Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

Алтарь Отечества. АльманахАвтор-составитель, главный редактор – Мария Веселовская-Томаш. Журнал русское воскресение на алтарь отечества очерк мальцев


Алтарь Отечества (очерк)

Страница 1 из 22

Так называется культурно-патриотическая акция в честь подвига народного ополчения Минина и Пожарского, проводимая с 2001 года по инициативе общественности городов Балахны и Нижнего Новгорода. В 2012 году, богатом на знаменательные исторические даты и объявленном годом Истории, самой значительной является 400-летие освобождения Москвы от польско-литовских интервентов и восстановление российской государственности, утерянной в годы великой Смуты начала XVII века.

Великий Николай Карамзин в самых последних строках своей незаконченной «Истории Российской» вопрошал, имея в виду 1611 год: «И что была тогда Россия? Вся полуденная беззащитною жертвою грабителей ногайских и крымских: пепелищем кровавым, пустынею; вся юго-западная, от Десны до Оки, в руках ляхов, которые, по убиению Лжедмитрия в Калуге, взяли, разорили верные ему города: Орел, Болхов, Белев, Карачев, Алексин и другие; Астрахань, гнездо мелких самозванцев, как бы отделилась от России и думала существовать в виде особенного царства…; шведы, схватив Новгород, убеждениями и силой присваивали себе наши северо-западные владения, где господствовало безначалие, - где явился еще новый, третий или четвертый Лжедмитрий, достойный предшественников, чтобы прибавить новый стыд к стыду россиян современных и новыми гнусностями обременить историю…. Тихвин, Ладога сдались генералу Делагарди на условиях новгородских; Орешек не сдавался…». На этом рукопись Карамзина обрывается.

Могла оборваться и история России, но осенью 1611 года нижегородскому земскому старосте Кузьме Минину было видение. Во сне явился преподобный Сергий Радонежский, который повелел ему собрать казну на военные нужды и идти освобождать Москву от иноземцев, попирающих православную веру. Минин понял, что сам Господь помогает ему и обратился к нижегородцам пожертвовать всем ради освобождения русской земли. Призыв, опирающийся на волю Господа, нашел отклик в народе, отдающим на военные нужды третью часть имущества. В конце февраля 1612 года ополчение под военным руководством Дмитрия Пожарского и политическим – Кузьмы Минина выступило в поход на Москву окружным путем, чтобы привлечь в свои ряды наибольшее число бойцов. В собранном Мининым ополчении оказались «русские люди, поволжские  и сибирские татары, башкирские и марийские стрелки, мордовские и удмуртские ратники», которые присоединялись к народному войску по пути следования. Он был нелегок и тернист. Балахна – Пурех – Юрьевец – Решма -  Кинешма – Кострома – Ярославль. Весеннюю распутицу пережидали в Ярославле, который на 4 месяца стал столицей России, так как здесь был создан Совет всей земли (Земское правительство), возглавленный Мининым и Пожарским. Здесь печатались медные и серебряные деньги, здесь издавалась первая в России газета, здесь был «двор». Далее через Ростов, Переславль-Залесский, Троице-Сергиевую лавру ополчение в августе подошло к Москве буквально за несколько дней до прихода польского войска под руководством Ходкевича, спешившему на помощь польскому гарнизону в Кремле.

mihailchizhov.ru

Алтарь Отечества. АльманахАвтор-составитель, главный редактор – Мария Веселовская-Томаш

Редакционная коллегия:

Н. Зимина, Н. Морсова, В. Опойков, М. Стрелова, Л. Туманова

Издание осуществлено на финансовые средства государственной поддержки, выделенные в качестве субсидии в соответствии с Договором с Комитетом общественных связей города Москвы № 71С от 13.06.2012 г., на реализацию проекта «Потомки, достойными будьте!»

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ, ОБАГРЕННЫЕ СОЛДАТСКОЙ КРОВЬЮ, ПОСВЯЩАЮТСЯ

ЗАЩИТНИКАМ ОТЕЧЕСТВА

СКОЛЬКО ВЕКОВ БУДЕТ ЖИТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО НА ЗЕМЛЕ, – СТОЛЬКО ДОЛЖНА ЖИТЬ ПАМЯТЬ.

ПАМЯТЬ О ТЕХ, КТО НЕ ЖАЛЕЛ СВОИ ЖИЗНИ И ПОЛОЖИЛ ИХ НА АЛТАРЬ ОТЕЧЕСТВА ВО ИМЯ ЗАРОЖДЕНИЯ И ПРОЦВЕТАНИЯ ДРУГИХ ЖИЗНЕЙ – ВЕЧНА.

СОХРАНИМ ВО ИМЯ БУДУЩЕГО ИМЕНА ВСЕХ СОЛДАТ, КТО ВЫСТОЯЛ И ПОБЕДИЛ СТРАШНЕЙШУЮ ВОЙНУ XX ВЕКА!

Безвозвратно ушедший в прошлое XX век был полон драматических событий: Первая Мировая война 1914–1918 гг., Гражданская война 1918–1920 гг. (ранее указывался период 1918–1922 гг.), которая началась вскоре после победы Великой Октябрьской социалистической революции. Голод в СССР 1930–1934 годов. Вторая Мировая война 1939–1945 годов – ей предшествовал целый ряд локальных войн и вооруженных конфликтов, инициаторами которых были Япония, Италия и Германия.

Территориальные споры, борьба за передел мира были одной из причин начала Великой Отечественной войны 1941–1945 годов, самого страшного, изуверского преступления против человечества: она унесла десятки миллионов жизней. Точное количество потерь неизвестно и уже никогда не установить – масштаб как солдатского состава, так и мирного населения, взрослых, детей, женщин огромен…

Послевоенный голод 1946–1947 годов также оставил неизгладимый след в истории нашего государства… Народ поднимался с колен, держа, как греческий Атлант, на своих плечах разрушенную страну.

Победители Великой Отечественной войны – доблестные воины, добывшие Великую Победу – «одну на всех», являются основными героями альманаха «Алтарь Отечества». Сейчас предлагается много разных политических трактовок Второй Мировой войны, и за ними подчас «затирается» в памяти самое главное – подвиг советских солдат и солдат стран союзников. Тех, кто своей кровью избавил мир от фашизма. Они, трактовки, звучат на разных языках, они разных идеологий, но речь в них идёт одинаково о страданиях, унижениях, ужасах, бессмысленном уничтожении Человека. И пусть никогда мир не забудет: ПОБЕДУ ПРИНЁС СОВЕТСКИЙ СОЛДАТ! При содействии стран-союзников, а – не наоборот.

Альманах – воспоминания самих фронтовиков, тех, кто, к счастью, ещё жив, или родных и близких о тех, кто дошёл до великого и святого дня, или навечно застыл на своём боевом посту… Когда над страной нависла смертельная опасность, в военкоматах стояли огромные «живые» очереди из добровольцев: то наши мужчины – отцы и деды, наши мальчишки и девчонки стремились на фронт, чтобы скорее уничтожить врага.

О некоторых из них не осталось ни строчки, ни следа на земле, но их подвиг, самопожертвование во имя продолжения жизни других мы обязаны чтить и помнить. О них сложены стихи и песни, написаны рассказы, очерки, снято множество фильмов. Нереально показать ВСЕХ героев, а ЗНАТЬ ИХ ИМЕНА И ПОМНИТЬ ВСЕХ – НАШ ДОЛГ. Об этом просил в своём произведении-завете «Репортаж с петлей на шее» бессмертный Юлиус Фучик:

«Об одном прошу тех, кто переживет это время: не забудьте! Не забудьте ни добрых, ни злых. Терпеливо собирайте свидетельства о тех, кто пал за себя и за вас». И напоминает всем об этом Мирослав Хопёрский в своём очерке «Володя-журналист». Столько лет прошло, а мысль эта остро актуальна и сегодня!

В книге представлены редкие семейные, дорогие сердцу реликвии: письма с фронта, документы, фотографии. Их мало: не каждой семье удалось сохранить тончайшую нить с прошлым. Но без семени прошлого не прорастёт деревце будущего…

Когда готовилась книга к изданию, автору-составителю посчастливилось поработать с архивами фотографий Великой Отечественной войны в интернете. Глазам предстала лишь толика немых, но кричащих во всю мощь свидетельств страшных преступлений XX века.

Несколько дней комок в горле не проходил. Не отпускало сердце от беды, о которой говорили свидетельства-фотографии. Как много мы знаем о войне тех лет! Но как мало мы знаем о тех злодействах, которые чинили фашистские изверги на нашей земле!.. И показалось: не надо вести какой-либо специальной работы по патриотическому воспитанию молодёжи, детей!!! Не надо! Надо просто знакомить их с фотографиями, которые нам оставлены фоторепортёрами, фотокорреспондентами. И с фотографиями, которым несть числа! – безымянных авторов. Авторы, скорее всего, погибли. Архивы Великой Отечественной войны должны говорить во весь голос о трагедии нашего народа.

Каждый год неумолимо уносит Великую Отечественную войну 1941–1945 годов вглубь истории, всё дальше и дальше от участников и свидетелей страшнейших событий. Как ни печально, но наступит день, когда мы не сможем назвать ни одного имени ещё живущих фронтовиков. А потому дорого каждое слово, каждая строчка, каждая памятная вещь о героизме людей. Человеческое сердце отзывчиво на боль. А боли в фотографиях отражено безмерно много.

Говорят о войне очевидцы-дети: не воевали, но война по их судьбах прошлась очень глубоко, оставив жёсткий, кровоточащий след.

О «своём видении войны» высказываются наши внуки и пра…правнуки Победы. От того, как сможем мы, взрослые, передать им свою эстафету памяти, зависит их отношение к Родине и знание истории. Зависит от этого и будущее Отечества.

Некоторые из внуков-правнуков, как ни горестно это звучит, – не знают имён и отчеств своих прабабушек, прадедушек, близких родных…

«Деление» авторов воспоминаний, конечно, носит условный характер. Не столько важно, кто рассказал, а то, какие рассказы сохранились в памяти людской и к нам дошли.

В «Вальсе забвения» (первый том) – акцент ставится на недопустимо небрежное отношение живых к памяти павших на фронтах войны, о запустении на военно-мемориальном комплексе города Кисловодска. Такое положение не только в этом городе, увы! И даже не это самое страшное, а то, как сегодня молодые, не видевшие войны, ведут себя у святых мест: танцуют на братских могилах, оскверняя их, гасят вечный огонь. Потрясение, всколыхнувшее меня при первом посещении военно-мемориального комплекса более двадцати пяти лет тому назад, подтолкнуло к написанию первого стихотворения «Пусть не будет могил неизвестных» (положено на музыку композитором Э.Сторожевым, г. Калининград, и А. Ломовицкой, певицей, г. Москва; оба – лауреаты Артиады народов России). С этого произведения веду отсчет своей творческой биографии.

В 2007 году при спонсорской поддержке Компании 1/TАльянс был открыт и продвигается до сих пор сайт ПараАртийского Центра «Иван да Марья» http://www.paraartiada.com/.

При заполнении рубрики «Алтарь Отечества» сайта использовались и средства, полученные в виде гранта от Государственного учреждения города Москвы «Дома общественных организаций» (Центр по связям с общественными объединениями) – по проекту «Интернет-галерея Алтарь Отечества» – в рамках Фестиваля художественного творчества инвалидов – «ПараАртиада – 2006–2007». На эти цели использовались также финансовые «средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта на реализацию Проектов: «Жизнь, как подстреленная птица, подняться хочет – и не может…» в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 14 апреля 2008 года № 192-рп» и «Пусть не гаснет свеча на ветру» в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 16 марта 2009 года № 160-рп». Одна из рубрик сайта – «Алтарь Отечества». Её материалы лежат в основе альманаха.

Использованы стихи Ю.Друниной, М.Геттуева, М.Исаковского и литературно-музыкальные произведения членов ПараАртийской Лиги России: А. Алфёровой, Л. Бикбаевой-Занозиной, В.Вознесенского (Россия – Украина), И.Гончара, И.Исаева, А.Козлова, А.Липина, В.Мелешкина, Ф.Хаирова и автора-составителя.

В подготовке рукописи альманаха к изданию оказали помощь: Е.Веселовский, С.Евсеева, Т.Максименко, В.Резникова, за что выражаю всем сердечную благодарность.

С признательностью примем замечания, пожелания, новые материалы и документы для их размещения в Интернет-галерее и издания в будущих альманахах.

Член Международной Ассоциации Писателей и Публицистов и Международного Союза славянских журналистов

Мария Максимовна ВЕСЕЛОВСКАЯ-ТОМАШ

Алтарь отечества

 Я порою себя ощущаю связнойМежду теми, кто живИ кто отнят войной… 

 Я – связная.Бреду в партизанском лесу,От живыхДонесенье погибшим несу. 

Юлия Друнина

«Благословенны солдаты, которые умирали во имя любви к Родине».

Евгений Шварц. «Обыкновенное чудо»

Цену Победы над Германией нельзя измерить. Советский Союз победил, но Победа досталась сверхвеликой ценой:

Из 33,4 миллионов человек, надевших шинели, оставалось в живых 12,8 миллионов человек.

Безвозвратные человеческие потери Вооружённых сил СССР составили 11 миллионов 944,1 тысячи человек.

Общие демографические потери СССР составили 27 миллионов человек. (По последним источникам – 30 миллионов человек).

Во Второй мировой войне мир потерял 55 миллионов человек.

 

(По материалом Интернета)

Прошло более 67 лет после смертельных, незабываемых, полных незатихающей боли, слёз и горьких утрат событий!

Имена многих погибших солдат неизвестны: они просто входят в цифры «12,8» или «55 миллионов».

Солдаты ВЕЛИКОЙ Отечественной войны, не пожалевшие свои жизни во имя Победы, погибли, пропали без вести или вернулись с трагической отметиной – глубокими ранами, если не на теле, то на душе…

В бой за Родину! Фото Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.

На Алтарь Отечества положены жизни детей, юных и взрослых людей. О них нигде не рассказано: они входят только в общее число миллионов.

Некогда великая держава разрушилась. Её восстановить удастся не скоро. И удастся ли?..

Своей Интернет-галереей и издаваемыми альманахами «Алтарь Отечества» мы хотим поднять дух и силу солдата, общее чувство единой Родины. А ещё, чтоб молодое поколение научилось любить свою Родину так, как любили её их предки!

Пусть на «стендах» галереи виртуального музея воинской славы будут размещены необычные экспонаты: фотографии, письма военных лет и рассказы о солдатах тех войн, о которых мы не вправе забывать – об участниках Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов. Их стихи, проза, песни. Или всё это – в честь их…

Если вам есть о ком рассказать, напишите нам: мы с радостью пополним Интернет-галерею именами новых героев и появится материал для следующего тома альманаха.

Посещайте галерею! Она будет наполняться – мы надеемся на то, что читатели откликнутся и будут присылать копии своих реликвий.

Давайте назовём всех-всех солдат поимённо!

Мы должны оставить свой добрый след на нашей прекрасной планете Земля. Вернее сказать – своеобразный след в космосе. Души погибших, вознёсшихся на небеса, сердца ещё живущих ныне фронтовиков будут благодарны памяти их потомков.

Мы должны быть достойны своих предков!

Три поколения: ветеран Великой Отечественной Иван Никонов, М.Веселовская-Томаш, Дима Чурсинов.

Фото Юрия Измалкова

Контакты:

т/ф: 8 (495) 386-65-12; 388-42-27

8-915-314-39-86

E-mail: [email protected]

[email protected]

www.paraartiada.com

The Prologue

"Blessed are the soldiers, who died in the name of their love for Fatherland"

From the play E.Shwartz "Simply a miracle"

The altar of fatherland

The price of our Victory over fascist Germany can't be measured.

The Soviet Union has won in the war, but the price of the Victory was too great.

Out of 33,4 millions people who wore uniforms only 12,8 million stayed alive.

Human losses in the military forces of the USSR are about 11,944 thousand but on the whole the USSR made 27 millions. The whole world lost 55 millions people.

(Based on the internet materials)

Since the time of the end of the most terrible war in history more than 67 years passed. The names of many soldiers are still unknown, and they are just included in the indicated above figures.

The soldiers of the World War II sacrificed their lives and died for the Victory, many of them became MIAS (missing in action), – they never returned from the front: others came back with wounds not only on their bodies, but in their souls.

The lives of children, youths and adults are to be found on the Altar of Fatherland. Nobody has told us their stories – they are included in the general member of millions. The former great power broke up.

It won't be restored soon.

In our "internet- gallery" we want to bring back the spirit and strength of the soldier. The spirit of the common Fatherland and we want the younger generation to learn how to love our Fatherland as it was loved by their forefathers.

Let the stands of "the gallery", the virtual museum of military glory have unusual exhibits: the letters of war years, the stories of those years about the soldiers, who participated in the war of 1941–1945, their verses, fiction and songs – all that should be in their glory.

Come to see "the gallery", it will be expanded, we hope that people will respond! Let's call every soldier by name!

We must leave our good footprints on our beautiful planet – Earth in our words, our good memory in outer space.

The souls of those, who died and found their way to Heaven as well as those still living war veterans will be grateful to us for the memory of thankful descendants.

We must be worthy of our forefathers!

(Translated by Nina Lukina)

The Contacts:

t.: 8 (495) 386-65-12; 388-42-27

8-915-314-39-86

E-mail.: [email protected]

[email protected]

www.paraartiada.com

Солдат Второй Мировой

Имена их в Великой Победе

«Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих»

Евангелие от Иоанна, Ин. 15,13.

Вьюгин Яков Михайлович

Яков Вьюгин справа. 1936 год

Яков Вьюгин. 1944 г

Фронтовик, участник трёх войн: Финской (Северной войны), Второй Отечественной войны, Японской войны 1945 года. Кадровый военный. Предлагаем главы из неизданной книги «В памяти живых» Якова Михайловича Вьюгина.

Книга о себе и сослуживцах – лётчиках 12-й Краснознамённой Отдельной Истребительной Авиаэскадрильи (КОИАЭ) Балтийского флота со дня её формирования в 1936 году до конца войны. Автор писал её 15 лет, неоднократно приезжая и работая в архивах Ленинграда, Гатчины, Кронштадта, музея на острове Курессааре.

12 лет его нет с нами. Рукопись, которая ждёт своего издания, станет большой ценностью, ибо это подлинное свидетельство грозовых, трагических лет истории государства нашего. В ней нет ни одного вымышленного героя! Все события подлинны! По достоинствам, количеству выписанных героев и объёму книгу можно смело назвать романом.

Сам Яков Михайлович в ней выступает в образе Егора Буранова.

Главы из неопубликованной книги «В памяти живых»

Шесть дней прошло с момента прибытия самолётов 12-го КОИАЭ на аэродром Кагул. Стояла сухая погода, и лётное поле медленно зарастало травой. Пыль проникала вовнутрь цилиндров двигателей: поршневые кольца катастрофически изнашивались, падала компрессия цилиндров.

Гул моторов не прекращался сутками. То тут, то там виднелись шлейфы густой пыли. При перелёте с аэродрома Липово техническому составу не разрешили брать инструмент для ремонта самолётов, даже личных вещей, во избежание перегрузки самолёта «ПС-84». Не было у него самого необходимого в обеспечении боевых вылетов, даже тормозных колодок – всё это было в пути.

Обстановка требовала постоянной готовности самолётов к боевым вылетам, в Липово принимались срочные меры доставки. Всё имущество техников, включая всякие козелки и стремянки, погрузили на автомашины для следования на остров Эзель. В итоге вместе с бензозаправщиками и маслозаправщиками образовался эшелон из 27 автомашин. Командиром этого эшелона был назначен начальник материально-технического обеспечения техник-интендант М.И.УСКОВ, комиссаром эшелона – батальонный комиссар А.А.ЛОБАНОВ, инженером по поддержанию исправности автомашин – инженер по эксплуатации ЧИСТЯКОВ. Вместе с этим эшелоном выехал старший техник В.Д.БОГУСЛАВЧИК, который опоздал к вылету самолёта «ПС-84». Этому эшелону предстояло проехать большой путь с риском налётов вражеских самолётов.

Эшелон с нетерпением ждали эксплуатационники. Приходилось самолёты выпускать подручными средствами. Авиатехник Г.А.ВАПЕВАЛОВ сменил подкос пирамиды шасси, была крайняя необходимость опробовать уборку и выпуск шасси. Для этого надо было поставить самолёт на козелки – а их нет.

– Давайте поставим самолёт на пустые бочки, – предложил Иван УСАТОВ.

– Они продавят плоскости, – ответил БОГУНЕЦ.

– Постелем самолётные чехлы, будем удерживать руками от скольжения.

Так и сделали. Ремонт оказался трудным, но удачным. Не было спецмашин для заправки горючим, маслом, сжатым воздухом. Их временно доставили из Таллина. Не было запасных частей. Вся тяжесть по эксплуатации самолётов легла на плечи зам. инженера 12-й КОИАЭ И.А.Усатова – любимого всеми баяниста. Он был выше среднего роста и немного сухощав, а теперь стал высохшим и согнутым.

Историк 12-й КОИАЭ, анализируя работу технического состава, сделал запись: «В этот период хорошо работали техники: К.Е.ДЕНИСОВ, Н.И.ВОЛОСЕВИЧ, М.Ф.ЛОМОВЦЕВ, Р.И. ПОЛЯКОВ, С.И.ФИЛИМОНОВ, Г.В.МАЛЬЦЕВ, Я.М.ВЬЮГИН (Егор Буранов;, И.М.РУБАНОВ, механики Е.Ф.СКЛАДАНЫЙ, А.И.БАРАН, и другие. Особенно трудно пришлось авиатехнику Рубанову. Имея свой самолёт, он одновременно обеспечивал самолёт Богуславчика, пока тот был в пути с эшелоном. С подготовкой к боевому вылету авиатехник И.М.Рубанов справлялся, самолёты вылетали без задержки».

Лишь на шестые сутки прибыл автоэшелон, наконец-то техники вздохнули. Ночью, в условиях строгой светомаскировки, они меняли цилиндры моторов. Забравшись под чехлы с миниатюрной переносной лампочкой, они творили сложную и ответственную работу.

Егор со своим мотористом Женей С ЕЛЕЦКИМ не помнили, когда были в бане, их командир Пётр Зиновьевич КРАВЧЕНКО летал днём и ночью. Прилетит, полежит на траве возле самолёта и снова улетает. На его глазах ремонтировался и готовился к вылету самолёт, всё делалось, как на пожаре, только бегом.

– Нам достаётся, – подумал Пётр Зиновьевич, – но им тоже не сладко, может и труднее.

Тишину нарушил стон моториста Жени Селецкого.

– Что случилось? – Спросил его Егор.

– Палец придавило, ключ сорвался.

Егор посмотрел на палец: крупными каплями с него стекала кровь. Это обстоятельство приостановило движение. Егор поднял глаза на Женю. Хлопчатобумажный комбинезон блестел от масла и грязи, как кожаный. Губы покрыты незаживающими болячками, голубые глаза стали красными от бессонных ночей, веки припухли. На сон время не отводилось, если оно и выпадало, то это были считанные минуты прямо под самолётом на брезентовых чехлах. Заснуть сразу было невозможно, от нервного напряжения мелькали перед глазами краны и гайки, и всё казалось, что они не совсем закрыты, недовёрнуты и не законтрены. Техник вставал и снова всё проверял. Вот так ковалась победа на ремонтируемых самолётах.

Необычный ремонт

Командир экипажа лётчик П.З.Кравченко прилетел с боевого задания. Посадку произвёл как обычно, но в конце пробежки опустилось правое крыло, знаменитая «Чайка» стала похожа на пришибленную пчелу. Его техник Егор Буранов помог зарулить на стоянку, внимательно осмотрел самолёт и обнаружил разрушение лонжерона нижнего крыла. Верхняя и нижняя плоскости соединялись стойкой, между ними проходили ленты-расчалки {создают дополнительные опоры для лонжеронов крыльев и разгружают их от изгиба в вертикальной плоскости – гл. ред.). В воздухе верхнее крыло держалось на лентах-расчалках, а когда подъёмная сила пришла к нулю, крыло опустилось.

– Менять нижнее крыло на новое! – Сказал техник отряда.

– Нового на складе нет! – Ответил Егор.

– Тогда ждите!

«Чайка»1   Самолёт "Чайка" И-153 применялся, в основном, в качестве штурмовика. По сравнению со своими предшественниками, имел улучшенную аэродинамику, усиленную конструкцию. Самолёт получил название "чайка" по форме верхнего крыла. С 1939-го по 1940 год было выпущено 3437 таких истребителей.

[Закрыть] стояла, сиротливо опустив крыло, и будто жаловалась, что ей больно. Егор распорол обшивку: повреждена деревянная часть.

 

– Будем ремонтировать! – Сказал Егор мотористу С.И.АРЦЕВУ.

Из фанеры выпилили боковые пластины, поставили самолёт на козелки так, чтобы ленты-расчалки натянулись, как в полёте. Пластины посадили со всех сторон на казеиновый клей и закрепили гвоздями, затянули шпагатом и пропитали клеем «АК-20». Приходил Кравченко и с нетерпением ждал конца ремонта. Подошёл командир отряда старший лейтенант П.П.СМИРНОВ, внимательно посмотрел на проворные руки Егора.

– Химичите… – Сказал он.

– А что поделаешь, – ответил Егор, – на складе нового крыла нет.

Пётр Петрович улыбнулся своей доброй улыбкой и отошёл.

– Товарищ стартех, – спросил Арцев, – что означает эта улыбка?

– Означает «Так держать!», – ответил Егор.

Когда обшивка была восстановлена, Арцев сказал:

– Теперь надо пронивелировать, вы сами учили нас на занятиях.

– Да, надо, но где взять нивелир, его нет. Мы специально расчалки натянули, как они были в воздухе, чтобы нивелировка не изменилась.

Арцев недоверчиво посмотрел на своего техника, Егор это заметил. Всю ночь он не спал, обдумывал всё до мелочей. Рано утром прибежал к самолёту П.П.Смирнов, быстро надел парашют и сел в кабину. Запустили двигатель – работает отлично. Смирнов даёт команду убрать тормозные колодки. Всё сделано. Вылет!

Вместе со всеми лётчиками Пётр Петрович полетел на боевое задание. Буранов и Арцев с нетерпением ждали его возвращения. Обрадовались, когда увидели в воздухе все самолёты, которые взлетали. Садилась и их «Чайка» с номером «пять» на киле.

– Посадка классная, – сказал Арцев.

Пётр Петрович подрулил к стоянке, вылез из кабины, Егор подошёл помочь снять парашют.

Смирнов похлопал его по плечу, сказал:

– Молодец, Егор, самолёт исправный, может летать куда угодно!

У Егора камень с души свалился, он так обрадовался, что ему захотелось обнять Петра Петровича, но не решился, субординация и природная скромность не позволили.

Маскировка самолёта. Воентехник 2-го ранга Я.М.Вьюгин

После ремонта самолёт летал на любое задание и днём и ночью.

fictionbook.ru

Читать книгу Алтарь Отечества. Альманах. Том 3 Альманаха : онлайн чтение

Текущая страница: 1 (всего у книги 13 страниц) [доступный отрывок для чтения: 9 страниц]

Алтарь Отечества. АльманахАвтор-составитель, главный редактор – Мария Веселовская-Томаш

Редакционная коллегия:

Н. Зимина, Н. Морсова, В. Опойков, М. Стрелова, Л. Туманова

Издание осуществлено на финансовые средства государственной поддержки, выделенные в качестве субсидии в соответствии с Договором с Комитетом общественных связей города Москвы № 71С от 13.06.2012 г., на реализацию проекта «Потомки, достойными будьте!»

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ, ОБАГРЕННЫЕ СОЛДАТСКОЙ КРОВЬЮ, ПОСВЯЩАЮТСЯ

ЗАЩИТНИКАМ ОТЕЧЕСТВА

СКОЛЬКО ВЕКОВ БУДЕТ ЖИТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО НА ЗЕМЛЕ, – СТОЛЬКО ДОЛЖНА ЖИТЬ ПАМЯТЬ.

ПАМЯТЬ О ТЕХ, КТО НЕ ЖАЛЕЛ СВОИ ЖИЗНИ И ПОЛОЖИЛ ИХ НА АЛТАРЬ ОТЕЧЕСТВА ВО ИМЯ ЗАРОЖДЕНИЯ И ПРОЦВЕТАНИЯ ДРУГИХ ЖИЗНЕЙ – ВЕЧНА.

СОХРАНИМ ВО ИМЯ БУДУЩЕГО ИМЕНА ВСЕХ СОЛДАТ, КТО ВЫСТОЯЛ И ПОБЕДИЛ СТРАШНЕЙШУЮ ВОЙНУ XX ВЕКА!

Безвозвратно ушедший в прошлое XX век был полон драматических событий: Первая Мировая война 1914–1918 гг., Гражданская война 1918–1920 гг. (ранее указывался период 1918–1922 гг.), которая началась вскоре после победы Великой Октябрьской социалистической революции. Голод в СССР 1930–1934 годов. Вторая Мировая война 1939–1945 годов – ей предшествовал целый ряд локальных войн и вооруженных конфликтов, инициаторами которых были Япония, Италия и Германия.

Территориальные споры, борьба за передел мира были одной из причин начала Великой Отечественной войны 1941–1945 годов, самого страшного, изуверского преступления против человечества: она унесла десятки миллионов жизней. Точное количество потерь неизвестно и уже никогда не установить – масштаб как солдатского состава, так и мирного населения, взрослых, детей, женщин огромен…

Послевоенный голод 1946–1947 годов также оставил неизгладимый след в истории нашего государства… Народ поднимался с колен, держа, как греческий Атлант, на своих плечах разрушенную страну.

Победители Великой Отечественной войны – доблестные воины, добывшие Великую Победу – «одну на всех», являются основными героями альманаха «Алтарь Отечества». Сейчас предлагается много разных политических трактовок Второй Мировой войны, и за ними подчас «затирается» в памяти самое главное – подвиг советских солдат и солдат стран союзников. Тех, кто своей кровью избавил мир от фашизма. Они, трактовки, звучат на разных языках, они разных идеологий, но речь в них идёт одинаково о страданиях, унижениях, ужасах, бессмысленном уничтожении Человека. И пусть никогда мир не забудет: ПОБЕДУ ПРИНЁС СОВЕТСКИЙ СОЛДАТ! При содействии стран-союзников, а – не наоборот.

Альманах – воспоминания самих фронтовиков, тех, кто, к счастью, ещё жив, или родных и близких о тех, кто дошёл до великого и святого дня, или навечно застыл на своём боевом посту… Когда над страной нависла смертельная опасность, в военкоматах стояли огромные «живые» очереди из добровольцев: то наши мужчины – отцы и деды, наши мальчишки и девчонки стремились на фронт, чтобы скорее уничтожить врага.

О некоторых из них не осталось ни строчки, ни следа на земле, но их подвиг, самопожертвование во имя продолжения жизни других мы обязаны чтить и помнить. О них сложены стихи и песни, написаны рассказы, очерки, снято множество фильмов. Нереально показать ВСЕХ героев, а ЗНАТЬ ИХ ИМЕНА И ПОМНИТЬ ВСЕХ – НАШ ДОЛГ. Об этом просил в своём произведении-завете «Репортаж с петлей на шее» бессмертный Юлиус Фучик:

«Об одном прошу тех, кто переживет это время: не забудьте! Не забудьте ни добрых, ни злых. Терпеливо собирайте свидетельства о тех, кто пал за себя и за вас». И напоминает всем об этом Мирослав Хопёрский в своём очерке «Володя-журналист». Столько лет прошло, а мысль эта остро актуальна и сегодня!

В книге представлены редкие семейные, дорогие сердцу реликвии: письма с фронта, документы, фотографии. Их мало: не каждой семье удалось сохранить тончайшую нить с прошлым. Но без семени прошлого не прорастёт деревце будущего…

Когда готовилась книга к изданию, автору-составителю посчастливилось поработать с архивами фотографий Великой Отечественной войны в интернете. Глазам предстала лишь толика немых, но кричащих во всю мощь свидетельств страшных преступлений XX века.

Несколько дней комок в горле не проходил. Не отпускало сердце от беды, о которой говорили свидетельства-фотографии. Как много мы знаем о войне тех лет! Но как мало мы знаем о тех злодействах, которые чинили фашистские изверги на нашей земле!.. И показалось: не надо вести какой-либо специальной работы по патриотическому воспитанию молодёжи, детей!!! Не надо! Надо просто знакомить их с фотографиями, которые нам оставлены фоторепортёрами, фотокорреспондентами. И с фотографиями, которым несть числа! – безымянных авторов. Авторы, скорее всего, погибли. Архивы Великой Отечественной войны должны говорить во весь голос о трагедии нашего народа.

Каждый год неумолимо уносит Великую Отечественную войну 1941–1945 годов вглубь истории, всё дальше и дальше от участников и свидетелей страшнейших событий. Как ни печально, но наступит день, когда мы не сможем назвать ни одного имени ещё живущих фронтовиков. А потому дорого каждое слово, каждая строчка, каждая памятная вещь о героизме людей. Человеческое сердце отзывчиво на боль. А боли в фотографиях отражено безмерно много.

Говорят о войне очевидцы-дети: не воевали, но война по их судьбах прошлась очень глубоко, оставив жёсткий, кровоточащий след.

О «своём видении войны» высказываются наши внуки и пра…правнуки Победы. От того, как сможем мы, взрослые, передать им свою эстафету памяти, зависит их отношение к Родине и знание истории. Зависит от этого и будущее Отечества.

Некоторые из внуков-правнуков, как ни горестно это звучит, – не знают имён и отчеств своих прабабушек, прадедушек, близких родных…

«Деление» авторов воспоминаний, конечно, носит условный характер. Не столько важно, кто рассказал, а то, какие рассказы сохранились в памяти людской и к нам дошли.

В «Вальсе забвения» (первый том) – акцент ставится на недопустимо небрежное отношение живых к памяти павших на фронтах войны, о запустении на военно-мемориальном комплексе города Кисловодска. Такое положение не только в этом городе, увы! И даже не это самое страшное, а то, как сегодня молодые, не видевшие войны, ведут себя у святых мест: танцуют на братских могилах, оскверняя их, гасят вечный огонь. Потрясение, всколыхнувшее меня при первом посещении военно-мемориального комплекса более двадцати пяти лет тому назад, подтолкнуло к написанию первого стихотворения «Пусть не будет могил неизвестных» (положено на музыку композитором Э.Сторожевым, г. Калининград, и А. Ломовицкой, певицей, г. Москва; оба – лауреаты Артиады народов России). С этого произведения веду отсчет своей творческой биографии.

В 2007 году при спонсорской поддержке Компании 1/TАльянс был открыт и продвигается до сих пор сайт ПараАртийского Центра «Иван да Марья» http://www.paraartiada.com/.

При заполнении рубрики «Алтарь Отечества» сайта использовались и средства, полученные в виде гранта от Государственного учреждения города Москвы «Дома общественных организаций» (Центр по связям с общественными объединениями) – по проекту «Интернет-галерея Алтарь Отечества» – в рамках Фестиваля художественного творчества инвалидов – «ПараАртиада – 2006–2007». На эти цели использовались также финансовые «средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта на реализацию Проектов: «Жизнь, как подстреленная птица, подняться хочет – и не может…» в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 14 апреля 2008 года № 192-рп» и «Пусть не гаснет свеча на ветру» в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 16 марта 2009 года № 160-рп». Одна из рубрик сайта – «Алтарь Отечества». Её материалы лежат в основе альманаха.

Использованы стихи Ю.Друниной, М.Геттуева, М.Исаковского и литературно-музыкальные произведения членов ПараАртийской Лиги России: А. Алфёровой, Л. Бикбаевой-Занозиной, В.Вознесенского (Россия – Украина), И.Гончара, И.Исаева, А.Козлова, А.Липина, В.Мелешкина, Ф.Хаирова и автора-составителя.

В подготовке рукописи альманаха к изданию оказали помощь: Е.Веселовский, С.Евсеева, Т.Максименко, В.Резникова, за что выражаю всем сердечную благодарность.

С признательностью примем замечания, пожелания, новые материалы и документы для их размещения в Интернет-галерее и издания в будущих альманахах.

Член Международной Ассоциации Писателей и Публицистов и Международного Союза славянских журналистов

Мария Максимовна ВЕСЕЛОВСКАЯ-ТОМАШ

Алтарь отечества

 Я порою себя ощущаю связнойМежду теми, кто живИ кто отнят войной… 

 Я – связная.Бреду в партизанском лесу,От живыхДонесенье погибшим несу. 

Юлия Друнина

«Благословенны солдаты, которые умирали во имя любви к Родине».

Евгений Шварц. «Обыкновенное чудо»

Цену Победы над Германией нельзя измерить. Советский Союз победил, но Победа досталась сверхвеликой ценой:

Из 33,4 миллионов человек, надевших шинели, оставалось в живых 12,8 миллионов человек.

Безвозвратные человеческие потери Вооружённых сил СССР составили 11 миллионов 944,1 тысячи человек.

Общие демографические потери СССР составили 27 миллионов человек. (По последним источникам – 30 миллионов человек).

Во Второй мировой войне мир потерял 55 миллионов человек.

(По материалом Интернета)

Прошло более 67 лет после смертельных, незабываемых, полных незатихающей боли, слёз и горьких утрат событий!

Имена многих погибших солдат неизвестны: они просто входят в цифры «12,8» или «55 миллионов».

Солдаты ВЕЛИКОЙ Отечественной войны, не пожалевшие свои жизни во имя Победы, погибли, пропали без вести или вернулись с трагической отметиной – глубокими ранами, если не на теле, то на душе…

В бой за Родину! Фото Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.

На Алтарь Отечества положены жизни детей, юных и взрослых людей. О них нигде не рассказано: они входят только в общее число миллионов.

Некогда великая держава разрушилась. Её восстановить удастся не скоро. И удастся ли?..

Своей Интернет-галереей и издаваемыми альманахами «Алтарь Отечества» мы хотим поднять дух и силу солдата, общее чувство единой Родины. А ещё, чтоб молодое поколение научилось любить свою Родину так, как любили её их предки!

Пусть на «стендах» галереи виртуального музея воинской славы будут размещены необычные экспонаты: фотографии, письма военных лет и рассказы о солдатах тех войн, о которых мы не вправе забывать – об участниках Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов. Их стихи, проза, песни. Или всё это – в честь их…

Если вам есть о ком рассказать, напишите нам: мы с радостью пополним Интернет-галерею именами новых героев и появится материал для следующего тома альманаха.

Посещайте галерею! Она будет наполняться – мы надеемся на то, что читатели откликнутся и будут присылать копии своих реликвий.

Давайте назовём всех-всех солдат поимённо!

Мы должны оставить свой добрый след на нашей прекрасной планете Земля. Вернее сказать – своеобразный след в космосе. Души погибших, вознёсшихся на небеса, сердца ещё живущих ныне фронтовиков будут благодарны памяти их потомков.

Мы должны быть достойны своих предков!

Три поколения: ветеран Великой Отечественной Иван Никонов, М.Веселовская-Томаш, Дима Чурсинов.

Фото Юрия Измалкова

Контакты:

т/ф: 8 (495) 386-65-12; 388-42-27

8-915-314-39-86

E-mail: [email protected]

[email protected]

www.paraartiada.com

The Prologue

«Blessed are the soldiers, who died in the name of their love for Fatherland»

From the play E.Shwartz «Simply a miracle»

The altar of fatherland

The price of our Victory over fascist Germany can't be measured.

The Soviet Union has won in the war, but the price of the Victory was too great.

Out of 33,4 millions people who wore uniforms only 12,8 million stayed alive.

Human losses in the military forces of the USSR are about 11,944 thousand but on the whole the USSR made 27 millions. The whole world lost 55 millions people.

(Based on the internet materials)

Since the time of the end of the most terrible war in history more than 67 years passed. The names of many soldiers are still unknown, and they are just included in the indicated above figures.

The soldiers of the World War II sacrificed their lives and died for the Victory, many of them became MIAS (missing in action), – they never returned from the front: others came back with wounds not only on their bodies, but in their souls.

The lives of children, youths and adults are to be found on the Altar of Fatherland. Nobody has told us their stories – they are included in the general member of millions. The former great power broke up.

It won't be restored soon.

In our «internet– gallery» we want to bring back the spirit and strength of the soldier. The spirit of the common Fatherland and we want the younger generation to learn how to love our Fatherland as it was loved by their forefathers.

Let the stands of "the gallery", the virtual museum of military glory have unusual exhibits: the letters of war years, the stories of those years about the soldiers, who participated in the war of 1941–1945, their verses, fiction and songs – all that should be in their glory.

Come to see "the gallery", it will be expanded, we hope that people will respond! Let's call every soldier by name!

We must leave our good footprints on our beautiful planet – Earth in our words, our good memory in outer space.

The souls of those, who died and found their way to Heaven as well as those still living war veterans will be grateful to us for the memory of thankful descendants.

We must be worthy of our forefathers!

(Translated by Nina Lukina)

The Contacts:

t.: 8 (495) 386-65-12; 388-42-27

8-915-314-39-86

E-mail.: [email protected]

[email protected]

www.paraartiada.com

Солдат Второй Мировой

Имена их в Великой Победе

«Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих»

Евангелие от Иоанна, Ин. 15,13.

Вьюгин Яков Михайлович

Яков Вьюгин справа. 1936 год

Яков Вьюгин. 1944 г

Фронтовик, участник трёх войн: Финской (Северной войны), Второй Отечественной войны, Японской войны 1945 года. Кадровый военный. Предлагаем главы из неизданной книги «В памяти живых» Якова Михайловича Вьюгина.

Книга о себе и сослуживцах – лётчиках 12-й Краснознамённой Отдельной Истребительной Авиаэскадрильи (КОИАЭ) Балтийского флота со дня её формирования в 1936 году до конца войны. Автор писал её 15 лет, неоднократно приезжая и работая в архивах Ленинграда, Гатчины, Кронштадта, музея на острове Курессааре.

12 лет его нет с нами. Рукопись, которая ждёт своего издания, станет большой ценностью, ибо это подлинное свидетельство грозовых, трагических лет истории государства нашего. В ней нет ни одного вымышленного героя! Все события подлинны! По достоинствам, количеству выписанных героев и объёму книгу можно смело назвать романом.

Сам Яков Михайлович в ней выступает в образе Егора Буранова.

Главы из неопубликованной книги «В памяти живых»

Шесть дней прошло с момента прибытия самолётов 12-го КОИАЭ на аэродром Кагул. Стояла сухая погода, и лётное поле медленно зарастало травой. Пыль проникала вовнутрь цилиндров двигателей: поршневые кольца катастрофически изнашивались, падала компрессия цилиндров.

Гул моторов не прекращался сутками. То тут, то там виднелись шлейфы густой пыли. При перелёте с аэродрома Липово техническому составу не разрешили брать инструмент для ремонта самолётов, даже личных вещей, во избежание перегрузки самолёта «ПС-84». Не было у него самого необходимого в обеспечении боевых вылетов, даже тормозных колодок – всё это было в пути.

Обстановка требовала постоянной готовности самолётов к боевым вылетам, в Липово принимались срочные меры доставки. Всё имущество техников, включая всякие козелки и стремянки, погрузили на автомашины для следования на остров Эзель. В итоге вместе с бензозаправщиками и маслозаправщиками образовался эшелон из 27 автомашин. Командиром этого эшелона был назначен начальник материально-технического обеспечения техник-интендант М.И.УСКОВ, комиссаром эшелона – батальонный комиссар А.А.ЛОБАНОВ, инженером по поддержанию исправности автомашин – инженер по эксплуатации ЧИСТЯКОВ. Вместе с этим эшелоном выехал старший техник В.Д.БОГУСЛАВЧИК, который опоздал к вылету самолёта «ПС-84». Этому эшелону предстояло проехать большой путь с риском налётов вражеских самолётов.

Эшелон с нетерпением ждали эксплуатационники. Приходилось самолёты выпускать подручными средствами. Авиатехник Г.А.ВАПЕВАЛОВ сменил подкос пирамиды шасси, была крайняя необходимость опробовать уборку и выпуск шасси. Для этого надо было поставить самолёт на козелки – а их нет.

– Давайте поставим самолёт на пустые бочки, – предложил Иван УСАТОВ.

– Они продавят плоскости, – ответил БОГУНЕЦ.

– Постелем самолётные чехлы, будем удерживать руками от скольжения.

Так и сделали. Ремонт оказался трудным, но удачным. Не было спецмашин для заправки горючим, маслом, сжатым воздухом. Их временно доставили из Таллина. Не было запасных частей. Вся тяжесть по эксплуатации самолётов легла на плечи зам. инженера 12-й КОИАЭ И.А.Усатова – любимого всеми баяниста. Он был выше среднего роста и немного сухощав, а теперь стал высохшим и согнутым.

Историк 12-й КОИАЭ, анализируя работу технического состава, сделал запись: «В этот период хорошо работали техники: К.Е.ДЕНИСОВ, Н.И.ВОЛОСЕВИЧ, М.Ф.ЛОМОВЦЕВ, Р.И. ПОЛЯКОВ, С.И.ФИЛИМОНОВ, Г.В.МАЛЬЦЕВ, Я.М.ВЬЮГИН (Егор Буранов;, И.М.РУБАНОВ, механики Е.Ф.СКЛАДАНЫЙ, А.И.БАРАН, и другие. Особенно трудно пришлось авиатехнику Рубанову. Имея свой самолёт, он одновременно обеспечивал самолёт Богуславчика, пока тот был в пути с эшелоном. С подготовкой к боевому вылету авиатехник И.М.Рубанов справлялся, самолёты вылетали без задержки».

Лишь на шестые сутки прибыл автоэшелон, наконец-то техники вздохнули. Ночью, в условиях строгой светомаскировки, они меняли цилиндры моторов. Забравшись под чехлы с миниатюрной переносной лампочкой, они творили сложную и ответственную работу.

Егор со своим мотористом Женей С ЕЛЕЦКИМ не помнили, когда были в бане, их командир Пётр Зиновьевич КРАВЧЕНКО летал днём и ночью. Прилетит, полежит на траве возле самолёта и снова улетает. На его глазах ремонтировался и готовился к вылету самолёт, всё делалось, как на пожаре, только бегом.

– Нам достаётся, – подумал Пётр Зиновьевич, – но им тоже не сладко, может и труднее.

Тишину нарушил стон моториста Жени Селецкого.

– Что случилось? – Спросил его Егор.

– Палец придавило, ключ сорвался.

Егор посмотрел на палец: крупными каплями с него стекала кровь. Это обстоятельство приостановило движение. Егор поднял глаза на Женю. Хлопчатобумажный комбинезон блестел от масла и грязи, как кожаный. Губы покрыты незаживающими болячками, голубые глаза стали красными от бессонных ночей, веки припухли. На сон время не отводилось, если оно и выпадало, то это были считанные минуты прямо под самолётом на брезентовых чехлах. Заснуть сразу было невозможно, от нервного напряжения мелькали перед глазами краны и гайки, и всё казалось, что они не совсем закрыты, недовёрнуты и не законтрены. Техник вставал и снова всё проверял. Вот так ковалась победа на ремонтируемых самолётах.

Необычный ремонт

Командир экипажа лётчик П.З.Кравченко прилетел с боевого задания. Посадку произвёл как обычно, но в конце пробежки опустилось правое крыло, знаменитая «Чайка» стала похожа на пришибленную пчелу. Его техник Егор Буранов помог зарулить на стоянку, внимательно осмотрел самолёт и обнаружил разрушение лонжерона нижнего крыла. Верхняя и нижняя плоскости соединялись стойкой, между ними проходили ленты-расчалки {создают дополнительные опоры для лонжеронов крыльев и разгружают их от изгиба в вертикальной плоскости – гл. ред.). В воздухе верхнее крыло держалось на лентах-расчалках, а когда подъёмная сила пришла к нулю, крыло опустилось.

– Менять нижнее крыло на новое! – Сказал техник отряда.

– Нового на складе нет! – Ответил Егор.

– Тогда ждите!

«Чайка»1   Самолёт «Чайка» И-153 применялся, в основном, в качестве штурмовика. По сравнению со своими предшественниками, имел улучшенную аэродинамику, усиленную конструкцию. Самолёт получил название «чайка» по форме верхнего крыла. С 1939-го по 1940 год было выпущено 3437 таких истребителей.

[Закрыть] стояла, сиротливо опустив крыло, и будто жаловалась, что ей больно. Егор распорол обшивку: повреждена деревянная часть.

– Будем ремонтировать! – Сказал Егор мотористу С.И.АРЦЕВУ.

Из фанеры выпилили боковые пластины, поставили самолёт на козелки так, чтобы ленты-расчалки натянулись, как в полёте. Пластины посадили со всех сторон на казеиновый клей и закрепили гвоздями, затянули шпагатом и пропитали клеем «АК-20». Приходил Кравченко и с нетерпением ждал конца ремонта. Подошёл командир отряда старший лейтенант П.П.СМИРНОВ, внимательно посмотрел на проворные руки Егора.

– Химичите… – Сказал он.

– А что поделаешь, – ответил Егор, – на складе нового крыла нет.

Пётр Петрович улыбнулся своей доброй улыбкой и отошёл.

– Товарищ стартех, – спросил Арцев, – что означает эта улыбка?

– Означает «Так держать!», – ответил Егор.

Когда обшивка была восстановлена, Арцев сказал:

– Теперь надо пронивелировать, вы сами учили нас на занятиях.

– Да, надо, но где взять нивелир, его нет. Мы специально расчалки натянули, как они были в воздухе, чтобы нивелировка не изменилась.

Арцев недоверчиво посмотрел на своего техника, Егор это заметил. Всю ночь он не спал, обдумывал всё до мелочей. Рано утром прибежал к самолёту П.П.Смирнов, быстро надел парашют и сел в кабину. Запустили двигатель – работает отлично. Смирнов даёт команду убрать тормозные колодки. Всё сделано. Вылет!

Вместе со всеми лётчиками Пётр Петрович полетел на боевое задание. Буранов и Арцев с нетерпением ждали его возвращения. Обрадовались, когда увидели в воздухе все самолёты, которые взлетали. Садилась и их «Чайка» с номером «пять» на киле.

– Посадка классная, – сказал Арцев.

Пётр Петрович подрулил к стоянке, вылез из кабины, Егор подошёл помочь снять парашют.

Смирнов похлопал его по плечу, сказал:

– Молодец, Егор, самолёт исправный, может летать куда угодно!

У Егора камень с души свалился, он так обрадовался, что ему захотелось обнять Петра Петровича, но не решился, субординация и природная скромность не позволили.

Маскировка самолёта. Воентехник 2-го ранга Я.М.Вьюгин

После ремонта самолёт летал на любое задание и днём и ночью.

iknigi.net

Журнал «Человек без границ» - Алтарь Отечества

Хотите быстро и наглядно изучить русскую историю? Нет ничего проще: приезжайте в Великий Новгород, разыщите в самом центре древнего Детинца памятник «Тысячелетие России» и внимательно его рассмотрите.

Созданный по проекту молодого талантливого скульптора Микешина монумент повествует о многовековой, полной драматизма истории строительства русского государства. Несмотря на цензуру со стороны правящего дома Романовых и недоверие общества, 129 скульптурных фигур памятника довольно точно передают все перипетии истории России, ее взлеты и падения, представляют ее героев и недругов.

 

Микешин сделал все возможное, чтобы запечатлеть в своем творении самых достойных сограждан, а дух исторических событий передать с наибольшей достоверностью: «Я прибег за помощью и советом ко всем известнейшим нашим историкам и писателям, которые и не отказали мне в просимом содействии. Я просил к себе вечером, по четвергам, и тут-то, в этой закопченной мастерской, перебывало у меня много интересных и почтенных личностей, заводились жаркие споры о достоинствах того или иного исторического лица».

Рядом с сюжетами, иллюстрирующими мощь и славу российской державы, он честно изобразил эпизоды сложные, противоречивые, а порой и трагические. Именно о таких событиях будет наш рассказ.

Одна из тематических групп среднего яруса монумента называется «Начало династии Романовых». Она повествует о событиях первой четверти XVII века, периоде безвластия, за которым в истории России прочно закрепилось название «Смутное время». Особый интерес скульптурная группа представляет еще и потому, что с 2005 года этот исторический сюжет стал поводом для нового национального праздника — Дня народного единства. Что же мы празднуем 4 ноября?

После гибели царевича Дмитрия, последнего законного наследника престола, Россия погрузилась в многолетний хаос гражданской войны. Нарушение присяги, цареубийство, предательство становятся обыденным делом. «Верность считается преступлением, измена и воровство заслугою, разрываются все связи общественные и даже семейные». Брат шел на брата, а сын на отца. Шайки грабителей осаждали города. «Наступили времена ужаса, безначалия и буйства народного». Самозванцы угрожали Москве нападением, в Кремле хозяйничали поляки. Страна дошла до края бездны. «Люди уступили свои жилища зверям; медведи и волки, оставив леса, витали в пустых городах и весях. Граждане и земледельцы жили в дебрях, в лесах и пещерах неведомых или в болотах, только ночью выходя из них обсушиться. И леса не спасали: люди ходили туда с чуткими псами на ловлю людей». Казалось, спасти страну было по силам лишь титанам…

Спасли же ее обыкновенные люди. Три бронзовые фигуры изображают реальных исторических персонажей, двух из них легко узнать, так как их имена с детства знакомы каждому.

Первый — Козьма Минин, нижегородский мещанин, торговец, земской староста, «муж родом не славен, но смыслом мудр, смышлен и язычен», как характеризует его летописец. Когда грянула беда, Минин отдал на нужды ополчения не только «всю свою казну», но и драгоценные оклады икон, украшения жены, подав пример землякам. Его патриотизм, организаторские способности, а еще больше чуткое, внимательное отношение к людям, вставшим под знамена ополчения, принесли ему любовь и уважение сограждан. В руках простого нижегородского гражданина оказалась судьба России, неслучайно на памятнике он изображен коленопреклоненным, с государственными регалиями — скипетром и шапкой Мономаха.

Рядом с ним вторая фигура: человек в воинственной позе, обороняющий мечом родную землю. Это князь Дмитрий Михайлович Пожарский. Несмотря на незалеченные раны, воевода возглавил народное войско в освободительном походе на Москву. Проявив чудеса дальновидности и политической мудрости, он сумел придать войне национальный характер. Сосредоточив в своих руках военную и государственную власть и одержав долгожданную победу, он на пике своего триумфа ушел в тень и продолжил служить России на весьма скромных должностях.

Оба героя, без сомнения, достойны памятника. Каждый принес на алтарь Отечества все, что имел: один — деньги и гражданскую твердость, другой — силу духа, бескорыстие, верность долгу.

А что же третий герой? На памятнике мы видим статичную фигуру, чуточку отодвинутую в глубь композиции; молодое невыразительное лицо, невысокий рост, в руках символ царской власти — держава (непомерно большая и тяжелая для столь юного существа). Перед нами Михаил Федорович Романов, первый из новой династии русских царей… Говорили, что Микешин изобразил его только для того, чтобы угодить Александру II, фактическому заказчику монумента, и что, несмотря на все старания скульптора, на фоне подлинных героев того времени юный царь смотрится бледно. Историки не видели в этом государе ничего выдающегося, дежурно отмечали, что он лишь «отбывал номер», а правили за него другие, более мудрые и сильные. Но так ли случайна и необязательна фигура Михаила в этом сюжете?

После освобождения Москвы осенью 1612 года главной задачей ополчения стало преодоление «великой разрухи». Нужен был новый царь, способный собрать и успокоить мятежную страну. По призыву Пожарского из русских городов съехались в столицу выборные люди и на соборе, вместе с боярами и духовенством, вынесли решение: быть государем Михаилу Федоровичу Романову.

В Кострому, где в то время с матерью проживал будущий правитель, отправили внушительное посольство. Но послов ждало горькое разочарование: 16-летний Михаил, страшась новой для себя роли, «с великим гневом и плачем» отверг предложение. Его поддержала и мама, инокиня Марфа, заявив, что «сын ея не в совершенных летах, да и Московского государства всяких чинов люди измалодушествовались: дав свои души прежним государям, не прямо служили». Не помогали ни огромное стечение народа, ни авторитет видных посланников, таких как архиепископ Феодорит и Авраамий Палицын. Долго им пришлось уговаривать сына и мать не противиться Божьей воле, а прийти на помощь страждущему Отечеству. Что творилось в душе юного избранника, трудно представить, но легко понять: горькую и незавидную долю предлагали ему. В стране воцарился хаос и разруха, в головах и сердцах людей поселилась смута, а московский престол уже давно стал местом смертельно опасным. Царевич Дмитрий, семья Годуновых, Василий Шуйский — сколько людей погибло, приближаясь к заветному трону, сколько было исковеркано жизней и изломано судеб! А тут еще и родной отец, митрополит Филарет, в польском плену: как бы не сделать ему хуже своим поспешным выбором… Но если не он, то кто? Поиски нового правителя займут годы, а значит, смута будет длиться и длиться…

Когда согласие было все же дано, а слезы горя сменились на слезы радости, все вдруг увидели, какую великую жертву принес на алтарь своего Отечества юный Михаил Романов. Он отдал ему не много и не мало, а всё: свою юность, беспечное будущее, вольную жизнь. И, увы, дальнейшие события лишь подтвердили опасения: Михаил Федорович заплатил очень высокую цену за успокоение страны. Его первую невесту Марью Хлопову, которой Михаил особенно благоволил, «испортили» завистники — приписали ей несуществующую неизлечимую болезнь. Марью с родней выслали в Тобольск; когда же заговор раскрылся, единственное, что смог сделать царь для своей избранницы, — это выхлопотать ей достойную жизнь в почетном изгнании. Вторая царская невеста, княжна Долгорукова, в дни свадебных торжеств неожиданно занемогла и вскоре скончалась, став новой жертвой придворной борьбы. Третью невесту, Евдокию Стрешневу, Михаил специально избрал из незначительного и малоизвестного рода, чтобы никому больше не давать повода для зависти и интриг.

Государственными делами Михаил почти не занимался, за него правили более волевые и энергичные родители. Вынужденная бездеятельность и малоподвижный образ жизни скоро сказались на его здоровье: он так «скорбел ножками», что не мог передвигаться самостоятельно, его возили на специальной повозке. «От „многого сидения“, — пишет историк Пресняков, — организм слабел. Под конец жизни врачи отмечали в нем „меланхолию, сиречь кручину“».

Но при всем тусклом, безрадостном существовании он сохранял мягкий, добрый характер и удивительную человечность. Предания донесли до нас его огромную любовь к цветам: «Царь Михаил много тратил казны на выписку из-за границы редких растений для своего сада; для него впервые ввезены в Россию садовые розы, красота и аромат которых не были до него у нас известны».

В 49 лет, уходя из этого мира, он оставил о своем царствовании противоречивую, невнятную память, но при этом тихую, успокоенную Россию.

«История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков», — предостерегал Василий Осипович Ключевский. Сегодня 4 ноября для многих лишний повод подискутировать о патриотизме, национальном самосознании и единстве народа. Но никогда еще подобные вопросы не решались разговорами и политическими шествиями. История 400-летней давности недвусмысленно дает понять: подлинное единство рождается жертвой, большой или маленькой, которую каждый член общества готов принести на алтарь Отечества.

 

www.bez-granic.ru

Алтарь. Сокровенный человек (апрель 2007)

Сейчас, без завода, Грищенкову, пожалуй, не хватает полноты, густоты жизни.

- Я всегда плыл по течению, - рассуждает он, - но это было главное течение, основное. Плыл, так сказать, с народом. А сейчас сижу на берегу. На обочине. Но, с другой стороны, на обочине тоже со всем народом сижу. При этом учти - я не жалуюсь. Лично мне на обочине хорошо.

- А что значит - плыть по течению?

- Это когда ты кому-то нужен такой, как ты есть. Совпадаешь с нуждами времени. Я никогда не хотел меняться. Никогда ничего сам не выбирал. Как жизнь течет, так она и течет. Два раза в жизни выбирал - становиться токарем или слесарем, и - водку пить или спортом заниматься. Если я по жизни трудолюбивый и выпивать не люблю - так я где угодно буду жить по-хозяйски. Все, что на до, - куплю.

Все, что надо, действительно куплено.

Квартира семьи Грищенковых за десять лет похорошела. Младшее поколение семьи выиграло "битву за ковер", и теперь он лежит на полу, хотя прежде, разумеется, украшал стену в "зале". Обои в главной комнате теперь не красные (в золотой завиток, большой советский стиль), а синие, в серебряную полоску (совсем такие же у актера Любшина в гостиной). Не могу не упомянуть о подвижнической деятельности программы телепередач "Семь дней", вот уже десять лет занимающейся фотоохотой на интерьеры московских знаменитостей. Каждый герой всегда сфотографирован несколько раз - в спальне, в гостиной и возле встроенной кухни. Не забыты бывают ванные комнаты и коридоры - если там есть что показать. Именно эти снимки, а вовсе не специальные дизайнерские журналы, формируют вкус пятиэтажной России. Конечно, не все удается повторить, но общая идея ясна. Страна узнала новые важные слова - "бордюр", "ламбрекен", "органза". И тут нет никакого звездолюбия - просто работа сравнения и обдумывания новой красоты.

Разве девочки из группы "Блестящие" или мальчик Билан не плоть от плоти пятиэтажной России? Разве у них другая красота? Они тоже "как все" и хотят жить "не хуже других". Кто победней, кто побогаче - но у всех пластиковые окна, у всех золоченые торшеры, у всех подушки на диванах, плитка на кухонном полу. Большой стиль, он снизу растет.

Последний раз я была у Грищенковых за неделю до Пасхи. В зале появился Красный угол. Вернее, Красный уголок. Помимо икон, на тумбочке стоят фотографии умершей мамы Сергея Владимировича, пучок вербы, стакан воды с серебряной ложкой. За иконами положена подкова и спрятаны коробочки, куда складываются волосы всех членов семьи. Волосы Татьяна Владимировна выбрасывать запрещает категорически. В тумбочке хранятся фотоальбомы, монетка из Наташиной свадебной туфли. Рядом на телевизоре - керамическая свинка, символ года, и жаба с денежкой во рту - талисман на финансовое благополучие фамилии. Словом, маленький семейный алтарь.

В труде профессора Орлова "Быт рабочей семьи периода нэпа" приведены интересные свидетельства о самом начале превращения божницы в алтарь: "Чаще всего в рабочей семье существовали два "угла": жены (икона с ситцевой занавеской и бумажными цветами) и мужа (портрет Ленина, шашки и пузырек с духами)".

Перед нами - завершающий этап. Красный уголок, безусловно, устроен заботами жены, но не вызывает отторжения у мужа. "А пусть, хуже не будет!" - Сергей Владимирович передоверяет заботу о метафизической охране семьи Татьяне Владимировне.

Между тем, у Татьяны Владимировны есть главная добродетель. Она - профессиональный покупатель.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

public.wikireading.ru

На алтарь Отечества. Евангельский цикл Василия Поленова

Перейти к основному содержанию

26.05.2017 12:47:24

Замечательный русский художник Василий Дмитриевич Поленов больше известен как пейзажист, автор таких полотен, как "Московский дворик", "Бабушкин сад", "Заросший пруд". Однако главным делом своей жизни он считал евангельский цикл картин "Из жизни Христа", которому живописец посвятил много лет. Весь путь Христа Поленов прошел пешком - он побывал в Палестине, Сирии и Египте, и не один раз. Написав более 60 работ, Поленов показал их в Петербурге, Москве и Праге, и его выставки прошли с большим успехом. Кандидат искусствоведения , сотрудница Государственной Третьяковской галереи М.В. Петрова размышляет над полотнами этого цикла буквально с Евангелием в руках. И оказывается, многое в творчестве художника вовсе не однозначно.

Слушать: http://radonezh.ru/radio/2017/05/25/20-38.html

Версия для печати

Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

radonezh.ru

Тимур ДАВЛЕТШИНУранополиты об «алтаре отечества» и святителях Игнатии Брянчанинове и Амвросии Медиоланском

В двух своих статьях («Уранополитизм против патриотизма “Основ социальной концепции РПЦ”» и «Уранополиты и воинствующие атеисты против св. Николая Японского») я уже касался доклада на пастырском семинаре Можайского благочиния иерея Алексея Шляпина «Христианство и патриотизм». Как я уже писал ранее, этот доклад является своеобразным манифестом уранополитизма (модернистского учения, противопоставляющего христианство и патриотизм). Священник А. Шляпин с ходу заявляет, что «патриотизм – это мировоззрение языческое. Это одна из болезней церковного сознания»[1]. Здесь он вовсе не оригинален. Ту же мысль утверждают очень многие уранополиты, включая основателя их течения, о. Данила Сысоева, который заявил следующее: «Служение Родине, как это понимают патриоты – есть чистое идолопоклонство, служение твари вместо Творца»[2].

Свою точку зрения о. Алексей, как ранее до него это делал о. Даниил, попытался обосновать на неверно истолкованных и вырванных из контекста цитатах из Священного Писания и святых Отцов. Судя по всему, он изрядно поднаторел в полемиках с патриотами, которые приводили ему патриотические цитаты наших святых. Но о. Алексей выразил прямое несогласие со святыми патриотами (например, со св. Иоанном Кронштадтским или св. Николаем Японским). Кое-что я привел в прежних статьях, и высказал свои возражения по поводу уранополитического доклада о. Алексея. Сам о. Алексей удостоил вниманием одну из моих статей, высказав, что статья моя носит фрагментарный характер. В этом он был абсолютно прав. Я действительно в своей статье коснулся лишь отдельных фрагментов этого доклада, что совершенно понятно – для того, чтобы досконально разобрать положения этого доклада, мне пришлось бы написать целую книгу.

В этой статье я хочу разобрать еще один важный фрагмент этого доклада, дабы прояснить вопрос с патриотической цитатой св. Игнатия Брянчанинова. Сей святой, потомок славного героя Куликовской битвы Михаила Бренка, известный нам как учитель аскетики, оказывается, тоже был не чужд патриотизма. Это очень хорошо отражено в его переписке с замечательным военачальником Николаем Муравьевым-Карсским, героем Крымской и Кавказской войны. В числе прочего св. Игнатий пишет этому герою:

«В благословенной России, по духу благочестивого народа, Царь и Отечество составляют одно, как в семействе составляют одно родители и дети их. Развивайте в русских воинах живущую в них мысль, что они, принося жизнь свою в жертву Отечеству, приносят её в жертву Богу и сопричисляются к святому сонму мучеников Христовых»[3].

Очевидно, я далеко не единственный и не первый, кто цитировал сию мысль св. Игнатия в полемике с уранополитами. Эта мысль св. Игнатия вызвала несогласие священника Алексея Шляпина. В своем докладе в пункте «Патриотизм святых» (который, по его утверждению, не подтверждается согласием отцов), в подпункте «Разбор примеров», он приводит, наряду с другими патриотическими цитатами русских святых, и эту мысль св. Игнатия как аргумент патриотов, и отвечает на нее: «Приносить что-либо (жизнь) в жертву “Отечеству” – это явное язычество, идолослужение. В этом свт. Игнатий явно погрешает и расходится с позицией древних Христиан, которые разрушили в Риме алтарь “Отечества”»[4].

Понимаю, что святые нередко ошибались, и несогласие с мыслью того или иного святого – не криминал. Правда при этом нужно иметь весьма веские основания. Однако я хочу заметить, что св. Игнатий здесь вовсе не оригинален. Гораздо ранее него подобную же мысль высказывал другой авторитетный святитель – Филарет Московский о воинах, погибших в Бородинском сражении: «Добрая была мысль, посвятить храм Богу на месте, где столь многие тысячи подвизавшихся за Веру, Царя и Отечество положили временную жизнь, в надежде восприять вечную. Те из них, которые принесли себя в жертву, в чистой преданности Богу, Царю и Отечеству, достойны мученического венца, и потому достойны участия в церковной почести, которая издревле воздавалась Мученикам, посвящением Богу храмов над их гробами. Если же некоторые из сих душ, оставляя тело, понесли на себе некоторые тяготы грехов, некоторые нечистоты страстей, и, к своему облегчению и очищению, требуют силы церковных молитв и безкровной жертвы, за них приносимой: то, за свой подвиг, паче других усопших достойны они получить сию помощь»[5].

Не заподозрим ли мы сих великих святителей в язычестве? Или быть может, признаем, что сие «принести в жертву» здесь – не более чем метафора?

Но о каком таком алтаре Отечества, разрушенном древними христианами, говорит о. Алексей Шляпин? Нигде я не обнаружил информации о таком древнеримском языческом божестве, которое бы носило имя Отечество.

Надо сказать, что «честь открытия» языческого бога по имени Отечество вероятнее всего принадлежит не о. Алексею, а о. Даниилу Сысоеву, основателю идеологии уранополитизма. Вот высказывание о. Даниила Сысоева, которое цитируют его последователи в полемиках с апологетами патриотизма: «воздавать божеские почести твари вместо Творца – это и есть идолопоклонство по ап. Павлу (Рим.1). Тот, кто просит меня возложить жизнь на алтарь отечества – призывает меня к тому, с чем боролся св. Амвросий Медиоланский, разрушивший такой алтарь в Риме. Разве сложно заметить, что патриотизм приобрел сейчас все черты “гражданской религии” не только в России, но и в США»[6].

Конечно, воздавать своему Отечеству божеские почести вместо Творца есть идолопоклонство, и с этим никто не спорит. Правда, я не встречал таковых идолопоклонников. Никаких черт «гражданской религии» у нашего патриотизма я не заметил. Я вообще не наблюдаю особенного патриотизма в своих согражданах. И призывов возложить жизнь на алтарь Отечества тоже не слышал. Какой там алтарь отечества, у нас в армии никто почти служить не хочет! Да, есть радикалы, чей патриотизм действительно имеет некий языческий характер. Но этих радикалов – меньшинство и ни о какой «гражданской религии» говорить не приходится. Тем паче, что с государством и гражданским обществом эти радикалы чаще всего не дружат. Но очевидно, по этим радикалам и судил о. Даниил Сысоев о патриотизме в целом.

Я долго и упорно искал информацию о том, какой такой «алтарь отечества» разрушил св. Амвросий Медиоланский. Поиски мои не увенчались успехом. Никакого алтаря отечества в Риме не было. Зато был алтарь Победы, точнее, Виктории (языческой богини), против восстановления которого боролся св. Амвросий. Известно его «Письмо об алтаре победы» (Письмо 18). Для удобства обращусь к Википедии:

«Алтарь победы – алтарь, находившийся в здании римского Сената (Курии) и представлявший собой золотую статую богини Виктории. Алтарь был установлен Октавианом в 29 году до н. э. в честь победы над Антонием и Клеопатрой в битве при Акции. Статуя представляла собой крылатую женщину, держащую в руке лавровый венок победителя. Эта статуя была захвачена римлянами у Пирра в 272 году до н. э.

Алтарь был вынесен из Курии императором Констанцием II в 357 году, возвращен обратно Юлианом Отступником и вновь вынесен Грацианом в 382 году. После смерти Грациана, префект Рима Квинт Аврелий Симмах неоднократно просил императора Валентиниана II восстановить алтарь. Его просьбы сталкивались с сильным противодействием Амвросия, епископа Медиолана, имевшего большое влияние на императора, чья резиденция располагалась в Медиолане. Все просьбы восстановить алтарь отклонялись и в дальнейшем, однако он все же был восстановлен узурпатором Евгением во время его короткого правления в 392–394, а затем уже навсегда вынесен из здания Сената. Дальнейшая судьба алтаря неизвестна»[7].

Уместно ли сравнение метафорического выражения «возложить жизнь на алтарь отечества» с этим самым культом языческой богини Виктории? – Более чем не уверен. Ведь это не более чем образное выражение, подразумевающее бескорыстное служение Родине. И главным образом здесь, очевидно, подразумевают смерть при защите Отечества.

Вернемся к св. Амвросию Медиоланскому. Как мы выяснили, он боролся против алтаря Победы, точнее, Виктории, римской языческой богини, а не алтаря отечества, но, по мнению уранополитов, даже выражение «алтарь победы» указывает на языческий характер патриотизма. Однако внимательное прочтение этого письма указывает на то, что св. Амвросий порицает здесь само язычество, указывая на бессилие языческих «богов» при защите Отечества (хотя на самом деле трудно сказать, все ли войны, упомянутые св. Амвросием, были защитой Отечества). При этом защиту Отечества он считает доблестью. Св. Амвросий пишет:

«Для чего, – говорит он [Рим], – вы [язычники] ежедневно обагряете меня кровью, принося в жертву целые стада невинных животных? Не в гаданиях по внутренностям, а в доблести воинов залог вашей победы. Иным искусством я покорил мир. Моим солдатом был Камилл, который оттеснил победителей – галлов с Тарпейской скалы и сорвал их знамена, уже вознесенные над Капитолием: тех, кого не одолели языческие боги, победила воинская доблесть. А что мне сказать об Атилии, самая смерть которого была исполнением воинского долга? Африканец добыл свой триумф не среди алтарей Капитолия, а в боевом строю, сражаясь с Ганнибалом. Зачем вы так настаиваете на религиозных обрядах наших предков? Я ненавижу веру, которую исповедовал Нерон»[8]. В примечаниях к этому «Письму» поясняется, о каких героях говорит св. Амросий: «Марк Фурий Камилл – легендарный полководец, герой войн, которые вел Рим в кон. 5 – нач. 4 в. до Р.Х. против галлов и италийских племен. Марк Атилий Регул – консул 267 и 256 гг. до Р.Х., герой первой Пунической войны (264–241 гг. до Р.Х.). Попав в плен к карфагенянам, он, по преданию, предпочел мученическую смерть предательству. Под “Африканцем” в письме имеется в виду Публий Корнелий Сципион Африканский Старший – герой второй Пунической войны (218–201 гг. до Р.Х.), победитель Ганнибала» [там же].)

Итак, мы видим, что сие «Письмо» на самом деле более свидетельствует в пользу патриотизма. Из него следует, что победы римлянам принесли не языческие боги, а доблесть воинов, защищавших Отечество (или, по крайней мере, его интересы): «Не в гаданиях по внутренностям, а в доблести воинов залог вашей победы».

Особо прошу обратить внимание на слова: «А что мне сказать об Аттилии, самая смерть которого была исполнением воинского долга?» И задаться следующим вопросом: этот попавший в плен, но отказавшийся предать Родину, и принявший смерть военачальник Древнего Рима, явно вызывающий у святителя Амвросия восхищение, кого нам более напоминает – генерала Власова, пошедшего на службу к Гитлеру, или советского патриота генерала Карбышева, который предпочел мученическую смерть предательству? Между тем, у наших уранополитов именно первый вызывает сочувствие, хотя и не одобряется союз с Гитлером. По словам о. Даниила Сысоева он [Власов] «покаялся в своих грехах, причащался и от Бога больше не отрекался», и вообще: «...согласно Библии государственная измена не включена в список грехов. Так что обвинять Власова в предательстве с точки зрения Библии не правомерно»[9]. Впрочем, на эту тему мною было сказано уже достаточно. Для тех, кто не в курсе, отсылаю к своим статьям «Уранополитизм и церковное осуждение фашизма и коллаборационизма» и «“Ошибка” генерала Власова. Пояснения для уранополитов».

Алтарь Отечества в Риме на самом деле существует и никакие древние христиане (как утверждает о. Алексей Шляпин и утверждал о. Даниил Сысоев) его не разрушали, да и не могли разрушить. Дело в том, что это сравнительно позднее архитектурное сооружение, не имеющее никакого отношения к Древнему Риму. Это – часть монумента Витториано. О нем сообщает Википедия: «Витториано (итал. Il Vittoriano) – монумент в честь первого короля объединённой Италии Виктора Эммануила II. Располагается на Венецианской площади в Риме, на склоне Капитолийского холма. Проект был разработан Джузеппе Сакконив ампирном духе древнеримской архитектуры. Строительство продолжалось с 1885по 1935 годы. Частью монумента является двенадцатиметровая бронзовая конная статуя короля. Под ней находится могила Неизвестного солдата, так называемый “Алтарь Отечества”»[10]. Понятно, что никаких жертвоприношений на этом Алтаре не приносилось и не приносится. Правда, этот монумент украшают статуи каких-то языческих существ, что мы, христиане, никак не можем это одобрить, но это вовсе не означает того, что мы должны отвергать патриотизм как жертвенное служение Родине и приравнивать его к язычеству.

Не могу не признать, что существует действительная опасность подмены христианства патриотической идеологией, в которой Церкви будет отведена роль лишь некоего идеологического отдела, как это произошло с лютеранской церковью в Германии во времена Гитлера. Однако уранополитическая идеология вовсе не избавляет нас от этой опасности. Боюсь, что даже напротив, уранополиты сыграют противоположную роль, дискредитировав христианское учение о Небесном гражданстве. Совсем не исключено, что когда-нибудь, когда это учение будет осуждено, то всякого, кто будет напоминать о том, что Небесное Отечество все-таки важнее земного, и что во Христе нет ни эллина, ни иудея, будут обвинять в «ереси уранополитизма». Хотя я надеюсь на другое – на то, что напротив, полемика патриотов и уранополитов послужит тому, что будут расставлены четкие акценты, которые позволять нам избежать обеих опасностей – уранополитизма и ура-патриотизма.

————————————————————————————

[1] Священник Алексей Шляпин. Христианство и патриотизм. Доклад на пастырском семинаре Можайского благочиния 22.06.2012 г. http://ieralexei.ortox.ru/uranopolit/view/id/1130425

[5] Mитрополит Московский и Коломенский Филарет. Слова и речи, избранные самим проповедником для изданий 1844, 1848, 1861 годов. Слово по освящении храма святаго праведнаго Филарета в Спасобородинском монастыре, при обновлении сей новоучреждённой обители. http://azbyka.ru/?otechnik/Filaret_Moskovskij/slova_1=146

www.blagogon.ru


KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта