содержать в чистоте рабочее место.

8. Лица, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к дисциплинарной ответственности в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и, при необходимости, подвергаются внеочередной проверке знаний норм и правил охраны труда.

Подготовить к работе необходимое оборудование , инструменты, препараты, проверить их исправность, убедиться в целостности лабораторной посуды и приборов из стекла.

1. Пребывание учащихся в помещение кабинета биологии и в лаборантской допускается только в присутствии учмиеля.

2. Обеспечить безопасное состояние рабочих мест для учащихся, приборов, оборудования, инструментов, хранение химреактовов.

3. Стеклянная посуда, колющие и режущие инструменты, химреактивы должны храниться в лаборантской в закрывающихся на замки шкафах с глухими створками без стекол.

4. В кабинете на видном месте должны быть вывешены инструкции по охране труда для учащихся при выполнении лабораторных работ и практических работ, на учебно-опытном участке и при поведении экскурсий по биологии.

5. В кабинете не должно быть растений, содержащих ядовитые вещества ( олеандр, молочай и др.) а также колючих растений.

6. Запрещается иметь и использовать в работе электронагревательные приборы с открытой спиралью.

7. При работе с лабораторной посудой, приборами из стекла соблюдать осторожность, не нажимать сильно пальцами на хрупкие стенки пробирок, колб. Брать предметные и покровные стекла за края легко во избежание порезов пальцев.

8. При работе с твердыми химреактивами набирать из баночек специальными пластмассовыми или фарфоровыми ложечками, не допускать попадания растворов кислот и щелочей на кожу, в глаза и на одежду.

9. Не сливать отработанные растворы химреактивов в канализацию, использовать для их сбора стеклянную тару с крышкой вместимостью не менее 3 литров.

10. Не мыть лабораторную посуду с мылом, так как она становится скользкой и ее легко уронить и разбить.

11. Запрещается использование в кабинете инсектицидов для борьбы с насекомыми – вредителями комнатных растений.

1. Привести в порядок рабочее место, убрать в лаборантскую в шкафы оборудование, приборы, инструменты, препараты, химреактивы.

2. Отработанные водные растворы реактивов слить в закрывающийся стеклянный сосуд вместимостью неменее 3 литров с крышкой для их последующего уничтожения.

3. Проветрить помещение и тщательно вымыть руки.

ПЕРВИЧНЫЙ ИНСТРУКТАЖ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5-11 КЛАССОВ ВО ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПО БИОЛОГИИ 1.ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ.

1.1. К практическим работам допускаются учащиеся, которые прошли медицинский осмотр, специальное обучение, инструктажи по охране труда, о безопасных методах работы. Эти знания периодически проверяют, закрепляют. 1.2. Проведение инструктажей и проверка знаний по вопросам техники безопасности (охраны труда) производится в пределах учебной программы и оформляются соответственно в журнале инструктажа. 1.3. Выполнение данной инструкции является обязательной для всех лиц, которые выполняют практические работы по биологии. 1.4. Тщательно придерживайтесь правил личной гигиены и санитарных норм на рабочем месте. 1.5. В кабинете разрешается проводить эксперименты, только предусмотренные учебными программами. 1.6. Запрещается выполнять работы, не связанные с заданием или указанием учителя.

2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ.

2.1.Наденьте спецодежду, застегните её на все пуговицы, волосы спрячьте под головной убор. 2.2. Освободите рабочее место от всех ненужных для проведения работы предметов и материалов. 2.3. Проверьте наличие и надёжность посуды, приборов, инструментов, материалов, необходимых для выполнения задания. 2.4. Начинайте выполнять задания только с разрешения учителя.

3.ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ.

3.1. Выполняйте только ту работу, которую поручил учитель. 3.2. Пользуясь спиртовкой, не задувайте пламя, а гасите его, накрывая специальным колпачком; не вынимайте из спиртовки после её зажигания горелки с фитилём; не зажигайте одну спиртовку от другой - всё это угрожает пожаром. 3.3. При пользовании скальпелем, лезвием для безопасной бритвы, иглой, никогда не направляйте режущие или колющие части этих инструментов на себя, других, чтобы избежать ранений.

3.4.Нагревая жидкости в пробирке, пользуйтесь только специальным держателем к ней, а не бумажной полоской. Чтобы избежать ожогов, не направляйте отверстие пробирки на себя или на других.

3.5. Пользуясь кислотами или щелочами, наливайте их только в стеклянную посуду. Кислоту вливайте в воду, а не наоборот. 3.6. При использовании порошкоподобных химических веществ, набирайте их только специальной ложечкой (не металлической), не дотрагиваясь к порошкам руками. Помните, что многие из этих веществ ядовиты. Тоже самое касается удобрений, которые используются для подкормки растений. 3.7. Все жидкости, которые остаются после проведения лабораторных занятий с использованием химических веществ, сливайте в стеклянные чашки или стаканы, специально для этого предназначенные (не сливайте их в водопроводную раковину).

3.8. Аккуратно обращайтесь со стеклянной посудой. В случае если она разбивается, не собирайте осколки руками, а сметайте их щёточкой в предназначенный для этого совок. 3.9. При изготовлении препаратов для рассматривания их под микроскопом очень аккуратно берите стёклышко большим и указательным пальцами правой руки за края, расположите его параллельно предметному стеклу, которое вы держите в левой руке, в непосредственной близости к нему, а потом выпустите стёклышко из пальцев, чтобы оно свободно легло на препарат.

4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ РАБОТЫ.

4.1. Уберите рабочее место. 4.2. Не мойте стеклянную посуду мылом, она становится скользкой, и её легко упустить и разбить. 4.3. После окончания работы обязательно тщательно вымойте руки с мылом. 4.4. Не выходите из кабинета (класса) без разрешения учителя.

5.ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ. 5.1. В случае выявления неисправностей в приборах, установках немедленно остановите работу и оповестите учителя. 5.2. В случае травмы или ожога сразу же обратитесь к учителю.

multiurok.ru

Журнал по технике безопасности в кабинете биологии

МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №12»

«Рассмотрено»

На методическом объединении

Руководитель МО

__________ Ибрагимова М.А.

Протокол № ______

От «___» __________2017 г.

«Согласовано»

Заместитель директора

школы по УВР

_________ Омарова М.Г.

От «___» _________2017 г.

«Утверждаю»

Директор МКОУ «Средняя общеобразовательная школа

№12»

_______ Шебединова М.У.

Приказ по школе от

« » сентебря 2017 г.

Журнал по технике безопасности в кабинете биологии

Начат____________

Окончен_____________

Инструкция по правилам безопасности для учащихся в кабинете биологии 

I. Общие требования безопасности 

1. Соблюдение требований настоящей инструкции обязательно для всех учащихся, работающих в кабинете биологии. 2. Спокойно, не торопясь, соблюдая дисциплину и порядок, входить и выходить из кабинета. 3. Соблюдать требования инструкции по проведению лабораторно-практических работ. 4. Не разрешается присутствие посторонних лиц при проведении этих работ без ведома учителя. 5. Нельзя в кабинете принимать пищу и пить. 6. Не загромождать проходы портфелями, сумками и т.п. 7. Не передвигать учебные столы и стулья. 8. Не вставлять в электрические розетки какие-либо предметы. 9. Травмоопасность: -поражение электротоком -порезы разбившейся стеклянной посудой -термоожоги и ожоги кислотой и др. органическими жидкостями -ушибы при ударе об дверь. 10. Не садиться на трубы и радиаторы водяного отопления. 11. Не приносить посторонние предметы, чтобы не отвлекать и не травмировать товарищей. 

II. Требования безопасности перед началом занятий 

1. Входить в кабинет после разрешения учителя. 2. Не включать электроосвещение и электроприборы. 3. Не открывать самостоятельно форточки, фрамуги, окна. 4. Подготовить рабочее место и учебные принадлежности к занятиям. 5. Одеть рабочую одежду и средства индивидуальной защиты по указанию учителя. 6. Перед выполнением работы изучить по учебнику, или пособию порядок её проведения. 7. Прослушать инструктаж по ТБ труда при выполнении лабораторно-практической работы. 

III. Требования безопасности во время занятий 

1. Выполнять практические задания только в рабочей одежде. 2. Приступать к работе и каждому её этапу, после указания учителя. 4. Не проводить самостоятельно опытов, не предусмотренных заданиями работы. 5. Не оставлять без присмотра нагревательные приборы. 6. Соблюдать порядок и чистоту на рабочем месте. 7. Не устранять самостоятельно неисправности в оборудовании. 8. Не вносить в кабинет, без указания учителя, любые вещества. 9. Не направляйте скальпель, препаровальную иглу, лезвие безопасной бритвы на себя или своих товарищей. 10. Пользуйтесь специальным держателем для пробирок. 

IV. Требования безопасности в аварийных ситуациях 

1. При получении травм (порезы, ожоги) сообщить учителю или лаборанту. 2. В случае возникновения аварийных ситуаций (пожар, появление сильных посторонних запахов) по указанию учителя, быстро, без паники, покинуть кабинет . 3. При внезапном заболевании, либо плохом самочувствии, сообщить учителю. 4. Обо всех разливах жидкостей, а также о рассыпанных твёрдых реактивах, сообщить учителю не убирать их самостоятельно. 

infourok.ru

Техника безопасности на уроках биологии

Инструкция   по охране труда для учащихся при выполнении лабораторных и практических работ с использованием микроскопа

 

 Общие положения.       

 Данная инструкция предназначена для учащихся  при выполнении в кабинете биологии лабораторных работ, связанных с использованием микроскопа.

 Опасности в работе:

уколы частей тела при небрежном обращении с препаровальными иглами;

порезы рук при небрежном обращении с предметами и покровными стёклами.

 Требования безопасности перед началом работы.

Ученик внимательно изучает содержание и порядок выполнения лабораторной работы, и безопасные приёмы её выполнения.     

 

Перед началом каждой лабораторной работы, учитель биологии  проводит инструктаж учащихся, обучает безопасным правилам поведения при проведении лабораторной работы, экспериментов. Не оставляет учащихся без присмотра на перемене и во время учебно-воспитательного процесса.

 

Ученик освобождает рабочее место от посторонних предметов.

 

Ученик знакомится с устройством микроскопа и в его исправности, с правилами работы с микроскопом.

 

Ученик должен точно выполнять все указания учителя биологии.

 

Ученик не загромождает проходы портфелями и сумками.

 

Требования безопасности во время работы. 

 

Ученик точно выполняет указания учителя биологии при работе с микроскопом в отношении соблюдения порядка действий.  

 

Ученик соблюдает осторожность при работе с препаровальными иглами, предметными и покровными стёклами.                  

 

Ученик приступает к работе только тогда, когда убедился в исправности микроскопа.

 

Ученик перед работой с микроскопом знакомится с правилами.

 

Учащийся не берёт без разрешения учителя биологии микроскоп, препараты и другое оборудование с других рабочих мест, не встаёт с рабочего места и не ходит по кабинету во время эксперимента.

 

Учащийся не выносит из кабинета микроскоп, предметные и покровные стёкла, препаровальные иглы и пинцеты.

Требования безопасности после окончания работы. 

По окончании работы ученик собирает предметные и покровные стёкла, препаровальные иглы, пинцеты, протирает салфеткой и укладывает в предназначенные для этого футляры. Затем сдаёт всё учителю биологии на хранение. Протирает объектив и окуляр микроскопа салфеткой, выводит микроскоп из рабочего состояния, зачехляет его и сдаёт учителю биологии на хранение.                            

 

По окончании работы ученик приводит своё рабочее место в порядок.     

 

После окончания работы обязательно тщательно вымойте руки с мылом.

 

Не выходите из кабинета (класса) без разрешения учителя.

Требования безопасности в аварийных ситуациях.

В случае выявления неисправностей в приборах, установках немедленно остановите работу и оповестите

 

Инструкция  по охране труда для учащихся при выполнении практических и лабораторных работ, связанных с гербарным материалом в кабинете биологии

 

Общие положения.

Данная инструкция предназначена для учащихся при выполнении в кабинете биологии лабораторных работ, связанных с гербарным материалом.

Опасности в работе:

 

аллергические реакции на сухой гербарный материал;

 

уколы шипами, колючками гербарных растений при небрежном обращении с ними;

 

попадание частичек гербарного материала в глаза и слизистую носоглотки с повреждённых гербариев.

 

Требования безопасности перед началом работы.

Ученик внимательно изучает содержание и порядок выполнения лабораторной работы и безопасные приёмы её выполнения.     

 

Перед началом каждой лабораторной работы, учитель биологии  проводит инструктаж учащихся, обучает безопасным правилам поведения при проведении лабораторной работы, экспериментов.

 

Ученик освобождает рабочее место от посторонних предметов.

 

Ученик проверяет наличие и целостность гербарного материала, применяемого в лабораторной работе.

 

Ученик должен точно выполнять все указания учителя биологии.

 

Ученик не загромождает проходы портфелями и сумками.

 

Требования безопасности во время работы

Ученик точно выполняет указания учителя биологии при работе с гербарным материалом.  

 

Ученик заблаговременно сообщает учителю о предрасположенности к аллергии на пыль, на частички сухого гербарного материала.

 

Ученик приступает к работе только тогда, когда убедился в целостности гербарного материала.

 

Учитывая хрупкость сухих растений (гербариев) – ученик соблюдает осторожность в работе с ними во избежание засорения глаз и попадания в дыхательные пути частичек гербария.

 

Не передавать гербарии друг другу. Работать с тем гербарием, который выдал учитель биологии.

 

Требования безопасности после окончания работы. 

По окончании работы ученик сдаёт гербарный материал учителю биологии на хранение.                             

 

По окончании работы ученик приводит своё рабочее место в порядок.     

 

После окончания работы обязательно тщательно вымойте руки с мылом.

 

Не выходите из кабинета (класса) без разрешения учителя.

 

Требования безопасности в аварийных ситуациях.

В случае выявления неисправностей в приборах, установках немедленно остановите их работу, сообщите об этом учителю.

 

 

Инструкция по технике безопасности для учащихся при проведении лабораторных занятий, практических работ и демонстрационных опытов в кабинете биологии

 

 

Правила по технике безопасности во время лабораторных занятий и демонстрaционных опытов:

 

Учащиеся должны приобрести прочный навык брать инструменты только за ручки, не направляйте их заострённые части на себя и соседей  (при изготовлении микропрепаратов учащимися 6,8,10 классов; черенковании комнатных растений - 6 классов).

 

Категорически запрещается иметь в кабинете биологии электронагревательные  приборы с открытой спиралью. При демонстрационных опытах допустимо использование электронагревательных приборов с закрытой спиралью.

 

Перед выполнением лабораторных работ, в процессe которых проводится нагревание жидкости в пробирках, учитель обязан сообщить правила нагревания пробирки (держать её необходимо отверстием от себя), необходимо показать как правильно закрепляются пробирки в зажимах штативов. Категорически запрещается придерживать пробирки бумажными полосками.

 

Инструктаж надлежит сопровождать показом правильных приемов ра­боты, (проводится при выполнении лабораторных работ действие слюны на крахмал и желудочного сока на белок).

 

При выполнении лабораторной работы – зафиксированными в формалине материалами его необходимо накануне извлечь и тщательно промыть под струей холодной воды.

 

При проведении лабораторной работы - получение вытяжки xлорофилла из зелёного листа, необходима проинструктировать учащихся как работать с хрупкой стеклянном посудой: химическими стаканами, пробиркой, предметными стеклами и т.д.

 

При демонстрации опытов, связанных с использованием кислот, щелочей и других химических реактивов, не допускать попадания этих веществ на одежду, необходимо проинструктировать школьников как работать с серной кислотой.

 

В кабинете биологии запрещается использование инсектицидов для борьбы с насекомыми- вредителями растений. Допускается обработка растений мыльным раствором, раствором мочевины, табачным настоем.

 

При использовании технических средств обучения принимаются меры предосторожности, установленные в общем порядке для всех учебных предметов.

 

Для оказания первой помощи при травмах в кабинете биологии обязательно надо иметь аптечку, в которой должны находиться: бинт, вата, йод, растворы соды, перманганата калия, нашатырный спирт, зелёнка.

 

 

Инструкция  по охране труда для учащихся при выполнении лабораторных работ с влажными препаратами в кабинете биологии

 

 

Общие положения.

Данная инструкция предназначена для учащихся  в кабинете биологии лабораторных работ, связанных с влажными препаратами.

Опасности в работе:

 

-отравление вредными испарениями при небрежном обращении с влажными препаратами и их разгерметизации при этом;

 

-порезы рук при небрежном обращении со стеклянной поверхностью влажных препаратов.

 

 Требования безопасности перед началом работы.

 Ученик внимательно изучает содержание и порядок выполнения лабораторной работы, и безопасные приёмы её выполнения.     

 

Перед началом каждой лабораторной работы, учитель биологии  проводит инструктаж учащихся, обучает безопасным правилам поведения при проведении лабораторной работы, экспериментов. Не оставляет учащихся без присмотра на перемене и во время учебно-воспитательного процесса.

 

Ученик освобождает рабочее место от посторонних предметов.

 

Ученик проверяет наличие и целостность влажных препаратов, применяемых в лабораторной работе.

 

Ученик должен точно выполнять все указания учителя биологии.

 

Ученик не загромождает проходы портфелями и сумками.

 

Требования безопасности во время работы. 

 Ученик точно выполняет указания учителя биологии при работе с влажными препаратами.  

 

Ученик соблюдает осторожность при работе с влажными препаратами, без надобности не переставляет с места на место, не передаёт друг другу и не берёт влажные препараты с других столов.  

 

Ученик приступает к работе только тогда, когда убедился в герметичности влажных препаратов.

 

Ученик перед работой с влажными препаратами знакомится с правилами.

 

Учащийся соблюдает осторожность при работе с влажными препаратами во избежание повреждения, так как можно порезаться осколками стекла или отравиться вредными испарениями формалинового раствора, в котором находится изучаемый объект.

 

Требования безопасности после окончания работы. 

По окончании работы ученик сдаёт влажные препараты учителю биологии на хранение.                            

 

По окончании работы ученик приводит своё рабочее место в порядок.     

 

После окончания работы обязательно тщательно вымойте руки с мылом.

 

Не выходите из кабинета (класса) без разрешения учителя.

 

5.Требования безопасности в аварийных ситуациях.

В случае выявления неисправностей в приборах, установках немедленно остановите работу и оповестите учителя.

 

В случае травмы или ожога сразу же обратитесь к учителю.  

 

При возникновении аварийной ситуации:

 

сообщить администрации, директору;

 

сообщить пожарной охране;

принять меры по эвакуации учащихся из помещения;

отключить электросеть.

Требования по оказанию первой помощи.

Если произошло повреждение влажного препарата, и при этом произошла утечка вредных испарений и раствора, необходимо, во избежание отравлений и аллергических реакций, вывести учащихся из кабинета, нейтрализовать раствор, убрать его остатки и проветрить кабинет.

 

Если при этом наблюдается наличие порезов осколками стекла, необходимо смазать края раны йодом и наложить стерильную повязку, при необходимости отправить учащегося в медицинский пункт.

 

 

 

 

 

 

 

kopylova-ivashshkola.edumsko.ru

Журнал инструктажей для кабинета биологии

Журнал инструктажей по технике безопасности в кабинете биологии

Содержание инструктажей Вид инструктажа № Название инструктажа Краткое содержание инструктажа Вводный № 1 Инструкция по охране труда при работе в кабинете биологии 1. На лабораторных ученических столах находятся только учебные пособия, инструменты и приборы, относящиеся к занятиям по биологии. 2. При использовании спиртовкой не задувай пламени, а гаси его, покрывая специальным колпачком; никогда не извлекай из спиртовки после ее зажигания горелку с фитилем; не зажигай одну спиртовку от другой: все это грозит пожаром. При работе со спиртовкой береги одежду и волосы от воспламенения. 3. Когда пользуешься скальпелем, лезвием безопасной бритвы, препаровальной иглой, никогда не направляй режущей или колющей части этих инструментов на себя, на своих товарищей, чтобы избежать ранений. 4. Нагревая жидкости в пробирке, пользуйся только специальным держателем для нее, а не бумажной полоской, не направляй отверстие пробирки на себя и на своих товарищей. Все это предупредит возможность ожогов. 5. Осторожно обращайся со стеклянной посудой. В случае, если она все же разбивается, не собирай осколки руками, а сметай их с помощью щеточки в предназначенный для этого совок. 6. Изготавливая препараты для рассматривания их под микроскопом, очень осторожно бери покровное стеклышко большим и указательным пальцами правой руки за края, расположи его параллельно предметному стеклу, которое ты держишь в левой руке, в непосредственной близости к нему, а затем выпусти покровное стеклышко из пальцев, чтобы оно свободно легло на препарат. 7. Не мой стеклянную посуду мылом: она становится скользкой и ее легко уронить и расколоть. 8. По окончании лабораторной работы обязательно тщательно вымой руки с мылом. 9. В случае травмы или ожога сразу же обратись к учителю, он окажет тебе помощь.Текущий № 2 Инструкция по охране труда при проведении лабораторных и практических работ п

weburok.com

Комплект инструктажей по технике безопасности в кабинете биологии

Инструкция № 1

Охрана труда учащихся при выполнении лабораторных и практических работ с использованием микроскопа

Общие положения.

Данная инструкция предназначена для учащихся при выполнении в кабинете биологии лабораторных работ, связанных с использованием микроскопа. Опасности в работе:

уколы частей тела при небрежном обращении с препаровальными иглами;

порезы рук при небрежном обращении с предметами и покровными стёклами.

Ученик внимательно изучает содержание и порядок выполнения лабораторной работы, и безопасные приёмы её выполнения.

Перед началом каждой лабораторной работы, учитель биологии проводит инструктаж учащихся, обучает безопасным правилам поведения при проведении лабораторной работы, экспериментов. Не оставляет учащихся без присмотра на перемене и во время учебно-воспитательного процесса.

Ученик освобождает рабочее место от посторонних предметов.

Ученик знакомится с устройством микроскопа и в его исправности, с правилами работы с микроскопом.

Ученик должен точно выполнять все указания учителя биологии.

Ученик не загромождает проходы портфелями и сумками.

Ученик точно выполняет указания учителя биологии при работе с микроскопом в отношении соблюдения порядка действий.

Ученик соблюдает осторожность при работе с препаровальными иглами, предметными и покровными стёклами.

Ученик приступает к работе только тогда, когда убедился в исправности микроскопа.

Ученик перед работой с микроскопом знакомится с правилами.

Учащийся не берёт без разрешения учителя биологии микроскоп, препараты и другое оборудование с других рабочих мест, не встаёт с рабочего места и не ходит по кабинету во время эксперимента.

Учащийся не выносит из кабинета микроскоп, предметные и покровные стёкла, препаравальные иглы и пинцеты.

По окончании работы ученик собирает предметные и покровные стёкла, препаравальные иглы, пинцеты, протирает салфеткой и укладывает в предназначенные для этого футляры. Затем сдаёт всё учителю биологии на хранение. Протирает объектив и окуляр микроскопа салфеткой, выводит микроскоп из рабочего состояния, зачехляет его и сдаёт учителю биологии на хранение.

По окончании работы ученик приводит своё рабочее место в порядок.

После окончания работы обязательно тщательно вымойте руки с мылом.

Не выходите из кабинета (класса) без разрешения учителя.

В случае выявления неисправностей в приборах, установках немедленно остановите работу и оповестите учителя.

Инструкция № 2

Охрана труда учащихся при выполнении практических и лабораторных работ, связанных с гербарным материалом в кабинете биологии

Общие положения.

Данная инструкция предназначена для учащихся при выполнении в кабинете биологии лабораторных работ, связанных с гербарным материалом.

Опасности в работе:

Ученик внимательно изучает содержание и порядок выполнения лабораторной работы и безопасные приёмы её выполнения.

Перед началом каждой лабораторной работы, учитель биологии проводит инструктаж учащихся, обучает безопасным правилам поведения при проведении лабораторной работы, экспериментов.

Ученик освобождает рабочее место от посторонних предметов.

Ученик проверяет наличие и целостность гербарного материала, применяемого в лабораторной работе.

Ученик должен точно выполнять все указания учителя биологии.

Ученик не загромождает проходы портфелями и сумками.

Ученик точно выполняет указания учителя биологии при работе с гербарным материалом.

Ученик заблаговременно сообщает учителю о предрасположенности к аллергии на пыль, на частички сухого гербарного материала.

Ученик приступает к работе только тогда, когда убедился в целостности гербарного материала.

Учитывая хрупкость сухих растений (гербариев) – ученик соблюдает осторожность в работе с ними во избежание засорения глаз и попадания в дыхательные пути частичек гербария.

Не передавать гербарии друг другу. Работать с тем гербарием, который выдал учитель биологии.

По окончании работы ученик сдаёт гербарный материал учителю биологии на хранение.

По окончании работы ученик приводит своё рабочее место в порядок.

После окончания работы обязательно тщательно вымойте руки с мылом.

Не выходите из кабинета (класса) без разрешения учителя.

В случае выявления неисправностей в приборах, установках немедленно остановите их работу, сообщите об этом учителю.

Инструкция № 3

Техника безопасности учащихся при проведении лабораторных занятий, практических работ и демонстрационных опытов в кабинете биологии

Правила по технике безопасности во время лабораторных занятий и демонстрaционных опытов:

  1. Учащиеся должны приобрести прочный навык брать инструменты только за ручки, не направляйте их заострённые части на себя и соседей (при изготовлении микропрепаратов учащимися 6,8,10 классов; черенковании комнатных растений - 6 классов).

  1. Категорически запрещается иметь в кабинете биологии электронагревательные приборы с открытой спиралью. При демонстрационных опытах допустимо использование электронагревательных приборов с закрытой спиралью.

  1. Перед выполнением лабораторных работ, в процессe которых проводится нагревание жидкости в пробирках, учитель обязан сообщить правила нагревания пробирки (держать её необходимо отверстием от себя), необходимо показать как правильно закрепляются пробирки в зажимах штативов. Категорически запрещается придерживание пробирок бумажными полосками.

  1. Инструктаж надлежит сопровождать показом правильных приемов ра­боты, (проводится при выполнении лабораторных работ действие слюны на крахмал и желудочного сока на белок).

  1. При выполнении лабораторной работы – сфикированными в формалине материалами его необходимо накануне извлечь и тщательно промыть под струей холодной воды.

  1. При проведении лабораторной работы - получение вытяжки xлорофила из зелёного листа, необходима проинструктировать учащихся как работать с хрупкой стеклянном посудой: химическими стаканами, пробиркой, предметными стеклами и т.д.

  1. При демонстрации опытов, связанных с использованием кислот, щелочей и других химических реактивов, не допускать попадания этих веществ на одежду, необходимо проинструктировать школьников как работать с серной кислотой.

  1. В кабинете биологии запрещается использование инсектицидов для борьбы с насекомыми- вредителями растений. Допускается обработка растений мыльным раствором, раствором мочевины, табачным настоем.

  1. При использовании технических средств обучения принимаются меры предосторожности, установленные в общем порядке для всех учебных предметов.

  1. Для оказания первой помощи при травмах в кабинете биологии обязательно надо иметь аптечку, в которой должны находиться: бинт, вата, йод, растворы соды, перманганата калия, нашатырный спирт, зелёнка.

Инструкция № 4

Охрана труда учащихся при выполнении лабораторных работ с влажными препаратами в кабинете биологии

Общие положения.

Данная инструкция предназначена для учащихся в кабинете биологии лабораторных работ, связанных с влажными препаратами.

Опасности в работе:

  1. отравление вредными испарениями при небрежном обращении с влажными препаратами и их разгерметизации при этом;

  1. порезы рук при небрежном обращении со стеклянной поверхностью влажных препаратов.

Ученик внимательно изучает содержание и порядок выполнения лабораторной работы, и безопасные приёмы её выполнения.

Перед началом каждой лабораторной работы, учитель биологии проводит инструктаж учащихся, обучает безопасным правилам поведения при проведении лабораторной работы, экспериментов. Не оставляет учащихся без присмотра на перемене и во время учебно-воспитательного процесса.

Ученик освобождает рабочее место от посторонних предметов.

Ученик проверяет наличие и целостность влажных препаратов, применяемых в лабораторной работе.

Ученик должен точно выполнять все указания учителя биологии.

Ученик не загромождает проходы портфелями и сумками.

Ученик точно выполняет указания учителя биологии при работе с влажными препаратами.

Ученик соблюдает осторожность при работе с влажными препаратами, без надобности не переставляет с места на место, не передаёт друг другу и не берёт влажные препараты с других столов.

Ученик приступает к работе только тогда, когда убедился в герметичности влажных препаратов.

Ученик перед работой с влажными препаратами знакомится с правилами.

Учащийся соблюдает осторожность при работе с влажными препаратами во избежание повреждения, так как можно порезаться осколками стекла или отравиться вредными испарениями формалинового раствора, в котором находится изучаемый объект.

По окончании работы ученик сдаёт влажные препараты учителю биологии на хранение.

По окончании работы ученик приводит своё рабочее место в порядок.

После окончания работы обязательно тщательно вымойте руки с мылом.

Не выходите из кабинета (класса) без разрешения учителя.

В случае выявления неисправностей в приборах, установках немедленно остановите работу и оповестите учителя.

В случае травмы или ожога сразу же обратитесь к учителю.

При возникновении аварийной ситуации:

  1. сообщить администрации, директору;

  2. сообщить пожарной охране;

  3. принять меры по эвакуации учащихся из помещения;

  4. отключить электросеть.

Если произошло повреждение влажного препарата, и при этом произошла утечка вредных испарений и раствора, необходимо, во избежание отравлений и аллергических реакций, вывести учащихся из кабинета, нейтрализовать раствор, убрать его остатки и проветрить кабинет.

Если при этом наблюдается наличие порезов осколками стекла, необходимо смазать края раны йодом и наложить стерильную повязку, при необходимости отправить учащегося в медицинский пункт.

Инструкция № 5

Охрана труда учителя при проведении демонстрационных опытов по биологии

1.К проведению демонстрационных опытов по биологии допускаются педагогические работники в возрасте не моложе 18 лет, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья. Учащиеся к подготовке и проведению демонстрационных опытов не допускаются.

2. Лица, допущенные к проведению демонстрационных опытов по биологии, должны соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, расписание учебных занятий, установленные режимы труда и отдыха.

3. При проведении демонстрационных опытов по биологии возможно воздействие следующих опасных и вредных поизводственных факторов:

- химические ожоги при попадании на кожу и в глаза растворов кислот, щелочей и других едких веществ;

- термические ожоги при неаккуратном обращении со спиртовками;

- порезы и уколы рук при небрежном обращении с лабораторной посудой, режущим и колющим инструментом;

- отравления ядовитыми растениями и ядовитыми веществами грибов.

4.Кабинет биологии должен быть укомплектован медаптечкой с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств в соответствии с Приложением 5 Правил для оказания первой помощи при травмах.

5. При проведении демонстрационных опытов по биологии соблюдать правила пожарной безопасности, знать расположение первичных средств пожаротушения. Кабинет биологии должен быть оснащен первичными средствами пожаротушения: огнетушителем пенным и углекислотным, ящиком с песком.

6. О каждом несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить администрации учреждения. При неисправности оборудования, приспособлений и инструмента прекратить работу и сообщить администрации учреждения.

7. В процессе работы соблюдать правила личной гигиены, содержать в чистоте рабочее место.

8. Лица, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к дисциплинарной ответственности в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и, при необходимости, подвергаются внеочередной проверке знаний норм и правил охраны труда.

Подготовить к работе необходимое оборудование , инструменты, препараты, проверить их исправность, убедиться в целостности лабораторной посуды и приборов из стекла.

1. Пребывание учащихся в помещение кабинета биологии и в лаборантской допускается только в присутствии учмиеля.

2. Обеспечить безопасное состояние рабочих мест для учащихся, приборов, оборудования, инструментов, хранение химреактовов.

3. Стеклянная посуда, колющие и режущие инструменты, химреактивы должны храниться в лаборантской в закрывающихся на замки шкафах с глухими створками без стекол.

4. В кабинете на видном месте должны быть вывешены инструкции по охране труда для учащихся при выполнении лабораторных работ и практических работ, на учебно-опытном участке и при поведении экскурсий по биологии.

5. В кабинете не должно быть растений, содержащих ядовитые вещества ( олеандр, молочай и др.) а также колючих растений.

6. Запрещается иметь и использовать в работе электронагревательные приборы с открытой спиралью.

7. При работе с лабораторной посудой, приборами из стекла соблюдать осторожность, не нажимать сильно пальцами на хрупкие стенки пробирок, колб. Брать предметные и покровные стекла за края легко во избежание порезов пальцев.

8. При работе с твердыми химреактивами набирать из баночек специальными пластмассовыми или фарфоровыми ложечками, не допускать попадания растворов кислот и щелочей на кожу, в глаза и на одежду.

9. Не сливать отработанные растворы химреактивов в канализацию, использовать для их сбора стеклянную тару с крышкой вместимостью не менее 3 литров.

10. Не мыть лабораторную посуду с мылом, так как она становится скользкой и ее легко уронить и разбить.

11. Запрещается использование в кабинете инсектицидов для борьбы с насекомыми – вредителями комнатных растений.

1. Привести в порядок рабочее место, убрать в лаборантскую в шкафы оборудование, приборы, инструменты, препараты, химреактивы.

2. Отработанные водные растворы реактивов слить в закрывающийся стеклянный сосуд вместимостью неменее 3 литров с крышкой для их последующего уничтожения.

3. Проветрить помещение и тщательно вымыть руки.

ПЕРВИЧНЫЙ ИНСТРУКТАЖ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5-11 КЛАССОВ ВО ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПО БИОЛОГИИ 1.ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ.

1.1. К практическим работам допускаются учащиеся, которые прошли медицинский осмотр, специальное обучение, инструктажи по охране труда, о безопасных методах работы. Эти знания периодически проверяют, закрепляют. 1.2. Проведение инструктажей и проверка знаний по вопросам техники безопасности (охраны труда) производится в пределах учебной программы и оформляются соответственно в журнале инструктажа. 1.3. Выполнение данной инструкции является обязательной для всех лиц, которые выполняют практические работы по биологии. 1.4. Тщательно придерживайтесь правил личной гигиены и санитарных норм на рабочем месте. 1.5. В кабинете разрешается проводить эксперименты, только предусмотренные учебными программами. 1.6. Запрещается выполнять работы, не связанные с заданием или указанием учителя.

2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ.

2.1.Наденьте спецодежду, застегните её на все пуговицы, волосы спрячьте под головной убор. 2.2. Освободите рабочее место от всех ненужных для проведения работы предметов и материалов. 2.3. Проверьте наличие и надёжность посуды, приборов, инструментов, материалов, необходимых для выполнения задания. 2.4. Начинайте выполнять задания только с разрешения учителя.

3.ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ.

3.1. Выполняйте только ту работу, которую поручил учитель. 3.2. Пользуясь спиртовкой, не задувайте пламя, а гасите его, накрывая специальным колпачком; не вынимайте из спиртовки после её зажигания горелки с фитилём; не зажигайте одну спиртовку от другой - всё это угрожает пожаром. 3.3. При пользовании скальпелем, лезвием для безопасной бритвы, иглой, никогда не направляйте режущие или колющие части этих инструментов на себя, других, чтобы избежать ранений.

3.4.Нагревая жидкости в пробирке, пользуйтесь только специальным держателем к ней, а не бумажной полоской. Чтобы избежать ожогов, не направляйте отверстие пробирки на себя или на других.

3.5. Пользуясь кислотами или щелочами, наливайте их только в стеклянную посуду. Кислоту вливайте в воду, а не наоборот. 3.6. При использовании порошкоподобных химических веществ, набирайте их только специальной ложечкой (не металлической), не дотрагиваясь к порошкам руками. Помните, что многие из этих веществ ядовиты. Тоже самое касается удобрений, которые используются для подкормки растений. 3.7. Все жидкости, которые остаются после проведения лабораторных занятий с использованием химических веществ, сливайте в стеклянные чашки или стаканы, специально для этого предназначенные (не сливайте их в водопроводную раковину).

3.8. Аккуратно обращайтесь со стеклянной посудой. В случае если она разбивается, не собирайте осколки руками, а сметайте их щёточкой в предназначенный для этого совок. 3.9. При изготовлении препаратов для рассматривания их под микроскопом очень аккуратно берите стёклышко большим и указательным пальцами правой руки за края, расположите его параллельно предметному стеклу, которое вы держите в левой руке, в непосредственной близости к нему, а потом выпустите стёклышко из пальцев, чтобы оно свободно легло на препарат.

4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ РАБОТЫ.

4.1. Уберите рабочее место. 4.2. Не мойте стеклянную посуду мылом, она становится скользкой, и её легко упустить и разбить. 4.3. После окончания работы обязательно тщательно вымойте руки с мылом. 4.4. Не выходите из кабинета (класса) без разрешения учителя.

5.ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ. 5.1. В случае выявления неисправностей в приборах, установках немедленно остановите работу и оповестите учителя. 5.2. В случае травмы или ожога сразу же обратитесь к учителю.

infourok.ru

Инструкция по охране труда для учащихся в кабинете биологии

Инструкцияпо охране труда для учащихся в кабинете биологии(вводный инструктаж)

1. Общие положения инструкции для учащихся в кабинете биологии 1.1. Данная инструкция предназначена для учащихся, занимающихся в кабинете биологии. К занятиям в кабинете допускаются школьники, ознакомившиеся с настоящей инструкцией по охране труда для учащихся в кабинете биологии (вводный инструктаж). 1.2. Соблюдение требований настоящей инструкции обязательно для всех обучающихся, работающих в кабинете биологии. 1.3. Учащиеся должны спокойно, не торопясь, соблюдая дисциплину и порядок, входить и выходить из кабинета биологии. 1.4. Школьники должны соблюдать требования инструкции по проведению лабораторно-практических работ по биологии. 1.5. Не разрешается присутствие посторонних лиц в кабинете при проведении лабораторно-практических работ без ведома учителя биологии. 1.6. Запрещено обучающимся в кабинете биологии принимать пищу и пить. 1.7. Запрещается загромождать проходы портфелями, сумками, передвигать учебные столы и стулья. 1.8. Факторы травмирования обучающихся в кабинете биологии:
  • поражение электротоком;
  • порезы разбившейся стеклянной лабораторной посудой;
  • термические ожоги и ожоги кислотами и щелочами и другими органическими жидкостями.

1.9. Запрещено обучающимся приносить посторонние предметы, чтобы не отвлекать и не травмировать одноклассников.1.10. Не вносить в кабинет биологии, без указания учителя, любые вещества.1.11. В кабинете биологии учащимся необходимо в обязательном порядке соблюдать требования инструкции по охране труда при проведении практических работ по биологии в школе.1.12. За нарушение или несоблюдение данной инструкции по охране труда для учащихся в кабинете биологии обучающиеся несут ответственность в соответствии с Уставом общеобразовательного учреждения и, при необходимости, со всем классом проводится повторный инструктаж по охране труда.

2. Требования безопасности перед началом работы учащихся в кабинете биологии 2.1. Требования к учащимся перед работой в кабинете биологии:
  • входить в кабинет биологии только после разрешения учителя;
  • не включать самостоятельно электроосвещение и электроприборы;
  • не открывать самостоятельно форточки, фрамуги, окна;
  • подготовить рабочее место и учебные принадлежности к занятиям;
  • надеть рабочую одежду и средства индивидуальной защиты по указанию учителя биологии;
  • перед выполнением работы внимательно изучить по учебнику или пособию порядок её проведения.

2.2. Перед началом каждой лабораторной работы, учащийся прослушивает инструктаж по безопасным правилам проведения лабораторных работ, экспериментов.2.3. Запрещено учащимся приносить в кабинет биологии и использовать в эксперименте, не предназначенные для этого вещества.2.4. Необходимо строго соблюдать дисциплину в кабинете биологии.2.5. Перед выполнением работы необходимо пройти инструктаж по безопасным приемам выполнения работы, тщательно изучить задание, уяснить ход ее выполнения.2.6. Точно выполнять все указания учителя биологии.

3. Требования безопасности во время работы учащихся в кабинете биологии3.1. Во время работы в кабинете биологии учащиеся должны соблюдать порядок и чистоту, не содержать на рабочем месте посторонние предметы, приборы.3.2. Выполнять практические задания только в специальной одежде.3.3. Приступать к работе и каждому её этапу, только после указания учителя биологии.3.4. Не проводить самостоятельно опытов, не предусмотренных заданиями работы.3.5. Располагать приборы, оборудование и материалы для исследований в порядке, указанном учителем биологии и лаборантом.3.6. Соблюдать аккуратность со стеклянной лабораторной посудой, микропрепаратами и другими приборами и инструментами.3.7. Соблюдать аккуратность при работе с любыми химическими реактивами, применяемыми в биологических методах анализа (кислоты, щелочи).3.8. Соблюдает аккуратность при работе с любыми легковоспламеняющимися жидкостями, применяемыми в биологических методах исследования (спирт и т.д.).3.9. Соблюдать осторожность при работе с электрическими приборами, работающими под напряжением, опасным для жизни.3.10. При выполнении практической работы пользоваться специальными держателями для пробирок и колб.3.11. Не оставлять без присмотра нагревательные приборы.3.12. Не устранять самостоятельно неисправности в лабораторном учебном оборудовании.3.13. Обо всех неисправностях в лабораторном оборудовании, о травмах, плохом самочувствии, необходимо незамедлительно уведомлять учителя биологии.3.14. Во время работы в кабинете биологии обучающимся необходимо соблюдать требования инструкции по охране труда для учащихся в кабинете биологии школы, правила пожарной безопасности, при выполнении лабораторных работ - требования инструкции по охране труда при проведении лабораторных работ по биологии в школе.

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях4.1. При получении травм (порезы, ожоги) немедленно сообщить учителю биологии или лаборанту. Преподаватель биологии окажет первую помощь, используя аптечку первой помощи.4.2. В случае возникновения аварийных ситуаций (пожар, появление сильных посторонних запахов) по указанию учителя, быстро и без паники, покинуть кабинет биологии.4.3. При внезапном заболевании, либо плохом самочувствии, сообщить учителю биологии.4.4. Обо всех разливах жидкостей или рассыпании твёрдых реактивов сообщить учителю (не убирать самостоятельно).4.5. При разбитии лабораторной посуды или стеклянных приборов, не следует собирать их осколки незащищенными руками, в этих случаях используется щетка и совок.

5. Требования безопасности по окончании работы в кабинете биологии5.1. По окончании работы необходимо собрать весь отработанный лабораторный материал, химические реактивы, поместить их в специальную посуду и сдать учителю биологии или лаборанту кабинета биологии.5.2. Необходимо сдать все приборы и оставшийся лабораторный материал и реактивы на хранение учителю биологии или лаборанту кабинета биологии.5.3. Не сливать в канализацию растворы и органические жидкости.5.4. По окончании работы привести в порядок свое рабочее место.5.5. Снять рабочую одежду и индивидуальные средства защиты.5.6. Не выносить из кабинета биологии любые вещества без указания учителя биологии.5.7. Вымыть руки с мылом.5.8. Обо всех неполадках в работе лабораторного оборудования сообщить учителю биологии.5.9. Только по указанию учителя биологии организованно и спокойно выйти из кабинета биологии.

Инструкцию разработал: __________ /________________/

СОГЛАСОВАНОСпециалист по охране труда _________ Яценко Е.В.«___»__________20__г.

С инструкцией ознакомлены:«___»_____20___г. __________ /________________/

Рекомендуем перейти к:Инструкциям в кабинете биологииИнструкциям классного руководителя

ohrana-tryda.com

Техника безопасности в кабинете биологии

Техника безопасности в кабинете биологии

Инструкция по охране труда при работе в кабинете биологии ИОТ-011-2004

 

1. Общие требования безопасности

1.1. К работе в кабинете биологии допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.

1.2. Лица, допущенные к работе в кабинете биологии, должны соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, расписание учебных занятий, установленные режимы труда и отдыха.

1.3. При работе в кабинете биологии возможно воздействие на работающих опасных и вредных производственных факторов:

- химические ожоги при попадании на кожу или в глаза растворов кислот, щелочек и других едких веществ;

- термические ожоги при неаккуратном пользовании спиртовками;

- порезы рук при небрежном обращении с лабораторной посудой, режущим и колющим инструментом;

- отравление ядовитыми растениями и ядовитыми веществами грибов.

1.4. Кабинет биологии должен быть укомплектован медаптечкой с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств.

1.5. При работе в кабинете биологии соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения. Кабинет биологии должен быть оснащен первичными средствами пожаротушения: огнетушителем пенным и углекислотным, ящиком с песком.

1.6. О каждом несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить администрации учреждения. При неисправности оборудования, приспособлений и инструмента прекратить работу и сообщить администрации учреждения.

1.7. В процессе работы соблюдать правила личной гигиены, содержать в чистоте рабочее место.

1.8. Лица, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к дисциплинарной ответственности в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и, при необходимости. Подвергаются внеочередной проверке знаний норм и правил охраны труда.

 

2. Требования безопасности перед началом работы

2.1. Подготовить к работе необходимое оборудование, инструменты, препараты, проверить их исправность, целостность лабораторной посуды и приборов из стекла.

2.3. Тщательно проветрить помещение кабинета биологии.

 

3. Требования безопасности во время работы

3.1. Пребывание учащихся в помещении кабинета биологии и в лаборантской допускается только в присутствии учителя биологии.

3.2. Обеспечить безопасное состояние рабочих мест для учащихся, приборов, оборудования, инструментов, хранение химреактивов.

3.3. Стеклянная посуда, колющие и режущие инструменты, химреактивы должны храниться в лаборантской и закрывающихся на замки шкафах с глухими створками без стекол.

3.4. В кабинете на видном месте должны быть вывешены инструкции по охране труда для учащихся при выполнении лабораторных и практических работ, при работе на учебно-опытном участке и при проведении экскурсий по биологии.

3.5. В кабинете не должно быть растений, содержащих ядовитые вещества (олеандр, молочай и др.), а также колючих растений.

3.6. Запрещается иметь и использовать в работе электронагревательные приборы с открытой спиралью.

3.7. При работе с лабораторной посудой, приборами из стекла соблюдать осторожность, не нажимать сильно пальцами на хрупкие стенки пробирок, колб. Брать предметы и покровные стекла за края легко во избежание порезов пальцев.

3.8. При работе с твердыми химреактивами набирать их из баночек специальными пластмассовыми или фарфоровыми ложечками, не допускать попадания растворов кислот и щелочей на кожу, в глаза и на одежду.

3.9. Не сливать отработанные растворы химреактивов в канализацию, использовать для их сбора стеклянную тару с крышкой вместимостью не менее 3 л.

3.10. Не мыть лабораторную посуду с мылом, так как она становится скользкой и ее легко уронить и разбить.

3.11. Запрещается использование в кабинете инсектицидов для борьбы с насекомыми-вредителями комнатных растений.

 

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях.

4.1. При разливе легковоспламеняющейся жидкости и ее воспламенении эвакуировать учащихся из кабинета биологии, сообщить о пожаре администрации учреждения и в ближайшую пожарную часть, приступить к тушению очага возгорания с помощью первичных средств пожаротушения.

4.2. В случае, если разбилась лабораторная посуда или приборы из стекла, не собирать их осколки незащищенными руками. А использовать для этой цели щетку или совок.

4.3. При получении травмы оказать первую помощь пострадавшему и сообщить администрации учреждения, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.

 

5. Требования безопасности по окончании работы

5.1. Привести в прядок рабочее место, убрать в лаборантскую в шкафы оборудование, приборы, инструменты, препараты, химреактивы.

5.2. отработанные водные растворы реактивов слить в закрывающийся крышкой стеклянный сосуд вместимостью не менее 3 л с крышкой для их последующего уничтожения.

5.3. Проветрить помещение и тщательно вымыть руки с мылом.

Инструкция по охране труда при проведении демонстрационных опытов по биологии ИОТ-012-2004

1. Общие требования безопасности

1.1. К проведению демонстрационных опытов по биологии допускаются педагогические работники в возрасте не моложе 18 лет, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья. Учащиеся к подготовке и проведению демонстрационных опытов по биологии не допускаются.

1.2. лица, допущенные к проведению демонстрационных опытов по биологии, должны соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, расписание учебных занятий, установленные режимы труда и отдыха.

1.3. При проведении демонстрационных опытов по биологии возможно воздействие на работающих следующих опасных и вредных производственных факторов:

- химические ожоги при попадании на кожу или в глаза растворов кислот, щелочек и других едких веществ;

- термические ожоги при неаккуратном пользовании спиртовками;

- порезы рук при небрежном обращении с лабораторной посудой, режущим и колющим инструментом;

- отравление ядовитыми растениями и ядовитыми веществами грибов.

1.4. Кабинет биологии должен быть укомплектован медаптечкой с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств.

1.5. При работе в кабинете биологии соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения. Кабинет биологии должен быть оснащен первичными средствами пожаротушения: огнетушителем пенным и углекислотным, ящиком с песком.

1.6. О каждом несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить администрации учреждения. При неисправности оборудования, приспособлений и инструмента прекратить работу и сообщить администрации учреждения.

1.7. В процессе работы соблюдать правила личной гигиены, содержать в чистоте рабочее место.

1.8. Лица, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к дисциплинарной ответственности в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и, при необходимости. Подвергаются внеочередной проверке знаний норм и правил охраны труда.

 

2.Требования безопасности перед началом работы

2.1. Подготовить к работе необходимое оборудование, инструменты, препараты, проверить их исправность, целостность лабораторной посуды и приборов из стекла.

2.3. Тщательно проветрить помещение кабинета биологии.

3. Требования безопасности во время работы

3.1. При использовании режущих и колющих инструментов (скальпелей. Ножниц, препаровальных игл и пр.) соблюдать осторожность, не направлять их заостренные части на себя и на учащихся.

3.2. Соблюдать осторожность при работе с лабораторной посудой и приборами из стекла. Тонкостенную лабораторную посуду следует укреплять в зажимах штативов, слегка поворачивая вокруг вертикальной оси или перемещая вверх-вниз. Брать предметные стекла за края легко во избежании пореза пальцев.

3.3. При пользовании спиртовкой для нагревания жидкостей беречь руки от ожогов. Нагревание жидкостей производить только в тонкостенных сосудах (пробирках, колбах и пр.). Отверстие пробирки или горлышко колбы при нагревании не направлять на себя и на учащихся. При нагревании жидкостей не наклоняться над сосудами и не заглядывать в них.

3.4. При нагревании стеклянных пластинок необходимо сначала равномерно прогреть всю пластинку, а затем вести медленный нагрев.

3.5. Кипячение горючих жидкостей на открытом огне запрещается.

3.6. Соблюдать осторожность при работе с влажными и сухими препаратами, не давать учащимся трогать и нюхать ядовитые растения, грибы и колючие растения.

3.7. При работе с химреактивами не брать их руками, твердые реактивы из склянок набирать специальными ложечками, шпателями.

3.8. Поддерживать порядок на рабочем месте, не загромождать стол посторонними предметами.

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях.

4.1. При разливе легковоспламеняющейся жидкости и ее воспламенении эвакуировать учащихся из кабинета биологии, сообщить о пожаре администрации учреждения и в ближайшую пожарную часть, приступить к тушению очага возгорания с помощью первичных средств пожаротушения.

4.2. В случае, если разбилась лабораторная посуда или приборы из стекла, не собирать их осколки незащищенными руками. А использовать для этой цели щетку или совок.

4.3. При получении травмы оказать первую помощь пострадавшему и сообщить администрации учреждения, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.

5. Требования безопасности по окончании работы

5.1. Привести в прядок рабочее место, убрать в лаборантскую в шкафы оборудование, приборы, инструменты, препараты, химреактивы.

5.2. отработанные водные растворы реактивов слить в закрывающийся крышкой стеклянный сосуд вместимостью не менее 3 л с крышкой для их последующего уничтожения.

5.3. Проветрить помещение и тщательно вымыть руки с мылом.

 

 

Инструкция по охране труда при проведении лабораторных и практических работ по биологии ИОТ-013-2004

 

1. Общие требования безопасности

1.1. К проведению лабораторных работ по биологии допускаются учащиеся с 6-го класса, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.

1.2. Учащиеся должны соблюдать правила поведения, расписание учебных занятий, установленные режимы труда и отдыха.

1.3. При проведении лабораторных работ и лабораторного практикума по физике возможно воздействие на учащихся следующих опасных и вредных производственных факторов:

- химические ожоги при работе с химреактивами;

- термические ожоги при неаккуратном пользовании спиртовками;

- порезы и уколы рук при небрежном обращении с лабораторной посудой, режущими и колющим инструментом.

1.4. Кабинет биологии должен быть укомплектован медаптечкой с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств.

1.5.Учащиеся обязаны соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения. Кабинет биологии должен быть оснащен первичными средствами пожаротушения: огнетушителем пенным и углекислотным или порошковым, ящиком с песком.

1.6. О каждом несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить учителю. При неисправности оборудования, приспособлений и инструмента прекратить работу и сообщить об этом учителю.

1.7. В процессе работы учащиеся должны соблюдать порядок проведения лабораторных работ и лабораторного практикума, правила личной гигиены, содержать в чистоте рабочее место.

1.8. Учащиеся, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к ответственности со всеми учащимися проводится внеплановый инструктаж по охране труда.

 

2. Требования безопасности перед началом работы

2.1. Внимательно изучить содержание и порядок проведения лабораторной работы или лабораторного практикума, а также безопасные приемы ее выполнения.

2.2. Подготовить к работе рабочее место, убрать посторонние предметы.

2.3. Проверить исправность оборудования, приборов, целостность лабораторной посуды.

 

3. Требования безопасности во время работы

3.1. Точно выполнять все указания учителя при проведении работы или, без его разрешения не выполнять самостоятельно никаких работ.

3.2. При использовании режущих и колющих инструментов (скальпелей, ножниц, препаровальных игл и др.) брать их только за ручки, не направлять их заостренные части на себя и на своих товарищей, класть их на рабочее место заостренными концами от себя.

3.3. При работе со спиртовкой беречь одежду и волосы от воспламенения, не зажигать одну спиртовку от другой, не извлекать из горящей спиртовки горелку с фитилем, не задувать пламя спиртовки ртом, а гасить его, накрывая специальным колпачком.

3.4. При нагревании жидкости в пробирке или колбе использовать специальные держатели Штативы), отверстие пробирки или горлышко колбы не направлять на себя и на своих товарищей, не наклоняться над сосудами и не заглядывать в них.

3.5. Соблюдать осторожность при обращении с лабораторной посудой и приборами из стекла, не бросать, не ронять и не ударять их.

3.6. Изготавливая препараты для рассматривания их под микроскопом, осторожно брать покровное стекло большим и указательным пальцами за края и аккуратно опускать на предметное стекло, чтобы оно свободно легло на аппарат.

3.7. При использовании растворов кислот и щелочей, наливать их только в посуду из стекла, не допускать попадания их на кожу, глаза и одежду.

3.8. При работе с твердыми химреактивами не брать их незащищенными руками, ни в коем случае не пробовать на вкус, набирать их незащищенными руками, нив коем случае не пробовать на вкус, набирать для опыта специальными ложечками (не металлическими).

3.9. Во избежание отравлений и аллергических реакций, не нюхать растения и грибы, не пробовать их на вкус.

 

 4. Требования безопасности в аварийных ситуациях.

4.1. При разливе легковоспламеняющейся жидкости и ее воспламенении эвакуировать учащихся из кабинета биологии, сообщить о пожаре администрации учреждения и в ближайшую пожарную часть, приступить к тушению очага возгорания с помощью первичных средств пожаротушения.

4.2. В случае, если разбилась лабораторная посуда или приборы из стекла, не собирать их осколки незащищенными руками. А использовать для этой цели щетку или совок.

4.3. При получении травмы оказать первую помощь пострадавшему и сообщить администрации учреждения, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.

 

 5. Требования безопасности по окончании работы

5.1. Привести в прядок рабочее место, убрать в лаборантскую в шкафы оборудование, приборы, инструменты, препараты, химреактивы.

5.2. отработанные водные растворы реактивов слить в закрывающийся крышкой стеклянный сосуд вместимостью не менее 3 л с крышкой для их последующего уничтожения.

5.3. Проветрить помещение и тщательно вымыть руки с мылом.

infourok.ru


KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта